Болезни Военный билет Призыв

Шинель читать в сокращении. Смерть и появление привидения. Поход к портному

Николай Васильевич Гоголь - особая, колоритная фигура в русской литературе. С его именем связано много мистического, странного и даже страшного. Чего стоит одна из самых мистических повестей XIX века - «Вий»! На самом деле у Гоголя есть несколько еще более странных и поучительных произведений, одно из которых - «Шинель». История создания Гоголем «Шинели» уходит своими корнями в проблемы общества XIX века.

Сюжет

Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин ведет весьма тихую, скромную и неприметную жизнь. Он работает в канцелярии, переписывает любые бумаги и только в этой своей деятельности находит какую-то отдушину. Коллеги над ним смеются и откровенно издеваются, начальство его не замечает, у него ни родных, ни друзей.

Однажды Башмачкин понимает, что его старая шинель полностью пришла в негодность и срочно требуется замена. Чтобы накопить на новое пальто, Акакий Акакиевич идет на беспрецедентные меры, он экономит на еде, свечах и даже ходит на носочках, чтобы не изорвать туфли. После нескольких месяцев лишений он наконец покупает новую шинель. На работе все - кто ехидно, кто по-доброму - восхищаются приобретением старика и приглашают на вечер к одному из сослуживцев.

Акакий Акакиевич счастлив, он провел замечательный вечер в гостях, но, когда герой возвращался поздно ночью домой, он был ограблен, у него забрали ту самую новую шинель. В отчаянии Башмачкин бежит к властям, но тщетно, идет на прием к «высокому» лицу, но тот только кричит на мелкого чиновника. Акакий Акакиевич возвращается в свою каморку, где вскоре умирает, а жители Петербурга узнают о таинственном привидении, которое срывает шинели с богатых граждан и кричит «Мое!».

История создания «Шинели» Гоголя отражает целую эпоху с особыми проблемами, показывает непривычную и далекую историю нашей страны и в то же время затрагивает вечные вопросы человечества, актуальные и сегодня.

Тема «маленького человека»

В XIX веке в русской литературе складывается направление реализма, охватывающего все мелочи и особенности настоящей жизни. Героями произведений становились обычные люди со своими ежедневными проблемами и страстями.

Если говорить об истории создания «Шинели» Гоголя кратко, то здесь особенно остро отражена именно тематика «маленького человека» в большом и чуждом мире. Мелкий чиновник плывет по течению жизни, никогда не возмущается, не испытывает ни сильных подъемов, ни сильных упадков. Писатель хотел показать, что настоящий герой жизни не сияющий рыцарь или умный и чуткий романтический персонаж. А вот такой ничтожный человек, задавленный обстоятельствами.

Образ Башмачкина стал отправной точкой для дальнейшего развития не только российской, но и мировой литературы. Европейские авторы XIX и XX века старались найти пути выхода «маленького человека» из психологических и социальных оков. Именно отсюда родились персонажи Тургенева, Э. Золя, Кафки или Камю.

История создания "Шинели" Н. В. Гоголя

По словам исследователей творчества великого русского писателя, первоначальный замысел повести родился из анекдота о мелком чиновнике, который хотел купить себе ружье и долго копил на свою мечту. Наконец, купив заветное ружье, он, плывя по Финскому заливу, потерял его. Чиновник вернулся домой и от переживаний вскоре умер.

История создания «Шинели» Гоголя начинается еще в 1839 году, когда автор только делает черновые наброски. Сохранилось немного документальных подтверждений, но отрывки свидетельствуют, что первоначально это был комический рассказ без особой морали и глубокого смысла. В последующие 3 года Гоголь еще несколько раз берется за повесть, но доводит ее до конца только в 1841 году. За это время произведение почти растеряло весь юмор и стало более патетическим и глубоким.

Критика

Историю создания «Шинели» Гоголя невозможно понять без учета оценки современников, обычных читателей и литературных критиков. После выхода сборника сочинения писателя с этой повестью на нее сначала не обратили должного внимания. В конце 30-х годов XIX века в русской литературе тема бедствующего чиновника была очень популярна, и «Шинель» первоначально отнесли к таким же жалостно-сентиментальным произведениям.

Но уже во второй половине XIX века стало понятно, что «Шинель» Гоголя, история создания повести стали началом целого направления в искусстве. Тема измельчания человека и тихий бунт этого ничтожного создания стали актуальны в русском авторитарном обществе. Писатели видели и верили, что даже такой несчастный и «маленький» человек — это личность, личность думающая, анализирующая и умеющая по-своему отстаивать свои права.

