Болезни Военный билет Призыв

Сочинение на тему "Кто виноват в смерте Самсона Вырина" из повести А.Пушкина Станционный смотритель. Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина (по повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель") Сочинения по русской литературе

Главным героем повести Пушкина «Станционный смотритель» является Самсон Вырин. Автор, описывая трагическую жизнь этого человека, сумел вызвать у читателей сочувствие и сопереживание к простому человеку.

Вот история, описанная в повести. У бедного станционного смотрителя растет красавица дочка Дуня. Она нравилась всем, кто останавливался на станции, была всегда весела и приветлива. Однажды один проезжий гусар ночевал на станции. Наутро он сказался больным и остался еще на несколько дней. Все это время Дуня ухаживала за ним, подавала питье. Когда гусар выздоровел и собрался уезжать, Дуня решила посетить церковь. Гусар предложил ее подвезти. Самсон сам разрешил дочке ехать с молодым человеком, сказав: «Ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест, прокатись-ка до церкви». Дуня уехала и больше не вернулась. Самсон понял, что гусар увез ее с собой, да и болезнь его была ложная, он притворялся, лишь бы подольше остаться на станции. Бедный старик слег от горя, а как только оправился, поехал в Петербург икать дочь. Он нашел гусара Минского, проследил за ним и ворвался в комнату к Дуне. Та была в красивом платье, в богато обставленных покоях. Старик просит Минского отпустить с ним

Дуню, но тот выгнал его, приказав больше никогда не появляться. Вернувшись на станцию, Самсон только и думал о том, что гусар погубит его дочь, натешится и выгонит ее на улицу, а там она совсем пропадет. С горя он начал пить и вскорости умер.

Пытаясь ответить на вопрос, кто же виноват в его гибели, мы находим ответ в самой повести. В начале повествования рассказчик, попав в дом Вырина, рассматривает висящие на стене картинки. Они рассказывают об истории блудного сына. Сначала мы думаем, что они символизируют жизненный путь Дуни. Но, дочитав до конца, понимаем, что картинки созвучны с жизнью Самсона Вырина. Картинка, где сын уходит из дому, говорит о том, что Самсон «уходит» от дочери. Он не верит в ее счастье, подозревает, что гусар обманет ее. Он не способен представить, что Минский женится на Дуне. На второй картинке сын окружен ложными друзьями. Так и Самсона обманул доктор, который приходил лечить якобы заболевшего гусара. Доктор подтвердил болезнь, побоялся рассказать Вырину правду. А сам он поверил ему, не догадываясь, что доктор сговорился с Минским. На третьей картинке изображен скитающийся сын, пасущий свиней. Так и Вырин, оставшись без дочери, начал пить от тоски, превращаясь из бодрого мужчины в старика. Последняя картинка говорит о «возвращении» отца к дочери после смерти. Дуня приехала навестить отца и нашла его на кладбище. А ведь Минский женился на ней, у них родились дети, жили они в достатке и любви. Так Самсон Вырин оказался сам виноват в своей нелегкой судьбе. Не веря в счастье дочери, он изводил себя мыслями о ее падении. Воспоминания о Дуне вызывали в нем боль и горечь, он корил себя, что сам разрешил ей поехать с гусаром в церковь. Запив с горя, он пришел к плачевному концу. А мог бы общаться и с дочерью, и с мужем ее, и с внуками.

Так автор, сочувствуя переживаниям старика, дает понять читателям, что осуждает ограниченность мыслей «маленького человека», не способного верить и надеяться на лучшее. Но при этом Пушкин не презирает Вырина, а пытается понять природу этих самых мыслей.

КТО ВИНОВАТ В ТРАГИЧЕСКОЙ СУДЬБЕ САМСОНА ВЫРИНА. Ни в одной стране не возникло за такой небольшой период времени такой могучей семьи величайших мастеров художествен­ного слова, как в России XIX века. Но именно Пушкина мы счита­ем родоначальником классической русской литературы. Гоголь говорил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… В нем русская природа, русская душа, рус­ский язык, русский характер…».

