Болезни Военный билет Призыв

Сергей есенин тема родины творчестве. Сочинение Тема Родины в лирике Есенина (в творчестве, стихах, произведениях). Айседора Дункан. Путешествие в Европу и Америку

Уже в ранних стихах С.Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений «Гой ты, Русь моя родная…» С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением целая философия, система ценностей. Мир деревни это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С.Есенина это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна: «Грустная песня, ты русская боль». Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта родная деревня в России это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие «малой родины».

С присущей С.Есенину лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее
его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: «Ой ты,
Русь, моя родина кроткая, /Лишь к тебе я любовь берегу». Порой стихи
поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство
неприкаянности, лирический герой их странник, покинувший родную
хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается
неизменным, что сохраняет вечную ценность это природа и Россия:

«А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам…
И Русь все также будет жить,
Плясать и плакать у забора».

С.Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и
даже трагическими событиями. На памяти его поколения война,
революция, снова война теперь уже гражданская. Переломный для
России год 1917 поэт встретил, как и многие художники его круга, с
надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле.
Поэты круга С.Есенина того времени это Н.Клюев, П.Орешин,
С.Клычков. Надежды эти выражены в словах Н.Клюева близкого
друга и поэтического наставника С.Есенина: «Мужицкая ныне земля,
И церковь не наймит казенный».

В есенинской поэзии в 1917 году
появляется новое ощущение России: «Уж смыла, стерла деготь/
Воспрянувшая Русь». Чувства и настроения поэта этого времени очень
сложны и противоречивы это и надежды, и ожидания светлого и
нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья
на вечные темы. Одна из них тема столкновения природы и
человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее
гармонию звучит в стихотворении С.Есенина «Сорокоуст». В нем
центральным становится обретающее глубоко символический смысл
состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы
воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность.
Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском
«Сорокоусте» вечная тема противостояния природы и разума,
технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России.
В послереволюционной поэзии С.Есенина тема родины насыщена
нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно
переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык
с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене
заменяет икону, а «пузатый «Капитал» Библию. Особенно горько
поэту сознание того, что новое поколение поет новые песни: «Поют
агитки Бедного Демьяна». Это тем более грустно, что С.Есенин
справедливо замечает: «Я поэт! И не чета какимто там Демьянам».
Поэтому так горестно звучат его строки: «Моя поэзия здесь больше не
нужна, /Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен». Но даже желание
слиться с новой жизнью не заставляет С.Есенина отказаться от своего
призвания российского поэта; он пишет: «Отдам всю душу октябрю и
маю, /Но только лиры милой не отдам». И поэтому таким глубоким
пафосом наполнено его признание:

«Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих
строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название
Русь было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в
«Ресефесере». С темой родины у С.Есенина связано понимание своей
поэтической миссии, своей позиции «последнего певца деревни»,
хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для
понимания темы родины, у поэта стало стихотворение «Спит ковыль»:

«Спит ковыль.
Равнина дорогая
И свинцовой свежести полынь!
Никакая родана другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никто под окрик журавлиньй
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть».

Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике
поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке «радуясь,
свирепствуя и мучась» трудный исторический опыт, который выпал на
долю есенинского поколения. Стихотворение построено на
традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа
и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и
журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в
котором олицетворением поэзии является не менее традиционный «свет
луны», противостоит «новый свет», скорее абстрактный, неживой,
лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание
лирического героя есенинского стихотворения в приверженности
вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет
«золотой»: «Все равно останусь я поэтом /Золотой бревенчатой избы».

Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С.Есенина, но
обычно он связан с цветовым понятием: золотой то есть желтый, но
непременно и с оттенком высшей ценности: «роща золотая», «золотою
лягушкой луна». В этом стихотворении оттенок ценности преобладает:
золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей
ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей
красотой, гармонией. Деревенская изба это целый мир, ее разрушение
не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал
стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте
поэзии С.Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее
признание автора. Таким образом, тема родины в поэзии С.Есенина
развивается от безотчетной, почти подетски естественной
привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания
трудным временем перемен и переломов авторской позиции.

