Болезни Военный билет Призыв

Стресс на рабочем месте коллективный вызов презентация. Стресс на рабочем месте: коллективный вызов

«Стресс на рабочем месте: коллективный вызов» .

Всё более динамичный ритм жизни, постоянно меняющиеся условия труда, растущие требования к компетенции сотрудников, а также стремление самих сотрудников достичь и успеть максимума, заставляют человека непрерывно крутиться в колесе своих обязанностей. В результате чего каждый третий человек испытывает стресс на рабочем месте, чувство беспокойства и тревоги, депрессию и другие нарушения психического здоровья.

Стресс на работе - весьма частое и вредное по своим последствиям явление. Организация Объединенных Наций в своем отчете называет стресс на рабочем месте "чумой двадцать первого века".

Международная организация здоровья (World Health Organisation) причисляет стресс к главным заболеваниям, угрожающим здоровью человека в XXI веке. Тревожный показатель: более 90 % работников признают, что их психологическое состояние определяют именно результаты работы, а не внутренние ресурсы, такие как, например, уверенность в своих силах.

Причины стресса на работе.

Наиболее частыми его причинами, согласно статистике, становятся:

Перегрузки на работе, недосып, стиль руководства начальника и проблемы дома. Около 60% людей, например, боятся своих руководителей, особенно если их начальство слишком авторитарно и не дает никакой поддержки;

Отсутствие поощрений, расплывчатые границы обязанностей и полномочий также негативно сказываются на нервной системе;

Рутинная работа тоже может стать источником стресса;

Отсутствие взаимопонимания с сотрудниками приводит к дискомфорту и напряжению;

Также могут привести к стрессу в организации плохое освещение помещения, шумы, некачественная вентиляция, неудобное рабочее место.

Еще один фактор стресса — это уровень увлеченности. Если человеку не нравиться его работа, если она не вызывает интереса, то это приводит к постоянному недовольству и накоплению отрицательных переживаний.

Ситуацию на работе усугубляет то, что, как выяснили психологи Гавайского университета, сотрудники «заражаются» друг от друга стрессом так же, как гриппом. Плохое настроение одного из работников моментально распространяется по офису. В результате окружающие становятся жертвами так называемого «вторичного стресса». Оказывается, люди способны впитывать эмоциональные флюиды подобно губкам. Наполнившись чужими ощущениями, они начинают не только мыслить негативно, но и выражать полученный со стороны стресс с помощью языка тела, меняя осанку, походку и выражение лица. Так получается замкнутый круг: стресс может бесконечно перекочевывать от одних сотрудников к другим.

Как избежать стресса на рабочем месте?

В первую очередь, необходимо определить причину, которая послужила развитию стрессовой ситуации,

Затем правильно оценить свои профессиональные возможности и внутреннее расположение к занимаемой должности. Возможно, придется в корне пересмотреть свое отношение к профессиональным обязанностям. Речь не идет об увольнении, хотя это будет являться самым кардинальным путем. Поэтому, если есть возможность сменить работу на более интересную, будет правильно принять такое решение.

Еще один подход - временно отойти от профессиональной деятельности. Порой достаточно уйти в кратковременный отпуск, и проблема исчерпает себя. Однако если подобных возможностей нет, решением проблемы могут стать следующие условия:

  • Необходимо объективно оценить производственную нагрузку на рабочем месте и собственные ресурсы, направленные на ее выполнение.
  • Лучший способ искоренить стресс - это суметь совместить хобби и работу в единое целое. Когда вы сможете найти работу, которую полюбите, и которая принесет вам удовольствие - вы перестанете думать о стрессах.
  • Старайтесь спать не менее 7-8 часов в сутки, так вы будете успевать восстанавливаться и будете обладать физической подготовкой для нового дня без стрессов.
  • Заранее продумывайте свой график дел на день, собираясь на работу. Здесь очень пригодится ежедневник. Ничего не упускайте и настраивайте себя на необходимость выполнения многих дел.
  • Обеспечить чистоту и порядок на собственном рабочем месте. Расположение объектов должно быть таковым, чтобы появилась возможность максимально полезно использовать свое рабочее время.
  • Четко уяснить собственные обязанности и следовать им и производственным инструкциям.
  • Максимально комфортно проводить время, отведенное для личных нужд сотрудников - обеда, чайных или кофе-пауз, перекуров.
  • Необходимо стараться как можно меньше, если того позволяет производственная необходимость, обсуждать свою трудовую деятельность с коллегами одного ранга. Для этих целей лучше обратиться к непосредственному руководителю, который точно знает, как сделать лучше.
  • На потенциально возможную перспективу лучше быть информированным о состоянии вакансий по аналогичной должности в соседних организациях. Возможно, увольняться и не придется, зато уровень душевного спокойствия возрастет.
  • Использовать в трудовой деятельности как можно больше современных средств массовых коммуникаций. Это действительно полезные и актуальные вещи.
  • Вкусная, а главное «правильная» еда и рациональное питание, особенно в уютной атмосфере поможет искоренить стресс.
  • Распорядок трудового дня - один из важнейших положительных аспектов организации трудовой деятельности, следование которому не позволит нарушить эмоциональное спокойствие сотрудника.
  • Используйте смену труда и «активного» отдыха; повысьте уровень физической активности, прогуливайтесь не менее 30 мин в день; посещайте театр и кино; общение с друзьями и увлечение каким-нибудь хобби всё это поможет побороть стресс.