В 1830 году А. С. Пушкин создал пять прозаических произведе­ний, объединенных общим названием «Повести Белкина». Они на­писаны точным, ясным и лаконичным языком. Из «Повестей Бел­кина» исключительное значение для дальнейшего развития русской литературы имел «Станционный смотритель». Очень правдивый, со­гретый авторским сочувствием образ смотрителя открывает создан­ную последующими русскими писателями галерею «бедных людей», униженных и оскорбленных тягчайшими для простого человека об­щественными отношениями тогдашней действительности.

Именно эта окружающая действительность и виновата, мне ка­жется, в трагической судьбе станционного смотрителя Самсона Вы- рина. У него была единственная любимая дочь - разумная и про­ворная Дуня, помогавшая отцу в работе на станции. Она была его единственной радостью, но именно она принесла своему отцу «седину, глубокие морщины давно не бритого лица» и «сгорбленную спину», буквально три или четыре года превратили «бодрого мужчину в хи­лого старика». В конце своей жизни станционный смотритель ока­зался брошенным своей дочерью, хотя он сам никого в этом не ви­нит: «…от беды не отбожишься; что суждено, тому не миновать».

Его любимица с детских лет умела кокетничать, разговарива­ла «безо всякой робости, как девушка, видевшая свет», и этим при­влекала проезжих молодых людей, а однажды она сбежала от отца с проезжим гусаром. Самсон Вырин сам разрешил Дуне прока­титься с гусаром до церкви: «нашло на него ослепление», а потом «сердце его начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им до такой степени, что он не утерпел и пошел сам к обедне». Дуни нигде не было, а вернувшийся вечером ямщик сообщил: «Дуня с той станции отправилась далее с гусаром». Старик заболел от это­го известия и оттого, что узнал, что гусар притворился больным и уже тогда задумал увезти Дуню.

Самсон Вырин поехал в Петербург в надежде отыскать и забрать свою дочь, но ротмистр Минский не отдал ему Дуню и выставил его за дверь, сунув за рукав деньги. Вырин предпринял еще одну попыт­ку увидеть дочь, но Дуня, увидев его, упала в обморок, а Минский опять выгнал его. В трагической судьбе станционного смотрителя виновато и сословное деление общества, позволяющее высшим чи­нам жестоко и грубо обращаться с людьми низших чинов. Минский считал естественным для себя просто увезти Дуню (и даже не попро­сить ее руки у отца), и выгнать старика, и накричать на него.

Трагедия Самсона Вырина состоит в том, что на склоне лет он остался совсем один, проливая слезы о потерянной дочери. Не для своих внуков, а для чужих он вырезал дудочки, с чужими детьми он возился и угощал их орешками. Трагизм его положения в том, что не при жизни, а после смерти приехала к нему его любимая дочь. Из рассказа видно, что Минский действительно любил Дуню и не бросил ее, у нее была счастливая жизнь в достатке. «Прекрас­ная барыня… ехала… в карете в шесть лошадей, с тремя маленьки­ми барчатами и с кормилицей». Узнав, «что старый смотритель умер… она заплакала» и пошла на кладбище. В трагической судь­бе отца Дуня тоже виновата. Она бросила его, поступила не по- человечески. Я думаю, мысль об этом не давала ей покоя - ведь приехала она, хоть и поздно, к отцу, который умер в одиночестве, всеми, и родной дочерью тоже, забытый.

Очень простыми и понятными словами Пушкин показал нам трагическую судьбу обыкновенного человека - станционного смот­рителя Самсона Вырина, и мне очень жаль этого старика.