Б. М. Эйхенбаум, «Как сделана «Шинель»

Большой вклад в понимание истории создания повести «Шинель» Гоголя внес Б. М. Эйхенбаум, один из самых известных и заслуженных русских критиков XIX века. В своей работе «Как сделана «Шинель» он открыл для читателя и других авторов подлинный смысл и назначение этого произведения. Исследователь отметил оригинальную, сказовую манеру повествования, позволяющую автору в течение рассказа выражать свое отношение к герою. В первых главах он насмехается над мелкостью и жалкостью Башмачкина, а вот в последних уже испытывает жалость и сочувствие по отношению к своему персонажу.

Историю создания «Шинели» Гоголя невозможно изучать без отрыва от социальной ситуации тех лет. Автор негодует и возмущается ужасной и унизительной системой «Табель о рангах», которая ставит человека в определенные рамки, выбраться из которых сможет не всякий.

Религиозная трактовка

Гоголя часто обвиняли в слишком свободной игре с православными религиозными символами. Кто-то видел его языческие образы Вия, ведьмы и черта как проявление бездуховности, уход от христианских традиций. Другие, наоборот, говорили, что такими путями автор пытается показать читателю путь спасения от нечисти, а именно православное смирение.

Поэтому некоторые исследователи видели историю создания повести «Шинель» Гоголя именно в неком религиозном внутреннем конфликте автора. И Башмачкин выступает уже не как собирательный образ мелкого чиновника, а как человек, подвергшийся искушению. Герой выдумал себе идола - шинель, жил и страдал из-за нее. В пользу религиозной трактовки говорит и тот факт, что Гоголь очень фанатично относился к Богу, различным обрядам и тщательно все соблюдал.

Место в литературе

Течение реализма в литературе и других видах искусства произвело в мире настоящий фурор. художники и скульпторы старались изобразить жизнь такой, какая она есть, без прикрас и лоска. И в образе Башмачкина мы в том числе видим высмеивание уходящего в историю романтического героя. У того были высокие цели и величественные образы, а здесь у человека смысл жизни - новая шинель. Эта идея заставляла читателя глубже мыслить, искать ответы на вопросы в реальной жизни, а не в мечтах и романах.

История создания повести Н. В. Гоголя «Шинель» — это история становления русской национальной мысли. Автор правильно увидел и угадал тенденцию времени. Люди уже не хотели быть рабами в прямом и переносном смысле, зрел бунт, но пока еще тихий и робкий.

Через 30 лет тему уже повзрослевшего и более смелого «маленького человека» поднимет Тургенев в своих романах, Достоевский в произведении «Бедные люди» и отчасти в знаменитом своем "Пятикнижии". Более того, образ Башмачкина перекочевал в другие виды искусства, в театр и кино, и здесь получил новое звучание.

  1. Акакий Акакиевич Башмачкин — мелкий чиновник, который занимается переписыванием документов. Тихий, очень незаметный, старше 50 лет. У него нет ни семьи, ни друзей. Очень увлечен своей работой.

Другие герои

  1. Петрович — бывший крепостной Григорий, теперь портной. К нему обращается за помощью Башмачкин. Любит выпить, есть жена. Уважает старые обычаи.
  2. Значительное лицо — человек, недавно приобретший вес в обществе. Ведет себя высокомерно, чтобы выглядеть еще значительнее.

Знакомство с тихим скромным Акакием Акакиевичем

Титулярному советнику не повезло еще при выборе имени в день, когда он родился, все имена были странные. Как мать не старалась подобрать в Святцах сыну подходящее, не получилось. Тогда решили назвать его в честь отца — Акакием. Уже тогда стало понятно, что он будет титулярным советником.

Башмачкин снимал квартиру в бедном районе Петербурга, потому что на свое жалованье не мог позволить себе большего. Вел он жизнь скромную, друзей у него не было, семьи тоже. Главное место в его жизни занимала работа. Да и на ней, Акакий Акакиевич никак не смог отличиться. Сослуживцы над ним посмеивались, а он, будучи человеком очень скромным и тихим, никак не мог им ответить, только тихо спрашивал, когда они перестанут его обижать. Но Башмачкин сильно любил свою работу.

