Болезни Военный билет Призыв

Структура социологического знания и основные методы. Этапы развития социологической мысли. Понятие и виды отклоняющегося поведения. В большинстве случаев члены общества следуют как официально установленным, так и фактически сложившимся социальным нормам,

Методология социологического познания

Уровни социологического знания. Макро и микросоциология. Существует три уровня социологического знания: уровень общесоциологической теории, уровень отраслевых или специальных социологических теорий и уровень изучения эмпирических социальных фактов. Уровень общесоциологической теории наиболее близок социальной философии. Здесь общество рассматривается как социальная система, состоящая из различных подсистем.

Структура социологии:

  • -микро - изучает непосредственные межличностные взаимодействия людей, складывающихся в малых группах, мотивы их поведения., макро - изучает взаимодействие людей, которое определяется их включением в большие социальные группы и социальные институты
  • -общая и прикладная
  • -отрасли социологии.

Основные методы социологического исследования

Методы социологических исследований.

При сборе социологических данных используют четыре основных метода, каждый имеет по две основные разновидности:

  • *Опрос (анкетирование и интервьюирование);
  • *Анализ документов (качественный и количественный);
  • *Наблюдение (не включенное и включенное);
  • *Эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Этапы развития социологической мысли

В рамках каждого из периодов, в соответствии с ведущими представлениями об устройстве общественной жизни и подходами к ее анализу, различаются определенные этапы:

I. «Досоциологический» период включает в. себя:

  • 1. Социальные идеи Древнего Мира;
  • 2. Социальную мысль Средних веков;
  • 3. Социальные воззрения эпохи Возрождения;
  • 4. Социальные представления Нового Времени.

II. «Социологический» период делится на:

  • 1. Классический этап (середина XIX - начало XX вв.);
  • 2. Современный этап (середина XX в. - по настоящее время). «Досоциологический» период назван таким образом в силу своей главной особенности - на данном отрезке времени социологическое знание в «свободном» виде не существовало, социальная мысль развивалась внутри философского знания. Но, несмотря на это, именно в «досоциологический» период закладывается около 50% содержания социологии. Значение данного периода определяется его достижениями, которые заключаются в постановке центральных проблем социологии. Именно в это время:
  • 1. Поднимается вопрос о том, что первично в общественной жизни: общество или личность; коллективное или индивидуальное.
  • 2. Происходит осознание неизбежности социального неравенства, которое постепенно возводится в ранг аксиомы. Анализируются его причины и обосновывается его необходимость.
  • 3. Ставится вопрос о направленности социального развития. Возникает идея социального прогресса. Ведется теоретический поиск оптимальных форм общественного устройства.
  • 4. Изучаются базовые социальные институты: семья, собственность, право, государство, культура, образование и воспитание.
  • 5. Рассматривается роль человека в обществе и структура личности как существа социального.
  • 6. Описываются различные исторические типы обществ и выделяются критерии для их анализа.
  • 7. Закладывается основа понятийного аппарата будущей науки об обществе.
  • 8. Намечаются методологические подходы к анализу общественных явлений и процессов.

Социологический метод представляет собой собирательное понятие, включающее в себя конкретные познавательные ориентации, приемы, подходы, инструменты и способы, которые применяются в социологическом исследовании.

Методы в социологии это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя организацию познавательной (исследовательской) деятельности, регулятивные нормы или правила деятельности, совокупность приемов и способов действия, порядок действий. Приемы и способы в исследовании выстраиваются в определенной последовательности. Последовательность приемов и способов действий называется процедурой. Процедура является неотъемлемой частью любого метода.

Итак, как уже было изучено выше, объектами социологии могут являться: социальные организации, социальные институты, социальные взаимодействия, социальные явления, социальные процессы, социальные отношения, социальные общности, социальные субъекты. Предметом социологии считается совокупность основных свойств и законов, характеризующих сущность объекта социологии, его внутреннее определение, механизм проявления и функционирования явлений, социальных процессов и отношений. Одно из главных мест, в структуре социологии занимает методология.

Методы социологии - это система правил и приемов теоретической и практической направленности для исследования социальных объектов. Социологическая методология - это система всех применяемых методов в социологии.

