Болезни Военный билет Призыв

«С чего начинается Родина. Первый урок во втором классе «С чего начинается Родина

Конспект открытого занятия «С чего начинается Родина?» с презентациями

(Для детей средней группы)

Воспитатель МБДОУ ДСКВ № 21 «Елочка» Невгодовская Людмила Анатольевна

Цель: Формировать патриотические чувства; воспитывать любовь к малой родине.

Задачи: 1)Развивать познавательную активность;2) закреплять знание домашнего адреса;3) формировать первичное представление о малой родине.4) расширять словарный запас детей.

Материал: фотографии домов, улиц каждого ребенка, интерактивная доска, мяч.

Ход занятия:

Воспитатель: Что такое Родина? Наша Родина - это Россия, большая и сильная страна. Но еще для нас Родина—это то место, где ты родился и живешь. Это наша малая родина. С чего же начинается наша малая родина? Как вы думаете, ребята?

Дети: с мамы, папы, семьи, дома, улицы, друзей.

Воспитатель: Правильно. Можно сказать, что наша родина начинается с «отчего дома», то есть дома, где ты родился и живешь, где живут твои родители. И у каждого есть свой дом.

Презентация стихотворения В. Пальчинскайте « Есть у каждого свой дом»

1 слайд У лисы в лесу глухом

Есть нора—надежный дом

2 слайд Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

3 слайд Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу,

В них забьется до весны

И всю зиму смотрит сны.

4 слайд Из ветвей, камней, коры

Хатки делают бобры—

Строят домик у пруда;

Вход туда—из- подо льда!

5 слайд К дому своему стремиться

Издалека аист - птица:

Прилетает каждый год

И в родном гнезде живет.

6 слайд Разве спросишь без улыбки:

Ну, а где же дом улитки?

И дошкольник рассмеется:

С ним она не расстается!

7 слайд Есть у каждого свой дом

Всем тепло, уютно в нем.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру « Найди свой дом, улицу».

Дидактическая игра «Найди свой дом, улицу»

(Дети на фотографиях ищут свой дом, улицу).

Цель: учить узнавать свой дом, улицу по фотографии.

Пальчиковая игра «Дом»

Молоточком я стучу (постукивать кулачком друг о друга)

Дом построить я хочу (соединить кончики пальцев обеих рук)

Строю я высокий дом (поднять выпрямленные ладони вверх «домиком»)

Буду жить я в доме том. (похлопать ладонями).

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами еще поиграем.

Дидактическая игра «Какой дом?» презентация

Например: дом из дерева—деревянный дом

Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру.

Воспитатель: Ребята, а все ли из вас знают свой домашний адрес? (ответы детей)

Дидактическая игра «Радиоэфир»

Цель: закреплять знание домашнего адреса.

Воспитатель: С чего еще начинается родина?

Дети: с мамы, папы, семьи, бабушки, дедушки.

Воспитатель: Правильно! С мамы, папы, бабушки, дедушки, тети, дяди, друзей, то есть с « близких», «родных» людей.

Игра с мячом «Назови пару».

Дети встают в круг (в ряд).

Воспитатель: Напоминаю правила игры:

Я буду бросать мяч по очереди, и называть слово, а вы ловите мяч и
называете пару к моему слову, бросаете мяч мне.

Папа - .. .(мама),

бабушка - .. .(дедушка),

брат - .. .(сестра),

муж - .. .(жена),

дети -.. .(родители),

сын -.. .(дочь),

тетя-…(дядя).

Воспитатель: Давайте сейчас поиграем в игру « Назови ласково».

Проводиться игра с мячом « Назови ласково».

Дети встают в круг. В центре круга стоит воспитатель с мячом. Он бросает мяч ребенку и называет любого члена семьи, н-р: «мама». Ребенок, поймавший мяч, должен назвать маму ласково: (мамочка, мамуля, маменька, матушка).

Чтение стихотворения Я. Акима « Моя родня»

Мама с папой—моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестренке, конфета Тишке.

А еще есть друг у меня,

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие замечательные домики у вас получились!

Воспитатель: Что такое Родина? (Ответы детей). С чего начинается Родина? (Ответы детей). С чего же начинается наша малая родина? (Ответы детей).

Воспитатель: Кого мы называем «близкими», «родными» людьми? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, выберите себе смайлик, соответствующий вашему настроению после занятия.

