Болезни Военный билет Призыв

С кем граничит нахичевань. Нахичеванская автономная республика - эксклав азербайджана. Нахичеванская Автономная Республика

Не объедешь, на самолете лететь не с руки. Поэтому поездка сюда отложилась до лучших времен.


Мусорные баки.

Trash dumpsters.


Парадные адресные таблички.

Front entrance address signs.


Афишная тумба.

An advertising pillar.


На люках читается слово «дизайн».

An alternate spelling of “design.”


На каждой газовой трубе есть круглая нахлобучка. Вероятно, какой-то узел иранского производства.

Every gas pipe has a round contraption attached to it. Some sort of Iranian-made fitting, it seems.


Высокое напряжение.



Окраина непричесанная.

The unpolished outskirts.


Телевизионные тарелки.

Satellite TV dishes.


Как и в Баку, тут принято пристраивать к своей квартире столько метров, на сколько хватит денег. Не имеет значения, на каком этаже. Соседи сверху и снизу участвуют в программе расширения жилплощади по мере обогащения.

Like in Baku, it’s common practice to build on extensions to apartments here, their size limited only by how much one can afford. It doesn’t matter which floor the apartment is on. Upstairs and downstairs neighbors participate in the square footage expansion program to the best of their financial ability.


Любопытно, что все дорожные знаки дублируют на асфальте.

It’s interesting to note that all the traffic signs are also painted on the road surface.


Еще любопытно, что для сбора конденсата из кондиционеров тут используют пластиковые бутылки, ровно как в Мале .

It’s also interesting that plastic bottles are used here to collect AC condensate, just like in Malé .


К сожалению, к этому моменту все интересное закончилось.

Unfortunately, at this point all the interesting things had run out.


Было два часа дня. От безделья я сходил посмотрел на местную чахлую достопримечательность.

It was two in the afternoon. Finding nothing better to do, I went to see the lackluster local attraction.


Три раза проехал вдоль и поперек по городу.

Drove up and down the city three times.


И понял, что еще одного дня здесь не вынесу. У меня был билет на послезавтра, но тоска заела нешуточная. И я пошел в Авиакассу. Она здесь одна. Перед зданием стояла толпа в сто человек, которые записывались в очередь. Внутри здания еще столько же народу. Войти сначала не удалось, получил свой трехзначный номер и сел под дерево кручиниться.

And realized I couldn’t bear to spend another day here. My return ticket was for the day after next, but I was already bored to tears. So off I went to the airline ticket office. There’s only one for all the airlines here. A hundred people were crowding to register for the queue outside; another hundred were waiting inside. I wasn’t able to get in at first; I received my three-digit number and sat down under a tree to wallow in my sorrow.


Добрые люди стали расспрашивать, как да чего. Улететь, говорю, сегодня хочу. Так иди к ментам, скажи, что сегодня надо, отвечают. Подошел — сработало.

Kind people began to inquire about my troubles. I want, I said, to fly out today. So go up to the cops and tell them you need to leave today, they replied. I did—and it worked.

Внутри система такая: сидят десять кассирш, каждая отвечает за одно направление. Одна продает билеты только в Москву, другая в Стамбул, третья в Баку. Бегал от одной к другой, пока не выяснилось, что есть билеты в Баку сегодня ночью.
— :-)
— Остался только бизнес-класс.
— :-(
— Стоит 99 $.
— :-)

The system inside works like this: there are ten cashiers, each of whom is responsible for one destination. One sells tickets only to Moscow, another to Istanbul, a third to Baku. I ran around from one to the next until I found out that there were tickets to Baku available for that night.
“:-)”
“We only have business class left.”
“:-(”
“It’s $99.”
“:-)”

Нет, нет, только не Нахичевань.

Anything, anything but Nakhchivan.

Национальный вопрос вновь становится острым во многих точках мира. Можно ли провести параллель между присоединением Крыма к России и Нахичевани к Азербайджанской АССР в 1921 году? Об этом, истории и статусе Нахичевани, международных конфликтах и путях их разрешения в прямом эфире видеоканала сайт рассказал кандидат исторических наук, специалист по Закавказью, проректор по научной работе Высшей школы социально-управленческого консалтинга Олег Кузнецов.


Крым повторяет судьбу Нахичевани?

— Какой сейчас статус у Нахичевани?

— Сейчас это — Нахичеванская автономная республика в составе Азербайджанской республики, то есть самоуправляемая территория в составе другого суверенного государства с более высоким государственно-правовым статусом.

— Армения предъявляет права на Нахичевань?

— Данная территория не является спорной. Правовой статус в отличие от многих других автономий регламентирован, в том числе и многосторонним международным Карским договором 1921 года. Он и все остальные акты международного права гарантируют нерушимость границ. Российская Федерация признает Нахичевань как составную часть Азербайджанской республики. Республика Армения пытается каким-то образом апеллировать к некоторым политическим заявлениям 90-летней давности, но они не имеют никакой юридической силы. Заявления и международно-правовые акты имеют разную весовую категорию.

— Армян в Нахичевани сейчас не осталось?

— Практически.

— Нахичевань для Азербайджана примерно, как Калининград для России — анклав, отделенный от основной территории другой страной.

— С той только разницей, что Калининградская область — один из субъектов в составе Российской Федерации, равноправный с основной массой других субъектов в соответствии с Конституцией 1993 года. А Нахичеванская автономия — это, безусловно, также анклав, но обладающий особым правовым статусом автономной республики в составе Азербайджана. Она имеет свои органы государственной власти, свою конституцию.

— Сейчас на всем постсоветском пространстве идет дискуссия о том, что большевики по своему желанию кроили границы Российской империи, не случилось ли и в данном случае, как и с Украиной, например, что Новороссия отошла к Украине, и теперь мы получили эту проблему? В 1921 году какая была ситуация? Почему образовался этот анклав?

— В начале XIX века были две российско-персидские войны. После войны 1804-1813 года в состав России вошел северный Азербайджан. Результатом войны 1826-28 годов стало присоединение к России, вошли Ереванское и Нахичеванское ханства, которые для удобства управления со стороны России были объединены в одну Армянскую область, потом ставшей Ереванской губернией.

— В Российской империи было деление по национальному признаку?

— В основном были губернии, но при делении на территории учитывался и этнический состав населением. Территории, где преобладали обособленные этнические группы населения и не смешивались с другими национальностями, выделялись в административные единицы. Например, был Батумский округ на Кавказе, на территории которого расположена современная Аджария, был Карский округ, отошедший в 1918 году к Турции, был Закатальский округ на севере нынешнего Азербайджана, где и сейчас проживают преимущественно лезгины. Россия вступила в Первую мировую войну. Турция была врагом. Потом случилась революция, и на территории бывшей Российской империи образовалось много независимых государств. В январе 18-го Первая мировая война закончилась. Территория Нахичевани на тот момент находилась под контролем турецких войск. В 1920 году случилась война между Арменией и Турцией, в которой Армения потерпела полное и безоговорочное поражение. Остатки армянских войск были загнаны в горы, где их ждала смерть в результате морозов и бескормицы. Они пошли на заключение Александропольского мира.

В марте 21 года был подписан Московский договор. Большевистская Россия спасла Армению от очередного уничтожения. А еще через полгода был подписан Карский договор. В обоих договорах шла речь о протекторате Азербайджана над Нахичеванью. Карский договор подписали Армения и Грузия. Этот вопрос я как раз объяснял неделю назад на конференции в Баку. И азербайджанские историки дивились, что почему они 90 лет не обращали на это внимание.

Во-первых, статус протектората, который прописан в Московском договоре, имеет конкретное юридическое наполнение. Россия осуществляла протекторат в конце XVIII века над Речью Посполитой, которая впоследствии превратилась в польские губернии России. Осуществляла протекторат в конце опять же XVIII века над Грузинским царством, которое в последствии стало Тифлисской губернией. Протекторат по договорам 1805 года Россия осуществляла над некоторыми ханствами северного Азербайджана. То есть протекторат предполагал на тот момент конкретно правовую форму. Подчинение одного государства другому.

Прежде всего, во внешнеполитических вопросах с сохранением внутренней административной автономии, включая финансовую, и с сохранением собственной династии. При переходе к республиканской форме правления, соответственно династия заменялась на совокупность собственных органов власти управления. У турок в Османской империи было тоже очень четкое понимание протектората. Османская империя осуществляла протекторат над Тунисом, Ливией и некоторыми другими арабскими территориями Магриба, то есть северной Африки. Поэтому этот термин всегда и для всех имел конкретное юридическое наполнение.

На момент заключения Московского договора Турецкой республики не существовало. И поэтому использовалась терминология феодальной эпохи, которая была свойственна Османской империи. В период между Московским и Карским договорами была провозглашена Турецкая республика. И в новом договоре термин "протекторат" заменили на юридически неопределенный термин "покровительство". И еще один нюанс. Согласно Версальско-вашингтонской системе международных договоров по итогам Первой мировой войны, многие территории бывшей Османской империи были переданы под протектораты стран-победителей. Они могли эти протектораты разделять и обменивать. Например, часть бывшей Трансиордании была поделена на будущий Израиль и Ливан. Турки это учли.

Поскольку Нахичевань — территория с преимущественно мусульманским населением, они начали говорить, что протекторат принадлежит безраздельно Азербайджану. Нахичеванская автономная республика была образована в 24-м году, а в 26-м была принята ее конституция. Она получила собственное законодательство, определяющее юридический статус в соответствии с Карским международным договором. После развала СССР Нахичевань осталась в составе Азербайджана, что полностью соответствует всем юридическим нормам. Условия Карского договора никто не отменял. И я считаю, что Нахичевань была первой юнианитская моделью автономии. Потому что две части одного этноса, проживающие в географическом разделении друг от друга, объединились в рамках имеющихся государственно-правовых моделей в единое государство через автономизацию меньшей части в составе большей части.

