Болезни Военный билет Призыв

Стефан малларме

Стефан Малларме – французский поэт, примыкавший сначала к парнасцам, а позднее ставший одним из вождей символистов; отнесён Полем Верленом к числу «прóклятых поэтов» – родился 18 марта 1842 года в Париже в семье чиновника.

В пятилетнем возрасте потерял мать; воспитывался ее родителями. Рос восприимчивым ребенком. С 1852 учился в религиозном пансионе в Отейе, с 1853 – в лицее Санса; пребывание там оказалось для него мучительным. Еще в большей степени стал ощущать одиночество после смерти своей тринадцатилетней сестры Марии в 1857 . В 1860 получил диплом бакалавра. Вопреки желанию отца, отказался от карьеры чиновника: он уже знал, что ему суждено быть поэтом.

В 1862 провел несколько месяцев в Лондоне, где усовершенствовал свое знание английского. В 1863 , вернувшись во Францию, начал преподавать английский язык в лицее Турнона. С этого времени его жизнь поделилась на две части: с одной стороны, учительство ради скромного заработка для обеспечения своей семьи – после Турнона в Безансоне (1866-1867 ), Авиньоне (1867-1871 ), Париже (1871-1894 ); с другой, поэтическое творчество.

Его первые юношеские стихи, написанные между 1862 и 1864 , несут явную печать влияния Шарля Бодлера и Эдгара По. В 1864 познакомился в Фредериком Мистралем, Катуллом Мендесом, Матиасом Вилье де Лилль-Аданом. Увлекся поэзией Теофиля Готье, основателя Парнасской школы; стал писать в ее духе. В 1865 представил на суд Теодора де Банвиля, одного из ведущих парнасцев, поэму Послеполуденный отдых фавна (L"Après-midi d"un faune), утонченную и чувственную эклогу, пронизанную языческой радостью бытия.

Первая публикация (десять стихотворений) состоялась 12 мая 1866 в сборнике «Современный Парнас», что означало признание его Парнасской школой. Затем наступил период поиска новых средств поэтического выражения (1868-1873 ); в конце 1860-х сочинил фантастическую философскую сказку Igitur, или безумие Эльбенона (Igitur, ou la Folie d"Elbehnon), изданную лишь в 1926 ; начал работу над драмой в стихах Иродиада (Hérodiade), которая, однако, осталась незавершенной; во втором выпуске «Парнаса» (1871 ) был напечатан ее фрагментарный вариант.

В начале 1870-х разочаровался в Парнасской школе и примкнул к декадентам. «Похоронный тост» (Toast funèbre), написанный в связи с кончиной Т. Готье в 1872 , ознаменовал его переход к новой поэтике. В 1872 познакомился с Артюром Рембо, в 1873 – с Эдуардом Мане, в 1874 – с Эмилем Золя. Сотрудничал в журнале «Художественное и литературное возрождение», где в 1874 опубликовал перевод поэмы Ворон Э. По с иллюстрациями Э. Мане, и в «Журнале нового мира», где напечатал ряд очерков и статей. В 1874 издательство А. Лемерра отказалось опубликовать «Послеполуденный отдых фавна»; он увидел свет только в 1876. В 1876 написал сонет Гробница Эдгара По (Le Tombeau d"Edgar Poe). В 1877 выпустил школьный учебник Английские слова (Mots anglais), а в 1880 – учебник по мифологии Античные боги (Dieux antiques), адаптированную французскую версию книги Д. У. Кокса.

