Болезни Военный билет Призыв

Самая высокая гора на территории нахичевана. Отрекшиеся от признания: почему Нахичевань и Нагорный Карабах оказались в составе Азербайджанской ССР? Как живут нахичеванцы

Общая информация

История древнего города, расположенного на одном из важнейших перекрестков торговых путей из Европы в Индию и Китай, очень богата. В свое время Нахичевань была столицей географически независимого государства. Сегодня же она зависит от политических настроений Баку.

По сути дела, Нахичевань – второй по величине город Азербайджана, однако колоссальные усилия, с которыми он поддерживает свой статус, незаметны. В глаза бросаются пыль, безработица, искалеченная промышленность, неразвитая инфраструктура, здесь нередки вспышки межнациональной розни.

А ведь город мог бы стать прекрасным, как прежде. Он расположен у подножия Занзегурской цепи Малого Кавказского хребта, возле реки, и древнее сердце города с узкими улицами хранит множество исторических памятников. Еще Птолемей писал о шумном очаровании роскошных садов и процветании города во II в. до н.э. Согласно легенде, именно здесь причалил ковчег ветхо-заветного Ноя. В XII-XIV вв. в Нахичевани сложилась местная архитектурная школа, сыгравшая важную роль в развитии азербайджанского зодчества. В городе сохранились крепость (X-XIV вв.), мечети и мавзолеи. Однако сегодня безликие кварталы советских и современных построек зачастую заслоняют многие из уникальных достопримечательностей.

Туристам предоставляется выбор: осмотреть множество интересных мест в самом городе или совершить поездку по его живописным окрестностям.

Когда приезжать

Избегайте крайностей: зимой бывает -30 °С, а летом +42 °С.

Не пропустите

  • Бирюзовый десятигранный мавзолей Момине-хатун XII в.
  • Потрясающее разнообразие красок в Государственном музее ковров, расположенном во дворце правивших здесь ханов.
  • Восьмиугольная гробница Юсуфа ибн Кусейира XII в. Шахматы - эта игра поможет ощутить всеобщее гостеприимство.

Следует знать

Городская больница славится успешным лечением легочных заболеваний, во время которого пациентов оставляют ночевать в местной соляной шахте.

По конституции Нахичеванская автономная республика считается самостоятельным государством в составе Азербайджана, от основной территории которого она отделена оккупированной территорией и

Древняя история региона

Люди проживают на территории Закавказья с давних времен, а значит, Нахичевань имеет богатую историю. Первые упоминания об этом регионе появляются у Птолемея в рассказе о городе Наксуана, известном сегодня под именем Нахичевань и являющемся столицей автономной республики.

На протяжении многих поколений жизнь региона неразрывно была связана с библейской историей о Ное и его ковчеге.

Немецкая филологическая традиция возводит название города к древнеармянскому префиксу "нах" и слову "иджеван", что переводится как "место высадки". На протяжении многих столетий местные жители демонстрировали путешественникам остатки Ноева ковчега. И хотя существование ковчега не находит материальных подтверждений, древность города считается доказанной. По археологическим данным и на основании филологических источников можно полагать, что история города Нахичевань насчитывает порядка трех с половиной тысячелетий.

Территория, на которой находится Нахичеванская автономная республика, находилась под властью многих государств, среди которых были Урарту, Империя Александра Великого и держава Ахеменидов. Также на этой территории существовали несколько армянских государств, таких как страна Тиграна Великого и Анийское царство. Даже монголы дошли до этих мест и оставили после себя невероятные разрушения, задокументированные европейцами, среди которых был папский посол Рубрук - монах-францисканец, который по настоянию короля Людовика lX посещал монгольскую империю.

Азербайджан: Нахичеванская автономная республика

Когда Нахичевань и окрестные земли перешли под контроль Российской империи, в регион началась активная миграция армянских семей, которые, как им казалось, возвращались на свою историческую родину после их насильного переселения в центральную часть Персии по инициативе шаха Аббаса l, завоевавшего страну в XVll веке.

Впервые о нарастающей напряженности стало известно со слов Грибоедова, который посещал Нахичевань по дороге в Персию. С тех пор Нахичеванская автономная которой сегодня состоит из азербайджанцев, пережила много сложных лет конфликтов на религиозной и этнической почве.

