Болезни Военный билет Призыв

Синтаксис единицы языка. Синтаксические единицы (словосочетание, предложение). Основные единицы синтаксиса

Общая характеристика. Двустворчатые моллюски с двустворчатой раковиной (рис. 184). Голова не обособлена. Нога обычно клиновидной формы, часто в той или иной степени редуцирована. Жабры имеют вид пластин, расположенных в мантийной полости с двух сторон ноги (другое название класса - Пластинчатожаберные).

Описано более 15 тыс. видов двустворчатых моллюсков. Большинство их обитают в морях, меньшая часть - в пресных подоемах. Обычно это малоподвижные или неподвижные животные, обитающие на дне водоемов. Питаются пассивно, путем удерживания пищевых частиц, поступающих вместе с водой в мантийную полость. Развитие прямое (часть пресноводных форм) пли с превращением.

Строение и жизненные отправления. Тело двустворчатых моллюсков двустороннесимметричное. Оно состоит из туловища и ноги, голова редуцирована. Нога обычно имеет клиновидную форму. У подвижных видов она может высовываться из раковины и зарываться в грунт водоема, подтягивая затем за собой вес животное. У прикрепленных или лежащих на грунте моллюсков нога обычно в той или иной степени редуцирована.

Рис. 184. Двустворчатый моллюск беззубка:

/ - нога; 2 - жаберный сифон; 3 - клоакальный сифон; / - вершина раковины; 5 ...... связка створок

Покровы двустворчатых моллюсков богаты различными железами, выделяющими слизь и другие вещества. Так у моллюсков камнеточцев (Pholas ) железы покровов ноги выделяют кислоту, разрушающую известь, что позволяет животному углубляться в известковые скалы. У дрейссен и мидий кожные железы выделяют особое вещество - биссус, затвердевающее в воде в виде тонких нитей, которыми моллюски прочно прикрепляются к субстрату.

Мантия свешивается с боков в виде двух складок. Они ограничивают мантийную полость, в которой расположены йога и жабры. В мантийную полость открываются задняя кишка, протоки почек и половые пути. Вода в нее поступает через жаберный сифон, а удаляется через клоакальный сифон, образованный задним краем мантии. Ток воды создается движением ресничек эпителия, покрывающего мантию, жабры и сифоны.

Раковина образована двумя створками, соединенными на вершине эластичной связкой или замком - зубами, расположенными по верхнему краю створок (рис. 185, 186). У большинства видов обе створки раковины одинаковы, но у ряда лежащих па дне моллюсков они отличаются размером и формой. Раскрытие створок происходит автоматически под действием эластичных свойств соединяющей связки. Сближение створок вызывается сокращением мощных мускулов - запирателей, связывающих обе створки. Нарастание раковины происходит по наружному краю створок за счет выделений из желез подстилающей мантии. Зимой рост моллюсков почти прекращается, отчего на створках образуются годичные полосы, по числу которых можно определить возраст животного.

Нервная система образована тремя парами нервных узлов, один из которых расположен над глоткой, второй - в ноге и третий - в задней части тела. Узлы связаны нервными тяжами - комиссурами. От узлов отходят нервы к разным органам (рис. 187).

Рис. 185. Раковина перловицы (с внутренней стороны):

/ ..... кардинальные.чубы аамка; 2 Попоной.чуб и виде пластинки; Я - отпечатки мышц

Рис. 186. Разрез раковины и мантии беззубки:

/ - конхиолипопый слой ракошшы;
2 фарфороиидиын ее слой; 3 перламутровый слон; 4 наружный эпителий мантии; 5 -■ средний соединительнотканный слой мантии; в- внутренний эпителий мантии

Рис. 187. Внутреннее строение беззубки:

/ - мантия; 2 -- нога; 3 - жаберный сифон; 4 -- клоакальный сифон; 5 » тамыка гельпые мышцы; в - ротовые лопасти; 7 - ротовое отверстие; Н желудок; Я
печень, 10 кишка; // - анус; 12 - сердце; 13 - околосердечная сумка; / / почка; 15 Кеберов орган; 16
-головной ганглий; 17 - ножной ганглий;
висцеральный ганглий; 19 - жабры; 20 - мантийная полость

Органы чувств у двустворчатых моллюсков развиты слабо. В покровах разных частей тела разбросаны чувствующие клетки - органы кожного чувства. На жабрах имеются особые органы химического чувства - осфрадии. В ноге расположены органы равновесия - статоцисты. У ряда видов имеются многочисленные глазки по краю мантии.

Пищеварительная система. Рот расположен на переднем конце тела над основанием ноги. По бокам его расположены две лопасти, покрытые мерцательным эпителием, реснички которого подгоняют пищевые частицы к ротовому отверстию. Короткий пищевод проводит пищу в небольшой желудок, в который открываются протоки печени. Отходящая от желудка кишка образует ряд петель, поднявшись к спинной стороне тела, проходит назад через околосердечную сумку и желудочек сердца и открывается в клоакальный сифон.

Органами дыхания являются жабры, лежащие в мантийной полости по обеим сторонам ноги.

Кровеносная система состоит из сердца и сосудов. Сердце имеет один желудочек и несколько предсердий, число которых соответствует количеству жабр, поскольку каждое из них представляет расширение сосудов, идущих от органов дыхания. Сердце лежит на спинной стороне тела.

Органы выделения представлены двумя почками, лежащими под сердцем. Каждая из них начинается в околосердечной сумке воронкой, выстланной мерцательным эпителием. Мочеточники открываются в мантийную полость. Эпителий околосердечной сумки содержит особые перикардиальные железы (Кебсров орган), также несущие выделительные функции.

Органы размножения. Большинство двустворчатых моллюсков раздельнополы. Семенники и яичники парные. Протоки открываются обычно в мантийную полость. Оплодотворение яиц наружное. У пресноводных форм оно происходит в мантийной полости самки, куда сперматозоиды проникают вместе с водой через жаберный сифон.

Значение двустворчатых моллюсков для хозяйства человека велико. Многие из них употребляются в пищу. Таковы устрицы, гребешки, мидии и др.

Риг. 188. Глохндия беззубки:

/ епшрки ракопилы; 2 ее tynnu; ," i мускул замыкатель пнорок; 7 щепшки органон чунсгн

Устрицы ( Ostrca ) - неподвижные морские моллюски с асимметричной раковиной.

Большой выпуклой створкой они соприкасаются с субстратом (рис. 189, /). На мелких местах устрицы нередко образуют огромные скопления - устричные банки, где их и вылавливают. Во многих странах устрицы высоко ценятся как деликатес. Мясо их по калорийности не уступает мясу рыб и богато витаминами. Во многих странах их разводят в специальных хозяйствах.

Гребешки ( Pecien ) имеют красивые округлые раковины с радиальными ребрами (рис. 190). Они не прирастают к субстрату, а лежат на дне. При опасности гребешок быстро захлопывает раковину, выбрасываемая при этом из нее вода отбрасывает животное, которое делает плавный скачок. Гребешки в большом количестве добываются в морях Дальнего Востока СССР. Используются для приготовления консервов.

Рис. 189. Промысловые съедобные моллюски: / - устрицы; // - мидия

Рис. 190. Гребешок

Рис. 191. Жемчужница:

/ - внешний вид; // - распил жемчуга (видны концентрические слои покруг инородного тела)

Рис. 192. Древоточец и его ходы в куске дерева

Мидии ( Mytitus ) имеют темную раковину из двух створок, одна сторона которых почти прямая, а другая - выпуклая (см. рис. 189, II). Моллюск прикрепляется к субстрату пучком нитей биссуса. В Черном море имеются огромные запасы мидий, которые широко эксплуатируются приморскими животноводческими хозяйствами.

Для кормления сельскохозяйственных животных пригодны также наши пресноводные двустворчатые моллюски - беззубки и перловицы (Anodonta , Unio ).
Они широко распространены по рекам и озерам. Раковины их удлиненно-овальные, крупные, зеленовато-бурого цвета, состоят из двух одинаковых створок. Моллюск передвигается, погрузив в песок клинообразную ногу. У беззубки раковина тонкостенная и створки ее соединяются эластичной связкой без замка. У перловицы раковина более вытянутая и утолщенная, створки ее соединены замком из зубчиков. Раковины перловиц служат сырьем для перламутрового производства.

