Болезни Военный билет Призыв

Словесное ударение, его типы и функции. Ударение. Фонетическое слово. Характеристики русского словесного ударения

Удар (акцент) – выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных с помощью фонетических средств. Ударение как суперсегментная единица может соотноситься функционально с разными сегментными единицами. Особый вид ударения – логическое ударение, с помощью которого подчёркивается главное слово.

Словесное ударение – выделение одного из слогов в слове путём усиления звучности, изменения тонов или увеличения длительности.

Фонетические типы словесного ударения:

1. Динамическое, силовое, экспираторное ударение. Выделение слога путём усиления звучности (английский, чешский)

2. Квантитативное колич-ное ударение. Выделение слога за счёт увеличения его длительности, долготы произношения.

3. Музыкальное, тоновое, мелодическое. Это выделение слова посредством изменения тона (китайский, японский). Русский, немецкий – ударение смешанное (динамически - квантитативное).

4. Нет ударения (чихотско- камчатские)

В многосложных словах ряда языков кроме главного ударения может появляться второстепенное (английский, немецкий).

Структурные типы ударения:

1. По характеру расположения ударения в слоговой структуре слова:

А) свободное (нефиксированное, разноместное, может падать на любой слог в слове какого-либо языка: украинский, болгарский, русский, английский)

Б) связанное (одноместное)

ü фиксированное – всегда падает на определённый слог (чешский, венгерский)

ü ограниченное – имеет определённую зону локализации (древнегреческий, латинский, арабский)

2. По характеру расположения ударения в морфологической структуре слова:

А) подвижное – в разных формах слова и производных ударение может падать на разные морфемы, быть то на основе, то на окончании (польский, русский)

Б) неподвижное (постоянное) – всегда падает на одну и ту же морфему при изменении слова (английский, и русский)

Функции ударения:

1. кульминативная (вершинообразующая, словоформирующая). Ударный слог – вершина ударения придаёт целостность, обеспечивает его фонетическое единство и вместе с тем отделяет его в ряду аналогических звуковых единиц.

2. дистинктивная (слово и форморазличительная функция). Ударение может различать слова и их формы (present - presEnt). Эту функцию выполняет только свободное и ограниченное ударение.

3. делимитативная (словоразличительная). Ударение отличает границы слов. Эту функцию выполняет только фиксированное ударение (французский).

Ударение любого типа может выполнять экспрессивную функцию.

Изменения звуков речи.

В потоке речи звуки функционируют не изолировано, а в тесной связи. В речевой цепи звуки могут влиять друг на друга. Изменения, вызванные артикуляционным взаимодействием звуков соседних или близких друг к другу, называются комбинаторными. Изменения, вызванные влиянием условий произношения, называются позиционными.

Позиционные изменения.

1. Редукция – ослабление и изменение звучания слоговых звуков, прежде всего гласных в неударных словах. Редукция может быть качественная и количественная. Количественная – это потеря звуком долготы и силы при сохранении тембра. Качественная – это потеря звуком долготы, силы, признаков тембра. В русском языке редукция регулируется формулой Потебни …1 2 3 1 1 … ударение падает на три. Здесь цифры означают соответствующую степень полнозвучности слога в слове, считая от ударного. Редукция может быть неполная (ослабляется, но сохраняется) и полная (звук доходит до 0, не произносится. Например, проволока). Полная: а) апокопа – отсечение конечного гласного или конечной части слова (например, Тань, Свет); б) синкопа – полное исчезновение главного или целого слога не на конце слова (например, Пал Палыч).

2. Оглушение звонких согласных на конце слова (например, ног, но произносим нок). В английском языке такого нет.

Комбинаторные изменения.

1. Аккомодация – это частичное приспособление артикуляции смежных гласного и согласного. Происходит между звуками разных типов. По направлению влияния аккомодация может быть прогрессивной и регрессивной. Прогрессивная аккомодация – это результат влияния предыдущего звука на последующий (например, ряд, люк). Регрессивная аккомодация – это результат влияния последующего звука на предыдущий (Например, мол, мул).

