Болезни Военный билет Призыв

«Сочинение по стихотворению Пушкина «Песнь о вещем Олеге

Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт и писатель. В его произведениях всегда присутствует русский дух, он показывает русского человека в развитии.

Имя князя Олега, которому посвящена «Песнь…», запечатлено в истории с давних времен. О нем сложено немало песен, легенд и преданий. Он был мудрым, талантливым, бесстрашным и находчивым военачальником.

Пушкин любил и знал историю. В «Песни о вещем Олеге» он отразил тему рока, неизбежности судьбы. Автор восхищается силой и мужеством князя:

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

Олег показывается в «Песни…» как герой, который ничего не боится, совершает набеги, всегда побеждает. Но не все в жизни зависит от его таланта и силы. Правда заключается в том, что если что-то должно сбыться, то оно обязательно сбудется, от этого никуда не спрячешься. Именно этому предупреждению «мудрого старца» и не поверил Олег:

Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава – отрада;
Победой прославлено имя твое:
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
…Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего…
Но примешь ты смерть от коня своего.

Предсказатель – «вдохновенный кудесник, покорный Перуну старик одному», он предстает перед читателем как человек, который всегда говорит правду, не зависит от чьего-то мнения. Ему нечего бояться, он многое видел на свете:

Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе…

Олегу кажется, что он сможет уйти от злого рока, и он отсылает коня, пытаясь избавиться от угрозы смерти:

Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время:
Теперь отдыхай! Уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся – да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня…

Но через много лет, когда князь думает, что опасность миновала, потому что его конь мертв, судьба настигает Олега:

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Пушкин представляет коня таким же сильным и смелым, как и его хозяин. Он верен Олегу, который ценит его преданность:

И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой…
…А где мой товарищ? – промолвил Олег, -
Скажите, где конь мой ретивый?

А. С. Пушкин показывает, что у каждого человека в жизни есть свое предназначение, у каждого своя судьба. Но друзей нужно любить и уважать при жизни, чтобы потом не было печально и больно. Ведь друзья всегда помогут, не бросят в беде, настоящими друзьями нужно дорожить.

Сюжет и язык «Песни о вещем Олеге» завораживает, запоминается, надолго оставаясь в сердцах читателей, наводит на серьезные мысли о смысле жизни, о роли человека.

    Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин был основоположником русской реалистической литературы. Своей поэзией он раскрывает в людях все лучшее, что в них есть и заставляет их забыть о мелочах и заботах жизни. Но постичь весь смысл его мыслей...

    Из летописей известно, что в начале X века в Киеве правил князь Олег. Он совершил удачный поход на Цареград, заключил с Византией выгодный для русских купцов торговый договор. В ответ на набеги кочевых племен с востока Олег со своим войском совершил...

    Мне нравится читать стихи Пушкина. Но это становится особенно интересно, если из них узнаешь о событиях российской истории, о "делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой". Прочитав "Песнь о вещем Олеге", я узнала одну...

    В старых русских летописях упоминается, что в Киеве правил Олег. Он совершил удачные походы на Царь-град, в сторону Каспийского моря, освободив земли от набегов хазар, а для русских купцов заключил с Византией выгодный торговый договор. О князе...

  1. Докажите, что «Песнь о вещем Олеге» — баллада.
  2. Баллада — лирическое стихотворение с напряженным и острым сюжетом. В осно-ве пушкинского стихотворения драмати-ческий сюжет о предсказании князю Оле-гу смерти от его верного коня и гибели князя. Читатель с интересом следит за на-пряженным развитием событий, сопере-живает герою баллады. Колорит произве-дения мрачный и таинственный, он дости-гается часто используемым в балладах стихотворным размером — амфибрахием, обусловлен образами и событиями «Пес-ни…».

  3. Какие художественные приемы делают вы-разительными и запоминающимися образы Олега и кудесника? Попробуйте сравнить некоторые из этих приемов и решить, что же особенно важно для автора в характерах героев.
  4. Описание князя и кудесника построено на образных определениях-эпитетах. Князь Олег назван в балладе «вещим», т. е. муд-рым, знающим то, что другим знать не да-но. Он всемогущ, ему все подчиняются. За буйный набег хазар князь мстит жестоко и беспощадно.

    Кудесник наделен всевидением, таинст-венной силой, которая вдохновляет его («вдохновенный кудесник»); он подчинен лишь воле богов, но не князю («покорный Перуну старик одному»), старец мудр, не-зависим и смел.