Выделяют следующие методы социологии:

  • 1) Всеобщие (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, абстрагирование, обобщение, классификация, средняя статистика);
  • 2) Общенаучные (системный принцип, принцип объективности, принцип историзма);
  • 3) Специальные методы социологии (методы общей социологии, кросскультурный анализ, сравнительно - корреляционный анализ).

Методы социологии как науки следует рассматривать отдельно. Инструментом познания в этом случае является социологическое исследование, включающее в себя две основные части:

  • 1) Основной метод социологии, включает в себя: разработку программ исследования, выбор цели и задач, постановку гипотез и этапов исследования.
  • 2) Инструментальная часть. Процедура исследования включает в себя: выбор инструментов для сбора информации, определение метода сбора информации, обработку информации, получение характеристик состояния исследуемого объекта.

Методы - это способы или приемы, с помощью которых достигается цель исследования. Метод наблюдения в социологии и изучение документов являются основными, однако, самый распространенный метод социологии - это опрос, применяемый с середины XIX века. Этот метод служит для получения первичной информации и требует подтверждения другими методами исследования. Объект предмет и метод социологии хорошо описаны в трудах отечественных и зарубежных ученых-социологов.

Основными методами сбора первичной социологической информации являются наблюдение, изучение документов и опрос, они могут сочетаться в различных вариантах (рис. 3).

Рис. 3

Каждый человек, сам того не замечая, пользуется методом наблюдения каждый день, например, наблюдая за детьми или за другими людьми. Но метод наблюдения в социологии существенно отличается от простого наблюдения.

Научное наблюдение имеет четко определенные цели, задачи и план действий и отличается систематичностью, планомерностью и обязательной проверкой результата, полученного в процессе исследования.

Метод наблюдения в социологии требует обязательного выполнения некоторых правил: наблюдать изучаемый объект нужно в разных ситуациях, при наблюдении необходимо пользоваться четкими индикаторами, ни в коем случае нельзя смешивать описание события с его представлением. Для достижения достоверных результатов наблюдение могут независимо друг от друга осуществлять несколько человек.

Метод наблюдения в социологии имеет как преимущества, так и определенные недостатки. Преимущество этого метода заключается в том, что исследователь непосредственно связан с объектом изучения, а это позволяет получать информацию оперативно, и дает возможность уловить какие-то важные детали изучаемого явления.

Еще одним важным преимуществом, которым обладает наблюдение, является его гибкость. Опрос, самый распространенный метод в социологии, также приносит интересные результаты.

Все эти достоинства, плюс дешевизна метода не исключают его недостатков, одним из которых является некоторая субъективность восприятия, выражающаяся в том, что наблюдатель прямо или косвенно влияет на результаты исследования. Это приводит к тому, что все результаты обязательно должны быть перепроверены другими методами.

Встречаются несколько различных видов наблюдений. Он бывают формализованными, неформализованными, включенными - в этом случае наблюдатель становится непосредственным участником событий (журналист меняет профессию) или невключенными, когда наблюдение ведется со стороны при полном невмешательстве наблюдателя в происходящее.

В естественных условиях проводятся так называемые полевые исследования и наблюдения, а лабораторные проводятся в специально созданных условиях и выполняются обычно в рамках проводящихся экспериментов.

Различных видов наблюдений бывает много, и в некоторых случаях, например при изучении быстро протекающих процессов, катастроф или военных конфликтов они могут стать единственным методом изучения объективной реальности.

Методы социологического исследования подбираются в зависимости от содержания исследуемой проблемы. Так, например, в эмпирических исследованиях, которые опираются на массовый спрос, понадобится когнитивный анализ вопросника, а также следующие методы: формирования выборочной совокупности, сбора эмпирических данных, многомерного математического анализа, дескриптивной статистики, проверки статистических гипотез. Методы социологического исследования должны тщательно подбираться. Подобная процедура заключается в осмыслении адекватности и взаимообусловленности методов. Для того чтобы исследования было максимально достоверным, очень часто используется процедура методной триангуляции, которая подразумевает использование одновременно нескольких методов для изучения какого-либо социального феномена.

Социология управления - это отдельная теория социологии, специализирующаяся на рассмотрении и совершении процессов управления в отдельных типах обществ, организаций, институтов. Эти процессы осуществляются для сохранения и обеспечения устойчивого развития соответствующей системы. Эта теория имеет свои методы социологии управления, объекты, функции и предмет. Предметом принято считать изучение, оценку и совершенствование процессов управления. Объектом являются управленческие процессы, протекающие в отдельных подсистемах общества.

