Болезни Военный билет Призыв

Сочинение на тему Инстинкт толпы и я (сочинение-рассуждение) (1 вариант). Гапоны - литературная газета

Используя прочитанный текст выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Виктора Владимировича Виноградова: «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.В. Виноградова.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «В толпе или не замечают никого, или все прут куда-нибудь стадом…» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ТОЛПА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое толпа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)После инцидента с подростками, которые чуть не отняли у юных кинооператоров бесценную камеру, Оля сокрушённо сказала:

– (2)Толпа негодяев… (3)И никуда от них не спрячешься - везде они есть.

(4)Нилка, чем-то растревоженный, произнёс тихо и непримиримо:

– (5)Навсегда не спрячешься, но в нашем городе не надо, чтобы толпа была.

– (6)Куда же денешься, раз она есть, - пробормотал Борис.

– (7)Я же не вообще про город, а про который совсем наш. (8)Тот, который мы… делаем… - Нилка имел в виду тот сказочный город, который они пытались создать в своём фильме.

(9)Но на этом Нилка не кончил разговор про толпу. (10)Видно, что-то его зацепило, разбередило старую рану. (11)Он проговорил с болезненной ноткой, будто трогал языком больной зуб:

– (12)В толпе или не замечают никого, или все прут куда-нибудь стадом… (13)Папа говорит, что это синдром толпы; он мне это сказал после одного происшествия…

– (14)Какого? - спросил Федя. (15)Было почему-то жаль Нилку.

– (16)Стыдно вспоминать…

– (17)Ну, Нил, не вспоминай тогда, - покладисто сказала Оля.

– (18)Нет, я скажу. (19)Потому что … мне так легче станет… (20)Это было, когда я жил ещё в старом доме, который на улице Тургенева…

(21)И пока брели они вот такие, приунывшие, Нилка рассказал про то, что случилось два года назад.

(22)Рядом с их пятиэтажкой тянулся старый квартал, и там, в покосившемся домишке, жил старик. (23)Родственники у него или умерли, или разъехались, так что он один хозяйничал как мог. (24)Жил на пенсию, огород не вскапывал: видать, не было сил и охоты. (25)Зато однажды - то ли была это память о детстве, то ли просто чудачество - начал он среди заброшенных грядок строить игрушечный город. (26)Из глины, из гипса, из черепков и стеклянных осколков. (27)Работал каждый день: клепал из проволоки узорные решётки, лепил и сушил на солнце кирпичики, складывал из них домики и крепостные стены…

(28)Видно, он, старик этот, был с талантом и кое-что понимал в архитектуре. (29)Город - с причудливыми зданиями, с рыцарским замком посередине, с мостами через овраг - вырастал на заброшенном огороде, как маленькое чудо. (30)Сперва люди посмеивались, потом стали стоять у низкой изгороди подолгу, смотрели уже серьёзно, любуясь этой рукотворной красотой,

нашлись и помощники из ребят. (31)Выкладывали жестяными бутылочными пробками сверкающую мостовую, собирали цветные стёклышки для мозаик, резали из красного пластика кусочки для черепицы…

(32)И не знал Нилка, не понимал, откуда у местных мальчишек появился «заговор». (33)В том числе и у тех, кто днём, бывало, помогал старику. (34)И совершенно непостижимо, почему в этом заговоре оказался Нилка.

