Болезни Военный билет Призыв

Содержание пакта бриана келлога. Пакт Бриана-Келлога (1928 г.). Принятие Пакта Бриана-Келлога

Выступление Бриана перед подписанием пакта Бриана — Келлога. Кадр из кинохроники. 1928 год.

Активная последовательная борьба СССР за мирное сосуществование государств с различными социальными системами и настойчивые требования народов всех стран побудили некоторых американских и французских деятелей выступить с пацифистской инициативой. Этим путем они стремились приобрести популярность в народных массах и по возможности снизить в их глазах значение миролюбивой политики Советского правительства.

В апреле 1927 г. министр иностранных дел Франции Бриан предложил государственному секретарю Соединенных Штатов Америки Келлогу заключить между обеими странами договор о «вечной дружбе, запрещающей обращение к войне как к средству национальной политики». Это было не только данью общественному мнению, но и попыткой укрепить франко-американские отношения и тем самых упрочить положение Франции в европейских делах.

Соединенные Штаты не спешили с ответом. Лишь в самом конце 1927 г. Келлог дал согласие на предложение Бриана, но высказался за подписание не двустороннего, а многостороннего договора. Американские правящие круги рассчитывали, что такой договор будет содействовать стабилизации политического положения в Европе и обеспечит условия для регулярного получения дохода от вложенных в европейскую экономику капиталов. Кроме того, многосторонний договор соответствовал и желанию создать параллельную и даже противостоящую Лиге наций организацию, которой руководящая роль принадлежала бы не Англии и Франции, а Соединенным Штатам.

После того как Франция согласилась на многосторонний пакт, Соединенные Штаты обратились по этому вопросу к ряду других государств. Ведущие империалистические державы сопроводили свое согласие многочисленными оговорками, значительно обесценивавшими значение пакта для поддержания мира. Так, английское правительство заявило, что оно готово присоединиться к пакту, сохраняя свободу действий в районах, «представляющих особый жизненный интерес» для Англии. Поскольку эти районы конкретно не назывались, получалось, что Англия оставляла за собой свободу рук почти на всем земном шаре. Англия также оговорила, что пакт об отказе от войны может не применяться к «некоторым государствам, правительства которых еще не признаны всеми». Это был прямой намек на Советский Союз.

Московская конференция СССР, Польши, Румынии, Эстонии и Латвии по досрочному введению в действие пакта Бриана — Келлога. Кадр из кинохроники. 1929 год.

После серии переговоров текст пакта был согласован и 27 августа 1928 г. подписан в Париже представителями 15 стран. Договор, обычно называемый пактом Бриана- Келлога, провозглашал отказ от войны как орудия национальной политики и признавал необходимым разрешать споры и конфликты мирными средствами.

Советский Союз не был приглашен принять участие в переговорах о подготовке пакта. Причины этого вскрыл народный комиссар иностранных дел Г. В. Чичерин в своем интервью представителям печати 5 августа 1928 г.: «Устранение Советского правительства из числа участников этих переговоров,- сказал он,- наводит нас, прежде всего, на мысль, что в действительные цели инициаторов этого пакта, очевидно, входило и входит стремление сделать из него орудие изоляции и борьбы против СССР. Переговоры по заключению так называемого пакта Келлога, очевидно, являются составной частью политики окружения СССР, стоящей в данный момент в центре мировых международных отношений». Одновременно Г. В. Чичерин отметил, что еще не поздно пригласить СССР для участия в переговорах о пакте.

По этому вопросу развернулись острые споры между организаторами пакта. В конце концов уже в день подписания пакта СССР получил приглашение присоединиться к нему. В своем ответе правительство СССР констатировало «недостаточность и неопределенность самой формулировки о запрещении войны и наличие ряда оговорок, имеющих своей целью заранее устранить даже подобие обязательств по отношению к делу мира».Тем не менее Советское правительство дало согласие участвовать в пакте, «поскольку парижский пакт объективно накладывает известные обязательства на державы перед общественным мнением». При этом Советское правительство сделало ряд оговорок, направленных не на ослабление, а на расширение и укрепление пакта.

