Болезни Военный билет Призыв

Способы стимулирования учащихся. Методы стимулирования учебной деятельности. Методы стимулирования учащихся в учебной деятельности

В процессе обучения важную роль играет так называемая обратная связь, т.е. информация, которая поступает от учащегося к учителю и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом. Канал обратной связи важен для педагога, так как позволяет ему диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующий этап обучения на основе достигнутого, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития учащихся. Не

Менее важна обратная связь и для учащихся, поскольку благодаря ей они могут видеть достижения и недостатки, получить оценку своей учебной деятельности, советы по ее корректированию.

На основе обратной связи педагог осуществляет ряд близких, но все же различающихся действий и операций: проверку, контроль, учет, оценку учебной деятельности, а также выставление отметок. Все эти действия входят в состав диагностики процесса и результатов обучения.

Проверка - процесс установления степени достижения целей обучения, контроль - операция сопоставления запланированного результата с эталонными требованиями, учет фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля создают возможности для управления учебной деятельностью учащихся и для совершенствования педагогического процесса.

В педагогике разработана система принципов контроля знаний, навыков, умений:

1) всесторонность контроля, означающий, что проверке подвергаются не только знания, но и овладение навыками и умениями использование их в разнообразных учебных ситуациях; 2) индивидуализация контроля; 3) систематичность; 4) объективность; 5) дифференциация оценки; 6) информирование о результатах проверки учащегося.

В современной педагогической практике используются следующие виды проверки знаний, навыков и умений: текущий контроль, промежуточный контроль и итоговый контроль. Текущий контроль осуществляется в рамках учебных занятий по данному курсу. Его формы и типы отметок определяются педагогом. Промежуточная форма контроля проводится по итогам всего учебного курса. Его формы и тип выставляемых оценок определяется учебным заведением. Это может быть зачет, экзамен, тест, контрольная работа. Осуществляет аттестацию преподаватель, который вел данный предмет. Итоговая проверка и оценка знаний, навыков и умений учащихся проводится по завершению все образовательной программы. Осуществляет итоговую аттестацию государственная аттестационная комиссия.



Общеобразовательные, средние специальные и высшие учебные заведения самостоятельно выбирают систему оценок, устанавливают форму, порядок проведения и периодичность промежуточной аттестации учащихся. Положение о текущем и промежуточном контроле знаний разрабатывается и утверждается учебным заведением. В школах чаще всего используются традиционные формы промежуточной аттестации в виде четвертных, полугодовых и годовых оценок за выполненные учащимися контрольных работ или за устные ответы. В средних специальных и высших учебных учреждениях используются зачеты и экзамены, которые обычно проводятся в конце семестра. Перед экзаменом, как правило, проводятся консультации, которые способствуют обобщению знаний учащихся по учебному курсу.

В соответствии с Законом об образовании имеются некоторые ограничения, касающиеся максимального количества зачетов и экзаменов при промежуточной аттестации в средних специальных и высших учебных заведениях. Так, в колледжах и техникумах количество экзаменов не должно превышать - 8 за один учебный год, а количество зачетов - 10. В вузах в рамках промежуточной аттестации студенты в течение учебного года сдают не более 10 экзаменов и 12 зачетов.

В педагогике различают понятия «оценка» и «отметка». Оценка – это суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качество учебной работы учащихся. Выставление отметки – это определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.

К функциям оценки относят: 1) мотивационную (оценка поощряет и стимулирует учебную деятельность); 2) диагностическая функция (указывает на причины тех или иных учебных результатов); 3) воспитательная функция (формирует у учащегося самосознание и адекватную самооценку их учебной деятельности); 4) информационная функция (оценка свидетельствует о степени успешности учащихся в овладении знаниями и умениями, способами деятельности, о развитии способностей и других личностных качеств).

При оценке знаний используются 2 типа оценивания: нормативный и критериальный. Нормативное оценивание подразумевает оценку степени соответствия знаний учащихся определенным нормам, которые устанавливаются экзаменатором. Оценивается полнота, глубина знаний учащегося, логичность изложения, точность формулировок. Большинство учащихся в принципе может получить отличные оценки. Однако объективных эталонов для нормативного оценивания не существует, что вынуждает преподавателя ориентироваться на среднестатистическое распределение результатов. Формулировка четких критериев помогает преодолеть эти объективные трудности, но определить критерии оценки непросто. Рейтинговая система оценивания, которая сейчас все чаще используется, направлена на планирование мероприятий по проверке знаний и информирование учащихся перед изучением курса о показателях и критериях оценки их знаний.