В поэзии Есенина поражает щемящее чувство родной земли. Поэт писал, что через всю свою жизнь он пронес одну большую любовь. Это любовь к Родине. И действительно, каждое стихотворение, каждая строчка в лирике Есенина наполнена теплой сыновней любовью к Отчизне.

Есенин родился и вырос в глубинке, среди необъятных русских просторов, среди полей и лугов. Поэтому в творчестве поэта нераздельно связана с темой природы.

Стихотворение «Сыплет черемуха снегом» Есенин написал в пятнадцать лет. Но как тонко чувствует поэт внутреннюю жизнь природы, какими интересными эпитетами и сравнениями наделяет он весенний пейзаж! Автор видит, как черемуха сыплет не лепестками, а снегом, как «никнут шелковые травы», чувствует, как пахнет «смолистой сосной»; слышит пение «птах».

В более позднем стихотворении «Край любимый, сердцу снятся...» мы чувствуем, что поэт сливается с природой: «я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». У поэта прекрасно все: и резеда, и риза кашки, и вызванивающие ивы, и болото, и даже «гарь в небесном коромысле». Эти красоты снятся, причем сердцу. Все встречает и все приемлет поэт в русской природе, он рад слиться в гармонии с окружающим миром.

В своих произведениях Есенин одухотворяет природу, сливается с ней, вживается в ее мир, говорит ее языком. Он не только придает ей чувства и ощущения человека, но людские драмы нередко сравнивает с переживаниями животных. Тема «братьев наших меньших» всегда присутствовала в творчестве Есенина. Он изображал животных, приласканных и обиженных, домашних и обездоленных. Поэт сострадает дряхлой корове, мечтающей о телке («Корова»), чувствует боль ощенившейся собаки («Песнь о собаке»), сопереживает раненой лисице («Лисица»).

Характерной особенностью поэзии Есенина этого периода является то, что вместе с природой он прославляет патриархальную и религиозную . В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» перед взором поэта предстают хаты, низкие околицы, церквушки. С этими поэтическими образами Есенин связывал быт и нравы русской деревни. Ему радостно слышать девичий смех, звенящий, как сережки, созерцать веселый пляс на лугах. Поэтому на клич святой рати - «Кинь ты Русь, живи в раю!» - поэт может ответить только так:

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Сходные мотивы звучат в стихотворении «Запели тесаные дроги». Чувства «теплой грусти» и «холодной скорби» так же противоречивы, как и пейзаж русской деревни.

С одной стороны, вдоль дороги стоят часовни и поминальные кресты, а с другой - звенит поэтический и «молитвословный» ковыль.

Определенным рубежом в осмыслении Есениным темы Родины стал 1917 год. У поэта появляется мучительное осознание своей раздвоенности, привязанности к старой патриархальной Руси. Мы находим такие переживания в стихотворениях «Русь уходящая», «Письмо к матери», «Хулиган», «Я последний поэт деревни». В произведении «Письмо к женщине» поэт ощущает себя «в развороченном бурей быте». Он мучается, потому что не поймет, «куда несет нас рок событий». В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая...» поэт произносит исповедальные слова. Если кому-то «радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси», то Есенин, теряясь в новой жизни, сохраняет собственное «я».

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Уходят в прошлое старые обряды и традиции. Праздничные сенокосы сменяет «железный гость». В стихотворениях «Сорокоуст», «Возвращение на родину», «Русь советская» поэт пытается проникнуться советским стилем жизни, старается понять «Коммуной вздыбленную Русь».

Но новый свет другого поколения все равно не греет. Есенин ощущает себя угрюмым пилигримом. В его словах звучит досада и грусть....

Ах, родина! Какой я стал смешной.

На щеки впалые летит сухой румянец,

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.