Советский Союз первым из участников пакта ратифицировал его. По инициативе Советского Союза 9 февраля 1929 г. в Москве был подписан протокол, по которому СССР, Польша, Румыния, Эстония и Латвия договорились досрочно ввести в действие пакт Бриана-Келлога и придерживаться его принципов в отношениях между собой. В том же году к Московскому протоколу присоединились Турция , Иран и Литва.

Позиция, занятая Советским Союзом в отношении пакта Бриана - Келлога, убедительно свидетельствовала о миролюбивом характере советской внешней политики.

Кульминационным достижением «пацифистской» дипломатии был так называемый пакт Бриана - Келлога об отказе от войны как орудия национальной политики.

Инициатива предложения этого нового пацифистского пакта принадлежала Бриану. 6 апреля 1927 г., в связи с десятой годовщиной вступления США в мировую войну, тысячи американских волонтёров, сражавшихся на Западном фронте, по приглашению французского правительства приехали в Париж. По этому поводу Бриан выступил с заявлением о дружественных чувствах Франции к Соединённым штатам и о готовности французского правительства подписать с США «любое взаимное обязательство, чтобы поставить, по американскому выражению, войну вне закона».

20 июня 1927 г. Бриан передал американскому послу в Париже официальную ноту с проектом франко-американского договора о «вечной дружбе». Заключением такого договора французское правительство рассчитывало обеспечить себе поддержку США для укрепления франка, урегулировать свои долговые обязательства перед Америкой и вообще упрочить военно-политическое положение Франции на случай осложнений в Европе. Со своей стороны американская дипломатия старалась использовать идею Бриана в интересах внутренней и внешней политики США. Что касается внешнеполитических мотивов, которые заставляли правительство Соединённых штатов поддержать французское предложение, то они были достаточно понятны. Возросшая после войны экономическая мощь Соединённых штатов внушала правительству заокеанской республики стремление приобрести руководящее влияние в мировой политике. Американцы не забыли, какое дипломатическое поражение они понесли после мировой войны, когда Англия и Франция сумели воспользоваться всеми плодами победы над Германией и превратить детище Вильсона - Лигу наций - в послушное орудие своего собственного господства. Руководитель государственного департамента США Келлог стремился создать Соединённым штатам Америки положение международного арбитра и противопоставить создаваемый им «инструмент мира» женевскому синедриону, где американским представителям приходилось оставаться в роли наблюдателей. В период выборов президента и членов Конгресса предполагаемый пакт изображался как плод мирной инициативы самого американского правительства. 28 декабря 1927 г. Келлог сообщил Бриану, что правительство Соединённых штатов с удовлетворением принимает французское предложение. Однако оно не считает возможным заключить договор о «вечном мире» с одной лишь Францией. Необходимо «достигнуть присоединения всех главных держав к пакту, посредством которого эти державы отказались бы от войны как орудия национальной политики».

Во Франции американский ответ вызвал большое разочарование. Многосторонний договор, предложенный Келлогом, грозил ослабить значение ранее заключённых французской дипломатией договоров и подорвать французскую систему союзов. Кроме того, он наносил урон и престижу Лиги наций, противопоставляя ей новое объединение европейских держав, подписавших пакт.

Последовавшая затем дипломатическая переписка между Францией и США отразила стремление французской дипломатии устранить нежелательные для Франции изменения в первоначальном проекте пакта. Келлогу предлагалось заключение такого договора между Францией и США, который воспрещал бы всякую наступательную войну. В дальнейшем к нему могли бы присоединиться и все остальные государства. Во французской ноте имелась характерная оговорка, что новый пакт не упраздняет заключённых ранее союзов и не аннулирует обязательств, содержавшихся в уставе Лиги нации, в Локарнских соглашениях и других международных актах.

Было очевидно, что французская дипломатия стремится оставить за Францией право применения вооружённой силы в целях своей внешней политики. Келлог ответил, что американское правительство стоит за безусловный отказ от войны как средства национальной политики. Потому оно и не может принять французское предложение.

13 апреля 1928 г. послы Соединённых штатов в Англии, Германии, Италии, Японии вручили правительствам этих стран ноты тождественного содержания с запросом по существу франко-американского спора. Ими были представлены также первоначальный проект Бриана, дипломатическая переписка государственного департамента с французским правительством и американский проект договора о запрещении войны.