И по такому же пути, взяв нахичеванскую модель, через 90 лет произошло воссоединение Крыма с преимущественно русским этническим населением и России. Здесь конкретные исторические условия иные, но Республика Крым обладает республиканским статусом, а в Конституции Российской Федерации статус республики кардинально отличается от статуса других субъектов. То есть, фактически мы можем говорить о том, что Республика Крым является русской республикой в составе Российской Федерации.

Тоже самое — Азербайджанская республика Нахичевань в составе Азербайджанской страны. То есть, и там, и там доминантный этнос. В одном случае азербайджанцы, в другом случае русские объединяются, будучи территориально отделенными, не имея общей границы, по крайней мере, сухопутной.

— А все же, что говорят оппоненты про Нахичевань?

— Опять же, смотря какие. Как ни странно, больше всего оппонентов нашлось среди азербайджанских националистов. Они говорят, что большая часть — 20 процентов территории нашей страны оккупирована армянами, и поэтому мы категорически отрицаем любые формы сепаратизма и автономии, потому что эту модель могут использовать армяне для того, чтобы оторвать от нас наши территории. Конечно, позиция достаточно глупая. Никто не претендует, никто из мирового сообщества не отрицает территориальное единство Азербайджана.

Буквально на днях я вернулся из Нахичеванской автономной республики Азербайджана, а проще говоря – Нахичевани.

Нахичевань – регион с тысячелетней историей и красивейшей природой, перекресток миров, цивилизаций и эпох, в ареале которого традиционно уживаются и сосуществуют основные мировые религии и культуры. Сегодня мало кто помнит и знает, но именно в Нахичевани покоится прах пророка Ноя, здесь христианство из гонимого властями Древнего Рима верования рабов превратилось в признаваемую широкими слоями населения религию. Нахичевань дольше всех областей Кавказа сопротивлялась арабскому завоеванию и последовавшей вслед за ним исламизации населения. Обо всем этом местные жители прекрасно помнят и свято чтут эту память. Конечно же, Нахичевань – это не Иерусалим и не Рим, но если кто-то хочет прикоснуться рукой к тысячелетней истории, то ему надо обязательно посетить этот край.

Говорят, что Нахичевань славится своей природой, и особенно – многообразием флоры, которая бывает прекрасна в своем весеннем цветении. Врать не буду – не видел. Я был в Нахичевани дважды: в первый раз – в июле 2014 года, когда столбик термометра не опускался ниже 49 градусов Цельсия, во второй раз – за неделю до и неделю после наступления 2018 года. Климат в Нахичевани – резко-континентальный, поэтому во время первого моего посещения местная природа предстала моему взору уже утомленной сезонной жарой, во второе – отошедшей к зимнему отдыху. Поэтому говорить что-то об этой стороне жизни Нахичевани я ничего не буду

В этих условиях поневоле обращаешь внимание на два других главных достояния Нахичевани – на горы и на людей, которые с каждодневным усердием и трудолюбием в этих горах живут. Горы в этом регионе Азербайджана величественны и великолепны в своем величии, восторженно описывать их красоты, почти ежечасно меняющиеся в зависимости от времени суток и состояния погоды, можно бесконечно, но лучше все это увидеть своими глазами или на фотографиях. Нахичевань могла бы стать сосредоточием лучших горнолыжных курортов Евразии, заткнув за пояс Альпы, Татры и даже Большой Кавказ, но этому препятствует одно существенное «но»: вот уже 30 лет идет вялотекущая армяно-азербайджанская война за Нагорный Карабах, в которой Нахичевань является прифронтовой территорией, к чужакам согласно логике военного времени относятся настороженно, приток туристов здесь не стимулируют, заботясь таким образом о собственной безопасности.

Поэтому мне остается только писать о людях Нахичевани, которые живут среди первозданной природы в условиях близости войны, и при этом всеми силами стараются сделать свою жизнь максимально удобной и даже комфортной в соответствии со стандартами современной цивилизации. Не скрою того факта, что я испытываю самые теплые чувства к нахичеванским азербайджанцам или попросту нахичеванцам, однако я не хочу надевать себе на нос розовые очки и идеализировать их жизнь. Я хочу рассказать о ней так, как она представляется взору внимательного и вдумчивого путешественника, повидавшего на своем пути много стран и народов и уже научившегося видеть суть вещей.

Как живут нахичеванцы?

Всякий разумный человек, а я отношу себя именно к этой категории людей, который живет в чужой для него стране более трех дней, обязательно пытается для себя понять, как и чем живут местные жители, насколько полно бьется пульс их экономической жизни, ибо от этого в моем понимании напрямую зависит социальное самочувствие населения. От того, насколько организована жизнь людей, можно понять, счастливы ли они, насколько они верят в будущее своих детей. Я опишу здесь исключительно свои личные впечатления и наблюдения, выскажу мысли человека вполне урбанизированного, привыкшего к городскому комфорту и стилю жизни, который сопоставляет свои впечатления со своим индивидуальным жизненным опытом. Мои впечатления и оценки могут показаться кому-то наивными, кому-то – обиженными, поэтому я в каждом конкретном случае буду объяснять, почему именно так я думаю.

Для городского жителя, привыкшего к масштабам города с миллионным населением, Нахичевань и вообще вся Нахичеванская автономная республика Азербайджана на первый взгляд покажется тихим провинциальным захолустьем, где ничего никогда не происходит. Здесь нет большого количества многоэтажный зданий, яркой и даже кричащей рекламы, как в мегаполисах или столицах, но есть тихая и размеренная жизнь со своими, на первый взгляд, неприметными событиями и тенденциями, которые можно подметить только в том случае, если специально обращать на них внимание. Сделать это может путешественник, приехавший изучать край, но не праздный турист, ищущий для себя острых ощущений и ярких впечатлений. В Нахичевани никогда не было ресторанов «Макдональдс», и, если кто-то считает, что отсутствие этих ресторанов является главным критерием отсутствия цивилизации, таким людям сюда лучше не приезжать. Туристу, находящемуся в поисках пляжного или экскурсионного отдыха в Нахичевани сегодня также делать нечего, а вот путешественнику, приехавшему посмотреть на природу и людей, в Нахичевани будет полное раздолье, которое, правда, продлится недолго, если не возникнет желания продлевать его осмысленно.

Нахичеванская автономная республика Азербайджана расположена между Ираном, Турцией и Арменией, с последней Азербайджан более четверти века находится в состоянии войны за Нагорный Карабах, и такое географическое положение, помноженное на суровость природно-климатических условий, накладывает свой отпечаток на быт и нравы местного населения и властей. С севера на юг территория Нахичевани насчитывает 60 километров, с запада на восток – 150, на ее территории проживает чуть менее полумиллиона человек, поэтому изначально от привычного ритма жизни мегаполиса в Нахичевани приходится отказываться. Такого рода дауншифтинг, переход на пониженную передачу ритма жизни, требует двух-трех дней для адаптации, которых бывает вполне достаточно опытному путешественнику, чтобы разобраться со всеми особенностями местного колорита. И тогда уже самому остается решать, остаться ли еще на какое-то время, чтобы насладиться покоем и отсутствием суеты, или же возвращаться в кричащее многолюдие шумного мегаполиса. Лично я пробыл в Нахичевани две недели, нисколько о том не жалею и собираюсь при первой же возможности приехать сюда еще раз за тишиной и покоем, которых нет в суете большого города.

На первый взгляд бросается в глаза неторопливость, размеренность и даже провинциальность жизни нахичеванцев, что убаюкивает приезжего и не позволяет ему увидеть многих специфических черт жизни местного населения. Надо приложить некоторые усилия, чтобы вырваться из дремотного оцепенения, что обычно совпадает с поиском места для первого ужина. В Нахичевани есть много самых разных точек питания на самый разный вкус и кошелек – от респектабельных ресторанов до понятного любому горожанину фастфуда с пепси-колой. Рестораны привлекают посетителей традиционной азербайджанской кухней, точки фастфуда – турецкой. Днем, не в обеденный перерыв, легко можно найти свободные места, ближе к вечеру – уже сложнее. Здесь буквально бросается в глаза на фоне размеренной привычное взгляду жителя Москвы или Баку большое количество молодых людей, проводящих свободное время в кафе, чайханах, ресторанах быстрого питания, которых ближе к вечеру сменяют многодетные семьи местных жителей. Молодые нахичеванцы не питаются дома, а это прямо говорит о том, что у населения есть свободные деньги на то, чтобы их тратить в столовых, кафе и ресторанах. Люди более старшего возраста придерживаются более патриархального образа жизни, поэтому с ними поговорить по душам в будний день можно разве что на базаре.