– (35)Пришли они ко мне в сумерках, позвали. (36)Говорят, «тайная операция», чтобы отомстить за кого-то. (37)Говорят, старик этот кого-то из ребят обидел, на двор не пустил… (38)Все собрались, секретно так, будто разведчики. (39)Интересно… (40)Фонарики откуда-то взяли… (41)К огороду подкрались, фонарики включили - и давай по городу камнями, как бомбами…

(42)Они торопятся, кидают, и я тоже начал, будто со мной что-то сделалось, а потом от моего камня одна башня посыпалась. (43)Знаете, будто меня самого по голове! (44)И тут у меня словно глаза открылись, я как заору: «(45)Вы что делаете, гады!» (46)Заревел - и домой… (47)Папа выскочил, а там уже никого нет. (48)И половины города нет… (49)Папа меня потом всё спрашивал: «(50)Ну а ты-то зачем пошёл? (51)Зачем кидал? (52)Ты же этот город так любил…» (53)А я только реву, потому что сам не знаю. (54)Вот тогда он и рассказал про синдром толпы…

– (55)А тебя потом ребята не били? - нерешительно спросил Федя. - (56)За то, что выдал.

– (57)Не-а… (58)Лучше бы уж били. (59)А то я мимо того огорода ходить не мог. (60)Мимо развалин… (61)Потому что как предатель…

– (62)Ты же маленький был, - попыталась утешить его Оля.

– (63)Ну да, маленький. (64)Семь с половиной!..

– (65)А старик город не восстановил? - спросил Борис.

– (66)Он чинил кое-что. (67)Но как-то уже неохотно. (68)А та башня, которую я… она так и осталась… (69)Потом мы уехали, а старик, говорят, скоро умер… (70)Может, из-за этого… (71)И я до сих пор от стыда сгораю, что был в этой толпе мальчишек, разрушающих чудесный город, что вёл себя, как они…

По В. П. Крапивину *)

* Владислав Петрович Крапивин (род. в 1938 году) - советский и российский детский писатель, автор книг о детях и для детей. Книги Владислава Крапивина неоднократно переиздавались в Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, Японии, Венгрии, переводились на английский, испанский, персидский и другие языки.

Пояснение.

15.1 От того, как человек говорит, зависит восприятие его окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Одним из средств привлекательности собеседника является выразительность его речи, которая невозможна без владения нормами культуры речи.

В тексте Владислава Крапивина есть диалоги, по которым можно проследить, насколько умело их авторы умеют пользоваться словом, чтобы донести то, что хотели бы сказать. Например, в предложении 12 (В толпе или не замечают никого, или все прут куда-нибудь стадом…) Нилка используют жаргонизм «прут», который оказывается очень уместным в определении действий толпы: толпа – это стихия, непредсказуемая, разрушающая сила.

Когда речь Нилки взолнованная, его предложения короткие, в конце таких предложений стоит многоточие. Многоточие используется как признак недоговорённости, размышлений, которые остаются за текстом. Примером могут служить предложения 57, 60, 61.

Таким образом, на примерах из приведенного текста подтверждается высказывание выдающегося лингвиста В.В. Виноградова: «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими».

15.2 Для героя рассказа Владислава Крапивина очень болезненными остаются воспоминания о постыдном поступке, совершённом им под воздействием толпы. Толпа – это стихия, непредсказуемая, разрушающая сила. Именно об этом фраза: «В толпе или не замечают никого, или все прут куда-нибудь стадом…»

Бывает, что в жизни мы совершаем поступки, за которые потом бывает стыдно всю жизнь. Именно о таком поступке вспоминает герой текста В. Крапивина. Спустя годы Нилка так и не смог забыть позорного малодушия, когда он поддался синдрому толпы. Он даже не помнит, почему стал громить город: «Они торопятся, кидают, и я тоже начал, будто со мной что-то сделалось, а потом от моего камня одна башня посыпалась» (предложение 42).

Когда мальчик пришёл в себя, он бросил вызов толпе: «И тут у меня словно глаза открылись, я как заору: «Вы что делаете, гады!» Заревел - и домой…» (предложения 44-46). Конечно, раскаяние пришло, но было поздно: сказочный город был разрушен.

История, рассказанная героем, очень злободневна. С подобным соглашательством в толпе мы сталкиваемся очень часто. Противостоять решению толпы очень сложно и подвластно только сильному человеку.

