Болезни Военный билет Призыв

Создать положительный эмоциональный настрой. Красный лист - желают общаться. Упражнение « Частичка тепла»

1. Психологический настрой «Все в твоих руках».

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». Задача учителя – в организации системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов. Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейший критерий психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет – все это и многое другое оказывает воздействие учителя на учащихся и на их отношение к нему.

Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату. Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем .

Начинайте урок энергично .

Приёмы:

1. Утренняя зарядка.

Чтобы создать благоприятный психологический настрой на урок - с утра пораньше для бодрости (чтобы проснуться) с первым звонком делаем утреннюю зарядку под музыку.

2. Точечный массаж лица.

Кто до сих пор не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически активные точки лица).

3. «Паутинка-разминка» или блиц-опрос, используя мяч:

«Винегрет» – вопросы из разных областей знаний, например:

За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)

Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.)

Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)

Сколько букв в русском алфавите? (33)

Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)

4. Вхождение в тему.

Метод «Ассоциации»:

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт» ? (Слова должны начинаться с букв данного слова.)

Другие методы: эффект удивления, неожиданности, противоречивости информации.

Например:

  • Земля плоская, как блин. И не смейтесь. Я знаю это точно…. И т.д.

5. Для закрепления или проверки знаний – математический диктант вида «ДА (НЕТ)».

Если верно, ставим + , если неверно –.

  1. Если в числе 10 переставить цифры местами, то получится 01. Верно? (01 – номер пожарной службы.)
  2. Оказывается, пожарных учат надевать штаны за 3 сек. Успеет ли хорошо натренированный пожарный за 9 сек. надеть 9 штанов?
  3. У 4-х палок 8 концов. А у 5 с половиной палок 12 концов. Верно?
  4. 1 кг железа тяжелее 1 кг ваты. Верно?
  5. Шел муж с женой
    Да брат с сестрой
    Да шурин с зятем.
    А всего их трое. Верно?
  6. Маленький мальчик Миша нашел во дворе 12 котят. Скольких друзей может осчастливить Миша, даря каждому другу по 3 котенка. Ответ: 4. Верно?

Самопроверка (+ – + – + +).

Кто не сделал ни одной ошибки, погладьте себя по голове.

Другие приемы: «Перфокарты», «Компас» и т.д.

6. Релаксация (под музыку звуков природы).

Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.

7. Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).

(Яблоня, яблоки, листья, цветы.)

Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.

Рефлексия «Все в твоих руках».

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

- Большой – для меня было важным и интересным…

- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

- Мизинец – для меня было недостаточно…

В конце урока вопрос учащимся:

За что бы вы себя могли похвалить?

Советы учителям.

Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас?

Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия

Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу.

И, конечно, шоколад. Он улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему.

Можно покатать на ладони грецкий орех или любой предмет с гранями (ручку, карандаш). Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты (и таланты детей) с помощью пальчиковой гимнастики.

Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года дольше!

Учитель не имеет права беспечно относиться к своему здоровью, ведь он – пример для подражания! Если плохо себя чувствуете, разрешите себе выйти на больничный. Оставьте чувство долга – ничего со школой и с учениками не произойдет!

А вот это повторяйте по утрам много раз, до полного усвоения пройденного материала!!!

Эмоциональный настрой характеризует особенности

реагирования человека в ответ на эмоциональную атмосферу, возникающую в процессе совместной деятельности.

При взаимодействии с окружающими проявляются разные формы эмоциональной восприимчивости: резонирование, отстраненность и диссонирование. Соответственно, продуцируется положительная,

нейтральная и отрицательная энергия.

Эмоциональное резонирование- способность личности откликаться на различные эмоциональные состояния партнеров.

Эмоционально отзывчивый человек легко и быстро "настраивается" на любую эмоциональную волну окружающих, особенно если и они также эмоционально отзывчивы. Он непроизвольно входит в разные состояния партнеров радости или печали, покоя или тревоги, обеспокоенности или страха, депрессии или эйфории.

Случается, что эмоционально отзывчивые люди поглощены какими-либо проблемами, либо находятся в дискомфортном настроении, и тогда с ними трудно устанавливать эмоциональный контакт. Бывает так, что эмоционально отзывчивый человек оказывается во власти негативных эмоций партнеров, обладающих более сильной энергией, и тогда он сам страдает от своей реактивности. Вспомните, как очень возбудимые люди легко и быстро отвечают грубостью на грубость, резкостью на резкость, а успокоившись, нередко сожалеют о случившемся. В этом случае посредством эмоционального резонирования распространяется поток негативной энергии.

Таким образом, способность к эмоциональному резонансу имеет свои плюсы и минусы. Тем не менее свободный эмоционально энергетический обмен с окружающими обычно приносит облегчение как самому человеку, так и его партнерам. Это происходит даже в том случае, если выход получают отрицательные энергии.

Эмоциональный резонанс между партнерами вызывает сложение их энергий, заключенных в эмоциях, и стимулирует дополнительный психологический эффект взаимодействия – синергизм.

Напомним, что синергизм проявляется в том, что личность своей манерой взаимодействия с партнерами способствует объединению энергетических потенциалов и увеличению эффективности совместной деятельности. Такое поведение ассоциируется с положительной энергетикой. Унисон эмоционально-энергетических сил вызывает существенный психотерапевтический и целительный эффект. Именно этот феномен эксплуатируют новоявленные врачеватели масс, проводящие сеансы в больших аудиториях.

Если профессионал в сфере общения воспринимает и отзывается на эмоционально-энергетические состояния партнера, то происходит благотворное сложение энергий, повышается вероятность внушающего воздействия на него.

Эмоциональная отстраненность – следствие эмоциональной ригидности. Личность обычно слабо реагирует на эмоциональную атмосферу общения - в ответ на эмоциональные состояния окружающих проявляются невыразительные, приглушенные, неопределенные эмоции.

Такое поведение ассоциируется с нейтральной энергетикой. При этом мало вероятно сложение энергетических сил партнеров и, следовательно,

вряд ли возможен какой-либо синергический эффект. У эмоционально-ригидных резонанс с эмоциями окружающих возникает редко, например, только в общении с близкими или с теми, кто особенно понравился, вызвал доверие, чувство безопасности. Психологически комфортно могут чувствовать себя два или несколько партнеров, склонных к эмоциональной сдержанности их энергетические поля созвучны и потому не возмущают друг друга.

Эмоциональное диссонирование характеризуется демонстративным выключением личности из эмоциональной атмосферы общения или проявлением эмоций, противоположных по смыслу ситуации взаимодействия.

Например, если партнер испытывает подъем сил, радуется, то личность, склонная к эмоциональной сопротивляемости, в этот момент начинает раздражаться, капризничать или впадает в депрессию. У некоторых отмечается нечто вроде навязчивой потребности бросать эмоциональный вызов окружающим если партнеру хорошо, то во что бы то ни стало надо что-то сказать или сделать, чтобы у него испортилось настроение, если окружающие грустят по какому-либо вполне объективному поводу, то эмоционально сопротивляющаяся личность заявляет: "Мне смешно, нашли чему радоваться". Есть люди, которым доставляет удовольствие чужое несчастье, страдания, слезы, беспомощность.

Эмоциональное диссонирование – признак аутичности в детском возрасте. Есть дети, которые не склонны проявлять эмоции "за компанию" Когда все веселятся, они держаться в стороне. Вовлечь их в круг сверстников не удается; всем хорошо, а они насупились. Случается, что энергетика общего ликования повергает их в депрессию, они начинают злиться, закатывают истерику.

Эмоционально диссонирующие, как правило, обращают на себя внимание тем, что выпадают из эмоционального контекста общения. С кислыми физиономиями они высиживают концерт юмориста. От них не дождется аплодисментов эстрадная звезда. Если шутка лектора вызывает громкий смех у присутствующих в аудитории, то эмоционально сопротивляющиеся индивиды едва растянут губы в улыбке. Им не по себе в веселой компании и они не охотно соглашаются принять участие в пикнике. Они не способны разделять чужие радости и успехи. В общем, от них всегда веет холодом. Как правило, от таких людей стараются держаться подальше, их недолюбливают, порой с такими неприятно говорить даже о погоде. Особенно избегают того, кто не способен чем-либо компенсировать свой коммуникативный недостаток, например, при этом не обладает хорошим умом, профессиональными качествами, терпением или другими достоинствами.

