Болезни Военный билет Призыв

Сиюминутность и спонтанность. Что это такое и как это развить в себе? Спонтанность - закон выживания. Быть самодостаточным и довольным всем

Спонтанность. Это слово, которое не так часто услышишь в последнее время. Вероятно в положительном ключе ты его ни разу не слышал, что достаточно странно. Юнг с Фроммом считатали, что умение проявлять спонтанность — это один из признаков настоящей личности. Это слово используется для описания способа прожить жизнь, умея принимать решения по чистой прихоти, желанию левой пятки и ориентации на некое шестое чувство. Конечно, если ты читал эту статью, тебе может показаться, что спонтанность — это плохо, потому что она не обдумана. Но все хорошо в меру и спонтанность как раз эта штука.

Первые несколько лет твоей жизни были наполнены спонтанностью, потому что ты делал, что хотел. Это отличное свойство детей, которое мы, увы, теряем со временем. Конечно, всю жизнь прожить человеком, который делает все, что хочется и не связывает себя никакими обязательствами, это далеко не то, что получается у всех, и это далеко не то, что нужно каждому человеку, как бы притягательно это не звучало.

Наша жизнь наполнена обязанностями и строгим расписанием. Мы сами лишаемся своей свободы, иногда даже добровольно, не понимая, насколько великую ценность мы отдаем кому-то. Долг, обязательства и какие-то ментальные ограничения связывают нас по рукам и ногам. Мы не можем найти себе место в жизни и не понимаем, что с нами не так. На самом деле, от серьезных проблем в психикой в дальнейшем тебя спасет внесение в твою жизнь немного спонтанности, которая поможет тебе выйти за рамки и почувствовать себя немного живым. Необходимость спонтанности объясняется тем, что по-хорошему мы не хотим планировать и следовать каким-то указаниям. Даже если мы за порядок обеими руками. Что-то внутри нас хочет заниматься своим делом, куда-то идти и просто поваляться на солнышке, подставив пузо небу. Спонтанность — возможность выпустить пар и продолжать держать себя под контролем. Но, как и все хорошее, она должна быть к месту и ко времени.

Как достичь спонтанности? Простые и достаточно неочевидные способы приобрести это ультимативное умение читай ниже вот прямо сейчас.

1. Выключи телефон на 24 часа в сутки

Чувствуешь ломку? Терпи, чувак. Не буду говорить, что смартфоны и планшеты — враги человечества. В наших слабостях виноваты мы сами. Отключение смартфона и отказ от желания пользоваться телефоном — это отличный способ переключиться на что-то другое. Но первое время, конечно, будет скучно. Если ты ходишь в зал, не бери с собой телефон. Если что, перезвони.

2. Посети людей, которых давно не видел

Если, конечно, ты с ними в хороших отношениях и это не твои бывшие. Так ты переключаешься на других людей, делаешь им приятно своим вниманием. Также у тебя появляется выбор, к кому пройти на выходных, чтобы попить пиво.

3. Если ты никогда не ходил с коллегами никуда, пригласи их сегодня хотя бы на кофе

При условии, конечно, что у тебя хорошие с ними отношения. Или, например, никакие. Иначе они покрутят на твою излишнюю спонтанность у виска.

4. Пришел поесть? Закажи то, чего никогда не ел

К сожалению, в целом мы очень консервативны. Особенно, в вопросе того, что пожрать. Один чувак, мой хороший товарищ в реальной жизни и наш постоянный читатель (Привет, бро!), например, в принципе не может попробовать что-то другое, кроме того, что привык. Пиво карамельное, блины с ветчиной и сыром, пицца с курицей и грибами, торт эстерхази. Постоянно одно и то же. Что-то новое чувак пробует крайне редко. Это очень непонятная мне черта, учитывая, что я лично люблю пробовать новое постоянно, хотя у меня есть большой перечень любимой еды. Как еще узнать, что на свете есть что-то вкусное? Такая банальнейшая практика снимет с тебя ограничения и покажет, что импровизировать и принимать разные решения — это нормально.

5. Гуляй без цели

Не идти в кафе, не идти домой, не идти куда-нибудь, а просто шататься без цели. Хороший знакомый Вова как-то организовал весьма забавную тему, которую назвал «Ночным дрейфом». Вся суть этого явления в том, что ты собираешься с компанией товарищей, идешь по улице, останавливаешься на перекрестке и кто-нибудь один из товарищей тыкает в произвольную сторону. Туда вы и идете. Доходите до следующего поворота и потом выбирает кто-то другой. Весело и забавно шататься этаким макаром по городу. Но если ты один, предлагаю тебе также самостоятельно обследовать город и ходить туда-сюда. Главное, конечно, на гопоту не нарваться, она портит всю романтику.

