Болезни Военный билет Призыв

Синтаксис языкознание. Определение синтаксиса как раздела грамматики. Типы синтаксической связи

Лекция 1 Синтаксис как раздел языкознания. Предмет и задачи синтаксиса

План лекции:

1) предмет изучения синтаксиса современного русского языка;

2) из истории синтаксической теории;

3) способы выражения синтаксических отношений.

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий строй связной речи. В нем изучаются те законы связи слов, которые дают возможность языку осуществлять коммуникативную функцию. В отличие от других ярусов /уровней/ языка, синтаксис непосредственно соотносится с процессом мышления и процессом общения. Единицы других уровней /фонетики, лексикологии, словообразования, морфологии/ участвуют в процессе формирования и выражения мысли только через синтаксис.

В этом специфика синтаксиса как реального явления и как научного объекта, этим определяется его роль как «организационного центра грамматики» /акад. В. В. Виноградов/.

Синтаксис взаимосвязан с другими разделами языка, так, например, его связь с фонетикой проявляется в том, что все единицы синтаксиса имеют звуковую оболочку, предложение как единица синтаксиса равно, по сути, такой единице фонетики, как фраза, синтагма = словосочетанию.

Самое тесное взаимодействие существует между синтаксисом и морфологией: члены предложения как синтаксические категории выражаются частями речи - категориями морфологии.

В истории синтаксической теории сложилось несколько точек зрения на предмет синтаксиса:

1) в качестве предмета синтаксиса рассматривается предложение, так как только предложение выполняет коммуникативную функцию. Сторонники этой концепции - акад. Буслаев Федор Иванович, Шахматов Алексей Александрович, школьные учебники до 1967 г.;

2) в качестве предмета синтаксиса рассматривается только словосочетание. Сторонники этой точки зрения на предмет синтаксиса - Фортунатов Филипп Федорович, Петерсон Михаил Николаевич, Пешковский Александр Матвеевич /первый из них акад. Петербургской академии 19 в., два последующих ученых – профессора МГУ;

3) в качестве предмета синтаксиса изучаются словосочетания и предложения. Этой точки зрения придерживаются акад. Виноградов Виктор Владимирович, Шанский Н. М., Шведова Н. Ю., авторы современных школьных учебников.

На наш взгляд, первая и вторая точки зрения на предмет синтаксиса являются слишком категоричными:

б) в русском языке очень много однословных предложений: Зима. Светает. Читаю, и т.п. С другой стороны, мы не можем осуществлять общение без законченных высказываний- предложений, люди не могут общаться с помощью словосочетаний.

Таким образом, все вышесказанное приводит к логическому выводу о том, что целесообразнее понимать и изучать в качестве предмета синтаксиса две единицы: словосочетание и предложение.

Отсюда следует следующее понимание синтаксиса: синтаксис- это раздел грамматики, изучающий строение словосочетания и строение предложения.

При изучении любой единицы языка большое значение имеет ее семантика. В пределах изучаемого раздела слова определенным образом взаимодействуют друг с другом, образуя словосочетания, а затем и предложения. Существует 4 способа выражения синтаксических отношений:

1) формы слов;

2) служебные слова;

3) порядок слов;

4) интонация.

В русском языке /языке флективном/ основным средством выражения синтаксических отношений являются формы слов, создаваемые окончаниями: обычный набор слов не дает нам никакой информации- цветок, капля, ночной, дно, круглый, блестит, раскрытый, роса.

Слова, формально выраженные и организованные определенным образом, создают законченную мысль: Круглая капля ночной росы блестела на дне раскрытого цветка.

Среди служебных слов синтаксические отношения выявляются с помощью предлогов и союзов:

а) предлогов: Подошел к площади - к чему? - объектное отношение. Нахожусь на площади - где? локальное значение. Положи в стол - куда? Значение места /локальное/. Вижу стол /отсутствие предлога/- объектное отношение.

б) в сложноподчиненных предложениях синтаксические отношения определяются с помощью союзов: когда - временные отношения, потому что - причины, если - условия и т. д. и т. п.

Порядок слов в предложении в русском языке свободный. В большинстве случаев синтаксическое членение предложения не зависит от порядка слов: Брат едет в Астану. В_ Астану едет брат. Едет брат в Астану.

Однако имеют место и случаи, когда порядок слов в предложении влияет на характер синтаксических отношений: Дождливая осень. Осень дождливая. Усталая, мать прилегла. Мать пришла усталая. Я расспросил обо всем брата товарища. Я расспросил обо всем товарища брата. Мать любит дочь. Дочь, любит мать.

Интонация в предложении играет очень важную роль. Она служит средством выражения различной целевой и эмоциональной установки предложения: Он уехал! Он уехал?

Дома улицы залиты светом. Он посещал читальные залы, библиотеки. Он посещал читальные залы библиотеки.

Лекция 2 Словосочетание как единица синтаксиса

План лекции:

1) понятие о словосочетании. Признаки словосочетания;

2) словосочетание и слово. Словосочетание и предложение;

3) словосочетание и сочетание слов.

Предложение редко состоит из одного слова. Для структуры предложения характерно, что входящие в его состав слова образуют цепь элементов, связанных между собой смысловыми и грамматическими отношениями. В учении о словосочетании до сих пор остается много нерешенных вопросов.

Дискуссионными являются такие вопросы, как само понятие словосочетание, вопрос о месте словосочетания в системе синтаксических единиц. Ф. Ф. Фортунатов, А. М. Пешковский, М.Н.Петерсон широко понимали словосочетание и называли словосочетанием любую грамматически оформленную единицу, таким образом, грань между словосочетанием и предложением стиралась: по их мнению, такой пример, как «Наступила осень» является словосочетанием, так как между двумя компонентами есть взаимозависимость и взаимообусловленность (ср.: Наступил вечер. Наступило утро).

По вопросу о том, что первично - предложение или словосочетание- выступил акад. А. А. Шахматов, вслед за ним акад. В. В. Виноградов, утверждая, что первично предложение, так как мы общаемся с помощью предложений, а не с помощью словосочетаний.