    Князь понимает духовную высоту ку-десника, и потому называет его «любим-цем богов» и спрашивает о будущем. Но все-таки обращается к нему снисходи-тельно, призывая не бояться его княже-ской власти и обещая вознаграждение.

    …Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня. Кудесник спокойно и гордо отвечает: Волхвы не боятся могучих владык, И княжеский дар им не нужен. Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен…

    Пушкин наделяет кудесника сдержан-ностью и способностью оценить достоин-ства Олега: он прославляет его победы, утверждает, что «незримый хранитель могущему дан», но похвала князю завер-шается печальным предсказанием: «Но примешь ты смерть от коня своего».

  5. Когда и почему прозвучала резкая оценка кудесника, данная Олегом: «лживый, безумный старик»?
  6. Резкая оценка Олега прозвучала, когда он узнал, что конь «почил непробудным… сном». Горе князя рождает гнев и горечь, он упрекает кудесника и себя за то, что поверил в предсказание.

  7. Во всех ли строфах использован одинако-вый порядок рифм? Ответ обоснуйте.
  8. В строфах «Песни…» первая строка рифмуется с третьей, вторая — с четвер-той (перекрестная рифмовка); пятая — с шестой строкой зарифмованы парной рифмовкой. Такой способ рифмовки (абабвв) выдержан во всех строфах балла-ды, что придает пушкинскому повествова-нию цельность и стройность.

  9. Определите количество строф стихотворения и найдите строфу, которая содержит кульминацию событий.
  10. В балладе 17 строф, кульминационной является 16-я, предпоследняя строфа, когда предсказание кудесника исполняет-ся и смерть настигает Олега от яда змеи.

  11. Сравните балладу Пушкина и летописный источник. В чем видите разницу?
  12. Летописный источник — проза, балла-да Пушкина — стихотворный текст. Ху-дожественное воплощение событий в бал-ладе более ярко и выразительно (в тексте много эпитетов, метафор, олицетворе-ний), потому что автор баллады не только сообщает о событии, но и стремится со-здать у читателя определенный образ, вы-разить свое отношение к герою.

    Сюжет об Олеге в летописи очень кра-ток, описания Пушкина развернуты, вы-держаны в торжественном, высоком сти-ле. Поэт использует многие бытовые и ис-торические реалии из летописи. Характер героя в пушкинском повествовании иной. Летописный Олег мало переживает разлу-ку с конем, его тревожит только исполне-ние предсказания. И увидеть кости коня он хочет, чтобы убедиться, что предсказа-ние оказалось неверным. Пушкинский Олег страдает от разлуки с конем, он на-зывает коня другом и сожалеет о том, что ему не суждено быть похороненным вмес-те с боевым товарищем.

  13. Подготовьте планы баллады и отрывка из летописи. Сравните их.
  14. План баллады

    1. Встреча вещего Олега с кудесником.
    2. Беседа Олега со старцем и его пред-сказание.
    3. Расставание с конем.
    4. Весть о смерти коня.
    5. Олег у останков своего боевого това-рища.
    6. Смертельный укус змеи и гибель князя.
    7. Тризна по князю Олегу его дружины.

    План отрывка из летописи

    1. Воспоминание Олега о коне, с кото-рым когда-то пришлось расстаться из-за предсказания волхвов.
    2. Смысл предсказания.
    3. Весть о гибели коня и укор Олега ку-деснику.
    4. Желание увидеть кости коня.
    5. Укус змеи, болезнь и смерть Олега.
  15. Подготовьте пересказ по одному из этих планов. В пересказе баллады старайтесь использо-вать стихотворные строки. Материал с сайта
  16. Вот как может выглядеть пересказ ле-тописного эпизода.

    «Однажды киевский князь Олег вспом-нил о своем коне, на которого когда-то ре-шил больше не садиться, потому что волхвы предсказали ему смерть от своего коня. Запали слова эти в душу князя, и повелел он кормить и поить своего верного товари-ща, но больше никогда не приводить к не-му. Вернувшись в Киев через четыре года, «помянул он коня», и Олегу сказали, что конь умер. Князь посмеялся над предска-занием кудесника и приказал отвести его на то место, где лежали останки коня. Увидев их, «ступил он ногою на череп», из которого выползла змея и ужалила Олега в ногу. Князь заболел и умер, и оп-лакивали его люди «плачем великим».