6. Сядь на неизвестную маршрутку и езжай в неизвестный район

Как говорят некоторые чуваки — это отличный способ увидеть новый город. Я не согласен с этим утверждением. Лично я так пытался исследовать Питер и оказался в каком-то весьма унылом месте с тысячей гаражей, в котором можно снимать ужастики. Выбрался я, кстати, с трудом, потому что телефон был разряжен.

Но если город для тебя почти что родной (или ты хотя бы знаешь, куда точно едут 20 маршруток под разными номерами), такой метод для развития спонтанности очень и очень хорош. Можно посмотреть город из окна маршрутки, почитать книжку и увидеть, что в этом городе, где ты живешь, есть и такая жопа и такие клевые места. С помощью нескольких таких поездок я осознал, что знаю, где в моем городе находится то, о чем ты не подозревал.

7. Пойди в кино на неизвестный фильм, о котором ничего не знаешь

Велик шанс, что фильм окажется не очень, зато ты получишь новые впечатления. Но все равно ориентируйся хотя бы на постер, иначе только деньги потратишь.

8. Сходи в новое место

Увидел интересную вывеску какого-то ресторана, бара или кафе? Почему бы туда не сходить. Если будет крайне дорого, ничто не мешает просто выйти и пойти в другое интересное место.

9. Надень что-нибудь нелепое

К сожалению, большинство живущих на свете страшно боятся быть смешными. Это весьма иррациональная боязнь, которая прилично отравляет нам жизнь, и делает только хуже. Ведь если подумать, что сделают тебе эти незнакомые люди? Покажут пальцем? Охренеть, как страшно. Если ты не школьник, бояться чего-то оригинального и нового в одежде глупо, также, как и боязни выглядеть нелепо. Отличный вариант для борьбы с такой боязнью — одеть забавную шапку и прикупить себе бабочку. Так ты быстро поймешь, что всем на тебя пофигу, может, пара тупых гопообразных отморозков покажет на тебя пальцем и все.

Когда мы говорим о спонтанности, то имеем в виду свои яркие и неожиданные проявления. Что-то, что мы делаем «не думая». И вот тут есть очень большой подвох. Как только мы отпускаем себя и делаем что-то «спонтанно» — мы совершаем знакомое действие. Да, именно так — мы воспроизводим свои автоматические реакции. У каждого человека есть свой привычный набор эмоций и оценок происходящего. И когда мы действуем неосознанно, то сразу обнаруживаются все наши шаблоны.

Нужно разделить понятие спонтанности и неосознанности. Спонтанное действие — это осознанное действие за рамками наших шаблонов. Мы его намечаем заранее, придаем ему форму, а затем уже отпускаем себя и наслаждаемся процессом!

Предлагаю вам сделать три простых практики для развития спонтанности.

Практика «Сдвиг»

«Сдвиг» делается в трех направлениях — действие, эмоции или мысли.

В течение дня делайте паузы. Осознанно останавливайте себя в любой момент времени, когда считаете нужным (или когда вспоминаете об этом) и говорите себе внутри: «Сдвиг!» После паузы что-то измените в своем поведении, эмоциях или мыслях.

Например: вы пьете чай. Остановитесь на секунду, скажите себе «сдвиг» и поменяйте позу, возьмите чашку в другую руку, почувствуйте, какие эмоции вы сейчас испытываете, и измените что-то. Если эмоция позитивная, то можно увеличить интенсивность, если негативная, то можно просто ее заменить на спокойствие и наблюдение.

То же касается мыслей. Сделайте паузу и понаблюдайте, о чем вы сейчас думаете. Куда направлено ваше внимание. Направьте его на что-то другое. Выбирайте! Всегда выбирайте и осознавайте где ваше внимание, что вы чувствуете и что происходит с телом.

Во время практики «сдвиг» вы можете замечать ненужное напряжение в теле. Тогда просто убирайте его. Расслабляйте напряженные мышцы. Через 2 недели вы уже почувствуете, что тело само отслеживает ненужное напряжение и само расслабляется!

Чтобы помнить о «сдвиге» вы можете завести себе амулет — камешек, пуговицу или что-то еще. Носите с собой этот амулетик, и когда вы его будете обнаруживать в кармане — это напоминание о том, что пора сделать паузу!

Практика «Сдвиг» — это практика самонаблюдения. Когда мы осознаем себя, то свободы и спонтанности в жизни становится больше и больше!

Практика «Новое — хорошее»

«Новое — хорошее» — это все хорошее, что происходит в вашей жизни. Красивый закат, вкусный чай, приятная беседа, интересная книжка, дуновение ветра, ощущение весны…

Заведите дневник позитивных впечатлений. Каждый вечер записывайте все хорошее, что произошло в течение дня. Минимум 3 пункта!

