Болезни Военный билет Призыв

Система образования во франции. Полная географическая характеристика страны. Несколько слов о высшей школе Франции

Французское обучение начинается с 6 лет ребенка. Обязательным для каждого гражданина Франции оно будет до 16 лет. Образование можно определить по главным принципам — прежде всего это свобода выбора учебного заведения, возможность бесплатного получение и сохранения нейтралитета во время обучения.

Все годы, которые человек проводит за получением знаний, можно разделить на несколько ступеней:

  • дошкольное образование во Франции – как правило, это детский сад, куда детки поступают в возрасте 3-4 года, а затем они переходят в начальные классы, достигнув 5 лет.
  • среднее образование во Франции — это процесс получения образования в колледже или лицее.
  • высшее образование во Франции – где студент по итогу получит диплом бакалавриата, окончательно утверждающий специализацию.

Начальное образование ребенка во Франции

В него входит детский сад, хотя он и не подразумевается как обязательная ступень. Но все же туда ходят почти 100% французских детей. Во-первых, там начинается развитие ребенка при контакте с другими детьми. Также воспитатели уже подготавливают детей к школе и первым и самым необходимым предметам обучения. В обязанности детского сада входит:

  • Непосредственно сама подготовка к школьному образованию;
  • Обучение малыша первым навыкам в письме и родном французском языке;
  • Обучение ребенка к самовыражению;
  • Научить малыша правильно воспринимать внешний и внутренний мир.

После того, как ребенок закончил учиться в детском саду, он поступает в школу во Франции. Школьный уровень образования во Франции предполагает начальный курс подготовки, а затем основную школу. CP – подготовка разделяется на 5 уровней: столько же лет учиться – до 10 лет ваше чадо будет получать необходимые навыки и знания в подготовительном классе.

Основное начальное обучение во Франции начинается тогда, когда ребенок уже знает письмо, речь и умеет читать. Во время образовательного процесса школьники получают навыки по таким предметам, как:

  • Арифметика;
  • Жизнь в обществе;
  • Французский язык и речь;
  • Художественные навыки;
  • Познание мира.

Именно эти предметы Министерством Образования установило, как самые главные и важные в формировании гражданина.

Как получают среднее образование

Средняя школа во Франции также делится на 2 уровня:

  1. Это либо лицей;
  2. Либо колледж.

Если посчитать, то получится, что получение среднего образования во Франции длится в общей сложности около 7 лет. Получить навыки в колледже обязан каждый с 6 по 3 класс. Да, именно так идет отсчет, дальше это объясняется. Чтобы это легче ему давалось, систему образования в школе разделили на 3 периода:

  • Адаптационный период – включает в себя шестой класс, где обучаются бывшие выпускники начального образования. Туда можно поступить без экзаменов. Главная задача этого периода — объединение учеников и собрание всех полученных знаний. В это же время малыши могут состоятельно выбрать предпочитаемый иностранный язык.
  • Центральный этап – состоит из пятого и четвертого классов. В этот период полученные навыки закрепляются и углубляются. Здесь школьники начинают более ответственно и продуманно относиться к определению со своей будущей профессией, так как центральный этап формирует навыки для выбора лицея. В пятом классе ученики уже получают определенный уровень знаний по языкам, физике, химии. Частные школы во Франции предлагают еще больше предметов для лучшего развития вашего ребенка.
  • Профессиональная ориентация – этот период называют третьим классом. Он уже непосредственно прямо подготавливает учеников к будущей работе. По итогу обучения все школьники сдают итоговый экзамен и получают диплом. Но он никак не способствует переходу в следующий класс.

Уже по окончанию всех этапов, школьники могут записываться в интересующий их лицей, а еще поступать в профессиональные лицеи, которые сразу приступают к подготовке кадров профессиональной пригодности.

Обучение в лицее

Система специального обучения во Франции различает 3 вида:

  • Общий;
  • Технологический;
  • Профессиональный.

По первым двум обучение продолжается 3 года. В лицее общей характеристики после окончания ученик получает на руки диплом бакалавра, который считается одной из ступенек к высшему образованию. После технического лицея лицеист может поступить в университет своей специализации. Профессиональные лицеи ведут ученика 2 года, после которых можно поступить в университеты и вузы страны.

Вузы во Франции

Высшее образование здесь возможно получить, если до этого вы уже получили диплом бакалавра по определенной специальности. Во Франции система обучения отличается от других стран. Разнообразие вузов и изучаемых предметов часто пугает.

Большое количество вузов и университетов во Франции принадлежит государству и находится под наблюдением министерства. Французское высшее образование можно поделить на два вида:

  • Быстрое высшее образование – где студент учится всего 3 года, затем получает диплом со специальностью либо в сфере обслуживания населения, либо в промышленной сфере.
  • И второй вид – это долгое высшее образование, которое предоставляет возможность поступления в университет или высшую школу.

В 2002 году во французских учреждениях высшего образования были введены новые степени учености – бакалавр – лицензиат (срок обучения 3 года), и магистр-доктор (5 лет обучения).

