Болезни Военный билет Призыв

Сербские сепаратисты. Массовый исход мирных жителей. Война в приднестровье

Косово - согласно юрисдикции властей, фактически контролирующих большую часть региона - Республика Косово, согласно юрисдикции Сербии - Автономный край Косово и Метохия в составе Сербии.

В настоящее время край населен преимущественно албанцами (свыше 90 %). Из двухмиллионного населения Косово сербы составляют около 100 тыс. (6%) с национальным центром в Косовской Митровице.

В средневековый период на территории Косово и Метохии сложилось ядро средневекового сербского государства, а начиная с XIV века и вплоть до 1767 года здесь же располагался престол сербского патриарха (рядом с городом Печ). Поэтому притязания сербов на край Косово и Метохия основываются на принципах исторического права. Албанцы в свою очередь настаивают на преобладании этнического права.

Исторически албанцы давно проживали в Косово, но не составляли существенной части населения вплоть до начала XX века. В значительной мере этнический состав края начал меняться после Второй мировой войны, когда Иосип Броз Тито разрешил албанцам, оказавшимся в ходе войны на территории Югославии, остаться в Косово. Впервые территория Косово была выделена в автономную область в составе Сербии в рамках Федеративной Народной Республики Югославии в 1945 году. Конституция Югославии 1974 года предоставила входящим в состав Сербии краям фактический статус республик за исключением права на отделение. Косово как автономный социалистический край получило свою собственную конституцию, законодательство, высшие органы власти, а также своих представителей во всех основных союзных органах.

Однако в конце 1980-х годов итогом внутриполитического кризиса, повлекшего всплеск насилия и крупные экономические трудности, стало упразднение автономного статуса Косово. Был принят новый основной закон Сербии, вступивший в силу 28 сентября 1990 года и восстановивший верховенство республиканских законов над краевыми на всей территории республики. Косово была оставлена лишь территориальная и культурная автономия.

Косовские албанцы не признали новую конституцию; стали создаваться параллельные албанские структуры власти. В 1991 году в Косово был проведен нелегальный референдум, одобривший независимость Косово. Косовские националисты провозгласили непризнанную "Республику Косово", избрали президентом Ибрагима Ругову. Для борьбы за независимость в 1996 году была создана "Освободительная армия Косово" (ОАК).

В 1998 году межэтнический конфликт перерос в кровопролитные вооруженные столкновения. 9 сентября 1998 года Совет НАТО утвердил план военного вмешательства в косовский конфликт. 24 марта 1999 года без санкции ООН началась военная операция НАТО под названием "Союзническая сила". Массированным бомбардировкам были подвергнуты югославские города и военные объекты.

Начиная с 1999 года на почве этнических конфликтов между сербами и албанскими сепаратистами край покинуло более 200 тысяч этнических сербов.

В результате сербское правительство было вынуждено согласиться на ввод в Косово военного контингента НАТО KFOR и переход края под управление ООН. В соответствии с резолюцией №1244 СБ ООН от 10 июня 1999 года центральная роль в мирном процессе была закреплена за ООН и ее Советом Безопасности, а в крае развернуты гражданская Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) и Силы для Косово (СДК) численностью 16,5 тыс. военнослужащих.

24 октября 2005 года Совет Безопасности ООН в форме заявления его председателя дал «зеленый свет» процессу определения будущего статуса Косово. Спецпосланником Генерального секретаря ООН по статусному процессу стал Мартти Ахтисаари (Финляндия). На состоявшемся в Вашингтоне 2 ноября 2005 года заседании Контактной группы (КГ) на уровне заместителей министров иностранных дел были утверждены «Руководящие принципы» по выработке будущего статуса Косово. В документе зафиксированы приоритет переговорного решения, руководящая роль Совета Безопасности ООН на всех этапах статусного процесса, рассмотрение всех статусных опций за исключением раздела Косово, а также возвращения ситуации в крае к периоду до 1999 года и объединения с другими территориями.

Одним из факторов, оказавшим влияние на выработку решения о статусе края, стала конституция Сербии, принятая в результате общенародного референдума 28-29 октября 2006 года. В ее преамбуле содержится положение о том, что Косово является неотъемлемой частью Сербии.

Россия поддерживала международные усилия, нацеленные на построение в Косово демократического мультиэтнического общества на основе резолюции №1244 СБ ООН. Россия активно участвовала в решении косовской проблемы в рамках Совета Безопасности ООН и Контактной группы (Россия, Великобритания, Германия, Италия, США, Франция). При этом российская сторона отстаивала приоритетность переговорного урегулирования, принципы универсальности и многовариантности решения вопроса о статусе Косово, отводя тезис о безальтернативности независимости края. Россия предложила выработать «дорожную карту», в рамках которой могли бы быть учтены обоснованные интересы сторон и приоритеты ведущих международных факторов косовского урегулирования, обозначены вехи движения сторон к согласию, в том числе на путях их евроинтеграционной перспективы. США считали, что единственный выход из тупика - «план Ахтисаари», предполагающий независимый статус края под международным контролем. Представители США и Европейского Союза заявляли, что переговоры исчерпали себя, и статус края будет определен в рамках ЕС и НАТО.

