Болезни Военный билет Призыв

Страхов, Валентин. Чудь, весь, вепсы и другие народы, образовавшие Русь и Россию. Многотысячелетняя история водных путей Евразии

Прочтите отрывок из летописи.

«В год 6370. И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: "Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону". Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные - норманны и англы, а ещё иные - готы, вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший в Ладоге, а другой - Синеус - на Белом озере, а третий - Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один … [князь], и пришёл к Ильменю, и поставил город над Волховом… и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) В отрывке упомянут восточнославянский племенной союз, занимавший территорию по среднему течению реки Днепра, с центром в г. Киеве.

3) В отрывке упомянуты финно-угорские племена.

4) В отрывке приведено название племенного союза восточных славян, поднявшего восстание, в ходе которого был убит сын князя, упомянутого в тексте.

6) В отрывке описано событие, датируемое по современному летосчислению 862 г.

Пояснение.

1) В отрывке упомянут восточнославянский племенной союз, занимавший территорию по среднему течению реки Днепра, с центром в г. Киеве - НЕТ, неверно, полян здесь нет.

3) В отрывке упомянуты финно-угорские племена - ДА, верно, чудь и весь.

4) В отрывке приведено название племенного союза восточных славян, поднявшего восстание, в ходе которого был убит сын князя, упомянутого в тексте - НЕТ, неверно, древлян нет.

6) В отрывке описано событие, датируемое по современному летосчислению 862 г. - ДА, верно.

Ответ: 236.

Фирсов А.

Вас интересует, когда и как образовалось русское государство?
Какие события определили природу русского народа?
Статья именно об этом.

Существует две основных версии происхождения русского народа – Норманистская (варяжская), и Антинорманистская (славянская).
Обе, как это не покажется странным, идут от «Повести временных лет» (далее – Повесть). Дело в том, что этот документ в отдельных местах противоречит сам себе, о чем я говорил в предыдущей статье .
Посмотрим на эти версии внимательнее.

Норманистская версия

Норманистская версия опирается на слова Повести о призвании варягов:

«Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью , как другие называются шведы, а иные - норманны и англы, а еще иные готы - вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой - Синеус, - на Белом озере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля» .

Тут по тексту и русь – варяги, и живут они, судя по тому, куда их прогнали, за морем варяжским.

Есть в Повести еще один довод в пользу норманистской теории:

«В год 6420 (912). Послал Олег мужей своих заключить мир и ряд между греками и русскими, и послал, говоря:

«Согласно другому уряжению, бывшему при тех же цесарях - Льве и Александре. Мы от рода русского - Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид - посланные от Олега, великого князя русского…» .

Как мы видим, в списке представителей от России практически нет и одного славянского имени. Имена в договоре между Россией и Византией записываются варяжские.

То же самое в другом договоре, подписанном через 33 года:

«В год 6453 (945). Прислали Роман, и Константин, и Стефан послов к Игорю восстановить прежний мир. Игорь же говорил с ними о мире. И послал Игорь мужей своих к Роману. Роман же созвал бояр и сановников. И привели русских послов и велели им говорить и записывать речи тех и других на хартию:

«Согласно другому уряжению, заключенному при цесарях Романе, Константине и Стефане, христолюбивых владыках. Мы - от рода русского послы и купцы, Ивор, посол Игоря, великого князя русского, и общие послы: Вуефаст от Святослава, сына Игоря, Искусеви от княгини Ольги, Слуды от Игоря, племянник Игорев, Улеб от Володислава, Каницар от Предславы, Шихберн Сфандр от жены Улеба, Прастен Туродов, Либиар Фастов, Грим Сфирьков, Прастен Акун, племянник Игорев, Кары Тудков, Каршев Туродов, Егри Евлисков, Воист Войков, Истр Аминдов, Ятвяг Гунарев, Шибрид Алдан, Кол Клеков, Стегги Етонов, Сфирка..., Алвад Гудов, Фудри Тулбов; Мутор Утин, купцы Адунь, Адолб, Ангивлад, Улеб, Фрутан, Гомол, Куци, Емиг, Турьбрид, Фурьстен, Бруны, Роальд, Гунастр, Фрастен, Ингелд, Турберн и другой Турберн, Улеб, Турбен, Моны, Руальд, Свень, Стир, Алдан, Тилий, Апубкарь, Свень, Вузелев, Синько бирич, посланные от Игоря, великого князя русского, и от всех князей, и от всех людей Русской земли».

Как мы видим, и здесь славянских имен очень мало – в основном имена варяжские.

Другим важным аргументом в пользу норманистской теории является первое упоминание россов в иностранных источниках.

Таким источником является книга, приписываемая византийскому императору Константину VII Багрянородному (Порфирородному) (908-959 гг. н.э.) «Об управлении империей», а именно - её глава 9 «О росах, отправляющихся с моноксилами из Росии в Константи-нополь».

Эту главу документа имеет смысл привести полностью:

9. «О росах, отправляющихся с моноксилами из Росии в Константинополь. »