С образом Родины Есенин олицетворяет материнскую ласку. Стихотворения «Письмо к матери», «Письмо от матери», «Ответ» написаны в форме послания, в котором Есенин открывает душу перед самым близким человеком - матерью. Образ Родины поэт связывает с весенними разливами рек, весну называет «революцией великой». Несмотря на отчаяние, звучащее в этом стихотворении, поэт по-пушкински верит: «она придет, желанная пора!»

И эта пора наступила для Есенина в конце жизни. Он прославляет советскую Русь в лиро-эпических произведениях « о двадцати шести» и «Анна Снегина». Автор стремится разобраться в нови родной Отчизны, стать настоящим сыном «великих штатов СССР». Ведь даже в «Персидских мотивах» Есенин остается певцом рязанских раздолий, противопоставляя их «шафрановому краю».

Таким образом, тема Родины проходит через все творчество поэта. Несмотря на все сомнения и разочарования в советской России, сердцем Есенин остался со своей Родиной и ее красотами.

В нашем сознании поэт навсегда запомнится певцом российских просторов.

Если домашнее задание на тему: » ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. А. ЕСЕНИНА (I вариант) оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      До конца разделить судьбу своей Родины, причаститься словом ее великой литературы (« И я стою, как пред причастьем...» - Есенин I. Пушкин - самый любимый поэт Есенина. «Постичь Пушкина - это уже нужно иметь талант». Стихотворение Пушкину. П. «...Меня все больше тянет

Тема Родины прослеживается во всем творчестве Сергея Есенина. Его стихотворения поражают свое естественностью, своей безграничной любовью к Родине, к ее родным полям, к ее просторам и ее деревенской жизни.

Родина Есенина - это не историческое прошлое России, не ее настоящее или будущее. Родина для него - это то, что он любит и видит перед собой, это то, что с детства запомнилось поэту: «Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь, нагнувшись над метелью белой?», «Снежная замять дробится и колется, сверху озябшая светит луна. Снова я вижу родную околицу, через метель огонек у окна».

Поэт в своих стихотворениях воспевает свою Родину, свою Русь, свою «страну березового ситца». Понятие Родины у поэта складывается из мало значащих, но дорогих его сердцу примет: «весенняя гулкая рань», «кленов листьев медь», «колокольня без креста», взметнувшаяся «каланчой с березовою вышкой».

И для поэта,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Рязанские раздолья - вот Родина Есенина, которую он воспевает и любит. Это и «волнистая рожь при луне», и «при луне собачий лай», и тальянка, и пашни.

О пашни, пашни, пашни,

Коломенская грусть,

На сердце день вчерашний,

А в сердце светит Русь...

Но Родина поэта - это и бесприютная, и уходящая Русь. Русь бесприютная, о которой говорит поэт, - это беспризорники, у которых «невымытые хари». Мы видим, что Есенину жалко этих мальчишек, которые, может быть, могли бы стать Пушкиными, или Лермонтовыми, или Кольцовыми. Русь уходящая для поэта - это Русь до советской власти, Есенин печалится о том, что он остался в прошлом одной ногой, «стремясь догнать стальную рать».

Родина Сергея Есенина - это «край разливов грозных и тихих вешних сил», где «манит ночлег, недалеко до хаты, укропом вялым пахнет огород, на грядки серые капусты волноватой рожок луны по капле масло льет».

Родина поэта прочно связана с его думами о своей матери. Недаром он спрашивает в своих стихах: «Ты жива еще, моя старушка?»

Его мать «в старомодном ветхом шушуне», которая учила его молиться в том краю, где раскидывает ветки по-весеннему белый сад, где милые березовые чащи. Родина поэта - это и его родной дом, где он родился и вырос, и котенок, который играл возле печки и бросался на клубок, и березка в «туманах и росах». Родительский дом, руки матери, березка под окном - вот из таких частей складывается понятие «Родина». Поэт ощущает кровную связь с этим миром, с этой землей. И отсюда его сила. Трагедией становится ослабление связи поэта с родной стороной, поэтому и его письмо матери грустное. Есенин ощущает не только утрату материнского тепла и ласки, но и утрату части Родины.

