Болезни Военный билет Призыв

Станислав медведев институт мозга. Директор института мозга человека ран святослав медведев

Отец Дмитрия Анатолий Афанасьевич был профессором Ленинградского технологического института им. Ленсовета, а мама Юлия Вениаминовна преподавала в Педагогическом институте им. Герцена, а потом трудилась экскурсоводом в Павловске.

Маленький старичок

Дмитрий был единственным ребенком, жила семья в «спальном районе» Купчино. Учился он в школе №305, с которой до сих пор поддерживает связь. Учительница Медведева вспоминает, что Дмитрий все время посвящал учебе. С одноклассниками на улице его можно было застать очень редко. Он был похож на «маленького старичка».

В честь Медведева в палестинском городе Иерихон названа улица.

Личная жизнь

В 1993 году Дмитрий Медведев женился на Светлане Линник. С ней он учился в одной школе. Супруга занимается организацией общественных мероприятий в Петербурге. В августе 1995 году в семье появился сын Илья.

В семье Медведевых есть кот породы невская маскарадная по кличке Дорофей. Плюс четыре собаки – два английский сеттера, среднеазиатская овчарка и золотистый ретривер.

Каждый человек – это целая вселенная. Очевидно, что центр управления этой вселенной – в голове. Знаем ли мы, как устроен человеческий мозг? О результатах исследования мозга и факторах, влияющих на его состояние, Виталий Ушканов беседует с директором Института мозга человека РАН Святославом Медведевым .

– Можно ли сказать, что мозг менее изучен и познан, чем другие органы человека?

МЕДВЕДЕВ: Несомненно. Мозг – это самый сложный объект, который существует во вселенной. И есть очень серьезные сомнения в том, сможем ли мы его вообще когда-нибудь полностью исследовать, потому что все то, что мы изучали до сих пор, было проще, чем прибор, который мы изучали. И философский вопрос о том, сможем ли мы познать что-то, равное по сложности нашему мозгу, остается открытым.

– Сейчас много говорят о том, что российская наука не слишком обеспечена, не хватает средств, оборудования. Насколько работа вашего института зависит от технического обеспечения?

МЕДВЕДЕВ: То, что вы сказали, уже не новость, а общее место. На науку тратится безобразно мало денег, безобразно мало платят ученым. Мешает нам это? Да, резко мешает. Я считаю, что отток молодых кадров не столько связан с заработком (здесь тоже можно заработать), а именно с отсутствием приборной базы. Но и из этого есть выходы. Например, ставить задачи, которые можно решить на существующем оборудовании, а таких задач не так уж мало. Чего мы не можем делать? Мы не можем дать дальнейшего развития очень многим нашим идеям.

– Что более всего действует на мозг отрицательно?

МЕДВЕДЕВ: Если говорить о взрослом населении, то это массмедиа. Причем это происходит в очень многих странах мира, но там нашли какое-то противоядие. Возникает манипуляция сознанием, когда вдалбливаются ценности, которые являются для нас не важными. В чем сила Китая, Японии и Кореи? Они взяли от западной цивилизации грамотные вещи, оставив свой национальный уклад. Я считаю, что уничтожение имен-отчеств в обращениях разрушает уклад нашей жизни. Я не против, когда называют по имени, это даже молодит, но это разрушает взаимодействие.

А если говорить о детях, для них беда – резкое ухудшение образования. В школе, к примеру, исчезло понятие чистописания. Раньше в гимназиях заставляли часами переписывать что-то. Дело все в том, что тонкое дифференцированное движение кисти руки и пальцев существенно развивает мозг. Именно это приучение тонко и четко оперировать пальцами дает резкое развитие мозгу. Дальше – память. Исчезло заучивание огромных текстов наизусть. Устный счет уже не нужен. Главная беда для мозга – оглупление людей.

– Вы свой мозг каким-то образом тренируете?

МЕДВЕДЕВ: Моя работа – бесконечная тренировка памяти. Например, меня все время прерывают, и я очень редко прошу, чтобы меня не прерывали. Работа на прерываниях – это тренировка мозга.

– Если говорить о практическом применении ваших разработок, что в последнее время вы могли бы выделить?

МЕДВЕДЕВ: Я не считаю для себя важным добиваться широкого практического применения результатов. Я не внедренческий человек и не хочу этим заниматься. Моя задача – довести продукт до ума, показать его. Но что интересного есть в нашем институте, я могу сказать. Во-первых, конечно, это метод лечения наркоманов, или лечения так называемых навязчивых состояний. Это то, чем я могу гордиться. Дальше, сейчас у нас развивается метод лечения опухолей мозга, который приводит к тому, что люди, которые должны были умереть 6–7 лет назад, до сих пор приходят к нам в клинику. У нас организуется подход к женской эпилепсии. По результатам наших исследований можно существенно изменить не только тактику, но и стратегию очень большого числа заболеваний.