[Да будет известно], что приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски, из Телиуцы, Чернигоги и из Вусеграда. Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава, называемой Самватас. Славяне же, их пактиоты, а именно: кривитеины, лендзанины и прочие Славинии - рубят в своих горах моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лёд вводят в находящиеся по соседству водоёмы. Так как эти [водоёмы] впадают в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] входят в эту самую реку и отправляются к Киову. Их вытаскивают для [оснастки] и продают росам. Росы же, купив одни эти долблёнки и разобрав свои старые моноксилы, переносят с тех на эти вёсла, уключины и прочее убранство... снаряжают их. И в июне месяце, двигаясь по реке Днепр, они спускаются в Витичеву, которая является крепостью-пактиотом росов и, собравшись там в течение двух-трёх дней, пока соединятся все моноксилы, тогда отправляются в путь и спускаются по названной реке Днепр. Прежде всего они приходят к первому порогу, нарекаемому Эссупи, что означает по-росски и по-славянски «Не спи». Порог [этот] столь же узок, как пространство диканистрия, а посередине его имеются обрывистые высокие скалы, торчащие наподобие островков. Поэтому набегающая и приливающая к ним вода, извергаясь оттуда вниз, издаёт громкий страшный гул. Ввиду этого росы не осмеливаются проходить между скалами, но, причалив поблизости и высадив людей на сушу, а прочие вещи, оставив в моноксилах, затем нагие, ощупывая своими ногами [дно, волокут их], чтобы не натолкнуться на какой-нибудь камень. Так они делают, одни у носа, другие посередине, а третьи у кормы, толкая [её] шестами и с крайней острожностью они минуют этот первый порог по изгибу у берега реки. Когда они пройдут этот первый порог, то снова, забрав с суши прочих, отплывают и приходят к другому порогу, называемому по-росски Улворси, а по-славянски Островунипрах, что означает «Островок порога». Он подобен первому, тяжек и труднопроходим. И вновь, высадив людей, они проводят моноксилы, как и прежде. Подобным же образом минуют они и третий порог, называемый Геландри, что по-славянски означает «Шум порога», а затем так же четвёртый порог, огромный, нарекаемый по-росски Аифор, по-славянски же Неасит, так как в камнях порога гнездятся пеликаны. Итак, у этого порога все причаливают к земле носами вперёд, с ними выходят назначенные для несения стражи мужи и удаляются. Они неусыпно несут стражу из-за пачинакитов. А прочие, взяв вещи, которые были у них в моноксилах, проводят рабов в цепях по суше на протяжении шести миль, пока не минуют порог. Затем так же одни волоком, другие на плечах переправив свои моноксилы по сю сторону порога, столкнув их в реку и внеся груз, входят сами и снова отплывают. Подступив же к пятому порогу, называемому по-росски Варуфорос, а по-славянски Вулнипрах, ибо он образует большую заводь, и переправив опять по излучинам реки свои моноксилы, как на первом и на втором пороге, они достигают шестого порога, называемого по-росски Леанди, а по-славянски Веручи, что означает «Кипение воды», и преодолевают его подобным же образом. От него они отплывают к седьмому порогу, называемому по-росски Струкун, а по-славянски Напрези, что переводится как «Малый порог». Затем достигают так называемой переправы Крария, через которую переправляются херсониты [идя] из Росии и пачинакиты, на пути к Херсону. Эта переправа имеет ширину ипподрома, а длину с низа того [места], где высовываются подводные скалы, - насколько пролетит стрела, пустившего её оттуда дотуда. Ввиду чего к этому месту спускаются пачинакиты и воюют против россов. После того, как пройдено это место, они достигают острова, называемого Св. Григорий. На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг [дуба], а другие - кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай. Бросают они и жребий о петухах: или зарезать их, или съесть, или отпустить живыми. От этого острова росы не боятся пачинакита, пока не окажутся в реке Селина. Затем, продвигаясь таким-то образом от [этого острова] до четырёх дней, они плывут, пока не достигают залива реки, являющегося устьем, в котором лежит остров Св. Эферий. Когда они достигают этого острова, то дают там себе отдых до двух-трёх дней. И снова они переоснащают свои моноксилы всем тем нужным, чего им недостаёт: парусами, мачтами, кормилами, которые они доставили [с собой]. Так как устье этой реки является, как сказано, заливом и простирается вплоть до моря, а в море лежит остров Св. Эферий, оттуда они отправляются к реке Днестр и, найдя там убежище, вновь там отдыхают. Когда же наступит благоприятная погода, отчалив, они приходят в реку, называемую Аспрос, и, подобным же образом отдохнувши и там, снова отправляются в путь и приходят в Селину, в так называемый рукав реки Дунай. Пока они не минуют реку Селина, рядом с ними следуют пачинакиты. И если море, как это часто бывает, выбросит моноксил на сушу, то все [прочие ] причаливают, чтобы вместе противостоять пачинакитам. От Селины же они не боятся никого, но, вступив в землю Булгарии, входят в устье Дуная. От Дуная они прибывают в Конопу, а от Конопы - в Констанцию... к реке Варна; от Варны же приходят к реке Дичина. Всё это относится к земле Булгарии. От Дичины они достигают области Месемврии - тех мест, где завершается их мучительное и страшное, невыносимое и тяжкое плавание. Зимний же и суровый образ жизни тех самых россов таков. Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты выходят со всеми росами из Киава и отправляются в полюдия, что именуются «кружением», а именно - в Славинии вервианов, другувитов, кривичей, севериев, и прочих славян, которые являются пактиотами россов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лёд на реке Днепр, возвращаются в Киав. Потом, так же, как было рассказано, взяв свои моноксилы, они оснащают [их] и отправляются в Романию.
[Знай], что узы могут воевать с пачинакитами».

Цитата приведена из: Багрянородный Константин. «Об управлении империей.» М.: Наука, 1991. 496 с.

(То, что в квадратных скобках, добавлено переводчиком для восстановления смысловой связи предложения).

Как мы видим, названия порогов на Днепре являются не славянскими, а норманскими, что также может считаться аргументом в пользу норманистской теории.

Но у норманистской теории есть противники. Как ни удивительно, но они также полностью опираются на текст Повести временных лет, поскольку Повесть сама по себе полна противоречий.

Противоречия в Повести, касающиеся русских

Противоречий в Повести временных лет много. В данной статье коснемся тех из них, которые касаются происхождения русских.

Самое главное (первое) противоречие – о происхождении русских – варяжское или славянское – мы обсудим подробно и чуть позже. Пока же поговорим о некоторых других других противоречиях Повести.

«Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И те славяне разошлись по земле и назвались именами своими от мест, на которых сели. Как придя, сели на реке именем Морава, так назвались морава, а другие назвались чехи. А вот те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, то поселились среди них, и стали притеснять их. Славяне же другие пришли и сели на Висле и прозвались поляками, а от тех поляков пошли поляне, другие поляки - лютичи, иные - мазовшане, а иные - поморяне.

Также эти же славяне, придя, сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и прозвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильмень, назывались своим именем и построили город, и назвали его Новгородом…

Как говорят, когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел пойти в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру… И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород

И после этих братьев стал род их княжить у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое

И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренные жители в Новгороде - славяне ».

Третье важное противоречие – место поселения варягов-руси – показано в Повести очень неопределенно:

«Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, - они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым… ».

Если мы посмотрим на самый главный абзац Повести, говорящий о приглашении варягов, то уже тут можно заметить четвертое противоречие – побив и изгнав за море варягов, новгородцы в тот же год попросили их взять правление над собой :

«В год 6367 (859). Варяги, приходя из-за моря, взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и с веси, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма…

862 г. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву”. И пошли за море к варягам, к руси».

Согласитесь, что очень маловероятно, чтобы новгородцы (по повести – это дважды оговоренные четыре народа: чудь, славяне, кривичи и весь) потратив силы и изгнав варягов за море, отказавшись платить им дань, вдруг пошли к тем же варягам с просьбой «Приходите княжить и владеть нами».

Это не поведение страны-победителя, а какая-то история города Глупова писателя Салтыкова-Щедрина.

Очевидно, что или варягов не прогоняли в 862-ом году, или с ними заключили определенный договор, который был не договором на княжение, а каким-то иным, который и был позднее расторгнут по инициативе россиян:

«В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов своих: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и овладел городом Смоленском и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и придя, взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам киевским…Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава» .

Перед нами серьезное противоречие (искажение) истории новгородцев, как по их происхождению, так и по их связи с варягами, которые, с одной стороны, только после смерти Ярослава Мудрого в 1054-ом году перестали платить дань варягам и перестали бояться их влияния, с другой стороны при жизни Ярослава значительные суммы платили Киеву.

Пятое противоречие (очень сомнительное утверждение) – все русские бросили свои земли и пришли в новгородские земли .

«Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам ».

Трудно поверить, что весь народ «русь» по указанию Рюрика снялся с места и пришел в Новгород чтобы править новгородскими народами (чудь, новгородцы, кривичи, весь).

Это утверждение лишает историков даже времен написания Повести найти следы некоего не новгородского народа "русь", который пришел на в новгородскую Русь.

Шестое противоречие - кому Новгород платил 155 лет дань по 1014-ый год - варягам или Киеву .

С одной стороны, мы знаем из Повести следующее:

«В год 6390 (882) Выступил в поход Олег... Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава» .

Т.е. с 882-го года по 1054 год в течение 172-ух лет Новгород платил варягам дань в 300 гривен ежегодно.

С другой стороны, мы знаем из Повести, что

«В год 6522 (1014). Когда Ярослав был в Новгороде, давал он по условию в Киев две тысячи гривен от года до года, а тысячу раздавал в Новгороде дружине. И так давали все новгородские посадники, а Ярослав перестал платить в Киев отцу своему» .

Т.е. получается, что несколько лет – приблизительно с 1011-го по 1014-ый Ярослав платил из Новгорода дань в две стороны, что выглядит абсурдно.

История Новгорода: происхождение жителей, происхождение руководства, платежи дани и другие моменты (сроки жизни Ярослава – отца Владимира Мономаха и т.п.) изложены автором Повести временных лет настолько противоречиво, что многие исследователи называют такое изложение или ложью, или, как минимум – тенденциозностью.

В словаре Даля приводится много слов с корнем «рус»:

Руса – «река» (Шафранек, Кнауэр).
Рус – сказочное чудовище днепровских порогов (Даль).
Русло – поток, вероятно, родственно лит. rusė́ti "течь", rusnóti "медленно течь" (Фасмер)
Руст – ручей, или поток. (Даль)
Руслица – в огороде, бороздки, для чигирной, напускной поливки. (Даль)
Русленый квас – означает чистый, сцеженный. (Даль)
Русленик – человек который делает квас. (Даль)
Руслиться – течь током, стремиться ручьем (Даль)
Руслина – быстрина, стрежень. (Даль)
Руслище – высохшая река (Даль)
Русалка – сказочное существо, жительница рек. (Даль)
Рось, Руса – название нескольких рек, включая Волгу (Иловайский, Кнауэр)

Перед нами версия происхождения термина русы/русичи/русские – как живущие у реки, или получающие средства для жизни от реки, а Русь – как страна рек.

Это – вполне логичная версия. Кстати, единственная версия, объясняющая, почему слово «русские» является прилагательным в своем родном языке – именно потому, что так сами себя называть могли русские только на своем языке – как живущие на русах – реках.

Вот только принять эту версию происхождения названия «русские» не мог автор Повести, поскольку она не позволяла Киеву претендовать на титул «матери городов русских».

Несколько слов о происхождении термина «россы», «Россия», «россияние» и написании через букву «О»

Название «росы» к русским также достаточно употребительно с древних времен. Почему же так получилось, что один и тот же
народ сам себя называли «россами», и «русскими»?

В этом нет никакого парадокса. Роса – это славянское название воды.

