Болезни Военный билет Призыв

Субъекты (участники) конфликта. Управление конфликтами в коммерческой деятельности: Учебное пособие

Противоборствующими сторонами, участниками (субъектами) конфликта можно назвать лишь тех, кто совершает активные (наступательные или оборонительные) действия друг против друга. В присутствуют обычно две противоборствующие стороны (в межличностном конфликте — два человека), но в принципе может быть три стороны и больше — каждая со своими целями и задачами. Кроме того, в конфликт бывают вовлечены пособники, пассивные свидетели и очевидцы, посредники и другие фигуры. Так, в трудовых конфликтах участвуют рабочие и работодатели. На макроуровне интересы рабочих могут защищать трудовые коллективы, профсоюзы и политические партии. За работодателями могут стоять объединения предпринимателей и государственные организации. На микроуровне мозаика конфликта не менее сложна, поскольку на предприятиях в случаях острого конфликта (забастовки) стороны обычно ищут поддержку у максимально большего числа союзников. Каждая сторона может быть вовлечена, при этом одновременно, и в другие конфликты, связанные с еще большим числом участников. Но именно противоборствующие стороны — основной стержень конфликта. Если одна из них по той или иной причине прекращает свою деятельность, конфликт затухает или изменяется состав его участников.

В конкретном межличностном конфликте сторонами являются индивиды и поэтому каждый из них незаменим. Но заменимы ли эти индивиды в групповом конфликте? По сути дела в конфликте такого рода незаменимость относится не к личности, а к группе, как в межгосударственном — не к должностному лицу или органу, представляющему государство, а именно к государству.

Противоборствующие стороны могут относиться к разным социальным уровням. Так, индивид может конфликтовать не с другим лицом, а с группой или государством. Чиновники нередко конфликтуют не с равным себе партнером, а с общественной организацией, политической партией, группой экстремистов и т.п. Такие конфликты, протекающие в неинституциональных формах, обычно очень остры, жестоки и нередко заканчиваются гибелью слабой стороны.

В скрытой (латентной) фазе не всегда удается определить противоборствующие стороны конфликта. Но когда конфликт принимает открытую форму, участники противоборства могут быть выявлены со всей определенностью.

Проясним сказанное на примере процедуры уголовного разбирательства. Пока преступник не задержан, конфликт между ним и органами правосудия носит латентный характер. Конечно, сам виновный понимает, что он — одна из сторон конфликта, но органы следствия, дознания, суд и прокуратура могут не знать, кто именно совершил преступление. Процессуальная деятельность по раскрытию преступления и наказанию виновного переходит излатентной фазы в открытую, когда подозреваемый задержан. Тем самым конфликт приобретает явную форму.

К важнейшим характеристикам противоборствующих сторон, подчас однозначно определяющим исход конфликта, относятся их социальные, интеллектуальные, физические, материальные возможности, навыки, умения. Их социальные различия связаны не только с разным рангом или уровнем в том смысле, как употреблялось выше, но с широтой социальных связей, масштабами общественной или групповой поддержки. Интеллект и опыт ведения борьбы незаменимы во всех видах конфликтов — от дипломатического «торга» до вооруженного столкновения; именно эти качества позволяют формировать верную и выгодную стратегию противоборства и предвидеть поступки оппонента. Для прямых физических столкновений, вооруженных конфликтов особенно важны деструктивные потенциалы противников. В межличностных конфликтах — это физическая сила, угрозы, наличие оружия; в межгосударственных столкновениях, в войнах — это численность вооруженных сил, характер вооружения и эффективность военно-промышленного комплекса. Сильный «деструктивный потенциал», с одной стороны, кажется гарантом собственной безопасности, а с другой — провоцирует усиление потенциала других участников этого вида социального взаимодействия.

Одна или обе противоборствующие стороны могут на некоторое время выйти из конфликта (например, объявить перемирие). Однако факты свидетельствуют о том, что в большинстве конфликтов основная роль противоборствующей стороны остается практически неизменной в течение всего конфликта.

В массовых и продолжительных возможны перегруппировки участников, временные коалиции между ними, сговор или внутренние разногласия, что крайне запутывает и усложняет общую картину.

Роли подстрекателей, пособников, организаторов конфликта, а также посредников и судей являются главным образом эпизодическими, но иногда довольно важными.

Подстрекатель - это лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту. Подстрекатель может в этом конфликте и не участвовать; его задача ограничивается тем, чтобы спровоцировать, развязать конфликт между другими лицами (группами). Древний принцип «разделяй и властвуй» по сути олицетворяет такую практику разделения общества (группы) на конфликтующие группы, каждая из которых заинтересована в поддержке власти.

Пособник — лицо, содействующее конфликту советами, технической помощью и другими способами. При групповых конфликтах, в которых участвует неопределенный круг лиц, многие присутствующие фактически выступают как пособники основных участников — противоборствующих сторон. Одни выкрикивают лозунги, другие угрожающе размахивают палками и бросают камни, третьи подают советы, возбуждают окружающих. В большинстве случаев довольно трудно дифференцировать активных участников, пособников и пассивных наблюдателей происходящего. Однако такая задача всегда возникает перед органами правосудия, когда рассматриваются дела о массовых беспорядках, драках или групповом хулиганстве.

Организатор - лицо (группа), планирующее конфликт, намечающее его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников и др. Организатором может быть одна из противоборствующих сторон («теневая») или самостоятельная фигура. Пример последнего — Яго из трагедии Шекспира «Отелло»: Яго сам не участвует в трагическом конфликте Отелло и Дездемоны, но тщательно организует его.

Посредников можно в определенной степени считать участниками конфликта, особенно тех, которые пытаются не просто разобраться в причинах и обстоятельствах происходящего (что делают и судьи), но предотвратить, остановить, разрешить конфликт. В связи с развитием множества национальных конфликтов в мире все чаще прибегают к посредничеству миротворческих сил, в том числе войск ООН. В Конго, Сомали, Косово среди посредников были убитые и раненые, хотя их целью является прекращение конфликта, по возможности ненасильственным путем.

Проблема посредничества имеет большое значение при разрешении конфликтов. Сам посредник должен быть строго нейтральным лицом, помогающим конфликтующим сторонам достигнуть согласия с помощью переговоров.

