Болезни Военный билет Призыв

Таинственные ритуалы бушменов кунг. Из россии за смертью. Возможный ключ к будущему

13.5.2.Бушмены

Образ жизни. Бушмены – их теперь называют сан, были (и отчасти остаются) охотниками и собирателями. Испокон века они кочевали в пустыне Калахари и окрестных полупустынях. Приспособленность бушменов к жизни в пустыне поражали путешественников. Знаток Южной Африки Лоуренс Грин писал о бушменах: «Ни один африканский народ не может сравниться с бушменами в знании природы. Они непревзойденные охотники, знатоки змей, растений и насекомых, они художники и наследники богатого фольклора». Великолепное знание природы, умение добывать воду и находить пищу среди камней и песков позволило бушменам выжить там, где казалось жить невозможно. Обычно бушмены кочуют вблизи источников воды, но когда источники иссякают, они знают, где искать воду. Найдя казалось пересохший источник, они роют в песке яму пока не дойдут до водоносного слоя. Воду собирают в сосуды, сделанные из цельной скорлупы страусовых яиц с отверстием на одном конце. Бушменка берет стебель тростника, привязывает к концу пучок травы и опускает в яму. Взяв в рот свободный конец стебля, женщина создает в зарытом пучке травы род вакуума, благодаря чему вода быстро поднимается по стеблю в рот. По другой тростинке или соломинке вода поступает изо рта в яйцо. Когда нет воды, бушмены выкапывают сочные клубни и корни водоносных растений.

Бушмены делятся на племена, различающиеся по языку, степени сохранности культуры и масштабам смешения с соседями банту (есть «желтые» и «черные» бушмены). Тысячелетиями они вели кочевой образ жизни, но ныне многие племена перешли на оседлость. Бушмены кочуют группами от 10 до 30 (иногда до 50) человек. Группы состоят из родственников и примкнувших друзей, т. е. людей, с кем легко жить и работать. Для жилища бушмены используют шалаши из веток, связанных сверху и покрытых травой или шкурами. В шалашах они хранят личные вещи и спят в жаркое время дня. Ночевать предпочитают на открытом воздухе, располагаясь кругами вокруг костра. В прежние времена огонь добывали трением. Традиционная одежда ограничивается набедренной повязкой. Женщины носят сделанный из цельной шкуры антилопы плащ – каросс, служащий также мешком для переноски продуктов и подстилкой для спанья. Главное охотничье оружие у бушменов лук – острие стрел натирают ядом, получаемым из растений и личинок насекомых. Пользуются и копьем, ставят силки, капканы, роют ямы. Женщины заняты сбором съедобных насекомых, растений, плодов и корней.

Добыча еды. Основную массу пищи – 60–80 %, добывают женщины. У бушменов племени кунг, живущих в Калахари ни границе Ботсваны и Набии, главным продуктом питания являются орехи монгонго. Деревья монгонго дают постоянный и обильный урожай орехов, питательностью и калорийностью превосходящих злаковые культуры. Плодоносят монгонго круглый год. Женщины собирают также ягоды, фрукты, зелень, съедобную смолу, коренья, семена, луковицы, дикие арбузы и дыни (в сезон дождей) – более 100 видов съедобной растительной пищи. Они ищут и находят насекомых (кузнечиков, гусениц, жуков, термитов), дающих до 10 % белковой пищи. Мужчины тоже участвуют в собирательстве, но меньше, чем женщины. Изобилие съедобных растений настолько велико, что бушменам достаточно 20 ч. собирательства в неделю, чтобы обеспечить племя едой. Все же около трети калорий бушмены получают от мясной пищи.

Добыча мяса – дело мужчин. Вопреки популярным романам основную часть мяса бушмены получают не от охоты на антилоп или буйволов с помощью отравленных стрел, а путем добычи мелких млекопитающих, многие из которых живут под землей. Здесь главными орудиями охоты становится щуп, длинная полка с крючком на конце и силки. Помощниками в охоте являются отлично обученные собаки. Бушмены непревзойденные следопыты. По следам они определяют вид животного, его возраст, состояние здоровья, как давно оно прошло, в какое время дня оставило следы, и голодное животное или сытое. По следам охотники преследуют ценную дичь (какой-нибудь вид антилопы). Сложнее всего подобраться к добыче, ведь бушменский лук эффективен не дальше, чем на 35 м. Сделав удачный выстрел, охотник поступает на первый взгляд странно: он отправляется на стоянку, где спокойно ложится спать. На другой день, захватив подручных для переноса добычи, охотник отправляется на место выстрела, а затем по следам находит убитое животное. Дело в том, что легкая бушменская стрела не убивает, а переносит яд, и у охотника есть время отдохнуть, пока яд сделает свое дело.

Любопытно, что удачливого охотника отнюдь не хвалят, и сам он всячески принижает свой успех. В книге Ричарда Ли бушмен Гауго объясняет как должен вести себя охотник, убивший крупного зверя: «Скажем, человек охотился. Он не должен придти домой и заявить как хвастун: «Я убил что-то большое в буше!». Он должен сначала сесть и помолчать, пока я или кто-то еще не подойдет к его костру и не спросит: «Что ты видел сегодня?». Он отвечает спокойно: «Я не гожусь для охоты. Я вообще ничего не видел… может быть что-то маленькое». Тогда я в душе улыбаюсь, потому что знаю, он убил что-то большое». Пренебрежение к добыче выражают и мужчины, отправившиеся перенести мясо в лагерь. Они высмеивают добычу, говорят, что не стоит нести домой эту кучу костей, а охотник с ними соглашается и предлагает, бросив все гиенам, начать новую охоту. Этот древний обычай направлен на смирение гордыни охотников и поддерживает равенство членов племени. Принято благодарить не охотника, а дух убитого животного. Печень животного мужчины съедают на месте охоты, так как считается, что она содержит яд, опасный для женщин.

Питание. Вопреки домыслам о «жалких дикарях», загнанных в пустыню (где они всегда жили), бушмены питаются лучше не только жителей Черной Африки, но жирных американцев из «Золотого миллиарда». При малом росте бушмены получают 2355 калорий и 96,3 г. белка в день, что превышает средние стандарты ВОЗ. При этом еда сбалансированная – 2/3 растительной и 1/3 животной пищи, содержит все необходимые витамины и не содержит ненужных организму очищенных углеводов (белого хлеба, полированного риса, сахара), маргарина и напитков типа колы. Добыча еды и прочий труд по хозяйству занимает у бушменов мало времени. Ричард Ли подсчитал, что женщины доба тратят в неделю 12,6 ч. на собирательство, 5,1 ч. на изготовление одежды и утвари, 22,4 ч. на приготовление пищи и домашнее хозяйство; всего 40,1 ч. Мужчины трудятся немного больше: 21,6 ч. уходит на охоту и собирательство, 7,5 ч. на изготовление и ремонт оружия и орудий охоты, 15,4 ч. на домашнюю работу; всего 44,5 ч. в неделю. Для сравнения, средний американец или канадец тратит на домашнее хозяйство около 40 ч. в неделю (при всех стиральных машинах), да еще работает минимум по 8 ч. пять дней в неделю, т. е. еще 40 ч. в неделю. У бушменов явно больше свободного времени, чем у американцев, но досуг они тратят не на телевизор или интернет, а на живое общение.

Социальная жизнь. У бушменов, как и у пигмеев, нет вождей и старейшин. Сообщения о бушменских вождях основаны на недоразумениях. Решения принимают сообща с общего согласия, причем женщины участвуют в обсуждении наравне с мужчинами. Общество бушменов – общество равных. Все добытое на охоте и собранное женщинами делится между членами рода. Главное занятие бушменов в свободное время – это общение. Люди постоянно ходят в гости – перемещаются с одной стоянки на другую. Там они встречаются с друзьями, обмениваются подарками и наравне с членами семьи пользуются добытой общими усилиями пищей. Большую часть времени хозяева и гости проводят в беседах; они много шутят, поют, играют на музыкальных инструментах, танцуют священные танцы.