План мероприятий «Культура управления стрессом на рабочем месте»

в сфере обеспечения безопасности на рабочих местах 2017-2018уч.г.

    Обращение директора школы к коллективу работников: Состояние охраны труда в организации, цели и задачи коллектива на ближайший год в отношении обеспечения безопасности на рабочих местах, пожелания работникам. --Директор в электронном ПИСЬМЕ всем.

    Семинар-дискуссия с обслуживающим персоналом школы, на тему «Культура управления стрессом на рабочем месте» -- Зам. директора по АХР (приложение 1 и 2)

    Семинар-дискуссия с педагогическим коллективом школы, на тему «Культура управления стрессом на рабочем месте» --Зам. директора по УМР. Зам. директора по воспитательной работе. (приложение 1 и 2)

    Провести в школе Единый урок охраны труда--- Классные руководители.

    Тематические занятия по охране труда на уроках: ОБЖ, технологии, физике, химии, физической культуре, ИЗО.

    Мероприятие «Мы делаем мир чище» - субботник по уборке пришкольной территории.

Приложение 1

Семинар дискуссия «Культура управления стрессом на рабочем месте»

День с самого утра не задался: по дороге не работу сломала каблук, в офисе начальник вызвал «на ковер» и пропесочил ни за что ни про что, коллега снова подставила, компьютер заглючил и весь отчет полетел коту под хвост… Знакомая ситуация, не так ли? Каждый день бесчисленные стрессы на работе возникают по многим причинам. Но одно очевидно – с ними необходимо уметь справляться, чтобы не дать стрессу в одночасье справиться с вами. Итак, стресс на рабочем месте: управление стрессом – тема разговора на сегодня.

Человек проводит на работе большую часть своей жизни. Поэтому, когда работа начинает напрягать – это очень серьезно. Нельзя просто проигнорировать стресс, потому что он буквально съедает вас изнутри. Держать его в себе – тоже не вариант. В один «прекрасный» момент накопившееся вырвется наружу и сметет все на своем пути. В том числе и вашу карьеру. Необходимо просто освоить технику управления стрессом на рабочем месте. Это будет иметь положительное воздействие на ваше здоровье, психику, настроение и качество жизни в целом.

Причины стресса на работе

Человеческое тело не обладает безграничными возможностями, как нам бы хотелось. Пытаясь закончить работу в срок, мы часто доводим себя до критической точки, за которой следует перегрузка. Вся эта спешка, бездумные распоряжения начальства и их практически невыполнимые требования, зависть коллег и низкопробные интриги – не удивительно, что это может привести к нервному срыву и стрессу на рабочем месте.

Факторы для формирования стресса на работе различны, в зависимости от конкретной ситуации. Это могут быть частые ночные смены, сверхурочная работа, за которую не платят, отсутствие коллегиальности и взаимопонимания с другими сотрудниками в офисе и многое другое. При организации совместных проектов с коллегами, которые придерживаются разных точек зрения и по-разному настроены на работу, стресс и нервные срывы также почти обязательны. Беспорядок является также фактором, вызывающим стресс. Когда вы теряете все время свой день впустую, выполняя несогласованные поручения, делая чужую работу или исправляя ошибки начальства, производительность снижается практически до нуля, ваши мысли бродят вдали от офиса где-то и рано или поздно вы окажетесь в очень неприятной ситуации. Или в ней окажутся ваши коллеги, когда вы, наконец, сорветесь.
Развитие технологий, инноваций в работе также добавляют поводов для стресса. Вы не в состоянии справиться и быстро научиться работать с новой техникой, обновленными программами или по новой системе, навязываемой руководством. Стресса на рабочем месте, причиненного такими проблемами, можно избежать лишь при условии прохождения специальных курсов и тренингов для повышения квалификации сотрудников.
Предполагается, что стресс выбывает из колеи только очень чувствительных по жизни людей. Это не всегда так. Конечно, небольшой доход, чувство иерархии и осознание того, что вы находитесь на самой низкой ступени, отсутствие конфиденциальности в процессе работы, однообразие – это те вещи, которые, могут сломить кого угодно. И даже сильный духом и не очень склонный к сантиментам человек может почувствовать себя в стрессовой ситуации.
Стресс может быть вызван жарой, холодом, шумом, отсутствием света и свежего воздуха на рабочем месте и в целом плохими условиями труда. Если ваше рабочее место – то тут то там, вы весь день бегаете или проводите на ногах 8-12 часов – стрессы и депрессия вам обеспечены.

Управление стрессом на рабочем месте.

Организация – превыше всего. Заранее продумайте свой график обязанностей оп пути на работу. Важно знать, что вы должны будете делать в течение дня, и сколько это займет у вас времени. Записная книжка тут будет очень кстати. И ничего не упустите, и заранее настроите себя на важность отдельных дел и встреч.