Таким образом, важнейшим структурным элементом конфликта являются его участники. Это могут быть как индивиды, так и социальные группы, совершающие активные (наступательные или оборонительные) действия друг против друга. В социологии выделяют первичных участников (оппонентов, которые непосредственно участвуют в конфликте), вторичных участников (тех, кто контролирует ход конфликта, не участвуя в нем) и третьи силы (заинтересованные в том или ином разрешении конфликта). Для понимания сущности конфликта необходимо также идентифицировать такие фигуры, как пособник, посредник, подстрекатель, судья, очевидец и т.д.

В самом простом варианте конфликт есть противоборство двух физических лиц, когда речь идет о межличностном конфликте или двух социальных групп при групповом конфликте. Но далее следует множество вариаций. Прежде всего, в конфликте могут участвовать не две, а три, четыре и более сторон, представленные как физическими, юридическими лицами, так и любыми общественными группами, объединенными какими-либо общими интересами (государство, партия, союз работников, класс и др.).

Участников конфликта принято делить на прямых и косвенных. Прямыми участниками конфликта считаются непосредственно противоборствующие стороны, а косвенными - организаторы, пособники, подстрекатели, посредники, свидетели, очевидцы и др.

Противоборствующие стороны – это участники конфликта, со­вершающие активные действия (атакующие или оборонительные) друг против друга. В суде противоборствующими сторонами являются истец и ответчик. Если одна из противоборствующих сторон прекращает борьбу, то конфликт, как правило, исчезает либо меняется состав участников (если в конфликте их было более двух). Противоборствующие стороны могут быть неравнозначны по своему составу. В последнее время часто встречаются судебные процессы против государства. Очень часто в конфликте, в который вовлечены крупные общности, группы людей, большую роль играют лидеры, представляющие интересы участников конфликта. Но замена лидера не прекращает конфликт как таковой, возможна полная смена методов ведения борьбы.

Остановимся более подробно на других участниках конфликта.

Подстрекатель - это лицо, группа или организация, подталкивающие другого участника к конфликтному поведению. Подчас подстрекатель заинтересован в конфликте больше самого участника, но сам может в нем не участвовать. Целью подстрекателя может быть также ослабление враждующих сторон или групп, в которые они входят.

Пособник - это лицо, содействующее конфликту советами, технической помощью и другими способами. С юридической точки зрения, пособник - это участник преступного деяния (соучастник), действия которого влекут уголовное наказание. При групповых конфликтах, таких, как массовые беспорядки, отличить пособника и активного участника технически очень сложно.

Организатор - это лицо (или группа), планирующее конфликт, намечающее его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников и др. Организатор может быть участником конфликта либо быть вне его, может представлять собой одну из противоборствующих сторон либо играть роль подстрекателя. Очень важную роль в масштабности конфликта играет степень обеспеченности организатора различными аксессуарами (массовые, технические, интеллектуальные).


Редкий конфликт (особенно на стадии выхода из конфликта) обходится без такой фигуры, как посредник, медиатор. Посредник - нейтральное лицо, помогающее конфликтующим сторонам в достижении согласия с помощью переговоров. Посредник сам не принимает никаких решений, а передает пожелания противоборствующих сторон, помогая им прийти к соглашению. Посредником может быть индивид, группа или какая-либо организация. Посредник должен устраивать обе стороны, иначе он не сможет выполнить свои обязанности по ведению переговорного процесса. Доверительные отношения с обоими участниками конфликта позволяют создать благожелательную атмосферу и ускоряют процесс переговоров. Этому во многом способствуют мудрость, авторитетность, скромность и интеллигентность посредника при полном отсутствии заинтересованности в победе одной из сторон.

Для урегулирования конфликтов на первом этапе необходимо определить участников этого конфликта, интересы, которые преследует каждый из них. Нельзя справиться с конфликтом, если нам неизвестен, например, организатор или пособники, или мы неверно истолковываем степень их заинтересованности в результатах конфликта или методах его ведения.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 9 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом: внимательно прочитайте задание; если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; запись ведите чётко и разборчиво). За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки. Сумма набранных баллов за все решённые вопросы итог Вашей работы. Максимальное количество баллов 125. Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри. Желаем успеха! 1

2 1. Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу К основным видам экономических отношений относят 1) труд 2) предпринимательство 3) производство 4) распределение 5) творчество 6) обмен 1.2. Что из перечисленного является признаком федерации как формы государственно-территориального устройства? 1) в государстве существует однопалатный парламент 2) входящие субъекты имеют статус государственного образования 3) наличие трёх независимых ветвей власти 4) в государстве существует двухуровневая система законодательства 5) образующие государство части имеют полный суверенитет 6) право регионов свободного выхода из состава государственного образования 1.3. Коммерческими юридическими лицами в Российской Федерации являются: 1) политические партии 2) публичные акционерные общества 3) публично-правовые образования 4) жилищные кооперативы 5) производственные кооперативы 6) унитарные предприятия 1.4. Формами рационального познания выступают 1) понятие 2) восприятие 3) суждение 4) умозаключение 5) ощущение 6) представление Максимум за задание 8 баллов. 2

3 2. Что объединяет приведённые ниже явления? Дайте максимально точный ответ. Группы поддержки, медиаторы, подстрекатели, пособники, свидетели, стороны. Максимум за задание 2 балла. 3. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Эволюция, революция, стагнация, прогресс, регресс. Максимум за задание 2 балла. 4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Абстрагирование, анализ, описание, классификация, моделирование, синтез. Максимум за задание 2 балла. 5. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Баски, кельты, сибиряки, шотландцы, эскимосы. Максимум за задание 2 балла. 3

4 6. «Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны «нет». Внесите свои ответы в таблицу В трудовую книжку заносится информация о наградах и поощрениях, но не заносятся дисциплинарные взыскания В отличие от учебной, трудовая деятельность предполагает обязательное наличие определённой квалификации Тип темперамента задан биологически, но социализируется в ходе жизни человека Наличие собственных вооружённых сил является признаком, присущим любому государству Гражданин N, работающий летом аниматором на туристическом курорте и потерявший работу с началом осени, является циклическим безработным В большинстве современных государств существует нерегулируемая государством свободная рыночная экономика Максимум за задание 6 баллов. 7. Решите задачу. Владелец кинозала хочет увеличить выручку от продажи входных билетов. Чтобы достичь цели, он увеличил цену билетов. При каком виде спроса он добился бы желаемого? При каком виде спроса его выручка уменьшится? Максимум за задание 4 балла. 4