Брак и семья. Родители договариваются о помолвке детей, когда они еще маленькие. Учитываются ограничения, препятствующие заключению брака: слишком близкое родство и совпадение имени жениха с именами родственников невесты (то же для невесты). Для закрепления помолвки родители обмениваются подарками. Фактический брак происходит, когда жених и невеста уже подросли. Мальчики женятся в 18–25 лет, девочки выходят замуж в 12–16 лет. Родители невесты окончательно соглашаются отдать дочь замуж, лишь присмотревшись к жениху. Он должен удовлетворять двум основным требованиям: быть хорошим охотником и не быть задирой, склонным к дракам. Первый брак начинается с инсценировки похищения. Невесту силой уводят от родителей и приводят в хижину жениха. На другой день молодых умащивают смесью орехового масла и ароматных семян. Женщина Тва делится с Ричардом Ли подробностями предстоящей женитьбы юноши Тома и ее дочери Куши:

«Когда Тома придет с востока, мы устроим женитьбу. Сначала построим дом, где им жить. Затем Тома зайдет в хижину и будет ждать, а мы – «матери» и «бабушки» пойдем и приведем Куши. Она будет плакать и плакать, сопротивляться, драться и кричать на нас. Иных девушек приходится относить на спине. И все время мы говорим ей: «Этого мужчину мы даем тебе. Он не чужой: он наш мужчина и хороший мужчина; он не причинит тебе вреда, и мы, твои тунси («матери»), будем рядом с тобой в этом селении». Когда она немного успокоится, мы войдем в хижину и сядем вокруг костра для беседы. Потом всем захочется спать; мы уйдем, оставив с дочерью старшую девушку: они будут вместе спать, так что Куши ляжет между подругой и мужем. На следующее утро мы помоем и покрасим их. Мы помоем мужа и жену смесью масла монгонго и семян дыни тцама. И покрасим с головы до пят красной мазью».

Далеко не всегда умыкаемая невеста сопротивляется понарошку. Ведь ее не спросили, когда родители договаривались о браке. Теперь настал ее час, и если невеста упорно выражает недовольство, то брак не состоится. Никто не будет принуждать девушку жить с нелюбимым. Факт, что почти половина первых браков сразу распадается, говорит о том, что бушменские девушки умеют за себя постоять. Браки, где девушка только притворялась недовольной, длятся долго, до смерти одного из супругов. Муж и жена взаимно привязаны, хотя проявлять чувства не принято: супруги предпочитают шутить и поддразнивать друг друга. По оценке антрополога Лорны Маршалл число разводов в таких браках не превышает 10 %. При разводе супруги расстаются по-хорошему, обычно между ними сохраняются добрые шутливые отношения. Собственно говоря, брака и развода в «цивилизованном» понимании у бушменов нет: просто люди живут вместе или прекращают совместную жизнь.

У бушменов преобладают моногамные браки. Из 131 обследованных женатых мужчин 122, т. е. 93 %, имели одну жену, 6 мужчин имели двух жен, один жил с тремя женами, и двое делили общую жену. Все многоженцы были знахарями: у бушменов считается, что знахари обладают особой силой, и жены гордятся такими мужьями. Остальные мужья и рады завести вторую жену, но им препятствуют жены. А с женами у бушменов считаются. В пожилом возрасте многие бушмены остаются одни в связи со смертью мужа или жены и вынуждены вступить во второй брак.

Сексуальные традиции. Дети у бушменов до 7-8-и лет бегают голые. Они наблюдают за не слишком скрытым сексом родных и соседей и начинают им подражать, сначала в играх. По мере взросления сексуальные игры сменяются групповым подростковым сексом. Большинство мальчиков и девочек занимаются сексом с 15 лет. Поэтому сопротивление невесты, когда ее отводят в хижину жениха, никак не связано с боязнью потерять невинность. Семейные пары чаще всего приступают к сексу вечером у догорающего костра. Они лежат на боку, обратившись к огню, – мужчина сзади женщины. Молодежь занимается сексом днем в буше. Их позы разнообразны: юноша сверху или девушка сверху, сближение спереди и сзади. Бушменки хорошо знают, что такое женский оргазм и используют для него слово, обозначающее вкус дикого меда. У бушменов нет орального и анального секса, прерывания секса и садомазохистских развлечений, свойственных «цивилизованным» людям. До недавнего времени они не знали, что такое изнасилование. Теперь, с завозом спиртных напитков, случаи появились.

Гомосексуализм не распространен среди бушменов, хотя иногда встречается. Изредка им занимаются дети и подростки, еще реже – взрослые, женщины и мужчины. Но мужской гомосексуализм встречается чаще, чем женский (лесбиянство). По наблюдения Ричарда Ли из шести мужчин и двух женщин, имевших гомосексуальные отношения, все состояли в браке, т. е. все были бисексуальны. Прочие бушмены относятся к подобным людям со смесью изумления и любопытства, но без всякой вражды.

Бушмены сегодня. В наши дни идиллическая жизнь бушменов в Калахари подходит к концу. Все чаще они вступают в контакт с цивилизацией, причем ее проводниками выступают черные африканцы. Вооруженные огнестрельным оружием, они занимаются охотой на еще многочисленных животных Калахари, лишая бушменов источника мяса. Взамен банту – гереро и бечуаны, нанимают бушменов проводниками и отдают им остатки добычи. Они используют бушменов и как пастухов при выпасе стад, но собственного скота у бушменов нет. Черные африканцы охотно берут в жены бушменок, миловидных в молодости. Кроме красоты, бушменки еще и бесплатны, ведь за них не требуется платить выкуп родителям. Сами банту своих девушек за бушменов не отдают.

Бушмены – низкорослый народ, однако сложены они пропорционально. А вот какого цвета у них кожа, сразу определить трудно. В Калахари тратить воду на мытье – непозволительная роскошь, и поэтому «естественные наслоения» мешают выяснить этот вопрос. Ясно только то, что бушмены гораздо светлее пигмеев и своих соседей – банту и что они имеют кожу желтоватого оттенка, свойственную жителям Южной Азии. О них же напоминает и специфическое строение лица охотников Калахари: широкие скулы, обусловленный эпикантусом узкий разрез глаз и немного припухшие веки.

Облик молодых бушменок преисполнен обаяния. Известный датский этнограф Йене Бьерре в своей книге «Затерянный мир в Калахари» пишет, что повидав много африканских племен на всем континенте, он не встречал никого красивее девушек – бушменок. «У них отсутствуют крупные, как у негров, черты лица, а женственность подчеркивается стройностью ног и нежностью рук превосходной формы. Красивую шею сплошь и рядом венчает очень привлекательная головка, напоминающая по форме сердце, и эта физическая привлекательность еще больше выигрывает от обычной для них милой проказливости».

Как не похожи взрослые бушменки на своих очаровательных юных соплеменниц!

У них чрезмерно развиты бедра и ягодицы – гораздо в большей степени, чем у женщин других африканских народов. В результате ненормального питания живот у бушменок постоянно раздут. Поэтому многие бушменские племена, стремясь выделить пользующихся у них особым уважением беременных женщин, обмазывают их золой или охрой. Быстро стареют и бушменские мужчины: к тридцати пяти годам их тела покрываются глубокими морщинами, кожа обвисает.

Кто эти люди, веками кочующие по неприветливой Калахари, испытавшие на себе влияние других народов, но ведущие в ХХ веке жизнь охотников и собирателей доземледельческой эпохи? Какова окутанная тайной история этих бродячих отшельников, разгадка которой может дать ключ к пониманию великих древних миграций народов Африки?

Властители пустыни

Бушмены – небольшая группа охотничьих племен Южной Африки. У них сохранились наиболее архаичные формы социально-экономического строя, а вместе с этим и религии. Сейчас это уже остатки гораздо более многочисленного древнего населения этой части Африки, оттесненного более поздними пришельцами, земледельческими и скотоводческими народами.

Голландско-бурская и английская колонизация XVII-XIX вв. привела к истреблению и гибели большинства оставшихся к тому времени бушменских племен. Когда-то племена бушменов были разбросаны по всему побережью пустыни Намиб в юго-западной Африке, от берегов реки Кунене до реки Оранжевой, а еще раньше они обитали на большей территории африканского континента.

