Болезни Военный билет Призыв

Социальная экология. Соотношение глобальной экологии, социальной экологии и экологии человека

Социальная экология

Социальная экология является одной из древнейших наук. Интерес к ней проявляли такие мыслители, как древнегреческий философ, математик и астроном Анаксагор (500-428 гг. до н. э.), древнегреческий философ и врач Эмпедокл (487-424 гг. до н. э.), величайший философ и энциклопедист Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Главная проблема, волновавшая их, заключалась в проблеме взаимоотношений между природой и человеком.

Также исследованиями различных аспектов взаимодействия человека и природы занимались древнегреческий историк Геродот (484-425 гг. до н. э.), древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н. э.), известный ученый в области географии Эратосфен (276-194 гг. до н. э.) и философ идеалист Платон (428-348 гг. до н. э.). Стоит отметить, что труды и размышления этих древних мыслителей легли в основу современного понимания социальной экологии.

Определение 1

Социальная экология – это сложная научная дисциплина, которая рассматривает взаимодействие в системе «общество-природа». Помимо этого, сложным предметом изучения социальной экологии является взаимосвязь человеческого социума с природной средой.

Являясь наукой об интересах различных социальных групп в сфере природопользования, социальная экология структурируется на несколько основных видов:

  • Экономическая социальная экология – исследует отношения природы и общества с точки зрения экономического использования имеющихся ресурсов;
  • Демографическая социальная экология – изучает различные слои населения и поселения, которые одновременно проживают на всей территории земного шара;
  • Футурологическая социальная экология – сферой своих интересов выделяет экологическое прогнозирование в социальной сфере.

Функции и ключевые задачи социальной экологии

Как научное направление, социальная экология выполняет ряд ключевых функций.

Во-первых, это теоретическая функция. Она направлена на разработку важнейших и актуальных концептуальных парадигм, которые объясняют развитие общества с точки зрения экологических процессов и явлений.

Во-вторых, прагматическая функция, в которой социальная экология реализует распространение множественных экологических знаний, а также информации об экологической ситуации и состоянии общества. В рамках данной функции проявляется некоторая озабоченность о состоянии экологии, выделяются ее основные проблемы.

В-третьих, прогностическая функция – она означает, что в рамках социальной экологии определяются как ближайшие, так и отдаленные перспективы развития общества, экологической сферы, а также представляется возможным контроль за изменениями биологической сферы.

В-четвертых – функция природоохранения. Она предполагает исследования влияния экологических факторов на окружающую среду и ее элементы.

Экологические факторы могут быть нескольких видов:

  • Абиотические экологические факторы – факторы, относящиеся к воздействиям со стороны неживой природы;
  • Биотические экологические факторы – влияние одного вида живых организмов на другие виды. Такое влияние может осуществляться внутри одного вида или между несколькими разными видами;
  • Антропогенные экологические факторы – их суть заключается в воздействии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Такое воздействие зачастую ведет к негативным проблемам, например, чрезмерное истощение природных ресурсов и загрязнение природной среды.

Замечание 1

Основной задачей социальной экологии является изучение актуальных и ключевых механизмов воздействия человека на окружающую среду. Также очень важен учет тех преобразований, которые выступают в качестве результата такого воздействия и в целом человеческой деятельности в природной среде.

Проблемы социальной экологии и безопасности

Проблематика социальной экологии довольно обширна. На сегодняшний день проблемы сводятся к трем ключевым группам.

Во-первых, это социальные проблемы экологии планетарного масштаба. Их смысл заключается в необходимости глобального прогноза по отношению к населению, а также к ресурсам в условиях интенсивно развивающегося производства. Таким образом происходит истощение природных запасов, что ставит под вопрос дальнейшее развитие цивилизации.

Во-вторых, социальные проблемы экологии регионального масштаба. Они заключаются в исследовании состояния отдельных частей экосистемы на региональном и районном уровне. Здесь важную роль играет так называемая «региональная экология». Таким образом, собирая информацию о локальных экосистемах и их состоянии, возможно составить общее представление о состоянии современной экологической сферы.

В-третьих, социальные проблемы экологии микромасштаба. Здесь важное значение отводится изучению основных характеристики и различных параметров городских условий жизни человека. Например, это экология города или социология города. Таким образом, исследуется состояние человека в быстроразвивающемся городе, и его непосредственное личное воздействие на это развитие.

Замечание 2

Как мы видим, самая основная проблема заключается в активном развитии промышленно-практических практик в деятельности человека. Это привело к увеличению его вмешательства в природную среду, а также к усилению его влияния на нее. Это привело к росту городов, промышленных предприятий. Но обратной стороной являются такие последствия в виде загрязнение почвы, водной и воздушной среды. Все это непосредственно влияет на состояние человека, на его здоровье. Продолжительность жизни во многих странах также снизилась, что является довольно актуальной социальной проблемой.

Профилактика данных проблем может производиться только путем запрета на наращивание технической мощи. Либо человеку необходимо отказаться от некоторых видов деятельности, которые связаны с бесконтрольным и пагубным использованием ресурсов (вырубка лесов, осушение озер). Такие решения необходимо принимать на глобальном уровне, ведь только общими усилиями предоставляется возможность в устранении негативных последствий.

Социальная экология - научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество-природа», изучающая взаимодействие и взаимосвязи человеческого общества с природной средой (Николай Реймерс).

Но подобное определение специфику данной науки не отражает. Социальная экология в настоящее время формируется как частная самостоятельная наука со специфическим предметом исследования, а именно:

Состав и особенности интересов социальных слоёв и групп, эксплуатирующих природные ресурсы;

Восприятие разными социальными слоями и группами экологических проблем и мер по регулированию природопользования;

Учёт и использование в практике природоохранных мероприятий особенностей и интересов социальных слоёв и групп

Таким образом, социальная экология - наука об интересах социальных групп в сфере природопользования.

Виды социальной экологии.

Социальная экология делится на такие виды:

Экономическая

Демографическая

Урбанистическая

Футурологическая

Правовая

Основные задачи и проблемы

Основной задачей социальной экологии является изучение механизмов воздействия человека на окружающую среду и тех преобразований в ней, которые выступают результатом человеческой деятельности.

Проблемы социальной экологии в основном сводятся к трем основным группам:

планетарного масштаба - глобальный прогноз на население и ресурсы в условиях интенсивного промышленного развития (глобальная экология) и определение путей дальнейшего развития цивилизации;

регионального масштаба - изучение состояния отдельных экосистем на уровне регионов и районов (региональная экология);

микромасштаба - изучение основных характеристик и параметров городских условий жизни (экология города или социология города).

Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние.

Под средой обитания обычно понимают природные тела и явления, с которыми организм (организмы) находятся в прямых или косвенных взаимоотношениях. Отдельные элементы среды, на которые организмы реагируют приспособительными реакциями (адаптациями), носят название факторов.

Наряду с термином «среда обитания» используются также понятия «экологическая среда», «местообитание», «окружающая среда», «окружающая природная среда», «окружающая природа» и др. Четких различий между этими терминами нет, но на некоторых из них следует остановиться. В частности, под популярным в последнее время термином «окружающая среда» понимается, как правило, среда, в той или иной (в большинстве случаев в значительной) мере измененная человеком. К ней близки по смыслу «техногенная среда», «антропогенная среда», «промышленная среда».

Природная среда, окружающая природа это среда, не измененная человеком или измененная в малой степени. С термином «местообитание» обычно связывается та среда жизни организма или вида, в которой осуществляется весь цикл его развития. В «Общей экологии» речь обычно идет о природной среде, окружающей природе, местообитаниях; в «Прикладной и социальной экологии» - об окружающей среде. Этот термин часто считают неудачным переводом с английского environment, поскольку отсутствует указание на объект, который окружает среда.

Влияние среды на организмы обычно оценивают через отдельные факторы (лат. делающий, производящий). Под экологическими факторами понимается любой элемент или условие среды, на которые организмы реагируют приспособительными реакциями, или адаптациями. За пределами приспособительных реакций лежат летальные (гибельные для организмов) значения факторов.

Специфика действия антропогенных факторов на организмы.

Можно выделить несколько специфических особенностей действия антропогенных факторов. Важнейшие из них следующие:

1) нерегулярность действия и в связи с этим непредсказуемость для организмов, а также высокая интенсивность изменений, несоизмеримая с адаптационными возможностями организмов;

2) практически неограниченные возможности действия на организмы, вплоть до полного из уничтожения, что свойственно природным факторам и процессам лишь в редких случаях (стихийные бедствия, катаклизмы). Воздействия человека могут быть как целенаправленными, типа конкурентной борьбы с организмами, именуемыми вредителями и сорняками, так и непреднамеренные промысла, загрязнений, разрушения местообитаний и т. п.;

3) являясь результатом деятельности живых организмов (человека), антропогенные факторы действуют не как биотические (регулирующие), а как специфические (модифицирующие). Эта специфика проявляется либо через изменение природной среды в направлении неблагоприятном для организмов (температура, влага, свет, климат и т. п.), либо посредством привнесения в среду чуждых организмам агентов, объединяемых термином «ксенобиотики»;

4) ни один вид не совершает никаких действий во вред самому себе. Эта особенность присуща только человеку, наделенном разумом. Именно человеку приходится в полной мере получать отрицательные результаты от загрязняемой и разрушаемой среды. Биологические виды одновременно изменяют и кондиционируют среду; человек, как правило, изменяет среду в неблагоприятном для себя и других существ направлении;

5) человек создал группу социальных факторов, которые являются средой для самого человека. Действие этих факторов на человека, как правило, не менее значительно, чем природных. Интегральным проявлением действия антропогенных факторов является специфическая среда, созданная влиянием этих факторов.

Человек, а в значительной мере и другие существа в настоящее время живут в среде, которая является результатом действия антропогенных факторов. Она отличается от той классической среды, которая рассматривалась в общей экологии в ранге действия природных абиотических и биотических факторов. Заметное изменение человеком среды началось с тех пор, когда он от собирательства перешел к более активным видам деятельности, таким как охота, а затем одомашнивание животных и выращивание растений. С этого времени начал работать принцип «экологического бумеранга»: любое воздействие на природу, которое последняя не могла ассимилировать, возвращалось к человеку как негативный фактор. Человек все больше отделял себя, от природы и заключал в оболочку созданной им самим среды. Контакт человека с природной средой все более и более уменьшался.

Контрольная работа

по предмету: «Социальная экология »

Вариант №1

Студентки 4 курса

Факультета заочного обучения

Специальность МЭ

Аксёновой Марии Владимировны

Оценка_________

Дата_________

Подпись преподавателя__________

Минск 2013

План

1. Социальная экология…………………………………3

2. Предмет социальной экологии………………………5

3. Объект социальной экологии………………………..6

4. Функции социальной экологии……………………...7

5. Западноевропейская социальная экология…………8

6. Восточноевропейская социальная экология……….10

7. Заключение…………………………………………...12

8. Литература……………………………………………13

Вариант №1

Тема 1. Социальная экология как наука

Всегда

прекрасное прекрасно:

и первоцвет, и листопад.

И на рассвете звезды гаснут,

как гасли сотни лет назад.

Пусть это – истины земные,

но, восторгаясь и любя,

я этот древний мир

впервые вновь

открываю для себя.

Борис Лапузин, 1995, с. 243

Понятие, объект и предмет социальной экологии

Социальная экология – система знаний о взаимоотношениях общества и окружающей природной (географической) среды.

С точки зрения социальной экологии общество рассматривается как целостный организм, анализируются тенденции и закономерности его развития в зависимости от изменений, которые оно вносит в географическую среду, изучает отношение к природе человека не только как социального, но и биологического существа.

Для того чтобы лучше представить предмет социальной экологии, следует рассмотреть процесс ее возникновения и оформления как самостоятельной отрасли научного знания. По сути, возникновение и последующее развитие социальной экологии явились естественным следствием все более возрастающего интереса представителей различных гуманитарных дисциплин - социологии, экономической науки, политологии, психологии и др., - к проблемам взаимодействия человека и окружающей среды.

Своим появлением термин «социальная экология» обязан американским исследователям, представителям Чикагской школы социальных психологов - Р. Парку и Е.Берджесу, впервые употребившим его в своей работе по теории поведения населения в городской среде в 1921 году. Авторы использовали его в качестве синонима понятия «экология человека». Понятие же «социальная экология» было призвано подчеркнуть, что речь в данном контексте идет не о биологическом, а о социальном явлении, имеющем, впрочем, и биологические характеристики.

Одно из первых определений социальной экологии дал в своей работе 1927 году Р. Мак-Кензил, охарактеризовавший ее, как науку о территориальных и временных отношениях людей, на которые оказывают влияние селективные (избирательные), дистрибутивные (распределительные) и аккомодационные (приспособительные) силы среды. Такое определение предмета социальной экологии призвано было стать основой для исследования территориального деления населения внутри городских агломераций.

