Болезни Военный билет Призыв

Социальный пол определяющий поведение человека в обществе. Половые признаки и гендерные роли. Что значит гендер

Новая отрасль социальной психологии – гендерная, рассматривает взаимодействие полов, их сходство, определенное поведение в обществе, некоторые другие вопросы. Анатомические различия между людьми не играют здесь никакой роли. Это направление помогает лучше понять психологию мужчины и женщин и складывающиеся взаимоотношения между ними.

Что значит гендер?

Термин произошел от англ. gender – «пол», «род». Он был введен в использование в 1950-е годы американским сексологом Джоном Мани. Понятие гендер в психологии характеризует социальные представления о женщинах и мужчинах, совокупность качеств, которые человек проявляет, находясь в социуме. Можно иметь мужской и женский гендер, но это не предел. Например, в Таиланде разделяют пять гендерных типов: гетеросексуалы, гомосексуалы, третий пол «катой» и два вида гомосексуальных женщин, отличающихся феминностью и маскулинностью. Гендер и биологический пол могут не совпадать.

Пол и гендер

Эти два понятия характеризуют разделение всех людей на две группы: мужскую и женскую. В буквальном переводе термины равны и иногда употребляются как синонимы. Однако изначально эти понятия противопоставлены друг другу. Различия между полом и гендером в следующем: первый относится к биологическому, а второй – к социальному разделению людей. Если половая принадлежность человека определена еще до его рождения по анатомическим признакам и никак не зависит от окружения и культуры, то gender – социальный пол – связан с целой системой представлений о поведении в социуме.

Гендерная идентичность

В результате коммуникаций с другими людьми и воспитания человек осознает свою принадлежность к той или иной группе. Тогда можно говорить о гендерной идентичности. Уже к двум-трем годам ребенок осознает, девочка он или мальчик, начинает вести себя соответственно, одеваться в «правильную» по его меркам одежду и так далее. Приходит осознание, что гендерная принадлежность постоянна и не может измениться со временем. Гендерный пол – это всегда выбор, правильный или неправильный.

Гендер – осознанное значение пола и последующее освоение тех моделей поведения, которые от человека ожидают в социуме. Именно это понятие, а не половая принадлежность обусловливает психологические особенности, способности, качества, виды деятельности. Все эти аспекты регулируются через правовые и этические нормы, традиции, обычаи, систему воспитания.

Гендерное развитие

В гендерной психологии выделяют два направления: психология пола и развития личности. Этот аспект обуславливается половой принадлежностью индивида. В развитии личности человека принимают прямое участие его ближайшее окружение (родители, родственники, воспитатели, друзья). Ребенок примеряет на себе гендерные роли, учится быть женственней или мужественней, на примере взрослых узнает, как общаться с людьми противоположного пола. В человеке в разной степени могут проявляться черты обоих полов.

Гендер в психологии – измерение фундаментальное, характеризующее социальные отношения. Но наравне с устойчивыми элементами в нем есть и изменчивые. Для разных поколений, социальных слоев, религиозных, этнических и культурных групп представление о роли мужчины и женщины могут различаться. Существующие в сообществе формальные и неформальные правила и нормы меняются со временем.

Психология гендерных отношений в семье

Гендерная психология уделяет большое внимание изучению взаимоотношений между гендерными группами и разнополыми субъектами. Она рассматривает такую важную сторону жизни, как институт брака и семьи. Психология гендерных отношений в семье выделяет модели поведения:

  1. Партнерская, при которой все обязанности в семье не имеют строгого разделения, супруги делят их поровну, решения принимают тоже вместе.
  2. Доминантно-зависимая, при которой один из супругов играет доминирующую роль, принимает решения в бытовых вопросах. Чаще всего эта роль достается жене.

Гендерные проблемы

Различия в поведении разнополых людей могут стать причиной противоречий, как внутриличностных, так межличностных и межгрупповых. Гендерные стереотипы – устоявшаяся модель поведения, искажающая мнение о представителях обоих полов. Они загоняют людей в узкие рамки правил и навязывают определенную модель поведения, создают почву для дискриминации и тесно с ней связаны. Это прождает определенные проблемы, к которым относят гендерные:

  • неравенство (различные возможности в обществе для различных групп);
  • гендерно-ролевой стресс (трудности при поддержании предписанной роли);
  • стереотипы;
  • дискриминацию.