У бушменов нет понятия частной собственности. Они считают, что все то, что растет и пасется в пределах территории их обитания, принадлежит всем. Эта философия стоила жизни многим тысячам «кустарниковых людей». За одну убитую бушменами корову убивали 30 бушменов. Затем, когда эта жесточайшая мера не помогла, фермеры-колонизаторы организовали несколько карательных экспедиций против бушменских племен, уничтожая их, как диких зверей. На них устраивали облавы, используя специально притравленных собак, сжигали сухой кустарник вместе со спрятавшимися в нем бушменами. В колодцы, находящиеся в пустыне, которыми пользовались бушмены, сыпали сильнодействующий яд. Вокруг одного из таких колодцев однажды были обнаружены 120 трупов бушменов, попробовавших отравленную воду. Их уничтожали буры, голландцы, немцы, англичане. Это было в начале века, но и в конце его мало что изменилось.

Рыжие африканеры в борьбе против партизан СВАПО широко использовали апробированный метод отравления водоисточников. Партизаны, в их рядах были и представители бушменских племен, прежде чем испить воду из колодца, давали попробовать ее пленным, если таковые были у них на тот момент, или собакам. Не надо негодовать и возмущаться жестокостью чернокожих, растиражированной средствами западной информации, когда отравленная стрела уносит на тот свет отдельных белых поработителей. Европейцы, колонизировавшие Африку, заслуживают такого отношения к себе, если еще не худшего.

Бантуязычные племена Анголы и Намибии – куаньяма, идонго, гереро, амбуела и другие, являясь скотоводами, боготворят своих домашних животных. И если бушмены начинают охотиться на их коров и коз, возникают серьезные проблемы. Потеряв корову, они похищают молодую бушменку, делая ее бесправной «последней» женой, другими словами, полурабыней. Молодые бушменки красивы, большие любительницы танцев и песнопений.

У бушменов нет вождей, как в других африканских племенах. Находясь в условиях постоянного полуголодного бродяжничества по пустыне, они не могли разрешить себе такую роскошь, как существование вождей, колдунов и знахарей, живущих за счет общества. Вместо вождей у бушменов старейшины. Их выбирают из числа наиболее авторитетных, умных, опытных членов рода, и они не пользуются никакими материальными преимуществами.

Вода – основа основ жизни в пустыни Намиб и Калахири . В переводе на русский язык Калахири означает «мучимая жаждой». В пустыне нет воды, но подземные воды всегда есть. Бушмены добывают ее всюду, выкапывая неглубокие ямы, выводя на поверхность с помощью стеблей растений или высасывая влагу через эти стебли. Иногда бушмены отрывают колодцы глубиной в шесть и более метров. В некоторых колодцах вода держится относительно долго, а в других исчезает через несколько дней. Среди бушменов есть старики, умеющие находить исчезнувшую воду. У каждой группы бушменов в пустыне есть секретные колодцы, тщательно заложенные камнями и засыпанные песком так, чтобы ни малейший признак не выдал место нахождения драгоценнейшего хранилища.

У этих людей есть многое из того, что утратили мы, жители городов. Чувство взаимопомощи у них развито необычайно сильно. Например, ребенок, найдя в пустыне сочный плод, не съест его, хотя никто бы этого и не увидел. Он принесет находку в стойбище, и старшие разделят его поровну. И в то же время, когда племя бушменов откочевывает в новый район в поисках диких животных и растений, глубокие старики, не способные идти вместе с племенем, остаются на старом месте, их бросают, чтобы не тащить по пустыне: «Незачем ждать много лун подряд, пока старик или старуха умрет или поправится».

Бушмены верят в загробную жизнь и очень боятся умерших. У них существуют особые обряды захоронения покойников в землю, но культа предков, господствующего у более развитых африканских племен, у них нет. Наиболее характерная черта в религии бушменов как охотничьего народа – промысловый культ. С молитвами о даровании успеха на промысле они обращаются к разным явлениям природы (к солнцу, луне, звездам) и к сверхъестественным существам. Вот одна из таких молитв: «О луна! Там, в высоте, помоги мне убить газель. Дай мне поесть мяса газели. Помоги мне этой стрелой поразить газель, этой стрелой, этой стрелой. Помоги мне наполнить желудок».

С такой же молитвой обращаются бушмены к кузнечику-богомолу, который называется цг‘аанг или же цг‘аанген, то есть господин. «Господин, приведи мне самца гну. Я люблю, когда у меня сытый желудок. Господин! Пошли мне самца гну!»

Язык у бушменов очень труден для произношения европейцам. У них нет числительных: один и все, а дальше – много. Говорят они между собой очень тихо, видимо, привычка первобытных охотников, чтобы не вспугнуть дичь. Кочуя по пустыне в поисках съедобных растений или преследуя антилоп , бушмены не задерживаются на одном месте. Там, где их застает ночь, они роют неглубокую яму, с наветренной стороны строят заслон из травы, хвороста, веток кустарника и укладываются на ночлег. Обычно свой табор они устраивают среди кустарника, за что, видимо, и получили от европейцев название – «кустарниковые люди», то есть бушмены. Постоянное жилье бушменов незначительно отличается от временного. Они строят его, используя те же подсобные материалы с применением шкур антилоп. Бушмены – кочевники, и когда иссякает пища, они покидают это место и уходят в поисках ее дальше.

Устроив новое стойбище, женщины совершают большие переходы в поисках страусовых яиц . Их содержимое аккуратно выпускают через маленькое отверстие, проделанное каменным шилом, а скорлупу оплетают травой. Из страусового яйца бушмены изготовляют фляги для воды, без которой ни один бушмен не отправится в путь. Дети вместе с матерями собирают осколки скорлупы от яиц (после вылупления страусят), тщательно их шлифуют, придавая овальную форму, острой костью просверливают отверстие в центре овала и нанизывают на сухожилие. Таким образом изготовляют бусы, серьги, подвески и мониста. Используют также при выделке шкуры диких животных, украшая орнаментом.

У бушменов нет своего скота, поэтому не умеют обращаться с домашними животными. Лишь те из них, кто работал на фазендах и фермах белых, научились, например, доить коров. Если представляется возможность, бушмены сосут молоко коров и коз прямо из вымени. Бывают случаи, когда бушмены находят в пустыне самок антилоп орикса и сосут молоко вместе с телком. Случай невероятный, но такое взаимопонимание имеет место. Они объясняют это «пониманием антилопы желаний бушмена, просящего молоко».

Никто в Африке не может сравниться с бушменами своим знанием природы. Бушмены – непревзойденные охотники и следопыты, художники и знатоки змей, насекомых и растений. Они лучшие танцовщики, наделенные удивительной способностью к подражанию. Существует поверье, что бушмены понимают «язык» бабуинов (павианов). Понятно, язык бушменов ничего общего не имеет с «языком» бабуинов, но все же это первобытный, древний язык, его нельзя отнести ни к какой языковой группе.

Однажды, наблюдая в оптику за действиями бушмена при общении с самкой орикса, я подумал, что наши далекие предки, видимо, вот так же, как этот бушмен, жили среди дикой природы и приручили собаку, корову, козу, лошадь, свинью и других животных, которые сейчас называются домашними. Наши выдающиеся зоологи и охотоведы делали и делают тщетные попытки приручить диких животных, например лося, зубра, волка, но результаты их усилий мизерные – от человека не так «пахнет». Видимо, разорваны незримые нити, связывающие человека с животным миром, с природой. Мне показалось, что, займись сейчас бушмены «плановым одомашниванием» диких животных, они бы получили феноменальные результаты. Цивилизованный человек не ладит с пугливыми дикими животными, их могут с успехом одомашнить только люди, стоящие на той же ступени, что и наши далекие предки, приручившие теперешних домашних животных.

Современные исследователи Африки называют бушменов «властителями пустыни». С этим трудно не согласиться. Мы же их в шутку называли «примитивными коммунистами». В естественных условиях бушмены физически самые крепкие люди, с которыми когда-либо приходилось сталкиваться врачам. Мне вспоминается случай, когда раненного в живот бушмена товарищи по оружию на импровизированных носилках тащили «семь лун» (семь суток), после чего только через двадцать часов представилась возможность его оперировать. Наш хирург вырезал полтора метра кишок, зашить же не представлялось возможным. По словам хирурга, с таким ранением белый погиб бы через 24 часа. Бушмен перенес операцию, и через две недели его можно было видеть среди выздоравливающих, весело болтавшим и пританцовывающим.

