Болезни Военный билет Призыв

Снаряжение кавалерии 30 х годов. Великая Отечественная — последняя война кавалерии

— ЛЕТНЯЯ ГИМНАСТЕРКА КОМАНДНОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА КРАСНОЙ АРМИИ: Введена приказом Наркома Обороны СССР № 005 от 1 февраля 1941 года.

Летняя гимнастерка изготавливается из хлопчатобумажной ткани защитного цвета с отложным воротником, застегивающимся на один крючок. На концах воротника нашиваются петлицы защитного цвета со знаками различия.

Гимнастерка имеет нагрудную планку с застежкой на три пуговицы и два нагрудных пристроченных кармана с клапанами на одной пуговице. Рукава имеют обшлага с двумя пуговицами. Пуговицы гимнастерки металлические установленного образца.

— ШАРОВАРЫ КОМАНДНОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА КРАСНОЙ АРМИИ: Введены приказом Наркома Обороны СССР № 005 от 1 февраля 1941 года.

Шаровары существующего образца без окантовки. Летние шаровары изготавливаются из хлопчатобумажной ткани цвета хаки, а зимние из полушерстяной ткани того же цвета. Шаровары состоят из двух передних и двух задних половинок, имеют два боковых прорезных кармана и один задний карман, сзади поясной затяжник и внизу штрипки. Шаровары застегиваются на пять пуговиц и один крючок.

— РУБАХА РЯДОВОГО И МЛАДШЕГО НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА РККА: Введена приказом РВС СССР № 190 от 19 июля 1929 года.

Рубаха летняя образца 1928 года для сухопутных и воздушных сил РККА. Рубаха изготовляется из хлопчатобумажной ткани (гимнастерки), темного защитного цвета, с отложным воротником, застегивающимся посередине на один металлический крючок и имеющим на концах петлицы, по форме параллелограмма, цвета роду войск присвоенного; на петлицах помещаются знаки различия по должности и установленная шифровка. Рубаха застегивается на три пуговицы, параллельно которым на груди имеются два накладных кармана, прикрываемых клапанами, застегивающимися на одну пуговицу. Рукава заканчиваются обшлагами, застегивающимися на две пуговицы, при чем у места пришива к обшлагам рукава имеют по две складки, находящиеся одна от другой на 7 - 8 см. Летрубахи изготовляются шести ростов.

Рубаха суконная РККА обр. 1928 года для сухопутных и воздушных сил РККА. Рубаха изготовляется из сукна защитного цвета мериносовых или грубых шерстей со стояче-отложным воротником, застегивающимся посередине на два металлических крючка и имеющим на концах петлицы, по формe параллелограмма, со сторонами 8 см. X 3,5 см цвета роду войск присвоенного; на петлицах помещаются знаки различия по должности и установленная шифровка. Рубаха застегивается на три пуговицы, параллельно которым на груди имеются два накладных кармана, прикрываемых клапанами, застегивающимися на одну пуговицу. Рукава заканчиваются обшлагами, застегивающимися на две пуговицы.

Примечание. Пуговицы на рубахе должны быть металлические, оксидированные, малого размера со звездой, образца, установленного приказом РВС СССР 1924 г. № 992.

Летняя рубаха с налокотниками образца 1931 года для всех родов войск. Летрубаха [типа А] изготовляется из гимнастерочной (хлопчато-бумажной) диагонали цвета хаки с двумя накладными нагрудными карманами, прикрываемыми клапанами, с отложным воротником, застегивающимся на одну форменную пуговицу, и рукавами с обшлагами. Стан рубахи сшивается с боков и в плечах из двух частей: передней и задней. Передняя часть стана от горловины до низа карманов имеет разрез, покрытый планками. Планки располагаются на середине стана и застегиваются одной пуговицей на петлю отрезка ткани, подшитого с внутренней стороны верхней планки. Верхние концы планок у самого воротника застегиваются одной форменной пуговицей малого размера, пришитой вверху нижней планки на сквозную поперечную петлю верхней планки. Воротник крючков не имеет и при известных условиях, предусмотренных ношением формы, может быть раскрытым с расстегнутой верхней пуговицей. Рукава у пришива обшлага имеют две складки. Сзади рукавов поверх локтевого шва имеются накладные налокотники. По обеим сторонам воротника пришиваются окантованные петлицы цвета сукна, роду войск присвоенного. Петлицы имеют вид параллелограмма длиной в готовом виде 8 см и шириной 3,25 см, считая с кантом. Поперечные концы петлиц должны, быть параллельны скосу передних концов воротника. На петлицах помещаются установленные металлические знаки различия по должностям и значки согласно установленной шифровке. […]

В основном летрубаха типа Б […] отличается от летрубахи типа А тем, что летрубаха типа Б имеет удлиненную планку во всех ростах на 4 см; крючок с петлей для застегивания воротника и три сквозных петли на верхней планке […]. На нижнюю планку нашиваются три малые общеармейские пуговицы в соответствующих петлям местах. В правый конец воротника вшивается крючок, а в левый конец - петля.

Рубаха суконная с прорезными карманами образца 1931 года для всех родов войск. Суконная рубаха состоит из следующих частей: передней части, по середине имеющей планку, застегивающуюся тремя сквозными петлями на три металлические пуговицы с красноармейской звездой, спинки, стояче-отложного воротника, застегивающегося посредине на два металлических крючка, двух клапанов нагрудных карманов, пристегиваемых к рубахе красноармейской пуговицей, рукавов без складок внизу с обшлагами, застегивающимися двумя петлями на две красноармейские пуговицы. Клапаны прорезные внутренние карманы.

Отменена приказом Наркома Обороны СССР № 25 от 15 января 1943 года. Всему составу Красной Армии перейти на новые знаки различия - погоны в период с 1 по 15 февраля 1943 года. Разрешить донашивание существующей формы одежды с новыми знаками различия впредь до очередной выдачи обмундирования согласно действующих сроков и норм снабжения.