Самые распространённые во Франции ветви образования, это:

  • Медицинское;
  • Журналистское;
  • Юридическое;
  • Педагогическое.

Особенности французского образования

Система получения высшего образования во Франции предполагает скорее не университетское обучение, а получение специализированных знаний в высших школах.

Такой вид французских школ является одной из главных особенностей образования этой страны. Обучение в них считается более элитным и престижным, нежели в обычном государственном вузе. Высшие частные школы во Франции не предполагают бесплатного обучения, а вот государственные дают лишь 30% бюджетных мест.

Так как высшая школа считается элитным местом, то поступить туда труднее, нежели в обычный университет. Требуется пройти тяжелые вступительные испытания. Во Франции к этому относятся очень серьезно, ведь по окончанию студент в 95% найдет высокооплачиваемую работу и самое престижное место.

Образование для граждан другой страны

Подготовку к вступительным испытаниям нужно начинать заранее, примерно за 1 год. К этому времени у вас на руках уже должны иметься сертификаты о должном уровне владения французским языком – DELF /DALF и TCF.

В нашем понимании экзамены – это билеты и вопросы, но для французов экзамен – это автобиографическое досье + мотивационное письмо от абитуриента (почему выбор пал именно на этот вуз). Его нужно выслать в университет или высшую школу заранее.

Бесплатное образование во Франции есть, но его очень мало, и редкий иностранец сможет им воспользоваться. Только подготовка к поступлению в университет, высшую школу или вуз длится полгода и стоит не мало:

  1. Курсы по подготовке языка – 14 000 руб.
  2. Сдача экзамена для получения сертификата – 4000 руб.
  3. Составление досье – 3400 руб.
  4. Баланс на банковской карточке для допущения во Францию – 6000 евро (на 1 год обучения).
  5. Получение визы – 50 евро.
  6. + перелет и регистрация в вузе примерно 10000 руб.

Стоимость обучения во Франции для иностранных граждан – примерно 250 евро в год + каждый год нужно платить взнос страхования в кассу вуза – около 200 евро. А в высших школах сумма колеблется от 500 до 20000 евро в 1 год обучения.

Школьное образование во Франции — это система скорее похожая на американскую, чем на русскую. Образование считается качественным. Хотя и не без проблем.

По рейтингу PISA, в котором участвуют 65 стран, Франция находится на 25 месте(Россия на 34), позади многих европейских стран(на первых трех местах азиатские страны, первая европейская страна — Финляндия). В рамках создания этого рейтинга обнаружили, что во Франции успеваемость напрямую зависит от экономического благополучия семей учащихся. Таким образом, дети иммигрантов имеют в 2 раза больше шансов попасть в худшие ученики.

В последние годы, основная проблема во французском образовании – это учительский состав. Учителей приходится мало на большое количество учеников. Поэтому учителям приходится трудно и они часто уходят на больничный отпуск. Также очень большие трудности с заменой отсутствующих преподавателей, так как свои учителя уже сильно загружены, и найти замену тоже не просто. Многие отказываются замещать, так как школы находятся в неблагополучных районах с высокой концентрацией трудных учеников. В связи с таким положением дел, совсем недавно разгорелся скандал: в одном колледже ученики остались без уроков математики в течение месяца. Колледж никак не мог найти замену. Подключили родителей для поиска по знакомым. Давали объявления. Даже пожаловались на телевидении, чтобы дело получило еще большую оглазку.

Такого рода проблемы встречаются как правило в государственных школах. Частные школы, имея более высокий бюджет в своем распоряжении, находятся в лучшем положении.
Также нередки и забастовки. Как учителей, так и учеников. Да, это кажется шуткой, но ученики лицея бастуют время от времени. Конечно, поводом для их забастовки не служит нелюбовь к профессорам или желание уменьшить количество занятий. Поводом служат политические сюжеты, касающиеся молодежи и школы в целом, такие как сокращение учительского штаба или трагическая смерть молодого человека в стычке с полицией. Они не только не ходят на занятия, но и баррикадируют вход в лицей. Забастовка- это давняя французская традиция.

Школьное образование во Франции является бесплатным, если речь идет о государственном учреждении. Более престижное образование в частных школах, в своем большинстве католических (также есть еврейские и протестанские), стоит от 250€/год до 600€/год. Стоимость сильно зависит от региона, в котором находится частная школа. Например, в Парижском регионе такие школы как правило стоят дороже.
Ниже статистика на 2013 год по Франции:

Начальная школа стоит в среднем 260€/год.

Частный колледж 450€/год.

Частный лицей 580€/год.

Престижная — это значит нет «лишних детей»: как правило из бедных семей, учебный план будучи тем же самым, что и в государственной школе. Основным отличием, помимо оплаты является изучение религии (католическими эти школы названы не просто так), а также предложение по углубленному изучению иностранных языков за отдельную плату. Но нужно добавить, что в гос. школах не все является бесплатным: продленка и столовая в гос. учреждении тоже платное удовольствие. Правда, если у семьи доход маленький, то цена может существенно снизиться. Стоимость обеда варьируется от 0,15€ до 7€ в зависимости от дохода семьи.

