Болезни Военный билет Призыв

Средства воздействия друг на друга частников общения. К временным показателям возбудимости относят. Функциональная система – это временная совокупность органов

Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга.

Под взаимодействием в социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность.

Взаимодействие обычно классифицируют по форме. В этом случае различают межличностное и межгрупповое взаимодействие, межличностные отношения и общение.

Межличностное взаимодействие - это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.

Основными признаками такого взаимодействия выступают:

Наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия;

Эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми;

Ситуативность - достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом;

Рефлексивная многозначность - зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников.

Межгрупповое взаимодействие - имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.

Межличностные отношения (синоним: взаимоотношения) - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, в которых проявляется система их межличностных установок, ориентации, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности". Они возникают и развиваются в процессе совместной деятельности и общения.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия 2 . Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.

Западные теории взаимодействия
Наименование теории Ведущие представители Основная идея теории
Теория обмена Джоржд Хоманс Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты.
Символический интеракционизм Джордж Мид, Герберт Блумер Поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают.
Управление впечатлениями Эдвин Гофман Ситуации социального взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления.
Психоаналитическая теория 3. Фрейд На взаимодействие людей оказывают сильное влияние представления, усвоенные в раннем детстве, и конфликты, пережитые в этот период.

Можно разделить процесс взаимодействия людей на три этапа (уровня): начальный, средний и заключительный.



На своем начальном этапе (низшем уровне) взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь определенное первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития.

Главное в успехе первичных контактов заключается в принятии или не принятии партнерами по взаимодействию друг друга. Отношения приятия-неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся ли люди друг другу. Если нет, то следуют обоюдные или односторонние реакции отвержения (скольжение взгляда, отдергивание руки при пожатии, отворачивание головы, тела, отгораживающие жесты, «кислая мина», суетливость, убегание и т.п.) или прекращения установившегося контакта.

Большую роль во взаимодействии на его начальном этапе играет и эффект конгруэнции.Конгруэнция - подтверждение взаимных ролевых ожиданий, полное взаимопонимание, единый резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта. Конгруэнция предполагает минимум разногласий в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и

К основным факторам достижения конгруэнции обычно относятся:

а) переживание сопринадлежности, которое возникает в случаях:

Когда цели субъектов взаимодействия связаны между собой;

Когда существует основа для межличностного сближения;

Принадлежность субъектов к одной социальной группе;

б) эмпатия, которая легче реализуется:

При установлении эмоционального контакта;

При сходстве поведенческих и эмоциональных реакцийпартнеров;

При наличии одинаковых чувств к какому-то предмету;

Когда привлекается внимание к чувствам партнеров (например,они просто описываются);

в) идентификация, которая усиливается:

При живости, разнообразии поведенческих проявлений взаимодействующих сторон;

Когда человек видит в другом черты своего характера;

Когда партнеры как бы меняются местами и ведут обсуждение с позиций друг друга;

При общности мыслей, интересов, социальных ролей и позиций. В результате конгруэнции и действенных первичных контактов устанавливается обратная связь между людьми

Можно выделить три основные функции обратной связи. Она выступает обычно: 1) регулятором поведения и действий человека; 2) регулятором межличностных отношений; 3) источником самопознания. Обратная связь бывает разных видов, и каждый ее вариант соответствует той или иной специфике взаимодействия людей и установления между ними устойчивых отношений. Обратная связь может быть: а) вербальной (передаваемой в виде речевого сообщения); б) невербальной, т.е. осуществляемой посредством мимики, позы, интонации голоса и т.д.; в) выраженной в форме действия, ориентированного на проявление, показ другому человеку понимания, одобрения и выраженного в совместной активности. Обратная связь может быть непосредственной и отсроченной во времени, она может быть ярко эмоционально окрашена и передаваться человеком другому как некое переживание, а может быть с минимальным переживанием эмоций и ответных поведенческих реакций.

Насреднем этапе процесса взаимодействия людей, который получил название продуктивной совместной деятельности, развивающееся постепенно активное сотрудничество находит все большее выражение в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров.

Обычно различают три формы или модели организации совместной деятельности: 1) каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого; 2) общая задача выполняется последовательно каждым участником; 3) имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Их реальное существование зависит от условий деятельности, ее целей и содержания.

Вместе с тем в это время взаимодействие людей активно сопровождаетсяилиопосредуется проявлением сложных социально-психологических феноменов, получивших название совместимости-несовместимости (или срабатываемости-несрабатываемости).

Различают несколько видов совместимости. Психофизиологическая совместимость основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов. Психологическая совместимость предполагает взаимодействие характеров, интеллектов, мотивов поведения. Социально-психологическая совместимость предусматривает согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентации участников. Наконец, социально-идеологическая совместимость основана на общности идеологических ценностей, на сходстве социальных установок (по интенсивности и направленности) - относительно возможных фактов действительности, связанных с реализацией этнических, классовых и конфессиональных интересов.

В следует помнить, что двигателем взаимодействия и совместной деятельности выступает, прежде всего, мотивация его участников. Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

1) максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);

2) максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);

3) максимизация относительного выигрыша (конкуренция);

4) максимизация выигрыша другого (альтруизм);

5) минимизация выигрыша другого (агрессия);

6) минимизация различий в выигрышах (равенство).

Формы влияния людей друг на друга в процессе деятельности. Одни из них побуждают партнера к действиям (приказ, просьба, предложение), другие санкционируют действия партнеров (согласие или отказ), третьи вызывают на дискуссию (вопрос, рассуждение). Сама же дискуссия может происходить в форме совещания, беседы, диспута, конференции, семинара и целого ряда других видов межличностных контактов.

Высшим уровнем взаимодействия выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождаемая взаимопониманием.

Общество не состоит из отдельных индивидов, а обнаруживает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг относительно друга. Основу этих связей и отношений формируют действия людей и их взаимовлияние, получившие название взаимодействия. Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и звьязок1.

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть собственный мир. Под взаимодействием в социальной философы и психологии, а также теории менеджмента, кроме того, понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, что позволяет группе реализовать общую для ее членов деятельность. Взаимодействие человека с человеком в обществе - это также взаимодействие их внутренних миров: обмен мнениями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.