Бушмены не придают значения даже серьезным ранениям. Врачи иногда делали операции без наркоза, и в это время оперируемые бушмены оживленно переговаривались. В одном поселении бушменов мы увидели старого бушмена-инвалида, у него не было ступни. В детстве он попал ногой в стальной капкан. Бушмен понимал, что если он не освободится из него, то станет добычей леопарда . Разжать стальные дуги капкана у него не было сил, и он отрезал по сухожилию свою ступню. Потерял много крови, но остался жив.

О живучести бушменов говорит и тот факт, что, когда группа бушменов кочует по пустыне и в этот момент одну из бушменок застают роды, она просто на некоторое время покидает группу, а затем с родившимся ребенком догоняет ушедших вперед сородичей. Бушменки кормят грудью детей несколько лет, и до следующих родов он сосет грудь матери, а следующие роды могут быть через три или четыре года. По законам пустыни мать бушменка убивает новорожденного, если он родился раньше указанного времени, чтобы дать возможность выжить предыдущему ребенку.

Бушмены не имеют своего скота, мясо они добывают эпизодически, а ягод, кореньев, ящериц и термитов им тоже не хватает. Среди бушменов отмечается большая детская смертность. В отличие от скотоводческих африканских племен, где может быть до восьми жен, в семье бушмена можно встретить 2-3 детей, причем разница в возрасте между ними значительная. Семьи, где было бы 5 детей – большая редкость. Но выжившие дети становятся почти неуязвимыми к болезням и легко переносят голод, если случается. Бушмены не болеют эпидемическими болезнями, поражающими европейцев, если живут свободно. У них есть свои лекарственные травы и коренья. От головной боли, например, они используют корни специальных растений, греют на костре и прикладывают к голове.

В пищу бушмены используют все. Пекут на углях саранчу и крылатых термитов , ящериц, гусениц и многоножек. Едят корни и плоды дикоросов, но самое любимое блюдо бушменов – мясо. Если оно есть у бушмена – это счастье. А аппетит у него отменный: несмотря на очень низкий рост и хилое телосложение, желудок бушмена может вместить невероятное количество мяса. Он способен, видимо, растягиваться, как резиновая камера. Антилопу средних размеров семья бушменов может съесть за один прием, едят, как волки, несколько часов.

Для бушменских женщин характерна стеатопигия – несоразмерно развитые ягодицы и бедра. Сама природа позаботилась, чтобы на бедрах и ягодицах бушменок был большой слой подкожного жира, который способствует выживанию в голодное время. Ни один народ не смог бы жить в тех условиях, в которых живут бушмены: голая пустыня, где нет воды и пищи, температура днем держится на отметке +50 С. Уши опухают от испепеляющего солнца пустыни и становятся похожими на разварившиеся вареники, из-за нестерпимой жары во рту появляется «известковая» сухость. Все время тебя преследуют миражи: то изумрудные рощи, то бирюзовые озера. И в этих забытых Богом диких местах находишь вдруг следы, но это уже не мираж. Это следы бушменов, которые постоянно живут в этих местах.

Даже дети, которых матери несут на спине, поскольку они еще слишком малы, чтобы самостоятельно идти вместе с родителями, могут пить горькую и вонючую воду, как антилопы, потому что знают – расстояние между этим и следующими источниками воды очень большое. В саванне во время сухого сезона, когда в течение шести месяцев с неба не упадет ни одной капли воды, все источники высыхают. Остаются лишь отдельные ямы, подступы к ним испещрены следами различных животных – и крупных, и мелких. Вода в этих ямах становится буро-зеленого цвета. К ней идут, летят и ползут утолить жажду все: слоны , буйволы и жирафы , аисты и вороны, ящерицы и вараны, мухи и пауки. Я не знаю, сколько в ней всяких «палочек» и «столбиков». Один раз можно все же испить эту жижу, но всю жизнь? Это просто невероятно, а бушмены пьют, живут и здравствуют.

Бушмены знают противоядия против ядовитых змей и скорпионов. Некоторые бушмены глотают яд ядовитых змей и скорпионов, тем самым вырабатывая иммунитет. От укусов ядовитых гадов они используют корень ползучего растения. Называют они это растение зоокам. Семена его они тоже используют как противоядие. На месте укуса делается разрез ткани. Тот, кто отсасывает яд, если это не может сделать укушенный, пережевывает во рту этот корень, превращая его в кашицу, оставляет во рту и высасывает яд из разреза раны. Бушмены носят этот корень всегда с собой на шее в специальной сумочке, чтобы незамедлительно использовать в случае укуса.

Для охоты на диких зверей бушмены широко используют отравленные наконечники стрел. Их они смазывают. Стрелы со смазанными змеиным ядом наконечниками, являются грозным оружием. Ни одному животному не удается выжить, если этот яд попадает в кровь. Каждое племя бушменов имеет свои рецепты приготовления ядов. Кочуя по саванне и пустыне, бушмены отыскивают растения, необходимые для их изготовления. Компонентами яда могут служить и совсем неядовитые растения, но смешивая сок, пыльцу этих растений с другими, получаются смертоносные рецепты, не уступающие по своей силе яду кобры или мамбы. Бушмены, добывающие дичь при помощи отравленных стрел, не всегда вырезают место, куда попала стрела: они считают, что мясо вокруг раны наиболее вкусное. Стрелы бушменов без оперения. Они подкрадываются к животному на очень близкое расстояние и пускают стрелы. На короткой дистанции они, не теряя направления, точно попадают в цель. Отравленные наконечники некоторые бушмены делают из кости, но большинство используют для охоты металлические, хранят и носят в специальных пеналах или кожаных сумках. При стрельбе они соединяют наконечник стрелы с древком, которое может быть из тростника или выточенного дерева. Стрелы у всех охотников юга Африки – это настоящее произведение искусства. Тонкие, легкие, выточенные из дерева, с нанесенным орнаментом темно-коричневого или цвета охры. Луки же примитивные, но надежные.

Натягивают бушмены тетиву двумя пальцами: указательным и средним. Бушмены учили меня стрельбе из своих луков. Сначала мне казалось, что это очень просто, и я попробовал натянуть тетиву большим и указательным пальцами, но из этого ничего не получилось. Лук достаточно тугой, и таким способом натянуть его у меня не хватило сил. Они показали, как надо натягивать лук, и у меня получилось – стрела полетела в сторону цели. Чтобы обращаться с бушменским луком, нужна длительная тренировка и навык. Съемные наконечники бушмены используют, чтобы надежнее поразить добычу.

Бушмены охотятся и скрадывают животное в кустарнике (буше), и при жестком соединении наконечника с древком стрела может выпасть из тела животного, которое после ранения несется по кустам, цепляя стрелой за сучья и ветки. Наконечник же, насаженный свободно на древко, всегда остается в теле, и яд надежно отравляет кровь жертвы. У этого племени существует интересный способ отравлять копытных, в основном антилоп , которые приходят на водопой. Для этого они используют ядовитое растение зупорбия канделабра. Источник воды бушмены загораживают забором из сухого колючего кустарника, рядом с ним роют яму в земле и по канавке заполняют водой, набрасав туда ветки ядовитого растения. Выделяющийся сок покрывает воду пеной. Антилопы приходят к источнику, и, видя заграждение, начинают тыкаться в поисках подступа к воде. Найдя ее, пьют из отравленной лужи. Все зависит от количества воды и веток зупорбии. Если яда достаточно, то антилопа может пасть недалеко от источника. Добычей становятся даже такие крупные животные, как зебра или антилопа гну. Мясо отравленных таким способом животных не ядовито.

Охотясь на страусов , антилоп , зебр , бушмен всегда использует соответствующую маскировку и свою способность подражать движениям животных. Для страусов он использует их шкуру. Высоко подняв на палке голову птицы, входит в центр стаи страусов, на ходу передергивая перьями, как это делают птицы. крадывая антилоп, бушмен обязательно использует куст сухой травы или кустарника, такого, какой окружает пасущихся антилоп. Охотясь, бушмен проявляет исключительное терпение. Если он ранил антилопу, преследует ее иногда в течение нескольких дней, но никогда не расстанется со своим трофеем. При этом он тропит зверя без отдыха, находя следы даже на каменистом грунте, где практически ничего не видно.