Все дети обязаны учиться в школах до 16 лет, если школа исключает ученика по каким- либо причинам, она обязана его записать в другое учебное заведение.


12 лет образования, разделены на 3 части.

Начальная школа с 6 лет, 5 классов.

Двери школы открываются как правило 45 минут до начала занятий, чтобы родители, которые начинают работать рано, не опаздывали. Территория школы огорожена, никто туда зайти не может. Детей привозят и отвозят родители или няни. Очень редко можно увидеть детей,идущих в школу самостоятельно, также и по окончании занятий, за воротами школы собирается приличная толпа забирающих.

  • Для начальной школы предусмотрено 24 часа занятий в неделю.
  • Понедельник,вторник, пятница: полный учебный день, то есть 5ч30мин занятий. Обычно начало занятий в 8:30, конец занятий в 16:00.
  • Среда, четверг длительность занятий 3ч30, с 8:30 до 12:30. Детей забирают из школы рано.
  • 1ч30 мин на обед. Перемены по 15 минут между уроками.

Колледж, 4 класса.

Переход из школы в колледж без экзаменов. На последнем году колледжа все проходят государственный экзамен. Колледж не находится в одном и том же здании, что и начальная школа. Подростки и дети не пересекаются.

В первый год колледжа : 25 часов занятий в неделю. Ученики начинают учить английский, которому уделяется столько же часов, что и математике(4 часа).

На втором году колледжа : 25ч30мин занятий в неделю. Начинается изучение латыни, а также физики и химии. Предлагается 2 факультатива на выбор, как правило изучение местного диалекта, или еще один иностранный язык.

На третьем году : 28ч30 мин занятий в неделю. Начинается изучение второго иностранного языка. Предлагается следующие факультативы на выбор: изучение местного диалекта, или еще один иностранный язык, или мертвый язык(греческий, латынь), а также профессиональная подготовка. Все ученики должны пройти обязательную стажировку на предприятии длительностью в 1 неделю.

Организация учебного дня:

  • Начало занятий в 8:30, конец в 16:45 или 18:15 для старших классов колледжа.Перемены 15мин, обед 1ч. Длительность урока 55мин.
  • Разделения на первую/вторую смену не существует.

Лицей, 3 класса.
Специализация.
Есть 3 разных типа лицея

Технологический лицей.

Лаборатория: наука и технология;

Устойчивое развитие и индустрия;

Дизайн и прикладное исскуство;

Менеджмент;

Здоровье и социальная сфера;

Музыка и танцы;

Гостиничное дело;

Агрономия.
После этого направления абитуриенты идут на инженерные профессии или сдают диплом за 2/3 года и начинают работать.

Профессиональный лицей.
2 или 3 года обучения в зависимости от специализации.
75 направлений.
40-50% занятий уделяется профессиональному направлению: занятия в ателье, лаборатории или на стройке. Остальное время посвящено математике, французскому, истории, географии, физике, химии, биологии и английскому.
Выпускается высококвалифицированный специалист, готовый работать или можно продолжать образование по специальности.

Общее направление.
(Литературный уклон, экономический уклон, уклон на точные науки, или простое, в зависимости от будущей профессии). После этого предусматривается поступление в высшее учебное заведение.

На сто учащихся 50 идут на Общее направление, 23 на технологическое и 27 на профессиональное.

Расписание пон, втор, четв,пятн с 8:30 до 17:30 , перерыв на обед 1 час. Среда с 8:30 до 12:30.


В конце лицея проводится гос. экзамен, который многие проваливают. В 2013 году лишь 86,8% смогли пройти этот экзамен. Сессия состоит в зависимости от направления от 9 до 10 экзаменов, письменных и устных. Как правило во всех направлениях присутствуют французский, математика, философия, науки, история и география.

Нередко во Франции остаются на второй год, или перескакивают через класс.
По состоянию на 2013 в начальной школе осталось на второй год 18% учащихся, в колледже 23,5%. Нет статистики для лицеев. Все больше и больше правительство думает о том какие принять меры, чтобы снизить уровень второгодников, так как Франция является европейским чемпионом в этом направлении.

Оценки ставятся по 20 бальной шкале. Считается, что ученик справился с заданием, если у него 10 или более баллов. Оценки начинают ставить уже в начальной школе. Но сейчас ведутся дебаты о том, чтобы отменить систему оценок до перехода в колледж, так как у многих детей это развивает повышенную тревожность и нежелание ходить в школу.

Все школьники учатся с сентября по конец июня.
Каникулы 2 недели в конце октября, 2 недели в конце декабря на зимние праздники, 2 недели в феврале –это зимние каникулы, 2 недели в апреле. И, конечно летние каникулы. Начало занятий 1 сентября.