Досье
Медведев Святослав Всеволодович , директор Института мозга человека РАН.
Родился 1 июля 1949 г. в Санкт-Петербурге. Сын выдающегося нейрофизиолога Натальи Бехтеревой.
Окончил с отличием физический факультет Ленинградского государственного университета.
Работал в Физико-техническом институте имени Иоффе. Защитил кандидатскую диссертацию.
С 1979 г. работал в отделении нейрофизиологии человека НИИ экспериментальной медицины.
В 1980 г. перешел в академический Ленинградский научно-исследовательский вычислительный центр, где со временем организовал лабораторию моделирования механизмов деятельности мозга. В 1987 г. лаборатория была переведена в Академический институт эволюционной физиологии и биохимии имени Сеченова, а через два года преобразована в лабораторию позитронно-эмиссионной томографии.
В 1990 г. назначен директором-организатором Института мозга человека, а в 1991 г. избран директором института.
Член-корреспондент РАН. Входит в президиум Санкт-Петербургского научного центра Академии наук. Член Национального комитета российских физиологов, Американского и Британского физиологических обществ.
Женат. В семье есть дочь.

(Полностью беседу со Святославом Медведевым слушайте в аудиозаписи).

Что такое гений? Почему творчество продлевает жизнь? Что показало изучение людей с необычными способностями? В чем феномен Кашпировского? Почему при изучении тайн мозга, возможно, придется выйти за рамки сложившихся научных подходов? Об этом рассказывается в только вышедшей книге "Мозг против мозга". Корреспондент "РГ" беседует с ее автором, академиком Святославом Медведевым, который почти 30 лет возглавлял Институт мозга человека им.Н.П.Бехтеревой РАН.

В последние годы наука обзавелась мощными инструментами для изучения мозга. Постоянно сообщается об открытии различных зон, ответственных за те или иные свойства человека. Приблизились ученые, наконец, к пониманию, что же такое творчество, в чем феномен гения?

Святослав Медведев: Эту загадку пытались разгадать еще большевики, которые специально в 20 годах прошлого века создали в Москве Институт мозга. Цель - понять, чем мозг гениальных большевиков отличается от мозга обычных людей. Что только ни делали: изучали объем, строение, тонкую структуру и т.д. За 80 лет результат нулевой. Мозг не раскрыл ни одного секрета. Впрочем, такие попытки делались и на Западе, в частности, изучался мозг Эйнштейна. С тем же результатом.

Значит, правы те, кто утверждает, что наука пока не понимает, что такое мозг, как он устроен, по каким законам работает? Где уж в такой ситуации браться за тайну творчества, а тем более гениальности.

Святослав Медведев: Да, пока ни один ученый не смог создать непротиворечивую концепцию, как работает мозг. Он надежно хранит свои тайны. Но с другой стороны, науке удалось кое в чем разобраться. Скажем, последние исследование академика Натальи Бехтеревой показали, что в мозг творческого человека отличается тем, что может быстро устанавливать связи между нейронами, быстро их активировать.

Вообще само по себе творчество - это уникальный вид деятельности.

Вот представьте, человек учится, скажем, водить машину. Он весь во внимании, предельно сосредоточен на руле и дороге, ни на что не отвлекается. А главное - во время обучения у него задействованы почти все участки мозга. Но когда научился, одновременно может делать множество дел, разговаривать по мобильнику, беседовать с соседом, любоваться окрестностями и т.д. Почему? У вас освободились многие "территории" мозга, загруженные при обучении.

Чем принципиально отличается акт творчества? Как и при обучении вождению на нем сосредоточен весь мозг, он не отвлекается ни на что другое, в нем нет "свободных" территорий. И понятно почему. Ведь сам мозг не знает, что же ему нужно для творчества, какие области мозга будут задействованы. Этим оно отличается от любого другого вида деятельности. Кстати, и настоящую науку от ее имитации. Как только вы нацелились на какой-то результат, говорите, хочу получить то-то, это не наука. Наука - это когда хочу посмотреть, что там будет, но не знаю, что будет. Точно также и в творчестве.

А может, в обычной жизни мозг работает на 10-15 процентов своих возможностей, как утверждают многие ученые, а в моменты творчества включается на все 100?

Святослав Медведев: Все разговоры о сверхвозможностях мозга, о том, что в обычной жизни задействована лишь малая доля неисчерпаемых резервов, это полная чушь. Что такое процент использования мозга? Это число работающих нейронов. Так вот они постоянно в деле, не простаивают ни на мгновенье, непрерывно анализируют имеющуюся информацию. Чтобы как-то приглушить мозг на Востоке есть особые приемы медитации.

Итак, никаких зон творчества, зон гениальности в мозге нет. Искать их - пустая затея?

Святослав Медведев: По поводу гениальности могу сказать, что это аномалия. Наш мир создан под среднего человека, сбалансирован. Например, очень маленький или большой рост с точки зрения физиологии ненормальны и могут стать причиной разных осложнений. Сходным образом дело обстоит и с мозгом. Гениальность - это своего рода гипертрофия одного какого-то качества за счет других. Это может стать причиной преждевременной смерти, что, кстати, мы наблюдаем у многих гениев.

Что касается зон творчества, зон гениальности, то сегодня мы уже знаем удивительную вещь. Оказывается, что нейроны мозга полифункциональны. Одни и те же в какой-то момент занимаются творчеством, а в другой переключаются, регулируют работу сердца, печени, других органов. Значит, когда вы творите, то, по сути, тренируете, "массируете" органы. Они постоянно в тонусе. Поэтому творческие люди живут, как правило, дольше.

