Болезни Военный билет Призыв

Сам себе логопед — коррекция звукопроизношения. Сам себе логопед: упражнения для развития речи у детей

Чистота речи дошкольника - залог его будущих ученических побед. Не секрет, что дети, у которых есть проблемы с произношением звуков, хуже учатся. Кроме того, они более замкнутые, ведь общение, на которое им придется идти с ровесниками, отнимает у них слишком много сил.


Чтобы быть понятыми, таким деткам нужно постараться, а потому именно в 5-6 лет начинают формироваться комплексы, которые могут сопровождать человека всю оставшуюся жизнь. Помочь ребенку родители могут и сами, в домашних условиях.

В этом материале мы представим несколько самых эффективных логопедических занятий и методик развития речи для детей 5-6 лет.



Диагностика нарушений - когда ребенку нужна помощь?

Достаточно часто родители, которые замечают у своего малыша определенные коверканья слов и нечеткое произношение, ошибочно полагают, что с возрастом все наладится само собой.

В этом есть доля истины - речевой аппарат детей дошкольного возраста несовершенен, он находится в процессе становления. Ряд проблем с произношением звуков действительно детям удается «перерасти». Однако уповать на это безответственно, тем более, что не все дефекты речи корректируются с возрастом сами собой.

В 5-6 лет у ребенка могут наблюдаться различные нарушения, которые потребуют разного подхода и помощи разных специалистов:



Дислалия

При этом нарушении слух у ребенка не нарушен, выраженных проблем с речевым аппаратом не наблюдается, однако он неверно произносит согласные.

Наиболее часто дети путают звуки «Ш», «Ж», «Л», «Р». Ребенок может подменять звук в слове на похожий (гора-кора), может вообще пропускать звук, может произносить его неправильно - оглушать или озвончать.


Заикание

В дошкольном возрасте такой дефект встречается чаще всего. Он проявляется в остановке при произношении и затруднении дальнейшего произношения.

Причин, которые могут вызвать заикание множество - от неврологических проблем до психоэмоциональных нарушений. В 5-6 лет дефект речи очень выражен, его невозможно перепутать ни с чем другим.




Гнусавость

О таких дошколятах говорят, что они «гундосят». Порой бывает достаточно сложно понять, что именно говорит ребенок, поскольку произношение «в нос» коверкает даже простые звуки родного языка.

Довольно часто причина такого дефекта кроется в ЛОР-патологии , например, в заложенности носа из-за аденоидов. Однако и после лечения у отоларинголога ребенок может некоторое время продолжать говорить по привычке «в нос». Ему нужны развивающие логопедические занятия.


Недоразвитость речи

При нормальном развитии у ребенка в дошкольном возрасте не возникает затруднений с составлением предложений, даже длинных, в которых слова употребляются в разных падежах и склонениях.

При недоразвитости речи у ребенка возникают трудности с «увязкой» отдельных слов в большую логическую цепочку, а также имеются проблемы с окончаниями даже хорошо знакомых слов. Нередко это связано с тем, что родители и представители старшего поколения при общении с ребенком сами намеренно коверкали слова, употребляли много уменьшительно-ласкательных суффиксов (чашечка, тарелочка, ботиночек), а также «сюсюкали».


Задержка развития речи

Такое нарушение может быть обусловлено недостаточным общением со взрослыми, нехваткой развивающего общения, контакта со сверстниками, а также может являться последствием или симптомом неврологических нарушений, патологий центральной нервной системы.

Помимо домашних логопедических занятий, ребенку желательно посещать врача-невролога, специалиста по логопедии, принимать участие в групповых занятиях.


Домашние занятия на произношение звуков

Занятия дома имеют некоторые преимущества по сравнению с занятиями у логопеда в поликлинике. Дома ребенку все знакомо и понятно, нет необходимости стесняться незнакомых людей. В игровой форме домашние занятия дают нисколько не меньшие результаты, чем коррекция в кабинете профессионального логопеда.