Урок по теме С чего начинается Родина?

Выполнила: Яковлева Калиса Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ «Кадетская школа №14»

города Чебоксары

Чебоксары

2015

Пояснительная записка

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – изучение истории родных мест, культурного и духовного наследия предков, личности самого ребенка, жизни его семьи, родной природы.

Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании».

Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Изучая историю родного края, дети глубже знакомятся с историей своей малой родины, своего Отечества. Очень важно с малых лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

В своей практике мы часто сталкиваемся со следующими проблемами у школьников:

    отсутствие доступной информации по истории своего края;

    отсутствие навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;

    неверные представления о значимости родного края в истории страны и каждого человека в отдельности;

    слабое умение представить окружающим полученные знания.

Введение

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается

с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной

стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Д. С. Лихачев

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми младшего школьного возраста.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей школьного возраста. «Родной дом» - сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.

Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным селом (городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребёнка, всех её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребёнка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Так как наша школа переименована в кадетскую школу, акцент должен быть на то, чтобы наши воспитанники стремились быть защитником своего Отечества, служить Родине, стать настоящим гражданином, с гордостью смотреть в глаза потомкам. Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Мы должны создать условия для максимально полного развития и практического воплощения талантов сегодняшних девчонок и мальчишек.

В программе развития моего класса ведущим направлением воспитательной работы является блок патриотического воспитания: это уроки Мужества, классные часы, беседы, коллективные творческие дела, встречи с ветеранами войны и труда, поездки и походы, встречи с библиотекарями и экскурсоводами, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями чувашского и русского народов, встречи с интересными людьми, героями, организация выставок, экскурсии в Национальный музей, музей Воинской славы, проведение родительских собраний, например, «Воспитание гражданина».

Что же такое патриотизм и патриотическое воспитание?

Существует множество понятий патриотизма. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность к Отечеству, своему народу, человек готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины. Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, которого будут считать таковым другие.

Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирования всех нравственных качеств личности.

Патриотическое воспитание включает в себя комплекс задач:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

Формирования бережного отношения к родной природе и всему живому;

Воспитания уважения к труду людей;

Расширение представлений о России, столице;

Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Проблема: недостаточный уровень патриотизма и гражданственности у младших школьников.

Цель: выявить педагогические условия формирования патриотизма и гражданственности в курсе ОРКСЭ (через изучение истории родного края и России в целом).

Задачи:

    Обобщить цель и задачи курса ОРКСЭ по формированию патриотизма и гражданственности.

    Проанализировать содержание раздела «Россия – наша Родина».

    Разработать план – конспект урока по теме « С чего начинается Родина?»

Ожидаемый результат: Готовность учителя к проведению урока по «Основам светской этики» на тему «С чего начинается Родина»

Конечный продукт: Развёрнутый план урока.

Планируемые результаты образования:

Предметные: узнают государственные символы России (флаг, герб, гимн), знают название столицы; понимают чувства других людей и сопереживают им; называют адреса своего проживания, свою этническую принадлежность, членов своей семьи и ближайших родственников; характеризуют Россию как самое большое и многонациональное государство, обязанности каждого члена своей семьи.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: находят в сотрудничестве с учителем и классом несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные: проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные: передают друзьям необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Виды и формы деятельности: фронтальная и эвристическая беседы, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, презентация самостоятельных творческих работ, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы : стихи о малой и большой родине, сообщения о знаменитых людях и символах России, презентация (фотографии, фильм, музыкальная запись гимна и т. д.), фотографии города Чебоксары, символы Российской Федерации и Чувашской Республики.

Основная часть

Урок по теме «С чего начинается Родина?»

(Модуль «Основы светской этики»)

    Организационный момент.

Учитель: Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Знаем мы: и ты, и я –

Вместе – дружная семья!

Учитель: Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать работать прямо сейчас?

Ученики: Да!

Учитель: Садитесь, пожалуйста. Прочитайте запись на доске:

«Самый распространенный вид гордости – национальная гордость».

Артур Шопенгауэр

2. Фронтальная беседа

Учитель: Разгадайте ребус

Учитель: Какое слово здесь зашифровано?

Ученик: Родина.

Учитель: Мы поговорим о том, что такое Родина, за что надо любить и беречь свою Родину.

Ответьте на вопрос: с чего начинается Родина?