  17. Почему мне понравилась «Песнь о вещем Олеге»
  18. Рассказ о том, как погиб вещий Олег, мне запомнился уже при знакомстве с ле-тописью. Сама легенда о его гибели по-этична и загадочна. Когда же о ней рас-сказал великий поэт, то исторический эпизод превратился в произведение высо-кой поэзии. Поэт заставляет нас судить и о времени, и о судьбе человека. При этом нам становится ясным его собственный взгляд на безостановочный бег истории, его согласие с тем, что нельзя отвратить неизбежное.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • художественные приемы в песне о вещем олеге
  • тест по песни о вещем олеге
  • вопросы и ответы о а.с.пушкине
  • что мы узнаем об олеге из баллады пушкина
  • сравнть балладу с лнтописнам источником

Тема: «Князь Олег в литературе и истории».
Цель : На основе исторических документов и произведений литературы выяснить, каким предстаёт князь Олег перед читателями.
Задачи :1.Учить детей видеть связь истории с литературой, делать выводы.

2.Совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой.

3.Развивать речь, внимание.
Подготовка : Повторение ранее изученного произведения А.С.Пушкина «Песнь…», знакомство с новым (К.Ф.Рылеев «Думы»), ознакомление с историческими документами (Нестор-летописец «Повесть временных лет», Н.М.Карамзин «Об истории государства Российского», Б.Г.Пашков «Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий 862 – 1917 г.г.»), загрузка компьютеров.
Оборудование : Мультимедиапроектор, компьютер, мобильный компьютерный класс, экран.

Ход урока .

1.Стадия «вызова»: звучат слова из «Песни…»:

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам:

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам;

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.


Учитель: - О каком произведении идёт речь?

Князь Олег – личность в истории, поэтому мы соединим две науки, историю и литературу, чтобы познакомиться с этим героем ближе.

Вы догадались, что будет интегрированный урок. Попробуйте сформулировать тему. («Князь Олег в литературе и истории»). Оформление тетрадей. Тема проецируется на экран через мультимедиапроектор.

У: - Что вы знаете о князе Олеге?

(Историческую справку даёт ученик, подготовившийся заранее или на уроке обратившийся к Интернету:сайт pisatel.org/old/).

Ученик : О князе Олеге мы знаем по народным сказаниям, где реальные события переплетаются с выдумкой. Князь жил в 1Х – Х веках, правил в 897-912 годы, был воеводой новгородского князя Рюрика. В «Повести временных лет» Нестора говорится о его таланте полководца и великой мудрости, за предусмотрительность современники и прозвали князя Вещим. В 897 году Рюрик умер и завещал свой престол Олегу. После трёхлетнего правления Олег уехал из Новгорода покорять новые земли. Завоевал Смоленск и Любеч, хитростью взял Киев, коварно убив князей киевских Аскольда и Дира и провозгласив Киев матерью русских городов. Он завоевал многочисленные племена древлян, северян, радимичей и создал Киевскую Русь.

В 907 году Олег собрался идти войной на Царьград. Именно после этого удачного похода он получил своё прозвище. Огромное войско по морю и берегу шло к столице Византии. Император Лев Премудрый приказал запереть гавань железными цепями. Разорив предместья, Олег поставил корабли на специально сделанные колёса и таким образом перехитрил императора. Побеждённые византийцы пообещали выплачивать Олегу дань. Олег в честь победы укрепил на воротах Царьграда свой щит и заключил с византийцами мирный договор.

У: - Сформулируйте проблемный вопрос урока (Каким предстаёт князь Олег на страницах литературных произведений и исторических документов? Что общего и различного?) На этот вопрос мы ответим в ходе урока.
Вопросы для работы на уроке:

1.Причины походов князя Олега.

2.Черты характера, выделяемые историками и

литераторами.

3.Значение деятельности Олега.

4.Смерть Олега.

2.Стадия «осознания»: у учащихся на компьютерах – тексты, с которыми они работают.

Ребята исследуют тексты, обращаясь за помощью к учителям истории и литературы.
3. Стадия «рефлексии»: учащиеся делают выводы, подтверждая их примерами из текстов.

1вопрос: У историков названа цель походов Олега - сделать столицей Киев, завоевать как можно больше земель для государства, чтобы иметь торговлю с богатыми странами (летопись, Пашков, Карамзин).

Карамзин указывает, что в 882 г. Олег пошёл к странам Днепровским, которые завоевал без труда. Киев он взял хитростью (представился купцом варяжским). Жестоко убив князей Аскольда и Дира, заявил: «Да будет Киев матерью городов российских!» Олег хотел жить на границе, чтобы скорее нападать на чужие земли, мыслил ужасать соседей, а не бояться их. Завоевал древлян, днепровских северян, радимичей, чем обеспечил безопасное сообщение южных и северных российских областей. Киев соединил с Новымгородом. Взор устремил на юг. Греки осыпали золотом варваров, чтобы они не ужасали Константинополь. Но Олег, «наскучив тишиною» (а может, завидуя богатству Царьграда), решил доказать, что казна должна принадлежать более смелому. У Рылеева также указана причина похода к Константинополю: «Наскучив мирной тишиною», «на славные дела» «полетел грозою». Такие же сведения приводит Пашков: цель Олега – «возвеличить государство Русь».

