Болезни Военный билет Призыв

Таблица по географии языковая семья. Основные языковые семьи

Цель урока: расширить и систематизировать знания о языковом и этническом составе населения; формировать знания о языковых семьях и группах, о мировых религиях; рассмотреть религию как явление культуры; способствовать развитию толерантного религиозного мировоззрения учащихся; совершенствовать практические умения и навыки анализировать текстовые, картографические и статистические материалы; научить выделять главное из общего потока информации; воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.

Оборудование: атлас, политическая карта мира

Тип урока: комбинированный

Ход урока

І. Организационныймомент.

ІІ. Повторение изученного материала, проверка домашнего задания.

1. Индивидуальная работа по карточкам.

2. Работа с картой у доски.

3. Блицопрос

Что такое эмиграция?

Что такое иммиграция?

Что такое сальдо миграций?

Что такое демографическая политика?

Какие страны проводят демографическую политику сокращения рождаемости? Увеличения рождаемости? Почему?

Какая демографическая политика проводится в Украине?

ІІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности учеников.

В мире насчитывается свыше 3,5 тыс. этносов (народов). При этом на 300 крупнейших народов приходится приблизительно 95% населения Земли. Условие формирования народа — проживание на одной территории. Каждый народ имеет свою историю, традиции и культуру. Важнейшей частью куль-туры народа является религия. Она имеет большое значение не только в жизни стран, но и отдельных людей. Особо важное влияние она имеет на быт, обы-чаи, характер, на рождаемость, положение женщины в семье и обществе.

І V . Актуализация и повторение знаний и умений учащихся.

Какие вы знаете внешние признаки основных человеческих рас?

Каков национальный состав населения Украины?

На каких языках разговаривают жители соседних с Украиной стран?

Какие религии вы знаете? Какие из них распространены в Украине?

V. Изучение нового материала. Работа со словарём на протяжении урока.

Этнический состав населения мира (рассказ учителя с элементами беседы).

Этнический составнаселения мира — результат длительного исторического процесса. Этот процесс включает и расселение человечества, и приспособление отдельных человеческих общ-ностей к природным условиям конкретной территории, и взаимо-действие между человеческими сообществами (торговля, военные действия, соседские отношения и прочее), когда происходил обмен культурными достижениями. Исторически сложились различия, отличающие одно человеческое сообщество от другого. Такими различиями являются прежде всего язык, историческая судьба, особенности хозяйствования, быта, традиции и морально-этические нормы повседневной жизни. Общность территории и государственность, религия придают постоянство тому или иному сообществу и дают возможность определить его как явление, получившее название «этнос».

Этнос — устойчивая социальная группировка людей, которая возникла исторически, развивалась в определенной природ-ной среде, и в процессе развития приобрела присущие только ей черты.

Этнос всегда является неповторимым комплексом признаков, по которым можно определить этническую принадлежность лю-бого человека. Это может быть манера одеваться, приветствовать, есть или спать, пользоваться определенным хозяйственным инвентарем или домашней утварью и т.п. То есть в основе каж-дого этноса лежат определенные стереотипы и нормы, которые наследуются, формируя определенный психический склад и поведение (ментальность). Эти отличия называют традиционной (или этнической) культурой. Она складывается на протяжении исторического времени в процессе приспособления определенного человеческого сообщества к условиям окружающей природной среды. Потребности человека в пище, безопасности, тепле побуж-дают к поискам средств существования в природе, стимулируют создание орудий труда, оружия, транспортных средств, строи-тельства жилья, его обустройства и т. д. Так формируется целый комплекс элементов материальной культуры , а пости-жение окружающего мира, закрепляясь в ритуалах и связанных с ними песнях, танцах, сказаниях, рисунках формирует духовную культуру определенного этноса. Верования, религия закрепляют процесс формирования морально-этических норм, ценностей, стереотипов поведения, ментальности. Основой единства этноса является система этнокультурной информации между поколениями, зафиксированная в языке.

Сколько языков, столько и народов. Как правило, каждый народ разговаривает на одном — родном языке. Язык коренного (наиболее многочисленного в государстве) народа получает статус государственного

Работа с таблицей «Наиболее распространённые языки мира», коллективное обсуждение.

Наиболее распространённые языковые семьи и группы (рассказ учителя, работа с атласом).

Именно по принципу род-ственности языков народы мира объединены в языковые семьи. Наибольшей по численности является индоевропейская семья, которая насчитывает свыше 2,6млрд. человек. На ее языках разговаривает основная часть жите-лей Европы, Америки, Австралии. В Западной Европе больше всего прожи-вает представителей германской и романской языковых групп. К первой из их принадлежат немцы и англичане, ко второй — французы и итальянцы. В Центральной и Восточной Европе преобладают славяне.

Более разнообразен этнический состав населения Азии. Народы, которые здесь проживают, принадлежат к разным языковым семьям. Кроме индо-европейской, наибольшими из них являются китайско-тибетская, семито-хамитская и тайская. Представители семито-хамитской семьи проживают и в Северной Африке. На другой территории материка преобладают народы, которые принадлежат к нигеро-кордофанской и нило-сахарской семьям.

Семьи делятся на языковые группы. Так, индоевропейская семья вклю-чает романскую (французы, итальянцы, испанцы, бразильцы, мексиканцы), немецкую (немцы, англичане, шведы, австралийцы, американцы), индо-арийскую (бенгальцы, хиндуетанцы, бихарцы), славянскую, иранскую и другие группы.

Наиболее многочисленная группа в китайско-тибетской семье — китай-ская. Китайцы составляют приблизительно пятую часть населения Земли. Большинство из них населяют восточную часть Китая, значительное количе-ство живет в странах Юго-Восточной Азии. К семито-хамитской семье при-надлежат арабы, евреи Израиля, ассирийцы. Наиболее многочисленный на-род этой семьи — арабы. Границы их расселения приблизительно совпадают с границами арабских стран

Таблица

Языковая семья

Языковая группа

Индоевропейская

Германская

Немцы, австрийцы, шведы англичане

Романская

Итальянцы, французы, испанцы, румыны

Славянская

Русские, украинцы, сербы, болгары, поляки

Уральская

Финны, эстонцы, венгры

Алтайская

Казахи, узбеки, туркмены, азербайджанцы, якуты, татары, турки

Сино-тибетская

Китайцы, тибетцы, бирманцы

Афрозиатская или семито-хамитская

Арабские народы, евреи, берберы

Нигеро-кордофская, нило-сахарская

Народы Африки

Кроме, китайцев и арабов, к наиболее многочисленным народам Азии и всего мира также принадлежат хиндустанцы, бенгальцы, россияне. Примечательно, что общая численность десяти крупнейших народов мира составляет около половины человечества.

Географический практикум

Когда один человек хочет подчеркнуть, что не понимает другого, то ис-пользует такую фразу: «Мы говорим на разных языках». Легко ли вам найти общий язык со своими товарищами? Считаете ли вы необходимым понять их или настаиваете на своем? Как вы считаете, какие трудности в общении с жителями других стран, кроме знания языка, могут препят-ствовать налаживанию контактов с ними?