Нужно отметить, однако, что термин «социальная экология», лучше всего, по-видимому, подходящий для обозначения специфического направления исследований взаимоотношений человека как социального существа со средой своего существования, так и не прижился в западной науке, в рамках которой предпочтение с самого начала стало отдаваться понятию «экология человека» (human ecology). Это создало известные трудности для становления социальной экологии как самостоятельной, гуманитарной по своей основной направленности, дисциплины. Дело в том, что параллельно с развитием собственно социально-экологической проблематики в рамках экологии человека в ней разрабатывались биоэкологические аспекты человеческой жизнедеятельности. Прошедшая к этому времени длительный период становления и за счет этого имеющая больший вес в науке, располагавшая более развитым категориальным и методологическим аппаратом биологическая экология человека долго «заслоняла» гуманитарную социальную экологию от взоров передовой научной общественности. И все же социальная экология некоторое время существовала и развивалась относительно самостоятельно как экология (социология) города.

Несмотря на явное стремление представителей гуманитарных отраслей знания высвободить социальную экологию из-под «гнета» биоэкологии, она продолжала на протяжении многих десятилетий испытывать существенное влияние со стороны последней. В результате большую часть понятий, свой категориальный аппарат социальная экология заимствовала у экологии растений и животных, а также у общей экологии. В то же время, как отмечает Д. Ж. Маркович, социальная экология постепенно совершенствовала свой методологический аппарат с освоением пространственно-временного подхода социальной географии, экономической теории дистрибуции и др.

Существенный прогресс в развитии социальной экологии и процессе ее обособления от биоэкологии произошел в 60-е годы текущего столетия. Особую роль в этом сыграл состоявшийся в 1966 году Всемирный конгресс социологов. Быстрое развитие социальной экологии в последующие годы привело к тому, что на очередном конгрессе социологов, прошедшем в Варне в 1970 году, было принято решение создать Исследовательский комитет Всемирного объединения социологов по проблемам социальной экологии. Тем самым, как отмечает Д. Ж. Маркович, было, по сути, признано существование социальной экологии как самостоятельной научной отрасли и дан толчок более быстрому ее развитию и более точному определению ее предмета.

В рассматриваемый период существенно расширился перечень задач, которые была призвана решать эта постепенно обретающая самостоятельность отрасль научного знания. Если на заре становления социальной экологии усилия исследователей в основном сводились к поиску в поведении территориально локализованной человеческой популяции аналогов законов и экологических отношений, характерных для биологических сообществ, то со второй половины 60-х годов круг рассматриваемых вопросов дополнили проблемы определения места и роли человека в биосфере, выработки способов определения оптимальных условий его жизни и развития, гармонизации взаимоотношений с другими компонентами биосферы. Охвативший в последние два десятилетия социальную экологию процесс ее гуманитаризации привел к тому, что помимо названных задач в круг разрабатываемых ею вопросов были включены проблемы выявления общих законов функционирования и развития общественных систем, изучения влияния природных факторов на процессы социально-экономического развития и поиска способов управления действием этих факторов.

В нашей стране под «социальной экологией» изначально понимали иную область знания, которая призвана заниматься решением проблемы гармонизации взаимоотношений между обществом и природой. А это возможно лишь тогда, когда основой социально-экономического развития общества станет рациональное природопользование.

Первоначально научные принципы рационального природопользования пытались разрабатывать многие существующие науки – биология, география, медицина, экономика. В последнее время этими вопросами все шире стала заниматься экология. Медико-биологические и медико-демографические аспекты взаимоотношений общества и природы рассматривались в медицинской географии, гигиене окружающей среды и позднее в новой области экологии – экологии человека. В целом же возникло очень много новых разделов в традиционных науках. Например, охраной и рациональным использованием геологической среды стала заниматься инженерная геология.

Предмет социальной экологии – это целая наука взаимодействия человека с природой. Всё предыдущее развитие на предмет исследования экологии явилось следствием возрастания проблемы и взаимодействия всего человечества и окружающей его среды.

По поведению всего населения в городских условиях и стремление всё лучше жить, приводит к нарушению экологической системы. Это является социальным явлением с биологическими характеристиками. И пока человечество не придёт к умному решению по природным ресурсам, благодаря гармонии между обществом и самой природой, будет наблюдаться разрушение и изменение всей экосистемы.

Главным аспектом в социальной экологии является ноосфера, которая формирует вмешательство деятельности человечества.

Рис.1

Функционирование ноосферы - это результат сознательного отношения в действии, между человеческим обществом и экологией.

Надо учиться жить и не сорить, ведь вся полнота жизни на Земле лежит на человеческих плечах. В настоящий момент переживается критический момент, за всё своё существование. Это разработка новых нефтескважин, химизация всего сельского хозяйства, резкое прибавление в численности людей, механизация, индустриализация и урбанизация приводит к необратимости процесса и природа не успевает самовосстанавливаться.

Принято считать, что объектом изучения социальной экологии являются социоэкосистемы различного иерархического уровня. Совершенно очевидно, что наиболее крупной, глобальной социоэкосистемой является система «общество-природа», включающая в себя биосферу и человеческое общество с результатами его деятельности. Такая система возникла не сразу. Миллиарды лет геосфера Земли представляла собой абиотическую геосистему, в которой круговорот веществ происходил в виде взаимосвязанных физических и химических процессов.

После возникновения жизни она трансформировалась в глобальную экосистему - биосферу, состоящую уже из двух взаимодействующих подсистем: природной неживой (абиотической) и природной живой (биотической). Круговорот веществ и энергетический обмен в этой новой системе существенно видоизменились вследствие жизнедеятельности организмов.

Когда человеческое общество достигло определенного уровня развития и превратилось в силу, способную влиять на круговорот веществ и энергетический обмен в биосфере, глобальная экосистема трансформировалась в глобальную социоэкосистему. Отсюда следует, что глобальная экосистема не всегда представляла собой социоэкосистему.

Рис.2

Социальная экология как наука имеет свои специфические задачи и

функции. Ее главными задачами являются: исследование отношения между человеческими сообществами и окружающей географически-пространственной, социальной и культурной средой, прямое и побочное влияние производственной деятельности на состав и свойства окружающей среды. Социальная экология рассматривает биосферу Земли как экологическую нишу человечества, связывая окружающую среду и деятельность человека в единую систему «природа-общество», раскрывает воздействие человека на равновесие природных экосистем, изучает вопросы управления и рационализации взаимоотношения человека и природы. Задача социальной экологии как науки состоит также в том, чтобы предлагать такие эффективные способы воздействия на окружающую среду, которые бы не только предотвращали катастрофические последствия, но и позволяли существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека и всего живого на Земле.