Чайханы встречаются в Нахичевани чуть ли не на каждом перекрестке, если не на перекрестке, то в каждом квартале или микрорайоне, при этом в отличие от других городов Азербайджана они еще не утратили своего первоначального назначения места общения людей. Если в Баку и не только чайхана все больше трансформируется в кафе и все чаще воспринимается сначала как место питания, а и только потом как место общения, то а Нахичевани как географической области чайхана сегодня пока еще сохраняет своей первоначальное предназначение. В один из выходных дней я был в селении Шахтахты, чтобы осмотреть местный музей, а заодно и взглянуть на место, в котором сходятся государственные границы Азербайджана, Ирана и Турции (я был от него в нескольких сотнях метров). Шахтахты поразили меня симбиозом старого и нового: с одной стороны, газификация поселка, новая школа, больница, музей, мечеть, идеально асфальтированные улицы и дороги с не менее идеальной дорожной разметкой, с другой стороны, поведение людей, когда в субботний день, как кажется, все мужчины собрались на торговой площади и в чайханах, чтобы поговорить друг с другом. Мне, как европейцу, было странно видеть такое скопление откровенно бездельничающих мужчин среднего и старшего возраста при полном отсутствии среди них женщин, еще большую сюрреалистичность увиденному добавляло то, что многие из собравшихся, будучи за 50 метров друг от друга, звонили по мобильному телефону, чтобы пригласить кого-то присоединиться к своей кампании, хотя могли просто крикнуть или подойти, при этом по телефону они разговаривали так громко, что можно было услышать и без помощи телефона.

Есть еще одно обстоятельство, которое в Нахичевани бросается в глаза внимательному иностранцу, – это большое количество отделений, представительств и офисов банков, главным образом, иностранных – турецких и иранских. Их количество для маленькой по численности Нахичевани даже показалось мне до неприличия большим. Значительную часть времени моего пребывания в автономной республике они были закрыты из-за новогодних праздников, но надо полагать, что существуют они не напрасно, а приносят своим владельцам хорошую прибыль, иначе их содержание будет неоправданно с экономической точки зрения. Могу предположить, что они обслуживают торговые и транзитно-логистические предприятия и операции, для существования и проведения которых в автономии созданы все самые благоприятные условия. Я видел центральную республиканскую таможню в Нахичевани, таможенные посты в Шаруре и Джульфе, транспортные пограничных переход в Шахтахтах, и со знанием дела могу сказать, что международному автомобильному грузопотоку через территории Нахичеванской автономии нет никаких препятствий, и эта разновидность ютзнеса встречает исключительное благорасположение властей, которые стремятся привлечь иностранный бизнес и инвестиции на территорию своей республики.

В Нахичевани наблюдается значительное присутствие турецкого бизнеса и капитала, но говорить о том, что он захватил в регионе кучевые позиции, не приходится, Нахичеванская автономная республика была и остается азербайджанской во всех проявлениях своей социальной и экономической жизни. Нахичеванцы не мыслят себя вне Азербайджана, но при этом при каждом удобном случае стремятся подчеркнуть свою особую роль в азербайджанской истории и свой особый статус внутри своей страны. Иностранец на этой черте местного менталитета, если он что-то решил купить на базаре, может сэкономить некоторые деньги, если скажет торговцу: «Я не понял, ты азербайджанец или нахичеванец? Ты торгуешься как азербайджанец, но если ты – настоящий нахичеванец, дай скидку», и можете быть уверены, что легко сможете выторговать 10-15 процентов от суммы покупки. Но при этом надо иметь в виду, что такой трюк с жителями Ордубада – самого отдаленного города Нахичевани на границе с Ираном, испокон веков живших международной торговлей, не проходит: они не только не дадут скидки, но и сверх того постараются прожать иностранцу залежалый товар, который покупать из местных жителей из чувства самоуважения уже не станет.

Нацичеванцы традиционно реализуют свой жизненный и интеллектуальный потенциал в государственной службе, поэтому очень многие уроженцы территории, входящей сегодня в состав Нахичеванской автономной республики Азербайджана, во все исторически времена – и в Персидском шахстве, и в Российской империи, и в Советском Союзе, и в нынешнем Азербайджане – традиционно добивались и добиваются самых высоких административных должностей. Если посмотреть историю Нахичевани, то среди уроженцев республики есть один президент страны, два президента Национальной академии наук Азербайджана, один советский адмирал, один посол СССР при ЮНЕСКО, несколько высокопоставленных дипломатических работников нескольких стран мира – Азербайджана, России, Франции и даже Армении, два десятка царских генералов и десятки нынешних азербайджанских министров и генералов. Лучшие сыны Нахичевани, подобно горным орлам, всегда летали очень высоко, отчего у многих своих соотечественников создавали уверенность в том, что и им удастся реализовать себя за пределами своей исторической родины.

При этом всякий истинный нахичеванец никогда не порывает связи со своей исторической родиной. Так, в беседе со мной нынешний посол Азербайджана в Узбекистане Гусей Гулиев, который в далеком 1969 году уехал из Нахичевани в Москву поступать в военное училище и с тех пор побывал на своей малой родине всего несколько раз за жизнь, и то наездами по несколько дней, с теплотой в голосе говорил мне о дедовском доме и откровенно хвастался, рассказывая, как он его недавно отремонтировал. Урбанизированному европейцу, к категории которых я отношусь, трудно воспринимать такие мысли и поступки, но в любом случае они вызывают уважение. Подобное в чем-то наивное и порой даже гипертрофированное внешнее проявление любви нахичеванца к месту своего рождения я не раз встречал и в Азербайджане, и в России, когда вполне успешные администраторы (чиновники, так и военные и прочие начальники в погонах) открывают в городах, где сейчас работают или служат, рестораны национальной азербайджанской кухни и считают особым шиком то, что все продукты, горячительные напитки и даже минеральную воду завозят из Нахичевани. Из-за огромных транспортных расходов (не удивляйтесь, но нахичеванскую баранину и минеральную воду в Москву доставляют самолетами) себестоимость еды в таком ресторане очень высока, но цены заоблачно ради прибыли поднимать нельзя, так как не будет возможности конкурировать с соседями. Для своих хозяев такие рестораны, работающие, фактически, по принципу самоокупаемости, являются или дорогой игрушкой, или местом отдыха, куда они могут пригласить других нахичеванцев и как бы исподволь показать им: «смотрите, я не забыл, откуда я родом!».

При этом у нахичеванцев есть одна психологическая особенность, скорее всего, выработанная веками жизни во враждебном им персидско-армянском окружении, которую следует учитывать любому человеку, если он захочет иметь с ними дело (даже азербайджанцу из другого региона страны). Они с большим подозрением относятся к любым инициативами, исходящим не от местных уроженцев. Когда с ними начинаешь говорить о чем-то, что может улучшить их жизнь, то в их взгляде читается вопрос: «а зачем ты мне все это говоришь, когда я тебя об этом не просил?». Они очень ревностно оберегают свой уклад жизни и представления о том, что хорошо, а что плохо, и лично я, столкнувшись пару раз с этим, уже зарекся что-либо говорить им в отношении их жизни. И я не советую никому другому повторять мои ошибки: любой нахичеванец услышит только то, что он сам захочет услышать, но никак не то, что говоришь ему лично ты.

Власть и общество

Нахичевань в Баку и во всем остальном Азербайджане за глаза называют «образцово-показательным ханством строгого режима», такую характеристику я слышал ни раз, и ни два от самых разных людей, начиная от высокопоставленных чиновников и заканчивая рядовыми обывателями. Побывав уже два раза в Нахичевани, чем не может похвастаться абсолютное большинство азербайджанцев, я могу с полной уверенностью сказать, что эта нелицеприятная характеристика была придумана бакинцами в совершенно конкретных исторический условиях начала 1990-х годов, чтобы оправдать их собственную беспомощность. Тогда в условиях развала СССР и начавшейся Карабахской войны, когда пришедшие к власти политические силы терпели одной поражение на фронте за другим, во главе Нахичевани встал бывший секретарь Политбюро ЦК КПСС и будущий президент Азербайджана Гейдар Алиев. Он стал символом возрождения азербайджанской государственности, которая началась в Нахичевани. Его преемник на посту глава Нахичевани Васиф Талыбов, зарекомендовавший себя в условиях войны не только как государственный деятель, но и как организатор обороны территории Нахичевани от агрессии вооруженный сил Армении, имеет реальное право чувствовать свое моральное превосходство над многими нынешними бакинскими чиновниками, которое он часто и охотно реализует, отчего в их глазах имеет соответствующую репутацию.

К сожалению, и с этим мне пришлось не раз сталкиваться и в Баку, и в Нахичевани, среди современных азербайджанцев бытуют совершенно превратные представления о ситуации в Нахичевани. Один из моих нахичеванских собеседников, помнится, очень обижался на бакинцев, рассказывая историю о том, как он приглашал к себе на свадьбу однокурсников по юридическому факультету Бакинского госуниверситета. Он мне говорил чуть ли не слезами на глазах, что те не верили ему, будто гражданам Азербайджана не нужен заграничный паспорт для въезда на территорию Нахичевани. Для меня – иностранца эта история звучала как забавный анекдот, но при этом я прекрасно понимаю, что она отображает реальное состояние менталитета азербайджанского общества, многие стереотипы и фобии которого гражданину другой страны совершенно непонятны.

Все увиденное мной в Нахичевани свидетельствует о высоком уровне если не вмешательства, то, как минимум, самого деятельного присутствия власти в экономической и социальной жизни республики. С позиции абстрактных понятий европейского либерализма это можно рассматривать как авторитаризм, но в объективных реалиях местной жизни все воспринимается совершенно по-другому. Я специально приехал в Нахичевань, чтобы подправить свое здоровье в санатории «Дуздаг» (в переводе на русский – «Соляная гора»), физиотерапевтическая лаборатория которого расположена в глубине одноименной горы на расстоянии полукилометра. Дорога от отеля до входя в гору занимает каких-то два километра, но чтобы ее построить, пришлось преодолеть четыре гряды холмов по 50-60 метров высотой каждый. Санаторий имеет статус республиканской здравницы, половина мест в котором отведена для местных жителей и распределяется между ними бесплатно, построить дорогу к нему силами частного капитала, стремящегося только в извлечению прибыли, было бы вряд ли возможно. Нахичеванская власть взяла решение этого вопроса в полном объеме на свое иждивение, и теперь бальнеологическим курортом могут пользоваться и местные жители, и гости республики, отчего, по-моему, выигрывают все – и местное население, и власть, и иностранцы. При этом каждый иностранец за две недели такого лечения в Нахичевани, не считая расходов на перелет, оставляет 2-3 тысячи долларов.