Такой дневник помогает замечать приятные мелочи в нашей жизни. Обращать внимание на хорошие и позитивные события и эмоции. Делайте это ежедневно. Если по какой-то причине вы забыли и не записали «новое — хорошее» — не переживайте. Просто продолжайте дальше. Даже если возникают паузы в практике — она все равно продолжает работать, если мы о ней помним.

Со временем «нового — хорошего» в жизни будет практически 100%.

Практика «Хейокас»

Хейокас — это делание принципиально нового. Вы осознанно решаете, что вы делаете хейокас и выполняете его! Разница между «новым — хорошим» и хейокасом проста: «новое — хорошее» приходит само и вы его замечаете, а хейокас вы делаете специально.

Делать что-то новое нужно каждый день. Да! Каждый день))

Хейокасы бывают разные.

1. Мини-хейокасы (это как раз на каждый день).

Пройти другой дорогой до метро, поесть новое блюдо, поздороваться с коллегами по-другому… множество мелочей, которые обычно мы делаем «на автомате» могут стать поводом для хейокаса!

2. Макси-хейокасы.

Прыгнуть с парашютом, поехать в новую страну, выступить на публике, сыграть в настоящем спектакле, научиться водить мотоцикл… все новое, которое требует решимости и смелости.

3. Развлекательные хейокасы.

Поиграть в гольф, покататься на лошади, поучаствовать в квесте, сходить на новый вид массажа, полетать в аэротрубе… все, что доставляет удовольствие, но мы почему-то этого еще не делали)

4. Длительные хейокасы.

Длительные хейокасы — это внедрение в свою жизнь новых привычек. Они требуют длительного времени и концентрации внимания. Выучить иностранный язык, заниматься йогой, начать танцевать, ежедневно гулять, бегать, учить каждый день новое стихотворение.

Как практиковать:

Напишите список из 100 возможных хейокасов, которые вы хотите сделать. Или просто видите это возможным. Может, не завтра, но со временем это вполне реально. Продвигайтесь по своему списку!)

Хейокас расширяет палитру эмоций, выводит нас из рутины и неприятного постоянства! Это чистая импровизация в жизни!

Хорошей вам практики. Импровизируйте каждый день. Спонтанность — это то, что делает нас живыми.

    Что такое спонтанность?

    Спонтанность предполагает способность человека быть самим собой, чувствовать себя в контакте с самим собой, проявлять себя естественно в разных жизненных ситуациях. Понятие «спонтанность» происходит от лат. sponte – свободная воля. Спонтанность всегда связана с креативностью, интуицией, игрой, способностью импровизировать в новых ситуациях, когда происходящее рождается на наших глазах. Спонтанность является высшим выражением индивидуальности человека. Благодаря спонтанности человек способен гибко реагировать в новых, нестандартных ситуациях, думать и чувствовать в «кадре», не прятаться за различные «социальные маски», стереотипно опираясь на «костыли» заученных навыков, фраз, подражая авторитетам, концепциям успеха и счастья. Развитие в человеке спонтанности и креативности является, по мнению знаменитого психотерапевта, философа и социолога, создателя психодрамы – Якоба Леви Морено – целью психодрамы. Состояние спонтанности порождается не сознательной волей, часто выступающей наоборот, как преграда, а путем «освобождения», которое дает возможность человеку свободно проявлять спонтанность. Развитие спонтанности дает возможность человеку стать, в конечном счете, более ярким, уверенным, выразительным и легким. Состоявшаяся и успешная личность должна быть личностью творческой, креативной и спонтанной.

    Зачем и кому она нужна?

    Спонтанность нужна каждому человеку, всем, кто хотел бы чувствовать себя уверенным и счастливым, в личной и профессиональной жизни, всем, кто хотел бы выйти за пределы привычных, устоявшихся паттернов поведения и попробовать себя в непривычных ролях, кто хотел бы развить способность ярко и выразительно проявлять себя, наслаждаться энергией импровизации, самовыражением. Спонтанность очень важна также для тех, кто хотел бы улучшить свои партнерские отношения. Часто женщины и мужчины недовольны своим поведением в отношениях с противоположным полом или не понимают, почему им отказал партнер, не осознавая, что их поведение стереотипно, независимо от того, держится ли человек внешне очень активно и говорливо, либо наоборот, закрыт и консервативен. Спонтанность, конечно же, нужна тем, кто хотел бы достичь каких-то высот в этой жизни. Достижение спонтанности всегда сопряжено с чувством огромного удовольствия, радостного ощущения жизни.

    Как спонтанность связана с самопрезентацией?