Бушмены никогда не держали скота. Единственным домашним животным, которое всегда сопровождает бушмена, является собака. Видимо, это животное служит бушмену тысячелетия. Бушменские собаки – это дворняжки светло-коричневого окраса, с темным или черным ремнем на спине, со стоячими ушами, продолговатой мордой, величиной с нашу русскую гончую. Собака злобная. Безмолвно бушмен и его собака передвигаются по пустыне, как тени. Почуяв опасность, собака лишь слегка тявкнет, предупреждая хозяина.

Бушмены относятся к самым низкорослым народам на земле, но они не карлики. Очень пропорционально сложены, их физическая сила несоразмерно велика по сравнению с их ростом. Бушмены чем-то похожи на монголоидов из-за своих глаз. Знойный климат сделал их глаза узкими и собрал вокруг них характерные складки. Цвет кожи у них варьирует между темно-желтым и шоколадным. У мужчин на лице редкие усы и бородка.

Бушмены, работающие на сельскохозяйственных фермах, научились ловко ездить верхом на лошадях и на них охотятся на антилоп. Нагнав животное, бушмен на полном скаку спрыгивает с лошади и сыромятным ремнем душит свою добычу. Они удивительно быстро научились пахать, управлять волами.

Бушмены не такие уж простаки, какими бы первобытными они ни были. Когда спросили одного древнего бушмена, сколько ему лет, старик ответил: «Я молод, как самое прекрасное желание моей души, и стар, как все несбывшиеся мечты моей жизни».

В настоящее время бушмены не занимаются живописью и ничего не могут сказать о рисунках, оставленных их предками. Однако есть достоверные данные, что еще в конце позапрошлого и начале прошлого столетия бушмены занимались рисованием. В многочисленных пещерах находятся изумительные наскальные рисунки неизвестных художников. На стенах изображены буйволы, огромные черные фигуры людей, газели и птицы, страусы и гепарды, антилопы канна. Поздние художники добавляли к ним других персонажей: людей с мордой крокодила, полулюдей-полуобезьян, танцующих людей и ушастых змей. Эти наскальные рисунки представляют собой самые реалистические изображения, известные ученым.

По своей природе бушмены очень правдивы. Они не умеют лгать и лицемерить. Долго помнят обиды. У бушменов нет точного представления о времени, они не знают, что такое деньги, не заглядывают в будущее. Если у них есть вода и мясо, в Африке нет более счастливых людей, чем бушмены. Это настоящие дети дикой природы. Оставь бушмена одного в пустыне, голого, с пустыми руками, и он раздобудет себе пищу, воду, одежду, высечет огонь и будет жить обычной жизнью. огда видишь бушменов в их родной обстановке, ты видишь своих далеких предков.

Отрекся ли Чарльз Дарвин в конце жизни от своей теории эволюции человека? Застали ли древние люди динозавров? Правда ли, что Россия – колыбель человечества, и кто такой йети – уж не один ли из наших предков, заблудившийся в веках? Хотя палеоантропология – наука об эволюции человека – переживает бурный расцвет, происхождение человека до сих пор окружено множеством мифов. Это и антиэволюционистские теории, и легенды, порожденные массовой культурой, и околонаучные представления, бытующие среди людей образованных и начитанных. Хотите узнать, как все было «на самом деле»? Александр Соколов, главный редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, собрал целую коллекцию подобных мифов и проверил, насколько они состоятельны.

На всякий случай нужно пояснить: бушменами называют немногочисленные племена охотников-собирателей, являющихся коренным населением Южной Африки. Вместе с готтентотами-скотоводами бушмены образуют так называемую капоидную расу. Сейчас на Западе название «бушмен» (дословно – человек из кустарника), как и готтентот, считается неполиткорректным – такое название дали аборигенам колонисты-европейцы. Вместо этого используется слово «койсан» (сан – самоназвание бушменов, кой – самоназвание готтентотов). «Визитная карточка» койсанов – знаменитые «щелкающие языки», называемые так потому, что в них в качестве согласных используются, помимо привычных нам звуков, щелчки – т. н. «кликсы». Это уникальная черта койсанских языков, не встречающаяся больше почти нигде.

Самих бушменов европеец может спутать с неграми – но только на первый взгляд. Лицо бушменов резко уплощено, скулы выступают – эти черты отличают их от других обитателей Африки и иногда трактуются как «монголоидность». Губы у койсанов более тонкие, а кожа светлее, чем у негров, и рано покрывается морщинами.

Надо сказать, что койсаны – далеко не однородная группа. Готтентоты антропологически отличаются от бушменов; между первыми и вторыми существуют промежуточные группы; койсаны, разумеется, смешивались с окружающими племенами. Сами слова «бушмены», «готтентоты», «койсаны» обозначают скорее не антропологические, а языковые и хозяйственно-культурные общности, и в связи с этим нередко возникает путаница. Очень подробно и обстоятельно рассматривает этот вопрос С. В. Дробышевский в своей книге «Происхождение человеческих рас» . Дальше я буду для краткости использовать слово «бушмены» как, вероятно, самое привычное читателям этой книги.


планеты »" class="img-responsive img-thumbnail">

Колоритная внешность, первобытный образ жизни, да еще и щелкающий язык. Бушменский народ – прекрасный кандидат на роль «древнего предка всех людей».

Неудивительно, что разговоры об «очень-очень древних бушменах – предках человечества» велись с XIX в. Изучением бушменов активно занимались южноафриканские антропологи, в том числе те самые, которые подарили миру австралопитеков – в частности, Раймонд Дарт. Кстати, впоследствии работы по антропологии коренных народов Южной Африки ставили Дарту в вину, называя этого видного ученого «пособником апартеида», хотя оснований для этого нет никаких.

Идея о бушменах как предках всех Homo sapiens попала и в советские книги. Не может не умилять простота, с которой в работе палеонтолога Марии Павловой (1929 г.) строится (на основании сравнения нижних челюстей) эволюционная схема – видимо, позаимствованная у Марселина Буля:

1) дриопитек;

2) шимпанзе;

3) готтентот;

4) француз.

Но особенно популярной идея, что бушмены – предки человека, стала в связи с генетическими исследованиями последних десятилетий.

Напомню: анализ ДНК представителей разных рас показал, что ближе всего к корню родословного дерева человечества находятся африканские группы. Наиболее древние линии при этом были обнаружены у бушменов. Кроме того, генетически бушмены оказались максимально удалены от всех прочих человеческих групп – в том числе и от африканских! А внутри самих бушменов (при их небольшой численности, порядка 100 000 человек) обнаружилось чрезвычайное генетическое разнообразие, сравнимое с разницей между европейцами и монголоидами. Известно, что при удалении от центра видообразования разнообразие должно уменьшаться. А у бушменов оно максимально. Итак, Южная Африка – колыбель Homo sapiens , а бушмены – наши прародители?

Некоторые традиции современных бушменов, по археологическим данным, восходят прямиком к началу позднего каменного века и имеют прямые параллели с культурами, бытовавшими на этой территории более 40 000 лет назад.

Материальная культура современных бушменов включает, например:

Охоту с луком и отравленными стрелами (с костяными наконечниками);

Использование палок-копалок с каменными утяжелениями;

Бусы из скорлупы страусовых яиц, применяемые, в частности, для ритуального обмена дарами между племенами;

Палочки с насечками, используемые для счета, и т. д.

Находки такого рода были сделаны в 2012 г. в южноафриканской пещере Бордер Кейв, в слоях возрастом около 40 000 лет .

Пещера Бордер Кейв отличается уникальной сохранностью археологических материалов – прежде всего, благодаря экстремально сухому климату.

Здесь обнаружены:

Несколько костяных наконечников стрел;

Кости с насечками. На одной из них видны четыре последовательные серии из 29 меток, выполненных разными инструментами. Что подсчитывал древний охотник?

