Болезни Военный билет Призыв

Спп с разными придаточными примеры. Виды подчинения в спп с несколькими придаточными. Знаки препинания на стыке союзов

Основные виды СПП с несколькими придаточными
9 класс
Цели урока:
1) определение значений, способов и последовательности
присоединения нескольких
придаточных предложений к главному;
2) развитие навыков составления схем СПП с несколькими
придаточными; развитие навыков пунктуационной зоркости в
указанных видах предложений;
3) развитие творческих способностей учащихся, ораторского
мастерства.
Наглядность урока: интерактивная доска, презентация
Ход урока.
І. Оргмомент (слайд 2)
Добрый день, ребята, садитесь, пожалуйста. Запишите в
тетрадях число, классная работа. Сегодня 14 февраля. Во многих
странах мира в этот день отмечается День святого Валентина или
День всех влюбленных. И на Руси был свой праздник влюбленных,
вот только отмечался он не зимой, а в начале лета. Он был связан с
легендарной историей любви Петра и Февронии. В какое бы время
года его не отмечали, хорошо, что есть такой прекрасный праздник
Любви. Ведь, говорят, что любовь ­это счастье.
ФИЛЬМ (СЛАЙД 3)
­Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами на уроке будем
говорить?
1

(Сегодня мы поговорим о счастье)
­­Вы бы смогли узнать в толпе счастливого человека? А как?
(По улыбке). Правильно. Поэтому эпиграфом к нашему уроку и
будут слова голландского философа Бенедикта Спинозы: «Если вы
хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое
хорошее настроение».
Давайте и мы с вами друг другу улыбнёмся и подарим
прекрасное настроение.
ІІ. Проверка усвоенного материала.
1. Беседа:
­ Что такое счастье? (слайд 5)
­Ребята, найдите в словарях ответ на данный вопрос. Я
предлагаю вам толкование данного слова из Википедии.
аа
Сч стье - душевное состояние человека, при котором он
испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего
бытия, полноту и осмысленность жизни, а также осуществление
своего назначения. (Википедия)


докажите (СПП с придаточным определительным.)
А вот афоризм. Счастье – это бабочка, которую никак не
поймаешь. Но когда перестаешь за ней гоняться, она вдруг
сама садится тебе на плечо.
Задание: с позиции изучения СПП определите, какое это
предложение, назовите вид придаточного, обоснованно
докажите
1. (СПП с придаточным определительным.)
2. СПП с придаточного времени)
2

2. Составление кластера «Что же такое счастье?» (на
листах) (слайд 7)
o Что для вас значит понятие счастье?

СЧАСТЬЕ
3. Творческая работа (Слайд 8).
Микроцель: составить СПП с разными видами придаточных на
тему: «Счастье». Указать вид придаточного.
­А какое вам нужно составить СПП, вы узнаете, если
возьмёте в руки валентинки.
Что такое счастье?
Определительное Человека, который..., можно назвать
1
счастливым.
2 Изъяснительное Мое счастье в том, чтобы...
3 Условия
Причины
Если вы..., то тогда, вы ­ счастливы.
Для меня это было настоящим счастьем,
4
5 Времени
потому что...
Человек счастлив, когда он...
3

6 Цели
7 Места
Для того чтобы быть счастливым всегда, ...
Человек может быть счастлив только там, где...
2. Проверка выполненной творческой работы: обучающиеся
читают свои предложения, называя виды придаточных (слайд9).
ІІІ. Погружение в тему урока.
3. Работа с эпиграфом (слайд 10).
­Вернёмся к нашему эпиграфу.
Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей
сначала свое хорошее настроение.
Б. Спиноза
4.Синтаксическая пятиминутка.
­Спишите это предложение
Микроцель:
1) подчеркните
(эпиграф);
грамматическую основу предложения
2) расставьте знаки препинания;

3) выделите схематически главное и придаточное
предложения.
3) определите количество придаточных;
4) указажите виды придаточных предложени;
­В чём различие от предыдущих предложений, структуру которых
мы изучали ранее?(не одно придаточное, а несколько).
4

­Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?
(СПП с
несколькими придаточными.)
Запишите тему урока.
Какую цель для себя вы поставите на этом уроке?
­Выяснить
особенности сложноподчинённых предложений с
несколькими придаточными.
А задачи?

