Болезни Военный билет Призыв

Штрафбат в годы войны. Правда о штрафбатах: штрафные подразделения ссср и германии. Наши штрафбаты были совсем другими

Штрафные воинские подразделения в СССР

Штрафные подразделения существовали в Красной Армии с 25 июля 1942 по 6 июня 1945; они направлялись на самые трудные участки фронтов, чтобы дать штрафникам возможность «кровью искупить свою вину перед Родиной»; при этом были неизбежны большие потери в личном составе.

Самой первой Штрафной ротой во время Великой Отечественной войны была сформирована Армейская Отдельная Штрафная рота 42 Армии Ленинградского фронта - 25 июля , за три дня до знаменитого Приказа № 227 . В составе 42-й Армии она воевала до 10 октября и была расформирована. Самой последней Штрафной ротой была 32 Армейская Отдельная Штрафная рота 1 Ударной Армии, расформированная 6 июня .

За все годы Великой Отечественной войны через штрафные подразделения прошло, по некоторым данным, 827 тыс. 910 человек. Если учесть, что за всю войну через армию прошло 34 476,7 тыс. чел. , то доля штрафников среди них составляет примерно 4,2 %.

Например, в 1944 общие потери Красной Армии (убитые, раненые, пленные, заболевшие) - 6 503 204 чел; из них штрафников - 370 298. Всего в 1944 в Красной Армии имелось 11 штрафных батальонов по 226 человек в каждом и 243 штрафные роты по 102 человека в каждой. Среднемесячная численность Армейских Отдельных Штрафных рот в 1944 на всех фронтах колебалась от 204 до 295. Наивысшая точка ежедневной численности Армейских Отдельных Штрафных рот (335 рот) была достигнута 20 июля 1943.

Основная терминология:

  • Штрафной батальон (штрафбат) батальона .

В Красной Армии туда направились военнослужащие офицерского состава всех родов войск, провинившиеся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости. Данные подразделения формировались по приказу народного комиссара обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 в пределах фронтов в количестве от 1 до 3 (смотря по обстановке). В них насчитывалось по 800 человек. Командовали штрафбатами кадровые офицеры.

  • Штрафная рота (штрафрота) - штрафное подразделение в ранге роты .

В Красной Армии туда направились военнослужащие рядового и сержантского состава всех родов войск, провинившиеся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости. Данные подразделения формировались по Приказу народного комиссара обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 г . в пределах армий в количестве от 5 до 10 (смотря по обстановке). В них насчитывалось по 150-200 человек. Командовали штрафными ротами кадровые офицеры.

  • Штрафник - разговорное наименование бойца штрафного воинского подразделения.

Штрафные воинские подразделения в иностранных армиях

  • Afrika-Brigade 999

В кино

  • Гу-га - художественный фильм СССР , 1989 год Режиссёр Вилен Новак.
  • Грязная дюжина (The Dirty Dozen) - американский кинофильм Роберта Олдрича по новелле-рассказу Натансона E.M. (1967).
  • Штрафбат - российский телесериал (2004).

См. также

Литература

  • Дайнес В. О. Штрафбаты и заградотряды Красной Армии (Серия: Великая Отечественная: Цена Победы) М.: Эксмо, 2008. - 448 с. ISBN 978-5-699-25316-6
  • Пыльцын А. В. Штрафной удар, или Как офицерский штрафбат дошел до Берлина. СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2003. - 295 с.
  • Пыльцын А. В. Правда о штрафбатах: Как офицерский штрафбат дошел до Берлина. Изд. 3-е. (Серия: Великая Отечественная. Неизвестная война) М.: Эксмо, 2008. - 512 с. ISBN 978-5-699-21470-9
  • Пыхалов И. , Пыльцын А., Васильченко А. Штрафбаты по обе стороны фронта (Серия: Военно-исторический сборник) М.: Эксмо, 2007.
  • Рубцов Ю. В. Штрафники Великой Отечественной. В жизни и на экране. (Серия: Военные тайны ХХ века) М.: Вече, 2007. - 432 с. ISBN 978-5-9533-2219-5
  • Сукнев М. Записки командира штрафбата. Воспоминания комбата. 1941-1945 (Серия: На линии фронта. Правда о войне) М.: Центрполиграф, 2006. - 264 с. ISBN 978-5-9524-2746-4

Ссылки

  • Штрафные, штурмовые и дисциплинарные подразделения Макар Иванович Тонин
  • Пыльцын А. В. Штрафной удар, или Как офицерский штрафбат дошел до Берлина
  • Пыхалов И. Штрафники: правда и вымысел
  • Юрий Веремеев. Ложь и правда о штрафниках. Приведены выдержки из документов.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Штрафной батальон" в других словарях:

    ШТРАФНОЙ, штрафная, штрафное. 1. прил. к штраф. Штрафные деньги. 2. прил., по знач. связанное с наложением взыскания за нарушение или неисполнение чего нибудь. Штрафной журнал (для записи проступков учащихся; дорев.). Штрафной удар мячом в… … Толковый словарь Ушакова

    I м. разг. 1. Военнослужащий, направленный судебным решением в специальную дисциплинарную (штрафную) часть; штрафник 1.. 2. Спортсмен, наказанный во время игры за нарушение правил или за неспортивное поведение; штрафник 2.. II м. разг. Штрафной… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    I м. разг. 1. Военнослужащий, направленный судебным решением в специальную дисциплинарную (штрафную) часть; штрафник 1.. 2. Спортсмен, наказанный во время игры за нарушение правил или за неспортивное поведение; штрафник 2.. II м. разг. Штрафной… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    I м. разг. 1. Военнослужащий, направленный судебным решением в специальную дисциплинарную (штрафную) часть; штрафник 1.. 2. Спортсмен, наказанный во время игры за нарушение правил или за неспортивное поведение; штрафник 2.. II м. разг. Штрафной… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    ШТРАФНОЙ, ая, ое. 1. см. штраф. 2. Относящийся к взысканию за нарушение каких н. правил. Ш. удар (в командных играх с мячом). Штрафная скамья (в спорте: для тех, кто временно удалён с поля за нарушение правил игры). Ш. батальон, штрафная часть… … Толковый словарь Ожегова