Вот что пишет об этом Даль:

«РОСА, туман, испаренья, опадающие влагою на землю и нередко стоящие каплями на растеньях, жемчужная роса, бисерная. Росою, да через серебро умыться, бела будешь. Слезы роса: взойдет солнце, и обсушит. На водяных жилах сильные росы. Заря зарянка, ключи потеряла, месяц пошел, не нашел, солнце взошло, ключи нашло (роса). Заря-заряница, красная девица, врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла, месяц видел, а солнце скрало (роса). Без росы и трава не растет. Роса мочит по зарям, дождь по порам. Покуда солнце взойдет - роса глаза выест. Медовая (сладкая) роса - к падежу на скот. Медовая роса - моровая пришла. Ни росиночки, ни порошиночки во рту не было. Как роса упадет, так и след пропадет. Пошли, Господи, тихую воду да теплую росу (при первом громе). На Марию сильные росы - льны будут серы и косы, 22 июля. На Св. Прокла, великие росы, 12 июля. Вечерняя роса хороша, а рога луны остры - к ведру. Коси, коса, пока роса, роса долой, и ты домой! Мать плачет - что река льется; жена плачет - что ручей течет; невеста плачет - как роса падет: взойдет солнце - росу высушит! Все мы растем под красным солнышком, на Божьей росе. | Роса, зап. праздник Ивана-купалы. Медвяная, медовая роса, болезнь растений, которые покрываются сладковатою жижей. Мучняная роса, также болезнь, растенья как посыпаны мукою. Каменная роса, папоротник Asplenium trichomanes. Солнечная роса, растен. Drosera, росичка, царевы очи, любимая, росянка. Росное лето, росистые ночи, обильные росою. Росной ладан, пахучая смолка стиракса, от дерева Styrax benzion. Росно ходить, мокро, от росы. Росинка и росинка, капля росы; | капелька, крупинка. Ни росиночки во рту не было! божба натощак. Росеник м. яросл. влад. май месяц. Росник и росница, растен. Alchemilla vulgaris, львова лапа, запольник, малый лапушник. Росопас (пасет росу? хранит), растен. росянка; | растен. росник; | растен. мотылек, анютины глазки, Viola tricolor; | недотыка, недотрога, прыгун, Impatiens noti tangere; | чистотел, желтомолочник, Chelidonium majus. Росить что, мочить росою, класть под росу. | По ночам ныне сильно росит, безличн. падает роса (моросить, от мрак и роса). Росинец пск. мельчайший дождь, морось, бус, ситник. Роситься или росеть, мокнуть на росе, мочиться росою. Дождем наросило траву, смочило немного. Оросить, орошать, поливать, смачивать. Поросило ночью немного. Росодавец, -датель, -податель, кто дает, ниспосылает росу, орошает землю. Росоточивая почва» .

Слово «роса» присутствует и в «Повести временных лет».

До сих пор выпадение воды утром на растениях мы называем «росой», что-то выросшее высоким и сильным, мы называем «рослым» - регулярно политое водой и потому выросшее большим и сильным.

Но росой, в отличие от Русы – реки, никогда не называли текущую воду, только чистую и стоячую.

Можно предположить, что когда-то, во время зарождение России, когда первые корабли пошли путем «из Варяг в Греки», в русских войсках было разделение на росичей/россиян – жителей озерной части новгородских и других земель (северян), и на русичей/русских – жителей рек (южан).

Россией (с ударением на первый слог) могли называться те территории России, которые находились под властью Новгорода и Ладоги (стоящие на цепи озер города), а Русью – те земли, которые подчинялись сначала Киевской, а потом Московской власти, и находились вдоль рек пути из Варяг в Греки.

Эти два различных названия для народа страны и самой страны существуют до сих пор, хотя их происхождение уже затерялось во времени.

(Примечание: Известно, что противостояние сначала Киев-Новгород, а потом Москва-Новгород, продолжалось с самого зарождения России и закончилось только тогда, когда Новгород потерял самостоятельность, и когда чеканка «копейки» - новгородской монеты с изображением всадника с копьем при Иване Грозном была перенесена из Новгорода в Москву, выпускавшую «сабельки» -монету, с изображением всадника с саблей.

Вот как об этом пишет летопись:

«Того же лета 7043 (1535 год) государь князь великий Иван Васильевич всея Руси, в третье лето государьства своего,… повеле делати денги сребряные новые на своё имя, без всякого примеса из гривенки и (з) скаловые триста денег Новгородских, а в Московское число три рубля Московская равно… а при великом князе Василье Ивановиче бысть знамя на денгах князь велики на коне, а имея мечь в руце, а князь велики Иван Васильевич учини знамя на денгах князь велики на коне, а имея копьё в руце, оттоле прозвавшееся деньги копейные»).

А как же корень «вод» от слова «Вода»?

В той же Повести есть упоминание слова «Вода». Это слово тоже существовало в русском языке для обозначения воды в его нынешнем понимании.

Но в русском языке глаголы и прилагательные с этим термином не обозначают народ, живущий у воды, хотя корень остался в словах, относящихся к движению по воде.

Мы до сих пор называем «поводырем» - человека, способного провести через неизвестные места, «водителем» - человека, везущего нас в правильном направлении, а «предводителем» - человека, обличенного властью вести людей к цели.

В русском языке осталось слово «завод», происходящее от слова «заводь»-место на реке, в котором сначала задерживали рыбу специальными частоколами, а позднее и разводили.

(Примечание: Словарь Даля:
Заводить: заводная снасть... Заводные ноги. арх. колья, вколачиваемые в дно реки, для установки плетня, тына и образования заводи, забора, где ловится семга.
Заводач м. сиб. вожак, водатарь, водырь
)

Русское государство

Теперь, когда мы немного разобрались с происхождением терминов «россияне» и «русские», «Русь», «Россия», можно поговорить о развитии государства.

Функционирование пути «из Варяг в Греки» и зарождение Российского государства

Начало функционирования пути «из варяг в греки» относят к самому началу X века. И в это время путешествие из Киева в Новгород и обратно становится невероятно частым для того времени.

Если варяги и были приглашены жителями новгородских земель, то вскоре соратники Рюрика – Аскольд и Дир оказались в Киеве.

Вот как пишет об этом Повесть:

«Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде» .