Ученик 1: С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой берёзки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растёт. (В.Баснер)

Ученик 2 : А может она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги просёлочной,

Которой не видно конца. (В.Баснер)

Прослушивание песни на слова В.Баснера, муз.М.Матусовского.

3.Беседа

Учитель:

Что такое Родина?

Учитель: Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Роденъ (Родня). Он был посвящён богу Роду.

Учитель: Почему говорят, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому? (ответы детей)

4.Работа по теме урока. Эвристическая беседа. Презентация творческих самостоятельных работ учащихся.

Учитель: Послушайте внимательно стихотворение, которое называется:

Мой добрый дом

Уютно в доме и тепло, Весь день к соседям в гости ходим,

В нём много радости и шума, Давно мы с ними дружбу водим,

Он не умеет быть угрюмым – Улыбки, шутки дарим им –

Мне с нашим домом повезло. Гордимся домом мы своим!

По воскресеньям на площадках Но понедельник наступает,

Туда-сюда жильцы снуют, И шумный дом наш замирает.

Одни – выходят на зарядку, У всех забот полным-полно,

Другие – песенки поют. Но не грустит дом всё равно.

Играют папы вместе с нами, В нём наши бабушки и деды

А мамы пироги пекут Для внуков стряпают обеды,

И угощают нас тортами – Квартиры моют, чистят что-то,

Все в доме воскресенья ждут. В нём каждый день кипит работа.

(А.Лопатина, М.Скребцова)

Учитель:

Что вы чувствуете, когда возвращаетесь домой?

Общаетесь ли вы с соседями?

Как вы думаете, что радует, а что огорчает ваш дом?

Презентации подготовленных учеников «Моя семья», рисунки на тему «Семья»

Учитель: Итак, с чего начинается Родина?

Учитель: Наш дом, семья, родные – это наша малая Родина. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица или зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая родина у каждого своя!

Моя, потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
Малая, потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
Родина, потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека Родина? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят.
Родина – это земля, государство, где человек рождается.
5. Конкурс на знание однокоренных слов «Родня».
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)

Словарная работа:

Родители– отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич – родственник, член рода.

Родня – родственники.

Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей

родословной, изучают её
Народ – нация, жители страны.

Учитель: А мы с вами, что можем назвать малой Родиной?

Ученик: Наш город - Чебоксары, наш регион – Чувашская Республика.

6. Творческие выступления групп. Работа с символикой города и республики.

1 группа: День государственных символов Чувашской Республики отмечается 29 апреля. Каждый народ создает и почитает собственную национально-государственную символику. Символика государства это, как и любой памятник, национальное достояние, достояние отечественной культуры. В каждом элементе государственной символики заложен глубочайший смысл.

2 группа: Автором Государственного герба и Государственного флага Чувашской Республики является Элли Михайлович Юрьев. Государственный герб Чувашской Республики представляет собой золотой окаймленный вырезной (германской формы) щит, пересеченный на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящейся в центре щита пурпуровой древнечувашской эмблемой - "Древо Жизни". Щит, обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной лентой с надписью золотыми буквами "Чаваш Республики - Чувашская Республика", завершающейся стилизованным золотом изображением листьев и шишек хмеля, венчает золотая, окаймленная пурпуром,эмблема "Три солнца".

3 группа: Государственный флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное полотнище с отношением сторон 5:8, пересеченное на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящимися в центре флага пурпуровыми древнечувашскими эмблемами - "Древо Жизни" и "Три Солнца". Цвета государственного флага - желтый (золото) и пурпуровый (сандалово- красный) - традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сара) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании - богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет - один из самых распространенных у чувашей цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании - достоинство, могущество, мужество, сила. Верхнее желтое поле, составляющее 4/5 части высоты флага, обозначает пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики. Нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/5 часть высоты флага, обозначает Чувашскую землю.

4 группа: Государственный гимн Чувашской Республики был написан Германом Степановичем Лебедевым на слова Ильи Семёновича Семёнова (Тукташа)

(прослушивание)

Учитель: Ребята, встаньте, пожалуйста.

Государственный гимн Чувашской Республики

Когда весны высокий свод

Лучи живые щедро льёт, -

На добрый лад судьбу верша,

О крае родном поёт душа.

Припев: Поклон тебе, о Родина,

Красавица на все времена.