Методы социологии управления:

  • 1) Организационно - административные. Сюда входит система законодательных актов страны, система нормативных документов, система, разрабатываемых планов, программ, система оперативного управления.
  • 2) Экономические - налоговая система страны, кредитно-финансовый механизм, система заработной платы, социально-психологические механизмы.

Все методы социологии управления и науки ориентированы, прежде всего, на создание эффективных управленческих схем и мотивации к созиданию, в этом и заключается весьма ощутимый экономический эффект от их применения.

Исследование любой области проводится по некому заранее продуманному плану и имеет свою структуру. Основные этапы социологического исследования можно представить следующим образом:

  • 1. Подготовка к исследованию: составление плана, разработка инструментария (например, вопросы для интервью, анкеты).
  • 2. Сбор первичной информации (интервьюирование, анкетирование).
  • 3. Обработка полученных данных.
  • 4. Анализ полученных данных, подведение итогов исследования.

Следует обратить внимание на то, что все этапы социологического исследование представляют собой структуру, в которой все элементы тесно взаимосвязаны. Это значит, что нельзя переходить к следующему этапу, если предыдущий этап выполнен некачественно, не до конца. А все потому, что полученные данные на одном этапе является основой для проведения последующих этапов. Особое внимание следует уделять этапу подготовки, так как от того, насколько будет продумано все исследование, будет зависеть достоверность полученных данных.

Социология происходит от двух слов от латинского «societas» – государство и греческого «logos» – учение, поэтому можно утверждать, что социология – это наука о государстве . Данного утверждения придерживаются многие всемирно известные ученые-социологи.
Впервые термин «социология» был употреблен для мирового обозрения в 1840 году французским философом, но есть мнения ученых, которые утверждают, что данное понятие использовалось намного ранее. Чтобы иметь хоть какое-то представление о социологии, нужно осмыслить методы социологии.

Что такое методы социологии?

Прежде всего, нужно понять, что же означает само слово «метод». В научной литературе метод рассматривается как способ достижения теоретического и практического результата, решение проблемы или получения новой информации.
Метод происходит от греческого слова и в переводе означает путь к чему-либо, исследование. Методы в социологии – это средства получения научного знания о социальной реальности.

Социологический метод – это совокупность научных приемов и операций, которые используются социологами для достижения цели в своей работе. Методы в социологии – это путь к постижению предмета изучения. Это набор знаний и инструментов, с помощью которых можно осваивать действительность.

Перечень методов социологии

Ученые делят методы социологии на две группы. Первая – это общенаучные, другая – специальные (так же их называют собственные, специфические).
К первой группе относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, структурно-функциональный метод, системный подход и другие методы.

Анализ – это расчленение целого предмета на составляющие его части.
Синтез – это соединение ранее выделенных частей предмета в одно целое.
Индукция – это познания от фактов к утверждениям общего характера, а под дедукцией подразумевается наоборот движение мысли от общих утверждений к менее общим.
Само слово «индукция» произошло от латинского слова «индукцио» - наведение. В ином понятии слово дедукция от латинского «дедукцио» - выведение.
Ко второй группе:

  • опрос, в виде анкетирования и интервью,
  • социометрический опрос,
  • эксперимент, наблюдение,
  • контент-анализ,
  • анализ документов.

Рассмотрим более детально каждый метод.

  • официальные документы и семейно-исторические артефакты (субъект как предмет, герой рассказа);
  • устные жизненно-исторические свидетельства (субъект – рассказчик истории);
  • результаты опросов (субъект в качестве интервьюируемого);
  • данные наблюдений;

Это предпринимается для надежности и объективности исследования, поскольку всегда есть риск, что информант может перекрутить факты, налгать, приукрасить действительность, забыть или предпринять иные способы, чтобы произвести впечатление.

