Болезни Военный билет Призыв

Шекспир гамлет краткое содержание для читательского дневника. У. Шекспир "Гамлет": описание, герои, анализ произведения

В королевском замке Эльсинор, Дания, начинает появляться дух покойного короля, отца принца Гамлета. Придворные считают, что это предвещает бедствия для страны. Гамлет приезжает из Виттенберга на похороны и узнает, что его мать, королева Гертруда, уже вышла замуж за его дядю, хотя прошло чуть больше месяца со дня смерти мужа. Гамлет печалится об отце и удивлен непостоянству женщин. В замке он встречает своего друга Горацио, который рассказывает ему о призраке. Гамлет хочет увидеть его. В полночь Гамлет и Горацио видят на террасе дух короля, который манит принца за собой. Несмотря на уговоры, Гамлет идет за духом, чтобы пообщаться с ним наедине. Дух рассказывает принцу, что король умер не от укуса змеи, как объявлено официально, а от того, что его брат, влюбленный в королеву, и, желая занять трон, влил ему в ухо отраву, когда он спал в саду, от чего он и умер. Дух заклинает Гамлета отомстить убийце, но не трогать мать. Наступает утро и он уходит. От друзей Гамлет требует клятву молчать о ночном происшествие и обдумывает план мести.
Лаэрт, сын придворного Полония, собирается уезжать во Францию и предупреждает свою сестру Офелию, которая принимает знаки внимания Гамлета, не слишком ему доверять. Отец так же против встреч дочери с принцем. Она обещает прислушаться к их словам.
После встречи с Гамлетом, Офелия рассказывает отцу, что принц странно вел себя при разговоре с ней. Полоний делает вывод, что Гамлет тронулся рассудком из-за смерти отца и от того, что Офелия стала отвергать его любовь. Он идет сообщить королю и королеве о безумие принца и предлагает устроить встречу дочери и Гамлета, а они, спрятавшись, услышат их разговор и получат доказательства его рассказа. Король так же посылает к принцу двух придворных, чтобы они в разговорах с ним оценили его состояние. Гамлет делает вид, что он действительно сошел с ума, при встрече с Офелией он так же ведет себя как безумец. Король и Полоний наблюдают их встречу, а выслушав доклад придворных, король решает отправить Гамлета в Англию, думая, что новые впечатления помогут принцу обрести душевное равновесие. В это время в замок приезжают комедианты и Гамлет просит их разыграть пьесу, которую он сочинил. Пьеса повествует об обстоятельствах убийства короля и последующей женитьбе убийцы на королеве. На представлении присутствует весь двор. Во время сцены в саду, король в ужасе убегает, это окончательно убеждает Гамлета, что он действительно убил его отца. Полоний сообщает Гамлету, что королева хочет поговорить с сыном, а сам он намеревается подслушать их разговор, спрятавшись за занавесом, и доложить королю. Гамлет обвиняет мать в том, что она предала память его отца и слишком поспешно вышла замуж за его убийцу. В пылу разговора мать вскрикивает, думая что сын хочет убить ее. Полоний за занавесом зовет помощь, а Гамлет пронзает его шпагой, думая что там находится король. Увидев Полония, он сожалеет о своем поступке. Он уносит тело придворного и прячет. Королева рассказывает мужу о происшедшем в ее покоях. Он начинает еще больше опасаться Гамлета и торопится отправить его в Англию в сопровождение придворных Розенкранца и Гильденстерна, которым дает письмо для передачи королю Англии. Король приказывает найти тело Полония и похоронить его. Офелия, узнав о смерти отца, теряет рассудок. Лаэрт возвращается из Франции и во главе мятежников врывается в покои короля, требуя назвать имя убийцы отца. Король рассказывает, как погиб Полоний и объясняет, что сам не мог наказать убийцу, потому что его слишком любит мать королева и народ. Лаэрт горит желанием отомстить Гамлету за убийство отца, которое стало также причиной безумия любимой сестры. Король просит его дождаться удобного момента и обещает свое содействие.
К Горацио приходят моряки и приносят письмо от Гамлета, где он пишет, что на пути в Англию на них напали пираты, он оказался на их корабле и они высадили его опять в Дании. Принц объясняет, где они могут встретиться. Король также получает письмо от Гамлета о том, что он снова на родине и король с Лаэртом обдумывают план расправы с принцем. Король хочет устроить поединок Гамлета с Лаэртом, причем дать принцу тупую рапиру, а его противнику острую и смазанную ядом. На всякий случай будет приготовлен кубок с отравленным вином, чтобы дать Гамлету выпить.

Безумная Офелия, блуждая по берегу водоема, тонет. Во время ее похорон, Гамлет, который вместе с Горацио оказался на кладбище, вступает в схватку с Лаэртом, но король приказывает разнять их. Гамлет рассказывает Горацио, что во время плавания в Англию, он вскрыл письма, которые везли придворные короля и узнал, что там содержится просьба к королю Англии казнить его. Он заменил это письмо на другое, в котором написано, что нужно казнить людей, которые принесут его.
К Гамлету приходит придворный и передает пожелание короля увидеть поединок принца и Лаэрта. Гамлет много упражнялся в фехтовании и уверен в своих силах. В присутствие всего королевского двора поединок начинается. Гамлет ранит противника. Король видит это и предлагает принцу выпить вина, но тот отказывается. Бокал берет королева и пьет за победу сына. Лаэрт ранит Гамлета отравленной рапирой, но затем в пылу схватки они меняются оружием и Гамлет ранит Лаэрта. Королева умирает со словами, что питье отравлено. Умирающий Лаэрт признается принцу, что клинок и вино были отравлены. Разгневанный Гамлет закалывает короля отравленным оружием. Перед смертью Лаэрт просит принца простить друг друга. Они мирятся. Гамлет чувствует, что умирает. Он просит Горацио, который хочет допить яд, чтобы умереть вместе с другом, не делать этого, а остаться жить и рассказать всем их трагическую историю.