С 1880 начал организовывать «литературные вторники» в своей квартире на Римской улице; в них участвовали Гюстав Кан, Сен-Поль Ру, Анри де Ренье, Поль Клодель, Поль Валери, Андре Жид и Пьер Луис. Приобрел известность в литературных кругах, не в последнюю очередь благодаря П. Верлену, причислившему его к «проклятым поэтам» (в очерках «Проклятые поэты», 1884 ), и Ж.-К. Гюисмансу, который в романе «Наоборот» (1884) провел (устами своего главного героя Дез Эссента) обстоятельный анализ его ранних стихов. К середине 1880-х стал лидером поэтов-декадентов, принявших в 1886 имя «символистов». В 1887 издал сборник «Стихотворения Стефана Малларме» (Poésies de Stéphane Mallarme), в 1888 – переводы поэм Э. По. В то же время, наряду с символистскими «темными» стихами, сочинял небольшие и понятные стихи по разным поводам; опубликованы под названием «Стихи по случаю» (Vers de circonstance) лишь в 1920 .

В 1890 выступил в Бельгии и в Париже с лекциями о творчестве М. Вилье де Лилль-Адана. В 1894 опубликовал сборник стихов и поэм в прозе (Vers et prose). В том году оставил службу и полностью посвятил себя поэзии; поставил целью создать универсальную совершенную Книгу, которая дала бы исчерпывающее и уникальное объяснение мира. В 1896 , после смерти П. Верлена, был избран «принцем поэтов». В 1897 опубликовал экспериментальную поэму «Удача никогда не упразднит случая» (Un coup de dés jamais n"abolira le hasard) в виде одной длинной фразы без знаков препинания, напечатанной лестницей на развороте двух страниц шрифтом разного размера. В том же году выпустил серию статей («Кризис поэзии», «Музыка и литература» и др.) под общим названием «Бредни» (Divagations), где высказал свои мысли об упадке литературы и необходимости восстановить ее прежнее сакральное значение.

Большая часть текстов С. Малларме и его обширная переписка были опубликованы после его смерти.

МАЛЛАРМЕ СТЕФАН - французский по-эт.

Из се-мьи чи-нов-ни-ка. По-сле смер-ти ма-те-ри (1847 год) вос-пи-ты-вал-ся её ро-ди-те-ля-ми.

С 1852 года учил-ся в пан-сио-не в Отёйе, затем - в ли-цее Сан-са, где по-лу-чил ди-плом ба-ка-лав-ра (1860 год).

В 1862 году со-вер-шен-ст-во-вал английский язык в Лон-до-не. В 1863-1871 годы пре-по-да-вал в ли-це-ях Тур-но-на, Бе-зан-со-на и Авинь-о-на; в 1871-1894 годы - в Па-ри-же.

Ран-ние сти-хи (1862-1864 годы) от-ра-зи-ли влия-ние В. Гю-го , Э.А. По, Ш. Бод-ле-ра. Пе-ча-тал-ся в прес-се с 1862 года; пер-вой зна-чительной пуб-ли-ка-ци-ей Малларме ста-ла под-бор-ка из 10 сти-хо-тво-ре-ний в кол-лек-тив-ном сборнике «Со-вре-мен-ный Пар-нас» («Parnasse contemporain», 1866 год). По-этические прин-ци-пы шко-лы «Пар-нас» пре-тво-ри-лись в на-пи-сан-ной алек-сан-д-рий-ским сти-хом эк-ло-ге «По-сле-по-лу-ден-ный от-дых фав-на» («L’après-midi d’un faune», 1865 год, издан в 1876 году; лег-ла в ос-но-ву од-но-именной сим-фо-нической пре-лю-дии К. Де-бюс-си, 1894 год), эс-те-ти-зи-рую-щей эро-тическую чув-ст-вен-ность и вак-хи-че-скую ра-дость жиз-ни.

С 1880 года Малларме стал за-мет-ной фи-гу-рой свет-ской жиз-ни Па-ри-жа; пе-рио-ди-че-ски ор-га-ни-зо-вы-вал до-ма «ли-те-ра-тур-ные втор-ни-ки», где встре-ча-лись по-эты и ху-дож-ни-ки. Ши-ро-кую из-вест-ность по-лу-чил по-сле вы-хо-да в свет ро-ма-на Ж.К. Гю-ис-ман-са «На-обо-рот» (1884 год), главный ге-рой ко-то-ро-го раз-мыш-ля-ет над ли-ри-кой Малларме, а так-же се-рии очер-ков П. Вер-ле-на (1884 год), в ко-то-рых Малларме был при-чис-лен к «про́клятым по-этам».