Первой из запрошенных держав ответила Германия. В ноте от 27 апреля 1928 г. она, разумеется, поспешила высказаться в пользу американского проекта. Германская дипломатия следовала своей обычной тактике: демонстрировать абсолютное миролюбие Германии, усыплять международную бдительность и отвлекать внимание стран-победительниц от усиленного роста германских вооружений.

Британская дипломатия, обеспокоенная активностью США, решила укрепить англо-французские отношения. Нота Чемберлена от 19 мая 1928 г., указывая на «отсутствие существенных противоречий» между обоими проектами, солидаризировалась с французским проектом. Однако британское правительство сохраняло за собой право особого истолкования обязательств пакта в отношении таких стран, где у Великобритании имеются «особые интересы».

Таким образом, Америка оказалась перед объединённым фронтом англо-французской дипломатии. Во избежание провала своего предложения американское правительство решило пойти на уступки. Проект был изменён в соответствии с важнейшими требованиями Франции и Англии, сводившимися к тому, что разрешались войны в интересах обороны государств.

23 июня 1928 г. правительство США разослало текст договора об отказе от войны всем участникам Локарнских соглашений и британским доминионам. Вскоре он был принят всеми государствами, приглашёнными стать участниками пакта: Германией (12 июля), Францией (14 июля), Италией (15 июля), Польшей (17 июля), Бельгией (18 июля), Великобританией (18 июля), Японией (20 июля), Чехословакией (20 июля).

Церемония подписания пакта Келлога была проведена 27 августа 1928 г. в Париже с участием представителей Англии, Бельгии, Германии, Италии, Польши, Франции, Чехословакии и Японии. В первой статье пакта договаривающиеся стороны заявляли, что они «исключают обращение к войне для Урегулирования международных споров и отказываются от таковой в своих взаимных отношениях». Вторая статья гласила, что при урегулировании или разрешении всех могущих возникнуть между сторонами споров или конфликтов должны всегда применяться только мирные средства. Наконец, третья статья устанавливала, что пакт открыт для присоединения всех других государств: сообщения о таком присоединении будут приниматься правительством США.

26 сентября 1928 г. Лига наций приняла Генеральный акт по арбитражу для мирного урегулирования конфликтов. Этот договор предусматривал судебную и арбитражную процедуру рассмотрения и урегулирования конфликтов между участниками пакта Келлога.

Перейти к началу страницы Перейти к содержанию книги Смотреть карты

Но не только Советский Союз - страна-изгой Версальской системы - ощущал свое международное положение как непрочное и нестабильное. Как это ни парадоксально, но один из лидеров Версальской системы - Франция - также рассматривал свое международное положение как крайне неблагоприятное.

События 1923 г., когда Англия фактически выступила на стороне Германии, показали, что с Антантой - покончено. Более того, на протяжении 1920-х гг. все больше обострялось англо-французское и франко-итальянское соперничество па Балканах и на Ближнем Востоке. Единственным реальным союзником Франции в этих условиях оставались малые страны Восточной Европы, но это был слабый союзник. Более того, этот слабый союзник совершенно исключал саму возможность полной нормализации франко-германских и советско-французских отношений.

В этих условиях Париж был вынужден обратить свои взоры за океан. 6 апреля 1927 г., выступая перед американскими ветеранами мировой войны, прибывшими в Европу, министр иностранных дел Франции

А. Бриан предложил заключить двусторонний франко-американский договор "О вечной дружбе, запрещающий обращение к войне как к средству национальной политики". Разумеется, в Париже не опасались, что Соединенные Штаты нападут на Францию: гам просто хотели использовать американо-французское сближение как фактор, способствующий укреплению позиций Французской Республики в европейских делах: считалось, что ни одна европейская держава не рискнет оказать серьезный нажим на страну, союзником которой выступают СЛПА.