Объединение личностей, склонных эмоционально сопротивляться групповой атмосфере, оказывает разрушительное воздействие на совместную деятельность. Унисон негативных эмоционально-

энергетических сил обычно вызывает мощную волну агрессии и жестокости. Порой достаточно двум-трем персонам консолидировать свою негативную эмоциональную энергию и противопоставить ее групповой атмосфере, как будет дестабилизирована деятельность целого коллектива. Психика обычного человека не выдерживает мощного натиска негативных эмоционально-энергетических воздействий извне.

Эмоционально отзывчивый, резонирующий партнер, конечно, наиболее предпочтителен, поскольку он способен откликаться на состояния окружающих посредством установления и поддержания идентичных психоэнергетических состояний. Во взаимодействии с ним у партнеров больше шансов быть замеченными и оцененными, выше вероятность получить сочувствие и поддержку. Оказавшись в созвучном биопсихическом поле, партнер становится доверчивым, податливым на убеждение и внушение.

На эмоционально отзывчивого партнера рассчитывает муж и жена, воспитуемый, клиент, пациент, однако не следует забывать о том, что эмоциональная отзывчивость сопряжена с существенными энергетическими затратами. Например, врач, психолог, педагог отдает свою энергию партнеру – больному, пациенту, ученику. В этом заключается благородная жертва. Когда же профессионал в области человеческих отношений эмоционально "выгорает", включаются те или иные защитные механизмы привыкание к страданиям, избирательное проявление сочувствия, избегание длительных и глубоких контактов, равнодушие. На ум приходят успокоительные философии, вроде, "всем не посочувствуешь", "надо беречь себя", "люди не благодарны" и т. п.

Вы способны к эмоциональному резонированию, если:

- у вас широкий диапазон восприятия эмоций партнеров. В силу разной организации сенсорной системы и интеллекта, люди по-разному реагируют на вариации эмоциональных проявлений других. Один человек имеет тонко организованную сенсорную систему и благодаря хорошему интеллекту легко улавливает оттенки всяких эмоциональных состояний партнеров. При этом он откликается на всевозможные нюансы эмоций как наполненные силой, яркие, так и оттенки слабых, едва заметных эмоциональных состояний партнеров, как на эмоции, положительно действующие на психику, так и отрицательно действующие. Другой человек обладает менее совершенной сенсорной и интеллектуальной организацией и потому обычно весьма посредственно воспринимает и расшифровывает эмоциональные состояния окружающих.

У некоторых людей сенсорная и интеллектуальная системы отражения работают вовсе грубо, вследствие этого диапазон восприятия чужих эмоций крайне узок, расшифровываются далеко не всякие эмоции партнеров и плохо различаются тонкости в их проявлении. Такие люди с большим опозданием реагируют на перемены в состояниях партнера, а то и вовсе не замечают каких-либо перемен. На таких людей сложно оказывать

влияние при помощи эмоций и сопутствующих внешних выразительных средств - они плохо воспринимают полутона, и чтобы воздействовать на них, приходится перегружать эмоционально-энергетические сигналы говорить громко, утрировать смысловую окраску голоса, пережимать в мимике, иначе до них, как говорится, не доходит.

В то же время в жизни любого человека бывают моменты, когда диапазон восприятия эмоций партнеров резко расширяется. Обычно это обусловлено приливом энергии. Такое случается, например, в состоянии душевного подъема в окружении приятных знакомых, а у некоторых людей после приема алкоголя. Расширение диапазонов эмоционального реагирования наблюдается в состоянии влюбленности. Влюбленный обычно тонко реагирует на перемены, происходящие в душе объекта увлечения. Угасают чувства и, увы, резко суживается диапазон эмоционального отражения.

Обострение восприимчивости замечено также у многих родивших женщин. Мать, как правило, очень чутко реагирует на все перемены в состояниях грудного малыша. Очевидно, это связано с биологическим механизмом воспроизводства вида: потомству надо обеспечить безопасность

Восприимчивость к эмоциональным состояниям партнера -профессионально необходимое качество для тех, кто работает с людьми.

Ограничимся примерами из медицинской практики. Эмоциональные состояния пациента и особенно перемены в них – важный источник информации для врача-специалиста любого профиля. Эмоции свидетельствуют о том, как больной относится к своей болезни, к врачу или сестре, к лекарствам и процедурам. Ведь не всегда он готов или хочет выразить свое отношение словами. Наблюдая за эмоциями пациента, терапевт может фиксировать ухудшение здоровья, наступление кризисов болезни или начало выздоровления. Психиатр получает возможность предвидеть обострение некоторых психических заболеваний или наступление нового цикла болезни. Невропатолог по характеру эмоций может судить о функциональных нарушениях нервной системы.

Специалист по детскому церебральному параличу из Санкт-Петербурга Т. И. Серганова (Серганова Т. И. Как победить детский церебральный паралич разумом специалиста, сердцем матери. СПб. 1995) разработала и запатентовала оригинальную диагностическую методику. Изначальные признаки тяжкого недуга у грудных младенцев выявляются по особенностям их плача. С помощью компьютера выявлены акустические характеристики детского плача, которые свидетельствуют о развитии церебрального паралича. Задача состоит в том, чтобы педиатры и медсестры могли на слух улавливать ранние симптомы заболевания. Получится ли это у медика, который имеет ограниченный диапазон восприятия эмоций и в конечном счете лишен дара эмоциональной отзывчивости?

- вы способны адекватно расшифровывать эмоциональные

состояния партнеров.

Здесь мы касаемся сигнальной функции эмоций – используя их, человек выражает свое отношение к тому, что ему небезразлично. Это могут быть беспокоящие внутренние ощущения, захватывающие мысли, насущные потребности, интересы и желания или какие-либо внешние значимые обстоятельства. С помощью эмоций он как бы кодирует свои отношения к происходящему, а партнеры декодируют его эмоции, то есть стараются понять, что же он хотел ими выразить.

Адекватно расшифровать эмоциональный, сигнал партнера означает уловить в нем именно тот смысл, который в него был вложен.

Умение адекватно расшифровывать эмоциональные сигналы партнеров зависит от нескольких условий.

Во-первых, личность должна иметь достаточный гуманистический опыт, то есть опыт общения с людьми разного возраста, разного психического склада, разной культуры, разных национальностей. Чем больше гуманистический опыт личности, тем более вероятно понимание эмоциональных состояний партнеров. Имеет значение многое: были у вас братья и сестры или вы росли единственным в семье ребенком, мало или много вы общались с родными, было это общение глубоким или поверхностным, есть у вас близкие друзья или вы предпочитаете замкнутый образ жизни, есть ли у вас собственные дети и сколько их, сколь чувствительно вы относитесь к ним и к брачному партнеру, приходилось ли вам жить или сотрудничать с людьми иной национальности.

В формировании гуманистического опыта большое значение имеет тесный контакт человека с домашними животными. Во взаимодействии с ними наши органы ощущений настраиваются на такой "диапазон частот" приема эмоций, которым люди между собой не пользуются. Лошадь, корова, собака, кошка и прочие соседствующие виды побуждают нас переходить от знаково-символической системы общения, к которой мы привыкли, к сенсорно-интуитивной. Взаимодействие происходит, главным образом, на энергетическом уровне, человек учит животное понимать отдельные" слова, а животное учит человека воспринимать энергетику эмоций.

Вспоминается радиорассказ одного пожилого ненца, сетовавшего на то, что редеет стадо северных оленей и беднеет человеческая личность. Наблюдения показывают, что дети, выросшие в постоянном общении с оленями, мягче характером, чувствительнее, отзывчивее. Исчезает, уничтожается олень – заглушается канал эмоционально-энергетического отражения живой природы.