Гендерные конфликты

Люди по-разному воспринимают гендерные ценности и роли. При столкновении личных интересов с принятыми нормами возникает серьезное разногласие. Человек не желает или не может соответствовать тем установкам, которые диктует ему социум и гендерное поведение. В общем смысле гендерные конфликты психология рассматривает как социальные. В их основе лежит борьба за собственные интересы. С точки зрения более узких межличностных отношений конфликты – это столкновения между людьми. Самые распространенные из них происходят в семье и профессиональной сфере.


Гендерная дискриминация

Одна из самых острых проблем гендерных отношений – , известная как сексизм. В таком случае одному полу по сравнению с другим отдается предпочтение. Возникает гендерное неравенство. Дискриминации в трудовых, правовых, семейных и прочих сферах могут подвергаться представители обоих полов, хотя чаще всего говорят об ущемлении женщин в правах. Попытка добиться равенства с «сильным полом» породило такое понятие, как феминизм.

Данная форма сексизма бывает открытой, но чаще всего она завуалирована, так как явное его проявление чревато последствиями и в политической, и в общественной сфере. Латентной формой могут стать:

  • пренебрежение;
  • унижение;
  • предвзятость;
  • различные негативные проявления относительно людей противоположного пола.

Гендерное насилие

Гендерное неравенство и дискриминация становятся основой конфликта, когда человек оказывает насильственные действия в отношении представителя противоположного пола. Гендерное насилие – это попытка продемонстрировать свое половое превосходство. Признают четыре вида такого насилия: физическое, психологическое, сексуальное и экономическое. Один – гендерный узурпатор – пытается захватить власть насильственным путем. Чаще всего в роли деспота выступает мужчина, поскольку в современном обществе не провозглашается доминирование женщин.

Гендерная психология – молодая область научного знания. Психологические исследования в данной области акцентируются на изучении личностных характеристик обоих полов. Главные достижения этой науки – изучение тактики поведения и стратегии в преодолении . Так, например, женщина может и должна быть успешна в бизнесе, а мужчина – на семейном поприще. Не анатомические особенности, а соблюдение предписанных гендерных ролей и успешное преодоление возникающих проблем и конфликтов позволяют называться мужчиной или женщиной.

в отличие от биологического пола тендер (социальный пол) детерминируется социально-историческими и этнокультурными условиями. Выделяют личностный тендер, структурный - представленный на уровне социальных институтов, и символический тендер - культурное содержание мужественности и женственности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГЕНДЕР

- (англ. gender – род, как правило, – грамматический). Сначала понятие использовалось только в лингвистике. В 1968 г. американский психоаналитик Роберт Столлер впервые употребил термин в новом значении. С этого момента начинается новый этап в использовании определения. Современное понятие «гендер» – социальный пол – сформировалось в процессе теоретического развития феминизма, гендерных теорий. Гендер в широком понимании – сложная система, отображающая общественные отношения. Понятие «гендер», несмотря на относительно короткий срок существования, становится одним из центральных и фундаментальных категорий в современных общественных науках. Определение З.Фрейда «анатомия – это судьба» ярко отражает веками сложившийся в науке, литературе, представлениях людей вообще традиционный подход, при котором считалось, что биологический пол определяет характер человека, его мышление и т.д. Этот подход в ХХ веке с развитием гендерных исследований получил определение биодетерминизм. Концепция гендера включает социально-психологические характеристики, способности и типичное поведение, присущее женщинам и мужчинам. Этим ролям и обязанностям со временем свойственно изменяться в зависимости от особенностей культуры и социально-экономических отношений. Термин гендер означает, что в представлениях людей, социума человек, как носитель в первую очередь определенного пола, должен ему соответствовать в поведении, одежде, разговоре, навыках, профессии и т.д. Каждое общество имеет свою систему норм, стандартов поведения, стереотипов общественного мнения относительно исполнения соответствующих социальных половых ролей, представления о «мужском» и «женском» поведении. В гендере отражается именно то, что в поле обусловлено культурой, социальной практикой, т.е. раскрывается социально-ролевой статус, определяющий возможности человека – мужчины или женщины – в разных сферах жизнедеятельности. У каждого человека, проживающего в том или ином обществе, существует представление о том, как он должен себя вести (гендерная идентичность) и представление о том, как должен себя вести себя другой человек, в первую очередь в соответствии с полом этого человека (социальное ожидание половой адекватности). На биологический пол, в соответствии с которым человек «должен» себя вести, накладываются такие понятия как социальный слой, цвет кожи, возраст (пол + класс + раса + возраст) и так далее. Например, вплоть до середины ХХ века считалось, что цвет кожи является определяющим в умственных способностях человека, его восприятии окружающего человека, его нравственности и морали. Человек с темным цветом кожи считался не способным мыслить, творить, но способным на преступления. На данном этапе времени подобное отношение считается неправильным, не политкорректным. Гендерные исследования позволили увидеть, что мир длительное время был поделен на две неравные части: частный мир и общественное пространство. Женщины были более ограничены сферой «частной жизни», их уделом считались – семья, дом и дети. С другой стороны, мужчинам в большей степени полагалось принадлежать к «общественной сфере», где берут свое начало властные и имущественные различия. Их мир – это оплачиваемая работа, производство и политика. Например, во второй половине ХIХ столетия в обществе шли бурные дискуссии о возможности женщин учиться в университетах. При этом даже среди педагогов, философов, общественных деятелей достаточно распространенным было мнение о вреде высшего образования, как для отдельной женщины, так и для общественного развития в целом. Сегодня право женщин на получение высшего образования общепризнано, однако многие девушки, женщины отказываются от высоких профессиональных притязаний, лидерства, так как, они полагают, что это может повредить их женской привлекательности, создаст трудности для семейной жизни, воспитания детей. Попытки преодоления этого неравенства с конца прошлого века предпринимаются многими государствами. В Таджикистане в 2000г. стартовала «Национальная Программа основных направлений государственной политики по вопросам равноправия и равных возможностей для мужчин и женщин в Таджикистане», в марте 2005 г. принят Закон «О равных правах мужчин и женщин и возможностях реализации». Концепция гендера ставит во главу угла не проблемы женщин, а отношения между полами и в середине их.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Наряду с явными женскими признаками организма, принимается во внимание хромосомный набор, так как иногда вместе с женскими половыми органами соседствуют . Это дает спортсменкам преимущества в соревнованиях.