Вашингтон, со своей стороны, также постарался извлечь выгоды из французской инициативы. Президент Калвин Кулидж и государственный секретарь Фрэнк Биллингс Келлог предложили заключить американофранцузское соглашение о международном арбитраже, к которому могли бы присоединиться и другие страны. Двустороннее американо-французское арбитражное соглашение было подписано 6 февраля 1928 г. (в день 150- летия франко-американского договора о союзе и дружбе 1778 г.). В преамбулу документа были включены формулировки, содержавшие осуждение войны как средство решения международных споров.

А 27 августа 1928 г. в Париже состоялось подписание "Парижского договора об исключении войны в качестве оружия национальной политики" (пакт Бриана - Келлога). Участники пакта осуждали войну как средство национальной политики и отказывались прибегать к войне для решения международных споров. Они декларировали необходимость решения конфликтов мирным путем.

Москва первоначально расценила пакт как еще одно свидетельство подготовки "антисоветской интервенции", однако в дальнейшем, получив официальное приглашение присоединиться к пакту, Советская Россия подписала "протокол Литвинова" (9 февраля 1929 г.), присоединившись к пакту еще до его официального вступления в силу и введя в действие его положения в отношения между СССР, Польшей, Румынией, Эстонией и Латвией. В том же году к московскому протоколу присоединились Турция, Иран и Литва.

Таким образом, Франция в итоге получила еще одну бумажную гарантию своей безопасности. Однако попытки Парижа получить более действенные гарантии - вроде выдвинутого А. Брианом на 10-й сессии Ассамблеи Лиги Наций в сентябре 1929 г. проекта создания Пан-Европы - закончились полным провалом. В проекте объединения европейских стран - без Великобритании, СССР и США - увидели попытку закрепить французскую гегемонию на континенте, ослабить советско-германские связи, отстранить Советский Союз и Англию от европейских дел. Проект отложили в "долгий ящик" специально созданной для обсуждения плана Бриана Европейской комиссии при Лиге Наций. Разумеется, отношение Москвы к Пан- Европе было крайне отрицательным: в этом прожекте в Кремле увидели еще одно проявление "подготовки антисоветской интервенции" и "буржуазного пацифизма".

В этих условиях Париж был вынужден пересмотреть свою советскую политику. 29 ноября 1932 г. был подписан советско-французский договор о ненападении, который замкнул систему гарантийных пактов СССР

на востоке Европы и систему французских гарантий "Малой Антанте". Для Советского Союза это был настоящий прорыв - удалось заключить равноправный военно-политический договор с одним из лидеров Версальского мира. Правда, эго нe был русско-французский военный союз конца XIX - начала XX в.: договор 1932 г. всего лишь предусматривал отказ от применения силы в отношение друг другу и отказ от участия во враждебных коалициях. Но и это был очень большой и очень своевременный успех Москвы: ведь уже через несколько месяцев к власти в Германии пришел Л. Гитлер, и с русско-немецкой дружбой эпохи Рапалло было покончено раз и навсегда.

Выступление Бриана перед подписанием пакта Бриана — Келлога. Кадр из кинохроники. 1928 год.

Активная последовательная борьба СССР за мирное сосуществование государств с различными социальными системами и настойчивые требования народов всех стран побудили некоторых американских и французских деятелей выступить с пацифистской инициативой.

Этим путем они стремились приобрести популярность в народных массах и по возможности снизить в их глазах значение миролюбивой политики Советского правительства.

В апреле 1927 года министр иностранных дел Франции Бриан предложил государственному секретарю Соединенных Штатов Америки Келлогу заключить между обеими странами договор о «вечной дружбе, запрещающей обращение к войне как к средству национальной политики».

Это было не только данью общественному мнению, но и попыткой укрепить франко-американские отношения и тем самым упрочить положение Франции в европейских делах.

Соединенные Штаты не спешили с ответом. Лишь в самом конце 1927 г. Келлог дал согласие на предложение Бриана, но высказался за подписание не двустороннего, а многостороннего договора. Американские правящие круги рассчитывали, что такой договор будет содействовать стабилизации политического положения в Европе и обеспечит условия для регулярного получения дохода от вложенных в европейскую экономику капиталов.

Кроме того, многосторонний договор соответствовал их желанию создать параллельную и даже противостоящую Лиге наций организацию, в которой руководящая роль принадлежала бы не Англии и Франции, а Соединенным Штатам.