Взаимодействие является систематическим и постоянным совершением действий, направленных на то, чтобы вызвать ответную реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность людей как в обществе, так и в организации в отличие от индивидуального имеет более жесткие ограничения любых проявлений активности или пассивности. В процессе реального взаимодействия формируются также адекватные представления работника о себе и других людей. Взаимодействие людей - ведущий фактор в регуляции их самооценок и поведения в обществе.

В организации наблюдаются две разновидности взаимодействия - межличностных и межгрупповых, которые осуществляются в системе межличностных отношений и общения.

Межличностное взаимодействие в организации - это длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты между работниками внутри групп, отделов, команд, которые вызывают взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок. Чем больше контактов происходит между их участниками и чем больше времени они проводят вместе, тем узгодженишою является работа всех подразделений и организации в целом.

Межгрупповая взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного действия множества субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимообусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно она присутствует между целыми группами организации (а также их частями) и является интегрирующим ее фактором.

Межличностные отношения (взаимоотношения) - это взаимосвязи между людьми, субъективно переживаются и в которых проявляется система их межличностных установок, ориентаций, ожиданий, надежд, которые определяются содержанием совместной деятельности1. В организации они возникают и развиваются в процессе совместной деятельности и общения.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включает обмен информацией и формирование единой стратегии взаимодействия, взаемовидносин2. Общение в организации включены преимущественно в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение) и обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Непосредственной основой общения людей в организации является совместная деятельность, объединяющая их ради достижения определенной цели. Более широкое понимание факторов, побуждающих людей к общению, изложены в западной науке. Среди них прежде всего можно назвать следующие:

Теория обмена (Дж. Хоманс): люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и расходы;

Символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер): поведение людей по отношению друг к другу и предметов окружающего мира устанавливается значениями, которые они им предоставляют;

Управление впечатлениями (Э. Гофман): ситуации социального взаимодействия подобные драматических спектаклей, в которых актеры пытаются создавать и поддерживать приятные впечатления;

Психологическая теория (З. Фрейд): на взаимодействие людей оказывают сильное влияние представления, усвоенные в раннем детстве, и конфликты.

В процессе отбора кадров, формирования производственных групп и команд менеджеру следует учитывать ряд психологических особенностей поведенческих реакций индивидов из начального этапа развития их взаимодействия.

Так, на начальном этапе (низком уровне) взаимодействие - это простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеется определенный первичный и очень упрощенный взаимный или односторонний "физический" влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в результате конкретных причин может и не достичь своей цели, а потому и не приобретать всестороннего развития.

Главное в успехе первичных контактов заключается в принятии или непринятии партнерами по взаимодействию друг друга. При этом они не представляют простой "суммы" индивидов, а является некоторым совсем новым и специфическим образованием связей и отношений, которые регулируются реальной или мнимой отличием - сходством, сходством - контрастом людей, привлеченные к совместной деятельности (практической или умственной). Различия между индивидами является одним из основных условий развития их взаимодействия (общения, отношений, совместимости, износа), а также их самих как личностей.

Любой контакт начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего вида, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов друг на друга.

Отношения принятия - неприятие оказываются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, попытке закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся люди друг другу или нет. Если нет, то наступают взаимные или односторонние реакции отторжения (скольжение взгляда, отдергивание руки при пожатие, предотвращения головы, тела, огражу-ные жесты, "кислая мина", суетливость, убегания и т.п.). И наоборот, люди обращаются к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, поворачивается лицом, отвечает бодрой и веселой интонацией, как к тем, кто заслуживает доверия и с кем можно развивать дальнейшее сотрудничество на основе совместных усилий.

Безусловно, принятие или непринятие партнерами по взаимодействию друг друга имеет и более глубокие корни. Поэтому следует различать научно обоснованные и проверенные уровне однородности - разно редкости (степени сходства - различия) участников взаимодействия.

Первый (или ниже) уровень однородности является соотношением индивидуальных (природных) и личностных параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентаций) людей. Особое значение в межличностном взаимодействии имеют возрастные и половые различия партнеров.

Второй (верхний) уровень однородности - разнородности (степени сходства - контраста участников межличностного взаимодействия) - представляет собой соотношение в группе (сходство - различие) мнений, отношений (в том числе симпатий - антипатий) к себе, партнеров или других людей и к предметному миру (в том числе в совместной деятельности). Второй уровень делится на подуровни: первичный (или восходящий) и вторичный (или результативный). Первичный подуровень - восходящий, данное в межличностного взаимодействия соотношение мнений (о мире предметов и себе подобных). Второй подуровень является соотношением (сходство - различие) мнений и отношений, как следствие межличностного взаимодействия, обмена мыслями и чувствами между участниками совместной деятельности1. Большую роль во взаимодействии на ее начальном этапе играет также эффект конгруэнции.

Конгруэнция (лат. Congruens, congruentis - соразмерный, соответствующий, то, что совпадает) - подтверждение взаимных ролевых ожиданий, единственный резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта.

Конгруэнция предусматривает минимальное количество шероховатостей в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и симпатий на подсознательном уровне.

Конгруэнция усиливается вызванным у партнера ощущением соучастия, интересом, поисковой взаимной активностью на основе его потребностей и жизненного опыта. Она может оказаться с первых минут контакта между ранее незнакомыми партнерами или не возникнуть вообще. Но наличие конгруэнции свидетельствует о повышении вероятности того, что взаимодействие будет продолжено. Поэтому в процессе взаимодействия необходимо стараться достичь конгруэнции с первых минут контакта.

В формировании организационного поведения работников организации на основе развития межличностного взаимодействия необходимо учитывать ряд факторов, способствующих достижению конгруэнции. К основным из них относятся:

1) переживания спивналежности, которое возникает в случаях:

Связанности целей субъектов взаимодействия между собой;

Наличия основы для межличностного сближения;

Принадлежности субъектов к одной социальной группы;

2) эмпатия (гр. Empatheia - сопереживание), которая более легко реализуется:

За установление эмоционального контакта;

Сходства поведенческих и эмоциональных реакций партнеров;

Наличие одинакового отношения к определенному предмету;

В случае привлечения внимания к чувствам партнеров (например, они просто описываются)

8) идентификация, которая усиливается:

При живых различных поведенческих процессов взаимодействующих сторон;

Когда человек видит в другом черты своего характера;

Когда партнеры словно обмениваются мнениями и ведут обсуждения с позиций друг друга;

При условии общности мнений, интересов, социальных ролей и позиций.