Наведите порядок на своем рабочем месте. И не просто наведите, а поддерживайте его постоянно. В хаосе, под грудами бумаг и папок с документами и прячется источник вашего стресса. Не дайте ему стать бурной рекой.
Обязательно выходите на свежий воздух в обеденный перерыв. Это будет развеивать негативные мысли и взгляды, связанные с работой. По крайней мере, вы на какое-то время отвлечетесь от стрессов и разочарований. И вкусная еда в спокойной атмосфере тоже способна разбить стресс в пух и прах.
Используйте игрушки-антистресс. Сейчас их наизобретали великое множество: мягкие шары, металлические шарики, резиновые жгуты. Вы можете мять их, бросать, тянуть, комкать в руке. Принцип их действия – обратить ваше внимание в другую сторону от работы, проектов, обязанностей, проблем, которые являются основными факторами стресса.
Не допускайте, чтобы работа стала единственным смыслом вашей жизни. Да, всем необходимо удовлетворять наши материальные потребности и искать способы улучшить свои жилищные условия. Но работа в этом – не самоцель! Необходимо, чтобы было еще что-то, что увлекало бы вас, приносило радость, расслабляло. Общение с друзьями, кино, театр, спорт, любое хобби и так далее.
Не стесняйтесь обращаться за помощью к коллегам или к начальнику, если возникают любые трудности в работе. В противном случае неудивительно, что вы потеряете целый день, беспокоясь о проблеме, вместо того, чтобы выяснить один раз, как ее решить. А ведь сделать это можно без избыточных усилий, нервов и стресса.
Недосып легко может спровоцировать стресс на рабочем месте. Поэтому если ваш рабочий день начинается с 7.00. – ложитесь спать не позже 23.00. Так вы успеете восстановиться и будете физически готовы к новому дню без стрессов.
Научитесь говорить "нет"! Оцените свои сильные стороны и возможности для отдыха. Не загружайте себя задачами, которые еще больше осложнят работу. Вы должны выполнять поручения начальства и коллег только потому, что это хорошо для вас. Если вы обнаружите, что выполнение той или иной работы будет стоить слишком больших умственных и физических усилий для вас – не стесняйтесь сказать "нет". В противном случае вы сами загоните себя в стрессовую ситуацию на рабочем месте.
Лучший способ справиться со стрессом почти на 100% - это совместить работу и хобби в единое целое. Если вы найдете работу, которую вы полюбите, которая станет приносить вам удовольствие – вы забудете и думать о стрессах. Иногда люди тратят многие годы, чтобы найти «свою» работу. Но это в конечном итоге стоит того.
Для некоторых сотрудников, однако, стресс на рабочем месте стресс является стимулом для повышения активности и производительности труда. Это так называемый «положительный стресс». Он вызывает прилив бодрости и желание решить поставленные задачи во что бы то ни стало.
Работа под давлением, сжатые сроки, требования начальника – совсем не то, с чем некоторые амбициозные сотрудники готовы мириться для достижения успеха. Потому различные препятствия и являются причиной стресса на рабочих местах – управление стрессом в данной ситуации просто необходимо. Хотя в малых дозах стресс помогает людям тратить свою энергию должным образом, чтобы он мог служить в качестве созидательных целей – лучше все же стараться избегать стрессов. Или хотя бы уметь вовремя справляться с ними.

Приложение 2

Тест. «Оценка стрессоустойчивости».

Данный тест был разработан ученым - психологом Медицинского центра Университета Бостона. Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится.

Подвержены ли Вы стрессу?

1. Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день.

2. Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю.

3. Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен.

4. В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться.

5. Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю.

6. Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день.

7. За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок алкогольных напитков.

8. Ваш вес соответствует Вашему росту.

9. Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности.

10. Вас поддерживает Ваша вера.

11. Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью.

12. У Вас много друзей и знакомых.

13. У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете.

14. Вы здоровы.

15. Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо.

16. Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы.

17. Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю.

18. Вы можете организовать Ваше время эффективно.

19. За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков.

20. У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня.

Предлагаются следующие ответы с соответственным количеством очков:

Почти всегда - 1;

Часто - 2;

Иногда - 3;

Почти никогда- 4;

Никогда - 5.

Теперь сложите результаты Ваших ответов и из полученного числа отнимите 20 очков.

Если Вы набрали меньше 10 очков, то Вас можно обрадовать, в случае если Вы отвечали еще и честно,- у Вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям и воздействию стресса на организм, Вам не о чем беспокоиться.

Если Ваше итоговое число превысило 30 очков, стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на Вашу жизнь и Вы им не очень сильно

сопротивляетесь.

Если Вы набрали более 50 очков, Вам следует серьезно задуматься о Вашей жизни - не пора ли ее изменить. Вы очень уязвимы для стресса.

Взгляните еще раз на утверждения теста. Если Ваш ответ на какое-либо утверждение получил 3 очка и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту и Ваша уязвимость к стрессу снизится. Например, если Ваша оценка за 19 пункт - 4, попробуйте пить хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно.

Начните присматриваться к себе внимательнее сейчас, а не тогда, когда уже будет поздно.

Приложение 2

Тест «Умение преодолевать стрессовые ситуации»

Деятельность менеджера связана с постоянными стрессами, напряжениями, и отсутствие заботы о своем психическом состоянии может негативно сказаться на здоровье и творческих возможностях. Это тестирование поможет Вам самостоятельно выявить факторы стресса и самостоятельно их преодолеть. Предлагаемая таблица основывается на научных данных и выгодно отличается тем, что определяет влияние факторов риска не одномоментно, а на протяжении недельного цикла, что позволяет составить представление о правильности образа жизни. Таблица заполняется ежедневно в течение недели по вечерам. Необходимо поставить галочку против тех пунктов, где приходится давать утвердительный ответ. Каждая галочка дает одно очко. В конце недели итоги суммируются.

Ключ к тестовому заданию «Умение преодолевать стрессовые ситуации»

От 20 баллов и менее – положение нормальное. На всякий случай проверьте себя в течение еще одной недели, так как Ваше субъективное восприятие «слишком много» или «слишком мало» может оказаться несамокритичным.