Что касается различных зон, в том числе и одаренности, о чем периодически сообщают в СМИ, то хочу разочаровать. Когда появляется сенсация, что обнаружен центр одаренности, от которого зависит IQ, или нейрон, который кодирует лицо Анжелины Джоли, то это, мягко говоря, неправда. На самом деле, чтобы выполнить любое действие, в мозге образуется очень разветвленная система нейронов. Конечно, "сенсационный" нейрон, о котором прокричали в СМИ, имеет отношение к образу Джоли, но он всего лишь часть огромной системы. Напомню, что в мозге 100 миллиардов нейронов, а число связей больше, чем частиц в видимой Вселенной. И перед наукой стоит архисложная задача - разобраться с этой "вселенной", которой обладает каждый человек.

Приходилось вам изучать феноменов, которые утверждают, что у них необычные способности, в частности, экстрасенсов?

Святослав Медведев: Да, но почти все сверхспособности оказались либо жульничеством, либо искренним заблуждением, либо имели тривиальное объяснение. Апофеозом была группа "феноменов", которые пришли академику Бехтеревой и заявили, что они сканируют людей насквозь, могут ставить диагноз и лечить все болезни. В этот момент в комнату вошла моя дочь, и феномены подробно рассказали обо всех ее недугах. Правда, почему-то никто не заметил, что у нее четырехмесячная беременность.

Но был случай, когда мы действительно были поражены. К нам обратились с просьбой изучить феномен Анатолия Кашпировского. И мы обнаружили, что он способен изменить у пациентов некоторые параметры, скажем, в составе крови. Мы так и не разобрались в сути его "магии", не смог и он что-то объяснить. Думаю, что "феномен" Кашпировского есть, а вот "метода" Кашпировского нет. Это чисто индивидуальное явление. Возможно, если бы мы продолжили с ним работать, то, в конце концов, разобрались бы. Но у него не было желания тратить месяцы, а может и годы на "нудные" исследования, становиться подопытным кроликом, уходить от активной работы. Так что это единственный случай, когда действительно мы что-то увидели.

Вы занимались и феноменом, так называемого альтернативного зрения, которое тоже стало громкой сенсацией. Вывод исследования привел даже к спору с комиссией по лженауке РАН.

Святослав Медведев: Эта целая история, она подробно описана в моей книге. Речь шла о группе детей, которые заявляли, что могут видеть сквозь плотную повязку, читать, ориентироваться в пространстве. Мы решили проверить, используются глаза или действует какой-то иной механизм. В экспериментах дети действительно свободно читали, имея на глазах плотную повязку. Обычный человек сквозь ничего не видел. Меняя условия проверки, мы разобрались в этом эффекте. Если кратко, то суть в следующем. Для альтернативного зрения нужно минимальное количество света. И если человек упорно тренируется видеть изображение, довольствуясь этим минимумом, то, в конце концов, становится "феноменом". Но здесь нет никакой мистики, а результат упорного труда. Каждый может попробовать.

Тогда вместо спокойного обсуждения вокруг этого феномена в СМИ начался невообразимый шум, договорились до того, что можно видеть содержимое сейфов. Этими людьми заинтересовалась комиссия по лженауке РАН и обратилась ко мне. А мы к тому времени опубликовали статью о наших экспериментах. Академик, к которому я пришел обсудить феномен, сразу заявил, что этого не может быть, потому не может быть никогда. Больше всего меня поразило, что у него не было никакого желания установить истину, понять, в чем же там суть дела. По-моему, это настоящая научная инквизиция, когда с ходу отвергается все выходящее за традиционные представления. С таким подходом мы вряд ли разберемся в феномене мозга.

Думаю, что "феномен" Кашпировского есть, а вот "метода" Кашпировского нет. Это чисто индивидуальное явление

Читал, что недавно наши известные ученые в области изучения мозга Константин Анохин и Татьяна Черниговская посетили Далай-ламу и договорились о совместных исследованиях.

Святослав Медведев: Можно только приветствовать. Я был у Далай-ламы, мы говорили о совместных исследованиях. Его представители приезжали к нам в институт. Но совместные исследования предполагали работу с "продвинутыми" буддистами, однако организационные трудности оказались слишком велики. Повторю, что, несмотря на расцвет исследований мозга, множество ярких результатов, мы все еще далеки от понимания, как мозг работает, что такое память и сознание. Более того, чем больше накапливается различных экспериментов, которые нередко противоречат друг другу, тем сильней впечатление, что мы упираемся в глухую стену. Часто мы можем объяснить конкретные особенности работы мозга, но они не выстраиваются в целостную картину. Многие явления, как например, выход души из тела, когда человек после реанимации рассказывает то, что никак не мог узнать, вообще не встраиваются в научную картину мира. Особняком стоят парапсихологические явления. Я не знаю ни одной работы, где бы их существование было доказано. Но с другой стороны, уж слишком много косвенных улик. Их обилие заставляет сомневаться и подозревать, а может быть, что-то все же есть.