    штрафной - I см. штрафной; о/го; м. Военнослужащий, направленный в штрафную часть, роту и т.п. Попасть в штрафные. Служил штрафным. II а/я, о/е. см. тж. штрафной 1) к штраф 1) Ш ые таксы … Словарь многих выражений

    А; м. [франц. bataillon]. 1. Войсковое подразделение из нескольких рот и специализированных взводов (обычно входящее в состав полка или бригады). Стрелковый, сапёрный, танковый б. Б. специального назначения. Дисциплинарный, штрафной б.… … Энциклопедический словарь

    Ая, ое. 1. к Штраф (1 зн.). Ш ые таксы. Ш ые санкции. Ш ые деньги (являющиеся штрафом). 2. Назначаемый за нарушение чего л.; являющийся штрафом (2 зн.). Выпить ш. стакан за опоздание. Получить ш ое очко. Судья назначает ш. удар. Ш ая скамья… … Энциклопедический словарь

О штрафбатах во время Великой Отечественной войны сказано немало. Среди этого потока информации встречается немало домыслов и заблуждений, впрочем, порой и правда может поразить не менее чем миф.

На перевоспитание

Можно сказать, что толчок идее возникновения штрафных батальонов дали первые месяцы войны. В условиях тотального отступления Красной Армии частым явлением стали случаи дезертирства или проявления трусости, на что командиры нередко реагировали наиболее жестким образом – расстрелом. Однако в октябре 1941 года наркоматом обороны был издан указ, в котором сообщалось, что офицеры в отдельных случаях злоупотребляют своими полномочиями, устраивая самосуд. Начались поиски путей, способных заменить репрессии перевоспитанием личного состава.

Решение созрело в июле 1942-го. Еще до выхода приказа №227 «ни шагу назад» была создана первая штрафная рота, после 28 июля в считанные дни командование сформировало еще 77 отдельных штрафных рот и 5 батальонов. За весь период войны в РККА появилось более 60 штрафбатов и свыше тысячи штрафных рот. По данным сборника «Россия и СССР в войнах XX века: Статистическое исследование», за годы Великой Отечественной в штрафные роты и батальоны было направлено 427 910 человек.

От танкистов до тыловиков

В штрафбаты направлялись военнослужащие из разных родов войск, самыми разными могли быть и причины. Так, в августе 1941 года генерал Василевский выпустил распоряжение, согласно которому в штрафные танковые роты сводился личный состав, уличенный в саботаже и вредительстве, а в штрафные пехотные роты следовало отправлять «безнадежных, злостных шкурников из танкистов».

9 сентября свет увидел подписанный Сталиным приказ №0685, требовавший летчиков истребителей, уклонявшихся от воздушного боя, предавать суду и переводить в штрафную пехоту. На следующий день вышел указ генерал-майор артиллерии Аборенкова предписывавший направлять в штрафные стрелковые батальоны тех, кто небрежно относился к технике и вооружению.

Не желавшие воевать ухитрялись убедительно инсценировать болезни или ранения, однако 12 ноября 1941 года очередь дошла и до них. В соответствие с приказом №0882 отправке в штрафные части подлежали все, кто симулирует болезни и занимается членовредительством. А с 1942 года в штрафбаты стали направлять и работников тыла – с формулировкой «за бездушное и бюрократическое отношение к своим обязанностям».

Попасть из тыла в штрафбат можно было и за совершенно незначительные провинности, например, за опоздание на работу свыше двадцати минут, что приравнивалось к прогулу. Если в первый раз за подобное нарушение объявляли выговор, то за повторное – судили: могли дать срок или отправить в штрафную часть.

Опасный контингент

Последнее время все чаще можно услышать разоблачение мифа о том, что основу штрафбатов составляли зэки. Здесь все зависело от части: где-то доля заключенных была мизерна, а где-то они преобладали. Так, заместитель командира 163-й штрафной роты 51-й Армии Ефим Гольбрайх вспоминал, что в качестве пополнения к его штрафной роте прислали эшелон уголовников, «человек четыреста и больше», чего хватило бы на батальон.

В фильмах про штрафбаты часто можно увидеть эпизод, как по распоряжению командира части избивают штрафника. Ветераны, воевавшие в штрафных частях, отмечают, что это вряд ли возможно, особенно если речь идет о зэке. Ведь в бою офицер мог оказаться впереди наказанного им солдата, а полю в спину получить никто не хотел.

Но у заключенных был свой резон воевать добросовестно. Ведь месяц в штрафбате мог им списать до 4-х лет тюрьмы, 2 месяца – до 7-ми, три месяца – до 10-ти. По словам Гольбрайха, бывали такие случаи, когда место убитого командира штрафного подразделения занимал зэк – из него получался далеко не худший начальник: ведь желание реабилитироваться было огромное.

Под ударом

Долгое время бытовало утверждение, что штрафные части служили своего рода «пушечным мясом». Военные историки его неоднократно опровергали. Но, тем не менее, следует признать, что вероятность погибнуть в штрафбатах была на порядок выше, чем в обычных частях РККА. По данным авторов сборника «Россия и СССР в войнах XX века: Статистическое исследование», только в 1944 году общие потери личного состава всех штрафных частей составили 170 298 человек. Ежемесячные потери в среднем составляли 14 191 человек, или 52% от среднемесячной численности штрафников. Эта цифра в три раза превышает уровень смертности среди военнослужащих обычных частей в тех же наступательных операциях за 1944 год.

И все-таки у штрафников был шанс покинуть место отбывания наказания. К примеру, в феврале 1944 года во время Рогачевско-Жлобинской операции отличились бойцы 8-го отдельного штрафного батальона. Командующий 3-й армией генерал Горбатов личным приказом освободил 600 из 800 штрафников. В отличие от наших штрафбатов немцы-штрафники, даже искупив свою вину подвигом, не могли рассчитывать на снисхождение командования, и вынуждены были коротать свой срок до конца.

