Болезни Военный билет Призыв

Славянские племена. Древние народы на территории России. История государства и народов России

ИСТОРИЯ УКРАИНЫ

Продолжение следует.

В начале первого тысячелетия до новой эры на территории современной Украины находился первый из исторических народов – киммерийцы, которые принадлежали к фракийским (тракийским – в болгарском языке) племенам . На смену киммерийцам в VII веке до новой эры приходят скифы. Первое упоминание о них находим у греческого историка Геродота, который сам плавал на корабле вверх по Днепру и ездил по черноморским степям. Греки в то время колонизировали северочерноморское побережье. Появились колонии Тира (в устье Днестра, который они называли Тирасом – современный Тирасполь), Ольвия (в устье Днепра), Херсонес (рядом с современным Севастополем), Теодозия (Феодосия), Понтикапей (современная Керчь), Танаис (в устье Дона), Фанагория и др.
В древнейших источниках упоминается, что скифы перегоняли крупный рогатый скот через мелководный в то время Керченский пролив.
В течение 4-х тысячелетий уровень Азовского моря не понижался более, чем на десять и не повышался более, чем на один метр, по сравнению с современным положением. В античное время Керченский пролив назывался Боспором Киммерийским, то есть, "бычьим бродом киммерийцев". Части построек античных городов Ольвия, Херсонес, Фанагория и др. находятся в настоящее время на дне моря.
Древние греки называли Азовское море "Меотис лимине" – "озеро меотов", народа, обитавшего на его берегах (киммерийцы только переправлялись через брод). Римляне дали ему ироническое название "Палус Меотис" – "болото меотов".
Киммерийцы сошли с исторической арены в VII веке до новой эры, Они жили на территории, границы которой шли по северным берегам Черного моря, от устья Дуная – на Кишинев, Киев, Харьков, Новочеркасск, Краснодар и Новороссийск. О них писал так же географ древнего мира Страбон.
Несмотря на то, что в этих местах жили разные племена, греки всех их называли скифами (скитами). Земли этих племен простирались от Дуная до Дона. Скифы делились на кочевников (по левому берегу Днепра) и хлеборобов (по обоим берегам Днепра), которые сеяли хлеб на продажу. Собственно скифских письменных источников не сохранилось, они имеются только у греков, арабов и римлян . Себя скифы называли сколотами. Название это, по мнению Геродота, обозначало "царь".
Скифы поклонялись богу неба по имени Пацай (сравните с фамилией российского космонавта – Пацаева). В 630 году до новой эры они ходили походами в Ассирию, Мидию, в долину Тигра и Евфрата, в Египет. Египетский фараон Псаметих I от них откупился. Затем они вернулись в Месопотамию, откуда их выгнал царь Киаксар. Скифы продержались в истории 500 лет.


Период энеолита (медный век) и неолита представлен трипольской, среднестоговской и рядом других культур.

Для периода бронзового века характерны ямная, катакомбная, срубная, белогрудовская культура и ряд других археологических культур.

Скифы, ираноязычный народ из Центральной Азии, в VII в. до н. э. вытеснили киммерийцев из украинских степей. Приблизительно в тот же самый период греки начали основывать первые колонии в Северном Причерноморье. Считается, что скифы создали первое государство на территории современной Украины. Около 200 г. до н. э. скифов вытесняют сарматы. В III веке н. э. с северо-запада на территорию Украины переселяются готы, которые здесь создают своё королевство Ойум - второе государственное образование на территории Украины. С готской эпохой тесно связывают также черняховскую археологическую культуру на Правобережье и в Причерноморье, которая существовала на рубеже II-III - рубеже IV-V веков.

В 375 г. готы терпят поражение от гуннов, пришедших из глубин Азии, и переселяются за Дунай, в пределы Римской империи, где со временем создают свои королевства. Держава гуннов, потерпев несколько поражений отримлян и союзников, быстро утрачивает силу и распадается.

После нашествия гуннов гегемония над нынешней территорией Украины в конце V века переходит к славянским племенам антов и склавинов, представленных соответственно пеньковской (также частично колочинской) и пражско-корчацкой археологическими культурами. Вскоре левобережная часть территории Украины с Таврией попадает в зависимость от Хазарского каганата (салтово-маякская археологическая культура).

Северо-западные области Украины в настоящее время считаются наиболее вероятным местом зарождения славян.

К славянским племенам на территории Украины относились в конце первого тысячелетия поляне, древляне, северяне, бужане, тиверцы, уличи, волыняне и другие.