Изучая причины деградации среды обитания человека и меры по её защите и совершенствованию, социальная экология должна способствовать расширению сферы свободы человека за счёт создания более гуманных отношений как к природе, так и к другим людям.

К важнейшим функциям социальной экологии с полным основанием можно отнести: природоохранную, прагматическую, прогностическую, мировоззренческую и методологическую.

Природоохранная функция социальной экологии состоит из:

Взаимодействия человека с окружающей природной и социальной средой;

Вопросов развития экологической демографии, миграционных процессов, сохранения и развития здоровья, совершенствования физических и психологических возможностей человека, влияния различных факторов окружающей среды на человеческий организм;

Охраны человека от природных катаклизмов (наводнение, потоп, землетрясение);

Охраны природы от варварского отношения к ней человека.

Теоретическая функция социальной экологии имеет своей целью прежде всего разработку концептуальных парадигм (примеров), объясняющих характер экологического развития общества, человека и природы на разных исторических этапах.

При характеристике прагматической функции социальной экологии следует особо обратить внимание на те аспекты этой функции, которые тесно связаны между собой. Это, во-первых, касается усиления прикладного значения экологии: находит свое выражение в создании необходимых организационных условий их осуществления. Во-вторых, проявляется в конструктивно критической направленности.

Прагматический аспект социальной экологии находит свое воплощение в повышении профессиональной значимости кадров экологов.

Во взаимодействии «Человек – общество – природа» важнейшую роль играет прогностическая функция. Она предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив человеческого пребывания на нашей планете, принятие кардинальных решений, решительных действий всех людей мира, чтобы избежать экологической катастрофы.

Что же касается мировоззренческой функции социальной экологии, то ее удобнее всего рассмотреть с некоторыми вопросами методологии.

2. Западноевропейская социальная экология

Человечество слишком медленно подходит к пониманию масштабов опасности, которую создает легкомысленное отношение к окружающей среде. Между тем решение (если оно еще возможно) таких грозных глобальных проблем, как экологические, требует неотложных энергичных совместных усилий международных организаций, государств, регионов, общественности.

За время своего существования и особенно в XX веке человечество ухитрилось уничтожить около 70 процентов всех естественных экологических (биологических) систем на планете, которые способны перерабатывать отходы человеческой жизнедеятельности, и продолжает их "успешное" уничтожение. Объем допустимого воздействия на биосферу в целом превышен сейчас в несколько раз. Более того, человек выбрасывает в окружающую среду тысячи тонн веществ, которые в ней никогда не содержались и которые зачастую не поддаются или слабо поддаются переработке. Все это приводит к тому, что биологические микроорганизмы,

которые выступают в качестве регулятора окружающей среды, уже не способны выполнять эту функцию.

Как утверждают специалисты, через 30 - 50 лет начнется необратимый процесс, который на рубеже XXI - XXII веков приведет к глобальной экологической катастрофе. Особо тревожное положение сложилось на Европейском континенте.

Западная Европа свои экологические ресурсы в основном исчерпала и

соответственно использует чужие. В европейских странах почти не осталось нетронутых биосистем. Исключение составляет территория Норвегии, Финляндии, в какой-то степени Швеции и, конечно, евразийской России.

При нынешнем состоянии экологических исследований мы не способны точно установить, где и когда человек осуществил решающие изменения в жизни природы, какой вклад он внес в формирование нынешней ситуации. Ясно лишь, что именно люди сыграли здесь главную роль. И в последней трети XX века мы столкнулись со страшно обостряющейся проблемой, как избежать ответного экологического удара. В историческом же плане особое внимание привлекает эпоха, когда у ряда европейских народов начали развиваться естественные науки, претендовавшие на понимание природы вещей. Важен также и многовековой процесс накопления технического знания и мастерства, который шел иногда быстро, а иногда и медленно. Оба эти процесса шли независимо до тех пор, пока около четырех поколений назад в Западной Европе и Северной Америке между наукой и техникой не был заключен брачный союз: соединились теоретический и эмпирический подходы к нашему природному окружению.

Спустя менее столетия после возникновения новой ситуации воздействие человеческого рода на окружение настолько усилилось, что его результат стал другим и по своей сути. Нынешние водородные бомбы уже совсем иные: если они будут использованы на войне, скорее всего, изменится генетическая основа всей жизни на Земле. В 1285 году в Лондоне возникли первые проблемы со смогом из-за сжигания битумных углей, но они не идут ни в какое сравнение с тем, что нынешнее сжигание горючего грозит изменить химическую основу глобальной атмосферы в целом, и мы лишь кое-что начали понимать, какими могут стать последствия. Демографический взрыв и раковая опухоль бесплановой урбанизации породили свалки мусора и объемы сточных вод поистине геологических масштабов, и, разумеется, никакая другая живая тварь на Земле, кроме человека, не смогла бы столь быстро осквернить свое гнездо.

Термин «экология» (от греческого oikos- дом, жилище, место обитания и logos - наука) был введен в научный оборот немецким ученым Э. Геккелем в 1869 году. Им же было дано одно из первых определений экологии как науки, хотя те или иные ее элементы содержатся в трудах многих ученых, начиная с мыслителей Древней Греции. Биолог Э. Геккель рассматривал в качестве предмета экологии взаимоотношения животного с окружающей средой, и, первоначально, экология развивалась как биологическая наука. Однако постоянно возрастающий антропогенный фактор, резкое обострение отношений природы и человеческого общества, возникновение необходимости охраны окружающей среды неизмеримо расширили рамки предмета экологии.

В настоящий момент экологию необходимо рассматривать как комплексное научное направление, которое обобщает, синтезирует данные естественных и социальных наук о природной среде и взаимодействии ее с человеком и человеческим обществом. Она действительно стала наукой о «доме», где «дом» (oikos) - вся наша планета Земля.

Экологизация коснулась практически всех отраслей знаний, что привело к возникновению целого ряда направлений экологической науки. Эти направления классифицируются по предмету изучения, основным объектам, средам и т.п. Экологический цикл знаний включает около 70 крупных научных дисциплин, а экологический лексикон насчитывает примерно 14 тыс. понятий и терминов.

В экологии, отдавая дань ее возникновению как естественной науки, выделяют динамическую и аналитическую ветви. Динамическая экология (эволюционно-динамическая) изучает динамику и эволюцию отношений организмов и их групп со средой обитания. Аналитическая экология - раздел экологии, исследующий основные закономерности взаимоотношения организмов и их популяций с природной средой.