В настоящее время при помощи современной медицины пол можно изменить.

Гендерный признак, в отличие от полового, является социальным, общественным, приобретенным в результате воспитания. На людей оказывает большое влияние культурное бессознательное окружения. Так как гендер – явление социальное, оно претерпевает изменения одновременно с развитием социума и культуры. К примеру, еще в 19 веке считалось, что мужчина обязательно носит короткую прическу и брюки, а женщина - длинные волосы и платье. В настоящее время эти вещи не считаются признаком гендера.

Смысл понятия «гендерный стереотип»

Гендерный признак, приписываемый женщинам и мужчинам, живуч в массовом сознании. В неразвитом обществе он давит на индивидов, навязывая определенные формы социального поведения. Например, считается, что мужчина – это «добытчик», он обязательно должен зарабатывать больше жены. Считается также, что мужчина должен быть агрессивным, напористым, заниматься «мужскими» профессиями, карьеру на работе, увлекаться рыбалкой, спортом. Женщина же должна быть эмоциональной и мягкой, уступчивой и покладистой. Ей «предписывается» выйти замуж, иметь , заниматься «женскими» профессиями, основное время она должна посвящать семье.

В разных обществах гендерные стереотипы могут отличаться. К примеру, в Испании умение готовить является признаком настоящего мачо, тогда как у славян - это чисто женское занятие.

Подобные стереотипы порождают для некоторых гендерные проблемы. То есть, муж, находящийся в декретном отпуске по уходу за , жена, кормящая семью, мужчина, который увлекается вышиванием, женщина, делающая карьеру вместо замужества - все они подвергаются социальному осуждению за несоответствующее полу поведение. Таким образом, гендерный признак является социальным стереотипом, который приводит также к дискриминации по половому признаку, так как руководящие роли в обществе часто отводятся мужчинам. Многими развитыми странами проводится специальная гендерная политика: государство старается услышать проблемы своих граждан и устранить неравенство по половому признаку. В этих целях создается кодекс законов, ведущих к формированию общества, равного для всех людей.

Слово «гендер» в буквальном переводе означает «пол». Тем не менее, смысловое наполнение этих двух терминов различно. Это особенно ярко проявляется в таком понятии, как «гендерная политика».

Оба понятия – и пол, и гендер – характеризуют разделение людей на мужчин и . Но термин «пол» относится к биологическому разделению, а «гендер» – к социальному.