Лучше чем в гвардии

«Одна винтовка на троих» – казалось, это утверждение как нельзя лучше подходит для военнослужащих штрафбатов. Но с этим не согласен ветеран Великой Отечественной Александр Пыльцын, командир роты 8-го офицерского штрафбата 1-го Белорусского Фронта. С его слов, учитывая, что штрафные части бросали на самые тяжелые участки фронта, их нельзя было не снабжать достаточным количеством оружия и боеприпасов.

Более того, штрафников зачастую наделяли самым передовым оружием, например, противотанковыми ружьями системы Симонова или 7,62-милиметровыми пулеметами системы Горюнова, которые еще даже не использовались в гвардейских частях. Бывшие штрафники рассказывали, что и кормили их отнюдь не хуже, а иной раз и лучше, чем в других подразделениях.

«Озверевшие соколы»

Журналист Виталий Карюков в беседе с маршалом авиации в отставке Александром Ефимовым узнал одну любопытную подробность. Оказывается, в годы войны существовали так называемые «штрафные эскадрильи». По словам военного, командование решило нецелесообразным отправлять всех проштрафившихся летчиков в обычный штрафбат, так как на подготовку их замены ушли бы многие месяцы.

Среди таких штрафников оказался будущий Герой Советского Союза Иван Федоров. Впрочем, он фактически добровольно напросился в штрафбат. В июле 1942 года, перегоняя как летчик-испытатель ЛаГГ-3 на передовую, он самовольно остался на Калининском фронте. А уже в августе он возглавил одну из только что созданных штрафных эскадрилий. За крутой нрав немцы наградили Федорова титулом «Красный дьявол», а его подопечных именовали «озверевшими соколами». В общей сложности на счету 64 летчиков эскадрильи Федорова 350 гитлеровских асов.

Но не все воевали добросовестно. Впоследствии к противнику на своих самолетах переметнулись 66 обиженных на советскую власть летчиков, и командование ВВС распорядилось расформировать штрафные эскадрильи, отправляя провинившихся в обычные штрафные части.

В сериале «Штрафбат» в очередной раз растиражировали традиционный миф о штрафных батальонах, в которых якобы искупали вину кровью наказанные красноармейцы и заключенные. Дело в том, что ни красноармейцам, ни лагерным «блатарям», ни их паханам отбывать наказание в штрафбате было не положено. К сожалению, использовав знаменитый приказ № 227 в заставке серий, авторы фильма не удосужились этот приказ прочесть. Вот что в нем сказано: «…Сформировать в пределах фронта от одного до трех (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров (летом 1942 года термина «офицеры» в Красной Армии еще не существовало, он появился в начале 1943 года. – Авт.) и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины».

26 сентября 1942 года заместитель наркома обороны генерал армии Георгий Жуков приказал: «Лица среднего и старшего командного, политического и начальствующего состава направляются в штрафные батальоны… от одного до трех месяцев». Был определен даже размер жалованья ставшего штрафником командира – 8 рублей 50 копеек. Но тогда возникает вопрос – неужели «возможность искупить кровью» предоставлялась лишь командному составу?

А как же рядовые и сержанты? Для них все в том же приказе № 227 было предписано: «Сформировать в пределах армии от пяти до десяти (смотря по обстановке) штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой), куда направлять рядовых бойцов и младших командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на трудные участки армии».

Принципиальная разница между штрафным батальоном и штрафной ротой определена предельно точно. Штрафные батальоны на самом деле были подразделениями сугубо офицерскими, принципиально отличавшимися от штрафных рот. Это были совершенно разные формирования – непохожие прежде всего по составу (штрафбаты состояли из разжалованных офицеров, штрафные же роты – из рядовых и сержантов, а часто и из заключенных из лагерей). Штрафные роты и в самом деле были «пушечным мясом», получавшим оружие обычно лишь перед боем (как правило, исключительно винтовки) и находившимся под прицелом войск НКВД. Штрафные же батальоны имели в своем составе пулеметные, противотанковые и минометные взводы, проходили специальную подготовку, об уровне которой другие подразделения Красной Армии могли лишь мечтать.

Ревнивый летчик-убийца

Существует легенда о создании штрафбатов – якобы некий летчик убил жену с любовником и, будучи приговорен к расстрелу, в письме Сталину попросил разрешить умереть в бою. Сталин, сказав: «А вдруг он хотя бы одного немца убить сможет», – принял решение создать штрафбаты. Но, помимо легенд, существуют документы и воспоминания ветеранов. Александр Пыльцин, командир взвода, затем роты 8-го отдельного штрафбата 1-го Белорусского фронта, с возмущением писал в своих воспоминаниях об авторах современных публикаций, не находящих «различий между фронтовыми офицерскими штрафными батальонами и армейскими штрафными ротами».

Вот как он описывает свою первую боевую операцию: «Задача состояла в следующем: незаметно для противника перейти линию фронта и, избегая боевого соприкосновения с ним, смелым броском выйти ему в тыл». Ни о каких заградотрядах речь в такой операции идти не могла. Держать на мушке людей во вражеском тылу очень затруднительно. По описанию Пыльцина, их очень неплохо кормили: «Выдали нам и наборы сухих продовольственных пайков. Туда входили небольшие консервные баночки с американским непривычно остро пахнущим сыром (все американское и английское по-прежнему называли у нас «вторым фронтом») да соленое, немного пожелтевшее, но не потерявшее от этого своей прелести украинское сало. Все это было выдано нам из расчета 3–5 суток активных боевых действий. Правда, предусматривалось хотя бы раз в сутки горячее питание из наших походных кухонь, к регулярности и полновесности порций которых мы так привыкли за время нахождения в обороне. Тыловые службы хорошо позаботились даже о ремонте и замене износившейся обуви». Как это не похоже на наше традиционное представление о голодном и оборванном «пушечном мясе».