Общая экология (биоэкология) исследует основные принципы организации и функционирования различных надорганизменных систем. Содержание разделов общей экологии приведено в табл.1.

Таблица 1Структура общей (биологической) экологии

Разделы экологии

факториальная экология

Учение о факторах среды и закономерностях их действия на организмы

Экология организмов, или аутэкология

Взаимодействия между отдельными организмами и факторами среды или средами жизни

Популяционная экология, или демэкология

Взаимоотношения между организмами одного вида (в пределах популяций) и средой обитания. Экологические закономерности существования популяций

Учение об экосистемах (биогеоценозах), или синэкология

Взаимоотношения организмов разных видов (в пределах биоценозов) и среды их обитания как единого целого. Экологические закономерности функционирования экосистем

Учение о биосфере (глобальная экосистема)

Роль живых организмов (живого вещества) и продуктов их жизнедеятельности в создании земной оболочки (атмосферы, гидросферы, литосферы), ее функционировании

Сфера частной экологии ограничена изучением конкретных групп определенного ранга - экология растений, экология животных, экология микроорганизмов. Существует и более дробное деление разделов частной экологии: экология позвоночных, экология млекопитающих и т.д.

Экология может быть разделена на теоретическую и прикладную по сферам деятельности человека. Прикладная экология включает промышленную (инженерную) экологию, технологическую, сельскохозяйственную, химическую, медицинскую, промысловую, геохимическую, рекреационную экологию и др. Прикладные аспекты экологической науки служат основой для развития технической инженерной дисциплины - охраны окружающей среды.

К прикладным экологическим наукам относится и строительная экология. Предметом ее изучения является воздействие строительства на окружающую среду, а факторов окружающей среды - на функционирование зданий и сооружений в оптимальном для человека режиме с обеспечением высокого качества среды его обитания.

Происходит постоянное расширение сферы исследований экологии. Появились математическая, географическая, глобальная, космическая экология, палеоэкология, радиоэкология, экологическая минералогия, экотоксикология и др.

Социальная экология изучает взаимоотношения человека и природы, и ее предыстория начинается с появления человека на Земле.

Предложено много названий наук, предметом которых является изучение взаимоотношений человека с природной средой в их целостности: натурсоциология, ноология, ноогеника, глобальная экология, социальная экология, экология человека, социально-экономическая экология, современная экология, Большая экология и т. д.

В настоящее время при определении соотношения глобальной экологии, социальной экологии и экологии человека более или менее уверенно можно говорить о трех направлениях.

Во-первых, речь идет об исследовании взаимоотношений общества с природной средой на глобальном уровне, в масштабе планеты, иными словами, о взаимоотношении человечества в целом с биосферой Земли. Конкретно-научной основой исследований в данной области служит учение Вернадского о биосфере. Такое направление можно назвать глобальной экологией. В 1977 году вышла монография М. И. Будыко «Глобальная экология». Следует отметить, что в соответствии со своими научными интересами Будыко уделил преимущественное внимание климатическим аспектам глобальной экологической проблемы, хотя не менее важны такие моменты, как количество ресурсов нашей планеты, глобальные показатели загрязнения Природной среды, глобальные кругообороты химических элементов в их взаимодействии, влияние космоса на Землю, состояние озонового щита в атмосфере, функционирование Земли как единого целого и т. п. Исследования в данном направлении предполагают интенсивное международное сотрудничество.

Вторым направлением будут исследования взаимоотношений различных групп населения и общества в целом с природной средой с точки зрения понимания человека как общественного существа. Отношения человека к социальному и природному окружению коррелируют между собой. «Ограниченное отношение людей к природе обусловливает их ограниченное отношение друг к другу, а их ограниченное отношение друг к другу - их ограниченное отношение к природе» 1 . Для того, чтобы отделить данное направление, изучающее отношение различных социальных групп и классов к природной среде и структуру их взаимоотношений, детерминированных отношением к природной среде, от предмета глобальной экологии, можно называть его социальной экологией в узком смысле. В этом случае социальная экология, в отличие от глобальной экологии, оказывается ближе к гуманитарным наукам, чем к естествознанию. Надобность в подобных исследованиях огромна, а проводятся они еще в очень ограниченном масштабе.

Наконец, третьим научным направлением можно считать экологию человека. Ее предметом, не совпадающим с предметами глобальной экологии и социальной экологии в узком смысле, являлась бы система взаимоотношений с природной средой человека или индивида. Данное направление ближе к медицине, чем социальная и глобальная экология. По определению В. П. Казначеева, «экология человека - это научное направление, исследующее закономерности взаимодействия, проблемы целенаправленного управления сохранением и развитием здоровья населения, совершенствованием вида Ноmо Sapiens. Задачей экологии человека является разработка прогнозов возможных изменений в характеристиках здоровья человека (популяции) под влиянием изменений внешней среды и разработка научно обоснованных нормативов коррекции в соответствующих компонентах систем жизнеобеспечения…

Большинство западных авторов также различает понятия social или human есо1оgу (экология человеческого общества) и есо1оgу оf man (экология человека). Первыми терминами обозначают науку, рассматривающую вопросы управления, прогнозирования, планирования всего процесса «вхождения» природной среды во взаимосвязь с обществом в качестве зависимой и управляемой подсистемы в рамках системы «природа - общество». Второй термин употребляется для наименования науки, делающей акцент на самом человеке, как биологической единице

В экологию человека входит генетико-анатомо-физиологи-ческий и медико-биологический блоки, отсутствующие в социальной экологии. В последнюю, согласно историческим традициям, необходимо включить значительные разделы социологии и социальной психологии, не входящие в узкое понимание экологии человека.

Конечно, трех отмеченных научных направлений далеко не достаточно. Подход к природной среде как целому, необходимый для успешного решения экологической проблемы, предполагает синтез знаний, который видится в формировании в различных существующих науках направлений, переходных от них к экологии.

Экологическая проблематика все больше входит в гуманитарные науки. Развитие социальной экологии тесно связано с тенденциями социологизации и гуманизации науки (естествознания в первую очередь), так же как интеграция быстро дифференцирующихся дисциплин экологического цикла друг с другом и с другими науками совершается в русле общих тенденций к синтезу в развитии современной науки.