5 8. Прочитайте описание ситуации и ответьте на вопросы. В 2015 г. гражданин В., известный филолог, за несколько месяцев перед смертью закончил рукопись романа на сюжет древнегреческой мифологии со значительными вставками на древнегреческом языке, который всю жизнь мечтал написать. Роман был издан ещё при жизни автора в количестве 100 экземпляров, которые автор по себестоимости продал своим знакомым и членам городского клуба любителей исторических романов. Гражданин В. умер, не успев зарегистрировать авторские права и не успев составить завещание. Из живых родственников у него осталась только 88-летняя мать. 1) Нормы какого кодекса регулируют права, возникшие у гражданина В. в отношении его романа? 2) В каком году произведение гражданина В., станет общественным достоянием? 3) Как повлияет на авторские права то, что гражданин В. умер, не успев зарегистрировать авторские права? 4) Сможет ли мать гражданина В. претендовать на его наследство? Приведите пояснение ответа. 5) К какому типу культуры относится роман гражданина В.? Назовите три признака, по которым это можно определить (каждый признак обязательно проиллюстрируйте примером из текста)

6 5. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию уч. г. Максимум за задание 13 баллов. 9. Установите соответствие между примерами и видами деятельности, которым они соответствуют. ПРИМЕР ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А) издание царём Алексеем Михайловичем распоряжения о создании мануфактур Б) публикация книжным издательством «Алфавит» 5 млн экземпляров различных 1) материально-производственная 2) социально-преобразовательная 3) прогностическая 4) ценностно-ориентированная 5) познавательная изданий за прошлый год В) чтение социальным работником открытой лекции о здоровом образе жизни Г) составление Минобрнауки графика роста численности школьников в гг. Д) проведение школьниками социологических опросов в среде своих родителей о состоянии школьного образования в России А Б В Г Д Максимум за задание 5 баллов. 6

7 10. Установите соответствие между предприятиями и видами предпринимательства, к которым они относятся. ПРЕДПРИЯТИЕ А) ИП Олег Семёнович Петров, занимающийся перевозками людей на маршрутном такси Б) ООО «Свежий патиссон», закупающее овощи у пригородных фермеров и продающее их горожанам В) АО «Пирамида», предоставляющее риелторские услуги Г) ПАО «Копеечка», занимающееся куплей и продажей акций и других ценных бумаг разных компаний Д) АО «Весёлые ребята», принимающее взносы от клиентов и заключающее с ними договоры о том, что оно возместит их ущерб в определённых случаях А Б В Г Д ВИД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 1) страховое 2) посредническое 3) коммерческое 4) финансовое 5) производственное Максимум за задание 5 баллов. 11. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу. Существует несколько основных теорий, объясняющих общественное развитие. Марксистская теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) разделяла историю человечества на несколько этапов (А), каждая из которых состояла из (Б) (производительные силы и производственные отношения) и (В) (социально-политические и духовные институты). В основных формациях были (Г), борьба между которыми двигала человеческую историю вперёд. Причиной их возникновения было появление (Д), в которой и виделись основные беды человечества и которую считалось необходимым ликвидировать, чтобы создать условия для складывания общества справедливости. В отличие от марксизма, абсолютизировавшего (Е) сферу жизни общества, цивилизационный подход исходил из первенствующего значения (Ж) сферы жизни общества и в первую очередь (З). На её основании А. Тойнби и О. Шпенглер выделяли локальные цивилизации, 7

8 отмечая, что нет единой истории человечества, а есть история отдельных цивилизаций. Преобладающий сегодня технократический подход (Д. Белл, Э. Тоффлер, Дж. Гелбрейт, У. Ростоу) выделяет три крупные стадии истории человечества на основе уровня развития (И), который определяет остальные компоненты социально-политическую организацию и духовное развитие. В 1970-е годы западные футурологи предсказали наступление (К) общества и определили его основные черты. Список терминов: 1. базис 2. деятельность 3. духовная 4. касты 5. классы 6. коммунистическое 7. надстройка 8. общественная собственность 9. политическая 10. постиндустриальное 11. религия 12. сословия 13. техника 14. формация 15. частная собственность 16. экономическая А Б В Г Д Е Ж З И К Максимум за задание 10 баллов. 12. Объедините следующие понятия в классификационную схему. Понятия: 1. проступки, 2. преступления, 3. дисциплинарные, 4. уголовные, 5. административные, 6. правонарушения, 7. гражданские. Максимум за задание 7 баллов. 8

9 13. Рассмотрите рисунок. Укажите отражённые в нём социальные статусы изображённого человека. Укажите пять статусов. Максимум за задание 5 баллов. 14. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы. Исторический миф мощное оружие пропаганды Нового и Новейшего времени В наши дни мифотворцы обращаются за поддержкой уже не к священным текстам или чудесам, а к исторической науке Одно, это исторические сведения сами по себе, другое их интерпретация, ценностное отношение. Самая опасная ложь та, что на 99 % состоит из правды. Миф отличается от науки не тем, что он не опирается на факты или сам их выдумывает (это как раз не обязательно), а тем, как он расставляет акценты, чему придаёт высшую ценность Между подлинным мифом греческим, германским или индейским и современным идеологическим мифом такая же разница, как между настоящим бифштексом и вермишелевым концентратом «со вкусом говядины». В самом деле, идеологический миф лишь использует некоторые механизмы подсознания, хорошо заметные в классической мифологии, чтобы изложить 9

10 с их помощью совсем иное содержание и предложить его совсем иным людям уже способным к иным, высшим видам мышления. Учёные предлагают различать «два значения слова миф»: 1) вид архаического мировосприятия; 2) «добросовестное заблуждение», когда репутация предмета принимается за сам предмет. Первый характерен для древних культур, второй для современной культуры» Для нашего сегодняшнего мира именно «миф-2» сохраняет грозную актуальность, в то время как «миф-1» в лучшем случае этнографическое значение. Любая человеческая общность невозможна без общих ценностей, фиксируемых единым базовым смыслом смыслом, который культура предлагает своим носителям для оправдания их жизни и деятельности. Этот смысл невыразим до конца в словах (поскольку касается вещей метафизических), поэтому он не поддаётся вполне логичному объяснению. Вместо этого он лишь обозначается основным символом данной культуры и раскрывается (возможно, скорее иллюстрируется) в её основном мифе. Без этого культура не может сложиться как нечто целое и отграниченное от всех прочих культур. Рационального сознания для этого недостаточно: ведь законы физики во всём мире едины. А культуры различны, больше того именно в их различии и многообразии богатство человечества и его шансы на выживание перед лицом любых опасностей, которые может нести будущее. Мосионжник Л.А. «Технология исторического мифа» 1. А. Какие два типа мировоззрения (две формы постижения мира) противопоставляет автор? Б. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два отличия между ними. 2. Сколько смыслов слова «миф» приводит автор? Раскройте их содержание. 3. Опираясь на содержание текста, назовите тип культуры, для которого характерен современный миф. 4. Какую, по мнению автора, социальную функцию играет современный миф? Раскройте содержание этой функции, приведя авторскую цитату. 5. Выскажите предположение, какую социальную опасность может нести современный миф