1) узнать о типах СПП с несколькими придаточными;

2) научиться определять значения СПП с несколькими

3) строить такие предложения; составлять схемы СПП
4) развитие навыков пунктуационной зоркости в
5) развитие творческих способностей учащихся
предложениями;
предложениями;
с несколькими придаточными;
с несколькими придаточными;
указанных видах предложений;
указанных видах предложений;
А для чего нам необходимо изучать данные виды предложений?
(зад. 13 на ОГЭ)
Итак, сегодня на уроке мы начинаем работу над СПП с
несколькими придаточными.
5. Актуализация темы, работа с учебником (чтение
теоретической части) (слайд 11 – 17).
­В с.п. предложении с несколькими придаточными возможны разные
виды подчинительной связи. А какие? Это вы узнаете, выполнив
небольшое исследование. Когда вы заходили на урок, вам
предложено было выбрать карточку по цвету. Итак, пересядьте,
согласно цвету карточек.
Ваша задача. Выберите куратора группы.
5

6. Рефлексия.
V. Подведение итогов.
Давайте вспомним, какие виды предложений мы исследовали?
Рефлексия Микроцель: закончить предложения (на рефлективных
листах.).
Подумайте, что сегодня у вас получилось, а над чем ещё нужно
поработать, запишите свои выводы на рефлективных листах.
Оцените свою работу на уроке
Сегодня я
узнал об
СПП…
Об СПП с
несколькими
придаточными
в дальнейшем
хочу узнать…
Интересной
была мысль
Было
легко….
Было
трудно…
о…
Сочинение 15.3 «Что такое
VI. Домашнее задание: Сочинение 15.3 «Что такое
счастье? » (по тексту варианта 2 сайт
Захарьиной), дополнительно зад.13 сайт
«Незнайка».
«Незнайка».
Резерв. Выход на
тему
следующег
о урока
Сопоставим 2 предложения.
[Бывает], (что, (если не повезло
с утра), не везёт весь день).
[ …. ], (что, (если …), …).
[Бывает], (что (если не повезло
с утра), то не везёт весь день).
[ …. ], (что (если …), то …).
­ Почему на стыке союзов в
первом предложении стоит
запятая, а во втором нет?
Фронтальна
я работа
7

Тема следующего урока
«Пунктуация в СПП с
несколькими придаточными».

В данной главе:

§1. Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными

В СПП может быть более одного придаточного предложения. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется. Возможны три вида:

1) последовательное подчинение,
2) параллельное подчинение,
3) однородное подчинение.


Последовательное подчинение

При последовательном подчинении образуется цепочка предложений: главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному - второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.

Я боюсь, что Анна опоздает на экзамен, который должен начаться рано утром.

Схема: [ … ], (союз что …), (союзное слово который …).

При последовательном подчинении придаточное, относящееся к главному, называют придаточным первой степени, а следующее придаточное - придаточным второй степени и т.д.

Параллельное подчинение

Если к одному главному предложению относятся придаточные разных типов, то образуется параллельное подчинение. При этом виде подчинения оба придаточных относятся к одному главному. Важно, что эти придаточные разных типов и они отвечают на разные вопросы.

Когда вошла учительница, ребята встали, чтобы поприветствовать её.

Схема: (союзное слово когда …), [ … ], (союз чтобы …).

Однородное подчинение

Если придаточные предложения являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом, то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос.

Я неожиданно почувствовала, как напряжение спало и как легко стало у меня на душе.

Схема: [ … ], (союз как …) и (союз как …).

Придаточные изъяснительные предложения аналогичны однородным членам предложения, между собой они связаны союзом и . Оба придаточных относятся к члену предложения в главном. Запятая между ними не ставится.

Важно, что при однородном подчинении союзы или союзные слова могут опускаться, что характерно для предложений с несколькими придаточными.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли, что в СПП может быть более одного придаточного предложения?

  2. Как называется подчинение, когда главному предложению подчиняется первое придаточное, первому - второе и т.д.?

    • последовательное подчинение
    • однородное подчинение
    • параллельное подчинение
  3. Как называется подчинение, когда к одному главному предложению относятся придаточные разных типов?

    • последовательное подчинение
    • однородное подчинение
    • параллельное подчинение
  4. Как называется подчинение, когда придаточные являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом?

    • последовательное подчинение
    • однородное подчинение
    • параллельное подчинение
  5. Когда окончился спектакль, дети захлопали, чтобы артисты почувствовали их благодарность.?

    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение
  6. Каким является подчинение в предложении: Я думаю, что в следующей серии герой спасёт девушку, в которую он влюблён.?