№1 -Рядовые в гимнастёрках. 1941 г.; №2 -Рядовые в гимнастёрках. 1942 г.; №3 №4 -Ст. лейтенант в гимнастерке с повседневными знаками различия; №5 -Офицер в гимнастерке с полевыми знаками различия; №6 -Иллюстрация гимнастёрки офицерского состава 1940-43 гг.

Летнее обмундирование Красной Армии на период 1943-1945 гг.

— ГИМНАСТЕРКИ: Новый тип гимнастёрок введён приказом Наркома Обороны СССР № 25 от 15 января 1943 года.

Они представляли те же гимнастерки существующего образца со следующими изменениями:

Воротники гимнастерок всех образцов взамен отложных - стоячие, мягкие застегивающиеся сквозными петлями спереди на две форменные пуговицы малого размера.

Верхняя планка располагается посредине и застегивается на три форменные пуговицы малого размера сквозными петлями.

На плечи пристегиваются погоны установленного образца.

Нарукавные знаки (нарукавные офицерские треугольники) у гимнастерок отменяются.

Гимнастерки начальствующего состава взамен накладных карманов имеют прорезные (внутренние) карманы прикрытые клапанами. Без налокотников.

Гимнастерки для рядового и сержантского состава - без карманов. С налокотниками - ().

5 августа 1944 года нагрудные прорезные карманы введены на гимнастерках женщин рядового и сержантского состава.

16 сентября 1944 года сержантам и красноармейцам так же было официально позволено иметь нагрудные прорезные карманы, но лишь в случае получения негодного к носке офицерского обмундирования после приведения его в порядок. В течении всего 1943 года можно было встретить гимнастёрки старого образца с отложным воротником, которые было разрешено донашивать до выдачи нового обмундирования.

№1 -Рядовые в солдатских гимнастёрках (слева рядовой в офицерской гимнастёрке) 1944 г.; №2 -Два сержанта. Слева - в солдатской гимнастёрке, справа - в офицерской; №3 -Иллюстрация солдатских гимнастёрок обр. 1943 г.; №4 -Советские и американские офицеры во время встречи на Эльбе; №5 -Ст.сержант в офицерской гимнастерке; №6 -Иллюстрация офицерских гимнастёрок обр. 1943 г.

— ПАРАДНЫЙ МУНДИР: Старшего и среднего командного и начальствующего состава всех родов войск

Мундир однобортный, с отрезным лифом, застегивается левым бортом на пять больших пуговиц. Воротник жесткий, стоячий, застегивающийся на два-три крючка и петли. Верхний край и концы воротника обшиты кантом. На воротнике мундира, на равном удалении от его верхнего и нижнего краев и на 1 см от концов, нашиты петлицы (без окантовки) из приборного сукна (цвет по роду войск) длиной 8,2 см и шириной 2,7 см. На петлицах соответственно установленной форме имеется одна или две шитые золотой или серебряной канителью полоски, перевитые серебряной или золотой нитью: полоски длиной 5,4 см и шириной по 6,5 мм с просветом между ними 0,5-1 мм. Рукава мундира двушовные, с прямыми приcтрочными обшлагами, окантованными по верхнему краю и концам. На обшлагах рукавов соответственно установленной форме имеется по две или одной шитых золотом или серебром вертикальные петлицы (столбика). На фалдочке спинки нашиты листочки, на концах которых пришивается по одной большой пуговице. Кант по краю левого борта, воротника, листочек и обшлагов, цвет - по роду войск. Все пуговицы форменные, латунные.

Цвет окантовки для пехоты, интендантской и военно-юридической служб - малиновый, для артиллерии, авто-бронетанковых войск, медицинской и ветеринарной служб - красный, для авиации - голубой, для кавалерии - светлосиний и для инженерно-технических войск - черный.

Цвет петлиц для пехоты, интендантской и военно-юридической служб - малиновый, для артиллерии и авто-бронетанковых войск - черный, для авиации - голубой, для кавалерии - светлосиний, для медицинской и ветеринарной служб - темно-зеленый и для инженерно-технических войск - черный. Цвет шитья на петлицах для интендантской, военно-юридической, медицинской и ветеринарной служб - серебряный, для всех остальных - золотой. Погоны пристяжные установленного образца.

№1 -Лейтенант-артиллерист в парадном мундире; №2 -Военнослужащие 150-й Идрицкой СД на фоне своего штурмового флага, водруженного 01 мая 1945 года над зданием рейхстага в Берлине (Знаменем Победы). На фото участники штурма Рейхстага, провожавшие флаг в Москву с берлинского аэродрома Темпельгоф 20 июня 1945 года (слева направо): капитан К.Я. Самсонов, младший сержант М.В. Кантария, сержант М.А. Егоров, старший сержант М.Я. Соянов, капитан С.А. Неустроев (20.06.1945 г.); №3 -Иллюстрация парадного мундира обр. 1943 г.

Литература / документы:

  • Типы тканей, применявшихся для пошива обмундирования Красной Армии (артикул, состав, цвет, применение). ()
  • Правила ношения формы одежды личным составом красной армии от 15 января 1943 г. (скачать/открыть)
  • Типовой перечень вещевого имущества младшего начальствующего и рядового состава РККА для лета и зимы на мирное и военное время. Введён приказом НКО СССР №005 от 1 февраля 1941 г. ()

Во время Первой мировой войны самыми маневренными и мобильными частями в русской армии являлись кавалерийские части. Но и после завершения Первой мировой и Гражданской войны в России кавалерия не сдала своих позиций. Уже в составе Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) кавалерия продолжала играть очень важную роль в ведении маневренной войны, несмотря на появление на полях сражений бронеавтомобилей и танков. Одним из важных аспектов, который давал кавалеристам преимущества перед моторизованными подразделениями, была возможность достаточно быстро преодолевать водные преграды вброд или вовсе вплавь там, где механизированные части этого сделать не могли.

Хотя численность кавалерии в РККА все предвоенные годы неуклонно сокращалась, конницу еще рано было списывать со счетов, что ярко продемонстрировала Великая Отечественная война. Еще в 1938 году в Красной Армии имелось 32 кавдивизии и 7 управлений корпусов, но в войну она вступила, имея в своем составе уже всего 13 кавалерийских дивизий и 4 корпуса. При этом 4 из этих дивизий были горно-кавалерийскими и отличались более легким составом. Возрождению кавалерии во многом поспособствовало и неудачное для Советского Союза начало войны.