Гамлет, принц датский, образованный молодой человек с высокими нравственными представлениями, сталкивается в родном доме с коварством и предательством. Отца Гамлета, датского короля, коварно убил его брат Клавдий, который женился на вдове короля – матери принца и завладел властью в государстве.

Быстрое новое замужество матери глубоко ранит молодого человека: «Каким докучным, тусклым и ненужным / Мне кажется всё, что ни есть на свете! / О мерзость!»

Подданные готовы выполнять волю нового короля во всём — даже когда речь идёт о попрании истины. Полоний, отец Офелии, запрещает ей проводить время с любимым (ведь теперь это политически недальновидно). Полония поддерживает его сын, Лаэрт. Некоторые из друзей Гамлета также начинают играть на руку королю, предавая тем самым принца.

Но офицеры Марцелл и Бернард, а также старый друг принца Горацио остаются верными Гамлету и сообщают ему о том, что по ночам страже является безмолвный призрак его отца. Беседуя с призраком, Гамлет узнаёт о страшном обмане.

Призрак просит Гамлета отомстить злодею-убийце. Чтобы разобраться в случившемся, Гамлет притворяется безумным. Бдительный король постоянно ведёт за ним слежку. Для этого он использует услуги предателей — бывших друзей Гамлета Розенкранца и Гильденстерна. Но Гамлет осторожен и недоверчив.

Принц хочет сам убедиться в вине Клавдия и только тогда покарать его. Он договаривается с труппой бродячих актёров, что они будут играть пьесу о гибели царя древнегреческой Трои Приама, а он туда вставит два-три стиха своего сочинения. Актёры согласны.

Гамлет просит первого актёра прочесть монолог об убиении Приама: «Зрелище-петля, чтоб заарканить совесть короля». Действительно, во время этой сцены король не смог сдержаться. Он вскочил. Начался переполох. Полоний потребовал прекратить игру. Теперь Гамлет и Сорацио убеждены в преступлении короля — он выдал себя с головой.

Братоубийство — большой грех, и короля мучит страх, терзает нечистая совесть. «О, мерзок грех мой, к небу он смердит!» — восклицает он, оставшись один. Гамлет слышит эти слова (теперь нет никаких сомнений в его коварстве), но не решается покарать Клавдия, так как считает, что нельзя убить раскаявшегося человека.

Гамлет упрекает мать в предательстве отца. Их разговор, спрятавшись за ковром, подслушивает интриган Полоний, окончательно утвердившийся на пути лжи и лицемерия.

Гамлет думает, что это король, с криком «Крыса!» пронзает Полония шпагой. Спасая себя и свою власть, не думая всерьёз о раскаянии, король строит планы убийства Гамлета чужими руками. Он уже принимает решение расправиться с ним с помощью Розенкранца и Гильденстерна на чужой земле. Но обстоятельства складываются так, что вместо Гамлета гибнут эти предатели. Из Парижа возвращается Лаэрт, для того чтобы отомстить за гибель отца, — и узнаёт о новом несчастии: от горя сошла с ума Офелия.

Король убеждает, что во всём виноват Гамлет, и призывает Лаэрта к мести. Предлагает устроить поединок между молодыми людьми. А для того чтобы Гамлет обязательно погиб, он советует Лаэрту смазать клинок ядом, что тот и делает. Его решимость отомстить возрастает в связи с вестью о гибели Офелии.

Для поединка король подготовил кубок с отравленным вином, чтоб дать его Гамлету, когда тот захочет пить. Лаэрт ранит Гамлета, они меняются рапирами, Гамлет смертельно ранит Лаэрта. Королева, подняв кубок за победу Гамлета, случайно выпивает отравленное вино и умирает, но успевает сказать: «О, Гамлет мой, — питьё! Я отравилась», Лаэрт признаётся Гамлету в своём коварстве и предательстве Клавдия: «Король, король виновен … » Гамлет отравленным клинком поражает короля и умирает.