    Спонтанность непосредственно связана с тем, как мы себя проявляем в окружающем мире, самопрезентируем, представляем другим людям, как выглядим в глазах других людей. Зачастую мы стремимся к «отшлифованности» навыка, доводя до совершенства свои манеры, пластику тела, голос, стремясь заучить правильные тексты, и всякий раз пребываем в страхе допустить ошибку или не понравиться кому-то. Однако, мы нередко забываем, что на самом деле, мы многое умеем, но не можем проявить сполна свои возможности, или можем проявлять себя безукоризненно только в очень узком диапазоне возможностей («танцевать от печки»). Мы не отрицаем необходимость развивать различные навыки самопрезентации (голос, пластика тела, улыбка, использование определенных слов и выражений, построение фраз, запрет на использование определенных слов и т.д.). Однако, перефразируя Я.Л.Морено, даже самые прекрасные «костыли», сколько бы мы их не обожествляли, не помогут летать «раненому и неспособному летать орлу», утратившему свою легкость благодаря сковывающим узам цивилизации. Развитие спонтанности – это не путь к совершенству в привычном понимании, это путь к естественности. Более того, стремление к достижению окончательного совершенства увеличивает препятствия к достижению свободной спонтанности.

    читайте также:

    Любовь к себе. Действие первое: воспринимать. Из каких конкретно действий состоит любовь к себе? Здесь и в следующих статьях я опишу 3 действия, которые необходимы для любви к себе.

    Оптимум проблематизации Жизнь прожить – не поле перейти. На пути каждого человека постоянно возникают препятствия, проблемы, не дающие спокойно жить, заниматься...

    Важность самопрезентации: какие главные ошибки мы совершаем?

    1. Чрезмерное увлечение безупречностью в ущерб естественности и легкости. Нередко мы однобоко стремимся к развитию в себе самых разнообразных навыков, доводя их едва ли не до совершенства. Но жизнь непредсказуема и всякий раз дарит новые и неожиданные ситуации, где заученные правила и слова не действуют, необходимо в некотором смысле «забыть» все заученное и заново порождать смысл, движение, темы. Спонтанность позволяет найти в себе доселе неизвестный для человека ресурс и выразить себя нестереотипно, творчески, порождая нечто совершенно новое, наполненное смыслом, глубиной, идеей. Благодаря спонтанности «Я как женщина» становлюсь интереснее для мужчины, а мужчина становится интереснее для женщины. Можно считать себя очень воспитанным и культурным человеком, а можно «крутым неформалом», и при этом - проявлять себя стереотипно . Благодаря развитию спонтанности каждый человек сможет проявить свою индивидуальность не только благодаря внешним атрибутам, но и внутренним качествам. Способность соприкасаться со своею спонтанностью придает человеку большую харизматичность.

    2. Ошибкой также является стремление повторить то, что однажды спонтанно было достигнуто. Спонтанность повторить невозможно, как невозможно дважды войти в одну и ту же реку.

    3. Чрезмерное увлечение легкими торопливыми фразами, позерством, шумовыми эффектами и пустотой – есть псевдоспонтанность . Спонтанность не есть импульсивность. Подлинная спонтанность всегда наполнена личностным смыслом и глубиной , в ней присутствует пауза: способность быть в контакте с самим собой, а также чувствовать других людей и ситуацию, способность думать и чувствовать.

Александр Любимов


Когда на сцене нужно создать шум, статисты ходят и вразнобой говорят фразу: «О чём говорить, когда говорить не о чем?»

Когда общается профессиональный коммуникатор, ему необходимо делать множество вещей: помнить о том, о чем он хочет сказать, подбирать слова, следить за реакцией, калибровать состояние собеседника, отмечать характерные жесты и т.д. Ни один нормальный человек не сможет сделать это сознательно. Но как тогда они всё это делают? Хороший коммуникатор может распределять сознательное внимание так, что какие-то вещи он делает сознательно, а какие - бессознательно, спонтанно.

Спонтанность дает нам полет, течение, искру, но у нее есть один большой недостаток - обычно этот поток совершенно неуправляем. То есть поток есть - он может нестись, захватывать, растекаться… Но вот куда он вас занесет совершенно непонятно.

Это как кошка, которая гуляет сама по себе по своим собственным делам.

Сознательное управление дает четкость и понимание цели, но при этом невозможно контролировать большое количество информации и трудно пользоваться ассоциативно приходящей информацией (она просто не приходит). Здесь вылезает стандартная проблема сознания - ограниченность восприятия. Ну не резиновое сознание, не резиновое. Поэтому если вы пытаетесь на что-то обратить сознательное внимание, всё остальное из этого сознательного внимания уходит. Калибруешь жесты - пропускаешь мимо ушей предикаты, подстраиваешься под позу - забываешь содержание.