Олег (Вещий), считающийся соратником Рюрика (по Повести сказано так: «В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу- родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень молод» ) вскоре оказался в Киеве.

Вот как об этом пишет Повесть:

«В год 6390 (882). Выступил в поход Олег… . И пришли к горам киевским, и увидел Олег, что княжат тут Аскольд и Дир» .

При этом Олег распоряжался делами в Новгороде:

«Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава» .

При Игоре связь между Киевом и Новгородом также была развита. Так жену себе Игорь взял из под Пскова (это, если двигаться по пути из Варяг в Греки – еще дальше Новгорода. По легенде Игорь там во время охоты переправлялся через реку, а Ольга была перевозчицей).

Вот что об этом говорит Повесть:

«В год 6411 (903). Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега, и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу» .

При этом руководил Русью Игорь из Киева:

«В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве» .

После смерти Игоря Ольга, правя из Киева, изредка позволяла себе проходить путем «из Варяг в Греки». Вот как об этом пишет Повесть: «И пришла в город свой Киев с сыном своим Святославом и, пробыв здесь год, в год 6465 (947) отправилась Ольга к Новгороду… И так, установив все, возвратилась к сыну своему в Киев и там пребывала с ним в любви» .

Сын Ольги Святослав тоже любил подниматься вверх по пути «из Варяг в Греки».

По повести это звучит так: «В год 6472 (964). Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых… И пошел на Оку реку и на Волгу, и набрел на вятичей, и спросил вятичей: «Кому дань даете?»… В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар… одолел Святослав хазар и город их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов, и пришел в Киев…» .

Наибольшее значение путь имел в X - 1-й трети XI вв., то есть во времена княжения Святослава Игоревича и Владимира Красное Солнышко.

Владимира Красное Солнышко отправлял править в Новгород отец – Святослав:

«В год 6478 (970)… И сказали новгородцы Святославу: «Дай нам Владимира». И взяли к себе новгородцы Владимира».
Но Владимир после смерти брата Олега под конями во время битвы и после коварного убийства брата-Ярополка, приглашенного Владимиром во время осады Киева для переговоров сел княжить в Киеве. При этом не забывал Владимир Красное Солнышко и о Новгороде, который его дядя Добрыня «крестил огнем и мечом»
.

Во 2-й половине XI - начале XII вв. усилились торговые связи Руси с Западной Европой, и путь «из варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др.

Русь продвигалась все дальше на Восток, постепенно осваивая бассейны Волги и Дона. Но несколько веков формирования и существования российского государства сформировали матрицу поведения русского народа, которая и остается практически постоянной до наших дней.

Александр Фирсов

О том, что представляет из себя матрица поведения русских, мы поговорим в .


Античные историки были уверены, что на территории Древней Руси живут воинственные племена и «люди с песьими головами». С тех прошло много времени, но многие загадки славянских племен не разгаданы до сих пор.

Северяне, живущие на юге

Племя северян в начале VIII века населяло берега Десны, Сейма и Северского Донца, основало Чернигов, Путивль, Новгород-Северский и Курск.
Название племени, по мнению Льва Гумилева, связано с тем, что оно ассимилировало кочевое племя савиров, которое в древности жило в Западной Сибири. Именно с савирами связывают и возникновение названия "Сибирь".

Археолог Валентин Седов считал, что савиры были скифско-сарматским племенем, а топонимы северян имеют иранское происхождение. Так, название реки Сейм (Семь) происходит от иранского śyama или даже от древнеиндийсого syāma, что означает «темная река».

Согласно третьей гипотезе, северяне (северы) были переселенцами из южных или западных земель. На правом берегу Дуная жило племя с таким названием. Его запросто могли «подвинуть» вторгшиеся туда булгары.

Северяне были представителями средиземноморского типа людей. Они отличались узким лицом, вытянутым черепом, были тонкокостны и носаты.
В Византию они везли хлеб и меха, обратно - золото, серебро, предметы роскоши. Торговали с болгарами, с арабами.
Северяне платили дань хазарам, а затем вошли в союз племен, объединенных новгородским князем Вещим Олегом. В 907 участвовали в походе на Царьград. В IX веке на их землях появились Черниговское и Переяславское княжества.

Вятичи и радимичи – родственники или разные племена?

Земли вятичей располагались на территории Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Воронежской и Липецкой областей.
Внешне вятичи напоминали северян, но не были так носаты, зато у них была высокая переносица и русые волосы. В «Повести временных лет» указано, что название племени пошло от имени родоначальника Вятко (Вячеслав), который происходил «от ляхов».

Другие ученые связывают название с индоевропейским корнем "ven-t" (влажный), или с праславянском "vęt" (большой) и ставят название племени в один ряд с венедами и вандалами.

Вятичи были умелыми воинами, охотниками, собирали дикий мед, грибы и ягоды. Было распространено скотоводство, подсечное земледелие. Они не входили в состав Древней Руси и не раз воевали с новгородскими и киевскими князьями.
По преданию, брат Вятко Радим стал родоначальником радимичей, которые расселились между Днепром и Десной на территориях Гомельской и Могилевской областей Беларуси и основали Кричев, Гомель, Рогачев и Чечерск.
Радимичи тоже восставали против князей, но после битвы на Пещани покорились. Летописи упоминают о них в последний раз в 1169 году.

Кривичи – хорваты или «ляхи»?

Доподлинно неизвестно прохождение кривичей, которые с VI века жили в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра и стали основателями Смоленска, Полоцка и Изборска. Название племени пошло от родоначальника Крива. От других племен кривичи отличались высоким ростом. Имели нос с выраженной горбинкой, четко очерченный подбородок.

Антропологи относят кривичей к валдайскому типу людей. Согласно одной версии кривичи - это мигрировавшие племена белых хорват и сербов, по другой – выходцы с севера Польши.

