Болезни Военный билет Призыв

Свою креативность и творческое мышление. Креативность и креативное мышление. Креативность мышления развивается если

ФОТО Getty Images

Предприниматель Томас Эдисон запатентовал за свою жизнь 1093 изобретения. Согласитесь, это сильное достижение. Он поставил себе цель: каждый десять дней делать маленькое изобретение и каждые полгода – придумывать что-нибудь значительное. Вам трудно представить себя в роли изобретателя? Начните тогда ежедневные тренировки ума с чего-то более простого и понятного.

Майкл Михалко (Michael Michalko), один из ведущих специалистов по креативности в мире. Будучи офицером НАТО, организовал группу ученых, которые стали работать над классификацией и исследованием методов креативного мышления. Автор нескольких бестселлеров, в том числе – «Игры для разума» (Питер, 2007), «Креативный взрыв» (Попурри, 2014). В книге «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно » (Манн, Иванов и Фербер, 2015) он собрал десятки техник выработки идей, игр и упражнений для развития интеллекта. Мы выбрали для вас шесть из них.

1. Записывайте свои идеи

2. Заведите банк данных

3. Полюбите спонтанность

Пообещайте чаще удивлять себя. Вместо того чтобы поехать после работы домой, сходите внезапно в кино или на выставку. Пробуйте новые рецепты. Примите вместо душа ванну. Измените время сна. Измените время работы. Познакомьтесь со своим почтальоном. Помойте машину на другой автомойке. Словом, ломайте сложившийся распорядок, чтобы ваш мозг постоянно подпитывался чем-то новым.

4. Спите наяву

Воспользуйтесь приемом, который помогал Сальвадору Дали придумывать новые идеи. Он садился в кресло, а на пол – возле подлокотника – ставил железную тарелку. Руку он клал на подлокотник, взяв в руку железную ложку. И начинал потихоньку засыпать. Когда он уже почти засыпал, его организм расслаблялся, ложка выскальзывала из рук и падала в тарелку. Этот звук будил художника. И как раз в этом пограничном состоянии мозга, в котором он был, ему и приходили в голову его знаменитые гипнотические образы. Вы тоже можете попробовать этот способ. Говорят, действительно приходят озарения.

5. Рисуйте свободно

У Леонардо да Винчи тоже был свой интересный метод. Он расслаблялся, садился за столом и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Он хаотично водил по листу, а потом останавливался. Далее он мог в течение получас разглядывать то, что получилось. Обычно он видел в этом какие-то образы и нюансы, которые помогали ему нарисовать новую картину или сделать еще одно научное изобретение.

6. Освойте технику SCAMPER

SCAMPER – это список вопросов, способных подстегнуть рождение новаторских идей, где

S = Substitute? – Заменить?

C = Combine? – Комбинировать?
A = Adapt? – Адаптировать?

M = Modify? = Magnify? – Модифицировать? = Увеличить?

P = Put to other uses? – Предложить другое применение?

E = Eliminate or minify? – Устранить или уменьшить?

R=Revers? = Rearrange? – Поменять на противоположное? = Реорганизовать?

Чтобы воспользоваться этой техникой, нужно на каждом этапе обдумывания новой идеи задавать себе правильные вопросы. Проделав эту процедуру в отношении каждого этапа, вы выработаете максимальное количество идей, касающихся улучшения ситуации. Теперь предположим, что производитель скрепок для бумаги хочет усовершенствовать выпускаемую продукцию.

Поиск идей он может начать со следующих вопросов

  • Что можно заменить в скрепке?
  • С чем можно скомбинировать скрепку, чтобы она превратилась в нечто новое?
  • Что можно адаптировать по отношению к скрепке?
  • Как можно модифицировать скрепку?
  • Чем можно ее дополнить?
  • Какие другие способы применения можно предложить для скрепки?
  • Что можно убрать из скрепки?
  • Что можно поменять в скрепке на противоположное?
  • Какой вид скрепок наилучший?