Есть люди, у которых хорошо с управлением, но плохо со спонтанностью, есть те, кто легко спонтанирует, и им бы хорошо научиться управлять этим процессом. А тем, кто хорошо управляет своей спонтанностью, этот текст скорее всего особо и не нужен.

Управляемая спонтанность - это умение контролировать свою спонтанность и направлять ее к цели. Баланс между структурой и спонтанностью.

Заявление красивое, но не попытка ли это «в одну телегу впрячь коня и трепетную лань» (как вы помните, по утверждению классика это сделать «не можно»). Ответ вполне НЛПерский - не знаю, как это в теории, но на практике это работает.

Я могу сознательно сосредоточиться на калибровке реакции группы, а из меня в это время будет литься содержание. Или наоборот, я могу сосредоточиться на содержании, отпустив свои жесты и голос на свободу. А может я сочту полезным более сосредоточиться на жестах, а всё остальное пусть контролирует бессознательное. Либо я могу вообще как бы отойти в сторону и наблюдать за тем, как «этот человек» говорит, размахивает руками и выделяет определенные слова интонацией.

Самое забавное - что научиться этому не так уж и сложно. Нужно просто немного поработать.

Что для этого нужно?

Первое, что нужно обычному человеку - это научиться быть спонтанным и отпускать себя. А следующее умение - направлять этот поток в нужную сторону.

Научись отпускать себя

Первое, что нужно - это научиться быть спонтанным и отпускать себя. Нас с детства тренируют контролю, управлению, умению сдерживать эмоции. Что крайне полезно в условиях современного общества. Да и вообще полезно - дисциплина штука нужная. Дети то обычно существа вполне спонтанные, что доставляет жуткое неудобство их родителям. И окружающим. А так же нарушает технику безопасности. Полез не туда - свалился, руку в плиту сунул - обжёгся. И вообще, хотелось бы чтобы ноги ходили куда надо, а не куда занесёт.

Но через какое-то время для большинства контроль становится слишком тотальным. В обычной нашей школе проявления спонтанности не слишком поддерживают, в первую очередь потому, что спонтанность эта возникает чаще всего не там, не по тому поводу и в совершенно неподходящей ситуации. Она же спонтанность - захотела пришла, захотела ушла. А тут учебный процесс…

В ещё более старшем возрасте спонтанное желание ущипнуть впереди идущую симпатичную девушку за пятую точку может кончиться не менее спонтанным ударом тяжёлой дамской сумочки (а то и ноги) по какому-нибудь чувствительному месту. Или дружескими тумаками сопровождающего девушку мужчины. А не дай бог спонтанно сказать начальнику все свои мысли относительно его способностей. А уж его ответная спонтанная реакция - это просто нечто!

И с водой выплескивают ребёнка. Уж лучше вообще не спонтанировать - это мол удел творческой интеллигенции.

А те ведь тоже хотят, чтобы это творческое состояние приходило «когда надо», а не когда придется. А то выйдешь на сцену - и пф! Только фонограмма и спасает. А что, спрашивается, делать представителям не разговорно-песенного жанра?

Поэтому первая тренировка - это как раз научиться себя отпускать. Сначала совершенно безумно и неуправляемо. Просто вспомнить это состояние - когда несет. А вот дальше мы поработаем с управлением - благо это вы все умеете хорошо.

«Рыба»

Это достаточно забавное упражнение поможет вам развить умение говорить спонтанно. Здесь главная задача просто следовать цепи ассоциаций возникающей в голове. Просто «правополушарное» мышление именно так и работает.

-- В Москве этим летом было жарко. Днем бывало порядка 30 градусов, а иногда доходило и до 35. А нормальная температура человека 36 градусов. Даже 36 и 6 десятых. Кстати, есть такая аптека - 36.6. Аптек сейчас стало много. Впрочем и магазинов. И товаров стало больше. Например раньше в магазине было 1-2 сорта сыра, а сейчас как минимум десять. И видов молока тоже десяток. Хотя часть - это обезжиренное молоко. Его берут те люди, кто хочет похудеть. Они хотят выглядеть лучше. А женщины для того, чтобы выглядеть лучше пользуются косметикой. Тушь для глаз, помада и прочее. Говорят, что лучшую тушь делают во Франции. Там еще и одежду красивую шьют. В этом году опят модно мини…

Это можно продолжать бесконечно. Здесь одна ассоциация вызывает другую. Получается цепочка. И если не вспомнить как это происходило, совершенно не понятно как температура человека связана с молоком, а молоко с тушью для ресниц. Но люди чаще всего беседуют именно так: одна тема цепляет другую…

Если вы прислушаетесь, то вы обнаружите что большинство разговоров строится приблизительно по этой схеме. Просто между точками перехода предложений побольше.

