Болезни Военный билет Призыв

Социальная информация. Социальная информация и ее свойства Виды социально значимой информации

Источниками социальной информации являются социальный факт и социальный процесс.

Социальный факт – это все, что произошло, случилось в жизни людей и зафиксировано в человеческом восприятии, памяти и документальных источниках. Чтобы то или иное событие приобрело смысл социального факта, необходимы определенные условия. Случившееся должно носить социальный характер, т.е. являться причиной или следствием социальных отношений; оно должно представлять общественный интерес и обладать определенной ценностью с точки зрения использования в общественном процессе. Так, например, социальным фактом можно считать расстрел Верховного Совета в Белом Доме в октябре 1993 года и другие события нашей истории. Этот факт достоверен, социально значим, и обладает определенной ценностью с точки зрения социальной информации.

В отличие от социального факта социальный процесс обозначает все то, что происходит в общественной жизни, находится в движении, в развитии, взаимосвязи, взаимовлиянии. Например, процессы становления рыночной экономики, процессы криминализации и люмпенизации в обществе, приватизации и коррумпированности власти и др.

С помощью социальной информации человек отражает процессы, происходящие в обществе, систематизирует их, описывает, анализирует, оценивает, подводит итоги, приходит к определенным заключениям и дает рекомендации. Примером такого анализа и обобщения социальной информации являются телевизионные аналитические программы ведущих тележурналистов, специализирующихся в сфере социально-политических и экономических отношений.

В практике социального управления используется различная по степени обобщения социальная информация.

Самый высокий уровень обобщения информации – теоретический , когда выявляются существенные взаимосвязи между объектами, выявляется генезис и эволюция развития объекта, строятся его реальные модели, выводятся законы и т.д. Его источником являются общественные науки: философия, экономическая теория, социология. Эта обобщенная информация используется в научной среде для стимулирования научных изысканий. Органы власти и управления используют данную информацию для выработки политических и управленческих решений. В образовательном процессе эта информация подлежит освоению и изучается в рамках учебных программ по дисциплинам гуманитарного цикла.

Эмпирический (описательный) уровень обобщения информация базируется на фактах. Его называют также фактографическим, поскольку констатируется реальность существования того или иного объекта и описываются присущие ему свойства (признаки, характеристики). Большинство фактов социально-экономической жизни представлено в статистических данных. Статистика, включая государственную, позволяет систематизировать явления, обнаруживать связи и закономерности. Она призвана не только регистрировать факты и результаты, но и вырабатывать практические рекомендации и предложения. Эмпирический уровень необходимый, но это предварительный этап, поскольку подлинная наука начинается с теоретического осмысления собранного эмпирического материала.

Социальный эксперимент также является определенным источником информации и уровнем общения информации. Он предполагает определенное искусственное изменение общественных отношений с целью научного изучения и выработки новых форм общественных отношений, особенно форм управления. В масштабах огромной страны социальные эксперименты нежелательны, так как сопряжены с определенными издержками для всего общества и для отдельных социальных групп (например, коллективизация и раскулачивание, шоковая экономическая реформа 1992 года для всего общества). Результаты социального эксперимента могут быть положительными и отрицательными.

Важным источником социальной информации являются документы, в которых фиксируются практически все события, факты и процессы социально-экономической и духовной жизни населения. Документальные источники, сосредоточенные в архивах, в библиотеках, органах научно-технической информации, в музеях дают всестороннюю информацию о различных сторонах функционирования общества, о жизни людей, их настроении, социально-психологическом климате. Эта информация помогает использовать положительный опыт и избежать отрицательного, не открывать того, что уже было открыто и сделано.

Ценным источником информации для управления является непосредственное общение руководителей с трудовыми коллективами, с отдельными людьми. Чтобы эффективно руководить, нужно знать настроение людей, их потребности, изучать общественное мнение. Формами информационных связей руководителей с народом являются референдумы, всенародное обсуждение важнейших законов страны, выступления в средствах массовой информации, отчеты перед коллективами, посещение рабочих мест и встречи с людьми, приемы посетителей и т.д.

В комплексе названные источники социальной информации и уровни ее обобщения позволяют получать знания об обществе, человеке и эффективно управлять социальными процессами.

Социальная информация - совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений и процессов.

Социальная информация - это способ (форма) передачи знаний, эмоций и волевых воздействий в обществе. Обобщенно социальную информацию можно определить как сведения, предназначенные для передачи в обществе. Именно такая информация, содержащаяся в документе, является объектом изучения документоведения, а также информатики, книго-, библиотеке-, библиографе-, архивоведения, теории массовых коммуникаций и других наук документно-коммуникативного цикла. Социальная информация - явление сложное, подразделяемое на виды по разным принципам деления.

Первым принципом деления социальной информации является ее социальное назначение. С этой точки зрения информация подразделяется на массовую и специальную.

Массовая информация - социальная, предназначенная для всех членов общества. Информация этого рода доступна любому человеку, поэтому она называется массовой. Специальная информация предназначена для отдельных социальных групп, в частности, специалистов. Массовая в свою очередь делится на публицистическую, эстетическую и обыденную. Специальная - на научную, техническую, планово-экономическую, коммерческую и др. виды. Это обусловливает содержание и целевое назначение различных видов и типов документов, распространение их через каналы специальных и неспециальных (массовых) коммуникаций.

Второй принцип деления основан на способе отражения информации человеческим сознанием. Когда человек воспринимает информацию различного рода анализаторами, он раскодирует (отражает) ее головным мозгом, который функционально асимметричен. Левое полушарие головного мозга осуществляет логическую деятельность, правое - образно-ассоциативную. В соответствии с этим информация условно подразделяется на логическую и эстетическую.

Логическая информация - результат познания и логического осмысления законов природы, общества и мышления. Она передается в знаковой форме путем отражения окружающей действительности левым полушарием головного мозга и аккумулирует все знания, накопленные человечеством за долгий период освоения природы общества и мышления. Логическая информация разнообразна и различается в соответствии с принадлежностью к различным областям человеческой деятельности.