Кривичи тесно сотрудничали с варягами и строили корабли, на которых те ходили в Константинополь.
В состав Древней Руси кривичи вошли в IX веке. Последний князь кривичей Рогволод был убит с сыновьями в 980 году. На их землях появились Смоленское и Полоцкое княжества.

Словене-вандалы

Словены (ительменские словены) были самым северным племенем. Жили на берегах озера Ильмень и на реке Мологе. Происхождение неизвестно. Согласно преданиям, их предками были Словен и Рус, которые еще до нашей эры основали города Словенск (Великий Новгород) и Старую Руссу.

От Словена власть перешла к князю Вандалу (известен в Европе как остготский предводитель Вандалар), у которого было три сына: Избор, Владимир и Столпосвят, и четыре брата: Рудоток, Волхов, Волховец и Бастарн. Жена князя Вандала Адвинда была из варягов.

Словене то и дело воевали с варягами и соседями.

Известно, что правящая династия происходила от сына Вандала Владимира. Славене занимались земледелием, расширяли владения, оказывали влияние на другие племена, занимались торговлей с арабами, с Пруссией, с Готландом и Швецией.
Именно здесь стал княжить Рюрик. После возникновения Новгорода словене стали зваться новгородцами и основали Новгородскую Землю.

Русы. Народ без территории

Посмотрите на карту расселения славян. У каждого племени – свои земли. Русов там нет. Хотя именно русы дали название Руси. Существуют три теории происхождения руссов.
Первая теория считает русов варягами и опирается на «Повесть временных лет» (написана с 1110 по 1118 год), в ней сказано: «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти».

Вторая говорит о том, что русы - отдельное племя, пришедшее в Восточную Европу раньше или позднее славян.

Третья теория гласит, что русы – высшая каста восточнославянского племени полян или же само племя, которое жило на Днепре и на Роси. «Поляне яже нъıнѣ зовомая русь» - было написано в «Лаврентьевской» летописи, которая шла за «Повестью временных лет» и была написана в 1377 году. Здесь же и слово «Русь» употреблялось в качестве топонима и название русы употреблялось и как название отдельного племени: «Русь, чудь и словене», - так летописец перечислял народы, населявшие страну.
Несмотря на исследования генетиков, споры вокруг русов продолжаются. По версии норвежского исследователя Тура Хейердала, варяги сами являются потомками славян.

- 1687

Традиционная история давным-давно разобралась с этническим составом Древнерусского государства. К славянам она относит полян, северян, древлян, дреговичей, вятичей, радимичей, полочан, кривичей, словен ильменских, уличей, тиверцев и волынян. То, что все эти племена являются славянами, - это постулат, краеугольный камень, на котором стоит вся русская история. Но так ли это? Доказательная база традиционной истории в этом вопросе невелика, что не удивляет: зачем, мол, доказывать всем очевидное? Но, думаю, традиционным историкам, пребывающим в безнадежном благополучии, рано или поздно придется задуматься о несуразности той истории, которую они обслуживают и оберегают.

Ну а мы сейчас давайте рассмотрим этот вопрос и начнем с «Повести временных лет». Вот что в ней написано о восточных славянах: «…славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ».

Чуть дальше в «Повести...» утверждается: «Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами».
Как видите, во втором списке к перечисленным племенам добавлены только бужане. А где же кривичи, вятичи, радимичи, уличи, тиверцы? Правда, в «Повести...» есть слова о том, что кривичи происходят от полочан, но что понимать под глаголом «происходят»? Мы до сих пор не смогли определить все значения тех или иных слов, которые встречаются в летописях. А раз так, то древнерусские тексты могут быть неправильно истолкованы.

Данное упоминание про кривичей может означать всего лишь то, что месторасположение кривичей находится за землями полочан. Сравните перевод с оригиналом. Под оригиналом следует понимать вариант летописи на древнеславянском языке, предложенный историками читателям. Настоящий же оригинал (точнее, его копия, дошедшая до наших дней) труднодоступен для обычного читателя, ибо представляет собой сложный набор букв древней кириллицы. Вот перевод: «…а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги…». А вот как звучит оригинал: «…а другое на Полоте, иже полочане. От них же кривичи, иже седять на верх Волги…». Как видите, академик Лихачев довольно неточно перевел оригинал «Повести временных лет», где вовсе не утверждается, что кривичи ПРОИСХОДЯТ от полочан, просто они расположены РЯДОМ с полочанами. Говоря по-другому, достаточно в строки «Повести...» добавить обстоятельство «в стороне», как получится: «…иже полочане. В стороне от них же кривичи». Кстати, такой перевод оригинала был бы точнее, чем предложенный Лихачевым. Почему Лихачев допустил такую грубую ошибку, добавив слово «происходят»? Потому, что традиционная история всегда считала и считает кривичей такими же славянами, как и полочане. Так и появилось в переводе неброское, но очень важное для традиционной истории дополнительное слово «происходят».
До сих пор абсолютно неверно трактуются слова летописца о славянах-словенах. Ошибочно считается, что под словом «словене» (это по оригиналу) речь идет только о новгородских словенах, но надо, на мой взгляд, понимать, что это славяне. Напомню, что транскрипция современных слов «славяне» и «словене» в оригинале «Повести...» одинакова: «словене».

То, что кривичи являются славянами, в «Повести...» вообще нигде НЕ УПОМИНАЕТСЯ. Наоборот: «Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел...». Вот еще: «Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей». И еще: «Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь» и т. д. То есть во всех вышеприведенных цитатах кривичи четко отделяются от славян (словен).