4) Метод обобщения характеристик – совокупность приемов получения информации об изучаемом лице. Этот метод ретроспективного исследования личности базируется на сборе разных представлений и мнений о конкретном субъекте – что думает о личных качествах подопытного его привычное окружение. В итоге, изучают, анализируют и обобщают субъективные мнения, но в результате получаются достаточно объективные выводы о достоинствах и недостатках конкретного человека.
5) Метод парных сравнений – метод выявления предпочтений, предназначенный для попарного сравнения средних значений зависимой переменной в отдельных группах. То есть, составляют экспериментальную группу, для каждого испытуемого подбирают пару, а опрашиваемые выбирают самый предпочтительный для них вариант/ответ/субъект в зависимости от заданного критерия.
Социологи считают, что проще сделать качественное сравнение двух объектов, чем выражать свои предпочтения с помощью анкет, опросов и применения балльной или ранговой шкалы.
6) Метод идеальных типов – этим инструментом пользовался в социологических исследованиях М. Вебер , он его и разработал. Согласно теории Вебера идеальный тип – это нечто утопии, что-то такое, «каким оно должно быть в идеале». Исходя из этих принципов, была создана теория о социологических классах . Был задан идеальный портрет типичного представителя класса, и надо ему соответсвовать.
Поэтому в рамках метода идеальных типов не существует гипотез, требующих эмпирической проверки, следовательно, отсутствуют результаты исследовательского процесса Метод идеального типа – это условие для проведения исследования конкретного исторического или социального феномена.

7) Метод опроса .
Данный метод характеризируется накоплением информации до 90%. Опрос – метод сбора информации об объекте в ходе непосредственного или опосредованного общения социолога и респондента с помощью регистрации ответов респондента. Методы опроса делятся на два вида: интервью и анкетный опрос.

  • Интервью – метод сбора информации в реальном режиме.
  • Анкетирование – сбор количественных данных.

8) Одним из интересных методов выделяют фокусированное групповое интервью или как еще называют фокус-группа. По данной методике ограничивается количество лиц и предлагается самостоятельно определить и описать проблемные вопросы.
В социологии нет идеального метода, с помощью которого можно предоставить достоверную информация для 100 % результата, только с помощью всех методов их можно достичь. Каждый метод своеобразен и предоставляет полезную информацию для изучения.

Ссылки

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти

Социология как наука в обществе.

В западной социологической науке обычно речь идет о двух уровнях изучения общества: микро- и макросоциологии

Микросоциология занимается изучением общения людей в их повседневной жизни (т.е. интеракция, их взаимодействие).

Макросоциология уделяет основное внимание моделям поведения, помогающим понять общество как единое целое.

По субъектам социальных действий различают отраслевые социологии:

Личности,- семьи,- малой группы,- коллектива,- профессиональных групп,- страт и классов,

Молодежи (ювиносоциология),- лиц зрелого возраста (акмесоциология),

Пожилых людей (геронтосоциология),- женщин (феминосоциология),

Гендерную социологию, изучающую особенности социального поведения людей разного пола,

Национальных образований (этносоциология), - организаций (социология армии, высшей школы и т.п.),- политических партий,- электората,- СМИ (средств массовой информации),

Типов поселений (социология города, социология деревни и т.п.),- регионов страны,

Элиты общества, - органов власти и т.д.

Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками.

Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.

Функции социологии:

Познавательная.

Прогностическая.

Управленческая.

Ценностно-ориентирующая человека.

Мировоззренческая.

Этапы социологического исследования - последовательные стадии проведения социологического исследования:

1) выбор исследуемой проблемы, формулировка целей и задач, разработка концепции, построение гипотезы (разработка программы);

2) отработка методик сбора данных;

3) сбор информации ("полевой" этап);

4) подготовка данных к обработке и анализу;

5) обработка и анализ информации;

6) изложение результатов исследования.

Анализ данных - в социологии - этап эмпирического социологического исследования, в ходе которого при помощи содержательных соображений и математико-статистических методов на основе первичной информации раскрываются связи исследуемых переменных.

Методы социологии

В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные - это статистические и математические методы.

Социология как наука использует ряд методов:

1)Наблюдение - это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включенным и не включенным. Научное наблюдение доказывается на практике. Включенное наблюдение - это изучение социальной группы «изнутри».


2) Эксперимент - это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.

3) Анкетировани е - сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:

Вводная часть (введение в проблему),

Основная часть (вопросы по проблеме),

Заключительная часть (социальная).

4) Интервью - опросный метод сбора информации, предполагающий прямое

5) Анализ документов - сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка.