Они не знают, что такое автомобиль, электричество, гамбургер и Организация Объединенных наций. Они добывают себе пищу охотой и рыбалкой, верят, что дождь посылают боги, не умеют писать и читать. Они могут умереть, подхватив простуду или грипп. Они являются находкой для антропологов и эволюционистов, но они вымирают. Они – это дикие племена, сохранившие уклад жизни своих предков и избегающие контактов с современным миром.

Иногда встреча происходит случайно, а иногда ученые специально разыскивают их. Например, в четверг, 29 мая, в джунглях Амазонки недалеко от бразильско-перуанской границы было обнаружено несколько хижин, окруженных людьми с луками, которые попытались обстрелять самолет с экспедицией. В данном случае специалисты из перуанского центра по делам индейских племен прицельно облетали джунгли в поисках поселений дикарей.

Хотя в последнее время ученые редко описывают новые племена: большинство из них уже было обнаружено, и на Земле почти нет неизведанных мест, где они могли бы существовать.

Дикие племена обитают на территории Южной Америки, Африки, Австралии и Азии. По приблизительным оценкам, всего на Земле насчитывается около ста племен, не вступающих или редко вступающих в контакт с внешним миром. Многие из них предпочитают любыми способами избегать взаимодействия с цивилизацией, поэтому точный учет численности таких племен вести довольно трудно. С другой стороны, племена, которые охотно общаются с современными людьми, постепенно исчезают или утрачивают свою самобытность. Их представители постепенно усваивают наш образ жизни или вовсе уходят жить "в большой мир".

Еще одно препятствие, мешающее полноценному изучению племен, - их иммунная система. "Современные дикари" долгое время развивались изолированно от остального мира. Самые обычные для большинства людей заболевания, такие как насморк или грипп, для них могут оказаться смертельными. В организме дикарей нет антител против многих распространенных инфекций. Когда вирус гриппа поражает человека из Парижа или Мехико, его иммунная система сразу распознает "нападающего", так как она уже встречалась с ним раньше. Даже если человек никогда не болел гриппом, иммунные клетки, "натренированные" на этот вирус, попадают в его организм от матери. Дикарь практически беззащитен перед вирусом. Пока его организм сможет выработать адекватный "ответ", вирус вполне может убить его.

Но в последнее время племена вынуждены менять привычные места обитания. Освоение современным человеком новых территорий и вырубка лесов, где обитают дикари, вынуждают их основывать новые поселения. В том случае если они окажутся поблизости от поселений других племен, между их представителями могут возникать конфликты. И опять же, нельзя исключать перекрестного заражения типичными для каждого племени заболеваниями. Не все племена смогли выжить, столкнувшись с цивилизацией. Но некоторым удается поддерживать свою численность на постоянном уровне и не поддаваться соблазнам "большого мира".

Как бы то ни было, антропологам удалось изучить образ жизни некоторых племен. Знания об их социальном устройстве, языке, орудиях труда, творчестве и верованиях помогают ученым лучше понять, как шло развитие человека. Фактически, каждое такое племя – модель древнего мира, представляющая возможные варианты эволюции культуры и мышления людей.

Пираха

В бразильских джунглях, в долине реки Мэйки, живет племя пираха. В племени около двухсот человек, они существуют благодаря охоте и собирательству и активно сопротивляются внедрению в "социум". Пираха отличают уникальные особенности языка. Во-первых, в нем нет слов для обозначения оттенков цвета. Во-вторых, в языке пираха отсутствуют грамматические конструкции, необходимые для формирования косвенной речи. В-третьих, люди пираха не знают числительных и слов "больше", "несколько", "все" и "каждый".

Одно слово, но произносимое с различной интонацией, служит для обозначения чисел "один" и "два". Оно же может означать "примерно один" и "не очень много". Из-за отсутствия слов для чисел пираха не умеют считать и не могут решить простейших математических задач. Они не в состоянии оценивать количество объектов, если их больше трех. При этом у пираха не наблюдается признаков снижения интеллекта. По мнению лингвистов и психологов, их мышление искусственно ограничивается особенностями языка.

У пираха нет мифов о сотворении мира, а жесткое табу запрещает им говорить о вещах, не являющихся частью их собственного опыта. Несмотря на это, пираха довольно коммуникабельны и способны к организованным действиям в составе небольших групп.

Синта ларга

Племя синта ларга также обитает в Бразилии. Когда-то численность племени превышала пять тысяч человек, однако сейчас сократилась до полутора тысяч. Минимальной общественной ячейкой у синта ларга является семья: мужчина, несколько его жен и их дети. Они могут свободно перемещаться из одного поселения в другое, но чаще основывают свой дом. Синта ларга занимаются охотой, рыбалкой и земледелием. Когда земля, где стоит их дом, становится менее плодородной или из лесов уходит дичь – синта ларга снимаются с места и ищут новый участок для дома.