Современное положение дел

Нахичеванская автономная республика, национальный состав которой изменялся на протяжении нескольких столетий, пришла к концу двадцатого века с неутешительными результатами. Этническое разнообразие всегда было отличительной чертой этих краев, но в результате многочисленных конфликтов, потрясших регион с распадом Советского Союза, состав населения изменился до неузнаваемости и представители почти всех проживавших в республике национальностей покинули ее. К 2009 году более 99% населения составляли азербайджанцы и 0,3% курды, традиционно проживавшие в Закавказье.

Азербайджанские власти всячески стараются стереть память об армянском присутствии в этой республике, не останавливаясь даже перед физическим уничтожением архитектурных памятников армянской культуры. Одним из самых ярких примеров считается уничтожение армянского кладбища в Джульфе, которое было разрушено, несмотря на протесты со стороны мирового сообщества и ЮНЕСКО.

Административное деление и самоуправление

Нахичеванская автономная республика входит в состав Азербайджана на правах самоуправляемой территории, статус которой определяется конституцией Республики Азербайджан.

С точки зрения администрирования, автономная республика состоит из семи районов и одного города - столицы Нахчывань. Кроме исторических, автономия республики находит основания еще и в географической изоляции.

Нагорно-Карабахский конфликт

Нахичеванская автономная республика стала ареной борьбы между Азербайджаном и Арменией в 1992 году, когда обстреляли азербайджанских военных. Ситуация тогда была настолько острой, что Турции пришлось открыть артиллерийский огонь по армянским войскам, чтобы предотвратить захват Нахичевани армянской армией, в то же время Иран начал у границы с Нахичеванской республикой, чтобы предупредить Армению о нежелательности нового наступления.

От большой войны регион удержали российские миротворцы и желание Гейдара Алиева укрепить свою политическую власть через заключение мира с Арменией.

Экономические проблемы и перспективы развития

Из-за многочисленных этнических конфликтов закавказский регион представляет собой практически непроходимую насквозь территорию, разделенную закрытыми границами. Такое положение дел не может не сказываться и на экономической жизни стран. Нахичеванская республика переживает затянувшийся экономический кризис, вызванный энергетической и экономической блокадой со стороны Армении, которую, в свою очередь, блокируют Турция и Азербайджан.

Ситуация однако, смягчается тем, что Иран, который по праву считается одним из самых могущественных государств региона, занимает в многочисленных спорах нейтральную позицию. Это позволяет ему оказывать экономическую и гуманитарную помощь как Армении, так и Нахичеванской республике.

Нахичеванская автономная республика сумела сохранить свою автономию благодаря активной челночной торговле с соседней Турцией.

12:58 — REGNUM

В Армении в постсоветские годы очень популярен вопрос: выиграл или пострадал армянский народ из-за вступления Армении в состав СССР? Точки зрения по этому поводу самые разные, и все имеют свои обоснования. Многие, в основном, представители молодежи, вовсе и не задумывались над этим вопросом. А пожилое поколение прекрасно помнит эпизоды вхождения Армении в СССР по рассказам своих дедов и прадедов. Публикуемое сегодня письмо составлено в достаточно смелой для своего времени форме, даже если учитывать уже наступившую ""оттепель"". Заслуженный деятель искусств Армянской ССР, заслуженный архитектор Армянской ССР, лауреат Государственной премии Рафаэль Исраелян 20 июля 1962 года обратился к первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву. Письмо до Хрущева дошло. На одном из приемов в Кремле С. Исраелян напомнил первому секретарю о поднятых вопросах, на что последовал ответ Хрущева: "Время еще придет". Копия письма ныне хранится в Национальном архиве Армении. публикует это письмо без сокращений.

Глубокоуважаемый Никита Сергеевич !

В N173 газеты "Правда" от 22/VI 1962 года была опубликована статья под заглавием "К предстоящему изданию многотомной истории КПСС", в которой есть и такие строки:

"В истории КПСС будет показана сущность ленинской национальной политики партии, как партии последовательных интернационалистов, ее непримиримая борьба против всяких проявлений буржуазного национализма (великодержавного шовинизма, местного национализма), за осуществление полного политического, экономического и культурного равенства всех национальностей Советского Союза, за укрепление дружбы народов СССР и дальнейшего сплочения их в общей борьбе за построение коммунизма". Прочел я эту статью - и передо мной встал вопрос, ответ на который я хотел бы получить от редакции: а правильно ли была осуществлена ленинская национальная политика при создании Армянской Советской Социалистической республики в 1920-21гг.? Как старый агитатор, пропагандист и работник политпросвета, я хотел бы рассеять возникшие у меня сомнения. Поясню на фактах свою мысль.