2. Ассимиляция – артикуляционное уподобление звуков друг другу в потоке речи в пределах слова или словосочетания. Происходит ассимиляция между звуками одного типа. Между двумя гласными – вокалическая, между двумя согласными – консонантическая. По степени уподобления ассимиляция может быть: а) частичной – уподобление по одному или отдельным признакам при сохранении различий по другим, например, будка; б) полной – полное уподобление совпадений звуков, например, обидно, досадно, сшить. По расстоянию между звуками ассимиляция может быть: а) контактная – уподобление смежных звуков, например, бубенчик; б) дистанктная – уподобление звуков разделённых другими звуками, например, сейчас. Разновидность ассимиляции – сингормонизм гласных – уподобление гласных аффиксов гласному корня (тюрский, финоугорский язык, например, таракан).

3. Диссимиляция – артикуляционное расподобление двух или более одинаковых звуков в пределах слова, утрата или ими общих фонетических признаков. Диссимиляция противоположна ассимиляции. Диссимиляция направлена на облегчение произношения, свойственна живой ненормированной речи. По направлению влияния: прогрессивная и регрессивная. По расстоянию между звуками: контактная и дистанктная.

4. Диэрэза (выкидка) – выпадении звуков в сложном сочетании, например, честный.

5. Эпитэза (вставка) – возникновение в слове дополнительного звука. Эпитеза возникает при освоении и заимствовании с несвойственными родному языку сочетаниями звуков. Эпитеза чаще встречается в диалектах, детской, просторечной речи, например, какао – какаво. Протеза – разновидность эпитезы, вставка звуков в начале слова, например, осень – восень, это – ето, шла – ишла.

6. Метатеза – взаимная перестановка звуков или слогов в пределах слова. Встречается при заимствовании, переходе слов из литературного языка в диалекты, просторечии и детской речи, например, тарелка – талерка. Метатеза объясняется тем, что элементы слова и их количество запоминается лучше, чем их последовательность.

Исторические изменения звуков.

Исторические изменения звуков не могут быть объяснены современными фонетическими законами, сохраняются по традиции, они не регулярны (то есть в одних и тех же фонетических условиях могут происходить и не происходить), они лексически и морфологически ограничены, например, вожу – водит – вождение; кошу – косить. Исторические чередования звуков – это: 1) либо наследие ранее действовавших фонетических законов, например: сухой =>сух + jа => суша; 2) либо результат действия фонетических факторов, например, заимствований: береговой – прибрежный. Исторические изменения звуков закономерны, звук изменяется, переходит в другой в определённой позиции, в определённом языке, в определённый период времени. В другой исторический период этих изменений не будет. Установить изначальные причины исторических изменений очень трудно. Они объяснялись как результат взаимодействия языков, языкового влияния, а также, как следствие, стремление говорящих к облегчению произношения.


Похожая информация.


Словесное ударение - это выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое - фонетическое слово. Сила гласного проявляется в его громкости. У каждого гласного есть свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные. [Дунев, 2003]

Ударность/безударность - это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах. В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему - приставку, корень, суффикс и окончание: выпустить, домик, дорога, столовая, дела, дорогой, распространять, перегруппировать. Такое ударение называется свободным. [Дунев, 2003]

Лексикологическая - является дополнительным средством различения слов (амтлас - атламс),

Морфологическая - является дополнительным средством различения грамматической формы слова (румки - руким),

Некоторые слова в РЯ имеют акцентные варианты и этот факт рассматривается как варианты литературной нормы (имначе - инамче).

Местом ударения различают следующие варианты слов:

Общеупотребительные и профессиональные (добымча - домбыча),

Литературные и диалектные (хомлодно - холодном),

Литературный и просторечный (магазимн - магамзин),

Нейтральный и разговорный (звонимшь - звомнишь) [Дунев, 2003].