Различие между полом и гендером

Источники:

  • Основные механизмы гендерной политики

Бессознательное и сознательное – два эти понятия входят в концепцию в психологии, характеризующую две тесно связанные стороны представлений человека о собственной личности. Поэтому, если речь заходит о бессознательном, нельзя не затронуть и сознательное. Несмотря на то, что обычно эти аспекты личности противопоставляются, они все же формируют единое целое, хотя и работают на разных уровнях.

Инструкция

Сознание, иначе называемое сознательное, это форма, в которой предстает объективная реальность, отраженная психикой человека. Нельзя сказать, что сознательное и реальность совпадают, но можно утверждать, что между ними есть нечто общее. Именно сознательное и является связью между реальностью и бессознательным, на его основе человек формирует свою картину мира.

Бессознательное иначе называют подсознанием. Это различные процессы в человеческой психике, которые не управляются им самим, чаще всего, они вообще не осознаются и не находят отражения в разумной деятельности. Даже если поместить подсознательное в определенных его аспектах в фокус своего внимания, уловить его чрезвычайно трудно.

Бессознательное может проявляться в нескольких аспектах. В первую очередь, это неосознаваемая человеком мотивация к действию. Может быть так, что истинные причины поведения неприемлемы с точки зрения этики или социальности личности, поэтому они не осознаются. Бывает, что несколько истинных причин поведения вступают в явное противоречие, и хотя они побуждают к одному действию, часть из них располагается в области бессознательного, поэтому противоречия в голове человека не возникает.

Во вторую очередь, к бессознательным относятся различные алгоритмы поведения, которые настолько отработаны человеком, что воспринимать их даже не нужно, чтобы не занимать ресурс мозга. Третье проявление бессознательного – это восприятие. Обычно, чтобы обработать информацию об имеющейся ситуации, мозгу приходится анализировать огромный объем информации, и если бы каждое действие происходило сознательно, человек бы не смог среагировать на раздражитель. Также к бессознательным относят процессы интуиции, вдохновения, озарения и подобные явления. Они тоже базируются на накопленном в бессознательном пласте информации, который используется непонятным для сознания образом.

Первым теорию бессознательного начал разрабатывать Зигмунд Фрейд – австрийский психолог. Его заинтересовал тот факт, что неосознанные мотивации людей проявляются в снах, невротических патологиях и творчестве, то есть, в состояниях, когда человек не особенно себя сдерживает. Фрейд заметил, что противоречие между сознанием и желаниями, диктуемыми подсознанием, нередко приводит к внутренним конфликтам у человека. Метод психоанализа призван разрешить это противоречие и помочь человеку найти приемлемый выход для реализации подсознательного напряжения.

Фрейдовскую теорию подсознательно развивали австрийский ученый Карл Густав Юнг, который выявил бессознательные процессы не только одной личности, но и коллективные, а также Жак Мари Эмиль Лакан, который провел параллель между психоаналитикой и лингвистикой и предлагал лечение пациентов лингвистическими методами. С ним оказались согласны далеко не все психотерапевты, хотя в ряде случаем метод Лакана действительно приводил к успеху.

Видео по теме

2.Гендерные права: история и современность.

1.Определение понятия “гендер”. Формирование гендерной идентичности

Гендер в переводе с английского языка означает род (англ. gender - род, грамматическое понятие: например, медаль - женского рода, крест - мужского рода, окно - среднего рода). Гендер - это социальное отношение, это социологический пол, не биологический пол (англ.sex). Гендер - продукт социализации, в то время как биологический пол (sex) - результат эволюции.

Гендер в широком смысле, означает целый комплекс различных характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни, образа мыслей, норм, жизненных установок и др. В нашей культуре обычно признается существование только двух полов: мужского и женского, поэтому юридическая система также требует, чтобы каждый был отнесен к категории мужчин или женщин, Это фиксируется первом документе индивида: в свидетельстве о рождении.

Рождаясь, люди женского и мужского пола сразу попадают в сложившуюся систему отношений, где женщинам отведена пассивная роль, а мужчинам - активная. При этом значимость активного (“мужского”) всегда выше пассивного (“женского”) в соответствии с иерархией отношений” (С. Де Бовуар). В социуме сформировалась патриархатная парадигма (греч. paradeigma - пример, модель, образец), представленная следующим образом: мир мужчины - весь мир, мир женщины - дом. Соответственно предопределяются социально полезные роли женщины и мужчины (гендерные роли).

