Болезни Военный билет Призыв

Советы правителям от Макиавелли. Скольких видов бывают государства. О смешанных государствах

«Государь» Макиавелли, прочитанный как самиздат...

Чтобы не томить читателя, сразу скажем, что из попытки Макиавелли обратить на себя благосклонное внимание Медичи своим «Государем» ничего не вышло – они его так и оставили в забвении. Другое дело, что написанный им текст уже через год-два стал ходить по рукам, хотя и не был напечатан. Ну, итальянцы того времени – те, что принадлежали к «политическому классу» – были люди очень и очень грамотные, так что «Государь» получил хождение в рукописных копиях. Но мы сейчас на время прервем наше повествование о Никколо Макиавелли и поговорим о его наиболее знаменитом труде, которому была в конце концов суждена громкая известность. Что, собственно, вызвало такой большой интерес к книге, который, кстати, не угас и поныне?

Есть такой английский анекдот: школьник после первого просмотра «Гамлета» говорит о пьесе:

«Подумаешь! Cкучно, непонятно и ничего нового – просто набор старых цитат ».

Сошлюсь на собственный опыт: примерно такое же впечатление было и у меня, когда в далекой юности я в первый раз прочел «Государя». Ну, что сказать? С годами впечатление менялось, и сейчас, пожалуй, мы можем попробовать посмотреть на книгу Макиавелли так, как она читалась впервые, и читалась людьми, «осведомленными об обстоятельствах ».

У них она вызывала совершенно другую реакцию.

Конечно, аромат запретного плода очень способствовал интересу к книге. Людьми почтенными и благонамеренными она рассматривалась как «манускрипт, полный зла, внушенный самим дьяволом », в котором автор – и его устами как бы и сам Сатана – советует некоему абстрактному государю, как ему завоевывать и удерживать власть посредством лжи, жадности, жестокости и обмана, цинично используя религию и фальшивые добродетели как инструмент – и все это для того, чтобы удерживать население в покорности его воле.

Была и другая, довольно экзотическая интерпретация текста: утверждалось, что автор книги – тайный республиканец, цель которого состоит в том, чтобы раскрыть глаза народу на сущность власти государей и тем подорвать их могущество. Она, правда, возникла не сразу и распространение получила намного позднее, лет эдак через 200-250.

Однако мало кто держался такой точки зрения – и при жизни Никколо, и много лет потом, уже после его смерти. B основном Макиавелли рассматривался и рассматривается и сейчас как «мастер зла » – без всяких шуток.

Но начнем по порядку, прямо со вступления: книга посвящается Лоренцо ди Пьеро дe Медичи, сынy покойного Пьеро Медичи, племяннику папы римского Льва Х , а также и племяннику Джулиано II.

Таким образом, адресат – представитель четвертого поколения рода Медичи, если считать от Козимо.

Макиавелли вообще-то думал сперва поднести свой труд Джулиано II, но тот уехал в Рим, и Флоренция перешла под управление молодого Лоренцо.

В принципе – это прошение о милости:

«Пусть же ваша светлость примет сей скромный дар с тем чувством, какое движет мною; если вы соизволите внимательно прочитать и обдумать мой труд, вы ощутите, сколь безгранично я желаю вашей светлости того величия, которое сулят вам судьба и ваши достоинства. И если с той вершины, куда вознесена ваша светлость, взор ваш когда-либо обратится на ту низменность, где я обретаюсь, вы увидите, сколь незаслуженно терплю я великие и постоянные удары судьбы...»

С другой стороны, прошение написано в довольно независимом тоне – предлагается не столько «униженный дар, недостойный высоких достоинств покровителя », что было стандартной формулой того времени , сколько нечто другое: «вознамерившись засвидетельствовать мою преданность вашей светлости, не нашел среди того, чем владею, ничего более дорогого и более ценного, нежели познания мои в том, что касается деяний великих людей, приобретенные мною многолетним опытом в делах настоящих и непрестанным изучением дел минувших».

То есть предлагается «многолетний опыт в делах настоящих и в непрестаннoм изучении дел минувших » – все это в сумме звучит скорее как «заявление о приеме на работу», делаемое мастером своего дела.

И даже не без гордости сообщается и подчеркивается, что автор сознает свое невысокое социальное положение. Hо считает его скорее плюсом, чем минусом:«желал бы также, чтобы не сочли дерзостью то, что человек низкого и ничтожного звания берется обсуждать и направлять действия государей. Как художнику, когда он рисует пейзаж, надо спуститься в долину, чтобы охватить взглядом холмы и горы, и подняться в гору, чтобы охватить взглядом долину, так и здесь: чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу».

Структуру книги пока отложим в сторону – о ней есть смысл поговорить отдельно, – а покуда обратимся к самой работе. Она вызывала шок. Начнем с того, что ее автор, Никколо Макиавелли, противоречил всему, чему до него учили другие авторы, писавшие сочинения на подобные темы. Все они в полном согласии друг с другом твердили, что государю надлежит «следовать стезе добродетели » – он как правитель должен быть справедлив, тверд и умерен, а как государь милосерден, щедр, честен и верен своему слову.

«Отнюдь нет », – отвечает им Макиавелли. – «Все зависит от обстоятельств ».

Он говорит читателю, что свои советы основывает не на пустой теории, а на реальности и на примере не воображаемых государств, а самых настоящих республик и королевств.

Из книги 100 знаменитых символов советской эпохи автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги От Леонардо да Винчи до Нильса Бора. Искусство и наука в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Макиавелли Ответ 6.1«Если бы люди были все хороши, такое правило было бы дурно, но так как люди злы и не станут держать данное тебе слово, то и тебе нечего блюсти слово, данное им», – объяснял Макиавелли.Ответ 6.2Ненависть и презрение.Ответ 6.3«Так как люди, – писал

Из книги Технология власти автора Авторханов Абдурахман Геназович

III. СТАЛИН И МАКИАВЕЛЛИ Будущий биограф Сталина, если он захочет что-нибудь понять в действиях диктатора, должен приступить к своей работе только после того, как он основательно изучит три источника: "Государь" Макиавелли, философию Ницше и уголовный кодекс любого

Из книги Великие Борджиа. Гении зла автора Тененбаум Борис

Из книги Великий Макиавелли. Темный гений власти. «Цель оправдывает средства»? автора Тененбаум Борис

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ПИСЬМА НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ К ФРАНЧЕСКО ВЕТТОРИ. «...Kнижица «О государствах»...», о написании которой он сообщает ему мимоходом – «Государь» Светлейшему флорентийскому послу у верховного понтифика и своему благодетелю Франческо Веттори, в РимСветлейший

