Болезни Военный билет Призыв

Стансы ночи анализ. Сравнительный анализ стихотворений И. Аннеского «Стансы ночи» и А. Ахматовой «Подражание И.Ф. Аннескому» (Сравнительный анализ). Стихотворения, не вошедшие в книги

«Мне не хватает мотивации» — часто приходится слышать от людей, которые не могут что-то сделать, в силу какого-то внутреннего сопротивления, например, лени. Но когда говорят о мотивации, обычно имеют ввиду стимул. Чем же отличаются эти понятия? Действительно ли людям так необходим стимул, чтобы что-то делать? Давайте попробуем разобраться. В этой статье я попытаюсь разоблачить мифы о мотивации, которыми просто кишит интернет и популярная литература.

Миф 1. Мотивация и стимулирование это одно и то же

Люди путают понятия мотивации и стимулирования, смешивают их и под первым понимают второе. Вопрос тут не в споре об определениях. Как что называть не так уж важно. Это нужно, в первую очередь, для того, чтобы не объединять две принципиально различные вещи в одном определении, не путать их друг с другом. Потому что мотивация есть всегда, а стимулы создаем мы сами; в мотивации нет ничего плохого и противоестественного, тогда как погоня за стимулами может сделать нас безвольными и несамостоятельными. То есть, разница есть и она существенна.

Понятия стимула и мотивации взяты мной несколько произвольно и, вероятно, то, что я под ними понимаю, не совсем соответствует академическим терминам. Но я не думаю, что сильно погрешу против научной истины, если, для лучшего понимания, опишу два разных по смыслу явления разными понятиями.

Итак, мотивация, это разумный и естественный побудительный мотив наших действий, например, мы хотим заниматься спортом ради нашего здоровья и развития полезных в жизни качеств. Это то что нас мотивирует. А вот стимуляция это создание какого-то стимула, ради того, чтобы снизить сопротивление на пути достижения какой-то цели (или свести это сопротивление к нулю). Например, мы желаем заниматься спортом, но мы ленивы и не можем себя заставить. Мы нанимаем тренера, который будет стимулировать нас (звонить нам если мы не пришли на тренировку, постоянно говорить нам: «давай, слабак, ты сможешь…»). Мы устанавливаем фотографию Шварцнегерра, таким образом, чтобы она маячила перед носом и постоянно напоминала нам о возможном результате наших занятий. Это все стимулирование.

Если мотивация это какое-то стремление, отражающее вполне естественное желание, то стимул это, как правило, нечто искусственное, кратковременное, то, что создаем мы сами или то, что для нас создают обстоятельства. Стимул не помогает быстрее достичь цели, он просто делает ее достижение более простым, заставляет нас постоянно «хотеть» этой цели, подстегивает нас, о чем-то нам напоминает. Стимул скорее относится к средству, тогда как мотивация отражает цель. Вы, предположим, работаете в поте лица, чтобы заработать больше денег, открыть собственное дело и покинуть стены офиса. Это мотивация. Ваш начальник постоянно подгоняет вас, отчитывает или хвалит, премирует или штрафует, чтобы вы лучше работали. Это стимул. Стимул это нечто из разряда «кнута и пряника».

Стимул, также, существует в таких обстоятельствах, которые характеризуются отсутствием выбора. Если к вашему виску подставляют дуло и говорят «работай», то это стимулирование. В данном случае ваше сопротивление работе сводится до нуля. У вас нет выбора. Под давлением жесткого стимула может работать каждый, но стоит этот стимул убрать у многих опустятся руки.

Так вот, когда говорят, мне не хватает мотивации чтобы чем-то заниматься спортом, например, обычно имеют ввиду «у меня недостаточно стимула», ведь мотивации не может не быть, она есть у всех! Так как здоровье — абсолютное благо, желание лучше себя чувствовать — естественное желание любого человека!

Поэтому фразы «мотивация для похудения» или «мотивация для успеха» логически не верны и являются, в некотором роде, тавтологиями, так как похудение и успех, а точнее то, каких результатов мы ждем от этого процесса (красота, здоровье, привлекательность, материальный достаток, финансовая независимость) и есть наша мотивация!

Почему нам сложно себя заставлять делать то, чего мы не хотим делать?

Но людям, порой, тяжело «подпитываться» исключительно долгосрочной целью, маячащей где-то далеко на горизонте. В самом деле, здоровье, хорошее самочувствие, сильные мышцы, деньги появятся не сразу, стоит нам только начать двигаться к этому, это будет когда-то не скоро. Временная удаленность такой цели делает ее практически невидимой, она стремительно меркнет на фоне незначительных, но текущих желаний: поесть, поспать, «забить» и повалять дурака. Я писал об этом в другой своей статье (), здесь немножко повторю.

В этом заключается мудрость и глупость нашего тела. Наши инстинкты не обладают «чувством перспективы», они «настроены» таким образом, что реагируют только на сиюминутные раздражители. Мудрость здесь заключается в своевременности и оперативности подачи сигналов о потребностях тела. Глупость же состоит в том, что без контроля со стороны разума слепые инстинкты, порой, не в состоянии «понять», что для нас хорошо, а что плохо. Наш организм будет требовать сигареты, «дозы», хотя ум понимает, что это ему только вредит. Но тело ничего не знает о возможном вреде и оно будет просить того, чего оно хочет.

Поэтому многим из нас сложно или , например. Ведь наш организм, на уровне инстинктов не находит целесообразным всю эту физическую активность или отказ от сигарет, ведь она не направлена на получение какой-то мгновенной выгоды для нас, для нашего тела, это не отвечает никакой текущей потребности. Поэтому организм будет протестовать.

Для того, чтобы как-то «обойти» эту преграду и придуманы различные стимулы.

Миф 2. «Для того, чтобы заставить себя делать что-то полезное, мне нужен стимул»

Многие не могут или, скорее, думаю что не могут обходиться без стимулов и постоянно их ищут, а их отсутствием оправдывают свое бездействие. Чтобы заняться чем-то таким, что лежит по ту сторону удовлетворения текущих потребностей им требуется стимул. Но что происходит, когда этот стимул исчезает? Это случается в силу объективных причин (у вас кончились деньги на персонального тренера) или — в силу внутренних (многие стимулы испытывают «инфляцию» и если сначала суровый вид личного тренера вдохновлял вас на занятия, то теперь уже нет).

А происходит следующее, в отсутствии стимула у вас опустились руки, вы бросили свои занятия. Какой важный вывод можно сделать касательно этого? А такой, что вы стали зависимы от стимулирования , без которого вы уже ничего не можете! А стимул — это всегда явление преходящее, временное, которым человек пресыщается (любой руководитель знает как тяжело постоянно стимулировать своих сотрудников, постоянно приходится придумывать что-то новое, не ослаблять хватку, поэтому компании ищут людей с мотивацией (карьерный рост, профессиональное развитие и т.д.)), поэтому быть зависимым от него просто глупо и невыгодно. То стимул есть, то его нет.

Когда вы гонитесь за стимулами, вы только поощряете свою неспособность делать что-то самостоятельно, вопреки своему нежеланию; вы усугубляете свой недостаток самоорганизации: вам становится сложно работать, когда над вами не стоит начальник, который бы контролировал вас, вы лишаетесь воли и самостоятельности. (многие люди объясняют этим свое неумение работать дома или иметь свое дело…; можно назвать это как синдром «зависимости от надзирателя»)

Умение преодолевать внутреннее сопротивление — мера развитой воли и самоорганизации!. А если вы не научитесь перешагивать через себя без всяких стимулов, то у вас не будет получаться ставить перед собой долгосрочные цели и выполнять их.

Вывод: не нужно гнаться за стимулами! Это не значит, что стимулов необходимо избегать, так как они будут появляться сами собой, и в этом нет ничего плохого. Это значит, что не следует пребывать в маниакальном поиске стимулов, зависеть от них, оправдывать свою лень их отсутствием!

Например, вы пришли в тренажерный зал, начали выполнять упражнения. Помимо вас в зале находятся люди, которые, судя по всему, посещают зал давно. Вы чувствуете, что на вас обращены оценивающие взгляды матерых «качков» (на самом деле, чаще всего это просто навязчивая мысль с элементом паранойи, но в контексте этого примера, это не важно) и поэтому испытываете стимул выполнять упражнения правильно и не сачковать.