В результате конгруэнции и действенных первичных контактов устанавливается обратная связь между людьми - процесс взаимонаправленных ответных действий, который способствует поддержанию последующего взаимодействия и во время которого осуществляется также умышленное или неумышленное сообщение другому лицу о том, как его поведение и действия (или их последствия) восприняты или пережитые.

Выделяют три основные функции обратной связи. Он обычно являются:

Регулятором поведения и действий человека;

Регулятором межличностных отношений;

Источником самопознания.

Обратная связь бывает разных видов и каждый его вариант соответствует той или иной специфике взаимодействия людей и возникновению между ними устойчивых отношений.

Обратная связь может быть:

Вербальным (передается в виде речевого сообщения);

Невербальным, то есть таким, что осуществляется с помощью мимики, позы, интонации голоса и т.д.;

Таким, что воплощается в форме действия, ориентированной на выявление, показ другому человеку понимание, одобрение и оказывается в общей активности.

Обратная связь может быть непосредственным и отсроченным во времени, ярко эмоционально окрашенным и передаваться человеком другому человеку как некое переживание или быть с минимальным проявлением эмоций и соответствующих поведенческих реакций.

В разных вариантах совместной деятельности уместны свои виды обратной связи. Поэтому следует заметить, что неумение использовать обратную связь существенно препятствует взаимодействию людей в организации, снижает эффективность менеджмента.

Психологическая общность участников организационного взаимодействия, ситуации укрепляет их контакты, помогает развитию взаимосвязей между ними, способствует превращению их личных отношений и действий на общие. Установки, потребности, интересы, отношения в целом, будучи мотивам, определяют перспективные направления взаимодействий партнеров, тогда как их тактика регулируется также взаимным пониманием особенностей людей, их образами-представлениями друг о друге, о себе, задачи совместной деятельности.

При этом регуляция взаимодействия и взаимоотношений людей осуществляется не одним, а целой группой образов. Кроме образов-представлений партнеров друг о друге, в систему психологических регуляторов совместной деятельности входят образы-представления о себе - так называемая Я-концепция, совокупность всех представлений индивида о себе, что приводит к убеждению его поведения, с помощью которых личность определяет, кто он есть. Сюда добавляются также представление партнеров о впечатлениях, которые они производят друг на друга, идеальный образ общественной роли, которую выполняют партнеры, взгляды на возможные результаты совместной деятельности. И хотя эти образы-представления не всегда четко осознаются людьми, психологическое содержание, сосредоточен в установках, мотивах, потребностях, интересах, отношениях, оказывается с помощью волевых действий в различных формах направленной на партнера поведения.

На начальном этапе процесса взаимодействия людей в группе (организации) активное сотрудничество, постепенно развивается, все больше приобретает воплощение в эффективном решении проблемы сочетания взаимных усилий работников. Этот этап получил название продуктивной совместной деятельности.

Различают три формы, или модели, организации совместной деятельности:

Каждый участник выполняет свою часть общей работы независимо от другого;

Общая задача выполняется последовательно каждым участником;

Происходит одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными (характерна в условиях командной организации труда и развития горизонтальных связей), реальное существование которой зависит от условий деятельности, ее целей и содержания.

В организации или ее подразделениях стремление людей все же могут привести к столкновениям в процессе согласования позиций, в результате чего люди вступают в отношения "согласия - несогласия" один за другим. В случае согласия партнеры привлекаются к совместной деятельности. При этом происходит распределение ролей и функций между участниками взаимодействия. Эти отношения вызывают особую направленность волевых усилий у субъектов взаимодействия, связанную либо с уступкой, или с завоеванием определенных позиций. Поэтому от партнеров требуются проявления взаимной терпимости, собранности, настойчивости, психологической подвижности и других волевых качеств личности, опирающихся на интеллект и высокий уровень его сознания и самосознания. В то же время взаимодействие людей активно сопровождается и опосредуется проявлением сложных социально-психологических феноменов, которые получили название совместимости и несовместимости или износа - неспрацьованости. Межличностные отношения в группе (организации) и определенную степень совместимости (физиологическая и психологическая) ее членов порождают еще одно социально-психологическое явление, которое принято называть "психологическим климатом".

Различают несколько видов совместимости людей. Психофизиологическая совместимость базируется на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов. Психологическая совместимость предполагает взаимодействие характеров, интеллектов, мотивов поведения. Социально-психологическая совместимость имеет предпосылкой согласования социальных ролей, интересов, ценностных ориентаций участников. Наконец, социально-идеологическая совместимость основывается на общности идеологических ценностей, сходства социальных установок в отношении различных фактов действительности, связанных с реализацией этнических, классовых и конфессиональных интересов. Между этими видами совместимости нет четких границ, тогда как крайние уровни совместимости, например, физиологической и социально-психологической, социально-идеологической, имеют очевидные видминности1.

В совместной деятельности заметно активизируется контроль со стороны самих ее участников (самоконтроль, самопроверка, взаимный контроль, взаимная проверка), что влияет на исполнительную часть деятельности, в том числе на скорость и точность индивидуальных и совместных действий.

Однако следует помнить, что двигателем взаимодействия и совместной деятельности является прежде всего именно мотивация ее участников. Есть несколько видов социальных мотивов взаимодействия (то есть мотивов, благодаря которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

Максимизация общего (совместного) выигрыша (мотив кооперации)

Максимизация собственного выигрыша (индивидуализм)

Максимизация относительного выигрыша (конкуренция)

Максимизация выигрыша другого (альтруизм)

Минимизация выигрыша другого (агрессия);

Минимизация различий в выигрышах (равенство) 2. Взаимный контроль, который осуществляют участники совместной

деятельности, может привести к пересмотру индивидуальных мотивов деятельности, если наблюдаются значительные различия по их направленности и уровнем. В результате индивидуальные мотивы начинают корректироваться и координироваться.