Бусы из скорлупы страусиных яиц и просверленные раковины;

Палка-копалка;

Палочка с ядом! Под микроскопом на конце палки обнаружились следы чего-то темно-оранжевого. Химический анализ выявил наличие рицинолевой кислоты. А ведь протеин рицин, содержащийся в касторовых бобах (плоды клещевины), является одним из самых опасных естественных ядов. Палочка очень напоминает «аппликаторы», которыми бушмены Калахари наносят яд на наконечники стрел;

Кусок органического материала, обвязанный веревкой. В составе присутствует пчелиный воск с добавлением яйца и сока молочая. Известно, что сок молочая сейчас используется охотниками-собирателями как яд либо в лекарственных целях.

Как видим, 40 000 лет назад местные жители уже владели полным набором бушменских технологий.

Вы наверняка встречали такого Глеба у бушменов древних гаплогрупп не означает, что эти обитатели Южной Африки законсервировались 40 000 лет назад и напрочь не эволюционируют. (Я имею в виду, биологически. В плане культуры они, видимо, продвинулись не сильно.) Между прочим, останков древних сапиенсов в Южной Африке найдено немало – парадокс в том, что находки возрастом древнее 10 000–11 000 лет не похожи на нынешних бушменов! О чем это говорит? О том, что население здесь, как и в других обитаемых областях, менялось, и собственно бушменский тип сложился примерно в то же время, что и прочие современные расы. Посудите сами: бушмены самобытны, но разве похожи они на «древних людей»? Где огромное надбровье, где выступающие вперед челюсти?

«Древность» бушменов определяется, по сути, единственно охотничье-собирательским укладом жизни , – пишет С. В. Дробышевский. – В морфологии их много специфики, но нет каких-либо особо архаичных черт. Прогнатизм умеренный даже по негроидным меркам, лицо в целом и челюсти в частности очень малы. Надбровье развито в среднем сильнее, чем у негроидов, однако нельзя сказать, чтобы оно было мощным – всяко меньше европейского. Наконец, такой интегративный показатель как объем мозга у мужчин бушменов, равен 1360 см? при мировой средней для мужчин около 1425 см?. У многих других групп планеты, в том числе африканских, он меньше. Учитывая малый размер тела бушменов, такая величина мозга не удивительна

Хотите увидеть жизнь наших далеких предков? Нет, машина времени для этого не нужна, а нужен билет на самолет в Намибию. А там - добраться до мест обитания самых известных ее жителей бушменов. И понаблюдать за их жизнью в привычной им обстановке. Именно так проводили свои дни наши далекие предки, бывшие собирателями и охотниками, не знающими земледелия. Не знаю, как вам, а мне бытие при первобытном строе всегда казалось малопривлекательным. Все время сосет под ложечкой, ходишь туда-сюда, погоняемый голодом, без каких-либо высоких целей, глазами по сторонам зыркаешь в мучительных поисках съедобного корешка, перелетной толстобрюхой саранчи или земляного червячка - вот гадость-то какая! Спишь на земле. А заболел - вообще кранты. Хорошо, если протянешь такой жизни каких-нибудь три, максимум - четыре десятка лет.

Давайте удивляться чудесам

Но! Не только я, главное - ученый мир! Вот уж кто был поражен, так поражен! Оказалось, что бушмены в своей естественной среде доживают до весьма почтенного возраста, и долгожителей в племенах - много. Причем их старшее поколение - бодрое, не знает ни онкологии, ни гипертонии.

Такие вот чудеса, по мнению эскулапов, делает подвижный образ жизни, отсутствие переедания и малое количество потребляемого мяса. Правда, старики часто страдают почечнокаменной болезнью, потому что пьют мало: вода - большой дефицит в пустыне.


Это легендарное племя бушменов

Невысокие, но ладные и пропорциональные, с белыми зубами и отличной осанкой… Сколько же существует на свете представителей этого древнейшего племени? В Намибии - приблизительно 35 тысяч человек, а всего на планете меньше 100 тысяч.

К ним без конца едут экспедиции, о них пишутся тонны книг и статей. Какие же такие у них особенности? Что сделало их настолько интересными для исследователей? А вот это:

  • Качества непревзойденных охотников, глубокое знание природы, свойств растений, повадок птиц, насекомых и животных.
    Народ сан - бушмены - умеют различать почти триста видов растений, из вполне безобидных растительных и животных компонент умеют получать смертоносные яды, знают противоядия от смертельных укусов, могут приготовить лекарства от многих недугов.
  • Они обладают загадочной способностью общения с дикими животными.
    Как вам такое: бушмен видит в отдалении группу антилоп-ориксов, подбирается к самке с детенышем, гладит их и… начинает прямо из вымени вместе малышом-теленком сосать молоко! И дикое животное терпит и не убегает… А попробуй-ка охотник подойти к ним…
    А вот домашних животных, кроме собак, у народа бушменов нет.
  • Отличные и выносливые следопыты, они безукоризненно ориентируются на местности и читают следы, как мы открытую книгу.
    Еще не увидев самого зверя, традиционные навыки подскажут бушмену пол животного, его возраст, состояние здоровья, имеющиеся травмы и многое другое.
    Этот элемент бушменской культуры всегда оказывает на зрителей ошеломляющее впечатление.
    А ранив животное на охоте, бушмены неутомимо будут его преследовать многие часы или даже дни, проходя десятки километров.
  • Общеизвестно про бушменов: у них потрясающее умение выживать в невероятно сложных условиях - даже тогда, когда вокруг нет ни капли воды, а температура стоит под 50 градусов, порождая во рту нестерпимую сухость.

Подлинные властители пустыни, они в любом месте могут сделать себе для охоты колчан и стрелы из корней дерева, отыщут съедобные растения, раздобудут воду. Надо - разведут огонь, используя птичье гнездо и две деревянных палочки, устроят ночлег, вырыв ямку и установив около нее заслон с наветренной стороны.


Как живут бушмены в своей пустыне

Бушмены - один из самых старых народов на нашей планете. И наверное, единственный, которого никогда не волновала тема богатства. У них все личное имущество умещается небольшую кожаную сумку, что висит на одном плече.

Изо дня в день на протяжении, по крайне мере, десяти тысяч лет все мысли этого народа были сосредоточены вокруг охоты и собирательства, что обеспечивали жизнь племени бушменов в пустынных и полупустынных местах широкой Калахари. А это существование никогда не было легким.

Нужно рассчитывать каждый шаг и на максимум включать все органы чувств - не пропустить съедобное растение, не наступить на кого-нибудь типа змеи или скорпиона, не спугнуть потенциальную добычу. Покрытая белесой травой земля, что выглядит такой безжизненной, на самом деле полна жизни. Между скал, песков и редкого колючего кустарника затаились дикие обитатели. Не только человек, но и они наблюдают: глаза внимательно смотрят, стоячие и висячие уши прислушиваются, носы чуют.


Калахари поддерживает жизни сотни различных типов растений и изумительно большой массив фауны. Там живут шакалы, гиены, львы, антилопы, газели, бородавочники, жирафы, сурикаты, барсуки, дикобразы… Мужчины народа бушменов - охотники. В большой кладовой Калахари они ставят силки и охотятся с небольшими луками и стрелами, наконечники которых смочены в яде.

Крупное животное, такое, как куду, канна или орикс - добыча редкая, чаще это мелкая антилопа, несколько ящериц, дикобраз, черепаха, змея, гиена. Но вот добычу принесли туда, где живут бушмены. От ее одного вида у всего племени текут слюнки… И ее явно недостаточно для всех… Поразительно, как у этого народа происходит распределение добычи!

Люди, которых многие назвали бы дикарями, выработали обычаи, предназначенные устранить зависть, враждебность, психологическое напряжение, возникающее при таком делении. Каждый член семейства, без исключения, получает свою долю, размер которой определяется традициями. А если охота была удачной, то часть добычи обязательно идет в дар родственной общине.


Хлеб их насущный

Мясо жарят на костре, гораздо реже - варят. Каждая часть животного экономно используется, находят применение всему - от костей до шкур.

Но основное пропитание - почти 80% от потребляемого - дает собирательство. Это работа женщин бушменов - съедобные растения, семена, ягоды с плодоносящих кустарников, орехи тси и орехи деревьев монгонго, клубни, выкапываемые из-под земли. А корешки, между прочим, бывают знатные - по 2–3 килограмма! Бушменские сборщицы не пропускают мимо муравьиные яйца, гусениц, саранчу, личинок насекомых.