Словосочетание- это синтаксическая единица, подчиненная предложению, словосочетания выделяются в составе предложений. Традиционно словосочетанием называют сочетание двух или более знаменательных слов, которые выражают единое, но расчлененное понятие и связаны между собой грамматически или по смыслу: письменный стол, человек высокого роста.

Словосочетание обозначает какое-либо понятие или представление о явлении действительности, и в этом оно сходно со словом, т. е. словосочетание, так же, как и слово является номинативной единицей; но, в отличие от слова, словосочетание, во-первых, дает сложное наименование или представление, и, во-вторых, словосочетание - проницаемая единица, в то время как слово - непроницаемая единица: спросить о здоровье, спросить о его здоровье; увидеть брата, увидеть старшего брата.

Из определения словосочетания следует, что словосочетание образует только сочетание знаменательных слов, которые находятся в отношениях особой зависимости. Следовательно, не являются словосочетаниями:

1) сочетание служебного и знаменательного слова: у окна, с сестрой;

2) сложные формы частей речи: самый красивый, буду читать;

3) сочетание подлежащего и сказуемого: Приятна мне твоя прощальная краса;

4) сочинительные ряды слов (однородные члены предложения): брат и сестра; не правда, а ложь;

5) определяемое слово и обособленный член предложения: Привлеченные светом, бабочки кружились вокруг лампочки. Оглядываясь по сторонам, охотники пробирались дальше. Обособленные члены предложения и определяемые слова не представляют интонационного единства и, кроме того, между ними возникают полупредикативные отношения, похожие на отношения между главными членами в двусоставном предложении (ср. Бабочки были привлечены; охотники оглядывались);

6) не являются словосочетаниями вводные слова /вводные слова не вступают в грамматическую связь ни с одним словом в предложении: Вы, вероятно, не знали об этом. Таким образом, компонентами словосочетания является главное (или стержневое) слово, оно является независимым, и
зависимое слово, которое подчинено требованиям
господствующего, слова: Читать книгу; заботиться о матери; платье в горошек. Между главным и зависимым словами в словосочетании устанавливаются особые субординативные отношения.

Лекция 3 Структурные типы словосочетаний

План лекции:

1) структурные модели словосочетаний;

2) типы словосочетаний по лексико-грамматической природе главного слова;

3) синтаксические связи в словосочетаниях

По составу все словосочетания делятся на простые и сложные (или непростые). Простые словосочетания, как правило, состоят из двух компонентов: спросить о сыне, ветка березы. К простым словосочетаниям относятся также и трехчленные словосочетания, содержащие в своем составе синтаксически неразложимые единицы: Мальчик семи лет; Идти неторопливой походкой.

Непростые словосочетания бывают двух видов:

а) сложные;

б) комбинированные.

В сложном словосочетании 1 главное слово и
несколько зависимых компонентов, причем вид связи между главным и зависимыми словами - параллельное подчинение. Алый свет зари, глубоко изучить материал, последний лов рыбы на озере. Слово «свет» является главным для двух единиц: «алый» и «зари». Свет какой? – алый, свет чего? – зари. Так же обстоит дело в других рядом приведенных словосочетаниях с главными компонентами «изучить» и «лов».

В комбинированных словосочетаниях наличествуют два или более главных слова и, соответственно, два или более зависимых компонента.

Например, в словосочетании «сделать усилие подняться с земли» - 3 главных слова, от которых задаются вопросы к зависимым компонентам: сделать что? усилие какое? подняться откуда? Зависимыми элементами являются одномоментно словоформы – усилие, подняться, с земли, так как именно к ним направлены вопросы от главных.

Таким образом, цепь последовательной зависимости в данном комбинированном словосочетании выглядит следующим образом:

Сделать что? – усилие; усилие какое? – подняться; подняться откуда? – с земли.

В речевой практике встречается немало словосочетаний, которые содержат одновременно элементы сложного и комбинированного словосочетаний, это можно проследить в примере: Сквозь листья пальм с берега моря отчетливо видны ледники на горах. Видны где? - с берега, с берега какого? - моря. Видны каким образом? – сквозь листья, сквозь листья какие? – пальм. Таким образом, слово (точнее, словоформа) «видны» является главным компонентом для нескольких единиц. И одновременно от зависимых от него элементов имеются свои зависимые единицы.

Ниже представлено схематичное изображение механизма взаимодействия главного (главных) и зависимого (зависимых) компонентов в составе сложного и комбинированного словосочетаний.

Схематичное изображение сложного и комбинированного словосочетаний выглядит следующим образом:


Характер синтаксических отношений между компонентами словосочетаний.

Значение словосочетания - это те отношения, которые возникают между главным и зависимым словами. В пределах словосочетаний могут реализоваться следующие типы синтаксических отношений:

1) атрибутивные;

2) объектные;

3) субъектные;

4) комплетивные;

5) обстоятельственные.

Атрибутивные отношения наблюдаются в том случае, когда главное слово в словосочетании выражено существительным без глагольной семантики или местоимением с обобщенно-предметным значением: Лампа с абажуром, утренний рассвет, кто-то из молодых.

Объектные отношения возникают между главным словом, имеющим глагольную семантику, и зависимым словом, обозначающим конкретный предмет: Увидеть дом, купить книгу, изучать языки.

Субъектные отношения проявляются в том случае, если главное слово выражено отглагольным существительным, а зависимое слово -существительным в форме род. п. со значением субъекта- исполнителя действия: Приезд брата /Брат приехал/, исследование ученого /т. е. ученый исследовал/. Субъектные отношения возникают и в конструкциях с дательным падежом существительного со значением субъекта и с творительным агентивным /в страдательных оборотах/: Ребенку не здоровится. Проект разработан инженерами.

Комплетивные, или восполняющие отношения возникают в тех случаях, когда главное слово информативно недостаточно, а зависимое слово является необходимым смысловым добавлением, дополнением, восполняющим информационный пробел. В качестве информативно недостаточных слов выступают количественные числительные, существительные с количественным значением, отдельные глаголы-связки: Три тетради, несколько строк, масса недоразумений, большинство присутствующих, слыл чудаком, является инспектором.