Трагическая судьба «мученика четырнадцатого класса» Вырина после Достоевского не раз привлекала внимание критиков, отмечавших гуманизм и демократизм Пушкина и оценивавших «Станционного смотрителя», как одну из первых, начиная с 18 века, реалистических повестей о бедном чиновнике. Выбор Пушкиным героя – станционного смотрителя был не случайным. В 20-х годах 19 в. В русской литературе, как известно, появляется немало нравоописательных очерков, рассказов, героями которых оказываются люди «низшего класса.» Кроме того возрождается жанр путешествий.. В середине 20- х годов в журналах все чаще начинают появляться стихотворения, поэмы, очерки в которых уделяется внимание не только описаниями края, но и встречам, беседам со станционными смотрителями. В повести три приезда рассказчика, отделенные один от другого несколькими годами, организуют ход повествования, и во всех трех частях, как и во введении, повествование ведется рассказчиком. Но во второй, центральной, части повести мы слышим и самого Вырина.

Казалось наступила решительная минута в жизни человека, когда все накопленные прошлые обиды поднимут его на бунт во имя святой справедливости. Но «…слезы навернулись на глаза, и он дрожащим голосом произнес только: «Ваше высокоблагородие!…Сделайте такую божескую милость!» Вместо протеста вылилась мольба, жалкая просьба. Третья картина: (спустя два дня). Снова перед важным лакеем, который грудью вытеснил его из передней и хлопнул дверью ему под нос. Четвертая картина: Снова перед Минским: «Пошел вон! «- и, сильною рукой схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу. И наконец, еще через два дня возвращение из Петербурга к себе на станцию, очевидно тоже пешком. И Самсон Вырин смирился. Второй приезд рассказчика – он видит, что «горе превратило доброго мужика в хилого старика.» И не ускользнувший от внимания рассказчика вид комнаты (ветхость и небрежность), и изменившийся облик Вырина (седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина), и удивленное восклицания: «Это был точно Самсон Вырин, но как он постарел! « – все это свидетельствует о том, что рассказчик симпатизирует старому смотрителю.

В словах рассказчика: «Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним сочувствием» дано обобщение, сказано о каторжной жизни и положении станционного смотрителя не одного какого либо тракта, а всех, во всякое время года, дня и ночи. Взволнованные строки с риторическими вопросами («кто не проклинал…», «кто в минуту гнева?» и т. д.), перебивающиеся требованием быть справедливым, войти в положение «сущего мученика четырнадцатого класса» дают нам понять то, что Пушкин сочувственно говорит о тяжелом труде этих людей. Первая встреча в 1816 году описана рассказчиком с явной симпатией к отцу, к дочери, красавице Дуне, и к их налаженной жизни. Вырин – образ «свежего, доброго человека лет пятидесяти, в длинном зеленом сюртуке с тремя медалями на полинялых лентах», старого солдата, который, верно лет 30 шагал во время военных походов, он схоронил жену в 1812 году, и только несколько лет пришлось ему прожить с любимой дочерью, и новое несчастье обрушилось на него.

Станционный смотритель Самсон Вырин жил бедно, его желания элементарны – трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, ни на что не жалуется и доволен судьбой. Беда которая врывается в этот частный мир потом – молодой гусар который тайно увозит его дочь Дуню в Петербург. Горе потрясло его, но еще не сломало. Рассказ о бесплодных попытках Вырина Бороться с Минским, после того как он выпросил отпуск и пешком отправился в Петербург, дан так же скупо, как и рассказ о горе Вырина, но иными средствами. Четыре небольших, но полные жизненной правды картины прихода Вырина рисуют в условиях социального и сословного неравенства типичную ситуацию- положение бесправного, слабого и «право» сильного, власть имущего. Первая картина: Старый солдат в роли просителя перед равнодушным, важным 111. Вторая картина: Отец в роли просителя перед 1111. Пушкин до предела обостряет ситуацию, сталкивая лицом к лицу Вырина с его обидчиком « Сердце старика 111»

Судьба станционного смотрителя типичная судьба простого человека, чье благополучие в любой момент может быть разрушено грубым вмешательством «сильных мира сего», правящим классом, Пушкин предварил своей повестью Гоголя, Достоевского, Чехова и их героев, сказав свое слово о людях своего времени.