Эстетическая информация - результат образно-ассоциативного, преимущественно художественно-эстетического отражения действительности. В совокупности с физиологическими особенностями восприятия эстетическая информация распространяется следующими видами искусства: 1) живопись и графика, пространственные формы (архитектура, скульптура) и т.д.; 2) музыка, художественное слово и т.д.; 3) театр, хореография, кино и т.д.

Третий принцип деления базируется на физиологических особенностях восприятия информации человеком. С этой целью природа предопределила человеку следующие органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Различают следующие виды информации: визуальная,

Аудиальная, обонятельная, тактильная, вкусовая.

Социальная информация различается по ряду других признаков.

1. По способу распространения социальная информация делится на два вида: опубликованная (распространяемая посредством тиражного размножения документов) и неопубликованная (не рассчитанная на широкое распространение и не прошедшая официальной апробации).

2. По степени переработки социальная информация подразделяется на первичную, содержащую непосредственные результаты НИР, и вторичную (результат переработки первичной информации).

Слово «информация» имеет много значений. Сегодня признано всеми, что это общефилософское понятие и означает «отраженное многообразие» в любых объектах и процессах живой и неживой природы. В теории информации все многообразие ее форм принято делить на элементарную, которая циркулирует в неживой природе; биологическую – циркулирующую в живой природе и социальную – осмысленную человеческим обществом.

С позиций коммуникации, т. е. каналов передачи – это сведения, предназначенные для передачи различными способами (формами).

Самым распространенным является трактовка информации как «сведений о чем-либо». В ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (1995) информация определяется как «сведенияолицах, предметах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления». Поскольку перечисленными объектами информации оперируют люди, данную информацию называют социальной.

Впервые вопрос о социальной информации был поставлен учеными еще в 20-30-е годы прошлого века. Позднее ее сущность и видовое разнообразие рассматривали философы, социологи, информатики, библиотековеды, библиографы и специалисты других областей гуманитарной сферы. Среди них В.Г. Афанасьев, А.Д. Урсул, А.П. Суханов, А.И. Михайлов, А.И. Черный, Р.С. Гиляревский, А.В. Соколов, Ю.Н. Столяров, И.Г. Моргенштерн и другие.

В специальной литературе встречаются различные трактовки социальной информации. Так, А.П. Суханов рассматривает это понятие в узком смысле, придавая социальной информации статус «массовой». Он считает, что к социальной информации относится не вообще вся информация, полученная человеком в процессе отражения окружающего мира, а лишь имеющая общественный интерес, служащая развитию общественной жизни, получившая признание людей.

Расширенная трактовка этого понятия представлена в работах философа В.Г. Афанасьева. Смысл его высказываний в том, что социальная информация представляет собой знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и обо всех других ее формах в той мере, в какой они используются обществом, человеком и вовлечены в орбиту общественной жизни. Следовательно, суть этого определения сводится к утверждению, что социальная информация – это сообщения, содержанием которых является знание.

Наиболее приемлемое, с нашей точки зрения, определение социальной информации мы встречаем в рассуждениях А.В. Соколова. Он считает, что социальная информация представляет собой коммуникационное сообщение, обладающая смысловым содержанием и материальным чувственно-воспринимаемым выражением. Смысловое содержание образуют знания, эмоциональные переживания, управляющие воздействия. Материальной формой могут быть социально принятые знаки (алфавит, изображение, звуки и др.).

Таким образом, обобщенно социальную информацию можноопределитькак сведения о мире, возникающие и используемые в процессах человеческой деятельности .

Сущность социальной информации в том, что она создается и используется обществом и отражает различные общественные отношения (национальные, политические, экономические, культурные и пр.) социальных групп общества.

Жизнь человека немыслима без получения, переработки, производства и хранения самых различных сведений. Потоки информации, которыми обмениваются люди, составляют основу их деятельности, их сознания. В процессе материального производства, в своей повседневной жизни постоянно вступают друг с другом в разнообразные отношения. Эти отношения обусловлены характером труда (умственный, физический), местом человека в социальной структуре общества. Во всех этих отношениях функционируют потоки социальной информации.

Результатом познавательной деятельности человека (научной, творческой, производственной, учебно-образовательной) является знание. Следовательно, информация – это знания, включенные непосредственно в коммуникативный процесс. Главное в информации – это ее содержание, которое фиксируется в документе. Содержательные аспекты информации обусловлены сферой ее использования и будут рассмотрены далее.

Важнейшими параметрами социальной информации являются ее характеристики с точки зрения качественных, количественных и ценностных свойств, которые обеспечивают информационный потенциал документа.

Социальная информация должна быть объективной , то есть освобожденной от неизбежных искажений, возникающих не только на стадии ее формирования, но и передачи. Информация, содержащаяся в документе, зависит от человека, поэтому носит не только объективный, но и субъективный характер. Субъективность проявляется, прежде всего, в интерпретации фактов.

Качество информации обеспечивается и ее достоверностью , то есть приближенностью к первоисточнику или точностью ее передачи. В данном случае необходимо исключать случайные или намеренные искажения информации. Предвзятость, субъективизм в подготовке информации, недостаточная квалификация людей, работающих с информацией, снижает ее достоверность.

Информационная емкость определяется многими другими показателями, такими как актуальность, полнота, своевременность и т.д.

Актуальность информации связана с ее важностью и значимостью в данный момент времени, особенно в принятии конкретного решения. Полнота информации связана с определенным количеством сведений, которые позволяют сформулировать правильный вывод или принять более правильное решение по вопросу. Полнота определяется как оптимальное соотношение необходимой и полученной информации. На степень полноты влияют различные информационные барьеры: исторические, географические, режимные, ведомственные, политические, экономические, языковые, психологические. Частичному преодолению и снижению этих барьеров способствует развитие ИНТЕРНЕТ и новых технологий в передаче информации.