Поклон тебе, о Родина,

Да славится Родная страна!

Отцам на смену выйдя в путь,

Ты, юность, им опорой будь.

На добрый лад судьбу верша,

О жизни большой поёт душа.

Припев.

Народ народу – друг и брат,

Отныне и чуваш крылат,

На добрый лад судьбу верша,

О силе людской поёт душа.

(сл.И.Тукташа, муз.Г.Лебедева)

5 группа: В нашем городе жили и живут многие знаменитые люди. Ещё их называют почётными жителями республики.

Выступления учащихся: А.Г.Николаев - лётчик – космонавт. и города Чебоксары (1962)

Елена Николаева - , специалист по . Звание присвоено .

Звание присвоено .

Руководитель и главный дирижер . Звание присвоено .

Учитель:

Вы любите свою малую Родину?

Когда вы уезжаете на время в другой город, скучаете ли по своему родному месту?

7. Релаксация. Упражнение «Моя Родина».

Инструкция: «Закрой глаза, расслабься и войди в своё внутреннее пространство. Задай себе один лишь вопрос: «Что для меня Родина?». Может быть, это твоя мама, вспомни тепло и ласку её рук. Может, это дом родной или улица, где ты знаешь каждый уголок. А может быть, это старый фотоальбом твоей бабушки, хранящий старые фотографии твоих родственников. А может быть, это сад, где играл ты со своими друзьями. Или что-то ещё…

Открой глаза и ответь на вопрос: что такое для меня Родина».

Беседа по вопросам:

1. Что ты видел?

2. Какие ощущения испытал?

3. Что такое Родина в твоём понимании?

Почему вы любите свою малую Родину, за что вы ей можете быть благодарны?

8. Работа в группах.

Учитель: Придумайте ласковое имя для своей малой Родины. Запишите на листочках, затем зачитаете.

Игра «Мои ассоциации».

Цель: развитие ассоциативного мышления.

А теперь давайте немного поиграем, я буду называть слово, и каждый из вас скажет, с чем ассоциируется это слово.

Пример: Родина, Чебоксары, Волга, Кремль, матрёшки, Москва, берёза, масленица и т.д.

Учитель: Кроме малой Родины у каждого человека есть и большая Родина.

Как называется наша большая Родина?

Ученик: Россия

Учитель: Задумывались ли вы, откуда появилось такое название – «Россия»?

Об этом нам поведают рассказ ребята.

Ученик 3 : В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло» - углубление, по которому течёт река.

Ученик 4 : Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, - Россией.

Ученик 5 : За ясные зори, умытые росами,

За русое поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия. (Анатолий Лёвушкин)

Учитель: Скажите, что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе и всех живущих людей в нашей стране?

Дети: Все мы – россияне!

Учитель: Произнесите слово Родина вслух, и вы почувствуете в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворённость…

9.Работа с репродукциями картин.

Учитель: Попробуйте подобрать прилагательные к слову “Родина”. Какая она для Вас? Какой вы её видите?

(карта России) Россия протянулась от западных границ до тихоокеанского побережья более чем на 10 тысяч километров. Россия – самая большая страна в мире. Проживают представители более 100 национальностей. Среди религиозных конфессий самой многочисленной является православная. Многие верующие исповедуют ислам, буддизм, католицизм, иудаизм, протестантизм.

Учитель: Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени,
С уваженья заветов святых. (В.Орлов)

10.Работа с символикой страны.

Учитель : Все вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свои символы. – Какие это символы?

Ученик: Флаг – это официальный символ государственной власти, который олицетворяет суверенитет и территориальную целостность государства.

Работа в парах.

Учитель: Раскрасьте флаг Российской Федерации.

(Работы ребят крепятся на доске)

Учитель: Проверьте, правильно ли вы раскрасили флаг России. Что обозначают цвета флага?

Ученик: Белый – означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. Бело-синему флагу России уже более 300 лет.

Ученик: Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока. Три короны над ними, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества.

У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток.
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он России дух свободный. (В.Степанов)

Он появился более 500 лет назад – в 1497 году. Впервые его ввёл царь Иван Васильевич – князь всея Руси. Это был герб Московского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри Российского герба – герб Москвы.

Учитель:

Что такое гимн?

Ученик: Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя. Песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Слова гимна отражают историю страны. Сочинил музыку к гимну А. Александров, написал слова С. Михалков.