Подобные варианты в русском языке встречаются нечасто. Очень редко варианты ударения бывают равноценными: твомрог - творомг (оба варианта соответствуют литературной норме). Русский язык имеет зафиксированное, устойчивое ударение. [Дунев, 2003]

Некоторые слова в речи не имеют ударения. Они примыкают к другим словам, составляя с ними одно фонетическое слово. Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой. Проклитиками обычно бывают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы: на горе, ко мне; сестра | и брат; сказал, | чтобы пришли; не знаю. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой. Энклитиками бывают обычно односложные частицы: скажи-ка, он же, придёт ли. Некоторые односложные предлоги и частицы могут принимать на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятельное слово оказывается энклитикой: наспину, подруки. [Голованова, 2013]

Особенности русского словесного ударения.

1). Характеризуется каксиловое, или динамическое(ударный слог отличается большей силой, напряжённостью и сложностью). [Голованова, 2013]

2).Подвижное(возможно перемещение с одного слога на другой при изменении слова), при этом в русском языке преобладают слова с неподвижным ударением. [Голованова, 2013]

3). Некоторые слова могут иметь не одно а 2 или 3 ударения - одно основное, другие - побочные. Побочные обычно на первом слоге, а основные на других:

Сложные слова из двух основ древнерусский

Многие сложносокращённые слова стройматериалы

Слова с приставками после, вне, меж, внутри и иноязычные элементы архи, анти, супер (окололитературный, суперобложка

В сложных и сложносокращённых словах, состоящих из 3 основ возможно 3 ударения: аэрофотосъемка. [Голованова, 2013]

Не всякое сложное слово имеет побочное ударение. Побочное ударение бывает, когда обе части слова чётко выделяются в смысловом отношении. Если сложение основ выделяется слабо или не выделяется, то побочное ударение не выделяется: хлебозавод, достоверный. [Голованова, 2013]

4). Ударение может меняться с течением времени. Например, прилагательное дневное мы произносим с ударением на окончании, а в XIX веке оно произносилось с ударением на корне («Погасло днемвное светило», - писал Пушкин). [Голованова, 2013]

Невольно начинаешь думать о культуре человека, если он допускает ошибки в словесных ударениях, говоря: «ПодАл по­вод», «В этом квАртале», «Не дАл результата», «Думать о дОсуге людей», «Если отклЮчится внимание», «ПрИнялся за дело» и так далее.

Словесное ударение оформляет слово. Оно цементирует его, стягивает звуки и слоги в единое целое - слово, не давая ему «рассыпаться», «развалиться». Существует определенная слож­ность словесного ударения в русской речи. Если в английском, чешском, венгерском языках ударение всегда на первом слоге, во французском - на последнем, в польском - на предпоследнем, то в русском языке оно разноместно и является фонетическим различием слов: пАрить - парИть, прОпасть - пропАсть, мУка - мукА, хлОпок - хлопОк...

Поэт Яков Козловский в разделе, названном им «Одинаково нас пишут, но... по-разному нас слышат» предлагает целый цикл коротких стихов, показывающих, как ударение в слове меняет его смысл.

Вот несколько из них:

УДАРЕНИЕ

Мне слово «чудно»

Изменить нетрудно;

Поставил ударение на «О» -

Исчезло «чудно»,

Родилось «чудно».

КТО ЧТО ДЕЛАЕТ

Косит косец,

а зайчишка косит,

Трусит трусишка,

а ослик трусит.

МУКА И МУКА

Пересохла глина,

Рассердилась Нина:

Не мука, а мука -

Поварам наука.

Серая ворона

Черного ворона

Утром ругала,

присев на сучок.

Новость о том разнесли во все стороны

Сплетницы-кумушки -

Сорок сорок.

В ЛЕСНОМ ЗАМКЕ

На двери замка

Нет замка.

Живет щегол здесь -

первый щеголь.

И утром белка

Ему сбивает гоголь-моголь.

Косой купил ружье.

И через час-другой

Был серый волк объят тревогой.

Сказал ему Косой:

Послушай, дорогой,

Ты стерегись ходить моей дорогой.