Гендерная роль - это публичное, внешнее выражение гендера. Гендерные роли формируются под влиянием истории, религии, национальных особенностей, психологических, педагогических социокультурных условий и т. п. той или иной страны, того или иного региона. Гендерная роль - дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Гендерные роли всегда связаны с определённой нормативной системой, которую личность усваивает и преодолевает в своём сознании и поведении.

Следовательно, делают исследователи вывод, гендер - это постоянно развивающаяся система отношений, участниками которых являются мужчины и женщины.



В любом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними. Процесс половой социализации всегда производен от норм и обычаев, культуры общества. Общество нормирует половую мораль, сексуальные ритуалы и т. д. Даже сексуальные отклонения расцениваются как норма или патология в зависимости от устоявшихся взглядов в данном обществе.

У детей психологическое самоопределение половой принадлежности начинается со второго и закрепляется к третьему году жизни ребёнка. Кристаллизация первичной половой идентичности в константную происходит в возрасте между двумя и семью годами. Гендерная идентичность - это частное, внутреннее восприятие своего пола.

Психоаналитические исследования показывают, что в раннем детстве и девочки, и мальчики отождествляют себя с мамами. В более старшем возрасте девочки сохраняют свою привязанность к матери, а мальчики начинают сближаться с отцом или другими сильными личностями мужского пола. Формирование гендерной идентичности идёт также через поощрение соответствующего поведения или наказание за неуместное поведение ребёнка родителями.

Родители выражают обеспокоенность, если сыновья ведут себя как маменькины сынки, а девочки как сорванцы. Одновременно осуждая несамостоятельность мальчиков, они позволяют или даже поощряют зависимость девочек от других. Семья, воспитатели, сверстники являются важными агентами половой социализации. Но в общении с окружающей микросредой ребёнок сам активно накапливает информацию о половых различиях и половых ролях и соотносит её со своим опытом.

Гендерный стереотип - это упрощенный схематизированный, эмоционально окрашенный и устойчивый образ мужчин или женщин. Гендерные стереотипы навязываются СМИ, особенно телевидением, которое находится в распоряжении ребёнка круглые сутки. Телеобразы показывают мужчин предприимчивыми, агрессивными, женщин - слабыми, зависимыми, для них главным является внешность.

Детские журналы и книги также укрепляют традиционные гендерные стереотипы. Главными героями большинства сказок, историй являются мужские персонажи. Героини, как правило, нуждаются в защите и мечтают лишь о замужестве.

В конце 60-х годов американцы ввели, ставший популярным, термин “сексизм”. Созданный по аналогии с понятием расизм, он означает систему и практику дискриминации личности по признаку пола.

Сексизм - это система установок, оправдывающих социальное неравенство женщин ссылками на врождённые пороки женской природы, якобы делающие женщину не способной к участию в культурном, научном и социальном творчестве. Формы скрытого лингвистического сексизма обнаруживаются в отсутствии женщины как культурного субъекта в языковом пространстве.

Социологические исследования показывают, что в ответах на известный в психологии “тест Куна” на вопрос “Кто я?” девочки и мальчики (от 10 до 16 лет) дают практически полярные ответы. Выяснилось, что девочки всех трёх возрастов “хотят нравиться окружающим”, особенно друзьям мужского пола (63 процента), “хотят нравиться своим родителям” только 36,9 процента. Результаты анализа ответов показали, что такие качества, как способности и интеллект, были для них, прежде всего, средством выделиться, чтобы успешно строить отношения с окружающими и, в конечном счёте, нравиться им ещё больше. Для мальчиков - жизненно важным был вопрос, как примет их социум и смогут ли они занять в нём заметное положение (92,3 процента).

Ученые, занимающиеся гендерными исследованиями, утверждают, что в современных женщинах воспитана “боязнь успеха”, которая мешает, даже самым способным из них, хотеть и добиваться социального признания, мешает им стремиться к карьере и, тем более, осуществлять это стремление.

Видимо, в этом заключён ответ, на вопрос, почему среди мужчин гении встречаются гораздо чаще, чем среди женщин. Хотя есть определённые концепции, дающие традиционные в нашем патриархатном обществе ответы. Например, вице-президент “Евроталанта” - Европейского комитета по образованию одарённых детей и юношества при Совете Европы Д. Ушаков пришел к выводу, что мужчины шире разбросаны по шкале интеллекта: среди “просто умных” преобладают женщины, а среди “очень умных” и “очень глупых” - мужчины. Хотя, конечно, влияние среды, отмечает он, тоже нельзя исключить.