17 февраля 2008 года парламент Косово проголосовал за принятие декларации о независимости края.

Международный суд определил 17 апреля 2009 года в качестве крайнего срока представления любыми заинтересованными государствами письменных заявлений, содержащих информацию, имеющую отношение к одностороннему провозглашению независимости Косово.

Письменные заявления по данному вопросу представили в Международный суд тридцать пять государств : Чехия, Франция, Кипр, Китай, Швейцария, Румыния, Албания, Австрия, Египет, Германия, Словакия, Россия, Финляндия, Польша, Люксембург, Ливия, Великобритания, США, Сербия, Испания, Иран, Эстония, Норвегия, Нидерланды, Словения, Латвия, Япония, Бразилия, Ирландия, Дания, Аргентина, Азербайджан, Мальдивские Острова, Сьерра-Леоне и Боливия.

Россия представила суду свое мнение о том, что односторонний шаг косовских албанцев является нелегитимным и грубейшим образом нарушает нормы международного права .

Решение Международного суда не будет иметь обязывающего характера, но в Белграде полагают, что возможное вынесенное отрицательное заключение поможет санкционировать новые переговоры вокруг статуса косовской автономии .

В настоящее время ситуацию в крае формально контролируют два международных органа: Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) и Миссия Евросоюза. Первая передала часть своих функций второй, на что было согласие властей Сербии и соответствующая санкция СБ ООН от 27 ноября 2008 года. После этого представители Евросоюза приступили к работе в албанских районах Косово, осуществляя там управление в сфере законности, правопорядка и соблюдения прав человека. В то же время в сербских анклавах верховенство останется за МООНК.

Не намерены признавать Косово Россия, Китай, Индия, Индонезия, Бразилия, Иран. Не признают Косово Ватикан, Ливия, Аргентина, Израиль, Египет, Грузия, Молдавия, Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан, Украина, ЮАР. В общей сложности - 44 государства твердо «против» Косово.