Из книги Тюремные тетради [Избранное] автора Грамши Антонио

Из книги Преданная демократия. СССР и неформалы (1986-1989 г.г.) автора Шубин Александр Владленович

НОВЫЙ САМИЗДАТ НЕФОРМАЛОВ ТЯГОТИЛО, что распиравшие их идеи нельзя опубликовать. Вокруг них вращались сотни людей, и каждому приходилось разъяснять вопросы дня лично, как правило, в одних и тех же почти заученных выражениях. Конечно, хотелось бы иметь свое издание,

Из книги Ришелье автора Левандовский Анатолий Петрович

ТРЕБНИК И МАКИАВЕЛЛИ У Ришелье на одном столе лежали требник и Макиавелли. Аббат Шуази Именно между Эразмом и Макиавелли - которые пишут в одно время, начиная с одной и той же интеллектуальной традиции - проходит самая широкая этическая трещина. Квентин

автора Макиавелли Никколо

Из книги Государь. Искусство войны [Сборник] автора Макиавелли Никколо

Из книги 100 великих узников [с иллюстрациями] автора Ионина Надежда

Никколо Макиавелли Долгое время Никколо Макиавелли многим казался сфинксом, тайны которого никому не дано разгадать. Одни изображали его «образцом вероломства», другие – одушевленным самой чистой и благородной любовью к родной Флоренции. Согласно мнению одних ученых,

Из книги От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964–1994 автора Боффа Джузеппе

Из книги От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994 автора Боффа Джузеппе

Цензура и «самиздат» В общем, хлеб был. И даже в какой-то степени с маслом. Но не хлебом единым жив человек: эта евангельская истина, использованная в начале 50-х годов как заголовок романа, ставшего мишенью для нападок московских руководителей, очень часто цитировалась в

Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

Из книги История западной философии автора Рассел Бертран

Из книги История военного искусства автора Дельбрюк Ганс

Глава VI. МАКИАВЕЛЛИ. Новое военное искусство тотчас же породило и своего крупного теоретика. И в средние века не переставали читать Вегеция. Карл Смелый велел перевести для себя Вегеция и Ксенофонта, и переводы эти дошли до нас. Перевод же, сделанный для него Баском де

Государь

Избавить себя от льстецов можно, дав людям понять, что вы не возражаете, когда вам говорят правду. Однако когда каждый сможет говорить вам правду, вы потеряетеуважение.

Мы навлекаем на себя ненависть, делая какдобро, так изло.

(Добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно так же, как и дурными.)

Человеку разумному надлежит избирать пути, проложенные величайшими людьми, и подражать наидостойнешим, чтобы если не сравниться с ними в доблести, то хотя бы исполниться ее духа.

Бог не всё исполняет сам, дабы не лишить нас свободной воли и причитающейся нам части славы.

И всё же, ради того, чтобы не утратить свободу воли, я предположу, что, может быть, судьба распоряжается лишь половиной всех наших дел, другую же половину, или около того, она предоставляет самим людям.

О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить - ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя явится в них нужда, они тотчас от тебя отвернутся.

Как художнику, который рисует пейзаж, надо спуститься в долину, чтобы охватить взглядом горы и холмы, и подняться на гору, чтобы охватить взглядом долину, так и здесь: чтобы постигнуть сущность народа, надо быть правителем, и чтобы постигнуть природу правителей, надо принадлежать народу.

Та война справедлива, которая необходима, и то оружие священно, на которое последняя надежда.

Кто захватит город, с давних пор пользующийся свободой, и пощадит его, того город не пощадит.

Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость.

Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он умел распознать их способности и удержать их преданность. Если же они не таковы, то и о государе заключат соответственно, ибо первую оплошность он уже совершил, выбрав плохих помощников.

Нельзя честно, не ущемляя других, удовлетворить притязания знати, но можно - требования народа, так как у народа более честная цель, чем у знати: знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетённым.

За малое зло человек может отомстить, а за большое не может, из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитывать так, чтобы не бояться мести.

Расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо.

Заблуждается тот, кто думает, что новые благодеяния могут заставить великих мира сего позабыть о старых обидах.

Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса - волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву - чтобы отпугнуть волков.

Люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно

Ибо дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время.

Умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий - сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может. Первый ум - выдающийся, второй - значительный, третий - негодный.

Следует заранее примириться с тем, что всякое решение сомнительно, ибо это в порядке вещей, что, избегнув одной неприятности, попадаешь в другую.

Люди же по натуре своей таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добросами, чем к тем, кто сделал добро им.

Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого.

Может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому, если уж приходится выбирать, то надёжнее выбрать страх.

Кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти

Ведя речь о таких качествах, как жестокость и милосердие, Макиавелли сразу же пишет, что «каждый государь желал бы прослыть милосердным, а не жестоким». Другое дело, что часто, для удержания власти, правителю приходится проявлять жестокость. Если стране грозит беспорядок, то государь просто обязан не допустить этого, даже если придется учинить несколько расправ. Зато по отношению к многочисленным подданным эти казни станут актом милосердия, поскольку беспорядок принес бы горе и страдания именно им.

Прежде всего, он предупреждает, чтобы правитель не совершал поступков, которые могли бы вызвать ненависть или презрение подданных. Государь может вызвать презрение к себе непостоянством, легкомысленностью, изнеженностью, малодушием.

Именно в этой главе Макиавелли ясно формулирует неприкосновенность частной собственности. Государю ни в коем случае не следует нарушать эти священные права, так как это быстрее, чем что-либо, приведет к ненависти к правителю со стороны народа.

Правителю, по утверждению автора «Государя», может грозить лишь две опасности: извне и изнутри. Против опасности извне можно защититься оружием и доблестью. А против заговоров изнутри есть одно важнейшее средство – «не быть ненавистным народу».

Макиавелли четко делит подданных государя на знать и народ. Он считает достижение равновесия между этими группами одной из важнейших задач мудрого правителя. Причем небезосновательно считает, что народ гораздо большая сила, чем знатные подданные.

Макиавелли учил не только устанавливать власть, но и придавал большое значение тому, как эту власть сохранить. Советы автор дает не отвлеченные, а подтвержденные реальными историческими событиями. В вопросе сохранения власти после ее завоевания Макиавелли рассматривает большое количество подходящих способов: выбор друзей и советников, постройка или, наоборот, разрушение крепостей, содержание армии и т.д.

Почитание и уважение государя подданными – одно из главных условий сохранения им власти в стране. «Ничто не может внушить к государю такого почтения, как военные предприятия и необычайные поступки», - утверждает Макиавелли. По существу, он излагает своеобразный кодекс поведения и действий нового государя, которые должны быть направлены на повышение его авторитета внутри страны и за рубежом, на прославление его имени, добродетелей и доблестей.