Воспользовавшись разрухой, вызванной антинародной авантюристической политикой дашнаков и турецким вторжением в Армению, грузинские меньшевики и азербайджанские мусаватисты решили отхватить себе часть исконных армянских земель. Но в первые же месяцы тезисы Ленинской национальной политики были торжественно провозглашены ответственными руководителями Советского государства и большевистской партии: уже 2 декабря 1920 года на торжественном заседании Баксовета по поводу установления Советской власти в Армении тов. Серго Орджоникидзе процитировал декларацию главы Азербайджанской Советской Республики тов. Н.Нариманова относительно армянских областей Зангезур, Нахичевань и Нагорный Карабах, областей, которые антинародное правительство мусаватистов пыталось отторгнуть от Армении. Очень характерно выступление тов. Нариманова. Он прочел свою декларацию о Зангезуре, Нахичевани и Карабахе. Тов. Нариманов говорит: "Берите их себе! Берите эти земли для Армении!" Глава Азербайджанской республики выходит и говорит: "Этого ужасного вопроса больше не существует!" (см. Г.К. Орджоникидзе. Избранные речи и статьи, 1956г., стр. 139-141) . А вот и сама декларация тов. Н.Нариманова от 2/XII 1920 года от имени Ревкома Азербайджана: "Территории Зангезурского и Нахичеванского уездов являются нераздельной частью Советской Армении. А трудовому крестьянству Нагорного Карабаха предоставляется полное право на самоопределение." (ЦГА Арм. ССР, ф. 114, д. 80, л. 1. Впервые опубликовано в газете "Коммунист" 2 декабря 1920 года) .

А 4 декабря 1920 года Наркомнац возглавляемого Лениным Советского государства, торжественно подтвердил от имени Советского правительства: "Первого декабря Советский Азербайджан добровольно отказывается от спорных провинций и декларирует передачу Советской Армении Зангезура, Нахичевани, Нагорного Карабаха" (см. И. В. Сталин, Сочинения, том 4, стр. 414) .

Но дальше совершается нечто совершенно необъяснимое: из этих составляющих нераздельную часть территории Советской Армении земель создается Нахичеванская АССР. Этого недостаточно - и самое управление этой "автономной республики" передается не Армянской ССР, а - Азербайджану! Но ведь территория этой "автономной республики" с ее густым, компактным армянским населением числилась в составе еще Эриванской губернии, и подчинялась она эриваньскому губернатору! Этим территория самой Армении была разодрана на две части: для того, чтобы, например, из Еревана попасть в армянские области Кафан, Мегри, Сисиан, сейчас приходится проезжать по землям, которые вклинены в территорию Армянской ССР, но почему-то закреплены за Нахичеванской "автономной республикой". Всего полвека назад территория этой "автономной республики" Нахичевань была густо населена компактным армянским населением. Но в годы искусственно насажденной межнациональной розни это коренное население было частично вырезано, частично бежало в пределы нынешней территории Армянской ССР, где проживает и поныне, не смея вернуться на родные места. Постепенно уходит из родных мест и остальное армянское население, покидая свою исконную, исторически ему всегда принадлежащую территорию, жить на которой в созданных условиях немыслимо. Но если покинуло и покидает родные места армянское население, то не могут же двинуться с мест армянские памятники материальной культуры, архитектуры, которыми усеяна здесь вся земля. На каждом шагу встречаешь здесь памятники с армянскими надписями, с редкостными фресками, которым грозят забвение и прямое уничтожение. Так, в нескольких километрах от станции Кизил-ванк, находился выдающийся памятник армянской культуры - Кармраванк, который в 1958 году был взорван. И подобных примеров варварского отношения к национальной культуре исконного армянского населения так много, что об этом неудобно и говорить в наше время. Почему-то был превращен в автономную область и Нагорный Карабах, и опять-таки подчинен не Армянской, а Азербайджанской ССР, вопреки декларации руководителей Советского Азербайджана и Советского Союза. А ведь территория Нагорного Карабаха составляет непосредственное продолжение территории Армении, а 90% населения его составляют армяне. Разве не противоречит ленинской национальной политике подобное расчленение и территории, и населения советской социалистической республики?