Какие причины вызвали конфликт в сербском крае Косово и вторую интервенцию НАТО на Балканах?
2. Какие последствия имел косовский конфликт?
3. Почему произошел конфликт в Македонии (март-ноябрь 2001 г.)?
1. Подписание Дейтонских соглашений по Боснии не стало завершающим этапом дезинтеграции бывшей Югославии. В конце 1990-х годов обострился конфликт в сербском крае Косово, население которого состояло из албанцев и сербов при численном преимуществе первых. Еще в 1989 г. в ответ на требования албанского большинства объявить край республикой лидер Сербии С. Милошевич де-факто отменил автономный статус Косово (по конституции 1974 г. он, входя в состав Сербии, фактически пользовался правами республики). Это не разрешило проблему, так как косовские албанцы продолжали требовать расширения своих прав, выжидая момента для активизации борьбы. Война в Хорватии и Боснии способствовала снижению активности косовских албанцев, так как они опасались, что в условиях военного времени сербскому руководству будет легче применить против них силу. Подписание Дейтонских соглашений, показавшее слабость позиций Сербии, послужило косовским албанцам ободряющим сигналом. Последовала активизация сепаратистов.
Отменив в 1996 г. санкции против Югославии после Дейтонских соглашений, международное сообщество отказалось восстановить ее членство в ООН, ОБСЕ и международных финансово-экономических институтах. Предварительным условием нормализации отношений с СРЮ западные страны считали урегулирование «косовской проблемы» и восстановление самоуправления края. Албанское население Косово не подчинялось белградским властям, создав свои структуры управления. Страны НАТО требовали от С. Милошевича согласия на переговоры с лидером умеренных албанцев Ибрагимом Рутовой.
Ситуация обострилась, когда весной 1997 г. в Республике Албании разразился кризис, связанный с падением режима Сали Бериши (пользовавшегося поддержкой США). В результате протестов населения, пострадавшего от краха «финансовых пирамид» - афер, в причастности к которым обвинялось албанское руководство, - в Албании возник «вакуум власти». Центральное правительство утратило контроль над положением дел. В ситуации политического брожения произошла вспышка настроений в пользу реализации «проекта Великой Албании» через присоединение к Албании сербских земель с албанским населением.
На территории Северной Албании, подконтрольной правительству в Тиране, были созданы базы боевиков «Освободительной армии Косово», которые стали наносить отсюда удары по федеральным войскам,и сербской полиции в Косово. Отряды боевиков пополнялись за счет беженцев из числа косовских албанцев, уходивших на албанскую территорию от этнических чисток, проводимых в крае укомплектованными сербами федеральными подразделениями.
Пытаясь удержать контроль над ситуацией, в феврале 1998 г. С. Милошевич (в 1997 г. истек срок его мандата в качестве президента Сербии, и он стал президентом СРЮ) принял решение ввести в Косово дополнительные силы армии и военной полиции. Между правительственными войсками и сепаратистами начались столкновения, в ходе которых страдало гражданское население - сербское и албанское. Международное сообщество зафиксировало в крае нарушения прав человека. Страны НАТО требовали от Белграда отказаться от применения силы. Фактически они стали на сторону косовских албанцев.
Конфликт стал предметом рассмотрения в Совете безопасности. 23 сентября 1998 г. он принял резолюцию № 1199 с требованием прекратить военные действия в Косово. Резолюция предусматривала в случае продолжения войны возможность принятия «дополнительных мер» для обеспечения мира.
13 октября 1998 г. совет НАТО принял решение о начале бомбардировок Сербии в случае ее отказа принять требования Совета Безопасности. Правительство СРЮ пошло на уступки и сократило военный контингент в Косово. Напряженность не спадала. Страны НАТО настаивали на введении в Косово многонационального миротворческого контингента, в задачи которого входило бы обеспечение гуманитарных прав всего населения края. В Косово предлагалось осуществить «гуманитарную интервенцию».
Западные страны предложили созвать в Рамбуйе (Франция) конференцию конфликтующих сторон для выработки компромисса. 30 января 1999 г. руководство НАТО выступило с призывом к участникам конфликта согласиться на переговоры, угрожая в противном случае нанести по ним авиаудары. Переговоры начались. По их результатам в феврале-марте 1999 г. был выработан текст мирного соглашения («соглашение в Рамбуйе»). Но делегация Сербии отказалась его подписать, сочтя неприемлемым включенное в текст требование о вводе в Косово иностранных войск.
20 марта 1999 г. территорию края покинули наблюдатели ОБСЕ, а 24 марта ВВС НАТО начали систематические бомбардировки стратегических объектов по всей территории Сербии, включая Белград (мосты, правительственные здания, аэродромы, места расположения армейских частей и т.д.). Югославия стала объектом военного нападения НАТО, действия которой не были непосредственно санкционированы решениями Совета безопасности. После двухмесячных бомбардировок сербское правительство было вынуждено согласиться вывести федеральные силы армии и полиции из Косово. При посредничестве России 9 июня 1999 г. сербские представители и командование сил НАТО подписали соглашение о прекращении огня и выводе правительственных войск из Косово, взамен которых 3 июня 1999 г. в край был введен контингент НАТО. Косово было фактически отторгнуто от Югославии. «Армия освобождения Косово» была легализована под видом косовской военной полиции. Сербское население края почти полностью его покинуло. Действия НАТО в Косово не были санкционированы ООН, но их результаты были одобрены резолюцией СБ ООН № 1244 от 10 июня 1999 г.
Российская Федерация выступала против интервенции в Косово и оказывала Сербии гуманитарную и экономическую помощь. Проблема Косово вызвала напряженность в отношениях между Москвой и НАТО. Государственную Думу России переполняли настроения в пользу принятия «энергичных» мер в защиту Сербии. Со своей стороны, западные политики критиковали Россию за отказ поддержать НАТО и требовали применить против нее санкции. Косовский вопрос был предметом напряженных политических консультаций между российскими дипломатами и представителями западных стран, целью которых было предупредить подрыв отношений между Россией и Западом.
Когда к лету 1999 г. стало очевидно, что ввод иностранных войск в Косово неизбежен, российское правительство по просьбе сербского руководства и по приглашению командования НАТО согласилось направить воинский контингент в состав многонациональных сил, с тем чтобы он был размешен в районах компактного проживания сербов в Косово для их защиты.
В феврале 2008 г. вопреки протестам сербского населения края и правительства Сербии, которую поддерживала Россия, косовские албанцы провозгласили независимость Косова. США и страны ЕС безоговорочно встали на позицию косовских албанцев. Российское правительство протестовало против решения о провозглашении Косова, отказалось признать косовское правительство и предупредило о том, что будет рассматривать решение косовской проблемы как прецедент при рассмотрении вопроса об отношении к международному статусу Абхазии и Южной Осетии.
2. После поражения в Косово ситуация в Югославии еще больше осложнилась. Президент СРЮ С. Милошевич решил выставить свою кандидатуру для избрания президентом Сербии, поскольку подозревал, что единое государство Сербии и Черногории, которое он официально возглавлял, может распасться. Выборы были назначены на 28 сентября 2000 г. Официально они принесли победу С. Милошевичу, но оппозиция отказалась признать их результаты.