(Звучит фрагмент гимна РФ, дети слушают стоя)

Учитель:

Как вы думаете, какое растение, по- вашему мнению, является неофициальным символом нашей Родины?

Ученик: Русская берёзка – неофициальный символ нашей Родины. Берёзу милую, родную русские люди издавна считают символом России. Берёза воспета в поэзии и прозе, музыке и живописи.

Учитель: Может, кто-нибудь из вас знает стихотворения, посвящённые русской берёзке?

11. Чтение стихотворений.

12.Закрепление материала.

Учитель: Мы любовно называем нашу страну Родиной, потому что родились и живём в ней. Мы уважительно называем нашу страну отечеством, потому что наши отцы, деды, прадеды работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений. Наши предки именовали своё Отечество Святой Русью. Это не значит, что всё в ней было свято, - это значит, что она стремилась к святости. Это идеал русского народа.

Мир – бесконечен и многообразен. Мир, который оставили нам наши предки – называется миром культуры. Россия – страна с богатой культурой. Некоторые архитектурные и историко-культурные памятники на её территории внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Культура – это духовные и материальные ценности, созданные человеком на протяжении всей его истории.

Культура – всё, что создал человек. Культура – это не то, что было в прошлом. Что создавал кто-то до тебя: это то, к чему причастен каждый. Как формируется культура? Каждый человек в своей жизни совершает поступки, создаёт какие-то вещи, пишет сочинения, письма, книги…

Всё это остаётся в человеческой памяти. Всегда нужно помнить, что каждый из нас вносит что-то в культуру своей страны.

Культура родилась из культа. Слово культ означает благоговение перед Богом, богопочитание, поклонение и служение Богу, создавшему мир и человека. Истоки русской культуры – в православной религии. Православие – это русский перевод греческого слова (прямой, правильный). Культура даёт человеку знание о духовных ценностях. В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны.

Культура – это не только область художества и эстетики. Культура помогает нам хранить всё прекрасное, разумное, доброе и вечное.

Культуре нужна наша помощь!
Тебе Бог дал своё призванье,
Тебе он светлый дал удел,
Хранить для мира достояние
Высоких жертв и чистых дел!

Мы должны уважительно и бережно относится к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

13. Игровые моменты.

1)Упражнение «Подумаем о Родине».

Учитель:

Как нужно заботиться о родине?

Послушайте высказывания о том, в каком случае человек заботится о своей родине, а в каком – нет? Если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если нет – покачиваете головой в стороны.

Человек вернулся из леса с букетом ландышей;

Сажает возле дома деревья;

Моет машину в реке;

Отвёз старую, сломанную машину на специальную свалку;

Выбросил мусор в канаву возле дома;

После отдыха в лесу вывез весь мусор на свалку;

Возле дома посадил цветы;

Подошёл к дереву и сломал ветку.

2) Мнение «Для любимой Родины».

Учитель: - О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц.

Прочитайте одну из них.

«Родина краше солнца, дороже золота».

Учитель: - Как вы понимаете её?

С чем ещё можно сравнить Родину? (Краше звезды, радуги, дороже денег и т.д.)

Одна у человека мать, одна у него и Родина”.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей”.

Как понимаете смысл данных пословиц?

3) Игра. Соедините начало и конец.
Родной край – (сердцу рай)
Нет в мире краше (Родины нашей)
Родина – мать, (чужбина – мачеха)
Одна у человека мать, (одна у него и родина)
Родная земля (и в горсти мила)
Народы нашей страны (дружбой сильны)
Если дружба велика, (будет Родина крепка)
Всякому мила (своя сторона)

14. Итог урока

Мне хочется в память о нашей сегодняшней встрече подарить заповеди, которые вам нужно запомнить и следовать в своей жизни всегда:

    Любовь к родине начинается с любви к своей семье, к своему дому и двору.

2.Каждый человек в ответе за место, в котором он живёт.

3.Каждый человек должен стремиться сохранить красоту своей Родины.

Ученики:
Берегите Россию!
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой.
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию!
Без неё нам не жить
Берегите её,
Чтобы вечно в ней жить
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой,
Берегите Россию!
Нет России другой.
(Слова Е.Синициной, Музыка М.Андриахина)

15.Рефлексия

Ну а теперь выскажите своё мнение или впечатление о сегодняшнем занятии.