Нет ничего плохого в том, что что-то подстегнуло вас заниматься лучше, такое случается. Но вот все люди покинули помещение, оставив вас одного. Вот тут то и кроется важный момент. Если вы были зависимы от стимула, то тогда сразу бы начали сачковать, ведь на вас уже никто не смотрит. Но принцип состоит в том, чтобы продолжать заниматься в том же духе, просто сейчас это стало сложнее, чем пару минут назад: сопротивление возросло и требуется бОльшее усилие воли, для того, чтобы продолжать упражнение. Вы не останавливаетесь и проводите тренировку правильно.

Можно воспользоваться тем, что мы начали говорить о тренажерном зале и сделать весьма уместное сравнение. В отсутствии стимула наша воля «поднимает больший вес», чем тогда, когда стимулирование есть, следовательно, лучше развивается.

Поэтому выкиньте из головы все советы, вроде «ходите в тренажерный зал друзьями, тогда у вас не будет стимула пропускать занятия». А что будет если друзья «забьют»? У вас сразу пропадет все стремление, только потому что кто-то передумал ходить? Не ставьте себя в зависимость от сторонних факторов! Вы должны заниматься спортом не потому что, если вы не будете этого делать вам станет стыдно перед кем-то, а затем, чтобы иметь здоровое, крепкое тело, дольше жить и меньше болеть! Я говорю здесь о спорте, потому что эти примеры весьма уместны в контексте мотивации.

Не ждите, что всегда все будет даваться легко. Иногда, действительно, многое идет без усилий, на каком-то «вдохновении» и это зависит от настроения. Но необходимо настроится на то, что будут периоды, когда делать чего-то ну совсем не хочется. Невозможно быть вдохновленным постоянно. И именно в те моменты, когда вы делаете что-то через самое большое «не хочу», ваши личностные навыки получают самое сильное развитие.

Не зацикливайтесь на стимулировании. Пускай на полезную деятельность вас толкает именно мотивация, ваше естественное желание развития, а не какой-то кнут или пряник. Ведь умение пренебрегать сиюминутными желаниями в пользу долгосрочной цели, планировать свое будущее и приносить ему в жертву настоящее, это то, что отличает человека от животного. Животное не умеет жертвовать потребностями тела, если ему чего-то хочется, оно к этому идет. Но человек имеет возможность отказывать себе в своих желаниях, руководствуясь разумом и реализуя его требования посредством воли.

Развитая и самостоятельная личность уверенно продолжает движение к своей цели даже тогда, когда морковка, маячащая перед носом, исчезает, а ноги останавливаются и не хотят идти дальше. Пускай это движение теперь затруднено: ноги с огромной неохотой делают короткие шаги, шаркая ступнями по земле, а тело ноет и сопротивляется. Зато, в такие моменты, расцветает и торжествует ваша воля, которой удалось вырваться из пленительных оков вашего тела, и утвердиться во власти разума над плотью, постоянного над преходящим, свободы над пленом…

. ЖТБЗНЕОФЩ УФБФШЙ

йООПЛЕОФЙК бООЕОУЛЙК

ЖТБЗНЕОФ ЛОЙЗЙ (зМБЧБ II "дЕЧСФЙУПФЩЕ ЗПДЩ", ЙЪ 6)

йУФПЮОЙЛ ФЕЛУФБ: вБЕЧУЛЙК ч. у. йУФПТЙС ТХУУЛПК МЙФЕТБФХТЩ XX ЧЕЛБ. 2-Е ЙЪДБОЙЕ, РЕТЕТБВ. Й ДПР. н., сЪЩЛЙ УМБЧСОУЛПК ЛХМШФХТЩ, 2003. у. 36, 43-48. (1-Е ЙЪДБОЙЕ: н.:, сЪЩЛЙ ТХУУЛПК ЛХМШФХТЩ, 1999).

36

л РПЬФЙЮЕУЛПНХ РПЛПМЕОЙА вТАУПЧБ РТЙОБДМЕЦБМЙ Й ДТХЗЙЕ ДЕЛБДЕОФЩ - лПОУФБОФЙО вБМШНПОФ, жЈДПТ уПМПЗХВ, йООПЛЕОФЙК бООЕОУЛЙК, ъЙОБЙДБ зЙРРЙХУ. чПКДС Ч МЙФЕТБФХТХ Ч ЛПОГЕ XIX ЧЕЛБ, ПОЙ РЕТЕЦЙМЙ ФЧПТЮЕУЛЙК ТБУГЧЕФ Ч ДЧХИ РЕТЧЩИ ДЕУСФЙМЕФЙСИ ЧЕЛБ ДЧБДГБФПЗП.

43

Л РПЛПМЕОЙА ДЕЛБДЕОФПЧ Й РП ЧПЪТБУФХ, Й РП ПУОПЧОЩН ПУПВЕООПУФСН ФЧПТЮЕУФЧБ РТЙОБДМЕЦБМ Й йООПЛЕОФЙК жЈДПТПЧЙЮ бООЕОУЛЙК (1856-1909)* . йНЕООП ПО У РТЕДЕМШОПК УЙМПК Й РПМОПФПК ЧЩТБЪЙМ ИХДПЦЕУФЧЕООПЕ НЙТПЧПЪЪТЕОЙЕ НПДЕТОЙЪНБ, ПЛБЪБМ ЪОБЮЙФЕМШОПЕ, ЧП НОПЗЙИ ПФОПЫЕОЙСИ ТЕЫБАЭЕЕ ЧМЙСОЙЕ ОБ РПЬЪЙА XX Ч.
* хДЙЧМСЕФ, ЮФП Й Ч 1999 ЗПДХ ЗПД ТПЦДЕОЙС бООЕОУЛПЗП ПВПЪОБЮБЕФУС РП ОБДЗТПВЙА, Б ОЕ РП ЖБЛФХ.

ьФП ВЩМ ЮЕМПЧЕЛ ЪБНЛОХФЩК, УБНПХЗМХВМЈООЩК, ЪБЛМАЮЈООЩК Ч ВТПОА ИПМПДОПК РЕФЕТВХТЗУЛПК ЛПТТЕЛФОПУФЙ* . пО УМХЦЙМ РП ЧЕДПНУФЧХ ОБТПДОПЗП РТПУЧЕЭЕОЙС, ПДОП ЧТЕНС ВЩМ ДЙТЕЛФПТПН гБТУЛПУЕМШУЛПК ЗЙНОБЪЙЙ, ЗДЕ ХЮЙМЙУШ ОЕУЛПМШЛП ВХДХЭЙИ РПЬФПЧ, Ч ФПН ЮЙУМЕ оЙЛПМБК зХНЙМЈЧ.
* ьФП ПДОПУФПТПООСС ИБТБЛФЕТЙУФЙЛБ, ОЕ УПЗМБУХАЭБСУС УП УЧЙДЕФЕМШУФЧБНЙ УПЧТЕНЕООЙЛПЧ й. ж. бООЕОУЛПЗП. "пДОП ЧТЕНС" ДБМЕЕ - ЬФП РПЮФЙ 10 МЕФ.

44

бООЕОУЛЙК ВЩМ ЪОБФПЛПН Й РПЛМПООЙЛПН БОФЙЮОПУФЙ, ПО РЕТЕЧЈМ ЧУЕ ФТБЗЕДЙЙ ЧЕМЙЛПЗП ДТЕЧОЕЗТЕЮЕУЛПЗП ДТБНБФХТЗБ ьЧТЙРЙДБ Й УБН ОБРЙУБМ ОБ ФЕНЩ ЗТЕЮЕУЛПК НЙЖПМПЗЙЙ ЮЕФЩТЕ ФТБЗЕДЙЙ, ОП ФБЛ, ЮФП, РП ЕЗП УМПЧБН, Ч ОЙИ "ПФТБЪЙМБУШ ДХЫБ УПЧТЕНЕООПЗП ЮЕМПЧЕЛБ". дМС ЧПУРТЙСФЙС ьЧТЙРЙДБ Й УПВУФЧЕООЩИ ФТБЗЕДЙК бООЕОУЛПЗП ОХЦОБ ЧУЕПВЯЕНМАЭБС ЛХМШФХТБ, ЛПФПТПК ПВМБДБАФ МЙЫШ ОЕНОПЗЙЕ. пО Й Ч ЦЙЪОЙ ВЩМ ДЕЛБДЕОФПН* . пДОБЦДЩ Ч ЗПУФЙОПК иПДБУЕЧЙЮ УРТПУЙМ:

РТПУФЙФЕ, йООПЛЕОФЙК жЈДПТПЧЙЮ, С, ЛБЦЕФУС, ЪБОСМ ЧБЫЕ НЕУФП?
- рПЦБМХКУФБ, РПЦБМХКУФБ, НПЈ НЕУФП - ОБ ЛМБДВЙЭЕ, - ХУМЩЫБМ ПО Ч ПФЧЕФ** .