«Государя уважают также, если он открыто заявляет себя врагом или другом», то есть не колеблется, если нужно выступить за или против. Макиавелли рисует многосторонний облик нового государя.

Убедительно советует Макиавелли государю никогда не навлекать на себя гнев и ненависть народа. Наоборот, мудрый государь всегда найдет способ привлечь народ на свою сторону. Таким образом, расстановка классовых сил, структура политической власти формируют стратегию и тактику всех участников политической жизни государства.

Н. Макиавелли (1469-1527) - самый известный ^политический мыслитель эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения появляется новая отрасль культуры - наука, амбивалентная по отношению к морали, а Макиавелли отделил политику от морали. Политика у него - технология власти. Макиавелли заменил этику ценностно нейтральным познанием структуры власти. «Тем самым он заложил основание политологии как инструментального знания, построенного по модели точных наук... Смелый прецедент Макиавелли по-прежнему увлекает тех, кто развивает политическую теорию в ее инструментально-прикладном измерении»2. Вопрос об эффективности власти и способах ее удержания подменяет здесь вопрос об ее социальной значимости. Свой недюжинный талант Макиавелли использовал для обоснования способов удержания

1 Аврелий Августин. Исповедь. Кн. 1, VIII, 15.

2 Панарин А. С. Указ. соч. С. 32.

Политология

власти в государстве. Еще Аристотель писал, что все помыслы тирана должны быть направлены на три цели: «Чтобы люди не доверяли друг другу; чтобы не могли действовать; чтобы прониклись малодушием»1. Макиавелли сделал удержание власти главной темой своих исследований.

Ему принадлежит деление государств на республики и монархии. В своем основном сочинении «Государь» Макиавелли разбирает, какими способами государи могут управлять подданными. Вот какие советы дает Макиавелли: «Людей следует или ласкать, либо уничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое - не может»2. «Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности... И даже пусть государи не боятся навлечь на себя обвинения в тех пороках, без которых трудно удержаться у власти»3. «Мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца»4.

«Государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека и зверя... Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисице. Лев боится капканов, а лиса - волков. Надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков»5. Впоследствии образы льва и лисицы войдут в концепцию элиты двух других итальянских мыслителей В. Парето и Г. Моска как символы двух сменяющих друг друга элит. «Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание...

А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется»6. В этой цитате слово «разумный» не имеет моральной нагрузки, и именно в таком контексте политики его часто использовали.

«Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым - и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо. Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а

1 Аристотель. Политика. 1314 а.

2 Макиавелли Н. Государь. Харьков., 1998. С. 53.

3 Там же. С. 90.

4 Там же. С. 95.

5 Там же. С. 96.

«Утопия» Т. Мора

угодные - исполнять сами»1. Известен афоризм, что каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает, но Макиавелли советует государю действовать сообразно тому, каков народ, которым он управляет.

В духе Макиавелли утверждение «пусть ненавидят, лишь бы боялись». Макиавелли считал, что страх подданных лучше, чем их любовь к правителю, потому что любовь зависит от настроения народа, а страх - от желания государя. В целом концепция Макиавелли и заслужила название политического цинизма. «Я назвал циничной, - пишет Р. Арон, - ту философию политики, которая считает борьбу за власть и распределение преимуществ, связанных с властью, единственно возможным воплощением политики»2.

Взгляды Макиавелли немало способствовали отношению к политике как к «грязному делу». Макиавелли открыто провозгласил то, что, в общем-то, было известно и до него и широко использовалось: власть государства основывается на монополии на применение силы. Это Макиавелли и поставил во главу своей концепции. Но без ответа остается вопрос: а для чего же нужна государственная власть, какие позитивные задачи управления она должна решать? Если этой целью не является привлечение людей к Богу и вошюпЬние божествейных заповедей в жизнь, как полагал Августин Блаженный, то что же? Ответом на этот вопрос в эпоху Возрождения послужило учение английского мыслителя Т. Мора. Морализаторство и цинизм, догматизм и релятивизм, утопизм и макиавеллизм составляют две крайности, которые постоянно присутствовали в социально-политической мысли ^а протяжении всей ее истории.

«Государь» Никколы Макиавелли

«Государь» - шедевр политической мысли эпохи Возрождения. Это блестящий и широко известный трактат, написанный в основном в 1513, но при жизни Макиавелли так и не был издан. Вышел в свет лишь через 5 лет после смерти писателя, в 1532 году. Первоначальное название книги было «О княжествах». Никколо Макиавелли пишет своего "Государя" не для народных масс. В одном из писем своему другу он говорит, что с помощью этой книги, свидетельствующей о его политическом опыте, он хочет поступить на службу к новым правителям Флоренции и поэтому хочет преподнести её дому Медичи. Конечно же, Макиавелли мечтал, чтобы Италия была единым и сильным государством. Он надеялся на то, что эта книга послужит своего рода руководством к действиям по её объединению. Это работа была посвящена Джулиано Медичи, брату Льва X, однако в 1516 Джулиано умер, и посвящение было обращено к Лоренцо Медичи (1492-1519). На первый взгляд "Государь" своеобразное руководство по управлению государством - "если хочешь получить результат А - соверши действие Б". Автор приводит примеры наиболее часто совершаемых ошибок и их последствий, рассматривает оптимальные пути достижения желаемой цели.

Теория управления Никколо Макиавелли

Теория власти (управления) Макиавелли основывается на принципе оправдания средств, применяемых политиком.

Политическое учение Макиавелли есть учение, впервые отделившее рассмотрение политических проблем от религии и морали, поставившее целью содействовать формированию национальных государств абсолютистского типа.

Оно было использовано в дальнейшем идеологами абсолютизма и вызвало яростную ненависть со стороны защитников феодальных устоев и феодального порядка.

Произведения Макиавелли относились скорее к управлению страной, чем у управлению коллективом. Основными постулатами учения Макиавелли относят: 1) авторитет, или власть лидера, коренится в поддержке сторонников; 2) подчиненные должны знать, чего они могут ожидать от своего лидера, и понимать, чего он ожидает от них; 3) лидер должен обладать волей к выживанию; 4) лидер - всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников. Лидер должен знать психодолию своих последователей. Одинаково опасны и стремящиеся потерять накопленное, и стремящиеся получить то, чего у них нет. И богатые, и бедные стремятся к власти. Если восстаное привело к массовым погромам, необходимо умножать их и идти до конца, т.к. в этом случае ответственных найти невозможно, виновных много и никого не накажут. Победителей не судят, победа не вызывает позора вне зависимости от ее цены. Стремление к власти приводит к социальным беспорядкам, пришедший к власти старается ухватить побольше. Наряду с властью ценностью является свобода. Если власть стремятся захватить, свободу стремятся удержать. Свободу лучше всего доверять охранять простым людям, а не дворянам, т.к. они меньше стремятся к власти, и хотят лишь уйти от угнетения. Толпа состоит из профанов, которые принимают видимость за реальность и хотят только видимости. Правителю лучше не питать иллюзий и заранее предполагать всех людей злыми. Страх прочнее и надежнее любви. Руководитель не должен быть щедрым, т.к. щедрость порождает зависимость. Вознаграждай постепенно, наказывай сразу.