Ряд видов двустворчатых моллюсков дает жемчуг. Он образуется в результате отложения слоев перламутра вокруг какого-либо инородного тельца (песчинки), попавшего между мантией и раковиной животного. Наиболее крупные и ценные жемчужины дает жемчужница (Pterin ), обитающая в тропических и субтропических морях (рис. 191). В Японии разводят жемчужниц в особых клетках, погруженных в море. Молодым жемчужницам в мантию вводят инородное тельце, становящееся центром роста жемчужины. Жемчуг добывается также из речной жемчужницы (Mar gar i tana ), которая встречается в реках и озерах северных областей СССР.

Вредным представителем двустворчатых моллюсков является дрейссена (Dreissena ), живущая в пресной и соленой воде. Они нередко скапливаются на шлюзах и защитных решетках гидротехнических сооружений, нарушая нормальную работу. Корабельное точило (Teredo ) имеет длинное червеобразное тело и маленькую раковинку на переднем конце (рис. 192). Она выполняет роль сверлящего аппарата. Глубоко внедряясь в древесину подводных сооружений и днищ деревянных судов, они наносят им сильные повреждения.

Связь синтаксиса с лексикой является многосторонней. Именно лексика определяет как семантику синтаксических единиц, так и их структуру. В зависимости от лексического наполнения при одной и той же структурной схеме различаются структурно-семантические типы предложений. Ср.: Кричит (двусоставное неполное) и Светает(односоставное, безличное, полное). Лексико-грамматические значения словоформ при одном и том же главном слове нередко определяют их синтаксическую квалификацию (как члена предложения). Ср.: смотреть(как?) с удовольствием (обстоятельство) – смотреть(с кем?) с другом (дополнение). Синтаксически связанное значение получают так называемые предикатные слова (термин Н.Д. Арутюновой) – это слова, получившие новые значения именно на синтаксическом уровне, когда в предложении они стали выполнять не свойственную им функцию сказуемого: (о человеке) шляпа, слон, пень, тюфяк.

Предмет, задачи синтаксиса как раздела грамматики. Место синтаксиса в системе языка.

Тема 1. Общие вопросы синтаксиса

СИНТАКСИС

Исключения

Исключения могут быть выброшены двумя способами: либо оператором throw (в этом случае оно выбрасывается всегда). Либо при возникновении особой ситуации (например деления на ноль) - это случается не всегда (и по-идее должно не случаться)

Исключения ловятся блоками try-catch :

throw new Exception();

catch (Exception ex)

Блок finally выполняется независимо от того - было исключение или нет. (Это альтернатива деструкторам)

Можно написать несколько блоков catch подряд, в этом случае выбирается первый подходящий по типу. Поэтому следует писать обработчики специальных исключений сначала, а базовых исключений в конце.

using System;
using System.Collections.Generic;
using System.Linq;
using System.Text; namespace HelloWorld
{

class Program
{
static void Main(string args)
{
// выводим текст в консоль
System.Console.Write("Hello world again");
// ждем ввода строки от пользователя,
// после которого завершиться выполнение программы
String str = System.Console.ReadLine();

Литература:

1. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М., 1976.

2. Виноградов В.В. Из истории изучения русского синтаксиса: От Ломоносова до Потебни и Фортунатова. М.: Изд-во МГУ, 1958.

3. Ковтунова И.И. СРЯз: Порядок слов и актуальное членение предложения. М., 1976.

4. Матезиус В. О так называемом актуальном членении предложения // Пражский лингвистический кружок / Пер. с чешск. М., 1967.

Термин «синтаксис» восходит к греческому слову syntaxis – "построение, сорасположение, строй’ и употребляется в двух значениях:



1) синтаксический строй языка, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц;

2) раздел грамматики, изучающий этот строй языка, строение и значение синтаксических единиц.

Таким образом, термин «синтаксис» используется для обозначения и объекта изучения, и раздела науки о языке.

Предмет изучения синтаксиса – функционирование словоформы в различных синтаксических позициях; строение, свойства и типы предложений, а также словосочетание как минимальное грамматически связанное объединение слов.

Задачи синтаксиса: 1) выделить все синтаксические единицы, определить их типы, средства и способы построения; 2) определить роль различных синтаксических единиц в речи; 3) исследовать взаимосвязь формы синтаксических единиц и их содержания.

В современных исследованиях язык рассматривается как система систем, в которых выделяются подсистемы (ярусы, уровни). Низшим уровнем считается фонетика, высшим – синтаксис, так как именно он связан с коммуникативной функцией языка. На уровне синтаксиса единицы всех других уровней организуются с целью построения речи: фонетически оформленные (фонетический уровень) слова (лексический уровень) с их грамматическими характеристиками (морфологический уровень), соединяясь друг с другом, формируют сообщение о действительности, о воле говорящего или его отношении к миру.

Связь синтаксиса с фонетикой очевидна в области интонации: без интонации нет предложения. Произнесение одинаковых по лексическому наполнению предложений с различной интонацией (ср.: Это проблема. Это проблема? Это проблема! ) принципиально меняет смысл высказываний. Интонация и фразовое ударение, то есть интонационное выделение наиболее значимого компонента высказывания, являются важными средствами актуального членения предложения.

Связь синтаксиса с морфологией. Морфология и синтаксис – две составные части грамматики. Р.И. Аванесов отмечал: «Каждая часть речи выделилась благодаря тому, что она специализировалась для выражения того или иного члена предложения. Таким образом, части речи – это застывшие члены предложения». По словам В.В. Виноградова («Русский язык (грамматическое учение о слове)», 1947), «морфологические формы – это отстоявшиеся синтаксические формы. Нет ничего в морфологии, чего нет или прежде не было в синтаксисе и лексике». Как мы видим, в синтаксисе складывалась система частей речи, их деление на знаменательные и служебные в зависимости от роли в предложении. Знаменательные части речи, называющие предметы, признаки, количество и т.д. составляют семантику предложения, делают его информативным. Но в соединении слов друг с другом в предложении главную роль выполняют служебные части речи (предлоги, союзы, частицы):

Она всматривалась в лица, но никого не узнавала.

Предлог в служит для связи глагола и существительного с объектным значением;

но – сочинительный противительный союз указывает на смысловые отношения между однородными сказуемыми;

не – отрицательная частица, вносит значение, противоположное семантике глагола.

К синтаксическим единицам относятся словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое, текст.

В середине ХХ века синтаксис представал как учение об иерархии трех синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения и сложного. Развивая идеи А.А. Шахматова, академик В.В. Виноградов основной единицей синтаксической системы считал предложение, поскольку именно в нем проявляется одна из наиболее важных функций языка – коммуникативная. Словосочетания, вслед за словами, В.В. Виноградов относил к номинативным средствам языка, служащим для называния предметов, процессов, признаков. По мнению ученого, словосочетание – это строительный материал для простого предложения. В свою очередь, простое предложение является строительным материалом для сложного. В качестве отличительных признаков предложения В.В. Виноградовым были выделены предикативность (то есть отнесенность высказывания к действительности; выражается в категориях модальности, синтаксического времени и лица), интонация законченного сообщения.

Вопрос о статусе словосочетания в системе синтаксических единиц остается спорным. Так, представители формальной школы в грамматике (Ф.Ф. Фортунатов, А.М. Пешковский) центральной единицей синтаксиса считали словосочетание. По словам Ф.Ф. Фортунатова, «законченное словосочетание представляет собою полное предложение».

В конце 60-х гг. ХХ в. возник вопрос о существовании синтаксической единицы, меньшей, чем словосочетание. Основываясь на главенстве коммуникативной функции языка, Г.А. Золотова ставит под сомнение традиционную характеристику словосочетания как строительного материала для предложения и выделяет в качестве минимальной единицы синтаксиса синтаксическую форму слова, или синтаксему. В словоформах от радости и от скамейки совпадают морфологические формы (от + р.п.), тогда как синтаксические значения различны. Синтаксема от радости обозначает причину, а от скамейки – направление.