Скелет рыбы

Скелет - это точки перехода, где происходит ассоциативный переход с одной темы на другую. Обычно помня только скелет можно легко восстановить всю рыбу. В это тексте это было: «Жара 30-35градусов - температура человека 36.6 - аптека - много - сорта сыра - виды молока - обезжиренное молоко - похудеть - внешний вид - косметика - тушь - Франция - одежда - мини…»

Отслеживать скелет нужно для контроля, то есть это тренировка управления. Когда в дальнейшем надо будет восстановить весь процесс общения - достаточно вспомнить контрольные точки, а «мясо» на этот «скелет» будет само выплывать из бессознательного.

«Остапа несло».

И. Ильф. Е. Петров. «Двенадцать стульев».

Тренируем спонтанность. Возьмите любой факт и простраивайте от него ассоциативные связи. Желательно, чтобы на одну мысль (на одну кость скелета) было не более 2-3 предложений. Здесь от вас требуется просто быть спонтанным - чем рыба больше, тем она лучше. Отпустите себя - как несет, так несет.

Но! Большая просьба - то должна быть рыба, когда вы как бы нанизываете бусинки. А не звезда:

- В Москве сейчас жарко. В Лондоне тоже очень жарко. А в Лос-Анжелесе просто невыносимая жара. Даже в Якутии жарко.

Здесь только одна косточка скелета: «жара» и к ней происходит постоянный возврат. Это не то! Здесь должна быть цепочка:

- В Москве сейчас жарко. Даже асфальт плавится. Как масло сливочное, когда на сковороду бросишь. Оно ещё так потрескивает на сковороде. Но жарить лучше всё-таки на растительном. Мне больше нравится. Вкуснее как-то получается. Но это на мой вкус. А вот у меня приятель есть - он вообще ничего не жарит, только варит. Здоровье бережёт. Сейчас многие пытаются вести здоровый образ жизни. При нашей то экологии…

Если по количеству - нормально, когда вы сможете легко и спонтанно простроить рыбу как минимум на 20 - 25 переходов.

«Скелет своей «Рыбы»

А теперь, после того, как вы сделаете «Рыбу» восстановите ее скелет. Лучше напишите, как минимум - четко проговорите (про себя).

Строить скелет можно как сначала (с головы «Рыбы»), так и с конца (с хвоста «Рыбы»). В вышеприведенном примере был вариант построения скелета с головы:

- жара 30-35градусов - температура человека 36.6 - аптека - много - сорта сыра - виды молока - обезжиренное молоко - похудеть - внешний вид - косметика - тушь - Франция - одежда - мини

С хвоста это будет выглядеть задом наперед:

- мини - одежда - Франция жара - тушь - косметика - похудеть…

Желательно уметь восстанавливать скелет с не только с головы или хвоста, но и с любой точки «рыбы». При тренировке вы начинаете с наиболее для вас удобного варианта (например с «головы»), после того, как это у вас это начинает получаться достаточно хорошо - тренируетесь восстанавливать с другой стороны. После того, как и это начнет получаться достаточно хорошо - тренируйтесь строить «скелет» с любой «кости» в середине: сначала в сторону головы, потом в сторону хвоста. И так далее.

Начинайте с 5-7 точек перехода (костей) и достигайте длины «рыбы» как минимум в 15 - 20 переходов. Для каждого типа восстановления скелета:

С хвоста.

Из середины.

«Скелет» разговора

Точно так же, как вы можете отслеживать скелет собственной «рыбы», вы можете отмечать точки перехода в любом разговоре или выступлении. Правда там уже не будет столь строгой последовательности, но принцип сохранится - будут точки ассоциативного перехода, которые можно выделить. Это может быть просто треп с приятелями или выступление известного политического лидера по телевизору.

Хорошо отслеживать Жириновского - у него обычно хорошо простроена ассоциативная последовательность речь.

Восстанови «рыбу» по «скелету».

Запишите скелет рыбы, и через какое-то время (через час, на следующий день) по скелету восстановите все содержание.

Можно сделать диктофонную запись и сравнить результаты.

Это так же весьма полезно для того, чтобы вспомнить разговор: вам не надо держать в голове всё что было сказано - достаточно там держать только скелет. А всё остальное просто всплывет из бессознательного.

Как рассказывал один человек, который часто участвует в переговорах - потом можно восстановить весь процесс по шагам.

Как я уже говорил, обычный разговор обычно представляет из себя сильно растянутую рыбу - там на каждый переход просто предложений больше.