Кроме того, некоторые исследователи утверждают, что женский интеллект лучше всего развивается в вербальном (словотворческом) направлении, мужской - по линии пространственного мышления. Так что, считают приверженцы этой точки зрения, из девочки с большей долей вероятности получится выдающийся поэт, писатель, политик, нежели художник, архитектор, математик, полководец, так как это - мужская стезя.

Гендерная идентичность и гендерная роль у взрослых обычно распознаются как более маскулинизированные у мужчин и более феминизированные у женщин. Маскулинные и феминные элементы присутствуют в каждом человеке, даже если его доминирующая идентичность больше склоняется к тому или иному типу.

Маскулинность и феминность выражаются в стиле одежды, в походке, речи, манерах, увлечениях и во всех других видах поведения. Некоторые люди стремятся к кроссгендерности (трансгендерности), которую считают более своей сущностью, чем более традиционные гендерные роли.

Гендерная социализация, протекающая на различных уровнях в определенном социокультурном пространстве, имеет свои особенности в зависимости от возрастного этапа, на котором находится индивид, этнонациональных традиций и обычаев и многих других причин.

Перед тем как исследовать различные теории неравенства определимся с самим понятием «гендер».

В феминистской литературе существует несколько концепций гендера. Это обусловлено как относительной "молодостью" гендерного подхода (первые работы появились около двадцати лет назад), так и сложностью самого феномена. Для всех из них базовым положением является различение понятий пол (sex) и гендер (gender). Пол - это термин, который обозначает те анатомо-биологические особенности людей (в основном - в репродуктивной системе), на основе которых люди определяются как мужчины или женщины. Его следует употреблять только в отношении характеристик и поведения, которое вытекает непосредственно из биологических различий между мужчинами и женщинами. Гендер - это сложный социокультурный конструкт: различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским, творимые (конструируемые) обществом.

В рамках этого подхода гендер понимается как организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, не только характеризующая их межличностное общение и взаимодействие в семье, но и определяющая их социальные отношения в основных институтах общества (а также и определяемая - или конструируемая ими). Гендер, таким образом, трактуется как одно из базовых измерений социальной структуры общества, который вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст) организует социальную систему.

Социальное воспроизводство гендерного сознания на уровне индивидов поддерживает основанную на признаке пола социальную структуру. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды конституируют гендерные различия и, одновременно, обусловливаемые ими системы господства и властвования. Во многих обществах женщин и мужчин не только воспринимают, но и оценивают по-разному, обосновывая гендерными особенностями и разницей в их способностях различия в распределении власти между ними. Осознание гендерной принадлежности - конституирующий элемент социальных отношений, основанный на воспринимаемых различиях между полами, а пол - это приоритетный способ выражения властных отношений.

Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Принятые в обществе гендерные нормы и стереотипы в определенной степени определяют психологические качества (поощряя одни и негативно оценивая другие), способности, виды деятельности, профессии людей в зависимости от их биологического пола. При этом гендерные роли и нормы не имеют универсального содержания и значительно различаются в разных обществах. В этом смысле быть мужчиной или женщиной означает вовсе не обладание определенными природными качествами, а выполнение той или иной роли.

В современных социальных и гуманитарных исследованиях гендер используется не как неизменная и универсальная конструкция. Понятие гендер означает не вещь или предмет, не много вещей или предметов, а комплексное переплетение отношений и процессов. Необходимо мыслить отношениями, чтобы из аналитической категории гендера вывести культурную реальность - как в прошлом, так и в настоящем.

Понятия феминный и маскулинный стали активно использоваться вместе с разработкой концепции гендера и употребляются в гендерных исследованиях для обозначения культурно-символического смысла "женского" и "мужского".

Гендер (gender):

1. (Общее значение) - различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу.

2. (Социологическое значение) социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним. Таким образом, социологическое использование термина может отличаться от повседневного.

3. В психологии понятие «гендер» употребляется в более широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями).