После того как в полных трагизма приграничных сражениях лета 1941 года, как снег под ярким солнцем, буквально растаяли советские мехкорпуса, РККА почти лишилась важнейшего инструмента ведения войны — механизированных соединений. Единственной реальной заменой мехсоединиям, хоть и уступающим им в подвижности, становилась кавалерия. При этом тактика боя советских кавалеристов мало чем отличалась от тактики боя мотострелков. Мотопехота использовала в качестве транспорта автомобили и бронетранспортеры, вступая в бой в спешенном порядке. Аналогично действовали и кавалеристы. Лошади использовались лишь для переброски солдат к месту боя, сам бой кавалеристы вели в пехотных цепях. Атака в конном строю была очень редким явлением. Согласно боевому уставу кавалерии проводить подобные атаки можно было лишь при благоприятной обстановке, когда это позволяли сделать укрытия, а также слабость или отсутствие огня противника.

Уже к концу 1941 года в составе Красной Армии насчитывалось 82 кавалерийских дивизии, правда, легкого типа по 3447 человек личного состава. По довоенным штатам кавалерийская дивизия насчитывала 8968 человек личного состава. Своего максимального количества кавалерийские дивизии достигли в феврале 1942 года, когда в армии их насчитывалось уже 87. Затем количество дивизий вновь пошло на убыль. Так на 1 мая 1943 года их было уже 26, однако и численность этих соединений выросла, в них находилось 238 968 человек и 226 816 лошадей.

В отличие от автомобильного транспорта, лошади как средство передвижения и тягловая сила имели целый ряд преимуществ — лучше передвигались по условным дорогам и бездорожью, не зависели от поставок топлива (серьезная проблема в условиях войны), могли временно жить обычным подножным кормом, да и сами нередко становились кормом, спасая людей от голодной смерти. Весной 1942 года многие попавшие в окружение советские кавалерийские дивизии частично съели имеющихся лошадей, зато сумели вырваться из тисков гитлеровцев.

Кавалерия отличалась высокой подвижностью, а на начальном этапе войны данные части легко могли укрыться от господствовавшей в небе немецкой авиации в больших лесных массивах. Как известно, с машинами и танками в лес далеко не уйдешь. Удавалось кавалерии и лучше форсировать вброд многочисленные водные преграды. Стоит отметить, что вопрос форсирования рек был очень подробно описан в боевых руководящих документах кавалеристов сначала царской, а затем из Рабоче-крестьянской Красной армии. Подойдя к водной преграде, кавалеристы первым делом организовывали тщательную ее разведку. При этом существовало несколько видов преодоления рек конными подразделениями: по мостам, на специальных плавсредствах (плоты, лодки, паромы), вброд и вплавь. Последний способ преодоления водной преграды был отличительной особенностью данного рода войск.

Прохождение кавалерийских частей по наведенным мостам осуществлялось в пешем порядке. Всадники при этом двигались вдоль края моста, удерживая лошадей в поводу ближе к центральной его части. Кавалеристы конных тачанок вели коней под уздцы. В четверочных упряжках пристяжные лошади при переправе отпрягались, их вели отдельно. При этом дистанция при прохождении мостов между подразделениями увеличивались, а остановки подразделений на мосту были запрещены категорически. Единственной возможной причиной для остановки колонны считалось раскачивание моста до степени потери устойчивости коней.

В то же время одним из очень распространенных и часто встречающихся в кавалерии способов форсирования водных преград была переправ вброд. Наличие брода на реке определялось по ряду признаков: наличие тропинок и полевых дорог к реке (самый явный признак), уширение реки на прямых участках течения, виднеющиеся над поверхностью воды островки, отмели и перекаты, низменные берега. Представленная ниже таблица показывает допустимые глубины и скорости течения, наглядно подтверждая преимущество кавалерии при форсировании рек вброд:

При организации форсирования водных преград вброд нужно было предварительно провести разведку: определить глубину, характер грунта берега и дна, скорость течения реки, срезать крутые спуски к воде и устранить другие преграды. Ширина брода отмечалась с помощью установленных вех. При быстром течении реки поперек старались натянуть канат, который соединял повозки, набитые камнями или другим грузом. Переправлялись вброд сомкнутыми строями, так как идущие впереди кавалеристы разбивали дно, осложняя движение задним. У счетверенных упряжек пулеметных тачанок пристяжные лошади, как и во время движения по мостам, отпрягались и велись отдельно. При этом во время переправы вброд отдельным всадникам без специальной команды категорически было запрещено останавливаться в реке и поить лошадей. Водопой организовывался всем составом подразделений выше брода по течению реки в то время, пока они ожидали своей очереди, чтобы совершить переход.

Переправа кавалерийских частей через реки вплавь осуществлялась тремя возможными способами:
— При небольшой ширине реки (30-50 метров) всадники переправлялись через реку при полном снаряжении и вооружении;
— При ширине реки более 50 метров всадники снимали обмундирование и оружие, пристегивая его к седлу, оружие необходимо было расположить дулом вверх.
— При наличии переправочных средств всадники переправлялись через водную преграду налегке. Их оружие и обмундирование собирали и перевозили на плотах или лодках, после чего раздавали назад.

Для переправы через реки вплавь использовались колонны по одному, по два и колонны звеньев. Рекомендованные интервалы между всадниками при этом равнялись 3-6 метрам, а дистанция — до 8 метров. До того момента пока под ногами коня было дно, всадник сидел верхом, однако как только лошадь теряла дно, всадник должен был соскользнуть в воду и плыть рядом с лошадью, держась одной рукой за гриву. При этом вперед было рекомендовано пускать самых опытных и смелых лошадей. Если лошадь отказывалась переправляться вплавь и бросалась на других лошадей, ее переправляли в числе последних. В то же время, если уже во время переправы какое-то животное вырывалось и начинало уплывать его не пытались поймать, для того чтобы не нарушить общее построение и не потерять заданного темпа переправы. Сбежавшую лошадь ловили уже на берегу, к которому она приплывала одна.