Фото: Сергей Савостьянов/ РГ

И тут встает вопрос о методах исследования. Может, мы ищем там, где "светло" и как умеем. Может быть, для изучения мозга надо применить иные способы, в которых могут нарушаться некоторые незыблемые законы. Возможно, чтобы его понять, надо обратить внимание на "запретные" с точки зрения законов природы случаи, попытаться в них разобраться, выйти за рамки сложившихся научных подходов. Лауреат Нобелевской премии Нильс Бор как-то сказал: эта идея недостаточно безумна, чтобы быть верной. Говоря образно, мозг ждет своих безумцев.

Визитная карточка

Святослав Всеволодович Медведев родился 1 июля 1949 года в Ленинграде в семье учёных - Натальи Петровны Бехтеревой и Всеволода Ивановича Медведева. Закончил Ленинградский университет. В 1990 году возлавил Институт мозга человека РАН. Он занимается исследованиями организации мозга и его функций: речи, эмоций, творчества и т.д. Сейчас является главным научным сотрудником института.

ГОЛОС КРОВИ. ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ. ЯЧЕЙКА ОБЩЕСТВА. КАЖ-
ДОЕ ИЗ ЭТИХ ПОНЯТИЙ МЫ ИЗУЧИЛИ СО ВСЕЙ ПРИСТРАСТНО-
СТЬЮ. МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ, ВСЛЕД ЗА ЛЬВОМ ТОЛСТЫМ, НЕ ДАВАЛА
НАМ ПОКОЯ. МЫ НАШЛИ РОДСТВЕННИКОВ ТЕХ, КТО ВВЕЛ В РУССКИЙ
ОБИХОД ПОНЯТИЕ «ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ» И ПОСТАВИЛ ДИАГНОЗ ЛЕНИНУ,
СТРОИЛ ДОРОГУ ЖИЗНИ И ЗАВЕЩАЛ ЭРМИТАЖУ КОЛЛЕКЦИЮ МА-
ЛЫХ ГОЛЛАНДЦЕВ. УЧЕНЫЕ, АКТЕРЫ, КОСМОНАВТЫ, ТЕЛЕЖУРНА-
ЛИСТЫ, МУЗЫКАНТЫ И ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ ГОВОРЯТ СПАСИБО
РОДИТЕЛЯМ - В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЭМЕ ЖУРНАЛА «СОБАКА.RU».
Тексты: Виталий Котов, Вадим Чернов, Светлана Полякова,
Сергей Миненко, Сергей Исаев

НАТАЛЬЯ И СВЯТОСЛАВ МЕДВЕДЕВЫ

Внучка и сын академика Натальи Бехтеревой продолжают
изучать мозг человека, как и основатель их научной династии
Владимир Бехтерев.

Святослав: Первое, что мне дали родители, - это круг общения. Я рос в атмосфере научного поиска, знал крупнейших ученых ХХ столетия, среди которых были Орбели и Лебединский, у нас дома жили иностранные специалисты. Так что многие вещи были мне понятны с детства. Второе - это английский язык. Я учил его с ранних лет, толку от этого было мало, но когда язык мне понадобился, я сразу все вспомнил. Третье - чтение. Сейчас, когда вы думаете о том, как выглядел мушкетер, вы представляете Боярского - никакого простора для размышления. А чтение развивает фантазию, учит пониманию и решению жизненных ситуаций.

Наталья: Любовь к чтению - наша семейная черта. Я говорю не только о научной, но и о художественной, и об исторической литературе. Нельзя было оставить книгу на столе, потому что ее обязательно возьмут почитать. Недавно я переехала и не хотела, чтобы в доме было много книг, но спустя три месяца они завелись в каждом углу. Английский я тоже знаю с детства, пять лет жила в Америке. Еще я учила латынь, причем не на уровне пословиц, а читала тексты.

Святослав: Наташа не видела, чтобы я валялся на диване без дела. Умение трудиться я взял от родителей. Но главное из унаследованного - это способ мировосприятия. Наталья Петровна очень много работала и видела перед собой не энцефалограмму, а то, что она значит. У пифагорейцев было тайное братство: им были не нужны внешние атрибуты, они узнавали друг друга по стилю мышления. Был случай, я летел в Америку к Наташе и в самолете разговорился с соседом. Через два часа я сказал: «Я, пожалуй, знаю, кто вы». Он сказал: «А я - кто вы». Как и я, он оказался членом-корреспондентом РАН и сыном одного очень известного академика.

Наталья: Династия - это не просто биографические факты. Это понятия, которые формируются с самого детства, система знаний, на которую накладывается все остальное. Профессорская семья - это жизненные принципы и ценности. Моя деятельность напрямую связана с историей семьи, я работаю в Институте мозга и в Институте Бехтерева, где пишу диссертацию и веду пациентов. Еще в школе я знала, что в конечном итоге буду психотерапевтом. Но психотерапевтами сразу не становятся, нужен какой-то багаж знаний. Я окончила Первый мед и пять лет проработала в Институте Отта акушером-гинекологом. Моя мама до сих пор фанатично предана этой специальности, работает в Первом меде, так что это двойная семейная история. А потом гены взяли свое, и я решила переквалифицироваться.