11 2. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию уч. г Максимум за задание 18 баллов. 15. Прочитайте высказывания известных людей. В каждом случае несколько высказываний посвящены одному обществоведческому понятию (в цитатах само понятие заменено звёздочками). В разных высказываниях может меняться форма слова, обозначающего это понятие, или часть речи. Определите понятия, ответ запишите прямо в таблицу. ВЫСКАЗЫВАНИЯ 1) *** государства должна быть такой, чтобы не нарушать *** гражданина. (Станислав Ежи Лец) Пишите коротко и неясно. (Наполеон Бонапарт, обращаясь к составителям ***) Вы видели *** стран мира. Они смешны, скандальны. Какие-то люди написали книгу и навязывают её обществу. А потом с лёгкостью изменяют её много раз в соответствии с потребностями правителей. (Муаммар аль-каддафи) ПОНЯТИЯ 11

12 2) *** побочный продукт процветающих банков. (Эдвард Йокель) *** это законная процедура, в ходе которой Вы перекладываете деньги в брючный карман и отдаёте пиджак кредиторам. (Тристан Бернар) Бедняк никогда не станет ***. (Английская поговорка) 3) Если бы от *** что-то зависело, то нам бы не позволили в них участвовать. (Марк Твен) *** священное таинство демократии. (Теодор Хесберг) Только способность *** составляет квалификацию гражданина. (Иммануил Кант) 4) *** никогда не бывает реальностью, иначе весь мир стал бы святым. (Освальд Шпенглер) Мысль без *** недомыслие, *** без мысли фанатизм. (Василий Ключевский) *** без политики бесполезна, политика без *** бесславна. (Александр Сумароков) Максимум за задание 8 баллов. 16. Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать. 1) «Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию». (К.Д. Ушинский) 2) «В коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому». (И.Т. Посошков) 3) «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей». (Д. Сарнофф) 4) «Политика это деловые решения, а не многословные речи по поводу решений». (Ф. Бурлацкий) 5) Шум оружия заглушает голос законов. (Ш. Монтескьё) 12

13 Критерии оценивания сочинения-эссе: Если сочинение-эссе написано не в контексте базовой науки или базовая наука не определена, то максимальный балл, который может быть выставлен по каждому критерию оценивания, Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики. 2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при раскрытии темы. 3. Уровень аргументации: а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений; б) опора на научные теории, владение понятиями курса; в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт; г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.). 4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы. Максимум за задание 28 баллов. Максимум за работу 125 баллов. 13


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 5 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2012/2013. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС. Фамилия, имя Класс Задание 1. Выполните тест. Ответ занесите в таблицу. 1.1. К тоталитарному режиму можно отнести

Департамент образования Ярославской области Всероссийская олимпиада школьников 2015/2016 учебного года Обществознание, 9 класс, муниципальный этап Время проведения 2 часа. I тур 1. Выберите все правильные

КЛЮЧИ И УКАЗАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ ЗАДАНИЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА МОСКОВСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2012. 10 КЛАСС Задание 1. 1. 1) неандертальцы; 2) земледелием; 3) производящему; 4) научно-технической.

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011-12 уч. г. Третий (региональный) этап 9 класс Ключи, оценивание 1-я часть Задание 1. При 6-7 верных ответов 3 балла. При 4-5 верных ответах 2 балла.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 9 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

Вариант переводной контрольной работы по обществознанию обучающихся в 8-х классах в 2015-2016 учебном году Инструкция по выполнению работы На выполнение контрольной работы по обществознанию дается 1 час

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПРОГРАММА вступительного испытания по обществознанию при приёме на обучение

УТВЕРЖДАЮ 2016 г. Программа общеобразовательного вступительного испытания по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ для поступающих по направлениям подготовки высшего образования программам бакалавриата, программам специалитета

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016-2017 учебный год. Школьный этап. Методика оценивания. 10 класс (45 минут) 1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. По 1 баллу

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Общество 1. Общество как сложная динамическая система. Влияние человека на окружающую среду. 2. Общество и природа. Правовая защита природы. Общество

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 5 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

Духовная сфера. ЕГЭ. 1. Установите соответствие между общественной наукой и предметом ее изучения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. НАУКИ ПРЕДМЕТЫ ИЗУЧЕНИЯ

Направленность: гуманитарная году. Рабочая программа разработана педагогом дополнительного образования Рузановым Валерием Ивановичем, утверждённой в 2011 Цель программы направлена на формирование знаний

Обществознание Каждая из серий для 8-9 и 10-11 классов включает пять тематических работ и представлена в формате 45- и 90-минутных работ. Работа 1. Работа 2. Работа 3. Работа 4. Работа 5. Человек и общество,

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тема 1.8 Познание План ответа и эссе Развернутый план ответа по теме: Познание человеком мира и самого себя Анализ темы Тема относится ко 2 типу, значит, вначале следует дать определение

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2009/2010 II (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ЭТАП Обществознание, 9 класс Фамилия, имя, отчество Серия документа Класс (номер и буква) Образовательное учреждение Название предмета Номер

1. Общие положения по проведению вступительных испытаний 1.1Настоящая программа составлена на основании требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки абитуриента, определяемых действующим

Программа вступительного испытания по обществознанию, проводимого Академией самостоятельно для отдельных категорий граждан в соответствии с Правилами приема ОБЩЕСТВО Общество как сложная динамическая система.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 6 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРАВУ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 8 классы Уважаемый участник! Данная работа состоит из двух частей. В первой части Вам будет предложено просмотреть и прослушать

Обществознание Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся,

Программа и тематическое планирование элективного курса по обществознанию «Познавательные и логические задания задачи по обществознанию» для обучающихся 10 класса Пояснительная записка Настоящая программа

Итоговая диагностическая работа по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 класс Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по обществознанию отводится 90 минут. Работа включает в себя 22 задания. Контрольная работа

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Муниципальный этап 8 КЛАСС 100 баллов (90 минут) Ключи для проверки экспертами Задание 1. (16 баллов) «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением,

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Смольный институт Российской академии образования» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» для поступающих

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тема 1. 1 Общество как система План ответа и эссе Развернутый план ответа по теме: Общество как динамическая система Требования к составлению плана ответа Задание оценивается в зависимости

Пояснительная записка Программа рассчитана для более эффективной организации учебного процесса и для реализации требований Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования

Информатика, 10 класс Вариант 1, Март 2015 Краевая диагностическая работа по обществознанию ВАРИАНТ 1 Часть 1 Ответами к заданиям 1 9 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание).