К основным формам проверки знаний студентов (учащихся) в системе высшего и среднего профессионального обучения относятся коллоквиум, зачет, экзамен, контрольная работа, тесты, рейтинговое оценивание, выполнение рефератов, курсовых и дипломных (квалификационных) работ.

Коллоквиум – проверка знаний по разделу или объемной теме с целью принятия решения о том, можно ли переходить к изучению новой темы.

Зачет – форма проверки знаний, предусматривающая альтернативную оценку «зачтено» или «незачтено». Используется для оценки успешности изучения учащимися практических курсов, иногда - для оценки знаний теоретических курсов, что связано с формальным ограничением количества экзаменов, допускаемых в одну сессию. Это снижает степень дифференцированности в оценке знаний. Поскольку используется бинарная оценка «зачтено» или «незачтено», то для преодоления этого недостатка порой вводится особая форма зачета - дифференцированный зачет, при котором зачет выставляется в виде балльной оценки.

Экзамен – форма проверки знаний, предусматривающая дифференцированную оценку и соответственно отметку, имеющую несколько градаций: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Проводится в устной или письменной форме (по усмотрению преподавателя) в специально отведенное для этого время.

О перечне вопросов, которые составляют содержание билетов, студенты информируются до начала сессии. Содержание конкретных билетов не сообщается.

Контрольная работа – это письменная работа, выполняемая учащимися и направленная на проверку усвоенных ими знаний и умений по определенной части учебного курса либо по всему курсу, подразумевающая ответы на поставленные вопросы или выполнение определенных практических заданий.

Тестирование представляет собой стандартизированную форму проверки знаний. Выполнение заданий тестов предполагает наличие однозначных критериев их правильности или неправильности. При разнообразном построении вопросов и заданий и их необходимом количестве тесты позволяют достичь системности в оценке. В тоже время будучи стандартизированными по процедуре, они не позволяют знания с нечеткими границами истинности, допускающими многозначность, и сложные умения (Карандашев В.Н.).

Поурочное оценивание представляет собой вид текущего оценивания, выполняющее стимулирующую роль, используется как в школах, так и в вузах. В зависимости от того, проверяются знания учащихся или их практические навыки и умения. Различают такие виды проверки как опрос и выполнение практических заданий.

Опрос – вид проверки знаний в устной или письменной форме. Устный опрос позволяет экзаменатору задавать уточняющие вопросы для проверки глубины понимания изученного учащимся, дает возможность исключить недочеты в воспроизведении учебного материала, Письменный опрос более экономичен во времени, но требует дополнительных временных затрат на проверку письменных работ (аудиторных контрольных работ или конспектов, рефератов, выполненных вне аудитории)

Проверка изученного материала может быть индивидуальной или фронтальной. При фронтальной проверке все учащиеся класса или учебной группы отвечают на вопросы, предельно ясные и простые, что дает возможность педагогу проследить процесс усвоения учебного материала, но при этом сводится к минимуму индивидуальный подход к учащимся

Рейтинговое оценивание построено на использовании накопительной оценки успеваемости, что обеспечивает комплексную оценку количества и качества учебной деятельности учащихся, стимулирует у них регулярность самостоятельной работы.

После завершения школьниками или студентами полного курса образовательной программы проводится итоговая проверка знаний и умений. Итоговая аттестация специалиста включает выпускную работу и государственный экзамен.

Выпускники школ сдают единый государственный экзамен (ЕГЭ). Одна из целей перехода к ЕГЭ – усиление объективности контроля и оценки образовательных результатов выпускников. Считается, если мы отделим функцию оценки ученических результатов от его непосредственных учителей и от него самого – это будет объективно. Однако в данном случае уменьшается субъективность контроля, а значит, и личностная значимость самого обучения. Стремление объективизировать итоговый контроль ЕГЭ отодвигает главных участников образовательного процесса – учителя и ученика. Очевидно, что ЕГЭ должен быть дополнен другими формами контроля, которые бы оценивали индивидуальные достижения учащихся, уровень сформированности у них ключевых компетенций.