* йТПОЙЮОП-УЛЕРФЙЮЕУЛПЕ ПФОПЫЕОЙЕ Л ДЕЛБДЕОФУФЧХ УБНПЗП й. ж. бООЕОУЛПЗП ЙЪЧЕУФОП.
** уН. Ч УПВТБОЙЙ УФБФША ч. ж. иПДБУЕЧЙЮБ "пВ бООЕОУЛПН" . фТХДОП УЛБЪБФШ, ЧУФТЕЮБМУС МЙ ПО У й. ж. бООЕОУЛЙН ЧППВЭЕ. й ДБМЕЕ - ФТХДОП ОБЪЧБФШ ТБУУХЦДЕОЙЕ БЧФПТБ, У ЛПФПТЩН С НПЗ ВЩ УПЗМБУЙФШУС.

бООЕОУЛЙК УМПЧОП ВЩ ОБТПЮОП ПФЗПТБЦЙЧБМУС ПФ УМХЮБКОПЗП ЮЙФБФЕМС; РПУМЕДОСС ЕЗП ФТБЗЕДЙС ОБРЕЮБФБОБ ФЙТБЦПН Ч 100 ЬЛЪЕНРМСТПЧ. пО НОПЗП Й ЧЕМЙЛПМЕРОП РЕТЕЧПДЙМ ХФПОЮЈООЩИ ЖТБОГХЪУЛЙИ БЧФПТПЧ ЛПОГБ XIX Ч., ЛПФПТЩИ ОБЪЩЧБМЙ РТПЛМСФЩНЙ РПЬФБНЙ, ЛПФПТЩЕ ФПЦЕ ОХЦОЩ Й ЙОФЕТЕУОЩ ВЩМЙ МЙЫШ ЪОБФПЛБН. й ПФ ЧУЕИ УЛТЩЧБМ, ЮФП РЙЫЕФ ПТЙЗЙОБМШОЩЕ МЙТЙЮЕУЛЙЕ УФЙИЙ.

бООЕОУЛЙК ЧРЕТЧЩЕ ЧЩУФХРЙМ У ОЙНЙ Ч РЕЮБФЙ Ч ЧПЪТБУФЕ 48 МЕФ - УМХЮБК ОЕВЩЧБМЩК ДМС РЕТЧПЛМБУУОПЗП РПЬФБ. ч 1904 З. ПО ЙЪДБМ "фЙИЙЕ РЕУОЙ" (У РТЙМПЦЕОЙЕН УЧПЙИ РЕТЕЧПДПЧ ЙЪ ЖТБОГХЪУЛПК РПЬЪЙЙ). й ФЕРЕТШ ПО ОЕ РТЙЪОБМУС Ч УЧПЕН БЧФПТУФЧЕ, УЛТЩМУС ЪБ РУЕЧДПОЙНПН. чНЕУФП ЖБНЙМЙЙ БЧФПТБ ОБ ЛОЙЗЕ ВЩМП ОБРЕЮБФБОП: "оЙЛ. ф-П" (ЮЙФБЕФУС "ОЙЛФП"). фБЛ (ФПМШЛП РП-ДТЕЧОЕЗТЕЮЕУЛЙ) ОБЪЧБМУС ИЙФТПХНОЩК пДЙУУЕК Ч РЕЭЕТЕ рПМЙЖЕНБ. йНС БЧФПТБ "фЙИЙИ РЕУЕО" ПУФБМПУШ ОЕЙЪЧЕУФОП ДБЦЕ Ч УБНПН ФЕУОПН МЙФЕТБФХТОПН ЛТХЗХ рЕФЕТВХТЗБ. ч ЬФП ЧТЕНС Ч МЙФЕТБФХТХ ЧИПДЙМ УФХДЕОФ вМПЛ. ч ТЕГЕОЪЙЙ ПО ЮХФШ-ЮХФШ УЧЩУПЛБ, ЛБЛ ОЕПРЩФОПЗП ДЕВАФБОФБ, РПИЧБМЙМ оЙЛ. ф-П Й ФХФ ЦЕ РПРЕОСМ ЕНХ ОБ "ВЕЪЧЛХУЙЕ ОЕЛПФПТЩИ УФТПЛ Й ДЕЛБДЕОФУЛЙЕ ЙЪМЙЫЕУФЧБ".

б Ч ОЕДТБИ ЬФПК ЧОЕЫОЕ УРПЛПКОПК, ПВТБЭЈООПК Ч ЗМХВШ УЕВС МЙЮОПУФЙ ВХЫЕЧБМ НПЗХЮЙК РПЬФЙЮЕУЛЙК ФЕНРЕТБНЕОФ. вЕЪ ЬФПЗП ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ РПЬФБ. ч 1909 З. ДМС РТПДЧЙЦЕОЙС Ч РХВМЙЛХ ОПЧЩИ ИХДПЦЕУФЧЕООЩИ РПОСФЙК, Ч ЮБУФОПУФЙ ОПЧПК РПЬЪЙЙ, ВЩМ УПЪДБО ЦХТОБМ "бРПММПО". бООЕОУЛЙК РПДЗПФПЧЙМ ДМС ОЕЗП ГЙЛМ УФЙИПФЧПТЕОЙК. тЕДБЛФПТ ОБРЕЮБФБМ ЙИ ОЕ УТБЪХ, Б ПФЛМБДЩЧБМ ПФ ОПНЕТБ Л ОПНЕТХ: УМХЮБК ПВЩЮОЩК Ч ЦХТОБМШОПК РТБЛФЙЛЕ. бООЕОУЛЙК ОБУФБЙЧБМ, ОЕТЧОЙЮБС, УФЙИПФЧПТЕОЙС ОЕ РПСЧМСМЙУШ. й бООЕОУЛЙК УЛПТПРПУФЙЦОП УЛПОЮБМУС - ОБ ИПДХ, Х РПДЯЕЪДБ гБТУЛПУЕМШУЛПЗП ЧПЛЪБМБ Ч рЕФЕТВХТЗЕ, Ч ЛПОГЕ ЛПТПФЛПЗП ЪЙНОЕЗП ДОС.

бООЕОУЛЙК УПЪДБМ ОПЧЩК СЪЩЛ РПЬЪЙЙ, ЧУЛПТЕ ЙН ЪБЗПЧПТЙМЙ ЧУЕ ЧЩДБАЭЙЕУС РПЬФЩ УЕТЕВТСОПЗП ЧЕЛБ. рХЫЛЙО Й ДТХЗЙЕ РПЬФЩ-ЛМБУУЙЛЙ, ПУПВЕООП вБТБФЩОУЛЙК - ВПМЕЕ, ЮЕН ЛФП-МЙВП вБТБФЩОУЛЙК, зБНМЕФ-вБТБФЩОУЛЙК, РП УМПЧХ рХЫЛЙОБ, - ЬНПГЙЙ Й ЮХЧУФЧБ РЕТЕДБЧБМЙ РПУМЕДПЧБФЕМШОП, БОБМЙЪЙТПЧБМЙ ЙИ У РПНПЭША ТБУУХДЛБ. бООЕОУЛЙК ВПМЕЕ ТЕЫЙФЕМШОП, ЮЕН ЕЗП УПЧТЕНЕООЙЛЙ, РПТЧБМ У ЬФПК ФТБДЙГЙЕК, ПФЧЕТЗ РПЬФЙЛХ РПУМЕДПЧБФЕМШ-

45

ОПЗП РПЧЕУФЧПЧБОЙС ПВ ЬНПГЙСИ Й РЕТЕЦЙЧБОЙСИ, ЪБНЕОЙМ ЕЈ ЙТТБГЙПОБМШОПК РПЬФЙЛПК БУУПГЙБГЙК.

бУУПГЙБГЙЙ - ЬФП УЧСЪЙ, ЛПФПТЩЕ ОЕРТПЙЪЧПМШОП ЧПЪОЙЛБАФ Ч РУЙИЙЛЕ НЕЦДХ ОЕУЛПМШЛЙНЙ РТЕДУФБЧМЕОЙСНЙ, ПВТБЪБНЙ, НЩУМСНЙ. й ЧПФ бООЕОУЛЙК РЙЫЕФ ФБЛ, УМПЧОП ПО ОЕ ТБЪНЩЫМСС УМЕДХЕФ ЪБ УЧПЙНЙ ОЕРТПЙЪЧПМШОЩНЙ БУУПГЙБГЙСНЙ, ЪБОПУС ОБ ВХНБЗХ УМХЮБКОЩЕ ЮХЧУФЧБ Й НЩУМЙ Ч УМХЮБКОПН РПТСДЛЕ.