Поэт становится пророком и ощущает неминуемую гибель крестьянской Руси - той, которую он знал и любил. Тонконогому жеребенку, с которым он сравнивает крестьянскую Русь, не угнаться за паровозом, железным конем цивилизации. Есенину грустно, оттого что гибнет то, что он любил. И все же сестре Шуре он говорит: «Не жалея о сгибшей надежде, я сумею тебе подпевать...»

В заключение я хочу сказать, что Родина поэта - это его дом, его мать, Русь с ее чудной природой и тонконогим жеребенком, несущимся во весь опор. Он горячо любит ее. Его любовь к Родине видна во всех его стихотворениях.

Сергей Есенин - это одно из самых известных поэтических имен в русской литературе XX века. За свои короткие три десятка лет поэт смог отразить в своих произведениях наиболее значимые моменты в истории страны, которые не всегда приводили к столь желанному "светлому будущему". Возможно, по этой причине в поэзии Есенина одним из основных является уникальное мировоззрение, полное трагизма и одновременно тонкого видения окружающей природы.

Значение Родины для поэта

В сочинении по творчеству Есенина школьник может подчеркнуть: эта особенность творчества поэта может быть объяснена тем, что жизнь Есенина прошла на стыке двух эпох - Российской империи, которая уходила в прошлое, и появления нового государства, где старым порядкам не было места. Революционный переворот 1905 года, Первая мировая война, сложная гражданская война - все эти события без конца терзали многострадальную Россию. И поэт, как никто другой, ощущал весь трагизм этой ситуации и смог отразить его с помощью своего литературного таланта. Таким образом, тема Родины в творчестве Есенина стала одной из основных.

Почти в каждом своем произведении Есенин описывает красоту родной природы. Она прекрасна для поэта в любые времена, даже в эпоху трудностей, которые выпали на долю страны. Есенин любовался Родиной, однако его не покидала мысль о тех суровых страданиях, которые следовали за революцией. Поэтому произведения поэта можно по праву назвать патриотичными.

Отношение к революции

Одно из наиболее его горьких признаний можно найти в произведении «Я последний поэт деревни». В нем звучит глубокая боль по причине гибели крестьянского быта, который он воспевал на всех этапах своего творчества. В сочинении по творчеству Есенина учащийся может упомянуть, что Есенин был сторонником Октябрьской революции, однако впоследствии понял: она не принесла в повседневную жизнь людей свободы и богатства. Наоборот, эти события еще больше усугубили положение простых людей. Крестьяне стали еще более бесправными. И самое основное - революция принесла развитие городам, а значит, и постепенное вырождение традиционной сельской жизни.

Прощание с любимой деревней

Поэт во многих своих произведениях прощается с деревней. Он ощущает, что и его время прошло. В особенности хорошо слышно это в таких наполненных горечью строчках:

«Скоро, скоро часы деревянные

прохрипят мой двенадцатый час!»

Есенин в действительности стал одним из последних поэтов, воспевавших уходящую эпоху. У поэта возникает конфликт с новой страной. Тема Родины в творчестве Есенина - одна из основных - теперь становится одновременно самой болезненной. Ведь в ней поэт ощущает себя совершенно чужим. Помимо этого, Есенину не было известно, куда ведут Родину, в каком направлении совершаются политические события и как все это отразится на его любимой деревне. С горечью Есенин пишет о прощании с сельской Русью: «Да! Теперь решено! Без возврата…». Он прощается с родными полями и предчувствует свою гибель «на московских изогнутых улицах». В произведениях, написанных уже в последние годы его нелегкого земного пути, можно найти поэтическое воспевание природы, в котором одновременно присутствует горечь о прошлой жизни, полной счастья.