При этом кавалерийские части имели преимущество в переправе через водные преграды не только в летние месяцы, но и зимой. Переправа кавалерии по замерзшему льду допускалась при толщине льда: для отдельных всадников — 13 см; для разомкнутого строя — 16 см.

Перед началом ледовой переправы также производилась разведка:
— толщины льда;
— глубины снежного покрова на льду и на берегах водоема;
— состояния льда у берегов;
— обозначались границы и направления переправ по ширине, полыньи, проруби и трещины огораживались;
— спусков и выездов к водоему, определялось наличие материалов (солома, доски, хворост), которые могли использоваться для усиления льда;
— велось непрерывное наблюдение за состоянием ледяного покрова.

Переправа кавалерии по льду осуществлялась в спешенном порядке. Всадники вели лошадей в поводу, двигаясь в широких разомкнутых строях. При этом повозки и артиллерийские орудия двигались без остановок, рассредоточившись по максимально возможному числу путей. После боев состояние переправ уточнялось. Появлявшиеся на водоемах полыни от разрывов снарядов и мин огораживались. Таким образом, способность кавалерийских частей достаточно быстро форсировать разные водные преграды оставалась одним из тех факторов, которые позволяли ей не утратить свою актуальность вплоть до победоносного завершения Великой Отечественной войны.

Кавалерия Красной Армии приняла участие во всех крупных сражениях, начиная с самых первых трагических дней войны и до последних операций в Европе весны 1945 года. Советские кавдивизии сыграли очень важную роль во время контрнаступления под Сталинградом, где именно они сформировали внешний фронт окружения немецкой группировки. В январе 1943 года 7-й кавалерийский корпус за 6 суток прошел практически без отдыха 280 км и 15 января захватил станцию Валуйки, создав внешнее кольцо окружения острогожско-россошанской группировки противника. Итогом Острогожско-Россошанской операции стало освобождение советской территории общей площадью 22,5 тысячи квадратных километров, захват 86 тысяч пленных. В ходе операции была разгромлена 2-я венгерская армия, итальянский альпийский корпус, 385-я и 387-я немецкие пехотные дивизии, а также отдельная дивизионная группа «Фогеляйн».

Успешно применялись кавалерийские части и в 1944 году в Белоруссии, особенно в условиях лесисто-болотистой местности, в рамках проведения наступательной операции «Багратион». Кавалерия входила в состав конно-механизированных групп, действуя в тесном взаимодействии с танковыми частями. Форсировав Березину, 3-й гвардейский кавкорпус сумел создать плацдарм на берегу реки, не позволив немцам превратить водную преграду в рубеж обороны для восстановления линии фронта. Позже, перерезав железную дорогу Минск-Вильнюс, кавалерийские части Красной Армии лишили минскую группировку противника важнейших путей отхода на Вильнюс и Лиду.

О том, как воевали советские кавалеристы, говорит и тот факт, что 7 из 8 существовавших к концу войны корпусов имели почетное звание гвардейских. При этом часть кавалеристов представляли бойцы, набранные на Дону и Кубани — самое настоящее советское казачество. В годы Великой Отечественной войны два кавкорпуса официально именовались «казачьими». Так в 1945 году 4-й гвардейский Кубанский казачий корпус освобождал столицу Чехословакии — Прагу, а 5-й гвардейский Донской казачий корпус с боями добрался до Вены.

«Нас водила молодость в сабельный поход!»

Гражданская война на территории России носила высокомобильный характер, в силу чего и велась вдоль железных дорог и рек. Уйти в сторону было трудно, попросту говоря «ног не хватало», вот почему уже очень скоро красные комиссары выдвинули лозунг «Пролетарий, на коня!».

Были созданы сразу две конные армии – Первая – Семена Буденного и Вторая – Оки Городовикова, сыгравшие очень важную роль в разгроме Белой армии. Родилась даже новая тактика их применения: при атаке вражеской конницы впереди мчатся тачанки, затем они разворачиваются и косят врага пулеметным огнем. Всадники действуют парой: один рубит шашкой, другой расстреливает противников первого из пистолета или карабина.

«Двигаться не по шоссе, а лесами!»

Из Гражданской войны молодая советская конница вышла ослабленной. «Сработался» конский состав, причем настолько, что хороших лошадей в 20-х годах пришлось закупать в Канаде по линии Амторга.

В предвоенные годы количественный состав советской конницы сокращался прямо пропорционально росту ее механизации. Так, являвшийся с 1938 года инспектором кавалерии все тот же Ока Городовиков, выступая на совещании высшего руководящего состава РККА 23-31 декабря 1940 года, так и сказал, что главное в современной войне это воздушные силы.

«Крупные силы конницы при всем своем желании, хоть семь звезд во лбу, как говорят, ничего не могут сделать… Я считаю, что конница при таких условиях может двигаться не по шоссе, а лесами и другими путями. Поэтому, в современной обстановке… надо полагать, что превосходство будет на той стороне, которая имеет превосходство в воздухе. При этом превосходстве может двигаться любой род войск, драться и выполнять задачу. Если же этого превосходства в воздухе нет, то любой род войск двигаться не сможет и не выполнит поставленных задач». (РГВА, ф. 4, оп. 18, д. 58, л. 60 – 65.)

То есть он вполне справедливо считал, что конница имеет полное право на существование, при условии надежной поддержки ее с воздуха. А передвигаться в ее отсутствие он предлагал не по шоссе, а лесами.

«Воевать строго по уставу!»

Специфическую роль конницы в новых условиях закреплял и Полевой устав 1939 года: «Наиболее целесообразно использование кавалерийских соединений совместно с танковыми соединениями, моторизованной пехотой и авиацией – впереди фронта (в случае отсутствия соприкосновения с противником), на заходящем фланге, в развитии прорыва, в тылу противника, в рейдах и преследовании. Кавалерийские соединения способны закрепить свой успех и удержать местность. Однако при первой возможности их нужно освобождать от выполнения этой задачи, чтобы сохранить их для маневра. Действия кавалерийского соединения должны быть во всех случаях надежно прикрыты с воздуха». Ну, а поскольку военные должны воевать строго по уставу, то… так они по идее и должны были бы воевать в 41-ом, если бы не одно «но»…

«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги!»