    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение
  7. Каким является подчинение в предложении: Я услышал, как хлопнула дверь и как заговорили люди в прихожей.?

    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение
  8. Каким является подчинение в предложении: Я думаю, что брат будет рад моему подарку и что я сделала очень удачный выбор.?

    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение

Тип многочленного СПП

Схема

Пример

1. СПП с последовательным подчинением придаточных.

В нем главная часть является главной только для одной из придаточных, которая в свою очередь является главной для следующей придаточной часть и т.д.

Когда он вышел за ограду скита, чтобы поспеть в монастырь к началу обеда у игумена, у него вдруг больно сжалось сердце (Д.).

(когда ), (чтобы ), .

2. СПП с однородным соподчинением.

Придаточные относятся к одному и тому же слову главного или ко всему главному и принадлежат к одному структурно-семантическому типу. При этом подчинительный союз, начинающий вторую придаточную часть, может отсутствовать.

Наконец доложили, что самовар подан и батюшка ожидает в столовой (С.-Щ.).

[ ] , (что )и ()

3. СПП с неоднородным (параллельным) соподчинением.

Придаточные относятся:

1) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая – к одному из его слов;

2) к одному слову, но различаются по своим структурно-семантическим типам.

Припоминаю солнце, вдруг осветившее комнату, когда подняли шторы, и затрещавшую печку, которую кто-то затопил… (Д.).

[ , (когда ), ] , (которую ).

Таблица 16 15

Бессоюзные сложные предложения

Тип БСП

Пример

БСП со значением перечисления

По своим значениям они делятся на две группы:

1) со значением одновременности перечисляемых событий;

2) со значением их последовательности.

Офицеры торопливо пили чай и завтракали, солдаты пережевывали сухари… (Л. Т.).

Массивная дверь с бронзовыми львиными мордами немедленно распахнулась, выглянул швейцар в богатой ливрее с золотыми позументами (Б. А.)

БСП со значением сопоставления

В них сообщение, заключенное в первой части, сопоставляется с сообщением, заключенным во второй части (или противопоставляется ему).

На ольмюцком смотру он был величавее, здесь он был веселее и энергичнее (Л. Т.).

БСП со значением пояснения

В таких предложениях первая часть нередко включает в себя слова следующее, только одно или указательные словатаков, так.

Кабинет тоже изменился: покойные кожаные кресла исчезли, вместо них появилось три ряда простых стульев, а у стены стояли две школьных доски… (Б. А.).

БСП с условно-следственным и временным значением

Если сказуемые предикативных частей в таких предложениях выражаются формами сослагательного наклонения, то предложение имеет значение ирреальной обусловленности.

Если сказуемые предикативных частей выражаются формами изъявительного наклонения, то предложение имеет значение реальной возможности.

Особую подгруппу составляют предложения с обобщенным значением. Части этих предложений имеют обобщенно-личную форму или сказуемые – инфинитивы.

Вот тебе испить захочется – я водички подам… (С.-Щ.).

Поспешишь – людей насмешишь (посл.).

БСП со значением причины во второй части.

В первый миг охватило жгучее разочарование: в комнате никого не было (Б. А.).

БСП со значением следствия во второй части.

В начале 2 части могут употребляться частица так, наречияпоэтому, оттого.

Я меньше всех: оттого он меня и мучит.

БСП с изъяснительно-объектным значением Первая часть содержит в себе слово со значением восприятия речи, мысли, чувства или слова, указывающее на эти процессы, а вторая часть выражает объект этих процессов, раскрывает их содержание.

Одно я знаю наверное – творения рук и сердца делают человека всемогущим, всесильным и бессмертным (Вайнеры).

1Типы цельных словосочетаний даны по книге

2Типы предложений по характеру предикативных отношений даны по книге Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.

3Функциональные типы предложений даны по книге Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.

4Типы подлежащего даны по книге Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.

5Типы сказуемого даны по книге Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.

6Типы сказуемого даны по книге Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.

7Типы сказуемого даны по книге Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.

8Типы ДСПП даны по книге Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.

9Типы второстепенных членов предложения даны по книге

10Типы глагольных ОСПП даны по книге Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.

11Типы именных ОСПП даны по книге Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.

12Типы сложносочиненных предложений даны по книге

13Типы СПП нерасчлененной структуры даны по книге Русская грамматика. М., 1980, т. 2

14Типы СПП расчлененной структуры даны по книге Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация – В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. – М., 1987.