В стране начались протесты. Вооруженные силы отказались подчиняться президенту, и он был бескровно отстранен от власти 6 октября 2000 г. после решения конституционного суда Сербии, который вынес вердикт в пользу законности избрания президентом кандидата оппозиции Воислава Коштуницы. С. Милошевич официально отказался от власти, и В. Коштуница был провозглашен президентом. Его приход позволил нормализовать отношения Югославии с западными странами. Новое сербское правительство возглавил Зоран Джинджич, по настоянию которого С. Милошевич в июне 2001 г. был выдан Международному трибунату в Гааге по обвинению в преступлениях против человечности в связи с событиями в Косово. (В феврале 2003 г. 3. Джинджич был убит в Белграде.)
Смена власти в Сербии не остановила дезинтеграции СРЮ. Пришедший еще в мае 1998 г. к власти в Черногории президент Мило Джукано- вич повел дело к мирному отделению от Сербии. В марте 2002 г. при посредничестве Евросоюза было подписано соглашение о преобразовании Югославии в Федерацию Сербии и Черногории при сохранении их в составе единого государства. Но Черногория продолжала настаивать на полном отделении от Сербии. Евросоюз предпочитал сохранение Югославии как единого государства, так как миссии Евросоюза в Косово действовали на основании документов, принятых в отношении Югославии, и исчезновение этого государства формально поставило бы под вопрос их легитимность. Между тем, Косово, номинально числясь частью Сербии, фактически управлялось чиновниками ООН.
С 4 февраля 2003 г. в связи с принятием новой конституционной хартии бывшая Союзная Республика Югославия стала официально называться «Сербией и Черногорией». В мае 2006 г. в Черногории был проведен референдум о независимости, и она стала отдельным государством, выйдя из федерации с Сербией.
3. К началу 2000-х годов «исламский фактор» стал зримо проявлять себя в Европе. Войны в Боснии и сербском крае Косово были прямо связаны с противостояниями между христианскими и мусульманскими общинами, хотя по природе это были конфликты более сложного этно-ре- лигиозного характера. Сходное противостояние возникло в Македонии.
Становление ее государственности проходило сложно. Большая часть стран международного сообщества признала это небольшое государство сразу после его провозглашения в 1991 г. под его конституционным названием «Республика Македония». Но против этого выступила Греция, которая имела в своем составе провинцию с одноименным названием.
После разделов исторической Македонии в XX в. часть ее вместе с проживающим населением отошла к Греции. Греческое правительство не признало македонцев отдельной этнической группой. В результате ассимиляции они в значительной мере утратили черты самобытности и растворились в греческом этносе. В Афинах опасались, что образование македонского государства у границ Греции может спровоцировать напряженность среди потомков «греческих македонцев» и косвенным образом поставит под сомнение право Греции на обладание историческими македонскими землями. Из-за сопротивления Греции Македонию приняли в ООН под причудливым искусственным названием «Бывшая Югославская Республика Македония». Лишь 13 сентября 1995 г. греко-македонские противоречия были урегулированы специальным соглашением, после чего Афины перестали возражать против вступления Македонии в ОБСЕ и Совет Европы.
С марта 2001 г. в Македонии стала возрастать внутренняя напряженность. В основе конфликта была этно-демографическая ситуация. В стране преобладали две этнические группы - македонцы-христиане и албанцы-мусульмане. Последние составляли треть от двухмиллионного населения страны и населяли район, приграничный с сербским краем Косово. Когда в 1999 г. в Косово начались этнические чистки, в Македонию хлынул поток албанских беженцев. Македонское население начало опасаться, что албанское меньшинство превратится в Македонии в большинство. В македонских районах возникли антиалбанские настроения, а преимущественно албанские части Македонии оказались под контролем албанских боевиков. Возникла угроза гражданской войны и раскола. Албанцы требовали расширения своих прав, а македонцы - усиления гарантий территориальной целостности страны. Летом 2001 г. в Македонии начались вооруженные столкновения. На территорию страны из Косово перешли отряды «Армии национального освобождения Косово», которые вступили в бои с полицейскими силами македонского правительства.
США и страны Евросоюза стали добиваться примирения в Македонии. Они выступили с осуждением вмешательства косовских албанцев в дела Македонии и причислили «Армию освобождения» к террористическим организациям, тем самым сняв вопрос об оказании ей поддержки. Одновременно западные державы оказывали давление на президента Македонии Бориса Трайковского, убеждая его пойти на переговоры с албанскими общинами и согласиться на изменение конституции в направлении расширения прав албанского населения. Взамен страны НАТО обещали добиться разоружения отрядов албанцев и восстановления контроля македонского правительства над албанскими районами.
12 августа 2001 г. при посредничестве Евросоюза и США в г. Орхиде (Македония) состоялось подписание соглашения между македонским правительством и представителями албанских общин. Албанские отряды были разоружены силами миротворческого контингента НАТО (операция «Сбор урожая»), который был введен в албанские районы одновременно с размещением там полицейских частей македонского правительства. В ноябре 2001 г. македонский парламент утвердил это соглашение и внес изменения в конституцию Македонии. Объем прав албанского населения был увеличен (расширены сфера применения албанского языка, представительство албанцев в органах власти, урегулирован статус исламских общин). В марте 2002 г. была объявлена амнистия албанским боевикам.
В 2002 г. претензии к Македонии выдвинул парламент края Косово, который юридически оставался частью Сербии под управлением ООН. Косовские депутаты заявили о непризнании договора о границе, который был заключен между Югославией и Македонией после провозглашения независимости последней в 1991 г.
Минимум знаний
1. После Дейтонских соглашений по Боснии произошла эскалация конфликта 1 в сербском крае Косово, где подавляющее большинство населения составляли албанцы, требовавшие независимости. Для подавления террора албанских боевиков против косовских сербов центральное правительство ввело в Косово дополнительные войска. Столкновения между боевиками и армией привели к жертвам среди албанского населения. Страны НАТО, не имея санкции ООН, осуществили вооруженное вмешательство в дела Сербии, назвав его гуманитарной интервенцией. Россия безуспешно пыталась предотвратить вмешательство НАТО, однако фактически Косово было отделено от Сербии и на время стало своего рода протекторатом ООН. В 2008 г. Косово было объявлено независимым государством вопреки протестам Сербии, поддержанным Россией.
2. Косовский кризис привел к ускорению дезинтеграции Югославии, ставшей на время «Сербией и Черногорией». В 2006 г. две эти страны окончательно отделились друг от друга и стали независимыми государствами.
3. Положение Македонии было неустойчивым в связи с осложнениями в отношениях с Грецией, а также наличием большой албанской общины, составлявшей треть населения страны. В 2001 г. противоречия между албанцами и македонцами вырвались наружу: начались столкновения, македонское правительство практически перестало контролировать положение в местах проживания албанцев. Запад не стал в этот раз активно поддерживать албанцев, в Македонию были введены миротворческие войска НАТО, между общинами был достигнут компромисс, а македонский парламент расширил права албанского населения страны