Важнейшим условием реализации информации, особенно управленческой и правовой является своевременность ее получения и передачи. Как бы полна и достоверна ни была информация, но если она получена с опозданием, то трудно, а порой и невозможно ее использовать.

Одним из необходимых свойств информации является ее новизна . Необходимость получения новой информации объективно обусловлена быстрыми процессами развития науки и общества.

Информация призвана быть полезной и способствовать решению задач, стоящих перед обществом. Полезность близка к понятию ценности информации. Поскольку информация отражает те или иные реальные явления и процессы, она всегда полезна. Ценность ее измеряется тем эффектом, который получен в результате использования той или иной информации. Ценной и полезной признается информация, отличающаяся новизной , т.е. такая информация, которая содержит сведения, еще неизвестные, но нужные потребителю.

Таким образом, самой сложной задачей характеристики социальной информации является определение ее свойств. Причина этого в противоречивости этих свойств.

Качество социальной информации характеризуют пары противоположных свойств. Информация может быть истинной и ложной, полной и неполной, полезной и вредной, точной и размытой, новой и устарелой, результативной и нерезультативной, объективной и субъективной и др. Эти свойства относительные, так как анализ любого сообщения показывает, что полезная для одного человека информация может оказаться вредной для другого.

Оценка информации зависит от воспринимающих ее людей, групп. Человек воспринимает ее субъективно, а дать объективную оценку могут специалисты конкретных областей знания. Для потребителя информации важной характеристикой является ее адекватность , т.е. соответствие реальному объекту, процессу, явлению. От степени адекватности социальной информации зависит правильность принятия решений человеком.

К социальной информации предъявляется ряд требований. Она должна быть актуальной, достоверной, оптимальной для принятия решений, точной, оперативной, своевременной, комплексной, т.е. сочетать в себе различные виды и сведения, связанные между собой. Накопление новой, ценной и полезной информации и избавление от бесполезной информации – одно из требований рационального функционирования социальной информации в обществе.

Как любой объект материального мира, социальная информация обладает множеством свойств, которые определяют не только ее качественные и количественные стороны, но и форму . Материальная составляющая – это второй необходимый и обязательный компонент, посредством которого информация приобретает способность сохраняться и передаваться во времени и пространстве.

Социальная информация оказывается доступной людям и пригодной для многократного и многоцелевого использования тогда, когда фиксируется на различных материальных носителях: бумаге, магнитных и оптических дисках, фото и кинопленке и др. Именно фиксация, закрепление социальной информации в документе позволяет общаться представителям разных поколений, стран, организаций, использовать знания, ценности и опыт предшественников. Материальный носитель обеспечивает информации форму, размер и другие особенности.

Таким образом, рассмотрев различные аспекты характеристики социальной информации, можно отметить, что она обладает различными свойствами. В связи с этим следует обратить внимание на атрибутивные и прагматические свойства информации, отличающие ее от других материальных объектов.

Атрибутивные свойства связаны с наличием информационной и материальной составляющих документа. Они объективны и позволяют оценивать информацию с точки зрения ее концентрации и рассеяния, дублирования в структуре материальных носителей, дискретности, позволяющей передаваться, храниться и использоваться по частям.

Прагматические свойства обеспечивают степень полезности информации для человека. Если в результате получения информации потребитель приобрел необходимые ему знания, выработал правильное поведение и принял верное решение, то информация оказалась полезной. К прагматическим свойствам социальной информации относится полнота, достоверность, новизна и др. В целом знание прагматических свойств информации дает основу для ее оценки и влияния на разные структуры общества

Культура выступает как гуманизирующая основа , как сово-купность всех наследственных информации, способов их органи-зации и сохранения. Социальная память, как хранилище тради-ций, нуждается в постоянном информационном питании.

Социальная и культурная информация играют значительную роль в формировании общественного мнения.

Социальная информация - это информация, создаваемая и передаваемая людьми, отражающая определенные знания, эмоции, волевые воздействия, включенные в коммуникацион-ный процесс.

Значение социальной информации трудно переоценить, т.к. она является важным фактором воспитания подрастающего по-коления; при этом с ее помощью, как справедливо отмечает М.Г. Гутина, «обеспечивается не только преемственность культур, но и способность нового поколения к развитию, инновациям, а общества - к саморазвитию и прогрессу».

Ярким примером канала передачи социальной информации является традиционная культура .

Средства массовой информации и учреждения досуга

СМИ - вполне самостоятельная социокулътурная система в информационном обществе, которую с учреждениями досуга объ-единяет принадлежность к массовым коммуникациям, играющим значительную роль в формировании общественного мнения, об-щественного сознания и поведения. Исторически сложились сле-дующие способы их взаимовлияния и взаимодействия:

тиражирование в учреждениях культуры и досуга форм, родившихся на радио, ТВ.

конкурсные программы: КВН, «А ну-ка, девушки!», «А+Б» (агитбригад), «Алло, мы ищем таланты!»;

Театрализованные информационно-развлекательные про-граммы: «От всей души», «Огонек», «С добрым утром»;

Интеллектуальные шоу: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Умники и умницы».

В свою очередь, из клубов и Домов культуры на экраны, в эфир пришли :

Традиционные устные альманахи: «В мире животных», «Кинопанорама», «Здоровье», «Кинопутешествия»;

Фестивали: «Радуга», «Виктория»:

Праздники народного творчества: «Играй, гармонь», «Шире круг», «Эх, Семеновна!»;

Клубные гостиные: «Зеленая лампа», «В нашу гавань за-ходили корабли», «Театр + ТВ», «Белый попугай»;

Встреча с интересным человеком: «Студия Останкино приглашает», «VIP», «Персона грата», «ЖЗЛ»;

Всевозможные ток-шоу: «Тема», «Мы», «Глас народа», суть которых - клубный диспут, распространенный в зарубеж-ном досуге дискуссионный клуб;

практика образовательных программ на радио, ТВ, специальных периодических изданий и отдельных рубрик в по-мощь школьникам, студентам, всем желающим получить ту или иную полезную информацию;

освещение в СМИ проблем культуры, искусства, досу-га; популяризация культурно-досуговых программ, рекламная информация.