Обстоятельственные отношения возникают, прежде всего, в словосочетаниях с главным словом-глаголом, зависимое слово выражает отвлеченное понятие /пространства, времени и т. п./: Работал до войны, тянулся к югу, вернулся поздно, ударил нарочно, поперхнулся от неожиданности.

Типы связи слов в словосочетании и в предложении.

Как явствует из традиционного определения словосочетания, компоненты его находятся между собой в отношениях определенной зависимости (»субординации»). Способы (виды) подчинительной связи – управление, согласование и примыкание.

Управление- это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже: резать ножом, сидеть в кресле, написать матери и т.д.

Средствами оформления управления обычно являются флексии и предлог, управление бывает беспредложным и предложным. Управление может быть сильным и слабым.

При сильном управлении главное слово предсказывает форму зависимого слова: читать книгу, чтение книги, три стола. При слабом управлении главное слово не предсказывает формы зависимого слова: гулять около реки, гулять с товарищем, домик в лесу.

Согласование- это такой вид подчинительной связи, когда зависимое слово ставится в таких же формах, что и главное: любимая книга, мой дневник, любимой книги, моего дневника. При согласовании при изменении форм главного слова изменяется форма зависимого слова.

Примыкание - это такой вид подчинительной связи слов, при котором зависимое слово, являясь неизменяемым, связано с главным словом лишь по смыслу, т.е. логически: очень милый, уехал учиться, шел не спеша, чтение лежа, чтение вслух. Примыкают, как правило, неизменяемые знаменательные части речи: наречия, деепричастия, инфинитивы,

Вопрос о разграничении сильного и слабого управления, слабого управления и примыкания является спорным, так как нет четких критериев разграничения этих видов связи, что обусловлено явлениями переходности, особенно многочисленными в зоне тех наречий, которые возникли на базе падежных и предложно-падежных форм существительных.

Трудно установить характер связи в некоторых словосочетаниях: передать на словах, меняться на глазах, стоять по пояс в воде, так как существительное в предложно-падежных формах подобного типа по своему значению близко к наречию, хотя им и не стало. В таких словосочетаниях способ связи определяется то, как слабое управление, то, как примыкание.

Учитывая объективные трудности разграничения управления и примыкания, в школьной практике все падежные и предложно-падежные формы рассматриваются как управление.

Лекция 4 Предложение как предмет синтаксиса

План лекции:

1) понятие о предложении как единице синтаксиса;

2) основные признаки предложения: предикативность, структурная схема предложения, парадигма предложения, интонация;

3) синтаксические связи между главными членами предложения

Предложение - это грамматически оформленная по законам данного языка и речи, служащая основным средством формирования мысли.

Для того чтобы предложение выражало мысль и передавало ее другим, необходимо, чтобы оно было соотнесено с реальной действительностью. Соотнесенность содержания высказывания с действительностью является одним из признаков предложения, который называется предикативностью : Жизнь прекрасна. Грачи прилетели. День солнечный. Любое высказывание мыслится и понимается как реальное и нереальное с точки зрения говорящего: Явился бы ко мне волшебник (нереальное). Мой брат служит в армии (реальное).

Оценка содержания предложения с точки зрения его реальности или нереальность называется модальностью . Значение модальности выражается формами наклонения глаголов-сказуемых: На улице тепло. На улице было тепло. На улице будет тепло. Пусть на улице будет тепло. Было бы тепло на улице. В первых трех примерах наличествует реальная модальность, в последних двух приведенных примерах - ирреальная модальность (формы сослагательного и повелительного наклонения). Различают объективную и субъективную модальность. Объективная модальность присуща каждому предложению, без нее вообще не бывает предложения (она связана с наклонениями). Субъективная модальность создается за счет модальных слов, содержащих отношение, оценку говорящего высказывания (уверенность - неуверенность): Наверное, на улице тепло. Конечно, на улице тепло.

Все, что выражено в предложении, обязательно происходит во времени, отнесено в план либо настоящего, либо прошедшего, либо будущего времени: Я иду в библиотеку. Я шел в библиотеку. Я пойду в библиотеку. Значение времени выражено, прежде всего, формами глагола-сказуемого, но если глагол, выступающий в роли сказуемого, употреблен в форме сослагательного или повелительного наклонения (т.е. временной план отсутствует), предложение, высказывание все равно мыслится в определенном временном промежутке: Люди мира, на минуту встаньте! (синтаксическое настоящее время, морфологическое понятие времени отсутствует); Я пошла бы в библиотеку, но... (синтаксическое прошедшее время). При отсутствии сказуемого сообщение совпадает с моментом речи: Тишина. (морфологическое время отсутствует, синтаксическое время настоящее). Объективное грамматическое значение времени может не совпадать с синтаксическим временем: Завтра мы приступаем к делу (с учетом формы глагола-сказуемого настоящее время, с учетом слова «завтра » синтаксическое время будущее). Иду я вчера по набережной... (морфологическое время - настоящее, синтаксическое - прошедшее).

Структурная схема предложения - минимальный образец, по которому строится предложение, это предикативный центр предложения, его грамматическая основа. Каждое предложение в языке грамматически оформлено, имеет определенный состав главных членов: Ничто на земле не проходит бесследно. Краткость - сестра таланта. Доброму человеку стыдно даже перед собакой.

Каждое предложение в русском языке имеет свою парадигму форм:

Реальный план: Ирреальный план:

Сын учится в университете. Сын учился бы в университете.

Сын учился в университете. Пусть сын учится в университете.

Сын будет учиться в университете.

Отличительной особенностью предложения является то, что оно имеет интонацию завершенности, или интонацию конца : Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. В предложении интонация бывает повествовательной, побудительной или вопросительной: Луг казался голубым из-за множества васильков. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!

Типы связи слов в предложении.