15 июня 1389 года сербское войско во главе скнязем Лазарем Хребеляновичем приняло сражение с армией османского султана Мурада I на Косовом поле. В той кровавой битве погибли лучшие сербские воины, которые даже ценой своей жизни не смогли предотвратить наступление османского ига, растянувшегося на пять веков.

Косово — не географическое, но историческое сердце Сербии, духовный центр сербского православия. Сегодня это сердце вырвали из груди сербов.

«Великое переселение»: как все начиналось

Трагедия, которую ныне переживает сербский народ, была предопределена целой цепью исторических событий.

В конце XVII — начале XVIII веков сербы, пытаясь сбросить себя цепи османского владычества, решили опереться на Габсбургскую монархию. Поражение в борьбе с Османской империей заставило сербов уходить с родных земель под страхом массового истребления.

Этот процесс, известный в истории как «Великое переселение сербов», привел к тому, что такие исторические области как Рашка, Косово и Метохия лишились большинства своего исторического населения. Дабы закрепить эту ситуацию, власти Османской империи переселяли в южные районы Сербии албанцев-мусульман, действуя согласно древнему принципу «разделяй и властвуй».

К моменту обретения Сербией независимости в XIX веке проблема взаимоотношений сербов и албанцев стояла уже во весь рост. Мирного сосуществования не получалось — Сербия, получившая в начале XX века контроль над землями Косова, поощряла переселение в регион сербских крестьян, стараясь изменить демографическую ситуацию в свою пользу. Эти попытки встречали ожесточенное сопротивление албанцев, которые не брезговали методами террора в отношении сербского населения.

Автономный край Косово

Внешний фактор тоже играл большую роль. Например, в годы Второй Мировой войны Италия включила большую часть территорию Косова в свой протекторат под названием «Албанское королевство». Албанские вооруженные группировки с полного одобрения Италии развернули в регионе кампанию террора против сербского населения, конечной целью которой было полное изгнание сербов. Жертвами геноцида времен Второй Мировой войны в Косове стали от 10 до 40 тысяч сербов, около 100 тысяч стали беженцами. Одновременно продолжалось переселение в регион албанцев.

После окончания войны, согласно Конституции Югославии 1946 года, был образован автономный край Косово и Метохия в составе Социалистической республики Сербия. В ноябре 1968 года он был преобразован в Социалистический автономный край Косово.

Югославия к 1970-м годам превратилась в одну из наиболее успешных европейских стран, которая, несмотря на свою социалистическую ориентацию, поддерживала взаимовыгодные отношения с Западом.

Но Косово оставалось для Белграда большой головной болью. Во второй половине 1970-х регион получал больше дотаций из центра, чем, к примеру, союзные республики Босния и Герцеговина, Македония, Черногория. Албанское население Косова продолжало увеличиваться за счет притока из самой Албании, где условия жизни были на порядок хуже. Но прибывающие албанцы ориентировались не на Белград, а на лидера Албании Энвера Ходжу, и мечтали о создании «Великой Албании».

Все держалось на Тито

Мощная фигура югославского лидера Иосипа Броз Тито, цементировавшая страну в целом, не давала разгораться и этническому конфликту в Косове.

Но ситуация продолжала осложняться. Если по данным 1948 года в Косове проживало около 500 тысяч албанцев против 172 тысяч сербов, то к 1981 году албанцев стало более 1, 225 млн, в то время как сербов — 0,209 млн.

Пролетарский интернационализм сдерживал межнациональный конфликт как мог, но усилия радикалов даром не пропадали.

4 мая 1980 года умер Тито — пожалуй, единственный человек, который и сегодня пользуется одинаковым уважением у людей на всей территории бывшей Югославии. Заменить Тито не мог никто. Вспышка в Косове стала вопросом времени.

Фадиль Ходжа, один из лидеров косовских албанцев, в годы Второй Мировой войны был не просто соратником Тито. Он возглавлял штаб Народно-освободительной армии Югославии в Косово и Метохии. В послевоенные годы Ходжа был главой правительства региона, входил в Президиум СФРЮ в качестве представителя автономного края Косово, и даже занимал пост вице-президента Югославии. Все это не мешало ему открыто рассуждать о необходимости объединения албанцев в Косове и Албании в одном государстве.

В обстановке, когда даже албанская элита Косова проводила националистическую и сепаратистскую линию, радикалы готовы были взяться за оружие.