Даже этот частный пример наглядно свидетельствует о том, что власти Нахичеванской автономной республики Азербайджана очень активно и успешно реализуют принцип государственно-частного партнерства, внедрение которого в практику экономической жизни России, несмотря на все усилия Кремля, идет со скрипом. Например, власть в Нахичевани строит первоклассные по качеству дороги, частный бизнес обустраивает объекты придорожной инфраструктуры – заправки, мотели, кафе, которые, как мне это довелось наблюдать воочию, редко когда пустуют. Проехать всю территорию Нахичевани с севера на юг можно за час, с запада на восток – за два-три, опытный шофер-дальнобойщик такие расстояния просто не замечает. Однако созданный бизнесом комфорт и гарантированная властью безопасность заставляет его остановиться на отдых и даже заночевать именно где-то в пределах нахичеванской автономии. Здесь он ест, пьет, спит, заправляет свой трейлер, и все это создает прибавочную стоимость для местного бизнеса и последующего налогообложения. Но создать такую экономическую модель своего рода «перевернутого» марксизма, когда власть образует базис, а бизнес – настройку, можно было только волевым усилием государства.

Придорожная полоса дороги в западном направлении из Нахичевани в Седерак, и особенно ее ответвление на Дуздаг поделена на участки протяженностью от 75 до 300 метров, каждый из которых засаживается плодоносящими деревьями в шесть рядов с искусственным поливом и обязательной еженедельной обработкой земли. Создание садов на глинистой почве вдоль автомобильных дорог является прямой инициативой власти, к этой работе привлекаются только государственные чиновники (не путать с бюджетными работниками!), которые один день в неделю посвящают благоустройству подведомственной им территории. Такая деятельность на благо экологии республики продолжается уже 10 лет и приносит свои плоды. Все в Нахичевани с гордостью говорят об этом, но мало кто при этом вспоминает, что такие работы возможны только по инициативе власти, которая в этих условиях будет восприниматься исключительно как авторитарная. Увидя все это, как говорится, собственными глазами, я уже не знаю, как мне следует относиться к привычным политологическим терминам, и стоит ли вообще обращать на них внимание, когда сталкиваешься с реальностью, наличие которой ранее не мог себе даже представить.

В Нахичевани обращает на себя внимание очень высокая развитость инженерно-коммунальной инфраструктуры, что напрямую свидетельствует об уровне общего социально-экономического развития региона. Я уже сказал о том, что абсолютно все населенные пункты Нахичеванской автономной республики Азербайджана газифицированы, электрифицированы, имеют центральный водопровод, что предопределяет материально-техническую основу и качество их существования и дальнейшего развития. Каждый поселок имеет новую школу, больницу или амбулаторно-фельдшерский пункт и еще какой-нибудь объект социальной инфраструктуры – детский сад, музей, клуб, построенные по типовым проектам за государственный счет, что указывает на наличия и планомерную реализацию какой-то единой программы социально-экономического развития территории автономной республики. В этом смысле нахичеванцы живут в гораздо лучше организованных условиях, чем жители соседних стран, жизнь которых мне довелось наблюдать, глядя через границу.

Когда я общался с руководителем аппарата Милли Меджлиса (в переводе на русский язык – Народного Совета) Нахичеванской автономной республики Азербайджана Али Гасановым, являющимся, по сути, главой исполнительной власти автономии, то в разговоре с ним мне удалось узнать, что властям удалось преодолеть главный негативный демографический процесс – отток лучших интеллектуальных и управленческих кадров в Азербайджан, центральная власть которого традиционно рекрутировала лучших нахичеванцев на руководящие органы в административном аппарате страны. Местная власть всячески способствует интеллектуальном развитию молодежи, в столице есть два университета – государственный и частный, а также педагогический институт, что полностью удовлетворяет все потребности в получении высшего образования. В структуре государственного университета есть даже своя консерватория и медицинский институт, чего нельзя встретить в провинциальных вузах самых развитых стран мира. Этим высшая школа Нахичеванской автономной республики выгодно отличается не только от всего остального Азербайджана, но и от своих ближайших соседей – Ирана, Турции и Армении. В самой Нахичевани есть профильные средние школы с преподаванием всех предметов на русском и английском языках. Поэтому за интеллектуальное будущее Нахичевани можно не беспокоиться.

Когда видишь все это, то забываешь о наличии важнейшего внешнеполитического фактора, во многом определяющего повседневную жизнь Нахичеванской автономной республики. В 2018 году исполняется 30 лет армяно-азербайджанской войны за Нагорный Карабах, причем для Нахичевани данный факт – не абстрактное понятие, а реальность каждодневного бытия, поскольку вся северная часть государственной границы Азербайджана на территории Нахичевани представляет собой, по сути, линию фронта с Арменией. В Нахичевани дислоцирована отдельная армия вооруженных сил Азербайджана, в понимании европейца представляющая собой общевойсковую дивизию военного времени, в состав которой включена четверть личного става азербайджанской Национальной армии. Наличие столь значительного контингента войск на столь маленькой территории глазу обывателя, а тем более – для взгляда иностранца практически незаметны, все перемещения техники производятся исключительно ночью и по сельской местности. Однако надо понимать, что под места картирования войск, их учебные полигоны, директрисы маневрирования и пути снабжения отведены территории, которые исключаются из хозяйственного оборота. За пределами города Нахичевани и других крупных населенных пунктов автономии на каждом шагу натыкаешься на присутствие армии – эскарпированные холмы для организации обороны, прорезанные в холмах колонные пути для скрытного перемещения войск, запасные позиции батальонного и дивизионного уровня и даже полевые аэродромы. Все это наглядно свидетельствует о том, что нахичеванская автономия вот уже 30 лет живет в состоянии войны, и в этих условиях ведущая роль власти в жизни местного общества и существовании бизнеса неизбежна.

Логика если не военного времени, то, как минимум, полной и постоянной мобилизационной готовности республики к войне с Арменией за возвращение Нагорного Карабаха, в неизбежности которой уверены практически все местные жители (для нахичеванцев, в отличие от большинства бакинцев, предстоящая война – это уже давно решенный вопрос, а не образная фигура речи), предопределяет всю логику государственно-частного делового партнерства. К западу и востоку от Нахичевани – в сторону Седерака и Ордубада соответственно – в непосредственной близости от главной автодороги республики построены два крупных цементных завода, мощностей одного из которых вполне хватило бы на удовлетворение всех хозяйственных нужд автономии, но построены и работают в половину своей мощности каждый два – как раз на случай войны, чтобы обеспечить мобилизационные потребности или вообще не остаться без цемента в случае успешного ракетного удара противника. Естественно, ни о каком искусственном создания конкуренции речи в этом случае не идет. Подобное дублирование производственных мощностей в Нахичевани наблюдается буквально во всем, даже в образовании. Как уже было сказано выше, в Нахичевани есть два университета – государственный и частный с очень похожим перечнем подготовки, и сделало это не для того, чтобы выяснить, кто из них лучше, а для того, чтобы вообще не остаться у разбитого корыта.

Мир и война, война и мир для современной Нахичевани – это совсем не абстрактные понятия, это – повседневная реальность. Реальность, которая управляется местной властью, пользующейся полной поддержкой общества. «Перевернутый» марксизм, нахичеванского бытия когда власть – это базис, а общество и бизнес – надстройка, – это никакая не абстрактная автократическая, а вполне жизнеспособная и реально действующая модель организации жизни маленькой по территории республики с суровым климатом, 30 лет успешно развивающейся в условиях перманентной окопной войны.

Праздничное нашествие иранских азербайджанцев

Идиллические и даже пасторальные картины жизни Нахичевани на несколько дней были скомканы массовым приездом для празднования Нового года сразу нескольких тысяч граждан Ирана. Все отели в Нахичевани – от пятизвездочных до трехзвездочных, и даже придорожные мотели были забиты ими. А в отеле «Дуздаг» на окраине столицы нахичеванской автономии, в котором я проживал в те дни, по этому случаю даже прекратили текущий ремонт, чтобы разместить максимальное число вырвавшихся из Ирана на светские праздники постояльцев.

Вели себя иранцы в Азербайджане в понимании русского человека именно так, как ведут себя в России финны и поляки, – мужчины находились в постоянном поиске выпивки, женщины – в поисках выпивки и приключений. Такое количество пьяных людей на единицу пространства, сегодня в России можно увидеть только на каких-нибудь закрытых корпоративных вечеринках, тогда как в публичных местах – в ресторанах, кафе или ночных клубах Москвы и не только – она просто невозможна, поскольку секьюрити строго наблюдают за тем, чтобы соблюдались если не нормы морали и правила приличия, то хотя бы внешняя респектабельность поведения и правопорядок. В отелях, гостиницах и мотелях Нахичевани празднующим Новый год иранцам было позволено буквально все, – они пили, плясали, орали, до непристойности громко смеялись, курили кальян (а исподтишка и анашу), спали на диванах и просто на полу в вестибюле и холлах отеля, флиртовали, заводили случайные половые связи, били посуду, ломали мебель, словом делали все то, что делать им в Иране категорически запрещено. И за все это очень охотно платили, возмещая ущерб имуществу приютившего их на время заведения в троекратном размере. Поэтому им разрешалось практически все, кроме криминала.