15.3 Тема взаимоотношений личности и толпы - традиционная тема для русской литературы. Что же мы вкладываем в значение слова «толпа»? На мой взгляд, толпа - это страшное слово - сразу представляется хаотичная группа людей, одержимая какой-то идеей, не сильно задумывающаяся над смыслом этой идеи, не способная к анализу, разрушающая, сеющая зло на своём пути.

Именно такой предстаёт толпа и в отрывке из произведения Владислава Крапивина. Оголтелая стайка мальчишек, выносившая заговор против старика, разрушила не только построенный им город, разрушила смысл его жизни, разрушила душу мальчика, который не смог противостоять толпе и разрушительному началу в самом себе.

История, рассказанная героем, очень злободневна. С подобным соглашательством в толпе мы сталкиваемся очень часто. Противостоять решению толпы очень сложно и подвластно только сильному человеку. От собственной слабости в компании подростков можно стать наркоманом, алкоголиком, преступником. Это происходит потому, что в человеке не находится силы сказать «нет», в этот момент только одна мысль движет им: быть как все, не выделиться, не лишиться поддержки окружающих. Но кому от этого хуже? Хочется обратиться к сверстникам: иметь своё мнение - это правильно, хорошо и круто; если твоё мнение презирают окружающие, подумай, с теми ли ты людьми.

Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

Толпа - бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

В. Г. Белинский писал: «Толпа есть собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету».

Весьма образное определение толпы дал Г. Лебон: «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».

Известные исследователи психологии толпы - Гюстав Лебон, Вильфред Троттер, Габриель Тард, Зигмунд Фрейд, Элиас Канетти.

Классификация толпы

По степени организации:

    Стихийная толпа . Возникает спонтанно, не организована какими-то лицами. К этому виду относятся такие толпы как толпа людей в метро или в фойе кинотеатра. Хотя они собрались по определённому случаю, у толпы как таковой нет зачинщиков.

    Ведомая толпа - толпа, организованная лидерами. У такой толпы есть подстрекатели. Интересным видом ведомой толпы является флешмоб - толпа людей, внезапно собирающаяся в одном месте и так же внезапно исчезающая. Флешмобы обычно организуются через Интернет.

    Организованная толпа . Толпа, имеющая ярко выраженную организацию, упорядоченность. Понятие введеноГюставом Лебоном, который считал такие формирования, как рота солдат и даже заседание парламента, разновидностью толпы. Лебон также употреблял термин одухотворённая толпа , подчёркивая, что у толпы возникает своя собственная душа. Многие исследователи не соглашаются с таким расширенным толкованием и полагают, что толпой можно называть лишь неорганизованную массу народа.

По характеру поведения людей:

    Окказиональная толпа - сборище любопытствующих (зевак), например толпа, собравшаяся по случаю автомобильной аварии.

    Конвенциональная толпа - толпа, собравшаяся по заранее известному поводу (фестиваль, карнавал и т. д.)

    Экспрессивная толпа - толпа, выражающая общие эмоции (протест, ликование и т. д.).

    Экстатическая толпа - толпа, объятая экстазом.

    Действующая толпа - толпа, совершающая физические действия.

    • Агрессивная толпа - людская масса, совершающая деструктивные действия.

      Паническая толпа - толпа, спасающаяся от кого-то (чего-то).

      Стяжательская толпа - толпа, борющаяся за ценности.

      Повстанческая толпа - толпа, противодействующая властям.

Динамика толпы

Если толпа или её части каким-либо образом перемещаются, то можно привести следующее деление:

    Разреженная толпа - каждый составляющий её индивид может относительно свободно перемещаться в любом выбранном направлении.

    Окаменевающая толпа - движение индивида возможно лишь в общем со всей толпой направлении, попытки же отклониться от него встречают всё возрастающее сопротивление.

    Монолитная толпа - всякое индивидуальное независимое движение невозможно, давление в толпе превышает возможности человеческого организма, каждый озабочен лишь собственным выживанием, давка.