развитие новых форм досуга на основе современной ин-формационно-коммуникативной техники: интернет-кафе, интернет-клубы, компьютерные классы, холлы, центры; виртуаль-ные шоу, вакационные парки, электронные библиотеки...

создаваемые в системе общественного досуга мульти-медийные центры (обучение всех желающих навыкам овладе-ния современными информационными технологиями), медиаобразовательные программы (обучение рациональному пользова-нию информационными источниками); воспитание культуры по-требления информации.

Взаимодействие учреждений культуры и средств массовой информации проявляется в основном в том, что последние ин-формируют население о деятельности культурно-досуговых уч-реждений по организации содержательного досуга и дают рек-ламу ближайших массовых мероприятий.

Велика роль модератора – посредника в подаче информации. (примеры популярных теле ведущих (Познер, Малахов, Собчак, Андреева и др).

Непрерывное образование в течение всей жизни - норма большинства . Всевозможные курсы, стажировки, открытые семина-ры для взрослых, открытые школы (школы выживания, школы диабетиков, школы для родителей), студии, литературные клубы, спич-клубы, клубы юных фермеров.

Высока досуговая активность пожилых, людей. Многие обретают дополнительные навы-ки, новые профессии; спрос на информационно-познавательные, образовательные формы велик. Общество и государство, органи-зуя содержательный досуг людей «третьего возраста», обеспечи-вают формирование образцов, на которые будут равняться дети и внуки.

В США пользуются Интернетом 67% населения (в России – около 10%).. Любители Сети считают самыми важными источниками информации Интернет, книги, участие в клубах, общественных организациях, тогда как «неподключенные» - телевидение и радио.

Персональный компьютер в подавляющем числе стран мира стал потребительским товаром длительного пользования. Одной из распространенных информационных тех-нологий являются автоматизированные базы (банки ) данных в области культуры и искусства. С помощью компьютера можно добраться до любого электронного архива, библиографического каталога, пройтись по залам мировых сокровищниц, музеев и т.п. 350 млн. пользователей Интернета получили доступ к шедеврам Лувра, Эрмитажа, Национальной галереи Вашингтона, к старин-ным фолиантам Аристотеля, Вергилия, Данте в Риме, ценней-шим рукописям Ватикана. Правительство Китая реализует про-грамму введения в Сеть полного объема информации о многове-ковой китайской культуре.

Потоки разнообразной информации, которой люди в возрастающих объемах и глобальном масштабе постоян-но обмениваются друг с другом, образует информационную «ат-мосферу» Земли - инфосферу

Зарубежные информационно-просветительские техноло-гии строятся на соединении приятного с полезным. Среди ве-дущих образовательных Центров Канады - Центр усовершенст-вования в Банфе (курортный городок в провинции Альберта), на территории Первого национального парка страны. Окруженный живописными склонами Скалистых гор, он стал местом палом-ничества людей искусства, ибо здесь сама природа покровитель-ствует творчеству, привлекает туристов со всего света. Альпи-низм, пешие прогулки, достопримечательности и великолепные высокогорные ландшафты с ледниками и озерами, с хвойными лесами и горячими минеральными источниками - летом. Горные лыжи и лучшие в мире спортивные комплексы - зимой..

В США популярны психологические тренинги, культ здоро-вья, культ спорта. В пропаганду здорового образа жизни вовле-чены все: от домохозяек до президента.

В сфере физической культуры и пропаганды здорового об-раза жизни разрабатываются все новые и новые валеологические методики .

Культурно-спортивные комплексы и социальные агентства ведут широкомасштабную просветительную работу, используя все средства, от лозунгов на майках, напоминающих, что здоровым быть престижно и выгодно, до маркетинговых кампаний, антинаркотических, антиспидовских акций, шоу. Сис-тематическое и планомерное санитарно-гигиеническое и физиче-ское образование и просвещение служит гарантией жизненного успеха.

В последнее десятилетие американская и западноевропейская модели досуга, создав материально развитую инду-стрию развлечений, сосредоточились на педагогике досуга, ориентированной на формирование досуговой квалификации, выработку системы установок, умений и навыков рациональ-ного времяпрепровождения. Логика самодеятельной простоты, самообеспеченности и самоуправляемости в досуге - вот ориентиры будущего.

Наиболее емкие характеристики человека в мире и мира человека стремительно изменяют свой смысл. Еще сравнительно недавно, в эпоху Просвещения, человека определяли как homo sapiens (мыслящего, разумного) – родовой антитезы неразумного образа жизни наших растительных и животных предтеч и сосуществующих с нами существ и отсюда – морального права на господство над ними. Однако после социально-политических (прежде всего милитарных), экономических и экологических потрясений и катастроф XX – начала XXI в. легитимность человека, как разумного, поставлена под сомнение, и все более отчетливо речь идет не о его господстве над миром, а о коэволюции с ним, поиске фундаментальных оснований не только преемственности с эволюцией мира, но и способности по общим для нас законам кардинально преобразовать мир человека и человека в мире.

«Переоценка ценностей» в этом ключе происходит не сразу, а как синтез общественно-исторического опыта тысячелетий, становления, развития, упадка и смены его форм. Терминологически они идентифицировались по-разному, но неизменно подтверждается мысль К. Маркса о том, что «размышление над формами человеческой жизни, а следовательно, и научный анализ этих форм вообще избирает путь, противоположный действительному развитию. Оно начинается post festum (задним числом), то есть исходит из готовых результатов процесса развития» . В такой дедуктивной логике Маркс оставил блестящий афоризм: «Анатомия человека – ключ к анатомии обезьяны». Этот принцип объясняет, почему нас уже не удовлетворяют определения современного общества как «капитализма» или «социализма» в их классических формах и востребованы его определения в таких фундаментальных терминах, как социальная информация и коммуникация . Именно о них можно сказать словами раннехристианского мыслителя Плотина: «Я во всем и все – во мне». Однако исходное затруднение заключается в различных интерпретациях этих базовых и «сквозных» понятий. Между тем, «прежде чем спорить, нужно условиться в терминологии».