В повествовании самого рассказчика мы слышим отголоски чувств и мыслей Вырина – молящего отца («пожимал Дунюшкину руку; «Увидел бедную свою Дуню») и Вырина – доверчивого, услужливого и бесправного человека («Жаль было ему расставаться с любезным своим постояльцем», «не понимал как нашло на него ослепление», «решился к нему явиться», «доложил его высокоблагородию», что «старый солдат»; «подумал… воротился, но его уже не было», «Смотритель за ним не погнался», «подумал, махнул рукой и решился отступить.») Роль самого Вырина выражает его горе и проливает свет на роль Дуни в доме отца («Его дом держался; что прибрать, что приготовить, аза всем успевала», «Бывало, барин, какой бы сердитый не был, при ней утихает и милостиво со мной разговаривает»), И лексический состав речи Вырина, и построение фраз («та платочком, та сережками», «пообедать, аль отужинать», «уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти») характеризуют его как человека своего положения. Судьба «маленького человека» в центре внимания автора и сострадания к нему – не только исходный, но и окончательный элемент отношения автора к своим героям.

В первые оказалось возможным не только драматически изобразить противоречивое поведение человека, но и осудить злые и бесчеловечные силы общества. Самсон Вырин судил это общество. Художественное отношение Пушкина было устремлено в будущее – оно пробивало дорогу в еще неведомое. В повести написанной на популярную в 20-х годах тему о станционном смотрителе, прекрасно растолковано, кто такой коллежский регистратор, а сострадание к нему является решающим элементом отношения автора к своему герою. В повести выражено широкое обобщение действительности, раскрытое в индивидуальном случае трагической истории рядового человека, «мученика четырнадцатого класса» Самсона Вырина.

«Повести Белкина» дневник провинциальной России. Здесь и «мученик четырнадцатого класса» коллежский регистратор, смотритель одной из тысяч мелких почтовых станций, бедный чиновник Самсон Вырин, и отставной гусарский офицер Сильвио, и богатые дворяне, и мелкие, многие другие. Раскрытию социальной и художественной значимости «Станционного смотрителя» положил начало Достоевский в повести «Бедные люди» Устами Макара Девушкина Достоевский высказал суждения о реализме повести Пушкина, о ее познавательном значении. Он указал на типичность образа бедного чиновника Вырина, на простоту и ясность языка повести, отметил глубину изображение в ней человеческого горя.

Оно выражено и во вступлении, и в каждом из трех эпизодов, из которых последние два являются противопоставлением первому, при этом каждая из трех частей этой лиро-эпической повести окрашены в различные эмоциональные тона. Третья часть явно окрашена в тон лирической грусти – Самсон Вырин окончательно смирился, запил и умер с горя и тоски. Вопрос о поведении человека в повести «Станционный смотритель». Поставлен остро и драматично. Смирение, показывает Пушкин, унижает человека, делает жизнь бессмысленной, вытравливает из души гордость, достоинство, независимость, превращает человека в добровольного раба, в покорную ударам судьбы жертву. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой.

Школьное сочинение

Главным героем повести Пушкина "Станционный смотритель" является Самсон Вырин. Автор, описывая трагическую жизнь этого человека, сумел вызвать у читателей сочувствие и сопереживание к простому человеку.

Вот история, описанная в повести. У бедного станционного смотрителя растет красавица дочка Дуня. Она нравилась всем, кто останавливался на станции, была всегда весела и приветлива. Однажды один проезжий гусар ночевал на станции. Наутро он сказался больным и остался еще на несколько дней. Все это время Дуня ухаживала за ним, подавала питье. Когда гусар выздоровел и собрался уезжать, Дуня решила посетить церковь. Гусар предложил ее подвезти. Самсон сам разрешил дочке ехать с молодым человеком, сказав: "Ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест, прокатись-ка до церкви". Дуня уехала и больше не вернулась. Самсон понял, что гусар увез ее с собой, да и болезнь его была ложная, он притворялся, лишь бы подольше остаться на станции. Бедный старик слег от горя, а как только оправился, поехал в Петербург икать дочь. Он нашел гусара Минского, проследил за ним и ворвался в комнату к Дуне. Та была в красивом платье, в богато обставленных покоях. Старик просит Минского отпустить с ним

