Болезни Военный билет Призыв

Сделал, что мог, сделал, что мог. что все тела во Вселенной взаимно притягивают друг друга. движение тел под действием сил тяготения вблизи поверхности Земли

Сделал, что мог,

  • Сделал, что мог,

  • пусть другие сделают лучше.

  • И. Ньютон.



  • . Сформулировать закон всемирного тяготения и записать формулу, выражающую зависимость между величинами.

  • 2. Изучить физическую сущность гравитационной постоянной.

  • 3. Границы применимости закона всемирного тяготения

  • 4. Научиться решать задачи на применение закона всемирного тяготения.


Что произойдет, если?..

  • Что произойдет, если?..

  • Мы уронили поклажу из рук…

  • Мы подбросили вверх мяч…

  • Мы бросили в горизонтальном направлении палку…






М. Ломоносов

  • М. Ломоносов


  • Английский ученый Исаак Ньютон первым сформулировал закон всемирного тяготения


  • - дальнодействующие; - для них не существует преград; - направлены вдоль прямой, соединяющей тела; - равны по величине; - противоположны по направлению.






Формула применима:

  • Формула применима:

  • - если размеры тел пренебрежительно малы по сравнению с расстоянием между ними;


  • - если оба тела однородны и имеют шарообразную форму;


Формула применима:

  • Формула применима:

  • - если одно из взаимодействующих тел – шар, размеры и масса которого значительно больше, чем у второго тела





Задача №1

  • Задача №1

  • Рассчитайте силу всемирного тяготения между двумя учениками, сидящими за одной партой.

  • Массы учеников 50 килограмм, расстояние один метр.

  • Получаем силу, равную 1.67*10-7 Н .

  • Сила так незначительна, что не разорвет даже нить.


  • С какой силой козла тети Маши притягивает капуста в огороде бабы Глаши, если он пасется от нее на расстоянии 10 метров? Масса козла Гришки равна 20 кг, а капуста в этом году выросла большая да сочная, ее масса составляет 5 кг.


  • Каково расстояние между шарами массой по 100 кг каждый, если они притягиваются друг к другу с силой 0,01Н?


ДАНО: Решение:

  • ДАНО: Решение:

  • m1=m2 =100кгИз закона всемирного

  • тяготения:

  • F= 0,01Н F= G*m1m2/ R2

  • _____________ выразим расстояние:

  • R -? R = (G*m1m2/ F) ½

  • Вычислим:

  • R = (6,67*10 -11Нм2/кг2 *100кг*100 кг/0,01Н)1/2

  • R = 8,2*10-3 м

  • Ответ : R = 8,2*10-3 м


  • Два одинаковых шарика находятся на расстоянии 0,1 м друг от друга и притягиваются с силой 6,67*10 -15 Н. Какова масса каждого шарика?


ДАНО: Решение:

  • ДАНО: Решение:

  • m1=m2 = mИз закона всемирного

  • R=0,1 м тяготения:

  • F= 6,67*10 -15Н F= G*m1m2/ R2

  • _____________ выразим массу тел:

  • m-? m= (F*R2/G) ½

  • Вычислим:

  • m= (6,67*10 -15 Н *0,01м2/6,67*10 -11Нм2/кг2)1/2

  • m= 0,001 кг

  • Ответ: m= 0,001 кг


  • Открытие закона всемирного тяготения дало возможность объяснить обширный круг земных и небесных явлений:

  • движение тел под действием сил тяготения вблизи поверхности Земли;

  • движения планет Солнечной системы и их естественных и искусственных спутников;

  • траектории комет и метеоров;

  • явление приливов и отливов;

  • были объяснены возможные траектории небесных тел;

  • вычислены солнечные и лунные затмения, рассчитаны массы и плотности планет


подведем итоги:

  • подведем итоги:

  • Ньютон установил,

  • что все тела во Вселенной взаимно притягивают друг друга.

  • Взаимное притяжение между всеми телами называется всемирным тяготением – гравитационной силой.



§ 15, упражнение 15 (3; 5)

  • § 15, упражнение 15 (3; 5)


Взаимодействие электрических зарядов

На рисунке изображены два заряженных шара и пробный заряд В. Величины зарядов и масса тела даны в карточке. Используя эти данные, выполните задания, ответьте на вопросы.

1 Каково расстояние между центрами шаров?

2 С какой силой взаимодействуют между собой заряды на шарах?

3 Перечертите расположение шаров и пробного заряда q к себе в тетрадь, вычислите и начертите в выбранном масштабе векторы напряжённости электрического поля в точке В от каждого заряженного шара, найдите величину и направление суммарного вектора в этой точке поля.

4 С какой силой действует электрическое поле на помещённый в точку В пробный заряд?