В середине ХХ в. начался поиск больших, чем сложное предложение, синтаксических единиц. После создания типологии сложного предложения встал вопрос о соединении предложений в тексте. Н.С. Поспелов в 50-е гг. ХХ в. предложил считать структурной единицей текста сложное синтаксическое целое (ССЦ; Л.А. Булаховский ввел термин «сверхфразовое единство»).

Сложное синтаксическое целое – это структурно-семантическое единство нескольких (двух и более) отдельных предложений, связанных между собой грамматически и тематически в составе текста.

Главные признаки ССЦ: 1) тематическое единство предложений в группе; 2) специальные способы связи данных предложений друг с другом:

§ единство видо-временных форм сказуемых;

§ употребление слов, включающих общий семантический компонент, а также повторов:

Пасмурный, дождливый день. Небо надолго заволокло тучами , и дождю конца не предвидится. На дворе слякоть, лужи, мокрые галки, а в комнатах сумерки и такой холод, что хоть печи топи (А. Чехов) – тема непогоды;

§ использование анафорических средств, то есть отсылок к компонентам предшествующего текста (это обычно личные, указательные и притяжательные местоимения, слова типа факт, событие ):

Младшая сестра Женя молчала. Она не принимала участия в серьезных разговорах, ее в семье еще не считали взрослой (А.П. Чехов);

§ использование средств повторной номинации – различного обозначения одного и того же предмета, лица, признака (синонимы, метафорические и метонимические обозначения, наименования по отношению к другому лицу – брат, дядя, по возрасту, профессии; оценочные характеристики и т.д.). Например, в тексте повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ряд номинаций Пугачева строится следующим образом: Пугачёв – Емеля (Емелька) – самозванец – беглый казак – государь – мошенник – злодей.

§ неполнота предложений:

Хлеб режет Горкин, раздает ломти. Кладет и мне: огромный, все лицо закроешь (И. Шмелев);

§ параллелизм в построении предложений;

§ употребление вводных слов, сочинительных и подчинительных союзов, союзных слов в начале предложений:

И снова в жужжанье просквозила Машенька точно в перевернутом телескопе. И когда она совсем исчезла, Ганин прислонился к стене и почувствовал, что у него горят уши.

ССЦ формируют текст. Текст – это высшая коммуникативная единица, характеризующаяся смысловой замкнутостью и законченностью, главным признаком которой является связность.

Изучение синтаксиса текста началось в 70-80-е гг. ХХ в., однако вопрос о статусе текста в системе синтаксических единиц вызывает дискуссии. Так, в учебном пособии «Современный русский язык» под редакцией Е. Дибровой (Ч. 2.; М., 2008), в пособии «Русский язык» под редакцией Л.Л. Касаткина (М., 2001) и других текст рассматривается как единица синтаксиса. В учебнике «Синтаксис современного русского языка» (СПб., 2008) выделяются единицы трех синтаксических уровней: докоммуникативного, или номинативного (синтаксема, словосочетание), уровня предложения (простое предложение, сложное предложение) и уровня текста (сложное синтаксическое целое).

Таким образом, вопрос о составе и количестве синтаксических единиц в настоящее время не имеет однозначного решения. Словосочетание, предложение (простое и сложное), ССЦ и текст являются предметом изучения синтаксиса всех языков. Это синтаксические единицы разной значимости (из словосочетаний и словоформ строятся простые предложения, из которых в свою очередь строятся сложные; из сочетания простых и сложных предложений строятся ССЦ, а из ССЦ и предложений – текст), однако все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Чтобы понять, что именно является единицами синтаксиса, достаточно вникнуть в определение этой науки о языке где указывается, что она изучает правила построения словосочетания, предложения и текста. Именно эти три единицы и являются основными в данной науке. Чтобы действительно хорошо понять структуру русского языка, уметь грамотно строить устную и письменную речь, а также осознанно ставить знаки препинания – школьник должен досконально разобраться в данном вопросе.

Основные единицы синтаксиса

Итак, их три. И первая – словосочетание, оно же – сочетание слов, которые соединяются в его пределах по смыслу и грамматически. Это минимальная единица синтаксиса. который особое внимание уделяет изучению различных форм связи слов в словосочетаниях. Основная функция словосочетания – номинативная.

Следующая единица – это предложение. Оно представляет собой соединения слов, организованное по грамматическому принципу. Два его главных признака – это смысловая и интонационная законченность.

Предложение может состоять только из одного слова и при этом обладать всеми характерными признаками данной синтаксической единицы. Если же в нем больше двух слов, оно легко делится на словосочетания.

Основная функция предложения – коммуникативная.

Ну, и самая крупная синтаксическая единица – это, конечно же текст. Он состоит из ряда предложений (которых должно быть как минимум два), которые объединены не только по смыслу, но также лексически и грамматически. Это развернутое высказывание, где предложения объединены темой и основной мыслью и располагаются в определенном порядке. Смысловая целостность и связность – вот два основных признака текста.

Тема текста – это то, что отображено в тексте, тот предмет речи, который был выбран автором для словесного изображения, а его основная мысль – это отношение автора к данному предмету, то как он его оценивает.

Текст также необходим для того, чтобы обменяться мыслями и чувствами, он необходим для общения, то есть, как и предложение, выполняет коммуникативную функцию. Он обязательно отражает какой-то конкретный фрагмент действительности.

Синтаксис изучает также и отдельные слова, но они интересуют его не как лексические единицы и не как части речи, а как члены предложения.

Что мы узнали?

Синтаксис как раздел науки о языке изучает три основных языковых единицы – это словосочетание, предложение и текст. Все они состоят из слов но они изучаются в пределах данной науки только как структурные элементы более крупных единиц. Самой мелкой единицей, которую изучает синтаксис, является словосочетание, за ним следует предложение (хотя оно и может состоять всего из одного слова), а самой большой является текст. Синтаксис рассматривает все эти единицы и формы связи слов в предложении и словосочетании, а также предложений в тексте. Словосочетание как языковая единица выполняет номинативную функцию, а предложение и текст – коммуникативную, то есть необходимы для общения.


План:

    Синтаксис. Основные единицы синтаксиса 3

      Слово – одна из основных грамматических единиц русского языка 3

      Словосочетание – единица синтаксиса 4

      Словосочетание – единица синтаксиса 7

    Морфемика. Основные словообразовательные нормы 11

Список литературы 13

    Синтаксис. Основные единицы синтаксиса

Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении. Особо можно выделить раздел, рассматривающий более крупное синтаксическое целое - объединение предложений в связной речи.

Синтаксические единицы – это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями.

В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова. Однако словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе, но выглядят по-разному. Ср.: К утру иней налипнет на сосновых ветвях (Кедрин). В предложении – 7 слов, 5 словоформ, 5 членов предложения.

Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву.(А.Толстой). В предложении – 8 слов, 7 словоформ, 5 членов предложения.

Таким образом, словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными синтаксическими единицами.

      Слово – одна из основных грамматических единиц русского языка

Слово является одной из основных грамматических единиц. В нем слиты воедино его звуковая материя, лексическое значение и формальные грамматические характеристики. К грамматическим свойствам слова относятся его значение как части речи (т. е. как единицы, принадлежащей к определенному лексико-грамматическому классу слов), словообразовательная структура, способность к формальным изменениям и все его абстрактные значения, подчиненные общему значению класса (части речи); у имени это такие, например, значения, как род, число, падеж, у глагола - вид, залог, время, наклонение, лицо. Кроме названных свойств слову принадлежит его собственный активный потенциал, проявляющийся, с одной стороны, в возможностях его синтаксической и лексико-семантической сочетаемости, его участия в построении предложений и высказываний, с другой стороны, в его активном отношении к разным видам контекстных окружений. Таким образом, слово является единицей, разными своими сторонами принадлежащей одновременно всем уровням грамматической системы - и словообразованию, и морфологии, и синтаксису.

      Словосочетание – единица синтаксиса

Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности, например: студенческое собрание, статья по диалектологии, человек среднего роста, читать вслух. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Некоторые грамматисты (Ф.Ф. Фортунатов, М.Н. Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании.