Практика оказывает двоякое влияние на научное осмысление экологических проблем. Дело здесь, с одной стороны, в том, что преобразовательная деятельность требует повышения теоретического уровня исследований системы «человек - природная среда» и усиления прогностической мощи этих исследований. С другой стороны, именно практическая деятельность человека оказывает непосредственную помощь научным изысканиям. Познание причинно-следственных отношений в природе может продвигаться по мере ее преобразования. Чем более крупные проекты реконструкции природной и помочь преодолеть разрыв между человеком и природой, между гуманитарным и естественно научным знанием.

Социальная экология выявляет закономерности взаимоотношений природы и общества, которые столь же фундаментальны, сколь и закономерности физические. Но сложность самого предмета исследований, в который входят три качественно различные подсистемы - неживая и живая природа и человеческое общество, и непродолжительное время существования данной дисциплины приводят к тому, что социальная экология, по крайней мере в настоящее время, преимущественно эмпирическая наука, а формулируемые ею закономерности представляют собой предельно общие афористичные утверждения (как, например, «законы» Коммонера).

Понятие закона трактуется большинством методологов в смысле однозначной причинно-следственной связи. Более широкую трактовку понятия закона как ограничения разнообразия дает кибернетика и она больше подходит к социальной экологии, выявляющей фундаментальные ограничения человеческой деятельности. Было бы нелепо выдвигать положение, что человек не должен прыгать с большой высоты, поскольку гибель в этом случае неминуема (в качестве «гравитационного императива»). Но адаптационные возможности биосферы, позволяющие компенсировать нарушения экологических закономерностей до достижения определенного порога, делают «экологический императив» необходимым. Главный из них можно сформулировать так: преобразование природы должно соответствовать ее адаптационным возможностям.

Одним из способов формулирования социально-экологических закономерностей является перенесение их из социологии и экологии. Например, в качестве основного закона социальной экологии предлагается закон соответствия производительных сил и производственных отношений состоянию природной среды, который является модификацией одного из законов политэкономии.

На стыке экологии человека и строительной экологии сформировалась архитектурная экология, которая изучает методы создания для людей комфортной, долговечной и выразительной окружающей среды. Экологически недопустимо разрушение архитектурной среды города, часто возникающее при отсутствии композиционно-художественной связи новых и старых объектов и проч., поскольку архитектурная дисгармония вызывает снижение работоспособности и ухудшение здоровья человека.

К архитектурной экологии непосредственно примыкает новое научное направление - видеоэкология, изучающая взаимодействие человека с видимой средой. Видеоэкологи считают опасными для человека на физиологическом уровне так называемые гомогенные и агрессивные визуальные поля. Первые - это голые стены, стеклянные витрины, глухие заборы, плоские крыши зданий и др., вторые - всевозможные поверхности, испещренные одинаковыми, равномерно расположенными элементами, от которых рябит в глазах (плоские фасады домов с одинаковыми окнами, большие поверхности, облицованные прямоугольными плитками, и т.д.).

Среди перечисленных наук особенно актуально сегодня в общей и прикладной экологии сопряжение знаний о направлениях формирования и охраны окружающей среды обитания человека. В этой сфере знаний («средологии») особенно важным становится сохранение культурной среды обитания человека.

Ноосферология (ноосфера - «сфера разума») изучает возможности формирования высшей стадии развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, когда разумная деятельность человека становится главным определяющим фактором развития. Понятие ноосферы ввел французский математик и философ Е. ле Руа, а теоретически разработал и развил в своих работах В.И. Вернадский.

Развивается новое направление в экологии - глубокая экология, основными положениями которой являются:

– признание самостоятельной ценности всех форм жизни, независимо от их полезности для человека;

– осознание богатства и разнообразия форм жизни, имеющих собственную ценность и способствующих расцвету человечества;

– человек не имеет права уменьшать богатство и разнообразие форм жизни (исключая случаи удовлетворения его насущных потребностей);

– расцвет человечества и его культуры может происходить в условиях сокращения его численности;

– современное вмешательство человека в другие формы жизни носит избыточный характер, и ситуация быстро ухудшается, что вызывает необходимость изменения технологий, экономики и идеологических структур взаимоотношения человека с другими формами жизни;

— основное идеологическое изменение - признание качества жизни человека важнейшим показателем.

С идеями глубокой экологии во многом смыкается концепция инвайронментализма (environment - окружающая среда), основные направления которого - радикальное преобразование системы ценностей общества, отрицание антропоцентризма и ограничение экономического роста и экологически неоправданного поведения.

2. Цивилизационная значимость естествознания

Естествознание - наука о явлениях и законах природы. Современное естествознание включает многие естественно-научные отрасли: физику, химию, биологию, а также многочисленные смежные отрасли, такие, как физическая химия, биофизика, биохимия и др. Естествознание затрагивает широкий спектр вопросов о многочисленных и многосторонних проявлениях свойств природы, которую можно рассматривать как единое целое.

Современная многообразная техника - плод естествознания, которое и по сей день является основной базой для развития многочисленных перспективных направлений - от наноэлектроники до сложнейшей космической техники, и это очевидно для многих.

Философы всех времен опирались на новейшие достижения науки и, в первую очередь, естествознания. Достижения последнего столетия в физике, химии, биологии и в других науках позволили по-новому взглянуть на сложившиеся веками философские представления. Многие философские идеи рождались в недрах естествознания, а естествознание в свою очередь в начале развития носило натурфилософский характер. Про такую философию можно сказать словами немецкого философа Артура Шопенгауэра (1788-1860): «Моя философия не дала мне совершенно никаких доходов, но она избавила меня от очень многих трат».

Человек, обладающий хотя бы общими и в то же время концептуальными естественно-научными знаниями, т.е. знаниями о природе, будет производить свои действия непременно так, чтобы польза, как результат его действий, всегда сочеталась с бережным отношением к природе и с ее сохранением не только для нынешнего, но и для грядущих поколений.

Познание естественно-научной истины делает человека свободным, свободным в широком философском смысле этого слова, свободным от некомпетентных решений и действий, и наконец, свободным в выборе пути своей благородной и созидательной деятельности.

Нет смысла перечислять достижения естествознания, каждый из нас знает рожденные им технологии и пользуется ими. Передовые технологии базируются в основном на естественно-научных открытиях последних десятилетий XX в., однако, несмотря на ощутимые достижения, возникают проблемы, вызванные главным образом осознанием угрозы экологическому равновесию нашей планеты. Самые разные сторонники рыночной экономики согласятся, что свободный рынок не может защитить слонов в Африке от охотников или исторические памятники Месопотамии - от кислотных дождей и туристов. Только правительства способны устанавливать законы, стимулирующие обеспечение рынка всем тем, что нужно человеку, без разрушения среды его обитания.