Термин «информация» происходит от лат. informatio, что обозначает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие информации спорадически рассматривалось еще античными философами и до промышленной революции XVII–XVIII вв. было преимущественно прерогативой общефилософского, но еще не социально- философского знания с его специфической проблематикой.

В общефилософском плане существует консенсус относительно того, что информация – это не материя, а одно из ее атрибутивных свойств. Как и все известные свойства, она стоит в одном ряду с такими атрибутами материального мира, как пространство, время, системность, функция, структура и др. Это основополагающие понятия формализованного отражения объективной реальности в ее разнообразном бытии и проявленности. Она существует в любом материальном объекте в виде многообразия его состояний и передается от объекта к объекту в процессе их взаимодействия. Информация – это объективное свойство материальных объектов и явлений порождать множество состояний, которые посредством фундаментальных взаимодействий материи передаются от одного объекта (процесса) другому и запечатлеваются в их структуре. Существование информации, как объективного свойства материи, обусловлено ее структурностью, непрерывностью изменений (движения) и взаимодействия материальных объектов и ее состояний – взаимной передачи, хранения и преобразования «следов» ее структуры.

Структурность материи проявляется как внутренняя расчлененность целостности, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Иными словами, любой материальный объект, от субатомной частицы до Метавселенной в целом, представляет собой систему взаимосвязанных подсистем. Вследствие непрерывного движения, понимаемого в широком смысле как перемещение в пространственно-временном континууме, материальные объекты изменяют свои состояния. Они также изменяются при взаимодействиях с другими объектами.

Вопрос о природе информации является сложным и относится к фундаментальным законам (загадкам) эволюции мира. Оставляя в стороне дискуссии о трансцендентном ее источнике, рационально, в естественно-историческом контексте попытаемся взглянуть на эволюцию информационного процесса.

Если исходить из закона отрицания отрицания, то он не может считаться всеобщим, и его формула применима лишь к таким известным нам процессам, которые совершаются, в конечном счете, поступательно. Такой судьбоносный сдвиг на островке Вселенной, называемой Земля, произошел в эволюции информационного процесса в течение сотен миллионов лет перехода от неживой к живой, органической материи, постепенном становлении ее биологических оснований.

Один из существенных признаков этого сдвига – появление и развитие такого информационного разнообразия, как жизнь, возникновение нового, повышение высоты самоорганизации таких субстратов, их состояний и свойств, которые не были известны ранее, в предыдущих неживых состояниях.

Без появления нового не было бы поступательного движения в развитии. В лучшем случае, это был бы просто круговорот. Новое оказывалось способным к большему совершенствованию. Однако необходимо отметить, что не всякое новое может обеспечить поступательное движение информационных процессов. Таковым является только новое, которое способствует совершенствованию объектов и их взаимодействия, создает дополнительные импульсы их развитию.

Гегель в духе своего логоцентризма редуцировал эту эволюцию до качественного скачка в информационном процессе от биологических форм в природе к осознавшей себя материи, или «истории». «В природе, – писал он, – ничто не ново под Луной, и в этом отношении многообразие ее форм вызывает скуку. Лишь в изменениях, совершающихся в духовной сфере, появляется новое» . Однако, как свидетельствует комплекс наук об эволюции жизни на Земле, этот процесс был «сквозным» – от объективно целесообразной жизнедеятельности микроорганизмов до мира приматов, поразительного в пластике своей адаптации к среде.

Если поставить вопрос о механизме этого поступательного движения, то ответом является повышениесложности информационных процессов. Более высокая ступень неизменно оказывается более сложной по своей структуре, связям и взаимоотношениям между организмами. Усложнение есть результат кумулятивного характера этого процесса, ибо возникающее в нем новое не начисто отрицает старое, а вбирает в себя его жизнеспособные свойства, отношения, тем самым приводя к увеличению разнообразия информационного взаимодействия. Процесс усложнения, конечно, нельзя понимать абсолютно: наряду с усложнением происходит и упрощение некоторых сторон, свойств жизни. Однако упрощение есть лишь момент этого процесса, так как более высокая его ступень всегда, в конечном счете, оказывается более сложной.

Усложнение информационных процессов приводит к нарастанию разнообразия во взаимодействии, увеличению возможностей, новых дополнительных путей его совершенствования, а это, в свою очередь, вызывает возрастание его динамики, увеличивает внутреннюю и внешнюю активность. Иными словами, более высокая и сложная ступень эволюции характеризуется ускорением . «Чем выше, тем быстрее идет дело», – отмечал Ф. Энгельс в «Диалектике природы» .

В конечном счете, как бы не относились к гегелевскому «перерыву постепенности» в эволюции жизни, все же следует принять его вывод о том, что качественно новое в ней появляется и развивается со становлением, развитием и сменой ступеней неизвестной ранее формы жизни – человека. На современной ступени развития происходит диалектическое «снятие» предыдущих и пока господствующих, но все более критически воспринимаемых форм и «возврат» к идеологически нейтральным, в силу своего общенаучного характера, понятиям «информация» и «коммуникация», «информационное общество», «коммуникативное (сетевое) общество» как более адекватным выразителям смысла происходящих глубинных общественных трансформаций.