Сан едят все, и не ведают никаких штучек типа анорексии и других расстройств пищевого поведения.


Да, и не кривитесь, друзья! Все дело в привычке. Один африканист как человек в этом понимающий, писал у себя в журнале, что куда как хороша жареная в черепашьем жиру саранча. И как отменно вкусны ушастые ежи, запеченные в глине. Утверждал, что также неплоха яичница из яиц страуса с черными дюнными жуками вместо гренок. Надеюсь, у вас волосы еще не стоят дыбом?

Но не все так… экзотично. Здесь, в пустыне Калахари в большом количестве растет тсамма - желто-бурый предок нашего любимого полосатого арбуза. Сочные плоды тсаммы почти несладкие, хорошо утоляют жажду.


А на севере едят плоды баобаба. Позже, в Бостсване, мы их набрали, чтобы привезти домой, а мой отважный Саня, не утерпев, тут же попробовал диковинку. Плод оказался не похож ни на какой из знакомых. Под коричнево-зеленой и бархатистой, словно у персика, шкуркой прятались мелкие семечки на волокнах и съедобные белые, слегка кисловатые, кусочки мякоти, похожие на остатки засохшего зефира.


Но что интересно! Оказалось, своеобразная диета народа сан, определяемая его образом жизни и существующими природными условиями, с точки зрения калорий, белков-жиров-углеводов, микроэлементов и прочего - наилучшим образом соответствует всем рекомендациям ВОЗ по правильному питанию.

Законсервированный мир

В области современной Намибии, традиционно называемой Най Най (Nyae Nyae), что сейчас является частью Очосондьюпа, традиционно проживали бушмены группы!кунг. Окружавший область двухсоткилометровый участок совершенно непригодной для жизни человека местности, уберег затерянный мир Най Най от всякого постороннего влияния, в том числе и от европейского.

Обитатели затерянного мира сдержанно и с достоинством именовали себя «дзу/хоанси», что в переводе означает «хорошие люди». Эти хорошие люди в середине XX века продолжали жить неизменными вековыми привычками и традициями своего народа.


Откуда наука знает все про жизнь бушменов

Первые походы ученых аргонавтов сюда начались в 1950 году с экспедиции семьи Маршалл, буквально открывших эту группу для науки. Лоуренс и Лорна Маршалл совершат сюда семь экспедиций, спонсируемых музеем Пибоди Гарвардского университета и Смитсоновским институтом.

Лорна в 1975 году, обобщая многолетние этнографические исследования племени бушменов дзу/хоанси, издаст книгу, где во всех подробностях опишет быт и обычаи бушменов кунг. Сын Маршаллов - Джон снимет о племени несколько документальных фильмов, получивших широкое признание. Всего же в его наследии окажется оригинальных кино и видеоматериалов о жизни бушменов на 767 часов и на 309 часов уникальных аудиозаписей.

Так что все сведения не досужие измышления, а все получено наукой и - из первых рук.


Современный мир, бушмены и представления о них

О том, как они выживают в своих пустынных районах, непригодных для сельского хозяйства, написано очень много. Но недаром говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Есть такой забавный и веселый фильм - «Наверное, боги сошли с ума». Живет себе в родной пустыне семья бушменов и однажды у нее происходит контакт с современным миром… В главной роли снялся самый настоящий природный бушмен.

Это, конечно, не документальный фильм, но и мы ведь с вами не ученые-этнографы. Посмотрите - не пожалеете. А потом задайте себе вопрос: «Какие же они, бушмены?» Скорее всего, у большинства возобладает мнение, что современные бушмены - это наивные взрослые дети, живущие в гармонии и с собой, и с природой.

Многие так их себе и представляют - живут себе затворники в Калахари, не подозревающие ни о скоростном интернете, ни о космических полетах. Примитивный народ, у которого в языке только два числительных - «один» и «много». Культура которого давно пришла в упадок…


Как все обстоит на самом деле

К бушменам приезжают туристы, и для некоторых из них неприятным сюрпризом оказывается то обстоятельство, что «примитивная» культура народа не осталась неизменной. Вот двое босых бушменов идут на охоту за дикобразом. В руках у них длинные палки, за спину перекинуты лук и стрелы. Все, как было тысячу лет назад.

Только одна деталь выбивается из картины: на охотниках футболки с американскими надписями. Особенно холодно в пустыне рано утром, бушменские ребятишки натянули на себя толстовки, а ниже пояса так и остались одетыми в традиционную кожаную повязку. Женщина народа сан соорудила себе длинную юбку, из вещей, подаренных туристами…

Непреложный факт, что теперь далеко не все бушмены продолжают безвылазно обитать в пустыне. На практике они оказываются куда более интегрированными в современное общество, чем можно было бы предположить на первый взгляд.

Многие из них заняты работой в национальных парках и заповедниках, есть среди них фермеры и наемные работники у фермеров - их охотно берут в пастухи. Молодые люди отправляются пожить в города, а если возвращаются, то везут домой не только новую одежду, но и новые идеи и технологии.


Остановись, мгновение! И не двигайся

Таких, кто предпочел бы смотреть на эту культуру через призму, в которой время не тикает вперед, и раньше было немало. Они пробивали идею международной программы сохранения этого народа, предполагающей создание резервата для проживания бушменов. То есть фактического превращения этих людей в музейные экспонаты.

Наверное, самым известным бушменом всех времен и народов был Кхакво Н!ксау. Это он играл главную роль жителя Калахари Хихо в знаменитом комедийном фильме «Наверное, боги сошли с ума» и его продолжениях.

И он категорически выступил против мысли «законсервировать дикость» своих соплеменников, чтобы цивилизованным людям было на что смотреть. Н!ксау был горячим сторонником того, чтобы оставаясь бушменами, они жили так, как живут все люди.


Если жить, как живут все люди…

Если так жить, тогда они должны приобщиться к современной жизни. А это дело весьма непростое, вспомнить хотя бы то, какие у них взгляды касательно частной собственности. Это не единственная психологическая проблема совместимости цивилизаций.

Выгоды оседлого образа жизни стали очевидны очень быстро.

  • Всегда имеется вода в колодцах, можно разводить скот, а, значит, лучше питаться.
  • Уменьшилась смертность.
    У бушменов всегда была высокая детская смертность – 20% погибало в течение первого года жизни, 50% детей не доживало до возраста 15 лет.
    В обычной жизни дающие много любви и внимания своим детям, они, в тяжелый период засухи и грозящего голода, бестрепетно могли лишить жизни новорожденного, особенно если у матери в это время все еще сосал грудь старший ребенок.
    В такое время осознание суровых реалий вынуждало племя бросать своих немощных стариков на произвол судьбы. Вообще, надо сказать для этого народа, ведущего трудную жизнь, смерть считалась очень естественной вещью…
  • Дети получают возможность учиться в школах на родном языкев местах проживания.
    А это очень важно. И не только для одного человека, но и для народа в целом.
    При том, что у бушменов ранее не было письменности, а в нашем мире это чрезвычайно важный инструмент, позволяющий постоять за себя и выразить свои желания.

Опыт показал, что ряд моментов от приобщения к цивилизации принес безусловное благо народу бушменов, но есть и весьма сомнительные приобретения .

  • Бушмены познакомились с алкоголем, и это стало одной из серьезных проблем этого народа.
  • Среди них чрезвычайно распространены заболевания туберкулезом, который буквально косит племя, СПИД, причинами смерти часто являются респираторные инфекции и малярия.
    Известный киноактер Н!ксау, последние годы жизни растивший на своей ферме бананы и маис, как оказалось, очень долго болел туберкулезом.
  • Средняя продолжительность жизни людей племени сан, живущих в цивилизации, составляет около 45–50 лет.

Как хорошо и важно оставаться бушменом

Остаться бушменами - означает вести традиционный образ жизни в привычных местах, традиционно воспитывать детей, по мере их подрастания обучать мальчиков охоте, девочек собирательству.