От 21 до 40 баллов – пока ситуация не слишком тревожная, но уже необходимо обратить внимание на пункты, давшие баллы. В скором времени они могут перерасти в серьезную угрозу.

От 41 до 60 баллов – угроза налицо. Если в самое ближайшее время Вы не предпримете решительных шагов к изменению своего образа жизни, то Вас ожидают, к сожалению, крупные неприятности.

От 60 баллов и более – Ваше здоровье в серьезнейшей опасности. Необходимо пункт за пунктом проанализировать заполненную Вами таблицу и постараться немедленно заняться своим здоровьем.

Приложение 3

Анкета. «Определение уровней стресса на рабочем месте»

Используйте данную анкету для определения уровней стресса при выполнении вашей сегодняшней работы Оценки, близкие к одному из краев шкалы, свидетельствуют о том, что уровень стресса либо недостаточен, либо избыточен, т.е. в настоящее время отсутствует соответствие между исполнителем и работой. Подумайте, можете ли вы улучшить ситуацию и кто бы мог вам в этом помочь Иными словами, не стоит ли вам поискать варианты изменения ситуации на работе?

Работа гарантирована, карьерное продвижение предсказуемо и определено

Положение в организации не гарантировано и сама организация ненадежна

Слишком мало требовании

Слишком много дел

Задания слишком просты

Задания слишком трудны

Слишком спокойно

Слишком шумно

Повторения и мало разнообразия

Чересчур много разнообразия

Осуществляется сразу много разных проектов

Мало командировок

Слишком много разъездов

Слишком медленное продвижение

Быстрый карьерный рост

Слишком мало влияния, контроля и ответственности

Чрезмерные влияние, контроль и ответственность

Слишком низкие интерес к работе и вовлеченность

Слишком высокие интерес к работе и вовлеченность

Избыточно придирчивое руководство

Недостаток руководства

Индифферентность к работе

Индифферентность к работе

При здоровом стрессе вы будете находиться где-то в середине этой шкалы, т.е. количество ваших очков будет около 60. Однако, обратите внимание на крайние цифры, если они у вас есть, и подумайте, уравновешиваются ли они другими показателями, и можно ли назвать ситуацию в общем удовлетворительной.

Приложение 4

Анкета. «Поведенческие и физиологические симптомы стресса»

Чтобы оценить ваш уровень симптомов стресса, укажите, как часто вам доставляли неприятность следующие поведенческие и физиологические симптомы.

0 = никогда или редко

1 = от случая к случаю

3 = всегда или почти всегда

Поведенческие симптомы стресса

Устойчивая несовместимость с людьми 0 1 2 3

Трудности при принятии решений 0 1 2 3

Потеря чувства юмора 0 1 2 3

Сдержанный гнев 0 1 2 3

Трудно сосредоточиться 0 1 2 3

Неспособность завершить одну работу,

прежде чем набрасываться на следующую 0 1 2 3

Ощущение себя мишенью враждебности других людей 0 1 2 3

Ощущение неспособности к сотрудничеству 0 1 2 3

Желание кричать по малейшему поводу 0 1 2 3

Отсутствие желания что-либо делать после возвращения

домой с работы 0 1 2 3

Ощущение усталости утром - как после бессонной ночи 0 1 2 3

Постоянная усталость 0 1 2 3

Физиологические симптомы стресса

Отсутствие аппетита 0 1 2 3

Неумеренное желание есть, когда положение трудное 0 1 2 3

Частое нарушение пищеварения или изжога 0 1 2 3

Запор или диарея 0 1 2 3

Бессонница 0 1 2 3

Беспричинная испарина 0 1 2 3

Нервное подергивание плечами, покусывание ногтей и т.п. 0 1 2 3

Головные боли 0 1 2 3

Судороги и мышечные спазмы 0 1 2 3

Тошнота 0 1 2 3

Затруднение дыхания от малейшего усилия 0 1 2 3

Обмороки 0 1 2 3

Импотенция или фригидность 0 1 2 3

Экзема 0 1 2 3

ПРИМЕЧАНИЕ: При подсчете результатов важна не общая цифра по каждому разделу, а число поведенческих или физиологических симптомов, получивших оценку 2 или 3. Если в какой-либо категории более трех симптомов получили 2 или 3, это свидетельствует о возможном наличии у вас в данный момент проблемы, связанной со стрессом.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Администрации Пестяковского муниципального района

Ивановской области

Глава Пестяковского

муниципального района Т.А. Ковалёва

Приложение к постановлению

Администрации Пестяковского

муниципального района

от 05.04.2016 г. №

П Л А Н
МЕРОПРИЯТИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ВСЕМИРНОМУ ДНЮ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ТЕМЕ

«СТРЕСС НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ: КОЛЛЕКТИВНЫЙ ВЫЗОВ»

Мероприятия

Дата и время

Место проведения

Примечание

«Всемирный день охраны труда. Профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний в образовательном учреждении»

МБОУ «Пестяковская средняя школа»

МКОУ «Нижнеландеховская ОШ»

«Всемирный день охраны труда. Сохранение жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности»

ООО «Пестяковское ЖКХ»

«Всемирный день охраны труда. Методика и практика расследования несчастных случаев на производстве»

ОБУЗ «Пестяковская ЦРБ»

круглые столы:

«Всемирный день охраны труда. Стресс на рабочем месте: коллективный вызов»

Администрация Пестяковского муниципального района

«Всемирный день охраны труда. Организация работы по охране труда в организации».