Во-вторых, для адекватной расшифровки сигналов имеет значение объем оперативной эмоциональной памяти сколь успешно вы запоминаете характер и оттенки эмоций в момент, когда их переживает партнер. Встречаются люди, у которых большой объем памяти на эмоции, непосредственно проявляемые партнерами. Но есть и такие, которые затрудняются запомнить демонстрируемую эмоцию и воспроизвести ее -

эмоции партнера не оставляют заметного следа в их памяти.

В-третьих, важно не приписывать эмоциям партнера смыслы и оттенки, которых в них вовсе нет. Однако, немало людей, которые по тем или иным причинам готовы находить в эмоциях партнера субъективное содержание Их декодирующее устройство, очевидно, имеет какой-то дефект. Поэтому привносится "шум" в виде настроений или привычных эмоций. Иных подводит оперативная эмоциональная память Порой бывает так, что отношение к партнеру диктует свою волю. Хуже всего, если у личности есть психические отклонения, которые и являются причиной искаженной интерпретации эмоций партнеров.

В-четвертых, большую роль играет опыт профессионального общения. Чем больше стаж работы медика с пациентами, учителя с учениками, следователя с преступниками, продавца с покупателями и т. д. , тем доступнее расшифровка эмоциональных состояний субъектов профессиональной деятельности. Например, опытная медицинская сестра, наблюдая эмоциональные проявления пациента, предугадывает, как он переносит укол, понадобится ли ему местное обезболивание при проведении операции и много другое.

- Ваши эмоции достаточно яркие и сильные, чтобы их свободно воспринимали и расшифровывали партнеры.

Здесь уместно подчеркнуть, что эмоциональное резонирование возможно при наличии обратных связей, вы откликаетесь на состояния партнера, а он, в свою очередь, воспринимает и оценивает вашу реакцию.

Чтобы информационно-энергетический круг замыкался, надо обладать двумя способностями: хорошо декодировать эмоции партнера и отчетливо подавать ему сигналы о своих состояниях.

- Ваши эмоции подвижны и легко переключаются на партнером Нормальным следует считать, если человек умеет проявлять свои эмоции соответственно ситуациям и по мере надобности направить их то на себя, то на партнеров, то на деятельность, которой он занят, то на предметы, с которым действует. Плохо, если эмоции жестко запрограммированы и чаще всего направляются по какому-либо конкретному адресу, на себя, на других, на дело или на предметы.

Односторонняя ориентация эмоций обедняет личность. Эгоист, эмоции которого находятся на услужении у собственного Я, не способен проявлять эмоционально-энергетическое созвучие с окружающими. Его энергетический контур замкнут на самого себя. Человек, для которого смысл существования только в занятиях любимым делом, как правило не может дарить окружающим теплоту, заботиться о них, ему некогда соучаствовать и сопереживать. А если кого-то захватил вещизм, так эмоциональная черствость становится для него сопутствующим качеством. Безграничный и вездесущий альтруизм тоже сомнительное достояние личности. Можно ли глубоко и искренне посвящать эмоции другим, если при этом эмоции не касаются твоего Я?

Курс скорочтения - для самых занятых | | | | | | |


При взаимодействии с окружающими проявляются разные формы эмоциональной восприимчивости: резонирование, отстраненность и диссонирование. Соответственно, продуцируется положительная, нейтральная и отрицательная энергия.


Эмоциональное резонирование – способность личности откликаться на различные эмоциональные состояния партнеров. Эмоционально отзывчивый человек легко и быстро «настраивается» на любую эмоциональную волну окружающих, особенно если и они также эмоционально отзывчивы. Он непроизвольно входит в разные состояния партнеров: радости или печали, покоя или тревоги, обеспокоенности или страха, депрессии или эйфории. Случается, что эмоционально отзывчивые люди поглощены какими-либо проблемами, либо находятся в дискомфортном настроении, и тогда с ними трудно устанавливать эмоциональный контакт. Бывает так, что эмоционально отзывчивый человек оказывается во власти негативных эмоций партнеров, обладающих более сильной энергией, и тогда он сам страдает от своей реактивности. Вспомните, как очень возбудимые люди легко и быстро отвечают грубостью на грубость, резкостью на резкость, а, успокоившись, нередко сожалеют о случившемся. В этом случае посредством эмоционального резонирования распространяется поток негативной энергии.

Таким образом, способность к эмоциональному резонансу имеет свои плюсы и минусы. Тем не менее, свободный эмоционально энергетический обмен с окружающими обычно приносит облегчение как самому человеку, так и его партнерам. Это происходит даже в том случае, если выход получают отрицательные энергии.


ия – синергизм.


Напомним, что синергизм проявляется в том, что личность своей манерой взаимодействия с партнерами способствует объединению энергетических потенциалов и увеличению эффективности совместной деятельности. Такое поведение ассоциируется с положительной энергетикой. Унисон эмоционально-энергетических сил вызывает существенный психотерапевтический и целительный эффект. Именно этот феномен эксплуатируют новоявленные врачеватели масс, проводящие сеансы в больших аудиториях.


вышается вероятность внушающего воздействия на него.


Эмоциональная отстраненность – следствие эмоциональной ригидности. Личность обычно слабо реагирует на эмоциональную атмосферу общения – в ответ на эмоциональные состояния окружающих проявляются невыразительные, приглушенные, неопределенные эмоции. Такое поведение ассоциируется с нейтральной энергетикой. При этом мало вероятно сложение энергетических сил партнеров и, следовательно, вряд ли возможен какой-либо синергический эффект. У эмоционально-ригидных резонанс с эмоциями окружающих возникает редко, например, только в общении с близкими или с теми, кто особенно понравился, вызвал доверие, чувство безопасности. Психологически комфортно могут чувствовать себя два или несколько партнеров, склонных к эмоциональной сдержанности: их энергетические поля созвучны и потому не возмущают друг друга.


Эмоциональное диссонирование характеризуется демонстративным выключением личности из эмоциональной атмосферы общения или проявлением эмоций, противоположных по смыслу ситуации взаимодействия. Например, если партнер испытывает подъем сил, радуется, то личность, склонная к эмоциональной сопротивляемости, в этот момент начинает раздражаться, капризничать или впадает в депрессию. У некоторых отмечается нечто вроде навязчивой потребности бросать эмоциональный вызов окружающим: если партнеру хорошо, то во что бы то ни стало надо что-то сказать или сделать, чтобы у него испортилось настроение; если окружающие грустят по какому-либо вполне объективному поводу, то эмоционально сопротивляющаяся личность заявляет: «Мне смешно, нашли чему радоваться». Есть люди, которым доставляет удовольствие чужое несчастье, страдания, слезы, беспомощность.

Эмоциональное диссонирование – признак аутичности в детском возрасте. Есть дети, которые не склонны проявлять эмоции «за компанию». Когда все веселятся, они держаться в стороне. Вовлечь их в круг сверстников не удается; всем хорошо, а они насупились. Случается, что энергетика общего ликования повергает их в депрессию, они начинают злиться, закатывают истерику.

Эмоционально диссонирующие, как правило, обращают на себя внимание тем, что выпадают из эмоционального контекста общения. С кислыми физиономиями они высиживают концерт юмориста. От них не дождется аплодисментов эстрадная звезда. Если шутка лектора вызывает громкий смех у присутствующих в аудитории, то эмоционально сопротивляющиеся индивиды едва растянут губы в улыбке. Им не по себе в веселой компании и они не охотно соглашаются принять участие в пикнике. Они не способны разделять чужие радости и успехи. В общем, от них всегда веет холодом.

Как правило, от таких людей стараются держаться подальше, их недолюбливают, порой с такими неприятно говорить даже о погоде. Особенно избегают того, кто не способен чем-либо компенсировать свой коммуникативный недостаток, например, при этом не обладает хорошим умом, профессиональными качествами, терпением или другими достоинствами.

Объединение личностей, склонных эмоционально сопротивляться групповой атмосфере, оказывает разрушительное воздействие на совместную деятельность. Унисон негативных эмоционально-энергетических сил обычно вызывает мощную волну агрессии и жестокости. Порой достаточно двум-трем персонам консолидировать свою негативную эмоциональную энергию и противопоставить ее групповой атмосфере, как будет дестабилизирована деятельность целого коллектива. Психика обычного человека не выдерживает мощного натиска негативных эмоционально-энергетических воздействий извне.