У Рылеева и Карамзина говорится об императоре Леоне суеверном, который полагался на астрологию и в ней «спасения искал».

Пашков, Карамзин и Рылеев рассказывает о хитром решении Олега, как завладеть Царьградом: «Ладьи свои Олег, Развив на каждой парус белый, Вдруг выдвинул на брег». Поставил корабли на колёса и по ветру на парусах двинулся к городу. Итог – греки заключили мир с Олегом, так как Леон (Философ – прозвище) не думал о безопасности своего государства.

Историки описывают жестокость и зверства Олегова войска: разоряли окрестности, жгли селения, церкви, «домы греческих вельмож», терзали пленных, бросали в море живых и мёртвых, «плавали в крови». Но всё это было оправданно в те времена.

У литераторов нет таких страшных подробностей о поведении войска Олега после взятия Византии.

Рылеев описывает ликование народа русского, который «прославил подвиги Олега и восхвалил богов» и «князю Вещего прозванье единогласно дал». Этот факт есть у историков (вещий – мудрый), а также у Пушкина: «Победой прославлено имя твое: Твой щит на вратах Цареграда».

Вывод : Итак, цель князя – укрепить государство – оправдывает все средства. Единственное пятно на славное имя накладывает смерть доверчивых князей Киевских – Аскольда и Дира.

2 вопрос:
В результате работы в тетрадях появляется таблица:


Князь Олег в истории

Князь Олег в литературе

«Повесть временных лет»:

В год 6420 (912).

Взял много дани (на 2000 кораблей)
Жесток : много убийств, церкви пожгли, в плен захватили

Смекалистый : подставил колёса под корабли, догадался об отравленном вине

Язычник : слова кудесника запали в душу, присягал по закону русскому

Посмеялся над кудесником и укорил его (посмеялся над верой и наказан за это)

Миролюбивый : княжа, мир имел со всеми странами


А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»: 1822год

Победитель : « поминают прошедшие дни и битвы, где вместе рубились они»
Мстительный : « обрек он мечам и пожарам»

Язычник : верит в предсказанье («Что сбудется в жизни со мною?», «…взор и чело омрачилися думой», «угрюмый»

Посмеялся над кудесником («лживый, безумный старик» и наказан

Заботливый : прощание с конём (ученики могут прочитать отрывок наизусть, обращаясь к самостоятельно выполненным иллюстрациям)


Б.Г.Пашков. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 862 – 1917 г.г. Князь Олег – правитель.
Властолюбивый

Коварный : убил Аскольда и Дира
Хитрый : (овладел Киевом)
Покоритель древлян, разорил Византию
Храбрый
Возвеличил государство Русь
Язычник : клялся Перуном и Волосом
Грозный
Н.М.Карамзин. Об истории государства Российского.
Славолюбив

Хитрый: объявил себя варяжским купцом

Жестокий: убил Аскольда и Дира, привёл в трепет город

Правитель: ужасал соседей, не боялся их, повелитель храброго войска, искусный предводитель, любим подданными

Дальновидный: хотел «удобность иметь» при сообщении, торговле.

Завоеватель: покорив север, обратил орудие своё к югу: «Казна робких принадлежит смелому».

Смелый

Мужественный

Грозен (даже в старости)

Смиренный летами


К.Ф.Рылеев. «Думы». Олег Вещий.

1821 или 1822 год

Властолюбивый : захватил власть у опекаемого Игоря
Смекалистый : «шёл по суше к Византии»
Покоритель : «полетел завоеватель грозою»
Храбрый : как его дружина, «замыслив приступ смелый»

Считает дела «славными» - берёт дань
Язычник : «народ восхвалил богов»
Беспощадный : «горят деревни, села пышут, прах вьется»

Вывод: Историки и литераторы отмечают общие черты в князе Олеге: властолюбие, храбрость, жестокость, беспощадность к врагам, смекалка (хитрость), язычник.

У историков: дальновидность, смелость, мужественность, коварность, любим народом и войском, миролюбив и смиренен в старости.