ООО «Пестяковское ЖРЭУ»

«Всемирный день охраны труда. Особенности организации работы по охране труда в организациях социальной защиты»

ТУСЗН по Пестяковскому муниципальному району

««Всемирный день охраны труда. Профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний»

ПАО «МРСК Центра и Приволжья»

По мнению Херцберга...
  • Организация образовательного процесса на основе требований СанПиН. Директор Халимова Г. К. зам директора по икт халиуллина Г. С. зам директора по увр бадретдинова А. М

    Документ

    Киномероприятия по профилактике алкоголизма и табакокурения. 28 ноября участвовали в районной акции, посвященной Всемирному дню борьбы... журнал», автоматически сохраняются на «рабочем месте » учителя, а после синхронизации попадают на сервер в единую...

  • Автор книги Р. Эпперсон, специалист по политическим наукам, видит историю не как безумную игру слепого случая, а как заранее спланированные и целесообразно орган

    Документ

    C на рабочем месте , если... на коллективную ... Тем не менее, в период с 1907 по 1913 гг. рост производительности труда в промышленности опередил по ... по расследованию, посвященных ... мероприятие по ... всемирный налог, то следовало иметь всемирного ... Стресса ... охраны труда ...

  • Данный сборник является компиляцией лекций известного российского астролога С. В. Шестопалова, прочитанных им в разных аудиториях на промежутке от 1989 до 1999 г. Астрология для начинающих

    Документ

    ... коллективное ... стресса : сами в стрессе ... на других. Марс (Скорпион) в VI доме. Активный физический труд . Рабочий , тренер, военный по ... мероприятий ... вызов ... посвящения ... охраны на ... по тем ... места регистрации ГШС = 55°38" с.ш. Перевод местного времени рождения во всемирное ...

  • Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве «Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве»

    Справочник

    ... посвященные ... на всемирно известные (например, дата аварии на ... соответствующих мероприятий (в... договор о коллективной (бригадной... по тем основаниям... на своем рабочем месте , но и на территории предприятия, учреждения, организации либо объекте, где по ...

  • Семинар-совещание –

    «Стресс на рабочем месте: коллективный вызов»

    В преддверии Всемирного дня охраны труда 28.04.2016 ГКУ «Центр занятости населения Сармановского района провел семинар-совещание по вопросам охраны труда» Всемирный день охраны труда под девизом «Стресс на рабочем месте: коллективный вызов». В совещании приняли участие:

    Первый заместитель руководителя Исполнительного комитета Сармановского , специалисты ГКУ «Центра занятости населения Сармановского района», главный врач ГАУЗ «Сармановской центральной районной больницы, психолог Сармановской гимназии общественный помощник Уполномоченного по правам человека в Республике в Сармановском муниципальном районе, главы Сармановского района, представители Агрофирмы «Джалиль», «Сарманово», «Нуркеево».

    2016 году темой Всемирного дня охраны труда объявлен «Стресс на рабочем месте: коллективный вызов».Ежегодно, в целях содействия предотвращению несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах во всем мире, Международная организация труда (МОТ) отмечает Всемирный день охраны труда. Во всех регионах мира правительства, профсоюзные организации, организации работодателей и специалисты – практики в области охраны труда организуют мероприятия к Всемирному дню 28 апреля, отмечая Всемирный день охраны труда, мы

    привлекаем внимание к предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на глобальном уровне, целью компании является обратить внимание международного сообщества на новейшие тенденции в области охраны труда и на масштабы производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и смертности во всем мире.

    Международная организация здоровья (World Health Organisation) причисляет стресс к главным заболеваниям, угрожающим здоровью человека в XXI веке. В России, по данным аналитиков, каждый третий работник хотя бы раз в неделю испытывает сильный стресс, а 13% — практически ежедневно, более 90 % работников признают, что их психологическое состояние определяют именно результаты работы, а не внутренние ресурсы, такие как, например, уверенность в своих силах. Согласно исследованиям страховой компании St. Paul Fire and Marine Insurance Co, проблемы на работе приводят к болезням чаще, чем любые другие стрессовые факторы, даже такие, как финансовые или семейные проблемы. Поэтому управление, связанное с работой стрессом является одним из ключевых элементов в обеспечении здоровья, безопасности и благополучия работников. На рабочем месте вы не можете позволить себе игнорировать связанного с работой стресса, который является причиной потери эффективности труда работника.

    Под стрессом (от англ. stress — “давление”, “напряжение”) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия.

    Стресс - состояние индивида, которое возникает как ответ на различные экстремальные виды воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физические или психологические функции человека.

    Виды стресса:

    Эустресс - понятие имеет два значения -- "стресс, вызванный положительными эмоциями" и "несильный стресс, мобилизующий организм".

    Дистресс - негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжёлым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система.

    Эмоциональный стресс - эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме.

    Психологический стресс - как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами.

    «Положительный» стресс ведет к длительному пребыванию в состоянии приподнятого настроения, что, весьма благотворно влияет на организм: повышается иммунитет, отступают болезни, человек чувствует прилив радости, отлично выглядит и замечательно себя чувствует.

    «Отрицательный» стресс надолго выбивает из колеи и заметно подрывает здоровье.

    Что может быть стрессором?

    1.Физические стрессоры: жар, холод, шум, огонь, уличное движение, насилие, болезни, плохие условия работы и т. д.