Вот как традиционно проходит у них вечер - любимое время народа сан. Отполыхал закат, черными силуэтами стоят кусты и деревья, наползает фиолетовый туман. В колючих кустах таятся чуткие спрингбоки, в норках дремлют симпатичные сурикаты, где-то в отдалении тявкнул шакал… На стоянке бушменского племени горит костер, вокруг него собрались люди. Ужин съеден, но от огня никто не уходит. Слышен веселый смех, голоса женщин.


Дневные разговоры почти всегда серьезны и кратки - решаются деловые вопросы, разбираются конфликты… Иное дело беседы вечером. Никто не спешит, речь говорящих образна и эмоциональна. Люди делятся чувствами, мыслями, переживаниями… Ребятишки жмутся поближе к старику - уважаемому соплеменнику, слушают разные истории и древние сказки…

Бушмены очень музыкальны и любят петь и танцевать. Вот вокруг женщин, сидящих около рыжего пламени, стали прохаживаться мужчины, прихлопывать и притоптывать. Начинается танец. Ритм ускоряется и вот уже танцоры носятся вокруг костра, поднимая фонтаны песка. Чтобы отбивать ритм, у них на щиколотках бусы из коконов мотыльков, наполненные семенами или мелкими камешками, музыку извлекают из примитивных инструментов типа своего охотничьего лука…


Танцуя, они изображают животных - страуса, лань, кузнечика, сцены охоты, эпизоды сказок и мифов. Те, кому довелось провести вечер у костра народа сан и увидеть бушменские пляски единодушны - они неподражаемы.

Да и бушменские мелодии вполне понятны европейскому уху, поэтому записи их музыки и танцев находят своих почитателей не только среди специалистов.

По нашим стандартам, бытие народа сан малопривлекательно. Ну что это за жизнь! Тем не менее, если спросить бушмена, нравится ли ему жить в пустыне, тот в ответ удивится: «Что за глупый вопрос. Если туда не возвращаться, можно умереть от тоски».

Сан действительно считают, что это правильный образ жизни - для них. Когда они у себя дома, где свободны и счастливы. И это снова подтверждает мысль, что счастье - это состояние ума.

Совместить две крайности

Опыт жизни племен по-новому, когда оставаясь бушменами, они живут так, как все люди, есть. Еще американец Джон Маршалл разрабатывал планы по переходу бушменов дзу/хоанси к занятию скотоводством и земледелием.

А в 1981 году почти за десять лет до того, как Намибия стала независимой, в затерянном мире Nyae Nyae появляются преисполненные оптимизма представители американских неправительственных организаций. Которые отнюдь не считают утопией возможность совмещения былого и современности.

На территории бушменов дзу/хоанси, где были признаны их права собирателей и охотников, создается фермерский кооператив. В его планах - оседлая жизнь, обучение племени новому, в том числе огородничеству под руководством агрономов. А если людей охватит тоска по жизни в пустыне, то вот она привычная жизнь - рядом.

Построен поселок, гараж, небольшая АЗС, кафе, центр для обучения ремеслам. Амбициозным планам нет конца. Лингвист Патрик Диккенс вовсю работает над англо-дзухоанским словарем и над орфографией языка. Вроде бы предусмотрено все…


Возможен ли рай на земле?

А вот, кстати, не возникало ли у вас вопроса, что же так подкачали бушмены? Почему они не додумались в свое время до земледелия? Может, тогда племена банту, пришедшие с севера, их бы и не потеснили?

Нет, бушмены глупцами не были. Дело оказалось в том, что растения, произраставшие тогда на территории Намибии, оказались непригодными для окультуривания. Опыт с ними не прошел и у многоопытных земледельцев банту. Но, надо сказать, что эти племена шли на новые места не с пустыми руками - они запасливо несли с собой семена растений со старой родины, которые здесь прекрасно прижились.

Ну а возвращаясь к эксперименту, приходится сказать правду - не сбылось. Ничего из задуманного в реальности не осуществилось. Скоро не осталось ничего от лукавой мечты. Была разрушена и растащена даже сугубо материальная ее инфраструктура - здания, машины, инструменты. А бушмены кунг так до сих пор и остались охотниками и собирателями.

Африка полна противоречий. Бушмены не единственное племя, населяющее континент, что разрывается между традициями и современностью, с трудом находя свое место в современном обществе.


Чего еще хотят бушмены

Когда-то бушменские племена не имели никаких социальных институтов, как, например, вождей. Сейчас они полноправно участвуют в голосовании, имеют своего представителя в парламенте.

И вот, по сообщению агентства Reuters, представитель бушменов заявил газетчикам о своем намерении просить правительство Намибии вернуть племени земли возле заповедника Этоша, исконное место жизни их предков. Он посетовал, что каждая народность в стране имеет свой дом - то место, куда могут переселиться его постаревшие члены. А у них подобного дома нет…

Но пока правительство весьма прохладно отнеслось к этой просьбе, указав, что слишком долго племя жило вне этих территорий.


Возможный ключ к будущему

По оценкам экспертов почти 60% процентов Сан живут в бедности, хотя это, конечно, в большой степени зависит от региона. Многие молодые бушмены не могут найти работу…

Но бушмены много знают о том, как выжить в пустыне, как добыть огонь, как лечиться растениями. Это знание сегодня кажется устаревшим, но оно вполне способно стать ключом к будущему.

Бушмены могут научить искусству выживания не только подрастающую молодежь своего племени, но и людей западного мира, показав, как мало нужно человеку, чтобы выжить и наслаждаться жизнью без электричества, водопровода и денег. Как можно жить, не оказывая негативного воздействия на окружающую среду.

Новой попыткой сохранить культуру народа явилось создание Живого музея в районе Тсумкве. Благодаря ему значительное число людей сан, ранее страдавших от безработицы и бедности, нашло свое место в жизни. Это уже хорошо. Но музей еще и зарабатывает деньги. Суммы, вырученные от посещения туристов, направляются на поддержку бушменского сообщества.


Туристам же в музее нравится. Они могут посмотреть и сами поучаствовать в строительстве жилища, добывании огня, идентификации лекарственных растений. Ну разве не интересно поучиться стрелять из бушменского лука?

А кто лучше людей племени сан покажет удивительную дикую природу Калахари и ее животный мир? И расскажет про повадки всех обитателей пустыни, начиная с крошечной мышки в траве и заканчивая львами? Желающие могут вместе с бушменами отправиться на охоту…

Интересная статья? Подпишитесь на обновления блога и получите еще больше информации по RSS, Email

Генетики расшифровали геном бушменов -- древнейших из живущих на Земле людей из рода Homo sapiens. Оказалось, что между племенами охотников-собирателей больше генетических различий, чем между европейцами и азиатами.

Говорить о бушменах как об одном народе, конечно, неправильно. Это собирательное название нескольких народов Южной Африки. Согласно последним данным, именно они -- древнейшие Homo Sapiens на планете. И изучить их генетический материал ученым показалось крайне интересным.

Всем миром

В работе приняли участие специалисты из множества университетов и компании со всех уголков света. «Мы взяли материал для исследования у четырех вождей бушменских племен. Возраст каждого из вождей, по нашим оценкам, более восьмидесяти лет. Также удалось взять анализ ДНК у одного старожила народности банту, которому под 80», -- говорит профессор Университета штата Пенсильвания Стефан Шустер (Stephan Schuster). У всех участников эксперимента есть история медицинских наблюдений, так что специалисты надеялись выловить и полезную информацию о возникновении болезней.

Европейцы и азиаты стали ближе

Специалисты заранее надеялись найти уникальные фрагменты ДНК, потому что знали о некоторых физиологических особенностях бушменов. Например, проживающие в пустыне Калахари народы обладают уникальной способностью тканей организма удерживать влагу. Однако такого не ожидал никто -- анализ показал более 1,3 млн уникальных фрагментов, которые ранее никогда не наблюдали у других людей.

По словам профессора Уэбба Миллера, число генетических отличий между двумя любыми бушменами в исследовании больше, чем между представителем европейской и монголоидной расы. Вообще же, уникальные особенности племен, даже не знающих сельского хозяйства, не должны удивлять. Их выделяют в отдельную малую расу -- капоидную, которая так или иначе входит в негроидную расу. Однако теперь, похоже, их придется делать совсем самостоятельной расой -- настолько сильно они отличаются даже от соседей по африканскому континенту.