Все указанные выше виды контроля направлены в первую очередь на установление успехов и трудностей в овладении учащимися знаниями, навыками, умениями, на проверку степени достижения целей обучения. Однако личностно ориентированное обучение требует диагностики личностных качеств ученика, его индивидуальных достижений, выявления его трудностей в обучении и причин, их порождающих для того, чтобы вносить коррективы в образовательный процесс. В последнее время в образовательном процессе все чаще используется мониторинг, включающий диагностику, прогнозирование, коррекцию индивидуальной образовательной траектории учащегося .

Понятие «мониторинг» происходит от латинского топitоr напоминающий, надзирающий. Данным термином обозначают постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выполнения его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям.

Мониторинг представляет собой целостную систему, реализующую множество функций. Также можно выделить следующие аспекты мониторинга, отличающие его от других близких или похожих педагогических и психологических процессов: 1) непрерывность (постоянный сбор данных); 2) диагностичность (наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальные состояния отслеживаемого объекта, системы или процесса); 3) информативность (включение в состав критериев для отслеживания наиболее проблемных показателей и критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессов); 4) научность (обоснованность модели и отслеживаемых параметров); 5) обратная связь (информированность объекта мониторинга о результатах, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс).

Мониторинг реализуется по двум основным направлениям. Во-первых, отслеживаются параметры деятельности, причем основное внимание уделяется процессуальным характеристикам, т.е. особенностям осуществления деятельности (ее трудностям, препятствиям, искажениям), так как эти данные являются наиболее информативными по сравнению со сведениями о результатах. Во-вторых, осуществляется наблюдение, даются оценка и прогноз психического состояния обучаемого в процессе профессионального становления.

Мониторинг включает диагностику, прогнозирование и коррекцию личности и учебной деятельности обучаемого. Основное внимание уделяется отслеживанию характеристик процесса становления личности, которые более информативны по сравнению со сведениями о результатах обучения.

Экспресс-диагностику (стартовую, текущую, финишную) осуществляют сотрудники психологической службы учебного заведения. Ее результаты становятся ориентировочной основой для построения программ педагогических наблюдений, анализа продуктов деятельности учащихся, проектирования учебных задач и ситуаций, принятия управленческих решений.

Мониторинг является информационной основой педагогического сопровождения обучающихся в школе или в вузе.

Вопросы и задания для самопроверки

Ответьте на вопросы письменно:

1. Какие компоненты выделяются в педагогической деятельности? Охарактеризуйте их.

2. Какие группы педагогических умений выделяет А.К. Маркова?

3. Какие личностные качества педагога влияют на успешность его в профессиональной деятельность?

4. Почему термин «педагогическое взаимодействие» отражает суть педагогической деятельности?

5. Какие выделяются функции взаимодействия педагога и учащегося? Охарактеризуйте их.

6. Какие стили педагогического общения выделяет В.А. Кан-Калик?

7. В чем различия между автократическим и авторитарным стилями педагогического руководства?

8. Какой стиль руководства, по вашему мнению, является наиболее эффективным в педагогической деятельности?

9. Какие виды контроля используются в педагогической практике?

10. Что собой представляет тестирование как форма проверки знаний?

11. Каковы на ваш взгляд преимущества и недостатки ЕГЭ?

12. Чем различаются нормативная и критериальная формы оценивания?

13. Что такое мониторинг образовательного процесса?

14. Каковы цели и функции мониторинга?

15. Какие структурные элементы своей учебной деятельности учащийся может выявить с помощью рефлексии?

Выполните следующие задания письменно:

I. Верно или неверно?

1. Проектировочный компонент педагогической деятельности включает в себя конструирование педагогом как собственной, так и деятельности учащихся на ближайшем занятии.

2. Основным и конечным результатом педагогической деятельности является развитие личности учащегося.

3. К педагогическим задачам относят чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий.

4. Цель создания педагогической ситуации – вызвать у учащегося мотивацию к обучению и обеспечить условия для освоения учебного материала.

5. Любое занятие требует от педагога творческого подхода, т.е. комбинирование известных методов и приемов в соответствии с целями и условиями обучения, уровня подготовленности группы в целом и отдельных учащихся.

В учебном процессе не менее важны методы стимулирования и мо­тивации учебной деятельности. К ним относятся методы формирова­ния познавательных интересов и методы формирования чувства долга и ответственности в учении.