Трагедия «Гамлет» - многоплановое произведение, являющееся вершиной творческого мастерства Шекспира. В пьесе поднимается немало тем, переплетенных единым сюжетным замыслом, что позволяет раскрыть характеры персонажей во всей их глубине и многогранности. Центральной фигурой трагедии является принц датский Гамлет, мстящий за убийство своего отца.
Узловыми точками развития драматичного сюжета являются повторяющиеся сцены отравления короля. Поначалу Клавдий коварно отравляет своего брата, чтобы завладеть королевским престолом. Затем сцена отравления короля воспроизводится в качестве театральной постановки «Убийство Гонзаго». В финале пьесы сцена отравления повторяется в третий раз. Король Клавдий намерен избавиться от Гамлета с помощью отравленной шпаги Лаэрта, а также кубка с отравленным вином. Замысел короля удается. Лаэрт ранит Гамлета на дуэли. Между тем ядовитый напиток по ошибке выпивает королева Гертруда. Затем и сам Клавдий гибнет от отравленной шпаги и вина. От отравленной шпаги также погибают Гамлет и Лаэрт.
Одной из ключевых точек завязки сюжета трагедии является борьба за власть. Так, отца Гамлета - короля Дании, «чью жизнь и власть смели так подло», отравляет его родной брат Клавдий, который затем женится на королеве и завладевает престолом.
Гамлету является призрак короля и велит отомстить убийце:
«Мой сын, не оставайся равнодушным. ... Не дай постели датских королей служить кровосмсшенью и распутству!» - повелевает призрак.
Принц мог бы смириться с подлым убийством отца и в свой срок наследовать власть. Однако Гамлет избирает иной путь. Он вершит справедливое возмездие ценой собственной жизни:
«Будь он в живых, он стал бы королем заслуженно», - свидетельствует Фортинбрас в финале пьесы.
Гамлет встает на путь мести ради любви к отцу:
«Если только ты впрямь любил когда-нибудь отца... Отомсти за подлое его убийство», - взывает призрак к сыновней любви принца.
Другой важной сюжетной линией пьесы является любовь Гамлета и Офелии:
«Я любил Офелию, и сорок тысяч братьев и вся любовь их - не чета моей», - свидетельствует принц о силе своих чувств.
Королева, зная о любви своего сына и Офелии, рассчитывает на их брак. Однако ради мести Гамлет вынужден отказаться от любви к девушке. Между тем Офелия не в силах это пережить:
«Я тебя мечтала в дом ввести женою Гамлета», - признается Гертруда на могиле утопленницы.
Принцем движет идея свершения справедливого возмездия за гибель своего отца. Смысл своей дальнейшей жизни он видит в том, чтобы разоблачить и наказать подлого убийцу:
«Лишь твоим единственным веленьем весь том, всю книгу мозга испишу... Да, как пред Богом! О женщина-злодейка! О подлец!» - клянется Гамлет отомстить за смерть короля.
Не понимая мотивов, движущих принцем, окружающие принимают его за безумца. Между тем Гамлет прекрасно сознает смысл происходящего:
«Как проницательны подчас его ответы! Находчивость, которая... и не всегда бывает у здравомыслящих», — отмечает Полоний проницательность принца.
Терзаемый трудноразрешимыми вопросами Гамлет, в том числе, задается извечным вопросом о смысле бытия:
«Быть или не быть, вот в чем вопрос...»- пытается постичь принц.
Тем самым персонажам трагедии свойственны стремления к власти, любви и смыслу. Вместе с тем герои не всегда добиваются желаемого, вследствие чего ощущают собственное бессилие. Некоторыми персонажами овладевает чувство ненависти. Подчас герои совершают неосознанные действия. Для сравнения, схожими чертами обладают герои пушкинских произведений: «Борис Годунов», «Сцена из Фауста», сказка «Жених».
Действительно, персонажи пьесы порой оказываются бессильны что-либо изменить. Например, поначалу Гамлет не находит в себе сил, чтобы отомстить убийце отца:
«Кому угодно сказать мне дерзость? Дать мне тумака? В полученье распишусь. Не желчь в моей печенке голубиной», - не в состоянии принц побороть расслабленность своего духа.
Когда Гамлет приступает к реализации своего плана мести, Клавдий решает расправиться с ним. Однако король бессилен открыто выступить против наследного принца:
«Вот как опасен он, пока на воле! Сурово с ним расправиться нельзя: к нему привязано простонародье», - не может правитель проигнорировать мнение своих подданных.
Порой герои испытывают ненависть. Так, Гамлет возненавидел бесчестный поступок своей матери, отрекшейся от короля:
«О женщины, вам имя - вероломство! ... Разбейся сердце, надо стиснуть зубы», - негодует принц.
Когда Гамлет по ошибке вместо Клавдия закалывает Полония, Лаэрт, воспылав ненавистью к убийце своего отца, к тому же ставшему причиной гибели и его любимой сестры Офелии, вызывает принца на дуэль:
«Увижу в церкви - глотку перерву», - возненавидел Гамлета Лаэрт, впоследствии ранящий принца отравленной шпагой, отчего тот гибнет.
В какие-то моменты персонажи словно не сознают происходящего. К примеру, Гамлета настолько потрясает встреча с призраком короля, что окружающие замечают странности в его поведении, считая это следствием расстройства ума:
«Из легкого расстройства впал в тяжелое, в котором и бушует», -предполагает Полоний, что принц помешался на почве любви.
При этом никто, даже самые близкие Гамлету люди не сознают подлинной причины произошедшей с принцем перемены:
«О горе, с ним припадок», - полагает королева, что у ее сына приступ безумства, в то время как принц беседует с призраком.
Подобно пушкинским героям персонажей трагедии отличает не только определенный набор стремлений, но и способы реализации своих намерений.
Так, Гамлет не жаждет власти, которую он по праву должен унаследовать. Более того, тешащее самолюбие ощущение могущества представляется принцу всего лишь игрой воображения:
«Заключите меня в скорлупу ореха, и я буду чувствовать себя повелителем бесконечности», - иронизирует Гамлет по поводу чувства всемогущества.
Обладающий немалым влиянием при дворе Гамлет подчиняется своему долгу ради блага королевства:
«По званью он себе не господин. Он сам в плену у своего рожденья. Не вправе он как всякий человек стремиться к счастью. От его поступков зависит благоденствие страны. Он ничего не выбирает в жизни, а слушается выбора других и соблюдает выгоду народа», свидетельствует Лаэрт, что принц превыше всего ставит служение своей стране.
Поначалу близкие Гамлету люди решают, что, полюбив Офелию, принц настолько поглощен страстью к девушке, что сходит по ней с ума. Между тем поведение принца вскоре заставляет окружающих переменить свое мнение о нем:
«Любовь? Он поглощен совсем не ею. Он не то лелеет по темным уголкам своей души, высиживая что-то поопасней», - догадался король, что ум Гамлета поглощен вовсе не помыслами о возлюбленной.
Действительно, ради мести за своего отца Гамлет отказывается от любви к Офелии и оставляет возлюбленную:
«Я не любил вас. Ступай в монастырь. ... Затворись в обители, говорю тебе», - призывает принц девушку к затворничеству.
Пытаясь осмыслить причину измены матери королю, Гамлет приходит к убеждению, что тому виной женское вероломство:
«Вы сделали такое, что угашает искренность и стыд», - морализирует принц по поводу повторного замужества матери.
Следует заметить, что принц хочет найти убедительные подтверждения виновности Клавдия в смерти отца, поскольку сомневается в истинности свидетельства призрака:
«Но может статься, тот дух был дьявол. Дьявол мог принять любимый образ. ... Нужны улики поверней моих», - колеблется Гамлет.