Даже дома он занимался работой — что-то старательно переписывал, любовно относился к каждой буковке. Засыпая, продолжал думать о своих бумажках. Но когда ему дали дело сложнее — самому исправить недочеты в документы, у бедного Акакия Акакиевича ничего не получилось. Он попросил, чтобы ему не давали такой работы. С тех пор он занимался только переписыванием.

Необходимость в новой шинели

Башмачкин всегда носил одежду старую, с заплатами, потертую. Такая же была у него шинель. И он бы даже и не подумал купить новую, если бы не настали сильные холода. Пришлось ему пойти к Петровичу, бывшему крепостному, а теперь портному. И Григорий сказал ужасную для Акакия новость — старую шинель не отремонтировать, надо покупать новую. И попросил очень большую для Акакия Акакиевича сумму. Бедный Башмачкин думал всю дорогу, что ему делать.

Он знал, что портной охотник до выпивки и решает прийти к нему, когда тот будет в подходящем состоянии. Акакий Акакиевич покупает ему спиртное и уговаривает сделать ему новую шинель за 80 рублей. Половина суммы у советника была: благодаря своей экономии, он умудрялся откладывать со своего жалованья. А для того, чтобы собрать на оставшуюся часть, решил жить еще скромнее.

Праздник в честь шинели

Акакию Акакиевичу пришлось очень сильно экономить, чтобы скопить нужную сумму. Но его приободряли мысли о новой шинели и он часто ходил к портному и советовался по пошиву. Наконец, она была готова, и Башмачкин, счастливый, пошел на работу. Такая простая вещь как новая шинель стала самым значительным событием в его жизни. Сослуживцы оценили его обнову, сказали, что теперь у него стал гораздо респектабельнее вид. Смущенный похвалами, Акакий Акакиевич был очень доволен покупкой.

Ему предложили проставиться в честь сего события. Это поставило советника в затруднительное положение — у него не было денег. Но его выручило значительное лицо, которое устраивало праздник в честь своих именин, на который был приглашен и Акакий Акакиевич. На празднике поначалу все продолжали обсуждать шинель, но после все разошлись по своим делам. Башмачкин впервые в жизни позволил себе расслабиться и отдохнуть. Но он все-равно ушел раньше всех, окрыленный своим новым положением и шинелью.

Потеря шинели и таинственные события с этим связанные

Но по дороге домой на советника напали двое и отобрали у него обновку. Акакий Акакиевич был потрясен и на следующий день пошел в полицию, чтобы написать заявление. Но его не стали слушать и бедный советник ушел ни с чем. На работе над ним посмеялись, но нашелся добрый человек, которому стало его жалко. Он посоветовал обратиться к значительному лицу.

Башмачкин сходил к начальнику, но тот накричал на бедного человека и не стал помогать ему. Так, пришлось советнику ходить в старой шинели. Из-за сильных морозов, Акакий Акакиевич заболел и умер. О его смерти узнали через несколько дней, когда пришли к нему с работы, чтобы узнать, почему его нет. Никто не горевал о нем.

Но начали происходить странные случаи. Говорили, что поздним вечером, появляется призрак и у всех прохожих отбирает шинель. Все были уверены, что это Акакий Акакиевич. Однажды значительное лицо поехало отдыхать и на него напал призрак и потребовал отдать шинель. С тех пор,значительное лицо, стало вести себя гораздо добрее и смиреннее с подчиненными.

Тест по повести Шинель

Может ли одно небольшое произведение совершить революцию в литературе? Да, русская литература знает такой прецедент. Это повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Произведение было весьма популярно у современников, вызывало немало споров, а гоголевское направление развивалось у русских писателей вплоть до середины 20 века. Что собой представляет эта великая книга? Об этом в нашей статье.

Книга входит в цикл произведений, написанных в 1830-1840-е гг. и объединённых общим названием – «Петербургские повести». История «Шинели» Гоголя восходит к анекдоту о бедном чиновнике, испытывавшем большую страсть к охоте. Несмотря на маленькое жалование, ярый фанат поставил себе цель: во что бы то ни стало купить лепажевское ружьё, одно из лучших в то время. Чиновник во всём себе отказывал, чтобы скопить денег, и вот, наконец, он купил заветный трофей и отправился на Финский залив пострелять птиц.