У каждого синта ларга несколько имен. Одно – "настоящее имя" - каждый член племени держит в секрете, его знают только самые близкие родственники. В течение жизни синта ларга получают еще несколько имен в зависимости от их индивидуальных особенностей или важных событий, приключившихся с ними. Общество синта ларга патриархально, в нем распространена мужская полигамия.

Синта ларга сильно пострадали из-за контактов с внешним миром. В джунглях, где живет племя, произрастает много каучуковых деревьев. Собиратели резины планомерно истребляли индейцев, утверждая, что они мешают им выполнять работу. Позже на территории, где проживало племя, были обнаружены залежи алмазов, и несколько тысяч горняков со всего мира бросились разрабатывать землю синта ларга, что является незаконным. Сами члены племени также пытались добывать алмазы. Между дикарями и любителями алмазов часто возникали конфликты. В 2004 году 29 горняков были убиты людьми синта ларга. После этого правительство выделило племени 810 тысяч долларов в обмен на обещание закрыть шахты, разрешить выставить возле них полицейские кордоны и самостоятельно не заниматься добычей камней.

Племена Никобарских и Андаманских островов

Группа Никобарских и Андаманских островов расположена в 1400 километрах от побережья Индии. На удаленных островах в полной изоляции проживало шесть примитивных племен: великие андаманцы, онге, джарава, шомпенс, сентинельцы и негрито. После разрушительного цунами 2004 года многие опасались, что племена исчезли навсегда. Однако позже выяснилось, что большая часть из них, к огромной радости антропологов, спаслась.

Племена Никобарских и Андаманских островов по своему развитию находятся в каменном веке. Представители одного из них – негрито – считаются самыми древними жителями планеты, сохранившимися до наших дней. Средний рост негрито составляет около 150 сантиметров, и еще Марко Поло писал о них как о "каннибалах с собачьими мордами".

Корубо

Каннибализм – довольно распространенная практика у примитивных племен. И хотя большинство из них предпочитает находить другие источники пищи, некоторые сохранили эту традицию. Например, корубо, живущие в западной части долины Амазонки. Корубо – чрезвычайно агрессивное племя. Охота и набеги на соседние поселения являются основными способами их пропитания. Оружием корубо являются тяжелые дубинки и отравленные дротики. Корубо не практикуют религиозных обрядов, зато у них широко распространена практика убийства собственных детей. Женщины корубо обладают равными правами с мужчинами.

Каннибалы из Папуа Новой Гвинеи

Самыми известными каннибалами являются, пожалуй, племена Папуа Новой Гвинеи и Борнео. Каннибалы Борнео отличаются жестокостью и неразборчивостью: они поедают как своих врагов, так и туристов или стариков из своего племени. Последний всплеск людоедства был отмечен на Борнео в конце прошлого - начале нынешнего веков. Это произошло, когда индонезийское правительство попыталось колонизовать некоторые районы острова.

На Новой Гвинее, особенно в восточной ее части, случаи людоедства наблюдаются значительно реже. Из живущих там примитивных племен только три - яли, вануату и карафаи - по-прежнему практикуют каннибализм. Самым жестоким является племя карафаи, а яли и вануату поедают кого-нибудь в редких торжественных случаях или по необходимости. Яли, кроме этого, знамениты своим праздником смерти, когда мужчины и женщины племени раскрашивают себя в виде скелетов и пытаются ублажить Смерть. Раньше они для верности убивали шамана, мозг которого поедал вождь племени.

Неприкосновенный запас

Дилемма первобытных племен заключается в том, что попытки их изучения зачастую приводят к их уничтожению. Антропологам и просто путешественникам трудно отказаться от перспективы отправиться в каменный век. Кроме того, ареал обитания современных людей постоянно расширяется. Первобытные племена сумели пронести свой уклад жизни через многие тысячелетия, однако, похоже, в конце концов дикари пополнят список тех, кто не выдержал встречи с современным человеком.

Изучение вопросов, связанных с происхождением различных народов мира, можно отнести к наиболее проблемным направлениям исторического исследования. Главным препятствием на пути выявления скрытых фактов о жизни древних этнических общностей является отсутствие письменности на момент их зарождения. В случае со славянскими народностями ситуация осложняется и обширностью языковой группы, к которой принадлежат сразу несколько этносов. Достаточно отметить, что древние народы на территории России в разное время формировали независимые государства и содружества, относящиеся к алтайской, уральской, индоевропейской и кавказской языковой группе. Тем не менее к сегодняшнему дню ученые определили некоторые фактические пласты в этом направлении исторического анализа, которые не вызывают сомнения.