Из бесед с местными жителями я узнал, что абсолютно такая же картина была не только в самой Нахичевани, но и повсеместно во всей автономной республике – как во вполне пристойных с точки зрения развития коммунальной цивилизации Джульфе, Седераке, Абатабаде, так и в совершенно провинциальном Ордубаде или Шахтахтах. Запасы спиртного в отелях и окрестных магазинах были истреблены иранцами еще 29-30 декабря, после чего начались их поездки на такси по всей Нахичевани в поисках выпивки. Пять дней – с 29 декабря по 1 января – оказались для экономики всей нахичеванской автономии Азербайджана поистине «золотыми». Новое нашествие иранцев ожидается в марте по случаю празднования Новруз байрама.

Я смотрел на эту вакханалию иранцев трезвыми глазами и пытался понять анатомию всего происходящего вокруг меня. Объяснить для себя все увиденное чем-то иным, чем стремлением купить «глоток свободы», я не мог. Надо понимать, что позволить себе уйти в загул на территории соседней страны могут позволить себе только достаточно состоятельные люди, которые могут позволить себе потратить пару тысяч долларов на человека за пять дней для оплаты перелета, визового сбора (между Азербайджаном и Ираном существует межгосударственное соглашение, по которому азербайджанские гражане могут посещать Иран в безвизовом порядке, тогда как для посещения Азербайджана иранцам требуется виза, которая покупается ими в пунктах пропуска через границу), отеля и выпивки. Таких людей обычно называют «средним классом», представители которого у себя на родине отвечают определенным социальным стандартам. Обычно это люди среднего и старшего возраста, с достаточно высоким уровнем образования, не связанные с государственной службой, а также их дети и ближайшие родственники.

В ресторане отеля по случаю Нового года страстно отплясывали иранцы лет 45-50-ти и их жены или подруги, тогда как люди более молодого возраста просто заливали в себя вино, сидя в веселых и шумных кампаниях. Мои иранские сверстники вели себя так, будто хотели вернуться в годы своей молодости, во времена шаха Рза Пехлеви, когда их жизнь была свободна от всех внешних религиозных ограничений, наложенных исламской революцией 1978 года. В связи с этим мне запомнился один мимолетный случай, ярко характеризующий отношение выехавших на праздники в Нахичевань иранцев у них на родине: 29 или 30 декабря на завтрак спустились из номера две уже немолодые иранки в своих традиционных платках на голове, их появление в таком виде соотечественники встретили красноречивыми взглядами, а на обед они вышли уже с цивильными прическами. Иранки на Новый год в Нахичевани отдавали предпочтение броскому и даже вульгарному (от отсутствия практики пользоваться косметикой) макияжу, накладным ресницам, вину и даже водке, вели себя расковано и даже фривольно.

При этом иранцы в Азербайджане на Новый год вели себя так, будто их никак не волновали события у себя на родине. Рост цен в магазинах на продукты и товары первой необходимости, спровоцировавший массовые беспорядки и столкновения с силами охраны правопорядка их явно не волновал. Иранцы веселились и развлекались, кто как мог, из чего я сделал вывод о том, что они были бесконечно счастливы оказаться подальше от всего того, что творилось на улицах их родных городов. В определенный момент времени мне даже показалось, что все они знали о готовящихся беспорядках и специально уехали за границу, чтобы не быть к ним никоим образом причастными. Они купили для себя несколько дней веселой и беззаботной жизни, и никто из них не хотел от нее отказываться.

Власти Нахичеванской автономной республики Азербайджана, как я заметил, очень спокойно и даже благосклонно смотрят на все эти увеселительные «рейды» иранцев на свою территорию, которые являются весомой статьей доходов для местного бизнеса и бюджета. Поэтому они не только не противодействуют, но и всячески способствуют этому. В беседе с руководителем аппарата Милли Меджлиса нахичеванской автономии Али Гасановым я поделился своими мыслями на счет иранцев, и они были встречены с полным одобрением. На брутальный отдых иранцев власти Нахичевани смотрят, как на стабильный и перспективный источник доходов республики, и всячески намерены его стимулировать. В частности, уже сейчас в Джульфе, являющейся азербайджано-иранской свободной экономической зоной, с участием государственного финансирования строится городок из отелей самого разного класса и уровня комфорта, ориентированных на прием иранских туристов, для которых даже нахичеванская патриархальность и дисциплина кажутся олицетворением свободы жизни и нравов. Завершение первой части этого проекта планируется уже этим летом. Адекватно понимая роль местной власти в жизни нахичеванского общества и бизнеса, я верю в то, что уже через несколько месяцев приток иранских туристов в Нахичевань в поисках веселья и беззаботности еще более увеличится.

Советы приезжающему в Нахичевань туристу.

Первое. Жизнь в Нахичевани размеренная и спокойная, климат – суровый, а природа – дикая. Если вы привыкли отдыхать на приморских фешенебельных курортах, то вам тут не место. В сельской местности легко встретить не только волка (охота на диких животных запрещена по всей территории Нахичевани), но и на местную овчарку, размер лапы которой сопоставим с собакой Баскервилей. Когда я выехал поглядеть на окрестности Нахичевани, я встречал на земле отпечатки собачьих лап размером с ладонь взрослого мужчины, после чего желания побродить вечером и ночью за пределами городского освещения у меня резко поубавилось. Не знаю, нападают ли местные овчарки на людей, но выяснять это никому не советую. Впрочем, использованием местного такси решает эту проблему в корне.

Главными достопримечательностями Нахичевани являются могила пророка Ноя, в мусульманской традиции – Нуха, ханский дворец, множество мавзолеев и усыпальниц знатных исторических особ многих эпох и народов, расположенные в пределах городской черты административной столицы автономной республики. Для знакомства с ними и фотографирования вполне хватит половины светового дня, так как расположены они в черте города очень компактно. Об остальных развлечениях и впечатлениях придется позаботиться отдельно, для чего придется выезжать за пределы Нахичевани.

В 20 километрах от столицы автономии на высоте 2000-2200 метров над уровнем моря находится археологическая крепость Алинджа-гала. Чтобы познакомиться с ее основной частью, придется подняться в горы на 500 метров, начиная с отметки 1700 метров над уровнем моря, для чего необходимо будет преодолеть 2000 ступенек вверх и такое же количество ступенек вниз. От основной крепости до ее цитадели, которая расположена еще на 200 метров вверх в горы, надо пройти еще 1200 ступенек в одну сторону. Неподготовленному городскому жителю проделать целиком весь такой туристический маршрут вряд ли окажется под силу. Но если вы все-таки рискнете совершить такую экстремальную экскурсию в поисках новых впечатлений, проверки своих возможностей и ради знакомства с красотами горных пейзажей на высоте 2000 метров, то должны понимать, что такое приключение займет у вас целый световой день, а на следующий день вам будет проблематично дойти даже до ресторана в отеле.

Несмотря на то, что Азербайджан и Нахичевань как его составная часть являются страной светского ислама, здесь тщательно сохраняется историко-культурное наследие иных мировых религий. Так, неподалеку от Нахичевани располагается музей на основе существовавшего со II до XII столетия христианского монастыря, основанного по преданию апостолом Варфоломеем, «крестителем Кавказа», одним из 70 «избранных», который согласно христианской богословской традиции слушал Нагорную проповедь Христа вместе с апостолами накануне его распятия. Остатки монастыря расположена на высоте более 3200 метров над уровнем моря, на границе вечных снегов, доступ в это место зимой невозможен, и попасть в него можно только летом, когда снег поднимается вверх в горы. Сами понимаете, экскурсия в этот монастырь сравнима с восхождением в горы, поэтому без тренировки и наличия хорошей физической формы мечтать о ней даже не приходится. Но тот, кто сможет подняться туда и вернуться обратно с полным правом может считать себя настоящим горцем, на таких людей даже нахичеванцы смотрят с уважением.

Второе. Если вы собираетесь приехать в Нахичевань, то рискуете стать жертвой традиционного азербайджанского гостеприимства с оттенком нахичеванского радушия. Традиционная местная пища настолько вкусна, а вино и горькие настойки настолько приятны на вкус, что очень легко можно за неделю прибавить несколько лишних килограммов в весе. Здесь очень легко превратиться в персонажа азербайджанских народных сказок Гарынгулу, «раба желудка», аналога британского Робина-Бобина. Диету в ее европейском понимании здесь не соблюдает никто, и стать исключением из правила у вас никак не получится. Даже азербайджанские рестораторы сами признают, что нахичеванская баранина – самая вкусная на всем Кавказе, в ее потреблении под вино и местные соления на свежем воздухе очень сложно остановиться. Нахичевань расположена на высоте 1500 метров над уровнем моря, обмен веществ в человеческом организме на такой высоте идет совсем не так, как в равнинной Европе, и это обстоятельство также надо учитывать при планировании поездки.

Но самое худшее будет ждать по возвращении домой: перелет из экологически чистого высокогорья на равнину в удушливую атмосферу современного города на неделю, а то и больше сделает привычную для вас еду абсолютно безвкусной. И чем дольше вы пробудете в Нахичевани, тем больше будет длиться у вас такое гастрономическое разочарование. Лично мне потребовалась неделя на то, чтобы вновь войти в привычный для себя рацион питания и вновь начать ощущать привычный вкус городской еды и заставить свой язык и желудок забыть об упоительном вкусе нахичеванской кухни.