Ученые-лингвисты заметили, что между подлежащим и сказуемым существует особый вид связи, похожий на согласование, при этом не было установлено, что связь между главными членами двусоставного предложения чисто формальная, без оттенка подчинения. Ее можно отнести к отношениям равноправия. Акад. В. В. Виноградов назвал эту связь координацией : Ребенок растет и развивается день ото дня. Солнце ярко сияло на лазурно-голубом небе. При координации объединяются только две словоформы / подлежащего и сказуемого/, с изменением одной из них связь координация исчезает, предложение распадается: Ребенка, ребенку / растет /, сияло/ солнца, солнцу /.

Между подлежащим и сказуемым существует и такой вид связи, как соположение , при котором между главными членами предложения связь чисто логическая, смысловая: Город в снегу. Мороз под сорок. Яблони в цвету.

Акад. Булаховский выделил третий вид связи между подлежащим и сказуемым - тяготение . При этом типе связи сказуемое - составное именное, именная часть сказуемого « тяготеет», согласуется, с одной стороны, с формой подлежащего, а, с другой - с формой глагола-связки: Он выглядит здоровым / именная часть этого сказуемого выражена именем прилагательным в полной форме, которое употребляется в форме мужского рода подлежащего и в форме единственного числа глагола-связки /.

Отдельные ученые выделяют еще один вид связи между главными членами предложения - аппликацию, которая проявляется между определяемым словом и обособленным определением: Заводы Урала, гордость нашей металлургии, досрочно выполнили план (заводы - гордость).

СИНТАКСИС КАК РАЗДЕЛ
ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Синтаксис

СИНТАКСИС
это раздел русского языка, в котором
представлены правила грамматического
оформления словосочетания и предложения.

В синтаксисе выделяются 3 части:

В СИНТАКСИСЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ 3 ЧАСТИ:
учение о
словосочетании
предложении
ССЦ
(сложном
синтаксическом
целом)

Языковые явления в синтаксисе рассматриваются с трех сторон:

ЯЗЫКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В СИНТАКСИСЕ
РАССМАТРИВАЮТСЯ С ТРЕХ СТОРОН:
с семантической
строения
по
выражаемым
смысловым
отношениям
по структурному
аспекту
характеристики
цели
высказывания
по
коммуникативн
ому аспекту

Главное понятие данного раздела

ГЛАВНОЕ ПОНЯТИЕ ДАННОГО РАЗДЕЛА
это типы связи
компонентов в
синтаксических
единицах
словосочетании
предложении

Выделяют два
основных типа
связи
сочинение
подчинение
характеризуется равноправными
отношениями между структурными
элементами конструкций. Например,
части сложного предложения могут
быть независимыми друг от друга ‒
такие предложения называются
сложносочинёнными и бессоюзными
сложными
показывает, как один компонент
синтаксической единицы подчиняет
себе другой компонент, т.е. требует от
зависимого изменения
грамматической формы, особого
выражения связи в виде
подчинительных союзов, служебных
слов

В учении о словосочетании анализируются:

В УЧЕНИИ О СЛОВОСОЧЕТАНИИ
АНАЛИЗИРУЮТСЯ:
разновидности словосочетания;
синтаксические
отношения
между
компонентами;
типы
подчинительной
связи
словосочетании.
их
в

Словосочетание
это наименьшая единица
синтаксиса, которая
представляет собой
соединение по смыслу и
грамматически двух или
более знаменательных
слов, называющих явления
объективной
действительности.

Предложение
это основная единица речи и
языка, которая служит для
оформления и выражения
мысли, обладает
коммуникативной функцией,
т. е. функцией общения и
сообщения, имеет
грамматическую основу и
характеризуется смысловой и
интонационной
законченностью.

10. В зависимости от количества грамматических основ

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОЛИЧЕСТВА
ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ
По структуре
различают
предложения
простые
сложные

11. Словосочетание

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Не
является
средством
общения,
как
предложение, поскольку оно не имеет
смысловой и интонационной законченности.
В то же время это целостная по смыслу единица
языка, которая участвует в построении
предложения.
Этим они отличаются от сочетаний слов.
Чтобы выделить словосочетание, необходима
более обширная единица языка, т. е.
предложение.

12. Словосочетание характеризуют следующие признаки:

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ХАРАКТЕРИЗУЮТ
СЛЕДУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ:
наличие не менее
двух
самостоятельных
слов
грамматическая
связь
смысловое
единство

13.

Словосочетание, так же как и слово,
обозначает предмет (явление), действие,
признак, но в отличие от слова называет его
более точно, конкретно:
не просто идти, а идти быстро (по улице, с
другом и т. д.),
не просто книга, а интересная книга или
книга о приключениях (о вкусной и здоровой
пище и т. п.).

14.

Словосочетания
могут быть:
Свободными
Несвободными
(каждое слово является
отдельным членом
предложения)
(в предложении выступают
как один член
предложения)
Читать книгу, читать
медленно, читать с
другом, городские
улицы, строящийся дом
С главным словом
числительным
(двое друзей, пять
часов)
Зависимое слово
употреблено с
предлогом «с»
(отец с матерью,
мы с тобой)
Зависимое слово
употреблено с
предлогом «из»
(каждый из нас, любой
из присутствующих)

15.

Выделяются
фразеологические
словосочетания ‒ устойчивые сочетания
слов,
употребляемые
в
переносном
значении:
бить баклуши,
белая ворона,
закадычный друг.

16.

подлежащее и сказуемое,
так как это грамматическая
основа предложения:
Город спит; Лёд тронулся;
Леса таинственны;
Не являются
словосочетаниями
словоформа с предлогом:
вдоль дороги, на озере, в
течение дня, напротив
дома.
однородные члены
предложения: мороз и
солнце, близкий и далёкий,
идёт и рассказывает

17. Типы синтаксической связи

ТИПЫ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СВЯЗИ
В составе
словосочетания
выделяются
компоненты
Основной
(главное слово)
Зависимый
(зависимое слово)
грамматически господствующее
слово, которое требует от другого
слова изменения его формы
парус (какой?) одинокий; отправить
(что?) письмо
дополняет, уточняет смысл
господствующего компонента:
работать (как?) увлечённо

18.