Народы на территории России в период античности

Первые люди вида Homo sapiens появились в отдельных областях Средней Азии и Причерноморья порядка 30 тыс. лет назад. В тот период северные и центральные части территории были непригодны для жизни из-за ледников. Поэтому самые первые народы и древнейшие государства на территории России возникали в южных и западных регионах как наиболее благоприятных для жизни и хозяйства. По мере увеличения населения, развития материального производства и становления первобытнообщинного строя в Средней Азии, Закавказье и Причерноморье образовывались все новые рабовладельческие государства. При этом развивались они автономно и независимо друг от друга. Объединяющей чертой можно назвать разве что набеги одних и тех же варваров. С центральными и западными областями в европейской части нынешней страны эти государства и вовсе контактов не имели, так как налаживанию путей препятствовали горные массивы и пустыни.

Одним из наиболее заметных государств того времени можно назвать Урарту, которое существовало в Закавказье в IX в. до н. э. Оно было образовано на берегу озера Ван, территория которого сейчас принадлежит Турции, однако уже к середине VII в. его владения распространились до верховьев Тигра и Евфрата. Если говорить об этническом составе, то народы и древнейшие государства на территории России в Причерноморье и Закавказье преимущественно были представлены армянскими племенами. Урарту достигло значительного расцвета в VIII в. до н. э., но к VI в. из-за нашествий скифов оно перестало существовать. Позднее те же племена основали Армянское царство. Примерно в этот же период параллельно развиваются абхазские и грузинские семьи, которые образовывают Колхидское царство. В северной части Закавказья возникает Иберия - грузинское царство.

Влияние арабского завоевания

В истории Средней Азии и Закавказья VII - VIII вв. н. э. немалое место занимает арабское завоевание, принесшее собой исламскую веру. На нынешней российской территории данный процесс имел место в кавказском регионе. В частности, ислам распространялся среди некоторых народов Северного и Восточного Кавказа и, в частности, азербайджанцев. Впрочем, арабские завоеватели встречали и отторжение среди местного населения. Те же грузины и армяне, ранее уже принявшие христианство, стойко сопротивлялись исламизации. Однако в Средней Азии ислам постепенно определился как доминирующее вероисповедание местного населения. После распада Арабского халифата древнейшие народы и цивилизации на территории России вынуждены были противостоять и туркам-сельджукам. В ходе этой борьбы сформировались и другие государства. Например, при царе Давиде Строителе произошло объединение грузинских земель с образованием города Тбилиси. К северу расположилось Абхазское царство с независимой Кахетией, а в восточной части - Албания и ряд других небольших государств.

Греческие колонии на территории России

Черноморское побережье стало одним из наиболее развитых районов на территории современной России в VI - V вв. до н. э. Этому в немалой степени способствовали греческие колонизаторы, которые в I тысячелетии до н.э. стали осваивать южные земли. В Приазовье и Причерноморье греки образуют крупные колониальные полисы - такие, как Тирас, Херсонес, Пантикапей, Ольвия, Феодосия, Танаис, Фасис и др. Для иллюстрации успешности этих городов можно отметить, что в V в. до н. э. Пантикапей был центральной рабовладельческой державой Боспорского государства. Он охватывал существенную часть Приазовья, способствуя развитию местного земледелия, торговли, рыболовства, скотоводства и ремесленничества. Важно подчеркнуть, что древнейшие народы и цивилизации на территории России в Приазовье и Причерноморье не были в полной мере самобытными. Они копировали образ жизни и культурный уклад, привнесенный греками. Но вместе с этим колонии имели плотные культурные и торговые отношения с теми же кавказскими народами и степными племенами скифов. Вплоть до III в. н. э. греческие племена регулярно подвергались нашествию кочевников, а во время великого переселения народов и вовсе были вынуждены уйти.

Период скифского государства

Еще севернее по отношению к греческим колониям жили скифские племена, отличавшиеся яркой и самобытной культурой, тоже наложившей отпечаток на уклад южных народов. Первые упоминания о скифах относятся к V в. н. э. и принадлежат Геродоту, который описывал эти племена как ираноязычные. В первых упоминаниях географического расположения указываются устья Нижнего Буга, Дуная и Днепра. Тот же Геродот разделял скифов на пахарей и кочевников - соответственно, по направлению хозяйственной деятельности. Кочевники находились в Приазовье, Нижнем Приднепровье и Крыму, а пахари преимущественно занимали правое побережье Нижнего Днепра и жили в землянках. К VI - IV вв. до н. э. произошло объединение скифских племен, которое в дальнейшем легло в основе полноценного государства в одном из нынешних районов Симферополя. Это государство называлось Скифским Неаполем и по устройству характеризуется как военная демократия. Но к III в. до н. э. скифов начинают теснить другие древние народы на территории России в современном ее виде. В регионах Северного Причерноморья появляются войны Александра Македонского, а со стороны востока приходят сарматы. Самый же крупный удар по скифам был нанесен племенами гуннов, которые позже появились на Крымском полуострове.