Выступление по плану

Управляемую спонтанность удобно использовать для выступлений, презентаций и т.п. - вы определяете темы, а содержание всплывает по мере надобности. А ассоциативные переходы позволяют связать одну тему с другой.

Правда, подготовка к выступлению отличается от общепринятой. Вам нужно не столько структурировать информацию - это неплохо может сделать и бессознательное, - сколько «загрузить» побольше этой самой информации. Раз в десять больше, чем собираетесь говорить.

И ещё большой плюс управляемой спонтанности в выступлениях - вас трудно сбить. В линейном «логическом» представлении есть определённый порядок, и если он нарушен (сбили, забылось о чём говорить, задали каверзный вопрос на другую тему) - оставшаяся часть выступления идёт на смарку. При управляемой спонтанности вы можете выстраивать темы в произвольном порядке (в разумных пределах) и вам достаточно просто помнить об этих темах.

Для начала тренировка. Пишите 5-6 тем, желательно не связанных друг с другом и разного уровня обобщения: от колбасы до свободы. Вам нужно сделать рассказ про эти темы и ассоциативно связать их друг с другом.

Обратите внимание, что темы - это не скелет . Темы - это про что рассказываем, а скелет - точки ассоциативного перехода.

Итак, темы: арбузы, равенство, самолёты, птицы, добыча нефти.

- Я очень люблю арбузы. Это такая вкусная ягода - а вы знали, что арбуз - ягода?. Они таки большие, с крепкой коркой, полосатые. А внутри красные и сладкие. С чёрными семечками. Если спелые. Если не спелый - розовый, с белыми семечками и кислый. У спелого арбуза есть несколько признаков: жёлтое пятно на боку, сухой хвостик, потрескивает, когда его сжимаешь и звук гулкий, когда по нему стукнешь.

- Арбузы любят все - взрослые, дети, мужчины, женщины, богатые, бедные. В каком-то смысле он такой образец равенства.

- А равенство - это такое важное понятие в математике. У него есть даже свой специальный знак «=«. Оно обозначает, что значение двух выражений одно и то же: 2+2=4; a+b=c.

- А математика очень важна в современной технике. Например, в строении самолётов. Сейчас самолёт - очень сложная техника, которая должна работать долго и надёжно. Он должен тратить на перелёт мало горючего, быть удобным и управляемым. Это всё нужно рассчитать, проверить, построить модели.

- Моделью для самолётов были птицы.

- Люди смотрели, как летают птицы и тоже хотели летать. В этом смысле, птицы довольно сильно от нас отличаются: вместо рук или передних лап - крылья, вместо шерсти - перья, вместо пасти - клюв.

- И произошли птицы от динозавров. А д инозавры жили давным-давно, много миллионов лет назад. Ходили среди древних лесов, которые сгнивали, заболачивились и превращались в уголь и нефть.

- И нефть сейчас - один из основных источников энергии. И сырьё для химии. Поэтому её сейчас добывают в огромных количествах. А добыча нефти - штука сложная. Нужно пробурить достаточно герметичную скважину, в неё начать закачивать воду, а нефть - как более лёгкая, - будет выталкиваться наружу. Эту нефть нужно откачать и как-то доставить на завод по переработке. Если нефть добывается в море - то строят специальные платформы, глубина этих скважин может быть несколько километров, требуются танкеры, чтобы забирать нефть с этих платформ и специальные терминалы, в которых эта нефть из танкеров откачивается.

Первый результат тренировки - понимание, что любую тему можно связать с любой другой.

Усложняем

Сделаем это упражнение чуть более интересным.

Точно так же, выбираются шесть тем, но про каждую нужно рассказать в своих Вратах Сортировки :

  • Сибирь - ценности;
  • чайник - люди;
  • компас - время;
  • олово - процесс;
  • прибавленная стоимость - место;
  • дежурство - вещи.
  • орангутанги - не нравится;
  • кирпич - важно;
  • скрепка - сомнение;
  • строительство - согласие;
  • США - активность.

А что потом?

Сначала у некоторых начинает разбирать «словесный понос» - они наконец разрешают себе говорить и из них льётся. То есть спонтанность в жизнь пришла, а вот с управлением туговато. Приходится тренироваться.

Умение хорошо говорить - это умение говорить не только легко, но что надо и когда надо. А не что попало кому угодно.

Если этот рубеж преодолён - человек становится очень хорошим собеседником. Он легко может поддержать разговор, выглядеть естественным и непринужденным и при этом вести его к нужной цели. Так же они способны вспомнить весь разговор (или процесс переговоров, или собственное выступление), восстановив скелет и определив, кто что говорил. Как рассказывала одно девушка, которая регулярно участвует в переговорах: -«Я теперь легко восстанавливаю весь процесс и вспомнить, кто что говорил. А так же заметить, когда нас изящно пытаются увести в сторону. В голове просто появляется структура.»