Эмоционально отзывчивый, резонирующий партнер, конечно, наиболее предпочтителен, поскольку он способен откликаться на состояния окружающих посредством установления и поддержания идентичных психоэнергетических состояний. Во взаимодействии с ним у партнеров больше шансов быть замеченными и оцененными, выше вероятность получить сочувствие и поддержку. Оказавшись в созвучном биопсихическом поле, партнер становится доверчивым, податливым на убеждение и внушение.

На эмоционально отзывчивого партнера рассчитывают муж и жена, воспитуемый, клиент, пациент, однако не следует забывать о том, что эмоциональная отзывчивость сопряжена с существенными энергетическими затратами. Например, врач, психолог, педагог отдает свою энергию партнеру – больному, пациенту, ученику. В этом заключается благородная жертва. Когда же профессионал в области человеческих отношений эмоционально «выгорает», включаются те или иные защитные механизмы: привыкание к страданиям, избирательное проявление сочувствия, избегание длительных и глубоких контактов, равнодушие. На ум приходят успокоительные философии, вроде: «всем не посочувствуешь», «надо беречь себя», «люди неблагодарны» и т. п.


Вы способны к эмоциональному резонированию, если у вас широкий диапазон восприятия эмоций партнеров. В силу разной организации сенсорной системы и интеллекта, люди по-разному реагируют на вариации эмоциональных проявлений других. Один человек имеет тонко организованную сенсорную систему и благодаря хорошему интеллекту легко улавливает оттенки всяких эмоциональных состояний партнеров. При этом он откликается на всевозможные нюансы эмоций: как наполненные силой, яркие, так и оттенки слабых, едва заметных эмоциональных состояний партнеров, как на эмоции, положительно действующие на психику, так и отрицательно действующие. Другой человек обладает менее совершенной сенсорной и интеллектуальной организацией и потому обычно весьма посредственно воспринимает и расшифровывает эмоциональные состояния окружающих.

У некоторых людей сенсорная и интеллектуальная системы отражения работают вовсе грубо, вследствие этого диапазон восприятия чужих эмоций крайне узок, расшифровываются далеко не всякие эмоции партнеров и плохо различаются тонкости в их проявлении. Такие люди с большим опозданием реагируют на перемены в состояниях партнера, а то и вовсе не замечают каких-либо перемен. На таких людей сложно оказывать влияние при помощи эмоций и сопутствующих внешних выразительных средств – они плохо воспринимают полутона, и чтобы воздействовать на них, приходится перегружать эмоционально-энергетические сигналы: говорить громко, утрировать смысловую окраску голоса, пережимать в мимике, иначе до них, как говорится, не доходит.

В то же время в жизни любого человека бывают моменты, когда диапазон восприятия эмоций партнеров резко расширяется. Обычно это обусловлено приливом энергии. Такое случается, например, в состоянии душевного подъема в окружении приятных знакомых, а у некоторых людей после приема алкоголя. Расширение диапазонов эмоционального реагирования наблюдается в состоянии влюбленности. Влюбленный обычно тонко реагирует на перемены, происходящие в душе объекта увлечения. Угасают чувства и, увы, резко суживается диапазон эмоционального отражения. Обострение восприимчивости замечено также у многих родивших женщин. Мать, как правило, очень чутко реагирует на все перемены в состояниях грудного малыша. Очевидно, это связано с биологическим механизмом воспроизводства вида: потомству надо обеспечить безопасность и выживание.

Ограничимся примерами из медицинской практики. Эмоциональные состояния пациента и особенно перемены в них – важный источник информации для врача-специалиста любого профиля. Эмоции свидетельствуют о том, как больной относится к своей болезни, к врачу или сестре, к лекарствам и процедурам. Ведь не всегда он готов или хочет выразить свое отношение словами.

Наблюдая за эмоциями пациента, терапевт может фиксировать ухудшение здоровья, наступление кризисов болезни или начало выздоровления. Психиатр получает возможность предвидеть обострение некоторых психических заболеваний или наступление нового цикла болезни. Невропатолог по характеру эмоций может судить о функциональных нарушениях нервной системы. Специалист по детскому церебральному параличу из Санкт-Петербурга Т. И. Серганова (Серганова Т. И. Как победить детский церебральный паралич разумом специалиста, сердцем матери, 1995) разработала и запатентовала оригинальную диагностическую методику.

Изначальные признаки тяжкого недуга у грудных младенцев выявляются по особенностям их плача. С помощью компьютера выявлены акустические характеристики детского плача, которые свидетельствуют о развитии церебрального паралича. Задача состоит в том, чтобы педиатры и медсестры могли на слух улавливать ранние симптомы заболевания. Получится ли это у медика, который имеет ограниченный диапазон восприятия эмоций и, в конечном счете, лишен дара эмоциональной отзывчивости?


Вы способны к эмоциональному резонированию, если вы способны адекватно расшифровывать эмоциональные состояния партнеров. Здесь мы касаемся сигнальной функции эмоций – используя их, человек выражает свое отношение к тому, что ему небезразлично. Это могут быть беспокоящие внутренние ощущения, захватывающие мысли, насущные потребности, интересы и желания или какие-либо внешние значимые обстоятельства. С помощью эмоций он как бы кодирует свои отношения к происходящему, а партнеры декодируют его эмоции, то есть стараются понять, что же он хотел ими выразить.

Умение адекватно расшифровывать эмоциональные сигналы партнеров зависит от нескольких условий. Во-первых, личность должна иметь достаточный гуманистический опыт, то есть опыт общения с людьми разного возраста, разного психического склада, разной культуры, разных национальностей. Чем больше гуманистический опыт личности, тем более вероятно понимание эмоциональных состояний партнеров. Имеет значение многое: были у вас братья и сестры или вы росли единственным в семье ребенком, мало или много вы общались с родными, было это общение глубоким или поверхностным, есть у вас близкие друзья или вы предпочитаете замкнутый образ жизни, есть ли у вас собственные дети и сколько их, сколь чувствительно вы относитесь к ним и к брачному партнеру, приходилось ли вам жить или сотрудничать с людьми иной национальности.

В формировании гуманистического опыта большое значение имеет тесный контакт человека с домашними животными. Во взаимодействии с ними наши органы ощущений настраиваются на такой «диапазон частот» приема эмоций, которым люди между собой не пользуются. Лошадь, корова, собака, кошка и прочие соседствующие виды побуждают нас переходить от знаково-символической системы общения, к которой мы привыкли, к сенсорно-интуитивной. Взаимодействие происходит, главным образом, на энергетическом уровне, человек учит животное понимать отдельные слова, а животное учит человека воспринимать энергетику эмоций. Вспоминается радиорассказ одного пожилого ненца, сетовавшего на то, что редеет стадо северных оленей и беднеет человеческая личность. Наблюдения показывают, что дети, выросшие в постоянном общении с оленями, мягче характером, чувствительнее, отзывчивее. Исчезает, уничтожается олень – заглушается канал эмоционально-энергетического отражения живой природы.

Во-вторых, для адекватной расшифровки сигналов имеет значение объем оперативной эмоциональной памяти: сколь успешно вы запоминаете характер и оттенки эмоций в момент, когда их переживает партнер. Встречаются люди, у которых большой объем памяти на эмоции, непосредственно проявляемые партнерами. Но есть и такие, которые затрудняются запомнить демонстрируемую эмоцию и воспроизвести ее – эмоции партнера не оставляют заметного следа в их памяти.

В-третьих, важно не приписывать эмоциям партнера смыслы и оттенки, которых в них вовсе нет. Однако немало людей, которые по тем или иным причинам готовы находить в эмоциях партнера субъективное содержание. Их декодирующее устройство, очевидно, имеет какой-то дефект. Поэтому привносится «шум» в виде настроений или привычных эмоций. Иных подводит оперативная эмоциональная память. Порой бывает так, что отношение к партнеру диктует свою волю. Хуже всего, если у личности есть психические отклонения, которые и являются причиной искаженной интерпретации эмоций партнеров.