Великое переселение и появление славян

Причин для великого переселения было много, и по большей части этот процесс приходился на территорию современной Европы. Началось переселение в III в. н. э., а к IV в. многочисленные варварские племена кельтов и германцев стали бороться с соседними государствами уже на новых территориях. Лесные и степные варвары шли на захват более богатых земель в южных регионах, что и наложило след на переустройство части Северного Кавказа и Причерноморья. Как же это повлияло на древние народы на территории России? Великое переселение народов кратко можно охарактеризовать как процесс становления самостоятельных германских, романских и славянских народностей. Славяне вовсе не играли в этот период ключевую роль и фигурировали уже на позднем этапе переселения, но именно для регионов, которые сегодня входят в границы России, они в дальнейшем окажут судьбоносное влияние.

Дело в том, что переселение происходило с двух направлений. Как уже отмечалось, основной процесс происходил в европейской части - с северо-запада германцы и кельты двигались на завоевание южных земель. С востока из Азии двигались кочевники, в результате прошедшие путь от Китая до Франции. Была активность и в самих южных регионах. Со стороны Закавказья шли предки современных осетин - аланы. В разной степени эти миграционные движения формировали древнейшие народы на территории России. Восточные славяне, в свою очередь, присоединились к общей волне миграции к IV в. н. э. Они присоединились к потоку, который состоял из тюрков, сарматов, иллирийцев и фракийцев. Некоторое время у них были союзнические отношения с гуннами и готами, но впоследствии эти племена стали противниками. Собственно, именно нашествия гуннов вынудили славян расселяться в направлениях запада и юго-запада.

Теории славянского этногенеза

Точного представления о том, как именно и откуда произошли восточные славяне, на сегодняшний день нет. Тем более что группа этой народности весьма обширна и включала множество отдельных этносов и семейств. И все же ученые сформулировали три теории этногенеза. Древние народы на территории России в контексте этих направлений исследования рассматриваются именно как истоки становления русского государства.

Итак, первая теория - автохтонная. В соответствии с ней, коренным местом происхождения славян является река Днепр. Базируется эта теория на археологических исследованиях. Вторая теория - миграционная. Она отмечает, что восточные славяне определились как самостоятельный этнос из общей общеславянской ветви в I веке до н. э. Также согласно теории миграционного этногенеза, в период великого переселения славяне могли двигаться в двух направлениях - от бассейна р. Одр к Висле, или же от дунайского бассейна на восток. Так или иначе, в I веке до н. э. на Восточно-Европейской равнине уже обитали славянские древние народы. Происхождение восточных славян на территории России в этот период подтверждается Тацитом, Геродотом, Птолемеем и некоторыми из арабских источников.

Анты и склавины

В VI в. н. э. после первой волны расселения славян византийские писатели стали выделять два народа - антов и склавин. Нередко их упоминание было в контексте вытеснения другого славянского народа - венедов. При этом готские источники подчеркивают, что все три народности имеют один корень, хотя и разветвленный. Так, склавины характеризуются как в большей мере западная группа, анты - восточная, а венеды - северная. Конечно, были и другие этносы наподобие радимичей, северян и вятичей, но эти три - наиболее заметные древние народы на территории России. Происхождение и дальнейшее расселение согласно источникам того же времени простиралось от нижнего Дуная до Мурсианского озера. В частности, анты занимали территорию от Днестра до самого устья Днепра. Однако границы распространения славян по северным регионам источники не отмечают. О тех же венедах готы пишут, что они занимают бескрайние просторы.

Согласно результатам уже современных исследований в археологии, анты и склавины имели незначительные отличия, которые относились по большей части к ритуальным обрядам. Но при этом отмечается культурное влияние скифо-сарматских племен на антов, о чем свидетельствует и само название этой народности, имеющее иранское происхождение. Но, несмотря на различия, славянские древние народы на территории России часто объединялись на основе политических и военных интересов. Более того, существует также теория, в соответствии с которой антами, склавинами и венедами именовались не разные группы народностей, а один этнос, но по-разному названный соседями.