Обращает на себя внимание, что главный герой трагедии Гамлет раскрывается как самоактуализирующийся человек, способный к развитию. Так, окружающие подмечает прогрессирующие изменения, происходящие в личности принца:
«Рост жизни не в одном развитье мышц. По мере роста тела в нем, как в храме, растет служснье духа и ума», - свидетельствует Лаэрт о духовном росте Гамлета.
Гамлет обладает творческими способностями. В частности, он увлекается театром, неплохо разбирается в игре актеров. Более того, принц самым непосредственным образом участвует в постановке одной из сцен. Даже смертельно опасный поединок на шпагах с Лаэртом принц воспринимает не иначе, как игру:
«Вы лишь играли до сих пор», - замечает Гамлет сопернику, что их поединок — всего лишь забава.
Гамлета восхищает способность актеров к самовыражению:
«Облик каждой складкой говорит, чем он живет», - поражен принц тем, насколько живо выражает актер свои переживания.
Принц надеется, что Клавдий непроизвольно выразит свою причастность к убийству во время театральной постановки сцены, которая напомнит ему об отравлении короля:
«Люди с темным прошлым, находясь на представленье, сходном по завязке, ошеломлялись живостью игры и сами сознавались в злодеянье», - рассчитывает Гамлет, что его дядя сам невольно выдаст себя.
Гамлету не чужды эстетические чувства. Так, его не оставляет равнодушным прекрасный облик Офелии:
«Вы... хороши собой, вашей порядочности нечего делать с вашей красотою», - смущает принца красота девушки.
Гамлет чутко ориентируется в самой непростой ситуации. Он чутко прислушивается к голосу интуиции и призывает к тому других:
«Во всем слушайтесь внутреннего голоса», - призывает принц актеров, сам привыкнув ориентироваться на интуитивное чутье: «Для меня законом стало сердце и в людях разбирается оно».
Тем самым главного героя пьесы отличают творческие потребности: в игре, самовыражении, ориентировке, эстетические потребности, а также стремление к самоактуализации.
Поначалу Гамлет не в силах справиться с мучительными переживаниями, вызванными гибелью отца и изменой матери, вследствие чего им овладевает состояние творческого упадка.
Гамлет расстроен расслабленностью своего духа, не позволяющей ему реализовать замысел мести убийце:
«А я, тупой и жалкий выродок, слоняюсь в сонливой лени», - раскис принц.
Гамлет глубоко разочарован собственной нерешительностью:
«И ни о себе не заикнусь, ни пальцем не ударю для короля. Что ж, я трус?»- недоволен собой персонаж.
В какой-то момент Гамлет настолько падает духом, что ему кажется, будто весь мир лежит в упадке:
«Боже! Боже! Каким ничтожным, плоским и тупым мне кажется весь свет в своих движеньях! Какая грязь! И все осквернено», - низмен мир в восприятии принца.
Длительные негативные переживания и внутренние борения вызывают в личности принца разрушительные изменения:
«Могучий этот разум как колокол надбитый дребезжит», - замечает Офелия нарушения в мышлении принца.
Все вышеназванное приводит к деградации некогда решительного настроя Гамлета довести свой план до конца:
«Так погибают замыслы с размахом, вначале обещавшие успех», -отмечает принц регресс в своей решимости отомстить за отца.
Между тем Гамлет все же находит в себе силы реализовать свой замысел, пережив ощущение творческого подъема.
В критический момент Гамлет настраивает себя на решение стоящей перед ним задачи:
«Тьфу, черт! Проснись, мой мозг!» - заставляет себя принц собраться и преодолеть свою расслабленность и нерешительность.
Сильный творческий подъем охватывает Гамлета в тот момент, когда его очаровывает игра заезжего актера:
«Сходит кровь со щек его, глаза туманят слезы, замирает голос», -завораживает зрителей исполнительское мастерство.
Выступление театральной труппы вдохновляет принца на постановку сцены, призванную изобличить убийцу его отца.
«Я поручу актерам сыграть пред дядей вещь по образцу отцовой смерти. Послежу за дядей - возьмет ли за живое. Если да, я знаю, как мне быть», - воодушевляется Гамлет внезапной идеей.
Гамлет творчески перерабатывает одну из театральных сцен, чтобы в деталях воссоздать картину отравления короля:
«Поставь это завтра вечером. Скажи, можно ли, в случае надобности, заучить кусок строк в двенадцать-шестнадцать, который бы я написал, -можно?» креативно подходит принц к постановке сцены, которую предстоит сыграть актеру.
Пораженный способностью актера к перевоплощению во время игры, Гамлет решает использовать талант труппы для того, чтобы в корне преобразовать то положение, в котором он находится:
«Он сцену б утопил в потоке слез. В его изображенье виновный бы прочел свой приговор. ... Нужны улики поверней моих, здесь, в записях. Для этого со сцены я совесть короля на них поддену», - способен актер трансформировать ситуацию, по мнению Гамлета.
Таким образом, Гамлет раскрывает творческую сторону своей натуры. При этом герой преодолевает состояние творческого упадка, пережив ощущение творческого подъема.
Проведенный анализ указывает на сходство характеров героев трагедии «Гамлет» и персонажей пушкинских произведений: «Борис Годунов», «Сцена из Фауста», сказка «Жених». Как и персонажи Пушкина, герои Шекспира различаются видами стремлений, а также способами реализации своих намерений, сопряженными с чертами характера.
В основе завязки сюжета трагедии лежит борьба за власть. Клавдий добивается могущества преступным путем, в то время как Гамлет превыше всего ставит служение своему долгу. Вместе с тем оба персонажа подчас бессильны что-то изменить.
Второй важной сюжетной линией пьесы является любовь Гамлета и Офелии. В то же время принца настолько поглощает жажда мести за отца, что он отрекается от возлюбленной. Брат Офелии Лаэрт, воспылав ненавистью к Гамлету из-за гибели своего отца и сестры, губит принца на дуэли отравленной шпагой.
Близкие Гамлета пытаются осознать смысл странного поведения принца. Однако никто не сознает подлинной причины его кажущегося безумия. Между тем Гамлет сомневается в истинности свидетельства явившегося ему призрака и хочет окончательно убедиться в виновности Клавдия.
Следует отметить также, что Гамлет раскрывается как творческая натура. Герой находит в себе силы преодолеть состояние творческого упадка, пережив мощный творческий подъем.
Гамлет предстает самоактуализирующейся личностью, способной к развитию. По ходу действия пьесы герой преображается прямо на глазах. Вместе с тем поначалу Гамлет не может совладать с терзающими его сомнениями, и некогда решительный настрой принца отомстить за отца все более деградирует.
Мучительные внутренние борения разрушительным образом сказываются на личности Гамета. Между тем случай предоставляет принцу возможность воссоздать сцену убийства отца, которую он поручает сыграть проезжей театральной труппе.
Гамлета восхищает способность актеров к самовыражению. Выступление одного из них вдохновляет принца на постановку сцены, призванной изобличить короля. Воодушевленный этой идеей Гамлет забывает о своих прежних упадочных настроениях.
Гамлету свойственны эстетические переживания. Ему не чуждо чувство прекрасного. При этом герой глубоко разочаровывается в людях, чьи поступки кажутся ему отвратительными.
Гамлет чутко ориентируется в самой непредсказуемой ситуации. Однако поначалу дух принца расслаблен, что не позволяет ему реализовать задуманное. Между тем в ответственный момент Гамлет сумел настроить себя на выполнение своего плана.