Психологические особенности индивида в толпе

В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии. Эти особенности оказывают самое непосредственное влияние на его поведение в толпе. Человека в толпе характеризуют следующие черты. Анонимность . Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе - это ощущение собственной анонимности. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки.

Инстинктивность . В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Бессознательность . В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе. Состояние единения (ассоциации) . В толпе индивид чувствует силу человеческой ассоциации, которая влияет на него своим присутствием. Воздействие этой силы выражается либо в поддержке и усилении, либо в сдерживании и подавлении индивидуального поведения человека. Состояние гипнотического транса . Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта

Ощущение неодолимой силы . Индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности.

Заражаемость . В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. Аморфность . В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость. Безответственность . В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида. Социальная деградация . Становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии.

Возможности управления толпой существенно различаются в зависимости от того, кто стремится быть в ней лидером - демагог или интеллигент. Как говорят на Востоке, тот, кто хочет управлять толпой, пытается оседлать тигра. Тем не менее, управлять личностями много сложней, чем толпой.

Механизмы управления толпой

Механизмами массового поведения может воспользоваться политик с любыми взглядами и любого морального уровня. В таких случаях толпа становится игрушкой в руках лидера. Обычно люди, жаждущие вести за собой толпу, интуитивно владеют приемами воздействия на нее. Они знают: чтобы убедить толпу, надо сначала понять, какие чувства ее воодушевляют, притвориться, что разделяешь их, а затем вызвать в воображении толпы прельщающие ее образы. Толпе надо всегда предъявлять какие-либо идеи в цельных образах, не указывая на их происхождение. Оратор, желающий увлечь толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями - вот способы аргументации для толпы. Утверждение тогда лишь воздействует на толпу, когда оно многократно повторяется в одних и тех же выражениях: в таком случае идея внедряется в умы так прочно, что в конце концов воспринимается как доказанная истина, а затем и врезается в самые глубокие области бессознательного. Этот прием также вполне успешно применяется лидерами или вожаками толпы. Теоретический анализ механизмов формирования толпы может в некоторой степени помочь и административным органам контролировать ее поведение. Перед ними стоит задача двоякого рода: 1) пробудить осознание индивидами толпы своих действий, возвратить им утраченное чувства самоконтроля и ответственности за свое поведение; 2) предотвратить образование толпы или расформировать уже образовавшуюся толпу. Эффективными средствами могут считаться следующие: - переориентирование внимания индивидов, составляющих толпу. Как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдельные группы, и толпа, только что объединенная «образом врага» или готовностью к совместным действиям, тут же распадается. Подавленные влиянием толпы черты личностной структуры индивидов оживают - каждый человек в отдельности начинает регулировать свое поведение. Толпа перестает быть активной, функционирующей и постепенно рассеивается; - объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы; - обращение к участникам толпы с названием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее распространенных в данной местности; - применение мер по захвату и изоляции лидеров толпы. Если из-за какой-нибудь случайности вожак исчезает и не замещается немедленно другим, толпа снова становится простым сборищем без всякой связи и устойчивости. В этом случае легче проводить мероприятия по рассеиванию толпы.

Вообще-то с толпой очень сложно говорить голосом разума. Она воспринимает лишь приказ и обещания.

Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а нередко - и в порядке самоназначения. Самозваный лидер обычно подлаживается под настроения и чувства людей толпы и сравнительно легко может побудить участников ее к поведению определенного типа.

Любое скопление индивидов инстинктивно подчиняется власти вождя. Герой, которому поклоняется толпа, поистине для нее - бог. В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения. Толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее властелином.

Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил. Всегда готовая восстать против слабой власти, толпа раболепствует и преклоняется перед властью сильной. Предоставленная самой себе, толпа скоро утомляется своими собственными беспорядками и инстинктивно стремится к рабству.