Методы формирования познавательных интересов требуют примене­ния таких приемов: создания эмоционально-нравственных ситуаций, си­туаций занимательности, занимательных аналогий, удивления (вслед­ствие необычности приведенного факта, парадоксальности опыта и т. п.); сопоставления научных и житейских толкований, например явлений при­роды. Важнейшим приемом этих методов является эмоциональная, яр­кая, в какой-то мере художественная речь педагога, которая увлекает слу­шателей и стимулирует их учебно-познавательную деятельность.

Ценным методом стимулирования интереса к учению может быть метод познавательной деловой игры. Он появился в педагогике срав­нительно недавно (около 30 лет назад). Для современного образования деловые познавательные игры важны прежде всего тем, что могут акти­визировать учебный процесс, а также служат средством развития теоре­тического и практического мышления, актуализации знаний. Основны­ми компонентами игры служат сценарий, игровая обстановка и регла­мент. Сценарий включает характеристику игровой обстановки, правила игры и описание производственной обстановки. Игру можно проводить перед изложением нового материала (лекции), после него или же органи­зовывать на ее основе весь материал. Опыт показывает, что учебные игры по сравнению с традиционным обучением имеют много преимуществ, особенно на практических занятиях: обучающиеся проявляют работо­способность при изучении программного материала, ибо игра занима­тельна и интересна для них.

К методам стимулирования и мотивации учения относится метод со­здания познавательного спора (учебные дискуссии, учебные диспуты). Его назначение - создание повышенного интереса к теме. Включение обучаемого в ситуации научного спора не только углубляет его знания, но и вызывает на этой основе особый интерес к учебе. Как видим, позна­вательный интерес к учению возникает не сам по себе; он зависит от тех потребностей и мотивов, которые побуждают человека к деятельности.

Мотивационная сторона процесса учения имеет три группы мотивов: внешние (поощрение и наказание); соревновательные (успех в сравне­нии с кем-то или с самим собой); внутренние (раскрываемые как поле для плодотворной деятельности).

Внутренние мотивы обеспечивают наиболее стойкий интерес к учению. Поэтому правильное понимание мотивации служит необходимой предпосылкой продуктивной работы преподавателя, который, используя инновационные методы и подходы к обучению, активизирует, целенаправленно развивает и углубляет по­знавательный интерес к изучаемому предмету, вовлекая обучаемых в экспериментальную деятельность, применяя формы и методы активно­го обучения (проблемного и других видов).

В развитии и углублении познавательных интересов обучаемых немаловажное место занимают методы и приемы самостоятельной работы студентов. К ним относятся методы работы с учебником, спра­вочной литературой, выполнения заданий по алгоритму, проведения опытов, анализа обучаемыми незнакомых для них ситуаций, генериро­вания субъективно новой информации, методика написания курсовых и дипломных работ.

Отметим, что без навыков самостоятельной работы, без устойчивого стремления к постоянному совершенствованию знаний в процессе само­стоятельной работы обучение в колледже невозможно.

В процессе самостоятельной деятельности студент должен овладеть общими приемами ее рациональной организации; научиться выделять познавательные задачи и выбирать способы их решения; выполнять умелый и оперативный самоконтроль за правильностью решения по­ставленной задачи; вносить коррективы в самостоятельную работу; со­вершенствовать навыки реализации теоретических знаний; анализиро­вать общий итог работы, сравнивать эти результаты с определенными ранее, намечать пути их устранения в дальнейшей работе.

Организация самостоятельной работы и вообще выбор методов обу­чения дают больший эффект в том случае, если преподаватель отлично знает свою дисциплину, а также педагогические и психологические зако­номерности процесса обучения.

Любая деятельность предполагает наличие компонента мотивации. Это касается и учебной деятельности, будет успешной при условии положительного отношения ученика к обучению, наличии познавательного интереса, потребности в получении знаний, чувства долга и ответственности.

Для формирования мотивов учебной деятельности используют весь арсенал методов обучения: словесные, наглядные и практические, репродуктивные и поисковые, индуктивные и дедуктивные и др. Каждый из этих методов, кроме информационно-учебного, осуществляет также мотивационное воздействие. Однако существуют специфические методы стимулирования и мотивации, направленные на формирование положительных мотивов учения, стимулирование познавательной активности и одновременно содействие обогащению учащихся учебной информацией. Они предусматривают единство деятельности учителя и учащихся: стимулов педагога и мотивов школьников.