Кровавая весна 1981-го

11 марта 1981 года в столице Косова Приштине прошли стихийные выступления студентов, недовольных бытовыми условиями в общежитии и столовой.

Несанкционированную манифестацию пресекли милиционеры, что, в свою очередь, вызвало возмущение граждан.

Поначалу, как водится, лозунги были безобидные — «За свободу и равноправие», «За лучшую жизнь», «Да здравствует марксизм-ленинизм, долой ревизионизм». Но вскоре стали звучать призывы к соединению с Албанией, к изгнанию сербов из края.

Вслед за этим начались погромы сербских домов по всему Косову. 16 марта 1981 года албанцы подожгли православный монастырь, что сделало конфликт уже не только национальным, но и религиозным.

Остановить погромы не удавалось три недели. Тысячи сербов в страхе бежали из региона. На стол руководству Югославии лег рапорт спецслужб: обстановка критическая, милиция не может остановить волнения, возможна полная потеря контроля над Косово.

В начале апреля 1981 года для пресечения беспорядков были задействованы силы Югославской народной армии. Только благодаря этому волнения удалось подавить.

Количество жертв противостояния 1981 года до сих пор точно неизвестно. По официальным данным, погибло 5 сотрудников сил правопорядка и около десятка протестующих. По мнению ряда историков, общее число погибших может измеряться десятками и даже сотнями.

Тлеющий костер

Конфликт удалось погасить, но не удалось решить. Более того, общеюгославский кризис еще усугубил проблему.

В 1987 году новый глава Центрального комитета Союза коммунистов Сербии Слободан Милошевич выступил с лозунгами в защиту прав сербского населения Косова. В марте 1989 года, стремясь укрепить центральную власть, Милошевич добился резкого ограничения прав, которые были предоставлены автономии Косово при Тито. Это вызвало новые волнения, переросшие в уличные столкновения, унесшие жизни более чем двух десятков человек.

Кровавый распад Югославии на какое-то время оставил проблему Косова в тени. Но ситуация там продолжала ухудшаться. В среде албанцев-мусульман стали активно работать эмиссары радикальных террористических группировок. Новоявленные боевики проходили первоначальную подготовку и приобретали боевой опыт в соседних республиках, где кипела война. Оружие поступало в Косово как из соседней Албании, где в нем никогда не было недостатка, так и из других стран.

Югославская «Чечня»

С начала 1990-х годов в Косове началось создание бандформирований, действовавших как против югославских силовиков, так и против мирного сербского населения.

К середине 1990 годов югославские силовики были вынуждены де-факто вести войну с албанскими террористами. Полностью разгромить террористическое подполье не удавалось, так как это требовало привлечения очень серьезных военных сил. Власти Югославии, и без того находившиеся под западными санкциями, не хотели обострять обстановку, прекрасно понимая, какой будет реакция мирового сообщества.

В итоге к началу 1998 года была сформировано объединение вооруженных террористических группировок, которое получило название «Армия освобождения Косова» (АОК). 28 февраля 1998 года АОК официально объявила о начале вооруженной борьбы за независимость Косова. Боевики атаковали полицейские участки и помещения государственных органов.

5 марта 1998 года Специальной антитеррористической группе Югославии в местечке Преказ удалось уничтожить более 30 боевиков АОК, включая братьев Адема и Хамеза Яшари , основателей террористической группировки. Международное сообщество, однако, обвинило власти Югославии в репрессиях против гражданских лиц.

Косовская война — яркий пример политики «двойных стандартов». Не замечая терактов и преступлений со стороны АОК, представители США и стран Евросоюза во всем обвиняли официальный Белград. Чем эффективнее были удары югославских военных по террористической инфраструктуре, тем жестче звучали угрозы в адрес сербов.

Бомбы НАТО решают все

К началу 1999 года стало ясно, что, несмотря на поставки вооружений и помощь иностранных инструкторов, АОК не может успешно противостоять действиям силовиков Югославии. Тогда страны НАТО предъявили Белграду ультиматум — обвинив сербов в проведении этнических чисток, они потребовали полного вывода армии с территории Косова под угрозой военной интервенции.

Фактически речь шла об отделении Косова от Югославии. Президент Слободан Милошевич отказался пойти на этот шаг.

К концу марта 1999 года подразделения армии Югославии загнали террористов в горные и лесистые районы края. 24 марта 1999 года, генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана , спасая боевиков от разгрома, отдал приказ командующему силами НАТО в Европе американскому генералу Уэсли Кларку начать военную операцию против Югославии.

Впервые со времен Второй Мировой войны на европейские города посыпались авиабомбы.

Почти три месяца бомбардировок, направленных на уничтожение инфраструктуры страны, дали свой результат — 9 июня 1999 года было заключено соглашение о выводе войск Югославии с территории Косова и передаче его под контроль сил KFOR.

Конец Сербского Косова

Окончание войны стало фактическим окончанием истории Сербского Косова. Вместе с югославскими военными регион покинули около 200 тысяч сербов и представителей других этнических меньшинств.

Нынешняя сербская диаспора, которая составляет около 5-6 процентов от населения Косова, сосредоточена в северных районах края, непосредственно граничащих с территорией Сербии.