И готовили штрафбатовцев к бою всерьез. Минометчики почти каждый день тренировались в стрельбе с закрытых позиций, расчеты противотанковых ружей палили по подбитому немецкому танку. Мало того, даже из дефицитных трофейных фаустпатронов штрафники могли пострелять во время обучения.

Из массы бывших офицеров выделялись пехотинцы, назначавшиеся заместителями командиров взводов (командирами взвода и выше назначались офицеры из так называемого постоянного состава, то есть не штрафники. Отбывающие же наказание относились к переменному составу). Затем подготовленные и основательно вооруженные штрафбаты выполняли роль ударных, сугубо офицерских частей, решавших особые задачи. Похоже, что при их создании вспомнили о белогвардейских офицерских батальонах Гражданской войны, что не афишировалось по понятным идеологическим причинам. И это на фоне обычных, не штрафных, частей, где свежее пополнение часто кидали в бой, даже не выдавая обмундирования, в гражданской одежде! Многие красноармейцы шли в атаку, успев предварительно выстрелить по одному-два раза. Так кто же на самом деле был «пушечным мясом»?

У штрафников назад пути не будет

А вот задачи перед штрафбатами ставились действительно сложнейшие. Офицерские батальоны были надежным боевым инструментом, который не подведет ни при каких обстоятельствах. «Наши подразделения были срочно переброшены на самое опасное направление, усилив собой боевые порядки полка. Перемешавшись с его солдатами, мы заметили, что в их рядах возникло какое-то оживление. Ведь понимали они, что рядом с ними в роли рядовых бойцов находились недавние офицеры в самых разных званиях и в атаку они пойдут вместе. И в них будто влилась какая-то свежая необоримая сила», – вспоминал Александр Пыльцин. Бойцы штрафбата постоянно демонстрировали не только беспредельную отвагу, но и высочайший профессионализм. В немецком тылу у штрафников кончились мины – и из советских 82-мм минометов отлично подготовленные минометчики бьют трофейными 81-мм минами, быстро изменив таблицу стрельб. Невозможно подойти к зданию, из которого немцы ведут очень плотный огонь, – и из находящихся рядом штрафников «перебежчик» бежит к врагу. На самом деле – это доброволец, запасшийся гранатами. Добравшись до «мертвого пространства» под окнами, он в каждое бросает по лимонке. Попалось по дороге брошенное немецкое самоходное орудие – из него тут же открывают огонь штрафники – бывшие офицеры-танкисты. Во время наступления на Берлин штрафникам приказали первыми форсировать Одер и создать плацдарм для стрелковой дивизии. Перед боем они рассуждали так: «Хоть сколько-нибудь из более чем сотни штрафников роты, да доплывут, а если доплывут – то не было еще у них невыполнимых задач. И пусть маленький плацдарм захватят, но будут удерживать его до последнего. У штрафников назад пути не будет».

За этот успешный бой Александр Пыльцин был посмертно представлен к званию Героя. Когда выяснилось, что он остался в живых, командир батальона, с которым у Александра Васильевича отношения не сложились, переделал представление на орден Боевого Красного Знамени. Но допустим на минуту, что, как это иногда бывает с ветеранами, Александр Пыльцын после стольких лет, скажем так, несколько преувеличивает боеспособность и профессионализм своего штрафбата.

Потерь в батальоне было немного

Писатель-фронтовик Вячеслав Кондратьев по праву считается одним из самых реалистичных и правдивых авторов, писавших о Великой Отечественной. Его произведения честно рассказывают о том, как из-за неподготовленности своей и командования гибли и гибли красноармейцы. Но и у него, автора, которого никто и никогда не обвинял в украшательстве и лакировке войны, самый победоносный бой с немцами проводит именно штрафбат. Как и было положено, офицерский. Штрафникам было приказано взять деревню, которую обычные части безуспешно штурмовали два месяца, устилая землю трупами. И тогда бывший капитан Ширшов предложил командиру штрафного батальона принципиально изменить схему атаки, сославшись на уже имеющийся опыт решения похожей задачи: «Мы решились на такую операцию: к концу ночи вывести батальон на исходные позиции и, пока темно, проползти, сколько удастся, а потом в атаку, причем молча, без всяких «ура» и без перебежек. С ходу пробежать остаток поля, несмотря ни на какой огонь...

– Получилось? – перебил комбат.

– Получилось. И потерь было мало. Немцы очнулись, когда мы были уже на полпути. Бежали быстро, они не успевали менять минометные прицелы. Все поле только бегом! Полагаю, раз такое могли обыкновенные солдаты, то мы – офицерский батальон – тем более. Идея полностью себя оправдала, офицерская атака оказалась чрезвычайно удачной. «Немцы выбегали полураздетые, отстреливались, но штрафников уже не остановить – минут через двадцать деревня, за которую положили столько жизней, была взята! Несколько десятков человек в запале боя бросились преследовать немцев уже за деревней, но их остановили. Подоспевший к тому времени станковый пулемет расстреливал бегущих в спину, пока не добежали они до небольшого леска и не скрылись в нем... Все было кончено. Была победа... Потерь в батальоне было немного».

Орден Славы как источник неприятностей

Угодить в штрафбат можно было по самым разным причинам. У капитана-летчика разбились два молодых пилота из пополнения – в штрафбат. У интенданта недостача – туда же. Через штрафбат проходили многие освобожденные из плена офицеры. Пьяная драка или неоправданное применение оружия заканчивались тем же. Как-то в штрафбат угодил командир штрафной роты. После боя и тяжелых потерь в роте получили продукты и водку на уже «мертвые души». После была организована пьянка, на которой присутствовали и чины из военной прокуратуры. Что не помешало им же отправить ротного за хищение в штрафной батальон. Однажды попал в штрафбат инженер – майор, осужденный за сексуальный шантаж. Домогался девушек-военнослужащих, пугая их отправкой в штрафную роту. На самом деле женщин в штрафные подразделения отбывать наказание не посылали. В итоге пришлось стать штрафником самому майору. Очень он был непопулярен среди товарищей и из-за совершенного, и из-за трусости. Его периодически надо было спасать от самосуда. Но трусость в штрафбате была явлением исключительно редким.