Для иностранцев, для кого французский язык не является родным, предусмотрены спедующая процедура:

  • Ученик проходит тест по французскому, чтобы определить какой у него уровень; также в силу различий программ между 2 странами, ученик проходит тест на уровень знаний, чтобы определить в какой класс он должен пойти. Этот тест проводится на родном языке. Также проводится тест на уровень знаний иностранного языка (например, английского).
  • Ученик записывается в специальную группу с интенсивным изучением французского, но он также регулярно посещает обыкновенный класс, чтобы привыкнуть к изучению предметов на французском. Делаются тесты, чтобы определить успехи в изучении языка. По истечении года ученик должен перейти в обыкновенный класс, но дополнительно ему предоставляются уроки усовершенствования французского.

Надеюсь, что я смогла подробно рассказать о школьном образовании во Франции.

Если у вас есть комментарии или вопросы, пишите.

Вконтакте

Одноклассники

Среднее образование во Франции состоит из нескольких этапов: школа, колледж и лицей. Обучение длится 11 лет, но отсчет начинается наоборот, от большего к меньшему, т.е. с 11 класса и до самого старшего 1 класса. До 6 класса дети хотят в школу, а с 6 переходят в колледж, а со второго в лицей. Школы бывают частные и государственные. Чтобы поступить в государственную, нужно сдавать тест по французскому языку, а также иметь либо документы на жилье в собственности, либо договор аренды жилья, так как школы распределяются муниципалитетом по адресу проживания. Мы же решили отдать ребенка в частный колледж, благо стоит это во Франции недорого – всего 30-35 евро в месяц. Занятия в колледжах проходят пять раз в неделю с 8 до 15-40, с перерывом с 12 до 14, а в среду всего с 8 до 12.Во Франции предпочтение отдается гуманитарным наукам, порой складывается впечатление, что ребенок учится на филфаке. В школе дети изучают английский, затем в колледже с 6-го класса добавляется китайский, с 5-го начинается латинский, греческий и немецкий, а в конце еще и испанский или итальянский. Казалось бы, после такого обучения, дети должны стать просто полиглотами, но на практике они не знают толком даже английский. Во время тестов по английскому весь класс дружно списывает у моего сына. Их знания английского сын оценивает, как уровень его детского сада. С китайским еще веселее — за полгода занятий по 2 часа в неделю, дети смогли осилить только слово «Привет». Видимо французские языковые методики оставляют желать лучшего.
Немалое значение в колледже имеет физкультура и спорт. Кроме учебных занятий, дети занимаются спортом еще во время двухчасового перерыва, когда можно играть в футбол или пинг-понг. Еще есть секции гандбола, волейбола, но они проходят уже после основных занятий. А вот с внешкольными спортивными секциями во Франции, на мой взгляд, слабовато. Хотя инфраструктура для этого просто великолепная: огромное количество стадионов с прекрасным оборудованием и отличными футбольными полями с натуральным покрытием, благо климатические условия это позволяют.
При этом они всегда пустуют, только на одном проводятся занятия по регби, остальные поля жители используют для выгула собак. Чем вызвано столь нерациональное использование дорогостоящей инфраструктуры, не ясно. Возможно, француженки не мечтают сделать из своих детей Аршавина или Кабаеву и на секции их не водят, поэтому группы попросту не набираются.

Остальные предметы 6 класса совпадают с российской школой: математика, биология, история, объединенная с географией, технология, музыка, изо. ОБЖ нет, зато есть предмет катехизация, который ведет католический священник.

Есть и бытовые различия. Например, гардероба во французской школе нет, дети проходят в класс прямо в верхней одежде и без «сменки». Зато при входе есть локеры, в которых можно хранить учебники, чтобы не таскать их туда-сюда из дома. Перемен практически нет, кроме двухчасового перерыва, между уроками есть лишь пара минут, чтобы перейти из класса в класс.
Школьная библиотека не несет в себе простую функцию хранилища книг, а является тусовочным местом, где можно не только почитать, но и поболтать, посмотреть кино. Телефонами в школе пользоваться строго-настрого запрещено, даже во время перерыва.

Во время двухчасового перерыва детям предлагается обед в виде шведского стола, правда почему-то без супа. Вероятно, французские диетологи, в отличии от российских, не считают суп необходимым атрибутом детского меню.
Стоит это удовольствие 6 евро, но те, кто живут неподалеку, могут ходить обедать домой.
На мой взгляд, во французской школе не продумана система ожидания. До начала звонка двери в школу заперты, и дети носятся по школьному двору или стоят при любой погоде, даже в холод и дождь.
Та же ситуация после занятий — из помещения школы их сразу же выгоняют, поэтому дети, в ожидании родителей, стоят на улице, причем скамеек в школьном дворе почему-то нет. Похожая ситуация в музыкальной школе, туда хоть и пускают, но дети ждут занятий в коридоре сидя прямо на полу.
Из внеклассных мероприятий бывают походы в театр, музеи, поездки за город. Бывают и более длительные путешествия по Европе: в Испанию, Германию, Англию.

«В середине пятого класса моя дочь, ученица московской школы, входящей в сотню лучших в России, начала учиться в провинциальном французском колледже - аналоге нашей средней школы. Французского языка она не знала совсем. Мерси, бонжур, сильвупле - не в счёт. Сегодня самая страшная для неё угроза - обещание отправить её учиться назад в Москву». «Мел» уже писал о том, как во Франции и , а сегодня мы публикуем монолог мамы, чья дочь учится во французском колледже.