16. Домашнее задание.

    Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.

    Расскажите, какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи.

    Нарисовать рисунок на тему “Родина, – какая ты!”

Заключение

Выдающийся русский религиозный философ Ильин сказал: «Никто не может указать человеку его Родину... Патриотизм есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно... Всякое извне идущее предписание может только помешать этому опыту или привести к злосчастной симуляции. Нельзя любить по принуждению или по чужой указке»

Решая проблему патриотического воспитания, учитель, на мой взгляд, должен ставить перед собой вполне конкретные цели:

воспитывать интерес к прошлому через изучение быта, культуры людей разных эпох;

дать детям возможность увидеть саму Россию: ее природу, достопримечательности;

Организовывать участие ребят в решении общественных проблем (на возможном для школьников уровне)

формировать гражданскую позицию-понимание связи с людьми, живущими в обществе;

формировать умение противостоять нетерпимости.

Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины. Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской
администрации и, конечно, это люди, гордость и слава родного села.
Изучение родного края необходимо, так как закладываются основные
качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!» Уяснить неразрывную связь, единство истории своего края, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, школы. Учащиеся должны знать о том, что значит Малая родина, с чего начинается биография человека, историческая память в отношении к своей Малой Родине, почему она важна для человека, в чем должна проявляться ответственность перед Малой Родиной сегодня и в будущем, что значит думать и переживать за судьбу Малой Родины.

Работа направлена на формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своей малой Родине, формирует уважение к историческому прошлому, знакомит учащихся с событиями этого периода. Способствует расширению кругозора учащихся, повышению интереса к отечественной истории, развивает творческое художественно-образное мышление.

Проведение данного мероприятия имеет методическую, теоретическую и практическую значимость, и могут использоваться не только в учебном процессе, но и для представления широкой аудитории.

Список литературы

    Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

    Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.

    Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнообразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.

    Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.

    Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000., №4.

    Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.

    Ступницкая М.А. Что такое проект? Москва: Первое сентября, 2012.

    Кондратьева Е.П. Проекты – 4:ФГОС НОО: первые шаги реализации. Учебно – методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей.- Чебоксары, 2014.- 60с.

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида п. Светлополянск Верхнекамского района Кировской области

Конспект занятия по освоению общечеловеческих ценностей

На тему: «С чего начинается Родина?»

Работу выполнила

Воспитатель 6 класса:

Патрунина Ольга Алексеевна

Светлополянск, 2014г

АННОТАЦИЯ

В современном мире все чаще наблюдается тенденция снижения бережного отношения к родному краю. Детей необходимо знакомить со своим родным краем, с его историей, традициями, культурой, бытом, прививать детям любовь к своей малой родине. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди, - со всем этим я стараюсь знакомить детей. Моя цель – воспитание у детей нравственных и патриотических чувств.

Одна из задач нравственного воспитания - воспитание любви к Родине и родному краю. Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить те места, где он родился и где живет: родной город, поселок. Эти места дороги ребенку потому, что здесь живут его близкие, здесь находится его детский сад, школа. Когда взрослый человек вспоминает свое детство, он представляет себе именно ту деревню, город, где он вырос, именно ту речку, поля и те озера, которые окружали его. Память о них он хранит всю жизнь. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты там люди, взрослые передают детям. Это чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств. Нравственное воспитание начинается с уважения к самому себе. На занятиях мы учимся познавать самих себя, любить ближайшее окружение: родителей, братьев и сестер, родных и близких, соседей, одноклассников; посёлок, речку, родной дом. Мы знакомимся с родным районом, областным центром, Россией. Мы изучаем культуру и традиции своей Родины.

Данная разработка поможет воспитанникам задуматься о своём о тношении к родному краю , научить их видеть ценности через деятельность на благо семьи, школы и родного края .

Разработка может быть использована воспитателями школ-интернатов, классными руководителями начальной школы, педагогами досуговых центров, воспитателями СРЦ и ОВП КЦСОН.

ВВЕДЕНИЕ

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствуют общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Каждый народ привносит в культуру своё, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот почему национальный гений и его творчество оказываются предметом особой патриотической гордости и любви: в его творчестве находит сосредоточение и воплощение жизнь народного духа. А ребенок – это маленький гений своей малой Родины – он творит от себя, но в то же время за весь свой народ.