Во время этого процесса постоянно согласуются мысли, чувства, отношения партнеров по совместной деятельности в различных формах воздействия людей друг на друга. Одни из них побуждают партнера к действиям (приказ, просьба, предложение), другие санкционируют действия партнеров (согласие или отказ), третьи вызывают на дискуссию (вопрос, размышления), которая может происходить в разных формах. Однако выбор воздействия чаще обусловлено функционально-ролевыми связями партнеров по совместной работе. Например, контрольная функция руководителя (менеджера) побуждает его к более частому использованию приказов, просьб и санкционируя ответов, тогда как воспитательная функция того же руководителя требует нередко использовать дискуссионные формы взаимодействия. Таким образом реализуется процесс взаимовлияния партнеров по взаимодействию. С ее помощью люди "обрабатывают" друг друга, пытаясь изменить и превратить психические состояния, установки и в конечном итоге поведение и психологические качества участников совместной деятельности.

Общество не состоит из отдельных индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Основу этих связей и отношений составляет взаимодействие людей.

Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выс-. тупает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и явлений и процессов.

Под взаимодействием в отечественной социальной психологии обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных , позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей.

Обычно различают межличностное и межгрупповое взаимодействие.

Межличностное взаимодействие - случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их , отношений и .

Наличие внешней цели по отношению к взаимодействующим индивидам, достижение которой предполагает взаимные усилия.

Эксплицированностъ (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми.

Ситуативностъ - достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом.

Рефлексивная многозначность - зависимость восприятия от условий осуществления и оценок его участников.

Межгрупповое взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.

В настоящее время в западной науке существует множество точек зрения, объясняющих причины взаимодействия людей.

Процесс взаимодействия людей делится на три основных этапа (уровня).

На первом этапе (начальномуровне) взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей. Между ними имеет места лишь определенное первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения. Оно в силу конкретных причин может не достигнуть своей цели и не получить дальнейшего развития.

Успех первичных контактов зависит от приятия или неприятия партнерами по взаимодействию друг друга. Различия между индивидами - одно из основных условий развития их взаимодействия (общения, отношений, совместимости, врабатываемости), а также их самих как личностей.

Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов. Отношения приятия-неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся ли люди друг другу, или нет. Если нет, то следуют обоюдные или односторонние реакции (жесты) отвержения.

Контакт прекращается.

И наоборот, люди обращаются к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, разворачивается в анфас, отвечает бодрой и веселой интонацией; к тому, кто заслуживает доверия и с кем можно развивать дальнейшее сотрудничество на основе совместных усилий.

Безусловно, приятие или неприятие друг друга партнерами по взаимодействию имеет более глубокие корни.

Первый (нижний) уровень есть соотношение индивидных (природных) и личностных параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентации) людей. Особое значение в межличностном взаимодействии имеют возрастные и половые различия партнеров.

Второй (верхний) уровень однородности - разнородности (степени подобия - контраста участников межличностного взаимодействия) есть соотношение (сходство - различие) мнений в группе, отношений (в том числе симпатий - антипатий) к себе, партнерам или другим людям и к предметному миру (в том числе к совместной деятельности). Второй уровень подразделяется на подуровни: первичный (или исходный) и вторичный (или результативный). Первичный подуровень есть исходное, данное до межличностного взаимодействия соотношение мнений (о мире предметов и себе подобных). Второй подуровень есть соотношение (сходство - различие) мнений и отношений как следствие межличностного взаимодействия, обмена мыслями и чувствами между участниками совместной деятельности.

Большую роль во взаимодействии на его начальном этапе играет эффект конгруэнции, т.е. подтверждение взаимных ролевых ожиданий, единый резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта.

Конгруэнция предполагает минимум рассогласований в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и симпатии на подсознательном уровне.

Конгруэнция усиливается вызванным у партнера ощущением соучастия, интересом, поисковой взаимной активностью на основе его потребностей и жизненного опыта. Конгруэнция может проявиться с первых минут контакта между ранее незнакомыми партнерами, а может не возникнуть вообще. Наличие конгруэнции говорит о повышении вероятности того, что взаимодействие будет продолжено. В этом смысле достигнуть конгруэнции следует стремиться с первых минут контакта.

Переживание сопринадлежности, которое возникает:
- когда цели субъектов взаимодействия связаны между собой;
- когда существует основа для межличностного сближения;
- в случае принадлежности субъектов к одной . Эмпатия (эмоциональное сопереживание собеседнику) реализуется:
- при установлении эмоционального контакта;
- при сходстве поведенческих и эмоциональных реакций партнеров;
- при наличии одинаковых чувств к какому-то предмету;
- когда привлекается внимание к чувствам партнеров (например, они просто описываются).

Идентификация (проекция своих взглядов на собеседника), которая усиливается:
- при разнообразии поведенческих проявлений взаимодействующих сторон;
- когда человек видит в другом черты своего характера;
- когда партнеры как бы меняются местами и ведут обсуждение с позиций друг друга;
- при ссылках на прежние случаи;
- при общности мыслей, интересов, социальных ролей и позиций.

В результате конгруэнции и действенных первичных контактов устанавливается обратная связь между людьми, представляющая собой процесс взаимонаправленных ответных действий, который служит поддержанию последующего взаимодействия, в ходе которого осуществляется как намеренное, так и ненамеренное сообщение другому лицу того, как его поведение и действия (или их последствия) восприняты или пережиты.

Обратная связь бывает разных видов, и каждый ее вариант соответствует той или иной специфике взаимодействия людей и установления между ними устойчивых отношений.

Обратная связь может быть непосредственной и отсроченной во времени. Она может быть яркой, эмоционально окрашенной и передаваться как некое переживание, а может быть с минимальным переживанием эмоций и ответных поведенческих реакций (Соловьева О.В., 1992). В разных вариантах совместной деятельности уместны свои виды обратной связи. Неумение использовать обратную связь существенно затрудняет взаимодействие людей, снижая его эффективность. Благодаря обратной связи в ходе взаимодействия люди уподобляются друг другу, приводят свое состояние, эмоции, поступки и действия в соответствие с разворачивающимся процессом взаимоотношений.

На среднем этапе (уровне) взаимодействия людей, который получил название продуктивной совместной деятельности, постепенно развивающееся активное сотрудничество находит все большее выражение в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров.

Обычно различают три формы, или модели, организагщи совместной деятельности:
- каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого;
- общая задача выполняется последовательно каждым участником;
- имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Их реальное существование зависит от условий деятельности, ее целей и содержания.