В Косове, с момента перехода его под международный контроль, происходит планомерное уничтожение всего, что напоминает о сербском прошлом региона. Счет уничтоженных православных храмов идет на десятки, бывшие сербские села заселяются албанцами или приходят в полное запустение.

В 2008 году Республика Косово в одностороннем порядке провозгласила независимость. Ее нынешний президент Хашим Тачи — один из полевых командиров АОК, которого бывший прокурор Международного трибунала ООН Карла дель Понте обвиняла в торговле органами, изъятыми у живых людей. Нынешний премьер Косова Рамуш Харадинай обвинялся Гаагским трибуналом в массовых убийствах сербов, однако был оправдан после того, как свидетели его преступлений стали гибнуть либо отказываться от дачи показаний.

Процесс, некогда начатый карателями османского султана, был успешно завершен под лозунгами сохранения демократических ценностей.

Конфликт в Косово (некоторые источники используют термин «война») – это вооруженное восстание сторонников отделения албанских территорий от Союзной Республики Югославия. Конфликт начался в феврале 1998 г. по инициативе албанцев в Косово и Метохии и завершился десять лет спустя в 2008 г., когда албанские сепаратисты официально объявили о независимости вышеназванных земель.

Истоки конфликта в Косово

Косовский конфликт вспыхнул на религиозной почве: албанцы-мусульмане и сербы-христиане издревле жили в Косово бок обок, но это не уменьшало взаимной неприязни. После Косово присоединили к Югославии, не принимая во внимание мнение большинства населения. В 1974 г. край получил статус автономного, но албанцы посчитали это полумерой. После смерти И. Тито они развернули масштабную кампанию с требованиями независимости. В ответ на это власти в Белграде внесли изменения в Конституцию и ликвидировали законные основания для автономии Косово.

Сторонники независимости партия «Демократическая лига» во главе с И. Руговой создали собственное правительство и отказались подчиняться правительству Югославии. Централизованная власть ответила арестами участников протестов. Все это привело к созданию в 1996 г. вооруженной за счет Албании Армии освобождения Косово (АОК), и развязыванию конфликта, который с переменной интенсивностью будет продолжаться больше десяти лет.

Хронология военных действий в Косово

Точкой отсчета войны в Косово принято считать 28 февраля 1998 г., когда АОК официально объявили, что начинают войну за независимость края. Первой мишенью боевиков АОК стали югославские полицейские. После нескольких таких нападений армия центральных властей атаковала несколько населенных пунктов рядом с Дреницей (в самом центре Косово). В результате были убиты приблизительно 80 человек из числа местного населения, около четверти из них составили женщины и дети. Этот вопиющий акт насилия имел большой международный резонанс.

До осени того же 1998 г. число жертв среди населения Косово достигло 1000 человек, из края начался отток беженцев всех национальностей и вероисповеданий. Конфликт перерастал в интернациональный – страны-участники предпринимали попытки увещевания Белграда с целью прекращения войны. В сентябре 1998 г. последовала резолюция от Совета Безопасности ООН с призывом к прекращению огня.

Уже на следующий день после принятия резолюции в вооруженных силах НАТО было начато планирование бомбардировок Югославии, как крайние меры устрашения правительства в Белграде. 15 октября 1998 г. официальный Белград заключил перемирие с албанскими сепаратистами в Косово, и с 25 октября огонь прекратили. Однако акты насилия против местного населения не прекратились, а с начала 1999 г. открытые военные действия возобновились в полной мере.

В конце января 1999 г. у международных сил под эгидой НАТО появился повод вмешаться в косовский конфликт – кровавый инцидент в Рачаке, когда югославские военные расстреляли 45 человек из местного населения, обвинив в пособничестве сепаратистам. В феврале 1999 г. на французской земле (в замке Рамбуйе около Парижа) прошли переговоры между обеими сторонами конфликта при участии представителей США и России, но никаких конструктивных результатов достичь не удалось.

В ходе встречи западные страны лоббировали утверждение автономного статуса Косово и немедленный вывод сербских войск из края. Россия поддерживала позицию Белграда – территориальную целостность страны в установленных границах. Сербская сторона не могла согласиться с ультиматумом, для них это фактически означало поражение в войне и утрату части территории. Белград отказался от перемирия на таких условиях, и уже в марте военно-воздушные силы НАТО начали бомбардировки сербской территории. Она завершилась только в июне, после того как С. Милошевич согласился вывести военные формирования с территории Косово.

11 июня на спорных землях был введен протекторат «Международных миротворческих сил», в Косово вошли войска от НАТО и России. К середине месяца удалось добиться договоренности с албанскими боевиками о прекращении огня, но мелкие столкновения не прекратились, число раненых и погибших с обеих сторон постоянно росло. В ноябре 2001 г. И. Ругова по результатам выборов среди албанского населения Косово был избран президентом и официально объявил о независимости края в качестве суверенного государства.

Естественно, Югославия не признала его действия законными, а конфликт продолжал тлеть, унося жизни людей. В октябре 2003 г., поддавшись увещеваниям ООН и Евросоюза, представители Югославии и Косово снова сели за стол переговоров. Встреча прошла в Вене, исход не принес положительных изменений. Завершением Косовского конфликта можно считать 17 февраля 2008 г., когда власти края в одностороннем порядке объявили о независимости Косово и Метохии от Сербии.