В-четвертых, большую роль играет опыт профессионального общения. Чем больше стаж работы медика с пациентами, учителя с учениками, следователя с преступниками, продавца с покупателями и т. д., тем доступнее расшифровка эмоциональных состояний субъектов профессиональной деятельности. Например, опытная медицинская сестра, наблюдая эмоциональные проявления пациента, предугадывает, как он переносит инъекцию, понадобится ли ему местное обезболивание при проведении операции и многое другое.


Вы способны к эмоциональному резонированию, если ваши эмоции достаточно яркие и сильные, чтобы их свободно воспринимали и расшифровывали партнеры. Здесь уместно подчеркнуть, что эмоциональное резонирование возможно при наличии обратных связей: вы откликаетесь на состояния партнера, а он, в свою очередь, воспринимает и оценивает вашу реакцию.


оих состояниях.


Вы способны к эмоциональному резонированию, если ваши эмоции подвижны и легко переключаются на партнеров. Нормальным следует считать, если человек умеет проявлять свои эмоции соответственно ситуациям и по мере надобности направить их то на себя, то на партнеров, то на деятельность, которой он занят, то на предметы, с которым действует. Плохо, если эмоции жестко запрограммированы и чаще всего направляются по какому-либо конкретному адресу: на себя, на других, на дело или на предметы.


Односторонняя ориентация эмоций обедняет личность. Эгоист, эмоции которого находятся на услужении у собственного Я, не способен проявлять эмоционально-энергетическое созвучие с окружающими. Его энергетический контур замкнут на самого себя. Человек, для которого смысл существования только в занятиях любимым делом, как правило, не может дарить окружающим теплоту, заботиться о них, ему некогда соучаствовать и сопереживать. А если кого-то захватил вещизм, так эмоциональная черствость становится для него сопутствующим качеством. Безграничный и вездесущий альтруизм тоже сомнительное достояние личности. Можно ли глубоко и искренне посвящать эмоции другим, если при этом эмоции не касаются твоего Я?


му, знак субъектного отношения и проявление воспитанности.

Психологический настрой

Мы – существа мыслящие, поэтому от того, какой психологический настрой преобладает, во многом зависит, как сложится жизнь. Кроме того, он будет служить мерилом твоих знаний и достижений. Так называемые недостатки – это линии раздела, ограничивающие твою мысль; это заборы, которые ты сам для себя возвел, и их круг может сужаться, расширяться или оставаться на месте.

Если ты автор собственных мыслей – значит и творец самого себя и своей жизни. Мысль – причина всех вещей, она обладает творческой силой и проявляется в характере и жизни в виде определенных результатов. Нет никаких случайностей. И счастье, и несчастье – это отзвуки наших мыслей. Человек мыслит, а жизнь являет его помыслы.

Если твой преобладающий настрой – миролюбие и милосердие, тебе во всем будут споспешествовать благословение и счастье. Если же тобой движут вражда и ненависть, то путь твой будет омрачен скорбями и горестями. Злоба – источник бед, а добро – исцеления.

Ты воображаешь, будто судьба – нечто отдельное от тебя самого, но она – производное твоих мыслей. В мире ничего не происходит без причины. Все, что случается, справедливо и правильно. Ничто в мире не предопределенно, все течет, все меняется. Наша жизнь творится на наших глазах.

Как ты мыслишь, так и живешь; что тебе по душе, то с тобой и происходит. Сейчас ты там, куда тебя привели мысли; завтра ты будешь там, куда они тебя приведут. От них никуда не уйти. Но ты можешь выстрадать и чему-то научиться, смириться и быть довольным тем, что имеешь.

Ты непременно явишься туда, где твоя любовь (то есть неотступные и заветные мысли) получит соразмерное ей удовлетворение. Если твоя любовь убога, ты придешь туда, где царит убожество. Если твоя любовь прекрасна, ты придешь туда, где царят гармония и красота.

Всегда можно начать думать по-другому и тем самым изменить всю свою жизнь. Попробуй понять, сколь огромна лежащая на тебе ответственность. Ты богатырь, а не слабак. Ты волен подчиняться или бунтовать, жить в святости или предаваться непотребству, быть мудрецом или коснеть в невежестве. Ты волен научиться всему, чему пожелаешь, или оставаться таким же дураком, какой есть. Если любишь знания – ты их получишь; любишь мудрость – укрепишься в ней; любишь чистоту – будешь незапятнанно чист. На все твоя воля. Ты сам решаешь, вернее, решают мысли, которые носишь в собственной голове.

Человек остается невеждой, потому что не любит знание, и мысли его такие же ничтожные, как и он сам. А мудрым становится тот, кто любит знание и стремится получить его. Никто никому не мешает, мы сами себе мешаем. Никто не страдает по вине других; мы страдаем только по собственной вине. Святые врата благомыслия отворяют путь на седьмое небо; а жалкая дверца блудомыслия – в разверстые глубины ада.

Твоя психологическая установка в отношении ближних бумерангом ударит по тебе самому и непременно отразится на всех сторонах твоей жизни. Нечестивость и сварливость в отношениях с людьми непременно обернутся страданием, а праведность и самоотречение – блаженством. Счастье или несчастье в твоей жизни – это всего лишь следствия ; причины же глубоко запрятаны и оттого не видны. Ты творец собственных мыслей, а значит, и кузнец собственного счастья. Когда познаешь себя, то увидишь, что все события твоей жизни взвешены на точнейших весах справедливости. Как только ты это поймешь, внутренний бог прекратит считать себя ничтожеством и слепым орудием судьбы, а станет могучим и прозорливым владыкой.

Из книги Шесть шляп мышления автора Боно Эдвард де

Глава 15 КРИТИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ, РОЖДЕННЫЙ ШЛЯПОЙ ЧЕРНОЙ

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

Глава 16 ЧТО НАМ ДАЕТ КРИТИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ? Какая польза в шляпе черной? Мышление в черной шляпе специализируется на вынесении негативной оценки. Надевающий черную шляпу человек занят поисками того, что в данном предложении неправильно, нуждается в доработке или просто

Из книги Воспитание сына автора Элиум Дон

ГЛАВА 15. Психологический подход к науке Психологическая интерпретация науки начинается с четкого понимания того факта, что наука есть творение человеческого разума, а не автономное образование с присущими ему внутренними закономерностями. Корни науки лежат в

Из книги Психологические основы педагогической практики: учебное пособие автора Корнева Людмила Валентиновна

Глава 7 Положительный настрой: как прикоснуться к его душе Будь осторожен, изгоняя своих демонов, а то ненароком можешь избавиться от самого лучшего в себе. Джозеф Кэмпбелл Бетти потребовалось три года, чтобы организовать наркологический центр в Восточном Лос-Анджелесе.

Из книги Добрая сила [Самогипноз] автора Лекрон Лесли М.

Глава 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА Урок – основная форма, важнейшая единица организации школьного обучения. Профессионализм учителя ярчайшим образом может и должен проявиться в первую очередь именно в ходе урока. Важнейшей составляющей учительского

Из книги Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм автора Либин Виктор Владимирович

Глава восьмая Позитивный настрой и оздоровительная релаксация Может быть, и не всё, о чём пойдёт речь в этой главе, касается лично вас, но не сомневаюсь, что кое-что отсюда вы для себя почерпнёте. Предлагаемые методы помогут вам многое изменить в своей жизни, сделать её

Из книги Школа выживания в условиях экономического кризиса автора Ильин Андрей

Глава 6. Психологический анализ изображения тела Интерпретация изображения тела зависит от его формы, составных частей и особенностей их расположения. Изображение тела показывает особенности взаимоотношений в социальном окружении, в том числе в близких и семейных

Из книги Семь смертных грехов, или Психология порока [для верующих и неверующих] автора Щербатых Юрий Викторович

Глава 7. Психологический анализ изображения шеи Изображение шеи в рисунке говорит об особенностях саморегуляции. Шея регулирует отношения между головой и телом, мыслительными процессами и соматическими ощущениями, личными желаниями и социальными предписаниями. Форма и