Предчувствие своей гибели

В особенности трагичны произведения, которые написаны в 1925 году, последнем в жизни Есенина. Он будто бы предчувствовал свою скорую гибель, прощался со своими близкими родственниками. В стихах Сергей Александрович признавался в том, что готов уйти навсегда. Ярче всего это чувство было отражено в его стихотворении «До свиданья, друг мой, до свиданья». 28 декабря 1925 года Есенин погибает, оставив за собой целый шлейф неразгаданных тайн. Он был последним поэтом, который в своем творчестве воспевал традиционный деревенский патриархальный уклад и бережное отношение к матушке-природе. На смену сельской жизни, описанной в стихах Есенина, пришли совершенно новые правила и законы, установления которых так боялся сам поэт.

Персидские мотивы в творчестве Есенина. Сборник

Сочинение по творчеству Есенина необходимо также дополнить информацией о том, какую роль сыграли в поэзии Сергея Александровича восточные мотивы. Персия стала для поэта настоящей Меккой, вдохновившей его на написание цикла под названием «Персидские мотивы». Одной из целей жизни Есенина стало поклонение могилам Персии. Поэт мечтал побывать в Ширазе. Он был уверен в том, что в этих краях с ним произойдет настоящее чудо: его душа сможет отозваться на все увиденное и услышанное в этой неповторимой «стране роз». Есенин на себе познал очарование персидской лирики. Множество написанных им произведений отражает в себе мечты о загадочном востоке, с помощью которого поэт хотел прикоснуться к совершенно иному, волшебному миру. Однако даже в этих произведениях не раз упоминается и родная природа. Как бы ни мечтал поэт об экзотических восточных краях, Родина всегда остается для него единственной и неповторимой.

Желание побывать в Персии

В сочинении по творчеству Есенина можно указать, что поэт шел несколько лет к своему обожаемому Востоку. Он верил в то, что одним из необходимых для поэтического мастерства компонентов является освоение древневосточной классической литературы. Зимние месяцы 1924-1925 годов Есенин провел в Батуми. Там он познакомился с учительницей по имени Шаганэ Тальян, которой посвятил несколько своих произведений. Например, стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ» также вошло в цикл «Персидские мотивы». В сентябре 1924 года поэт выехал уже в четвертый раз на Кавказ, движимый желанием наконец навестить загадочную Персию. Однако эта мечта Есенина, к сожалению, так и не сбылась.

Периодизация творчества поэта

Что касается этапов творчества Есенина, то здесь существует несколько различных вариантов периодизации жизни и творчества русского поэта. Одной из общепринятых точек зрения является концепция Б. Розенфельда, согласно которой вся жизнь поэта может быть условно поделена на пять периодов:

  • Первая фаза длится с 1914 по 1919 год. Это дореволюционный этап в его творчестве. К данной ступени относятся поэтические сборники «Радуница», «Голубень». Тема любви в творчестве Есенина практически не возникает на этом этапе. Однако уже появляется показательное в этом отношении произведение 1916 года под названием «Не бродить, не мять в кустах багряных…». В нем образ возлюбленной сливается с образом родной природы.
  • Вторая и третья ступени (длятся с 1919 по 1922 год) отражают реакцию поэта на события революции. Второму этапу свойственно положительное восприятие перемен, третьему - отрицательное. К данному периоду относятся сборники «Преображение», «Триптих», пьеса «Пугачев».
  • Четвертый этап длится с 1922 по 1923 год. Произведения на данном этапе относятся главным образом к узко-личной лирике. Главный сборник - «Москва кабацкая». Однако уже в эти годы творчества Есенина он становится «последним поэтом деревни», превращаясь в свидетеля «Руси уходящей».
  • Заключительный этап длится с 1923 по 1925 год. Основной поэтический сборник - «Русь советская». В его произведениях отражается отношение Есенина к новой действительности в стране.