Святослав: Поначалу я учился очень плохо. Меня выгоняли из школы: один раз за неуспеваемость, дважды за хулиганство, хотя причина состояла в том, что у меня просто было чувство собственного достоинства. Мне было скучно изо дня в день мурыжить одно и то же, я не испытывал никакого пиетета перед учителями. На уроках истории нам рассказывали: «При царизме эти сволочи жрали серебряными вилками и ложками». Так вот у нас в семье «жрали» серебряными приборами.

Наталья: Мне тоже было неинтересно ходить в школу. В восьмом классе я прогуляла уроков больше, чем дней в году, зато прочла всю русскую классику. Тогда родители отправили меня в частную школу на Манхэттен. Там учились дочери Дональда Трампа, Сигурни Уивер. Но кроме интересного общения там было больше свободы в выборе форм обучения. Например, мне никогда не нравились тесты, поэтому я писала сочинения, и не на заданную, а на свободную тему. Работала в театре - рисовала костюмы, была помощником режиссера. Задача психотерапевта - быть разносторонним человеком, уметь понимать и бизнесмена, и гуманитария.

Святослав: У меня к окончанию школы в аттестате была единственная пятерка - по физике, и я поступил на физфак ЛГУ. Это был период «Девяти дней одного года», моя девушка с гордостью могла сказать: «Между прочим, мой парень - физик». Но для меня это был скорее спорт, чем учеба. На «слабо» я вошел в первую десятку студентов, после института нас брали куда угодно. Мне повезло не попасть в Арзамас-16: семьям тех, кто уезжал, сразу давали трехкомнатную квартиру, но их самих я больше никогда не видел. По распределению я оказался в Физико-техническом институте, довольно быстро защитился и стал самым молодым старшим научным сотрудником. Я занимался вещами, которые изучали еще две лаборатории в мире, и все. Обсудить то, что меня волновало, было не с кем, глаза у моих руководителей не горели. А в науке горящие глаза - это самое главное. Кроме того, на мне была партийная работа, которая навсегда отбила у меня интерес к бюрократической деятельности. И я стал присматриваться к тому, что делает Наталья Петровна. Она была категорически против того, чтобы я становился врачом. Наверное, в чем-то это было неправильно, ведь сейчас у меня нет диплома, то есть я не могу оперировать. С другой стороны, мои знания на порядок выше знаний человека, окончившего мединститут, - они шире. Когда мы в итоге стали работать вместе, то получили интересные результаты, потому что я пришел в медицину как физик и ставил вопросы, задавать которые медикам не приходило в голову.


Наталья: Бабушка хорошо помнила своих отца и мать и рассказывала мне о них. Моя прабабушка Зинаида Васильевна была невероятно красивой женщиной. Прадедушка, Петр Владимирович, - крупный инженер, он конструировал военную технику, ставшую актуальной спустя годы. Моя прапрабабушка из древнего рода, она была столбовой дворянкой, а прапрадед Владимир Михайлович Бехтерев - из простой семьи, но своим детям он дал очень хорошее образование.

Святослав: Бабушка со стороны моего отца, физиолога Всеволода Ивановича Медведева, - из польского рода Костюшко. А дедушка был сыном плотника, до трех лет он вообще не говорил, потому что мать рано умерла и им никто не занимался. Он стал летчиком-штурманом, но обнаружилась интересная особенность: на высоте он засыпал. Потом дедушка пошел в медицинский институт, но оттуда его с позором выгнали, поймав на том факте, что он завернул селедку в газету с портретом Троцкого. Тогда он пошел в ветеринары, а в годы войны был в рядах хирургов Красной армии, получил звание полковника, награжден орденом Ленина. Дедушка был знаком с Рокоссовским, есть фотография, где он стоит с Буденным. После войны он стал профессором. Это был настоящий self-made man. Датами, которые резко изменили жизнь нашей семьи, я считаю две. Первая - конец января 1927 года, убийство прадеда, Владимира Михайловича Бехтерева. Все разговоры о том, что он якобы назвал Сталина параноиком, - полная ерунда. Для врача его уровня, а он лечил царя и великих князей, было немыслимо выйти из кабинета первого лица государства и обронить такую фразу. Дело в том, что он лечил Ленина и поставил ему диагноз «сифилис мозга». Официальная причина смерти, естественно, была другой. Бехтерев собирался ехать на международный конгресс в Лондон. Есть версия, что накануне он был отравлен собственной женой, племянницей Ягоды, одного из руководителей ОГПУ. Ни один из членов нашей семьи после этого не подавал ей руки. Вторая - это 23 февраля 1936-го, расстрел дедушки Петра Владимировича Бехтерева, несмотря на то что Ленин написал охранную грамоту: что бы ни случилось, эту семью не трогать. Вместо обеспеченной семьи Наталья Петровна оказалась в детском доме. Оттуда было два пути: на кирпичный завод и на панель. Шанс был только один - учиться. И Наталья Петровна стала учиться, дальнейшее вы знаете. Если бы все было иначе, может, и нас бы на свете не было.