Толпа столь же нетерпима, сколь и доверчива в отношении авторитета. Она уважает силу и мало поддается воздействию доброты, означающей для нее лишь своего рода слабость. Она требует от героя силы и даже насилия, хочет, чтобы ею владели, ее подавляли. Она жаждет бояться своего властелина. Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет толпу подчиняться.

В толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль его значительна. Его воля - это ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Роль вожаков состоит главным образом в том, чтобы создать веру, все равно какую. Именно этим объясняется их большое влияние на толпу.

Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они объявляют и защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Есть и еще одно качество, которым обыкновенно отличаются вожаки толпы: они не принадлежат к числу мыслителей - это люди действия.

Класс вожаков подразделяется на две категории:

Люди энергичные, с сильной, но появляющейся у них лишь на короткое время волей;

Люди, обладающие сильной и в то же время стойкой волей (встречаются гораздо реже).

Один из важных факторов, определяющих влияние лидера на толпу, - это его обаяние. Обаяние - вид господства какой-нибудь идеи или личности над умом индивида. Оно может складываться из противоположных чувств, например, восхищения и страха, и быть двух видов: приобретенное и личное. Личное обаяние отличается от искусственного или приобретенного и не зависит ни от титула, ни от власти. Оно основывается на личном превосходстве, на военной славе, на религиозном страхе, но не только на этом. В природе обаяния участвует множество различных факторов, но одним из самых главных всегда был и остается успех.

Управление толпой имеет двойственную природу, ибо толпа практически всегда - объект управления двух сил: с одной стороны, ею руководят лидеры, вожаки; с другой - толпой занимаются силы охраны общественного порядка, властные административные структуры.

Возможности управления толпой существенно различаются в зависимости от того, кто стремится быть в ней лидером - демагог или интеллигент. Как говорят на Востоке, тот, кто хочет управлять толпой, пытается оседлать тигра. Тем не менее, управлять личностями много сложней, чем толпой.

Механизмами массового поведения может воспользоваться политик с любыми взглядами и любого морального уровня. В таких случаях толпа становится игрушкой в руках лидера. Обычно люди, жаждущие вести за собой толпу, интуитивно владеют приемами воздействия на нее. Они знают: чтобы убедить толпу, надо сначала понять, какие чувства ее воодушевляют, притвориться, что разделяешь их, а затем вызвать в воображении толпы прельщающие ее образы. Толпе надо всегда предъявлять какие-либо идеи в цельных образах, не указывая на их происхождение.

Оратор, желающий увлечь толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями - вот способы аргументации для толпы.

Утверждение тогда лишь воздействует на толпу, когда оно многократно повторяется в одних и тех же выражениях: в таком случае идея внедряется в умы так прочно, что в конце концов воспринимается как доказанная истина, а затем и врезается в самые глубокие области бессознательного. Этот прием также вполне успешно применяется лидерами или вожаками толпы.

Теоретический анализ механизмов формирования толпы может в некоторой степени помочь и административным органам контролировать ее поведение. Перед ними стоит задача двоякого рода:

1) пробудить осознание индивидами толпы своих действий, возвратить им утраченное чувства самоконтроля и ответственности за свое поведение;

2) предотвратить образование толпы или расформировать уже образовавшуюся толпу.

Переориентирование внимания индивидов, составляющих толпу. Как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдельные группы, и толпа, только что объединенная «образом врага» или готовностью к совместным действиям, тут же распадается. Подавленные влиянием толпы черты личностной структуры индивидов оживают - каждый человек в отдельности начинает регулировать свое поведение. Толпа перестает быть активной, функционирующей и постепенно рассеивается;

Объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы;

Обращение к участникам толпы с названием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее распространенных в данной местности;

Применение мер по захвату и изоляции лидеров толпы. Если из-за какой-нибудь случайности вожак исчезает и не замещается немедленно другим, толпа снова становится простым сборищем без всякой связи и устойчивости. В этом случае легче проводить мероприятия по рассеиванию толпы.

Вообще-то с толпой очень сложно говорить голосом разума. Она воспринимает лишь приказ и обещания.