Управление относительно: выбор средств соотносится с ситуацией, оценка результата - со средствами, наконец, все вместе - цель, средства, ситуация -- должны соотноситься между собой. Вклад Макиавелли в историю социальной мысли, в теорию и практику управления огромен. Одним из первых он обосновал понятие гражданского общества и применил термин «государство» так, как принято сейчас - для обозначения политической организации общества.

Главный объект изучения Макиавелли - государство. Главная цель - сильное государство, во главе которого стоял бы идеальный государь. Единственная цель, которая оправдывает безнравственные средства - это создание и сохранение государства. Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь народа. Государство в трудах великого флорентийского мыслителя выступает в форме единоличного правления, но не в пользу монархии и в ущерб республике (превосходство республиканского образа правления он обосновал в «Рассуждениях на первую декаду Тита Ливия»). Современная действительность, не давала перспектив создания государства в республиканской форме. Республику он считал порождением «честности» и «доблести» римского народа, тогда как в такой развращенной стране, как Италия нельзя было рассчитывать, чтобы могло быть что-нибудь доброе. В своей работе я буду говорить о государствах, управляемых единолично. Государства, управляемые единолично Макиавелли разделяет на унаследованные и новые. Наследному государю, как пишет Макиавелли в «Государе», гораздо легче удержать власть, чем новому, потому как для этого достаточно не преступать обычаев предков и без спешки приспосабливаться к новым обстоятельствам. Трудно удержать власть новому государю. Макиавелли сравнивает "недуг" в государстве с чахоткой "если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, но если он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет". Государство, по Макиавелли, можно приобрести собственным оружием или доблестью. В новых государствах удержать власть бывает легче или труднее в зависимости от того, насколько велика доблесть государя. Может показаться, что если частного человека приводит к власти либо доблесть, либо милость судьбы (фортуна), то они же в равной мере помогут ему преодолеть многие трудности впоследствии. Однако сам автор отмечает, что тот, кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше продержится у власти. Тому, кто следует доблести, трудно завоевать власть, но легко её удержать. Основная трудность же заключается в том, что им приходится вводить новые порядки, без чего нельзя основать государство и обеспечить себе безопасность. А ведь замена старых порядков - дело не благодарное. "Кто бы ни выступал с подобным начинанием, его ожидает враждебность тех, кому выгодны старые порядки, и холодность тех, кому выгодны новые". Новое государство также можно приобрести благодаря чужому оружию или просто благодаря "милости судьбы".

Власть может достаться за деньги или быть пожалованной в знак милости. В этих случаях её легко приобрести, но трудно удержать, ведь государь "всецело зависит от воли и фортуны тех, кому обязан властью, то есть от двух сил, крайне непостоянных и прихотливых". Удержаться же у власти он не умеет, потому как человеку без особых дарований и доблести, прожившему всю жизнь в скромном звании, негде научиться править, и не может, потому, как не имеет союзников и надёжной прочей опоры. Существует ещё два способа сделаться государём. Это случаи, когда частный человек достигает верховной власти "путём преступлений, либо в силу благоволения к нему сограждан". Макиавелли отмечает, что жестокость в политике - вещь неоднозначная. "Жестокость жестокости рознь. Жестокость хороша в тех случаях, когда её проявляют сразу и по соображениям безопасности и плохо применена в тех случаях, когда поначалу расправы совершаются редко, но со временем учащаются. Действуя первым способом, можно удержать власть, действуя вторым - невозможно". "Обиды нужно наносить разом. Чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда, благодеяния же надо оказывать постепенно. В случае, когда человек делается государем своего отечества не путём злодеяний и беззаконий, а в силу благоволения сограждан, такого рода единовластие можно назвать гражданским, так как учреждается оно по требованию народа, либо знати в зависимости от того, кому первому представится удобный случай.

Но тому, кто приходит к власти с помощью знати, труднее удержать власть, чем тому, кого привёл к власти народ, так как если государь окружён знатью, которая почитает себя ему равной, он не может ни приказывать, ни иметь независимый образ действий. Тот же, кого привёл к власти народ, правит один. Народ надо взять под свою защиту, так как даже в тех случаях, когда государь является ставленником знати. Макиавелли пишет " государю надлежит быть в дружбе с народом, иначе в трудное время он будет свергнут".

Государь, о котором идет речь в знаменитой книге, не наследственный монарх - деспот, а «новый государь» - человек, создающий новое государство, которое в дальнейшем может перейти и к республиканской форме правления.

Теория Макиавелли на первый взгляд очень проста и естественна, но при дальнейшем рассмотрении раскрывается её глубокий смысл. Государь Макиавелли - герой его произведения - это разумный политик, применяющий на практике правила политической борьбы, ведущие к политическому успеху. Макиавелли стремился написать «нечто полезное». Отличительной чертой этого сочинения, как уже говорилось, является реализм. Как говорил сам автор: «Более верным является искать настоящей, а не воображаемой правды вещей». Он отвергает распространенные сочинения об идеальных государствах и идеальных государях, отвечающих представлениям о должном ходе государственных дел. Цель автора «Государя» иная - практические советы фактическому политику ради достижения реального результата. Реальная политическая действительность не соответствует героям романов: «Ведь тот, кто хотел бы всегда исповедовать веру в добро, неминуемо погибает среди столь многих людей, чуждых добра. Князю, желающему удержаться, необходимо научиться быть недобродетельным, и пользоваться или не пользоваться, добродетелями, смотря по необходимости» - говорит в своей книге Макиавелли. Это не значит, что государь должен нарушать нормы морали, но он должен использовать их исключительно в целях укрепления государства. Только с этой точки зрения Макиавелли рассматривает вопрос о нравственных качествах идеального правителя - государя. Поскольку проявлять добродетели на практике «не допускают условия человеческой жизни», государь должен добиваться лишь репутации добродетельного правителя и избегать пороков, лишь таких, которые могут лишить его власти, «не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо». "Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности". Какими же личными качествами должен обладать государь? Главное моральное качество, которое объединяет у Макиавелли все прочие и является самоцелью - это честь. Смысл чести вытекает из того, что она возможна только в обществе, и проявляется преимущественно в государственных делах. Она продукт мнения, косвенно выражающий зависимость человека от общества. У всех людей есть свои пороки, и государи здесь не исключение. Иногда концепцию Макиавелли трактуют как оправдание творимого зла с точки зрения высшего критерия, оправдания зла добром. В данном случае таким критерием выступают интересы государства. Какова для Макиавелли суть морали? Мораль можно определить, как общее выражение сил, действующих в обществе, а именно - идеальных сил, размеры и границы которых зависят от возможностей мнения. Специфика морали в том, что она претендует на абсолютную ценность, поскольку отражают общий нравственный опыт общества. Тут возникает вопрос, должен ли политик (государь) соблюдать морально - нравственные устои? В принципе государственная деятельность должна соответствовать морали более чем любая другая. На деле же во многих случаях необходимость заставляет от неё отступать в большей или меньшей степени. "Следует знать, - пишет Макиавелли, - что, когда на весы положено спасение родины, его не перевесят никакие соображение справедливости или несправедливости, милосердия или жестокости, похвального или позорного, предпочтение следует отдать тому образу действий, который спасёт её жизнь и сохранит свободу". Государство ближе к действительности, чем мораль и в его деятельности яснее выражена противоречивость нравственных принципов - борьба общих и частных интересов. Макиавелли "освобождает" науку не от морали, а от абстрактного морализирования. Нравственные проблемы политики можно и нужно решать только в пределах этики. Жестокость и милосердие занимают отдельное место во взглядах Макиавелли.