Один фабрикант решил заменить металл пластиком, добавил к этому цвет и создал разноцветные пластиковые зажимы, которые не только скрепляют листы бумаги, но и помечают их – тем самым всем знакомой скрепке было найдено еще одно применение. Подумайте и вы над этими вопросами.

В нашем обществе развитие креативного мышления дарит человеку поистине широкие возможности. Особенно это ценно для тех людей, которые не боятся брать на себя ответственность и вносить революционные изменения в жизнь окружающих.

Например, предпринимателям креативное мышление позволяет идти непроторенным путем, что очень перспективно. Даже если со временем их ниша заполняется конкурентами, они могут придумать еще что-то новенькое. Ведь известно, что в бизнесе кто первый - тот и выиграл.

Писателям креативное мышление позволяет находить оригинальные сюжеты, от которых трудно оторваться. Психологам - помогает изобретать новые способы взаимодействия с клиентом, чтобы как можно полнее удовлетворить его запросы.

Благодаря креативному мышлению человек

  • способен решить любую проблему;
  • проявляя творческий подход, выгодно отличается от коллег;
  • и вообще, очень интересный собеседник уже потому, что не говорит банальности.

Разница между креативным и творческим мышлением

Креативность и творчество - не одно и то же. Творчество - это создание продукта искусства. Креативность - это генерация принципиально новых, неведомых ранее идей.

Творческое мышление моделирует художественные образы и воплощает их в каком-либо сценарии или предмете. Креативное мышление - это способность к изобретательству и научным открытиям.

Несомненно, сочетание двух типов мышления позволяет достигать максимальных результатов в любой деятельности. Таким образом, возможно параллельное развитие и творческого, и креативного мышления.

В чем состоит развитие креативного мышления?

Конечно, есть люди, обладающие таким талантом с детства. Как правило, они отличаются открытостью, инициативностью. Как минимум, такой человек - незаурядная личность и творческая натура.

Все дети очень креативны - это подтверждают многие тесты. Но со временем вырабатывается стереотипность мышления, которая сводит способности нестандартного поведения на «нет». Поэтому главная задача для - уход от привычного поведения .

В английском языке есть знакомое многим выражение “thinking outside the box” (дословно - «мыслить за пределами коробки»), которое используют для определения нестандартного поведения. На русский язык его можно перевести так: способность мыслить вне рамок.

Помните известную истину из «Матрицы» о том, что ложки - нет? В сущности, нужно постараться понять, что и рамок, вне которых нужно мыслить, тоже не существует объективно.

Рамки коробки возникают тогда, когда вместо вольного веселья и гулянья по бескрайним полям психики человеческая мысль день за днем уныло бредёт узкой и давным-давно заросшей родными привычками тропинкой ума.

К примеру, если мы привыкли ходить домой одной и той же дорогой, можно однажды попробовать пойти другим путем, и каждый день потом находить новые варианты.

Полезно бывать в новых местах, изучать что-то, принципиально отличное от того, что нам уже было известно.

Для развития креативности отлично подходят перемены в рационе питания. Можно придумать новое меню или попробовать голодание (только без фанатизма и риска для здоровья, пожалуйста! :)

Другой способ развития креативного мышления - увлечение искусством. Например, игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев. От них поступают импульсы в головной мозг. Вот поэтому и было замечено, что музыканты очень сообразительны. Это в равной степени относится и к тем, кто умеет вышивать, вязать и пользоваться клавиатурой компьютера:)

Спортивные нагрузки, танцы, прогулки на свежем воздухе способствуют развитию творческого воображения. Кстати, наши фантазии полезно периодически тренировать.

Рисуйте желаемые образы, играйте в ассоциации, визуализируйте свои мечты - это приносит не только удовольствие, но и пользу в виде исполнения желаний и развития креативного мышления !

Скоро мы рассмотрим комплекс специальных упражнений для развития креативности. Подпишитесь на свежие статьи блога , чтобы ничего вдруг не пропустить. Если вы знаете кого-то, кому может быть полезна эта статья, пришлите ему ссылку на эту страницу или (социальные кнопки - чуть ниже).