Обществознание. 9 класс. Используется с бланками ответов Вариант 2005-1 Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит

МОСКОВСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2012 ГОД. 9 КЛАСС Задание 1.. Журналист, пишущий на экономические темы, подготовил материал по безработице. Однако в своей статье он не сумел разграничить

Обществознание Человек в социальном измерении использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления

10-11 классы Заочная олимпиада по обществознанию Максимальное количество -100 баллов 1 РАЗДЕЛ: (максимальное количество - 40 баллов) А. По какому признаку образованы ряды. Назовите понятие, общее для данного

6 1.. (). 2 3 4 8 5 10 1 6 7 9 1..,. 2. 40... 3.. 4. 5.. 6.. 7.,.. 8.,. 9. -.,. 10.. : 1.. 2.. 3.. 4.. 5.. 6. 7.. 8.. 9.. 10.. : 1. - 11 2.. 2.1.,. 2.2.,. 2-4 3..). 1) 2) 3) 4) 5) 1,2 3,4,5 1. -

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ШКОЛА СОСНЫ» УТВЕРЖДАЮ Директор И.П. Гурьянкина Приказ 8 от «29» августа 2017 г. Рабочая программа по предмету «Обществознание» 10 класс (профильный

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЖ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 8 классы Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим

1.2.5.6. Обществознание Человек. Деятельность человека использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы; характеризовать основные возрастные периоды жизни человека,

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Общество Общество как сложная динамическая система. Влияние человека на окружающую среду. Общество и природа. Правовая защита природы. Общество и культура. Причинные и функциональные связи

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» (включая экономику и право) 7-9 класс I. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В результате изучения обществознания

Итоговая контрольная работа по обществознанию 10 класс (профильный уровень) Демонстрационный вариант Часть 1 А1. Общество, в отличие от природы 1) развивается закономерно 3) творит культуру 2) подвержено

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО МХК 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 8 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовывать следующим

Задания отборочного тура 9-11 класс I. Тестовые задания (может быть только один правильный ответ, за каждое правильно выполненное задание 1 балл, всего 15 баллов) 1. Область знания, синтезирующая достижения

АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ЭССЕ Элементы структуры эссе: 1) Цитата 2) Проблема поднятая автором, её актуальность. 3) Смысл высказывания. 4) Собственная точка зрения. 5) Аргументация на теоретическом уровне. 6)

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРАВУ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 6 класс Уважаемый участник! Данная работа состоит из двух частей. В первой части Вам будет предложено просмотреть и прослушать

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РЕГИОНОВЕДЕНИЯ И.В.ЛИВАНОВА Программа вступительных испытаний по Обществознанию НОВОСИБИРСК Издаѐтся по решению Учебно-методического совета СИМОиР Рецензент:

Тест по обществознанию 11 класс Муниципальное образование Населенный пункт Образовательная организация Класс Профиль Фамилия, имя (полностью) Дата 2014 г. Инструкция к тесту На выполнение контрольной работы

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Пояснительная записка Вступительный экзамен по обществознанию проводится в письменной форме. Целью экзамена является оценка подготовленности поступающего

1 2 3 ВВЕДЕНИЕ Программа вступительного испытания по обществознанию составлена в соответствии с современными требованиями проверки знаний абитуриентов, имеющих законченное среднее (полное) общее, среднее

2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Перовская школа-гимназия» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании методического замдиректора по УВР Директор МБОУ объединения учителей «Перовская

Итоговая контрольная работа по обществознанию10 класс Часть А 1. Человек в отличие от животных 1) заботится о потомстве 2) подвержен смене настроения 3) планирует свою деятельность 4) нуждается в защите

Познание Конспект «Универсального справочника» по обществознанию Кишенковой О. В. и Семке Н. Н. издательства ЭКСМО 2010 3.1. Познание мира Познание особая деятельность, в результате которой люди приобретают

Аннотация к рабочей программе предмет "Обществознание" основное общее образование 6-9 класс Рабочая программа по предмету "Обществознание" для 6-9 классов МАОУ Лицей 36 составлена в соответствии с Федеральным

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Программа по обществознанию составлена на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного)

Промежуточная аттестация по обществознанию в 10 классе Часть1 1. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу? 1) экстенсивный характер земледелия, 2) углубление русла реки, 3) формирование

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОГРАММА

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 6 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

1) Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Такие показатели, как пульс, дыхание, измеряют с помощью датчиков, присоединяемых к телу. (Б) Учёные

Обществознание Предметные результаты изучения учебного предмета «Обществознание» отражают: 1) сформированность у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма,

Часть 1 Демонстрационный вариант экзаменационной работы по обществознанию 8 класс При выполнении заданий с выбором ответа (А1 А20) обведите кружком номер правильного ответа в контрольной работе. А1. В

Аннотация к рабочей программе по обществознанию для 5-9 классов (ФГОС) Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов составлена на основе: Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена

ДЕМОВЕРСИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ 8 б КЛАССА (информационно-социальный модуль) При выполнении заданий 1-2 выберите номер правильного ответа. 1. Формирование общественных отношений стало

Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Однако само понятие «структура» трактуется по-разному. Так, при анализе объектов материальной и социальной жизни часто под структурой понимается совокупность элементов, составляющих объект. Например, в социальной структуре общества обычно выделяют различные классы и другие социальные слои. Иногда структура рассматривается как устройство, порядок расположения элементов.

Применительно к конфликту такие подходы неприемлемы, так как наряду с тем, что он является системой, конфликт представляет собой и процесс. Поэтому структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс. Основные компоненты структуры конфликта могут быть представлены так, как на рис. 17.1.