Дефекты речи в современном мире у детей встречаются, к сожалению, чаще, чем во времена детства их родителей. Дело в обилии информации, которая во многом заменяет детям с самого раннего возраста потребность в общении.

Вместо игры с другом или подругой на площадке дети предпочитают проводить свободное от садика время в интернете, играя с планшетом или компьютером, просматривая многочисленные мультфильмы по телевизору. Все это никак не способствует развитию речи.




В домашних условиях родители могут совмещать логопедические занятия с подготовкой к школе. Сделать это достаточно просто, достаточно сочетать упражнения на произношение звуков и слогов с играми, тренирующими память, запоминанием стишков и прозы, усвоением новой информации об окружающем малыша мире.

Развитие мелкой моторики при обучении рисованию и письму также способствует совершенствованию речевого аппарата.

Занятия в домашних условиях – это не только развивающие игры и упражнения для коррекции дефектов речи, но и приятное общение и взаимодействие между ребенком и взрослыми. Оно, несомненно, пойдет на пользу всем участникам этого процесса.



Упражнения и игры для развития речи дома

Подготовить ручки ребенка к письму, а заодно улучшить работу его речевого аппарата помогут пальчиковые игры. Для них можно использовать готовые наборы пальчиковых персонажей - героев любимых сказок.

Можно сочинять на ходу собственные сказки и истории, и это поможет ребенку развивать еще и фантазию. Хорошо, если представление «на пальцах» будет сопровождаться разученными стихами с элементами чистоговорок.



Чистоговорки лучше выбирать не только на проблемный звук, который не очень получается произносить у ребенка, но и на остальные сложные звуки тоже. Например, если у малыша проблемы с шипящими или звуком «Л», стоит выбирать чистоговорки, которые потребуют от малыша точного произношения именно этих звуков:

А у нас переполох - вырос чертополох,

Чтоб унять переполох, пропололи чертополох!

При проблемах со звуком «С» подойдет такая чистоговорка:

Су-су, су-су-су, так живет сова в лесу.

Мы с сестрой сове в лесу приносили колбасу.



Са-са-са, са-са-са, прилетала к нам оса,

Прибегала к нам лиса, побывала стрекоза.

При проблемах с произношением звука «Р» поможет такой стишок:

Ра-ра-ра, нам домой уже пора,

Ру-ру-ру, нарисуем кенгуру,

Ро-ро-ро, дождик капает в ведро,

Ры-ры-ры, тигры прыгали с горы.



Сочинять чистоговорки можно и самостоятельно, главное при этом - поставить проблемный звук в начало и конец фразы таким образом, чтобы не было возможности подменить его на созвучный иной звук или опустить его совсем. Это совсем не сложно.

Самый удачный пример чистоговорки был известен еще нашим бабушкам и прабабушкам. Это всем знакомые «люли-люли»:

Люли-люли-люли, прилетали гули,

Гулюшки-гули, милые лапули,

Ой люли-люли-люли, мы венок для них сплели.

Отличным логопедическим эффектом обладают многие «народные» стишки – «Гуси-гуси, га-га-га» и другие, которые всем знакомы с самого детства.



Построить занятие можно по следующей схеме:

  • Ритмичные движения в такт песенке или чистоговорке. Предложите ребенку походить по кругу, шагая исключительно в такт стихотворению. Потом шаги можно сменить на небольшие прыжки в такт.
  • Дыхательная гимнастика. После активной пятиминутки предложите дошкольнику глубоко подышать. При этом вдох он должен делать через нос, а выдыхать через рот тонкой струйкой.
  • Эмоциональные «раскраски». После дыхательной гимнастики попросите ребенка повторить чистоговорку с эмоциональным окрасом. Пусть мимикой и жестами показывает лису, сову, осу, гусей и т. д. Помогите ребенку, придумайте смешные образы, которые ему понравится пародировать.