Словосочетаниями не является:

    грамматическая основа;

    однородные члены предложения;

    служебная часть речи + существительное;

    фразеологизм.

Различаются словосочетания синтаксические и словосочетания фразеологические. Первые изучаются в синтаксисе, вторые - во фразеологии. Ср.: 1) красная материя, железная балка, тупой взгляд; 2) красная смородина, железная дорога, тупой угол.

Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные. Первые легко разлагаются на составляющие их части, вторые образуют синтаксически неразложимое единство (в предложении выступают в роли единого члена). Например: 1) нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью; 2) два студента, несколько книг.

Типы связи слов в словосочетании. Предикативная связь является связью между членами грамматической основы в предложении.

В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое - зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:

Согласование - вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже.

Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе.

Управление - вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова.

Примыкание - вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями.

Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал.

Другое определение связи «Примыкание»: связь, которая используется в словосочетании, где зависимый компонент - неизменяемое слово или такая изолированная от других форм, как сравнительная степень, неопределённая форма глагола.

Классификация словосочетаний по главному слову

По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:

1. Глагольные. Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать вслух.

2 . Именные

        Субстантивные (с существительным в роли главного слова)

Примеры: план сочинения, поездка по стране, третий класс, яйца всмятку.

        Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)

Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.

        Количественные (с именем числительным в роли главного слова)

Примеры: два карандаша, второй из претендентов.

        Местоименные (с местоимением в роли главного слова)

Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.

4. Наречные

Примеры: крайне важно, вдали от дороги.

Классификация словосочетаний по составу (по структуре)

1. Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.

Примеры: новый дом, человек с седыми волосами (= седоволосый человек).

2. Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.

Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.

Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов

По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:

        синтаксически свободные

Примеры: высокий дом.

        синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:

Примеры: три сестры, анютины глазки.

Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания - сочетания однородных членов предложения.

      Предложение – одна из основных единиц синтаксиса

Другой основной синтаксической единицей является предложение. Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.

Члены предложения

Члены предложения - грамматически значимые части, на которые делится предложение при синтаксическом анализе. Они могут состоять как из отдельных слов, так и из словосочетаний. Выделяют два главных члена предложения: подлежащее и сказуемое, которые находятся в предикативном отношении, образуя предикативную единицу, и играют наиболее важную роль. К второстепенным членам предложения относятся объект, обстоятельство, определение.

Составом подлежащего называется подлежащее и все второстепенные члены предложения, которые относятся к подлежащему (распространённые и нераспространённые определения).

Сходно, составом сказуемого называется сказуемое и все второстепенные члены предложения, которые относятся к сказуемому (обстоятельства и объекты с зависимыми словами).

Например: Красивая незнакомка в самолете подарила ему загадочную улыбку. Красивая - определение, незнакомка - подлежащее, в самолете - обстоятельство, подарила - сказуемое, улыбку - объект, ему - косвенный объект.

Типы предложений

Предложение не всегда выражает мысль, оно может выражать вопрос, побуждение, волю, эмоции. Согласно этому предложения бывают следующих типов:

Повествовательное (декларативное) предложение сообщает о каком-либо факте, действии или событии, либо содержит отрицание их: Я выйду на улицу часов в одиннадцать. Я не буду долго собираться.

Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. Вопросительные предложения бывают следующих типов:

Собственно вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ: Вы сделали работу? Он уже пришёл?

Вопросительно-утвердительное предложение содержит в себе информацию, которая требует подтверждения: Так вы едете? Это уже решено? Ну, идём? (см. также определение вопросительно-побудительного предложения)

Вопросительно-отрицательное предложение уже содержит в себе отрицание того, о чём спрашивается: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно? И что же вы можете нам рассказать?

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в категорию вопросительно-повествовательных предложений.

Вопросительно-побудительное предложение содержит в себе побуждение к действию, выраженному в самом вопросе: Итак, может быть, продолжим наше занятие? Займёмся сначала подготовкой? Ну, идём?

Вопросительно-риторическое предложение содержит в себе утверждение или отрицание и не требует ответа, так как ответ содержится в самом вопросе: Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать?

Побудительное предложение содержит в себе волю говорящего, выражая приказ, просьбу или мольбу. Побудительные предложения отличают: побудительная интонация, сказуемое в форме повелительного наклонения, присутствие частиц, вносящих побудительный оттенок в предложение (ну-ка, давай, пусть).

Восклицательное предложение выражает эмоции говорящего, что передаётся специальной восклицательной интонацией. Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения.

Если предложение содержит в себе только подлежащее и сказуемое, то оно называется нераспространённым, иначе - распространённым.

Предложение считается простым, если содержит в себе одну предикативную единицу, если больше - сложным.

Если предложение содержит в себе и состав подлежащего, и состав сказуемого, то оно называется двусоставным, иначе - односоставным.

Односоставные предложения делятся на следующие типы:

Определённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, который своими личными окончаниями указывает, что действие, названное им, выполняется определённым, 1-м или 2-м, лицом: Иду домой. Собирайтесь!

Неопределённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего, когда действие выполняется неопределённым лицом: Меня вызвали к директору.

Обобщённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, где субъектом действия может быть кто угодно: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Безличное предложение - простое односоставное предложение со сказуемым, называющим такое действие или состояние, которое представлено без участия грамматического субъекта действия: Смеркалось. Было уже светло. Хочется пить. Его как бы вдруг передёрнуло. Под густою листвою пахло травою и лесом.

Инфинитивное предложение - простое односоставное предложение, в котором сказуемое выражено инфинитивом (глаголом в неопределённой форме). В таких предложениях подлежащее не может быть выражено каким-либо словом без изменения формы сказуемого: Молчать! Вам уже ехать. Только бы успеть!

Номинативное предложение - простое односоставное предложение, в котором подлежащее выражено существительным в именительном падеже и отсутствует сказуемое (сказуемое выражено глаголом «быть» в нулевой форме): Летнее утро. В воздухе тишина.

Если предложение содержит все необходимые члены предложения, то оно считается полным, иначе - неполным. Полными или неполными могут быть как двусоставные предложения, так и односоставные. В неполных предложениях некоторые члены предложения опущены в соответствии с контекстом или обстановкой: Куда его? - Очень я тебя любила. - И я тебя. В неполных предложениях может не быть одновременно как подлежащего, так и сказуемого: Куда? Зачем?

    Морфемика. Основные словообразовательные нормы

Нормы литературного языка обеспечивают единообразное понимание текста и преемственность культуры. Нормы литературного языка охватывают всю совокупность речевой деятельности и противостоят солекизмам - нарушениям грамматической, логической, семантической связности речи, а также речи нелитературной - диалектам, просторечию, различного рода социальным и профессиональным жаргонам, табуированным выражениям, засорению речи иностранными словами и оборотами, архаизмам и неоправданному речетворчеству в виде неологизмов.

По сфере действия нормы литературного языка подразделяются на общие (нормы языка) и частные (нормы речи). Общие нормы распространяются на любые высказывания, а частные - на произведения отдельных видов словесности, например, поэтических произведений, документов и т.д.

К общим нормам принадлежат:

    орфоэпические нормы устной речи, которые подразделяются на фонетические (нормы произнесения слов и словосочетаний) и просодические (нормы построения интонации), например, ударение в слове обеспечение на третьем слоге;

    морфологические нормы построения слов, например, множественное число от слова офицер - офицеры с ударением на третьем слоге;

    словообразовательные нормы, например, образование от существительного условие глагола обусловливать со звуком и соответственно буквой о в корне, а не обуславливать;

    лексические нормы употребления слов и устойчивых словосочетаний в определенных значениях, например, слово знаковый означает "относящийся к знаку, имеющий функцию знака", а слово значимый означает "имеющий существенное значение", поэтому нельзя сказать "знаковая речь президента", но "значимая или значительная речь президента"; или: "Дай Бог нам преодолеть наши очень сложные социально-экономические и политические проблемы" - проблемы можно решить.