15Типы бессоюзных сложных предложений даны по книге Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация – В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. – М., 1987.

Слайд 1

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Слайд 2

познакомимся с многочленными предложениями;
рассмотрим разновидности CПП с несколькими придаточными;
начертим схемы CПП с несколькими придаточными.
Сегодня мы…

Слайд 3

Придаточные части в CПП позволяют раскрыть, дополнить информацию, которая сообщается в главной части.

Слайд 4

Инструкция по изготовлению развернутого высказывания
1. Возьмите простое предложение.
главная часть
2. Прибавьте к нему придаточную часть с нужным значением.
Внимание! Придаточная часть может присоединяться как ко всему главному предложению, так и к отдельному слову в его составе!
,
Придаточная часть
.

Слайд 5

Если вы хотите сделать высказывание более сложным и развернутым…
1. Возьмите СПП.
главная часть
2. Прибавьте к нему ещё одну придаточную часть.
,
Прид. ч. 1
3. И ещё одну.
4. Повторяйте, пока высказывание не станет достаточно развернутым.
Прид. ч. 2
,
Прид. ч. 4
,
Прид. ч. 3
.
,

Слайд 6

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными частями называется многочленным.
Можно выделить три основные группы CПП с несколькими придаточными.
Как соотносятся между собой?
К чему относятся?
Какого вида придаточные?

Слайд 7

Однородное подчинение
1. Все части присоединяются к одному предложению или к одному слову.

Слайд 8

Как при однородных членах предложения!
Однородное подчинение
2. Все части отвечают на один и тот же вопрос (это части одного вида).
Я узнал, что мы делали на уроке и что задали на дом.
Что?
Что?
Заметьте! Союзы могут быть разными!
Я узнал, что мы делали на уроке и какое правило нужно повторить.
Я узнал, где найти информацию и как написать реферат.

Слайд 9

Как при однородных членах предложения!
Однородное подчинение
3. Между частями может стоять сочинительный союз.
Что?
Что?
Заметьте! При сочинительном союзе и запятая между частями не ставится!
Я узнал, что мы делали на уроке и что задали на дом.

Слайд 10

Схемы СПП с однородным подчинением
Я узнал, что мы делали на уроке и что задали на дом.
,
что
что
.
и
,
что
что
.
и
[ гл. ], (что – союз) и (что – союз).

Слайд 11


1. Придаточные разного вида (отвечают на разные вопросы).
Зачем?
Что?
изъяснительное
цели

Слайд 12

Неоднородное (параллельное) подчинение
2. Придаточные относятся к одному предложению.
Чтобы подготовиться к уроку, я узнал, что нам задали на дом.
Зачем?
Что?
(Придаточные могут быть одного вида, но относиться к разным словам в главном предложении).
Я узнал, что нам задали на дом, и сказал, что обязательно подготовлюсь.
Что?
Что?
изъяснительные

Слайд 13

Схемы СПП с неоднородным (параллельным) подчинением
Чтобы подготовиться к уроку, я узнал, что нам задали на дом.
,
чтобы
что
.
,
чтобы
что
.
(чтобы – союз), [ гл. ], (что – союз).
,
,

Слайд 14

Однородное и неоднородное подчинение имеют общие черты.
Однородное подчинение
Неоднородное подчинение
Придаточные присоединяются к главному предложению.
СОПОДЧИНЕНИЕ

Слайд 15

Последовательное подчинение
1. Каждое новое придаточное подчинено предыдущему.
Я узнал, что мы повторяли тему, которую изучили на прошлой неделе.
Что?
Какую?
Придаточные могут быть как одного вида, так и разных видов.

Слайд 16

Вот два петуха, Которые будят того пастуха, Который бранится с коровницей строгою, Которая доит корову безрогую, Лягнувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, который построил Джек.
Какие?
Последовательное подчинение
Какого?
Какой?
Какого?
Какого?
Какую?
Какую?
Каком?

Оказывается, сложноподчиненное предложение имеет свои тайны. Вы знаете, что придаточное от главного отделяется запятой. А если придаточных несколько, надо ли все их разделять запятыми? Что делать, если и союзов несколько, и стоят они рядом? Об этом вы узнаете на уроке.

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» ().

Использованные ресурсы Интернет:

1. Репетитор по английскому языку в Санкт- Петербурге ().

2. Подготовка к олимпиаде по русскому языку ().

Литература :

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта,- М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. - М., 2012

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».