Болезни Военный билет Призыв

Свернутый, в основном бессознательный по сути акт одномоментного «схватывания» структуры ситуации или задачи представляет coбой _______ мышление. Формы и операции мышления

Страница 20 из 42

Мыслительные операции.

В психологии выделяют следующие операции мышления (см. рис.11): анализ, сравнение, абстрагирование, синтез, конкретизация, обобщение, классификация и категоризация. С помощью этих операций мышления осуществляется про­никновение в глубь той или иной сто­ящей перед человеком проблемы, рас­сматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т. д.; это расчленение познавае­мого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего выделяет различные элементы, детали этого механизма и раз­бирает его на отдельные части. Так в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект.

С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки. В ходе анализа какого-либо предмета его свойства, являю­щиеся наиболее важными, значимыми, существенными, инте­ресными, оказываются особенно сильными раздражителями и потому выступают на передний план. Такие раздражители вы­зывают активный процесс возбуждения (прежде всего в коре головного мозга) и по физиологическому закону индукции тормозят дифференциацию других свойств того же предмета, являющихся слабыми раздражителями. Таким образом, физио­логической основой психического процесса анализа будет оп­ределенное соотношение возбуждения и торможения в выс­ших отделах головного мозга.

Рис. 11. Мыслительные операции

Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение эле­ментов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

Неразрывное един­ство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение. Сравнение - это мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении пред­метов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявле­нии таким образом общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. На начальных этапах ознакомления с окружающим миром различные объекты познаются прежде всего путем сравнения. Всякое сравнение двух или нескольких предметов начинается с сопоставления или соотнесения их друг с другом, т.е. начинается с синтеза. В ходе этого синтети­ческого акта происходит анализ сравниваемых явлений, предметов, событий и т.д. - выделение в них общего и раз­личного. Например, ребенок сравнивает между собой разных представителей класса млекопитающих и с помощьюучителя постепенно вычленяет наиболее общие признаки этих живот­ных. Так сравнение ведет к обобщению.

Обобщение - это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для различ­ных объектов свойства бывают двух видов: 1) общие как сходные признаки и 2) общие как существенные признаки.

На­пример, можно найти нечто сходное между самыми разнородными предметами, в частности, можно объединить в одну группу, в один класс общности цвета вишню, пион, кровь, сырое мясо, вареного рака и т.д. Однако это сходство (общность) между ними еще никак не выражает действительно существенных свойств перечисленных предметов. В данном случае сходство основано на их чисто внешних, лишь очень поверхностных, несущественных признаках. Обобщения, ко­торые делаются в результате такого поверхностного, неглу­бокого анализа объектов, не имеют большой ценности и к тому же постоянно приводят к ошибкам. Обобщение, осно­ванное на поверхностном анализе чисто внешних свойств, например, кита, заставляет сделать глубоко ошибочный вывод о том, что кит - это не млекопитающее, а рыба. В данном случае сравнение этих объектов выделяет среди их общих признаков только сходные, но несущественные (внешний вид, рыбообразная форма тела). И наоборот, когда в результате анализа вычленяются общие свойства как существенные, ста­новится ясно, что кит относится не к рыбам, а к млекопитаю­щим. Следовательно, всякое существенное свойство является вместе с тем и общим для данной группы однородных предме­тов, но не наоборот: не всякое общее (сходное) свойство явля­ется существенным для данной группы объектов. Общие суще­ственные признаки выделяются в ходе и в результате углуб­ленного анализа и синтеза.

Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств и признаков вещей субъект обнаруживает тождество и различие между вещами. Эти сходные, похожие при­знаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из со­вокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений чело­века об определенной совокупности предметов или явлений. Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвле­чении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Абстракция - отвлечен­ное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущест­венных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью вы­явления существенных признаков.

Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отно­шения в некотором многообразии предметов и явлений, системати­зировать их и тем самым построить определенную классификацию. Классификация Категоризация – операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п. –систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Следует отличать классификацию от категоризации.

Конкретизация - это движение мысли от общего к частному. Одной из задач теоретического мышления является опре­деление способа выведения частных проявлений системного объ­екта из его всеобщего (существенного) основания, из определён­ного исходного отношения в системе. Мысленное прослеживание процесса превращения исходного отношения в объекте в его многообразные конкретные проявления осуществляетсяметодом “восхождения от абстрактного к конкретному”.

Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основ­ных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

Мышление как процесс осуществляется посредством мыслительных операций, к числу которых в современной психологии и логике* относят: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракцию и конкретизацию. С их помощью осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи. Ведущими из них являются анализ и синтез.

* Логика как наука исследует общечеловеческие формы мышления (понятия, суждения и умозаключения), его законы (тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания) и правила оперирования понятиями, суждениями и умозаключениями (например, правило построения выводов, доказательств, опровержений и т.д.).

Анализ – это мысленное разделение, предметов и явлений на части. Например, приступая к решению задачи, анализируем ее условие; осваивая автомобиль, изучаем составляющие его части. Большое место анализ занимает при обучении детей грамоте: предложение делится на слова, слова – на слоги и звуки. Велика его роль при восприятии и понимании родной и иностранной речи: весь речевой поток мы членим на фразы, предложения, выделяем слова, находим отдельные грамматические конструкции и т.д. Анализ также проявляется в мысленном выделении свойств предметов и явлений. Например, при характеристике политического деятеля или литературного героя выделяем черты характера, взгляды, способности и другие его особенности.

Синтез – мысленное объединение частей или свойств вединое целое. Прежде всего он проявляется в объединении частей предметов и явлений. Так, из отдельных деталей мысленно конструируем целостный механизм, из звуков и букв составляем слоги, из слогов – слова, из слов – предложения и т.п. Синтез также выступает и в мысленном объединении свойств отдельных предметов и явлений. Так, рассмотрев отдельные свойства, мы затем даем целостную характеристику литературного героя, исторического лица, разных событий.



Анализ и синтез тесно взаимосвязаны. Они всегда протекают в единстве. Ф. Энгельс подчеркивал, что «мышление состоит столько же в разложении предметов сознания на их элементы, сколько в объединении связанных друг с другом элементов в некоторое единство. Без анализа нет синтеза»*.

* Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С. 41.

Мысленный анализ и синтез возникают на основе практического действия с предметами и явлениями. Это особенно ярко проявляется у детей. Прежде чем что-то мысленно анализировать и синтезировать, они это делают практически, действуя с предметами или их наглядными изображениями.

Высокий уровень мыслительной деятельности связан с высоким уровнем анализа. Одним из признаков высокого уровня анализа является всестороннее рассмотрение предмета или явления; при этом выделяются не только внешние, очевидные, но и скрытые стороны и свойства. Так, рассматривая картину, ученик не только называет, что на ней изображено, но и указывает, какая эпоха здесь отражена, каковы характеры изображенных героев и многое другое, что непосредственно нам не дано. Такой всесторонний анализ достигается через соотнесение (синтезирование) различных элементов картины: одежды, обстановки, выражения лиц и пр. Это и есть анализ через синтез. Посредством анализа через синтез объект в процессе мышления «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание, он поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выделяются все новые свойства»*.

* Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М, 1958. С. 99.

Особо важную роль играет при этом выделение таких существенных сторон действительности, как связи и отношения. Например, учащийся разбил учебный текст на смысловые части, выделил в каждой из них главную мысль; при высоком уровне мыслительной деятельности он должен выделить и логические связи между этими смысловыми частями.

Синтез на высоком уровне приводит не к простому воспроизведению исходного материала, а к его преобразованию. Так, вместо большого, расширенного текста ученик составляет его план или тезисы, при решении арифметической задачи вместо одной сложной задачи дети получают и решают систему простых задач и т.д.

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними. Как показывают наблюдения и опыты, учащиеся значительно глубже проникают в сущность, например, рабовладельческого строя после изучения феодального общества, легче выделяют существенные признаки подлежащего после изучения сказуемого. Это объясняется тем, что как в первом, так и во втором случае они имеют возможность сравнить изучаемые понятия.

К.Д. Ушинский считал, что «сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение, и если бы нам представился какой-нибудь новый предмет, которого мы не могли бы ни к чему приравнять и ни от чего отличить... то мы не могли бы составить об этом предмете ни одной мысли и не могли бы сказать о нем ни одного слова»*.

* Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову» // Собр. соч. М., 1949. Т. 7. С. 332.

Иногда школьники затрудняются проводить сравнения, потому что не знают, по каким признакам надо сравнивать. Ведь предметы и явления могут сопоставляться по самым разнообразным признакам. Например, можно сравнивать реки по длине, глубине, полноводности, судоходности, характеру берегов, богатству рыбы; полезные ископаемые – по происхождению, внешнему виду, практической ценности и т.п. В связи с этим в самом вопросе учителя должен быть точно указан признак, являющийся основанием для сравнения. Одной из ошибок, которые допускают дети при сравнении, является рядоположение предметов. Например, ученик, сравнивая образы Онегина и Печорина, вначале рассказывает все, что знает об Онегине, а затем, воспользовавшись союзом «а», – о Печорине, будучи уверенным, что он дал сравнительную характеристику образов. Это обычно бывает в тех случаях, когда у учащихся нет плана сравнения. Как показывает опыт, такой план значительно облегчает процесс сравнения.

Психологи давно отметили, что выделение различий происходит гораздо раньше, чем сходства. Это объясняется тем, что в данных условиях операция различения – это операция описания наглядных признаков, а операция сходства это логическая операция, отнесение к определенной категории. Сколько бы вы ни обучали умственно отсталого ребенка, вы не получите у него подлинной логической операции отнесения названного предмета к известной категории, и всегда вместо логической операции сходства у него будет описание отдельных признаков, описание различий.

Показателем высокого уровня развития сравнения у детей является способность находить признаки сходства в сильно различающихся объектах и признаки различия в очень сходных объектах.

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Оно производится на основе анализа и сравнения. Сравнивая предметы и явления, вначале находим лишь их общие и различные свойства, а затем уже объединяем эти предметы и явления по их общим, существенным свойствам. Но это объединение возможно потому, что мы отвлекаемся от несущественных признаков. Такое мысленное отвлечение от несущественных (в данном случае) признаков с одновременным выделением существенных называется абстракцией. Так, например, рассматривая цветы, мы можем отвлечься от формы, запаха и иных свойств и сконцентрировать внимание лишь на цвете.

В зависимости от того, какой признак выделяется, предметы могут попадать в различные группы. Например, мы говорим о равнобедренном, равностороннем, разностороннем треугольниках, когда объединяем их по признаку сторон, и о прямоугольном, тупоугольном и остроугольном, когда объединяем их по признаку углов. В данном случае обобщение выступает в виде классификации, или систематизации. В психологии задачи на классификацию часто применяются как метод изучения мыслительных особенностей ребенка. Методика классификации строится таким образом: испытуемому дается ряд предметов и предлагается отложить вместе те, которые имеют что-то общее друг с другом, которые относятся к одной и той же группе. Можно по крайней мере выделить три основных типа обобщений, на основании которых предметы относятся в одну и ту же группу: по сходству признаков, общности практического использования или предназначения, общности происхождения.

Обобщение протекает в единстве с конкретизацией. Конкретизация - это мысль о частном, которое соответствует определенному общему и проявляется в иллюстрировании общего (обобщенных, теоретических знаний) отдельными, частными фактами и примерами. Конкретизация имеет большое значение при усвоении знаний. Чем больше рассматривается частных конкретных случаев, тем глубже усвоение общего положения, правила, закона. Умение привести примеры, факты - показатель понимания определенных закономерностей. Нужно постоянно требовать от учащихся, чтобы они не только обобщали единичные и частные факты и делали выводы, но и подтверждали бы общие положения соответствующими фактами и примерами.

Высокий уровень протекания мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения и пр.) характеризуется системностью. Так, если ученик анализирует предложение бессистемно (напр., начинает с второстепенного – союзов или дополнений), то это снижает уровень анализа. Или другой пример: ученик сравнивает образы «лишних людей» в разных произведениях. Важно – делает ли он это по плану, в определенной системе или бессистемно. Высокий уровень мыслительных операций дает возможность проникнуть в сущность предметов и явления, т.е. понять их. Понимание – в общепринятом смысле – это своеобразный результат мыслительной деятельности. Чаще всего понимание выражается в раскрытии причин возникновения явления, а также в нахождении следствий, к которым оно ведет. Например, чтобы понять работу механизма, следует знать его устройство и принцип работы; чтобы понять историческое явление, нужно вскрыть его причину и следствие; чтобы понять поведение учащегося, надо выяснить, что побудило его к совершению соответствующих поступков.