Не-боль-шое по объ-ё-му твор-че-ст-во Малларме конца 1860-1890-х годов - вер-ши-на французского сим-во-лиз-ма: дра-ма-тическая по-эма «Иро-диа-да» («Hérodiade», не окон-че-на, издана в 1869-1926 годы), сборники «Аль-бом сти-хов и про-зы» («Album de vers et de prose», 1887 год), «Сти-хо-тво-ре-ния» («Po ́esies», изданы в 1899 году), книга «Иги-тур, или Бе-зу-мие Эль-бе-но-на» («Igitur, ou La folie d’Elbeh-non», издана в 1925 году).

Вдох-нов-лён-ный идея-ми немецкой идеа-ли-стической фи-ло-со-фии, ро-ман-тиз-ма, эс-те-тическими ус-та-нов-ка-ми Ш. Бод-ле-ра , Малларме раз-вил кон-цеп-цию по-эзии как «чис-той фор-мы», ви-дя её пред-на-зна-че-ние в вос-соз-да-нии транс-цен-дент-ной Кра-со-ты (Малларме име-ну-ет её так-же «Веч-но-стью» и «Ни-чем»). Впа-дая в со-стоя-ние «бес-по-кой-ст-ва», по-эт, по мыс-ли Малларме, про-ни-ка-ет в тай-ну бы-тия и вы-яв-ля-ет свя-зи, оп-ре-де-ляю-щие един-ст-во ми-ро-зда-ния.

Стиль по-эзии Малларме от-ли-ча-ет оби-лие ме-та-фор, про-из-воль-ных ана-ло-гий и ас-со-циа-ций, ус-лож-нён-ность сти-хо-во-го строя (сдви-ну-тая це-зу-ра, ан-жамб-ман) и син-так-си-са, на-ме-рен-но от-да-лён-но-го от тра-диционного рит-ма ре-чи, ак-тив-ное ис-поль-зо-вание ред-ких и ус-та-рев-ших слов: так, по мыс-ли Малларме, соз-да-ёт-ся по-эзия не по-ве-ст-вую-щая, а «на-ме-каю-щая», ри-сую-щая «не вещь, но эф-фект, ею про-из-во-ди-мый».

По-эма «Бро-сок кос-тей ни-ко-гда не уп-разд-нит Слу-чая» («Un coup de dés jamais n’abo-li-ra le hasard», 1897 год), пред-стаю-щая как од-но не-за-кон-чен-ное пред-ло-же-ние, на-пе-ча-тан-ное без зна-ков пре-пи-на-ния шриф-та-ми раз-но-го раз-ме-ра, сви-де-тель-ст-ву-ет об ув-ле-че-нии Малларме экс-пе-ри-мен-та-ми со зри-тель-ным эф-фек-том, про-из-во-ди-мым литературным про-из-ве-де-ни-ем. О стрем-ле-нии к мо-де-ли-ро-ва-нию не-ли-ней-но-го тек-ста, до-пус-каю-ще-го различные ва-ри-ан-ты про-чте-ния, сви-де-тель-ст-ву-ет его не-реа-ли-зованный за-мы-сел, по-лу-чив-ший название «Кни-га» («Livre»). Ху-дожественные но-ва-ции Малларме ока-за-ли влия-ние на многие мо-дер-ни-ст-ские на-прав-ле-ния в ев-ропейской по-эзии XX века (има-жизм , кон-крет-ная по-эзия и другие).