Вместе с тем правительства не в силах проводить подобную политику без помощи ученых, и прежде всего ученых, владеющих современным естествознанием. Нужна связь между естествознанием и управляющими структурами в вопросах, касающихся окружающей среды, материального обеспечения и др. Без науки трудно сохранить чистоту планеты: уровень загрязнений нужно измерять, прогнозировать их последствия - только так мы можем узнать о бедах, которые необходимо предотвратить. Лишь с помощью самых современных естественно-научных и в первую очередь физических методов можно следить за толщиной и однородностью озонового слоя, защищающего человека от ультрафиолетового облучения. Только научные исследования помогут понять причины и следствия кислотных осадков и смога, сказывающихся на жизни каждого человека, дать знания, необходимые для полета человека на Луну, исследования глубин океана, найти способы избавления человека от многих тяжелых болезней.

В результате анализа популярных в 70-е годы математических моделей ученые пришли к выводу, что дальнейшее развитие экономики вскоре станет невозможным. И хотя они не привнесли новых знаний, они все-таки сыграли важную роль. Они продемонстрировали возможные последствия наметившихся сегодня тенденций развития. В свое время подобные модели действительно убедили миллионы людей, что защита природы необходима, а это немалый вклад в прогресс. Несмотря на различия в рекомендациях, все модели содержат один главный вывод: природу нельзя дальше загрязнять так, как сегодня

С естественно-научными знаниями можно связать многие проблемы на Земле. Однако проблемы эти порождаются незрелостью самой науки. Дайте ей продолжить свой курс - и человечество преодолеет сегодняшние трудности - таково мнение большинства ученых. Для других, в большей степени тех, кто лишь причисляет себя к когорте ученых, наука потеряла свою значимость.

Естествознание в значительной мере отражает потребности практиков и в то же время финансируется в зависимости от постоянно меняющихся симпатий государства и общественности.

Наука и техника - не только главный инструмент, позволяющий людям приспособиться к постоянно изменяющимся природным условиям, но и главная сила, прямо или косвенно вызывающая такие изменения.

Наряду с явными положительными чертами, присущими естествознанию, следует вести речь и о недостатках, обусловленных и природой самого знания, и непониманием на данном этапе каких-то очень важных свойств материального мира из-за ограниченности познания человека. Скажем, чистые математики сделали открытие, противоречащее представлениям мыслителей прошлого: случайные, хаотические процессы можно описать точными математическими моделями. Причем оказалось, что даже простая модель, оснащенная эффективной обратной связью, настолько чувствительна к малейшим изменениям начальных условий, что ее будущее становится непредсказуемым. Стоит ли тогда спорить о том, детерминистична ли Вселенная, если строго детерминистская модель дает результаты, не отличающиеся от вероятностных?

Цель естествознания - описать, систематизировать и объяснить совокупность природных явлений и процессов. Слово «объяснить» в методологии науки само требует объяснения. В большинстве случаев оно означает понимать. Что обычно подразумевает человек, говоря «Я понимаю»? Как правило, это означает: «Я знаю, откуда это взялось» и «Я знаю, к чему это приведет». Так образуется причинно-следственная связь: причина - явление - следствие. Расширение такой связи и образование многомерной структуры, охватывающей множество явлений, служит основой научной теории, характеризующейся четкой логической структурой и состоящей из набора принципов или аксиом и теорем со всеми возможными выводами. По такой схеме строится любая математическая дисциплина, например, Евклидова геометрия или теория множеств, которые могут служить характерными примерами научных теорий. Построение теории, конечно, предполагает создание особого научного языка, специальной терминологии, системы научных понятий, имеющих однозначный смысл и связанных между собой строгими правилами логики.

Однако естествоиспытатель не может только создавать теории или выдвигать гипотезы. Он должен связать их с «действительным ходом вещей», подтвердить их опытом, доказать жизнью. Для математики доказательство - логически безупречный вывод теоремы из системы аксиом. Вывод теоремы признается истинным, если истинны аксиомы. Для естествоиспытателя истинность теоретического вывода доказывается только опытом, экспериментом. В этом заключается принципиальное отличие естественно-научной истины от математической.

После того как теория «проверена опытом, наступает следующая стадия познания действительности, в которой устанавливаются границы истинности наших знаний или границы применимости теорий и отдельных научных утверждений. Данная стадия обусловливается объективными и субъективными факторами. Один из существенных объективных факторов - динамизм окружающего нас мира. Вспомним мудрые слова древнегреческого философа Гераклита (конец VI - начало V вв. до н.э.); «Все течет, все изменяется; в одну и ту же реку нельзя войти дважды» Подводя итог, сформулируем кратко три основных принципа научного познания действительности.

1. Причинность. Первое и достаточно емкое определение причинности содержится в высказывании Демокрита: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости».

2. Критерий истины. Естественно-научная истина проверяется (доказывается) только практикой: наблюдениями, опытами, экспериментами, производственной деятельностью: Если научная теория подтверждена практикой, то она истинна. Естественно-научные теории проверяются Экспериментом, связанным с наблюдениями, измерениями и математической обработкой получаемых результатов. Подчеркивая важность измерений, выдающийся ученый Д.И. Менделеев (1834 - 1907) писал: «Наука, началась тогда, когда люди научились мерить; точная наука немыслима без меры».

3. Относительность научного знания. Научное знание (понятия, идеи, концепции, модели, теории, выводы из них и т.п.) всегда относительно и ограничено.

Часто встречающееся утверждение: главная цель естествознания - установление законов природы, открытие скрытых истин - явно или неявно предполагает, что истина где-то уже есть и существует в готовом виде, ее надо только найти, отыскать как некое сокровище. Великий философ древности Демокрит говорил: «Истина скрыта в глубине (лежит на дне морском)». Другой объективный фактор связан с несовершенством техники эксперимента, служащей материальной базой любого опыта.

Естествознание тем или иным способом систематизирует наши наблюдения над природой. При этом не следует считать, например, теорию кривых второго порядка приближенной на том основании, что в природе в точности кривых второго порядка нет. Нельзя говорить, что неевклидова геометрия уточняет Евклидову - каждая занимает в системе моделей свое место, являясь точной в соответствии с внутренними критериями точности, и находит применение там, где необходимо. Точно так же неверно утверждать, что теория относительности уточняет классическую механику - это разные модели, имеющие, вообще говоря, и разные сферы приложения.