уПРПУФБЧЙН УФЙИПФЧПТЕОЙЕ бООЕОУЛПЗП "уФБОУЩ ОПЮЙ" УП УФЙИПФЧПТЕОЙЕН рХЫЛЙОБ "с РПНОА ЮХДОПЕ НЗОПЧЕОШЕ...". рХЫЛЙО РЕТЕДБЈФ РЕТЕЦЙЧБОЙЕ НОПЗЙИ Й ТБЪОППВТБЪОЩИ ЮХЧУФЧ, ЙИ ЙЪНЕОЮЙЧПУФШ, ЛПМЕВБОЙС. оП ТБУУЛБЪ П ДЧЙЦЕОЙЙ ЮХЧУФЧ рХЫЛЙО УФТПЙФ РПУМЕДПЧБФЕМШОП, ПО УФТПЗП ЛПОФТПМЙТХЕФ ДЧЙЦЕОЙЕ ЮХЧУФЧ ТБЪХНПН. уРЕТЧБ ПО ХФЧЕТЦДБЕФ; РПФПН ПФТЙГБЕФ; ОБЛПОЕГ, ПФТЙГБЕФ ФП, ЮФП ПФТЙГБМ, Ф. Е. ЧПЪЧТБЭБЕФУС Л ЙЪОБЮБМШОПНХ ХФЧЕТЦДЕОЙА, ЛПФПТПЕ Й ФПТЦЕУФЧХЕФ. чУЕ ФТЙ ЮБУФЙ УФТПЗП УПТБЪНЕТОЩ, УПДЕТЦБФ РП ЧПУЕНШ УФЙИПЧ; ЧУЕ ФТЙ ЮБУФЙ РТЙВМЙЪЙФЕМШОП ПДЙОБЛПЧП ЧЩУФТПЕОЩ.

с РПНОА ЮХДОПЕ НЗОПЧЕОШЕ:
рЕТЕДП НОПК СЧЙМБУШ ФЩ,
лБЛ НЙНПМЈФОПЕ ЧЙДЕОШЕ,
лБЛ ЗЕОЙК ЮЙУФПК ЛТБУПФЩ.

ч ФПНМЕОШСИ ЗТХУФЙ ВЕЪОБДЕЦОПК,
ч ФТЕЧПЗБИ ЫХНОПК УХЕФЩ
ъЧХЮБМ НОЕ ДПМЗП ЗПМПУ ОЕЦОЩК,
й УОЙМЙУШ НЙМЩЕ ЮЕТФЩ.

ьФЙ ЧПУЕНШ УФЙИПЧ ПВМБДБАФ УЧПЕК ЧОХФТЕООЕК МПЗЙЛПК: Ч РЕТЧПН УФЙИЕ ЖПТНХМЙТХЕФУС УППВЭЕОЙЕ, Ч УМЕДХАЭЙИ ПОП РПДТПВОП ТБЪЧЙЧБЕФУС. рП ФБЛПК ЦЕ УИЕНЕ ЧЩУФТПЕОЩ ДЧЕ ДТХЗЙЕ ЮБУФЙ УФЙИПФЧПТЕОЙС рХЫЛЙОБ.

фЕРЕТШ ПВТБФЙНУС Л УФЙИПФЧПТЕОЙА бООЕОУЛПЗП "уФБОУЩ ОПЮЙ" (УФБОУЩ - ЬФП ПФОПУЙФЕМШОП УБНПУФПСФЕМШОЩЕ УФТПЖЩ).

нЕЦ ФЕОЕК РПЗБУМЙ УПМОГБ РСФОБ
оБ РЕУЛЕ Ч ЪБЗТЕЪЙЧЫЕН УБДХ.
чУЈ Ч ФЕВЕ ФБЛ УМБДЛП-ОЕРПОСФОП,
оП ФЧПЈ ЪБРПНОЙМ С: "рТЙДХ".

оЕ УЮЕУФШ УФЙИПФЧПТЕОЙК, ЛПФПТЩЕ ТБУУЛБЪЩЧБАФ П ФПН, ЮФП ПОБ ОБЪОБЮЙМБ ЕНХ УЧЙДБОЙЕ. нЩ ЦДЈН: РТЙЫМБ ПОБ ЙМЙ ОЕ РТЙЫМБ?

юЈТОЩК ДЩН, ОП ФЩ ЧПЪДХЫОЕК ДЩНБ,
фЩ ОЕЦОЕК РХЫЙОПЛ Х МЙУФБ.

46

рПЛБ НЩ ЧЙДЙН, ЮФП ПФЧЕФ ПФЛМБДЩЧБЕФУС. рП ЛБЛПК-ФП УМХЮБКОПК БУУПГЙБГЙЙ, ЮЙФБФЕМА ОЕРПОСФОПК, РПЬФ ЧУРПНЙОБЕФ ЮЈТОЩК ДЩН. юЙФБЕН ДБМШЫЕ.

с ОЕ ЪОБА ЛЕН, ОП ФЩ МАВЙНБ,
с ОЕ ЪОБА, ЮШС ФЩ, ОП НЕЮФБ.

ьФЙ УФЙИЙ ХЧПДСФ УПЧУЕН Ч УФПТПОХ. ч ОБЮБМЕ ПОБ ПВЕЭБМБ РТЙКФЙ ОБ УЧЙДБОЙЕ, Б ФЕРЕТШ ОЕЙЪЧЕУФОП, ПЛБЪЩЧБЕФУС, ЛФП ЕЈ МАВЙФ, ЛФП П ОЕК НЕЮФБЕФ.

ъБ ФПВПК Ч РХУФЩООЩЕ РПЛПЙ
оЕ УПКДХФ БМНБЪОЩЕ ПЗОЙ <...>

нПЦОП РПОСФШ, ЮФП ПОЙ ЧУФТЕФЙМЙУШ ЧЕЮЕТПН Ч УБДХ (РЕТЧПЕ ЮЕФЧЕТПУФЙЫШЕ) Й ПОБ ПВЕЭБМБ РПЪЦЕ РТЙКФЙ Л ОЕНХ Ч ДПН. фЕРЕТШ ПО ДБЦЕ ОЕ ХЧЕТЕО, ЛФП ЕЈ РП-ОБУФПСЭЕНХ МАВЙФ, ПО ПРБУБЕФУС, ЮФП ПОБ ОЕ РТЙДЈФ: РПФПНХ Й РПЛПЙ РХУФЩООЩ, Й БМНБЪОЩЕ ПЗОЙ ОЕ УПКДХФ. уБН ПВТБЪ БМНБЪОЩИ ПЗОЕК ЧЩЪЧБО ЛБЛЙНЙ-ФП УХВЯЕЛФЙЧОЩНЙ БУУПГЙБГЙСНЙ; ЧПЪНПЦОП, ЧППВТБЦЕОЙЕ РПЬФБ ХЛТБУЙМП ЙНЙ ЦЕОЭЙОХ, Б НПЦЕФ ВЩФШ, ПОБ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ОПУЙМБ ВТЙММЙБОФЩ.

дМС ФЕВС ДХЫЙУФЩЕ МЕЧЛПЙ
ъДЕУШ ЛПЧТПН ТБУЛЙОХМЙУШ ПДОЙ.

уОПЧБ ОЕПЦЙДБООЩК УЛБЮПЛ БУУПГЙБГЙК. лПЧЈТ МЕЧЛПЕЧ... ъОБЮЙФ, ПО ЦДЈФ ЕЈ ЧУЈ-ФБЛЙ ОЕ Ч РПЛПСИ, Б Ч УБДХ? дЕКУФЧЙФЕМШОПУФШ ТБЪДЧБЙЧБЕФУС, УФБОПЧЙФУС ЪЩВЛПК, ОЕПРТЕДЕМЈООПК. лФП ЕЈ МАВЙФ, ЗДЕ ОБЪОБЮЕОП УЧЙДБОЙЕ, РТЙЫМБ ПОБ ЙМЙ ОЕ РТЙЫМБ - ОЙЮЕЗП ОЕЙЪЧЕУФОП.