Третье. При посещении Нахичевани всегда следует помнить, что сорок процентов периметра государственной границы Азербайджана в нахичеванской автономии с Арменией уже 30 лет представляет собой сплошную линию фронта, хотя последние два десятилетия дело дальше перестрелок на передовой не заходит. Ситуация на фронте внешне не оказывает ни малейшего влияния на повседневную жизнь нахичеванской автономии, но местные жители под самым благовидным предлогом обязательно поинтересуются у вас личным отношением к армяно-азербайджанскому нагорно-карабахскому конфликту. Всем приезжающим в автономную республику следует помнить, что армянам никогда исторически не было места в Нахичевани, даже в имперское время и в годы советской власти процент этнических армян среди местного населения никогда не превышал четверти от общего количества населения. Находящаяся в Нахичевани могила пророка Ноя, в мусульманской традиции – пророка Нуха произвольно присвоена армянами как их национальная святыня, никогда им исторически не принадлежавшая, но являющаяся в равной мере наследием большинства современных народов и цивилизаций. Любая иная высказанная вслух точка зрения чревата существенными неприятностями, в первую очередь, не с местными властями, а с местными жителями, которые горды все как один тем, что отстояли свою землю от армянской агрессии в начале 1990-х, даже несмотря на то, что тогда из Баку звучали призывы к капитуляции. Нахичевань – это единственная прифронтовая область Азербайджана, которая не потеряла ни клочка своей территории во время Карабахской войны, и здесь все от мала до велика об этом помнят. Служба в армии для всякого молодого нахичеванца является почетной и престижной, проходит на территории республики. В Азербайджане прекрасно понимают это, поскольку любой человек наиболее самоотверженно и мужественно будет защищать именно ту землю, на которой родился и вырос.

Четвертое. Нахичеванцы, будучи естественными и искренними сторонниками и приверженцами традиционных ценностей, требуют того же и от своих гостей, поэтому любое вторжение в свою личную жизнь они воспринимают как оскорбление. В знак уважения они могут рассказать что-то о своей семье, но требовать каких-то подробностей сверх сказанного не следует, так как это будет воспринято как личное оскорбление. Далее совместного чаепития в чайхане или ужина в ресторане в свою личную жизнь они не пускают, и требовать чего-то большего от них нельзя, так как это будет воспринято как невежество и хамство.

Олег Кузнецов

Впервые Нахичевань упоминается в Географии Птолемея как «Наксуана» . Согласно этому источнику, город был основан в 4400 году до н. э..

Согласно М. Фасмеру и Г. Хюбшману топоним «Нахичевань» происходит от арм. → «Нах» - первичная, «иджеван» - высадка. Однако, как отмечает Хюбшман, «Нахичевань» не был известен под этим названием в древности. Вместо этого, он заявляет, что современное название эволюционировало в «Нахичевань» от «Нахчаван» - где приставка «Нахч» было именем, а «aван» от арм. «» → «местность».

Древнейшие памятники материальной культуры племён, населявших в древности территорию современной Нахичевани, относятся к эпохе неолита. Во II тысячелетии до н. э. на территории Нахичеванской Автономной Республики была развита Нахичеванская археологическая культура. В начале I тысячелетия до н. э. эта территория входила в состав государства Урарту. В VIII-VII вв. до н. э. территория Нахичеванской Автономной Республики входила в состав государств Манна и Мидия, с VI века до н. э. - в состав государства Ахеменидов , в границах сатрапии Армения, граничила с Мидией рекой Аракс. Позже вошла в состав царства Атропатена.

В составе Великой Армении

С начала II в. до н. э. по 428 г. н. э. часть Великой Армении . Нахичевань находилась в центре армянского государства, простиравшегося, как отмечает энциклопедия «Ираника», от Куры до верховий Евфрата и Тигра. Согласно армянскому географу VII века Ананию Ширакаци, в составе Армении район принадлежал нахангам (провинциям) Васпуракан и Сюник, причем земли по Араксу, то есть гавары (уезды) Нахчаван (позднее Нахиджеван) и «обильный вином» Гохтн (район Ордубада) входили в состав Васпуракана, тогда как более северные земли принадлежали гаварам Чахук (ныне Шахбузский район) и Ернджак (Джульфинский район) наханга Сюник (карта провинции, автор Роберт Хьюсен). Эта область управлялась наследственными гофмейстерами армянских царей, которые, носили титул мардпетов, а их род именовался Мардпетакан. Согласно Фавсту Бузанду, в самом Нахчаване Тиграном Великим были поселены евреи, выведенные из Палестины. Когда во время персидского нашествия на Армению в 369 г. город был взят персами, они вывели оттуда „две тысячи семейств армян и шестнадцать тысяч семейств евреев“ . В конце IV в. в Гохтне проповедовал учёный и монах Месроп Маштоц, который именно там пришёл к мысли о необходимости перевода Библии на армянский язык, для понимания местным населением. Монастырь на месте, где проповедовал Маштоц (построен в 456 году), сохранялся до последнего времени в селе, носившем в честь Маштоца название Месропаван.

В составе Персии и Арабского Халифата

К началу н. э. Нахичевань была важным пунктом торговли между Западом и Востоком. Территория Нахичевани в III веке была завоёвана Ираном , в 623 - Византией, в середине VII века - арабами.

Когда они дошли до пределов армянских, то рассеялись для нападения. Они разделились на три отряда, из которых один выступил на васпураканскую область и завладел селами и замкам, до города Нахичевана; другой на страну Тарон, третий, дойдя до Когойовита, осадил укрепление Арцап…

Как отмечает „Энциклопедия ислама“ в эпоху арабов собственно Нахичевань, наряду с Двином, был одним из важнейших городов Армении.

В 705 году арабы заживо сожгли в церквях Нахичевана и соседнего селения Храм представителей армянской знати, приглашенных ими якобы для заключения договора (800 человек).

В IX веке население этой области было связано с движением Бабека, хотя большой роли в нём не играло.

Армянские города расположенные вдоль реки Аракс, в том числе и Нахичевань, в течение средневековья многократно становились ареной борьбы. Так, например, в середине X века эмир Дайсам ибн Ибрагим во главе курдских войск вторгся в Армению и захватил Нахичевань. Далее контроль над этой территорией было оспорено курдской династией Шеддадидов, иранской династией Саларидов и Раввадидадами - по-видимому курдизированными арабами.

Багратидская Армения

В конце IX века Нахичеван был отвоеван у арабов вторым царем Анийского царства - Смбатом I Багратуни, который в 891/92 году отдал его на правах условного владения князю Сюника. В 902 году Смбат передал его владетелю Васпуракана Ашоту Арцруни, а после смерти последнего в 904 году - вновь владетелю Сюника Смбату. После этого Нахичеван оставался в составе Сюника, со временем приобретшего фактическую независимость от Ани. В арабских источниках Нахичевань упоминается как Нашава. Согласно Ибн-Хаукаль (X век) жители области Нахичевань говорили по-армянски:

Жители Дабиля и Нашава, а также окрестных провинций говорят по-армянски

Сельджуки, монголы, Тимур

В 1064 Нахичевань завоевана сельджукским султаном Алп-Арсланом, когда началась полномасштабное завоевание Армении. В годы правления атабеков Азербайджана из династии Ильдегизидов, Нахичевань становится столицей государства.

С начала XIII века в районе Нахичевана владычествовали роды Орбелянов и Прошьянов, которые, как это видно из летописи Степаноса Орбеляна (XIII в.), сохранили свое значение и после тюркского завоевания.

В XIII-XIV вв. Нахичевань подвергалась нашествиям монгольских завоевателей и Тимура. Рубрук, посетивший Нахичевань после монгольского нашествия, пишет, что город «прежде был столицей некоего великого царства и величайшим и красивейшим городом; но татары обратили его почти в пустыню. Прежде в нём было восемьсот армянских церквей, а теперь только две маленьких, а остальные разрушили сарацины».

Оттеснение армянского населения тюрками

Уже в сельджукскую эпоху в регионе начинается многовековой процесс оттеснения армянского населения пришлым тюркским, особенно усилившийся после нашествий Тимура. В период монгольского владычества Северная Армения подвергается разрушению и разграблению, а с конца XIII века Газан-хан подвергает сильным гонениям армянское население, особенно из Нахичевана и близлежащих областей. Процесс изгнания армян Нахичевани усиливается с XVI-XVII вв., в период османо-персидских войн, когда значительное большинство армянского населения Нахичеванской области либо погибло, либо было угнано в Персию. Современник «Великого сургуна» (тогда выселялись также мусульмане и евреи) организованного персидским шахом Аббасом I в 1604 году, Аракел Даврижеци, пишет: «…он превратил в необитаемую [пустыню] благоденствующую и плодородную Армению. Ибо при переселении он изгнал в Персию [жителей] не одного или двух, а многих гаваров, начиная с границ Нахичевана через Ехегадзор, вплоть до берегов Гегамских…» . Одновременно, в XVI-XVII веках, Закавказье не только стихийно, но и целенаправленно заселялось курдами и туркменскими кочевыми племенами, которых местные правители рассматривали как свою опору. Историк XVII века сообщает:

Великий царь персов шах Аббас первый выселил армянский народ из коренной Армении и погнал их в Персию с целью опустошить страну армян и застроить страну персов, уменьшить [численность] народа армянского и увеличить - персидского. И так как сам шах Аббас был человек осторожный и предусмотрительный, всегда и беспрестанно думал и размышлял о том, как бы предотвратить возвращение армянского населения к себе на родину…

Тогда только из Джулфы число депортированных армян, по разным данным, колеблется от 12 тыс. семейств до 20 тыс. человек.