Работаем над очень интересной вещью - определяем, какие участочки мозга за что отвечают. В процессе работы с добровольцами выясняется, что эти участочки у всех людей имеют сходную локализацию. Это позволит нам понять, в какие области можно вторгаться при лечении, а в какие нельзя, иначе человек перестанет двигаться или потеряет речь.


Директор Института мозга (Санкт-Петербург) Святослав МЕДВЕДЕВ из уникальной семьи: мало того что сам член-корреспондент РАН, так еще и мама - знаменитая Наталья Бехтерева - у него академик, и папа - физиолог Всеволод Медведев - член-корреспондент Академии наук!

«Поэтому атмосфера научных лабораторий всегда была для меня привычной и домашней,» - говорит Святослав Всеволодович.

НО, ОКОНЧИВ школу, Святослав тем не менее пошел не в медицинский институт, а на физфак и до 30 лет работал по специальности:

И лишь потом до меня дошло, что тут гораздо интереснее. Десять лет проработал в Институте им. Сеченова. А потом в 1990 году был создан наш институт. Кстати, подобные уникальные научные лаборатории, занимающиеся фундаментальными исследованиями в области мозга, есть еще только в Англии и США. Причем там эти исследования финансируются Пентагоном.

Люди сегодня катастрофически мало двигаются. И в этом - источник большинства современных заболеваний.

- А не в стрессах?

Количество информации, что к нам поступает, действительно несколько увеличилось, но сказать, что мозг от этого страдает или что стало больше стрессов, нельзя. Я думаю, у первобытного человека стрессов было куда больше - ему все время было страшно, его постоянно могли съесть. Но он реагировал так, как это предусмотрено природой: сражался или убегал. Римский легионер, для того чтобы вычислить, куда подставить меч, должен был учесть огромное количество нюансов и испытывал сильнейшие стрессы. Стресс нужен человеку. И если ты хочешь чего-то добиться в жизни, ты обязан иметь стресс. Вопрос в том, что это такое. Стресс - это механизм, который помогает выжить в трудной ситуации. Например, вы видите забор, перелезть через который не можете. Но вдруг появляется злая собака - и вы перепархиваете через него как на крыльях. Проблема в том, что при стрессе организм человека готовится не к интеллектуальной работе, а к физической нагрузке. Поэтому, получив стресс, хорошо было бы пробегать хотя бы километр. А если физически это не выразить, то появляются гипертония и все остальное.

- Скажите, мозг человека эволюционирует?

Питекантропы и неандертальцы были ребятами мускулистыми и успешно боролись за свое существование. Зачем им было иметь мозг современного человека с таким колоссальным объемом возможностей, совершенно непонятно. Поэтому так много теорий об инопланетном происхождении разума. Во всяком случае, похоже, что, раз появившись, мозг человека не эволюционировал. И потом, для эволюции у мозга должны быть свойства, которые позволили бы лучше жить тем, у кого этот орган более развит. Но сегодня средний человек не использует и десятой доли отпущенных ему возможностей.

Мозг не переучишь

- ЧЕМ вы сейчас занимаетесь?

Работаем над очень интересной вещью - определяем, какие участочки мозга за что отвечают. В процессе работы с добровольцами выясняется, что эти участочки у всех людей имеют сходную локализацию. Это позволит нам понять, в какие области можно вторгаться при лечении, а в какие нельзя, иначе человек перестанет двигаться или потеряет речь. Но даже если, допустим, область речи поражена, мы сможем создать новую область речи. Оказывается, нейроны человеческого мозга полифункциональны. Если окликнуть маленького ребенка, то он может даже упасть, потому что у него весь мозг занят или общением, или движением. А потом начинается специализация. И нейроны начинают забывать, что когда-то умели все. Мозг - очень устойчивая система, переучиваться ему трудно. Но можно - для этого его надо немножко раскачать с помощью электростимуляции.

Затем есть такие страшные вещи, как глиома. Она прорастает в вещество мозга, и ее практически невозможно удалить, так как всегда что-то остается и возникает рецидив. Обычно, после того как эти опухоли обнаружат, люди живут 6–7 месяцев. А у нас после операции - 5 лет! Почему пять? Потому что эта методика разработана нашим научным сотрудником Владимиром Беньевичем Низковолосом только 5 лет назад и дольше мы наших пациентов пока не наблюдали. Как все происходит? В нескольких местах в опухоль вводится зонд, и опухоль замораживается. Затем она начинает рассасываться. И в это же время в организме возникает мощная иммунная реакция. Причем именно на раковые клетки.

Затем у нас прекрасные результаты по лечению детей с дефицитом внимания. Обычно в каждом классе есть один-два ребенка, у которых, как говорится, «шило в заднице». Они все время отвлекаются. Что это такое? Это значит, что ребенок не может зафиксировать свое внимание на чем-то дольше, чем на две минуты. Это могут быть последствия родовой травмы, пьянства отца или матери и еще ряда других факторов. Такой ребенок вроде бы как нормальный, но любые методы жесткого воздействия на него ничего не дают, так как это болезнь. И ее надо лечить. В лаборатории Кропотова Юрия Дмитриевича обнаружили, что у таких детей в определенных структурах мозга есть недоразвитость и практически отсутствуют необходимые колебания. Такие дети вообще очень большая проблема для всего мира - они становятся наркоманами, хулиганами. Что обычно делается? Даются очень мощные препараты, подавляющие психику. А мы задействовали механизм биологической обратной связи, когда ребенок сам корректирует свое расстройство. Технически все выглядит так: ребенок смотрит мультик, но в фокусе он только тогда, когда необходимые колебания в норме. Таким образом ребенок сам усиливает и гармонизирует колебания своего мозга. И всего за 10–15 сеансов происходит саморегуляция ребенка без всяких лекарств. Но мы можем принять только очень небольшое количество детей. И мы с удовольствием передадим эту методику, так же как и методику лечения рака или наркомании, в любую клиническую больницу.