Подавляющее большинство «переменного состава» рассчитывало честно заработать возвращение утраченных званий и орденов. Основанием для этого было ранение или особые отличия в бою. Можно даже было получить новую награду – чаще всего медаль «За отвагу».

А вот орден Славы, вообще-то очень уважаемый, три степени которого приравнены к Золотой Звезде Героя, командование могло использовать как неприятную метку для уже освобожденного штрафбатовца. «Смывший вину кровью» полковник получает свои прежние погоны, но при этом на груди носит предназначенный для солдат и сержантов орден Славы. Сразу становилось ясно – был в штрафбате. Но с годами и сменой поколений в нашей стране разница между офицерскими штрафбатами и «разночинскими» штрафротами стала забываться. Может быть, хотя бы к 60-летию Победы стоит восстановить историческую правду?

По материалам Трибуна

Других государств. Штрафник - наименование военнослужащего штрафной части.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Штрафбаты (рассказывает историк Юрий Рубцов)

    ✪ ШТРАФНИКИ ВЕРМАХТА ЧТО ОНИ ДЕЛАЛИ НА ВОСТОЧНОМ ФРОНТЕ? ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

    ✪ Мифы о ВОВ: Фильм№4 "Штрафбат"

    ✪ Разведопрос: Александр Васильевич Пыльцын про штрафбат

    ✪ Штрафбат. Подвиг по приговору.

    Субтитры

История

Первые штрафные части были сформированы в русской армии в сентябре 1917 года. Однако поскольку к тому времени фронт , со стороны России, уже практически был развален, штрафные части участия в боях не принимали и буквально через несколько месяцев были расформированы.

Самой первой штрафной ротой во время Великой Отечественной войны была сформирована Отдельная штрафная рота 42-й армии Ленинградского фронта - 25 июля 1942 года , за 3 дня до знаменитого Приказа № 227 , официально вводившего штрафные батальоны. В составе 42-й армии она воевала до 10 октября 1942 года и была расформирована. Самой последней отдельной штрафной ротой была 32-я армейская отдельная штрафная рота 1-й Ударной армии , расформированная 6 июня 1945 года .

  • «Не хватает порядка и дисциплины в ротах , батальонах , полках , дивизиях , в танковых частях, в авиаэскадрильях . В этом теперь наш главный недостаток».
  • Сказанное Народным комиссаром обороны тов. Сталиным о войсках действующей армии целиком и полностью относится и к войскам органов внутренних дел . В запасных частях , в учебных центрах, учебных бригадах и полках , в местных стрелковых частях, новых формированиях и в военных училищах воспитание и дисциплина всё ещё находятся на низком уровне. Это происходит в значительной степени потому, что командный и начальствующий состав в ряде случаев не служит примером дисциплинированности и требовательности, сам не использует всей полноты предоставленной ему власти и не требует этого от подчинённых. В результате на фронт приносится неорганизованность, расхлябанность, и, как следствие этого, малодушие и трусость перед лицом врага, дезертирство и другие преступления.
  • Многие дезертиры, а также расхитители военного имущества, пьяницы, злостные нарушители воинской дисциплины и прочие неустойчивые элементы, осуждённые военными трибуналами с применением отсрочки исполнения приговора до окончания войны, фактически избегают наказания.
  • Осуждённые попадают в запасные части и направляются в действующую армию вместе со всеми честными бойцами в составе маршевых пополнений . Нередко эти лица, находясь в запасных частях, а также в пути следования на фронт, ведут разлагающую работу, а прибыв на место, растворяются в общей массе и многие из них скрывают свою судимость.
  • Таким образом судебный приговор не достигает цели, подрывается авторитет суда и по существу наносится вред войсковым частям , куда эти люди прибывают.
  • В соответствии с приказом Народного комиссара обороны тов. Сталина от 28 июля с. г. № 227 и положениями о штрафных батальонах и ротах действующей армии (приказ НКО 1942 г. № 298) приказываю:
  • 1. Всех военнослужащих , осуждённых военными трибуналами за воинские и другие преступления с применением отсрочки исполнения приговора до окончания войны, отправлять в штрафные части действующей армии на срок от одного до трёх месяцев: красноармейцев и младших командиров - в штрафные роты , лиц командного и начальствующего состава - в штрафные батальоны .

Если срок пребывания в штрафной части не определён в судебном приговоре, то он устанавливается приказом командира войсковой части, в которой находится осуждённый (или начальника гарнизона), сообразуясь с назначенной военным трибуналом мерой наказания.

Срок пребывания в штрафных частях исчисляется с момента фактического прибытия осуждённого в штрафную часть .

  • 2. Отправку в штрафные части осуждённых военными трибуналами действующей армии возложить на командиров частей , а в случаях осуждения вне места расположения своей части - на начальников гарнизонов.
  • 3. Для отправки в штрафные части осуждённых военными трибуналами внутренних округов сводить их в особые маршевые роты (или команды) в пунктах по указанию военных советов округов, откуда при именном списке с копиями приговоров и приказов немедленно отправлять в распоряжение военного совета фронта для дальнейшего направления в штрафные части .

Для сопровождения штрафников назначать опытных и энергичных командиров, младших командиров и красноармейцев, способных поддержать строгий порядок и дисциплину в пути.