Будучи оторванными от Армении, ни Нахичеванская Автономная Республика, ни Нагорный Карабах не развиваются так, чтобы темпы их экономического и культурного развития отвечали требованиям строительства коммунизма. Возьмем хотя бы Шушу - этот процветавший в прошлом центр Нагорного Карабаха: мусаватисты сожгли этот город, население его было вырезано. Сорок лет назад вид лежавшего в обугленных руинах города вызывал чувства потрясения и возмущения, но точно такие же чувства вызывают эти жуткие развалины и сейчас, ибо за 40 с лишним лет не позаботились застроить и заселить это армянское Ли́дице (чеш. Lidice, нем. Liditz) - шахтёрский посёлок в Чехии, в 20 км к западу от Праги и к юго-востоку от города Кладно, 10 июня 1942 уничтоженный по требованию немецкого правительства - ИА REGNUM).

Может подобное положение способствовать "укреплению дружбы народов и их сплочению"?

В Нагорном Карабахе наблюдается дискриминация населения, отсутствуют достижения в области развития национальной по форме и социалистической по содержанию культуры. Лишь самой ничтожной части молодежи Нагорного Карабаха удается преодолеть применяемую дискриминацию и пробить себе дорогу к специальному и высшему образованию. Армянская молодежь отторгнутых от Армянской ССР территорий лишена возможности знакомиться с историей своего народа, с его многовековой литературой и искусством, изучать памятники национальной культуры родного Карабаха. Население края искусственно держат вдали от его национальной культуры, отношение преобладающего армянского населения и национального меньшинства - азербайджанцев далеки от диктуемых ленинской национальной политикой.

Надо прямо сказать - всех этих вопросов и не возникало бы, если б при создании советских республик Закавказья были разумно учтены национальные и исторические особенности армянского населения (в свое время признанные советскими руководителями, но почему-то не учтенные ими, или, вернее, преданные ими забвению). Тогда не было бы места такому положению, про котором лишь 64% армянского населения Закавказья находится в пределах Армянской ССР, а целая ТРЕТЬ этого компактного населения не проживала бы на армянских же землях, почему-то включенных и переданных инонациональной республике, в свое время декларировавшей свой отказ от претензий на эти территории, "составляющие нераздельную часть Армянской ССР".

Был бы весьма признателен за ответ, который выяснил бы мне - насколько я прав в своих суждениях и заключениях.

Остаюсь с глубоким уважением (подпись) С. ИСРАЕЛЯН (Ленина орденоносец)

Мой адрес: гор. Ереван-9, улица Туманяна, д. N73.

Подготовил Ашот Погосян

Нахичевань от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы о Нахичеване.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Нахичевань - древняя столица Нахичеванской Автономной Республики, волею исторических судеб оказавшейся отрезанной от территории «большого» Азербайджана. Из-за этого обстоятельства, а также из-за довольно жестких правил посещения НАР, город не очень часто принимает гостей из-за рубежа. А между тем, в нем есть на что посмотреть. Во-первых, именно здесь родился первый президент Азербайджана Гейдар Алиев. Кроме того, в Нахичеване сохранилось множество памятников времен средневековья, среди которых мавзолеи местных правителей, мечети, дворцы и мощные крепости. И, конечно, любой местный житель обязательно расскажет, что именно в окрестностях Нахичеваня впервые после долгих недель Потопа ступил на твердую землю легендарный Ной.

Как добраться до Нахичеваня

Пожалуй, самый удобный вариант добраться до Нахичеваня - прямым авиарейсом «Ютэйр» из Москвы. Самолеты летают три раза в неделю - по средам, пятницам и воскресеньям из Внуково , время в пути 3 часа. Аэропорт Нахичеваня находится на окраине города (всего в 6 км), с центральной частью он связан автобусным маршрутом № 6. Можно воспользоваться и недорогим такси, поездка продлится около 10 минут.

Поиск авиабилетов в Нахичевань

Транспорт

Общественный транспорт Нахичеваня - это автобусы и маршрутки. Но в их услугах нет необходимости - основные достопримечательности находятся в пешей доступности от центра города. В случае чего можно вызвать такси - оно недорогое, особенно если заказывать машину по телефону. Парковки везде бесплатные. По городу удобно передвигаться на велосипеде, байк можно взять напрокат в некоторых гостиницах.