Он считал, что мудрому государю нельзя злоупотреблять милосердием. Прослыв однажды излишне милосердным и прощающим, государь может навсегда лишиться уважения народа. А так как народу постоянно необходим хлеб и зрелища, а так же чтобы кто-то нес наказания за те беды, которые он терпит, государю необходимо время от времени находить виновных для того, чтобы умиротворять народ.

Последнее оттого важно, что люди в силу своей природы никогда не будут обвинять себя, в то время как обвинять других в своих бедах легко, а государь отведет от себя беду и выступит в роли человека, который отвел беду от народа. Однако Макиавелли не отвергал возможности применения силы против населения. Лучше несколько раз провести расправы среди недовольных, чем запускать «болезнь» до такой степени, что ее невозможно будет уже вылечить. Жестокостью можно навести порядок в стране. Этим самым государь может проявить не что иное, как милосердие. Государю не следует считаться с обвинениями в жестокости, если он хочет удержать своих подданных в повиновении. "Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствуют беспорядку". Учинив расправу, государю следует показать народу, что такие меры были необходимы. Так, Макиавелли практически узаконивает массовые расправы, наделяет государя безграничной властью.

Макиавелли пишет, что может возникнуть спор, о том, что лучше - чтоб государя любили или чтоб его боялись? Было бы хорошо, если бы его и любили, и боялись, но любовь не уживается со страхом. Поэтому когда стоит выбор, нужно выбирать страх. Ведь люди лицемерны и склонны к обману. "Пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя явится в них нужда, они тот час то тебя отвернутся". Государю нужно внушать страх, но делать это надо так, чтобы избежать ненависти. К такому способу Макиавелли относит воздержание от посягательства на имущество граждан. Мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него самого. Здесь надо сделать оговорку. Со страхом, так же как и с жестокостью, нужно не перегнуть палку, так как государь может превратиться в глазах подданных в тирана. Макиавелли пишет, что многие правители превращаются в тиранов. Макиавелли противник тирании.

Также, рассматривая качества, которыми должен бы обладать идеальный государь, Макиавелли впервые в Новой истории заговорил об экономике государства как составной части его благополучия.

На вопрос должен ли государь быть щедрым или бережливым Макиавелли отвечает так: "Хорошо иметь славу щедрого государя. Но тот, кто проявляет щедрость, чтобы слыть щедрым, вредит самому себе". «Раз государь не может без ущерба для себя проявлять щедрость так, что бы её признали, то не будет ли благоразумнее примириться со славою скупого правителя? Ибо со временем, когда люди, увидят, что благодаря бережливости он удовлетворяется своими доходами за ним утвердиться слава щедрого правителя, и он действительно окажется щедрым по отношению ко всем тем, у кого ничего не отнял, а их большинство, и скупым по отношению ко всем тем, кого мог бы обогатить, а таких единицы". Если государь, желая прослыть щедрым правителем, станет неразумно растрачивать казну, то народ скажет, что он разоритель. Что бы этого избежать, ему придется пополнять казну за счет повышения налогов, а это вызовет массовое недовольство. Если же государь, решит умерить свою щедрость, его обвинят в скупости. «Ничто другое не истощает тебя, как щедрость» - говорил автор. Однако чужое имущество, которое не принадлежит правителю или его подданным, он может раздаривать "щедрой рукой", ибо, расточая чужое, он только прибавляет себе славы, в то время как, расточая своё - только вредит себе.

Должен ли государь твёрдо держать своё слово? Этому даже посвящена целая глава его произведения. Макиавелли представляет политику управления, делает ее «грязным» делом, таким, какой мы видим ее сейчас. Макиавелли пишет следующее: "Мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово, и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца". "Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание".

Сила государя и государства измеряются возможностью или невозможностью к обороне от внешних и внутренних врагов. Против первых Макиавелли предлагал только два оружия: удачные политические союзы и сильная армия. Что касается внешней политики, то тут Макиавелли советует государю опираться не только на свои ум и силу, но и на хитрость зверей. Именно на внешнеполитическом поприще должно пригодиться ему умение быть не только "львом", но и "лисом".

Лев боится капканов, а лиса - волков. Значит нужно быть лисой, чтоб избежать капканов и львом, чтоб отпугнуть волков. Неразумного политика, - предупреждает Николо Макиавелли, - подстерегает множество смертельных опасностей. Опасно слишком доверять союзникам, ибо ни один человек не будет отстаивать твои интересы так же рьяно, как свои собственные. Таким образом, для успеха в проведения внешней политики государь должен быть умён, хитёр, изворотлив. Государь может и даже должен обладать лисьей натурой, но он должен уметь её прикрывать. Лицемерие - отнюдь не порок для государя. В глазах людей надо являться сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым - и быть таковым, в самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо. Как политик, идеальный государь обязан сочетать в себе смелость и решительность с осторожностью и предусмотрительностью. Таким примером политического и государственного деятеля является для Макиавелли Цезарь.

Макиавелли рекомендует государю, при нужде в финансах, всегда иметь возможность укрыть население за высокими стенами, осада которых завоевателю покажется изнурительным делом, и обеспечить людей продовольствием во избежание недовольства в войске. Видя, что неприятель безуспешно атакует город, и, не имея нужды в пище, народ стерпит даже то, что дома за стенами крепости будут разрушены. После удачной обороны государь будет прославлен и найдет уважение к себе как к полководцу.