В современном мире информация представляет собой один из важнейших ресурсов или источников развития человеческого общества. В мире человека происходит усложнение информационных потоков. Одна из самых сложных структур их эволюции – человеческий мозг. Пока это единственная известная нам структура, обладающая свойством, которое сам человек называет сознанием. Говоря об информации, мы, как мыслящие существа, априорно приписываем ей, что она, кроме принимаемых нами сигналов, имеет еще и какой-то смысл. Формируя в своем сознании модель окружающего мира как взаимосвязанную совокупность моделей его объектов и процессов, человек использует информацию в форме смысловых понятий. Смысл – это подразумеваемая нами сущность любого феномена, которая не совпадает с его содержанием и связывает его с более широким контекстом реальности. В человеческом обществе решающее значение приобретает не информация как таковая, а именно ее смысловое содержание. Способность человеческого мозга создавать смысловые понятия и связи между ними является основой сознания. Сознание определенно можно рассматривать как саморазвивающуюся смысловую модель окружающего мира.

В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков и используется в различных науках (информатике, кибернетике, биологии, физике и др.), при этом в каждой из них термин «информация» связан с различными системами понятий. Иными словами, он является общенаучным понятием.

Информационные процессы, происходящие в материальном мире, природе и человеческом обществе, изучаются (или, по крайней мере, учитываются) всеми научными дисциплинами. Возрастающая сложность задач научных исследований привела к необходимости привлечения к их решению больших коллективов ученых разных специальностей. Поэтому практически все рассматриваемые ниже теории являются междисциплинарными.

Исторически сложилось так, что исследованием непосредственно феномена информации занимаются две комплексные отрасли науки последнего поколения – кибернетика и информатика.

Кибернетика – это мультидисциплинарная отрасль науки, исследующая такие сверхсложные системы, как человеческое общество (социальная кибернетика), экономика (экономическая кибернетика), живой организм (биологическая кибернетика), человеческий мозг в многообразии его функций, включая проблематичный искусственный интеллект. Основоположник кибернетики Н. Винер писал об информации, что она «не материя и не энергия, информация – это информация». Но основное определение информации, которое он дал в своих книгах, следующее: информация – это обозначение содержания, полученное нами из внешнего мира в процессе нашей адаптации к нему. Эта мысль Винера содержит указание на объективный характер информации, то есть ее существование в природе независимо от сознания (восприятия) человека. Однако в окружающем мире множество состояний систем представляет собой информацию, но для человека они являются первичным кодом, или кодом источника. Таким образом, буквально каждая материальная система является источником информации.

Информатика, сформировавшаяся как наука в середине прошлого века, отделилась от кибернетики и занимается исследованиями в области способов получения, хранения, передачи и обработки (преобразования) семантической информации. Обе эти отрасли используют несколько основополагающих научных теорий. К ним относятся теория информации и ее разделы – теория кодирования, теория алгоритмов и теория автоматов.

Информатика – комплексная наука, включающая в себя описание и оценки методов извлечения, передачи, хранения и классификации информации. Носители информации рассматриваются как элементы абстрактного (математического) множества, а взаимодействия между ними – как способ расположения элементов в этом множестве. Такой подход дает возможность формально описать и исследовать код информации. В этих исследованиях применяются методы теории вероятностей, математической статистики, линейной алгебры, теории игр и других математических теорий. В 1928 г. основы этой теории заложил американский ученый Р. Хартли, который определил меру количества информации для некоторых задач связи. Позднее теория была существенно развита американским ученым К. Шенноном, российскими учеными А. Колмогоровым, В. Глушковым, польскими учеными Я. Лукасевичем, С. М. Мазуром и др.

Значительную роль в кибернетике и информатике играет теория алгоритмов. Впервые в истории они были разработаны известным ученым древности Аль-Хорезми в IX в. н. э. В его честь формализованные правила для достижения какой-либо цели называют алгоритмами (ранее употреблялся термин «алгорифм»). Предметом теории алгоритмов является нахождение методов построения и оценки эффективных (в том числе и универсальных) вычислительных и управляющих алгоритмов для обработки информации. Для обоснования таких методов теория алгоритмов использует обширный математический аппарат теории информации.

Современное научное понятие алгоритмов, как способов обработки информации, введено в работах пионеров информатики Э. Поста и А. Тьюринга в 20-х гг. XX в. (так называемая Машина Тьюринга). Большой вклад в развитие теории алгоритмов внесли русские ученые В. Глушков, А. Колмогоров, А. Марков (Нормальный алгоритм Маркова).

Достижения информатики и кибернетики не следует понимать в том смысле, что, как провозгласили позитивисты второго поколения – махисты начала XX в., «материя исчезла» в духе подмены материальных вещей и явлений некими информационными. Еще раз подчеркнем: информационность – это не материальность. Мы не можем назвать информацию материей уже потому, что последняя информативна, и в противном случае пришлось бы иметь дело с бессмысленным утверждением о материальности материи. Информационность мира (природы) является нематериальной предпосылкой существования и развития человека. Эта предпосылка связана с идеально-субъективными формами организации человеческих знаний и опыта, в основе чего лежат креативно-познавательные практики работы с информацией.

В какие же информационные отношения вступает человек? Ответ на этот вопрос зависит от возможных вариантов классификации данных отношений. Можно, например, исходить из того, что они, в первую очередь, связаны с реализацией материальных основ человеческого бытия. Материальная детерминанта жизни невозможна без детерминанты информационной, имея в виду, что все цели, намерения, принципы, условия и т. п. реализации материально-практической деятельности всегда (если не принимать во внимание девиантные поведения) обусловлены сознательной или подсознательной рекомбинацией (рефлексией) соответствующей информации. В данной связи вполне уместно напомнить известный тезис: кто владеет информацией, тот владеет миром. Но у человека есть не только материальная, но и духовная жизнь. Последняя также имеет информационные основания. Более того, в данной связи можно говорить еще и о различных вариантах соотношения духовных и материальных начал. Проблема, таким образом, приобретает некую глобальность, поддающуюся анализу лишь в абстракции, в соответствии с определенной «расчлененностью» и условленностью.