Дуню, но тот выгнал его, приказав больше никогда не появляться. Вернувшись на станцию, Самсон только и думал о том, что гусар погубит его дочь, натешится и выгонит ее на улицу, а там она совсем пропадет. С горя он начал пить и вскорости умер.

Пытаясь ответить на вопрос, кто же виноват в его гибели, мы находим ответ в самой повести. В начале повествования рассказчик, попав в дом Вырина, рассматривает висящие на стене картинки. Они рассказывают об истории блудного сына. Сначала мы думаем, что они символизируют жизненный путь Дуни. Но, дочитав до конца, понимаем, что картинки созвучны с жизнью Самсона Вырина. Картинка, где сын уходит из дому, говорит о том, что Самсон "уходит" от дочери. Он не верит в ее счастье, подозревает, что гусар обманет ее. Он не способен представить, что Минский женится на Дуне. На второй картинке сын окружен ложными друзьями. Так и Самсона обманул доктор, который приходил лечить якобы заболевшего гусара. Доктор подтвердил болезнь, побоялся рассказать Вырину правду. А сам он поверил ему, не догадываясь, что доктор сговорился с Минским. На третьей картинке изображен скитающийся сын, пасущий свиней. Так и Вырин, оставшись без дочери, начал пить от тоски, превращаясь из бодрого мужчины в старика. Последняя картинка говорит о "возвращении" отца к дочери после смерти. Дуня приехала навестить отца и нашла его на кладбище. А ведь Минский женился на ней, у них родились дети, жили они в достатке и любви. Так Самсон Вырин оказался сам виноват в своей нелегкой судьбе. Не веря в счастье дочери, он изводил себя мыслями о ее падении. Воспоминания о Дуне вызывали в нем боль и горечь, он корил себя, что сам разрешил ей поехать с гусаром в церковь. Запив с горя, он пришел к плачевному концу. А мог бы общаться и с дочерью, и с мужем ее, и с внуками.

Урок литературы в 8 классе:

"Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина"

Известно, что в произведениях художественной литературы можно найти ответы на многие вопросы. Но авторы не дают прямых ответов, а позволяют читателям самим поразмыслить над важными нравственными проблемами: добре и зле, о служении Родине, о чести и предательстве, о чувстве долга, о любви и уважении к родителям, о милосердии и сострадании к тем, кто тебя окружает.

Русская литература всегда отличалась особым вниманием к духовному миру человека.

После прочтения учениками повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" ученики без особого труда определяют одну из главных проблем повести: взаимоотношение между родителями и детьми или одиночество родителей при живых детях. Они готовы во всех бедах главного героя обвинить Дуню и Минского, защищая Самсона Вырина.

Цель этого урока - показать, что Самсона Вырина сгубил не поступок Дуни, а её счастье и нежелание главного героя смириться с этим фактом.

Цель урока:

    совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа текста путём проникновения в художественную "ткань" произведения;

    воспитывать способность признания своих ошибок;

    воспитывать способность понять и оценить поступки людей;

    продолжить работу с понятием "маленький человек" в русской литературе.

Ход урока:

Учитель: Трагедия разыгрывается на страницах повести А.С. Пушкина. Не выдержал удара судьбы главный герой Самсон Вырин. Он спивается и умирает.

Кто же всё-таки виноват в трагедии, которая произошла на страницах повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"?

Ученики: - Дуня и Минский.

Учитель: К такому выводу приходят многие исследователи творчества А.С.Пушкина и читатели. А вот есть другое мнение. Это мнение М.Гершензона (исследователь творчества А.С.Пушкина):

" Самсона Вырина погубило не какое-то действительное несчастье, а...................."