Религия как явление культуры. Мировые религии (рассказ учителя, выступление учащихся, работа с картой и учебником).

Религия — одно из явлений культуры, мировоззрение и мироощущение, основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного, на освящении норм морали.

Работа с таблицей «Мировые религии»

Из более чем 4 млрд. верующих большинство исповедуют одну из ми-ровых религий, к которым относятся буддизм, христианство и ислам.

Христианство (выступление учащегося)

В I в. до н. э. возникло христианство . Эта религия быстро распространилась сначала в Римской империи, потеснив другие верования, а потом и по всей Европе. На сегодня численность христиан превышает 1,7 млрд. человек. Эта религия является наиболее распространенной в Европе, Северной Америке, Австралии.

Христиане верят в единого Бога, который имеет три ипостаси — Бога- Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Основная идея христианства — идея греха и спасение души человека. Очищение от грехов происходит, когда люди сознают, что они грешны, и направляют свои мысли и дела на освобождение от грехов.

В XI в. христианство распалось на два направления: католицизм и православие. Если католики подчинены только Папе Римскому, то у православных существуют независимые (автокефальные) церкви. Есть и другие отличия, например в отправлении служб: католики крестят детей, обливая их водой, православные — трижды погружая их в воду.

В XVI в. от католицизма откололось третье направление христиан-ства — протестантизм.

Буддизм (выступление учащегося).

Буддизм — древнейшая мировая религия, которая возникла в IVв. до н. э. Центральное место в этом учении занимает нравственность. Численность лю-дей, которые исповедуют буддизм, по разным оценкам составляет от 300 до 500 млн. человек. В основном это жители Юго-Восточной и Восточной Азии.

Ислам (выступление учащегося).

Наиболее молодой мировой религией является ислам. Эта религия возникла в VI в. среди населения Аравийского полуострова. Ислам часто называют му-сульманством (магометанством), возможно, это связано с именем основателя ислама — пророка Мухаммеда. Основные положения ислама, его догмы и культы изложены в сурах (главах) Корана. Каждый мусульманин обязан учить Коран и признавать Мухаммеда «виднейшим и последним пророком». Большинство современных сторонников ислама проживает в Юго-Западной и Центральной Азии, Северной Африке и частично в Юго-Восточной Азии. На сегодня насчитывается свыше 1,2 млрд. мусульман.

Кроме мировых религий, значительное число верующих исповедуют национальные религии. К ним принадлежат почти 800 млн. сторонников инду-изма (Индия), около 220 млн. последователей конфуциантства (Китай), син-тоисты (Япония) и иудеи (Израиль).

VI. Рефлексия.

Метод «5 предложений» - учащиеся с помощью 5 предложений делают вывод по изученной теме урока.

Домашнее задание.

VII. Итог урока

1. Сколько народов проживает в России?

Россия является многонациональным государством, что отражено также в её конституции. На её территории проживает более 200 народов.

2. Народы каких языковых семей и групп представлены в России?

Индоевропейская семья: Славянская группа, Армянская группа, Иранская группа, Индоарийская группа, Романская группа, Балтийская группа; Алтайская семья: Тюркская группа, Монгольская группа, Тунгусо-Маньчжурская группа; Северо-Кавказская семья: Нахско-Дагестанская группа, Абхазо-Адыгская группа; Уральская семья: Финно-Угорская группа, Самодийская группа; Чукотско-Камчатская семья; Юкагирская семья; Енисейская семья.

3. Выберите верный ответ. Большинство россиян говорят на языках семьи: а)кавказской; б) алтайской; в) индоевропейскрй.

4. Выберите верный ответ. Самый многочисленный после русских народ в России? а) украинцы; б) татары; в) чуваши.

5. Почему в России почти невозможно выделить «чистые» в этническом отношении территории?

На территории России практически невозможно найти «чистые» этнические территории, поскольку наша страна многонациональная и на каждой территории, в каждом субъекте можно встретить разные народы, этносы и национальности. Также русские – как самый многочисленный народ России присутствует в каждом субъекте страны.

6. Какова роль русского языка для народов России?

Русский язык, как государственный и самый распространенный в России, используется в качестве языка межнационального общения народов России. Русский язык является формой культуры, он представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет всю совокупность языковых средств россиян.

7. В легенде карты на с. 248-249 Приложения найдите и выпишите названия неизвестных вам народов. В поисковой системе Интернета Яндекс (рубрика "Словари") или в энциклопедиях найдите эти народы. Отметьте их численность и места проживания.

Неизвестные (малочисленные) народы России:

Аварцы – один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в нагорном Дагестане;

Кумыки – тюркоязычный народ, один из коренных народов Дагестана, компактно проживают также в Северной Осетии и в Чечне;

Лакцы – одни из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана;

Табасараны – один из коренных народов Северного Кавказа. Основной территорией расселения является юго-восточный склон Кавказа, обращённый к Каспийскому морю;

Ногайцы – народ на Северном Кавказе, на юге Нижнего Поволжья, в Крыму, а также в Северном Причерноморье;

Эвенки – коренной народ Восточной Сибири.

8. Используя географическую и краеведческую литературу, проведите этнографическое изучение своего населённого пункта и выясните: а) каков национальный состав населения; б) каково соотношение численности основных народов; в) чем характеризуется динамика численности населения и его национального состава.

Этнический состав г. Челябинска:

а) Этнический состав: русские, татары, башкиры, украинцы, немцы, белорусы, армяне, мордва, таджики, казахи;

б) Соотношение численности: русские – 936,5 тысяч человек (86,53 %), татары – 54,4 тысяч (5,03 %), башкиры − 33,7 тысяч (3,11 %), украинцы – 15,6 тысяч (1,44 %), немцы – 7,1 тысяч (0,65 %), белорусы – 4 тысячи (0,37 %), армяне – 3,7 тысяч (0,34 %), мордва – 3,1 тысяч (0,29 %), таджики – 3 тысячи (0,27 %), казахи – 2,9 тысяч (0,26 %);

в) Динамика численность населения г. Челябинска: население Челябинска по данным переписи Российской империи 1897 года составляло всего 20 тыс. чел. К 1926 году население утроилось и составило 59 тыс. чел. В послевоенные годы, когда население эвакуировали на Урал и Сибирь, после индустриализации 1930-х и строительстве крупнейших предприятий металлургии и машиностроения, а также химической и других отраслях, которые обеспечивали поставки боевой техники в военные годы, а также сельскохозяйственной техники, население увеличилось более чем в 10 раз и составило уже к 1959 году 689 тыс. чел. Бурное развитие Челябинска в послевоенные годы привело к быстрому росту населения: 13 октября 1976 года родился миллионный житель города. Почти за три столетия население Челябинска выросло более чем в 1080 раз. Национальный состав: благодаря пограничному положению Челябинской области, в городе Челябинске встречается большое этническое разнообразие, хотя большинство составляют русские. Благодаря положению на Южном Урале, в этническом составе Челябинска встречаются тюркские народы (татары, башкиры, казахи); так как Челябинск, является промышленным городом, то в военные и послевоенные годы на работу предприятий привозили военнопленных немцев, многие из них остались жить в городе, чем разнообразили этнический состав.