Основным критерием понимания является применение знаний на практике. Например, если ученик не только дает верное определение грамматического правила, физического или химического закона, но и грамотно пишет, успешно решает задачи, ставит опыты, приводит примеры из жизни, то это говорит отом, что он правильно понимает сущность соответствующих явлений. Другим критерием понимания является пересказ словесного материала своими словами, умение выделить в тексте основную мысль. Обучая школьников умению объяснять явления, излагать мысль своими словами, выделять главное, тем самым мы способствуем всестороннему и глубокому познанию ими действительности.

9. Форма мышления, выделяющая связи между предметами или явлениями и утверждающая или отрицающая что-либо, называется …
понятием
суждением (*ответ к тесту*)
умозаключением
рассуждением
10. Центральной особенностью допонятийного мышления (по Ж.Пиаже) является…
эгоизм
эгоцентризм (*ответ к тесту*)
логичность
использование понятий
11. Конвергентное и дивергентное мышление выделил
П. Торенс
Дж. Гилфорд (*ответ к тесту*)
Ж. Годфруа
Ж. Пиаже
12. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как …
анализ
синтез
обобщение (*ответ к тесту*)
классификация
13. Умение человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей, характеризуется такое качество мышления, как …
ширина
глубина
самостоятельность (*ответ к тесту*)
гибкость
14. В умении проникать в сущность сложных явлений, процессов проявляется такое качество мышления, как…
широта
глубина (*ответ к тесту*)
самостоятельность
гибкость
15. Теоретическое и практическое мышление различают по …
типу решаемых задач (*ответ к тесту*)
характеру обобщений
активности субъекта
ведущему анализатору

Ответы:

Правильные ответы к тесту выделены Тест прошел проверку

а) беспричинных

б) корреляционных

в) причинно-следственных

г) все ответы верны

2. Мышление как процесс решения задач характеризуется в:

а) широком смысле

б) узком смысле

в) локальном смысле

г) все ответы неверны

3. Первая теория, описывающая процесс мышления, была предложена в рамках:

а) ассоциативной психологии

б) бихевиоризма

в) гештальтпсихологии

г) когнитивной психологии

4. Внимание к бессознательным формам мышления и зависимости изучения мышления от мотивов и потребностей человека привлек (-ла):

а) бихевиоризм

б) психоанализ

в) гуманистическая психология

г) теория деятельности мышления

5. Теоретическое и практическое мышление различают по:

а) типу решаемых задач

б) по характеру обобщений

в) активности субъекта

г) ведущему анализатору

6. Свернутый, в основном бессознательный по сути акт одномоментного «схватывания» структуры ситуации или задачи представляет coбой _______ мышление.

а) интуитивное

б) дискурсивное

в) аналитическое

г) все ответы неверны

7. Предположение, проект решения задач проявляется как:

а) интеллект

б) инсайт

в) эвристика

г) гипотеза

8. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:

а) анализ

б) синтез

в) обобщение

г) классификация

9. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:

а) анализ

б) синтез

в) обобщение

г) классификация

10. Теоретическое мышление как оперирование знаниями выражается в:

а) понятиях

б) суждениях

в) умозаключениях

г) все ответы верны

ТЕМА 8. ПСИХОЛОГИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

В структуре познавательной деятельности человека особое место занимает воображение (или фантазия). При помощи этого психического процесса человек способен мысленно преодолевать расстояние, переноситься в далекое прошлое и будущее.

С помощью ощущений, восприятий, мышления человек узнает о свойствах и связях вещей, процессам, закрепляя все это в памяти в виде образов, мыслей. Именно образы представления, удерживаемые памятью, являются тем строительным материалом, из которого формируются новые образы - образы воображения.



Работая над содержанием темы, следует иметь в виду, что образы фантазии могут быть реализованы, но могут остаться на уровне идеального (психического). Именно в этом их своеобразие. Ни одно живое существо не обладает фантазией, это исключительно человеческое свойство.

