Болезни Военный билет Призыв

Старцы градские на Руси X в. Старцы градские или людские

Значение СТАРЦЫ ГРАДСКИЕ ИЛИ ЛЮДСКИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

СТАРЦЫ ГРАДСКИЕ ИЛИ ЛЮДСКИЕ

Этот старинный летописный термин вызывал в нашей исторической литературе разнообразные толкования. Одни видели в С. старейшин-граждан, с которыми часто совещался Владимир св.; другие — именитейших представителей знатных военных родов в Киеве, которые по своей старости и опытности имели преимущество перед прочими гражданами. Иные думают, что это — древние главы восточнославянских племен, которые сохраняли свое значение и при князьях, перейдя в состав дружины. Наконец, некоторые видят в С. градских просто городских домовладельцев, зажиточных хозяев из неслужилого класса. По мнению В. О. Ключевского, С. градские или старейшины представляли собой сначала военную администрацию города (тысяцких, сотских и десятских), а потом лучших людей, коноводов городского веча, и могут быть сопоставлены с казацкой старшиной.В. Р—в.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СТАРЦЫ ГРАДСКИЕ ИЛИ ЛЮДСКИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СТАРЦЫ ГРАДСКИЕ ИЛИ ЛЮДСКИЕ
    ? Этот старинный летописный термин вызывал в нашей исторической литературе разнообразные толкования. Одни видели в С. старейшин-граждан, с которыми часто …
  • СТАРЦЫ
    Название, данное оккультистами семи созидающим Лучам, рожденным из Хаоса или …
  • ЛЮДСКИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    людски"е, людски"х, людски"м, людски"е, людски"ми, …
  • НЕВЕЖЕСТВИЯ ЛЮДСКИЕ в Кратком церковнославянском словаре:
    - нравственные людские недостатки и ошибки, происходящие от незнания, …
  • ЗАВОЛЖСКИЕ СТАРЦЫ
    иноки Белозерских и Вологодских м-рей, не соединенные никакой внешней связью. В конце XV и начале XVI в. они становятся известными, …
  • БОЯРСКАЯ ДУМА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Наименование: "боярская дума" не встречается в древних памятниках и образовано искусственно на основании сходных терминов ("бояре думающие"). Боярскою думою назывался …
  • ЗАВОЛЖСКИЕ СТАРЦЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? иноки Белозерских и Вологодских монастырей, не соединенные никакой внешней связью. В конце XV и начале XVI в. они становятся …
  • БОЯРСКАЯ ДУМА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Наименование: "боярская дума" не встречается в древних памятниках и образовано искусственно на основании сходных терминов ("бояре думающие"). Боярскою думою …
  • ЦАРЬ ЭДИП в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-01-14 Time: 20:46:22 Цитаты из трагеди Софокл а «Царь Эдип» («Эдип-царь», «Эдип-тиран») = ЭПИСОДИЙ ПЕРВЫЙ = Эдип: Помощь …
  • ФРАНСУА ДЕ ЛАРОШФУКО в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-05-18 Time: 07:49:07 = Б = * Бессилие есть единственный недостаток, который невозможно исправить. * Благодарность — просто тайная …
  • СУДЬБА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-06-30 Time: 20:42:40 * Кто просит у судьбы только необходимого, часто получает от неё излишнее. (Пьер Буаст) …
  • ПЁТР I ВЕЛИКИЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-01-09 Time: 20:29:45 * — Хотим Петра Алексеевича…И еще хриплый голос:— Хотим царем Ивана… На голос кинулись люди, и …
  • МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-02-10 Time: 11:48:18 Цитаты из произведения «Маленький принц» (автор Антуан де Сент-Экзюпери) : ""перевод "" = Автор = …
  • ДРЕВНИЙ ПАТЕРИК в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-05-18 Time: 10:37:14 * Брат спросил авву Иосифа: что мне делать? Я не могу ни переносить скорбей, ни работать, …
  • 10-Й ДОКТОР - СЕЗОН 2 в Цитатнике Wiki.
  • СОБЫТИЕ в Словаре постмодернизма:
    (со-бытие) - понятие философии 20 в., введение которого в дисциплинарный оборот знаменовало осуществление кардинальных ("поворотных" - от нем. Kehre, по …
  • АГНЕЦ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    (лат. ягненок) 1. Однолетний без всякого порока ягненок мужского пола, которого израильтянам было предписано вкушать с особыми обрядами при совершении …
  • ПАНДОРА в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (греч. миф) "всем одаренная" - первая женщина, созданная по воле Зевса Гефестом в наказание за то, что Прометей похитил …