    2.Социальные стрессоры: общественные, экономические и политические; семейные; связанные с работой, карьерой; межличностные стрессоры.

    3. Семейные стрессоры: распределение обязанностей, ревность, различие в системах ценностей, болезни и т. д.

    Этапы развития стрессового состояния у человека:

      нарастание напряженности; собственно стресс; снижение внутренней напряженности

    Первая (стадия тревоги)

    Тревога является ответом организма на реальную или мнимую агрессию. Также эту стадию стресса называют «борись или беги» или стадией мобилизации.

    Признаками фазы тревоги являются: прерывистое и ускоренное дыхание, учащенное сердцебиение, повышение артериального давления, ком в горле, беспокойство. Зрачки расширяются, а мышцы напрягаются. Эти реакции обусловлены выбросом , подготавливающего тело к незамедлительным действиям.

    Вторая (стадия сопротивления)

    В этой стадии стресса организм начинает адаптироваться к испытываемому напряжению. Если давление или агрессия длятся долго, появляется реакция привыкания, позволяющая организму стать более устойчивым в данной ситуации: таким образом тело может избежать истощения, так как компенсируется потребление энергии, вызванное стрессом.

    Данная стадия стресса также называется внутренним стрессом, периодом дезадаптации. Физически фаза сопротивления характеризуется усталостью, беспокойством, забывчивостью.

    Третья (стадия истощения)

    Если предыдущие этапы стресса пройдены, а адаптивные силы организма недостаточно велики, наступает третий этап – стадия истощения. Она наступает при условии очень длительного воздействия фактора стресса. На этой стадии напряжения резервные силы организма исчерпываются, истощаются. Такая ситуация может привести к болезни или ухудшению общего состояния организма.

    Последствия стресса

    По оценкам некоторых западных экспертов, до 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы.

    Профессиональное здоровье – это способность человеческого организма сохранять заданные компенсаторные и защитные свойства, обеспечивающие работоспособность в условиях его .

    Чем более они выражены, тем больше вероятность продления профессионального долголетия.

    Перечень качеств человека, обладающего крепким профессиональным здоровьем, высокой стрессоустойчивостью:

    1. Равновесие в эмоциональной сфере, оптимизм.

    2. Общительность и чувство юмора.

    3. Способность разумного снижения неопределенности.

    4. Умение поощрять себя за достигнутые результаты, самоуважение.

    5. Высокая приспособляемость к изменяющимся условиям работы.

    6. Развитые волевые качества: целеустремленность, выносливость; внутренний локус контроля

    7. Наличие увлечения, хобби, способствующего полноценному переключению от работы.

    8. Гармоничное сочетание в «жизненном круге человека» разнообразных сторон жизнедеятельности.

    9. Способность проявлять творческий подход к выполнению функциональных обязанностей, нестандартность (оригинальность) мышления, поступков и решений, ведущих к успеху.

    10. Способность восстанавливать равновесие, нарушаемое трудом, в самые кратчайшие сроки и в наиболее совершенной степени.

    11. Позитивный взгляд на жизнь.

    12. Высокий уровень удовлетворенности работой и возможность контролировать процесс и условия труда.

    13. Стремление к обретению смысла осуществляемой профессиональной деятельности.

    Если Вы подверглись стрессу

      Три раза в неделю совершайте прогулку или выполняйте какие-либо иные физические упражнения не менее 20 минут. Ограничьте потребление алкоголя, кофеина и сахара; бросайте курить! Чтобы снять стресс, займитесь вязанием, разгадыванием кроссвордов, чтением. Хобби обеспечит короткую передышку от стрессов повседневной жизни.

    Приемы профессионального самосохранения:

    1.Реализация намеченного профессионального плана (сценария профессиональной жизни).

    2.Преодоление сознания (то есть вытеснение так называемых «мотивов ложной самоактуализации», которые порождают несбыточные цели и мечты в ущерб стабильной целостности человека).

    3.Активная позиция в профессиональной жизни.

    4.Готовность к постоянному самоизменению, лабильность установок.

    5.Знание собственной индивидуальности и ее использование в профессиональной жизни.

    6.Освоение индивидуальной системы адекватных средств преодоления негативных состояний.

    7.Противодействие профессиональному старению.

    Преимущества укрепления здоровья на рабочем месте для сотрудников:

      Безопасные и здоровые условия Повышение самооценки Снижение уровня стресса Улучшение морального состояния Увеличение удовлетворенностью работой Улучшение навыков для охраны здоровья Улучшение состояния здоровья

    Совершенное чувство благополучия

    Преимущества укрепления здоровья на рабочем месте для организации:

      Программы по управлению здоровья и безопасности Позитивный и заботливый имидж Улучшение морального состояния сотрудников Снижение текучести кадров Сокращение прогулов Повышение производительности Снижение расходов на страхование Снижение риска штрафов и судебных разбирательств

    Профилактика стрессов

    Гимнастика для лица - гамма эмоций у человека строится из шести стандартных масок:

    · удивление, страх, злость, отвращение, печаль, радость.

    Считается, что с помощью этих масок можно зафиксировать на лице 700 различных эмоциональных оттенков.