Под взглядами школьной администрации я всегда робела. Но, как оказалось, администрация может быть дружелюбной и гостеприимной. Нас удивило полное приятие со стороны колледжа: проживаете на нашей территории - значит, будете учиться. Не хватает нужного документа - не переживайте, принесёте как-нибудь потом. Про предыдущие оценки поверили на слово. Никто дочку не подвергал никаким тестам. Надо учиться? Будем учить. Возникнут сложности - поможем. «Может, её на класс ниже записать?» - поинтересовалась я. «Зачем? Пусть учится со своим возрастом! А вот если будет очень много проблем, лучше пусть повторит этот год. Но я почти уверена, что до этого не дойдёт», - вселила в меня надежду директор. И ни полунамека о каком-либо репетиторстве за деньги.

Французский колледж / Фото: devoirscmbaste-quieta.eklablog.com

В колледже в городке с населением три с половиной тысячи человек учатся около 450 детей 11-15 лет. Это шестые, пятые, четвёртые и третьи классы (здесь обратная нумерация классов), по четыре-пять параллелей каждого, по 25 детей в классе. В колледж съезжаются дети из окрестных крошечных городков и деревушек. Для этого существуют бесплатные школьные автобусы шести разных маршрутов.

В условленный час автобус забирает детей со специально оборудованных остановок и в определенный час возвращает туда же

Дети в целях безопасности обязаны надевать ярко-жёлтый жилет с символикой департамента.

Французы, как известно, в английском не сильны, поэтому довольно бойкий разговорный английский моей дочки - подмога слабая. И всё же, узнав, что дочка говорит по-английски, учительница математики, чтобы объяснить ей хоть что-то, стала приносить с собой на урок французско-английский словарь. Физрук не ленился прибегать к помощи англичанина из параллельного класса. Другие учителя активно использовали рисунки и пантомиму, так, что иногда все дружно смеялись. Никто не жаловался. Нам никто не звонил, тревогу не бил, не возмущался, о помощи не просил.

Занятие во французском колледже / Фото: franceinfo.fr

А еще нас отправили в ассоциацию, помогающую детям в учёбе. Стоимость помощи в освоении французского - пять евро в год. За эти пять евро к дочке в колледж приходит учитель и занимается с ней французским в часы, предназначенные для индивидуальных занятий. В расписании есть индивидуальные занятия для каждого ученика, у каждого свои предметы, которые он подтягивает, а если подтягивать нечего, то изучает углублённо.

Что такое Ля ви сколер

La vie scolaire, что в переводе «школьная жизнь» - это подразделение в школе, состоящее из шести человек, трёх девушек и трёх молодых людей в возрасте от 21 до 35 лет. У них есть специальный кабинет, куда может зайти каждый ребенок по любому вопросу. Задача «вискол» - решать все организационные вопросы. Один встречает учеников у ворот, другой дежурит в столовой, третий отмечает пропуски и следит за посещаемостью. Ля ви сколер организует внеклассную работу, помогает отыскивать потерянные вещи, разрешает конфликты между детьми и так далее.

Кабинет la vie scolaire / Фото: lyc-durand-castelnaudary.ac-montpellier.fr

Школьный день в колледже начинается в 8.30, а заканчивается в 17.00 (в среду в 12.00). Кажется, что долго, но дочка, возвращаясь домой, не выглядит уставшей. Во-первых, перемена на обед длится в среднем два часа, что позволяет не только поесть без спешки, но и по-настоящему отдохнуть. Кроме этого, есть ещё две перемены по 15-20 минут и несколько маленьких - только чтобы перейти из класса в класс.

На больших переменах детям запрещено находиться в школе - они должны дышать свежим воздухом и двигаться

Ученики гуляют в школьном дворе: играют в пинг-понг, игры с мячом, просто ходят группами, общаются, болтают с любимчиками из Ля ви сколер, которые присматривают за детьми на улице и часто принимают участие в их играх.

Перемена / Фото: eduscol.education.fr

Отдыхают дети и на этюдах, которые есть в расписании. На них можно успеть сделать домашку, а можно заняться своими делами, главное - сидеть тихо и говорить только шепотом.

Школьной формы в колледже нет. Нет и сменной обуви. Нет даже раздевалки. Куртки дети носят с собой из класса в класс. Зато у каждого есть шкафчики с замками, где дети хранят книги, спортивную форму, чтобы не таскать тяжести. Несмотря на то, что все ходят в уличной обуви, в школе всегда очень чисто, при этом дочка ни разу не видела уборщицу. Наверное, в отличие от наших грозных фей с половыми тряпками, гневно кричащих вслед детям, французские уборщицы выполняют свою работу во время уроков, и поэтому ученики им не мешают.