Россия – родина для многих. Каждый регион, область имеют свои особенности, традиции, обычаи. Приобщить детей к культуре родного края, воспитывать любовь к своей малой Родине необходимо с детства, в этом приоритетная задача школы. Мир ребенка – это всё то, что его окружает. Задача педагога – помочь ребенку научиться видеть и понимать, поддерживать и множить красоту родного края. Для того чтобы ребенок ощущал духовную жизнь своего народа, творчески утверждал себя в ней, принимал историю и культуру родного края необходимо вводить региональный компонент в каждую школьную программу. Это позволит расширять и углублять знания детей о родном городе, поселке формировать понятия об историческом прошлом народов, проживающих на данной территории, вызывать и поддерживать интерес к народному творчеству, фольклору, особенностям декоративного творчества, кулинарии, костюма.

Для методической разработки подбирались игровые методы и приёмы, наглядность для заинтересованности детей изучать данную тему. Данное занятие проводилось в классе, где находится интерактивная доска. Участники сидели полукругом. В начале занятия была включена песня, где дети должны определить тему занятия. Раскрыть такие понятия как: родина, патриотизм, отчизна. Читают стихи о Родине. Занятие было условно разделено на 3 блока: семья, школа, родной край «Где родился, там и пригодился», где дети находят ценности, которые воспитываются в семье, в школе и в родном крае. Ищут ответ на вопрос, с чего начинается Родина, в конце занятия был проведен гимн, стимулирующий любить, ценить и уважать свою семью, малую родину.

Тема занятия: «С чего начинается Родина?»

Дидактическая цель: Обобщить и систематизировать материал по теме: «С чего начинается Родина?»

Задачи:

    Учить видеть ценность и принимать ценность через деятельность в школе, семье и на малой родине, учить оценивать деятельность, инициировать ее и поддерживать ее с нравственной позиции.

    Содействовать духовно- нравственному развитию и приобретению детьми социально – нравственного опыта посредством включения каждого воспитанника в размышления о самих себе с точки зрения патриотизма.

    Стимулирование перенесения ценности с мероприятия в жизнь (последующее включение каждого воспитанника в практическую деятельность на благо малой родины).

    Способствовать развитию психических процессов: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания, речи.

Возраст воспитанников: 12-14 лет.

Оборудование: Тема на доске, задачи на доске, опорные карточки, презентация о семье, школе и о населенных пунктах, музыка «С чего начинается Родина?», гимн Р.Ф.

Тип занятия: обобщающее.

Форма: размышления о патриотизме

Ведущие методы, приёмы : повторение; психологическая поддержка, личный пример, похвала, одобрение, ситуация успеха, убеждение; диалог, доверие, сотрудничество; стимулирование; выводы, рефлексия.

Ресурсное обеспечение :

Дидактическое: название темы на доске, карточки (зрительные опоры), презентации, музыка, тексты стихов, пословиц, текст гимна РФ.

Иллюстративное: музыка «С чего начинается Родина?», презентации, стихи, музыка, карты географические.

Техническое: ноутбук, интерактивный комплекс.

Ход занятия.

    Организационный момент (Дети входят друг за другом, садятся полукругом на стулья).

Ребята, давайте встанем в круг. Возьмемся за руки и по очереди, пожмем друг другу руки. Улыбнемся друг другу.

Можем ли мы сказать, что класс – это наша малая родина? А почему? (ответы детей)

Ребята, сегодня у нас гости, вижу, что вы их узнали. Подарим им свои улыбки и поприветствуем их. Молодцы, теперь можете садиться на места.

Воспитатель: Сегодняшнее занятие мы посвятим самой главной человеческой ценности, которая стоит на первом месте у каждого народа в каждой стране. Попробуйте определить тему занятия, послушав, песню и презентацию сл. М. Матусовского муз. В. Баснера в исполнении М. Бернеса «С чего начинается Родина? »

Воспитатель: Вслушайтесь в слова песни, определите, какие слова повторяются часто. Затем ответьте на вопрос, который часто звучит в этой песне. - Звучит песня

Слушая песню, какие чувства возникли у вас при слове Родина? Что хотел сказать автор этой песни? Что такое Родина? (высказывания детей )

Какая наша сегодняшняя тема занятия? (ответ детей)

Ответы учащихся (родной дом, семья, родные, самый близкий и любимый человек на земле – мама; родная школа, друзья; родной край, город, поселок, где мы родились и живем)

Сегодня на занятии мы постараемся ответить на этот вопрос « С чего начинается Родина?»