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

Глава 8. Психологический анализ изображения рук Графически верхние и нижние конечности символизируют две основные сферы жизни человека – макросоциальную, отражающуюся в проекции рук, и микросоциальную, личную, проецирующуюся в изображении ног. Изображение рук и ног

Из книги Где взять силы для успеха в любых делах и личной жизни автора Раков Павел

Психологический настрой на поиск При всей кажущейся второстепенности данного пункта именно он определяет успех или неуспех устройства на работу. Поиск работы - это всегда контакт с людьми. Общение. И значит, без знания психологии здесь не обойтись. Нужно уметь

Из книги Психология мотивации [Как глубинные установки влияют на наши желания и поступки] автора Хэлворсон Хайди Грант

Стратегия борьбы и общий психологический настрой Лучший способ сбросить вес – есть сколько хочется того, чего вы терпеть не можете. Неизвестный автор Следует помнить, что «лечение» обжорства нужно начинать не с принудительного уменьшения пищевого рациона, а с

Из книги Священный котел [Психотерапия как духовная практика] автора Корбетт Лайонел

Глава XI. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ §69. Задачи и мотивы деятельности Всякая деятельность - труд, ученье, игра - направлена на определённые цели или задачи: например, выработать установленную норму, повысить дневную выработку до трёх или четырёх норм, научиться

Из книги Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно автора Шереметьев Константин

Глава 1. Настрой на гармонию всех сфер жизни Один из древнейших символов, который можно встретить в культуре многих народов, означает тело, душу и разум. Вы уже успели обратить внимание, что все эти компоненты объединены. Рис. 1.1. Знак ТриединстваЕсли нам нужно сделать

Из книги автора

Глава 7 Настрой свой мир В каком мире мы должны жить, и каковы должны быть наши приоритеты? Кому надлежит стоять у власти, и до какой степени народу следует принимать участие в управлении государством? Какие группы людей лучше, если такие вообще существуют? Наши ответы на

Из книги автора

Глава 4. Психологический подход к духовному развитию В этой главе речь пойдет о различных вариантах того, как психотерапия может способствовать духовному развитию. Само собой разумеется, что психологический и традиционный подходы к духовному развитию друг друга не

Из книги автора

Психологический настрой Теперь рассмотрим следующую по популярности тему размышлений. Это размышления: «Как я устал!» «Я ничего не хочу!» «Я ленив».Чтобы начать эффективно работать, насиловать себя не нужно. Нужно вспомнить, что мышление начинается

Выступление на педагогическом совете по теме: «Организационный этап урока. Психологический настрой»

(из опыта работы)

(подготовила Бусел Н.А.)

Игра с коллегами - психологический настрой на работу.

Дорогие коллеги! Представьте, что у Вас наступили беззаботные выходные. Все домашние дела вы переделали. И от нечего делать Вы отправились в зимний лес. Вы попали в зимнюю сказку. С каким удовольствием Вы покатались на лыжах, правда упали раз десять….Как в детстве Вы с ветерком прокатились с горы на санках… А какого снеговика слепили… И с отличным настроением, весёлые вы пришли домой…

Вот с таким отличным настроением мы продолжим нашу работу.

Я не зря начала своё выступление с психологической разминки. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе.

Организационный этап , очень кратковременный, определяет весь психологический настрой урока. Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановки в классе, чтобы дети поняли, что им рады, их ждали.

Приветливые, доброжелательные слова учителя, спокойная, уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа.Приходя на урок, учитель, посмотрев на лица ребят, должен понять, с чего нужно начинать работу, какие слова сказать, чтобы настроить детей на рабочий лад.

Здравствуйте! Этим словом («здравствуйте») принято приветствовать друг друга при встрече. Приветствуя, мы выражаеминтерес и уважение к человеку. Мы уже привыкли к подобным приветствиям и отвечаем на них почти автоматически. А как можно по-другому поприветствовать друг друга?

    Приветствие.

Психологические настрои на урок:

***

Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

***

Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

***

Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот Чудесный учебник. А вы этого желаете? Тогда вперед!

***

Учитель : Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
Дети :Да!
Учитель : Тогда вперед!

***

Учитель : Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?
Учитель : Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….

***

Доброе утро, мои дорогие! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки.

***

Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

***

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

***

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

***

Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на уроке.

***

Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

    желаю (соприкасаются большими пальцами);

    успеха (указательными);

    большого (средними);

    во всём (безымянными);

    и везде (мизинцами);

    Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

***

Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

***

"Обмен настроением".

Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?

(У детей на партах лежат "Словарики настроений".Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)

Ответы детей.
- Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
- А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
- Моё настроение приподнятое. Я люблю урок математики, мы всегда такие интересные задания выполняем.
- А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.
Учитель : Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Математики. Удачи вам и новых открытий!

    Утренняя зарядка.

Чтобы создать благоприятный психологический настрой на урок - с утра пораньше для бодрости (чтобы проснуться) с первым звонком делаем утреннюю зарядку под музыку.

    Минуты вхождения в урок

Выбор темы минуты вхождения в урок диктуется многими и самыми разными обстоятельствами: общим настроем класса, погодой, самочувствием педагога, наличием наглядного материала и т. п. Выбор этот - безграничен.

1 вариант

Скажите, чему вы сегодня удивлялись? А мое удивление вызвало солнышко. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться. А вот как это было:

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в мое окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло,

Тонкий лучик золотой.

Поздоровалось со мной.

2 вариант

На фоне музыки:

Доброе утро, мои родные! Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть много удивительного в природе и получить самые яркие впечатления от той красоты, что окружает нас.

3 вариант

Педагог читает стихотворение К. Бальмонта «Солнце»:

Запах солнца? Что за вздор!

Нет, не вздор!

В солнце звуки и мечты, Ароматы и цветы -

Все слились в согласный хор,

Все сплелись в один узор.

Солнце пахнет травами,

Свежими купавами.

Пробуждённою весной

И смолистою сосной.

Солнце светит звонами,

Листьями зелёными,

Дышит вешним пеньем птиц,

Дышит смехом юных лиц.

Протяните руки к солнцу. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят и согревают нас своим теплом. В душе наступают покой и благодать. Нам хочется смеяться и радоваться новому дню. Волшебное солнце растопило все обиды, болезни, грусть и печаль, наполнило сердце добротой и любовью.

4 вариант

Учитель показывает детям картину на тему «Деревья». На фоне музыки педагог читает стихотворение Э. Мошковской:

Плакали ночью

Жёлтые клёны

Вспомнили клёны,

Как были зелены...

С жёлтой берёзы

Тоже капало.

Значит, берёза

Тоже плакала.

Приходилось ли вам видеть плачущие деревья? Отчего, по-вашему, они плакали? Бывает ли у вас такое настроение, когда хочется плакать? О чём вы плачете? Как быть, если кто-то плачет?

Утешить плачущего спешит тот, кто добр сердцем. Я так хочу, чтобы ваши глаза светились счастьем, чтобы из них не выкатилось ни одной слезинки.

А наше бережное отношение друг к другу, тёплые и нежные взгляды помогут нам в настроении провести этот день.

5 вариант

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот,

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

И ответную искру зажечь.

6 вариант

Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем Кате, Серёже, Коле?..

А что вы хотите пожелать мне?

Глубоко вздохните и выдохните... Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек.

Я желаю вам хорошего настроения!

7 вариант

На фоне лирической музыки.

Настал новый день. Яулыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вме­сте. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем Кате, Серёже, Коле?.. (Педагог перечис­ляет всех детей, вспоминая их хорошие качества, черты ха­рактера.)

А что вы хотите пожелать мне?

Глубоко вздохните и выдохните... Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чисто­ту рек.

Я желаю вам хорошего настроения.

8 вариант

Песенное начало.

Звучит первый куплет песни Б. Окуджавы «Давайте гово­рить друг другу комплименты». - Что такое комплимент?

Для чего нужны комплименты в общении людей? В каких случаях следует их говорить? Приходилось ли вам говорить эти «высокопарные слова» - комплименты? Кому? На фоне музыки звучат слова:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не надо опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это всё любви счастливые моменты.

Скажите друг другу комплимент, чтобы в сердце каждого поселилось лучистое солнышко и грело душу своим теплом.