После того как Франция согласилась на многосторонний пакт, Соединенные Штаты обратились по этому вопросу к ряду других государств. Ведущие империалистические державы сопроводили свое согласие многочисленными оговорками, значительно обесценивавшими значение пакта для поддержания мира.

Московская конференция СССР, Польши, Румынии, Эстонии и Латвии по досрочному введению в действие пакта Бриана — Келлога. Кадр из кинохроники. 1929 год.

Так, английское правительство заявило, что оно готово присоединиться к пакту, сохраняя свободу действий в районах, «представляющих особый жизненный интерес» для Англии. Поскольку эти районы конкретно не назывались, получалось, что Англия оставляла за собой свободу рук почти на всем земном шаре.

Англия также оговорила, что пакт об отказе от войны может не применяться к «некоторым государствам, правительства которых еще не признаны всеми». Это был прямой намек на Советский Союз.

После серии переговоров текст пакта был согласован и 27 августа 1928 г. подписан в Париже представителями 15 стран. Договор, обычно называемый пактом Бриана- Кол л о га, провозглашал отказ от войны как орудия национальной политики и признавал необходимым разрешать споры и конфликты мирными средствами.

Советский Союз не был приглашен принять участие в переговорах о подготовке пакта. Причины этого вскрыл народный комиссар иностранных дел Г. Б. Чичерин в своем интервью представителям печати 5 августа 1928 г.: «Устранение Советского правительства из числа участников этих переговоров,- сказал он,- наводит нас, прежде всего, на мысль, что в действительные цели инициаторов этого пакта, очевидно, входило и входит стремление сделать из него орудие изоляции и борьбы против СССР. Переговоры по заключению так называемого пакта Келлога, очевидно, являются составной частью политики окружения СССР, стоящей в данный момент в центре мировых международных отношений». Одновременно Г. В. Чичерин отметил, что еще не поздно пригласить СССР для участия в переговорах о пакте.

По этому вопросу развернулись острые споры.между организаторами пакта. В конце концов уже в день подписания пакта СССР получил приглашение присоединиться к нему. В своем ответе правительство СССР констатировало «недостаточность и неопределенность самой формулировки о запрещении войны и наличие ряда оговорок, имеющих своей целью заранее устранить даже подобие обязательств по отношению к делу мира».

Тем не менее Советское правительство дало согласие участвовать в пакте, «поскольку парижский пакт объективно накладывает известные обязательства на державы перед общественным мнением». При этом Советское правительство сделало ряд оговорок, направленных не па ослабление, а на расширение и укрепление пакта.

Советский Союз первым из участников пакта ратифицировал его. По инициативе Советского Союза 9 февраля 1929 года в Москве был подписан протокол, по которому СССР, Польша, Румыния, Эстония и Латвия договорились досрочно ввести в действие пакт Бриана-Келлога...и придерживаться его принципов в отношениях между собой. В том же году к Московскому протоколу присоединились Турция, Иран и Литва.

Позиция, занятая Советским Союзом в отношении пакта Бриана - Келлога, убедительно свидетельствовала о миролюбивом характере советской внешней политики.

В годы относительной стабилизации капитализма США еще больше

укрепили свои позиции международного кредитора, шире и глубже

вовлеклись в систему международных экономических отношений. За

1924-1930 гг. американские корпорации невероятно обогатились. Их

прибыли превысили 53 млрд. долл. (до вычета налогов), они росли и в

послевоенные годы от поставок товаров и кредитов в опустошенную вой-

ной Европу. К 1923 г. сумма займов США иностранным государствам

составила 10,6 млрд. долл., а с учетом процентов по займам - 11,8 млрд.

Главными должниками США оказались Англия - 4600 млн. долл.,

Франция - 3999 млн., Италия - 2015 млн.1

Правительство США, выражая волю финансово-монополистических

кругов, стремилось не связывать себя какими бы то ни было экономиче-

скими или политическими союзами с Лигой наций и отдельными госу-

дарствами. Финансово-монополистический капитал США, обретя небыва-

лую долларовую силу, при покровительстве своего правительства

устремился во все концы мира, на все континенты, особенно в разорен-

ную войной Европу. Интересам монополий была подчинена внешнеполи-

тическая деятельность министерств финансов, торговли, военного мини-

стерства и государственного департамента.