9. Когда вы впервые задумались о своей национальной принадлежности? Представители каких национальностей имеются в вашей родне? Что вы или члены вашей семьи переняли у них (из быта, культуры)? Напишите сочинение на тему «Национальный характер: я в диалоге культур».

В нашей семье все считают себя русскими. Не смотря на это, в семье часто встречаются культурные «отклики» других народов. К примеру, на бабушкиных коврах, которые она ткала сама, часто встречаются узоры финно-угорских народов, мама часто готовит украинский борщ, татарский чак-чак, узбекский плов и казахский лакман; иногда в нашей семье вспоминают про праздники европейских народов, такие как День святого Валентина или католическое Рождество. Сочинение: «Национальный характер: я в диалоге культур». На формирование российской культуры повилял ряд факторов: необходимость освоения больших площадей, на которых объединялись и взаимодействовали многочисленные национальности; утверж¬дение православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям; длительная временная изолированность развития от западноевропейских цивилизационных процессов и напряженная борьба за преодоление такой замкнутости; превалирование идеи приоритета государственности над личностными интересами, подчинение интересов личности интересам государства. Русская ментальность – специфический совокупный архетип народа, который возник в результате взаимодействия уникального субъекта и обстоятельств его жизнедеятельности. Он накладывает существенный отпечаток на характер русской общности и изменяется вместе с ней. Русский народ – признанный творец одной из «осевых» культур. В условиях вёликой «смены всех» «и становления российской цивилизации XXI столетия решение «единой и неделимой» проблемы преемственности с культурным наследием и его обновления стало условием духовного возрождения России. «Не делить, не дробить русскую историю... следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм, не разделять начала, но рассматривать их во взаимодействии».

Индоевропейская языковая семья - самая распространенная в мире. На относящихся к ней языках говорят более 2,5 млрд человек. Она включает современные славянскую, романскую, германскую, кельтскую, балтийскую, индоарийскую, иранскую, армянскую, греческую и албанскую языковые группы.

Многие древние индоевропейцы (индо-иранцы, например) были кочевниками и могли пасти свои стада на огромных пространствах, передавая свой язык местным племенам. Ведь известно, что язык кочевников часто становится своеобразным койне в местах их кочевий.

Славянские народы

Крупнейшая в Европе этноязыковая общность индоевропейского происхождения - славяне. Археологические данные указывают на формирование ранних славян в области между Верхним Днестром и бассейном левых притоков Среднего Днепра. В этом регионе найдены самые ранние памятники (III–IV вв.), признанные достоверно славянскими. Первые упоминания славян встречаются в византийских источниках VI в. Ретроспективно эти источники упоминают о славянах в IV в. Когда праславянская народность выделилась из общеиндоевропейской (или промежуточной балтославянской), достоверно неизвестно. По разным данным, это могло произойти в очень широком временном диапазоне - от II тыс. до н.э. до первых веков н.э. В результате миграций, войн и другого рода взаимодействий с соседними народами и племенами славянская языковая общность распалась на восточную, западную и южную. В России представлены преимущественно восточные славяне: русские, белорусы, украинцы, русины. Русские при этом составляют абсолютное большинство населения Российской Федерации, украинцы являются третьим по численности народом страны.

Восточные славяне были основным населением средневековых Киевской Руси и Ладожско-Новгородской земли. На основе восточнославянской (древнерусской) народности к XVII в. сформировались русский и украинский народы. Формирование белорусского народа завершилось к началу XX в. Вопрос о статусе русинов как отдельного народа до сего дня является спорным. Некоторые исследователи (особенно на Украине) считают русинов этнической группой украинцев, а само слово «русины» - устаревшим названием украинцев, применявшимся в Австро-Венгрии.

Экономической основой, на которой исторически формировались и развивались в течение веков восточнославянские народы, были сельскохозяйственное производство и торговля. В доиндустриальный период у этих народов сложился хозяйственно-культурный тип, в котором преобладало пашенное земледелие с культивированием злаковых (ржи, ячменя, овса, пшеницы). Другие хозяйственные занятия (домашнее животноводство, пчеловодство, огородничество, садоводство, охота, рыбная ловля, сбор дикоросов) имели важное, но не первостепенное значение в обеспечении жизни. До XX в. почти все необходимое в крестьянском хозяйстве русских, украинцев и белорусов производилось самостоятельно - от домов до одежды и кухонных принадлежностей. Товарная ориентация в сельскохозяйственной отрасли накапливалась постепенно, и в первую очередь за счет помещичьих хозяйств. Ремесла существовали как в виде подсобных домашних промыслов, так и в виде специализированных производств (железоделательных, кузнечных, гончарных, солеваренных, бондарских, углежогских, прядильных, ткацких, кружевных и т.п.).

Очень важным элементом хозяйственной культуры восточнославянских народов традиционно было отходничество - заработки крестьян на чужбине, вдалеке от родной деревни: это могла быть работа в крупных помещичьих хозяйствах, в артелях мастеровых, в шахтах, на лесозаготовках, труд в качестве странствующих печников, лудильщиков, портных и т.п. Именно из отходников постепенно формировались людские ресурсы городского промышленного производства. С развитием капитализма в конце XIX - начале XX в. и далее, в процессе советской индустриализации, усиливался отток людей из деревни в город, росла роль промышленного производства, непроизводственных сфер деятельности, национальной интеллигенции.

Преобладающий тип традиционного жилища у восточных славян различался в зависимости от местности. Для русского, белорусского, североукраинского жилища основным материалом было дерево (бревна), а типом строения - срубная наземная пятистенная изба. На севере России часто встречались срубные дома: дворы, в которых под одной крышей были объединены разные жилые и хозяйственные постройки. Для южнорусского и украинского сельского жилища характерно сочетание дерева и глины. Распространенным типом строения была хата: мазанка - из плетня, обмазанного глиной и побеленного.

Семейный уклад восточнославянских народов до начала XX в. характеризовался распространением двух типов семьи - большой и малой, с частичным преобладанием той или иной в разных местностях в разные исторические эпохи. С 1930-х гг. наблюдается почти повсеместный распад большой семьи.

Важным элементом социального устройства русского, белорусского и украинского народов в период пребывания их в составе Российской империи было сословное деление. Сословия различались специализациями, привилегиями, обязанностями, имущественным положением.

И хотя в некоторые периоды наблюдалась определенная межсословная мобильность, в общем случае пребывание в сословии было наследственным и пожизненным. Некоторые сословия (например, казачество) стали основами для появления этнических групп, в среде которых сейчас только и сохраняется память о сословной принадлежности предков.

Духовная жизнь русских, украинцев, белорусов и русинов богата и разнообразна. Особую роль играет православие с элементами народной обрядности. Распространены также католицизм (в основном греческого обряда - среди украинцев и русин), протестантизм и др.