согласование
три типа
подчинения
зависимого слова
главному
управление
примыкание
зависимое слово уподобляется
главному в роде, числе и
падеже, т. е. согласуется с ним:
интересная книга, интересной
книги, интересные книги
главное слово требует от
зависимого определённой
падежной формы: читать (что?)
книгу, чтение (чего?) книги,
играть (во что?) в мяч, играть (с
кем?) с братом, играть (где?) на
улице.
зависимое слово является
неизменяемым (инфинитив,
деепричастие, наречие,
сравнительная степень
прилагательного).

19.

Виды
словосочетаний
именные
с главным словом,
выраженным именами
существительными,
прилагательными,
числительными,
местоимениями: морской
прибой, алая заря,
необычайное
происшествие; очень
обидчивый, по-детски
наивный, слишком
болтливый, красный от
смущения
наречные
с главным
словом ‒
наречием:
близко от дома,
слишком долго,
незаметно для
себя
глагольные
с главным
словом ‒
глаголом,
причастием или
деепричастием:
учить стихи,
решающий
задачу, любуясь
картиной

20. Простое предложение

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Простое предложение ‒ это минимальная
единица языка и речи с одной грамматической
основой, оформляющая законченную мысль.
Одним из существенных признаков предложения
является интонация, которая проявляется в
повышении и понижении тона, убыстрении и
замедлении речи.
Интонация
служит
основным
средством,
выражающим коммуникативное намерение
говорящего.

21. Структура простого предложения

СТРУКТУРА ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
По структуре
Двусоставные
грамматическая основа состоит
из двух главных членов ‒
подлежащего и сказуемого:
Лёгкий туман повис над
камышами.
Односоставные
грамматическая основа состоит из
одного главного члена ‒ либо
подлежащего, либо сказуемого:
Становилось всё виднее и виднее;
Морозная тишина. Вечереет.
По наличию или
отсутствию
второстепенных
членов
Распространенные
предложения, в состав которых
кроме грамматической основы
входят второстепенные члены:
Тиха украинская ночь.
Нераспространенные
предложения, состоящие только из
грамматической основы:
Звёзды блещут.

22. Предложения по цели высказывания

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
В зависимости от цели высказывания
предложения делятся на
Повествовательные
В предложении говорится о
том, где, что и как было,
для него характерна
интонация сообщения, так
как в нём сообщается
некоторая информация. В
конце повествовательного
предложения ставится
точка.
В лесу было тихо и сыро.
Вопросительные
В предложении заключён
вопрос, т. е. цель
говорящего ‒ узнать
(выяснить), как и что
произошло (некоторую
информацию); в конце
ставится вопросительный
знак.
Как произошла эта
встреча?
Побудительные
Предложение содержит в
себе побуждение к
действию, просьбу, волю
говорящего или приказ.
Берегите природу!

23. Эмоциональная окраска предложений

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОКРАСКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ
По эмоциональной окраске все типы предложения могут быть
восклицательными и невосклицательными.
Восклицательные предложения, заключая в себе сообщение,
вопрос или побуждение к действию, одновременно передают
чувства говорящего по отношению к содержанию: восторг,
радость, огорчение и т. д.
Эти чувства выражаются с помощью восклицательной интонации,
поэтому в конце такого предложения ставится восклицательный
знак:
Но каким далёким казалось ему это время теперь! ‒
повествовательное, восклицательное;
Ах, ворон, ворон, какая ты птица?! ‒ вопросительное,
восклицательное.
В восклицательных предложениях эмоциональность может
создаваться с помощью восклицательных частиц «как», «какой»,
«что за», «вот так», «ну», «же» и др.:
Уж как тебе не лень с утра до вечера трудиться целый день!

24.

В зависимости от того, утверждается или отрицается
высказываемая мысль, предложения делятся на
утвердительные и отрицательные.
Отрицание может выражаться при помощи отрицательной
частицы «не» или слова «нет».
Если отрицание стоит перед сказуемым, то предложение
имеет общеотрицательный смысл, если перед любым
другим членом предложения, то отрицается только эта
часть высказывания:
И журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о
ком ‒ отрицается вся мысль, предложение имеет
общеотрицательное значение;
Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой ‒
отрицание стоит перед обстоятельством (как?) не спеша,
предложение имеет частное отрицательное значение.

25. Порядок слов в предложении

ПОРЯДОК СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
В предложении большое значение имеет порядок
слов, который помогает говорящему выделить
наиболее важное в смысловом отношении слово.
Порядок слов определяется его функцией в данном
отрезке высказывания, связью с предшествующим
предложением.
Различают
порядок
прямой
обычный
обратный
(инверсия)

26.

При прямом порядке слов каждый член предложения
занимает своё определённое место.
Так, подлежащее обычно стоит перед сказуемым (Весна
наступила), согласованное определение занимает место
перед определяемым словом (жёлтые листья, солнечный
день),
несогласованное
определение

после
определяемого слова (листья клёна, дом на набережной),
обстоятельство образа действия стоит перед сказуемым
(громко говорил, звонко смеётся), дополнение и другие
виды обстоятельств ‒ после сказуемого (читать книгу,
приготовиться к бою, въехать в город, вернуться на
закате):
Заря приближалась! Сборы были короткими. Мы вышли в
затон на вёслах. Там разъехались в разные стороны.

27.

Обратный порядок слов (инверсия) ‒ это изобразительное
средство языка, которое используется, чтобы обратить внимание
читателя на слово, стоящее на необычном месте, подчеркнуть его
значение:
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Теплом озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад.

28.

Инверсия может использоваться для оформления
вопроса в вопросительных предложениях.
Слово, которое требует ответа, обычно ставится на
первое место:
Знаете ли вы украинскую ночь?;
Не сбились ли мы с дороги?
Инверсия может использоваться в тексте для связи
одного предложения с другим:
Потом дождь расходится. Тогда-то возникает чудесный
прохладный запах земли, впервые смоченной
дождём. Его вытесняет запах мокрой травы,
особенно крапивы.