  • 4. В случаях, когда военный трибунал своим приговором не разжаловал осуждённого в рядовые и не возбудил ходатайства о лишении его орденов и медалей, разжалование и отобрание орденов и медалей производить в порядке, установленном положениями о штрафных частях .
  • 5. Маршевые роты (команды) штрафников из внутренних округов направлять:
    • из АрхВО - на Карельский фронт ,
    • из ДВФ и Забфронта - на Ленинградский фронт ,
    • из СибВО - на Северо-Западный фронт ,
    • из УрВО - на Калининский фронт ,
    • из МВО - на Западный и Брянский фронты ,
    • из ПриВО - на Воронежский фронт ,
    • из ЮжУрВО - на Донской фронт ,
    • из САВО - на Сталинградский фронт .
  • 6. Об отправке каждой маршевой роты (команды) штрафников немедленно сообщать штабу фронта и доносить начальнику Главупраформа Красной Армии с указанием времени отправки, номера эшелона и количества людей.
  • 7. По отбытии в штрафных частях назначенного срока осуждённые, не лишённые званий и орденов по приговору военного трибунала, восстанавливаются в звании и в праве ношения орденов и медалей и направляются для дальнейшего прохождения службы .
  • 8. Снятие судимости с лиц, направленных в штрафные части , производится в общем порядке по ходатайству командования штрафной части или той войсковой части, куда осуждённый прибыл по освобождении из штрафной части .

За всю войну (то есть не одновременно) на всех фронтах всего было 65 отдельных штрафных батальонов и 1037 отдельных штрафных рот . Обычно эти части расформировывались через несколько месяцев. С 1942 по 1945 просуществовал только один отдельный штрафной батальон - 9-й отдельный штрафной.

За все годы Великой Отечественной войны через штрафные части прошло, по некоторым данным, 427 910 человек. Если учесть, что за всю войну через вооружённые силы СССР прошло 34 476 700 человек , то доля бойцов и командиров (офицеров) РККА , прошедших через штрафные части за весь период Великой Отечественной войны , составляет примерно 1,24 %.

Женщин в штрафные части за совершённые ими преступления не направляли.

Отдельный штрафной батальон

Отдельный штрафной батальон (штрафбат, штрафб) - штрафная часть в ранге отдельного батальона .

В Красной Армии туда направлялись военнослужащие среднего командного и начальствующего (офицерского) состава всех родов войск (сил), осуждённые за воинские или общеуголовные преступления. Данные части формировались по приказу народного комиссара обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 . Положение о штрафных батальонах Действующей армии утверждено Приказом наркома обороны СССР № 298 28 сентября 1942 года . В пределах фронтов штрафбаты формировались в количестве от 1 до 3 (смотря по обстановке). В них насчитывалось по 800 человек. Командовали штрафбатами кадровые командиры (офицеры).

Все освобождённые из отдельного штрафного батальона восстанавливались в звании и во всех правах . В случае гибели семье полагалась пенсия на общих основаниях из оклада по последней должности до направления в отдельный штрафной батальон.

Отдельная штрафная рота

Отдельная штрафная рота (штрафрота) - штрафная часть в ранге отдельной роты .

В Красной Армии туда направлялись военнослужащие рядового и младшего командного и начальствующего (сержантского) состава всех родов войск (сил), осуждённые за воинские или общеуголовные преступления. Данные подразделения формировались по приказу народного комиссара обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 года в пределах армий в количестве от 5 до 10 (смотря по обстановке). В них насчитывалось по 150 - 200 человек. Командовали штрафными ротами кадровые офицеры.

Штрафная авиаэскадрилья

Однако распространения они не получили. Приказом НКО № 0685 от 9 сентября 1942 г. предписывалось отправлять провинившихся лётчиков в пехоту.

Гриф «Секретно» с документов по штрафным эскадрильям и делам штрафников был снят только в 2004 году .

Известные подразделения в ВВС РККА :

  • Группа штрафников 3-й воздушной армии (командир группы - майор И. Е. Федоров);
  • Истребительная штрафная авиационная эскадрилья при 268-й истребительной авиационной дивизии 8-й воздушной армии ;
  • Штурмовая штрафная авиационная эскадрилья при 206-й штурмовой авиадивизии 8-й воздушной армии (811-й штурмовой авиационный полк, Ил-2, командир аэ - капитан П. Ф. Забавских);
  • Легкобомбардировочная штрафная авиаэскадрилья при 272-й ночной бомбардировочной дивизии 8-й воздушной армии (У-2, первый командир аэ - старший лейтенант И. М. Семертей).

Отдельные штурмовые стрелковые батальоны

Штат штрафных частей

Личный состав штрафбатов и штрафрот делился на переменный и постоянный состав. Переменный состав представлял собою непосредственно штрафников, находившихся в подразделении временно до отбытия срока наказания (до трёх месяцев), перевода в обычную часть за проявленное личное мужество, либо по ранению. Постоянным составом являлись командиры подразделений от взвода и выше, назначавшиеся из числа кадровых офицеров, политработники, штабные работники (связисты, писари и др.) и медицинский персонал.

Лицам из числа постоянного состава служба в штрафном подразделении компенсировалась рядом льгот - при начислении пенсии один месяц службы засчитывался за шесть месяцев стажа, офицеры получали повышенное денежное довольствие (командир взвода получал на 100 рублей больше, чем его коллега в обычной части) и усиленное снабжение по продовольственному аттестату, рядовой и младший начальствующий состав получал повышенное продовольственное обеспечение.

Штат штрафного батальона насчитывал 800 человек, штрафной роты - 200.

Основания направления в штрафные части

Основанием для направления военнослужащего в штрафное воинское подразделение служил приказ командования в связи с нарушением воинской дисциплины или приговор суда за совершение воинского или общеуголовного преступления (за исключением преступления, по которому как мера наказания была предусмотрена смертная казнь) .

В качестве альтернативной меры наказания допускалось направление в штрафные роты гражданских лиц, осуждённых судом и по приговору суда за совершение нетяжких и средней тяжести общеуголовных преступлений. Лица, осуждённые за тяжкие и государственные преступления, отбывали наказания в местах лишения свободы .

В соответствии с действующими на тот момент нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок направления в штрафные части, комплектование указанных частей лицами, отбывающими наказание за тяжкие уголовные преступления, а также за государственные преступления (т. н. «политические») не разрешалось . Лица, уже отбывающие наказание в местах лишения свободы, согласно действовавшим на тот момент Уголовно-процессуальному и Исправительно-трудовому кодексам, обязаны были отбыть весь положенный срок только в учреждениях исполнения наказания. По этой же причине не могли быть направлены в штрафные роты отбывающие наказание «воры в законе» .