Учитывая сказанное, будем исходить из того, что эти отношения (особенно в их постиндустриальном измерении) могут быть охарактеризованы с точки зрения движения информации как продукта (результата, реальности и т. п.), создаваемого человеком. Информационная компонента окружающей человека действительности до определенного времени таким продуктом не является. Этот продукт создается человеком в процессе его отношений с реальным миром. В отличие от объективности, тождественной объективности мира, он (продукт) превращается в реальность, конструируемую сознанием человека. В конечном итоге, это наши знания о структуре и закономерностях окружающего бытия как выражение его информационной «нагруженности», или его информационной «конституции».

В буквальном смысле знания человека (личностные знания) информацией назвать нельзя. Если это и есть информация, то информация «для себя», и потенциальный информационный продукт «для нас», превращающийся в актуальный путем возможных способов передачи и объективирования с помощью различных материальных средств. Прослеживается аналогия между информационной сущностью природы и человека. И в том и в другом случае речь идет об информации «для себя», и в потенциальном плане – об информации «для нас». Изменения в природе, понимаемые как движение материи, есть изменения, целесообразно упорядоченные или, если говорить иначе, выполняемые в соответствии с заданными информационными основаниями. В качестве таких оснований выступает содержащаяся в природе (материи) информация «для себя», эволюционирующая вместе с эволюцией материального мира. Но природа раскрывает себя (если раскрывает), и мы узнаем о ее закономерностях (если, конечно, узнаем). Это вытекает из наших возможностей адекватного а) воссоздания человеческой информационности на основе информационности природной (заданной); б) сознательного (творческого) конструирования нового (по отношению к человеку, но не природе) информационного продукта на основе имеющейся информации; в) объективирования личностных знаний как превращения потенциального информационного продукта в актуальный.

Если оставить в стороне сложнейшую проблему информационных превращений на уровне объективных природных закономерностей, вырисовывается схема информационных отношений человека, включающая:

а) отношения с потенциальным информационным продуктом как отношения, в одном случае, с информационным потенциалом находящегося вне человека мира и закономерностей его бытия (субъект-объектные взаимодействия), в другом случае (и на этой основе) – с информационным потенциалом самого человека: субъект-субъектные связи и реконструкция личностных знаний (внутриличностные информационные превращения) на основе имеющейся информации «для себя»;

б) отношения с актуальным информационным продуктом – объективированными с помощью материальных носителей знаниями и данными, в одном случае, как их адекватное включение в систему личностных знаний, в другом – предварительное превращение в информационный продукт «для себя» с последующим творческим переосмыслением на уровне индивидуального сознания. К этой же группе отношений следует относить и обратные преобразования субъектно-потенциального информационного продукта в актуальный, то есть все процедуры, связанные с проблемами объективирования личностных знаний.

Каждый человек в той или иной мере вступает в данные отношения, которые по природе имеют субъектно-объектный характер, ибо существуют лишь постольку, поскольку существует сам человек. Результатом же этих отношений всегда выступает реальный информационный продукт, способный принимать не только субъективные, но и объективные формы бытия. Как уже отмечалось, этот продукт имеет знаниевую сущность, ибо в своем субъективном выражении это непосредственно личностные знания субъекта, в объективном выражении – знания, опосредованные языковым формализмом и зафиксированные на различных материальных носителях. В последнем случае речь идет об информации в буквальном смысле как о явно формализованной и структурированной информации «для нас».

Каков социокультурный смысл информационных отношений в условиях современности? Какими бы символами ни маркировали себя общества («век Просвещения», «информационный век» и т. п.), интегральным критерием их реальности и исторической перспективы является культуротворческая способность к формированию и реализации человеческого капитала. В свою очередь, этот капитал всегда следует рассматривать в конкретно-историческом контексте. Применительно к нашей теме такой подход, в конечном счете, определяет, каков реальный смысл и ценность объективных оснований современных кибернетики и информатики. Их эпицентр – это сложнейшая проблематика «информация – коммуникация», понятая в практико-гуманистическом ключе.

Решающий парадокс этой проблематики заключается в том, что, говоря словами одного из представителей постмодерна, «мы находимся во вселенной, в которой становится все больше и больше информации и все меньше и меньше смысла… Поскольку там, где, как мы полагаем, информация производит смысл, происходит обратное. Информация пожирает свои собственные содержания. Она пожирает коммуникацию и социальное» .

В основании этой метаморфозы лежит посягательство на святая святых ранней модернизации – «трехзвенную машину» (машина-двигатель, машина-трансмиссия и машина, непосредственно взаимодействующая с предметом труда) и воплощенные в ней и обусловленные ею принципы. На определенном этапе эволюции системы «человек – машина» непосредственные, без промежуточных звеньев, связи между ними полностью исчерпали ресурс дальнейшего совершенствования и стали непреодолимым барьером не только для приумножения и качественного обновления человеческого капитала, но и вещного богатства. Даже в высокоэффективном конвейерном и полуавтоматическом производстве машина лимитирует человека, но и он – ее неограниченный прогресс.

С точки зрения потребности в восходящей эволюции человеческого капитала – это дегенерация и тупик. Кардинальный исход, казалось бы, найден в прорыве порочного круга «человек – машина». Исходный импульс задан информационной революцией (ИР) . Эта революция преодолевает непосредственную и жесткую связь человека с машиной, создает медиатора в виде информационно более эффективного и гибкого промежуточного звена – электронно-вычислительной машины (ЭВМ) и вначале означает революцию в способе труда. Но на наших глазах происходит трансформация и экспансия такого способа деятельности в масштабах всего производства и управления. Вместе с тем материальным субстратом ИР остается почти идеальная, но все же машина, в принципе способная бесконечно усиливать «разумный», поддающийся алгоритмизации, потенциал человека.