Социология развивается в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном.

Фундаментальное направление включает в себя научное осмысления общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человека, гносеологические вопросы социологии, проблемы построения социальных структур, математическое моделирование социальных процессов и т.д. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции.

К фундаментальному направлению в социологии принято относить макросоциологию и общесоциологическую теорию. Макросоциология – область социологического знания, ориентированная на изучение крупномасштабных социальных объектов (классов, наций, социальных институтов и т.д.), протекающих в них процессов и взаимодействий людей, объединенных в крупные социальные структуры. Общесоциологическая теория - теоретические концепции, исследующие и объясняющие развитие общества в целом, его основных систем и структур в их взаимодействии.

Прикладное направление включает в себя исследования, направленные на изучение и регулирование определенных социальных процессов (политических, демографических и т.д.) в конкретных областях общественной жизни с целью решения актуальных, практических задач. Прикладная социология опирается на точные, достоверные данные о различных социальных фактах. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований. На эмпирическом уровне социологического знания происходит сбор фактов, сведений, мнений членов социальных групп и личностных данных, производится их последующая обработка, обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. К эмпирическому уровню социологического знания относится микросоциология - область социологического знания, ориентированная на изучение индивидов и их взаимодействий с ближайшим социальным окружением.

Общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть связаны между собой. Теория без конкретных фактов бессодержательна, а голые факты не могут объяснить природу социальных явлений. В итоге, возникает противостояние фундаментальных и эмпирических исследований, что замедляет развитие науки.

Выход из этого положения был найден Р. Мертоном. Он предложил сформировать новый уровень социологического знания – теории среднего уровня

Это теории, находящиеся между частными рабочими гипотезами и систематическими попытками создать единую теорию общества. Эти теории призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, таких, как изучение семьи, конфликта, малой группы и т.п. В теориях среднего уровня используются идеи и термины, заимствованные из общесоциологических теорий, но применяются и собственные, специфические определения и понятия. Теории среднего уровня можно разделить на три группы: теории социальных институтов , теории социальных общностей , теории специализированных социальных процессов.

Выделяют четыре причины возникновения социологии.

Первая из них – экономическая. Промышленная революция, произошедшая в XVII–XVIII веках, привела к тому, что начало XIX века ознаменовалось утверждением рыночных отношений в области экономики. В эпоху феодализма основой экономических отношений между различными классами являлась внеэкономическая зависимость, примером чему могут служить отношения помещика и крепостного. При рыночных же отношениях все участники между собой равны.
Вторая причина – политическая. Начало XIX века – время, когда в США и государствах Западной Европы устанавливаются демократические формы правления, в основе которых лежит Конституция. Ближе к середине XIX века организовывается институт всеобщих парламентских выборов, помимо этого формируются различные политические движения, а также партии. Члены общества наделяются равными правами, становятся его полноценными гражданами.
Третья причина – гносеологическая, также называемая научно-познавательной. Развитие социальной мысли, осуществлявшееся в течение многих веков, является одним из факторов появления новой науки – социологии. Во времена античности и позже, в Средневековье, многими мыслителями высказывались важные идеи и понятия. В Новое время, а также в эпоху Просвещения, социальные идеи получили свободу от религиозных догм, были выделены важные понятия общества, индивида, государства. Такие мыслители как Ф. Бекон, Сен-Симон, Ж.-Ж. Руссо, А. Кетле являются предшественниками социологии. Их труды были позже обобщены О. Контом.
Четвертая причина – социальная . Описанные экономические, гносеологические и политические факторы явились одним из толчков к появлению гражданского общества в США и Западной Европе. В результате появились новые общественные процессы, возросла мобильность людей (как социальная, так и географическая), начала меняться общественная структура. Для описания данных перемен и потребовались новые научные подходы.

Термин «социология» О. Конт впервые употребил в 1839 году. Сам Конт называл социологию - «дитя послереволюционного времени во Франции», поэтому специфическое понимание об­щества, свойственное французскому Просвещению и революционным идеалам, образует ее основу. Социология Конта возникла в эпоху духовного и политического господства буржуазии. Она отражает подъем промышленности и наук, и еще содержит надежду на разрешение социальных конфликтов с помощью разума.