В 1746 г. Надир-шах приказывает переселить 1000 армянских семейств из Нахчевана в Хорасан.

Эпоха османо-сефевидских войн

В XV в. Нахичевань входила в состав государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу , в XVI в. оспаривался Турцией и державой Сефевидов . Примерно в 1500 году к северу от реки Аракс, в Персидской Армении, поселяется тюркское кочевое племя кангарлу.

Осенью 1603 году шах Аббас I в ходе войны с Оттоманской империей занял Нахичеванский регион. Турецкий гарнизон города Нахичевани капитулировал перед Сефевидскими войсками и покинул Нахичевань вместе с жителями-суннитами, тогда как «воины города» (из местных мусульман), по сообщению Аракела Даврижеци, поспешили заявить о своей приверженности шиизму: они «быстро сняли с себя османскую одежду, постригли длинные бороды свои, облачились в кызылбашскую одежду и стали похожи на стародавних кызылбашей». Однако летом 1604 года оттоманские войска предприняли контрнаступление, заставшее Шаха Аббаса врасплох. Не надеясь удержать регион, Шах Аббас решил осуществить тактику «выжженой земли» и вывел всё население Нахичевани и Эривани (как армянское, так и мусульманское) вглубь Персии, по словам Аракела, «превратив в необитаемую [пустыню] благоденствующую и плодородную Армению». Всего из Нахичевани и Еревана было угнано в Персию 250-300 тысяч армян. В частности, лишился своего населения крупный город, населённый преимущественно армянами и бывший центром армянской торговли (прежде всего шёлком) в регионе - Джуга (Джульфа), жители которой при занятии персами торжественно вышли встречать шаха Аббаса во главе со священниками. Её население около 20.000 человек было переселено в Исфахан, где образовало армянский пригород, существующий до сих пор - Новую Джульфу. При этом многие армянские ремесленники и беднота погибли при переселении, а богатые купцы превратились в приказчиков шаха.

Современная исследовательница Е. Родионова выделяет несколько причин выселения армян в Персию (получившего название «великий сургун»): а) военно-стратегическая: ослабить противника, оставить «выжженную землю»; б) политическая: укрепление центральной власти, ослабление сепаратистских областей); б) экономическая (намерение основать армянскую колонию в центре своей державы и перенести центр караванных путей из Джульфы в Иран) и стремление использовать труд искусных армянских ремесленников на строительных работах в Исфахане. В числе переселённых было и тюркское племя Кенгерли, которому было разрешено вернуться в Нахичевань при потомке шаха Аббаса I шахе Аббасе II. При завоевании Нахичеванской области, шах Аббас I устраивал резню суннитского населения. По мнению специалиста по истории Ирана Аптина Ханбаги, в ходе турецко-персидских войн армянам повезло больше, чем мусульманам, так как турки убивали шиитов, а персы - суннитов.

Нахичеванское ханство

Посетивший Нахичеванский край в 1648 году турецкий путешественник Эвлия Челеби описывал его как цветущий край и называл Нахичевань «гордостью среди городов иранской земли». По его сообщению, в благоустроенном городе Карабаглар, составлявшем отдельное султанство в Нахичеванской земле, его угостили 26 сортами груш. Описывая город Нахичевань, Челеби отмечал, что «город украшают 10000 больших домов, крытых глиной; имеется 70 соборных мечетей и мест поклонения, 40 квартальных мечетей, 20 домов для приезжих, 7 прекрасных бань, около 1000 лавок».

В 1720-гг. некоторые территории (район Ордубад-Агулис) Нахичеванского края были заняты авид Беком и Мхитаром Спарапетом - предводителями армянского национально-освободительно движения в Сюнике (Зангезур).

В середине XVIII в. после гибели Надир-шаха Гейдар-Кули хан из рода Кенгерли создал Нахичеванское ханство.

В составе России

В начале XIX века регион стал ареной русско-персидских войн. По Гюлистанскому трактату Россия отказалась от попыток захватить Нахичевань, признав ханство «в совершенной власти» Персии, однако в ходе новой русско-персидской войны Нахичевань была занята войсками генерала Паскевича, встреченными населением с полной покорностью, и согласно статье III подписанного в 1828 году Туркманчайского договора, Нахичеванское и Эриванское ханства передавались шахом «в совершенную собственность» России. Келбали Хан Нахичеванский был ослеплен в свое время Ага-Мохаммед ханом Каджаром, что вызвало в семье естественную ненависть к династии Каджаров, в результате его сын, правитель ханства Эхсан-хан Кенгерли вместе с братом Ших-Али беком добровольно перешёл на сторону России, оказав важную помощь в войне с Персией, за что ему было пожалован чин полковника русской службы и он был назначен наибом Нахичеванского ханства, а Ших-Али бек наибом Ордубадского округа. В октябре 1837 года Эхсан Хан был произведён в генерал-майоры. В 1839 году, под давлением главноуправляющего на Кавказе генерала Е. А. Головина Эхсан Хан вынужден был отказаться от должности наиба. В порядке компенсации он был назначен походным атаманом Кенгерлинского войска, а позже военно-походным атаманом Закавказских мусульманских войск.

Указом Николая I от 21 марта 1828 года, сразу же после заключения Туркманчайского договора из присоединённых к России Нахичеванского и Эриванского ханств была образована Армянская область, из которой в 1849 году с присоединением Александропольского уезда была образована Эриванская губерния.

Согласно условиям Туркманчайского мира, российским правительством было организовано массовое переселение в Армянскую область армян из Персии. Это вызвало недовольство мусульманского населения, лишавшегося своих земель, которые отдавали переселенцам. Чтобы снизить напряженность в регионе, российский посол в Персии А. С. Грибоедов рекомендовал главнокомандующему российской армии на Кавказе графу Паскевичу дать приказ о перемещении части переселившихся из Персии в Нахичевань армян в Даралагез.

Согласно данным 1831 года в Нахичеванской области проживали 37 тыс. армян (из который 2,7 тыс. старожилы, 10 тыс. переселенцы из разных регионов) и 17,1 тыс. азербайджанцев (кавказских татар). По данным на 1886 год на территориях, составивших современную Нахичеванскую Автономную Республику, этнический состав был следующим: на части Давалинского участка Эриванского уезда: татары (азербайджанцы) - 4,215 (100 %); на части Нахичеванского уезда: татары (азербайджанцы) - 47,117 (59,1 %), армяне - 31,968 (40,1 %), курды - 473 (0,6 %); на Шарурском участке Шаруро-Даралагёзского уезда: татары (азербайджанцы) - 27,453 (86,4 %), армяне - 4,075 (12,8 %) .

По данным на 1896 год в Нахичеванском уезде Эриванской губернии проживали «адербейджанские татары» (то есть азербайджанцы) - 56,95 %, армяне - 42,21 %, курды - 0,56 %, русские - 0,22 %, грузины и цыгане 0,06 %. В уезде была 1 православная церковь, 58 армяно-григорианских церквей, 66 мечетей. Перепись 1897 года зафиксировала в Нахичеванском уезде 100,771 человек, из которых татары (азербайджанцы) - 63,7 %, армяне - 34,4 %, русские - 0,9 %, курды - 0,6 % .

Нахичеванский край в 1918-1920 гг.

Подробнее: Аракская республика , Республика Армении , Азербайджанская Демократическая Республика

Подробнее: Армяно-азербайджанская война (1918-1920)

Нахичеванская ССР

28 июля 1920 года 1-й Кавказский полк 11-й Красной Армии вступил в Нахичевань. Командир этого полка телеграфировал С. М. Кирову: «Население Нахичевани тепло приветствует Красную Армию и Советскую власть» . Был образован Нахичеванский ревком (председатель М. Бакташев, члены: Г. Бабаев, А. Кадымов, Ф. Махмудбеков и др.), провозгласивший Нахичевань Советской Социалистической Республикой. На следующий день ревком предложил правительству Республики Армении начать мирные переговоры, но 30 июля военный министр Армении потребовал «обеспечить безусловную покорность Нахичевани армянскому правительству…» . Ультиматум был отклонён. В начале августа армянские части развернули наступление на Нахичевань из района города Ордубада, но были отброшены советскими частями 28 сд. 10 августа председатель Нахичеванского ревкома Бакташев писал председателю СНК Азербайджанской ССР Нариману Нариманову, что население признаёт Нахичевань неотъемлемой частью Азербайджанской ССР. В тот же день РСФСР и Республика Армении подписали соглашение о мире, по которому войсками РСФСР занимаются спорные области: Карабах, Зангезур и Нахичевань. Согласно соглашению «занятие советскими войсками спорных территорий не предрешает вопрос о правах на эти территории Республики Армения или Азербайджанской Социалистической Советской Республики. Этим временным занятием РСФСР имеет в виду создать благоприятные условия для мирного разрешения территориальных споров между Арменией и Азербайджаном на тех основах, которые будут установлены мирным договором, имеющим быть заключённым между РСФСР и Республикой Армения в скорейшем будущем» .

В ноябре армянские части вновь развернули военные действия. 29 ноября ревкомом Армении была провозглашена Социалистическая Советская Республика Армения. 30 ноября была составлена декларация Азревкома следующего содержания (по тексту опубликованному в Сборнике документов и материалов. Ереван, 1992, стр. 601):

Советский Азербайджан, идя навстречу борьбе братского армянского трудового народа против власти дашнаков, проливающих и проливавших невинную кровь наших лучших товарищей коммунистов в пределах Армении и Зангезура, объявляет, что отныне никакие территориальные вопросы не могут стать причиной взаимного кровопускания двух вековых соседних народов: армян и мусульман; территории Зангезурского и Нахичеванского уездов являются нераздельной частью Советской Армении, а трудовому крестьянству Нагорного Карабаха предоставляется полное право самоопределения.