В виде исключения, по личному ходатайству Наркома внутренних дел Л. Берии , лица из числа осуждённых, отбывающих наказание в исправительно-трудовых лагерях, колониях-поселениях, независимо от состава совершённого преступления (за исключением лиц, осуждённых за тяжкие общеуголовные преступления и особо тяжкие государственные), могли быть амнистированы или условно-досрочно освобождены за примерное поведение и перевыполнение плана, и только после этого призывались в действующую армию в регулярные части на общих основаниях .

В то же время имелись отдельные случаи направления в штрафные подразделения «политических» заключённых (в частности, в 1942 году в 45-ю штрафную роту был направлен осуждённый в 1941 году на 5 лет лагерей по статье Владимир Карпов , ставший впоследствии Героем Советского Союза и известным писателем) .

Основания освобождения из штрафных частей

Основаниями для освобождения лиц, отбывающих наказание в штрафных войсковых подразделениях, являлись:

  • Отбытие срока наказания (не более трёх месяцев). Осуждённые на 10 лет - 3 месяца, от 5 до 8 лет - 2 месяца, до 5 лет - 1 месяц.
  • Для штрафных эскадрилий - число и итоги боевых вылетов.
  • Получение военнослужащим, отбывающим наказание, средней тяжести или тяжёлого ранения, требовавшего госпитализации.
  • Досрочно решением военного совета армии по ходатайству командира штрафного войскового подразделения в виде поощрения в отношении военнослужащих, проявивших исключительное мужество и храбрость.

Награждение в штрафных частях

За проявленную отвагу, мужество и героизм в боях, военнослужащие отбывающие наказание (переменный состав), на усмотрение командира роты (батальона), могли быть награждены.

В штрафных подразделениях вермахта в отличие от РККА военнослужащих не лишали званий и наград, но на этот период повышение в звании и награждения не полагались. Существовали солдатские, унтер-офицерские и офицерские подразделения вермахта.

В декабре 1940 года были образованы «исправительные части 500» (Bewährungstruppe 500 ) - так называемые «пятисотые батальоны» (500-й, 540-й, 550-й, 560-й, 561-й ). После нападения Германии на СССР эти части активно применялись на Восточном фронте. Всего за время войны через них прошло около 30 тысяч человек.

Ещё одной разновидностью немецких штрафных частей стала созданная в октябре 1942 года так называемая «формация солдат второго класса » - 999-й батальон (из уголовников и «политических ») в Северной Африке.

Также, существовали полевые штрафные подразделения (Feldstrafgefangenabteilungen ), которые комплектовались непосредственно в зоне боевых действий из числа военнослужащих, совершивших преступления и проступки.

Штрафные войсковые формирования Великобритании

  • Королевский Африканский корпус (англ. Royal African Corps ) [убрать шаблон ] ( -).

В произведениях искусства

Кинематограф

  • «Грязная дюжина » х/ф (The Dirty Dozen ) (США, 1967)
  • «Гу-га » х/ф (СССР , 1989)
  • «Сто солдат и две девушки» х/ф (СССР, 1989)
  • «Штрафбат » телесериал (Россия, 2004)
  • «День Победы» х/ф (Россия, 2006)
  • «Штрафной батальон 999 » х/ф (ФРГ , 1960)

также штрафники фигурируют в:

  • «Сталинград » х/ф (1993, Германия)
  • «Обитаемый остров » фантаст. х/ф (Россия, 2008)
Литература
  • Антон Кротков . Воздушный штрафбат. - М. Астрель; Русь-Олимп, 2010. - ISBN 978-5-271-23964-9 , 978-5-9648-0278-5 - роман о бойцах штрафной истребительной эскадрильи.
Игры
  • Штрафбат (Россия, 2012)
  • Battlefield: Bad Company : герои игры служат в вымышленном штрафном батальоне американской армии
  • В настольной игре Warhammer 40,000 штрафные легионы (англ. The Penal Legions )являются одним из доступных отрядов фракции

Штрафные батальоны прочно вошли в арсенал «обличителей» Красной империи. Если узнавать нашу историю по сериалам и фильмам типа «Штрафбат», «Сволочи», то создается картина, где войну выиграли исключительно из-за того, что завалили врага трупами штрафников, с помощью заградительных отрядов НКВД и ещё использовав детей в качестве диверсантов. Вся остальная армия, видимо, только путалась под ногами штрафных батальонов (из уголовников и политзаключённых). По фильму «Штрафбат» штрафники то режут друг друга, то грабят склады, в карты играют и между этим воюют.

Штрафной батальон. 1943 год

Однажды вышел спор о достоинствах фильма «Штрафбат», который мне не понравился, я кое-что читал и слышал о таких частях и подразделениях. Поэтому многое было там неправдоподобно. Но вот появилась статья очевидца. Приведем ее полностью. Прав все-таки я.

Несколько слов по поводу кинофильма «Штрафбат»

«Штрафбат» — не первый фильм о штрафниках и в нем, как и в предыдущих, много погрешностей, еще больше отсебятины и просто вранья. Штрафные роты и батальоны были созданы по приказу Сталина № 227 от 28 июля 1942 года, известному как приказ «Ни шагу назад».

«Сегодня, 28 июля 1942 года, — говорилось в приказе, — войска Красной Армии оставили город Ростов, покрыв свои знамена позором…». По этому приказу в общевойсковых армиях создавалось от 3 до 5 штрафных рот, а при каждом фронте от 1 до 3 (во второй половине войны соответственно 3 и 1) и заградотряды получили право «останавливать отступающих любыми средствами».

Командир штрафной роты и штрафного батальона (но не штурмового) имеет право увеличить срок штрафа, а за особо тяжкое преступление — дезертирство — расстрелять. Штраф снимается по первому ранению или отбытию срока. Снимается он и с погибших, иначе семья не получит пенсии. Дикий кадр с расстрелом своих штрафников, чтобы семьи получили пенсию — кощунство. Не знаю, как в 1942-43 годах, но в 1944-45 никакие заградотряды не стояли у нас за спиной.