Самое яркое впечатление от школы - это обед

«Если утром не хочется вставать, я вспоминаю, какой вкусный обед меня ждёт в школе», - спустя месяц учёбы сказала дочь. Именно обеды стали, пожалуй, самым ярким первым впечатлением дочки от колледжа. На протяжении первых двух месяцев она каждый день с восторгом детально описывала меню, и я вместе с ней не переставала удивляться его разнообразию. Названия блюд звучали как ресторанные, а их состав вызывал у меня слюноотделение и даже желание приготовить нечто подобное гостям. Основные блюда в меню ни разу не повторились за два первых месяца.

Дочку удивляет забота: если среди фруктов есть грейпфруты, то к ним обязательно предложат сахар в пакетике

Сахар полагается и к клубнике (вдруг для кого-то она недостаточно сладкая), и к натуральному йогурту. К редиске дают кусочек сливочного масла, а к рыбе - дольку лимона. Нас это удивляет, но если вдуматься - это же нормально. Так же нормально, как и красиво сервировать блюда для детей, воспитывая в них любовь к красоте, а не дурные привычки.

Французская школьная столовая / Фото: france3-regions.francetvinfo.fr

Сотрудницы столовой улыбчивые, они не ругают ребенка, даже если тот уронил поднос. Но убрать за собой должен он сам.

Стоимость школьного обеда - два евро 10 центов, то есть примерно 150 рублей (родители оплачивают раз в триместр). Учитывая, что минимальная зарплата тут в несколько раз больше российской, цена за такой шикарный обед более чем скромная.

Как школьникам прививают любовь к спорту

Нормы ГТО во французских школах не сдают. Главное - спортивный досуг во время перемен. Многие дети приходят в школу со своими ракетками для пинг-понга, мячами (хотя все это можно взять в Ля ви сколер). Да и сам факт, что детей обязывают на переменах выходить на улицу и двигаться, а не стоять уткнувшись в смартфон у окна, немаловажен. К слову сказать, пользоваться телефонами в колледже строго запрещено. За неповиновение телефон у ребёнка изымают на 24 часа. Я думала, что факт запрета сильно расстроит мою дочку, но оказалось, что в свои 12 она уже вполне способна оценить все преимущества безгаджетового досуга.

Спортивные соревнования / Фото: blogs.crdp-limousin.fr

Уроки физкультуры проходят здесь совершенно иначе. Они сложнее и интереснее. Учитель страхует каждого ребенка при выполнении сложных акробатических и гимнастических упражнений. Кроме этого детей учат играть в разнообразные спортивные игры: пинг-понг, гандбол, бадминтон, футбол.

В течение года устраиваются соревнования по разным видам спорта между колледжами. Например, в мае у дочки были матчи по регби и футболу

Участие принимает весь класс, даже если ребёнок до этого ни разу себя в этом виде спорта не пробовал. К моему удивлению, после соревнований по регби моя дочка влюбилась в этот непопулярный в России вид спорта и теперь хочет им заниматься.

Победители в спортивном кроссе / Фото: asanatolefrance.canalblog.com

Почему двадцатибалльная система оценки лучше

Во Франции принята двадцатибалльная система оценок. Дочка считает, что такая система лучше отражает твой уровень знаний, более точная, при ней «не схалявишь». А еще, по её мнению, когда оценок всего пять, а на самом деле три, то учитель невольно натягивает оценки своим любимчикам и занижает тем, кого недолюбливает. И я с ней согласна. Когда в арсенале учителя 20 баллов, то более понятны критерии выставления оценки, поэтому выше вероятность точной и непредвзятой оценки. Каждая ошибка имеет значение. И не только ошибка.

Для того, чтобы получить оценку больше 17, нужно выдать что-то «выдающееся»: оригинальную мысль или решение. При пятибалльной системе эти усилия сложно оценить. Пятерку получает и тот, кто очень постарался, и тот, кто просто сделал добротно. Это убивает стремление делать что-то выдающееся. А четверку может в определенных случаях получить тот, у кого «есть много исправлений и нет ошибок» и тот, у кого целых три ошибки. Детям это, естественно, кажется несправедливым.

Фото: europe1.fr

Мне пришлась по вкусу система «отчётности» школы перед родителями. Каждый семестр родители по почте получают табель успеваемости своих детей. В нём перечислены все предметы и оценки по двадцатибалльной шкале с округлением до сотых, например, 14,72. Но на этом информация, которую может почерпнуть родитель из табеля, не заканчивается. В нём есть колонки, в которых указана оценка ученика по всем предметам в предыдущих семестрах, чтобы оценить динамику.

Для каждого предмета указана средняя оценка по классу - можно быстро увидеть, каковы успехи ребёнка по сравнению с другими

Но и это ещё не всё. Для каждого предмета указана самая низкая оценка в классе и самая высокая - так еще лучше видно, насколько хороши успехи ребёнка. Например, я вижу 14,72 по математике - может показаться, что это ниже, чем хотелось бы. Но, ознакомившись со всеми колонками, я понимаю, что с таким баллом она среди лучших.

В последней графе табеля каждый преподаватель пишет своё мнение о каждом ребёнке. Например: «Ученик очень хороший и мотивированный. Показывает прогресс, несмотря на сложности с языком, однако следует обратить внимание на почерк и оформление работ». Или: «Отличный результат, есть явные способности, которые ученик планомерно развивает». Кроме этого указано, сколько часов занятий ученик пропустил, и сколько из этих часов не подтверждено документами.