В психологии понятие "мотив" означает конкретное побуждение, причину, требует действия, поступков, поэтому мотивы учения определяют как отношение ученика к предмету деятельности, направленность на эту деятельность. Мотивация деятельности тесно связана с ее стимулирования, то есть процессом побуждения к действию.

В зависимости от отношения к учебной деятельности, ее содержания мотивы учения делятся на внутренние и внешние. Внутренние мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и ее процессом (познавательный интерес, потребность в интеллектуальной активности, стремление достичь лучшего результата и т.д.). Внешние мотивы характеризует взаимодействие личности с внешней средой (требования, намеки, указания и т.д.).

Согласно этой классификации мотивов методы стимулирования учебной деятельности условно разделяют на подгруппы: методы формирования познавательного интереса и методы формирования чувства долга и ответственности в учении.

Метод формирования познавательного интереса

Интерес как важный компонент внутренней мотивации характеризуется тремя основными признаками: положительной эмоцией по деятельности; наличием познавательного компонента этой эмоции; наличием непосредственного мотива, который является продуктом самой деятельности (Г. Щукина). Учитывая это в обучении важно обеспечить возникновение глубоких позитивных переживаний относительно познавательной деятельности, ее содержания, форм и методов осуществления. Процессы мышления, памяти, внимания становятся более эффективными, если их сопровождает душевное волнение (радость, гнев, удивление и т.п.). Интересно делать то, что требует напряжения, но трудности должны быть посильными. Неправомерное упрощения учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения, многократные повторы не могут способствовать развитию познавательного интереса.

К основным методам формирования познавательного интереса относятся: дискуссия, диспут, включение учащихся в ситуацию личного переживания успеха в обучении, в другие ситуации эмоционально-нравственных переживаний (радости, удовольствия, удивление и т.п.), метод опоры на полученный жизненный опыт, метод познавательной, дидактической, ролевой игры и др.

К методам эмоционального стимулирования обучения принадлежит прием создания ситуации заинтересованности, то есть использование интересных для учащихся примеров, парадоксальных фактов, проведения опытов. Повышают интерес к обучению интересные аналогии, в частности сопоставление научных и жизненных толкований отдельных природных и общественных явлений.

Основным источником интереса к учебной деятельности является прежде всего ее содержание. Чтобы усилить стимулирующее влияние содержания, необходимо четко соблюдать требования принципов научности, систематичности и последовательности, связи обучения с жизнью и практикой. Для повышения стимулирующего воздействия содержания обучения можно использовать приемы создания ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к важным научным открытиям и тому подобное.

Стимулирование обучения можно достичь с помощью методов проблемного обучения, дидактических игр. Они способствуют созданию проблемных ситуаций, обмена знаниями, организации умственной деятельности.

Дидактические игры классифицируют на ролевые, деловые, организационно-деятельностной, компьютерные. В ролевых играх ученики играют сказочных, фантастических персонажей. При этом происходит обогащение их представлений о трудовых, профессиональных или личностные взаимоотношения с другими людьми, подготовка к реальным жизненным ситуациям. Ролевые игры помогают решать проблему мотивации в обучении. Важное значение ролевой игры заключается также в преодолении внутренних конфликтов, реализации психотерапевтической функции.

Деловая игра заключается в имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях, организованных по определенным правилам. В таких условиях действия учеников приобретают качества поступков, формируют социальные черты и характер будущей личности. Деловые игры классифицируют на учебные, производственные и педагогические. Обучающие игры позволяют установить в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и таким образом смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности. Основная цель производственных деловых игр - повышение квалификации работников управленческих аппаратов, предприятий и организаций. Педагогические игры направлены на развитие профессионально-личностных качеств педагога, умение работать в реальных условиях, совершенствовать знания и умения в области методики преподавания.

Организационно-деятельностной игры обычно используют для профессиональной подготовки специалистов, повышения их квалификации, оптимального решения задач личностного самоопределения в профессиональных ситуациях.

Компьютерные дидактические игры используют для изучения языка программирования и формирования компьютерных знаний, а также изучения различных дисциплин с помощью компьютерных программ.

В дидактической литературе остается нерешенной проблема практического применения игр, их дидактических возможностей, неконкретизированные требования к играм и рациональных методик их использования в учебном процессе.