  • Песни. А теперь стишки и чистоговорки можно пропеть. Если их не получается положить даже на простую музыку, как это делали наши прабабушки, напевая у колыбели «Люли-люли-гули», то можно специально разучить песенку-чистоговорку. Такие песенки можно найти на многочисленных видео-уроках логопедических занятий в интернете.
  • Следующим этапом могут стать пальчиковые игры. Попросите ребенка проговорить чистоговорку или стишок еще раз и продемонстрировать ее сюжет на пальцах (указательный и средний, поставленные на подушечки, могут изобразить идущего человека, а взмахи сложенных крест-накрест ладоней демонстрируют махи крыльев гусей и т. д.



  • После вышеуказанных упражнений можно перейти к более спокойным занятиям - логическим и познавательным. Разложите на столе перед дошкольником картинки с изображениями животных и насекомых, которые употреблялись в стишках. Попросите показать и назвать тех, у которых в названии есть звук «Р» (рыба, рак, ворона), а затем попросите показать и назвать тех, в чьих названиях нет «З» (собака, сова, кот). Это упражнение поможет ребенку быстрее освоить чтение.
  • В конце занятия попросите ребенка повторять за вами новое стихотворение и отдельные слова. Проделайте это несколько раз, отчетливо, не забывая хвалить ребенка. Следующее занятие стоит начать именно с этого, нового для дошкольника стишка или чистоговорки.




Постепенно вводите в оборот и скороговорки («Шит колпак не по – колпаковски, лит колокол не по-колоколовски», «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «На дворе трава, на траве дрова» и т. д.).

Артикуляционная гимнастика и тренировка произношения

Сделайте специальную гимнастику для речевого аппарата ребенка ежедневной. С нее лучше всего начинать очередное занятие. Она позволит подготовить мышцы, связки, язык и губы к произношению трудных для дошкольника звуков.

Гимнастика направлена на тренировку жевательных, глотательных и мимических мышц, именно они солидарно участвуют в процессе произношения, делают речь разборчивой и понятной.

В процессе произношения участвуют не только губы и язык, но и органы дыхания, грудная клетка, плечи, голосовые связки. Учитывайте это во время проведения гимнастики и старайтесь задействовать все составляющие голосообразования в равной мере.




Гимнастику следует делать сидя, в день желательно проводить 2-3 занятия, при этом на каждое стоит отвести не более 5 минут, за это время ребенок должен выполнить 2-3 упражнения из комплекса.

Предварительно родителям придется освоить все упражнения самостоятельно, чтобы уметь показать дошкольнику и добиться четкого и чистого исполнения. Для развития губ стоит проводить простые упражнения, такие, как удерживание губ в улыбке, при этом зубки должны быть полностью закрытыми.

Начать стоит с 30 секунд и постепенно удерживать улыбку 1-2 минуты. Также эффективно развивает артикуляцию складывание губ трубочкой. Принцип тот же - сначала трубочку из губ следует удерживать 20-30 секунд, но постепенно продолжительность упражнения увеличивается.

Немного сложнее будет даваться складывание губ в бублик, при этом зубки плотно смыкаются, а губы вытягиваются трубочкой, но размыкаются, поэтому можно увидеть зубки. Постепенно задания усложняют и добавляют движение, которое должно придать подвижность губам. Так, губы в трубочке можно двигать по кругу, влево и вправо, вверх и вниз, изображая хобот слона или пятачок поросенка.




Вытянутые губы, сложенные как у рыбки, смыкают и размыкают. Так получается занимательная беседа рыб на дне моря. А если выдыхать через рот, заставляя губы от воздушного потока вибрировать, то получится очень смешная сердитая лошадка, которая фыркает совсем как настоящая.

Укрепить губки ребенка поможет очень веселая игра, при которой малышу нужно зажатым между губами карандашом нарисовать в воздухе что-то. Задача взрослого - отгадать то, что изобразил ребенок.

Для тренировки щек можно поиграть в воздушные шарики, надувая щеки и удерживая их в таком состоянии как можно дольше. При этом можно делать смешные рожицы. Если надувать по очереди правую, а затем левую щечку, то получится хомячок, а если втянуть обе щеки внутрь ротовой полости и удерживать их в таком положении, получится голодный и смешной суслик.