Кроме понятия «конфликт» часто используется и «конфликтная ситуация» - частное понятие по отношению к конфликту. Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития, своеобразный «фотографический снимок» конфликта на определенный момент времени. Поэтому структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации.

Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение. Рассмотрим их более подробно. Начнем с объективного содержания конфликтной ситуации.

1. Участники конфликта. В любом социальном конфликте, будь то межличностный или межгосударственный конфликт, основными действующими лицами являются люди. Они могут выступать в конфликте как частные лица (например, в семейном конфликте), как официальные лица (конфликт по вертикали) или как юридические лица (представители учреждений или организаций). Кроме того, они могут образовывать различные группировки и социальные группы вплоть до таких образований, как государства.

Степень участия в конфликте может быть различной: от Непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют: основных участников конфликта; группы поддержки; других участников.

Основные участники конфликта. Их часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие, как «оппонент», что в переводе с латинского означает возражающий, противник в споре .

Противоборствующие стороны - ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит из конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, что интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы.

В межгрупповом или межгосударственном конфликте уход или появление нового участника не влияет на конфликт. В таком конфликте незаменимость относится не к личности, а к группе или государству.

Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные действия. Ее называют инициатором конфликта. В литературе можно встретить такой термин, как «зачинщик». По-видимому, данное понятие менее удачное, так как априори несет определенную негативную смысловую нагрузку. Если одна из сторон инициирует конфликт, то это еще не значит, что она неправа. Например, если новатор, не сумев бесконфликтно добиться внедрения инновации, идет на противоборство, то оценка его действий будет положительной.

Однако в длительных затяжных межгрупповых конфликтах сложно определить инициатора. Многие из таких конфликтов имеют свою историю, насчитывающую десятилетия, поэтому сложно бывает выявить тот шаг, который привел к борьбе.

Часто выделяют такую характеристику оппонента, как его ранг.

Ранг оппонента - это уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте, «сила», выражающаяся в сложности и влиятельности его структуры и связей, его физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности, знания, навыки и умения, его социальный опыт конфликтного взаимодействия. Это широта его социальных связей, масштабы общественной и групповой поддержки.

Ранги оппонентов отличаются также наличием и величиной их деструктивных «потенциалов» . В межличностных конфликтах - это физическая сила, оружие, в войнах - это вооруженные силы, характер вооружения и т.п.

Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т.д. Они либо активными действиями, либо только своим присутствием, молчаливой поддержкой могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта, его исход. Даже если учесть, что отдельные инциденты в ходе конфликта могут происходить без свидетелей, исход конфликта во многом определяется их существованием.

Группы поддержки могут быть представлены друзьями, субъектами, связанными с оппонентами какими-то обязательствами, коллегами по работе. В группу поддержки могут входить руководители или подчиненные оппонентов. В межгрупповых и межгосударственных конфликтах - это государства, различные межгосударственные объединения, общественные организации, средства массовой информации.

Другие участники. В данную группу входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы. Подстрекатель - это лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может затем в этом конфликте и не участвовать. Его задача - спровоцировать, развязать конфликт и его развитие, предусматривающее. Организатор - лицо или группа, планирующее конфликт и его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников, и др.

Иногда в число участников конфликта включают медиаторов (посредников, судей и т.д.). На наш взгляд, это не вполне правомерно. Третья сторона в конфликте (медиатор) решает задачу прекращения конфликта. Участники же в той ли иной мере участвуют в конфликте, содействуют его Развитию, поддерживают и развивают борьбу. Медиатор действует ненасильственными методами и не входит в число участников конфликта.

2. Предмет конфликта. Как уже отмечено выше, ядром любого конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие, как правило, в свою пользу. В ходе конфликта борьба может затухать и обостряться. В такой же мере затухает и обостряется противоречие. Однако проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится.

В большинстве случаев суть противоречия в конфликте не видна, не лежит на поверхности. Участники конфликта оперируют таким понятием, как предмет конфликта. В нем отражается обыденное восприятие основного противоречия конфликта. Таким образом, предмет конфликта - это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

3. Объект конфликта. Еще одним непременным атрибутом конфликта является его объект. Сразу выделить его в каждом случае не всегда удается. Легче определяются проблема или предмет конфликта. Объект лежит глубже, он как бы покрыт скорлупой и является ядром проблемы, центральным звеном конфликтной ситуации. Поэтому иногда его рассматривают как причину, повод к конфликту. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

Чтобы стать объектом конфликта, элемент материальной, социальной или духовной сферы должен находиться на пересечении личных, групповых, общественных или государственных интересов субъектов, которые стремятся к контролю над ним. Поэтому некоторые авторы считают, что объект конфликта должен быть неделим. «Неделимость объекта является одним из необходимых (хотя и недостаточных) условий существования конфликтных ситуаций» . Однако объект конфликта может быть как делимым, так и неделимым. Условием для конфликта является притязание хотя бы одной из сторон на неделимость объекта, желание считать его неделимым, полностью владеть им. Такое понимание открывает более широкий спектр вариантов разрешения конфликта, т. е. для конструктивного разрешения конфликта необходимо изменять не только его объективные составляющие, но и субъективные.

Обязательно ли наличие объекта в конфликте? Существует мнение, что конфликт может и не иметь объекта. Наряду с «объектными» выделяют «безобъектные» конфликты, которые не базируются на взаимных стремлениях к контролю над чем-то . В качестве примера приводится следующий конфликт. Ситуация с двумя соседями в стандартном блочном доме с прекрасной слышимостью: один сидит за рабочим столом и пишет научную монографию, а другой играет на скрипке. Первый, которому скрипка мешает сосредоточиться, стучит в стену. Начинается конфликт. Авторы указывают, что причина конфликта здесь не в том, что оба стремятся единолично контролировать какую-либо ценность, а просто в помехах, снижающих эффективность деятельности одного из оппонентов.

Однако анализ данной ситуации показывает, что и в этом конфликте есть объект. Этой ценностью, к обладанию которой стремятся оба оппонента, является тишина. Первый оппонент (скрипач) считает, что обладание ею позволяет ему делать с ней то, что ему хочется, в том числе и нарушать. Второй оппонент (ученый) считает, что это его право, чтобы тишина соблюдалась, оставалась нетронутой. Из-за того, что их устремления сосредоточены на одном объекте, и возникает конфликт.