Методы стимулирования и мотивации предоставляют словесным, наглядным, практическим и другим методам дополнительного побудительного воздействия.

Метод формирования чувства долга и ответственности в обучении

К ним относятся: убеждение, положительный пример, практическое приучение к выполнению требований, создания благоприятных условий для общения, поощрения и поиска, оперативный контроль за выполнением требований, осуждение, благодарность, награда и др. Методы и приемы стимулирования долга и ответственности взаимодействуют с методами воспитания, связывает процессы обучения и воспитания.

Среди причин низкой мотивации учения важнейшими являются неоправданное упрощение содержания учебного материала, медленный темп его изучения, многократные повторы. Важной задачей деятельности учителя является систематическое и последовательное формирование у учащихся мотивов учебной деятельности.

11.4. Методы стимулирования учебной деятельности школьников в процессе обучения

Любая деятельность осуществляется более эффективно и обеспечивает качественные результаты, если при этом в личности есть сильные, яркие, глубокие мотивы, которые вызывают желание действовать активно, вполне, преодолевая неизбежные трудности, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности тесно связано ее стимулирования. Стимулировать - значит побуждать, давать толчок, импульс мысли, чувства и действия. С целью повышения и укрепления влияния на личность школьника тех или иных факторов используются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространены соревнования, познавательные игры, поощрения, наказания и др.

Соревнования в педагогическом процессе организуется учителем с учетом того социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам свойственно стремление к самоутверждению, здорового соперничества, приоритету, первенству. Привлечение учащихся к борьбе за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности побуждает отстающих подтягиваться до уровня передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских начинаний, ответственности.

Сейчас соревнования по конкретным показателям успеваемости не проводится. Однако, полностью устранить соревнования из важнейших сфер жизни и деятельности школьников было бы неверно. Соревнования приносит пользу, если оно организовано правильно и ведется за добросовестное отношение к учебе. Особенно целесообразно соревнования в начальных классах, когда определяются следующие обязанности: всегда выполнять домашние задания, работать усердно, не иметь замечаний на уроке, иметь чистые тетради, дневники, выполнять режим дня, читать дополнительную литературу.

Соревнования может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения придерживаются традиционных принципов: гласность, конкретность показателей, сравнение результатов, возможность практического использования передового опыта.

Действенность соревнования повышается при разумном насыщении как учебной, так и вне-учебной деятельности ситуациями переживания успеха, связанными с положительными эмоциональными переживаниями. Таких ситуаций особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в обучении. В связи с этим необходимо подбирать такие задачи, с которыми ученики этой категории могли бы справиться без особых затруднений, а затем переходить к более сложным упражнениям. Надежным путем создания ситуации успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характера помощи учащимся. В этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривание ученика, вызывать у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя.

Познавательные игры с учетом возраста широко используют в начальных классах. Они предусматривают ситуации переживания успеха, поскольку также направлены на создание ситуаций, но игровых, которые, как и предыдущие, вызывают яркие эмоциональные переживания.

Поощрение - способ выражения общественного положительной оценки поведения и деятельности отдельного ученика коллектива. Стимулирующая роль поощрения определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действий, который выбран и реализуется учениками в жизни. Переживая чувство удовлетворения, ученик чувствует подъем бодрости и энергии, уверенности в собственных силах и дальнейшее движение вперед.

Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно включает в себя оценку не только результата, но мотива и способов деятельности. Необходимо приучать детей ценить, прежде всего, сам факт одобрения, а не его престижное значение. Плохо, если ученик ожидает награды за малейший успех. Поощрение особенно необходимы детям робким, неуверенным. Поощрение чаще приходится использовать в работе с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценкам их поступков и поведения в целом. Учителю необходимо позаботиться о том, чтобы не появились ученики захвалени и лишены общественного внимания.

Эффективность воспитательного воздействия поощрения зависит от того, насколько оно объективное и находит поддержку в общественном мнении коллектива.

Наказание - это такое воздействие на личность школьника, который выражает осуждение (осуждение) действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и заставляют учеников неуклонно соблюдать их. Наказание корректирует поведение ребенка, позволяет ей ясно понять, где и в чем она ошиблась, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. Это состояние порождает у школьника потребность изменения своего поведения. Но наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания - ни физических, ни моральных.

Средствами метода наказания являются: замечания учителя, вызов на педсовет школы, перевод в параллельный класс или другую школу.