В это же время в ночь со 2 на 3 декабря между дашнакской Арменией и правительством Великого Национального Собрания Турции в Александрополе был заключён мирный договор, по которому районы Нахичевани, Шарура и Шахтахты объявлялись временно находящимися под защитой Турции. Правительство РСФСР и ревком Армянской ССР не признали Александропольский договор, поскольку он был подписан уже после передачи власти правительством Республики Армении ревкому Армянской ССР.

Однако согласно Одри Альштад договор между РСФСР и Демократической Республикой Армении, заключённый в декабре 1920 года, признавал претензии последней только на Зангезур, но не на Карабах или Нахичевань.

В начале 1921 года в городах и селениях Нахичеванского края путём опроса прошёл референдум, по результатам которого свыше 90 % населения высказались за то, чтобы Нахичевань вошла в составе Азербайджанской ССР на правах автономной республики. Данные полученные в ходе референдума, объясняются тем, что число армян в регионе значительно уменьшилось. Так, в результате истребления и бегства армян в ходе Первой мировой войны, вкупе с невозможностью вернуться обратно, доля армян сократилась с 41,2 % в 1832 году до менее 11 % в 1926 году. В это же время на 1-й краевой партийной конференции был избран Нахичеванский обком КП Азербайджана.

16 марта правительства Советской России и Великого Национального Собрания Турции в Москве заключили договор о дружбе и братстве, по которому Нахичеванская область «образует автономную территорию под протекторатом Азербайджана, при условии, что Азербайджан не уступит сего протектората третьему государству» . Согласно энциклопедии «Ираника» советско-турецким договором Нахичевань была отделена от Армении. По мнению Сергея Вострикова, Нахичевань являлась ядром исторических армянских земель, которые послужили разменной монетой в территориальном разделе и сближении между советской Россией и кемалистской Турцией. Согласно ему же, формальным поводом для передачи Нахичевани под протекторат Азербайджана послужило то, что вследствие геноцида армян и резни армян в Баку, Нахичеване и Шуше в 1918-1921 годах численность армянского населения здесь сократилась вдвое.

В октябре того же года между правительством Великого Национального Собрания Турции, Советской Россией, Арменией и Азербайджаном был подписан Карсский договор. Согласно ст. 5 данного договора: «Правительство Турции и Правительство Советской Армении и Азербейджана соглашаются, что Нахичеванская область в границах, определённых в приложении 3 настоящего договора, образует автономную территорию под покровительством Азербейджана» .

В январе 1922 года состоялся 1-й съезд Советов Нахичеванской ССР.

Нахичеванская АССР

В феврале 1923 года на основе решения 3-го Всенахичеванского съезда Советов в составе Азербайджанской ССР был создан Нахичеванский автономный край, преобразованный 9 февраля 1924 года в Нахичеванскую АССР. Нахичеванская АССР была единственным автономным образованием на территории СССР, которая была создана не на этноконфессиальной основе. По переписи 1926 года в Нахичеванской АССР проживало 104656 советских граждан, из которых азербайджанцы - 88433, армяне - 11276, курды - 2649, русские - 1837 человек. Вследствие политики вытеснения армянского населения из края, которая велась ещё со сталинской эпохи, к 1988 году всё армянское население было изгнано из автономной республики..

В республике были созданы горнорудная, пищевая, лёгкая и др. промышленность, многоотраслевое колхозное сельское хозяйство. Были созданы высшие учебные заведения, научные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, клубы и др. В республике значительного развития достигли литература и искусство.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 жители республики принимали в ней участие. Три человека были удостоены звания Героя Советского Союза, тысячи награждены орденами и медалями за боевые и трудовые подвиги.

В 1967 году за успехи в развитии народного хозяйства и в культурном строительстве Нахичеванская АССР была награждена орденом Ленина, а 29 декабря 1972 года в ознаменование 50-летия Союза ССР - орденом Дружбы народов. К 1974 году в республике был 21 Герой Социалистического Труда.

Нахичеванская Автономная Республика

19 января 1990 года чрезвычайная сессия Верховного Совета Нахичеванской АССР приняла постановление о выходе Нахичеванской АССР из Союза ССР и объявлении независимости. 17 ноября того же года Верховный Совет Нахичеванской АССР изменил наименование «Нахичеванская АССР» на «Нахичеванская Автономная Республика».

Конституция Нахичеванской Автономной Республики в статье 1 гласит:

I. Нахчыванское автономное государство демократическая, правовая, мировая автономная республика в составе Азербайджанской Республики.
II. Статус Нахчыванской Автономной Республики определяют Конституция Азербайджанской Республики, Московский 16 марта 1921 года и Карсский 13 октября 1921 года международные договора.

По данным переписи Азербайджана 1999 года в Нахичеванской Автономной Республике проживало 354,072 человека, а по переписи 2009 года численность населения составило 398,323 человека.

По конституции Нахичеванская автономная республика считается самостоятельным государством в составе Азербайджана, от основной территории которого она отделена оккупированной территорией и

Древняя история региона

Люди проживают на территории Закавказья с давних времен, а значит, Нахичевань имеет богатую историю. Первые упоминания об этом регионе появляются у Птолемея в рассказе о городе Наксуана, известном сегодня под именем Нахичевань и являющемся столицей автономной республики.

На протяжении многих поколений жизнь региона неразрывно была связана с библейской историей о Ное и его ковчеге.

Немецкая филологическая традиция возводит название города к древнеармянскому префиксу "нах" и слову "иджеван", что переводится как "место высадки". На протяжении многих столетий местные жители демонстрировали путешественникам остатки Ноева ковчега. И хотя существование ковчега не находит материальных подтверждений, древность города считается доказанной. По археологическим данным и на основании филологических источников можно полагать, что история города Нахичевань насчитывает порядка трех с половиной тысячелетий.

Территория, на которой находится Нахичеванская автономная республика, находилась под властью многих государств, среди которых были Урарту, Империя Александра Великого и держава Ахеменидов. Также на этой территории существовали несколько армянских государств, таких как страна Тиграна Великого и Анийское царство. Даже монголы дошли до этих мест и оставили после себя невероятные разрушения, задокументированные европейцами, среди которых был папский посол Рубрук - монах-францисканец, который по настоянию короля Людовика lX посещал монгольскую империю.

Азербайджан: Нахичеванская автономная республика

Когда Нахичевань и окрестные земли перешли под контроль Российской империи, в регион началась активная миграция армянских семей, которые, как им казалось, возвращались на свою историческую родину после их насильного переселения в центральную часть Персии по инициативе шаха Аббаса l, завоевавшего страну в XVll веке.

Впервые о нарастающей напряженности стало известно со слов Грибоедова, который посещал Нахичевань по дороге в Персию. С тех пор Нахичеванская автономная которой сегодня состоит из азербайджанцев, пережила много сложных лет конфликтов на религиозной и этнической почве.

Современное положение дел

Нахичеванская автономная республика, национальный состав которой изменялся на протяжении нескольких столетий, пришла к концу двадцатого века с неутешительными результатами. Этническое разнообразие всегда было отличительной чертой этих краев, но в результате многочисленных конфликтов, потрясших регион с распадом Советского Союза, состав населения изменился до неузнаваемости и представители почти всех проживавших в республике национальностей покинули ее. К 2009 году более 99% населения составляли азербайджанцы и 0,3% курды, традиционно проживавшие в Закавказье.

Азербайджанские власти всячески стараются стереть память об армянском присутствии в этой республике, не останавливаясь даже перед физическим уничтожением архитектурных памятников армянской культуры. Одним из самых ярких примеров считается уничтожение армянского кладбища в Джульфе, которое было разрушено, несмотря на протесты со стороны мирового сообщества и ЮНЕСКО.

Административное деление и самоуправление

Нахичеванская автономная республика входит в состав Азербайджана на правах самоуправляемой территории, статус которой определяется конституцией Республики Азербайджан.

С точки зрения администрирования, автономная республика состоит из семи районов и одного города - столицы Нахчывань. Кроме исторических, автономия республики находит основания еще и в географической изоляции.

Нагорно-Карабахский конфликт

Нахичеванская автономная республика стала ареной борьбы между Азербайджаном и Арменией в 1992 году, когда обстреляли азербайджанских военных. Ситуация тогда была настолько острой, что Турции пришлось открыть артиллерийский огонь по армянским войскам, чтобы предотвратить захват Нахичевани армянской армией, в то же время Иран начал у границы с Нахичеванской республикой, чтобы предупредить Армению о нежелательности нового наступления.

От большой войны регион удержали российские миротворцы и желание Гейдара Алиева укрепить свою политическую власть через заключение мира с Арменией.

Экономические проблемы и перспективы развития

Из-за многочисленных этнических конфликтов закавказский регион представляет собой практически непроходимую насквозь территорию, разделенную закрытыми границами. Такое положение дел не может не сказываться и на экономической жизни стран. Нахичеванская республика переживает затянувшийся экономический кризис, вызванный энергетической и экономической блокадой со стороны Армении, которую, в свою очередь, блокируют Турция и Азербайджан.

Ситуация однако, смягчается тем, что Иран, который по праву считается одним из самых могущественных государств региона, занимает в многочисленных спорах нейтральную позицию. Это позволяет ему оказывать экономическую и гуманитарную помощь как Армении, так и Нахичеванской республике.

Нахичеванская автономная республика сумела сохранить свою автономию благодаря активной челночной торговле с соседней Турцией.