Малларме - ав-тор мно-го-численных литературно-кри-тических ста-тей [сборник «Раз-гла-голь-ст-во-ва-ния» («Di-vagations», 1897 год) и другие], эс-се о жи-во-пи-си и му-зы-ке [сборник «Ва-риа-ции на од-ну те-му» («Variations sur un sujet», 1895 год)], пе-ре-во-дов на французский язык (в том числе про-из-ве-де-ний Э.А. По), школь-но-го учеб-ни-ка «Анг-лий-ские сло-ва» («Les mots anglais», 1877 год), книги по ми-фо-ло-гии «Ан-тич-ные бо-ги» («Les dieux antiques», 1880 год) и другие.

На русский язык по-эзию Малларме пе-ре-во-ди-ли И.Ф. Ан-нен-ский, Ф.К. Со-ло-губ, М.А. Во-ло-шин, В.Я. Брю-сов и другие.

Сочинения:

По-эзия фран-цуз-ско-го сим-во-лиз-ма. М., 1993. С. 101-111;

Со-чи-не-ния в сти-хах и про-зе / Пре-дисл. С.Н. Зен-ки-на. М., 1995;

Малларме Стефан (Mallarmé, Stéphane) (1842-1898) - французский поэт и писатель, глава символистской школы.

Родился 18 марта 1842 в Париже в семье Нумы Малларме, служашего Управления по делам собственности. В пятилетнем возрасте потерял мать; воспитывался ее родителями. Рос восприимчивым ребенком. С 1852 учился в религиозном пансионе в Отейе, с 1853 - в лицее Санса; пребывание там оказалось для него мучительным. Еще в большей степени стал ощущать одиночество после смерти своей тринадцатилетней сестры Марии в 1857.

В сущности, мир существует лишь для того, чтобы могла появиться одна прекрасная книга.

Малларме Стефан

В 1860 получил диплом бакалавра. Вопреки желанию отца, отказался от карьеры чиновника: он уже знал, что ему суждено быть поэтом. В 1862 провел несколько месяцев в Лондоне, где усовершенствовал свое знание английского. В 1863, вернувшись во Францию, начал преподавать английский язык в лицее Турнона.

С этого времени его жизнь поделилась на две части: с одной стороны, учительство ради скромного заработка для обеспечения своей семьи - после Турнона в Безансоне (1866-1867), Авиньоне (1867-1871), Париже (1871-1894); с другой, поэтическое творчество. Его первые юношеские стихи, написанные между 1862 и 1864, несут явную печать влияния Шарля Бодлера и Эдгара По. В 1864 познакомился в Фредериком Мистралем, Катуллом Мендесом, Матиасом Вилье де Лилль-Аданом. Увлекся поэзией Теофиля Готье, основателя Парнасской школы; стал писать в ее духе. В 1865 представил на суд Теодора де Банвиля, одного из ведущих парнасцев, поэму Послеполуденный отдых фавна (L"Après-midi d"un faune), утонченную и чувственную эклогу, пронизанную языческой радостью бытия.

Первая публикация (десять стихотворений) состоялась 12 мая 1866 в сборнике «Современный Парнас», что означало признание его Парнасской школой. Затем наступил период поиска новых средств поэтического выражения (1868-1873); в конце 1860-х сочинил фантастическую философскую сказку Igitur, или безумие Эльбенона (Igitur, ou la Folie d"Elbehnon), изданную лишь в 1926; начал работу над драмой в стихах Иродиада (Hérodiade), которая, однако, осталась незавершенной; во втором выпуске «Парнаса» (1871) был напечатан ее фрагментарный вариант.

В начале 1870-х разочаровался в Парнасской школе и примкнул к декадентам; Похоронный тост (Toast funèbre), написанный в связи с кончиной Т.Готье в 1872, ознаменовал его переход к новой поэтике. В 1872 познакомился с Артюром Рембо, в 1873 - с Эдуардом Мане, в 1874 - с Эмилем Золя. Сотрудничал в журнале «Художественное и литературное возрождение», где в 1874 опубликовал перевод поэмы Ворон Э.По с иллюстрациями Э.Мане, и в «Журнале нового мира», где напечатал ряд очерков и статей. В 1874 издательство А.Лемерра отказалось опубликовать Послеполуденный отдых фавна; он увидел свет только в 1876. В 1876 написал сонет Гробница Эдгара По (Le Tombeau d"Edgar Poe). В 1877 выпустил школьный учебник Английские слова (Mots anglais), а в 1880 - учебник по мифологии Античные боги (Dieux antiques), адаптированную французскую версию книги Д.У.Кокса.