ьФХ ОПЮШ С РПНОА Ч ДБЧОЕК ЗТЈЪЕ,
оП ОЕ С ФПНЙМУС Й ЦЕМБМ: <...>

еУМЙ ЦДБМ ЕЈ ОЕ С, РПЮЕНХ С ФБЛ ЪБРПНОЙМ ЬФХ ОПЮШ? х рХЫЛЙОБ ЧУЈ СУОП: С РПНОА ЮХДОПЕ НЗОПЧЕОШЕ, РПФПНХ ЮФП С ЕЈ ХЧЙДЕМ, Й ПОБ НЕОС РМЕОЙМБ, Й С ЕЕ РПМАВЙМ. х бООЕОУЛПЗП ОЕ СУОП ОЙЮЕЗП. лПОГПЧЛБ УФЙИПФЧПТЕОЙС ФБЛ ОЙЮЕЗП Й ОЕ РТПСУОСЕФ:

уЛЧПЪШ ЖПОБТШ, ЪБВЩФЩК ОБ ВЕТЈЪЕ,
фБМЩК ЧПУЛ Й РМБЛБМ Й РЩМБМ.

нПЦЕФ ВЩФШ, УЧЕЮБ ФБЕФ Й РЩМБЕФ, ЛБЛ УЕТДГЕ ЧПЪМАВМЕООПЗП, ОЕ ДПЦДБЧЫЕЗПУС ЧУФТЕЮЙ?

рПДПВОЩН ПВТБЪПН ОБ ЧПУУПЪДБОЙЙ РПФПЛБ БУУПГЙБГЙК - РПФПЛБ УПЪОБОЙС, ЛБЛ РПЪЦЕ УФБМБ ЗПЧПТЙФШ ЛТЙФЙЛБ, - ЧРПУМЕДУФЧЙЙ ВХДЕФ РПУФТПЕОБ

47

ОЕ ФПМШЛП РПЬЪЙС, ОП Й РТПЪБ б. вЕМПЗП, РПЬЪЙС бИНБФПЧПК, нБОДЕМШЫФБНБ, рБУФЕТОБЛБ... рПУМЕ УНЕТФЙ бООЕОУЛПЗП ВЩМБ ЙЪДБОБ РПДЗПФПЧМЕООБС ЙН ЛОЙЗБ УФЙИПЧ "лЙРБТЙУПЧЩК МБТЕГ" . нПЦОП ВЩМП ВЩ УФТПЙФШ ТБЪОЩЕ ДПЗБДЛЙ, ПФЛХДБ ЧЪСМПУШ ЬФП ЪБЗМБЧЙЕ. лЙРБТЙУ ДМС ИТЙУФЙБО ВЩМ УЧСЭЕООЩН ДЕТЕЧПН, ВЩФШ НПЦЕФ, ДЕМП Ч ЬФПН? пЛБЪЩЧБЕФУС, Х бООЕОУЛПЗП ВЩМ МБТЕГ ЙЪ ЛЙРБТЙУБ, ЛХДБ ПО Й УЛМБДЩЧБМ МЙУФЛЙ УП УЧПЙНЙ УФЙИПФЧПТЕОЙСНЙ. й ЧПФ РП ЬФПК УХВЯЕЛФЙЧОПК БУУПГЙБГЙЙ, ЪБЧЕДПНП ОЕРПОСФОПК ЮЙФБФЕМСН, РПЬФ ДБМ ОБЪЧБОЙЕ УЧПЕК ВХДХЭЕК ЛОЙЗЕ.

оЕ УМЕДХЕФ ДХНБФШ, ЮФП ОПЧЩК УФЙМШ - РТЙЪОБЛ ОЕВТЕЦОПУФЙ, ОЕХНЕОЙС. лБЛ ТБЪ ЪБ "уФБОУБНЙ ОПЮЙ" УФПЙФ ВПМШЫБС ИХДПЦЕУФЧЕООБС Й РУЙИПМПЗЙЮЕУЛБС РТБЧДБ. бООЕОУЛЙК ВЩМ ЦЕОБФ ОБ ЧДПЧЕ, ЙНЕЧЫЕК ДЧХИ УЩОПЧЕК ПФ РЕТЧПЗП ВТБЛБ, Й РПМАВЙМ ЦЕОХ УФБТЫЕЗП ЙЪ ОЙИ. пОБ ПФЧЕФЙМБ ОБ ЕЗП ЮХЧУФЧП, ОП бООЕОУЛЙК ТЕЫЙФЕМШОПЗП ЫБЗБ ОЕ УДЕМБМ, УПЧЕУФШ ЕНХ ОЕ РПЪЧПМЙМБ. лТПНЕ ЕЗП Й ЕЈ, ОЙЛФП ОЙЮЕЗП ОЕ ЪОБМ ДП УБНПК ЕЗП УНЕТФЙ. еК РПЬФ Й РПУЧСФЙМ УЧПЙ "уФБОУЩ ОПЮЙ" , Ч ЛПФПТЩИ ОБНЕЛОХМ ОБ ОЕПРТЕДЕМЈООЩЕ ПФОПЫЕОЙС НЕЦДХ ОЙНЙ, ОБ ОЕУВЩЧЫЕЕУС УЮБУФШЕ.

ъДЕУШ НЩ РЕТЕИПДЙН Л ДТХЗПК ЧБЦОПК ПУПВЕООПУФЙ МЙТЙЛЙ бООЕОУЛПЗП. ьФП - РПЬЪЙС ОБНЈЛПЧ. рХЫЛЙО РТСНП ОБЪЩЧБЕФ ЮХЧУФЧБ, УПУФПСОЙС ДХЫЙ: ЧДПИОПЧЕОШЕ, МАВПЧШ. бООЕОУЛЙК ФПМШЛП ОБНЕЛБЕФ ОБ РЕТЕЦЙЧБОЙС.

фТЕФШС ЧБЦОБС ПУПВЕООПУФШ - ЙУЛХУУФЧП ДЕФБМЙ. ч ЙУЛХУУФЧЕ УМПЧБ РПДТПВОПУФШ, ДЕФБМШ ЧППВЭЕ ЙНЕЕФ ПЗТПНОПЕ ЪОБЮЕОЙЕ. оП ДЕФБМШ бООЕОУЛПЗП ПУПВЕООБС. пОБ РТЙЪТБЮОБ. еЗП ЙУЛХУУФЧП - ЙУЛХУУФЧП РТЙЪТБЮОПК ДЕФБМЙ. пОБ ОЕОБДЈЦОБ, ПОБ ЕУФШ Й ЕЈ ОЕФ.

уФЙМШ бООЕОУЛПЗП НПЦОП ОБЪЧБФШ ЙНРТЕУУЙПОЙУФЙЮОЩН (ПФ ЖТ. impression "ЧРЕЮБФМЕОЙЕ"). пО ОБРТБЧМЕО ОБ ФП, ЮФПВЩ РЕТЕДБФШ НЗОПЧЕООПЕ ЧРЕЮБФМЕОЙЕ, ХМПЧЙФШ НЙНПМЈФОЩЕ БУУПГЙБГЙЙ, ЙЪ ЛПФПТЩИ Й УПУФПЙФ, РП НОЕОЙА РПЬФБ, ЦЙЪОШ ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЗП ДХИБ. пРТЕДЕМСАФ ЕЗП УФЙМШ Й ЛБЛ УХЗЗЕУФЙЧОЩК (ПФ БОЗМ. to suggest "ЧОХЫБФШ"): ЪБДБЮБ РПЬФБ - ОЕ РПЧЕУФЧПЧБФШ, ОЕ ПРЙУЩЧБФШ, Б РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ЧОХЫБФШ. чОХЫБФШ ЮЙФБФЕМА ЮХЧУФЧБ, ОБУФТПЕОЙС, РЕТЕЦЙЧБОЙС. дЕЛБДЕОФУЛПЕ НЙТППЭХЭЕОЙЕ, БУУПГЙБФЙЧОПУФШ,. РТЙЪТБЮОПУФШ ДЕФБМЕК, ЙНРТЕУУЙПОЙУФЙЮОПУФШ У ЪБЛПОЮЕООЩН УПЧЕТЫЕОУФЧПН ЧЩТБЦЕОЩ Ч УФЙИПФЧПТЕОЙЙ "Ego" (РП-МБФЩОЙ "С"):

с - УМБВЩК УЩО ВПМШОПЗП РПЛПМЕОШС,
й ОЕ РПКДХ ЙУЛБФШ БМШРЙКУЛЙИ ТПЪ,
оЙ ТПРПФ ЧПМО, ОЙ ТПЛПФ ТБООЙИ ЗТПЪ
нОЕ ОЕ ДБДХФ ПФТБДОПЗП ЧПМОЕОШС.