  • СЁВА
    1) период - время правления императора Сёва (Хирохито) - с 1926-го по 1989 г. Период наиболее трагичный в истории страны …
  • МЭЙДЗИ в Энциклопедии Япония от А до Я:
    1) исторический период с 1868 г. по 1912 г. Назван так по девизу правления императора Муцухито -"Просвещенное правление". Период, начавшийся …
  • ХАРИ в Словаре йоги:
    (Hari) Одно из имен Вишну, указывающее на то, что он прощает людские грехи и исправляет их ошибки; имя …
  • ЛИКИ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Каббал.) или, по-еврейски, Парцуфим. Это слово обычно относится к Арик Анпин, или Длинному Лику, и к Зеир-Анпин, или Короткому Лику, …
  • ЧИС 11
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Числа. Глава 11 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • ФЕОДОР ВАРЯГ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодор Варяг, Киевский (+ 983), мученик. Память 12 июля. Пострадал за Христа вместе …
  • СОБОР ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Собор Оптинских старцев, церковное празднование памяти преподобных старцев Оптинских: Льва (1841), Макария …
  • СЕРАФИМ САРОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Серафим Саровский (1754 - 1833), преподобный, великий подвижник Русской Церкви. Память 2 января …
  • СЕРАПИОН ВЛАДИМИРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Серапион (+ 1275), епископ Владимирский и Суздальский, святитель. Память 12 июля. До …
  • ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Псково-Печерский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Адрес: 181500, Псковская область, г. Печоры, …
  • ПС 148 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Псалтирь. Псалом 148 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • ПЛАЧ 5 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Плач Иеремии. Глава 5 Главы: 1 2 3 4 5 …
  • ПЛАЧ 2 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Плач Иеремии. Глава 2 Главы: 1 2 3 4 5 …
  • ПЛАЧ 1 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Плач Иеремии. Глава 1 Главы: 1 2 3 4 5 …
  • ОТКР 5 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Откровение Иоанна Богослова. Глава 5 Главы: 1 2 3 4 …
  • ОТКР 4 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Откровение Иоанна Богослова. Глава 4 Главы: 1 2 3 4 …
  • НИЛО-СОРСКАЯ ПУСТЫНЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нило-Сорская пустынь в честь Сретения Господня (недейств., Вологодская епархия). Стоит в 15 верстах от города …
  • НАВ 8 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Иисуса Навина. Глава 8 Главы: 1 2 3 4 …
  • МФ 27 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Евангелие от Матфея. Глава 27 Главы: 1 2 3 4 …
  • МФ 26 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Евангелие от Матфея. Глава 26 Главы: 1 2 3 4 …
  • МОСКОВСКИЙ СОБОР 1584 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Церковно-Земский Собор 1584 года состоялся в царствование Федора Иоанновича при митрополите Дионисии и решал вопрос об …
  • МОСКОВСКИЙ СОБОР 1580 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Земский Собор 1580 года состоялся при митрополите Антонии в царствование Ивана Грозного и был посвящен актуальному …
  • ИОИЛ 1 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Иоиля. Глава 1 Главы: 1 2 3 1 …
  • ИОАНН (КРЕСТЬЯНКИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн (Крестьянкин) (1910 - 2006), архимандрит. В миру Крестьянкин Иван Михайлович. 29 марта 1910 …
  • ИЕР 31 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Иеремии. Глава 31 Главы: 1 2 3 4 …
  • ИВАН III в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Иван III Васильевич Великий (1440 - 1506), Великий князь …
  • ЗАХ 8 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Захарии. Глава 8 Главы: 1 2 3 4 …
  • ДЕЯН 4 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Деяния святых апостолов. Глава 4 Главы: 1 2 3 4 …
  • ДЕЯН 2 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Деяния святых апостолов. Глава 2 Главы: 1 2 3 4 …
  • ДЕЯН 15 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Деяния святых апостолов. Глава 15 Главы: 1 2 3 4 …
  • ГЕРМАН АЛЯСКИНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Герман Аляскинский (1757 - 1837), монах, преподобный. Память 27 июля, 13 …