И вам, мои милые дети, я хочу сказать комплимент. У вас такие красивые лица и улыбки. В ваших глазах столько тепла и света, что при встрече с вами я забываю о грустном, радуюсь и улыбаюсь. Я люблю вас!

9 вариант

Поэтическое начало.

У поэта Андрея Дементьева я прочитала такие строки:

Берегите здоровье друг друга,

У природы мы - малая часть.

Вы кому-то ответили грубо,

Чью-то жизнь сократили сейчас.

Знаете, я расстроилась... Неужели это правда, что можно за­болеть от грубого, злого слова и даже сократить грубостью дру­гому жизнь? А почему я расстроилась?

Потому что в своей жизни, когда у меня было плохое на­строение, я не всегда могла себя сдерживать. И я, бывало, кри­чала, говорила кому-то грубые слова, от которых, наверное, кто-то переживал, а может, и болел. И мне теперь тяжело от того, что кому-то я причинила боль. Если вас, дети, я обижала сло­вом, то простите меня.

Если вы кому-то говорили злые слова, простите себя. Вы не знали, что человек болеет от них и становится несчастным. И пусть светлая музыка поможет вам навсегда забыть грубые сло­ва. В мире много ласковых и добрых слов - будем же их дарить друг другу.

«Словом можно убить, словом можно спасти...» - так счита­ет поэт.

Можно ли убить словом? Были ли у вас случаи, когда вы были жестоки в своих высказываниях? На фоне музыки:

Закройте глаза и вспомните, как вам было больно, тяжело. Тоска и печаль охватывали вашу душу, камнем ложились вам на сердце. Что вспоминается в эти минуты? (Педагог делится свои­ми воспоминаниями.)

Выбросим из нашей памяти все грубые слова.

А можно ли спасти словом? Какие это слова? Расскажите, когда вас спасали или утешали словами. Скажите друг другу такие слова, которые поднимут настроение, развеют грусть и печаль и поселят в душе радость.

10 вариант

Музыкальное вступление.

Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, силь­ные, у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут всё: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и накормить голодных птиц, и накрыть стол.

За что ты, Андрей, любишь свои руки? Катя, а ты любишь свои руки? Какие добрые и умные у вас руки!

На фоне музыки педагог читает стихотворение:

Что за чудо-чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая,

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите теп­ло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

11 вариант

Изображение (рисунок), начинающее урок.

Учитель показывает рисунок: изображение сердца.

Приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Что чувствует Алёша; Лена; Коля?

Да, бьются наши сердца. Мое сердце побольше, а у вас сер­дечки маленькие, как ваши кулачки. Иногда говорят человеку: «У тебя доброе сердце». Что значит «доброе сердце»? Про каких людей так говорят? А слышали, когда говорят: «Сердце болит, ноет»? Вспомните, болело ли оно у вас.

Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для то­го, чтобы любить всем сердцем, всей душой. Часто сердце нам что-то советует, а иногда и приказывает. Когда вы спокойны - оно бьётся ровно, когда вы сердитесь - учащённо, и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: остано­вись, не злись. «Прости», - просит оно. У вас добрые сердца, дети? Нарисуйте своё сердце, каким вы его представляете.

12 вариант

Эмоциональный настрой на улыбку и хорошее на­строение.

Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?

А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Звучит песня:

От улыбки хмурый день светлей.

От улыбки в небе радуга проснётся.

И она к тебе не раз ещё вернётся.

Посмотрите на себя в зеркало и улыбнитесь. Как вы думае­те, для чего каждому человеку - и взрослому, и ребёнку - нужна улыбка? Почему животные, собаки и кошки, например, могут обойтись без улыбки, а человек - нет?

На фоне музыки:

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот,

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

И ответную искру зажечь.

13 вариант

Эмоциональный настрой: добрые глаза, добрый взгляд.

В руках у каждого ребёнка - зеркало.

Внимательно рассмотрите свои глаза. Какого они цвета? Для чего нужны глаза человеку?

Звучит музыка.

Какие красивые у вас глаза! Они такие лучистые и ясные, искрятся добротой и любовью. Ваши глаза видят всё: и красоту заснеженных деревьев, и нежность цветов, и синеву неба. Они видят тех, кто нуждается в вашей помощи, - засохший цветок, голодную птичку, упавшего товарища - и помогают совершать вам добрые поступки. Ваши глаза неповторимы. Я люблю ваши глаза! Посмотрите в свои глаза. Полюбуйтесь ими.

В мои глаза вошли поля, моря, леса.

Мои зрачки - огонь -

В них солнце задремало...

Посмотрите в глаза друг другу и подарите добрые взгляды.

14 вариант

Изображение (рисунок), с которого начинается урок.

Учитель раздаёт детям открытки с изображением цветов.

Рассмотрите цветы, которые изображены на открытках. Что вспоминаете вы, глядя на них? Что вам хочется сказать об этих цветах? Чем похожи они на людей?

Яркие и нежные, все они таят в себе красоту природы и очень напоминают вас, разных и непохожих друг на друга. И каждый из вас имеет свою красоту глаз, слов, движений, по­ступков.

Вы так же, как эти цветы, дарите мне при встрече прекрас­ное настроение и наполняете моё сердце любовью.

Учитель показывает детям изображение бабочки.

Бывают в жизни такие моменты, которые надолго остаются в памяти. Порою люди всю жизнь помнят о том, что было в дет­стве. Поэт Константин Бальмонт навсегда запомнил одну карти­ну летнего дня и написал об этом стихотворение.

(Тихо звучит музыка.)

Помню я, бабочка билась в окно,

Крылышки тонко стучали.

Тонко стекло, и прозрачно оно,

Но отделяет от дали,

В мае то было, мне было 5 лет,

В нашей усадьбе старинной

Узнице воздух вернул я и свет,

Выпустил в сад наш пустынный.

Если когда-то вдруг спросят меня:

«В чем твое доброе дело?».

Молвлю я: «Мысль моя майского дня

Бабочке зла не хотела».

А вы совершали подобные поступки? (Воспоминания педаго­га из детства.) В каждом из вас бьётся доброе сердце, не спо­собное погубить чью-то жизнь: бабочки, паучка, жучка. Ибо ваша чуткая душа не сможет вынести их боли и страданий. Я знаю это точно. И сегодня, как и всегда, вы будете добры ко всему живому.

И спасибо вам, говорю я, за всех, кому вы спасаете жизнь и дарите свободу.

15 вариант

Использование необычного предмета.

Учитель показывает детям колокольчик. – Посмотрите на этот чудо-колокольчик. Давайте закроем глаза и послушаем его хрустальный звон. Этот звон входит в наши души, дотрагивается до каждой её струнки, до каждой кле­точки нашего тела и будит нас, зовёт в новый день.

Что напоминают вам звуки колокольчика? С чем их можно сравнить? О чём думается вам при этих волшебных звуках?

Колокольчики звенят

Серебристым, лёгким звоном.

Слух наш сладостно томят.

Пусть звон колокольчика с его грустными и радостными нотками звучит в наших сердцах и будит наши добрые чувства, пробуждает в нас нежность и любовь друг к другу.

Под звуки русской народной песни педагог вносит самовар.

Что за чудо! Что за жар

Этот русский самовар.

Возьмитесь за руки и полюбуйтесь этой сказкой. Какая кра­сивая роспись! Все краски чудесного дня собраны в ее узорах. Самовар сияет, как золотое летнее солнышко, радует и согревает нас. Я вижу радость на ваших лицах. Какие слова вы хотите ска­зать, чтобы выразить свой восторг? Как вы думаете, для чего люди изобрели самовар, ведь чай можно пить и из чайника?

Да, самовар объединяет людей, всем найдётся местечко у самовара. От него веет теплом и уютом. И мы сами становимся добрее. Посмотрите друг другу в глаза. Пусть радость, которую несёт этот чудо-самовар, останется с нами на весь день. Спасибо тебе, русский самовар!

Учитель зажигает свечу.

Посмотрите на свечу и подумайте о чём-нибудь светлом. Пусть этот лёгкий, спокойный и таинственный огонь свечи очи­стит наши души от обид, злобы, жадности и поможет всем нам сегодня обрести спокойствие и веру в себя и тех, кто рядом, по­может каждому стать красивым душой.