    логико-синтаксические нормы построения словосочетаний и предложений, регулирующие правильную смысловую связь элементов высказываний. Например, если опущен обязательный элемент словосочетания, создается неопределенность смысла:

"Пожалуйста, тот, кто вносил, может высказаться. Кто вносил?... Кто хотел бы с иных позиций? Дайте, пожалуйста, возможность...";

    собственно синтаксические нормы, регулирующие устойчивые формальные связи слов в словосочетаниях и предложениях; нарушение этих норм приводит к неразличению синтаксических значений и обеднению смысла фразы: "Начальник охраны завода доложил по вопросу о подготовке по заводу мероприятий по очистке территории";

    орфографические нормы, регулирующие написания слов; нарушение орфографических норм затрудняет понимание письменной речи;

    пунктуационные нормы, регулирующие членение предложений и обеспечивающие правильное понимание строения высказывания.

Общие нормы литературного языка изучаются в соответствующих разделах общего курса русского языка и в курсе стилистики.

К частным нормам принадлежат правила построения документов, публичных выступлений, научных сочинений, писем, художественных произведений и т.д.

Список литературы:

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса

    Грамматика русского языка. М., 1954, 1960 - Т. 2, ч. 1 и 2.

    Современный русский язык в трех частях / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. М, 1987.

    Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М., 1980.

    Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 2008.

    Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.

Морфемика. Основные словообразовательные нормы

    Арутюнова Н. Д. О понятии системы словообразования. - Филологические науки, 1960, № 2.

    Виноградов В. В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии (на материале русского и родственных языков). - Избр. труды. Исследования по русской грамматике. М., 1995.

    Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. М., 2003.

    Протченко И. Ф. Лексика и словообразование русского языка советской эпохи. М., 2005.

    его основными устройствами, их назначением; ...

  1. Агглютинация

    Реферат >> Иностранный язык

    Понятие слова как основной единицы лексикологии, лексического значения слова, его предметной отнесённости. Освоить... принципы их классификации. Освоить основные понятия синтаксиса . Знать основные единицы синтаксиса , синтаксические связи. Значение: расширение...

  2. Символизм как семиотическое явление и его гносеологическая оценка

    Дипломная работа >> Философия

    Субъектов. Символ, который является его основным центром измерения, определяется такими... проявленный полюс Абсолюта, равный единице . Превращение единицы в двойку символизирует разделение... распростерты как руки». Символический синтаксис такого рода чаще всего...

  3. Понятие и сущность мировоззрения. Основные типы мировоззренческих систем

    Реферат >> Философия

    Шагом в области логического синтаксиса , теория пифагорейцев способствовала возникновению... как социально-этическую единицу , но как единицу космическую, которая... социальная природа общественного сознания и его основная особенность. Можно, пожалуй, согласиться...

Понятие о синтаксических единицах, синтаксических отношениях, синтаксических связях (и средствах связи) и о грамматической (синтаксической) семантике.

Синтаксические единицы - это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями.

Конструкция - это синтаксически значимое объединение слов, обладающих непосредственной связью.

Например, в предложении "Мои друзья поздравили меня с новой победой" сочетания: мои друзья, друзья поздравили, поздравили меня, новой победой, поздравили с победой являются конструкциями. Конструкцией является и все предложение.

А такие сочетания словоформ, как: меня с победой, меня с новой, друзья с победой и т.д. не являются конструкциями, т.к. связь между словами здесь не непосредственная, а опосредованная, например: поздравили меня с победой (связь словоформ меня с победой осуществляется через слово поздравили).

Иногда конструкциями называются модели (структурные схемы), по которым строятся предложения и словосочетания.

Например, два совершенно различных по содержанию предложения: "Бабушка спит". " Солнце светит" с точки зрения синтаксического моделирования считаются идентичными. Они построены по одной и той же модели: N1 - Vf (существительное в именительном падеже + глагол в личной форме, между которыми устанавливается предикативная связь).

Американский ученый Ч. Филлмор предложил новое понимание конструкций (constructions). Это такие языковые выражения, у которых есть аспект плана выражения или плана содержания, не выводимый из значения или формы их составных частей.

Примерами конструкций, согласно Филлмору, могут служить такие языковые выражения, как обороты не говоря уже (англ. let alone) Он не дал бы мне и десяти центов, не говоря уже о десяти долларах; He would not give me ten cents, let alone ten dollars.

К конструкциям относятся сравнительные, условные конструкции и др. Филлморовская идея конструкций отрицает принцип композиционности, согласно которому значение всякого языкового выражения сводится к сумме значений составляющих его лексических единиц и синтаксических правил, их соединяющих. Конструкции, по мысли Филлмора, не сводятся к составляющим (словоформам) и отношениям между ними. В них есть еще значение самой конструкции, которое может накладывать те или иные ограничения на состав конструкции.

Например, конструкция Вот - Vf - N1 возможна с предикатом идет: Вот идет Иван, но вряд ли уместна с предикатом, например, читать: Вот читает Иван. В английском языке в конструкции Here is John в качестве предикатов возможны не любые глаголы, а лишь некоторые, например: be "быть", sit "сидеть", stand "стоять", lie "лежать" и некоторые другие.

Отметим, что синтаксические модели принадлежат языку только как абстрактные модели, а их конкретное наполнение тем или иным лексическим материалом зависит от речевых условий, является фактом речи, оп­ределяется содержанием высказывания, намерением говорящего. Однако следует отметить, что есть определенные правила заполнения структурных моделей предложения словами определенных семантических разрядов, иными словами, языку принадлежат не только сами схемы, но и правила их лексического заполнения. В речи осуществляется заполнение данной модели конкретными словами в соответствии с потребностями коммуникации.

Синтаксическая функция . Синтаксическая функция - это роль слова или формы слова в синтаксической конструкции. Функция синтаксических единиц определяется как их роль в построении коммуникативной единицы - предложения. Функция выражает отношение синтаксической единицы к коммуникативной единице.

Примерами синтаксических функций являются: функции членов предложения (подлежащее, дополнение, обстоятельство и др.), функции вводных слов, функции определяемого и определяющего в словосочетании и др.

В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова. Однако словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе, но выглядят по-разному.

Ср.: К утру иней налипнет на сосновых ветвях (Кедрин). В предложении - 7 слов, 5 словоформ, 5 членов предложения. Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву (А. Толстой). В предложении - 8 слов, 7 словоформ, 5 членов предложения. Таким образом, словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц (конструкций): словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными синтаксическими единицами.

Вопрос о составе синтаксических единиц (сколько их и какие они) до сих пор однозначно не решен в лингвистике, однако большинством ученых рассматриваются все названные выше синтаксические единицы.

Словосочетание и предложение. Учение о словосочетании развивалось противоречиво и сложно. А.А. Шахматов определяет словосочетание как: "...такое соединение слов, которое образует грамматическое единство, обнаруживаемое зависимостью одних из этих слов от других»

Есть и другие многочисленны трактовки понятия «словосочетание»: 1. Для одних языковедов характерно было понимание словосочетания, опирающееся на этимологическое значение термина. Так Ф.Ф. Фортунатов под словосочетанием понимает любое сочетание полнозначных слов, оформленное грамматическими и смысловыми показателями, независимо от их формы и назначения в речи. "Словосочетанием в речи я называю то целое по значению, которое образуется сочетанием одного полного слова (не частицы) с другим полным словом, будет ли это выражение целого психологического суждения, или выражение его части". Значит, предложение причисляется к одному из разрядов словосочетаний.

2. А.М. Пешковский еще шире понимает словосочетание: "Словосочетание есть два слова или ряд слов, объединенных в речи и в мысли". При таком подходе считается возможным рассматривать как одно словосочетание объединение двух или нескольких предложений.

3. М.Н. Петерсон рассматривает словосочетание как "соединение слов, равное простому предложению", исключив, таким образом, из синтаксиса учение о предложении. В этом случае рассматриваются отношения второ­степенных членов друг к другу и их отношения к главным членам, то есть словосочетания выделяются из предложения. При этом само предложение также причисляется к разряду словосочетаний, но в отличие от других такие словосочетания объявляются законченными.

4. Сложившаяся грамматическая традиция нашла отражение и во взглядах В.П. Сухотина на проблему словосочетания. Под словосочетанием ученый понимает "минимальное грамматическое и смысловое единство в со­ставе предложения, отражающее связи реальной действительности".