оП НЙМЩ НОЕ ОБ ТПЪПЧПН УФЕЛМЕ
бМНБЪОЩЕ Й РМБЮХЭЙЕ ЗПТЩ,
вХЛЕФЩ ТПЪ ХЧСДЫЙИ ОБ УФПМЕ,
й РМБНЕОЙ ЧЕЮЕТОЕЗП ХЪПТЩ.

48

лПЗДБ ЦЕ УОПН ПВЯСФБ ЗПМПЧБ,
юЙФБА ЗТЈЪ С РПЧЕУФШ ОЕВЩМХА,
уЗПТЕЧЫЙИ ЛОЙЗ ЪБВЩФЩЕ УМПЧБ
ч ФХНБООПН УОЕ С ФТЕРЕФОП ГЕМХА.

лПЗДБ-ФП мЕТНПОФПЧ Ч "дХНЕ" ЧУМЕД ЪБ юББДБЕЧЩН ВТПУЙМ УЧПЕНХ РПЛПМЕОЙА ХРТЈЛЙ Ч ЪБВЧЕОЙЙ ЗТБЦДБОУЛЙИ ДПВМЕУФЕК, Ч ТБВПМЕРУФЧЕ Й ТБЧОПДХЫЙЙ. фЕРЕТШ бООЕОУЛЙК РЙЫЕФ П УЧПЈН РПЛПМЕОЙЙ, ЕЗП ОБЪЩЧБЕФ ВПМШОЩН, ОП П ЕЗП ВПМЕЪОСИ ЗПЧПТЙФ УПЧЕТЫЕООП ЙОБЮЕ. дЕЛБДЕОФХ ОЕ ОХЦОЩ ЪДПТПЧЩЕ, ЕУФЕУФЧЕООЩЕ РЕТЕЦЙЧБОЙС, ЗПТЩ, ЧПМОЩ, ЗТПЪЩ. чЕУШ ЛТХЗ ЧРЕЮБФМЕОЙК ЪБНЛОХФ УФЕОБНЙ ЛПНОБФЩ, Б УБНЙ ЧРЕЮБФМЕОЙС НЙНПМЈФОЩ, ДЕФБМЙ РТЙЪТБЮОЩ: НПТПЪОЩЕ ХЪПТЩ ОБ УФЕЛМЕ, ЛПФПТЩЕ ФХФ ЦЕ ФБАФ, ЙЗТБ РМБНЕОЙ Ч ЛБНЙОЕ, ХЧСДЫЙЕ ГЧЕФЩ... с ФТЕРЕФОП ГЕМХА - ОП ЧП УОЕ. гЕМХА УМПЧБ - ОП ЪБВЩФЩЕ. уМПЧБ ЙЪ ЛОЙЗ - ОП УЗПТЕЧЫЙИ. уМПЧБ ЬФЙ ПВТБЪХАФ РПЧЕУФШ - ОП ОЕВЩМХА, РПЧЕУФШ ЗТЈЪ.

мЕТНПОФПЧ ОЕЗПДПЧБМ Й ПВЧЙОСМ - бООЕОУЛЙК ЧОХЫБЕФ.

вМПЛ РМБЛБМ ОБД УФЙИБНЙ бООЕОУЛПЗП.

оЙЛПМБК зХНЙМЕЧ - НБУФЕТ УФЙИБ

Ж ТБЗНЕОФЩ

йУФПЮОЙЛ ФЕЛУФБ: оЙЛПМБК зХНЙМЕЧ. йУУМЕДПЧБОЙС. нБФЕТЙБМЩ. вЙВМЙПЗТБЖЙС. урВ., "оБХЛБ", 1994. у. 75, 79-80, 92.

75

зХНЙМЈЧ ХОБУМЕДПЧБМ ЧЩУПЮБКЫХА УФЙИПЧХА ЛХМШФХТХ ЖТБОГХЪУЛПЗП "рБТОБУБ", ЖТБОГХЪУЛЙИ Й ТХУУЛЙИ УЙНЧПМЙУФПЧ. еЗП ОЕРПУТЕДУФЧЕООЩЕ РПЬФЙЮЕУЛЙЕ ХЮЙФЕМЙ бООЕОУЛЙК Й вТАУПЧ ВЩМЙ ЗМХВПЛЙНЙ, ТБЪОПУФПТПООЙНЙ ЖЙМПМПЗБНЙ, ЬТХДЙФБНЙ, ОПУЙФЕМСНЙ МЙФЕТБФХТОЩИ ФТБДЙГЙК ЕДЧБ МЙ ОЕ ЧУЕИ ОБТПДПЧ Й ЬРПИ. ч ПФОПЫЕОЙЙ Л УЧПЕНХ ДЕМХ зХНЙМЈЧ ВЩМ ВМЙЦЕ Л вТАУПЧХ, ЮЕН Л бООЕОУЛПНХ.

79-80

уТБЧОЙЧБС ЬФПФ ТЕРЕТФХБТ У ФЧПТЮЕУФЧПН ЕЗП <зХНЙМЈЧБ> УПЧТЕНЕООЙЛПЧ, УТБЪХ ЦЕ ЧЙДЙН УХЭЕУФЧЕООЩЕ ПФМЙЮЙС. сНВЩ, ИПТЕЙ, ФТЈИУМПЦОЙЛЙ Й ОЕЛМБУУЙЮЕУЛЙЕ ТБЪНЕТЩ, Ч ЪОБЮЙФЕМШОПК УФЕРЕОЙ ЧПЪОЙЛЫЙЕ Й ТБУРТПУФТБОЙЧЫЙЕУС Ч ОБЮБМЕ XX Ч. УППФОПУСФУС Ч ЬФП ЧТЕНС ЛБЛ 50: 20: 15: 15.* тБЪХНЕЕФУС, Ч РТЕДЕМБИ ЬФЙИ УТЕДОЙИ Й РТЙВМЙЪЙФЕМШОЩИ ДБООЩИ ОБВМАДБАФУС ЙОДЙЧЙДХБМШОЩЕ ПФМЙЮЙС. фБЛ, ДМС бООЕОУЛПЗП ОБИПДЙН УППФОПЫЕОЙЕ 41,2: 21,7: 26,3: 10,8.** дМС вТАУПЧБ 45,0: 20,6: 18,6: 15,8.*** лБЛ ЧЙДЙН, ИПТЕК Х ПВПЙИ ХЮЙФЕМЕК зХНЙМЈЧБ ТБУРТПУФТБОЈО ОБ УТЕДОЕН ХТПЧОЕ ДМС ЧУЕЗП РЕТЙПДБ, СНВБ Х ПВПЙИ ОЕУЛПМШЛП НЕОШЫЕ. х вТАУПЧБ РТПГЕОФ ФТЈИУМПЦОЙЛПЧ Й ОЕЛМБУУЙЮЕУЛЙИ НЕФТПЧ ВМЙЪПЛ Л УТЕДОЕНХ. чЙДОП, ЮФП ЧУС УЙУФЕНБ ТБЪНЕТПЧ ЬРПИЙ УЛМБДЩЧБМБУШ РПД УЙМШОЩН ЧМЙСОЙЕН вТАУПЧБ; ПФУАДБ ВМЙЪПУФШ ДБООЩИ РП НЕФТЙЛЕ вТАУПЧБ Й ЧУЕЗП РЕТЙПДБ. х бООЕОУЛПЗП УХЭЕУФЧЕООП ВПМШЫЕ ФТЈИУМПЦОЙЛПЧ Й НЕОШЫЕ ОЕЛМБУУЙЮЕУЛЙИ НЕФТПЧ: ПО ЕЭЈ УЧСЪБО У ФТБДЙГЙЕК ЧФПТПК РПМПЧЙОЩ XIX Ч. Й ФПМШЛП РТПЛМБДЩЧБЕФ РХФЙ ОПЧПК РПЬФЙЛЕ.