29.

Итак, инверсия служит основным средством выделения
смыслового центра на письме и является наиболее ярким
средством выразительности речи.
В устной форме речи для этой цели служит логическое
ударение:
Среди ночи (когда?) проснулась Алёнушка. ‒
Среди ночи проснулась (что сделала?) Алёнушка. ‒
Среди ночи проснулась (кто?) Алёнушка.
Актуальное членение предложения осуществляется в речи
с помощью интонации и порядка слов, который
устанавливает
последовательность
различных
по
коммуникативной значимости частей высказывания, что
служит для более точной передачи его смысла.
При разном порядке слов меняется коммуникативное
назначение предложения, его смысл.

Понятие о синтаксисе l Синтаксис (гр. syntaxis – составление) - это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т. е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними.

Синтаксис – раздел грамматики Грамматика морфология синтаксис Морфология изучает слова и их формы как формальные классы; Синтаксис рассматривает слова с точки зрения их участия в передаче мысли

Предмет синтаксиса составляет «грамматическая структура связной речи» (Е. С. Скобликова) l Минимальной единицей связной речи, т. е. минимальной единицей общения и языкового оформления мысли, является предложение. Оно и составляет основную синтаксическую единицу и соответственно основной объект изучения синтаксиса как науки. l

Единицы синтаксиса l Член предложения - одно знаменательное слово, наделенное той или иной смысловой функцией в передаче содержания всего предложения и грамматически оформленное в соответствии с этой функцией; l Словосочетание; l Простое предложение; l Сложное предложение; l Текст

Разделы синтаксиса l Синтаксис словосочетания – изучает сочетания слов, не имеющие характера законченного сообщения; l Синтаксис простого предложения, изучает законченные по смыслу и грамматически оформленные единицы высказывания;

Синтаксис сложного предложения, изучает синтаксические единицы, имеющие несколько предикативных частей и выражающие сложную мысль; l Синтаксис текста –изучает способы объединения отдельных предложений в единицы более высокого уровня, называемые то сложным синтаксическим целым, то сверхфразовым единством. l

Словосочетание как единица синтаксиса l Словосочетание – это «структурное звено предложения, которое представляет собой грамматическое объединение двух знаменательных слов и служит для выражения определенных отношений между … предметами и явлениями» (стакан молока – стакан для молока – стакан из-под молока стакан с молоком). Е. С. Скобликова

Различия между словосочетанием и предложением Словосочетание Функция – номинативная Не обладает интонационной и смысловой законченностью Опирается на формы стержневого слова l Предложение Функция – коммуникативная Обладает смысловой и интонационной завершенностью Опирается на видовременные формы глагола-сказуемого l

Признаки словосочетания Словосочетание – не предикативная, а номинативная единица, выражающая расчлененное, но единое представление о предмете действии, явлении; l Словосочетание состоит из двух (или более) знаменательных сов, связанных одно с другим различными видами подчинительной грамматической связи (согласование, управление, примыкание) l

История учения о словосочетании l Первая точка зрения (широкая) в трудах А. М. Пешковского и Ф. Ф. Фортунатова: словосочетание любое сочетание двух знаменательных слов, выделяемое из предложения. В саду раздавались голоса детей.

История учения о словосочетании l Вторая точка зрения (опирается на труды А. А. Шахматова и В. В. Виноградова) Словосочетание не несет законченного сообщения, а является лишь развернутым, составным наименованием явлений действительности. Из числа словосочетаний исключаются грамматические основы предложений

История учения о словосочетании Третье направление в изучении словосочетания связано с именем В. А. Белошапковой, которая, включает, однако, в число словосочетаний объединения слов не только на основе подчинительной связи, но и сочинительные сочетания тоже: отец и мать, дом и пристройка и проч.

Словосочетание и предложение – понятия разных семантических рядов… Они соответствуют разным формам мышления… Словосочетание так же, как и слово, представляет собой строительный материал, используемый в процессе языкового общения. Предложение же – произведение из этого материала, содержащее сообщение о действительности. В. В. Виноградов

Структура словосочетания В структуре словосочетания выделяют главное (стержневое) слово и зависимый компонент, находящийся с главным в подчинительной связи. Главное сл. Зависимый компонент Дом из камня

Классификация словосочетаний 1. По типу смысловых отношений Атрибутивные (определительные) – зависимое слово определяет предмет (явление), называемое главным словом, с точки зрения его внешнего признака, внутреннего свойства, качества, принадлежности: горячее молоко, мои друзья, дом из дерева и проч. ;

Классификация словосочетаний по типу смысловых отношений l Объектные – отношения между действием, признаком, состоянием и предметом, на который это действие направлено, или с которым это состояние сопряжено: любить учеников, воспитывать примером и проч. ;

Классификация словосочетаний l Обстоятельственные – это отношения, при которых действие, состояние или признак определяются со стороны своего качества, интенсивности, условий и т. п. : засыпать под утро, гулять по городу, слишком громкий и проч.

Классификация словосочетаний по типу смысловых отношений l Восполняющие - особый тип отношений, возникает при информативно недостаточных словах: слыть чудаком, стать здоровым, быть заметным и под

Классификация словосочетаний 3. По морфологической принадлежности стержневого слова Субстантивные (гл. слово – имя существительное), адъективные (гл. слово – прилагательное), глагольные (главное слово выражено глаголом либо атрибутивной формой глагола), наречные (адвербиальные) - (главное слово – наречие)

Классификация словосочетаний 4. По составу. простые, состоящие из двух знаменательных слов, между которыми устанавливается один тип синтаксических отношений Животный мир, дом из дерева будем надеяться на лучшее, пусть едет сегодня же, самый старший из братьев.

Классификация словосочетаний по составу сложные состоят из трех или более компонентов, между которыми устанавливаются разные способы синтаксической связи. каменный дом – новый каменный дом с балконом – новый каменный дом с просторным балконом и т. д.