В таком случае современный перевод «Повести...» должен звучать так: «Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и пришел…», «Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и с кривичей», «Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь».
Сразу отмечу, что все эти выдержки рассказывают о событиях IX века. О событиях X века в «Повести...» читаем: «…взял же с собою множество варягов, и славян (!), и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев…». По этой фразе скажу только одно: она не вызывает доверия, так как слишком длинно перечисление племен. Вероятно, это позднейшая вставка - дополнение к пяти первоначально упомянутым племенам. Это подтверждают еще три выдержки из «Повести...», касающиеся событий X века. «Игорь же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и словен, и кривичей, и тиверцев». Следует заранее предупредить читателей, что поляне также не славяне, но об этом чуть дальше. «Владимир же собрал много воинов - варягов, словен, чуди и кривичей». И наконец последнее: «И стал набирать мужей лучших от славян(!), и от кривичей, и от чуди, и от вятичей…». Как видите, даже по современному переводу «Повести временных лет» выходит, что кривичи НЕ СЛАВЯНЕ, как, впрочем, и вятичи.

Татищев считал кривичей сарматами. Такой вывод он сделал на основе того, что «слово криве на сарматском языке значит верховье рек». А к сарматам Татищев относил и всех финно-угров, и литовцев. Кстати, литовцы называли Россию krewenzemla, или земля кривичей. Латыши называют русских кревами. Мы знаем, что, как правило, название народу дает он сам или его ближайшие соседи. Здесь как раз типичный второй вариант происхождения этого названия: кривичи действительно жили в верховьях рек: Волги, Днепра, Западной Двины и многих других.

Не отрицая определенного ираноязычного компонента среди кривичей, последние, на мой взгляд, определенно балты. Это подтверждает и археология. В ареале западного расселения кривичей (регион треугольника Смоленск - Полоцк - Псков) VII-IX века представлены культурой длинных курганов, в которых явно заметно балтское влияние. И еще одно: krive - это у древних литовцев верховный жрец Криве-Кривейто.

Про радимичей и вятичей в переводе сказано, что они происходят от рода ляхов. И опять же по оригиналу: «Поляном же живущим особе, якоже рекохом, сущим от рода словеньска, и нарекошася поляне, а деревляне от словен же, и нарекошася древляне; радимичи бо и вятичи от ляхов. Бяста бо 2 брата в лясех, Радим, а другий Вятко». То есть, поляне и древляне по «Повести...» - из РОДА славян, но вятичи и радимичи - просто, без упоминания рода, из «ляхов», которые вроде даже и не ляхи, а просто жители «лясех», что может означать просто жители ЛЕСОВ. Вятичи и радимичи по ТВ оказались польскими славянами из-за неправильно истолкованного слова, которое означало всего-навсего лес. Действительно, эти племена жили в лесах. К тому же, не слишком ли далеко от Польши забрались «польские» вятичи?
По одной из существующих версий название народа мордвы по своему происхождению… ираноязычное. Оказывается, в иранских языках есть слово martiya, переводимое как человек, мужчина. К этой основе добавился суффикс «ва», так и получилось: мордва. Если взглянуть на карту, то увидим, что соседями мордвы было племя вятичей, в случае признания вятичей ираноязычным племенем станет понятно благодаря чему мордва получила такое название.

Татищев, а затем Миллер считали вятичей не славянами, а сарматами. «Имя их есть сарматское и знаменует на сем языке людей грубых, беспокойных, каковы они и в самом деле были. Чуваши доныне именуются на мордовском языке ветке». Ряд историков название «вятич» связывают со словом «ант». Но анты не славяне, я считаю, а иранцы. Об этом мы поговорим в следующей главе.
Что же касается «славян» - уличей и тиверцев, то «Повесть...» ОДНОЗНАЧНО определяет их принадлежность к ираноязычным племенам: «…греки называли их «Великая Скифь». В оригинале последние два слова стояли без кавычек. Скифы же, как известно, ираноязычный народ. Хотелось бы узнать у наших историков, а куда же делись эти «славяне» - уличи и тиверцы, столь многочисленные и компактно проживающие?

Из всего вышесказанного вполне можно предполагать, что вятичи, радимичи, уличи и тиверцы, скорее всего, были ираноязычными племенами, а кривичи - балтским племенем.
Теперь настало время рассмотреть оставшиеся семь славянских племен на предмет принадлежности их к славянам. К древлянам, дреговичам, полочанам, волынянам и словенам новгородским претензий нет. Они славяне. Зато есть вопросы по полянам и северянам. На мой взгляд, это сарматские племена, естественно, не в чистом виде, с определенной славянской примесью у полян и значительным, возможно, даже преобладающим угорским компонентом у северян.

По мнению ряда современных ученых само название славянского племени «северяне» имеет иранское происхождение. Если же северяне происходят от славянского слова «север» (а в оригинале «Повести...» они так и названы - «север»), то на каком севере они находятся? Наоборот, это юго-восток от центра славянских поселений. Но, на мой взгляд, название племени северян может происходить от несколько раз упоминаемого у историков племени савиров. Иордан делил гуннов на две главные ветви: аулзягры (булгары) и савиры. Феофан Исповедник писал: «Гунны, называемые савирами, проникли…». Прокопий, характеризуя савир, также говорил, что они являются гуннским племенем.

О савирах известно то, что это племя оттеснило на запад угров и булгар. Последний раз савиров застают в районе Приазовья, где они воюют с римлянами и персами. Было это в 578 году. Больше о них нет упоминаний. И именно во второй половине VI века в этом же регионе на историческую сцену выходят авары. Сравните названия двух племен: савиры и авары. Почему никто из исследователей не признал их идентичность? А между тем это одно и то же племя, сравните без огласовок: СВР и ВР! На месте племени северян в XV-XVII веках хроники застают севрюков - особую группу населения. Схожесть названий и месторасположение дают основание признать их идентичность.