После всех сокращений кавалерия РККА встретила войну в составе четырех корпусов и 13 кавалерийских дивизий. По словам Оки Городовикова, ставшего с июня 1941 года генерал-инспектором и командующим кавалерией Красной Армии, кавалерийский корпус трех дивизионного состава тогда состоял из 12 полков, и имел 172 танка БТ-7 и 48 бронемашин в трех танковых полках, 96 орудий дивизионных, 48 полевых и 60 орудий ПТО; станковых пулеметов – 192 и ручных – 384, и усиленной танковой бригады в составе 150 – 200 танков.

Но, как известно, Великая Отечественная война началась с разгрома советской авиации, из-за которого самолетов у нас стало не хватать настолько, что дальние бомбардировщики ДБ-4 отправляли на штурмовку вражеских танковых колонн без прикрытия истребителями. Чего уж тут говорить о коннице, которая в этих тяжелых условиях, во-первых, стала едва ли не единственной по-настоящему мобильной силой Красной армии, не зависящей ни от состояния дорог, ни от поставок горючего, а во-вторых – лишилась обещанного уставом прикрытия с воздуха.

Немецкие «Штуки» с включенными сиренами пикировали на кавалеристов и нервы у лошадей не выдерживали, они кидались в стороны и попадали под пули и бомбы. Тем не менее, красные конники воевали даже в таких условиях.

«Казаки, казаки!»

Многие конники после войны вспоминали, что лошадей они использовали в качестве транспортного средства, а вот атаковали противника исключительно в пешем строю. Махать шашками большинству практически не приходилось.

Исключение составляли участники рейдов по тылам противника. Днем их части отстаивались в лесах, а ночью по наводке партизан наносили удары по оккупированным селам. При первых же звуках выстрелов немцы выбегали из домов и тут же, громко крича от ужаса «Казаки, казаки!», попадали под шашки. Потом конники опять отходили и днем, когда их разыскивала немецкая авиация, до времени прятались в лесах!

Об успехе действий тех же казачьих подразделений Красной Армии говорит и тот факт, что Гитлер разрешил создание в вермахте конных казачьих подразделений, объединенных в казачий корпус СС под командованием бывшего атамана, а теперь уже генерала Краснова, а самим донским казакам, перешедшим на свою сторону, создание на их землях (уж неизвестно насколько искренне) республики «Казакия». Выведенный в Югославию для участия в действиях против партизан, этот корпус зарекомендовал себя так, что там потом еще долго матери пугали детей казаками: «Смотри, казак придет, заберет тебя!»

Война моторов и коней!

Следует отметить, что в Красной Армии на начальном этапе войны просто не было крупных подвижных соединений, кроме конных, танковые войска могли оперативно использоваться только как средство поддержки пехоты.

Таким образом, единственным средством, позволяющим осуществлять глубокие охваты, обходы и рейды в тыл врага, была именно конница. Даже в конце войны, когда характер боевых действий существенно изменился по сравнению с 1941– 1942 гг., в составе Красной Армии успешно действовали восемь кавалерийских корпусов, семь из которых носили почетное звание гвардейских.

Фактически кавалерия до появления в Красной Армии крупных самостоятельных механизированных соединений и, добавим, автомобилей из США и Англии, была единственным маневренным средством на оперативном уровне боевых действий. Понятно, что проблем с использованием конницы было много. Корм для лошадей, снабжение боеприпасами, громоздкость – все это были такие трудности, преодолеть которые должно было военное искусство, но которого тоже нередко не хватало. Но героизма нашим конникам было не занимать.

25.09.2014

«Лошадь да тачанка еще себя покажут…»

Буденный С.М.

Сегодня, между историками, возникает множество споров, о том насколько важную роль сыграла кавалерия в Великой Отечественной Войне. Изучаются архивы, проводятся новые исследования для более полного и точного освещения этого вопроса. Что же известно о боевом пути, мужестве и подвигах советских кавалеристов?

Лошади в Великой Отечественной войне использовались воюющим сторонами как для перевозки войск, тяжелой артиллерии, техники, так и в значительной степени, в мобильных кавалерийских войсках.

В течении Второй мировой войны Советский Союз и Германия, в общей сложности, заняли в боевых действиях более шести миллионов лошадей.

К началу войны Красная армия была значительно моторизована, но потеряла большую часть своей военной техники самом начале плана Барбаросса. Эти потери срочно начали устранять путем формирования конной пехоты, которая с успехом была использована в боях, в частности, как ударные силы в битве под Москвой.

Одной из главных причин широкого применения лошадей, являлось бездорожье, там, где застревали тяжелые автомобили, не могли проехать массивные танки, легко проходили эти выносливые животные. Гордость советского коневодства - массивные тяжеловозы, были особо любимы нашими артиллеристами, они без особого труда буксировали гаубицы, не требуя особой заботы или специальных кормов. Попав из благоустроенной Европы в российскую грязь, немцы быстро оценили достоинства и преимущества «четвероногой силы», и в немецкой армии быстро увеличилось количество лошадей, в основном, за счет изъятия у населения оккупированных территорий.

Казалось бы история применения лошадей на полях сражений должна была окончиться с массовым появлением танков, артиллерии и пулеметов. Ничем не защищенные кони, а с ними и кавалерия автоматически выбывали из дел и становились анахронизмом. Но тем не менее конную кавалерию рановато было списывать в архив.

«Квазимотопехота» Красной Армии оказалась незаменима при проведении прорывов, внезапных рейдов, диверсий и налетов на тылы противника. В отличие от механизированных частей, конники смогли уцелеть в бесчисленных окружениях и отступлениях 41 года. И в первые военные годы стали играть важнейшие и незаменимые роли в оборонительных и наступательных операциях. Они прикрывали отход и эвакуацию населения и войсковых соединений, наносили атаки и контрудары по флангам прорывающегося противника.