Отели Нахичеваня

Отелей в Нахичеване мало. Редкие для этих мест туристы и командировочные из Баку в основном селятся в главной гостинице города Tebriz 5*. Номер в ней обойдется в 130 AZN в сутки с завтраком. Бюджетные трехзвездочные отели стоят в районе 100 AZN за ночь. Квартиры можно снять за 60-70 AZN. Хостелов в городе нет. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Кафе и рестораны

Почти все заведения в Нахичеване специализируются на азербайджанской кухне. Прежде всего, это блюда с мангала: шашлык, «люля-кебаб». Очень популярны салаты из свежих овощей, причем все ингредиенты режут очень мелко: «Азербайджан» (политые сметаной помидоры, огурцы, лук, редис), «хазар» (отварной картофель с огурцами, тархуном и осетриной), «кюкю» из копченого кутума (каспийского карпа). Вообще, в меню местных ресторанов много рыбных блюд. Регион богат водными ресурсами, и рыбу, особенно, осетра нередко используют вместо мяса в долме и даже плове! Популярны и кисломолочные изделия: «фирни» (кисель из молока и рисовой муки), «довга» (кисломолочный суп), «овдух» (окрошка на кефире).

Плотный ужин в ресторане обойдется в 13-26 AZN на персону. Есть несколько заведений с европейской кухней (с пиццей и вездесущим салатом «Цезарь»), поесть там можно примерно за ту же сумму.

Достопримечательности Нахичевани

Гордость Нахичеваня - его многочисленные мавзолеи. Правда, методы реконструкции гробниц с почти тысячелетней историей вызывают вопросы. Самая легендарная из усыпальниц, мавзолей Ноя, расположена у Старой крепости (или Кёхня-Галы) в южной части города.

Говорят, что на месте построенной в 2006 г. башни когда-то находилось святилище, и гробницу возвели из остатков нижнего его этажа. В центре мавзолея стоит массивная каменная колонна, под которой якобы покоятся мощи Ноя.

Точную дату основания этого оборонительного сооружения археологи пока не выяснили. Но во время раскопок в конце 1950-х гг. обнаружили элементы каменных кувалд и фаянсовой посуды возрастом до 5000 лет. Ширина сохранившихся стен - 1 м, а в части, примыкающей к городу, достигает 4 м.

Неподалеку от крепости находятся еще два мавзолея. Гробница Юсифа ибн Кусейра (Yusif ibn Kuseyr), или «Атабаба», построена в 12 веке известным нахичеванским зодчим Аджеми ибн Абубекром Нахчивани. Необычное здание в виде 8-гранного цилиндра украшено геометрическими узорами из кирпича и покрыто пирамидальным куполом. Мавзолей Момине хатун (Momina Khatun Mausoleum) - тоже дело рук Аджеми Нахчивани. Когда-то высота мавзолея 12 века достигала 34 м. Сегодня он чуть пониже - всего 25 м. Каждая из граней покрыта резными деталями - арабским письмом, стилизованным под геометрический орнамент.

Еще одна заслуживающая внимания достопримечательность - Ханский дворец (пр-т Гейдара Алиева, 21). Начиная со времени постройки (конец 18 века), он был местом проживания нахичеванских ханов. В 1998 г. в двухэтажном здании открыли государственный Музей ковра. В нем экспонируются 283 изделия, сгруппированных по разным школам ковроткачества Азербайджана.

Погода в Нахичеване

Климат Нахичеваня - резко-континентальный со знойным летом и морозной зимой. Поэтому лучшим временем для посещения этих мест будет межсезонье: осень и весна.

Прим. 6:"This Αποβατηριον , or Place of Descent, is the proper rendering of the Armenian name of this very city. It is called in Ptolemy Naxuana, and by Moses Chorenensis, the Armenian historian, Idsheuan; but at the place itself Nachidsheuan, which signifies The first place of descent, and is a lasting monument of the preservation of Noah in the ark, upon the top of that mountain, at whose foot it was built, as the first city or town after the flood. «

  • Иосиф Флавий, „Иудейские древности“, кн. I , гл. I
  • Фасмер Макс . Этимологический словарь русского языка. - С-П. „Терра“, 1996. - Т.3, Стр. 50
  • B. Crouse. Noah"s Ark: Its Final Berth // Archaeology and Biblical Research. - Summer, 1992. - Т. 5 , № 3 . Архивировано 12 марта 2008 года.