Воспользовавшись ослаблением позиций своих конкурентов, США

повсеместно теснили их на мировых рынках. Английская газета «Дейли

ньюс» жаловалась: «Всюду наши интересы приносятся в жертву Соеди-

ненным Штатам...» 2. Если в 1914 г. Англия и США имели одинаковый

вес в японском импорте (16,8%), то в 1927 г. доля Англии снизилась до

7%, а доля США увеличилась до 30%. В 1913 г. доля Англии в китай-

ском импорте составляла 16,3%, а США -6,0%, в 1926 г. соответствен-

но- 10,2 и 16,4%. В Латинской Америке успехи США были еще значи-

тельнее. С 1913 по 1927 г. доля США в импорте 20 республик Цент-

ральной и Южной Америки увеличилась с 24 до 38%, а доля Англии

снизилась с 25 до 16% 3. Следует подчеркнуть, что европейский рынок

для США продолжал оставаться главным. В 1924 г. страны Европы пог-

лощали примерно 51% общего американского экспорта, тогда как импорт

США из Европы по отношению к общему импорту США составил лишь

Одновременно росли инвестиции американского капитала в зарубеж-

ные страны. «Избыточный» капитал шел туда в виде правительственных

внешних займов, кредитов корпораций и вложений частных лиц.

В 1926 г. американские инвестиции за границей, не считая 12 млрд. долл.

по военным займам, составили сумму 9522 млн. долл.4 Особое место от-

водилось прямым вложениям: скупке контрольных пакетов зарубежных

предприятий, открытию филиалов или дочерних предприятий американ-

ских монополий. Нередко филиалам банков и промышленных компаний

США удавалось поглотить отдельные европейские компании. Во Фран-

ции ими были таким образом захвачены позиции в производстве элект-

рического и телефонного оборудования, а также и кинематографии. Под

контролем США оказалось производство железа, стали, электроэнергии,

добыча угля в Польше.

Монополии США предпочитали давать европейским странам не порт-

фельные, а прямые инвестиции - на создание филиалов американских

предприятий. Особый интерес проявлялся к обрабатывающей промышлен-

ности (машиностроение, химия). По официальным данным министерства

торговли, в 1929 г. имелось американских предприятий: в Германии -

186 с капиталом 216 млн. долл., во Франции - 203 с капиталом

145 млн. долл., в Англии - 169 предприятий с долей американского

капитала более 25% 5. Создание предприятий в странах Европы и дру-

гих континентов американские корпорации рассматривали как важное

средство преодоления тарифных барьеров, получения сверхприбылей,

борьбы за рынки сбыта, за контроль в области экономики и политики.

Американский капитал проявлял заинтересованность и к источникам

сырья. Правительство Кулиджа оказывало активную помощь корпорациям

в борьбе за доступ к зарубежном}7 сырью, прежде всего нефти и кау-

чуку, столь необходимым для развивавшейся автомобильной промышлен-

ности. Госдепартамент помогал американским предпринимателям внед-

ряться в районы добычи нефти. «Стандард ойл», «Галф» и другие неф-

тяные компании США при поддержке правительства скупали акции у

английских, французских, голландских компаний на производство и

контроль нефтяных источников в Иране, Колумбии, Венесуэле, Мексике.

Аналогичная политика проводилась также в отношении каучука, меди

и другого важного сырья. Американские медные фирмы в 20-е годы до-

бились контроля над 95% мирового капиталистического производства ме-

ди и ценами на мировом капиталистическом рынке. Гардинг, Кулидж и

Гувер поощряли создание крупных межнациональных картелей. Мини-

стерство торговли выступало как коммивояжер американских товаров 6.

В своих декларациях правительство Кулиджа заявляло, будто оно,

как и крупнейшие частные банки, предоставляет пострадавшей от войны

Европе займы в целях ускорения восстановления ее экономики. На са-

мом же деле они стремились нажиться на европейских долгах и процен-

тах по ним. Особенно американская администрация была заинтересована

в том, чтобы восстановленная Германия могла выплачивать военные ре-

парации. В этой связи США взяли на себя инициативу по выработке

плана репарационной проблемы, которая, по мнению американцев, стала

серьезным препятствием на пути оздоровления европейского и мирового

капитализма.