Важно уметь выделить объект конфликта, чтобы конструктивно его разрешить. Потеря объекта конфликта, ошибочное выделение ложного объекта существенно затрудняют процесс решения проблемы.

4. Микро- и макросреда. При анализе конфликта необходимо выделять такой элемент, как условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, т. е. микро- и макросреду, в которой возник конфликт. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию. На необходимость учета социальных условий, в которых протекает конфликт, указывал известный отечественный Психолог В. Мясищев . В целом в отечественной науке социальная среда как комплекс условий понимается достаточно широко. В нее включаются не только ближайшее окружение лич, но и социальные группы, представителем которых является данный индивид. Учет этого окружения на уровне микросреды и макросреды позволяет понять содержательную сторону целей, мотивов сторон, а также их зависимость от этой среды.

Материал олимпиады подготовила учитель истории

Конобевцева Лилия Николаевна

I (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП

Обществознание

9 класс

(90 минут) 1 вариант

Блок1.

1. Право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой называется:

а) свободой слова

б) свободой совести

в) свободой веры

г) свободой передвижения

д) свободой собраний

3. Что пропущено в данном ряде: норма, дозволение, предписание, _____?

А) Закон

Б) Обряд

В) Запрет

Г) Право

3. Совокупность социальных институтов называется:

А) социальная стратификация

Б) социальная организация

В) социальная система

Г) социальная структура общества

4. Товар, способный своим трудом создавать другие товары-это

А) предметы труда

Б) средства производства

В) человек

Г) рабочая сила

5. К какой из подсистем общества (сфер общественной жизни) относится институт семьи?

а) Экономической

б) Социальной

в) Политико-правовой

г) Духовной

д) Ни к одной из выше перечисленных

6. Статус преимущественного развития в экономике современных развитых государств имеет:

А) рынок товаров Б) рынок идей в) рынок ценных бумаг в) рынок услуг

7. Мораль от права отличается тем, что:

А) регламентирует в основном имущественные отношения

Б) регулирует все межличностные отношения

В) регулятором ее исполнения выступает государство

Г) регулирует административные отношения

8. Способность лица, группы лиц, отдельных объединений, институтов или государства осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на поведение людей - это:

а) Плюрализм

б) Насилие

в) Эффективность

г) Власть

9. Как называется комплексная наука, изучающая свойства государства и права; совокупность правовых знаний и включающая в себя практическую деятельность юристов и систему их подготовки?

А) Право

Б) Политология

В) Экономика

Г) Юриспруденция

А) формы государства

Б) формы правления

В) формы народного представительства

Г) формы политических режимов

11.Процесс гуманизации образования предполагает:

а) соблюдение устава школы

б) обязательное среднее образование

в) учет потребностей и интересов учащихся

г) обучение в две смены

12. Деньги - это:

а) финансовый актив, используемый для совершения сделок

б) законное платежное средство для покупки товаров и услуг

в) запас ценности, единица счета, средство обращения и средство платежа

г) все ответы верны

итого 12 баллов, по 1 баллу за правильный ответ.

Блок 2.Напишите напротив утверждений, которые верны – «да», а напротив тех, которые неверны – «нет» .

1. Способ производства материальных благ (экономический способ производства) включает в себя средства и предметы труда, а также производственные отношения.

_______

2. Конституционные монархии делятся на абсолютные, ограниченные, дуалистические и парламентарные.

­_______

3. Индивид, личность, индивидуальность – понятия, не являющиеся тождественными.

_______

4.К признакам любого государства относится:

а) уважение к законам

б) наличие парламента

в) унитарное устройство

г) наличие публичной власти

Блок4. Заполните пропуски :

1. Обобщающий экономический показатель, который выражает совокупную стоимость произведенных внутри страны товаров и услуг в рыночных ценах, называется _________________________________________________________ .

2. Не является ____________________________ действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Блок 5. Ответь на вопросы.

Вопрос 1
Евгений Р., когда ему исполнилось шестнадцать лет, вступил в брак с Надеждой Д. На момент вступления в брак Евгений находился на попечительстве своей тети Марины Михайловны.
Остается ли Евгений на попечительстве Марины Михайловны после вступления в брак? Ответ обоснуйте.

Вопрос 2
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию:
Капитал, обмен, недра, предпринимательские способности.

Блок 6 .Из приведенных слов и словосочетаний составьте определения двух обществоведческих понятий. Одни и те же слова не могут использоваться дважды. В этом лингвистическом конструкторе вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.

    Способность человека, переселение, критическая оценка собственных поступков, большие группы людей, переживание несоответствия своего поведения должному, перемещение.

1.-……………………………………………………………………………………………………………………………..

2.-……………………………………………………………………………………………………………………………..

2. Организация, политика, индивидуальные особенности, выражающая интересы социальных групп, личность, обеспечивающая ей успех, объединение, активная часть общества, легкость овладения ею. Участвующая в борьбе за власть, деятельность.

1-………………………………………………………………………………………………………………………………….

2.-………………………………………………………………………………………………………………………………..

Блок 7. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из
предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе,
прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть
и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.
Экономический ____(А) – это период колебания деловой активности. Он имеет
4 основные фазы: подъём, пик, ___(Б), дно. В период фазы подъёма резко
увеличиваются объёмы производства, растут цены и ___(В), ____(Г)
сокращается до естественного уровня. В точке пика экономика
«перегревается», ___(Д) переполнен товарами, а покупательская активность
населения низка. Предприятия же, не получающие ту ___(Е), на которую они
рассчитывали, оказываются неспособны погашать свои кредитные ___(Ж)
перед банками. Наступает период массового ___(З) фирм, растёт уровень
безработицы. Во время депрессии сокращается падение объёмов
производства

Список терминов: 1. банкротство 2. безработица 3. доход 4. издержки 5. инфляция 6. кризис 7. обязательство 8. падение 9. прибыль 10. фирма 11. производство 12. процентная ставка 13. рынок 14. спад 15. цена 16. цикл

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2017/18

I (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП

Обществознание

9 класс

(90 минут) 2 вариант

Блок 1.

1. Что является отличительной чертой индустриального общества?

а) приоритет ценностей коллектива

б) превращение науки в общественный институт

в) низкая социальная мобильность

г) широкое использование компьютерных технологий 2. К какому типу государства (по форме правления) относится современная Россия?

а) Смешанная республика

б) Парламентарная республика

в) Конституционная монархия

г) Дуалистическая монархия

д) Федеративное государство

е) Демократическое государство

3. Товар, способный своим трудом создавать другие товары- это:

А) предметы труда б) средства производства в) человек г) рабочая сила.