Кстати, этот навык полезен не только в словесной коммуникации, но и в «эпистолярном жанре». Один молодой человек через некоторое время после занятия сказал: «Раньше я жутко не любил писать письма. Ну три предложение и всё. А сейчас пишу на пять - семь страниц и получаю колоссальное удовольствие…»

Мужья так же отмечают облегчение в общении с жёнами: «Если раньше я разговор старался закончить за минуту, что жутко раздражало жену, то сейчас я могу с ней поговорить и полчаса, и час. И это мне даже нравится.»

Зачем нужна спонтанность?

Спонтанность, в жизни каждого человека, имеет столь же важную роль, сколь сильно мы ее недооцениваем. Буквально слово «спонтанность» переводится с латыни как «свободная воля». Именно она позволяет нам чувствовать витальность, наслаждаться каждым жизненным проявлением, принимать активное участие в собственной судьбе, а не просто плыть по течению в непонятном направлении.

Это базовый ресурс, который дается человеку от рождения, но все меньше используется по мере взросления. В детстве мы руководствуемся внутренними импульсами, но, со временем, социальные рамки, мораль, правила и законы вносят свои коррективы. Существуют общепринятые нормы поведения, под влиянием которых многие теряют свою способность к спонтанности. Перед внутренними порывами нас останавливает страх быть непонятыми обществом и отвергнутыми. Экзистенциальная тревога одиночества вынуждает выбирать более конформные линии поведения, поддерживаемые обществом. Спонтанность так же предполагает раскрытие собственного я, без масок, игр и притворства, в следствие чего человек становится очень уязвим в своих проявлениях и побуждениях, может терять чувство безопасности.

Что такое спонтанность?

Когда вы думаете о том, кто такой «спонтанный человек», как он себя ведет, чем интересуется и занимается, – что первое приходит вам в голову? Скорее всего, это некий собирательный образ – веселый, легкий на подъем, яркий, общительный, неконформный, интересный человек, запросто налаживающий контакты с окружающими, не стесняющийся проявлять собственные эмоции и жить согласно интересам.

Но это описание далеко не всегда совпадает с реальностью. Часто оказывается, что такие, с виду независимые и спонтанные люди, ведут себя согласно определенному паттерну, являясь узниками собственного образа. Согласно аналитической психологии Юнга, психика человека содержит в себе нескольких составляющих – внутренних архетипов. К их числу принадлежат персона и самость. Если вкратце, то персона – это публичное лицо личности, образ, который человек предъявляет остальным, социальная маска. Самость же – это истинное, глубинное, настоящее Я человека, которое объединяет сознательное и бессознательное и является целостным проявлением личности. Важно понимать, что спонтанность не имеет ничего общего с персоной, а является продуктом самости, ведь она рождается под воздействием внутренних, социально не обусловленных, импульсов.

Спонтанность – это не эпатажность или импульсивность, она имеет мало общего с раскованностью, инфантильностью и незрелостью, слабоумием и отвагой. Это умение (талант!) быть собой, в гармонии с внутренним миром, быть здесь и сейчас, просто быть. В спонтанности мы раскрываемся, мы настоящие, мы существуем в моменте, именно так мы можем по-настоящему встретиться с собой и с другими людьми, она наполняет нас кучей личностных смыслов.

Как развить спонтанность?

Якоб Леви Морено, известный психолог и психиатр прошлого века, отец психодрамы, был первым, кто задался этим вопросом. Он рассматривал спонтанность и креативность как два главных понятия, определяющих человеческую сущность. Морено говорил о том, что спонтанность - это энергия, подавление которой приводит к неврозу, а бесконтрольное проявление - к психозу. Психодраматический подход направлен на развитие спонтанности и корректное ее проявление через отыгрывание и импровизацию.

Развитие спонтанности – очень сложная задача. Сама эта фраза содержит парадокс, ведь «развить» предполагает какое-то внешнее влияние, что конфликтует с внутренним импульсом зарождения спонтанности. Но на помощь в этом нам может прийти гештальт психология, со своим главным принципом «здесь и сейчас». Научиться находиться в настоящем моменте очень важно для проявления внутренних побуждений. Ведь только когда мы погружаемся в настоящее с головой, мы можем находить на него отклик внутри себя, понимать свои истинные эмоции и желания, и действовать в соответствии с ними.

Постоянный контроль над собой и происходящим вокруг, расписание, многозадачность, графики и планы действительно облегчают нам жизнь, но если добавить в нее еще немного спонтанности, то она может оказаться куда интереснее!