В современном представлении истина - правильное, адекватное отражение познающим субъектом предметов и явлений действительности, воспроизводящее их так, как они существуют вне и независимо от сознания. Как результат деятельности человеческого мышления истина объективна по содержанию, но субъективна по форме. Можно говорить об относительной истине, отражающей предмет не полностью, а в объективно обусловленных пределах. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет познания. Всякая относительная истина содержит элемент абсолютного знания. Абсолютная истина есть сумма относительных истин. Истина всегда конкретна.

Каким бы ни представлялось содержание истины, занимающей умы великих ученых с древних времен, и как бы ни решался сложный вопрос о предмете науки в целом и естествознании в частности, - одно очевидно: естествознание есть чрезвычайно эффективный, мощный инструмент, не только позволяющий познать окружающий мир, но и приносящий громадную пользу.

С течением времени и особенно в конце последнего столетия наблюдается изменение функции науки и в первую очередь - естествознания. Если раньше основная функция науки заключалась в описании, систематизации и объяснении исследуемых объектов, то сейчас наука становится неотъемлемой частью производственной деятельности человека, в результате чего современное производство - будь то выпуск сложнейшей космической техники, современных супер- и персональных компьютеров или высококачественной аудио- и видеоаппаратуры - приобретает наукоемкий характер. Происходит сращивание научной и производственно-технической деятельности, в итоге появляются крупные научно-производственные объединения - межотраслевые научно-технические комплексы «наука - техника - производство», в которых науке принадлежит ведущая роль. Именно в таких комплексах были созданы первые космические системы, первые атомные электростанции и многое другое, что принято считать наивысшими достижениями науки и техники.

В последнее время специалисты гуманитарных наук считают, что наука - производительная сила. При этом имеется в виду прежде всего естествознание. Хотя наука и не производит непосредственно материальную продукцию, но очевидно, что в основе производства любой продукции лежат научные разработки. Поэтому, когда говорят о науке как о производительной силе, то принимают во внимание не конечную продукцию тоге или иного производства, а ту научную информацию - своего рода продукцию, на базе которой и организуется, и реализуется производство материальных ценностей.

Учитывая такой важный показатель, как количество научной информации, можно сделать не только качественную, но и количественную оценку временного изменения данного показателя и, таким образом, определить закономерность развития науки.

Количественный анализ показывает, что темп развития науки как в целом, так и для таких отраслей естествознания, как физика, биология и т.п., а также для математики, характеризуется приростом на 5-7% в год на протяжении последних 300 лет. При анализе учитывались конкретные показатели: число научных статей, научных сотрудников и т.д. Такой темп развития науки можно охарактеризовать и по-другому. За каждые 15 лет (половина средней разницы в возрасте между родителями и детьми) объем научной продукции возрастает в е раз (е = 2,72 - основание натуральных логарифмов). Это утверждение составляет сущность закономерности экспоненциального развития науки.

Из данной закономерности вытекают следующие выводы. За каждые 60 лет научная продукция увеличивается примерно в 50 раз. За последние 30 лет такой продукции создано приблизительно в 6,4 раза больше, чем за всю историю человечества. В данной связи к многочисленным характеристикам XX в. вполне оправданно можно добавить еще одну - «век науки».

Совершенно очевидно, что в пределах рассмотренных показателей (их, конечно, нельзя считать исчерпывающими для характеристики сложной проблемы развития науки) экспоненциальное развитие науки не может продолжаться бесконечно долго, иначе за сравнительно небольшой интервал времени, в ближайшем будущем все население земного шара превратилось бы в научных сотрудников. Как отмечалось в предыдущем параграфе, даже в большом числе научных публикаций содержится сравнительно небольшое количество по-настоящему ценной научной информации. И не каждый исследователь вносит существенный вклад в подлинную науку. Дальнейшее развитие науки будет продолжаться и в будущем, но, не за счет экстенсивного роста числа научных сотрудников и числа производимых ими научных публикаций, а за счет привлечения прогрессивных методов и технологий исследования, а также повышения качества научной работы.

Сегодня, как никогда, важна развернутая работа не только и не столько по критике и переосмыслению прошлого, сколько по исследованию путей в будущее, поиску новых идей и идеалов. Помимо вопросов экономики, это, наверное, самый значительный социальный заказ отечественной науке и культуре. Прошлые идеи себя исчерпывают или исчерпали, и если мы не заполним образовавшуюся пустоту, то она будет занята еще более старыми представлениями и фундаментализмом, утвержденными уже силой и авторитетом власти. Именно в этом состоит сегодня вызов разуму, уход от которого мы наблюдаем.

Тест

    В мегамире доминирует__________________взаимодействие

    1. электромагнитное

      ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ЭКОЛОГИИ МЕСТО И РОЛЬ НАУКИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИИ МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ

Социальная экология изучает не только прямое и непосредственное влияние окружения на человека, но и состав групп, эксплуатирующих природные ресурсы, их отношения, а также общую концептуализацию универсума (объединенного со специфическими условиями жизни).
В русской философской и социологической литературе обнаруживаются многочисленные попытки определения пред ета социальной экологии. В соответствии с одни достаточ о распространенным подходом предметом социальной экологии выступает ноосфера, система социоприродных отношений, фор иру- ющаяся, функционирующая как результат сознатель ой деятельности людей, т. е. предметом социальной экологии являются процессы формирования и функционирования ноосферы.
По мнению Н.М. Мамедова, социальная экология изучает взаимодействие общества и природной среды.
С.Н. Соломина считает, что предметом социаль ой экологии является изучение глобальных проблем человечества, как- то: проблемы энергетических ресурсов, защита окружающей среды, проблемы ликвидации массового голода и опас ых болезней, освоение богатств океана.
Дефиниции предмета социальной экологии отражают прежде всего философско-теоретический подход авторов к от оше- ниям в системе «человек-общество-природа», их по и а ие окружающей среды и позицию, что экология не только естественная, но и общественная наука.
Исходя из этого,
социальную экологию можно определить как отраслевую социологию, предметом изучения которой являются специфические связи между человеком и окружающей средой, влияние последней как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также его влияние на окружающую среду с позиции ее сохранения для его жизни как естественно-общественного существа.
Важным в социальной экологии является конкретная территориальная среда: поселения, урбанизированные зоны, отдельные регионы, области, общепланетарный уровень планеты Земля. Социальная экология на всех этих уровнях должна стремиться к сохранению экологического равновесия, учитывать взаимосвязь всех уровней в соответствии с девизом: «Мыслим глобально, действуем конкретно!».