Фото: bfmtv.com

Я не знаю, насколько хорошие знания будут у моей дочери после окончания этого провинциального колледжа, но я вижу, что она ходит в него с большим желанием и удовольствием и не хочет пропускать ни дня. И считаю, такой настрой многого стоит. Иногда я даже ей завидую, например, когда она рассказывает, как проходят уроки географии, музыки и изобразительных искусств, у меня сразу возникает желание проникнуть на эти уроки в качестве учащегося.

Назад в московскую школу? Ни за что!

Я знаю, что применять угрозы - это непедагогично, но в минуты слабости, когда дочь-подросток своим поведением доводит меня до отчаянья, я иногда угрожаю отправить её назад в московскую школу. Она умоляет меня не делать этого, потому что не хочет возвращаться туда, где «ходят строем», на классном часе разучивают речёвки, где в столовой тошнотворно пахнет, а невкусную еду нужно умудриться заглотить за 10 минут. Где уборщица может «ни за что наорать», а на переменках нельзя бегать и играть в мяч, где учеников сгоняют в актовый зал, чтобы послушать выступления чиновника или священника, приехавшего на «Мерседесе» с охраной.

Женские форумы кишат детскими темами. Мамы пытаются давать друг другу советы, набивая шишки на нежных детских лбах.

Чем же заняты профессионалы-педагоги? Чему, как и где учат?

Сравниваем русскую и французскую начальные школы.

Обычное государственное школьное учреждение во Франции принимает детей по месту жительства.

Для поступления в начальную школу следует подготовить копии документов :

  • свидетельство о рождении;
  • паспорта родителей;
  • справку о вакцинации (для иностранцев – заверенный перевод из медучреждения родной страны);
  • документ, выданный мэрией города, с указанием уровня дохода семьи (на его основании будет установлена плата за питание);
  • страховка;
  • документ, подтверждающий наличие жилья (договор с жилищной компанией, работодателем).

«Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь». С чего начинается учеба во французской школе.

Думаете, придя в первый класс, малышей начинают обучать каллиграфии? Забудьте. Никаких крючков и зигзагов для «постановки руки» (ну, ведь не в балете мы, в самом деле). Ровных буковок, линеек, смены шариковой ручки на карандаш тоже нет. Французы-вольнодумцы не ограничивают свободу ребенка.

Вариант прописи в клетку

Большинство заданий выполняются в тетрадях с печатной основой, остается лишь выбрать верный вариант ответа. Обычных чистых тетрадей просят купить не более пары-тройки. А уж о том, что они бывают в косую линию, и вовсе не слышали.

Во Франции не существует праздника 1 сентября с цветами и бантами, зато регулярно и с размахом отмечаются Mardi Gras, школьные благотворительные ярмарки, выставки.

«Вычитать и умножать». Уровень знаний начальной школы.

Начнем с хорошего. Русские учителя дают необходимые знания на высоком уровне. Однако примечательно, что условные троечники, сменив с родителями место жительства, во французской школе становятся первыми по успеваемости среди ровесников. Почему? Их недооценивали дома? Нет. Просто шкала оценки знаний во Франции и требования к ребенку существенно отличаются.

Французская начальная школа использует не бальную систему, а буквенную : А, В, С, D (A – высокий уровень знаний, D – низкий).

С этого момента о плохом. Поделимся историей, рассказанной мамой, чье чадо в первый раз в первый класс пошагало во французскую школу небольшого города под Парижем.

Узрев в тетрадях С и D, мама, закомплексованный передовик-отличник советской образовательной системы, начала бить в колокола. Для начала пожаловалась знакомой француженке.

Страхи нашей соотечественницы не только не разделили, но и не поняли по существу. Француженка объяснила, что оценки С и D не являются показателями знаний. Они указывают на этап в освоении того или иного материала в момент выполнения задания.

Иными словами, С, D – начальный этап освоения материала , и ребенок нуждается в дополнительном времени для окончательного закрепления знаний. Согласитесь: совершенно иной образ мышления.

Помня о страшном запугивании учителей «останешься на второй год!», русскими родителями сложно воспринимается подобный подход. Что могло быть унизительнее такой перспективы? Образ второгодника ассоциировался с чем-то вроде недоразвитого мамонта, рыжеволосого, на последней парте.

И случались подобные инциденты крайне редко. Учителя «рисовали» тройку даже в самом запущенном случае, дабы избежать этого позорного явления в статистике школы.

К концу учебного года первого подготовительного класса французской школы родителям передают письмо-предложение о переводе в следующий класс .

Можно согласиться или оставить ученика для прохождения того же курса повторно – по своему усмотрению.

Не требуется никаких особых обоснований причины – достаточно галочки в соответствующей графе письма.

Эти европейцы на практике внедряют то, о чем другие – и русские – кричат на каждом шагу. Все дети разные. Надеть опознавательные значки для выделения личности (как практикует русская школа) – шаг сомнительной эффективности.