Огюст Конт происходил из мелко буржуазной католической семьи. Большое влияние на формирование его взглядов оказала учеба в Политехнической школе. Принципы этой школы заключались в идее универсальности науки и в идеале энциклопедической системы всех наук, причем математика рассматривалась как ее основа. Предложенный Контом вариант энциклопедической системы всех наук и отражает эти принципы. Будучи секретарем и учеником Анри Сен-Симона, Конт долгое время разделял его идеи. Так же как и Сен-Симон, он считал, что индустриальное общество должно быть организовано на научной основе. В последний период своей жизни он придерживался мистически-религиозной ориентации, хотел придать позитивизму статус своеобразной религии. Его основные труды: «Курс позитивистской философии», 6 томов, «Система позитивистской политики», 4 тома, «Завещание Конта», 4 тома. В своем творчестве он выразил идеалы прогресса, политической и экономической свободы, надежду на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. Для того чтобы преобразовать общество, он считал, необходимым создать такую же точную и объективную науку о законах его развития, какой является естествознание. Конт настолько уверовал в созданную им науку, что во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину, выше математики, фи­зики, биологии и т.д. Он считал, что преобразующая роль социологии должна состоять в том, чтобы произвести революцию в умах людей, она должна стать новой своеобразной религией! Социология должна открывать универсальные законы функционирования и развития общения, неотделимые от законов природы. Открытия в социологии должны опираться на методы естественных наук: наблюдение, сравнение, эксперимент, а также сравнительный истори­ческий метод. Причем применяться эти методы должны объективно и независимо от оценоч­ных суждений исследования.

Основная идея Конта - освобождение социологии от умозрительной философии, мета­физики, и теологии. По его мнению, истинная наука должна отказаться от неразрешимых во­просов, т.е. таких, которые невозможна ни подтвердить, ни отвергнуть, опираясь на факты, доступные эмпирическому наблюдению и проверки. Такой подход к пониманию науки носит название позитивизм.

Социальная теория Конта состоит из двух частей: социальная статика и социальная ди­намика. Статика изучает условия существования социальных систем, а динамика изучает за­коны их развития и изменения. Социальная статика - анатомия общества, теория обществен­ного порядка. Само общество Конт сравнивает с живым организмом. Согласно Конту, в об­ществе как и в живом организме части органично согласованы между собой. Но, будучи уве­ренным, что обществу в большей мере присуща стабильность, Конт тем не менее не отрицает и процессов социальных изменений.) Он считал, что социальные изменения, т.е. социальная динамика, способствует реформам и помогает естественным изменениям, происходящим в результате распада или переустройства социальных систем. Он считал, что первичным эле­ментом развития общества является духовный, умственный элемент - это первый фактор со­циальной динамики, который он называет «состояние человеческих умов». Этот фактор на каждом историческом этапе определяет направление развития общества.Ко вторичным Конт относил все остальные факторы (климат, раса, прирост населения, продолжительность жизни и т.д.). К трем ступеням умственного развития человечества: теологической, метафизиче­ской и позитивной, соответствуют и три стадии исторического прогресса. Центральным зве­ном своих взглядов он считал открытый им закон интеллектуальной эволюции человечества.

Огюст Конт (August Comt) родился в 1798 году в городе Монпелье в семье чиновника. Учился в городском лицее, а затем - в Политехнической школе. Завершив в 1816 г. учебу, он начинает зарабатывать на жизнь, давая уроки математики. Отметим этот факт как достаточно важный для научного мировоззрения Конта, ибо и в дальнейшем он будет трудиться в качестве преподавателя (точнее частного репетитора прежде всего точных (или "естественных") учебных дисциплин - математического анализа, механики, геометрии, астрономии, владея ими на достаточно профессиональном уровне. Однако главной страстью и основным предметом его научных изысканий довольно рано становится социальная философия. Может быть, не последнюю роль и на формирование мировоззрения Конта, и на содержание некоторых его идей оказал знаменитый Анри Сен-Симон, ближайшим сотрудником и личным секретарем которого он пробыл в течение семи лет. Во всяком случае Ф.Энгельс считал, что именно у Сен-Симона он заимствовал большинство своих блестящих идей. Сен-Симон был, по мнению многих, гениальным и довольно эксцентричным французским мыслителем, который пытался создать нечто вроде "секулярной церкви". Сами сенсимонисты, его ученики и последователи, расценивали себя как разновидность организации, в которой действуют священнические порядки и которая будет стражем новой веры в прогресс и рациональность во имя всего человечества. Среди других несколько причудливых штрихов окружения Сен-Симона была униформа, которую они носили - жакет с пуговицами вдоль спины, который никто не мог ни надеть ни снять без помощи других. Идея здесь состояла в том, чтобы продемонстрировать, что человеческие существа зависимы друг от друга. Позднее Конт рассорился с Сен-Симоном, и каждый из них обвинял другого, приписывая ему кражу своих идей. Сам Конт настойчиво отрицал, что Сен-Симон был его учителем. У него были для этого основания. Сен-Симон придерживался, в сущности, несколько иного направления в общественной науке, во многом делая акцент на значении экономического фактора. Потому Сен-Симона в этом смысле можно считать скорее предшественником Маркса, нежели Конта.