Людмила Пономаренко

Креативность – слово, которое сегодня у всех на устах. Его можно встретить как личную характеристику, в большинстве резюме людей различных профессий (и не только творческих). За креативными людьми охотятся крупные компании, ими восхищаются. Многие уверены, что это качество в современном мире просто необходимость, однако, как и в чем его измерять, точно не знает никто.

Из этой статьи вы узнаете, что такое «креативность» (понятие креативности) и кто такой «креативный человек», а уже в следующих, мной будут приведены методы развития креативного мышления и упражнения на развитие креативности .

Креативность - это способность создавать и находить новые оригинальные идеи, отклоняясь от принятых схем мышления успешно решать стоящие задачи нестандартным образом. Это видение проблем под иным углом и их решение уникальным способом. Креативное мышление это революционное и созидательное мышление, носящее конструктивный характер.

Имеет ценность в бизнесе, науке, культуре, искусстве, политике, - словом, во всех динамичных жизненных областях, где развита конкуренция. В этом и заключается ее ценность для общества.

Например, предпринимателям креативность позволяет увидеть перспективу там, где казалось бы ее уже давно нет. Если определенная ниша заполнена конкурентами, они могут придумать что-нибудь новое. Писателям креативные способности позволяют находить оригинальные сюжеты, от чтения которых трудно оторваться. Психологам креативность помогает изобретать новые методы коммуникации с клиентами. Креативность ученых является важным фактором человеческого прогресса. А как важен креативный подход для таких профессий как: инженер, дизайнер, PR агент, рекламщик (менеджер по рекламе, рекламный агент…) … креативность и творчество идут рука об руку.

Быть креативным человеком значит обладать определенными преференциями и преимуществами в этом мире, например, выгодно отличаться от коллег по работе, быть более интересным собеседником (нудность и банальность – качества неприсущие креативным личностям), уметь находить неожиданные решения из трудных жизненных ситуаций . Креативные люди более уравновешены и терпимы к окружающим, ведь они знают, что каждый человек видит мир по-своему.

Использовать свои креативные способности можно не только для создания новых интересных идей (для улучшения жизни или ее отдельных аспектов), но и для самосовершенствования и развития личности в целом. Любое творческое занятие помогает нам обретать личностный смысл и постигать собственные ценности. А это самая важная духовная потребность человека, которая отличает его от других живых существ.

Изучая биографии и истории успешных людей Дэвид Галенсон (экономист, исследователь) пришел к выводу, что пик креативных способностей может достигаться в любом возрасте. Галенсон выделил два типа креативных личностей. Одни, проявляют себя во всем великолепии еще в призывном возрасте, другие же, созревают очень медленно, их наивысшие творения и идеи приходятся на вторую половину жизни. Далее он приводит два ярких примера из обеих групп:

Пабло Пикассо, вошедший в историю искусства еще в раннем возрасте, свои самые дорогие картины написал между 26 и 30 годами. Вот что художник говорил о своем креативном таланте - «Я редко экспериментировал. Если мне было что сказать, я никогда не искал способ, как это сделать, а просто его находил …».

Прямо противоположный пример - Поль Сезанн. Он начал рисовать в 15 лет, но только лишь когда ему был 61 год к нему пришел успех и особый взгляд. Сезан любил говорить – «В искусстве я ищу свой путь».

Последний пример явно свидетельствует о том, что развить в себе творческие способности, креативность человек может в любом возрасте. Однако многие из нас вообще не готовы признать в себе творческий дар, в то время как способность креативно мыслить есть у многих людей. Эти способности либо недооцениваются человеком, либо вовсе не замечаются, и он считает себя безнадежно заурядными.

Хотите стать креативной личностью ? Это возможно! Узнайте как из статьи - «Развитие креативного мышления и креативных способностей ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Спросите любого психолога, что такое креативное мышление - вряд ли он вам даст точный и исчерпывающий ответ. Надо заметить, что универсальное определение этого понятия, которое всем будет понятно, ещё не создали. Попробуем и мы внести свою лепту и сформулируем, что же мы будем называть креативным мышлением.