Тест 2

Древняя Русь

1. Термином Старцы градские в Киевской Руси называли: а) родовых старейшин; б) племенных вождей; в) избираемых в систему городского самоуправления десятских, сотских, тысяцких; г) круг близких советников при дворе князя.2. На исторические судьбы России наиболее заметное влияние оказало (оказали): а) силы природы; б) политические лидеры; в) огромное пространство, занятое страной, и многочисленный состав ее населения; г) все указанные обстоятельства в совокупности, их комплекс.3. Важнейшим событием в истории человечества ученые считают неолитическую революцию, под которой подразумевают период, когда человечество овладело искусством: а) скотоводства и земледелия; б) изготовления глиняной посуды и пряжи; в) строительство рубленых домов, деревянных лодок; г) верно все указанное.4. Разделение славян на южных, восточных и западных произошло: а) уже ко времени установления хазарской власти над жителями Приднепровья в VIII в.; б) еще на начальном этапе Великого переселения народов (III в.); в) лишь в XI в. после окончательного размежевания католиков и православных; г) в эпоху господства над Русью Золотой Орды.5. Господствующие группы населения Хазарского каганата исповедовали: а) ислам; б) буддизм; в) иудаизм; г) зороастризм.6. Город Искоростень , упоминаемый летописцем, был столицей: а) дреговичей; б) древлян; в) радимичей; г) вятичей.7.К варяжскому конунгу Рюрику с просьбой возглавить объ-
единение нескольких племен в 862 г., по свидетельству летописца, обратились:
а) словене ильменские и кривичи; б) чудь и весь; в) поляне и древляне; г) верно а) и б).8.С середины VIII в. приднепровские славяне были вынуждены подчиняться прочно обосновавшимся в степях Прикаспия и Причерноморья: а) хазарам; б) черным болгарам; в) печенегам; г) торкам.9.С VI в. в степной зоне Северного Причерноморья усиливается активность тюркоязычных племен. В VII в. на смену аварам (обрам) пришли: а) хазары; б) черные болгары; в) черные клобуки (каракалпаки); г) печенеги.10. Славяне для зашиты от варягов построили на севере: а) ряд крепостей и острогов; б) Новый город; в) крепость Орешек; г) Иван-город; д) Изборск и Псков.11. Отец истории Геродот и другие ученые греки называли скифами и савроматами: а) обычно прославян; б) разные группы ираноязычных племен; в) монголоязычные племена; г) многочисленные племена Кавказа и Балкан.12. Общественное устройство, которое историки называют военной демократией, у восточных славян стало складываться: а) уже в VI в.; б) в VII в.; в) в VIII – первой половине IX в.; г) лишь в X – начале XI века.13. Самым северным союзом славянских племен в VII–IX вв. были: а) полочане; б) словене; в) радимичи; г) северяне14. Первый летописный свод на Руси был составлен в … году: а) 997; б) 1110; в) 1119; г) 1154.15. Автор «Повести временных лет», опираясь на библейский сюжет о том, что сыновья Ноя после «великого потопа» разделили между собой землю, отдав территории, населенные славянами, под покровительство Иафета (Афетова часть), пишет, что эта территория находилась: а) на Дунае; б) в Среднем Поднепровье; в) между Вислой и Одером;г) от Балтики до Черного моря.