Такое определение приводит к следующим выводам: 1) словосочетание вычленяется из предложения; 2) сочетание подлежащего и сказуемого тоже является словосочетанием, которое выполняет функцию сообщения или высказывания о действительности, остальные словосочетания непредикативные; 3) в некоторых случаях словосочетания могут быть равны простому предложению; 4) словосочетания делятся на однородные (с сочинительной связью: учитель и инженер) и неоднородные (с подчинительной связью: учитель инженера)").

Из сказанного выше следует, что словосочетание понимается как такое синтаксическое единство, которое вычленяется из предложения и существует только в предложении.

5. Систематизируя исследования в области словосочетания, В.В. Виноградов предлагает иной взгляд на эту единицу и разграничивает понятие словосочетания и понятие предложения, опираясь на функциональный подход к обеим. В результате оказывается, что предложение является единицей коммуникативной, а словосочетание - единицей номинативной.

В.В. Виноградов пишет: "Словосочетание и предложение - понятия разных семантических рядов и разных стилистических плоскостей. Они соответствуют разным формам мышления. Предложение - вовсе не разновидность словосочетания, так как существуют слова-предложения. Словосочетание не имеет грамматических признаков, которые бы указывали на законченность сообщения. Словосочетание только в составе предложения и через предложение входит в систему средств сообщения, но оно так же, как слово, относится к средствам обозначения и является строительным материалом в процессе языкового общения".

Из такого понимания словосочетания следует, что не всякое объединение полнозначных слов является словосочетанием, а лишь такое, которое представляет собой "продукт семантического распространения слова", т.е. построено по правилам распространения слова. Следовательно, в теорию словосочетания включаются вопросы, связанные с выяснением грамматических отношений между компонентами сложного наименования, каким является словосочетание, и определением значения, которое выражается данным наименованием. Отсюда следует, что взаимоотношения подлежащего и сказуемого, взаимоотношения рядов слов, объединенных сочинительной связью (однородных членов), а также полупредикативные словосочетания, выражающие добавочное сообщение, целиком относятся к теории предложения и к проблемам словосочетания никакого отношения не имеют.

Нельзя не сказать, что существует и другая, полярная точка зрения, которая отражена в суждении о полном отрицании словосочетания как синтаксической единицы, однако дальнейшего развития эта точка зрения не получила.

Из сказанного следует, что проблемы, связанные со словосочетанием (их объем, границы, возможности сочетаемости лексических единиц и т.д.), не решены до конца и продолжают развиваться в современной лингвистике, однако в настоящее время господствующей точкой зрения на словосочетание остается точка зрения В.В. Виноградова.

Итак, мы опираемся на следующее основное определение словосочетания В.В. Виноградова: "... исторически сложившиеся в языке формы грамматического объединения двух или более знаменательных слов, лишенные основных признаков предложения, но создающие расчлененное обозначение единого понятия".

Поскольку синтаксические единицы иерархизированы, следует учитывать сходства и различия между ними:

1. Слово и словосочетание. Признаками, которые объединяют понятия слова и словосочетания, являются:

1) не являются коммуникативными единицами языка, входят в речь только в составе предложения;

2) не имеют предикативных значений, интонации сообщения;

3) выступают как номинативные средства языка, называя предметы, их признаки, действия;

4) имеют парадигму изменения.

Признаки различия проявляются в структуре и в значении: слово - лексическая единица, состоящая из морфем, словосочетание - синтаксическая единица, состоящая из 2-х и более знаменательных слов, объединенных под­чинительной связью.

Слово называет предметы и явления действительности в нерасчлененном виде. Оно может иметь большой набор потенциальных сем, который определяет количество возможных словосочетаний, где потенциальные семы уточняются и раскрываются

Например: писать письмо, писать красиво, писать ручкой, писать на доске,

писать другу; спать на диване, спать крепко, спать два часа и т.п.)

Словосочетания называют предметы и явления действительности в расчлененном виде, то есть имеют конкретное, развернутое наименование, не требующее дальнейшего уточнения. Эта особенность лишает данную единицу возможности иметь потенциальные семы

Например: обеденный стол, письменный стол, диетический стол, паспортный

стол и т. п.

2. Словосочетание и предложение. В соотношении понятий словосочетание и предложение основным признаком, различающим их, является наличие предикативности, модальности, синтаксического времени и интонаци­онной завершенности у предложения и отсутствие названных признаков у словосочетания. Предикативностью называется то, что «делает предложение предложением». Если сочетание словоформ является законченной, отдельной и независимой грамматически и интонационно частью текста, то это словосочетание обозначается как «предикативное».

Для словосочетания как единицы низшего уровня синтаксической системы целесообразно выделить следующие различительные (дифференциальные) признаки словосочетаний и предложений и учитывать их при анализе словосочетания:

1) грамматический - непредикативная единица;

2) функциональный - единица номинативного плана, выражающая единое, но расчлененное понятие о предметах, признаках, действиях;

3) структурный - конструкция, состоящая не менее чем из двух знаменательных слов, связанных подчинительной связью согласования, управле­ния, примыкания;

4) семантический - конструкция, в которой выражаются определенные синтаксические отношения между словами;

5) парадигматический - единица, представленная системой форм, опирающихся на формы главного, стержневого слова.

Классификация словосочетаний:

1. В зависимости от количества составляющих компонентов словосочетания делятся на простые и сложные.

Простые словосочетания состоят из двух полнозначных слов: загородная прогулка, синее небо, любить музыку.

К простым словосочетаниям относятся также те, которые включают аналитические формы слова: буду говорить откровенно, самое синее море; и те, в которых зависимый компонент есть синтаксическое или фразеологическое единство: человек низкого роста (= низкорослый), офицер с загорелым лицом (= загорелый), девушка шестнадцати лет (= шестнадцатилетняя), бежать сломя голову.

К типу простых словосочетаний близки сочетания с фразеологизированными глагольными элементами канцелярского или книжного характера: проявлять интерес к делу, вести борьбу с разгильдяйством. Их можно рассматривать как переходный тип между простыми и сложными сочетаниями.

Сложные словосочетания состоят из трех и более полнозначных слов и представляют собой различные комбинации простых словосочетаний или слова и словосочетания. Возможны некоторые обобщения таких комбинаций.

а). Простое словосочетание и зависимая от него отдельная словоформа:

Например: часто применяемый в клинике, кирпичный дом на окраине, красивое платье в горошек.

Особенность этих СС состоит в том, что зависимые словоформы не связаны в них грамматически, поэтому деление сложного СС на простые является вариативным.

б) Стержневое слово и зависимое от него простое словосочетание.

Например: здание с белыми колоннами, старик с седой бородой, скупая на цвета природа, вкусное на вид яблоко, иметь большое желание, близкая к окончанию работа, дерзкая на язык девочка.

Особенность строения этих словосочетаний состоит в том, что зависимая словоформа в зависимом простом словосочетании связана только с главным словом этого словосочетания и никакого отношения не имеет к стержневому слову всего словосочетания, поэтому допустим только один вариант членения: здание - с белыми колоннами, старик - с седой бородой и т.п.

в). Стержневое слово и две (и больше) зависимые словоформы, не образующие словосочетания (то есть не связанные друг с другом). Это некоторые глагольные словосочетания, в которых глагол способен распространяться двумя существительными.

Например: положить доски в ряд, вовлечь друзей в работу, превратить воду в пар, вбить гвоздь в стену, сшить пальто ребенку.

Подобные словосочетания, в отличие от первых двух групп, не являются продуктом соединения целых словосочетаний. Их образование объясняется лексико-грамматическими свойствами переходных глаголов: они способны распространяться несколькими предложно-падежными формами, то есть обнаруживают двойную синтаксическую связь.

Например: превратить воду и превратить в пар, вбить гвоздь и вбить в стену.

Такие словосочетание возможны и среди некоторых субстантивных: превращение воды в пар, вовлечение друзей в работу.

Наряду с трехсловными словосочетаниями могут образовываться четырех-, пятисловные и т.д. Важно, что они строятся всегда по одному принципу: распространения уже имеющихся слов в словосочетании простом или сложном трехсловном.