5 Какое ускорение получает тело с пробным зарядом q в этой точке. (Масса тела указана на карточке.)?

6 Определите по масштабу величину радиусов шаров и вычислите потенциалы на шарах в киловольтах.

7 Вычислите потенциалы электрического поля в точках В и С.

8 Какую работу должны совершать внешние силы для перемещения пробного заряда q из точки В в точку С?


Вариант 1


Вариант 2




Вариант 3



Вариант 4




Вариант 5



Вариант 6




Вариант 7



Вариант 8




Вариант 9



Вариант 10


1 Расстояние между центрами шаров:

2 Модуль силы взаимодействия между зарядами q 1 и q 2:

3 Модуль напряжённости электрического поля в точке В:

Изобразим векторы напряжённости и на чертеже в масштабе: сторона клеточки равна . Построим вектор напряжённости . Направление его указано на чертеже, а модуль вычисляем:

4 Модуль силы, с которой поле действует на пробный заряд q в точке B:

5 Модуль ускорения в точке В составит:

Проведем примерную линию напряжённости электрического поля через точку В. Эта линия должна быть касательной к направлению вектора и перпендикулярна к поверхности шара, несущего заряд q 2 . Так как пробный положительный заряд q приближается к отрицательному заряду q 2 , то сила и ускорение по мере движения заряда q будут увеличиваться.

6 Потенциалы на шарах, несущих заряды q 1 и q 2. В единицах СИ определяется по формуле: где ед. СИ, тогда

На карточке изображен плоский конденсатор. Указана его толщина. Рядом изображена форма пластины конденсатора. Размеры пластины даны в миллиметрах. Используя данные на карточке, выполните задания, ответьте на вопросы.

1 Вычислите активную площадь конденсатора.

2 Вычислите электроемкость конденсатора.

3 Какова напряженность поля между пластинами конденсатора?

4 Найдите величину заряда на конденсаторной пластине.

5 С какой силой действует поле конденсатора на заряд q 1 , величина которого указанна в карточке?

6 Какую электроемкость в микрофарадах будут иметь 100 таких же конденсаторов, соединенных параллельно, если расстояние между пластинами уменьшить до 0,1 мм и проложить между ними такой же толщины слюду. Диэлектрическую постоянную слюды считать равной 6.

Пояснительная записка

Карточки данной серии помогут обучающимся лучше освоиться с новыми для них понятиями электростатики. Кроме того, развивается навыки решения задач, перевода единиц измерения, расчётов с помощью калькулятора

Методика работы с карточками

На рисунках карточек изображены два металлических шара, несущие на себе электрические заряды. Величины этих зарядов указаны на карточках. Для нахождения размеров шаров и расстояния между ними (их центрами) служит клетчатая сетка. На каждой карточке указана длина стороны клетки этой сетки. Масса шарика, на котором находится пробный заряд в точке В, и величина этого заряда тоже указаны на карточках.

После ознакомления обучающихся с законом Кулона рекомендуется поставить самостоятельную работу с карточками. Предлагают первые два вопроса. Расстояния вычисляют по длине клеточек в соответствующем масштабе, используя теорему Пифагора.

Второй раз полезно применить карточки после изучения понятия напряженности электрического поля. Предложив обучающимся вопросы 3, 4,5. Учащимся следует перечертить расположение всех зарядов в свою тетрадь (разлинованную в клетку) и в выбранном масштабе начертить векторы и и их суммарный вектор . интересно предложить обучающимся начертить примерное расположение линии напряженности, проходящей через точку В.

При желании можно задать одновременно вопросы 1-5.

Вопросы к карточкам «Взаимодействие электрических зарядов»

  1. Каково расстояние между центрами шаров?
  2. С какой силой взаимодействуют между собой заряды на шарах?
  3. Рассчитайте значения напряженности поля в точке В, созданного каждым зарядом. Перечертите расположение шаров и пробного заряда q к себе в тетрадь. В выбранном масштабе изобразите векторы напряженности, созданные каждым зарядом в точке В. Найдите величину и направление суммарного вектора напряженности в этой точке поля. Изобразите примерное расположение линии напряженности, проходящей через точку В.
  4. С какой силой действует электрическое поле на пробный заряд q, помещённый в точку В?
  5. Какое ускорение приобретает тело с пробным зарядом q и массой m?
  6. Определите по масштабу радиусы шаров и вычислите их потенциалы.
  7. Определите потенциалы электрического поля в точках В и С.
  8. Какую работу должны совершить внешние силы для перемещения пробного заряда q из точки В в точку С?