    According to the Armenian language scholar, Heinrich Hubschmann, the city of Nakhichavan, which does mean „Place of First Descent“ in Armenian, was not known by that name in antiquity. Rather, he says the present-day name evolved to „Nakhichavan“ from „Naxcavan“. The prefix „Naxc“ was a name and „avan“ is Armenian for „town“» // See the work of Heinrich Hubschmann in "Armeniaca, " Strassburger Festschrift zur XLVI Versammlung Deutscher Philologen und Schulmanner (Strassburg: Verlag von Karl Tauberner, 1901), Section V. cited in Lloyd R. Bailey, Noah (Columbia, SC: University of South Carolina Press, 1989) p. 190ff.

  • Поспелов Е. М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Свыше 5 000 единиц / Отв. ред. Р. А. Агеева. - М. : «Русские словари», 1998. - С. 160. - 372 с. - ISBN 5-89216-029-7 .
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Britannica. Nakhichevan. «The republic, especially the capital city of Nakhichevan, has a long history dating back to about 1500 bc. »
  • Шопен И. Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху её присоединения к Российской Империи . - СПб. , 1852. - С. 321-322.
  • Мовсес Хоренаци. История Армении. Ереван. Айастан. 1990 : «Ануйш же, первую жену Аждахака, и многих девиц из его потомства, вместе с юношами и множеством пленных, числом более десяти тысяч, он поселяет на восточном склоне великой горы <Масис (Арарат)> до пределов (области) Голтн , а именно - в Тамбате, Оскиоле и Дажгуйнке, а также в других дастакертах, одним из которых является Вранджуник, (расположенных) вдоль реки <Аракс> до места, находящегося напротив крепости Нахчавана. (Отводит им) также три авана - Храм, Джугу и Хошакуник - по другую сторону реки, всю равнину от Ажданакана до той же крепости Нахчавана».
  • Эвлия Челеби. Книга путешествий. Земли Закавказья и сопредельных областей Малой Азии и Ирана.
  • Страбон. География, XI, XIV, 5
  • Анания Ширакаци. Армянская география
  • Robert H.Hewsen. Armenian Van/Vaspurakan / Richard G. Hovannisian. - Mazda Publishers, 2000. - С. 19.

    The large land of the Mardpetakan lay in the midst of these other principalities and probably comprised the districts of Mardastan, Bun (Main or Original) Mardastan, Chuash-rot, Tornavan, Arjishakovit, Khunghanovit, Aghand-rot, Krchunik, and, across Araxes River, the district of Nakhchavan. A royal land by the fourth century, the Mardpetakan may have been originally a part of Artaz. Its center was apparently the city of Nakhchavan (Greek: Naxouana or Apobaterion, the latter a translation of the Armenian folk etymology Nakhichevan «place of the descent »)

  • Cyril Toumanoff. States and Dynasties of Caucasia in the Formative Centuries. - 1963. - С. 169.

    The office of Grand Chamberlain was, moreover, conjoined with the dignity of mardpet, so that the terms hayrut’iwn (Grand Chamberlainship) and mardpetut’iwn (Mardpet-dom) became synonymous. The dignity in question was originally a gentilitial title which denoted the dynastic princes of the tribe of the Mardians. These represented a Caspio-Median or Ma(n)tianian-Mannaean enclave in Armenia, south of the Araxes and east of lake Van, with Mardastan, on the eastern shore of that lake, as their territory and as the nucleus of Mardpetakan, or the generality of the Mardpet’s dominions that stretched from Van to Atropatene.

  • Фавстос Бузанд. История, IV, 40
  • ARMENIA AND IRAN ii. The pre-Islamic period - статья из Encyclopædia Iranica . M. L. Chaumont

    Оригинальный текст (англ.)

    In 610 Heraclius, who may perhaps have been of Armenian origin, seized the throne at Constantinople. In 623 he began a stubborn campaign, indeed a veritable crusade, to reconquer Byzantine Armenia. After passing through Armenia by way of Karin, Dvin, and Naḵčevān, he entered Atropatene, where he destroyed the great fire-temple of Ādur Gušnāsp.