Общие устремления людей вместе с тем могут привести к столкновениям в процессе согласования позиций. В результате люди вступают в отношения «согласия - несогласия» друг с другом. В случае согласия происходит вовлечение партнеров в совместную деятельность. При этом осуществляется распределение ролей и функций между участниками взаимодействия. Эти отношения вызывают особую направленность волевых усилий у субъектов взаимодействия, которая связана либо с уступкой, либо с завоеванием определенных позиций. Поэтому от партнеров требуются проявления взаимной терпимости, собранности, настойчивости, психологической подвижности и других волевых качеств личности, опирающихся на интеллект и высокий уровень и личности.

Вместе с тем в это время взаимодействие людей активно сопровождается или опосредуется проявлением сложных социально-психологических феноменов, получивших название совместимости - несовместимости (или срабатываемости - несрабатываемости). Как межличностные отношения и общение являются специфическими формами взаимодействия, так совместимость и срабатываемость считаются его особыми составляющими элементами (Обозов Н.Н., 1980). Межличностные отношения в группе и совместимость (физиологическая и психологическая) ее членов порождают еще одно важнейшее социально-психологическое явление, которое принято называть «психологическим климатом».

Психофизиологическая совместимость основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов.
Психологическая совместимость предполагает взаимодействие характеров, интеллектов, мотивов поведения.
Социально-психологическая совместимость предусматривает согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентации участников.
Социально-идеологическая совместимость основана на общности идеологических ценностей, на сходстве социальных установок (по интенсивности и направленности) относительно возможных фактов действительности, связанных с реализацией этнических, классовых и конфессиональных интересов. Между этими видами совместимости нет четких границ, тогда как крайние уровни совместимости, например физиологический, социально-психологический и социально-идеологический климат, имеют очевидные различия (Обозов Н.Н., 1980).

В совместной деятельности заметно активизируется контроль со стороны самих участников (самоконтроль, самопроверка, взаимный контроль, взаимная проверка), что оказывает влияние на исполнительскую часть деятельности, в том числе на скорость и точность индивидуальных и совместных действий.

В то же время следует помнить: двигателем взаимодействия и совместной деятельности выступает, прежде всего, мотивация его участников. Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми).
Кооперация - максимизации общего выигрыша.
Индивидуализм - максимизации собственного выигрыша.
Конкуренция - максимизации относительного выигрыша.
Альтруизм - максимизации выигрыша другого.
Агрессия - минимизации выигрыша другого.
Равенство-минимизации различий в выигрышах (БитяноваМ.Р., 2001).

Осуществляемый участниками совместной деятельности взаимный контроль друг за другом может привести к пересмотру индивидуальных мотивов деятельности, если имеют место значительные различия по их направленности и уровню, в результате чего индивидуальные людей начинают координироваться.

В ходе этого процесса происходит постоянное согласование мыслей, чувств, отношений партнеров по совместной жизнедеятельности. Оно облекается в различные формы влияния людей друг на друга. Одни из них побуждают партнера к действиям (приказ, просьба, предложение), другие санкционируют действия партнеров (согласие или отказ), третьи вызывают на дискуссию (вопрос, рассуждение). Сама же дискуссия может происходить в форме освещения, беседы, диспута, конференции, семинара и целого ряда других видов межличностных контактов.

Однако выбор форм воздействия чаще продиктован функционально-ролевыми взаимосвязями партнеров в совместной работе. Например, контрольная функция руководителя побуждает его к более частому использованию приказов, просьб и санкционирующих ответов, в то время как педагогическая функция того же руководителя требует более частого использования дискуссионных форм взаимодействия. Таким образом реализуется процесс взаимовлияния партнеров по взаимодействию. Посредством него люди «обрабатывают» друг друга, стремясь к изменению и преобразованию психических состояний, установок и в конечном счете поведения и психологических качеств партнеров по совместной деятельности.

Взаимовлияние как изменение мнений и оценок может быть ситуативным, когда этого требуют обстоятельства. В результате повторяющихся изменений мнений и оценок происходит формирование их устойчивости, сближение позиций приводит к поведенческому, эмоциональному и когнитивному единству участников взаимодействия. Это в свою очередь приводит к сближению интересов и ценностных ориентации, интеллектуальных и характерологических особенностей партнеров.

Под их воздействием изменяются мнения, отношения партнеров по взаимодействию. Регуляторы взаимовлияния формируются на базе глубокого свойства психики - подражания. В отличие от последнего внушение, конформность и убеждение регулируют межличностные нормы мыслей и чувств.

Внушение - такое влияние на других людей, которое они воспринимают неосознанно.
Конформность - сознательное изменение мнений, оценок. Ситуативно и сознательно конформность позволяет поддерживать и согласовывать представления (нормы) по поводу происходящих событий в жизни и деятельности людей. Разумеется, события имеют различную степень значимости для тех, кто вынужден их оценивать.
Убеждение - процесс длительного воздействия на другого человека, в ходе которого он сознательно усваивает нормы и правила поведения партнеров по взаимодействию.

Сближение или изменение взаимных точек зрения и мнений затрагивает все сферы и уровни взаимодействующих людей. В условиях решения конкретных текущих задач жизни и деятельности, и особенно общения, их конвергенция-дивергенция представляет собой своеобразный регулятор межличностного взаимодействия. Если сближение оценок и мнений формирует единый «язык», групповые нормы отношений, поведения и деятельности, то их расхождение выступает в качестве движу-лцей силы развития межличностных отношений и групп.

Заключительным этапом (высшим уровнем) взаимодействия всегда выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием. Взаимопонимание людей - это такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод - взаимопротиводействие, с появлением которого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека человеком. В то же самое время взаимное непонимание - одна из существенных предпосылок распада взаимодействия людей или причина самых разнообразных межличностных затруднений, и т.д.

Существенной характеристикой взаимопонимания всегда выступает его адекватность. Она зависит от целого ряда факторов:
- типа отношений между партнерами (отношений знакомства и приятельства, дружеских, любовных и супружеских отношений);
- товарищеских (деловых по сути отношений);
- знака или валентности отношений (симпатий, антипатий, индифферентных отношений);
- степени возможной объективации, проявляемости свойств личности в поведении и деятельности людей (общительность, например, легче всего наблюдается в процессе взаимодействия общения).

В адекватности, как точности, глубине и широте восприятия и интерпретации, большую роль играют мнение, оценка других более или менее значимых людей, групп, авторитетных лиц.