Парадигма словосочетания Совокупность форм словосочетания, реализуемых при построении предложения, называется парадигмой словосочетания. Опирается на формы главного слова: Белая береза – белой березы – белой березе - белую березу – белой березой – о белой березе

Схема анализа словосочетания 1. 2. 3. 4. 5. 6. Выписать словосочетание из текста; Найти главное и зависимое слово; Простое или сложное; Чем выражены главное и зависимое слово; Грамматическое значение словосочетания; Тип(ы) подчинительной связи.

Синтаксис - центральная лингвистическая единица.

Синтаксис - 1. наука, изучающая правила построения, образования и функционирования синтаксических единиц; 2. определённая область грамматического строя языка

Основное отличие синтаксиса от других лингвистических наук в том, что его объект дуалистичен: он состоит из единиц (конструкций) и связей между компонентами конструкций.

Иными словами, объект синтаксиса - это единицы и совокупность правил, определяющих их построение. Из этого можно сделать вывод, что синтаксический объект конструктивен.

Понимание синтаксиса как науки зависит от объёма понимания термина «синтаксическая единица»:

α. Ф. И. Буслаев и А.А. Потебня - предложение как логическое или психологическое суждение;

β. Ф. Ф. Фортунатов: словосочетание (законченное словосочетание суть предложение).

γ. А. А. Шахматов: предложение, включающее словосочетание как конструктивную единицу.

δ. В. В. Виноградов: словосочетание, простое предложение, сложное предложение.

ε. Г. А. Золотова: словоформа = синтаксема.

ζ. В. В. Бабайцева: словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое, текст.

η. М.И. Черемисина: элементарное простое предложение.

~Синтаксис как знаковая система~

Ex.: План выражения – ясное утро – материально представлены слова, между ними связь согласование, выраженная соответствующими окончаниями ср.р. ед.ч. Им.п.

Синтаксис – это знаковаясистема.

Как система синтаксис предполагает:

– наличие элементарных языковых единиц (синтаксических единиц, субстанций);

– наличие системных отношений между ними (синтаксических связей).

М.И. Черемисина, Т.А. Колосова: «Синтаксическими субстанциями называются все те «единицы», «синтаксические формы», «синтаксические конструкции», «синтаксические построения», которые в речи бывают представлены большими или меньшими «отрезками звучания», а в тексте – графическими отрезками».

– предикативные единицы;

– словосочетания;

– cочиненные группы;

– вводные конструкции и вставочные единицы;

– полупредикативные конструкции;

– союзная конструкция;

– сравнительная конструкция.

Синтаксическиесвязи – это формальное выражение синтаксических отношений, их формальные показатели:

поднятьсянапалубу – показатели синтаксической связи предлог на и флексия =у. При их помощи между компонентами данного словосочетания устанавливаются пространственные отношения.

ПВ «синтаксическая субстанция»

_____________________________

ПС «синтаксическая семантика»

Семантика предложения – диктум (объективное содержание предложения) + модус (субъективная интерпретация диктумного события).

Элементарная единица диктума – пропозиция.

NB: Время не обязательно

Ex.: Я рад, что он, хотя и опоздал, зашел ко мне сегодня.

1) он зашел ко мне;

2) он опоздал;

Модус: я рад.

Определённым связям свойственны определённые отношения

ПВ «синтаксические связи»

_____________________________

ПС «синтаксические отношения»

Я рад, что он, хотя и опоздал, зашел ко мне сегодня.

Зашел, хотя и опоздал – уступительные отношения;

Я рад, что… – изъяснительные отношения.

Для сочинительной связи свойственны отношения соединения, противопоставления, разделения.

Для подчинения: атрибутивные, актантные, сирконстантные

NB: атрибутивные отношения не всегда выражаются через согласование (письмо матери, юбка плиссе)

~Синтаксические единицы в концепции В.В. Виноградова~

1. М.В. Ломоносов: словосочетание и простоепредложение.

2. А.А. Шахматов: словосочетание и простоепредложение.

3. В.В. Виноградов: словосочетание,простоепредложение,сложноепредложение.

Словосочетание – это соединение двух знаменательных слов или слова с формой другого слова на основе подчинительной связи.

– не соотнесено с ситуацией речи, обозначает расчлененное понятие;

– выполняет номинативную, а не коммуникативную функцию.

Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка, целостная (т.е.

Неделимая далее на речевые единицы с теми же основными структурными признаками) единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли. Простое предложение - это монопредикативная и коммуникативная единица – используется в качестве средства общения.

Сложноепредложение– это синтаксическая единица, компонентами которой являются предикативные части (предикативные единицы), каждая из которых по форме напоминает простое предложение и обладает собственной предикативностью. Сложное предложение - это полипредикативная и коммуникативная единица – используется в качестве средства общения.

ПРОМЕЖУТОЧНОЕ РЕЗЮМЕ:

НО! Классификацию ВВВ критикуют с позиций общих принципов классификации любых языковых единиц и общелингвистических представлений о ярусах языка и языковых единицах. То есть, в рамках любой классификации должны противопоставляться друг другу разные виды одного общего рода, а в основании деления должны лежать однотипные признаки.

Видами какого общего рода являются СС – ПП – СП?

Каков единый различительный признак, лежащий в основе этого деления?

«предложение–непредложение»

«синтаксическоецелое–частьэтогоцелого».

ПП и СП - предикативные коммуникативные единицы, их нельзя чётко разграничить

Если делим по принципу «предложение - не предложение», то остаётся одна единица - словосочетание, которая, по-хорошему, должна противопоставляться сочетаниям знаменательных слов со служебными и полузнаменательными.

Критика на основании ярусности языка:

Каждый ярус языка представлен одной языковой единицей. Если признать существование трех синтаксических единиц, то надо признать существование и трех синтаксических ярусов à разрушение общепризнанной системы языка.

Как вариант - элементарноепростоепредложение – двусторонняя синтаксическая единица, планом содержания которой является пропозиция (некоторое положение дел в действительности), а планом выражения – структурная схема, которая записывается с использованием морфологических символов.

ктоестькто? или чтоестьчто?