  • V. Minorsky . Studies in Caucasian History . - CUP Archive, 1953. - С. 34.
  • Всемирная история. Т. 3. - М., 1956. - С. 137.
  • История Востока. В 6 т. Т. 2. Восток в средние века. - М.: Восточная литература , 2002. - ISBN 5-02-017711-3
  • Lynn Jones. Between Islam and Byzantium: Aght"amar and the visual construction of medieval Armenian rulership. - Ashgate Publishing, 2007. - P. 65. - 144 p. - ISBN 0754638529 , ISBN 9780754638520 . :

    The catholicos promptly excommunicated Ashot, and the prince died one year later, in 904. Gagik Artsruni succeeded his brother as prince of Vaspuarakan. Smbat, unsure of Artsrunik" loyalty, took Nakhchavan from them and restored it to the prince of Siunik".

  • Ованес Драсханакертци . История Армении. Гл. 43 и прим.
  • Нахичеван
  • Ronald G. Suny, James Nichol, Darrell L. Slider. Armenia, Azerbaijan, and Georgia: Country Studies. p 88. ISBN 0-7881-2813-2 .
  • Аджа’иб ад-Дунйа. (Чудеса мира). / Пер. Л. П. Смирнова . - М. Наука; Восточная литература. 1993. - ISBN 5-02-016984-6

    Нахчуван. Это большой, благоустроенный город в Азербайджане, расположенный на возвышенности, сильно укреплён. В нём построено множество дворцов, замков и айванов. Рядом с городом на камнях выстроена цитадель. В крепости построены медресе, мечети и минареты, имеется приятный источник. Говорят, что нет на земле города благоустроеннее, чем этот. Все здания сделаны из жжёного кирпича и алебастра. Большая часть замков в три и четыре этажа, словно крепости. [Вокруг города] - приятные окрестности, проточная вода, много садов и лугов. Река Аракс течёт в пределах города; приятные фрукты. Говорят, нет во всем мире винограда лучше и полезнее нахчуванского.

    В августейшее время Илдегиза [город] достиг полного величия, [там] сделали царскую резиденцию и дом правления.

    [Как-то] передняя нога его (Илдегиза, - Л. С.) коня попала в какую-то щель. Он счёл это за хороший признак и сказал: «Здесь я построю дом!», - и сделал так.

    Жители [Нахчувана] - красивые и приятные по характеру, [придерживаются] суннитского и шафиитского толков. Они - [люди] отважные, борцы за веру, стрелки из лука, гостеприимны, красноречивы. Нахчуванцы могут говорить на всех языках, на их же языке говорить не умеет никто.

    Товары: китайской работы ткани, изящные покрывала, войлок, чуха, фута, миски, небольшие деревянные блюда, очень красиво расписанные, так что их развозят в качестве подарков по всему миру. Там попадаются также товары из Армении и Рума.

    Они знают добрые ремёсла и живут в [полном] благоденствии.

    Говорят, нет ни в одном месте кладбища, подобного нахчуванскому. Там на деревьях квакают лягушки, и это [одна] из диковин. Ни в городе, ни в деревне нет столько зданий, сколько на нахчуванском кладбище: [здесь] и мечети, и медресе, и мавзолеи, множество садов. На кладбище живут сторожа.

  • Peter Jackson, David Morgan //The mission of Friar William of Rubruck: his journey to the court of the Great Khan Möngke, 1253-1255 //Том 2,Часть 4,Выпуск 173 стр 265(312) Hakluyt Society, 1990 ISBN 0-904180-29-8 , 9780904180299

    It contained at one time eight hundred Armenian churches, but now there are no more than two tiny ones, as they have been demolished by the Saracens: in one of them I celebrated the Christmas feast.

  • Гильом де Рубрук. Путешествие в Восточные страны, гл. 51
  • Зодчество Азербайджана XII-XV вв. и его место в архитектуре Переднего Востока
  • James Stuart Olson, Lee Brigance Pappas, Nicholas Charles Pappas. An Ethnohistorical dictionary of the Russian and Soviet empires, p.44:

    Armenians were uprooted during these wars, and, in 1604, some 250,000 Armenians were forcibly transferred by Shah "Abbas to Iran. By the seventeenth century, the Armenian had become a minority in parts of their historic lands

  • Massoume Price. Iran’s diverse peoples: a reference sourcebook, p. 71:

    Primary sources estimate that between 1604 and 1605 some 250 to 300,000 Armenians were removed from Armenia for settlement in Iran.