Макиавелли утверждает, что власть, какой бы она не была, должна быть твердой, непоколебимой. Власть не должна находиться в подвешенном состоянии иначе она рухнет. В основе власти во всех государствах лежат хорошие законы и хорошее войско. Но тут же он делает оговорку о том, что хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и где есть хорошее войско, там хороши и законы. То есть, сильную армию можно получить, лишь имея сильное государство. "Военное искусство наделено такой силой, что позволяет не только удержать власть тому, кто рождён государём, но и достичь власти тому, кто родился простым смертным". Если государь не будет разбираться в военном деле, то он будет терпеть много бед.

Поэтому государь не должен даже в мыслях оставлять военных упражнений и в мирное время придаваться им ещё больше, чем во время войны". Государь должен постоянно развивать свои навыки своей военной подготовки. Государю рекомендуется чаще выезжать на охоту (основной целью этого является изучение местности, а также закалка), а также читать исторические труды. «Государь не должен иметь никаких помыслов кроме, как военных, ибо война единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого человека» - пишет Макиавелли. Войско может быть собственным, союзническим, наёмным, смешанным. Наёмные и союзнические войска бесполезны и опасны. "Поражение их отсрочено лишь настолько, насколько отсрочен решительный приступ". Наёмникам нельзя доверять потому, что они сами хотят власти и ради неё свергнут либо своего хозяина. Союзнические войска, по мнению автора, ещё одна разновидность бесполезных войск - это войска сильного государя, которые призываются для помощи и защиты. Такие войска могут отлично и с пользой послужить своему государю, но для того, кто призывает их на помощь, они могут оказаться опасными. Союзническое войско ещё хуже, чем наёмное, в нем опасна доблесть. Совет Макиавелли в книге «Государь» по поводу этой силы однозначен - в качестве альтернативы наёмным войскам Макиавелли предложил использовать собственные регулярные войска государства и отряды милиции. "Лучше проиграть со своими, чем выиграть с чужими, ибо не истина та победа, которая добыта чужим оружием". Сильное, объединённое новое государство должно иметь армию из своих собственных граждан, которые могли бы в любое время встать на защиту свободы и независимости своей родины. Макиавелли советует набирать солдат преимущественно из крестьян, как наиболее пригодных к военной службе людей, затем из кузнецов и остальных ремесленников, чьи навыки и сила могут быть полезны и на военной службе.

Негативное отношение и к союзническим, и к наемным войскам объясняется не только здравым смыслом, но еще и тем, что автору на протяжении всей его жизни представилась возможность увидеть в действии все эти виды войск.

Довольно чётко в "Государе" выражена позиция Макиавелли по отношению к религии вообще и по отношению к католическому Риму в частности. Он всячески подчёркивал огромную значимость религии для жизни государства и огромную пользу, которую может извлечь умный правитель из религиозности людей. С помощью религий создаются новые государства, объединяются народы, во имя религии люди способны на подвиги и лишения, и задача властителя повернуть этот религиозный фанатизма на благо себе и государству. Макиавелли настоятельно рекомендует правителям сохранить основы, поддерживающей их религии. И хотя Макиавелли признает необходимость религии, однако религия, с его точки зрения, должна быть подчинена государству и стать послушным инструментом для укрепления последнего. Идеалом государя является «сильная личность», человек, идущий к поставленной цели невзирая ни на какие препятствия, включая 10 заповедей. Христианство не способствует воспитанию таких людей. Можно считать, что Макиавелли заложил основу для поворота от религиозного мышления к идеологическому.

Аккуратно нужно подходить государю и выбору советников. Если помощник больше заботится о себе, чем о государе, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю, и тот никогда не сможет на него положиться. Выбрав хорошего советника, государю необходимо воздавать ему по заслугам, чтобы советник не стремился к переворотам.

Автономность политики от других сфер человеческого существования, прежде всего - от нравственности, превышение государственных интересов над интересами личности - вот отправные точки политической философии Макиавелли. Безусловно, итальянский философ осмысливал негативный опыт своего времени: политическое бессилие разрозненной и потерявшей самостоятельность Италии.

В этой ситуации основным приоритетом становится возрождение мощи раздробленного на части государства.

Технология власти мудрого государя не слишком сложна, на современном языке.

Это выглядит как метод «кнута и пряника»: "...людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое - не может; из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести".

Принцип всей теории Макиавелли буквально содержится в следующем: любое действие или бездействие, направленное на пользу государства, должно быть оправданно, даже если для достижения цели пришлось нарушить законы морали, религии, кодексы чести и достоинства. Мыслитель считал, что пусть обвиняют поступки государей, лишь бы оправдались результаты. «О действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результату, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу» - говорил Макиавелли.

О личности.

Николо Макиавелли - итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель.

«Как художнику, когда он рисует пейзаж, надо спуститься в долину, чтобы охватить взглядом холмы и горы, и подняться в гору, чтобы охватить взглядом долину, так и здесь: чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу». Эти слова практически завершают небольшое вступление, предваряющее трактат «Государь», который Николо Макиавелли преподнёс в дар правителю Флоренции Лоренцо II Медичи. С того времени прошло без малого 500 лет, так и не сумевших стереть из памяти людской имя человека, который написал учебник для монархов всех времён и народов. Он был неимоверно честолюбив, прагматичен и циничен. Это общеизвестно. Но многие ли знают о том, что этот «злодей», утверждавший, что «цель оправдывает средства», был человеком честным, трудолюбивым, наделённым поразительной интуицией и умением радоваться жизни. Вероятно, и этот факт мог бы стать вполне очевидным, не заканчивайся знакомство с личностью Макиавелли чтением и цитированием отдельных фрагментов его скандально известного «Государя». А жаль, ведь этот человек заслуживает гораздо большего внимания, он интересен уже тем, что ему довелось родиться во Флоренции времён эпохи Возрождения.