Искусственная радость ведет к гибели

КСТАТИ о наркомании: это болезнь смертельная, как опухоль в мозгу. Да, есть «легкие» наркотики - можно покурить марихуану и самостоятельно завязать, хотя это очень трудно и тоже скажется на здоровье. Но, если речь идет о кокаине или героине, все это уже необратимо: мозг наркомана атрофируется и идет быстрое разрушение всего организма. Как все происходит? В организме человека при эмоциональном подъеме образуются определенные вещества - эндорфины. Они садятся на рецепторы мозга и вызывают радость. А наркотики по своему составу сходны с эндорфинами и вызывают запредельную радость на пустом месте. То есть вместо того, чтобы бороться, найти и обрадоваться, человек просто вкалывает дозу и получает кайф. Но вскоре морфин встраивается в систему потребления энергии, и клетки приучаются кушать ее в упрощенном виде. Вернуться к нормальному усвоению энергии самостоятельно они уже не могут. И если наркотики перестают поступать в организм, возникает ломка. Причем от нее наркоман может даже умереть. Наркотиков требуется все больше и больше, и в конце концов человек передозируется так, что впадает в кому или умирает.

Но на самом деле вот эта физиологическая зависимость снимается достаточно просто, и сейчас это делается во многих местах: проводятся очистка крови, некоторые другие процедуры, и наркотики организму становятся не нужны. (Кстати, сами наркоманы очень любят «чиститься», так как после этого они снова могут перейти на маленькие дозы.) Но после этого возникает другая проблема - у них сохраняется память о том прекрасном ощущении, когда они принимали наркотики. Это так называемая психологическая зависимость. Понимаете, наркоман - больной человек, он прекрасно понимает, что наркотики - это плохо и вредно, но не может остановиться. И статистика говорит, что наркоманы живут 4–5 лет, а потом умирают. Вообще те цифры, которые знаю я, страшны. Вы просто не можете себе представить, какое количество детей сейчас принимает наркотики. В некоторых классах - каждый третий. И шприцы из школ выметают пачками. А в лечении наркомании самый основной вопрос, как снять не только физиологическую, но и психическую зависимость. Сейчас чего только не делают - и в горячую воду окунают, и морозят, и молитвы читают. Но практика говорит, что все это малоэффективно. Поэтому считается, что 7–10% излечившихся - это очень хороший результат. То есть больше 90% «вылеченных» потом вновь возвращаются на круги своя и в конце концов умирают. Что же делать?

Лечить!

В МОЗГЕ человека есть так называемая лимбическая система, отвечающая за эмоции. При приеме наркотиков в ней возникает непреодолимое возбуждение - и с этим никаким волевым усилием ничего поделать нельзя. Как это происходит? Из-за нарушения работы так называемого детектора ошибок. Механизм его работы был открыт Натальей Петровной Бехтеревой в 1968 году. Это клеточные структуры мозга, стабилизирующие деятельность мозга и поведение человека. Детектор ошибок непрерывно проверяет, все ли идет правильно. Правильно - значит в соответствии с определенным стереотипом. Не выполнил человек какое-либо действие, например, не выключил свет перед уходом из дома, - и у него появляется чувство: что-то не так.

Другой пример: вы ведете машину и не слышите шума двигателя до тех пор, пока он работает исправно. Но стоит появиться постороннему шуму или другому отклонению от нормы, как это отклонение регистрируется детектором ошибок, и вы обращаете на него внимание. А теперь представьте себе, что машина сломалась и после починки движок уже работает не так тихо, как прежде. Водитель постепенно привыкает к этому дребезжащему звуку, считает его нормой. Далее двигатель притирается и дребезжание исчезает. Но теперь уже нормальная работа кажется отклонением… Так и при наступлении недуга. Пока человек здоров, для него это нормальное состояние. Человек заболевает, и это состояние патологии. Он начинает поправляться, а организм привык считать нормой болезненное состояние. При попытках его улучшения детекторы ошибок кричат об отклонении и возвращают организм к прежнему болезненному статусу. Другими словами, мозг человека способен в случае тех или иных патологических процессов в организме так перестраивать свою работу, свои связи и уровень функционирования, что формируется новое устойчивое состояние, которое включает патологию как свою неотъемлемую часть, как базу стабильности. Такое состояние способствует выживанию организма, и поэтому мозг активно сопротивляется всем лечебным воздействиям как попытке изменить этот новый статус-кво, он стремится к сохранению патологии. Устойчивая психическая зависимость при наркомании, как и другие навязчивые состояния, является результатом именно перестройки детекторов ошибок. Мозг наркомана все время диктует ему: введи себе этот препарат. В подобной ситуации обычная техника лечения - воздействие на причину заболевания - оказывается бесполезной и требует предварительных мероприятий, которые могли бы разрушить это устойчивое патологическое состояние. Поэтому в определенный участок мозга вводится зонд - так называемый криодеструктор - и замораживает несколько кубических миллиметров клеток. Этот метод был известен давно, но раньше для его применения надо было вскрывать череп, лезть туда руками, что могло вызвать побочные эффекты. А сейчас все это делается через отверстие величиной с детский ноготь. И человек сам говорит: «Все, я больше не хочу наркотиков».