Вот на этот вопрос мы и ответим в конце урока, восстановим фразу, принадлежащую М.Гершензону, и согласимся или нет с мнением, что, помимо поступка Дуни и Минского, есть ещё одна причина трагедии Самсона Вырина.

Заглянем в "святую обитель" станционного смотрителя. Рассмотрим внимательно дом, в котором живут Самсон Вырин и Дуня. Обратим внимание на особую деталь в обстановке комнаты. О чём повествуют картинки, висящие на почётном месте? Зачем А.С.Пушкин использует эту деталь?

Этот блок вопросов разрабатывала 1-я группа. Ученики отвечают на вопросы, подтверждая свои ответы текстом.

Ученики сопоставляют притчу и сюжет повести, приходят к выводу:

Притча

Станционный смотритель”

Блудный сын сам уходит из родного дома, чтобы жить самостоятельно.

Отец сам отправляет дочь из родного дома (случайно, невольно), не предполагая, что расстается с ней навсегда.

Никто не ищет его

Отец разыскивает в Петербурге дочь, чтобы вернуть её домой

Образ жизни блудного сына после отъезда из родительского дома представляет собой развратное поведение.

Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве.

Радостная встреча сына с отцом

Прошли годы – смотритель умер в нищете и горе. Лишь после смерти отца Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места.

Сын вернулся домой нищий и голодный. Он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что “ недостоин называться сыном” своего отца, и решил вернуться.

Авдотья Семеновна не вернулась , а зашла, проезжая мимо.

Примирение с отцом

Невозможность встречи и примирения. Смотритель умер, так что покаяние и примирение невозможно.

Учитель: Как отражают эти картинки взгляд главного героя на жизнь?

Какую роль сыграли они в жизни Самсона Вырина?

Ученики:

Картинки отражают мировоззрение Самсона Вырина. Это его представление о жизни. Он убеждён, что всё в жизни будет хорошо, он всегда будет жить, как жил: с Дуней, в своём маленьком убежище.

Он никогда не задумывался, что Дуня, возможно тяготиться своим существованием, что она с радостью покинула бы эту "святую обитель", только некуда ей пойти, да и не с кем.

Вырину спокойно, тепло, уютно, он не думает ни о каких переменах.

Самсон Вырин создал свой мирок, отгородившись от внешнего мира, он не думает о том, что так вечно продолжаться не может, что будут какие-либо изменения.

Он даже боится каких-либо изменений.

Злую шутку сыграли картинки в жизни Самсона Вырина.

Учитель: Вырин бывший солдат. "Свежий, бодрый. на сюртуке три медали". Что же случилось с храбрым солдатом, почему он стал таким?

Ученики: (ответы подтверждают текстом).

После войны он чиновник четырнадцатого класса "сущий мученик четырнадцатого класса, освобождённый... токмо от побоев...".

Самсона вырина легко обидеть, так как он имеет небольшой чин.

У нашего героя нет силы характера (безвольный).

У него не было никакой цели в жизни.

Самсон Вырин не одарён никакими способностями.

Но он добрый и никому не делает зла.

Учитель: сделаем вывод: что могло, кроме поступка Дуни, погубить Самсона Вырина?

Ученики:

Нежелание менять что-либо в своей и Дуниной жизни.

Выйти за рамки созданного им же мирка.

Отсутствие желания бороться и жить дальше.

Отсутствие твёрдого характера.

Учитель: Так в русскую литературу вместе с повестью "Станционный смотритель" входит понятие "маленький человек" и его олицетворение - Самсон Вырин. Давайте дадим определение "маленькому человеку".

Ученики:

    невысокого социального положения;

    без выдающихся способностей;

    не отличающийся силой характера;

    без цели, но при этом никому не делающий зла, безобидный;

    самое главное, что делает человека "маленьким" - нежелание ничего менять в этой жизни, страх перед жизнью.