Тема любви в творчестве поэта

Художественное сознание обычно намного острее переживает чувства. И любовь для поэта может стать как самым большим счастьем, так и источником страданий. Лирический герой произведений Есенина обладает страстным и увлекающимся характером. При этом одной из главных особенностей лирики поэта является отражение внутренних переживаний посредством описания природы. Например, таким является произведение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый». Одни из самых глубоких своих произведений поэт посвящал А. Я. Миклашевской. Это стихотворения из цикла «Любовь хулигана». Любовная тема также широко раскрывается в сборнике «Персидские мотивы».

Кривич Екатерина

Данная работа представляет исследовательский проект по творчеству С. Есенина. Собран материал о природе и конкретно разбирается стихотворение Белая берёза. Сопровождается презентацией. Данный материал можно использовать на уроках литературы по изучению творчества поэта.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема Родины в творчестве С.Есенина

Выполнила:

Ученица 8б класса

МОУ «СОШ № 2 г. Нариманов»

Кривич Екатерина,

руководитель:

Попова Галина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

У каждого писателя есть в произведении главная тема, любимая мысль, ради которой он взял в руки перо. Я выбрала тему родины в творчестве Есенина, так как считаю её наиболее важной в жизни поэта. О Родине, о любви, о дружбе, о том, что тревожит и радует сердце - обо всем этом писал поэт. С темой Родины мы часто встречаемся в произведениях разных авторов. В этом изобилии слов о дорогом уголке земли я останавливаю свой выбор на стихотворениях Есенина. О том, что значит Родина для человека, прекрасно сказано в старинной русской поговорке: «Человек без родины - соловей без песни». В самом деле, что может быть печальнее соловья, лишенного своего голоса? Серая, невзрачная, пугливая птичка. Так же без родины опустевшей становится и душа человека. У каждого из нас есть край, где все кажется особенным и прекрасным. Для Есенина, на мой взгляд, тем уголком, где сердцу близка каждая мелочь, была Россия с ее «бесконечными равнинами».

В данном реферате я использую исследовательскую литературу «С. А. ЕСЕНИН В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ» А. А. КОЗЛОВСКОГО материалы Интернета.

Цель исследования: изучить творчество С.Есенина и выяснить основные мотивы творчества поэта.

Предметом исследования являются стихотворения, раскрывающие тему Родины в творчестве С.Есенина.

Гипотеза: Тема Родины, природы проходит через всё творчество поэта.

Мой реферат состоит из введения, основной части (из нескольких глав) и заключения.

Многие замечательные стихотворения С.Есенина посвящены родной природе. Их надо читать внимательно, пытаясь почувствовать основное настроение, вжиться в ритм, в музыку стиха, для того чтобы понять, как слова складываются в строфы. Родина для Есенина – это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля была моя страна», - вспоминал он впоследствии.

На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы, сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. В стихах Есенина мы попадаем в лирический плен музыки его стихов они удивительно гармоничны. Его природа- не статична, она движется и живет. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда:

«Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных».

Сергей Есенин родился в одной из деревень Рязанской губернии. Поэт с самого детства впитал в себя дух и красоту родной природы. Он так пишет об этом:

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутеменъ колдовнал счастье мне пророчит.

На его лирику большое влияние оказали русский фольклор и языческая мифология.

Уже в ранних стихах С.Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений - "Гой ты, Русь моя родная..." С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением - целая философия, система ценностей. Мир деревни - это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С.Есенина - это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, "деревня в ухабинах", где радость коротка, а печаль бесконечна: "Грустная песня, ты - русская боль".

С. Есенин-лирик одушевляет все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: "Ой ты, Русь, моя родина кроткая, /Лишь к тебе я любовь берегу". Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их - странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность - это природа и Россия:

А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам...

И Русь все также будет жить,

Плясать и плакать у забора.

Одним из программных, важным для понимания темы родины, у поэта стало стихотворение "Спит ковыль":

Спит ковыль.

Равнина дорогая

И свинцовой свежести полынь!