Кавалерийские дивизии Белова П.А. и Камкова Ф.В. стали спасательной командой на Юго-Западном направлении. «Ездящая пехота» принимала участие в попытке деблокирования киевского «котла».

Немецкий маршал Гудериан так писал об этих событиях: «18 сентября сложилась критическая обстановка в районе Ромны. Рано утром на восточном фланге был слышен шум боя, который в течение последующего времени все более усиливался. Свежие силы противника – 9-я кавалерийская дивизия и еще одна дивизия совместно с танками – наступали с востока на Ромны тремя колоннами, подойдя к городу на расстояние 800 м…» А всего один конный корпус генерала Доватора во время сражений под Москвой долгое время сковывал тылы немецкой армии. И противник ничего не мог поделать с неуловимыми кавалеристами.

В своем докладе начальник Генерального Штаба войск вермахта генерал Гальдер писал: « Мы постоянно сталкиваемся с конными соединениями. Они так маневренны, что применить против них мощь немецкой техники не представляется возможным. Сознание, что ни один командир не может быть спокоен за свои тылы, угнетающе действует на моральный дух войск».

В известном всему миру, одном из самых решающих сражений Второй мировой войны, Сталинградской битве, кавалерийские корпуса сыграли роль, которую сложно переоценить. В ноябре 42 года, 81 кавалерийская дивизия вела бои в глубине построения армии Паулюса. Если бы их не было, ничто не смогло бы помешать 6-й танковой дивизии немцев, не тратя времени, продвигаться к Сталинграду. Кавалеристы, ценой колоссальных потерь, задержали противника до прибытия основных сил и заставили противника потратить резервы и время на оборонительный, а потом и наступательный бой с ними.

Основными задачами, ставившимися перед кавалеристами в 1943–1945 годах, стали осуществление глубоких обхватов, обходов и прорывы в глубь обороны немцев.

На хороших дорогах и шоссе конники, безусловно, отставали от мотопехоты. Но в лесах, на грунтовых дорогах и в болотистой местности они были просто незаменимы. К тому же, в отличие от техники, кавалерия не требовала постоянной доставки горючего. А прорывы в немецкие тылы, на большую глубину, позволяли сберечь «живую силу» пехоты. Также с 1943 года, для увеличения огневой мощи, стало широко применяться использование кавалерийских корпусов в составе механизированных групп.

К концу Второй Мировой число кавалерийских корпусов и танковых армий примерно было равно. Танковых армий в 1945 г. образовалось шесть, а кавалерийских корпусов - семь. Большей части и тех и других было присвоено гордое звание гвардейских. Танковые армии стали мечом Советской Армии, а кавалерия - длинной и острой шпагой.

Почти в конце войны, конная дивизия генерала Блинова, смогла спасти около 50 000 советских военнопленных. А 7-й конный корпус, с успехом, взял города Бранденбург и Ратенов. 3-й гвардейский корпус штурмовал Рейнбург и встретил союзников на Эльбе. Кавалеристы принимали активное участие в форсировании Днепра, в битве на Курской дуге, помогали освобождать оккупированные территории Советского Союза и Европы, штурмовали Берлин. Многие из них заслужили звание героев Советского Союза, тысячи были награждены медалями и орденами.

К сожалению жизни лошадей на войне были не особо долгими. Они не могли укрыться от пуль и осколков в траншеях. Считается, что на полях сражений Великой Отечественной войны погибло более миллиона лошадей. Впрочем, на фронте вполне успешно и четко действовала ветеринарная служба. И после лечения в строй возвращалась значительна часть раненых и заболевших лошадей. До сих пор, до конца, не известны имена всех погибших и пропавших без вести советских бойцов, что уж говорить об этих скромных четвероногих тружениках фронта. Им не присваивали звания и не награждали орденами, хотя бесспорно, они внесли весомый вклад в приближение всеобщей победы.

Конница была эффективным участником боев с фашистами


26 апреля 1945 года бойцы 7-го гвардейского кавалерийского корпуса начали штурм города Бранденбург, в 40 километрах к западу от столицы Германии. Тем самым именно кавалеристы в ходе финального наступления Великой Отечественной войны замкнули окружение вокруг Берлина

Всего же в Берлинской операции участвовало 12 конных дивизий, почти 100 тысяч кавалеристов. Вопреки распространённым мифам, конница оказалась полноценным и эффективным участником той войны от первого до последнего её дня.

Красная конница и советское казачество

Опять же вопреки распространённым домыслам о «кавалерийском лобби» Будённого, советское руководство перед войной, развивая бронетанковые части, усиленно сокращало именно «красную конницу». Численность советской кавалерии с 1937 по 1941 год сократили в два раза.

Но война на бескрайнем бездорожье Восточной Европы сразу заставила пересмотреть довоенные взгляды на скромную роль конницы. Уже 15 июля 1941 года маршал Жуков, обобщая опыт первых трёх недель войны, писал в директивном письме Ставки Верховного командования: «Нашей армией несколько недооценивается значение кавалерии. При нынешнем положении на фронтах, когда тыл противника растянулся на несколько сот километров в лесных местностях, рейды красных кавалеристов могут сыграть решающую роль в деле дезорганизации управления и снабжения немецких войск…»

Летом 1941 года, в оборонительном сражении под Смоленском, рейды пяти кавалерийских дивизий в немецкий тыл оказали существенную помощь советским войскам. В ходе первого советского контрнаступления под Ельней, именно рейдовые действия советской конницы задержали подход германских резервов и тем самым обеспечили успех.

В ноябре-декабре 1941 года во время наступления под Москвой почти четверть советских дивизий были кавалерийскими. Два кавалерийских корпуса, именно в эти дни ставших гвардейскими, сыграли стратегическую роль в советском контрнаступлении. Конники, стремительно продвигаясь по заснеженным лесам Подмосковья, громили вражеские тылы и резервы.

Боевой опыт Великой Отечественной войны заставил резко увеличить численность конницы - если 22 июня 1941 года в Красной армии насчитывалось 13 кавалерийских дивизий и 116 тысяч конных бойцов, то к весне 1943 года кавдивизий было уже 26, в них воевали почти четверть миллиона кавалеристов.