    Микро-паузы

    Гимнастика бодрости энергично растереть уши, сначала вперед-назад, потом вверх-вниз; оскалить зубы и сделать несколько резких движений зубами вверх-вниз; потереть щеки; потереть крылья носа; пальцами рук помассировать затылок; провести несколько легких движений по бровям; имитируя умывание, легко помассировать все лицо;

      Избирательное забывание неприятных моментов прошлых стрессовых ситуаций Установка на принятие неудачи Позитивная оценка опыта Возвращение "к себе" (найти время для возвращения к своему естественному состоянию)

    Существуют следующие способы снятия напряжения:

    Перемена положения или места (встать, сесть, пройти в другой кабинет, выйти на улицу);

    Смена деятельности: слушание, говорение, чтение, движение, отдых;

    Переключение внимания;

    Изменение уровня напряжения мускулов.

    Эмоциональный фитнесс

    Да, счастливые люди – оптимисты!

    Они видят жизнь как ряд событий, вытекающие друг из друга, оптимисты понимают, что все события чему-то учат

    Шаг 1. Прекратите видеть во всем тупики

    Шаг 2. Перестаньте прятать эмоции

    Шаг 3. Не обвиняйте окружающих

    Шаг 4. Позаботьтесь о своем психофизическом здоровье

    Шаг 5. Найдите время для отдыха

    И закончить свое выступление я хотела бы словами римского философа Сенека "Умей спокойно относиться к тому, чего не в силах изменить".

    Единственный способ сделать выдающуюся работу — искренне любить то, что делаешь.


    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    В 2016 году темой Всемирного дня охраны труда стал стресс на рабочем месте. Международная организация здоровья причисляет стресс к главным болезням XXI века. По статистике каждый третий работник испытывает сильный стресс хотя бы раз в неделю, 13 процентов – ежедневно. Более 90 процентов сотрудников признаются, что их психологическое состояние определяют результаты работы. Эта проблема есть во всех странах. В США 20 процентов кадровых потерь связаны с профессиональными неврозами и стрессами. В Канаде 33 процента работников сказали, что брали отгул, потому что чувствовали себя вымотанными. Кроме того, стресс нередко становится причиной несчастных случаев. На мероприятиях к Всемирному дню охраны труда будут решать, как бороться с этой проблемой.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Стресс на работе является важнейшим фактором, влияющим на высокий уровень заболеваемости, прежде всего, сердечно-сосудистыми и нервно-психическими, приводящими к стойкой и длительной утрате трудоспособности.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Стресс - это совокупность защитных реакций организма, состояние напряжения, возникающее в трудных жизненных ситуациях. На рисунке отражено влияние интенсивности стресса на индивидуальную деятельность, выделено две зоны

    5 слайд

    Описание слайда:

    В зоне конструктивного стресса рост его интенсивности приводит к совершенствованию индивидуального уровня исполнения, в деструктивной зоне рост интенсивности приводит к обратному эффекту. Вывод: существует оптимальный уровень стресса, который обеспечивает высокую эффективность деятельность. Стресс часто является результатом нескольких причин, например, таких, как психологическое давление на работе, плохие условия труда, неспособность эффективно организовать и управлять своим временем. Для того чтобы преодолеть стресс, необходимо выявить его причины. Использование схемы, отражающей основные причины рабочего стресса (рис.), способствует этому.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Выделяют восемь групп причин стресса. Первая группа - личностные причины. К стрессу могут привести взгляды, эмоциональные реакции и состояния, образ мышления и особенности поведения человека. Стресс может быть обусловлен нереалистичными ожиданиями и переоценкой своих возможностей, завышенными требованиями к себе. Иногда руководителей подводит неумение отказать кому-либо. К стрессу приводят также финансовые трудности и неэффективное управление собственным временем.

    7 слайд

    Описание слайда:

    К межличностным и групповым причинам стресса относятся завышенные требования отдельных людей или группы, предъявляемые к человеку, зависимость от других, отсутствие уважения со стороны окружающих, отсутствие возможности участвовать в принятии решений и т. п. Источником стресса являются ролевые и межличностные конфликты.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Третья группа причин - организационные. К ней можно отнести: неадекватные стиль и методы управления, низкий уровень координации совместной деятельности, неопределенность в области целеполагания, несоответствие других работников требованиям деятельности, сокрытие необходимой и достаточной информации, отсутствие в организации «корпоративного духа». Стресс возникает в связи с отсутствием обратной связи, особенно если подчиненный не знает, как руководитель оценивает результаты его деятельности. Высокая конкуренция внутри организации и достижение работником предела карьеры - дополнительные источники стресса.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Так называемая «социальная» группа причин включает неблагоприятные физические факторы рабочей среды (шум, освещенность, температура и т. п.). Для жителей городов большое значение имеет транспортная усталость, жилищные проблемы, высокий уровень преступности и т. п. Группа причин стресса, связанных с культурой: - расовые, религиозные, сексуальные предрассудки и дискриминация; - жесткие ожидания определенного типа поведения от людей, согласно их статусу или положению в обществе, ущемляющие их достоинство и т. п.

    10 слайд

    Описание слайда:

    В шестую группу входят национальные причины. Стрессовыми факторами в современной России являются экономический кризис, безработица, налоги. К этой группе относятся национальные катастрофы, война и угроза войны и т.п. Международные причины стресса, с которыми в настоящее время приходится сталкиваться достаточно часто, связаны с трудностью понимания культурных различий и миграцией.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Причины стресса, свойственные для человека как вида, относят к группе глобальных. Традиционно выделяются четыре глобальные проблемы, которые имеют различную значимость для различных возрастных групп.. К глобальным причинам относятся болезненное восприятие процесса старения, сравнительная незначимость человека в мире, осознание необратимости смерти.