Итоги

К тому времени, когда война в Косово завершилась, Югославии как таковой уже не существовало: в 2006 г. распад Союзной Республики завершился отделением Черногории. Этнические противоречия в крае, разобщенность и взаимная неприязнь сербского и албанского населения по-прежнему поддерживают взрывоопасную ситуацию в Косово. Интернационализация конфликта, по некоторым мнениям, стала лишь очередным поводом для «бряцанья оружием» Запада и России в условиях скрытой «холодной войны».

Независимое Косово и три основных мифа об албанцах. В предверии анти-албанской компании в среде армянских, греческих и славянских патриотов.

Миф первый – албанцы выжили сербов с исторических сербских территорий, из в Косово и Метохии.

Многочисленные исторические свидетельства, дают основание считать албанцев потомками иллирийцев и одним из самых автохонных народов Балкан. Албанский язык принадлежит к индоевропейской группе языков. Албанцы населяли Балканы задолго до прихода туда славянских племён, мигрировавших в регион примерно в V – VI веках н.э. Значительная часть албанцев, была уничтожена, изгнана и ассимилированна, с большей части заселённых ими регионов Балкан. В османский период, исламизированные албанцы вновь были переселены на Балканы в целях османской политики.

Миф второй – албанцы мусульмане.

Албанцы первоначально приняли христианство. Ислам им был навязан насильно. Среди алюанцев примерно равное число православных,католиков и мусульман. Большинство албанцев-мусульман не являются фанатиками ислама и относятся к нему с прохладцей, обвиняя турков в этнической и религиозной ассимиляции. Известно, что часть абхазцев (примерно половина из проживающих в Абхазии - Гудаута и Гагра) и осетин (Дигорцы) тоже официально исповедуют ислам. Но мы их почему-то мусульманами не считаем. Впрочем, конфессиональные различия у абхазов,осетин и албанцев не столь резки благодаря сохранившимся дохристианским и доисламским верованиям, от которых они никогда не отказывались и всегда их исповедывали параллельно с новой верой принятой ими вольно или невольно.

15 июня 1389 года в знаменитой битве на Косовом поле, войска албанских княжеств вместе с сербами сражались против турецкой экспансии на Балканах. Примечательно, что находившийся в составе турецкой армии армянский контингент примерно в 5 000 человек, во время сражения,узнав что им предстоит биться против христиан - перешёл на сторону сербов и албанцев. Битва с турками всё же была проиграна. Впоследствии эти осевшие на Балканах армяне основали в Косово армянский монастырь Эрменчич.

Миф третий – сербов в Косово и Метохии проживало больше чем албанцев, которые их-сербов оттуда выжили.

Этническое самосознание албанцев всегда было довольно слабым. Это часто их и подводило. Различные общины албанцев не поддерживали друг друга. Албанский менталитет можно сравнить с менталитетом закрытого традиционалистского типа сзамедленной реакцией на происходящие вокруг события.

В 1879 году косовские ичерногорские албанцы отказались выполнить решение Берлинского конгресса о включении албанских земель в состав Сербии и Черногории.

В 1913 году, по решению Лондонской конференции территории Косово и Метохии заселённые в основном албанцами в состав Албании не вошли и были «поделены» между Сербией и Черногорией. При передаче этих территорий, Сербии был предоставлен только мандат управления территорией и не более того.

В 1921 году «конференция послов» подтвердилаграницы Албании 1913 года и факт протектората над албанцами Косово - "Королевством сербов, хорватов и словецев" , так тогда называлась Югославия.

В 1922 году, по соглашению Великобритании, Франции и СССР над центральной Албанией (нынешняя республика Албании) был ещё раз подтверждён протекторат Италии, но южный Эпир отошёл к Греции, а северная часть (имеется в виду часть Косово и Метохии) была оставлена в составеСербии и Черногории.

В 17-м веке, этнический состав Косово постоянно менялся в зависимости, от его вхождение в Сербию или в состав Османской империи. Сербы вытесняли албанцев, а турки заселяли ими край для противодействия сербам.

После первой мировой войны, сербское правительство, ставя целью изменить этнический составКосово, стало активно вытеснять и изгонять из негоалбанцев. Албанские деревни жгли и разрушались, а мусульманское албанское население вынуждено переселятли в Турцию. К 1944 году в Турцию было изгнано около 250 000 албанцев. Но даже несмотря на эти, так сказать, мероприятия, сербское население Косово в период его максимального увеличения составляло не более 30% от населения края.

В 1946 году Иосиф Броз Тито пообещал, что со временемКосово и Метохия войдут в состав Албании.

В 1963 году после многочисленных межнациональных столкновений Косово получает статус национальнойавтономии.

В 1974 Косово году становится конституционным субъектом с ещё большей независимостью от центральных властей Югославии.


Ну и ещё пару строк в заключение. Признание независимости Косово показывает пример тому как относятся США и Запад к своим союзникам. А пример Сербии и Карабаха показывает отношение наших союзников. Пожалуй на сегодня всё...