Социологи и социальные психологи утверждают: пол относится к биологическим характеристикам, в соответствии с которыми люди делятся на категории «мужчина», «женщина» или в редких случаях «гермафродит» (когда характеристики обоих полов фактически или явно объединены), а гендер - к социальным и социально-психологическим атрибутам, подразделяющим людей на категории «мужской», «женский» или «гермафродитный» (когда характеристики обоих гендеров преднамеренно или непреднамеренно объединены). По мнению многих психологов, в психологическом дискурсе гендер должен применяться тогда, когда касается социально созданного деления общества на тех, кто относится к мужчинам, и тех, кто - к женщинам. В то время как «мужчина» и «женщина» являются терминами, зарезервированными за биологическими различиями между ними, а также мальчиками и девочками, «мужское» и «женское» относится к сформированным культурой чертам поведения и видам темперамента, считающимися социально соответствующими полам. Эти черты изучаются посредством сложного и продолжительного процесса социализации.

Антропологи, например Маргарет Мид, а так же психологи и социологи подчеркивали, что гендер определяется не биологически, а социально и посредством культуры, являясь культурно и исторически относительным. Его значение, интерпретация и выражение изменяются и внутри, и между культурами, служа объектом исторических перемен. Социальные факторы - класс, возраст, раса и этнос - тоже образуют особое значение, выражение и опыт гендера, выделяя тот факт, что его нельзя уравнивать каким-либо упрощенным способом с полом или сексуальностью.

Гендер (gender) - социальный пол. В английский язык разграничиваются понятия социального пола («gender») и биологического («sex»). Терминологически понятие гендера оформилось в процессе теоретического развития феминизма, а затем и собственно гендерных исследований.

Современное обществознание последовательно и весьма продуктивно разрабатывает данное понятие как одно из важнейших для анализа оснований социальности и ее форм. Смысл понятия «гендер» заключен, прежде всего, в идее социального моделирования или конструирования пола. Социальный пол конструируется социальной практикой. В обществе возникает система норм поведения, предписывающая выполнение определенных гендерных ролей; соответственно возникает жесткий ряд представлений о том, что есть «мужское» и «женское» в данном обществе, гендер - совокупность социальных репрезентаций, а не природой закрепленная данность. Гендер - культурная маска пола, то, что мы думаем о поле в границах наших социокультурных представлений. Более того, пол и есть только гендер, т. е. то, что стало полом в процессе его социализации. Не пол принадлежит человеку, а человек полу, а он определен властью и языком. В современном обществе все труднее провести границу между биологической предопределенностью пола и его социальным моделированием. «Сегодня нет ничего менее надежного, чем пол. Принцип неопределенности распространяется на половые отношения, как и на отношения, политические и экономические».

При всем многообразии подходов и позиций в отношении определения гендер имеет смысл выделить две концепции: теорию социальной конструкции гендера и теорию гендерной системы.

В логике первого подхода называют три группы характеристик: биологический пол, полоролевые стереотипы, распространенные в том или ином обществе, и т. н. «гендерный дисплей» - многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского действия и взаимодействия. Понятие «гендерный дисплей» введено И. Гоффманом и выражает множество проявлений культурных составляющих пола. В соответствии с данным подходом гендер предстает как измерение социальных отношений, укорененное в данной культуре. Понятие «гендерная система» включает разнообразные компоненты и по-разному определяется разными авторами.

Гендерная система есть совокупность отношений между полами (и внутри полов). Поскольку гендерная система предполагает гендерное измерение публичной и приватной сферы, соотносит систему гендерной иерархии с другими социальными иерархиями и системами доминирования, то в анализе такого рода большая роль отводится изучению роли социальных институтов, реализующих гендерные технологии. «Наша врожденная когнитивная привычка разделять все на категории и действовать на основе такого разделения также способствует сохранению представления, что гендерные различия велики и актуальны. Мы еще больше склоняемся к тому, чтобы проводить грань между гендерами, и начинаем частично определять свою идентичность исходя из нашей гендерной принадлежности. Социальная гендерная психология переключает наше внимание с биологии на ситуативные и социальные силы, лежащие в основе разделения на мужчин и женщин, и тем самым снабжает нас указаниями в отношении того, как можно добиться гендерного равенства. В то же время социальная психология объясняет, почему изменения в гендерных ролях и стереотипах будут протекать медленно и иметь неопределенный характер в отсутствии согласованных усилий. Эти усилия обычно исходят от женщин, но изменения могут происходить более быстрыми темпами, если мы признаем, что традиционные роли несправедливы, не подходят для современного общества и ограничивают не только женщин, но и мужчин.

Таким образом, конструкция гендера есть одновременно продукт и процесс представления, как о других, так и о самом себе.