Советские конные части успешно участвовали во всех больших наступлениях 1942-44 годов. Часть кавалеристов составляли бойцы с Дона и Кубани - самое настоящее советское казачество. Два гвардейских кавалерийских корпуса в годы Великой Отечественной войны официально именовались «казачьими». В 1945 году 5-й гвардейский Донской казачий корпус с боями дошел до Вены, а 4-й гвардейский Кубанский казачий корпус освобождал Прагу.

Война лошадей

Лошади участвовали в Великой Отечественной войне не только в кавалерии - к 22 июня 1941 года численность лошадей в РККА составляла 526,4 тысячи, но уже к 1 сентября в армии было 1,324 тысячи этих четвероногих копытных. Например, каждому пехотному полку полагалось 350 лошадей для перевозки артиллерии, снаряжения и полевых кухонь. Даже в пехоте на каждую советскую дивизию полагалось по штату 3039 лошадей.


Советский кавалерист в тылу немецких войск. Фото: voenpravda.ru

Но в германском «вермахте» четвероногих военнослужащих было еще больше - по штату в их пехотной дивизии насчитывалось свыше 6000 лошадей. Хотя к моменту вторжения в нашу страну автомобилей в гитлеровских войсках было выше, чем во всём СССР, но они так же использовали и свыше одного миллиона лошадей, 88% которых находилось в пехотных дивизиях. Всего же за годы войны немцы эксплуатировали на «восточном фронте» более 3 миллионов лошадей.

Так Вторая мировая стала не только первой на свете войной моторов, но и последней великой войной кавалерии и лошадиных сил. Лошадь в буквальном смысле слова вытянула на себе ту войну, причем по обе стороны фронта.

В отличие от автомобилей лошади, как тягловая сила, имели тогда целый ряд преимуществ - лучше передвигались по бездорожью и условным дорогам, не зависели от поставок топлива (а это очень большая проблема в военных условиях), могли долгое время обходиться подножным кормом, да и сами иногда были еще каким кормом… Весной 1942 года все попавшие в окружение советские кавалерийские дивизии частично съели своих лошадей, но сумели вырваться из вражеских тисков.

Лошадь стала незаменимым средством войны и для партизан. Руководитель партизанского движения на Украине Сидор Артемьевич Ковпак писал об этом: «Пеший боец-партизан имел ограниченный радиус действия и этим был привязан к территории базы отряда... Посаженные на коня партизаны-бойцы за зиму 1942 г. превратились в грозную силу, способную наносить врагу мощные удары. Стремительный марш в 80-100 километров за зимнюю ночь, а на рассвете налет на вражеский гарнизон, живший до этого тихо и спокойно... В условиях партизанской борьбы никакой двигатель, никакая машина не могут заменить коня. Во-первых, машина требует горючего, а корм для коня можно найти повсюду. Во-вторых, самый совершенный глушитель не может заглушить звук мотора, а на коне, обмотав копыта мешковиной, мы проходили в 50-100 метрах от вражеских гарнизонов совершенно бесшумно. В-третьих, для машины нужны дороги, а мы в условиях полнейшего бездорожья в метель, стужу и туман, когда не летали даже самолеты, совершали марши по 50-60 км за ночь».

Многоопытный Семен Михайлович Будённый оказался вполне прав, когда говорил, что лошадь на войне себя еще покажет. Тогда, в 1940-е, на бездорожье Восточной Европы она сыграла свою безальтернативную роль - время массовых гусеничных вездеходов-амфибий пришло куда позже. Лошадь в годы войны заменила советским солдатам отсутствующие бронетранспортёры и автомобили-внедорожники.

Поэтому именно кавалерия оказалась незаменимым инструментом в прорывах и рейдах по тылам противника. Советские кавалеристы успешно участвовали во всех операциях, завершившихся окружением германских войск. В наступлениях обычно действовали так называемые «конно-механизированные группы», соединявшие ударную мощь танков и подвижность кавалерии. Вопреки мифам конники не скакали с шашками наголо против вражеских танков - скорее, это была «ездящая пехота», стрелки на лошадях, способные даже без дорог за сутки преодолевать до 100 километров.

Впрочем, Великой Отечественной войны знает и несколько классических кавалерийских атак и боёв. Так утром 2 августа 1942 года казаки 13-й Кубанской кавалерийской дивизии, умело использовав высокую степную траву, в конном строю неожиданно и с успехом атаковали немецкую пехоту у станицы Кущевской.

Немецкое командование за время войны поняло, что недооценило конницу и уже в конце 1944 года был сформирован 1-й конный корпус «вермахта» из немецких и венгерских кавалерийских дивизий. Так же создали и две кавалерийские дивизии СС. Все они были разгромлены Красной армией в начале 1945 года в ходе боёв за Будапешт.

Под Будапештом произошёл и последний в истории войн классический кавалерийский бой - казаки из 5-го гвардейского Донского корпуса в конном строю атаковали конницу противника, зарубили шашками около 150 кавалеристов из СС и захватили более сотни оседланных лошадей.

Пахота на коровах

С 1942 по 1945 год в советской армии постоянно насчитывалось не менее 2 миллионов лошадей. Всего за время войны в армию было мобилизовано свыше 3 миллионов этих животных. Их так же, как и людей, ранили и убивали на войне. Они погибали от переутомления, голода и болезней. Свыше 2 миллионов лошадей вылечили от полученных в боях ран армейские ветеринарные лазареты.


Артиллеристы переправляются вброд через реку Шешупе. Фото: feldgrau.info

Если уж статистика людских потерь имеет разночтения, то статистика лошадиных потерь тем более. Считается, что за 1941-45 годы в СССР в армии и на оккупированной территории из-за войны было утрачено до 8 миллионов лошадей. Из них 2 миллиона насильно забрали и угнали с собой оккупанты. В Харьковской, Ворошиловградской (ныне Луганской. - РП.), Запорожской и других областях Украинской ССР после изгнания захватчиков лошадей оставалось менее 10% от довоенной численности.