Штрафные роты — армейского, а батальоны — фронтового подчинения. И дивизии, на участках которых намечается разведка боем или прорыв, придаются НЕ НАСОВСЕМ. В любое время они могут быть переброшены Командованием на участок другой дивизии. НИКАКИЕ отделы штаба дивизии, кроме оперативного — в том числе ОСОБЫЙ — к штрафной роте, штрафным и штурмовым батальонам отношения НЕ ИМЕЮТ. Штрафные подразделения подчиняются командиру дивизии ТОЛЬКО в оперативном отношении.

По идее штрафными ротами должен заниматься особый отдел Армии, а штрафными и штурмовыми батальонами — особый отдел фронта. Армия и Фронт — огромные соединения. Им не до нас. У них хватает головной боли, и никто не станет искать себе дополнительную работу. Она уже проделана при направлении в штрафники.

Мне неизвестны случаи, чтобы штрафники оставались голодными. Штрафные подразделения имеют свои хозяйственные службы и получают продукты, обмундирование и водку с армейских складов, минуя дивизию и полк, где сколько-нибудь да украдут.

Самострельщиков не щадили — никакой врач не стал бы рисковать. «Своя» пуля еще ничего не значит, у немцев было огромное количество трофейного оружия; мог быть и случайный выстрел. Самострел определяется по точечным ожогам от крупинок пороха вокруг входного отверстия раны. Почти все штрафники в касках. Их и в обычных подразделениях не жаловали и выбрасывали вслед за противогазами. Русского солдата спасает не каска, а всемогущее слово «авось…»

А вот разминирование поля боя от противопехотных мин (и не только штрафниками!) — правда. Это подтвердил Маршал Жуков в беседе с генералом Эйзенхауэром, встретившись с ним в Москве летом 1945 года. В своих воспоминаниях генерал писал, что было бы с американским или британским Командующим, прибегни они к такой практике…

Штрафные подразделения различны не только по своему составу, но и по боевому духу. Штрафные и штурмовые батальоны не надо подымать в атаку. Желание реабилитироваться и вернуться, кому повезет, с офицерскими погонами и правом занять прежние или равнозначные должности (как правило, шли с понижением) — велико. Другое дело штрафные роты. Заблуждение думать, что уголовники, которые составляли основной контингент этих рот, жаждут отдать свою жизнь за родину. Совсем даже наоборот. И автор знает об этом не из подобных кинофильмов… А штрафных бригад не было вообще.

За что попадали в штрафники: оставление позиции без приказа, проявление трусости в бою, превышение власти, хищение, оскорбление старшего по чину или должности, драка. Уголовникам в зависимости от судимости от 1 до 3 мес.

НИКОГДА офицеры действующей армии, которых Военный Трибунал не разжаловал и сохранил воинские звания, не направлялись в штрафные роты — только в офицерские штрафные батальоны на срок от одного до трех месяцев или до первого ранения.

НИКОГДА офицеры, вышедшие из окружения, бежавшие или освобожденные из плена наступающими частями Красной Армии не направлялись ни в штрафные роты, ни в штрафные батальоны — только и исключительно в штурмовые батальоны, где сроки не варьировались — 6 (шесть!) месяцев для всех! Но до этого они должны были пройти “чистилище” лагерей НКВД, где должны были доказать, что не бросили оружия и не перешли добровольно на сторону врага, а кому это не удавалось — отправляли в тюрьмы и лагеря, а иногда и под расстрел… Эти лагеря, если и отличались от немецких, то в худшую сторону… В одном из них утром на весь день выдавалось 200 (двести) грамм крупы: вари на чем хочешь, в чем хочешь…

НИКОГДА уголовники не направлялись для отбытия наказания в офицерские штрафные батальоны — только в штрафные роты, как рядовые, сержанты и разжалованные Трибуналом офицеры.

НИКОГДА политические заключенные не направлялись ни в штрафные роты, ни в штрафные или штурмовые батальоны. Хотя многие из них — искренние патриоты — рвались на фронт защищать Родину. Их уделом оставался лесоповал.

НИКОГДА штрафные роты не располагались в населенных пунктах. И вне боевой обстановки они оставались в поле, в траншеях и землянках. «Контакт» этого непростого контингента с гражданским населением чреват непредсказуемыми последствиями. Вечеринка в деревне — абсурд.

НИКОГДА , даже после незначительного ранения и независимо от времени пребывания в штрафном подразделении, никто не направлялся в штрафную роту или батальон повторно.

НИКОГДА в штрафных подразделениях никто не обращался к начальству «гражданин». Только «товарищ». И командиры не называли своих подчиненных штрафниками.

НИКОГДА командирами штрафных подразделений и частей не назначались штрафники. Командир штурмового батальона, как правило, подполковник, и командиры пяти его рот: трех стрелковых, минометной и пулеметной — кадровые офицеры, НЕ штрафники. Из офицеров-штрафников назначаются командиры взводов.

НИКТО , кроме политработников не «благословлял» штрафников перед боем. Благословление солдат и офицеров штрафного батальона перед боем СВЯЩЕННИКОМ — чушь собачья, издевательство над правдой и недостойное заигрывание с Церковью. Сцена насквозь фальшива. Уж не на деньги ли Церкви снят фильм? В Красной Армии такого не было. И быть не могло.

Фильм искажает историю Великой Отечественной войны и наносит, учитывая значение, возможности и влияние телевидения, непоправимый вред новому поколению, не знавшему войны и не знающему правды о ней. Молодое поколение будет думать, что так оно и было. Было, но не так.

Демонстрация по телевидению «Штрафбата» в самый дорогой для фронтовиков Праздник Победы не может не вызвать осуждения и разочарования. Если создатели фильма (реж. Ник. Досталь, сцен. Эд. Володарский) будут, как они этого заслужили, «разжалованы в рядовые», я с удовольствием зачислил бы их в 163 штрафную роту 51-й Армии, заместителем командира которой я был…