Южные славяне формировались в основном на Балканском полуострове, тесно взаимодействуя с византийцами-ромеями, потом с турками. Нынешние болгары - результат смешения славянских и тюркских племен. К современным южным славянам также относят македонцев, сербов, черногорцев, хорватов, боснийцев, словенцев, горанцев.

Религия большинства южных славян - православие. Хорваты преимущественно католики. Большая часть боснийцев (муслимы, босняки), горанцы, а также помаки (этническая группа) и торбеши Аллегория Руси (этническая группа) - мусульмане.

Район современного проживания южных славян отделен от основного славянского ареала неславянскими Венгрией, Румынией и Молдавией. В России в настоящее время (согласно переписи 2002 г.) из южных славян проживают болгары, сербы, хорваты, черногорцы.

Западные славяне - это кашубы, лужицкие сорбы, поляки, словаки и чехи. Их родина - в Польше, Чехии, Словакии, отдельных районах Германии. Некоторые языковеды относят также к западнославянским диалект паннонских русинов, живущих в сербском крае Воеводина.

Большинство верующих западных славян - католики. Встречаются также православные, протестанты.

В России из западных славян живут поляки, чехи, словаки. В Калининградской области, Санкт-Петербурге, Москве, Республике Коми, Краснодарском крае есть довольно большие польские общины.

Армяне и хемшилы

Особняком в индоевропейской семье языков стоит армянский язык: в армянскую языковую группу входят только он и несколько его диалектов. Формирование армянского языка и соответственно армянского народа, происходило в IX–VI вв. до н.э. в рамках государства Урарту.

На армянском языке в России говорят два народа: армяне и родственные им хемшилы (амшенцы). Последние происходят из армянского города Амшен (Хемшин) в Понтийских горах.

Хемшилов часто называют армянами-мусульманами, однако северные амшенцы, переселившиеся на территории нынешних Краснодарского края и Адыгеи еще до исламизации своих соплеменников, принадлежат, как и большинство армян, к христианской (дохалкидонской) Армянской Апостольской церкви. Остальные хемшилы - мусульмане-сунниты. Среди армян встречаются католики.

Германские народы

К народам германской языковой группы в России относят немцев, евреев (условно) и англичан. Внутри западногерманского ареала в I в. н.э. выделялись три группы племенных диалектов: ингвеонская, иствеонская и эрминонская. Переселение в V–VI вв. части ингвеонских племен на Британские острова предопределило развитие в дальнейшем английского языка.

На континенте продолжали формироваться немецкие диалекты. Формирование литературных языков завершилось в Англии в XVI–XVII вв., в Германии в XVIII в. Возникновение американской версии английского языка связано с колонизацией Северной Америки. Идиш возник как язык ашкеназских евреев в Центральной и Восточной Европе в X–XIV вв. на основе средненемецких диалектов с обширными заимствованиями из древнееврейского, арамейского, а также из романских и славянских языков.

В религиозном отношении среди российских немцев преобладают протестанты, католики. Евреи в большинстве - иудаисты.

Иранские народы

Иранская группа включает в себя не менее тридцати языков, на которых говорят десятки народов. В России представлены не менее одиннадцати иранских народов. Все языки иранской группы так или иначе восходят к древнеиранскому языку или группе диалектов, на которых говорили праиранские племена. Около 3–2,5 тыс. лет до н.э. диалекты иранской ветви начали отделяться от общего индоиранского корня. Праиранцы в эпоху общеиранского единства обитали на пространстве от современного Ирана до, вероятно, юга и юго-востока теперешней европейской части России. Так, на иранских языках Скифо-сарматской группы говорили скифы, сарматы и аланы. Сегодня на единственном живом языке скифской подгруппы говорят осетины. Этот язык сохранил отдельные черты древнеиранских наречий. Языки персов и таджиков относятся к собственно персидско-таджикской подгруппе. Курдский язык и курманджи (язык езидов) - к курдской подгруппе. Пушту - язык афганцев-пуштунов - более близок к индийским языкам. Язык татов и язык джугурди (диалект горских евреев) очень похожи друг на друга. В процессе формирования они подверглись существенному влиянию кумыкского и азербайджанского языков. Язык талышей тоже подвергся влиянию азербайджанского. Собственно талышский язык восходит к азери - иранскому языку, на котором говорили в Азербайджане до его захвата турками-сельджуками, после чего большая часть азербайджанцев перешла на тюркский язык, который сейчас и называют азербайджанским.

Говорить об общих чертах в традиционном хозяйственном комплексе, обычаях и духовной жизни разных иранских народов почти не приходится: слишком давно они живут вдалеке друг от друга, слишком много испытали на себе очень разных влияний.

Романские народы

Романские языки называются так, потому что восходят к латыни - языку Римской империи. Из романских в России наибольшее распространение имеет румынский, вернее - его молдавский диалект, считающийся самостоятельным языком. Румынский - язык жителей древней Дакии, на землях которой находятся современные Румыния и Молдавия. До романизации Дакии там жили племена гетов, даков, иллирийцев. Затем 175 лет эта область была под римским владычеством и подверглась интенсивной колонизации. Римляне ехали туда со всех концов империи: кто-то мечтал выйти в отставку и занять свободные земли, кого-то отправляли в Дакию как в ссылку - подальше от Рима. Вскоре почти вся Дакия говорила на местном варианте народной латыни. Но с VII в. большую часть Балканского полуострова занимают славяне, и для валахов, предков румын и молдаван, начинается период славяно-романского двуязычия. Под влиянием Болгарского царства валахи принимают в качестве основного письменного языка старославянский и пользуются им до XVI в., когда появляется наконец собственно румынская письменность на основе кириллицы. Румынский алфавит на основе латиницы был введен только в 1860 г.

Жители находившейся в составе Российской империи Бессарабии продолжили писать на кириллице. До конца XX в. молдавский язык находился под сильным влиянием русского.

Основные традиционные занятия молдаван и румын - до XIX в. скотоводство, потом пашенное земледелие (кукуруза, пшеница, ячмень), виноградарство и виноделие. Верующие молдаване и румыны в основном православные. Встречаются католики и протестанты.

Родина других романоязычных народов, представители которых встречаются в России, - дальнее зарубежье. На испанском (называемом также кастильским) языке говорят испанцы и кубинцы, на французском - французы, на итальянском - итальянцы. Испанский, французский и итальянский языки сформировались на базе народной латыни в Западной Европе. На Кубе (как в других странах Латинской Америки) испанский язык закрепился в процессе испанской колонизации. Большая часть верующих среди представителей этих народов - католики.