Для правильного анализа взаимопонимания можно соотнести два фактора - социометрический статус и степень подобия по нему. При этом необходимо учитывать:
- устойчиво взаимодействуют (дружат) друг с другом лица, имеющие разные социально-психологические статусы в коллективе;
- отвергают друг друга, т.е. испытывают межличностное неприятие, телица, которые сходны по статусу и он у них недостаточно высок.

Таким образом, взаимодействие - сложный многоэтапный и многогранный процесс, в ходе которого осуществляются общение, восприятие, взаимоотношения, взаимовлияние и взаимопонимание людей.

Взаимодействие, как уже подчеркивалось, многообразно. Показателем этого является и его типология.

Обычно выделяют несколько способов взаимодействия. Наиболее распространено дихотомическое деление: кооперация и конкуренция (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция). В этом случае, как само содержание взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяют характер межличностных отношений между людьми.

Дополнительное взаимодействие - партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга.
Пересекающееся взаимодействие - партнеры, с одной стороны, демонстрируют неадекватность понимания позиций и действий другого участника взаимодействия, а с другой, ярко проявляют собственные намерения и действия.
Скрытое взаимодействие - включает в себя одновременно два уровня: явный, выраженный словесно, и скрытый, подразумеваемый. Оно предполагает либо глубокое знание партнера, либо большую чувствительность к невербальным средствам общения - тону голоса, интонации, мимике и жестам, поскольку именно они передают скрытое содержание.

Взаимодействие всегда присутствует в виде двух компонентов:
Содержание - определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное взаимодействие.
Стиль - указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими.

Можно говорить о продуктивном и непродуктивном стилях взаимодействия. Продуктивный стиль представляет собой плодотворный способ контакта партнеров, способствующий установлению и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов в совместной деятельности.

В других случаях, исчерпав доступные им ресурсы адаптации, добившись некоторого равновесия и доверия на первых этапах развития » взаимодействия, люди не могут сохранять эффективных взаимоотношений. В обоих случаях говорят о непродуктивном стиле взаимодействия - неплодотворном способе контакта партнеров, блокирующем реализацию личностных потенциалов и достижение оптимальных результатов совместной деятельности.

Под непродуктивностью стиля взаимодействия обычно понимается конкретное воплощение в ситуации взаимодействия неблагоприятного состояния существующей системы отношений, которое воспринимается и осознается таковым по крайней мере одним из участников взаимодействия.

Характер активности в позиции партнеров:
- в продуктивном стиле - «рядом с партнером», т.е. активная позиция обоих партнеров как соучастников деятельности;
- в непродуктивном - «над партнером», т.е. активная позиция ведущего партнера и дополняющая ее пассивная позиция подчинения ведомого.

Характер выдвигаемых целей:
- в продуктивном стиле - партнеры совместно разрабатывают как близкие, так и дальние цели;
- в непродуктивном - доминирующий партнер выдвигает только близкие цели, не обсуждая их с партнером.

Характер ответственности:
- в продуктивном стиле за результаты деятельности ответственны все участники взаимодействия;
- в непродуктивном - вся ответственность отнесена к доминирующему партнеру.

Характер отношений, возникающих между партнерами:
- в продуктивном стиле - доброжелательность и доверие;
- в непродуктивном - агрессия, обида, раздражение.

Характер функционирования механизма и обособления:
- в продуктивном стиле - оптимальные формы идентификации и отчуждения;
- в непродуктивном - крайние формы идентификации и отчуждения.

Характерное свойство жидких и газообразных тел – их текучесть, т.е. малая сопротивляемость деформации сдвига. В жидкости силы , действующие между молекулами, меньше чем в твердых телах, и быстро убывают с расстоянием. В газах при обычных условиях силы молекулярного взаимодействия настолько малы, что молекулы свободно и беспорядочно перемещаются по законам, близким к законам упругого удара и проявляются эти силы только при сближении молекул. В жидкости некоторая упорядоченность в расположении молекул наблюдается лишь вблизи каждой данной молекулы и в течение некоторого времени.

Иными словами, в обычных условиях жидкости не оказывают сопротивления изменению формы, но сохраняют свой объем, а газы не сохраняют ни формы, ни объема. Вследствие этого внешнее давление, производимое на жидкость или газ, передается ими во все стороны равномерно (закон Паскаля).

Гидроаэростатика – раздел механики, изучающий равновесие жидкостей и газов.

Гидроаэродинамика – раздел механики, изучающий движение жидкостей и газов под действием внешних сил.

Жидкости и газа рассматриваются в механике как сплошные среды, непрерывно заполняющие часть пространства.

Для изменения объема жидкости или газа требуются внешние силы, при этом в жидкости и газе возникают упругие силы. Эти упругие свойства характеризуются давлением .

∆f
∆S
Рассмотрим, как действуют силы внутри жидкости. Для этого проведем в некотором объеме жидкости, находящемся в равновесии, площадку ∆S (рис. 1.11). Вследствие упругости отдельные частицы жидкости действуют друг на друга и, в частности, на ∆S с силой, зависящей от степени сжатия жидкости.

Равнодействующая ∆f всех сил, с которыми жидкость действует на площадку ∆S, направлена по нормали к ней, т.к. в противном случае её нужно было разложить на две составляющие – нормальную и касательную. Рис. 1.11.

Касательная составляющая вследствие отсутствия упругости сдвига привела бы жидкость в движение, что противоречит условию неподвижности.

Силу, отнесенную к единице поверхности площадки ∆S, называют давлением:

Чтобы определить давление в точке, переходим к пределу:

(1)

Давление – скаляр, т.к. его величина не зависит от ориентации площадки, к которой отнесено давление. Давление в газах определяется аналогично.

Единицы давления:

СИ: Н/м 2 (Па – Паскаль)

Внесистемные единицы: 1 мм. рт. ст. = 133 Па

1 атм = 1,01·10 5 Па

Гидростатика несжимаемой жидкости

Если бы в жидкости не было бы объемных сил, то условием равновесия было бы постоянство давления во всем объеме.

Определим теперь давление внутри весомой несжимаемой жидкости. Выделим вертикальный цилиндр высотой h и площадью S (рис. 1.12). Рассчитаем силу, действующую на нижнюю и верхнюю поверхности цилиндра.