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси -

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Многие стихи поэта это поэмы о березе, которая стала символом русской природы. Есенин чувствует и передает читателю зеленое дыхание берез, свежий и горьковатый запах милых березовых рощ. Широко известны и такие строки поэта:

Я навек за сиянье и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан

В лирике Есенина можно найти не только радостные, но и грустные ноты. Описывая современную ему деревню, поэт пишет картину реальной жизни, В ней и ветхие избы, и заброшенные церквушки, и сиротливые тополя...

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Есенин тяжело переживает боль и невзгоды крестьянской Руси. Но все-таки именно деревенская Русь ближе поэту, чем новая индустриальная Россия.

Изучая творчество данного поэта, я обратила внимание на то, что поэт очень чутко относится к тому, что его окружает, к природе. Хочу остановиться на стихотворениях «Берёза» и «Буря» и провести их анализ:

Впервые стихотворение «Береза» было опубликовано в 1914 году в детском журнале «Мирок», хотя написано было автором еще в 1913 году. С тех пор оно стало широко известным и полюбилось читателю. Стихотворение посвящено красавице-березе. Оно выражает любовь Есенина к природе родного края. Ведь для поэта Россия и образ белоствольной березки неразрывно связаны.

Когда великий русский композитор М.И.Глинка возвращался из-за границы на родину, он вышел из экипажа на дорогу и низко поклонился белой березке, как символу своей родины.

Неудивительно, что такой поэт, как Есенин, глядя на зимнюю березку из своего окна, посвятил ей такие прекрасные строки.

Почему же именно березе посвящают свои стихи русские поэты? Березка в русской поэзии – символ красоты, стройности, юности; она светла и невинна.

Стихотворение Буря, как и многие другие у Есенина не является чисто пейзажным. Природное начало у него пронизывает все творчество, душевные переживания и картины природы как бы сливаются в его стихах. Две основные темы - Родина и природа - переплетаются в творчестве Есенина и вытекают одна из другой. И это закономерно: без родной природы родина - понятие абстрактное. Нельзя сохранить любовь к стране, когда не видишь с детства привычного пейзажа, и наоборот, любуясь природой, мы начинаем любить и страну, которая ею представлена.

Буря символизирует происходящие в России и в душе поэта перемены, к которым у него было неоднозначное отношение.

(Слайд о «Берёзе» и «Буре»)

В данных стихотворениях автор изображает разное время года. В стихотворении «Берёза» - зима, а в стихотворении «Буря» - осень. Но, несмотря на это, он показывает удивительные картины природы, используя разнообразие красок, образов. Эпитеты встречающиеся в стихотворении: «белая бахрома», «сонная тишина» говорят о душевном покое поэта. Также Есенин использует и другие выразительные средства: метафоры, сравнения, олицетворения, которые описывают определённое время года, показывают отношение автора к этому времени года и раскрывают характер поэта.

(Слайд)

Результат исследования : Есенин в стихотворении «Берёза» говорит о том, как близка береза сердцу поэта, с такой ласковой любовью о ней говорится в лирическом произведении; поэт показан чутким, восприимчивым и ранимым, а в «Буре» он описывает прекрасное и в тоже время хмурое и печальное время года – осень, как бы раскрывая частичку своей души, то, что в ней происходит: изменчивость, смена настроения, грусть, волнение. В обоих произведениях мы видим обращение поэта к природе и описание конкретного времени года, но описание это разное.

Таким образом, рассмотрев отдельные стихотворения поэта, я убедилась в том, что, действительно, тема Родины, природы проходит через всё творчество поэта и играет важную роль в его жизни. Гипотеза, выдвинутая мною в начале работы подтвердилась.

Сергей Есенин искренне переживал за свою родину, он желал ей процветания, но в советской России поэт был чужим. Вскоре жизнь поэта трагически оборвалась. Также как этот яркий русский поэт не мыслил себя без родины, сегодня мы не можем себе представить родину без Есенина. Его стихи не только учат нас искренне любить Россию, но и открывают нам страну березового ситца во всей ее простой и многоликой красоте.