Охотник отплыл в лодке, собрался прицелиться — а ружья не обнаружил. Вероятно, оно выпало из лодки, но как – остаётся загадкой. Сам герой истории признавался, что был некоем забытьи, когда предвкушал заветную добычу. Вернувшись домой, он слёг в горячке. К счастью, всё закончилось хорошо. Заболевшего чиновника спасли его коллеги, купив ему новое такое же ружьё. Эта история вдохновила автора на создание повести «Шинель».

Жанр и направление

Н.В. Гоголь является одним из самых ярких представителей критического реализма в русской литературе. Своей прозой писатель задаёт особое направление, саркастически названное критиком Ф. Булгариным «Натуральная школа». Для этого литературного вектора характерно обращение к острым социальным темам, касающимся бедности, морали, классовых взаимоотношений. Здесь же активно разрабатывается образ «маленького человека», ставший традиционным для писателей 19 века.

Более узкое направление, характерное для «Петербургских повестей» — фантастический реализм. Такой приём позволяет автору наиболее эффектно и оригинально воздействовать на читателя. Он выражается в смешении выдумки и действительности: реальное в повести «Шинель» — это социальная проблематика царской России (бедность, преступность, неравенство), а фантастическое – призрак Акакия Акакиевича, который грабит прохожих. Обращались к мистическому началу Достоевский, Булгаков и многие другие последователи этого направления.

Жанр повести позволяет Гоголю лаконично, но достаточно ярко осветить несколько сюжетных линий, обозначить множество актуальных социальных тем и даже включать мотив сверхъестественного в своё произведение.

Композиция

Композиция «Шинели» линейна, можно обозначить вступление и эпилог.

  1. Начинается повесть своеобразным писательским рассуждением о городе, которое является неотъемлемой частью всех «Петербургских повестей». Затем следует биография главного героя, что свойственно для авторов «натуральной школы». Считалось, что эти данные помогают лучше раскрыть образ и объяснить мотивировку тех или иных поступков.
  2. Экспозиция – описание обстановки и положения героя.
  3. Завязка происходит в тот момент, когда Акакий Акакиевич решает обзавестись новой шинелью, это намерение продолжает двигать сюжет до кульминационного момента – счастливого обретения.
  4. Вторая часть посвящена поиску шинели и разоблачению высших чиновников.
  5. Эпилог, где появляется приведение, закольцовывает эту часть: сначала воры идут за Башмачкиным, потом полицейский идет за привидением. А может быть, за вором?

О чем?

Один бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, ввиду сильных морозов, наконец, отваживается приобрести себе новую шинель. Герой отказывает себе во всём, экономит на еде, старается аккуратнее ходить по мостовой, чтобы лишний раз не менять подмётки. К нужному сроку ему удаётся накопить требуемую сумму, вскоре желанная шинель готова.

Но радость обладания длится не долго: в тот же вечер, когда Башмачкин возвращался домой после праздничного ужина, грабители отняли у бедного чиновника предмет его счастья. Герой пытается бороться за свою шинель, он проходит несколько инстанций: от частного до значительного лица, но никому и дела нет до его потери, никто не собирается искать разбойников. После визита к генералу, оказавшемуся грубым и высокомерным человеком, Акакий Акакиевич слег с горячкой и в скором времени умер.

Но история «принимает фантастическое окончание». По Петербургу блуждает дух Акакия Акакиевича, который желает отомстить своим обидчикам, а, главным образом, он ищет значительное лицо. В один из вечеров призрак ловит зазнавшегося генерала и отнимает у него шинель, на чем и успокаивается.

Главные герои и их характеристика

  • Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин . Уже с момента рождения было ясно, что его ждет нелёгкая, несчастливая жизнь. Это предрекла и повитуха, и сам малыш при появлении на свет «заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». Это так называемый «маленький человек», но его характер противоречив и проходит определённые этапы развития.
  • Образ шинели работает на раскрытие потенциальных возможностей этого, на первый взгляд, скромного персонажа. Дорогая сердцу обновка делает героя одержимым, словно идол она управляет им. Маленький чиновник проявляет такую настойчивость и активность, какую никогда не выказывал при жизни, а после смерти – и вовсе решается на месть и держит в страхе Петербург.
  • Роль шинели в повести Гоголя трудно переоценить. Её образ развивается параллельно с главным героем: дырявая шинель – скромный человек, новая – инициативный и счастливый Башмачкин, генеральская – всемогущий дух, нагоняющий ужас.
  • Образ Петербурга в повести представлен совершенно по-иному. Это не пышная столица с нарядными экипажами и цветущими парадными, а жестокий город, с его лютой зимой, не полезным для здоровья климатом, грязными лестницами и темными переулками.
  • Темы