Например: готовый бороться - готовый бороться в одиночку; скупая на цвета природа - скупая на цвета северная природа, очень скупая на цвета северная природа.

Несмотря на большой объем таких словосочетаний, они не теряют своего семантико-грамматического единства, так принципы соединения составляющих их компонентов сохраняются: они опираются на принцип построения простых словосочетаний. Такие словосочетания иногда называются комбинированными.

Возможность построения сложных многословных словосочетаний отнюдь не свидетельствует о безграничности их объема. Усложнение простых словосочетаний ограничено рамками некоммуникативных объединений слов.

Следовательно, объем словосочетаний ограничен его грамматической природой, его качественным отличием от предложения.

2. В соответствии с морфолого-синтаксическими особенностями выделяют следующие лексико-грамматические типы словосочетаний: глагольные, именные, наречные.

а). Глагольные словосочетания имеют следующие модели:

Глагол + существительное или местоимение (с предлогом или без предлога): купить хлеба, обратиться к нему;

Глагол + инфинитив или деепричастие: просить приехать, сидеть задумавшись;

Глагол + наречие: поступать правильно, повторять дважды.

б). Именные словосочетания делятся на субстантивные, адъективные, с главным словом числительным и с главным словом местоимением.

Основные модели субстантивных словосочетаний:

Существительное +согласуемое слово: ясный день, мой мир;

Существительное + существительное: город в огнях, отрывок из поэмы;

Существительное + наречие: шаг вперед, лов зимой;

Существительное + инфинитив: готовность помочь, повод поговорить.

в) Основные модели адъективных словосочетаний:

Прилагательное + наречие: по-праздничному нарядный, едва слышный;

Прилагательное + существительное (местоимение): широкий в плечах, равнодушный ко всему;

Прилагательное + инфинитив: способный организовать, готовый со­противляться.

Последние типы словосочетаний с главным словом числительным и

с главным словом местоимением являются синтаксически несвободными и разнообразием моделей не отличаются: двое друзей, два товарища, некто в белом, что-нибудь особенное.

в). Словосочетания наречного типа (с предикативными и непредикативными наречиями) имеют 2 модели:

Наречие + наречие: по-летнему жарко, весьма вкусно;

Наречие + существительное: больно руку, высоко в горы, задолго до праздника.

3. В зависимости от степени спаянности компонентов, которая обусловлена полнотой выражения лексического значения, словосочетания могут быть свободными и несвободными.

Свободные словосочетания состоят из слов, сохраняющих свою самостоятельность в силу достаточной информативности. В предложении каждый компонент свободного словосочетания выполняет самостоятельную роль.

Компоненты свободных словосочетаний могут заменяться, поскольку синтаксические связи в них являются живыми и продуктивными:

Например: поздняя осень, ранняя..., холодная..., дождливая...; поздняя осень, ...

весна, ...любовь.

В то же время свободные словосочетания могут включать компоненты, имеющие ограниченную лексическую сочетаемость:

Например: слушать... и подслушать..., что отражается на количестве вариантов словосочетаний с одним и тем же словом.

Известно, что сочетаемость - одно из фундаментальных понятий языковой системы, поскольку отражает синтагматические свойства языковых единиц. Сочетаемость всегда связана с согласованием сем двух слов, которое позволяет раскрыть (актуализировать), с одной стороны, лексическую сущность данного словоупотребления, а с другой стороны, - синтаксические отношения в словосочетании. Категориальное значение слов предопределяет их синтаксическую сочетаемость вообще, например, существительные сочетаются с прилагательными, прилагательные - с наречием, глаголы - с существительным и т.д., а лексическое значение предопределяет количество возможных синтаксических сочетаний одной конкретной лексемы или группы лексем с одной ведущей семой.

Анализ словосочетаний с точки зрения особенностей сочетаемости в них лексем приводит к интересным выводам и результатам, которые позволяют выделять новые семантические разновидности словосочетаний в рамках известных синтаксических отношений, обнаруживать новые, не выделенные ранее, типы лексических единиц и т.д. Проблема семантической и синтаксической сочетаемости в языковой системе остается весьма интересной и актуальной.

Синтаксически несвободные словосочетания либо включают информативно недостаточные компоненты с лексически ослабленным значением, следствием чего является употребление всего словосочетания как единой лексико-синтаксической единицы, либо являются структурно нечленимыми в данном контексте:

В любом случае все словосочетание выполняет функцию одного члена предложения. В учебной литературе выделяются синтаксически несвободные словосочетания, которые не членятся в контексте на отдельные компоненты:

Сравните: "Два мальчика игралки "Я наблюдал за игрой двух мальчиков". "Мать с сыном отправились в лес" и Мать отправилась с сыном в магазин"; и фразеологически несвободные словосочетания, которые содержат информативно недостаточные компоненты и по значению равны одному слову:

Например: пуститься в рассуждения, иметь возможность, дать слово, спустя рукава и т. п.

Семантика словосочетаний. Словоформы, составляющие словосочетание, находятся в определенных синтаксических отношениях, которые строятся на основе взаимодействия лексических значений этих слов и их форм. Все многообразие этих отношений обобщенно сводится к следующим:

Атрибутивные синтаксические отношения существуют между предметом и признаком в широком смысле, отвечают на вопросы какой, чей, который, имеют место в именных словосочетаниях.

Объектные синтаксические отношения обозначают отношения между действием и предметом, отвечают на вопросы косвенных падежей, возможны в глагольных словосочетаниях и именных с отглагольными сущест­вительными или прилагательными.

Обстоятельственные синтаксические отношения обозначают отношения между действием и признаком, действием и состоянием, признаком и признаком, отвечают на вопросы собственно обстоятельственных наречий, возможны в глагольных и именных (с прилагательным) словосочетаниях. Семантические разновидности обстоятельственных синтаксических отношений аналогичны разрядам собственно обстоятельственных наречий.

Субъектные синтаксические отношения обнаруживаются в конструкциях со страдательным оборотом, в которых творительный падеж имени имеет значение субъекта, например: посаженный отцом, воспитанный няней, опрокинутый ветром и т.п.

Комплетивные синтаксические отношения возникают вследствие потребности некоторых слов иметь дополнительное (обязательное) смысловое уточнение, при этом зависимая словоформа восполняет информативно недостаточный стержневой компонент, например: слыть чудаком, назваться груздем, отличаться выносливостью, сделаться заметным и т.п.

Синтаксические отношения меры раскрывают внутренний количественный признак предметов, действий, состояний в стержневом компоненте, выраженном существительным или глаголом, в семном составе которых обя­зательна сема величины (количественная сема) измеряемого пространства, времени, веса, объема, стоимости (качественные семы) и т.д. Для синтаксических отношений меры обязательным является семантическое согласование качественно-количественных сем стержневого и зависимого компонентов.

Например: интервал в десять секунд, двухминутный интервал, небольшой интервал, два метра, десять часов, несколько тысяч рублей и т.п.

На уровне предложения синтаксические отношения меры проявляются в определении, сказуемом и обстоятельствах меры.

Синтаксические отношения степени являются субъективными и возникают между предметом и признаком в динамичном состоянии, между действием и признаком в динамичном состоянии, являются разновидностью ат­рибутивных (в широком смысле) и обстоятельственных синтаксических отношений

Сравните: невыносимые разочарования, обморочный восторг, огромный кот,

широченный мост, стремительно мчаться, невероятно разволноваться и т.п.

Итак, синтаксические отношения в словосочетании зависят от 1) общих лексико-грамматических свойств сочетающихся частей речи и их категориальных значений, 2) от лексического значения сочетающихся слов, 3) от кон­текста, более широкого, чем словосочетание.

При анализе словосочетания следует помнить, что словосочетание как синтаксическая единица существует в предложении и, характеризуя ее, нельзя не учитывать окружающего контекста, поскольку семантика словосочетания так же, как и слова, обусловлена не только внутренними семантическими отношениями между компонентами (для слова это есть словарное значение), но и внешними отношениями с другими словами в предложении, поэтому значение словосочетания должно специально уточняться.