И в словах, несущих единое содержание, наблюдается истори­ческое перемещение ударения. Зафиксированы три тенденции перемещения: регрессивная, прогрессивная и центростремитель­ная. Регрессивное направление ударений чаше наблюдается у двухсложных слов: токАрь - тОкарь, паспОрт - пАспорт, курИт - кУрит, грузИт - грУзит...

Но в большем количестве слов происходит прогрессивная акцентуация. Ударение перемещается с начального (или второго от начала) к концу слова: Удить - удИть, вЕрны - вернЫ, блИзки - близкИ, учИтели - учителЯ, профЕссоры - профес-сорА, трАкторы - тракторА...

У многочисленных слов наблюдается тенденция к переходу ударений в центр слова. Это позволяет сохранять ритмическую упорядоченность звучащей речи, которая не терпит скопления более трех безударных слогов: рецензировАть - рецеизИровать, абонировАть - абонировать, баллотировАть - баллотировать...



В современном русском языке преобладает центральное уда­рение с тенденцией к смещению во вторую половину слова. Мень­ше всего слов с начальным ударением. Вот почему режет слух начальное ударение в словах: нАчать, Агент, цЕмент, квАртал...

Оратору надо иметь под рукой словарь, чтобы сверять с ним правильность ударений в современной речи.

Трудность русского словесного ударения состоит еще и в его подвижности. В одном и том же слове оно перемещается с одного слога на другой. Это происходит при изменении его формы по падежам, родам, числам, временам...

БОйкий - бойкА - бОек - бОйко - бОйки; тОикий - тонкА - тОнок - тОнко - тОнки; брАл - бралА - брАло - брАли; дАл - далА - дАло - дАли; нАчал - началА - нАча-ло - нАчали; Отдал - отдалА - Отдало - Отдали; рОздал - роздалА - рОздало - рОздали...

Однако такому изменению подчиняются не все слова нашей речи. Например, существительные: досУг - досУгу - досУ-гом - о досУге; квартАл - квартАлу - квартАлам - о квартАле; Очерк - Очерка - Очерку - Очеркам - об Очерке...

Не все глаголы имеют перемещенное ударение в женском роде; бИл - бИла - бИли; знАл - знАла - знАло - знАли...

Необходимо запоминать верное ударение слов в русской речи, пользуясь специальными справочниками, пособиями, выраба­тывать в себе «чувство слова», чувство ритмической организации русской речи. Именно ритмической упорядоченностью звучащего слова, не терпящего скопления более трех безударных слогов, мы можем объяснить, почему надо говорить «Московские ворОта», но «морские воротА»; «кубанские казАки», но «донские казакИ»; «дЕвица-красавица», но «шла девИца за водой»; «ветер пО морю гуляет», но «как по мОрю, мОрю синему» и т. д. В зависимости от контекста всей фразы мы можем сказать: пО мосту - по мостУ - по мОсту; пО столу - по столУ; пО небу - по нЕбу; далекО - далЕко; высокО - высОко...



В бытовой современной речи, к сожалению, наметилась тен­денция убирать подвижность ударения, а ведь это - неповто­римое богатство нашего языка. Прислушайтесь: гОрод - городОк - прИгород; стОй - стоИшь - вЫстоишь; дАл - далА - пЕредал; далекО - далЕче...

Одно слово может передать тончайшие нюансы чувств, дей­ствий, настроений:

И сердцем далек О носилась

Татьяна, смОтря на луну...

Вдруг мысль в уме ее родИлась...

Поди, оставь меня одну. -

говорит Татьяна няне.

И пишет любовное письмо Онегину. А вот она в Москве, в «Собранье».

Ей душно здесь... она мечтой

Стремится к жизни полевой...

И в сумрак липовых аллей,

Туда, где Он являлся ей.

Так мысль ее д а л Е ч е бродит:

Забыт и свет и шумный бал...

Это простонародное слово далече точно характеризует образ мыслей пушкинской героини.

А вот еще строки из другого произведения А. С. Пушкина:

Все грустную тоску на душу мне наводит.

ДалЁко, там луна в сиянии восходит...