С 1880 начал организовывать «литературные вторники» в своей квартире на Римской улице; в них участвовали Гюстав Кан, Сен-Поль Ру, Анри де Ренье, Поль Клодель, Поль Валери, Андре Жид и Пьер Луис. Приобрел известность в литературных кругах, не в последнюю очередь благодаря П.Верлену, причислившему его к «проклятым поэтам» (в очерках Проклятые поэты, 1884), и Ж.-К.Гюисмансу, который в романе Наоборот (1884) провел (устами своего главного героя Дез Эссента) обстоятельный анализ его ранних стихов. К середине 1880-х стал лидером поэтов-декадентов, принявших в 1886 имя «символистов». В 1887 издал сборник Стихотворения Стефана Малларме (Poésies de Stéphane Mallarme), в 1888 - переводы поэм Э.По. В то же время, наряду с символистскими «темными» стихами, сочинял небольшие и понятные стихи по разным поводам; опубликованы под названием Стихи по случаю (Vers de circonstance) лишь в 1920.В 1890 выступил в Бельгии и в Париже с лекциями о творчестве М.Вилье де Лилль-Адана.

В 1894 опубликовал сборник стихов и поэм в прозе (Vers et prose). В том году оставил службу и полностью посвятил себя поэзии; поставил целью создать универсальную совершенную Книгу, которая дала бы исчерпывающее и уникальное объяснение мира. В 1896, после смерти П.Верлена, был избран «принцем поэтов». В 1897 опубликовал экспериментальную поэму Удача никогда не упразднит случая (Un coup de dés jamais n"abolira le hasard) в виде одной длинной фразы без знаков препинания, напечатанной лестницей на развороте двух страниц шрифтом разного размера. В том же году выпустил серию статей (Кризис поэзии, Музыка и литература и др.) под общим названием Бредни (Divagations), где высказал свои мысли об упадке литературы и необходимости восстановить ее прежнее сакральное значение. Умер в Париже 9 сентября 1898.

Французский поэт Стефан Малларме родился 18 марта 1842 в Париже в семье служащего. После ранней смерти матери воспитывался ее родственниками. С 1852 года обучался в религиозном пансионе, а затем в лицее Санса. В 1860 получил диплом бакалавра, но не стал чиновником, как настаивал отец.

Стефан уже тогда знал, что станет поэтом. Несколько месяцев провел в Лондоне, где совершенствовал знания английского языка, а в 1863 вернулся на Родину, и начал преподавать его в о французских лицеях. Учительская работа для пропитания семьи совмещалась с творческой деятельностью. Первая публикация десяти стихотворений в мае 1866 в сборнике "Современный Парнас" ознаменовала его признание как поэта.

В начале 1870х Малларме прекращает сотрудничество с Парнасской школой и обращается к декадентам. Знакомится со знаменитыми Артюром Рембо, эмилем Золя и Эдуардом Мане. Работает в журналах, кроме стихов пишет очерки, статьи, участвует в создании школьного учебника.

С 1880 на своей квартире организует литературные вторники, где собирается цвет французской культуры. К середине 1880х становится лидером декадентов, переименовавших в 1886 себя в "символистов". В 1894 публикует сборник стихов и поэм в прозе, но больше к прозе никогда не возвращается. Ставил целью своей жизни написать универсальную Книгу, которая давала бы исчерпывающее описание картины Мира. Писал критические статьи о кризисе в мировой литературе и пытался предложить свои рецепты его преодоления. Значительная часть текстов и личной переписки были опубликованы лишь после смерти, которая настигла Стефана Малларме в Париже 9 сентября 1898 года.