Для решения вопроса о репарациях был создан Международный ко-

митет экспертов, в который вошли представители пяти государств - по-

бедителей в войне: США, Великобритании, Франции, Италии и Бельгии.

В 1924 г. этот комитет под руководством американского банкира Чарлза

Дауэса разработал план, предусматривавший получение репараций с

Германии. В литературе он стал известен как «план Дауэса». Его авторы

полагали, что восстановленная Германия будет добросовестно выплачи-

вать военные репарации Франции и Англии, а эти последние, в свою

очередь, станут выплачивать государственные долги Соединенным Шта-

По «плану Дауэса» банкиры США и Великобритании предоставили

Германии заем на сумму 800 млн. марок (200 млн. долл.), из которых

половина приходилась на банкирский «дом Морганов». Германия обязы-

валась, в свою очередь, выплатить в первый год 1 млрд. репарационных

марок (250 млн. долл.) и увеличить затем платежи до 2,4 млрд. марок

в год. К 1928-1929 гг. общая сумма репараций с Германии окончатель-

но еще не была установлена.

С принятием в августе 1924 г. на Лондонской конференции «плана

Дауэса» для капитала США открывались новые возможности проникно-

вения в экономику Германии. В период между 1924 и 1929 гг. американ-

цы обеспечили себе 80% капитала, шедшего на заем кредитным учреж-

дениям Германии, 75% займов местным правительствам, т. е. германским

землям, и 50% - крупным германским корпорациям7. «План Дауэса»,

принятый под давлением американских банкиров и правительства Кулид-

жа, отвечал интересам в первую очередь США и Германии. Бывший

канцлер Германии Вирт в одной из речей в Чикаго подчеркнул: «...ваша

помощь во многом помогла моей стране избежать социальной катастро-

фы» 8. Оказание помощи в стабилизации германской промышленности

на определенном этапе укрепляло в целом экономическую и социальную

систему капитализма и в Европе. Вместе с тем эта помощь в возрожде-

нии германского империализма таила в себе и огромную опасность не

только для немецкого народа, но и народов других стран.

США удалось подписать соглашения с правительствами Великобри-

тании, Бельгии и Чехословакии о выплате ими некоторой части военных

долгов, что временно смягчало межкапиталистические противоречия.

Американские буржуазные историки и публицисты представили «план

Дауэса» как свидетельство «политики мира». На деле же правительство

Кулиджа и Уолл-стрит стремились превратить Германию в «надежного

партнера» и использовать ее в качестве противовеса Англии и Франции

в Европе, помешать налаживанию нормальных отношений между Гер-

манией и Советским Союзом, не допустить роста революционного движе-

ния в Европе.

На очередь встал вопрос об урегулировании политических отношений

Германии со странами Антанты, о присоединении ее к Лиге наций.

После принятия «плана Дауэса» дипломатия США поддержала

Англию, которая под прикрытием разговоров о «гарантиях европейской

безопасности» приступила к организации политического союза западно-

европейских стран (с участием Германии), направленного своим острием

против СССР. Для осуществления этого плана была созвана в 1925 г.

в швейцарском курортном городке Локарно конференция представителей

Великобритании, Германии, Франции, Италии, Бельгии, а также Поль-

ря, было подписано восемь соглашений. Но важнейшим из них был Рейн-

ский гарантийный пакт, который предусматривал прежде всего неруши-

мость установленных Версальским мирным договором границ Германии

на западе - с Францией и Бельгией. Роль «гарантов» взяли на себя

Великобритания и Италия. Гарантийный пакт вступил в силу после при-

этим для Германии кончилась дипломатическая изоляция со стороны

стран Запада.

Хотя США формально и не участвовали в переговорах и выработке

локарнских соглашений, тем не менее они оказали сильное влияние на

ход переговоров и их результаты. «... Американский финансовый капи-

тал, рассматривавший Европу как большую колонию, из которой он