Попробуйте сказать: «Там, далекО луна в сиянии восходит» и сразу теряется не только красота метро-ритмического порядка слов во фразе, но и глубина смысла: обреченность изгнанника на вечную разлуку с любимой женщиной, для которого слова «далЁко», «там» приобретают особую значимость, они объемны, они выделяются при звучании стихов, они дороги Пушкину.

«ДалекО, далЕче, далЁко». Сколько разнообразия смыслов в подвижности ударения в русской речи! Подвижность ударения выделяет пол действующего лица: Он пОдал руку, она подалА.

Разве не видится за первой фразой волевое, мужское начало, а за второй - женственность, мягкость движения? А ведь при­ходится слышать, как говорят: «Он подАл, она подАла». Как будто действуют какие-то бесполые существа.

Вслушайтесь еще раз в то, как передает разный характер действия мужчины и женщины переходящее ударение:

Вдруг понялА, что не правА была,

И другу тихо руку подалА.

Он пОнял - тяжела разлука.

И пОдал руку.

А как определенно звучат слова, когда ударение в слове пе­реносится на частицу отрицания в мужском роде:

Дал ответ? НЕ дал. Нет.

Когда же говорят «не дАл», да еще произносят это нечетко, то не понимаешь, что же все-таки: дал или нЕ дал? И приходится переспрашивать.

Частица отрицания образует новые слова, беря на себя уда­рения: «Ты не друг мне, а нЕдруг», «Быль иль нЕбыль», «пЕви-даль», «нЕуч», «нЕхристь», «в нЕпогодь»...

У поэта Якова Козловского есть стихи, которые гак и назы­ваются:

БЕГЛОЕ УДАРЕНИЕ

Поклонившийся погосту,

От селенья за версту

Шел я пО мосту,

по мОсту,

По скрипучему мостУ...

Много ль надо человеку?

Отдышаться б на веку,

Глядя нА реку,

На спокойную рекУ.

Дым печной тянулся к дыму,

И клонилось потому

Солнце нА зиму,

На морозную зимУ.

В разноритмичности, подвижности ударений проявляется фо­нетическое разнообразие, гибкость нашего языка, тончайшая его выразительность. Как же надо внимательно, «с почтением» отно­ситься к словесному ударению, чтобы не допускать ошибок в произнесении, чувствовать музыкальную организованность речи.

Орфоэпия, как и орфография, является неотъемлемой частью литературного языка. Задача орфоэпии состоит в том, чтобы каждый человек, познав индивидуальные особенности своей ре-

чи, а также особенности говоров и акцентов, мог сделать собст­венную речь совершенной.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Какова роль культуры произношения в ораторском мастерстве?

Чем характеризуются стили произношения?

Какие законы лежат в основе русской фонетической системы?

Что надо знать о редукции гласных звуков? Какое отклонение от нормы

звучания наблюдается при произношении союза И, предлога ИЗ при

слитном произнесении слов?

Как произносятся обрусевшие иностранные слова с гласным Е?

Что надо знать об ассимиляции согласных звуков в русской речи? Какие согласные всегда произносятся твердо?

Что происходит со звонкими согласными в конце слова?

Что вы знаете об упрощении произношения согласных?

В чем отличие произношения согласного Г в русской и украинской речи?

Что характерно для произношения сочетания ЧН в современной речи?

Что надо знать о законе «упреждения»?

Какие существуют группы ассимилятивного смягчения гласных звуков?

Что характерно для словесного ударения в русской речи?

Какие наблюдаются тенденции в перемещении ударений?

Как влияет на речь подвижность ударений?

Очень важную роль в русском языке играют ударения, указывающие на смену интонации в сказанном и изменяющие смысл произнесенных слов. Ударение способно акцентировать основное и второстепенное в речи. Его отсутствие же показывает невыразительность речи и безэмоциональность в переживаниях. Данные состояния, в свою очередь, являются непрямыми симптомами психологических заболеваний или отклонений в речевом аппарате, задержек в его развитии. Поэтому очень важно знать о том, что такое ударение, его типы, а также уметь правильно применять его в русском языке. Это определение относится к разделу фонетики, который занимается изучением звуков в языке и речи.