Итак, креативным мышлением называют человеческую способность с помощью нестандартных способов и методов находить решения задач, которые ставятся перед ним, а также вырабатывать новые способы для достижения поставленных целей.

Как мыслить креативно?

Итак, с определением разобрались. Выясним, что следует знать и иметь человеку для того, чтобы развивать это самое креативное мышление.

Креативность по своей сути - это отсутствие традиционности, это необычность и новшество. Поэтому для этого нужно мыслить смело, не тормозя мышление стереотипами. А чтобы стереотипы, предрассудки и прочая ерунда не мешала, нам следует выйти на другой уровень мышления - независимый.

  1. Не принимайте ничего на веру .
  2. Авторитеты и кумиры не должны быть для вас неким подобием Бога, источником истины. Насколько умным и замечательным не был бы человек, он может и ошибаться. Нередко те, которые сами себя считают "авторитетами", начинают попросту излагать чушь и вводить своих кумиров в заблуждение. Не попадайтесь на такую удочку!
  3. Не бойтесь быть "белой вороной". То есть, не таким как все. Мысли в духе "как я выгляжу со стороны, похож ли я на других" не должны даже возникать в идеале. Мы все, как известно, индивидуальны и уникальны, а значит, нужно сравнивать себя только лишь с самим собой.

Следование перечисленным советам поможет видеть окружающие вещи более близкими к реальности. Это откроет путь к нестандартному мышлению и как следствие - ярким мыслям, нестандартным открытиям.

Этапы развития креативного мышления

По мере развития человека его мышление развивается поэтапно. Не факт, что каждый человек обязательно проходит все этапы. Большинство вообще добираются только до второго этапа. Остальные ступени - признак сильной личности, такие люди нередко являются приверженцами саморазвития.

  1. Мышление вообще - появляется ещё в детстве.
  2. Мышление критическое - формируется в подростковом возрасте. Это способность делать выводы, опираясь на свой прошлый опыт.
  3. Мышление независимое - это умение мыслить более верно, заключаемые выводы не зависят от стереотипов. На этот этап приходят не все люди, ибо он даёт настоящую свободу мышления.
  4. Мышление креативное - это наивысший этап. Он основывается на той самой свободе, которую даёт независимое мышление.

Нередко критическое и креативное мышление противопоставляют друг другу. Это логично, и в чём-то верно. Но контрастных противоречий тут нет. В человеке вообще не могут уживаться вместе сильные противоречия. На самом деле критическое мышление является основой для креативности. Критичное мышление способно тренировать подсознание и очищать его от навязанных мнений и установок. А "чистое" подсознание формирует нестандартные мысли.

Главное, не перегибать палку и не ставить критичное мышление "во главе угла", ибо в таком случае креативность будет подавляться. Главное в этом - освоить умение переключаться с критического на креативный тип мышления, и наоборот. Для этого можно провести два "мозговых штурма" - сначала с целью возникновения новых идей, затем проанализировать и при необходимости вычеркнуть часть идей.

Творческое мышление и креативность, несомненно, являются полезными навыками современного человека. Однако сложно найти хорошие курсы, тренинги, школы, книги и учебники для формирования и совершенствования этих навыков. В связи с этим и создан данный раздел сайта, который посвящен методам и техникам развития креативного мышления. Раздел представляет собой полноценный тренинг для развития творческого мышления и воображения и содержит в себе уроки, статьи, задачи, головоломки, видеоматериалы, тесты и много других полезных материалов.

Если вы читали «99 франков» или «Поколение П», смотрели фильмы Тарковского или Дэвида Линча, видели картины Леонардо да Винчи или Пикассо, вы наверняка задумывались: как люди могут создавать так много новых интересных идей и потрясающих концепций? Если эти профессионалы творческого мышления вызывают в вас желание быть похожими на них, то в этом разделе вы найдете для себя много полезной информации.

Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить. В жизни от нас часто требуется креативный подход. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда.