х зХНЙМЈЧБ УППФОПЫЕОЙЕ НЕЦДХ СНВБНЙ, ИПТЕСНЙ, ФТЈИУМПЦОЩНЙ НЕФТБНЙ Й ОЕЛМБУУЙЮЕУЛПК НЕФТЙЛПК ТБЧОП, РП ОБЫЙН РПДУЮЈФБН, 33,3: 20,8: 25,1: 20,8. иПТЕЙЮЕУЛЙЕ ТБЪНЕТЩ ОБ ХТПЧОЕ УТЕДОЙИ ДБООЩИ РП РЕТЙПДХ, ОБ ХТПЧОЕ ДБООЩИ РП УФЙИПУМПЦЕОЙА бООЕОУЛПЗП Й вТАУПЧБ. фТЈИУМПЦОЙЛ ТБУРТПУФТБОЕОЩ РТЙВМЙЪЙФЕМШОП ЛБЛ Х бООЕОУЛПЗП Й, УМЕДПЧБФЕМШОП, ЪОБЮЙФЕМШОП РТЕЧПУИПДСФ ХТПЧЕОШ ЙИ Х вТАУПЧБ Й УТЕДОЙК ДМС ЧУЕЗП РЕТЙПДБ. оБЛПОЕГ, ОПЧЩЕ ОЕЛМБУУЙЮЕУЛЙЕ НЕФТЩ ТБУРТПУФТБОЕОЩ ВПМШЫЕ, ЮЕН Ч УТЕДОЕН Х бООЕОУЛПЗП Й Х вТАУПЧБ. ьФП ДПУФЙЗБЕФУС ЪБ УЮЈФ СНВПЧ <...>.

* зБУРБТПЧ н. м. пЮЕТЛ ЙУФПТЙЙ ТХУУЛПЗП УФЙИБ. н.: 1984, У. 208.
** мПФНБО а. н. нЕФТЙЮЕУЛЙК ТЕРЕТФХБТ й. бООЕОУЛПЗП // фТХДЩ РП ТХУУЛПК Й УМБЧСОУЛПК ЖЙМПМПЗЙЙ. фБТФХ, 1975, XXIV, c. 138.
*** тХДОЕЧ р. б. нЕФТЙЮЕУЛЙК ТЕРЕТФХБТ ч. вТАУПЧБ // вТАУПЧУЛЙЕ ЮФЕОЙС 1971 ЗПДБ. еТЕЧБО, 1973, У. 327.

92

оЕПВИПДЙНП ПФНЕФЙФШ СЧМЕОЙЕ ВПМЕЕ УМПЦОПЕ Й ВПМЕЕ ФПОЛПЕ. <...> уПЧРБДБАФ ОБЮБМП Й ЛПОЕГ ТЙЖНХАЭЙИ УМПЧ, ТБЪМЙЮБЕФУС УЕТЕДЙОБ. рПДПВОЩЕ УППФОПЫЕОЙС УМПЧ (ОЕЪБЧЙУЙНП ПФ ЙИ РПМПЦЕОЙС Ч ТЙЖНЕ ЙМЙ ЧОЕ ЕЈ) ж. ДЕ уПУУАТ* ОБЪЩЧБМ "НБОЕЛЕОБНЙ" Й ЧЙДЕМ Ч ОЙИ РТПСЧМЕОЙЕ ЧБЦОЩИ УЧПКУФЧ РПЬФЙЮЕУЛПЗП НЩЫМЕОЙС - УПУТЕДПФПЮЕООПУФЙ ОБ ПУПВП ЧБЦОЩИ У ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС УЕНБОФЙЛЙ ЛПНРМЕЛУБИ ЖПОЕН. х зХНЙМЈЧБ ДБООЩК РТЙЈН Й ПВЩЮЕО Й ЧЩТБЪЙФЕМЕО. ч УБНПН ОБЮБМЕ УФПМШ ЧБЦОПЗП УФЙИПФЧПТЕОЙС "рБНСФЙ бООЕОУЛПЗП" УФПЙФ "НБОЕЛЕО" МАДЕК: МЕВЕДЕК . мХЮЫЙИ ЙЪ МАДЕК Й МХЮЫЕЗП УТЕДЙ МХЮЫЙИ, й. бООЕОУЛПЗП, зХНЙМЈЧ УППФОПУЙФ У МЕВЕДСНЙ.

* жЕТДЙОБОД ДЕ уПУУАТ (Ferdinand de Saussure, 1857-1913) - ЧЕМЙЛЙК ЫЧЕКГБТУЛЙК МЙОЗЧЙУФ, ЪБМПЦЙЧЫЙК ПУОПЧЩ УЕНЙПМПЗЙЙ Й УФТХЛФХТОПК МЙОЗЧЙУФЙЛЙ, УФПСЧЫЙК Х ЙУФПЛПЧ цЕОЕЧУЛПК МЙОЗЧЙУФЙЮЕУЛПК ЫЛПМЩ. йДЕЙ ж. ДЕ уПУУАТБ, ЛПФПТПЗП ЮБУФП ОБЪЩЧБАФ "ПФГПН" МЙОЗЧЙУФЙЛЙ XX ЧЕЛБ, ПЛБЪБМЙ УХЭЕУФЧЕООПЕ ЧМЙСОЙЕ ОБ ЗХНБОЙФБТОХА НЩУМШ XX ЧЕЛБ Ч ГЕМПН, ЧДПИОПЧЙЧ ТПЦДЕОЙЕ УФТХЛФХТБМЙЪНБ. пУОПЧОБС ТБВПФБ ж. ДЕ уПУУАТБ - "лХТУ ПВЭЕК МЙОЗЧЙУФЙЛЙ" (чЙЛЙРЕДЙС) .

Стансы представляют собой жанр средневековой поэзии, который оставался популярным и в поэзии более поздних эпох. Разные писатели создавали стансы, часто обращались к этой стихотворной форме и русские поэты.

Как появились стансы

Родиной стансов считается Италия. Само слово «стансы» переводится с итальянского как «комната», или «остановка». Станца в итальянской архитектуре эпохи Возрождения - это комната, в которой подписывали бумаги или проводили важные совещания, например, Станца делла Сеньятура. В создании и украшении этой комнаты принимал участие знаменитый Рафаэль Санти.

В литературе стансы - это строфы, каждая из которых имеет свое особое значение, то есть каждая новая строфа не продолжает предыдущую, а является законченным целым. Один станс выражает собой какую-либо одну идею, но в целом стихотворении стансы органически связаны друг с другом и все вместе создают художественное целое.

Стансы в средневековой литературе

Итак, Италия была родиной стансов, и там они чаще всего использовались для того, чтобы прославлять представителей знати. Впервые стансы написал Анджело Полициано, итальянский поэт, живший в 15 веке, и посвящены они были Джулиано Медичи. В стансы - это стихотворение, состоящее из восьми строф, имеющих рифму.

Стансы Байрона

Джордж Гордон Байрон - великий британский поэт, который был современником Пушкина. Поэзия Байрона была посвящена гордости человеческого духа, красоте любви. Байрон принимал участие в восстании карбонариев и греков, и написал свои «Стансы» в 1820 году.

Есть еще стансы Байрона, посвященные Греции и красивым уголкам греческой природы. Основная тема его стансов - это любовь к красавице-гречанке и борьба Греции за свободу и независимость. Поэзия Байрона оказала большое влияние на творчество Пушкина.

Стансы в русской поэзии

Стансы - это жанр, который в русской поэзии начал активно развиваться в восемнадцатом веке. В русской литературе это небольшое стихотворение, которое состоит из четверостиший, и чаще всего его размер - это Стансы в русской литературе посвящены чаще всего любви лирического героя к молодой девушке, но иногда были связаны с социально-культурными прорывами в жизни страны, как, например, стансы Пушкина.

Стансы Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин написал свои знаменитые "Стансы" осенью 1827 года. В этом произведении, которое обсуждалось многократно, возникает образ Петра Первого, знаменитого русского императора.

Появление этого стихотворения связано с началом царствования Николая Первого. Пушкин, "Стансы" которого стали восхвалением императорской власти, надеялся, что этот монарх изменит жизнь простого народа к лучшему. Со своей стороны, Николай Первый надеялся, что Пушкин поможет ему успокоить настроения молодежи. Он предложил Пушкину помочь в изменении системы воспитания и образования.

«Стансы» сравнивают двух монархов: Петра Первого и его правнука Николая Первого. Идеалом для Пушкина является Петр Первый. Этот царь был настоящим работником, который не чуждался никаких занятий. Он был и мореплавателем, и академиком, и плотником. Дни, в которые правил Петр Первый, по мнению Пушкина, сделали Россию великой державой. Хоть этот царь и омрачил начало своего существования казнями неугодных, но впоследствии с его помощью Россия смогла стать великой. Петр Первый постоянно учился и заставлял учиться других, он много работал для славы своей страны.

Александр Сергеевич Пушкин, «Стансы» которого стали известным произведением в русской литературе, призывает императора Николая Первого повторить подвиг Петра Первого и поднять Россию на новый уровень развития.

Кроме «Стансов», примерно в то же время, поэт написал и стихотворения «Друзьям» и «Пророк». Предполагалось, что все эти три стихотворения образуют единый цикл и будут опубликованы в 1828 году в журнале «Московский вестник». Но надежды Пушкина не оправдались: император запретил публикацию его стихотворений, о чем Пушкину сообщил начальник российской полиции Бенкендорф.