- Он в это время в сознании?!

Абсолютно. Это все небольно. А дырочка сверлится под анестезией. Это даже нельзя назвать операцией - по сути, это укол в мозг. Личность человека после этой операции не меняется - может быть, у него только расширяются эмоциональные границы восприятия. Если раньше он думал только о наркотиках, то теперь вдруг видит: весна, девушки красивые по улицам ходят. Но, идя на это, человек должен понимать, чем он будет заниматься потом: он должен найти свое место в этом мире. Полная излечиваемость у нас - 65–70%, такого больше нет нигде. А вот эти 30% - это не рецидив, это значит, что прежнее окружение и жизнь опять привели человека к наркотикам. Полностью вылечиваются только те, кто осознанно решил завязать и полностью поменял свой образ жизни.

О скандале

- СКАЖИТЕ, а из-за чего все-таки был широко гремевший пару лет назад судебный процесс, возбужденный против вас прооперированным пациентом? У него возникли осложнения? Он снова начал принимать наркотики?

Самое смешное, что ни то и ни другое. Просто он связался с саентологами после нас, и это было скорее навязанное ему мнение. Однако нам не хотелось бы поднимать вопрос об этом пациенте, чтобы не ввязываться в новый конфликт с Гражданской комиссией по правам человека, организованной церковью саентологии. Насколько нам известно, этот пациент в настоящее время не принимает наркотики. А решение суда пусть остается на его совести.

В целом в институте уже прооперированы 330 больных с положительным исходом более 60%. Из них в 36% случаев человек забывает о наркотиках, в 32% - возможны единичные «одноразовые» срывы - в память о прошлом. Но, когда человек видит, что прежнего эффекта нет, он завязывает уже навсегда. Однако, если постоянно насильно пичкать свой организм «в солидарность с друзьями», все в конце концов может вернуться на круги своя. Хотя повторное привыкание после операции происходит значительно медленнее.

Мы это можем

ХОТЯ и у нас неизбежны отдельные неудачи. Вообще бороться с навязчивыми состояниями хирургически в мире начали еще в 60-е годы: разрушали зону, отвечающую за мозговое обеспечение синдрома. Но в случае с наркоманией мешали технические сложности. Крохотная мишень находится примерно в 40 мм под поверхностью мозга, и попадание в нее должно быть абсолютно точным. Трудность преодолена благодаря высокой расчетной способности стереотаксиса (прибора для проведения операций), разработанного несколько десятилетий назад в Институте мозга человека РАН лауреатом Госпремии Андреем Дмитриевичем Аничковым. Кроме того, эти операции требуют и хорошей приборной диагностики, и квалифицированных врачей. С учетом названных факторов НИИ наркологии и Минздрав РФ разрешили и поручили вести эту работу именно нашему институту. То есть все делалось и делается обоснованно и законно. Институт доказал, что может проводить эти операции.

Перед нами стояла еще одна проблема - дело в том, что у 100% наркоманов гепатит С, который, как и СПИД, резко снижает иммунитет, и это может в результате привести к осложнениям. Но мы и с этим научились бороться, и у прооперированных нами людей не было никаких побочных эффектов.

Кстати, знаете ли вы, что мы сейчас находимся в страшных эпидемиях смертельных болезней? Это тот же гепатит С, это СПИД. У нас в стране он достаточно долго распространялся очень медленно, но сейчас увеличение числа больных и инфицированных идет просто катастрофическими темпами. Это хламидиоз, сифилис, другие венерические болезни. Знаете, раньше я, как и любой мужчина, любил смотреть на красивых женщин. Но сейчас я от женщин стал просто шарахаться. Потому что к нам в отделение привозят невероятно красивых девушек, но, когда смотришь их анамнез, там такое, что и дотронуться до нее страшно, не то что лечить. Это сифилис, СПИД, гепатит С, хламидиоз, гонорея… Гепатит С у всех. Причем с больным СПИДом вы можете целоваться - и вам ничего не будет, но если больной гепатитом С хотя бы просто чихнет на вас и капелька его слюны попадет вам в глаз, то все - гепатит С вам гарантирован. Можно подхватить его через посуду, полотенце. Это очень заразно. И к сожалению, неизлечимо. Но хватит о грустном. Надеюсь, что вскоре тех же наркоманов можно будет лечить не оперативно, а всего лишь давая человеку лекарство. Сейчас это кажется фантастикой? Но я уверен, через несколько лет это станет реальностью.