Тест 3

Русь в XI–XII веках

1. «Русская правда» регулировала кровную месть следующим образом: а) разрешала мстить лишь за особо жестокие преступления; б) разрешала мстить только близким родичам (брат за брата); в) запрещала любую кровную месть; г) верно лишь а) и б; д) верно все указанное.2. Половцы впервые упоминаются в летописи: а) в год смерти князя Владимира I (1015); б) в год вокняжения Яро-слава Мудрого (1019); в) в 1036 г.; г) в год смерти Ярослава Мудрого (1054); д) в год принятия «Русской правды» (1072).3. После усобиц между потомками Владимира I киевским князем стал Ярослав (Мудрый). Это произошло в … году: а) 1015; б) 1016; в) 1018; г) 1019; д) 1020.4. Укажите, какие причины вызвали: а) образование государства Русь; б) территориально-политическое раздробление русских земель. 1) Расширение феодального землевладения; 2) появление частной собственности на землю; 3) ослабление роли и авторитета Киева в результате набегов кочевников; 4) стремление отдельных городов стать самостоятельными местными центрами; 5) распад родовой общины и появление соседской общины; 6) выделение племенной знати и появление общественного неравенства; 7) усиление соперничества и усобиц князей; 8) слабость экономических связей; 9) образование племенных союзов для отражения внешней опасности; 10) рост экономического могущества местных феодалов.5. Укажите, какие даты относятся: а) к истории Древнерусского государства; б) периоду раздробленности русских земель. 1) 1113 г.; 7) 1136 г.; 2) 862 г.; 8) 1097 г.; 3) 1176–1212 гг.; 9) 1019–1054 гг.; 4) 945 г.; 10) 988 г.; 5) 1156 г.; 11) 1147 г.; 6) 882 г.; 12) 1157–1174 гг.6. Укажите, какие даты относятся: а) к княжению Андрея Боголюбского; б) отделению Новгорода от Киева; в) съезду князей в Любече; г) первому упоминанию о Москве в летописи; д) княжению Юрия Владимировича Долгорукого; е) строительству крепости в Москве; ж) княжению Ярослава Осмомысла; з) объединению Волынского и Галицкого княжеств; и) княжению Всеволода Большое Гнездо; к) княжению Романа Мстиславича Галицкого. 1) 1097 г.; 2) 1125–1157 гг.; 3) 1136 г.; 4) 1147 г.; 5) 1153–1187 гг.; 6) 1156 г.; 7) 1157–1174 гг.; 8) 1170–1205 гг.; 9) 1176–1212 гг.; 10) 1199 г.7. Сребролюбивым и покровителем ростовщиков прослыл киевский князь: а) Вышатич; б) Путяга; в) Святополк Изяславич; г) Олег Святославич; д) Владимир Мономах.8. По мнению многих ученых, первые признаки феодализации русского общества появляются: а) уже в X в.; б) в XI в.; в) накануне монгольского нашествия; г) с принятием Судебника в 1497 г.9. «Повесть временных лет» содержит указание, что потомками «ляхов» (то есть западных славян) были восточноевропейские племена: а) полян и древлян; б) радимичей и вятичей; в) уличей и тиверцев; г) дряговичей и полочан.10. Сотрудничество митрополитов и московских князей началось при Иване Калите. Из Владимира в столицу московских князей митрополит переехал в … году: а) 1327; в) 1329; б) 1328; г) 1330.11. В эпоху раздробленности в Киеве фактическая власть была: а) у князя и бояр; б) в руках народного вече; в) у дружины; г) непрочной и переходила из рук в руки; д) у черниговских князей.12. В период раздробленности в Киеве не прекращались усобицы до тех пор, пока: а) власть не захватил Юрий Долгорукий; б) к власти не пришли бояре; в) Киев не взял с бою в 1169 г. сын Юрия Долгорукого Глеб; г) не ввели соправительство двух князей; д) не включили Киев в состав своих земель галицко-волынские князья.13. Князь в Новгороде играл роль: а) первого лица; б) второстепенную роль военного руководителя; в) киевского наместника; г) номинально верховного судьи; д) Новгородом управляло вече, и князь никакой роли не играл.14. Распад Руси принес ряд преимуществ мелким княжествам, ибо: а) ими легче управлять; б) в них проще навести порядок и легче его поддерживать; в) их военную защиту удобнее осуществлять; г) верно все указанное; д) верно а) и б).15. Во Владимиро-Суздальской земле возникли города, связанные с именами князей-строителей: а) Ярославль; б) Владимир; в) Юрьев; г) Дмитров; д) все указанные.