Аварское нашествие

В середине VII в. н. э. регионы восточного Приазовья и Северного Кавказа подверглись нападению авар. Последние разорили земли антов, но по мере продвижения в страну славян у них портились отношения с Византией. Тем не менее в каганат авар ко второй половине VII в. н. э. вошли практически все древнейшие народы на территории России. История об этом нашествии в дальнейшем передавалась столетиями и даже была описана в «Повести временных лет». Величина доли славянского народа в каганате была столь внушительна, что Иоанн Эфесский в своих хрониках отождествлял антов и авар.

Археологические сведения позволяют делать выводы о широкой миграционной волне антов по направлению к Паннонию. Например, происхождение этнонима хорватов также имеет иранские корни. Поэтому можно говорить о доминировании в каганате антов перед склавинами. И уже расселение хорватов по Балканскому полуострову и части западной Европы свидетельствует о направлениях, которые проделала волна миграции антов с аварами. Кроме того, и этноним сербы имеет иранское происхождение, что делает данный этнос близким к древним народам на территории России. Великое переселение народов не оказало такого влияния на распределение славян по восточным регионам Европы, как нашествие аварцев. Они также оставили после себя и культурный след, но многие ученые особенно подчеркивают вероятность демографического взрыва к этому времени, что и заставило каганат искать новые земли.

Завершение истории антов

Анты и другие славянские племена на протяжении VII в. н. э. пребывают в непостоянных враждебных и союзнических отношениях с Аварским каганатом и Византией. Но важно подчеркнуть, что именно продвижение авар спровоцировало разногласия внутри славянского объединения. Как отмечают источники, древние народы на территории современной России, сформированные племенем антов, в итоге были истреблены за союз с ромеями. Эта попытка сплочения не понравилась аварам, которые и послали войско для уничтожения племен. Впрочем, точных сведений о судьбе оставшихся антов по-прежнему нет. Одни историки полагают, что они были полностью разгромлены, а другие придерживаются мнения о переселении антов через Дунай.

В той же «Повести временных лет» указывается на гибель великого князя Кия и его дружинников, после чего славянские племена начали борьбу между собой, из-за которой установилась прочная власть хазар в регионе. Именно с этим событием и связывают новую формацию древних народов на территории России. Происхождение славян на первых этапах обусловило становление антской общности, но после ее заката начинается новый период развития восточнославянского народа с очередным витком расселения.

Освоение новых территорий славянами

В VIII в. прежде закрепленное положение на Балканском полуострове становится менее прочным. Этому способствует приход в регион Византии, под натиском которой славянам приходится отступать. В Греции также происходит их ассимиляция, что заставляет искать племена новые места для освоения в других направлениях. На этом этапе можно говорить уже о полном формировании основы древних народов на территории России. Кратко их можно характеризовать как славянские семьи, но по мере вторжения на новые земли к основным массам присоединяются и другие этносы. К примеру, в начале VIII в. на левом берегу Днепра активно формируется роменская культура. В это же время в верхнем Поднепровье смоленские славяне образуют свой пласт традиций и обрядов.

Единое языковое и культурное пространство создается славянами, которые заняли территорию от Подунавья до Балтики. Это продвижение в конечном итоге позволило сформировать знаменитое торговое направление из варяг в греки. Как показывают археологические исследования, древние народы на территории России пользовались этой дорогой уже во второй половине VIII в. К IX в. формируются торговые отношения между славянами и соседними государствами, что позволяет им войти в общеевропейскую транспортную систему. Не менее значимой была миграция на юг, которая позволила достичь стран Малой Азии. Часть славянских племен была захвачена императором Юстинианом II в процессе его похода в окрестностях Солуни. Болгарские племена выступили в качестве защитников в этом столкновении, однако дальнейшие продвижения восточных славян в данном направлении были надолго пресечены.


По данным исследований, с этнографической карты России исчезли 13 народностей. Причиной тому стали разные исторические, политические и социальные события. Часть народов перестала существовать еще во времена Древней Руси. Многие процессы, которые привели к сокращению численности, а потом исчезновению некоторых народностей, были запущены в период расцвета Российской Империи. Малые народы теряли свою самобытность, покидали родные земли, смешивались с основной массой русского населения.

Почему народы исчезают?

Древние народы, оставшиеся лишь в далекой истории - заволочская чудь, меря, мурома - имеют схожую причину своего исчезновения. Это ассимиляция представителей этих племен с другими народностями. Многие из них, являясь изначально язычниками, принимали христианство, осваивали быт и традиции славян. Как следствие, терялась самобытность, древняя культура.