Драматургия XVI - XVII веков являлась неотъемлемой и, возможно, самой важной частью литературы того времени. Этот вид литературного творчества был наиболее близок и понятен широким массам, был зрелищем, позволявшим донести до зрителя чувства и мысли автора. Одним из самых ярких представителей драматургии того времени, которого читают и перечитывают до нашего времени, ставят спектакли по его произведениям, анализируют философские концепции, является Уильям Шекспир.

Гениальность английского поэта, актёра и драматурга заключается в умении показать реалии жизни, проникнуть в душу каждого зрителя, найти в ней отклик на свои философские утверждения через чувства знакомые каждому человеку. Театральное действие того времени происходило на помосте посреди площади, актёры по ходу пьесы могли спускаться в «зал». Зритель становился как бы участником всего происходившего. В наше время такой эффект присутствия недостижим даже при использовании 3d технологий. Тем большее значение в театре получало слово автора, язык и стиль произведения. Талант Шекспира проявляется во многом в его языковой манере подачи сюжета. Простой и несколько витиеватый, он отличается от языка улиц, позволял зрителю подняться над повседневностью, встать на некоторое время вровень с персонажами пьесы, людьми высшего сословия. И гениальность подтверждается тем, что это не утратило своё значение и в более поздние времена - мы получаем возможность стать на некоторое время соучастниками событий средневековой Европы.

Вершиной творчества Шекспира многие его современники, а вслед за ними и последующие поколения, считали трагедию «Гамлет - принц Датский». Это произведение признанного английского классика стало одним из значимых и для русской литературной мысли. Не случайно трагедия Гамлета переводилась на русский язык более сорока раз. Такой интерес вызван не только феноменом средневековой драматургии и литературным талантом автора, что несомненно. Гамлет является произведением, в котором отражен «вечный образ» искателя правды, философа нравственности и человека шагнувшего выше своей эпохи. Плеяда таких людей, начавшаяся с Гамлета и Дон Кихота, продолжалась в русской литературе образами «лишних людей» Онегиным и Печориным, и далее в произведениях Тургенева, Добролюбова, Достоевского. Эта линия является родной для русской ищущей души.

История создания - Трагедия Гамлет в романтизме XVII века

Как многие произведения Шекспира основываются на новеллах литературы раннего средневековья, так и сюжет трагедии Гамлет позаимствован им из исландских хроник XII века. Впрочем, этот сюжет не является чем-то оригинальным для «тёмного времени». Тема борьбы за власть, не взирающая на нравственные нормы, и тема мести присутствует во многих произведениях всех времён. Романтизм Шекспира на основе этого создал образ человека протестующего против устоев своего времени, ищущего выход из этих оков условностей к нормам чистой морали, но который сам является заложником существующих правил и законов. Наследный принц, романтик и философ, который задаётся вечными вопросами бытия и, в тоже время вынужден в реалиях вести борьбу с так, как это принято в то время - «себе он не хозяин, своим рожденьем связан по рукам» (акт I, сцена III), и это вызывает у него внутренний протест.

(Старинная гравюра - Лондон, XVII век )

Англия в год написания и постановки трагедии переживала переломный момент в своей феодальной истории (1601 год), поэтому в пьесе и присутствует та некоторая мрачность, реальный или мнимый упадок в государстве - "Подгнило что-то в Датском королевстве" (акт I, сцена IV). Но нас более интересует вечные вопросы «о добре и зле, о лютой ненависти и святой любви», которые так понятно и так неоднозначно прописаны гением Шекспира. В полном соответствии с романтизмом в искусстве пьеса содержит в себе героев ярко выраженных моральных категорий, явный злодей, прекрасный герой, присутствует любовная линия, но автор идёт дальше. Романтический герой отказывается следовать канонам времени в своей мести. Одна из ключевых фигур трагедии - Полоний, не представляется нам в однозначном свете. Тема предательства рассматривается в нескольких сюжетных линиях и также предлагается на суд зрителя. От явного предательства короля и неверности памяти покойного мужа королевой, до тривиального предательства приятелей студентов, которые не прочь за милость короля выведать секреты у принца.

Описание трагедии (сюжет трагедии и основные её черты)

Ильсинор, замок датских королей, ночная стража с Горацио, другом Гамлета, встречает призрак умершего короля. Горацио рассказывает об этой встречи Гамлету и тот решает лично встретиться с тенью отца. Призрак рассказывает принцу ужасную историю своей смерти. Смерть короля оказывается подлым убийством, совершенным его братом Клавдием. После этой встречи в сознании Гамлета происходит перелом. Узнанное накладывается на факт излишне скорой свадьбы вдовы короля, матери Гамлета, и брата-убийцы. Гамлет одержим идеей мести, но находится в сомнениях. Он должен во всём убедиться сам. Изображая сумасшествие, Гамлет наблюдает за всем. Полоний, советник короля и отец возлюбленной Гамлета, пытается объяснить королю и королеве такие перемены в принце отвергнутой любовью. Прежде, он запретил своей дочери Офелии принимать ухаживания Гамлета. Эти запреты разрушают идиллию любви, в дальнейшем приводят к депрессии и умопомрачению девушки. Король предпринимает свои попытки узнать мысли и планы пасынка, он терзаем сомнениям и своим грехом. Нанятые им бывшие студенческие друзья Гамлета находятся с ним неотлучно, но безрезультатно. Потрясение от узнанного заставляет Гамлета ещё более задуматься о смысле жизни, о таких категориях как свобода и нравственность, о вечном вопросе бессмертия души, бренности бытия.