Этот старинный летописный термин вызывал в нашей исторической литературе разнообразные толкования. Одни видели в С. старейшин-граждан, с которыми часто совещался Владимир св.; другие - именитейших представителей знатных военных родов в Киеве, которые по своей старости и опытности имели преимущество перед прочими гражданами. Иные думают, что это - древние главы восточнославянских племен, которые сохраняли свое значение и при князьях, перейдя в состав дружины. Наконец, некоторые видят в С. градских просто городских домовладельцев, зажиточных хозяев из неслужилого класса. По мнению В. О. Ключевского, С. градские или старейшины представляли собой сначала военную администрацию города (тысяцких, сотских и десятских), а потом лучших людей , коноводов городского веча, и могут быть сопоставлены с казацкой старшиной.

  • - население, занятое в общественном производстве, находящееся на военной службе, а также людские контингенты, которые могут быть привлечены для комплектования войск и органов ПС...

    Пограничный словарь

  • - нравственные людские недостатки и ошибки, происходящие от незнания, непросвещения...

    Краткий церковнославянский словарь

  • - Название, данное оккультистами семи созидающим Лучам, рожденным из Хаоса или "Глуби"...

    Религиозные термины

  • - монахи-противники церковного землевладения в России конца 15 - начала 16 вв. См. Нестяжатели...

    Большая Советская энциклопедия

  • - монахи Кирилло-Белозерского, Ферапонтова и других монастырей, расположенных в местности между Белым и Кубенским озерами...

    Русская энциклопедия

  • - "...Людские парашюты - парашюты, которые служат для безопасного снижения человека при покидании им ВС..." Источник: ПРИКАЗ ФСВТ РФ от 12.08...

    Официальная терминология

  • - иноки Белозерских и Вологодских м-рей, не соединенные никакой внешней связью...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - кого. Волг. Разорять кого-л. Глухов 1988. /i> Старец – нищий...

    Большой словарь русских поговорок

  • - @font-face {font-family: "ChurchArial"; src: url;} span {font-size:17px;font-weight:normal !important; font-family: "ChurchArial",Arial,Serif;}  сущ. мн. - начальники или начальники синагоги...

    Словарь церковнославянского языка

  • - См. СВОЕ -...
  • - На кого Спас, на того и спасение старцы...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Не родом старцы ведутся, а кому Бог велит...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - см. Годы калечат...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. СВОЕ - ЧУЖОЕ См. ЯЗЫК -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - ...

    Формы слова

"Старцы градские или людские" в книгах

Почтенные старцы

Из книги Модернизация: от Елизаветы Тюдор до Егора Гайдара автора Маргания Отар

Почтенные старцы И вот теперь, когда все явственнее становился провал преобразований, когда все отчетливее понимал император, что на серьезные шаги он так никогда и не решится, в полный рост встал вопрос об оправданности жертв, о том, какой ценой четверть века назад

ПОМОЛОДЕВШИЕ СТАРЦЫ

Из книги История человеческой глупости автора Рат-Вег Иштван

ПОМОЛОДЕВШИЕ СТАРЦЫ Но человечество не могло успокоиться, что его лишили самой красивой мечты.Хотя Источник Юности и не существует, помолодевшие люди все же есть. Серьезные ученые, известные путешественники уверяли, что встречали таких.Наиболее известен случай с

Людские надежды

Из книги В сибирских лагерях. Воспоминания немецкого пленного. 1945-1946 автора Герлах Хорст

Людские надежды Время тянулось однообразно, пока не наступил один весенний день. Погода стояла холодная и дождливая, и наша одежда промокла насквозь, но никто не обращал на это внимания; мы продолжали класть шпалы. В тот день многие не вышли из барака из-за болезни, и в

Людские потери

Из книги 1812 год - трагедия Беларуси автора Тарас Анатолий Ефимович

Людские потери Беларуское население западных губерний оплатило войну России с Францией колоссальными жертвами - до 25 % жителей погибло во время сражений, от рук французских и русских оккупантов, от голода и холода, от болезней и эпидемий. В ряде городов и местечек

Масоны и старцы

Из книги Пятый ангел вострубил автора Воробьевский Юрий Юрьевич

Масоны и старцы Однажды епископ Воронежский Тихон возразил нечто по поводу западноевропейского «прогресса» одному из местных «образованных» помещиков. В ответ святой и чудотворец получил увесистую пощечину. Диалог нарождающегося «свободомыслия» и веры был именно