Умелое использование наказаний требует от учителя педагогического такта и определенного мастерства. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, способствовавших тому или иному поступку ученика. Не стоит использовать коллективные наказания, а также злоупотреблять наказаниями.

Мотивы долга и ответственности школьников в обучении позволяют преодолевать неизбежные трудности, испытывать радость, чувство удовлетворения от преодоления трудностей в обучении.

Мотивы долга и ответственности формируются на основе использования целой группы методов и приемов: разъяснения школьникам общественной и индивидуальной значимости обучения; предъявления требований, соблюдение которых означает выполнение ими своего долга как школьников; приучения их к выполнению требований; поощрения за успешное, добросовестное выполнение своих обязанностей; оперативного контроля за выполнением требований и в необходимых случаях празднования недостатков, осуждения, с тем, чтобы вызвать более ответственное отношение к учебе. Методы и приемы формирования долга и ответственности в учении основываются на методах воспитания школьников, подчеркивает единство процессов обучения и воспитания.

Разъяснение общественной значимости учеб ки. Убеждение школьников в общественном значимости учения предполагает раскрытие роли науки в развитии всего общества. Показ ученикам на убедительных примерах того, что рост общеобразовательного мировоззрения значительно повышает производительность труда, создаются возможности для широкого рационализаторства и изобретательства, для механизации и автоматизации производства и на этой основе облегчения трудовых процессов, использования результатов науки обусловливают революционные изменения на производстве - все это важные элементы формирования понимания общественной значимости труда. Рассказы, беседы, лекции в этом случае приобретают характер методов стимулирования долга в обучении.

Разъяснение индивидуальной значимости обучения. В этом деле учителя испытывают особые трудности. Если школьники еще понимают значение усвоения учебных предметов близких к профилю ожидаемой специальности, то значимость усвоения других предметов им все же приходится разъяснять. Например, когда ученики выбирают технический профиль специализации, им приходится разъяснять роль и значение гуманитарного цикла предметов, способствующих формированию культурного мировоззрения. Отсутствие культурного и нравственного мировоззрения нередко обусловливает дискомфорт личности в общественной среде. Учеников нужно убеждать и в необходимости изучения цикла общественных наук, которые создают условия для успешного участия в общественно-политической жизни страны.

Предъявление учебных требований. Этот метод определяется правилами поведения, критериями оценки знаний по всем предметам, правилами внутреннего распорядка, Уставом школы. Необходимо иметь в виду, что стимулирование чувств долга и ответственности в учении должно сочетаться с методами приучения школьников к выполнению учебной работы, учебных требований, поскольку отсутствие таких навыков может вызвать отставание школьников в обучении, а соответственно и нарушения дисциплины. Большую роль здесь играет пример других учеников и самого учителя.

Любая деятельность предполагает наличие компонента мотивации. Это касается и учебной деятельности, которая будет успешной при условии положительного отношения ученика к обучению, наличии познавательного интереса в, потребности в получении знаний, чувство долга и ответственностиі.

Для формирования мотивов учебной деятельности используют весь арсенал методов обучения: словесные, наглядные и практические, репродуктивные и поисковые, индуктивные и дедуктивные и др.. Каждый из этих методов, в кроме информационно-учебного, осуществляет также мотивационное воздействие. Однако существуют специфические методы стимулирования и мотивации, направленные на формирование положительных мотивов учения, стимулирование познавательно й активности и одновременно содействие обогащению учащихся учебной информацией. Они предусматривают единство деятельности учителя и учащихся: стимулов педагога и мотивов школьникирів.

В психологии понятие"мотив"означает конкретное побуждения, причину, требует действия, поступков, поэтому мотивы учения определяют как отношение ученика к предмету деятельности, направленность на эту деятельность. Моти ивация деятельности тесно связана с ее стимулирования, то есть процессом побуждения к действиюання до дії.

зависимости от отношения к учебной деятельности, ее содержания мотивы учения делятся на внутренние и внешние. Внутренние мотивы связанные с содержанием учебной деятельности и ее процессом (познавательный интерес, потребность в интеллектуальной активности, стремление достичь лучшего результата и т.п.). Внешние мотивы характеризующих взаимодействие личности с внешней средой (требования, намеки, указания и т.п.)