В этих условиях главным источником лошадей для советской армии стала российская деревня. Несмотря на успехи предвоенной механизации, лошадь в те годы всё еще оставалась основой сельской жизни, поэтому массовая мобилизация «конского состава» страшным бременем легла на крестьянство.

Уже в первый год войны резко снизилась механизация сельского хозяйства. К 1942 году из колхозов в действующую армию ушло 70% тракторов и 80% грузовых автомобилей, но даже для остававшихся машин не хватало горючего. Большую часть сельских работ вновь пришлось выполнять исключительно на «лошадиной силе» - можно без преувеличения сказать, что в годы войны без лошади не только невозможно было вести боевые действия, но и нельзя было бы обеспечить армию и тыл хлебом. Между тем лошадей повсеместно не хватало - лучшие были мобилизованы в армию, а остальные из-за непосильной работы и скудного кормления болели и гибли.

Поэтому даже в тыловых районах СССР число рабочих лошадей в сельском хозяйстве к концу войны исчислялось мизерным количеством. Так летом 1944 года Усман Камалеевич Хисамутдинов, председатель колхоза имени Кирова Илекского района Чкаловской (ныне Оренбургской. - РП.) области, ставший впоследствии Героем Социалистического труда, сообщал областному начальству, что весной колхоз использовал для пахоты 204 быка, 13 верблюдов, 20 коров и 6 последних оставшихся лошадей. Таким образом, из 243 животных, задействованных в полевых работах, лошади составляли всего 2,5%, уступая в численности и коровам…

Неслучайно в СССР 1944 года даже выпускались плакаты, рассказывающие, как правильно запрягать и пахать на коровах.

Монгольский «ленд-лиз»

Ещё в первый год войны, из-за стремительного наступления противника, СССР потерял почти половину своего лошадиного поголовья - к июню 1941 года в нашей стране насчитывалось 17,5 млн лошадей, а к осени 1942 года на территории, не захваченной противником, их осталось всего 9 млн, включая жеребят, не способных работать.


Лошадь на развалинах Сталинграда. Фото: portal-kultura.ru

Но что еще хуже в военных условиях - экстренно нарастить поголовье рабочих лошадей куда труднее, чем увеличить производство автомобилей. Ведь чтобы жеребенок стал способен хоть к какой-то работе, требуется время, которое никак не сократить никакими начальственными приказами, денежными вложениями или технологиями.

И вот с началом Великой Отечественной войны у СССР, помимо собственного сельского хозяйства, оказался единственный дополнительный источник лошадей - Монголия. Большевики когда-то в 1920-е годы по сути сами и создали эту «социалистическую» республику из глухой окраины бывшей Цинской империи. Помимо того, что Монгольская Народная Республика была советским плацдармом против японской Маньчжурии, она еще сыграла важнейшую роль в сохранении необходимой подвижности советской армии в годы Великой Отечественной войны.

Монголия страна кочевая и лошадей, по сути диких, вольно пасущихся в степях, там было больше, чем людей. Поставки лошадей из Монголии начались уже в 1941 году. А с марта 1942 года монгольские власти начали плановое «заготовление» лошадей для СССР. За четыре года войны Советскому Союзу было поставлено более 500 тысяч лошадей- «монголок» (именно так эту породу называли в годы войны. -РП.).

Не зря говорится: «Дорога ложка к обеду». В 1941-45 годах СССР нигде ни за какие деньги не смог бы достать полмиллиона лошадей. Кроме Монголии лошади в таком товарном количестве были только в Северной и Южной Америке - не говоря уж о цене (закупка такого количества в сжатые сроки взвинтила бы их очень сильно. -РП.), доставить по морям живой груз в воюющий СССР было бы куда сложнее, чем весь остальной «ленд-лиз».

Из Монголии же лошади поставлялись планово, по условной цене, в основном взаимозачетом за монгольские долги СССР. Таким образом окупились все политические, военные и экономические вложения Советского Союза в Монголию. А монголы обеспечили нам лошадиный «ленд-лиз» - крайне своевременный и безальтернативный, закрыв дыру в данном виде военной «техники».

При этом, полудикие, неприхотливые и выносливые монгольские лошади были куда лучше приспособлены для экстремальных условий «восточного фронта», чем их селекционированные европейские собратья. Не зря генерал Исса Александрович Плиев, провоевавший в конно-механизированных группах с 1941-го по 1945 годы, от Смоленска, через Сталинград до Будапешта и Маньчжурии, писал позднее: «Неприхотливая монгольская лошадка рядом с советским танком дошла до Берлина».

Фактически в 1943-45 годах каждая пятая лошадь на фронте была «монголкой». У нас очень любят рассуждать насколько и как повлиял на победу и ход боевых действий американский «ленд-лиз». Но при этом забывают его монгольский конный аналог.

Исторический финал кавалерии

К концу Великой Отечественной войны в советской армии сражалось 8 кавалерийских корпусов, из них 7 носили звание гвардейских. Каждый корпус помимо трёх дивизий конницы имел танковые, зенитные и артиллерийские части.

Сокращение советской кавалерии началось сразу после победы 9 мая - лошади требовались для восстановления разрушенного войной сельского хозяйства. Поэтому три кавдивизии расформировали еще летом 1945 года, а в следующем году все конные корпуса переформировали в механизированные или сократили в три раза до дивизий. К осени 1946 года из 26 имевшихся на конец войны кавдивизий осталось всего 5.

Только в эпоху ядерного и повсеместной автомобилизации время кавалерии окончательно закончилось, лошадь, наконец, уступила место технике. За первое послевоенное десятилетие все оставшиеся кавалерийские дивизии постепенно переформировали в танковые или механизированные. Последние две конные дивизии Советской армии исчезли осенью 1954 года - 4-я гвардейская Кубанская казачья дивизия была ликвидирована, а 5-ю гвардейскую Донскую казачью дивизию переформировали в танковую.

Последней конной частью в истории русской армии стал 11-й отдельный кавалерийский полк Министерства обороны СССР, в основном использовавшийся для киносъемок исторических фильмов. В наше время эта единственное кавалерийское подразделение стало частью Президентского Кремлёвского полка.