Тем не менее в технологических основах индустриального производства происходят существенные структурные сдвиги. Главный из них – несамодостаточность симбиоза машины и человека как внешних факторов, потребность в целостных и дистанционно управляемых коммуникационных человеко-машинных системах, перенос их центра тяжести с вещных компонентов на интеллектуальные взаимодействия, на производство информации как идущей на смену машине-вещи интеллектуальнойуниверсалии производства человеческого капитала.

Культурно-цивилизационные последствия триумфального шествия информатизации широко представлены на разных уровнях, начиная с оценки небезызвестного Б. Гейтса. Он, к примеру, предсказывает, что «бизнес собирается изменяться больше в следующие десять лет, чем в последние пятьдесят», и «эти изменения произойдут в силу простой обезоруживающей идеи – потока цифровой информации» . Такая ориентация перерастает в обоснование концепта «информационное общество» как адекватной смыслообразующей парадигмы постижения современной социокультурной динамики.

Более того, этот термин, введенный в научный оборот в начале 1960-х гг. такими авторами, как М. Порат и Ё. Масуда, в 1990-х гг. рассматривается профессором социологии университета в Беркли М. Кастельсом как ключевой историософский концепт осмысления логоса эволюции современного социума. М. Кастельс пишет, что «сетевые информационные структуры одновременно выступают как ее универсалии – продукты и средства… Процессы преобразований, находящие свое выражение в идеальном типе сетевого общества, выходят за пределы социальных и технических… отношений: они глубоко вторгаются в сферы культуры и власти… Мы приблизились к созданию чисто культурной структуры социальных взаимодействий» .

Казалось бы, в господстве информации находит свое разрешение извечная коллизия «натура – культура». Однако, в отличие от Б. Гейтса, М. Кастельс – не апологет «информационного общества». Оно для него «не конец истории», которая «завершилась счастливым примирением человечества с самим собой. На деле все обстоит совсем иначе: история только начинается… Речь идет о начале иного бытия, о приходе нового, информационного века, отмеченного самостоятельностью культуры по отношению к материальной основе нашего существования. Но вряд ли это может послужить поводом для большой радости, ибо, оказавшись в нашем мире наедине с самими собой, мы должны будем посмотреть на свое отражение в зеркале исторической реальности. То, что мы увидим, вряд ли нам понравится» .

Креативность такого подхода все же снижается редукцией проблемы к дуальной оппозиции «натура – культура». В этой оппозиции остается неясным, почему глобальная информационная культура не дает повода для оптимизма, тем более – для ее оценки как «осевого», то есть смыслообразующего культурно-цивилизационного прорыва. Очевидно, ответ может быть найден путем рассмотрения противоречивого назначения информации в смысловой связке «культура – цивилизация» и производной от противоречий между ними, по определению З. Баумана, «вторичной варваризации».

В принципе информация изначально является одной из ипостасей Хаоса – неупорядоченным потоком лишенных смысла «следов», которые познаваемые объекты оставляют в сознании субъекта (не говоря уже о специальной проблеме искажающих эти «следы» технологических и операциональных «шумов»). Прибегая к образному выражению Аристотеля, оттиск на воске может означать что угодно, если мы не знаем, что на нем – отпечаток перстня. Информация – «черный ящик» таких «следов» – кодов, условных знаков. Их декодирование предполагает предварительное знание установленных кодов и последующее оперирование ими для преобразования информационного хаоса в познавательный логос. Гипотетически – мы не находим «братьев» по космическому разуму потому что не знаем смысла посылаемых ими сигналов, и наоборот – находим их там, где их нет, поскольку нам доступны лишь антропные смыслы в мире. В этом ракурсе «знат – значит владеть информацией. Понимать – значит проникать за знания, сквозь информацию. Знание (информация) – это экран, который надо преодолеть, чтобы выйти к иному, сделать его своим. О-своить. О-владеть. Понимать – значит "владеть сутью". Большинство людей "знают, но не владеют"… Многие люди читают, чтобы не думать», – отмечал Дидро (цит. по: ).

Тем не менее сегодня многомиллионные обитатели информационной паутины убеждены, что «читая», они не только думают, но и являются подлинными властителями дум. «Декларация независимости Киберпространства» гласит: «Наш мир – другой… (он) одновременно везде и нигде… Ваши правовые понятия собственности, выражения личности, передвижения и контекста к нам неприложимы… Этот способ правления возникнет согласно условиям нашего, а не вашего мира» (см.: ).

Перед нами лишь по видимости информационный Вавилон, в котором «всяк сущий язык» дает себе имена. На самом деле содержание информационных потоков предварительно создается, символически интерпретируется и передается в определенном смысловом контексте. Решающая проблема – в егонаправленности, культуре обращения с информацией.

«Всемирная паутина», виртуальное киберпространство становятся ареной не только естественного культурного мессианизма, но и геополитического миссионерства и экспансии, которые заметно трансформируют современные социокультурные процессы. «Универсальные культурные стереотипы не отражают даже внешне действительные социокультурные, политические и экономические условия настоящего и исторического становления культуры стран, где эти информационные парадигмы теперь создаются и моделируются… Информационные культурные стереотипы, внешне основанные на демократических принципах… игнорируют и фундаментальные исторические корни и черты экономического развития отдельных стран» .

Такая экспансия напоминает предупреждение библейского Иосифа в известной литературной версии: «Всемогущество – это. если подумать, великий соблазн. Смотри на это как на пережиток хаоса!.. Тебе придется бороться с самим собой… как когда-то с другим» .

Таким образом, становится понятно, что информационная революция не является самодостаточной для объяснения ключевых тенденций современной социокультурной динамики. Более того, не пройдя адаптации культурно-цивилизационными смыслами, тотальная информатизация способна стать инструментом низведения общества к «вторичной варваризации». По Достоевскому, неограниченная свобода неизбежно ведет к неограниченному деспотизму.

Отрывок из книги "Становление информационного общества. Коммуникационно-эпистемологические и культурно-цивилизованные основания" А.А. Лазаревич