Николо Макиавелли родился 3 мая 1469 в деревне Сан-Кашано, рядом с городом-государством Флоренция, ныне в Италии, и был вторым сыном Бернардо ди Николо Макиавелли (1426-1500), адвоката, и Бартоломмеи ди Стефано Нели (1441-1496). Его образование дало ему полное знание латинской и итальянской классики. Макиавелли жил в беспокойную эпоху, когда Папа мог обладать целой армией, а богатые города-государства Италии попадали один за другим под власть иностранных государств ― Франции, Испании и Священной Римской Империи. Это было время постоянных перемен союзов, наёмников, переходивших на сторону противника без предупреждения, когда власть, просуществовав несколько недель, рушилась и сменялась новой. Возможно, наиболее значительным событием в череде этих беспорядочных переворотов было падение Рима в 1527. Богатые города, вроде Флоренции и Генуи, перенесли примерно то же, что и Рим 12 столетий назад, когда он был сожжён армией варваров-германцев. В 1494 Флоренция восстановила Флорентийскую Республику и изгнала семью Медичи, правителей города в течение почти 60 лет. 4 года спустя Макиавелли появился на государственной службе как секретарь и посол (в 1498). Макиавелли был включён в Совет, ответственный за дипломатические переговоры и военные дела. Между 1499 и 1512 он предпринял множество дипломатических миссий ко двору Людовика XII, Фердинанда II и Папы. С 1502 до 1503 Макиавелли был свидетелем эффективных градоустроительных методов солдата-церковника Чезаре Борджиа, чрезвычайно способного военачальника и государственного деятеля, целью которого в то время было расширение его владений в центральной Италии. Главными его орудиями были смелость, благоразумие, уверенность в своих силах, твердость, а подчас и жестокость. В 1503-1506 Макиавелли был ответственен за флорентийскую милицию, включая защиту города. Он не доверял наёмникам (позиция, разъяснённая подробно в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» и в «Государе») и предпочитал ополчение, сформированное из граждан. В августе 1512 после запутанного ряда сражений, соглашений и союзов Медичи с помощью Папы Юлия II восстановили власть во Флоренции, и республика была отменена. Об умонастроении Макиавелли в последние годы службы свидетельствуют его письма, в частности, к Франческо Веттори.

Макиавелли оказался в опале и в 1513 был обвинён в заговоре и арестован. Несмотря ни на что, он отвергал свою причастность и был в конечном счете освобождён. Он удалился в своё поместье около Флоренции и начал писать трактаты, которые и обеспечили ему место в истории политической философии. В 1522 раскрывается новый заговор против Медичи, и Макиавелли с трудом удаётся избежать обвинений в причастности к нему. Надежды на получение должности хотя бы от Лоренцо II Медичи, правившего во Флоренции с конца 1513 после отъезда Джованни Медичи в Рим, не оправдались. Ему предлагали стать секретарем кардинала Просперо Колонна в 1522, но он отказался - слишком сильна была его неприязнь к церковникам. Звали его и во Францию, но это для Макиавелли было исключено - он не желал покидать Флоренцию. Позже он сказал по этому поводу: «Предпочитаю умереть с голоду во Флоренции, чем от несварения желудка в Фонтенбло». В 1525 Макиавелли приехал в Рим, чтобы вручить Папе Клименту VII, по заказу которого он писал «Историю Флоренции», первые её восемь книг. В 1526 над Италией нависла угроза испанского вторжения, в связи с этим Макиавелли предложил городским властям проект укрепления городских стен, который было необходимо произвести в случае возможной обороны города. Этот проект был не просто принят - Никколо Макиавелли назначили секретарем и проведитором коллегии Пяти, специально созданной для проведения работ по укреплению города. Макиавелли, не взирая на тяжесть ситуации, чувствовал себя окрылённым. Дальнейшие события только укрепляют его надежду на то, что он ещё сможет найти себе применение на политическом поприще. 4 мая 1527 немецкими ландскнехтами был захвачен и беспощадно разграблен Рим, Флоренция практически сразу же «отреагировала» на это событие настоящим восстанием против дома Медичи, в результате чего Республика была восстановлена. Почувствовав возможность продолжить государственную службу, Макиавелли выдвигает свою кандидатуру на пост канцлера Флорентийской республики и с трепетом ждёт решения своей участи. 10 мая того же года вопрос о его избрании был поставлен на Большом Совете Республики, специально созванном по случаю выборов. Заседание Совета, гораздо более походившее на суд, чем на демократические прения, кончилось тем, что Макиавелли был обвинён в чрезмерной учености, склонности к ненужному философствованию, самонадеянности и богохульстве. За кандидатуру Макиавелли было подано 12 голосов, против - 555. Это решение явилось для 58-летнего, все ещё полного сил, человека последним ударом, дух его был сломлен, и жизнь потеряла всяческий смысл. Спустя несколько недель, 21 июня 1527, Никколо Макиавелли покинул этот мир.

В «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия», завершенных Макиавелли в 1516, и обращённых к эпохе всю жизнь почитаемых им античных классиков, есть такие слова: «...я выскажу смело и открыто всё то, что я знаю о новых и древних временах, чтобы души молодых людей, которые прочтут написанное мною, отвернулись бы от первых и научились подражать последним... Ведь долг каждого честного человека - учить других тому добру, которое из-за тяжелых времён и коварства судьбы ему не удалось осуществить в жизни, с надеждой на то, что они будут более способными в этом».

Основные идеи в работах мыслителя.

Главное отличие Макиавелли от всех предшествующих ему мыслителей Эпохи Возрождения заключается в том, что он руководствовался в своих сочинениях не абстрактными идеями торжества добра и Бога, а реальным опытом конкретной жизни, идеями пользы и целесообразности. "Имея намерение написать нечто полезное для людей понимающих, - писал он в "Государе", - я предпочел следовать правде не воображаемой, а действительной - в отличие от тех многих, кто изобразил республики и государства, каких в действительности никто не знавал и не видывал". И далее продолжал: "... Расстояние между тем, как люди живут и как должны жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует, скорее, во вред себе, нежели на благо, так как желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру". В этом смысле Никколо Макиавелли проявил себя сторонником самого жесткого реализма, ибо считал, что благодушные мечтания о прекрасном будущем только мешают жизни обычного человека. Наблюдения над жизнью привели Макиавелли к глубочайшему убеждению, что человек - это существо сугубо эгоистическое, во всех своих поступках руководствующееся лишь собственными интересами. Вообще, по мнению Макиавелли, интерес - это самый могущественный и чуть ли не единственный стимул человеческой деятельности. Проявления интереса достаточно различны, однако самый важный интерес связан с сохранением собственности, имущества и с приобретением новой собственности и нового имущества. Он утверждал, что "люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества". В одной из работ встречается и такой, довольно резкий пассаж, подчеркивающий неискоренимый эгоизм человеческой природы: "...О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность, влечет нажива". Иначе говоря, Макиавелли показывает, что человек - это бесконечное сочетание добра и зла, и зло столь же присуще человеческой природе как и добро.