На верхнюю: F B = p 0 S

На нижнюю: F H = pS

Еще на цилиндр действует сила тяжести:

mg = ρVg = ρhSg

Если цилиндр в равновесии, то результирующая R всех сил равна нулю: F B + mg – F H = 0

p 0 S + ρhSg – pS = 0

p = p 0 + ρgh – гидростатическое уравнение (2)

Следствием неодинаковости давлений на разных уровнях в жидкостях и газах является наличие выталкивающей силы, определяемой законом Архимеда (287-212 гг. до н.э.):

На тело, погруженное в жидкость или газ, и омываемое со всех сторон действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной жидкости или газа в объеме погруженного тела.

Закон Архимеда используется при оценке плавучести и устойчивости кораблей.

Современная теория плавучести и остойчивости кораблей развита в трудах А. Н. Крылова, создавшего русскую научную школу кораблестроения.

Стационарное движение идеальной жидкости .

Состояние движения жидкости можно определить, указав для каждой точки пространства вектор скорости как функцию времени.

Совокупность векторов или , заданных для всех точек пространства, называется полем скоростей (или ускорений ) .

Поле скоростей изображают следующим образом:

проводят в движущейся жидкости линии так, чтобы касательные к ним в каждой точке совпадали по направлению с .

Линия, в каждой точке которой вектор скорости направлен по касательной, называется линией тока .

Линии тока проводят так, чтобы густота их была пропорциональна величине скорости в данном месте.

Часть жидкости, ограниченную линиями тока, называют трубкой тока .

Течение жидкости, при котором скорости в каждой точке потока, а также форма и расположение линий тока, не изменяются со временем, называется стационарным (установившимся).

Поток, в котором распределение скоростей меняется со временем, называется нестационарным .

Рассмотрим стационарное течение жидкости, происходящее без пузырьков и пустот.

Рис. 1.13

Такое течение должно удовлетворять закону сохранения массы: за один и тот же интервал времени ∆t через разные сечения трубки S 1 и S 2 должны проходить одинаковые массы жидкости:

v 1 S 1 = v 2 S 2 – уравнение неразрывности для несжимаемой жидкости (3)

Теорема неразрывности:

Произведение величины скорости течения несжимаемой жидкости на величину поперечного сечения трубки тока есть величина постоянная для данной трубки тока.

Следствия из уравнения (3) :

1) чем уже сечение трубки тока, тем больше v и наоборот;

2) при изменении сечения трубки тока частицы движутся с ускорением.

Применим закон сохранения энергии для выделенных объемов.

Изменение энергии ∆E рассматриваемого объема из 1 в 2 равно:

∆E = (E p 2 + E k 2) – (E p 1 + E k 1)

(4)

Т.к. силы трения отсутствуют, то изменение энергии должно равняться работе, совершаемой силами давления:

A = F 1 ℓ 1 – F 2 ℓ 2 = p 1 S 1 ℓ 1 – p 2 S 2 ℓ 2 (5)

Приравнивая (4) и (5), получим:

т.к. V 1 = V 2 = V, а , то:

уравнение Бернулли (1738г.) (6)

Это уравнение связывает изменение давления с изменением скорости течения и геометрической высотой.

Уравнение Бернулли представляет собой закон сохранения энергии для единицы объема жидкости:

– Е к энергия единицы объема жидкости (динамическое давление) ;

ρgh – Е п энергия единицы объема жидкости в поле силы тяжести (гидростатическое давление );

p – называется статистическим давлением жидкости на стенки трубы ;

Уравнение Бернулли хорошо выполняется для реальных жидкостей, внутреннее трение в которых мало (вода, воздух).

Следствия :

1. Накдонная трубка тока постоянного сечения (v = const везде):

r·g·h 1 + p 1 = r·g·h 2 + p 2 ;

p 1 – p 2 = r·g·(h 2 – h 1)

Разность давлений в двух сечениях равна весу столба жидкостей между ними, т.е.

Δp = p 1 – p 2 – равно гидростатическому давлению.

2. Горизонтальная трубка тока переменного сечения:

В местах сужений, где скорость возрастает, статистическое давление уменьшается (и наоборот).

Вязкость. Силы внутреннего трения .

Рассмотрим течение вязкой жидкости между двумя твердыми пластинами, из которых нижняя неподвижна, а верхняя движется со скоростью v в (рис. 1.14). Условно представим жидкость в виде нескольких слоев 1,2,3…. Слой у дна, как бы прилипает, его скорость равна нулю. У верхнего слоя, прилипшего к пластине скорость максимальна. Слои воздействуют друг на друга. Например, слой 3 стремится ускорить 2, но испытывает торможение с его стороны, хотя со стороны 4 сам ускоряется. Т.е. нижележащий слой тормозит, а вышележащий слой ускоряет течение жидкости.

Если слои жидкости движутся с различными скоростями, то возникают силы взаимодействия между слоями и возникает дополнительно обмен количеством движения между ними в результате беспорядочного движения молекул. Молекулы, переходя из слоя в слой, изменяют их количество движения.

Это и является результатом возникновения внутреннего трения.

И. Ньютон дал выражение для силы внутреннего трения:

(7)

Отсюда следует, что сила внутреннего трения пропорциональна площади взаимодействующих слоев и тем больше, чем больше их относительная скорость .

η – коэффициент динамической вязкости (вязкость).

Называется градиентом скорости , который характеризует быстроту изменения величины скорости при переходе от слоя к слою в направлении нормальном к движению слоев.

[η] = кг/м·с в СИ;

η зависит от температуры жидкости (с ростом температуры уменьшается).

Вязкость проявляется не только при движении жидкости или газа по сосудам, но и при движении тел в жидкости или газе. При небольших скоростях тел, в соответствии с уравнением Ньютона, сила сопротивления движущемуся телу пропорциональна вязкости жидкости, скорости движения тела и зависит от размеров тела. Наиболее простой формой тела является шар. Для него силы внутреннего трения находятся следующим образом:

F тр = 6πηrv – закон Стокса.

r- радиус шара, v- скорость его движения.

Различают два течения жидкости:

а) ламинарное (пластинчатое) – движение жидкости параллельными слоями, не перемешиваясь.

б) турбулентное (вихревое) – частицы жидкости движутся по искривленным случайно изменяющимся во времени траекториям.

Ламинарное течение – течение стационарное при небольших скоростях.

Турбулентное течение – течение нестационарное.