Слово "инстинкт" имеет два значения. Первое - врожденная способность осуществлять необходимые действия в необычной ситуации, например, инстинкт самосохранения, второе - внутренние чувства, например, понять что-либо инстинктом родного человека. Никогда нельзя подчиняться стихийным действиям толпы, инстинктам. Инстинкт иногда действительно нужен человеку, но им надо разумно руководствоваться.

Толпа - это большая сила, которая может подчинить себе волю человека, вести за собой, преодолевать препятствия и запреты. Каждому из нас хорошо известны случаи гибели людей в стихийном толпе. Как спастись от этого бедствия?

Бывают случаи, когда толпа создается для достижения какой-либо общей цели. Если, например, рабочие видят несправедливость со стороны руководства, попрание собственных прав, они устраивают забастовку. Там, где не услышат голос одного человека, достичь цели поможет багатоголосна стена, позицию которой нельзя не учесть в решении важных вопросов. С помощью массовых мероприятий нередко добиваются справедливости, решают важные политические вопросы.

Толпа может образовываться во время музыкальных, развлекательных мероприятий, праздников, концертов. Такой толпа тоже нельзя назвать вредным. Вместе собираются люди, которых объединяет одна цель: привлечение к интересного действа, стремление активного отдыха. Но даже при таких мирных мероприятий могут произойти непредвиденные ситуации. Среди посетителей может быть один человек или группа людей в нетрезвом состоянии, которые способны затеять драку или начать хулиганские действия, может неожиданно возникнуть пожар или случиться какое-то другое бедствие.

Именно в таких случаях действия толпы становятся непредсказуемыми. Людьми руководит паника, они не всегда способны адекватно оценить ситуацию, последствия их поступков могут быть ужасными. Если случилась драка, к ней часто невольно вовлекаются окружающие, и тогда человек, который не имел никакого отношения к ссоре, становится ее участником. Когда же приходится внезапно покидать помещения (за пожара или иную аварию), все сразу забывают выполнить те простые действия, которым нас учат с детства, а именно: во время массового движения сохранять спокойствие, не толкаться, организованно двигаться в направлении выхода.

Всем нам знакомы тренировка по пожарной безопасности или гражданской обороны, которые ежегодно устраивают в школе или высшем учебном заведении. Ученики в сопровождении учителей и администрации на "отлично" справляются с поставленной задачей. В реальной жизни видим толпу людей, быстро и движется наугад, с криком и ужасом расталкивая окружающих. Хорошо, если эти окружающие имеют достаточно силы, чтобы удержаться на ногах. А иначе - травмы, увечья, даже гибель людей!

К счастью, мне не приходилось попадать в такие ужасные ситуации, но я неоднократно задумывалась над тем, как буду вести себя при условии возникновения неожиданной ситуации. Хорошо запомнила то, чему меня учили в школе. Я уверена, что в любом случае не буду паниковать и постараюсь сначала оценить ситуацию и принять "трезвое" решение.

Понятие "толпа" имеет очень много значений. Инстинкт толпы руководит молодежью на дискотеке, во время выезда на природу, просто на прогулке. "Все курили, и я попробовал", - часто мы слышим подобные высказывания. Очень редко человек действительно понимает, зачем она делает, "как все". А если бы "все" еще и пили или пробовали наркотики? Против алкогольной или наркотической зависимости придется бороться самому, без помощи толпы.

Часто бывает нелегко идти против толпы. Товарищи начинают травить тебя, считают "белой вороной". Но если ты уверенно придерживаешься своих принципов и не обращаешь на "шаткое" дорожку, постепенно отношение меняется: начинают считаться с тобой, начинают уважать как личность. Поэтому и протест против инстинкта толпы может принести пользу.

"Инстинкт толпы" совершенно не относится к жизненно необходимых инстинктов человека, ему следует опираться, чтобы выжить, чтобы остаться человеком.