У литераторов: заботливый.
3 вопрос: Историки видят заслуги князя Олега в том, что он присоединил к державе лучшие, богатейшие страны нынешней России (от Смоленска до Карпат), был основателем её величия. «Сильная рука героя основывает великие империи и служит им надёжною опорою». Никто не мог сравниться с Олегом в завоеваниях. Единственный укор – смерть Аскольда и Дира.

Литераторы отметили только заслугу Князя в Византийской кампании. У Пушкина: «Победой прославлено имя твое: Твой щит на вратах Цареграда.» У Рылеева: «…в память всем векам Прибил свой щит с гербом России К Царьградским воротам».

4 вопрос: О смерти Олега узнаём у историков и поэта Пушкина.

В летописи и исторических документах говорится, что Олег княжил 33 года, умер в глубокой старости. В конце жизни он «хотел тишины», наслаждался миром. Никто из соседей не смел прервать его спокойствие. Но и в старости князь был грозен.

Похоронен Олег на горе Щелковице: «Есть же могила его и доныне, слывёт могилой Олеговой».

Пашков говорит, что некоторые историки пытаются по-новому истолковать летопись Нестора (умаляют заслуги князя). Историк же пишет: «…не надо забывать, что Нестор описывал происходившее на девять веков раньше нас и смотрел на эти события глазами и историка, и современника».

У Пушкина описан знаменательный момент из жизни Вещего Олега. Он есть и у историков. Смерть от коня. «Его ли мне бояться?» - спросил Олег, увидев кости (у Пашкова). «От этого ли черепа смерть мне принять?» (в летописи). «Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!» (у Пушкина). Но именно такой смертью погиб великий князь.
У: - Ответили ли мы на наш проблемный вопрос?
Вывод : Сравнивая историческую и художественную литературу, мы узнаём истину и наслаждаемся прекрасными стихами, приукрашенными художественным вымыслом.
У: - Сегодня на уроке мы обратились к одному из загадочных периодов жизни Руси – княжению Олега, о котором писали летописцы, историки и поэты. Без прошлого нет настоящего. Мы с вами должны знать историю своего государства. (мотивация)
- Хочется закончить урок словами А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (проецируется на экран).

Ученики получают оценки за работу.

/ / / Образ кудесника в балладе Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»

Хотя центральным героем является киевский князь Олег, историческая личность, о которой известно из давних летописей, есть еще один не менее важный образ - кудесник. Речь идет о не обычном человеке, а о мудром старце, провидце или попросту волшебнике. С ним однажды встречается вещий Олег, и эта встреча имеет пророческий характер.

Кудесник выходит их леса, что уже не обычно, и вступает в диалог с князем. Анализ их разговора дает емкую характеристику обоим персонажам. Олег говорит с кудесником, не сходя с коня, так как считает себя намного выше в социальном плане. Заверение, что не стоит его бояться, звучит с уст Олега высокомерно. Ведь князь привык, что все окружающие преклоняют перед ним колени и трепещут от страха. Это было в большой мере оправдано, так как князь славился своими победами над многими врагами. Признает это и кудесник, подтверждая его неуязвимость в военных походах. Однако мудрец рассказывает так же о печальной судьбе князя, что погубит его верный боевой товарищ, конь.

«Волхвы не боятся могучих владык», - отвечает старец на самоуверенное заверение Олега, что не надо его бояться. Князь просит кудесника поведать ему о его судьбе. Взамен он обещает дать любого коня. Но старец отвечает, что волхвам «княжеский дар не нужен». Кудесник рассказывает Олегу о пророчестве безвозмездно, потому что хочет предостеречь князя. Однако князь не благодарит старика, напротив, он возмущен его дерзким пророчеством.

В балладе привлекателен, однако в общении с кудесником мы видим его слабые стороны. Князь славится боевыми подвигами, его называют вещим из-за мудрости, но по отношению к волхву он проявляет неуважение и высокомерие надменного правителя.

Кого же олицетворяет образ кудесника в балладе? Подсказку находим в строке: «Правдив и свободен их вещий язык». Да, автор имел в виду себя и подобных себе свободолюбивых поэтов. Вопрос свободы творческой личности особенно волновал Пушкина в момент написания баллады, ведь он отбывал очередную ссылку.

Почему сбывается пророчество, хотя Олег и пытался уйти от судьбы? Есть разные варианты ответа на этот вопрос. Самый очевидный – что от судьбы не уйти. Но, возможно, Олег сам виноват, ведь поверив пророчеству, он предал верного друга. Так же может быть, что владыка наказан за неуважение к мудрому волхву. Князь не сумел понять кудесника.