Индоарийские народы

Индоарийскими называют языки, восходящие к древнеиндийскому. В большинстве это языки народов Индостана. Так же к этой группе языков относят так называемый романы чиб - язык западных цыган. Цыгане (рома) - выходцы из Индии, но их язык развивался в изоляции от основного индоарийского ареала и сегодня существенно отличается от собственно индостанских языков. По жизненному укладу цыгане ближе не родственным им по языку индийцам, а скорее среднеазиатским цыганам. К последним относят этнические группы люли (джуги, мугат), согутарош, парья, чистони и кавол. Они говорят на диалектах таджикского пополам с «лавзи мугат» (особое арго на основе арабского и узбекского языков с вкраплениями индоарийской лексики). Группа парья, кроме того, сохраняет для внутреннего общения собственный индоарийский язык, существенно отличающийся как от индостанских языков, так и от цыганского. Исторические данные говорят о том, что, вероятно, люли попали в Среднюю Азию и Персию из Индии во времена Тамерлана или раньше. Непосредственно в Россию часть люли перебралась в 1990-е гг. Западные же цыгане из Индии попали в Египет, потом долго были подданными Византии и жили на Балканах, а на территорию России пришли в XVI в. через Молдавию, Румынию, Германию и Польшу. Рома, люли, согутарош, парья, чистони и кавол не считают друг друга родственными народами.

Греки

Отдельную группу внутри индоевропейской семьи составляет греческий язык, на нем говорят греки, но условно к греческой группе относят также греков-понтийцев, многие из которых русскоязычны, и приазовских и цалкских греков-урумов, говорящих на языках тюркской группы. Наследники великой античной цивилизации и Византийской империи, греки попадали в Российскую империю разными путями. Одни из них - потомки еще византийских колонистов, другие эмигрировали в Россию из Османской империи (эта эмиграция была почти непрерывной с XVII по XIX в.), третьи стали российскими подданными, когда к России отошли некоторые земли, принадлежавшие ранее Турции.

Балтийские народы

Балтийская (летто-литовская) группа индоевропейских языков родственна славянской и когда-то, вероятно, составляла с ней балто-славянское единство. Живых балтийских языков два: латышский (с латгальским диалектом) и литовский. Дифференциация между литовским и латышским языками началась в IX в., тем не менее они еще долго оставались диалектами одного языка. Переходные диалекты существовали как минимум до XIV–XV вв. Латыши долгое время мигрировали на русские земли, спасаясь от немецких феодалов. С 1722 г. Латвия находилась в составе Российской империи. С 1722 по 1915 г. в составе России находилась и Литва. С 1940 по 1991 г. обе эти территории пребывали в составе СССР.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС Тестовая часть 1. Автором учения о ноосфере является а) Вернадский В.И. в) Кропоткин П.А. б) Докучаев В.В. г) Воейков А.И. 2. Каким должен быть угол наклона оси вращения Земли, чтобы в Москве один день была полярная ночь? а) 66,5⁰ б) 55⁰ в) 23,5⁰ г) 35⁰ 3. Вертолёт вылетел из Москвы и полетел строго на север, потом на восток, затем на юг, и, наконец, на запад. Где он приземлится относительно места старта, если вертолёт будет пролетать по 200 км в каждом направлении? а) в том же месте в) восточнее б) западнее г) севернее 4. На каком острове вероятность встретить граниты наибольшая? а) Исландия б) Шри-Ланка в) Итуруп г) Гавайи 5. В каком геологическом периоде образовались мощные толщи каменноугольных отложений Кузбасса, Донбасса, Рура? а) карбон б) пермь в) триас г) девон 6. Укажите тип климата, в котором осадки выпадают преимущественно зимой. а) умеренный континентальный в) субэкваториальный б) субтропический средиземноморский г) умеренный муссонный 7. Укажите климатический пояс, который не имеет сплошного простирания в северном полушарии. а) тропический б) субтропический в) умеренный г) субэкваториальный 8. Выберите вариант, где перечислены географические объекты, находящиеся на третьем по величине материке. а) Кама, Балатон, Монблан, Мьянма, Амман б) Мичиган, Юкон, Орисаба, Тегусигальпа, Белиз в) Замбези, Чад, Тибести, Ботсвана, Претория г) Чимборасо, Парана, Титикака, Уругвай, Парамарибо 9. Выберите вариант, где совпадает центр происхождения культурного растения и страна, лидирующая в его сборе. а) Китай чай в) Кот-д"Ивуар какао б) Бразилия сахарный тростник г) Россия сахарная свекла Не забудьте перенести Ваши ответы в таблицу на титульном листе 1

2 10. Россия занимает 1 место по количеству стран-соседей. А какая страна находится на 2 месте по этому показателю? а) Бразилия б) Китай в) Германия г) Конго 11. Укажите страну, граничащую с Россией, которая является членом НАТО, но не входит в Евросоюз. а) Норвегия б) Финляндия в) Польша г) Эстония 12. Укажите природную область в России, по которой не проходит водораздел бассейнов океанов или внутреннего стока. а) Северные Увалы б) Уральские горы в) Становой хребет г) Западный Саян 13. Укажите самый южный заповедник России. а) Печоро-Илычский в) Тунгусский б) Жигулёвский г) Уссурийский 14. Выберите вариант, который включает только наукограды России. а) Реутов, Снежинск, Красноярск, Находка б) Дубна, Пущино, Саров, Королёв в) Мичуринск, Арсеньев, Чехов, Лермонтов г) Курчатов, Северодвинск, Анапа, Суздаль 15. Какой из городов не является центром субъекта России (указаны старые названия)? а) Куйбышев б) Устинов в) Молотов г) Брежнев 16. Россия занимает 4 место в мире по производству электроэнергии. Назовите крупнейшую по установленной мощности электростанцию России. а) Саяно-Шушенская ГЭС в) Ленинградская АЭС б) Сургутская-2 ТЭС г) Кислогубская ПЭС 17. Выберите страну, которая расположена на двух материках и в двух частях света. а) Панама б) Египет в) Турция г) Россия 18. Выберите страну, где на протяжении последних 100 лет не было переноса столицы. а) Украина б) Нигерия в) Танзания г) США 19. Укажите правильное сочетание: языковая семья народ религия а) Индоевропейская семья англичане католицизм б) Афразийская семья персы ислам в) Алтайская семья турки ислам г) Дравидийская семья тамилы буддизм ноября отмечается Всемирный день телевидения. В каком городе расположена самая высокая телевизионная башня мира? а) Москва б) Гуанчжоу в) Токио г) Торонто Не забудьте перенести Ваши ответы в таблицу на титульном листе 2

3 3 Задание 1 Аналитическая часть Определите по приведенным сочетаниям государство, к которому относятся все, за исключением одного Укажите в каждом из списков «белую ворону» и объясните свой выбор. 1) Альпы, кантоны, Европейский союз, немецкий язык, конфедерация, горнолыжный туризм. 2) НИС, раффлезия, границы литосферных плит, нефть, ислам, индоевропейская семья. 3) Балтийское море, шхеры, озера, монархия, Восточно-Европейская равнина, германская группа. 4) неопределённость границ, Восточная Африка, нефть, монархия, пустыни, священные города. 5) бананы, вулканы, гигантские сухопутные черепахи, Амазония, федерация, Тихий океан.