4. Понятие «классовая борьба» ввели в употребление:

А) французские историки конца 18 века

Б) английские экономисты начала 19 века

В) социалисты-утописты

Г) К. Маркс и Ф. Энгельс

5. Интуиция - это:

а) чувственное познание

б) познание сверхъестественного

в) способность предвидения

г) непосредственное схватывание сущности вещи

6. Единство территории, языка, культуры, экономического уклада жизни являются признаками:

А) нации б) государства в) класса г) племени.

    Поведение, которое не соответствует социальным нормам называется:

А) ненормальным б) аномальным, в) традиционным г) отклоняющимся.

    К основным видам экономических отношений относят

1)труд

2)предпринимательство

3)производство

4)распределение

5)творчество

6)обмен

9 Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Эволюция, революция, стагнация, прогресс, регресс.

10. высшим органом исполнительной власти в нашей стране является:

А) Министерство иностранных дел РФ

Б) Администрация Президента РФ

В) Верховный суд РФ

Г) Правительство РФ

11.Переход к постиндустриальному обществу характеризуется
А) формированием рыночной экономики
Б) ограничением социальной мобильности
В) расширением возможностей массовой коммуникации
Г) организацией массового промышленного производства

12. К числу социальных последствий НТР относится:
А) уменьшение среднего класса
Б) снижение затрат на образование
В) рост требований к подготовке специалиста
Г) увеличение продолжительности рабочего дня

Блок 2. Напишите напротив утверждений, которые верны – «да», а напротив тех, которые неверны – «нет» .

1. Российский парламент (Федеральное собрание) состоит из двух палат.

_______

2. Общество относится к саморазвивающимся системам.

_______

3. В случае невозможности личного участия в выборах допускается выдача доверенности на другое лицо с целью голосования за кандидата, указанного в доверенности._______

Блок3. Что объединяет приведённые ниже явления? Дайте максимально точный ответ.

Группы поддержки, медиаторы, подстрекатели, пособники, свидетели, стороны

Блок 4. Заполните пропуски :

1. Автором категорического императива – всеобщего нравственного закона, согласно которому каждый должен поступать «согласно только такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» является ________________ .

    Политическая __________________ - это система концептуально оформленных представлений, взглядов и воззрений на политическую жизнь, особый способ объяснения мира политики, в основе которого лежат ориентации на те или иные политические явления, процессы, институты.

Блок 5.Ответь на вопросы.

1. Что объединяет приведенные ниже страны с точки зрения формы государства? Дайте максимально точный ответ.
Россия, Германия, Бразилия, США, Мексика, Индия.
2.Что объединяет приведенные ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.
военно-морской флот, военно-воздушные силы, сухопутные войска, воздушно-десантные войска.

Блок 6. Из приведенных слов и словосочетаний составьте определения двух обществоведческих понятий. Одни и те же слова не могут использоваться дважды. В этом лингвистическом конструкторе вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.

    Форма, денежные доходы, систематизация, роспись, законы, одна из областей, регулирующие, определенный срок, нормативные акты, государство, общественные отношения, расходы, иные, составляемая.

1-…………………………………………………………………………………………………………………………………

2-……………………………………………………………………………………………………………………………….

    Группы населения, направленный, конкуренция, мотив, иностранная, истребление, расовый, другой, защита, национальный, государство, религиозный, отдельный, или, политика, экономический, национальная политика.

1-……………………………………………………………………………………………………………………………………….

2-……………………………………………………………………………………………………………………………………….

Блок 7. 15. Вставьте пропущенные слова.

В РФ свободное и добровольное участие граждан в выборах на основе всеобщего, _____ и _____ избирательного права при тайном голосовании.

А) Прямого

Б) Равного

В) Законного

Г) Народного

Ответы:

Вариант1.

Блок 1.

1-б, 2-в, 3-в, 4-г, 5-б, 6-б, 7-б, 8-г, 9-г, 10-г.11-в, 12-г(12 баллов) по 1 баллу за правильный ответ.

Блок 2. (6 баллов) по 2 балла за правильный ответ

    Нет, еще включает человека- производительные силы.

    нет.

    да.

Блок 3. (8 баллов) по 2 балла за правильный ответ.

    Формы правления

    Основания(ресурсы) власти

    Страты, стратификация

    Публичная власть

Блок 4. (2 балла) по 1 баллу за правильный ответ.

    Валовый внутренний продукт

    преступление

Блок 5. (по 2 балла за правильный ответ) 4 балла.

1-нет, так, как женитьба делает его полностью дееспособном гражданином(процедура эмансипации)

2.обмен, так, как не относится к факторам производства.

Блок 6. По 2 балла за термин и определение (8 баллов)

1. Миграция- переселение, перемещение больших масс людей

2.Совесть-способность человека к критической оценке своих поступков, переживание несоответствия своего поведения должному.

1. Политическая партия-организация, выражающая интересы социальных групп, активная часть общества, участвующая в борьбе за власть.

2. Способности- индивидуальные особенности личности, обеспечивающая ей успех в деятельности, легкость овладения ею.

Блок 7. Ответ: А Б В Г Д Е Ж З И К

16 14 3 2 13 9 7 1 12 15 (3 балла)

итого 47 баллов

Вариант2.

Блок1 . 1-б, 2-а, 3-г, 4-а, 5-б, 6-б, 7-г, 8-346, 9-стагнация, 10-г.11-в, 12-в(12 баллов) по 1 баллу за правильный ответ.

Блок2. (6 баллов) по 2 балла за правильный ответ

    да.

    нет.

Блок3. (8 баллов).

участники социального конфликта.

Блок 4.(4 балла) по 2 балла за правильный ответ.

    И. Кант

    идеология

Блок5. .(по 2 балла за правильный ответ) 4 балла

    федеративные государства

    вооруженные силы

Блок6. По 2 балла за термин и определение (8 баллов)

1. Бюджет-роспись денежных доходов и расходов государства, составляется на определенный срок.

2.Кодификация-форма систематизации законов и иных нормативных актов, регулируемых одну из областей общественных отношений.

    Геноцид- истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным или другим мотивам.

    Протекционизм- экономическая политика государства, направленная на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции.

Блок 7. А, Б (3 балла)

Итого 45 баллов.

Победитель – 40-45 баллов

Призёр – 32-39

3 место -25-31