Оптинские старцы

Из книги Великие пророчества о России автора Бурин Сергей Николаевич

«Старцы»

Из книги Россия: народ и империя, 1552–1917 автора Хоскинг Джеффри

«Старцы» Для стороннего наблюдателя церковь XVIII–XIX веков представляла жалкое зрелище: бедная, зависимая от государства, отбивающаяся от многочисленных противников, изолированная от общественной и интеллектуальной жизни. И тем не менее, именно в это время появились

Таинственные старцы

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Таинственные старцы Малик Каюмов рассказал, что в тот день он зашел в местную чайхану выпить чаю, где встретил каких-то трех незнакомых старцев. Старики спросили его, имеет ли он отношение к раскопкам в гробнице. Каюмов подтвердил, что имеет. Тогда старцы показали ему

«Заволжские старцы»

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗА) автора БСЭ

КОЗА И СТАРЦЫ

Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина Яковлевна

КОЗА И СТАРЦЫ Яйца курицу… учат «Белые платочки»… Этот образ уже прочно вошел в нашу жизнь и вызывает вполне определенные ассоциации. Прежде всего - со старческим возрастом. Хотя белые косынки можно увидеть и на молодых женщинах, и на девушках, и даже на малютках, еще не

67. Далекие старцы

Из книги Собрание автора Шварц Елена Андреевна

67. Далекие старцы Вот я лежу на дне колодца Самоиграющею лютней - Святые, видите меня, Вы на горах своих лиловых? И шепотом, но бестелесным, Но световым таким шуршаньем Они мне отвечают: «Видим Чрез шар летающий хрустальный И даже иногда играем На струнах мы твоих Иной

Первые старцы

Из книги Повседневная жизнь отцов-пустынников IV века автора Ренье Люсьен

Первые старцы Среди первых монахов, которые пришли в пустыню, лишь немногие смогли полностью реализовать свой замысел: прожить и умереть в полном уединении, не зная о существовании остальных. Это - исключения, а не правило. Все те, кого мы знаем, стали знамениты именно

Старцы

Из книги Люди Греческой Церкви [Истории. Судьбы. Традиции] автора Тишкун Сергий

Старцы – Вы месяцами проводили время в монастырях, на Афоне, и в итоге женились…– Монахи, наверное, хотели меня видеть одним из них, так как я был близок к ним. Но я учился в Салониках, ездил на Афон, возвращался – и в какой-то момент четко понял, что хочу жить в браке.Я

Старцы. Старцы Варн и Исидор Гефсиманс:

Из книги Духовник царской семьи. Архиепископ Феофан Полтавский, Новый Затворник (1873–1940) автора Бэттс Ричард

Старцы. Старцы Варн и Исидор Гефсиманс: С юных лет будущий Владыка искал духовного совета у опытных, по слову Святых Отцов. Вначале это были просто духовники, а затем, по окончании академии и принятии монашества, он руководствовался в своей духовной жизни благодатными,

ГЛАВА 4 Старцы

Из книги Флавиан. Восхождение автора Торик Протоиерей Александр

ГЛАВА 4 Старцы Маленькая пристань Дафни встретила нас министолпотворением, обычным при приходе туда большого парома. Это столпотворение бывает здесь один раз в сутки в течение получаса, когда с большого парома (в нашем случае это был «Агион Пантелеимонос») сходят монахи

В Повести временных лет сохранились лишь обрывки вос­поминаний о старцах градских. Подобно мимолетным видени­ям проходят они перед взором исследователя и точно сказать,

1 Там же, стр. 852.

2 Повесть временных лет, ч. I, стр. 13, 20.

3 П.И.Засурцев. Новгород, открытый археологами. М., 1967, стр. 11.

4 В.В.Седов. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. М., 1970, стр. 77,91.