4 4 Задание 2 Внимательно прочитайте текст, определите объект и его особенности. «Несколько подобных зон уже сформировалось в мире в XX веке и сегодня, в XXI веке, возникают всё новые и новые. Протягиваясь на 700 километров вдоль побережья, эта урбанизированная зона представляет собой единую систему, в которой проживает больше половины населения страны. Для удобства сообщения еще 50 лет назад была построена высокоскоростная железнодорожная линия, которая и сегодня является самой загруженной в мире. Эта единая система состоит из нескольких более мелких городских систем. Выделяются три из них с населением в 37, 17 и 10 миллионов человек, про города которых известно следующее: А город состоит из 23 специальных районов, муниципальных образований с собственным мэром и районным советом; общая численность население 8,5 миллионов человек Б город часто называют автомобильной столицей страны В город был столицей страны на протяжении 11 веков Г в 1995 году в городе произошло сильное землетрясение, разрушившее десятки тысяч домов, множество мостов, дорог и причалов. Д крупнейший аэропорт города построен на искусственном острове посреди залива. Е крупнейший порт своей страны. Напишите: 1) Каким термином обозначают такие урбанизированные зоны; 2) Название объекта, государство, где расположена описанная выше урбанизированная зона, укажите примерную численность его населения; 3) Примеры подобных объектов в других странах мира, как сформировавшихся в XX веке, так и формирующихся в XXI веке (по 3 примера); 4) Название скоростной железнодорожной линии; 5) Каким термином обозначаются городские системы, из которых состоит объект; 6) Города А Е, в каких городских системах они находятся;

5 5 Задание 3 С помощью рисунков ответьте на следующие вопросы: 1) Определите рельефообразующий процесс, районы распространения которого показаны на картосхеме. Какой природный объект мира дал название этому процессу? На территории какой страны мира располагается бóльшая часть данного объекта? 2) Опишите, в чём заключается данный рельефообразующий процесс, какие горные породы могут быть ему подвержены (приведите три примера). 3) Какая форма рельефа изображена на рисунке? Определите, что отмечено на рисунке числами 1,2,3. Приведите примеры трёх форм рельефа (помимо изображённой на рисунке), сформированных рассматриваемым процессом. 4) Определите, к какой группе рельефообразующих сил (процессов, факторов) относится, рассматриваемый в задаче, процесс. Приведите четыре примера других рельефообразующих процессов и созданных ими форм рельефа (по 2 примера для каждого процесса), относящихся к данной группе рельефообразующих сил.

6 6 Задание 4 Горная Широта Состав верхней границы леса Абсолютная система высота, м А 44 Бук восточный Б 65 Лиственница сибирская В 70 Лиственница Гмелина Г 54 Береза каменная Д 50 Кедр сибирский, пихта сибирская, лиственница сибирская E) Обычно этот пояс расположен выше снеговой линии В таблице представлено положение верхней границы леса в некоторых горных системах России (А Д). Про эти горные системы известно следующее: 1) Здесь находится высочайшая точка азиатской части России. 2) Эта горная система является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. 3) Этот хребет находится на правом берегу Лены. 4) Высота высочайшей вершины составляет 1895 метров над уровнем моря. 5) В пределах горной системы расположено самое влажное место в России. Определите эти горные системы и впишите в соответствующую строку в таблице бланка ответа. Выше лесного пояса в каждой из них расположены два других высотных пояса (A E). Определите эти высотные пояса по описанию и впишите их названия в таблицу бланка ответа. А) В этом поясе распространены высокотравные луга с густым и красочным травостоем, многочисленны заросли рододендрона. Чуть выше растительный покров несплошной, преобладают низкотравные луга из злаков и осок, на фоне которых ярко выделяются горечавки, незабудки, колокольчики и другие красиво цветущие травы. B) Пояс скалистых вершин, где растительность разрежена, преобладают щебнистые и каменистые россыпи с накипными лишайниками. C) Этот пояс аналог одной из природных зон. Сильные ветры, низкие температуры, широкое развитие многолетней мерзлоты привели к формированию приземистой растительности. Здесь господствуют карликовые формы: кустарнички и полукустарнички, много мхов и лишайников, встречаются многолетние травянистые растения. D) Пояс представляет собой заросли небольшого стелющегося древесного растения, обычного для Сибири.

7 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС 1. Определите численный и именованный масштаб, используя линии километровой сетки. На бланке работы обязательно привести расчёт! 2. Определите географические координаты рамки карты: для северной и южной широту; для западной и восточной долготу. 3. Внимательно изучите карту. Какие типы населенных пунктов встречаются на этой территории. Укажите главный классификационный признак. Приведите примеры названий населенных пунктов разного уровня. 4. Расшифруйте сокращения на карте: МТФ, СТФ, вдкч, СС. 5. Определите хозяйственную специализацию территории. 6. Определите в пределах какого субъекта Российской федерации, природного района, равнины, климатического пояса и типа климата находится эта территория. К каким водосборным бассейнам она относится? Свой ответ подкрепите примерами из карты. 7. Рассчитайте плотность населения на этой территории. Ответы запишите на бланке работы!


Задания А15 по географии, практика, Задания А15 по географии 1. Что из перечисленного характерно для природы Финляндии? 1) обилие рек и озёр 2) действующие вулканы 3) широколиственные леса 4) жаркое сухое

География России Обратите внимание! РФ Российская Федерация СНГ Содружество независимых государств СССР Союз советских социалистических республик РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА Россия (Российская Федерация) самое

1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ОГЭ-9 по ГЕОГРАФИИ по теме «Геосферы Земли» (программа «География Земли») Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по географии отводится

2012 год Всероссийская олимпиада школьников по географии Муниципальный этап 8 класс Олимпиада по географии включает задания двух раундов тестового и аналитического. Максимальное количество баллов за правильное

Тема 6. Южные материки Урок 25. Африка: географическое положение, особенности природы материка, природные районы Есть о чём подумать Географическое положение материка важная часть его географической характеристики,

План характеристики гор 1. Географическое положение. 2. Направление горных хребтов, крутизна склонов. 3. Протяженность хребтов (км). 4. Преобладающая высота. 5. Наибольшая высота (координаты вершины).

Картографический тренажер инструмент организации практической деятельности школьника. О.В. Крылова, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ФГАОУ ДПО АПК и ППРО Серия универсальных учебных пособий. 5 9 класс

Общие требования Программы для поступающих. География На экзамене по географии поступающий в высшее учебное заведение должен: свободно ориентироваться по картам физическим, социальноэкономическим, политическим;

ВОПРОСЫ ГЕОГРАФИЯ 8 КЛАСС 1. Укажите приблизительную площадь России: 1)14 млн кв. км 2) 20 млн кв. км 3)17 млн кв. км 4)23 млн кв. км 2. Назовите государство, имеющее сухопутную границу с Россией: 1) Финляндия

План описания гор 1. Название. 2. Географическое положение (материк, страна) 3. Возраст гор. 4. Направление горных хребтов, крутизна склонов. 5. Протяженность в километрах (при помощи масштаба) 6. Преобладающие

Контрольная работа по географии 8 класс для подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ Контрольная работа по географии для учащихся 8-х классов составлена в форме теста в двух вариантах.