Тем временем в Ильсиноре появляется труппа бродячих актёров, и Гамлет уговаривает их вставить в театральное действие несколько строк, обличающих короля в братоубийстве. В ходе спектакля Клавдий выдаёт себя смятением, сомнения Гамлета в его виновности развеяны. Он пытается поговорить с матерью, бросить ей в лицо обвинения, но явившейся призрак запрещает ему мстить матери. Трагическая случайность усугубляет напряжённость в королевских покоях - Гамлет убивает Полония, спрятавшегося из любопытства за шторами при этом разговоре, приняв его за Клавдия. Гамлет отправлен в Англию для сокрытия этих досадных случайностей. С ним направляются друзья-соглядатаи. Клавдий вручает им письмо для короля Англии с просьбой казнить принца. Гамлет, сумевший случайно прочитать письмо, делает в нём исправления. В результате под казнь попадают предатели, а он возвращается в Данию.

В Данию возвращается и Лаэрт сын Полония, трагическая весть о смерти сестры Офелии в результате её умопомрачения из-за любви, а также убийство отца толкает его на союз с Клавдией в деле отмщения. Клавдий провоцирует поединок на шпагах двух молодых людей, клинок Лаэрта намеренно отравлен. Не останавливаясь на этом, Клавдий отравляет и вино, чтоб опоить Гамлета в случае победы. Во время поединка Гамлет ранен отравленным клинком, но находит взаимопонимание с Лаэртом. Поединок продолжается, в ходе которого противники меняются шпагами, теперь отравленной шпагой ранен и Лаэрт. Напряжения поединка не выдерживает мать Гамлета королева Гертруда и выпивает отравленное вино за победу сына. Убит и Клавдий, в живых остаётся лишь единственный верный друг Гамлета Гораций. В столицу Дании вступают войска норвежского принца, который и занимает датский престол.

Главные герои

Как видно из всего развития сюжета, тема мести отходит на второй план перед нравственными исканиями главного героя. Свершение мести для него невозможно в том выражении, как это принято в том обществе. Даже убедившись в виновности дяди, он не становится его палачом, а лишь обвинителем. В отличие от него, Лаэрт заключает сделку с королём, для него месть превыше всего, он следует традициям своего времени. Любовная линия в трагедии является лишь дополнительным средством показать нравственные образы того времени, оттенить душевные поиски Гамлета. Главными действующими лицами пьесы являются принц Гамлет и советник короля Полоний. Именно в нравственных устоях этих двух людей выражен конфликт времени. Не конфликт добра и зла, а разница в уровнях морали двух положительных персонажей - основная линия пьесы, гениально показанная Шекспиром.

Умный, преданный и честный слуга королю и отечеству, заботливый отец и уважаемый гражданин своей страны. Он искренне пытается помочь королю понять Гамлета, он искренне пытается понять Гамлета сам. Его моральные устои на уровне того времени безупречны. Отправляя сына на учёбу во Францию, наставляет его правилам поведения, которые и сегодня можно приводить без изменений, настолько они мудры и универсальны для любого времени. Беспокоясь за моральный облик дочери, он увещает её отказаться от ухаживаний Гамлета, объясняя сословную разницу между ними и не исключая возможности несерьёзного отношения принца к девушке. Вместе с тем, по его нравственным воззрениям соответствующим тому времени, в таком легкомыслии со стороны юноши нет ничего предрассудительного. Своим недоверием к принцу и волей отца он разрушает их любовь. По этим же причинам он не доверяет и собственному сыну, посылая к нему слугу в качестве шпиона. План наблюдения его прост - найти знакомых и, слегка очернив сына, выманить откровенную правду о его поведении вдали от дома. Подслушать в королевских покоях разговор разгневанного сына и матери также не является для него чем-то неправильным. Всеми своими поступками и мыслями Полоний представляется умным и добрым человеком, даже в сумасшествии Гамлета он видит его рациональные мысли и отдаёт им должное. Но он типичный представитель общества, которое так давит на Гамлета своей лживостью и двуличием. И в этом трагизм, который понятен не только в современном обществе, но и лондонской публики начала XVII века. Такое двуличие вызывает протест своим присутствием и в современном мире.

Герой с сильным духом и незаурядным умом, ищущий и сомневающийся, ставший на одну ступень выше всего общества в своей морали. Он способен смотреть на себя со стороны, он способен анализировать окружающих его и анализировать свои мысли и поступки. Но он также является продуктом той эпохи и это связывает его. Традициями и обществом ему навязывается определённый стереотип поведения, который он уже не может принять. На основе сюжета о мести показан весь трагизм ситуации, когда молодой человек видит зло не просто в одном подлом поступке, но во всём обществе, в котором такие поступки оправдываются. Этот юноша сам себя призывает жить в соответствии с высшей моралью, ответственностью за все свои поступки. Трагедия семьи только заставляет его больше задуматься о нравственных ценностях. Не может такой думающий человек не поднимать для себя и общечеловеческие философские вопросы. Знаменитый монолог «Быть или не быть» является лишь вершиной таких рассуждений, которые вплетаются во все его диалоги с друзьями и недругами, в беседах со случайными людьми. Но несовершенство общества и окружения всё-таки толкает на импульсивные, часто неоправданные поступки, которые потом тяжело переживаются им и в конечном итоге приводят к гибели. Ведь и вина в гибели Офелии и случайная ошибка при убийстве Полония и неумение понять горя Лаэрта гнетут его и сковывают цепью.