Схема анализа словосочетания является традиционной:

1. Начальная форма (определяется по начальной форме стержневого компонента).

2. Структурный тип (простое, сложное, комбинированное).

3. Лексико-грамматический тип словосочетания, структурная схема (способ выражения главного и зависимого компонентов).

4. Тип по степени спаянности компонентов (свободное, несвободное; установить причину, по которой словосочетание является несвободным: информативная недостаточность стержневого компонента или структурная обусловленность).

5. Семантика словосочетания (определить синтаксические отношения между компонентами, используя метод вопросов; если вопрос невозможен, проанализировать набор основных сем в обоих компонентах и установить сему согласования; указать внутреннее и контекстное значение словосочетания).

6. Форма словосочетания (определить вид синтаксической связи, степень связи, способы выражения синтаксических отношений: форма компонентов в составе словосочетания, предлоги, порядок слов).

Предложение. В науке нет единого определения предложения, тем не менее, делаются попытки определить предложение в плане:

1) логическом - Ф.И. Буслаев указывал, что «суждение, выраженное словами, есть предложение»;

2) психологическом:- Д. Н. Овсянико-Куликовский давал следующее определение: «Предложение есть такое слово или такое упорядоченное сочетание слов, которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем «предицирования» («сказуемости»);

3) формально-грамматическом - Ф.Ф. Фортунатов рассматривал предложение как один из видов словосочетания. Он писал: «Среди грамма­тических словосочетаний, употребляющихся в полных предложениях в речи, господствующими являются в русском языке те именно словосочетания, ко­торые мы в праве назвать грамматическими предложениями, так как они заключают в себе, как части, грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое».

В качестве рабочего примем следующее определение: предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью, называющая не единич­ный предмет действительности, а некую ситуацию как связь предмета с действительностью.

По выражению французского синтаксиста Л. Теньера, предложение представляет собой «маленькую драму», которая включает в себя действие (обозначаемую сказуемым ситуацию), действующих лиц (актанты) и обстоятельства (сирконстанты). Помимо того, что каждый актант в каждой ситуации обладает некоторой присущей ему ролью, имеются также и «амплуа» - некие стандартные семантические роли, которые выступают в разных ситуациях. В число таких ролей входят:

Агенс - одушевленный инициатор действия, контролирующий его (мальчик бежит; мальчик ломает стол);

Пациенс - участник, сильнее остальных вовлеченный в ситуацию и претерпевающий в ней наиболее существенные изменения (мальчик падает; отец бьет мальчика);

Бенефактив - участник ситуации, чьи интересы в ней затронуты (даю книгу мальчику; хвалю мальчика);

Экспериенцер - носитель непроизвольного чувства или получатель информации при глаголах восприятия (мальчик видит; мальчику нравится);

Инструмент - неодушевленный объект, при помощи которого осуществляется действие (писать карандашом) и некоторые другие.

Синтаксическая организация предложения характеризуется двумя различными уровнями и предполагает два различных объекта исследования: структурная организация предложения, и его актуальное членение.

Синтаксическая структура предложения - это множество синтаксических связей данного предложения. Структурные схемы, синтаксические модели - это узаконенные в данном языке модели, по которым строятся предложения. Структурная схема - это образец, шаблон.

Центральной грамматической единицей синтаксиса является простое предложение. Это определяется тем, что простое предложение представляет собой элементарную единицу, предназначенную для передачи относительно законченной информации, обладающую такими свойствами, которые делают возможным отнесение сообщаемого в тот или иной временной план. Кроме того, простое предложение - основная единица, участвующая в формирова­нии сложного предложения и текста.

Простое предложение состоит из словосочетаний и словоформ, имеет собственные грамматические характеристики: 1) оно образуется по специальному грамматическому образцу; 2) обладает языковыми значениями, формальными характеристиками, интонационной оформленностью и способностью к изменению. Простое предложение так же, как и ранее изучаемые единицы языковой системы, входит в парадигматические отношения. Па­радигматические отношения - формальные изменения самой конструкции (частные проявления общего категориального значения), выраженные специальными средствами. Частные грамматические значения простого предложения выражаются знаменательными или служебными словами, синтаксическими частицами, порядком слов и интонацией.

Простое предложение входит в синтагматические отношения - члены простого предложения сочетаются друг с другом по определенным правилам.

Особенно сложна формальная и смысловая организация простого предложения. Каждое простое предложение построено по определенному формальному образцу, который называется предикативной основой или структурной схемой. Такие схемы являются абстракциями, отвлекаемыми от неограниченного множества конкретных предложений.

Сравните примеры: Ребенок веселится. Поезд идет. Мальчик читает. Предложения построены по образцу: имя существительное + спрягаемый глагол, выражающему отношения процессуального признака и его носителя в том или ином временном плане.

Работы прибавляется. Воды убывает. - Род.п. сущ. + гл. в ф. 3-го л. ед.ч. Схе­ма выражает отношения процессуального состояния и его носителя.

Зима. Ночь. - Им.п. сущ. - констатирует факт наличия.

Формы слов, организующие предикативную основу, называются компонентами структурной схемы, главными членами, предикативным центром.

Предикативность - отношение содержания предложения к действительности, т.е. является ли отражаемая действительность реальным фактом, находится ли действие в процессе или оно уже завершилось, кто является действующими лицами в предложении.

Так, структурная схема предложения обладает грамматическими свойствами, которые позволяют обозначить, что то, о чем сообщается, либо реально осуществля­ется во времени (настоящем, прошедшем, будущем), то есть имеет реальный временной план, либо мыслится как возможное, должное, желаемое, то есть имеет ирреальный план, или временную неопределенность.

Таким образом, понятие предикативности как абстрактной синтаксической категории складывается из понятий: структурная схема, временной план сообщаемого и реальность/ирреальность сообщаемого, глагольные грамматические категории времени, лица, наклонения, залога, вида и т.д..

Главным средством формирования предикативности является категория наклонения, с помощью которой сообщение предстает в аспекте реальность/ирреальность.

Представление о сущности предикативности (как и сам термин) не является однозначным. Наряду с концепцией В.В. Виноградова и его школы термином "предикативность" обозначают также свойство сказуемого как син­таксического члена двусоставного предложения. Понятие предикативности входит в состав понятий "предикативная связь", "предикативные отношения", которыми обозначают отношения, связывающие подлежащее и сказуемое, а также логического субъекта и предиката; в таком употреблении предикативность осмысляется уже не как категория наивысшей ступени абстракции (присущая модели предложения как таковой, предложению вообще, независимо от его состава), а как понятие, связанное с уровнем членения предложения, то есть с такими предложениями, в которых может быть выделено подлежащее и сказуемое.

Таким образом, важно различать эти понятия предикативности. При квалификации грамматического значения простого предложения термин "предикативность" понимается как синтаксическая категория.

Семантическая структура. Предложение совмещает в одной своей грамматической форме несколько значений разных ступеней абстракции. Во- первых, сам структурный образец простого предложения имеет отвлеченное значение, общее для всех предложений, так называемая предикативность. Значение предикативности, заложенное в образце, переносится в конкретное предложение и модифицируется в парадигме предложения, то есть в разных его синтаксических формах, выражающих значения реальности и ирреальности. Но в конкретных предложениях есть еще одно значение, идущее от компонентов предикативной основы и от их отношений + лексическое значение слов.

Например: Ученик пишет - субъект и его активное действие; Гром гремит - субъект и его наличие, существование; Светает - наличие бессубъектного действия; Много дел, мало радости - субъект и его количественный признак и т.д. Все сказанное имеет отношение к семантике структурной схемы или к семантической структуре предложения.

Таким образом, семантическая структура - это то его языковое значение, которое создается взаимодействием семантики структурной схемы и лексического значения слов.

Категориями семантической структуры является предикативный признак, субъект - носитель предикативного признака и объект; на уровне предложения эти значения уточняются и дифференцируются. Предложения, имеющие разную грамматическую организацию, но близкую семантическую структуру, в некоторых исследованиях рассматриваются как трансформы, то преобразования одного в другое, например:

Наступает вечер - Вечереет; Сын учится - Сын - учащийся.