кого разумел под ними летописец, к сожалению, невозможно. Но, несмотря на неопределенность их социального облика, ис­торики не упускали случая, чтобы высказать ту или иную вер­сию относительно общественной функции, которую приходи­лось им выполнять. Такое внимание ученых к старцам град­ским объясняется прежде всего тем, что в летописи они пока­заны на фоне событий, имеющих принципиальное значение для воссоздания социально-политических порядков, бытовав­ших на Руси X в. Еще Н.М.Карамзин, характеризуя состояние древней России, обратился и к градским старейшинам, «кото­рые летами, разумом и честию, заслужив доверенность, могли быть судиями в делах народных» 1 . И.Ф.Г.Эверсу старцы град­ские тоже казались мужами, благодаря своей старости и опыт­ности получившими решительное преимущество перед други­ми согражданами. Однако, в отличие от Н.М.Карамзина, И.Ф.Г.Эверс, будучи зачинателем родовой теории, сделал старцев почетнейшими мужами в воинских родах, обитавших в городе. 2 По мысли А.Рейца, старейшины, поселившиеся в городе, усвоили имя старцев градских. 3 Они - не просто ста­рые люди, а знатные начальники племен, славянские вожди, присоединившиеся к государю-князю и перешедшие «в класс знатнейших слуг его». 4 С.М.Соловьев, в чьих произведениях родовая теория достигла конечных вершин, изображал старцев градских в качестве родоначальников и старших в роде. При-

1 Н.М.Карамзин. История Государства Российского, т. I. СПб., 1892, стр. 160.

2 И.Ф.Г.Эверс. Древнейшее русское право в историческом его раскры­тии. СПб., 1835, стр. 244.

3 А.Рейц. Опыт истории российских государственных и гражданских законов. М., 1836, стр. 30 (прим.).

4 Там же, стр. 29.

5 С.М.Соловьев. Очерк нравов, обычаев и религии славян, преимуще­ственно восточных, во времена языческие. «Архив историко-юридических сведений, относящихся до России», кн. 1, отд. 1. М., 1850, стр. 20; Его же. История России с древнейших времен, кн. 1. М., 1959, стр. 223.

мерно в том же духе рассуждал С.Шпилевский, причисляя старцев градских к представителям родовых начал обществен­ного союза, наблюдаемого в истории России X столетия. 1 Со­чувственно воспринимал идеи С.М.Соловьева и Н.Хлебников, усматривавший в слове «старейшина» титул, каким «пользо­вались главы рода». 2 При этом Н.Хлебников подчеркивал, что было бы странно думать, будто старейшины есть старшие по возрасту, ибо организации, «где бы старшие играли первосте­пенную роль, мы не встречаем нигде». И хотя Н.Хлебников здесь имел в виду Н.М.Карамзина, его утверждение могло быть направлено и против В.И.Сергеевича, поскольку в пер­вом издании книги «Вече и князь» старцы градские представ­лены убеленными сединой стариками, благодаря маститой старости занявшими почетные и передовые места в обществе.

В тот год, когда С.М.Соловьев напечатал свей «Очерк нра­вов, обычаев и религии славян», А.Тюрин выпустил неболь­шую книгу «Общественная и духовная жизнь и земские отно­шения в Древней Руси», где тоже коснулся вопроса о старцах градских. Автор показал их в эволюции: от родовых старей­шин до общинных, иначе - земских. В эпоху Владимира-крестителя старцы были уже земскими старейшинами. 5 Эти взгляды А.Тюрина оказались как бы посредине двух противо­положностей: теорий родового и общинного начал в истории

1 С.Шпилевский. Об участии земщины в делах правления до Ивана IV. «Юридический журнал», 1861, № 5, стр. 209, 217.

2 Н.Хлебников. Общество и государство в домонгольский период рус­ской истории. СПб., 1872, стр. 23 (Н.Хлебников под старейшинами пони­мал старцев градских. См.: Там же, стр. 22 - 24, 92 - 93.).

4 В.И.Сергеевич. Вече и князь. М., 1867, стр. 44 (прим.). Позднее В.И.Сергеевич заговорил о старцах в более аморфных выражениях, назы­вая их «лучшими элементами населения», «лучшими людьми». См.: В.И.Сергеевич. Русские юридические древности, т. П. СПб., 1900, стр. 343.

5 А.Тюрин. Общественная жизнь и земские отношения в Древней Ру­си. СПб., 1850, стр. 61-62.