Человек, по мнению Макиавелли, не только эгоистичен, но и свободен в своих поступках. Если христианское понимание сущности человека утверждало, что человек во всем подчинен высшему Божественному Провидению, заранее определенной Богом судьбе, то Макиавелли формулирует совершенно новое понимание человеческой судьбы. Он говорит о том, что судьба человека не "фатум" (рок, неизбежность), а "фортуна". Судьба-фортуна никогда не может полностью определить жизнь человека. Более того, в "Государе", флорентийский мыслитель пытается даже вычислить соотношение - насколько жизнь человека зависит от высших обстоятельств, а насколько от него самого. И приходит к выводу, что "фортуна распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим". И недаром, утверждая свободу воли человека, Макиавелли призывает людей "лучше быть смелым, чем осторожным", ибо "фортуна - женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать". Будучи сам "человеком действия", Макиавелли приходит к выводу, что главное в человеке - это способность к деятельности, воля, стремящаяся к осуществлению больших целей, основанная на эгоистическом интересе. Данную способность к деятельности он назвал "доблестью" ("вирту"). "Вирту" присуща далеко не всем людям, почему они и прозябают в своей жалкой жизни. Однако в истории всегда были и всегда есть отдельные личности, чья "доблесть" заставляет их совершать выдающиеся поступки и тем самым двигать всю историю человечества. И Макиавелли призывает брать пример с этих людей, осознающих потребности своего времени и способных делать то, что необходимо в данный момент.

С этой точки зрения, в работах Макиавелли как бы получают свое реалистическое завершение все предшествующие гуманистические рассуждения о сущности человеческой личности. Отказавшись от чисто религиозно-философских рассуждений на эти темы, он трезво и жестко формулирует определенные правила и нормы человеческого общежития, которые, по его мнению, определяют жизнь каждого конкретного человека. Отдельный человек предстает в сочинениях Макиавелли во всей своей неприкрашенной, трезво оцененной реальности, с присущими ему добрыми намерениями и злыми поступками. Наиболее ярко эти идеи были выражены флорентийским мыслителем в рассуждениях на тему власти и значении государя. Само государство, в понимании Макиавелли, возникло как результат все той же эгоистической природы человека. Государство - это высшая сила, способная поставить достаточно жесткий предел эгоистическим устремлениям отдельных людей и тем самым спасти их от самоуничтожения. Люди, руководствуясь интересом самосохранения, и создают государство. Говоря о формах государства, Макиавелли, несмотря на все свои республиканские убеждения, приходит к выводу, что наиболее целесообразным и полезным государственным устройством является все же монархия. Отсюда возникает его идея "нового государя". "Новый государь" должен опираться не на теории и философские представления о жизни, а на саму реальную жизнь. Люди не могут быть только добрыми и хорошими, они - и хорошие, и плохие одновременно. Государь, если он хочет править долго, обязан в своем правлении опираться и на хорошее и на плохое. Иначе говоря, в руках государя должен находиться не только пряник, но и плеть. Более того, как только государь выпускает плеть из своих рук, тотчас же нарушается всякий порядок. Никколо Макиавелли, говоря, что мудрый правитель государства обязан "по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла", по сути дела признает - реальное управление государством невозможно без насилия, без самых изощренных поступков. Недаром, характеризуя "нового государя", он пишет, что такой правитель должен сочетать в одном лице качества льва, способного повергнуть любого врага, и лисицы, способной обмануть самого большого хитреца. Однако у Макиавелли нет воспевания насилия и жестокости. Более того, с его точки зрения, жестокость и насилие оправданы только в том случае, когда они подчинены государственным интересам, когда целью их применения является государственный порядок. Жестокость призвана исправлять, а не разрушать - утверждает флорентийский мыслитель.

В трактате "Государь" Макиавелли много места посвящает конкретным рекомендациям, направленным политическим руководителям. По большому счету, "Государь" - это настоящий учебник власти, пособие, в котором очень реально рассказывается о том, как получить власть, как осуществлять власть и о том, как сохранить власть. Впоследствии, в политической науке даже возник специальный термин - "макиавеллизм", который характеризует собой такой образ правления, когда используются любые средства для сохранения власти. В принципе, содержание этого современного термина не имеет отношения к тому, что писал сам Макиавелли. Ведь для него власть - не самоцель, а средство обеспечения государственного порядка. Власть ради власти, жестокость ради жестокости. Философско-политическое учение Никколо Макиавелли вызвало неоднозначную реакцию в тогдашней Европе. Его проповедь свободного эгоистического человека, размышления о правах и возможностях светских государей послужила поводом для резкого неприятия со стороны Римско-католической Церкви. В 1559 г. его книги были внесены в "Индикт запрещенных книг".

Моё мнение.

Изучая информацию о Макиавелли я познакомилась с таким термином как «Макиавеллизм».

С сайта mirslovarei . com :

Макиавеллизм - образ, схема политического поведения, пренебрегающая нормами морали для достижения политических целей. Термин связан с именем итальянского политического деятеля и писателя И. Макиавелли (1469-1527), приверженца сильной государственной власти. Отличительной особенностью макиавеллизма, его основанием является тезис "цель оправдывает средства", когда ради достижения поставленных целей считаются оправданными и приемлемыми любые средства, включая вероломство, коварство, жестокость, обман политического противника.

Отталкиваясь от него, складывается впечатление, что Николло человек с циничными взглядами на мир и жестким отношением к обществу. На самом деле он четко и очень глубоко выразил свою мысль по поводу политического строя без приукрас. Хочется сказать о работе «Государь». Макиавелли вовсе не приписывает правителям божественной сущности, а видит в них вполне реальных людей. Более того, он утверждает, что порой ради блага страны государь обязан быть жестоким и бесчеловечным.

Это не самый объёмный труд, но один из самых полезных. Он будет интересен не только людям, увлекающимся философией или политикой, но и всем остальным. У Макиавелли замечательный склад ума и выражение своих мыслей, каждый свой довод он подкрепляет интересными историческими примерами. В “Государе” Макиавелли рассуждает о том, каким должен быть правитель, чтобы сохранить власть и не потерять уважения подданных. Казалось бы, книжке пять с лишним веков, но все это время о ней не забывали и использовали в своих целях разные правители. Методы политической борьбы и способы удержания власти до сих пор остаются неизменными. И знаменита эта книжка прежде всего тем, что поведение государя, описанное Макиавелли, применимо к любому общественному строю и любому методу правления.

Сам мыслитель не вызвал у меня определенной эмоции, его и превозносили, и проклинали – но равнодушным он не оставил никого без исключения. Разделяя во многом идеи философов эпохи Возрождения, Макиавелли в некотором смысле предвосхитил мыслителей эпохи Просвещения. Он верил в человека и в то, что все в мире подчинено разумным законам. В то же время в его философии присутствует и вера в судьбу, как отпечаток эпохи – не мог Макиавелли до конца отдать мир во власть человека и отказаться от веры в сверхъестественное.