    • Жизнь маленького человека – главная тема повести «Шинель», поэтому она представлена достаточно ярко. Башмачкин не обладает твердым характером или же особыми талантами, чиновники более высокого ранга позволяют себе манипулировать им, игнорировать его или же распекать. А бедный герой хочет лишь вернуть себе то, что принадлежит ему по праву, но значительным лицам и большому миру не до проблем маленького человека.
    • Противопоставление реального и фантастического позволяет показать многогранность образа Башмачкина. В суровой действительности он никогда не достучится до эгоистичных и жестоких сердец власть имущих, но став могучим духом, он может хотя бы отомстить за свою обиду.
    • Сквозная тема повести – безнравственность. Людей ценят не за их умение, а за их чин, значительное лицо – отнюдь не примерный семьянин, он холоден к своим детям и ищет развлечений на стороне. Он позволяет себе быть высокомерным самодуром, заставляя пресмыкаться тех, кто ниже рангом.
    • Сатирический характер повести и абсурдность ситуаций позволяют Гоголю наиболее выразительно указать на социальные пороки. Например, никто не собирается искать пропавшую шинель, но существует указ поймать приведение. Так автор обличает бездеятельность полиции Петербурга.

    Проблематика

    Проблематика повести «Шинель» весьма широка. Здесь Гоголь поднимает вопросы, касающиеся, как общества, так и внутреннего мира человека.

    • Главная проблема повести – гуманизм, а точнее – его отсутствие. Все герои повести малодушны и эгоистичны, они не способны к сопереживанию. Даже Акакий Акакиевич не имеет никакой духовной цели в жизни, не стремится читать или же интересоваться искусством. Им движет лишь материальная составляющая бытия. Башмачкин не осознаёт себя жертвой в христианском понимании. Он вполне приспособился к своему жалкому существованию, персонаж не знает прощения и способен лишь на месть. Герой даже не может обрести покой после смерти, пока не исполнит свой низкий замысел.
    • Равнодушие. Сослуживцы равнодушны к горю Башмачкина, а значительное лицо пытается всеми известными ему способами заглушить в себе всякие проявления человечности.
    • Проблема бедности затрагивается Гоголем. Человек, примерно и усердно исполняющий свои обязанности, не имеет возможности обновлять свой гардероб по мере необходимости, в то время как безалаберные льстецы и щеголи успешно продвигаются по службе, роскошно обедают и устраивают вечера.
    • Проблема социального неравенства освещается в повести. Генерал относится к титулярному советнику как к блохе, которую он может раздавить. Башмачкин перед ним робеет, теряет дар речи, а значительное лицо, не желая терять свой облик в глазах сослуживцев, всячески унижает бедного просителя. Таким образом, он показывает свою мощь и превосходство.

    В чем смысл повести?

    Идея «Шинели» Гоголя – указать на острые социальные проблемы, актуальные в Императорской России. При помощи фантастического компонента автор показывает безвыходность ситуации: маленький человек слаб перед сильными мира сего, они никогда не откликнутся на его просьбу, да ещё и выгонят взашей из своего кабинета. Гоголь, конечно, не одобряет месть, но в повести «Шинель» — это единственный способ достучаться до каменных сердец высокопоставленных чиновников. Им кажется, что выше них только дух, а согласятся прислушаться они только к тем, кто их превосходит. Став привидением, Башмачкин занимает как раз эту необходимую позицию, так ему удаётся влиять на зазнавшихся самодуров. В этом заключается основная мысль произведения.

    Смысл «Шинели» Гоголя в поиске справедливости, но ситуация кажется безвыходной, ведь правосудие возможно лишь при обращении к сверхъестественному.

    Чему учит?

    «Шинель» Гоголя написана почти два столетия назад, но остаётся актуальной и по сей день. Автор заставляет задуматься не только о социальном неравенстве, проблеме бедности, но и о собственных душевных качествах. Повесть «Шинель» учит сопереживанию, писатель призывает не отворачиваться от человека, который находится в тяжелом положении и просит помощи.

    Для достижения своих авторских целей Гоголь изменяет финал исходного анекдота, ставшего основой для произведения. Если в той истории сослуживцы собрали сумму, достаточную для покупки нового ружья, то коллеги Башмачкина практически ничем не помогли попавшему в беду товарищу. Сам же он погиб, борясь за свои права.