В 1824 г. О.Конт опубликовал одну из первых работ, где концепция науки об обществе названа им "социальной физикой". Пройдет еще 14 лет, прежде чем в четвертом томе Cours de philosophie positive (1838) будет впервые публично использован термин социология . Он трактует здесь социологию как синтетическую науку, которая пытается интегрировать политические, экономические и социальные явления. А к концу жизни у Конта вызреет мысль о расширении созданной им научной системы до уровня универсального средства преодоления кризиса современного мира. Он мечтает создать социолатрию - нечто вроде нового религиозного культа - но не Бога, а Человечества как единого великого существа. Целый ряд идей Конта в чем-то предвосхищали созданные позднее теории Тейяр де Шардена, В. Вернадского, Н. Федорова.

Творческое наследие Огюста Конта весьма обширно, но мы - по необходимости кратко - коснемся лишь тех его аспектов, которые непосредственно связаны с развитием социологической теории. Тот же Дж.Стюарт Милль утверждал, что в современной социологии не так уж много областей, которые бы не были так или иначе обозначены в социологии Конта.

Основы социологии и политологии: Шпаргалка Автор неизвестен

3. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Методы социологического исследования – система правил сбора, обработки и анализа доступной информации. Необходимо выделить приемлемые технические приемы, объединенные единой методикой социологического исследования. Методика – это понятие, обозначающее совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Методы в зависимости от типа социологических исследований подразделяются на качественные и количественные, а в зависимости от этапа исследования – на методы сбора данных, анализа социологической информации, обработки социологических данных.

Методы количественных социологических исследований – совокупность приемов, отличающихся направленностью на выделение в предмете самых типичных и устойчивых признаков. Преимущество: способность охватывать большое количество объектов, выделять самое существенное и необходимое для целей исследования. Три принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных: прямое наблюдение, анализ документов и опросы. Наблюдение – прямая регистрация событий, непосредственное восприятие действительности или использование наблюдений других людей.

Анализ документов – исследование письменных, устных или фотографических документальных данных, передающих социальную информацию. Выделяют два типа анализа документов: традиционный анализ и контент-анализ. Традиционный анализ – это обычный способ осмысления содержания документов путем его прочтения, прослушивания, просматривания. Контент-анализ – формализованный метод изучения документов, предполагающий оценку их содержания путем подсчета признаков, существенных для исследования. Его спецификой является выделение единиц анализа: слова, имени, факта; определение единицы отсчета: знаков, абзацев.

Опрос – метод сбора информации при взаимодействии социолога с опрашиваемыми индивидами; предназначен для сбора сведений об общественном мнении социальных групп. Социальный опрос предполагает наличие анкеты или плана действия, подразделяется на четыре типа: 1) интервьюирование – сбор данных путем непосредственного обобщения; 2) социометрический опрос – сбор данных о межличностных отношениях в малой социальной группе. Этот метод позволяет оптимально формировать группу и улучшать в ней климат; 3) тестирование – система заданий, используемых для установления личностных особенностей опрашиваемых индивидов; 4) анкетирование – сбор данных с помощью специального бланка опроса. Его предметом являются личностные мнения и оценки индивидов.