Людмила Чистякова
Логопедический тренинг «Сам себе логопед»

Все дети индивидуальны, и некоторые, в силу различных причин, неправильно произносят звуки родного языка, и это приобретает силу привычки. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которые довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществляя постоянный контроль за собственной речью и речью окружающих.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой :

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда .

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед : их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем- и детям, и взрослым- научиться говорить правильно, четко и красиво.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы.

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Публикации по теме:

Устный журнал «Помоги себе сам» (духовно – нравственное воспитание, развитие эмоционально – волевой сферы детей 6 -7 лет) Цель: учить.

Деловая игра с педагогами «Я здоровье берегу-сам себе я помогу» Деловая игра с педагогами на тему: «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» «Здоровье – наш бесценный дар! Его все ценят – млад и стар».

День здоровья. «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» Сценарий спортивно-музыкального праздника для детей старшего дошкольного возраста «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» Инструктор по.

Конспект НОД «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» Цель: Формирование навыков здорового образа жизни. Программное содержание: Дать детям представление о том, что соблюдение.

Летний оздоровительный проект «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» Наш девиз: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»Разработала: Воспитатель группы №12 – Красноруцкая Марина Александровна. Проблема: Что.

Педагогический проект «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу» Педагогический проект на тему: «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу». Воспитатели: Ахметшина Алсу Асхадулловна Миннибаева Альфия Абдуллаевна.

Развлечение для малышей «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» Развлечение для малышей. Тема: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Цели. Укреплять физическое и психическое здоровье детей через улучшение.

Сюжетно-ролевая игра «Сам себе режиссер» Пояснительная записка к сюжетно-ролевой игре тема: «Сам себе режиссер». Не секрет, что современные родители, мало читают детям книги, предпочитая.

Первый звуки, которые начинает произносить малыш, очень радуют родителей. Но со временем может случиться так, что ребенок плохо выговаривает несколько букв, и со временем улучшения не наступает. В этом случае можно обратиться к логопеду, а можно заниматься самостоятельно дома с ребенком.

Итак, логопедические занятия можно разделить на 4 большие группы:

  • Игры, способствующие развитию мелкой моторики.
  • Лицевая гимнастика.
  • Игры, развивающие слух и подражание звукам.
  • Обучение новым словам, выучивание стихов.

Одним из главных условий таких занятий является заинтересованность ребенка. Ни в коем случае не стоит заставлять малыша выполнять какие-то упражнения. Важно, чтобы ребенку было интересно. Для этого большинство занятий важно проводить в игровой форме.

Полезные советы

  • Первое занятие может быть коротким - буквально 3-5 минут. Далее необходимо постепенно увеличивать время до 25 минут.
  • Занятия должны приносить ребенку удовольствие.
  • Лучше всего выполнять упражнения часто и понемногу - это способствует формированию навыка у малыша.
  • Будьте в хорошем настроении. Если у ребенка плохо что-то получается, не стоит его ругать или быть строгой - посмейтесь, пошутите, предложите выяснить, почему язык вдруг стал таким непослушным.

Мелкая моторика

Пальчиковые игры способствуют развитию речи, ведь существует прямая связь между пальцами и центром речи. Поэтому давайте ребенку трогать больше предметов разных размеров и текстуры.

Лицевая гимнастика

Это упражнения, предназначенные для языка и губ, тренировка которых способствует развитию речи. Для этого необходимо использовать зеркало, чтобы ребенок мог видеть свои движения. Существует масса упражнений, которые уже зарекомендовали себя как действенные средства для развития детской речи. Найти их можно в свободном доступе или попросить помощи у логопеда.

Подражание звукам

Умение распознавать источники звуков - важный навык, который необходимо поддерживать. Для этого можно использовать разнообразные игры. Например, за ширмой поставить несколько предметов из разных материалов - дерева, стекла, металла и постукивать по ним, предлагая ребенку угадать - какой предмет издает этот звук.

Стихи и скороговорки

Запоминание и рассказывание стихов и скороговорок положительно влияет не только на речь, но и на память. Это способствует пополнению словарного запаса. Поэтому старайтесь учить с ребенком побольше разных стишков, скороговорок и прибауток.

Дети, как губки, впитывают в себя окружающие звуки. Они попугайничают и, подобно лесному дрозду, пытаются имитировать слова, которые слышат. Так мы все учимся говорить - сначала слышим, потом воспроизводим.

В детстве я совершенно не выговаривала звук [Р]. Проблема большинства детей, не так ли? Ведь этот звук - один из самых сложных в произношении - причем не только для французов.

Тогда мне очень помогли стихи на имитацию нужного звука. Настоящий взрывной [Р] наконец-то был получен. Собственный детский опыт подтолкнул меня к сочинению стихов, где каждое слово имело бы в своем составе труднопроизносимый звук.

Правильный старт

Подобную тактику применяют на своих занятиях логопеды. Правда, сначала специалисты проводят с детьми артикуляционную гимнастику (движение губ), затем проговаривание отдельных звуков и только потом чтение слоговых рядов (кра-кро-кри) и слов. Чтение стихотворений с повторяющимся звуком - это последняя стадия закрепления.

Крохам и дошколятам

Маленьким деткам любимого Корнеем Чуковским возраста (от 2 до 5 лет) подойдут такие же маленькие стихотворения - в две-пять строчек. Конечно, все зависит от подготовленности ребенка. Ведь некоторые дети уже в 2 года могут «заболтать» взрослого.

ТИГР
Стишок-рычалка развивает звук [р]

Грозный и огромный тигр -
Мастер он звериных игр.
На траву вдруг резко прыг -
И издал свирепый рык.
Но я тигру пригрожу,
Громче тигра зарычу.
Ррррррррр!

ТРАКТОР ТРИЖДЫ ЗАТРЕЩАЛ
Скороговорка для развития произношения дифтонга [тр]

Трактор трижды затрещал -
И прицеп затрепетал.
Громко тарахтел мотор,
Словно ротор-метеор.

ПРИГЛАШУ Я ЛУЧШЕ ГЛАШУ
Стишок-шипелка развивает произношение звука [ш]

Приглашу я лучше Глашу,
чтобы вместе скушать кашу.
Наша каша будет краше
со стаканом простокваши.

Помощь школе

Длинные стихи - более сложный уровень. Они могут использоваться для детей, уже умеющих говорить, но все еще коверкающих слова. Это подготовка к школе. В любом случае, подобные стихотворения так же неплохо чеканят дикцию взрослого человека. Так что на досуге оказывается полезным выучить один такой вирш наизусть и прочесть.

ЖАДНЫЙ ЖУК

Жёлтый жук нёс старый жёлудь.
Жёлудь очень был тяжёлый.
Жёлтый жук был жутко жадным,
Даже листик было жалко.
Жук свой путь держал под гору,
Жёлудь же терял опору.
Жук сердито гнал всех прочь,
Кто желал ему помочь.
Жёлудь вдруг с жука свалился,
С горки живо укатился.
Жук теперь вздыхает сложно.
Жёлудь он сжевать не сможет.

ПЧЕЛКА
Стишок-жужжалка развивает произношение звука [ж]

С медом коржик я сжую,
И про пчелку расскажу.
Пчелка в улее живет
И нам жалует свой мед.
Пчелку надо уважать
И никак не обижать.
Есть у пчелки тоже жало.
Обижать же пчелку жалко.
Потому я с ней дружу
И, как пчелка, все жужжу.

МОХНАТЫЙ МИШКА
Стишок-шумелка для развития произношения шумного звука [ш]

В школу шел мохнатый мишка.
У него под мышкой книжка.
Мишка шумным был мальчишкой,
Забиякой и врунишкой.

И грустила мама мишки,
Что шалит ее сынишка.
Но любил он маму слишком -
Обижать ее не вышло.

Стал хорошим и послушным,
Собирал свои игрушки.
И теперь поет кукушка,
Что он лучший на опушке.

ПОЧЕМУЧКА
Стишок развивает произношение звука [ч]

Почемучка, между прочим,
Почемучать любит очень.
Почемучает он маму,
Почемучает упрямо.
- Почему?! - вопит он звучно. -
Колет пальчики колючка?
Почему на небе тучка?
Почему у деда внучка?
Почему я Почемучка?!!!
Маме с папой будет взбучка -
Не отстанет Почемучка.

Уважаемые читатели! У вашего малыша были проблемы с произношением букв Р, Ж, Ч, Ш и др.? Вы прибегали к помощи логопедов? Ждем ваши комментарии!

«Сам себе логопед»

С каждым годом в России отмечается все большее количество детей, имеющих речевые расстройства. Многие родители задаются вопросом как же предупредить у ребенка нарушения звукопроизношения или в целом речи, и что делать, если он уже плохо говорит? Ниже будут приведены некоторые данные, которые помогут ответить на эти вопросы, а также будут представлены рекомендации в помощь родителям.

Начнем сначала и поговорим о времени появления звуков при нормальном ходе речевого развития детей. Итак, гласные «а», «о», «э» и так называемые губно-губные согласные «б», «п», «м» появляются в норме у ребенка в возрасте 1-2 лет. Гласные «и», «ы», «у» и согласные «в», «ф», «т», «д», «н», «г», «к», «х», «й» следует ожидать в 2-3 года. Свистящие звуки («с», «з», «ц») должны появиться к трем годам, шипящие звуки («ш», «ж», «щ», «ч») к четырем годам. Звуки «л» и «р» появляются, как правило, последними, поскольку они наиболее сложные для произношения, их следует ждать к пяти годам. Итак, следует вывод, что к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.

Каким же образом будет звучать неправильное произношение звуков? Внешне дефекты звукопроизношения могут выражаться в одном из таких вариантов.

  1. Полное отсутствие в речи того или иного звука: «ама» вместо «рама».
  2. Замена одного звука в речи другим: «лама» или «йама» вместо «рама».
  3. Искаженное произношение звука (например, картавое «р»).
  4. Смешение двух правильно произносимых звуков (ребенок говорит то «шапка», то «сапка», постоянно путая звуки «с» и «ш» в своей речи).

К причинам нарушения произношения звуков могут быть отнесены следующие: слабость мышц челюстно-лицевой мускулатуры, слабость губ и языка, укороченная подъязычная связка, неправильный прикус. Также к неблагоприятным факторам и следует отнести неправильную речь окружающих людей ребенка, отсутствие должного внимания и малочисленное общение матери с ребенком.

Каков же должен быть примерный объем слов в лексиконе вашего малыша. Следует заранее оговориться, что каждый ребенок проходит свой путь речевого развития. Часто бывает так, что ребенок сначала мало произносит слов, а затем наступает так называемый специалистами по детской речи «лексический взрыв» и ребенка уже не остановить. Итак, о словарном запасе как таковом можно говорить уже в год. Мы не будем сейчас останавливаться на более раннем речевом развитии, только отметим, что первый крик, этапы гуления и лепета играют немаловажную роль в развитии ребенка. В данном случае необходимую информацию вы сможете почерпнуть на консультации у педиатра, а также при чтении специальной литературы. Итак, в год в словаре малыша будет примерно 10-15 осознанно произносимых слов («мама», «папа», «баба», «дай», «би-би», «ав-ав» и т.п.). В два года в различных источниках информация варьирует от 50 слов минимально, до 300 слов, в этом возрасте и происходит употребленный нами ранее термин «лексический взрыв», после чего в речи детей рост слов приобретает стремительный характер. В три года уже 500-1000 слов, к четырехлетнему возрасту словарь возрастает до 1500-2000 слов. В пять лет 3000 слов. И, наконец, в шесть лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, его словарный запас варьирует от 4000 слов и более, а также дошкольник владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной. Готовимся к школе!