Характер изменения скорости течения в потоках можно представить схемами средних скоростей :

При ламинарном движении :

верхние слои жидкости из-за сил молекулярного притяжения прилипают к поверхности трубы и остаются неподвижными. Скорости последующих слоев увеличивается при увеличении расстояния от стенок трубы.

При турбулентном движении :

Частицы жидкости приобретают скорость перпендикулярную течению, следовательно могут переходить из слоя в слой. Скорость частиц жидкости быстро увеличивается по мере удаления от поверхности трубы, а затем практически не меняется, т.к. частицы свободно переходят от слоя в слой.

Английский учёный Рейнольдс установил, что характер течения зависит от значения безразмерной величины, называемой числом Рейнольдса Re :

где ρ – плотность жидкости (газа);

v – средняя скорость потока;

ℓ – геометрический размер сечения;

η – вязкость.

При малых Re – ламинарное течение, при больших – турбулентное.

Величина в уравнении (8) называется кинематической вязкостью ν .

Вопросы для самоподготовки

1. Что изучает гидроаэромеханика.

2. Что называется давлением.

3. Вывод гидростатического уравнения.

4. Условия плавания тел. Закон Архимеда.

5. Что такое линия тока, трубка тока.

6. Какое течение жидкости называется стационарным, нестационарным.

7. Уравнение неразрывности для несжимаемой жидкости.

8. Вывод уравнения Бернулли.

9. Следствия из уравнения Бернулли.

10. Вязкость. Силы внутреннего трения.

11. Ламинарное и турбулентное течение.

12. Число Рейнольдса.

ЛЕКЦИЯ № 8


Похожая информация.


Лекция 4. Общая характеристика взаимодействия

Сущность взаимодействия. Общество не состоит из отдельных индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Основу этих связей и отношений составляет взаимодействие людей.

Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития явлений и процессов.

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе - это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.

Под взаимодействием в отечественной социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности-пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласо-

вывать образы «Я - Он», «Мы - Они», координировать усилия между собой. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе.

Особенности взаимодействия. Обычно различают межличностное и межгрупповое взаимодействие.

Межличностное взаимодействие - это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.

Основными признаками такого взаимодействия выступают:

Наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия;

Эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми;

Ситуативность - достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом;

Рефлексивная многозначность - зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников.

Межгрупповое взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.

Основу межгруппового взаимодействия составляет функционирование феноменов «мы» и «они». Всякая общность людей, любые отношения между ними возникают, укрепляются и функционируют лишь до тех пор, пока сохраняется осознание чувства «мы», т.е. пока все люди (или их большинство) считают себя принадлежащими к данной группе, идентифицируют себя с ней. «Мы» есть не что иное, как отражение в сознании конкретной социальной общности факта объективных Условий сосуществования ее представителей.

Но для устойчивости феномена «мы» неизбежно должен существовать феномен «они», т.е. другая группа, не похожая, отличающаяся от нас. Именно осознание того, что есть «они», в свою очередь порождает стремление самоопределиться по отношению к «ним», обособиться от «них» в качестве «мы». Анализируя идею Л. Фейербаха о замене категории «я» как субъекта познания на категорию «я и ты», один из известнейших ученых нашей страны Б.Ф. Поршнев пришел к выводу: социальная психология становится наукой лишь тогда, когда на место исходного психологического явления ставится не «я и ты», а «мы и они», а на место отношений двух личностей - отношение двух общностей (Поршнев Б.Ф., 1967).

Феномен «они», точно так же как и феномен «мы», имеет свою реальную основу: если объективные условия жизни и деятельности людей, психологическим отражением которых являются феномены «мы» и «они», совпадут, окажутся одинаковыми, то противопоставление одной общности другой рано или поздно угаснет.

Тем не менее «мы» всегда наделяли себя большим количеством достоинств, чем «они». Люди склонны переоценивать достоинства «своей» нации и, наоборот, преуменьшать сильные стороны других. Что же касается недостатков, то здесь все наоборот. Известная пословица о том, что «в чужом глазу видна и соринка, а в своем и бревна не заметишь», как раз наглядно характеризует эту закономерность.

«Наши» идеи, взгляды, чувства, поведение более правильны, более справедливы, чем «их». При этом речь идет не о реальном сравнении, т.е. не о том, что лучше, если исходить из здравого смысла и житейской логики. Такого сопоставления простой человек обычно не делает. «Чужое» кажется «плохим» не потому, что оно по каким-то причинам хуже «своего», а потому, что оно «чужое».

Лекция 5. Содержание и динамика взаимодействия людей

В настоящее время в западной науке существует множество точек зрения, объясняющих причины взаимодействия людей (табл. 1). В нашей стране его изучению психологами уделяется

очень мало внимания. Для лучшего понимания его сущности необходимо представлять прежде всего гносеологию возникновения и развития взаимодействия, понимая ее как сложный многоэтапный процесс превращения (преобразования) одних соииально-психологических явлений в другие.

Можно разделить процесс взаимодействия людей на три этапа (уровня): начальный, средний и заключительный (схема 1).

Начало взаимодействия. На первом этапе (начальном уровне) взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь определенное первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития 1 .

Главное в успехе первичных контактов заключается в приятии или неприятии партнерами по взаимодействию друг друга. При этом они не составляют простой суммы индивидов, а являются некоторым совершенно новым и специфическим образованием связей и отношений, которое регулируется реальным или воображаемым (представляемым) различием - сходством, подобием-контрастом людей, включенных в совместную деятельность (практическую или умственную). Различия между индивидами - одно из основных условий развития их взаимодействий (общения, отношений, совместимости, срабатываемости), а также их самих как личностей.

Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов. Отношения приятия-неприятия проявляются в мимике,

Понятие «контакт» употребляется в нескольких значениях. «Контакт» может означать прикосновение (от лат. contactus, contingo - трогать, прикасаться, захватывать, доставать, достигать, иметь отношение с кем-либо). В психологии контактом называют сближение субъектов во времени и пространстве, а также некую меру близости в отношениях. В связи с этим в одних случаях говорят о «хорошем» и «тесном», «непосредственном» или, наоборот, о «слабом», «неустойчивом», неустоявшемся, «опосредованном» контакте; в других случаях-о контакте как о необходимом условии правильного взаимодействия. Наличие контакта, т.е. известной стадии близости, всегда рассматривается как желательная основа эффективного взаимодействия.