Обработка информации – изучение и классификация полученных данных с целью их дальнейшего анализа. Она составляется в соответствии с методическими требованиями, т.е. с предметом, целями и задачами исследования. Анализ данных -сопоставление обработанных данных с гипотезами и установление истинности или ложности предложений. Методами анализа данных являются метод типологии и классификации данных, метод гипотез, аналогии и формализации данных. Методы качественных социологических исследований – совокупность приемов и принципов, уделяющих внимание частному, особенному в описании целостной картины социальных практик.

Из книги Путь менеджера от новичка до гуру автора Сообщество менеджеров E-xecutive

Знания ИГОРЬ МАНН,издатель, издательство максимально полезной деловой литературы «Манн, Иванов и Фербер», член Сообщества менеджеров E-xecutive с 2001 года:«Я всегда говорил и говорю своим подчиненным, коллегам и ученикам: никогда не останавливайтесь в учении! И раздел

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Из книги 100 великих загадок истории автора Непомнящий Николай Николаевич

СТРАННЫЕ ЗНАНИЯ ДОГОНОВ В 1931 г. известный французский этнограф профессор Марсель Гриоль, путешествуя по Западной Африке, побывал у одного из суданских племён, живущих в излучине реки Нигер на территории республики Мали. Это были догоны - часть древнего народа, по уровню

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Социология как наука содержит разнообразный прикладной и теоретический материал, требующий определенного подхода к его изучению. Многообразие социологических данных отражается в структуре социологического знания.

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

3. ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Термин «функция» в социологии подразумевает: значение элемента системы по отношению к ней как к целостности; зависимость, при которой изменения в одной части системы зависят от изменений в другой части или от изменений

Из книги Мобильник: любовь или опасная связь? Правда, которой не расскажут в салонах мобильной связи автора Инджиев Артур Александрович

4. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ, УРОВНИ ЗНАНИЯ И ОТРАСЛИ СОЦИОЛОГИИ Социология как наука имеет многоаспектное и многоцелевое назначения. Можно по-разному представить структуру и уровни социального знания. Самый распространенный способ – делить социологию на

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора

Знания и труд все перетрут Здесь приведу несколько советов тем, кто собирается приобрести б/у телефон (причины для нас сейчас не важны, будем считать, они достаточно убедительны). АНТИКИДАЛОВО: КАК УДАЧНО КУПИТЬ Б/У ТЕЛЕФОН? Постарайтесь купить телефон не в каком-нибудь

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Знания Многие родители считают, что важно нагрузить ребенка знаниями и этого вполне достаточно, чтобы он стал образованным человеком.Герберт Спенсер писал: «Величайшая цель образования - не знание, а действие». После смерти Спенсера прошло уже почти сто лет, «а воз и

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с прозрачными картинками] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Из книги Чудеса: Популярная энциклопедия. Том 2 автора Мезенцев Владимир Андреевич

Знания Многие родители считают, что важно нагрузить ребенка знаниями и этого вполне достаточно, чтобы он стал образованным человеком. Герберт Спенсер писал: «Величайшая цель образования - не знание, а действие». После смерти Спенсера прошло уже почти сто лет, «а воз и

Из книги Новейший философский словарь. Постмодернизм. автора

Больше, чем знания Что такое память?Еще недавно даже некоторые ученые, занимающиеся исследованием мозга, считали, что человек, возможно, никогда не сможет найти ответа на этот вопрос.Сознание считалось чем-то непостижимым, а воспоминания некими «записями» в нашей

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Из книги Руководство слесаря по замкам автора Филипс Билл

СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ - метатеоретическая область социологии, анализирующая с различных теоретико-методологических позиций проблематику: социальной природы знания (С.З. в узком смысле); мышления во всей качественной специфике его исторического становления (социология

Из книги Справочник школьного психолога автора Костромина Светлана Николаевна

Из книги Модицина. Encyclopedia Pathologica автора Жуков Никита

Знания результат познания действительности, отражение мира, законов природы и общества, качеств и свойств объекта в сознании человека. Знания представляют собой специфическую информационно-семантическую систему со своей структурой и уровнями организации. Эта система

Из книги автора

Знания Вы знаете не три иностранных языка, а 0,5 не потому, что они сложные, а потому, что воли не хватило. «Нет, мне просто плохо даются языки». Ссаная чушь, вам просто плохо даётся контролировать себя: ведь нереально же заставить это безвольное чмо выбрать вместо телика