Лаэрт, Офелия, Клавдий, Гертруда, Горацио

Все эти лица введены в сюжет как окружение Гамлета и характеризующее обыкновенное общество, положительное и правильное в понимании того времени. Даже рассматривая их с современной точки зрения, можно признать их действия логичными и последовательными. Борьба за власть и супружеская измена, месть за убитого отца и первая девическая любовь, вражда с соседними государствами и получение земель в результате рыцарских турниров. И только Гамлет стоит выше на голову над этим обществом, увязнув по пояс в родовых традициях престолонаследования. Три друга Гамлета - Горацио, Розенкранц и Гильденстерн, являются представителями знати, придворными. Для двух из них соглядатайство за другом не является чем-то неправильным, и только один остаётся верным слушателем и собеседником, умным советчиком. Собеседником, но не более того. Перед своей судьбой, обществом и всем королевством Гамлет остаётся один.

Анализ - идея трагедии принца датского Гамлета

Основная идея Шекспира заключалась в желании показать психологические портреты современников на основе феодализма «тёмных времён», вырастающее в обществе новое поколение, которое может изменить мир к лучшему. Грамотное, ищущее и свободолюбивое. Не случайно в пьесе Дания названа тюрьмой, которой по мнению автора являлось всё общество того времени. Но гениальность Шекспира выразилась в умении описать всё в полутонах, не скатываясь к гротеску. Большинство персонажей являются людьми положительными и уважаемыми по канонам того времени, они рассуждают вполне здраво и справедливо.

Гамлет показан как человек склонный к самоанализу, духовно сильный, но всё ещё связанный условностями. Невозможность действовать, неумение, роднит его с «лишними людьми» русской литературы. Но он несёт в себе заряд моральной чистоты и стремления общества к лучшему. Гениальность этого произведения заключается в том, что все эти вопросы актуальны и в современном мире, во всех странах и на всех континентах, вне зависимости от политического устройства. А язык и строфа английского драматурга пленяют своим совершенством и оригинальностью, заставляют перечитывать произведения по нескольку раз, обращаться к спектаклям, слушать постановки, искать что-то новое, спрятанное в глубине веков.



Замок в Эльсиноре. Перед замком – площадь. На страже стоят датские офицеры - Бернард и Марцелл. Позже к ним подходит Горацио, ученый друг принца датского Гамлета. Услышав историю о появлении ночью призрака, похожего на покойного датского короля, Горацио пришел удостовериться в правдивости этого рассказа. Сам он считает все это фантазией, но в полночь на площади действительно появляется, в полном военном облачении, грозный призрак короля. Потрясенный Горацио хочет заговорить с ним. Позже, размышляя над случившимся, он приходит к выводу, что появление призрака – плохой знак для государства, возможно, грядут смутные времена. Горацио решает сообщить о видении своему другу Гамлету, который по причине внезапной смерти отца был вынужден прервать обучение в Виттенберге.

Гамлет тяжело переживает утрату, но скорбь его усиливается еще и оттого, что мать почти сразу после кончины отца вышла замуж за брата его. Гамлет не считает своего дядю достойным человеком, ему мерзко и противно наблюдать за происходящим.

Узнав от Горацио о ночном призраке, Гамлет уверен, что в этом что-то кроется недоброе. Он ждет наступления ночи.

Призрак отца поведал Гамлету о страшном преступлении. Когда король спокойно отдыхал в саду, родной брат влил смертельный сок белены ему в ухо. Король умер прямо во сне, разом утратив и венец, и королеву. Призрак отца просит сына отомстить за него и, попрощавшись, удаляется.

Весь мир для Гамлета перевернулся.

Он дает клятву отомстить за смерть отца. Своих друзей он просит хранить тайну об этом разговоре, и его странному поведению не удивляться.

В это время Полоний, ближний вельможа короля, отправляет сына своего Лаэрта в Париж на учебу. Лаэрт на прощание дает своей сестре Офелии братские наставления. Оказывается, Гамлет влюблен в Офелию. Но именно от этого чувства брат предостерегает сестру. Ведь Гамлет не принадлежит себе, он должен думать о здравии всей державы.

Полоний подтверждает слова сына и запрещает Офелии общаться с Гамлетом. Она рассказывает отцу о недавнем визите принца, когда он был, как ей показалось, немного не в себе. Полоний думает, что странное поведение принца связано с тем, что он безумно влюблен в Офелию. Об этом он решает рассказать королю.

Король замечает странное поведение Гамлета, он не знает, как объяснить его причину. Отягощенная убийством совесть короля не дает ему покоя. Он вызывает к себе давних приятелей Гамлета - Гильдестерна и Розенкранца. Обещая в награду «монаршью милость», король поручает им выведать у Гамлета его тайну. Приходит Полоний и рассказывает королю о своем предположении касательно безумства принца. Он даже принес в доказательство своих слов письмо Гамлета к Офелии, которое взял у дочери. Чтобы удостовериться в чувствах Гамлета, Полоний собирается отправить дочь на галерею, где часто бывает принц.

Гамлет понимает, что Гильдестерн и Розенкранц подосланы к нему королем, поэтому их попытки выведать его тайну оказываются напрасными.

Узнав, что из столицы приехали актеры-трагики, Гамлет решает использовать их для того, чтобы удостовериться в виновности короля. Эти актеры и прежде очень нравились принцу. Теперь он договаривается, что они будут ставить пьесу о гибели Приама, а Гамлет добавит в нее пару стихов собственного сочинения. Актеры соглашаются. Первого актера Гамлет просит прочитать монолог об убийстве Приама. Актер блистательно справляется с заданием. Взволнованный Гамлет размышляет о том, что он должен точно узнать о преступлении. С помощью актеров он хочет «заарканить совесть короля».

Король снова вызывает к себе Гильдестерна и Розенкранца, чтобы узнать о выполнении своего поручения. Они честно признаются, что выведать ничего не удалось, а также рассказывают королю о приезде столичных актеров и о том, что Гамлет приглашает короля с королевой на представление.

Прогуливаясь в одиночестве, принц датский произносит знаменитый свой монолог: «Быть или не быть - таков вопрос…». Он размышляет о том, почему так сильно держится за жизнь человек. И проходит к выводу, что людей пугает неизвестность того, что будет после смерти, ведь это уже навсегда.