Учитель: Почему Дуня убегает из дома? Почему Самсон Вырин отправляется на её поиски? 1(в доме Самсона вырина) и 2 - я (в гостиничном номере)встречи с Минским. Как ведут себя герои? О чём они говорят? Какие аргументы приводит каждый, объясняя, почему Дуня должна принадлежать именно ему? Какую ошибку допускает Минский? Что, по-вашему, должен был сделать Минский, чтобы наладить отношения с отцом любимой женщины? Почему он этого не сделал?

Этот блок вопросов разрабатывала 2 -я группа. Ученики отвечают на вопросы, подтверждая свои ответы текстом.

Учитель: 3- я встреча Вырина с Минским. Когда и где она происходит? О чём говорит фраза служанки:"К Авдотье Самсоновне нельзя, у неё гости"? Какой увидел отец свою дочь? О чём это говорит? Почем Автор называет Самсона Вырина в этот момент "бедный"? Почему Дуня, увидев отца, не вскрикнула от радости, не бросилась на встречу ему, а упала в обморок? Как ведёт себя Минский? Почему? Можно ли его оправдать?

Этот блок вопросов разрабатывала 3 -я группа. Ученики отвечают на вопросы, подтверждая свои ответы текстом.

Какие чувства вызывает у нас эти сцены? (мнения учеников разделились)

Ученики:

Очевидно, что Самсон Вырин видит свою дочь богатой, счастливой, любимой и любящей. Но он прекрасно понимает, что такое положение его любимой дочери может продлиться недолго, потому что Минский не женился на ней (об этом свидетельствует фраза служанки) и вряд ли женится, так как Дуня - дочь бедного чиновника, не выгодная для Минского партия. Вырин убеждён, что рано или поздно Дуня окажется выброшенной на улицу, и её ждёт судьба блудного сына из библейской притчи. Как отец он чувствует себя униженным, обесчещенным, а честь для Самсона Вырина превыше всего, превыше богатства и денег. Жалко Вырина: его всю жизнь обижали как человека, как чиновника, а Минский задел его отцовские чувства.

Мне тоже жалко Вырина. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не могло заставить его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона Вырина ничто по сравнению с тем, что стало с его душой.

Ему трудно соперничать с богатым и сильным Минским. Жалко его.

Такие вырины и в наше время есть, беззащитные, наивные, делающие своё небольшое, но нужное дело. И минских много.

Вырин пробирается в дом Минского и видит свою дочь нарядной и счастливой. Что же он понимает? Он понимает, что дочь прекрасно обходится и без него, что ей он в этот отрезок её жизни не нужен. Вырин возвращается домой и от того, что дочь счастлива (для него это несчастье), спивается и умирает. Мне не жалко Вырина.

А мне тоже не жалко Вырина. Он готов простить Минского за поруганную честь дочери. Он готов принять Дуню обратно, хотя она обесчестила их семью. У него даже нет чувства самолюбия. Когда он получает деньги за Дуню, он бросает их не в лицо Минскому, а на землю. Он не способен на поступок.

В разговоре с Минским он думает не о дочери, а о себе, тем самым демонстрирует свою привязанность к определённому образу жизни, боясь перемен и нежелание менять что-либо ради счастья дочери. "Маленький человек" до конца остаётся "маленьким человеком".

Долго он выстраивал искусственный мирок, огораживал его от внешнего мира, но эти стены рухнули от первого же ветра перемен. Вырин оказался неспособным ни защитить, что ему дорого, ни приспособиться к новой жизни.

Учитель: А один из критиков сказал о Самсоне Вырине:" Самсон Вырин сам виноват в том, что случилось".

Вернёмся к началу урока: что же погубило Самсона Вырина? "

Самсона Вырина погубило не какое-то действительное несчастье, а СЧАСТЬЕ ДУНИ ".

Домашнее задание: творческая работа " Какие вы видите светлые стороны в том, что случилось с Дуней? Есть ли они вообще?" "Виноваты ли герои друг перед другом. Если да, то в чём?"