    Критика

    В русской литературе повесть «Шинель» сыграла огромную роль: благодаря этому произведению возникло целое течение — «натуральная школа». Это произведение стало символом нового искусства, а подтверждением тому был журнал «Физиология Петербурга», где многие молодые писатели выступили со своими вариантами образа бедного чиновника.

    Критики признавали за Гоголем мастерство, а «Шинель» считали достойным произведением, но полемика в основном велась вокруг гоголевского направления, открытого именно этой повестью. Например, В.Г. Белинский называл книгу «одним из глубочайших созданий Гоголя», но «натуральную школу» считал направлением бесперспективным, а К. Аксаков отказывал Достоевскому (который тоже начинал с «натуральной школы»), автору «Бедных людей», в звании художника.

    Не только русские критики осознавали роль «Шинели» в литературе. Французскому рецензенту Э. Вогюэ принадлежит известное высказывание «Все мы вышли из гоголевской шинели». В 1885 году он написал статью о Достоевском, где говорил об истоках творчества писателя.

    Позднее Чернышевский обвинял Гоголя в излишней сентиментальности, нарочитой жалостливости к Башмачкину. Аполлон Григорьев в своей критике противопоставлял истинному искусству гоголевский метод сатирического изображения действительности.

    Не только на современников писателя повесть произвела большое впечатление. В. Набоков в статье «Апофеоз личины» анализирует творческий метод Гоголя, его особенности, достоинства и недостатки. Набоков считает, что «Шинель» создана для «читателя с творческим воображением», а для максимально полного понимания произведения необходимо знакомиться с ним на языке оригинала, ведь творчество Гоголя – «это феномен языка, а не идей».

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

История, произо-шедшая с Акакием Акаки-е-вичем Башмач-киным, начи-на-ется с рассказа о его рождении и причуд-ливом его имено-вании и пере-ходит к повест-во-ванию о службе его в долж-ности титу-ляр-ного совет-ника.

Многие молодые чинов-ники, подсме-и-ваясь, чинят ему докуки, осыпают бумаж-ками, толкают под руку, — и лишь когда вовсе невмо-готу, он говорит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — голосом, прекло-ня-ющим на жалость. Акакий Акаки-евич, чья служба состоит в пере-пи-сы-вании бумаг, испол-няет ее с любовью и, даже придя из присут-ствия и наскоро похлебав щей своих, выни-мает баночку с черни-лами и пере-пи-сы-вает бумаги, прине-сенные на дом, а если таковых нет, то нарочно снимает для себя копию с какого-нибудь доку-мента с замыс-ло-ватым адресом. Развле-чений, услады прия-тель-ства для него не суще-ствует, «напи-сав-шись всласть, он ложился спать», с улыбкою пред-вкушая завтрашнее пере-пи-сы-вание.

Однако таковую разме-рен-ность жизни нару-шает непред-ви-денное проис-ше-ствие. Однажды утром, после много-кратных внушений, сделанных петер-бург-ским морозом, Акакий Акаки-евич, изучив свою шинель (настолько утра-тившую вид, что в депар-та-менте давно имено-вали ее капотом), заме-чает, что на плечах и спине она совер-шенно сквозит. Он решает нести ее к порт-ному Петро-вичу, чьи повадки и биография вкратце, но не без деталь-ности изло-жена. Петрович осмат-ри-вает капот и заяв-ляет, что попра-вить ничего нельзя, а придется делать новую шинель. Потря-сенный названною Петро-вичем ценой, Акакий Акаки-евич решает, что выбрал неудачное время, и приходит, когда, по расчетам, Петрович похмелен, а потому и более сговорчив. Но Петрович стоит на своем. Увидев, что без новой шинели не обой-тись, Акакий Акаки-евич приис-ки-вает, как достать те восемь-десят рублей, за которые, по его мнению, Петрович возь-мется за дело. Он реша-ется умень-шить «обык-но-венные издержки»: не пить чаю по вечерам, не зажи-гать свечи, ступать на цыпочках, дабы не исте-реть преж-девре-менно подметок, реже отда-вать прачке белье, а чтобы не зана-ши-ва-лось, дома оста-ваться в одном халате.

Жизнь его меня-ется совер-шенно: мечта о шинели сопут-ствует ему, как приятная подруга жизни. Каждый месяц он наве-ды-ва-ется к Петро-вичу пого-во-рить о шинели. Ожида-емое награж-дение к празд-нику, против ожидания, оказы-ва-ется большим на двадцать рублей, и однажды Акакий Акаки-евич с Петро-вичем отправ-ля-ется в лавки. И сукно, и коленкор на подкладку, и кошка на воротник, и работа Петро-вича — все оказы-ва-ется выше всяких похвал, и, ввиду начав-шихся морозов, Акакий Акаки-евич однажды отправ-ля-ется в депар-та-мент в новой шинели. Событие сие не оста-ется неза-ме-ченным, все хвалят шинель и требуют от Акакия Акаки-е-вича по такому случаю задать вечер, и только вмеша-тель-ство некоего чинов-ника (как нарочно именин-ника), позвав-шего всех на чай, спасает смущен-ного Акакия Акаки-е-вича.

После дня, бывшего для него точно большой торже-ственный праздник, Акакий Акаки-евич возвра-ща-ется домой, весело обедает и, поси-ба-рит-ствовав без дел, направ-ля-ется к чинов-нику в дальнюю часть города. Снова все хвалят его шинель, но вскоре обра-ща-ются к висту, ужину, шампан-скому. Принуж-денный к тому же Акакий Акаки-евич чувствует необычное веселье, но, памятуя о позднем часе, поти-хоньку уходит домой. Пона-чалу возбуж-денный, он даже устрем-ля-ется за какой-то дамой («у которой всякая часть тела была испол-нена необык-но-вен-ного движения»), но потя-нув-шиеся вскоре пустынные улицы внушают ему невольный страх. Посреди огромной пустынной площади его оста-нав-ли-вают какие-то люди с усами и снимают с него шинель.

Начи-на-ются злоклю-чения Акакия Акаки-е-вича. Он не находит помощи у част-ного пристава. В присут-ствии, куда приходит он спустя день в старом капоте своем, его жалеют и думают даже сделать склад-чину, но, собрав сущую безде-лицу, дают совет отпра-виться к значи-тель-ному лицу, кое может поспо-соб-ство-вать более успеш-ному поиску шинели. Далее описы-ва-ются приемы и обычаи значи-тель-ного лица, став-шего значи-тельным лишь недавно, а потому озабо-ченным, как бы придать себе большей значи-тель-ности: «Стро-гость, стро-гость и — стро-гость», — гова-ривал он обык-но-венно. Желая пора-зить своего прия-теля, с коим не виделся много лет, он жестоко распе-кает Акакия Акаки-е-вича, который, по его мнению, обра-тился к нему не по форме. Не чуя ног, доби-ра-ется тот до дома и свали-ва-ется с сильною горячкой. Несколько дней беспа-мят-ства и бреда — и Акакий Акаки-евич умирает, о чем лишь на четвертый после похорон день узнают в депар-та-менте. Вскоре стано-вится известно, что по ночам возле Калин-кина моста пока-зы-ва-ется мертвец, сдира-ющий со всех, не разбирая чина и звания, шинели. Кто-то узнает в нем Акакия Акаки-е-вича. Пред-при-ни-ма-емые поли-цией усилия для поимки мерт-веца пропа-дают втуне.

В то время одно значи-тельное лицо, коему не чуждо состра-дание, узнав, что Башмачкин скоро-по-стижно умер, оста-ется страшно этим потрясен и, чтобы сколько-нибудь развлечься, отправ-ля-ется на прия-тель-скую вече-ринку, откуда едет не домой, а к знакомой даме Каро-лине Ивановне, и, среди страшной непо-годы, вдруг чувствует, что кто-то ухватил его за воротник. В ужасе он узнает Акакия Акаки-е-вича, коий торже-ствующе стас-ки-вает с него шинель. Бледный и пере-пу-ганный, значи-тельное лицо возвра-ща-ется домой и впредь уже не распе-кает со стро-го-стью своих подчи-ненных. Появ-ление же чинов-ника-мерт-веца с тех пор совер-шенно прекра-ща-ется, а встре-тив-шееся несколько позже коло-мен-скому будоч-нику приви-дение было уже значи-тельно выше ростом и носило преогромные усы.

Входит в цикл «Петербургские повести».

В основе ее лежит анекдотичная история с одним чиновником, услышанная Гоголем однажды. Она и стала основой новой повести.