К Гамлету является Офелия. Он понимает, что она пришла по просьбе короля и своего отца, и что их разговор обязательно подслушивают. Гамлет притворяется сумасшедшим и советует Офелии идти в монастырь. Доверчивая девушка приходит в отчаяние, услышав его речи. Она поверила в его безумство. Зато король убедился окончательно, что не любовь является причиной странностей в поведении принца. Гамлет обращается с просьбой к другу Горацио, чтобы тот понаблюдал за королем во время представления. Идет спектакль, и Гамлет его комментирует. Главного героя отравляют в саду, чтобы отнять его державу и жену.

Последнюю сцену король не выдержал. Он поднялся с места, и в зале начался переполох. Игру прекратили. Все разошлись. Гамлет и Горацио остались вдвоем. Они теперь уверены в виновности короля, он сам себя выдал.

Гильдестерн и Розенкранц возвращаются. Они рассказывают Гамлету, что король очень огорчен и королева не понимает поведение своего сына. Гамлет дает Гильдестерну флейту и просит сыграть на ней. Тот говорит, что не владеет этим искусством. Тогда разгневанный Гамлет заявляет, что на нем и на его чувствах тоже не стоит пытаться играть. Полоний зовет принца к матери - королеве.

Короля одолевает страх, нечистая совесть мучает его. Он понимает, что его грех тяжелый и мерзкий. Но преступление уже совершено, и королю остается лишь молиться. Он опускается на колени и молит Бога о прощении.

Проходя в покои матери, Гамлет видит короля одного, но убивать его во время молитвы не хочет.

Чтобы подслушать разговор принца с матерью, Полоний прячется в покоях королевы.

Гамлет переполнен негодованием. Он зол на свою мать и говорит с ней очень дерзко. Испугавшись, королева вскрикивает. В это время Полоний выдает свое присутствие. Думая, что это король, Гамлет в ярости пронзает его шпагой. Королева умоляет сына о пощаде, раскаиваясь в своем поведении. Неожиданно возникает призрак, которого видит только Гамлет. Королеве кажется, что он, как безумный, говорит с пустотой. Призрак требует от Гамлета пощадить королеву.

Королева сообщает королю, что Гамлет в припадке безумия убил Полония, но теперь сожалеет об этом. Король решает тайно похоронить Полония, чтобы не возникало слухов. А Гамлета он срочно отправляет в Англию, Гильдестерна и Розенкранца – вместе с ним, сопровождающими. Молодым людям король вручает письмо, которое должно быть тайно передано Британцу. В письме – просьба об убийстве Гамлета.

По дороге на корабль, Гамлет и его «друзья» встречают вооруженное войско. Это солдаты Норвежца, они идут воевать с Польшей из-за клочка земли. Гамлета поражает то, что даже такой пустяшный спор люди не могут решить мирно.

После этого случая Гамлет много размышляет о собственной нерешительности. Ведь принц Фортинбрас легко посылает двадцать тысяч солдат на смерть только потому, что его честь задета. А Гамлет, у которого отец убит и мать живет в позоре, не знает, как ему стоит поступить. Он решается на кровавую месть.

Узнав о смерти отца, Лаэрт тайком возвращается из Парижа. Дома он узнает еще и о том, что Офелия с горя сошла с ума, ведь отец погиб от руки Гамлета. Вооруженный Лаэрт врывается в покои к королю, он жаждет мести. Король во всех несчастьях обвиняет Гамлета. Появляется гонец с письмом от принца, в котором сообщается о возвращении Гамлета. Король не понимает, что произошло, но у него уже готов очередной мерзкий план.

Он хочет устроить поединок между Гамлетом и Лаэртом. Чтобы Гамлет наверняка оказался убитым, конец шпаги Лаэрта будет смазан ядом. Лаэрт соглашается.

Королева с грустью сообщает о гибели Офелии. Она упала в реку, когда развешивала свои венки на ветках дерева.

Могильщики роют яму и, между делом, обмениваются шутками.

Появляются Горацио и Гамлет. Гамлет рассуждает о тщетности всего живого на земле. Они видят приближающуюся похоронную процессию. Офелию хоронят. Лаэрт бросается в могилу и просит вместе с сестрой закопать и его. Гамлет не выносит этой фальши. Он говорит, что любил ее по-настоящему. Они с Лаэртом набрасываются друг на друга. Король разнимает их. Он напоминает Лаэрту о запланированном поединке, в котором результат известен заранее. Непредсказуемость короля не устраивает, он требует от Лаэрта не торопить события.

Гамлет наедине рассказывает Горацио о том, что с ним приключилось. Он смог прочитать сопроводительное письмо короля с просьбой казнить Гамлета. Воспользовавшись печаткой отца, Гамлет подменил письмо, написав в нем: «Подателей немедля умертвить». По дороге разбойники напали на корабль, Гамлет был взят в плен и доставлен в Данию. Теперь он готов к мести.

Приближенный короля Озрик сообщает, что король бьется об заклад, что Гамлет одолеет Лаэрта в поединке. Гамлет идет на поединок, но сердце его предчувствует ловушку.

Перед началом сражения, принц просит прощения у Лаэрта. Он признается, что совершил убийство его отца в приступе безумия.

Чтобы подстраховаться, король приготовил кубок с отравленным вином. Он предложит его Гамлету, если тот захочет попить. Лаэрт наносит ранение Гамлету, они обмениваются рапирами, и теперь Гамлет ранит Лаэрта. Король не успевает остановить королеву, и она выпивает вина из кубка за победу Гамлета. Перед смертью, она успевает сказать сыну, что вино отравлено. Лаэрт признается в своем предательстве по вине короля.

Гамлет убивает отравленным клинком короля, и умирает сам. Горацио тоже хочет последовать за другом, допив отравленное вино. Но Гамлет перед смертью обращается к другу: «Дыши в суровом мире, чтоб мою / Поведать повесть». О случившейся трагедии Горацио рассказывает Фортинбрасу и послам английским. Фортинбрас отдает приказание: «Пусть Гамлета поднимут на помост, как воина…»