Моиродителиинженеры / былиинженерами.

Этодерево–сосна.

Осложненное и сложное предложения являются развитием ЭПП по определенным правилам.

~Связь синтаксиса с другими ярусами языка~

α. Фонетика – через интонацию. Предложение всегда интонационно оформлено.

Ех.: Принес.?!

Определенный тип предложения характеризуется и соответствующими типами интонации.

β. Лексика

Гр-80: синтаксис весь пронизан лексикой: названия деревьев могут сочетаться с глаголами состояния, но не с глаголами движения (дубподпрыгивает). Правила сочетаемости слов опираются на лексико-семантические свойства слов.

В. В. Бабайцева: Лексико-грамматические значения словоформ при одном и том же подчиняющем слове нередко определяют их синтаксическую функцию (смотреть с удовольствием – смотреть с другом).

γ. Морфология

Признаки слов как частей речи определяют их синтаксические свойства: прилагательное сочетается с существительным; переходные глаголы требуют постановки имени существительного в форме винительного падежа.

Морфологические свойства слова реализуются в синтаксисе. Морфологические категории также наполняются смыслом только в предложении. Синтаксис – морфология в динамике, движении, действии. Здесь проявляются взаимоотношения классов слов. Морфология – синтаксис в статике, застывший, кристаллизованный. Это реализованные синтаксические потенции слов.

СИНТАКСИС (от греч. syntaxis - построение, порядок) - 1) характерные для конкретных языков средства и правила создания речевых единиц; 2) раздел грамматики, изучающий процессы порождения речи: сочетаемость и порядок следования слов внутри предложения, а также общие свойства предложения как автономной единицы языка и высказывания как части текста.
Объект С. как области яз-знания составляют те механизмы языка (морфологические, фонетические, композиционные и др.), к-рые обеспечивают переход от языка к" речи, способы образования из конечного числа исходных языковых элементов (слов, словоформ, словосочетании, предложений) бесконечного множества речевых произведений (интонационно оформленных высказываний, способных входить в состав текста). С. исследует и формулирует правила речеобразова-ния. В соответствии с этапами синтезирования речи, на каждом из к-рых происходит создание не только более сложных, но и наделенных новым качеством единиц, С. членится на три комплексных раздела. В первом - С. частей ре-ч и (словосочетания, присловных связей, синтагматич. С.) - изучаются сочетат. возможности слова (синтаксич. валентности), способы их реализации (согласование, управление, примыкание а др.) а выражаемые ими отношения (атрибутивное, комплетивное и т. п.). Во втором разделе С.- С. предложения - описываются внутр. структура, коммуникативные типы (сообщение, вопрос, побуждение), предикативность и модальность, семантика и синонимич. преобразования (напр., замена придаточного причастным оборотом) простого и сложного предложения как целостной предикативной и полипредикативной единицы, а также виды и способы выражения отношений, формирующих сложное предложение,- сочинения и подчинения. Словоформы и словосочетания рас» сматриваются в качестве компонентов предложения (см. Члены предложения). Набор модальных, временных и др. форм предложения иногда рассматривается как его парадигма. В третьем разделе исследуется актуализация предложения, т. е. те модификации, к-рые оно претерпевает при вхождении в диалогич. или монологич. текст, - актуальный С, С. текста, В этом разделе изучаются также правила адаптации предложения к контексту (прономинализация, эллипсис, изменение порядка слов, мета-текстовые вводные слова типа «поэтому», «однако», «следовательно»), с одной стороны, и к ситуации речи, с другой (референция имен и именных выражений, авторизация и адресация высказывания). Вся перечисленная проблематика исследуется в синхронном и диахронич. аспектах. Исторический С. изучает общие закономерности эволюции сиитаксич. строя языка, конкретных языков и групп языков, составляя один из разделов ист. грамматики.
Осн. методику синтаксич. исследований составляют процедуры синтеза (порождения, распространения, развертывания) и анализа (членения, сегментации, свертывания). Методика развертывания (синтеза) слова как члена лексико-грам-матич. класса или подкласса, действуя в направлении от простого к сложному, определяет валентностный (сочетательный) потенциал слова, типы и способы выражения его синтаксич. отношений с др. словами. Сегментация (анализ) предложения, его последовательное расчленение на непосредственно составляющие (см. Непосредственно составляющих метод) выявляет иерархию реализуемых в предложении синтаксич. функций (членов предложения). Каждой функции (члену предложения) соответствуют определ. синтаксич. позиции - места в структуре предложения, причем в определение позиции часто вводится семантич. характеристика формирующих данную позицию компонентов предложения. Применительно к позиционной структуре предложения используется метод субституции, служащий для определения круга слов и конструкций, способных занимать то или иное синтаксич. место. Этот прием дополняет методику развертывания слов, поскольку замещение синтаксич. позиции не всегда связано с валентностным аспектом С. Особенно свободны и далеки от валент-ностной сочетаемости отношения между подлежащим и сказуемым. Метод транспозиции - перенос слов и словосочетаний из одной синтаксич. позиции в другую - позволяет описать отношения между формой слова (или словосочетания) и его синтаксич. функцией. Формальные преобразования в этом случае включают не только грамматнч. изменения, но и механизмы словообразования. Особую роль играет переключение предложений в именные позиции (номивализация предложений), напр.: «Студенты сдали экзамены» -> «Сдача экзаменов студентами кончилась» -> «Студенческие экзамены кончились». Кол-во формальных изменений при переходе слова или сочетания слов в другую синтаксич. позицию отражает «маневренность» синтаксич. строя языка. Изолирующие языки, а также аналитич. языки (см. Аналитизм) с развитой конверсией обладают более маневренным С, чем языки синтетич. строя (см. Синтетизм). Позиционная структура предложения Во;::ет быть зафиксирована в той или иной формальной записи. Абстрактная репрезентация предложения характеризует.метод синтаксич. моделирования, к-рый обеспечивает описание неограниченного множества конкретных предложений. Модель предложения может отражать разные аспекты его исследования или разные концепции языка и С.