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии Ханты-Мансийский автономный округ Югра 2015-2016 учебный год 8 КЛАСС Шифр Учащиеся работают без карт, без географических атласов, без

Природные зоны России Арктические пустыни Природные условия Арктика расположена на островах Северного Ледовитого океана и на севере полуострова Таймыр. Арктика-страна льда и тьмы. Сурова природа этой

Демонстрационный вариант промежуточной итоговой аттестации 6 класса по географии 7 Наиболее подробно территория изображена на карте масштаба: а) : 500 в) :50 000 б) :5 000 г) :5 000 000 Часть При выполнении

Тематический блок 1 Вариант 1 Введение. Закономерности формирования природы материков и океанов 1 Укажите крупнейшую по площади часть света. А Америка Б Африка В Евразия Г Азия Назовите материк, изображенный

Тематическое планирование по географии, Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с Федеральным государственным стандартом, базисным учебным планом 2004 года,

Тематическая диагностическая работа по ГЕОГРАФИИ по теме «Геосферы Земли» 19 декабря 2014 года 7 класс Вариант ГГ70101 (45 минут) Район. Город (населённый пункт). Школа Класс Фамилия. Имя. Отчество География.

I. Требования к уровню подготовки учащихся: 1.Оценивать и прогнозировать: - по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем; - изменение климатов Земли; - природные

Демоверсия итоговой промежуточной аттестации по географии 8 класс ВАРИАНТ 1 А 1. С какой из перечисленных стран Россия имеет сухопутную границу? а) Швеция; б) Эстония; в) Иран; г) Таджикистан. А 2. Крайняя

ТЕСТЫ ПО ГЕОГРАФИИ для итоговой аттестации учащихся 7 класса I Вариант 1. Если в основании территории находится малоподвижная структура (платформа), то рельеф будет: а) равнинный; б) горный. 2. Литосфера

Итоговая контрольная работа по географии за 1 полугодие 7 класс Часть I Выберите 1 верный вариант ответа Вариант 1 1. Назовите исследователя, которому первому удалось найти морской путь в Индию вдоль побережья

1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ОГЭ по ГЕОГРАФИИ по теме «Геосферы Земли» (программа «География Земли») Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по географии отводится

Типовые планы описания материков. 7 класс. geoschool1.ru План описания физикогеографического положения материка 1 Название материка и его размеры. 2 Расположение материка относительно а) экватора б) тропиков

Всероссийская олимпиада школьников по географии Региональный этап 2014/2015 учебного года Задания 1 раунда для 10 11-х классов ПЕРЕД ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ ИНСТРУКЦИЮ На выполнение всех

Спецификация диагностической работы по ГЕОГРАФИИ для 7-х классов общеобразовательных учреждений г. Москвы 1. Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводится 16 марта 2016 года с целью

Контрольные вопросы для учителей географии 1. В каких трѐх из перечисленных стран основная часть электроэнергии производится на ТЭС? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу. 1) Кувейт 2)

Вариант 1 ЧАСТЬ А Часть А содержит 18 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, только один из которых верный. При выполнении заданий этой части в бланке ответов 1 под

Демонстрационный тест по географии Часть А Задания этой части (А1 А25) содержат вопрос и несколько возможных вариантов ответа. В бланке ответов под номером задания поставьте () в клетке, номер которой

Экзаменационные билеты по географии материков и океанов (7 класс): Билет 1. 1. Географическая карта: значение, виды карт, способы изображения основного содержания карты. 2. Евразия: географическое положение,

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Академическая гимназия им. Д.К. Фаддеева Материалы вступительных испытаний по географии для поступающих в 9 классы 2015 г. Демонстрационный вариант Вопросы

Часть 1 К каждому из заданий 1 12 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Инструкция по выполнению работы На выполнение теста по географии отводится 45 минут. Абитуриенту разрешается

Практическая работа 1 Анализ тектонической и физической карт мира: установление связей между геологическим строением, тектоническими структурами и формами рельефа Цель работы: закрепить понятия «платформа»

Содержание работы: КАРТА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ география 8 класс (1 триместр) Географическое положение России Россия на карте мира: размеры, крайние точки, границы, приграничные страны и моря, омывающие

Вариант 1 Тестирование 1. Какое место по площади занимает Африка? а. первое б. пятое в. второе г. третье 2. Южная точка Африки мыс: а. Альмади б. Рас-Хафун в. Бен-Секка г. Игольный 3. Как называется пролив,

Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «География», входящего в перечень вступительных испытаний по основной образовательной программе высшего образования. Программа составлена

MyTestXPro НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННАЯ ВЕРСИЯ http://mytest.klyaksa.net Тест: "10 класс География Профиль Модуль 2". Тестируемый: Дата: Задание 1 Укажите во сколько раз диаметр Солнца больше диаметра Земли в

Диагностическая работа. Класс- 7. Предмет география Вариант 1. Инструкция по выполнению заданий Части 1: к каждому из заданий приведены 4 варианта ответа. Прочитайте вопрос и выберите один из предложенных

Задания А6 по географии 1. На какой из территорий, обозначенных буквами на карте Южной Америки, среднегодовое количество атмосферных осадков наибольшее? 1) А 2) B 3) С 4) D Точка А располагается в экваториальном

МБОУ «Томаровская СОШ 1 Яковлевского района Белгородской области» Разработка урока по географии в рамках проведения недели естествознания: «Внутренние воды и природные зоны Северной Америки» (7 класс)

1 Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других

Географии 7 класс Инструкция по выполнению заданий На выполнение тестовых заданий отводится 90 минут. Работа состоит из 40 заданий, которые разделены на 2 части. Часть I содержит 30 заданий с выбором одного

Промежуточная аттестация по географии 6 класс Вариант 1 1. Какие географические координаты имеет точка А на карте? a) 66 с.ш. 50 в.д. b) 40 с.ш. 40 в.д. c) 40 ю.ш. 66 з.д. d) 66 ю.ш. 50 з.д. 2. Какая из

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 57 Контрольная работа по географии 8 класс Составитель: учитель географии I категории Усольцева О.Г. Тюмень, 2008 Вариант

Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова ПРОГРАММА вступительного испытания по ГЕОГРАФИИ Архангельск 2011 Экзамен по географии проводится в письменном виде. На экзамене по географии,

Административная контрольная работа за I полугодие Спецификатор контрольной работы по географии 7 класс. Цель: выявить остаточные знания учащихся по материалу, пройденному за I полугодие. Элементы минимума

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (ВятГУ) УТВЕРЖДАЮ Председатель

Задания А4 по географии, практика, Задания А4 по географии 1. Для какой природной зоны характерны чернозёмные почвы? 1) смешанные леса 2) степи 3) тайга 4) широколиственные леса Правильный ответ 2. Черноземные

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС Задание 1 Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласов, определите общий

Демонстрационный вариант диагностической работы по ГЕОГРАФИИ для учащихся VIII классов. Январь 2014 г. При выполнении заданий А1-А14 обведите номер правильного ответа и перенесите его в бланк тестирования