  • История маленького чиновника Башмачкина Акакия Акакиевича проста, но трагична;
  • сюжет гоголевской повести фантастичен;
  • Гоголь показал все мастерство детального описания;
  • комичность ситуации переплетается с событийной трагичностью человеческой жизни.

На первой странице повести читателю предстает главный герой - Акакий Акакиевич Башмачкин. Гоголь описывает историю происхождения имени своего героя. И дает комментарий его фамилии. Башмачкин был мелким чиновником. Однако, очень любил свою работу, которая заключалась лишь в переписывании каких-то бумаг.

В департаменте, где он нес службу, к нему относились без уважения и даже обижали. Но он продолжал с любовью работать, пока не случилось с ним странного события. Утром, идя на работу, Акакий Акакиевич почувствовал на себе всю силу петербуржского морозца. Шинель его требовала ремонта и служила общим посмешищем для сослуживцев.

Башмачкин оправился к портному Петровичу. «Худой гардероб!» - заключил Петрович и сообщил Акакию Акакиевичу о необходимости шить новую шинель. Первоначальная цена за пошив составила 150 рублей, но позже сошлись на восьмидесяти. Башмачкин ограничил себя во всем своем и так уже скромном существовании. Наконец, шинель в его руках.

Удовольствие не сходило с лица Акакия Акакиевича. В департаменте все сразу заметили его приобретение и стали поздравлять с покупкой. К тому же все просили устроить его вечер в честь «шинели», но один из чиновников взял «удар» на себя и пригласил всех к себе. И Акакий Акакиевич пошел на этот праздник вместе со всеми. Посидев немного, выпив шампанского, он повеселел и в двенадцать часов оправился домой.

Улицы становились все пустыннее, и Башмачкин стал нервничать. Вдруг перед ним возникли какие-то люди и отобрали у него шинель… Акакий Акакиевич опомнился, но грабителей уже не было и в помине. Ему посоветовали обратиться к частному, но успеха это не принесло. В департаменте отнеслись к нему с сочувствием и даже попытались собрать немного денег. Но некоторые только посмеялись над горем Башмачкина, не придав этому должного значения.

Акакий обратился к значительному лицу (курсив Гоголя), чем очень сильно разозлил его. Чиновник, обругав Башмачкина, отказал ему и выгнал. Не ожидав такого приема, Акакий Акакиевич вышел на улицу и побрел домой. Он долго шел навстречу ветру и вьюге. Сильно простудился и заболел. Через некоторое Акакий умирает. И никто в Петербурге не заметил его ухода.

В департаменте узнали о его смерти только на четвертый день после похорон. И через день на его рабочем месте уже сидел новый человек. Через некоторое время по городу пронеслись слухи, что по улицам Петербурга ходит мертвец, похожий на Акакия Акакиевича. Он пугает людей и снимает с них шинели. Чего он хотел, никто не знал и не понимал.

Значительное лицо, к которому обращался с просьбой Башмачкин, прониклось жалостью к бедному и чиновнику и решило все-таки помочь. Но он опоздал. И, узнав о смерти Акакия Акакиевича, даже расстроился и ругал себя за то, что отказался помочь человеку. Однажды, возвращавшись из гостей, большой чиновник встретил петербургского мертвеца… Тот потребовал его шинель. Значительное лицо так испугалось, что отдало шинель без разговора. После этого фантастического случая мертвец больше не появлялся.

Видимо, наказав «виновного», он восстановил справедливость по поводу своей украденной шинели.

Роль детали в повести

Гоголь дает детальное описание происхождения имени героя. Когда Башмачкин приходит к портному, мы узнаем о таких мелких деталях, как «изуродованный ноготь» на большом пальце Петровича, его «кривой глаз». Мы читаем подробнейшее описание бытовой жизни Акакия Акакиевича, чтобы понять, как накопил он «первую половину» денег на шинель. И сама шинель описана подробнейшим образом - от воротника до полы.

Вот Акакий Акакиевич в гостях у одного чиновника - перед нами детали места, яств, лиц, состояния души героя. Наконец, встреча Акакия Акакиевича со значительным лицом и его «послесмертные» похождения. Гоголь мастерски описывает детали происходящего. Это дает читателю понятие и о характере Акакия Акакиевича, и об обществе в целом, и месте маленького человека в этом обществе. А также у читателя есть время на размышления о важности человеческого бытия.