В психологии принято различать два вида воображения: воссоздающее и творческое.

Членение воображения на творческое и воссоздающее до некоторой степени относительно, поскольку в каждом из них есть элементы другого. Если ученый воссоздает по найденной кости скелет древнего животного, то он не только «расшифровывает» кость, но и комбинирует, по-новому сочетает имеющиеся знания, т. е. проявляет творчество. Если писатель силой творческого воображения создает неповторимый образ литературного героя, то элементы воссоздающего воображения в виде лиц, картин природы, взаимодействия персонажей представлены в полной мере.

При рассмотрении вопроса о способах создания новых образов отметить, что все они есть, по сути, результат аналитико-синтетической деятельности мозга (что роднит воображение с мышлением). Проблема развития воображения это отчасти проблема обучения созданию образов воображения: агглютинации, схематизации, типизации и т.п.



Отмеченные способы создания образов воображения используются при заранее поставленной задаче (например, создание художником картины на определенную тему или работа ученика на уроках истории, географии), а также в процессе непреднамеренного, нецеленаправленного воображения (свободное тече­ние образов во время отдыха, в случайных ситуациях и по случайному поводу).

Дело в том, что мышление направлено на вскрытие реально существующих связей и отношений. Мышление как бы «вычерпывает» знания из предметов, явлений. В строгом смысле логическое мышление возможно тогда, когда есть достаточно сведений или их можно добыть путем различных логических операций. А если этих сведений мало, если их пока и добыть невозможно, тогда помогает творческое воображение. Оно предлагает недостающие сведения, при его помощи создаются пропущенные звенья, увязываются факты в систему. Эти факты и вся система служат временно, до тех пор, пока при помощи мышления не будут найдены реальные, соответствующие действительности факты и связи между ними.

Следует отметить, что роль творческого воображения не во всех областях человеческой деятельности одинакова. Например, в научном поиске его роль несколько меньше, чем в литературном творчестве, так как ученому приходится иметь дело с большей степенью определенности, чем писателю.

Вопросы для изучения по теме:

1. Природа и своеобразие воображения как познавательного процесса.

2. Своеобразие образов воображения.

3. Виды воображения.

4. Мечта как особый вид воображения.

5. Приемы создания образов воображения

6. Познание, творчество, личность.

Литература

  1. Брунер Дж. Психология познания. М: Прогресс, 1977.
  2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  3. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1. М.,1989.
  5. Рибо Т. Анализ воображения. Интеллектуальный фактор. (Эмоциональный фактор) Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III.Субъект познания: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». М.: Российское психологическое общество, 1998. с.461-463, 478-482.
  6. Гибсон Дж. Связь между воображаемым и воспринимаемым. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III.Субъект познания: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». М.: Российское психологическое общество, 1998. с.466-467.
  7. Найсер У. Воображение и память. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III.Субъект познания: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». М.: Российское психологическое общество, 1998. с.468-470.

Глоссарий

Воображение – психический процесс, выражающийся: 1)в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2)в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3)в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4)в создании образов, соответствующих описанию объекта.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТА­ВЛЕНИЯ - представления о прост­ранственных и пространственно-вре­менных свойствах и отношениях: вели­чине, форме, относительном располо­жении объектов, их поступательном и вращательном движении и т. д. Пространственные представления - необходимый элемент познания и всей практической деятельности, особенно профессионально-технической. Степень обобщенности и схематизации прост­ранственного образа зависит от характера пространственных свойств отражаемых объектов, задач деятель­ности, а также от умения человека воспроизводить пространственные свойства объектов в различной графической форме (в виде рисунка, чертежа, схе­мы, символической записи и т. п.). По содержанию пространственные представления подразделяются на представления единич­ных объектов или их изображений (образ чертежа) и (образ радиотехнической схемы, структурной химической формулы и т. п.). По способу создания пространственные представления раз­личаются в зависимости от характера творческой активности человека, на­правленной на преобразование ранее полученных образов. Хорошее разви­тие Пространственные представления. является необходимой пред­посылкой научно-технической, изобра­зительно-художественной, спортивной и многих др. видов деятельности, свя­занных с конструктивным мышлением и техническим творчеством.

Тесты для самопроверки