Инструкция по выполнению заданий тестового раунда На выполнение заданий тестового раунда отводится 45 минут. Прочитайте задание и выберите из предложенных ответов один правильный. Если задание не удается

Тестовая работа по теме: «Биосфера. Географическая оболочка» Базовый уровень 1. Оболочка жизни 1) географическая оболочка 2) биосфера 3) литосфера 4) гидросфера 5) атмосфера 2. Первым (нижним) высотным

Тестовый раунд Инструкция по выполнению заданий тестового раунда На выполнение заданий тестового раунда отводится 45 минут. Прочитайте задание и выберите из предложенных ответов один правильный. Если задание

Демонстрационный вариант проверочных материалов для промежуточной аттестации обучающихся 10 классов (в форме семейного образования и самообразования) по ГЕОГРАФИИ Назначение демонстрационного варианта

Задания А16 по географии, практика, Задания А16 по географии 1. С какой из перечисленных стран Россия имеет сухопутную границу? 1) Молдавия 2) Туркмения 3) Финляндия 4) Армения Финляндия граничит с РФ

ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ для поступающих в Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова в 2014 году Пояснительная записка Содержание вступительных испытаний определяется на основе

Контрольная работа по теме «Климат России». 1 Вариант. 1. Какой климатообразующий фактор является ведущим? 1) Географическое положение 2) Циркуляция атмосферы 3) Близость океанов 4) Морские течения 2.

Школьный тур олимпиады по географии 8 класс ВОПРОСЫ 19 ноября 2013 Имя и фамилия ученика Класс Школа Учитель географии 1. Проанализируй климатические и агроклиматические карты Атласа Эстонии. Выяви связь

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В результате изучения предмета на базовом уровне ученик должен: объяснять значение понятий: «полярные круги», «тропики», «полярная ночь», «полярный

Аннотация к рабочей программе по географии для 7 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 35 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района города Казани (общеобразовательный уровень)

Спецификация Диагностической работы по ГЕОГРАФИИ для 8-х классов общеобразовательных учреждений г. Москвы, 3 октября 206 года. Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводится в октябре

География. 7 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 1 География. 7 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 2 1 В каком направлении следует двигаться от точки А до точки В? Диагностическая тематическая

Географии 6 класс Инструкция по выполнению заданий На выполнение тестовых заданий отводится 90 минут. Работа состоит из 40 заданий, которые разделены на 2 части. Часть I содержит 30 заданий с выбором одного

Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов внутришкольного мониторинга в МОУ «СОШ 8» по географии за курс 8 класса. Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы

Географии 10 класс Инструкция по выполнению заданий На выполнение тестовых заданий отводится 90 минут. Работа состоит из 40 заданий, которые разделены на 2 части. Часть I содержит 30 заданий с выбором

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП). 2017 2018 учебный год 8 КЛАСС ЗАДАНИЯ Время на выполнение заданий - 45 мин. Тестовые задания. 1. Какой географический объект не имеет долготы:

Природа Земли и человек 1) Какая из перечисленных горных пород по происхождению является магматической? 1) мрамор 2) известняк 3) песчаник 4) гранит 4 2) Вулканическое происхождение имеют(-ет) 1) остров

Всероссийская олимпиада школьников по ГЕОГРАФИИ Региональный этап 2014/2015 учебного года Задания 1 раунда для 9-х классов ПЕРЕД ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ ИНСТРУКЦИЮ На выполнение всех заданий

Демонстрационный вариант итоговой контрольной работы по географии (7 класс) ЧАСТЬ А Часть А содержит 18 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, только один из которых

1. Где земная кора имеет наибольшую толщину? 1) На Западно-Сибирской равнине; 2) В Гималаях; 3) На дне океана; 4) В Амазонской низменности. 2. Сейсмические пояса Земли образуются: 1) На границах столкновения

Часть 1 Инструкция по выполнению работы К каждому из заданий 1 10 даны варианта ответов, из которых только один правильный. На выполнение теста по географии отводится 45 минут. Абитуриенту разрешается

7 класс. Закономерности природы. Материки и страны. 1. Установите соответствие между материками и их географическим положением: 1. Евразия А) северные материки 2. Африка 3. Южная Америка Б) южные материки

VI. Примерное тематическое планирование и виды деятельности учащихся * Примерное тематическое планирование уроков географии в 7-м классе по учебнику «География. Земля планета людей» 1 Введение. Что изучают

ЯЗЫКОВАЯ СЕМЬЯ НАРОДОВ

ЯЗЫКОВАЯ СЕМЬЯ НАРОДОВ

крупнейшая единица классификации народов по признаку языковой близости. Самая большая Я» с. - индоевропейская, языки этой семьи используют 2,5 млрд человек. В нее входят романская, германская, славянская и др. языковые группы. Во вторую по численности Я. с. - китайско-тибетскую входит свыше 1 млрд человек, самая крупная языковая группа - китайская. К алтайской Я. с. относится тюркская языковая группа, к уральской - финно-угорская. Самые распространенные языки в мире - китайский, английский, русский, испанский, хинди, португальский, арабский, португальский, арабский.

Краткий географический словарь . EdwART . 2008 .


Смотреть что такое "ЯЗЫКОВАЯ СЕМЬЯ НАРОДОВ" в других словарях:

    Самая крупная единица классификации народов (этносов) по признаку их языкового родства общего происхождения их языков от предполагаемого языка основы. Языковые семьи подразделяются на языковые группы. Наибольшей по численности является… … Финансовый словарь

    Уральская языковая семья - вкл. языки народов, расселенных от Скандинавии и Венгрии на з. до Таймыра и Алтая на в. Ее образуют три группы языков: финно пермская, угорская и самодийская. В финно пермскую входят прибалтийско финские языки/народы (финны, карелы, эстонцы,… … Уральская историческая энциклопедия

    Кавказские языки условное название языков Кавказа, не входящих ни в одну из известных языковых семей, распространённых за пределами Кавказа (индоевропейскую, алтайскую или семитскую). Содержание 1 Классификация 2 Внешние связи 3 … Википедия

    Афразийская Таксон: макросемья Ареал: Передняя Азия, Восточная и Северная Африка Число носителей: 270 300 млн Классификация Категория … Википедия

    Языки Сибири условное собирательное название для различных языков, на которых говорят коренные обитатели Сибири и Дальнего Востока России. В лингвистике отсутствует понятие «Сибирская языковая семья» или подобные, так как эти языки отличаются как … Википедия

    Языки пама ньюнга Таксон: семья Прародина: Австралия Статус: общепризнанная Ареал: Австралия (большая часть, за исключением крайнего севера) … Википедия

    Схема происхождения абхазо адыгских языков Абхазо адыгские языки одна из семей кавказских языков, предположительно входящая в северокавказскую надсемью. Включает адыгскую и абхазо абазинскую ветви и убыхский язык. Последний, генетически более… … Википедия

    Запрос «КНР» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Китай (значения). Китайская Народная Республика кит. трад. 中華人民共和國, упр. 中华人民共和国, пиньинь: Zhōnghuá Rénmín Gònghéguó тиб.… … Википедия