Каждый требует дифференцированного подхода, разного промежутка времени для усвоения одних и тех же знаний. Не стоит всех одновременно выстраивать силком в общую шеренгу.

«Малышей не обижать». Поведение: правила, запреты.

Во французском языке нет понятия «нормы поведения». В школу не позволяется приносить игрушки и лекарства, но ребенок может взять любимую книгу . Если обязательные задания на уроке выполнены раньше других, ребенок может ее почитать. Или разрисовать карандашами красивый индийский орнамент, скажем, на уроке математики.

Теперь о «правилах поведения на перемене». Во Франции можно получить шок, увидев однажды, как проводят дети в школе свободное время. Да, за ними следит охранник .

Такой человек находится на школьном дворе во время перемене. Но реагирует он исключительно на серьезные ситуации, точнее – на их последствия, грозящие безопасности жизни. Его никоим образом не волнует активная игра в футбол в дождливую погоду с грязными лужами чужой шапкой против воли ее хозяина.

Активная перемена

Дорогая детская одежда, разбросанная на асфальте по всей территории двора, нередко там покоится с утра до вечера. Эта привычная картина безразлична глазу француза.

Администрация школы обеспечивает организацию учебного процесса, огражденную и охраняемую территорию, отсутствие доступа посторонних людей. Все остальное – проблемы родителей и самого ребенка.

«Находить Восток и Юг». Атмосфера французских уроков.

Французский опыт преподавания уроков малышам на природе стоит записать всем русским педагогам в план занятий жирным маркером.

Детей привозят на земельный участок с парой-тройкой деревьев (для птиц), кустов (для насекомых), небольшим болотом (для лягушат в камышах) и будкой (для хранения инвентаря). Все это гордо именуется «сад открытий» . Ради него комфортабельный школьный автобус едет через полгорода.

Детям строго возбраняется ходить, где придется, чтоб случайно не задавить какого-нибудь червячка. Только по отведенным тропинкам! Скудность земельного клочка не имеет значения. Важно то, что детей учат искренне любить окружающий мир , ответственно о нем заботиться. Объясняют наглядно взаимосвязи в природе.

А здесь ребята постарше наблюдают за миром растений

Малыши усаживаются прямо на земле (не бойтесь: под попы выдают деревянные дощечки), закрывают глаза, а потом рисуют звуки и запахи. Птица, самолет, собака, автомобиль, человек, шелест листьев.

Преподаватель приносит специальные боксы с отверстиями. Каждый по очереди запускает туда руку, угадывая на ощупь, что внутри: шишка, колючка, кора, мох, улитка. Всеобщий хохот и веселье.

«Книжки добрые любить». Учебный материал: книги, помещение школы.

Учебная французская аудитория – почти домашняя комната. Картины, коврики, творческие работы детей, семейные фото. Входная дверь с круглым окном, как на подводном корабле. В центре – круглый стол. На нем первоклассники готовят пироги на праздники. Позже их испекут повара в школьной столовой, а дети дружно съедят.

Сравнивая детскую «буржуйскую» литературу с современной родной, возникает ощущение, что писал один автор, потом перевели на разные языки. Монстры, которые точат ножи, наследники трона-убийцы, что избавляются от конкурентов, людоеды, дети, мучащие домашних животных, – неполный перечень сюжетов, встречающихся у французов. Поедание печенки дэва, смакование подробностей убийств сказочных персонажей и их предсмертных мук – это русские книги по литературному чтению.

Попытки с малых лет показать ребенку, что жизнь не всегда безоблачна, а люди – не все добрые волшебники? Метод, вызывающий у многих не понимание, а мурашек по коже.

О чем забыл вспомнить М. Пляцковский: домашнее задание, питание, обмундирование. Почем?

Школьная столовая во Франции предлагает «шведский стол». Преобладают салаты, овощи (размороженные из пакетов), фрукты, соки, йогурты – привычный рацион традиционной французской кухни. Оплата зависит от заработка родителей. При месячном доходе меньше 600 евро – 6 евро/месяц за ребенка .

Обучение в обычной французской школе бесплатное . Большинство тетрадей с печатной основой, книги, папки, цветная бумага и даже презенты к праздникам за счет школы.

Взносы в фонд класса нерегулярные: могут предложить сдать деньги один раз за год, а могут совсем не поднимать такой вопрос. Суммы нефиксированные, зависят лишь от доброй воли родителей. Свободная форма одежды.

«В школе работаем, дома отдыхаем» – девиз французской начальной школы. Домашнее задание в лучшем случае сводится к повторению материала, пройденного на уроке.

Объем домашней работы русских деток иногда шокирует. Может, не стоит приучать к тому, что дом – это продолжение того же труда, только за другим столом? Эта вредная привычка укореняется в подсознании.

И не спрашивайте, почему муж, вернувшись с работы, не проводит время с семьей, а усаживается за ноутбук и пялится в экран до ночи, независимо от того, есть ли в этом необходимость.

Кажется, все. Есть над чем подумать.

Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями: