Болезни Военный билет Призыв

С помощью каких способов образуются наречия 7. Как опознать наречие

По своему значению, употреблению и образованию наречия соотносимы с другими словами в языке. Прежде всего, соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования.

Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счет других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи.

Примеры: наземь, набок, вверху, домой, летом – соотносительны с именами существительными, сохраняют связь со значением предметности. / дважды, вдвое, по пятеро, на троих, вдвоём – соотносительны с именами числительными, сохраняют связь со значением числа. / тепло, красиво, смело, высоко – соотносительны с именами прилагательными, сохраняют связь со значением признака. / по-моему, по-вашему – соотносительны с местоимениями. / глядя, нехотя, шутя, лёжа – соотносительны с глаголами, сохраняют связь со значением действия.

Процесс образования наречий длительный, и поэтому по времени образования наречия не совпадают.

Как наиболее архаическая выделяется группа местоименных наречий, они утратили в современном языке живую связь с местоимениями и утратили морфологическую делимость: здесь, там, куда, тогда, когда, как, так.

В современном языке наречия образуются различными путями.

Наиболее характерными из них являются следующие:

1) Отрыв одной из именных форм от системы словоизменения с одновременным переосмыслением её на основе новой функции слова: летом, зимой, днём, вечером – застывшие формы Творительного падежа, которые употребляются при глаголе.

2) Слияние предлогов с различными частями речи с одновременным переосмыслением падежных форм и превращением их (вместе с предлогами) в отдельные слова: вбок, вверху, книзу, втайне, врассыпную, набело, вдвое.

3) Повторение слова: а) с прибавлением предлога-приставки на- к форме наречия: сухо-насухо, крепко-накрепко, скоро-наскоро;

б) может быть прибавление разных падежных форм одного и того же слова:

давным-давно, черным-черно, дурак дураком;

в) может быть повторение синонимических форм: подобру-поздорову, шиворот-навыворот, нежданно-негаданно;

4) Переосмысление деепричастий путём потери видо-временных и залоговых значений: сидя, лёжа, немедля, нехотя, шутя;

5) Суффиксальное образование наречий: широко, певуче, дружески, угрожающе, дважды, трижды.

Наречия, образованные от имен существительных. Среди наречий, образованных от имен существительных, выделяются беспредложные и предложные.

Беспредложные. Это наиболее продуктивная группа, представляющая собой застывшие формы творительного падежа единственного числа: шагом, бегом, кубарем, украдкой.

Эти формы могут отличаться от имен существительных ударением:

Верхо′м (наречие) – ве′рхом (имя существительное).

Круго′м (наречие) – кру′гом (имя существительное)

Наречия сейчас, сегодня, тотчас образованы путём сочетания указательных местоимений с формами винительного и родительного падежа имени существительного.

Предложные образования представляют собой застывшие сочетания различных предлогов и форм косвенных падежей имен существительных.

Пример: - предлоги С, ИЗ, ДО, ОТ, БЕЗ, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА + форма родительного падежа: сбоку, исстари, довеку, отроду, без отказа, исподнизу, из-за границы;

Предлоги К, ПО + форма дательного падежа: книзу, кряду, побоку, позади;

Предлоги В, НА, ЗА, ПОД, ПРО, ПО, О, ЧЕРЕЗ + форма винительного падежа: вбок, на вид, под силу, оземь, про запас, поверх, чересчур;

Предлоги ЗА, ПОД, С + форма творительного падежа: замужем, под боком, с прохладцей;

Предлоги В, НА + форма предложного падежа: внизу, наверху, наяву

Те же самые предлоги + формы множественного числа: вдребезги, в ногах, в сердцах.

2) Наречия, образованные от имен числительных. Они сравнительно немногочисленны.

От количественных образуются:

а) при помощи суффикса –жды: дважды, четырежды, трижды;

б) застывшая форма творительного падежа: пятью, шестью;

в) числительное един в предложном падеже + на-: наедине;

От порядковых: формы родительного и винительного падежей + приставки:

впервые, сперва;

От собирательных:

а) формы винительного падежа + приставки в-, на-: вдвое, надвое, натрое;

б) архаическая форма предложного падежа + в-: вдвоём, втроём.

в) формы родительного падежа + приставка на-: на двоих, на троих.

3) Наречия, образованные от имен прилагательных и причастий. Это наиболее продуктивная группа:

От качественных прилагательных с помощью суффиксов –о, -е: плохо, холодно, искренне, похоже, легко;

От относительных прилагательных с помощью суффиксов –н- + -о, -е и путём одновременного прибавления приставки по-: поминутно, посекундно, посотенно;

От относительных прилагательных с помощью суффиксов –н- + -о, -е, но без приставки по-: сдельно, ежечасно;

От относительных прилагательных на –ский, -цкий. –ический с помощью суффикса –и (может быть как с одновременным прибавлением приставки по-, так и без прибавления приставки по-): по-немецки, по-гречески, по-свински, геройски, братски, иронически;

От притяжательных прилагательных на –ий с помощью суффикса –ьи и приставки по-: по-бабьи, по-человечьи, по-заячьи;

От косвенных падежей полных и кратких форм имен прилагательных путем прибавления различных предлогов-приставок: навечно, набело, налегке, заживо, докрасна, врассыпную, наудалую;

От адъективированных действительных причастий настоящего времени с помощью суффикса –е: угрожающе, вызывающе, умоляюще;

От страдательных причастий прошедшего времени с помощью суффикса –о:

взволнованно, организованно, сплоченно.

4) Наречия, образованные от глаголов. Наречия глагольного образования представляют собой сравнительно немногочисленную группу. Происходят они, как правило, от деепричастий. Такие наречия можно разделить на три группы:

а) наречия с суффиксами -а(-я): нехотя, лёжа, сидя, не шутя, молча, загодя, походя.

Некоторые такие наречия отличаются от деепричастий местом ударения: не′хотя (наречие) – не хотя′ (деепричастие); мо′лча (наречие) – молча′ (деепричастие).

б) наречия с суффиксами –учи(-ючи): играючи, припеваючи, умеючи;

в) наречия на –мя в сочетании с однокоренными глаголами: ревмя ревёт, кишмя кишит, ливмя льёт.

Такие наречия используются для усиления значений глаголов: Слёзы лились ливмя на застилавшую его салфетку (Г.).

Наречия из личных форм глагола и инфинитива почти не образуются. Исключение составляет наречие почти (форма повелительного наклонения глагола почесть) и чуть (утраченная неопределённая форма глагола чути – знать).

5) Наречия, образованные от местоимений.

Среди наречий местоименного происхождения выделяются:

Наречия древнего происхождения, утратившие в современном языке живые связи с местоименными словами: где, куда, откуда, когда, как, иногда, везде;

Наречия, этимологически восходящие к косвенным падежам местоимений тот, что, но не утратившие живых словообразовательных связей с ними: потому, отчего, ни за что, нипочем, ни при чем, почему;

Наречия, образованные от притяжательных местоимений в дательном падеже с приставкой по-: по-моему, по-твоему, по-вашему.

    Тип урока : комбинированный

    Оборудование

    Ход урока:

    1. Организационный момент:

    Приветствие;

    Психологический настрой;

    1. Лингвистическая разминка.
    1. Актуализация знаний.
    1. (дид.материал):

    Что обозначает наречие?

    Необходимо Отвечать только да или нет.

    1.Наречие - это самостоятельная часть речи.(да)

    2.Наречие - это служебная часть речи.(нет)

    Кто? что? какой? что делать? (нет)

    Где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? (да)

    (коллективная проверка)

    1. :

    Задания:

    (Утром - когда? - наречие времени; повсюду - где? - наречие места) .

    (коллективная проверка)

    1. Развитие речи .

    (Ответы учащихся)

    Разноуровневые задания:

______ (когда где как ?) и слепит глаза. _____ (где ?) виднеется лес. _____ (когда ?) природа отдыхает.

Слова для справок:

2 уровень: дополнить словосочетания подходящими по смыслу наречиями, составить и записать с ними предложения.

Солнце светит (как ?), снежинки падают (как ?), (когда ?) кататься на лыжах, (где ?) в небе проплывают, (откуда ?) видны следы.

3 уровень:

Игра «Четвертый лишний»

(самопроверка по ключу)

  1. Физминутка

влево, вправо, вверх, вниз.

  1. Изучение нового материала.
  1. . Устный опрос класса:

(приставка, суффикс)

а) приставки (приставочный );

б) суффикса (суффиксальный );

приставочно-суффиксальный );

  1. Изучение материала учебника (жужжащее чтение), по заданному началу:

Образование наречий

ОТ ЧЕГО:

СПОСОБЫ образования:

  • приставочный
  • суффиксальный
  • приставочно-суффиксальный
  • сложение основ
  • сложение синонимов
  1. Заполнение таблицы примерами

Трусливо (наречие образовано от прилагательного трусливый суффиксальным способом )

Сгоряча (наречие образовано от прилагательного горячий ).

  1. Закрепление .
  1. упр. 237 стр. 111.

  • Рукой подать - близко
  • У черта на куличках - далеко
  • Как снег на голову - неожиданно
  • Жить душа в душу - дружно, мирно
  • Пальчики оближешь - вкусно

  1. . (устно)
  1. Рефлексия.
  1. Домашнее задание: пар.30, прочитать правило, упр. 230, 239
  1. Итоги урока, оценивание.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Образование наречий" в 7 классе »

Тема: Образование наречий

Цели :

    знать способы и модели образования наречий в русском языке; уметь определять способ образования наречий;

    развивать навыки морфемного разбора слов;

    развивать орфографическую зоркость, культуру речи учащихся;

    воспитывать интерес к слову и русскому языку в целом.

Тип урока : комбинированный

Оборудование : дидактические материалы, орфографический словарь, этимологический словарь, интерактивная доска.

Ход урока:

    Организационный момент:

Приветствие;

Проверка готовность класса к уроку;

Психологический настрой;

Сообщение темы и цели урока.

    Лингвистическая разминка.

Сканворд «Наречие». Найти «спрятанные» в клетках наречия.

    Актуализация знаний.

    Работа по теоретическим вопросам (дид.материал):

Какой частью речи является наречие?

Что обозначает наречие?

На какие вопросы оно отвечает?

Какая часть слова у наречия отсутствует? Почему?

Каким членом предложения является наречие?

(взаимопроверка в виде интервью)

Для слабоуспевающего ученика - перфокарты с вариантами ответов «да» или «нет»:

Необходимо Отвечать только да или нет.

1.Наречие – это самостоятельная часть речи.(да)

2.Наречие – это служебная часть речи.(нет)

3. Наречие изменяется по родам, числам, падежам, временам.(нет)

4. Наречие не имеет окончания. (да)

5. Наречие отвечает на вопросы кто? что? какой? что делать? (нет)

6. Наречие отвечает на вопросы (да)

(коллективная проверка)

    Синтаксический разбор предложения :

А утром, сверкая и переливаясь на солнце, повсюду лежало белоснежное покрывало зимы.

Запись предложения под диктовку, самостоятельное определение членов предложения с последующей проверкой (1 ученик у доски).

Задания:

Объяснить расстановку знаков препинания. (Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми)

Найти наречия, определить их разряд по значению. (Утром – когда? – наречие времени; повсюду – где? – наречие места) .

Найти художественное определение, т.е. эпитет. Что означает это выражение? (Белоснежное покрывало = снег)

(коллективная проверка)

    Развитие речи .

Составление предложений с наречиями. Подбор подходящих по смыслу наречий.

Какие ассоциации у вас возникают при слове «снег»? (Ответы учащихся)

Разноуровневые задания:

______ (когда ?) наступила долгожданная зима. _____ (где ?) лежит пушистый снег. Солнце светит ______ (как ?) и слепит глаза. _____ (где ?) виднеется лес. _____ (когда ?) природа отдыхает.

Слова для справок: наконец, повсюду, ярко, вдали, зимой.

2 уровень: дополнить словосочетания подходящими по смыслу наречиями, составить и записать с ними предложения.

Солнце светит (как ?), снежинки падают (как ?), (когда ?) кататься на лыжах, (где ?) в небе проплывают, (откуда ?) видны следы.

3 уровень:

Составить текст о зиме из 5-6 предложений, используя разные по значению наречия.

(контроль учителем высказываний учащихся)

    Повторение правописания наречий.

Игра «Четвертый лишний»

1.Слев…, добел…, нагол…, издалек… .

2.Вскач…, замуж…, навзнич…, наотмаш… .

3.Кишмя (кишит), (во) вторых, (кое) где, (давным) давно.

Какое слово в каждом ряду является лишним? Объяснить, почему?

(самопроверка по ключу)

    Физминутка

Выполнить движения глаз, плечевого сустава, торса, изображая их наречиями влево, вправо, вверх, вниз.

    Изучение нового материала.

    Повторение сведений по словообразованию . Устный опрос класса:

Какие части морфемы (части слова) выделяются в словах? (приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова)

Какие из них служат для образования новых слов? (приставка, суффикс)

Назовите способ образования новых слов при помощи:

а) приставки (приставочный );

б) суффикса (суффиксальный );

в) приставки и суффикса вместе (приставочно-суффиксальный );

От каких частей речи могут образовываться наречия (от знаменательных частей речи)

Сообщение темы урока, запись в тетрадях

    Изучение материала учебника (жужжащее чтение), составление опорной схемы-таблицы по заданному началу:

Образование наречий

ОТ ЧЕГО: (от прилагательных, существительных, глаголов, числительных, местоимений, самих наречий)

СПОСОБЫ образования:

    приставочный

    суффиксальный

    приставочно-суффиксальный

    сложение основ

    сложение синонимов

    Заполнение таблицы примерами . Тренировочное упражнение 228 стр. 108.

Определить, от какой части речи образовано наречие, каким способом.

(объяснительное письмо, выполнение по цепочке)

Трусливо (наречие образовано от прилагательного трусливый суффиксальным способом )

Сгоряча (наречие образовано от прилагательного горячий приставочно-суффиксальным способом ).

    Закрепление .

    Работа по учебнику. Комментированное письмо упр. 237 стр. 111.

Списать предложения, вставляя пропущенные наречия. Определить способ образования наречий.

(самостоятельное выполнение с последующей проверкой)

    Работа с фразеологическими оборотами . Заменить выражение наречием. Назвать способ образования.

    Рукой подать – близко

    У черта на куличках – далеко

    Как снег на голову – неожиданно

    Жить душа в душу – дружно, мирно

    Пальчики оближешь – вкусно

    Работать спустя рукава - небрежно

    Словарно-орфографическая работа.

Записать наречия в тетрадь, расставить ударения:

Дотла, насмарку, настежь, вчера, сегодня, завтра, невмоготу, начеку, исподволь, вдребезги, наружу.

    Развитие речи. Работа над этимологией слов . (устно)

Ознакомительное чтение словарных статей о происхождении слов

    Рефлексия.

Что нового мы узнали на уроке?

Какие способы образования наречий в русском языке мы узнали?

Как следует определять способ образования слова?

Что на уроке показалось наиболее интересным?

Что удалось выполнить лучше всего?

    Итоги урока, оценивание.

Повторим тему «Наречие»

Какой частью речи является наречие?

Что обозначает наречие?

На какие вопросы оно отвечает?

Какая часть слова у наречия отсутствует? Почему?

Каким членом предложения является наречие?

Повторим тему «Наречие»

Какой частью речи является наречие?

Что обозначает наречие?

На какие вопросы оно отвечает?

Какая часть слова у наречия отсутствует? Почему?

Каким членом предложения является наречие?

Повторим тему «Наречие»

Какой частью речи является наречие?

Что обозначает наречие?

На какие вопросы оно отвечает?

Какая часть слова у наречия отсутствует? Почему?

Каким членом предложения является наречие?

Повторим тему «Наречие»

Какой частью речи является наречие?

Что обозначает наречие?

На какие вопросы оно отвечает?

Какая часть слова у наречия отсутствует? Почему?

Каким членом предложения является наречие?

Повторим тему «Наречие»

Какой частью речи является наречие?

Что обозначает наречие?

На какие вопросы оно отвечает?

Какая часть слова у наречия отсутствует? Почему?

Каким членом предложения является наречие?


Повторим тему «Наречие»

Необходимо Отвечать только да или нет.

1.Наречие – это самостоятельная часть речи ____

2.Наречие – это служебная часть речи._____

3. Наречие изменяется по родам, числам, падежам, временам _____

4. Наречие не имеет окончания. _____

5. Наречие отвечает на вопросы кто? что? какой? что делать? _____

6. Наречие отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? _____


«Наречие»

______ (когда ?) наступила долгожданная зима. _____ (где ?) лежит пушистый снег. Солнце светит ______ (как ?) и слепит глаза. _____ (где ?) виднеется лес. _____ (когда ?) природа отдыхает.

Слова для справок: наконец, повсюду, ярко, вдали, зимой.


«Наречие»

______ (когда ?) наступила долгожданная зима. _____ (где ?) лежит пушистый снег. Солнце светит ______ (как ?) и слепит глаза. _____ (где ?) виднеется лес. _____ (когда ?) природа отдыхает.

Слова для справок: наконец, повсюду, ярко, вдали, зимой.

«Наречие»

3 уровень:

Составить текст о зиме из 5-6 предложений, используя разные по значению наречия.

«Наречие»

2 уровень:

Солнце светит (как ?), снежинки падают (как ?), (когда ?) кататься на лыжах, (где ?) в небе проплывают, (откуда ?) видны следы.

«Наречие»

2 уровень: дополнить словосочетания подходящими по смыслу наречиями, составить и записать с ними предложения.

Солнце светит (как ?), снежинки падают (как ?), (когда ?) кататься на лыжах, (где ?) в небе проплывают, (откуда ?) видны следы.

«Наречие»

2 уровень: дополнить словосочетания подходящими по смыслу наречиями, составить и записать с ними предложения.

Солнце светит (как ?), снежинки падают (как ?), (когда ?) кататься на лыжах, (где ?) в небе проплывают, (откуда ?) видны следы.

«Наречие»

3 уровень:

Составить текст о зиме из 5-6 предложений, используя разные по значению наречия.

«Наречие»

3 уровень:

Составить текст о зиме из 5-6 предложений, используя разные по значению наречия.

«Наречие»

3 уровень:

Составить текст о зиме из 5-6 предложений, используя разные по значению наречия.

«Наречие»

2 уровень: дополнить словосочетания подходящими по смыслу наречиями, составить и записать с ними предложения.

Солнце светит (как ?), снежинки падают (как ?), (когда ?) кататься на лыжах, (где ?) в небе проплывают, (откуда ?) видны следы.

«Наречие»

2 уровень: дополнить словосочетания подходящими по смыслу наречиями, составить и записать с ними предложения.

Солнце светит (как ?), снежинки падают (как ?), (когда ?) кататься на лыжах, (где ?) в небе проплывают, (откуда ?) видны следы.

НАСМАРКУ

В доброе старое время, когда шариковых ручек ещё не было, а писали гусиными перьями и чернилами, труд переписчиков было весьма кропотлив и весьма ответственен. Чернила сохли довольно долго, тексты, которые они переписывали, чаще всего были каноническими (например, Библия, а там копия должна была точно соответствовать исходному тексту...), так что одно неверное движение - и чернила размазывались по листу (то есть смарывались).

Также слово «смарывать», то есть "стирать написанное" использовалось картежниками в 19-м веке. Смарывать означало стирать написанные мелом данные при азартных играх в карты или уничтожать долговые записи. Выражение «пойти насмарку» означает «испортиться, уничтожиться».

В праславянском языке было слово среднего рода «тло», которое означало «основание, земля, почва». Сейчас в русском языке этого слова нет, но оно сохранилось в родственных языках – украинском, сербском, болгарском. В русском же языке есть наречие дотла , которое образовалось слиянием предлога до с одной из падежных форм существительного тло . Означает это слово "до самого основания" и употребляется, кстати, оно только с одним глаголом – сгореть дотла.

Что такое стежь? Стеж- это слово в славянском языке означало «крюк, дверная петля», открыть дверной стеж – то есть распахнуть во всю ширь. Похожие слова сохранились также в хорватском, украинском и польском языках.

Слово сегодня образовалось от выражения «сей день, сего дня» - этот день, тот, который наступил. Раньше слова писались раздельно. В современном русском языке они воспринимаются как одно целое слово.

Слово «вчера» – славянское по происхождению, в русском языке используется с 11 века и означает «накануне сегодняшнего дня». Образовано оно от слова «вечер », которое означало «темнота », или «угасание ». От родительного падежа слова – «вечера» - развилось слово вчера, как бы «прошлого вечера», «накануне сегодняшнего дня» (в украинском языке есть слово вчора с тем же значением)

НАЧЕКУ
Возникло в результате слияния предлога на и исчезнувшего из языка существительного чек , означавшего "стража", "охранение". Буквально быть начеку значит "быть на страже".

НЕВМОГОТУ
Образовалось сращением сочетания не в моготу, где могота – исчезнувшее слово в значении «сила, мочь, возможность».

Очень интересное по происхождению слово. ЗАВТРА означает «на следующий день после сегодняшнего». Современная форма этого слова употребляется в русском, болгарском и украинском языках. Она развилась из старославянского слова заутра . Древняя форма заутра возникла из сочетания предлога за и сущ. утро в родительном падеже. Это сочетание выражало значение времени - «утром, рано», «то, что следует после утра» или «на следующий день» .

Со словом утро связано также сущ. завтрак (ранее – заутрок) - «утренняя еда».

Исконно русское слово, образованное сращением предлога НА с исчезнувшим из языка существительным РУЖА, где ружа означало "внешность, вид", в диалектах это слово еще известно.

ВДРЕБЕЗГИ.

В древнерусском языке существительное дребезг употреблялось в значении «черепок», «осколок». От данного существительного произошли также слова «дребезжать», «дробить». От слова «дребезг» во множественном числе с предлогом «в» образовалось наречие вдребезги .

ИСПОДВОЛЬ
Образовано сложением предлога из-под с родительным падежом единственного числа существительного воля и в буквальном смысле значило "из-под воли, против воли".

Сканворд «Наречие». Найти «спрятанные» в клетках наречия

В

С

Ю

Д

У

Е

Д

З

Е

В

П

О

С

Т

О

Я

Н

Н

О

В

Р

М

И

Р

Н

О

Е

Л

Е

Ы

Я

З

С

П

Р

А

В

А

Ч

С

Д

И

О

В

Е

Л

А

Н

У

О

О

Н

И

З

Д

А

Л

И

Т

К

М

В

О

Ш

О

Р

О

Х

Ь

Цели урока меть подбирать синонимы к наречиям, работать над лексиче­ским значением слова;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы образования наречий.

Цели урока : познакомить со способами образования наречий; проверить знания о смысловых группах наречий, полученные на предыдущем уроке; провести работу со словарными словами; у меть подбирать синонимы к наречиям, работать над лексическим значением слова;

уметь образовывать наречия от прилагательных.

ХОД УРОКА

1 . Организационный момент

2. Проверка знаний. Тестирование

1 Найдите наречие образа действия:

А) свободно; б) всегда;

В) недавно; г) утром.

  1. Найдите наречие времени;

а) слегка; б) туда;

в) вечером; г) едва.

  1. Найдите наречие места:

а) сколько; б) высоко;

в) зачем; г) слегка.

  1. Найдите наречие причины:

а) много; б) удивительно;

в) со зла; г) врукопашную.

  1. Найдите наречие цели:

а) там; б) чуть-чуть;

в) вмиг; г) зря.

  1. Найдите наречие меры:

а) много; б) невзначай;

в) кое-как; г) долго.

  1. Найдите указательное наречие:

а) по-турецки; б) сейчас;

в) туда; г) совершенно.

  1. Найдите неопределённое наречие:

а) где-нибудь; б) никуда;

в) там; г) зачем.

  1. Найдите вопросительное наречие:

а) негде; б) куда;

в) где-то; г) тогда.

  1. Найдите отрицательное наречие:

а) нестерпимо; б) никуда;

в) никто; г) никакой.

  1. Рассказ о слове мельком (индивидуальное задание по упр. 201).
  • Как образуется слово мельком ?
  • Как образовано слово восвояси ?

(Обозначает к себе домой. Наречие возникло в результате сращения в одно слово словосочетания во своя в ъси в свои деревни домой.)

  • Устно составьте предложения с данными словами.
  • Запишите слова мельком и восвояси в словари.
  1. Изучение нового материала

На доске записаны слова, учащиеся переписывают их в тетрадь. Горячо, по-старому, по-моему, взаймы, где-то, что-либо, во-первых, по- русски, попросту, сначала, медленно, вверх.

  • Докажите, что перед нами наречия.
  • С помощью чего они образованы (выделите части слов, от которых образованы наречия)?
  • От каких частей речи образованы данные слова?
  • Какими способами?

Запись на доске и в тетрадях

Наречия образуются от самостоятельных частей речи приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способом.

От

существительных рысца рысцой

(Лошадь бежала рысцой)

прилагательных приятельский по-приятельски

числительных два, третий дважды, в-третьих

деепричастий ш ут я шутя

(Шутя и смеясь. Мама говорила это шутя) местоимений твой по-твоему

5.Закрепление

Задание 1. Запишите словосочетания под диктовку учителя. Выполните морфемный разбор одинаково пишущихся слов.

Девушка прекрасна; прекрасно рассказывал. Поступок обдуман; поступил обдуманно. Девочка откровенна; отвечал очень откровенно. Море безмятежно; безмятежно спал. Решение бесполезно; участвовать бесполезно. Платье красиво; одеваться красиво.

Задание 2. Карточки с упражнением перед глазами учащихся. Спишите словосочетания, определите, от каких частей речи и с помощью чего образованы данные наречия.

Начать сначала; облегчённо вздохнуть; отвечать ясно; по-осеннему холодно; говорит чудесно; подниматься опасно; сделал по-своему; сказал

Трижды; вытер дочиста; пришли вдвоём; впервые встретились; поглядывать искоса; прочитал недавно; по-медвежьи завыл; живёт близко, работает по-прежнему.

Задание 3. Подберите синонимы к данным наречиям. Укажите, как образованы подобранные вами слова.

Смело (бесстрашно), неплохо (хорошо), напрасно (бесполезно), покорно (безропотно), недалеко, (близко), вдруг (неожиданно), быстро (мгновенно), отрывочно (бессвязно), иногда (изредка), навсегда (навеки).

3 а д а н и е 4. Запишите слова под диктовку. Объясните значение данных прилагательных и образуйте от них наречия. Какое из записан- | ных вами слов не является прилагательным? Почему?

Предварительный (предшествующий чему-либо), предполагаемый (допускающий возможность чего-либо), предприимчивый (энергичный, находчивый), представительный (видный, производящий впечатление), предупредительный (заранее принятыми мерами не допускающий чего-либо), пренебрежительный (исполненный высокомерно - презрительного отношения), привлекательный (располагающий к себе), привилегированный (обладающий преимущественным правом).

- Объясните значение фразы находиться в привилегированном по- | ложении.

6.Подведение итогов урока

Какими способами и от каких частей речи образуются наречия?

7. Домашнее задание

Написать небольшое сочинение (10 предложений) о первом выпавшем снеге, используя в тексте как можно больше наречий.


В школе дети изучают множество правил русского языка. Но во взрослой жизни, к сожалению, большинство людей их просто не использует. Из-за этого допускается много ошибок не только в письменной речи, но и в устной. Но согласитесь, что очень неприятно, когда взрослый человек говорит или пишет абсолютно неграмотно.

Есть люди, которым изучение русского языка дается с трудом, даже если они прилагают массу усилий. А есть те, кто пишет и читает сходу, практически не опираясь на теоретический материал.

Если вы узнали себя в первом примере: не расстраивайтесь! Сегодняшняя статья будет неплохой опорой для повторения школьной программы. Может быть то, что не усвоилось у вас в голове в подростковом возрасте, сейчас покажется легким материалом.

Сегодняшняя тема: правила написания наречий, их роль в русском языке и способы образования. Справедливо отметить, что это один из самых сложных разделов, изучаемых в школе.

Если вы чувствуете, что по знанию этой темы у вас огромный пробел, то прочитав внимательно статью, сможете освежить память и повторить давно забытое.

Наречие, как часть речи

Первое, что стоит запомнить: наречие не изменяется ни по числам, ни по родам, ни по падежам. Поэтому у него нет окончания. Наречие отвечает на множество вопросов (как, каким образом, сколько, когда, где, почему и т. д.), в зависимости от своего значения.

Эта часть речи обозначает признак действия. Ее значение зависит исключительно от вопроса, на который она отвечает. Часто наречие путают с прилагательным. Но это ошибка! Ведь в отличие от наречия, у прилагательного есть окончание, и оно изменяется по родам, числам и падежам. По этому признаку их очень легко различать, главное - быть внимательным.

История наречия

Наречие - это уникальная и одна из самых интересных для изучения частей речи. Корни его истории берут свое начало еще с древних временах. Раньше количество наречий было очень небольшим, но со временем их число возросло. Эта часть речи все чаще употребляется людьми, делая устную и письменную речь богаче и интереснее.

Разбирая тему наречие, хочется немного остановиться и поговорить об истории его образования. Интересно, что эта самостоятельная часть речи появилась еще в древнерусском языке. Слово «наречие» исконно образовано из двух частей: «на» и «речь». Второе выражение раньше имело много значений, но одно из них, которое подходит по смыслу, было «глагол». Поэтому, если очень просто интерпретировать сочетание двух частей слова «наречие», то в вольном переводе на древнерусский язык получится «наглагол». Это лишь подтверждает достаточно глубокую и неразрывную связь в современном русском языке между наречием и глаголом.

Получается, что еще с древних времен люди, которые занимались изучением языка, видели главной функцией наречия уточнение глагола. В каком-то смысле их связь похожа на сочетания существительного и прилагательного, где вторая часть речи также окрашивает первую в яркие цвета и придает ей образность, четкость и красоту.

Хочется отметить, что по многим данным, наречие появилось позже других частей речи. А благодаря своему заимствованию суффиксов и приставок у прилагательных и существительных, со временем становилось новыми словами.

Сейчас наш язык активно пополняется наречиями. Если сравнить их количество в том же древнерусском языке с тем, что есть сейчас, разница будет огромная. Наречия активно образовываются из других частей речи, украшая и обогащая наш язык.

Способы образования наречий

Как же образуются наречия? Эта часть речи может образовываться от глагола, прилагательного, другого наречия, существительного и числительного. Часто именно эта тема, выделенная жирным шрифтом в учебниках, доставляет школьникам наибольшее количество проблем. Но если хорошенько разобраться, то все не так сложно. Но для этого необходимо рассмотреть каждый из способов образования наречий.

Приставочный способ образования наречий

В этом случае наречия образуются от других наречий с помощью приставок: не, в, на, от, до, ни.

Например: долго - недолго, куда - никуда, туда - оттуда.

Суффиксальный способ образования наречий

  • от прилагательных с помощью суффикса -и-;
  • от глагола с помощью суффиксов -ючи-,-учи-, -а-,-я-;
  • от качественного прилагательного с помощью суффиксов -о-,-е-.

Примеры слов наречия, образованного:

  • от прилагательных: творческий - творчески, дружеский - дружески;
  • от глагола: играть - играючи, делать - делая, играть - играя;
  • от качественного прилагательного: искренний - искренне, вызывающий - вызывающе.

Приставочно-суффиксальный способ образования наречий

В этом случае наречие образовывается:

  • от основ имен прилагательных с помощью приставки из-, ис-, до-, с, со- и суффикса -а-;
  • от основ имен прилагательных с помощью приставки в-, за-, на- и суффикса -о-;
  • от прилагательных и местоимений в дательном падеже при помощи приставки по- и суффиксов -ому-, -ему-;
  • от прилагательных, оканчивающихся на -ки, -ски с помощью приставки по- и суффикса -и-;
  • от существительных при помощи приставок на-, в-, с-, по-, из- и суффиксов -у-, -а-, -и-;
  • от числительных при помощи приставок в-, на-, во- и суффиксов -о-, -е-, -ем-, -их-, -ых-.

Наречие примеры слов:

  • далекий - издалека, сытый - досыта, легкий - слегка;
  • левый - влево, новый - заново, - правый - направо;
  • наш - по-нашему, другой - по-другому;
  • дружеский - по-дружески, индийский - по-индийски;
  • утро - поутру, земля - наземь;
  • второй - во-вторых, два - вдвоем, семеро - всемером.

Сложение - способ образования наречий

В этом случае наречие образовывается от сложения двух основ слов, иногда к ним присоединяется суффикс.

Рассмотрим примеры слов наречия: ходит мимо - мимоходом, сей час - сейчас.

Переход из другой части речи

Наречие может образовываться и от имени существительного.

Примеры слов наречия: капельку, чуточку, шагом.

Прочитав все эти пункты, не пугайтесь. Лучше всего сделать себе отдельную памятку в виде табличке и придумать свои примеры. Это отлично поможет запомнить правила, а также заставит ваш мозг проявлять больше активности, чем при зубрежке.

Наречия в предложении

Теперь стало понятнее, как образуются наречия. Для этого было приведено достаточно много примеров. Стоит отметить внимание, что наиболее распространенное образование наречий в русском языке - это итоговое производное слово от прилагательных и причастных. Именно их чаще всего используют в письменной и устной речи.

В школе на уроках русского учеников учат, как правильно использовать наречия в предложении, а также находить их и подчеркивать определенной линией. Если разобраться в этой теме, то порой это даже увлекательно. Если вы совсем ничего не помните, то сейчас освежите знания и повторите правила использования наречий, как членов предложения.

В зависимости от структуры предложения, наречие может играть в нем как главную, так и второстепенную роль. Но его самая распространенная роль - обстоятельство разных видов. В предложении оно подчеркивается пунктиром с точкой. Иногда наречие может выступать в роли определения. Но никогда не бывает сказуемым! Хотя многие часто путают наречие с глаголом и тем самым допускают ошибку.

Написание

После того, как были подробно разобраны основные правила наречий, самое время поговорить об их правописании. Это одна из самых сложных тем в этой категории.

Написание наречий напрямую связано с тем, как они образуются. Здесь можно выделить несколько пунктов, каждый из которых будет разобран подробно:

  1. Правописание суффиксов наречий.
  2. Слитное и раздельное написание наречий.
  3. Правописание наречий через дефис.

Правописание суффиксов наречий

На конце наречий, образованных от прилагательных:

  • после твердых согласных пишется буква «о» (например: мелкий - мелко);
  • после мягких согласных - «е» (например: крайний - крайне).

После шипящих на конце наречий пишется:

  • под ударением - «о» (например: свежо, хорошо);
  • без ударения - «е» (например: волнующе, зловеще).

На конце наречий, которые образованы от кратких прилагательных:

  • после приставок: из-, ис-, со-, с-, до- пишется «а» (например: издалека, изредка);
  • после приставок: на-, за-, в- используется окончание «о». (например: влево).

На конце наречий после шипящих пишется «ь». Например: наотмашь.

У наречий с приставкой по- используется окончание «у». Например: подолгу.

Правописание наречий через дефис

Наречия пишутся через дефис, если они:

  • образуются от имен прилагательных при помощи приставки по- и суффиксов -ому-, -ему-, -и- (например: по-щучьему, по-английски);
  • сформированы от порядковых числительных при помощи приставок во-, в- и суффиксов -ых-, -их- (например: в-третьих, во-вторых);
  • образованны повторением одного слова (например: еле-еле, чуть-чуть);
  • преобразованы при помощи приставки кое- и посфиксов -то-, -нибудь-, -либо-(например: кое-что, как-то).

Раздельное и слитное написание

Понять условия слитного и раздельного написания наречий - непросто. Ведь огромное количество правил просто перемешивается в голове. И в нужный момент порой просто не получается вспомнить подходящее. Выход один: усердно повторять и стараться запомнить.

Наречия пишутся слитно, если они:

  • произошли от других наречий при помощи различных приставок (например: быстро - небыстро);
  • образованы от числительных с помощью приставок на-, в- (например: трое - втрое, двое - надвое);
  • сформированы сочетанием предлога и местоимения (например: поэтому, вовсе).

Наречия пишутся раздельно, если они:

  • образованы от числительного при помощи предлога по- и суффикса -е- (например: по трое);
  • произошли от числительных, которые повторяются и с предлогом между ними (например: трое на трое);
  • образованы от числительных, оканчивающихся на -их-, -ых- и предлога (например: на пятерых, на семерых).

Напоследок, можно остановиться на интересных фактах связанных с наречием. Возможно, именно они запомнятся вам лучше всего и в дальнейшем помогут блеснуть своими знаниями на уроке перед учителем, одноклассниками или просто в разговоре.

  • В русском словаре самым длинным наречием является слово «неудовлетворительно». Оно состоит из 19 букв и больше, чем оно пока еще зафиксировано не было.
  • Некоторые наречия не подчиняются никаким правилам и их нужно просто запомнить. Например, такое предложение: «Нестись наперегонки». В нем предлог с наречием пишутся слитно. А вот другой пример: «Торопиться и пить чай на ходу». Здесь уже напротив предлог с наречием пишется раздельно. Такие примеры стоит запомнить. И это лишь немногие из них.

Итог

Итак, в этой статье была подробно изучена тема: наречия и их написание. Несомненно, данный материал довольно сложный для понимания и усваивания информации. Возможно, с первого раза вам не удастся понять все. Но для того и существует эта статья, чтобы быть вам опорой и надежным источником для знаний в этой теме.

Определенно наречие одна из самых сложных частей речи, особенно это касается ее написания. Постарайтесь выучить основные правила, а при возникновении спорных ситуаций, чаще заглядывайте в словарь. Лучше так, чем совершать ошибки.

Не пренебрегайте и общими правилами русского языка, уделяйте их изучению хотя бы немного времени. Особенно это касается тех, кто часто совершает орфографические ошибки.

Будьте уверены, что грамотные люди - это не просто зазнайки и зубрилы в школе. Ведь образованный человек уважаем в обществе, а также высоко ценится начальством на престижной работе, даже, если ваша профессия никак не связана с изучением языка.

Кроме того, каждому русскому человеку необходимо знать базовые правила наречий, на которых строится вся наша речь. Ведь порой иностранцы знают русский язык лучше, чем коренные славяне. От этого становится очень грустно и немного стыдно за своих земляков, а все потому, что многим не хватает немного трудолюбия, что очень печально!


2.Какое из утверждений является неверным? А)Наречия меры и степени отвечают на вопросы какой? чей? Б)Наречия образа действия отвечают на вопросы как? каким образом? В)Наречия места отвечают на вопросы где? куда? откуда? Г)Наречия времени отвечают на вопросы когда? как долго?


3.Какое из утверждений является неверным? А)Морфологическим признаком наречий является их неизменяемость. Б)В предложении наречия являются дополнениями. В)Чаще всего наречия зависят от глаголов. Г)Наречие может входить в словосочетание с прилагательным или другим наречием.


4.Какое из утверждений является неверным? А)Наречия на –о(-е) могут иметь степень сравнения. Б)Простая сравнительная степень образуется с помощью слов более или менее. В)Сложная сравнительная степень образуется с помощью суффиксов –ее(-ей),-е,-ше. Г)Превосходная степень наречий состоит из сравнительной степени наречия и слова всех.





11.Образуте словосочетания из глагола и наречия, объединив подходящие по смыслу слова. А)есть 1.насмерть Б)терпеть 2.вперемежку В)остаться 3.вперемешку Г)попасть 4.всухомятку Д)застать 5.невмочь Е)высадить деревья и кусты 6.внакладе Ж)сложить книги и тетради 7.врасплох З)испугаться 8.впросак


12.Образуйте словосочетания из глагола и наречия, объединив подходящие по смыслу слова.Обратите внимание на написание наречий с приставкой в- и суффиксом –ую(-ью) А)играть 1.вплотную Б)сыграть 2.врассыпную В)подойти 3.вслепую Г)броситься 4.вручную Д)сделать 5.втемную Е)бродить 6.вничью


13.Образуйте словосочетание из глагола и наречия, объединив подходящие по смыслу слова. Обратите внимание на написание наречий: в своем составе они имеют существительные, которые в современном русском языке не употребляются. Такие наречия пишутся слитно. А)убраться 1.вдоволь Б)стащить 2.восвояси В)наиграться 3.взаперти Г)ответить 4.втихомолку Д)сидеть 5.дотла Е)сжечь 6.невпопад




15.Какое из утверждений является неверным? А)в наречиях с приставками с-, -из, до- на конце обычно пишется о. Б)в наречиях с приставками в-, на-, за- на конце обычно пишется а. В)в наречиях на –о(-е) пишется столько н, сколько их в прилагательном, от которого образовано наречие. Г)на конце наречий после шипящих пишется ь (исключения: уж, замуж, невтерпеж)


16.Какое из утверждений является неверным? Дефис пишется: А)в наречиях с приставкой по- и суффиксами –ому, -ему, -и (по-моему, по-французски) Б)в наречиях с приставкой в-(во-) и суффиксом –ых(-их) (во-первых) В)в наречиях, образованных повторением сходных по структуре или однородных слов (крест-накрест) Г)в наречиях с приставкой по- и суффиксом –у (по-утру)


17.Установите способ образования наречий, отметив цифрой соответствующий каждому наречию способ. 1.Переход в наречия существительного в винительном или творительном падеже. 2.Переход в наречия существительного с предлогом. 3.Соединение предлога (приставки) с полным или кратким прилагательным. 4.Соединение предлога (приставки) с собирательными или порядковыми числительными. На днях, в-четвертых, натрое, влево, рысцой, вчистую, кверху, навеки, даром, вправду.


18.Установите способ образования наречий, отметив цифрой соответствующий каждому наречию способ. 1.Переход в наречия существительного в винительном или творительном падеже. 2.Переход в наречия существительного с предлогом. 3.Слияние словосочетания в одно слово. 4.Соединение предлога (приставки) с полным или кратким прилагательным. 5.Соединение предлога (приставки) с собирательными или порядковыми числительными. Докрасна, замужем, шагом, навылет, наконец, вниз, вдвое, в-пятых, тотчас, врассыпную.


19.Установите способ образования наречий, отметив цифрой соответствующий каждому наречию способ. 1.Переход в наречия существительного в винительном или творительном падеже. 2.Переход в наречия существительного с предлогом. 3.Слияние словосочетания в одно слово. 4.Соединение предлога (приставки) с полным или кратким прилагательным. 5.Соединение предлога (приставки) с собирательными или порядковыми числительными. Воистину, на корточках, рысью, сплеча, сейчас, надвое, в- третьих, подолгу, вслепую, вничью.


20.Установите способ образования наречий, отметив цифрой соответствующий каждому наречию способ. 1.Переход в наречия существительного в винительном или творительном падеже. 2.Переход в наречия существительного с предлогом. 3.Слияние словосочетания в одно слово. 4.Соединение предлога (приставки) с полным иди кратким прилагательным. 5.Соединение предлога (приставки) с собирательными или порядковыми числительными. Добела, вмиг, сегодня, издавна, вовремя, вплотную, например, впятеро, вширь, верхом, наудачу. 14.А 15.А,Б 16.Г рысцой, даром; 2-на днях, кверху, навеки, вправду; 3-влево, вчистую; 4-в-четвертых, натрое шагом; 2-замужем, навылет, наконец, вниз; 3-тотчас; 4-докрасна, врассыпную; 5-вдвое, в-пятых рысью; 2-воистину, на корточках, сплеча; 3-сейчас; 4-подолгу, вслепую, вничью; 5-надвое, в-третьих верхом; 2-вмиг, вовремя, например, вширь; 3-сегодня; 4-добела, издавна, вплотную; 5-впятеро.