Теперь поговорим о том, что же следует предпринять, если все же речевое развитие ребенка отстает от нормы или у вас есть какие-то сомнения по поводу речи вашего малыша. Многие родители считают, что не следует вмешиваться в процесс формирования речи, что ребенок подрастет и у него «все само собой исправится», он сам научится говорить. «Нас же никто не учил, - говорят они, - и логопедов никаких не было, и ничего, научились, и они научатся». Это ошибочное мнение! Ни в коем случае не пускайте все на самотек, если вы заподозрили неладное в речевом развитии своего ребенка, лучше перестраховаться и обратиться к специалисту, который возможно развеет ваши сомнения и скажет, что у вашего малыша все в порядке, или даст необходимые рекомендации, которые помогут вовремя скорректировать процесс формирования речи.

Кто же тот специалист, который сможет вам помочь, и в чем будет заключаться его помощь? Вообще термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) – и в переводе означает «воспитание правильной речи». Поэтому тот специалист, который вам будет необходим - это логопед, или, по своей сути, учитель речи. Логопед должен уметь распознавать речевые нарушения, владеть приемами и методами их устранения, специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку, как в дошкольном, так и в школьном возрасте.

Кабинет логопеда может быть закреплен при детской поликлинике, либо он находится в коррекционном дошкольном учреждении. Также такой специалист может работать при школе (как коррекционной, так и массовой), в детском доме, в лечебном санатории, речевом или психоневрологическом диспансерах.

В том случае, если особых причин для волнения нет, и вы хотите ускорить развитие речи вашего малыша, то вам стоит прибегнуть к нашим несложным советам. Очень просто, даже в быту, выполнять различные упражнения в игровой форме (вы с ребенком можете сами придумывать названия игр).

Итак, для развития дыхания предлагайте ребенку сдувать ватный шарик, карандаш, кусочек бумаги со стола (при этом голова ребенка должна находиться на уровне стола, не следует наклонять ее вниз). Устройте эстафету «Кто задует дальше».

С той же целью можно использовать и покупные игрушки, такие как свистки, дудочки, надувные шары и всеми малышами любимые мыльные пузыри. Проявите фантазию и сами сделайте поделки, например, картонную свечу с фитильком из тонкой полоски бумаги, вертушку, бабочку или рыбку на нитке и т.д.

С целью развития длины выдыхаемой струи воздуха, можно предлагать ребенку дуть в духовые музыкальные инструменты под счет, увеличивая постепенно количество секунд.

Для развития мышц челюсти не бойтесь давать ребенку жевать сухари и целые овощи, фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.

Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую, втягивать щеки. Очень полезным в данном случае является облизывание тарелки с кашей, слизывание языком меда или варенья с губ.

Учеными доказано, что в коре головного мозга речевые центры находятся рядом с центрами, отвечающими за движения рук. Поэтому не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками, что будет способствовать в некоторой степени и развитию речи. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Одевает и раздевает кукол. Вы можете сами изготавливать различные изделия, которые помогут развить мелкую моторику вашего малыша, например, нашить на кусок ткани крючки, пуговицы.

Очень интересным и полезным занятием является рисование на различных крупах или на песке, выкладывание из фасоли, гороха, больших и маленьких пуговиц, камней и любого другого твердого материала различных фигур.

Большую роль в обогащении словарного запаса и связной речи детей играет книжная литература. Поэтому больше читайте ребенку, задавайте вопросы по прочитанному, обсуждайте вместе, что понравилось или не понравилось в сказке. Пусть малыш примет на себя роль взрослого и сам учится задавать вопросы по книге.

Если у вас мало времени и много домашних забот, то рассматривание окружающей природы во время возвращения домой по пути из детского сада, обсуждение погодных изменений, а также беседа о том, что сегодня ребенок нового узнал в детском саду, уже будут способствовать речевому развитию малыша, а также позволят ему установить более тесные и доверчивые отношения с родителями.

Как говорил знаменитый педагог А.С. Макаренко: «Дети – цветы нашей жизни». Поэтому, уважаемые родители, ваша величайшая роль состоит в том, чтобы способствовать развитию и, в конечном счете, «превращению маленьких бутончиков в прекрасные цветы».

Учитель-логопед,

магистр педагогических наук

Вдовина И.А.