Пример решения для карточки №8

  1. Расстояние между центрами шаров:

10, r = 10 см = 0,1 м

  1. Модуль силы взаимодействия между зарядами q 1 и q 2 :
  1. Модуль напряженности электрического поля в точке В:

Изобразим векторы напряженности и на чертеже в масштабе (см. рисунок)

Построим вектор напряженности Направление его указано на чертеже, а модуль вычисляем:

Проведём примерную линию напряженности электрического поля через точку В. Эта линия должна быть касательной к направлению вектора и перпендикулярна к поверхности шара, несущего заряд q 2 .

  1. Модуль силы, с которой поле действует на пробный заряд q в точке В:
  1. Модуль ускорения в точке В составит:
  1. Потенциалы на шарах, несущих заряды q 1 и q 2 :
  1. Потенциалы в точках В от зарядов q 1 и q 2 будут во столько раз меньше потенциалов на шарах, во сколько расстояния от центров шаров до этой точки больше радиусов шаров. В данном примере соответственно в 8 и 6 раз. Поэтому общий потенциал в точке В равен:

Потенциал в точке С от тех же зарядов определяют, предварительно найдя расстояния от шаров до этой точки.

13,6 см = 0,136 м

8,06 см = 0,081 м

  1. Работа внешних сил, необходимая для перемещения пробного заряда q из точки В в точку С:

Дж

Пример программированного упражнения

Вопросы:

  1. Потенциал шара с зарядом q 1 , В
  2. Потенциал шара с зарядом q 2 , В
  3. Потенциал в точке В, В
  4. Потенциал в точке С, В
  5. Работа по перемещению заряда q из точки В точку С, мкДж

Ответы к карточкам №1, 3, 5, 7, 9

4 500

22 500

7 200

2 200

5 400

7 200

2 800

18 000

9 000

3 200

18 000

22 500

3 600

2 000

Код для проверки:

№1 – 25 431

№3 – 23 512

№5 – 34 125

№7 – 51 243

№9 – 12 354

Ответы к карточкам №2, 4, 6, 8, 10

9 000

54 000

12 000

36 000

9 000

1 400

36 000

18 000

1 700

8 200

18 000

7 200

2 300

1 200

27 000

45 000

2 300

Код для проверки:

№2 – 53 241

№4 – 42 513

№6 – 31 425

№8 – 25 134

№10 – 14 352

Приложение

вариант

заряд q 1 , 10 -9 Кл

1,50

30,00

6,00

40,00

20,00

2000,00

50,00

40,00

5,00

50,00

40,00

500,00

заряд q 2 , 10 -9 Кл

1,00

20,00

10,00

20,00

20,00

3000,00

50,00

50,00

8,00

40,00

30,00

300,00

заряд q, 10 -9 Кл

30,00

5,00

50,00

1,00

5,00

400,00

30,00

2,00

30,00

2,00

5,00

20,00

масса, кг

0,0020

0,0200

0,0001

0,0050

0,0020

0,0200

0,0050

0,0500

0,0100

0,0002

0,0002

0,0020

1. расстояние между зарядами, м

0,05

0,10

0,10

0,20

0,08

10,00

0,16

0,10

0,20

9,90

0,50

0,80

2. модуль силы взаимо-действия, 10 -5 Н

0,54

54,00

5,40

18,00

56,25

54,00

87,89

180,00

0,90

0,02

4,32

210,94

8,00

42,00

15,00

14,00

72,00

0,75

45,00

56,00

0,88

1,50

2,00

18,00

10,00

50,00

14,00

12,50

72,00

0,28

45,00

125,00

0,26

2,00

3,00

10,80

12,81

65,30

20,52

18,77

86,40

0,80

72,00

136,97

0,70

3,00

3,61

23,50

4. модуль силы, действующей на заряд, 10 -5 Н

38,43

32,65

102,59

1,88

43,20

32,00

216,00

27,39

2,10

0,60

1,80

47,00

5. модуль ускорения заряда, 10 -2 м/с 2

19,22

1,63

1025,90

0,38

21,60

1,60

43,20

0,55

0,21

3,00

9,01

23,50

1 , кВ

5,40

27,00

5,40

18,00

18,00

36,00

9,00

36,00

4,50

9,00

7,20

45,00

6. потенциал шара с зарядом q 2 , кВ

3,60

18,00

9,00

9,00

18,00

54,00

9,00

45,00

7,20

7,20

5,40

27,00

7. потенциал в точке В, кВ

0,64

0,38

2,00

0,75

7,20

2,25

0,00

12,00

0,46

1,70

0,00

3,60

7. потенциал в точке С, кВ

0,35

1,20

2,20

0,25

2,85

1,90

0,26

8,23

0,06

2,30

0,44

4,80

8. работа внешних сил, 10 -6 Дж

8,70

4,10

10,00

1,00

21,75

141,20

7,71

7,54

12,00

1,20

2,20

24,00