Определение

Что такое ударение? Это звуковое и интонационное выделение какого-то определенного речевого компонента. По этому признаку они бывают следующими:

  • Логическое ударение - выделение слов в синтагме.
  • Синтагматическое - выделение синтагмы во фразе.
  • Словесное ударение - выделение слога в слове.

Именно с последним видом нам приходится сталкиваться постоянно. фраз подразумевает безошибочную постановку ударений в отдельно взятых словах.

Виды ударений

Ударения подразделяются по методу выделения слога из такта или слова:

  1. Силовое (динамическое) ударение - выделение слога происходит с помощью силы выдоха.
  2. Тоническое - выделение слога происходит с помощью движения тона голоса.
  3. Количественное - выделение слога происходит с помощью длительного звучания.
  4. Качественное - происходит смена

Обычно ударения не бывают абсолютно чистыми, один тип, как правило, сопровождается другим. Однако один из них является преобладающим.

В английском, чешском, русском и других языках встречается обычно динамическое ударение. В свою очередь, тоническое ударение больше распространенно в китайском, литовском и некоторых других языках.

Динамическое ударение бывает слабым и сильным. В русском языке распространено сильное динамическое. Для произношения ударного слога используется сила, которая выталкивается струей воздуха из легких. Безударные слоги изменяются и ослабляются, поскольку на них силы выдоха уже не хватает. Когда меняется звучание у безударных слогов, этот процесс называют редукцией.

Место ударения

Очень важно уметь правильно поставить ударение в любом слове, так как оно может ставиться в разных местах. По этому признаку выделяют:

  • Фиксированное - оно располагается на конкретном слоге.
  • Свободное, которое иначе называется разноместным. Оно может падать на любой слог в слове, поскольку не связано с каким-то конкретным местом в слове. Данное ударение используется, например, в русском и английском языке.

В свою очередь, свободное ударение делится еще на два подтипа:

  • Свободное постоянное. Следует отметить, что такое ударение падает все время на один и тот же слог в различных формах определенного слова. Большинство русских слов имеет, как правило, постоянное ударение.
  • Свободное подвижное. Известно, что такое ударение падает на различные слоги в разных формах одного слова. Например: пи-шу и пи-шешь.

Свободное подвижное ударение в русском языке является фонологическим средством и выполняет смысло-различительную функцию. Например: за-мок и за-мок.

Как правило, каждое слово в русском языке имеет одно ударение. Иногда некоторые самостоятельные, а также служебные слова не имеют собственного ударения и примыкают к какому-то соседнему слову как энклитики и проклитики.

К энклитикам относятся некоторые частицы: скажи-ка. Иногда к ним можно отнести и какие-то самостоятельные слова: взять за волосы.

К проклитикам можно отнести частицы, союзы, односложные предлоги. Определенные односложные предлоги в сочетании с какими-то существительными могут перетягивать ударение на себя, при этом следующее слово становится безударным. Например: за руку, без вести.

Трехсложные и двухсложные служебные слова могут быть слабоударяемыми или безударными. Слова, которые образованы путем сложения более двух основ, принято называть многосложными. Они, как правило, наряду с одним ударением могут иметь еще и побочное. На ударный слог последней основы такого слова всегда падает основное ударение, а побочное падает в его начале. Например: радиопередача. Маленькие по объему сложные слова не имеют побочного ударения: садовод.

Последовательное использование ударения в слове

В приводимых грамматических формах, лингвистических словарях, в неодносложных заголовках, в текстах для иностранцев, изучающих русский язык, а также в неодносложных заголовочных словах различных справочников и словарей используется последовательное употребление знака ударения. Это позволяет учить и читать слова правильно.