Стансы Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов является одним из самых выдающихся творцов в русской поэзии. Что такое стансы, Лермонтов узнал после ознакомления с английской поэзией, в частности, с творчеством Байрона.

Стансы выступают у Лермонтова как небольшие стихотворения, в которых не определены жанровые признаки. В 1830-1831 годы Лермонтов написал шесть стихотворений, которые по форме можно определить как стансы. Их главной темой является романтическая любовь, в стихотворениях молодой человек обращается к своей возлюбленной. Лермонтов, стансы которого возникли под влиянием произведения Джона Байрона «Стансы к Августе», оказал влияние на литературную традицию написания подобных произведений после него.

Стихотворения Лермонтова наполнены печалью главного героя, который видит суету и несчастья своей земной жизни, мечтает о жизни иной. Поэт пишет про свое одиночество в этом мире, сравнивает себя с утесом, который выдерживает натиск ветра и бури, но не может защитить от них растущие на скале цветы. Михаил Лермонтов, стансы которого в полной мере выражают мировоззрение поэта, стал образцом для многих других творцов русской литературы.

Стансы Анненского

Иннокентий Федорович Анненский считается «лебедем русской литературы». Открыв в себе поэтический талант в возрасте 48 лет, Иннокентий Анненский стал выдающимся литературным творцом. Его стихотворение «Стансы ночи» стало заметным явлением в тогдашней литературе. Его содержание - это ожидание встречи с возлюбленной, которая должна прийти в темноте ночи. Многие исследователи считают, что его поэзия имеет общие черты с поэзией импрессионистов, в частности, с картинами

Стансы Есенина

Сергей Александрович Есенин стал представителем новой русской литературы, которая взяла сторону Советской власти. Он полностью поддержал Октябрьскую революцию, и все его произведения направлены на поддержку появившегося тогда советского строя, на поддержку действий коммунистической партии. Но вместе с тем в них есть и свои особенности.

Находясь в Баку, в Азербайджане, поэт начал писать "Стансы". Есенин сам упоминает об этом в стихотворении: он предпочел уехать из Москвы из-за недоразумений с милицией. Но, признавая свои недостатки («пускай бываю иногда я пьяным»), Есенин пишет и о том, что его миссия - воспевать не девушек, звезды и луну, а имя Ленина и Маркса. Он отрицает влияние небесных сил на человеческое общество. Люди должны сами все построить на земле, считает поэт, и для этого нужно приложить всю индустриальную мощь.

Есенин не случайно дал своему произведению название «Стансы», стихотворение это явно перекликается с пушкинскими «Стансами». Есенин был поклонником творчества Пушкина, возлагал цветы к его памятнику. Но Есенин считал, что стансы - это не форма любовной лирики, а способ выразить свою гражданскую позицию.

«Стансы» Есенина не вызвали одобрения партийных деятелей, которые хотели видеть в Есенине полностью партийного поэта, посвященного идеалам революции. Но это стихотворение знаменует собой поворот поэта от «Москвы кабацкой» к новой советской действительности. Так считали многие критики. К этому произведению восторженно отнеслись работники журнала «Красная новь», которые посчитали, что Есенин, наконец, становится по-настоящему своим, Правильное направление творчества поэта считали последствием благотворного влияния климата города Баку, где он тогда проживал, и дружбы с Петром Ивановичем Чагиным.

Стансы Бродского

Иосиф Александрович Бродский был выдающимся русским поэтом, который в равной степени владел русским и английским языками. Он стал в относительно молодом возрасте - в 47 лет.

Уроженец Петербурга, он жил сначала в России, потом в Соединенных Штатах Америки. Во всех его стихотворениях мелькает Петербург, особенно часто этот город упоминается в знаменитом произведении «Стансы городу».

Многочисленные исследования книги «Новые стансы к Августе» показывают, что в этом произведении часто употребляются такие лексические единицы, как имена Мари и Телемак, а также слова «мадам», «дорогая», «дружок». Главный адресат «Новых стансов к Августе» - которая ждет своего друга. К ней обращены все нежные призывы поэта. По стихотворениям Бродского можно судить, что такое стансы в литературе. Центральным персонажем у Бродского является лирический герой, также важен для его поэзии мотив изгнанничества.

Сборник «Новые стансы к Августе» был посвящен Марии Басмановой. В нем фигурируют не только образы лирических героев, но и предметы. Они имеют символическое значение. Лирический герой дарит своей девушке кольцо с бирюзой. Бирюза - это камень, сделанный из костей людей. Герой просит возлюбленную носить этот камень на безымянном пальце.

В стихотворении «Ломтик медового месяца» автор исследует морскую лексику. Его возлюбленную зовут Марина, поэтому особое внимание он уделяет морской теме.

Стихотворение «Ночной полет» посвящено путешествию в брюхе самолета, и поэт признается, что всегда хотел поехать в среднюю Азию. Путешествие в самолете для него имеет двоякий смысл - это и полет в другую жизнь, и путешествие к воскресению. Поэт стремится к другой реальности, где не будет несчастий и мучений.


Стихотворения А. Ахматовой «Подражание И.Ф. Аннескому» и И. Аннеского «Стансы ночи» одновременно поразительно похожи и не похожи друг на друга.

Произведение Аннеского «Стансы ночи» написано чувственным и проникновенным языком ассоциаций.

Название стихотворения уже говорит о том, что его части не будут логически связаны, ведь «стансы» - это независимые друг от друга строфы.

Для него избран пятистопный хорей – певчий и плавный стихотворный размер, навевающий романтические и грустные воспоминания.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Рифмовка перекрестная.

Стихотворение начинается с экспозиции – описание места и времени. Далее говорится о назначении возлюбленной лирического героя свидания. И эта мысль не продолжается, а уходит куда-то в сторону, и возникает ряд непонятных читателю ассоциаций с черным дымом (дым также соотносится с воздухом и огнем), с пушинками листа.

После мы понимаем, что девушка, о которой говорится в произведении, не является возлюбленной героя, и даже с ним не знакома: «Я не знаю, кем, но ты любима, Я не знаю, чья ты, но мечта».

«Пустынные» покои предназначены для незнакомки: для нее раскинуты ковром душистые левкои, за ней должны сойти алмазные огни. Однако, она принадлежит другому, что подтверждают строки: «но не я томился и желал». И далее возникает новая ассоциация с воском в фонаре, что «плачет и рыдает». Здесь свеча – тоже символ, символ сердца лирического героя стихотворения, символ трагической любви. И опять же она соотносится с огнем.

Это стихотворение иррационально, Аннеский словно заносит на бумагу чувства и мысли, возникающие под влиянием случайных ассоциаций. И скачки этих ассоциаций не позволяют установить связь последующей мысли с предыдущей.

Теперь обратимся к произведению Ахматовой «Подражание И.Ф. Аннескому».

Оно написано трехстопным анапестом. Этот гибкий размер, способный передавать различные интонации и настроения, очень подходит к данному стихотворению.

Весь интонационный строй стихотворения, построение предложений, краткость мысли, наличие глаголов - все это вовсе не анненское, это характерные черты в лирике Ахматовой.

Смысл этого произведения диаметрально противоположен аннескому. Если в последнем лирический герой страдал от несчастной и невзаимной любви, то в первом он скорее являлся объектом страданий.

Это стихотворение, как и «Стансы ночи», бесспорно наполнено символами (восток – символ солнца, книга и ее страницы символизируют жизнь) и ассоциациями (прощание – голубеет восток – «не забуду» - меняющиеся лица – загнутый уголок книги – одна и та же страница – сердце из огня – «близка мне или только любила меня?»). Но в отличие от ассоциаций анневского стихотворения эти ассоциации упорядочены и логичны.

Между этими стихотворениями есть яркое сходство: в них обоих очень ярок образ огня. Огненное сердце, восток, горящая в фонаре свеча – здесь огонь является символом любви.

Стихотворение "Подражание И.Ф. Аннескому" написано от мужского рода, и это несвойственно ахматовской лирике.

Оба поэта были приверженцами разных литературных течений. Аннеский – убежденный символист, Ахматова – яркий представитель акмеистов. И, вероятно, смысл обращения Анны Ахматовой к форме подражания объясняется ее попыткой написания стихотворения в духе символизма. Но, даже наполнив его символами, ассоциациями и иносказаниями, Анна Андреевна не изменила своему стилю – оно осталось таким же ясным и понятным, как и вся ее лирика.

Обновлено: 2018-01-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.