1. Чудь заволочская

Эта народность оставила яркий след в фольклоре и народном творчестве. Столь необычное название люди получили от того, что их речь казалась славянам непривычной, чудной. Чудь встречается во многих сказаниях того времени, о представителях этого народа слагали легенды. Их считали кем-то вроде волшебников. На территории России можно найти Чудское озеро, Чудской берег, несколько деревень и поселений с названием «Чуди».


Долгое время этот народ связывали с финно-угорскими племенами, поскольку чудь упоминалась на территориях их проживания. В русском фольклоре существуют предания о древнем народе чудь, не желающим принимать христианскую веру, который покидал свои земли и скрывался в лесах. Много говорят о чуди жители Республики Коми и Прикамье. Они довольно точно описывают внешность, называя их смуглыми, темноволосыми, вспоминают о необычном языке и обычаях. Говорят, что чуди жили в лесах, в землянках, где часто погибали, не соглашаясь сдаваться захватчикам. Существует легенда, что многие из них даже погребли себя заживо.

Часть ученых-этнографов находит связь этого народа с народами манси, часть - с народами коми.

2. Меря

Этот народ относят к древнему финно-угорскому племени. Они жили на землях, расположенных в центральной части России. В преданиях и летописях о них осталось множество упоминаний. Меря - данники готского царя в произведениях историка Иордана, они же - часть дружины князя Олега в «Повести временных лет».


Этот народ стал инициатором одного из самых крупных крестьянских восстаний, поводом для которого стал охвативший всю суздальскую землю голод в 1024 году. Большинство Мери случившееся бедствие восприняли как наказание от небесных сил, за то, что среди них проповедуют христианство. Люди организовали бунт, но он был подавлен Ярославом Мудрым, а зачинщиков жестоко покарали.

На основе исследований ученых, был восстановлен родной язык меря, который стал диалектом финно-угорского языка. Большая часть упоминаний об этом загадочном народе исчезла еще во времена Петра I, но при этом находятся люди, считающие себя потомками меря. В большей степени это жители Верхнего Поволжья.


3. Мурома

Согласно «Повести временных лет» мурома жили в Муроме. Название переводится как «возвышенное место у воды», что вполне можно отнести к географическим особенностям их места обитания. Мурома отнесены к неславянским народам. Ученые, исследовавшие древние захоронения, не смогли отнести муромов ни к одной из этнических групп - они могли быть частью финно-угорского племени, меря или мордвы.

До нашего времени дошла информация о том, что мурома были соседями с высокоразвитой культурой. У них было качественное оружие, оригинальные ювелирные украшения. Все их изделия отличались высоким качеством и разнообразием форм. На головах они носили специфические украшения, созданные из конских волос, полосок кожи, бронзовой проволоки. Интересно, что аналогов этих украшений не нашли ни у одного племен того времени.


Славянская колонизация этого народа была бескровной, основывалась на взаимовыгодных торговых взаимоотношениях. Мурома - первый мирно ассимилированный народ, который исчез со страниц истории.

4. Голядь

Этот народ отнесен историками к балто-язычным племенам. Голядью их называли славяне, сами же они величали себя галиндами. Согласно древним летописям, представители этого народа составляли внушительные части войск славянских князей.


Голядь были вытеснены славянами в XV веке, в момент освоения новых земель и строительства городов московскими князьями. Имя это народа навсегда закреплено на карте России. На ней можно найти деревни с одноименным названием, речку Голяданку. Потомки этого племени смешались со славянскими переселенцами, перестав существовать как отдельная народность.

5. Камасинцы

Этот немногочисленный этнос - часть южной группы самодийских народов, родственной современным ненцам, селькупам, энцам. В летнее время камасинцы кочевали по горным плато, занимались оленеводством, охотой, рыболовством. Зимой - спасались в защищенных от холода и ветра долинах рек, где были организованы их стойбища.


Со временем рядом с ними появились русские переселенцы, с которыми камасинцы поддерживали тесные хозяйственные отношения. В конце XIX столетия в племени произошел олений мор. Это подтолкнуло камасинцев сменить основной род деятельности и заняться земледелием, как их соседи - русские. Общение становилось более тесным, переплетались обычаи, интересы, создавались смешанные браки. Большинство камасинцев со временем забыли свои традиции, обряды и даже родной язык.

В числе исчезнувших народов России также значатся весь, керкеты, моторы, половцы, меланхлены, мещера, угры, эвремейсы. Они давно стали частью истории, сведения об их образе жизни, традициях, языках можно лишь найти в исследованиях ученых. Каждый из этих народов отличался самобытностью, имел свой жизненный уклад и традиции.