Об аварском каганате, центром которого стала Паннония, знают многие. Даже «Повесть временных лет» не прошла мимо обров, т. е. авар, рассказав, как они притесняли дулебов. Но вполне возможно, что власть авар распространялась не только на Паннонию и часть Западной Украины, но и намного восточнее, где тоже, вероятно, жили авары, известные нам под именем савиров. В 750-х годах происходит вторжение в Закавказье неких севордиков, которых арабы называют саварджи. В этих названиях явно видны те же савиры. Севордиков отожествляют с мадьярами, а мадьяры, как известно, угры. У Константина Багрянородного есть указание о том, что мадьяры в Леведии назывались саварти-асфалами - крепкими савартами. То есть опять идет отожествление савиров и мадьяр.

И еще о северянах. По археологическим данным, на территории этого племени расселялись пришельцы с востока, то есть однозначно этими пришельцами не могли быть славяне. И, наконец, если северяне были славянами, что помешало их быстрому растворению среди остальной массы населения Руси?
Хазарский царь Иосиф сообщал (в переводе Коковцова): «У этой реки расположены многочисленные народы… бур-т-с, бул-г-р, с-вар, арису, ц-р-мис, в-н-н-тит, с-в-р, с-л-виюн». Давайте восстановим эти названия полностью: буртасы, булгары, авары, русы, черемисы, вятичи, северяне (или савиры?), славяне. В этом списке упоминаются отдельно славяне, а среди других соседей Хазарии - те же вятичи и северяне. То есть получается, что и русы, и вятичи, и северяне не являлись славянами, что еще раз доказывает правильность приводимых здесь утверждений. В самом деле, никто не скажет, к примеру: «Россия страна славянская, но в ней живут еще и татары, башкиры, мордва, УКРАИНЦЫ И БЕЛОРУСЫ…».
В названии полян отчетливо видна основа - «поле», это жители полей. Половцы, кстати, и получили свое название от славян по месту их обитания (жители полей, степей). Но в районе Киева и его окрестностей были леса. Так почему же - поляне? Греческий историк Диодор Сицилийский, живший по ТВ в I веке до нашей эры (на самом деле, конечно же, - в более поздние времена), писал о сильном народе «палов» - потомков одной половины скифов. Уж не поляне ли это?

Следует также отметить, что районы южной Руси, примыкающие к Киеву, были практически не заселены. Князь Владимир с целью укрепления южных районов и самого Киева приказал строить там новые города и населял их поселенцами с северо-востока: славянами, кривичами, чудью, вятичами.
Между прочим, часть печенегов поступила на службу к киевским князьям, получив в качестве пастбищ земли Поросья. Но в таком случае, где же их коренные обитатели, землепашцы поляне-славяне, в существование которых так верят традиционные историки?

Почему же «Повесть временных лет» относит к славянам полян и северян? Здесь ответ весьма прост: поляне были племенем Киева - стольного города великих князей. Поляне просто ОБЯЗАНЫ были быть славянами. В этот же список были включены и соседи полян - северяне. Здесь причина, конечно, не в доброжелательном отношении летописцев и их заказчиков к своим соседям, просто они поняли, что если соседи полян не окажутся славянами, то потом могут возникнуть вопросы и по самим полянам.
А полян летописец любил. Вот что он пишет в «Повести...»: «Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют… А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало… А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало… Этого же обычая держались и кривичи…». Как видите, всем досталось на орехи, кроме полян, естественно.

На вполне резонный вопрос: почему же в число славян были включены и неславянские племена, и в то же время «Повесть...» дает длинный список других неславянских народов, говорящих «на своих языках», ответ может быть довольно прост. В список так называемых славянских племен вошли почти все племена, которые составили ядро будущей древнерусской народности и к XI веку (времени начала составления «Повести...») уже ославянились, имели князей-наместников, назначаемых правителями - Рюриковичами; племена же неславянские имели полную политическую автономию. Хотя дань платили и те и другие.
Таким образом, из двенадцати славянских племен, сообщаемых «Повестью...», славянами можно считать только племена древлян, дреговичей, полочан, волынян и словен новгородских.

Альберт МАКСИМОВ

Первые контакты норманнов со славянами относятся, вероятно, еще к VIII веку. В середине века на месте современного поселка Старая Ладога, расположенного на левом берегу реки Волхов, возникло скандинавское поселение. Но уже через несколько лет новоселов вытеснили ильменские словены. Им тоже довелось хозяйничать здесь не слишком долго - примерно через полвека поселение было вновь захвачено скандинавами. Земли эти переходили из рук в руки ; в конце концов, если верить «Повести временных лет», именно сюда чудь, славяне, кривичи и весь пригласили на княжение Рюрика, который взял «с собой всю русь» и «поставили город Ладогу».

«В год 6370 (862). И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: "Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону". Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные - норманны и англы, а еще иные готы - вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой - Синеус, - на Белом озере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля» .

Вопрос о том, действительно ли славяне пригласили к себе варяжских князей с дружинами, или же скандинавы завоевали их земли, до сих пор не решен. К счастью для авторов настоящей книги, он не имеет прямого отношения к хазарам.

Так или иначе, Русь, то есть дружины варяжских князей, оказались на земле славян, смешались с ними, переняли их язык, но дали им свое имя. Последнее не должно удивлять - подобная история произошла чуть раньше на берегах Дуная, когда кочевники-болгары, смешавшись с местными славянами, образовали народ, названный по имени пришельцев. В обоих случаях пришельцы были сравнительно немногочисленны, они переняли язык и обычаи местного населения. Но систему управления, воинские традиции и название они сохранили и распространили на всех.

Впрочем, очень скоро славяне переняли боевой опыт варяжских воинов и стали входить в число русов - ведь так называли не этнос, а дружину. Уже про Олега, который сменил Аскольда и Дира на киевском троне (а точнее, убил их и завладел этим троном), летопись говорит: «И были у него славяне и варяги, и прочие, прозвавшиеся русью». Скоро это слово распространилось и на всех местных жителей. Летопись под 898 годом говорит про полян (обитавших на киевской земле еще до прихода варягов): «поляне, которые теперь зовутся русь»