Часто утверждают, что творческому мышлению научить невозможно. Это не совсем так. Конечно, врожденные способности человека очень важны. Но обычно именно взрослым людям по-настоящему свойственно творческое мышление, способность к которому не является только врожденной, а приобретается с воспитанием и опытом. Настоящие произведения искусства делают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно. А если человек не будет развивать свой творческий потенциал, то он вряд ли достигнет способности созидать, даже если в детстве, он проявлял какие-либо способности.

Значит, есть что-то, что знают и умеют творческие люди. Эти знания и навыки они приобрели не генетическим путем от своих родителей, а накопили их в течение своей жизни. Попробуем найти и разгадать их секреты.

Что такое творческое мышление и креативность?

Объяснить и описать, что такое творческое мышление и каковы его особенности - задача достаточно сложная. Одно из немногих определений креативности/творческого мышления дано психологом О.К. Тихомировым:

« Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением »

О.К. Тихомиров
Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.

Это определение выделяет главную характеристику творческого мышления -наличие результата, чего-то субъективно нового, что создал человек.

Важно понимать, что творческое мышление или креативность - это именно СПОСОБ мыслить, определенный ПРОЦЕСС, который ведет к созданию нового. Естественно, существует множество методик организовать свое мышление так, чтобы можно было в результате получить что-то новое. Ряд исследований и тестов показывает, что большинство способов можно подстроить под определенные логические схемы, которые и составляют часть уроков данного раздела.

Чтобы понять особенности своего творческого мышления, предлагаем вам пройти специальный психологический тест.

Тест на творческие способности

Данный тест создан, как интерпретация методики диагностики личностной креативности, разработанная Е. Е. Туник, и позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Для них следует выбрать ответ «Да». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, на них следует отвечать «Может быть». Другие утверждения не подойдут вам совсем, для них предназначен ответ «Нет». Для тех утверждений, относительно которых вы не можете прийти к решению, предусмотрен последний вариант - «Не знаю».
  • Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. На каждый вопрос выберите только один ответ.
  • Поскольку тест основан на личном восприятии, не стоит ждать от него объективной проверки ваших способностей. В большей степени он отражает ваше представление о своих творческих способностях. Помните, что креативность - это не врожденная характеристика, а качество которое можно развивать.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

С другой стороны, творческое мышление связано не cтолько с логическими схемами, сколько с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека. Все это можно развивать при помощи специальных упражнений, которые представляют собой еще одну важную составляющую этого раздела.

В данном разделе собраны методики развития в себе способности творчески мыслить: уметь находить всегда и во всем несколько вариантов, и выбирать из них лучший.

Методика обучения

Как уже было сказано, существует много подходов понимания творческого мышления, и, следовательно, есть множество способов обучения такому мышлению. Среди популярных подходов анализа креативности можно отметить: концепцию латерального мышления , теорию решения изобретательских задач , синектику, метод 6 шляп и другие . Большинство из этих подходов имеют схожие черты, однако если пытаться заниматься по всем этим методикам одновременно, то можно запутаться.

Проанализировав многие подходы к креативности, наша творческая группа пришла к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (а также ее интерпретация Филиппом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Именно концепция латерального мышления легла в основу данного тренинга. Также в данном тренинге использовался ряд важных методик развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.

Кроме того, концепции, которые заслуживают отдельного внимания, были вынесены в УРОК 5 , для того чтобы вы смогли попробовать другие методики развития творческого мышления.

План обучения

Весь тренинг поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите гандикап, для того, чтобы уметь применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.

Творческие игры

А также

А также на нашем сайте вы найдете полезные материалы, статьи , видео , задачи, головоломки, картинки, фото и многое другое, что раскрывает особенности творческого мышления человека. В итоге после этого тренинга вы будете четко представлять себе, как устроен процесс творческого мышления и будете обладать достаточными навыками для того, чтобы создавать что-то новое.

Умение быть творческим и интересным человеком отчасти приобретается с воспитанием и зависит от наших врожденных особенностей. Но поверьте, что эту способность можно приобретать и развивать, главное здесь, как обычно,- желание.

Желаем вам удачи в развитии творческого мышления!