    12 слайд

    Описание слайда:

    Работники, силы которых на исходе, склонны к постоянным жалобам, связывают свои ошибки с действиями других людей, раздражительны. Отчуждение, которое они испытывают, побуждает их задуматься об уходе с работы, к поиску возможностей получения новой профессии. Помимо увеличения текучести кадров истощение сил приводит к повышению показателей невыходов на работу и снижению производительности труда.

    13 слайд

    Описание слайда:

    В Японии эквивалентный истощению сил термин звучит как «кароши», или «внезапная смерть» на работе. Считается, что ее причина - перегрузки в процессе труда, кульминацией которых становится сердечный приступ или паралич. Когда-то «кароши» были предметом гордости подобно харакири у самураев, но приблизительно 10000 смертей в год потребовали применения профилактических мер. Японские корпорации все чаще заставляют работников уходить в заслуженные отпуска, пропагандируют диетическое питание, занятия физкультурой и управление уровнем стрессов.

    14 слайд

    Описание слайда:

    Организациям следует выявлять как ведущие к раннему истощению сил виды работ, так и сотрудников, у которых проявляются симптомы этого состояния. В каких-то случаях имеется возможность изменить характер требующих высоких затрат энергии работ (снизить частоту или интенсивность межличностных контактов), в других - фирма может помочь сотрудникам научиться справляться со стрессовыми ситуациями в процессе труда.

    15 слайд

    Описание слайда:

    Другой неприятный результат стресса - моральные травмы, источник которых - непосредственная угроза безопасности работников (природное бедствие, кризис организации, оскорбление со стороны менеджера или потеря работы). Работникам расположенных в океане нефтяных платформ, подвергшимся воздействию урагана, иностранным рабочим, которых похитили террористы, членам бригады электриков, которым пришлось быть свидетелями поражения электрическим током своего сослуживца, - всем им нанесены моральные травмы. Широкое распространение получили три вида моральных травм - на рабочих местах, болезни сотрудников, переживших волну сокращений, и посттравматические расстройства в результате насилия на рабочих местах.

    16 слайд

    Описание слайда:

    Индивидуальное негативное воздействие нередко усиливается отсутствием предупреждения (когда увольнение происходит после того, как менеджмент выступил с заявлением о том, что «больше не будет никаких сокращений») и отсутствием защищенности, ощущаемым даже высококвалифицированными профессионалами (безопасность работы быстро потеряла свое значение для многих работников, не только для отдельных сотрудников). Как правило, причиной моральных травм на рабочем месте является внезапная потеря работы и ее потенциально разрушительное воздействие на самооценку работника. Это явление получило широкое распространение в 1990-е гг. вследствие волны сокращений персонала компаний, под которые попали более 9 млн. И большинство из них испытали, по меньшей мере, кратковременный «удар» по самооценке.

    17 слайд

    Описание слайда:

    Но стресс пережили не только потерявшие работу в ходе массовых сокращений сотрудники, но и те, кто остался на своих местах. Некоторые из них перенесли болезнь сотрудников, переживших волну сокращений, характеризующуюся ощущением неопределенности, раздражения, вины и недоверия. Они одновременно испытывали чувство радости оттого, что у них есть работа, и вины перед своими уволенными сослуживцами. Вместе с тем выполняемый ими объем работ существенно увеличился, поскольку они обязаны выполнять задачи бывших коллег. А как быть с мыслями: «Не буду ли я следующим?»

    18 слайд

    Описание слайда:

    Другой источник моральных травм (и результат стресса) - присутствие в момент насилия на рабочем месте. Часто находящийся в состоянии стресса сотрудник предпринимает действия, наносящие вред физическому здоровью сослуживцев, руководителей или причиняющие ущерб имуществу компании.

    19 слайд

    Описание слайда:

    Проблемы стресса на работе затрагивают практически всех работников, включая руководителей самого высокого ранга. При этом можно выделить несколько «групп повышенного риска».

    20 слайд

    Описание слайда:

    Первой являются руководители, на которых лежит наибольшая ответственность. Персонал среднего звена (менеджеры) пребывают в состоянии постоянного стресса, так как им приходится постоянно вступать во взаимоотношения с персоналом и клиентами и принимать решения. К персоналу среднего звена руководство предъявляет высокие требования и часто имеет к ним серьезные претензии.

    21 слайд

    Описание слайда:

    Причины стресса у работников нижнего звена вызваны тем, что на них ложится основная «черновая» нагрузка, и на них зачастую списываются все огрехи. У них мало прав, но много обязанностей. К тому же перспектив профессионального и карьерного роста, как правило, почти нет. Для занятых в тяжелых и вредных условиях малоквалифицированных работников основными стрессогенными факторами являются воспринимаемая вредность условий труда, его тяжесть и монотонность.

    22 слайд

    Описание слайда:

    Впервые этот синдром был выявлен у врачей, но впоследствии был диагностирован и у работников многих других, так называемых коммуникативных профессий. То есть тех, кто по роду служебных обязанностей вынужден много и интенсивно общаться с различными людьми. Одной из наиболее нерешенных проблем современности специалисты считают высокую вероятность формирования у работников синдрома профессионального выгорания, как следствия противоречия между величиной физических, нравственных и эмоциональных затрат, необходимых в его профессии ежедневно, и степенью удовлетворенности своим трудом и его оценкой обществом.

    23 слайд

    Описание слайда:

    Методы борьбы со стрессом на работе Что мы можем делать сами, если не поленимся и захотим снизить уровень стресса на работе?