Какие мысли рождает в вас пламя свечи?

16 вариант

Использование игры (после каникул)

Игра «Здравствуй, друг»

Все участники игры делятся на две равные группы. Одна группа образует внутренний круг, а другая – внешний. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются лицом к стоящим во внешнем круге, таким образом, образуя пары. И повторяют за ведущим следующие слова, сопровождая их жестами.

Здравствуй, друг! (жмут друг другу руки)

Как ты тут? (хлопают правой рукой по левому плечу партнёра)

Где ты был? (осторожно треплют ухо)

Я скучал! (складывают руки на груди)

Ты пришёл! (разводят руками в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

Затем, стоящие во внешнем круге, делают шаг в сторону, тем самым, производя смену партнёров. Слова и движения произносятся вновь. И так далее, пока не встретятся первые пары.

17 вариант

Постановка нравственно-социальной проблемы.

Скажите, вы любите играть? А в какие игры? С кем? По­чему одних детей вы с радостью принимаете в игру, а других сторонитесь, не желая с ними играть?

Педагог читает стихотворение Е. Ильиной «Игра»:

Игру во дворе начинают опять.

Мальчишку в игру не хотят принимать.

Запомни, драчун-забияка,

Что это игра, а не драка.

Хорошее дело - футбол и хоккей,

Соседей они превращают в друзей.

А в играх с друзьями мы сами

Должны оставаться друзьями.

Да здравствует смелость, азарт, быстрота,

Да здравствует вежливость и доброта!

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот, кто злится, - стыдится!

Сегодня вас ждёт много игр с друзьями, и пусть вежливость, доброта и чуткость помогут вам в хорошем настроении провести этот день.

18 вариант

Созерцание живописной работы.

Учитель показывает детям картину на тему «Осень».

Скажите, а вы любите осенний лес? Чем вас очаровывает осень?

Я так люблю осенний лес!

Над ним сияние небес.

И я хотел бы превратиться

Или в багряный тихий лист,

Или же в звонкий птичий свист.

Посмотрите на картину и попытайтесь услышать в себе ме­лодию осеннего леса. У кого-то из вас эта картина отзовётся грустной мелодией, у кого-то - радостной. Мы все вместе - мы одно целое. И наше сообщество, как и природа, должно быть гармоничным. Давайте бережно относиться к печалям и радо­стям друг друга. И пусть звучат в нас мелодии, воспевая любовь и красоту.

Учитель показывает детям картину И. И. Шишкина «На севере диком».

Тихо звучит музыка.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

Какие чувства, радостные или грустные, вызывает у вас эта картина? Почему? Какое время суток отображено на картине? Почему вы так думаете?

Полусвет и полумрак.

И невольно рвётся вдаль,

И невольно давит душу

Бесконечная печаль.

Давайте мысленно войдём в эту картину и отгадаем её тайну. Какими словами можно описать снег, небо, сосну? Какое место на картине вы хотите занять и почему?

Художник назвал свою картину «На севере диком». Как бы назвали её вы?

Звучит музыка.

Да, я вижу тоску и печаль в ваших глазах. Боль одинокой со­сны передалась вам. В ваших душах поселилось чувство состра­дания, и это говорит о том, что вы чутки и добры к природе, что вы любите ее. И пусть это состояние чуткости, доброты оста­нется с вами на весь день и поможет вам быть бережными к при­роде и друг другу.

И вновь все внимание - на картину «На севере диком». Холодная красота одинокой сосны вызывает во мне грусть и пе­чаль. Но почему? Ведь сосна великолепна в своём величии, а мне её жалко.

Да, она одинока, а одинокое дерево, как и одинокий человек, несчастно. А вы испытывали когда-нибудь чувство одиночест­ва? Расскажите об этом.

Звучит музыка.

Тяжко сосне в одиночестве. Некому ухаживать за ней, неко­му любоваться и восхищаться её красотой.

Пусть же сегодня никто из вас не будет одинок и тосклив, а вместе с друзьями весело и интересно проведёт этот день.

19 вариант

Звуки природы, животных, птиц (в записи).

Звучит аудиозапись пения птиц.

До самого рассвета

Соловьи залётные не спят.

Все поют,

А как настанет лето,

Соловьят без устали растят.

Сколько им таланта и раденья

Надо, чтоб из робкого птенца

Вышел мастер колдовского пенья,

Песнями пленяющий сердца.

Какое настроение вызывает у вас пение птиц? Соловьи вол­шебными звуками радуют наши сердца. А что можете сделать вы, чтобы порадовать других?

Дивное пение птиц вызывает в нас желание дарить друг дру­гу радостные слова, чтобы они, как песни, согревали наши ду­ши. Скажите эти слова друг другу.

20 вариант

Ассоциативное начало: зима.

На фоне музыки звучит стихотворение В. Пашкова «Зима»:

Гуляет русская зима.

Останови ее, попробуй!

Махнет рукой - бела земля.

Махнет другой - растут сугробы.

Белит деревья и дома,

Морозит, устали не зная.

Гуляет русская зима,

Морозная, не злая!

А что доброго сделала зима для вас? Какое настроение вы­зывает у вас зима?

Да вот не все рады зиме. Голодно и холодно зимой птицам. Печальный писк издают они в лютые морозные дни. Корм зане­сло снегом, скрылись жучки и паучки. Да и деревьям не слад­ко - ножкам-корешкам зябко, холодно, и только глубокие суг­робы могут согреть их. В ваших глазах я читаю огромное жела­ние помочь птицам и деревьям в эти трудные дни. И сегодня вы готовы начать день с добрых дел.

21 вариант

Давайте удивляться!

Скажите, чему вы сегодня удивлялись? А мое удивление вызвало солнышко. Оказывается, оно, как настоящий волшеб­ник, умеет тепло и ласково здороваться.

А вот как это было

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в мое окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло,

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

Давайте же и мы обнимемся и поприветствуем друг друга. На фоне музыки:

Доброе утро, мои родные! Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть много удивительного в природе и получить самые яркие впечатления от той красоты, что окружа­ет нас.

Дети приветствуют друг друга и говорят слова пожеланий.

Посмотрите на солнце. О чём мечтаете вы, глядя на него? А вы никогда не задумывались, чем пахнет солнце?

Учитель чит ает стихотворение К. Бальмонта «Солнце»:

Запах солнца? Что за вздор!

Нет, не вздор!

В солнце звуки и мечты,

Ароматы и цветы –

Все слились в согласный хор,

Все сплелись в один узор.

Солнце пахнет травами,

Свежими купавами.

Пробуждённою весной

И смолистою сосной.

Солнце светит звонами,

Листьями зелёными,

Дышит вешним пеньем птиц,

Дышит смехом юных лиц.

Протяните руки к солнцу. Щедрые солнечные лучи, как неж­ные руки мамы, обнимают, гладят и согревают нас своим теп­лом. В душе наступают покой и благодать. Нам хочется смеять­ся и радоваться новому дню. Волшебное солнце растопило все обиды, болезни, грусть и печаль, наполнило сердце добротой и любовью.

На фоне музыки дети рисуют солнце.

22 вариант

Будем откровенны!

Педагог предлагает детям, передавая из рук в руки игрушку, закончить предложение:

1. Я всегда улыбаюсь, когда...

2. Людям (друзьям, детям) тепло (хорошо) со мной, потому что...

3. Когда я прихожу в класс в хорошем настроении...

4. Больше всего я радуюсь, когда...

5. Больше всего я огорчаюсь, когда...

Советы учителям.

Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас?

    Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия

    Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу.

    И, конечно, шоколад. Он улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему.

    Можно покатать на ладони грецкий орех или любой предмет с гранями (ручку, карандаш). Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты (и таланты детей) с помощью пальчиковой гимнастики.

    Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года дольше!

    Учитель не имеет права беспечно относиться к своему здоровью, ведь он – пример для подражания! Если плохо себя чувствуете, разрешите себе выйти на больничный. Оставьте чувство долга – ничего со школой и с учениками не произойдет!