Если не предпринимать никаких мер, то к канувшим в лету народам в скором времени могут присоединиться новые. Сейчас исчезновение грозит хантам, манси, эскимосам, чукчам, каюрам, корякам, вогулам, нганасанам, ненцам, нивхам, селькупам, кетам, тофаларам, ительменам, долганам, удегеям. Их численность составляет от нескольких сотен до нескольких тысяч человек.

Огромный интерес вызывают сегодня

Кто населял территорию Оренбуржья в древности и Средневековье?

История географических исследований и освоения территории области

Когда появились первые сведения о территории области?

Наиболее древние сведения о территории нашей области приводит греческий историк и путешественник Геродот. В «Истории», написанной Геродотом в середине V в. до н.э., описывается Каспийское море, за которым, раскинулась «равнина на необозримом пространстве», за которой начинается «земля каменистая и неровная», а за ней «стоят высокие непроходимые горы». В описании Геродота угадываются бескрайние равнины Прикаспийской низменности, «каменистый и неровный» Общий Сырт и «высокие и непроходимые» Уральские горы.

Первую карту с изображением р. Урал и гор Южного Урала во II в. н.э. составил александрийский географ Клавдий Птолемей. На карте Азии он показал р. Даикс (Урал), в верховьях которой находились Риммикайские (Уральские) горы.

Но ни Геродот, ни Птолемей не были на территории нашей области. Первым знаменитым путешественником, побывавшим в нашем крае, был арабский писатель Ибн-Фадлан. В 921-922 гг. он в составе посольства, направлявшегося в Волжскую Булгарию (территория современного Татарстана), пересек западные районы нынешнего Оренбуржья.

В X-XII вв. арабам уже были хорошо известны р. Руза (Урал) и р. Магра (Сакмара). Западные купцы и миссионеры также неоднократно пересекали южноуральские степи. Среди них - посол римского папы Палацио Карпини (1246 г.), посол французского короля Виллем Рубрук (1253 г.), итальянцы братья Николо и Матео Поло (1265 г.) - отец и дядя знаменитого Марко Поло.

В конце XVI в. появился знаменитый «Большой Чертеж» - огромная дорожная карта Московского государства и прилегающих земель Заволжья и Зауралья. К сожалению, сама карта не сохранилась. До наших дней дошло только описание карты - «Книга Большому Чертежу» (1627 г.). В ней написано: «Река Яик вытекла поровень с Оралтовой горой (Южный Урал) против верховья Тобола-реки. Потекла река Яик в Хвалынское море, а протоки реки Яика до моря 1050 верст... Река Юрюк Самар (Сакмара) ... пала в Яик против Аралтовы горы с правой стороны... пала в Яик, с левые стороны Яика, Илез-река, ниже горы Тустеби, по-нашему та гора Соляная, ломают в ней соль...»

Кто населял территорию Оренбуржья в древности и Средневековье?

В древние и Средние века просторы южного Приуралья и Зауралья служили местом обитания, кочевий и ареной передвижения различных племен и народов (Приложение 1). Обилие пастбищ и плодородных земель, богатые рыбой реки и озера, месторождения медных и железных руд издавна способствовали освоению нашего края. Ко II в. до н. э. в степях Урала и Казахстана сложился хозяйственный уклад, сочетающий кочевое скотоводство, примитивное земледелие и металлургию, а также товарообмен с соседями.

В восточной части Оренбуржья (Кваркенский район) обнаружены остатки древних городов эпохи бронзы, охватывающей III-II тыс. до н. э. Считают, что эти города были построены древними арийцами, которые затем переселились из южно-уральских степей на запад и стали основой формирования многих народов зарубежной Европы.

В течение многих веков Урало-Каспийский регион был воротами на пути великих переселений. Волны народов одна за другой накатывались на оренбургские степи, вытесняя друг друга, оставляя следы своего пребывания в археологических памятниках и географических названиях. В I в. до н. э. Оренбуржье было местом тысячелетнего пребывания племен сарматов, занимавшихся кочевым скотоводством. С IV по XIII столетие наш регион, сменяя друг друга, населяли гунны, авары, гузы, печенеги, булгары, половцы, монголо-татары.

В этот период различные части территории области входили в состав государственных образований, существовавших в Средневековье. В IX в. юго-западное Оренбуржье было северо-восточной окраиной Хазарского каганата. В XII в. северо-западная часть области входила в состав Волжской Булгарии. В течение двух последующих веков вся территория Оренбуржья находилась в пределах Золотой Орды. В XV-XVII вв., после распада монголо-татарского государства, северная часть области стала местом кочевий башкир, в междуречье Волги и Урала располагались улусы Ногайской орды, по левобережью Урала и южнее простирались земли Казахских жузов.