Согласно этой классификации мотивов методы стимулирования учебной деятельности условно делят на подгруппы: методы формирования познавательного интереса и методы формирования чувства долга и соотв венности в обучении.

Метод формирования познавательного интереса

Интерес как важный компонент внутренней мотивации характеризуется тремя основными признаками: положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательного компонента этой эмоции; наличием непосредственного среднего мотива, который является продуктом самой деятельности (Г. Щукина). Учитывая это учебе важно обеспечить возникновение глубоких позитивных переживаний относительно познавательной деятельности, ее содержания, формы м и методов осуществления. Процессы мышления, памяти, внимания становятся эффективными, если их сопровождает душевное волнение (радость, гнев, удивление и т.п.). Интересно делать то, что требует напряжения, но трудно ощи должны быть посильными. Неправомерное упрощение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения, многократные повторы не могут способствовать развитию познавательного интересересу.

К основным методам формирования познавательного интереса относятся: дискуссия, диспут, включение учащихся в ситуацию личного переживания успеха в учебе, в другие ситуации эмоционально-нравственных переживаний (ра адости, удовольствие, удивление и т.п.), метод опоры на полученный жизненный опыт, метод познавательной, дидактической, ролевой игры и и.

К методам эмоционального стимулирования обучения принадлежит прием создания ситуации заинтересованности, т.е. использование интересных для учащихся примеров, парадоксальных фактов, проведения опытов. Повышают инт терес к обучению интересные аналогии, в частности сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных и общественных. Объявлениящ.

Основным источником интереса к учебной деятельности является прежде всего ее содержание. Чтобы усилить стимулирующее влияние содержания, необходимо четко соблюдать требования принципов научности, систематичности и помета овности, связи обучения с жизнью и практикой. Для повышения стимулирующего влияния содержания обучения можно использовать приемы создания ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к важным их научных открытий тощщо.

Стимулирование обучения можно достичь с помощью методов проблемного обучения , дидактических игр. Они способствуют созданию проблемных ситуаций, обмена знаниями, организации умственной деятельности

Дидактические игры классифицируют на ролевые, деловые, организационно-деятельностные, компьютерные. В ролевых играх учащиеся играют сказочных, фантастических персонажей. При этом происходит обогащение их представлений о т трудовые, профессиональные или личностные взаимоотношения с другими людьми, подготовка к реальным жизненным ситуациям. Ролевые игры помогают решать проблему мотивации в обучении. Важное значение ролевой игры заключается также в преодолении внутренних конфликтов, реализации психотерапевтической функциикції.

. Деловая игра состоит в имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях, организованных по определенным правилам. В таких условиях действия учащихся приобретают качества поступков, формируют социальные черты и хара актер будущей личности. Деловые игры классифицируют на учебные, производственные и педагогические. Обучающие игры позволяют установить в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной ди тельности и таким образом смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности. Основная цель производственных деловых игр - повышение квалификации работников управ ских аппаратов, предприятий и организаций. Педагогические игры направлены на развитие профессионально-личностных качеств педагога, умение работать в реальных условиях, совершенствовать свои знания и умения в области методике преподаваниядання.

. Организационно-деятельностные игры обычно используют для профессиональной подготовки специалистов, повышения их квалификации, оптимального решения задач личностного самоопределения в профессиональных ситуациях

. Компьютерные дидактические игры используют для изучения языка программирования и формирование компьютерных знаний, а также изучение различных дисциплин с помощью компьютерных программ

В дидактической литературе остается нерешенной проблема практического применения игр, их дидактических возможностей, неконкретизированные требования к играм и рациональных методик их использования в учебном ному процесс.

Методы стимулирования и мотивации предоставляют словесным, наглядным, практическим и другим методам дополнительного побудительного влияния

Метод формирования чувства долга и ответственности в учении

К ним относятся: убеждение, положительный пример, практическое приучение к выполнению требований, создания благоприятных условий для общения, поощрения и поиска, оперативный контроль за выполнением требований, ос суд, благодарность, награда и др.. Методы и приемы стимулирования долга и ответственности взаимодействуют с методами воспитания, связывает процесс обучения и воспитанияя.

Среди причин низкой мотивации учения важнейшими является неоправданное упрощение содержания учебного материала, медленный темп его изучения, многократные повторы. Важной задачей деятельности учителя является си истематичне и последовательное формирование у учащихся мотивов учебной деятельностиі.