Выборочное использование ударения в слове

Выборочно знак ударения используется и в обыкновенных текстах. Оно правильно употребляется в следующих случаях:

  • Используется для того, чтобы не допустить некорректное опознание слова. Например: узнаю, дороги, потом.
  • Применяется для постановки правильного ударения в словах, которые плохо известны: ю́кола, Фе́рми.
  • Используется для предупреждения неправильного произношения слова: гренаде́р.

Правильная или ошибочная постановка ударений в словах способна существенно исказить смысл сказанного, наравне с неправильным использованием знаков пунктуации.

вид ударения, определяемого в пределах слова и состоящего в выделении одного из его слогов, в отличие от фразового, ритмического (тактового), слогового ударения. С. у. может быть свободным, как в русском языке, или фиксированным, как в чешском, венгерском, польском языках. Свободное С. у. может выполнять как различительные, так и кульминативные (обеспечение единства слова) и делимитативные (разграничительные) функции (например, «замо́к - за́мок», «руки́ - ру́ки»; в первом случае С. у. различает разные слова, во втором - разные грамматические формы слова). Оно соотносится с морфологической структурой слова (ударение на основе - ударение на флексии) и является важной характеристикой грамматических парадигм (См. Парадигма). Фиксированное С. у. играет роль лишь словоразграничительного сигнала (в языках, не имеющих Сингармонизма, оно несёт также кульминативную функцию), соотносится со слоговой структурой слова и является непарадигматичным. Не все языки обладают С. у.: во французском языке ударение в потоке речи соотносится не со словом, а с ритмической группой (тактом). Нет С. у. (в обычном смысле этого слова) и в ряде тональных языков Западной Африки. В некоторых языках С. у. может сочетаться в пределах слова со слоговым (например, в китайском языке); при этом оба ударения являются фонетически различными (слоговое - музыкальное, С. у. - силовое).

В. А. Виноградов.

"Словесное ударение" в книгах

УДАРЕНИЕ И ПРИЧАСТИЯ

Из книги Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи автора Головин Борис Николаевич

Интонация и ударение

Из книги Научитесь говорить так, чтобы вас услышали. 245 простых упражнений по системе Станиславского автора Сарабьян Эльвира

Интонация и ударение Чтобы выстроить верную интонацию, нужно правильно распределить ударения в тексте. В каждой фразе должно быть одно выделяемое слово, в каждом отрывке текста – одна-две ударных фразы

§ 240. Русское словесное ударение

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 240. Русское словесное ударение Словесное ударение в русском языке характеризуется разноместностью (может стоять на любом слоге и любой части слова: но?вости, нау?ка, обуче?ние, буржуази?я и т. д.) и подвижностью (в разных грамматических формах слова может переходить с

Ударение

Из книги Энциклопедический словарь (Т-Ф) автора Брокгауз Ф. А.

Монотоническое ударение

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Динамическое ударение

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДИ) автора БСЭ

Политоническое ударение

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Квантитативное ударение

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КВ) автора БСЭ

Тупое ударение

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТУ) автора БСЭ

Музыкальное ударение

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МУ) автора БСЭ

Ударение

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УД) автора БСЭ

Словесное ударение

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЛ) автора БСЭ

2.6. Ударение

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

2.6. Ударение Ударение – выделение одного слога в слове, служащее для фонетического объединения этого слова и называемое словесным ударением. Кроме словесного ударения, различают также синтагматическое и фразовое, функция которых также заключается в фонетическом

4. Ударение

Из книги Основы судебного красноречия (риторика для юристов). Учебное пособие 2-е издание автора Ивакина Надежда Николаевна

4. Ударение Важным элементом звуковой организации речи является соблюдение акцентологических норм, связанных с постановкой ударения в слове. «Словесное ударение, - пишет З.В. Савкова, - оформляет слово. Оно цементирует его, стягивает звуки и слоги в единое целое - слово, не

Ударение

Из книги Железные аргументы [Победа, даже если ты не прав] автора Пири Мэдсен

Ударение Эффективность применения расстановки ударении основывается на том, что значение утверждения может изменяться в зависимости от того, какие слова подчеркиваются интонацией. Акцентирование определенных слов и фраз может придать высказыванию значение, весьма