Воспитатель: Сегодня мы попытаемся ответить на вопросы. Задачи: (написаны на доске)

Что такое любовь к Родине?

С чего начинается Родина?

Воспитатель: Мы выясним, что такое любовь к Родине и ответим на вопрос «Нужны ли патриоты семье, школе, малой родине и Отечеству». Я желаю вам, друзья, чтобы каждый из вас хорошо поработал сердцем, душой и головой.

Воспитатель: Я предлагаю начать размышления с этих теплых, знакомых каждому слов.

На экране появляются слова: РОДИЛСЯ, РОЖДЕНИЕ, РОДНОЙ, РОДСТВЕННИК, РОДНЯ, РОД, РОДИНА.

Воспитатель : О чем подумал Иван?

О ком подумала Вика?

Что представил Костя?

Воспитатель: Я тоже, ребята, о многом подумала. Можно и я поразмышляю?

Я родилась в п. Светлополянск. День моего рождения 27 марта. Место моего рождения п. Светлополянск, это моя малая родина. Самые родные мне люди – это моя семья.

Кроме моей семьи у меня есть еще много родственников, это моя родня. Я часто думаю о том, откуда пошел наш род. Хорошо бы больше узнать о своем роде.

У моих древних родственников была, конечно, другая родина, ведь Светлополянска тогда еще не было. Где же они жили, мои древние родственники, мои предки? Может быть, здесь, а может быть, там?

/Показываю на карте России/

В одном я уверена: они жили на территории нашей огромной страны России, нашей большой Родины, Родины с большой буквы.

Кто еще хочет поразмышлять?

Воспитатель: Подведем итог нашим размышлениям. Так с чего же начинается Родина? (ответы детей )

2 . Основная часть :

Воспитатель: Продолжаем размышления на тему. Я спрашиваю себя: «С чего начинается Родина?» и отвечаю: «Родина начинается с семьи». Кто со мной согласен, поднимите руки. Спасибо, я вижу, что семья для вас многое значит. Любить родину, ребята, значит любить свою семью. Давайте поразмышляем о том, что значит любить свою семью.

Воспитатель предоставляет детям зрительные опоры:

    Хорошо относиться к родным

    Уважать старших, заботиться о младших

    Брать на себя обязанности по дому

    Не огорчать родных людей

    Работать над собой

    Уметь прощать

    Не допускать ссор

    Радовать успехами в труде

    Радовать успехами в учебе

    Уметь делать приятное

    Трудиться по дому.

Воспитатель: давайте поразмышляем вот о чем: Что нам нравится в наших семьях?

Воспитанники высказывают свои мысли.

Воспитатель: Сейчас, ребята, у нас с вами есть возможность познакомить всех с нашими семьями.

Презентация + фото на большом сердце

Воспитатель: Подведем итог нашим размышлениям. С чего начинается Родина?

Воспитанники: Родина начинается с семьи.

Воспитатель: Мы все любим наши семьи и трудимся на благо наших семей. А это значит, что мы с вами уже немного патриоты.

Воспитатель : Молодцы! А сейчас послушайте ребята стихотворение, которое называется «Родная земля».

Воспитанник : читает стихотворение Савинская Виктория:

Родная земля

Холмы, перелески,

Луга и поля -

Родная, зелёная

Наша земля.

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то

К развилке дорог.

И понял, что это

Раздолье полей –

Частица великой

Отчизны моей.

Воспитатель: Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – это то - место, где мы родились, где живем со своими родителями, родными, своими друзьями, где жили наши прадедушки и прабабушки. У каждого человека есть любимые родные места, куда он любит приезжать, где любит бывать.

А у вас есть родные места? Почему они родные? (ответы детей)

3. Воспитатель: Из года в год миллионы мальчишек и девчонок собираются под крышей своего второго дома – родной школы , чтобы продолжить путь к знаниям, которые позволят реализовать в будущем их мечты и планы.

Продолжаем размышления на тему «С чего начинается Родина?» Родина – это очень емкое понятие, оно вмещает в себя очень многое, например, школу, ведь недаром народная мудрость гласит: «Школа - наш 2-ой дом». Давайте поразмышляем о школе как о нашем 2-м доме.

Продолжим мысль: Школа – наш 2-ой дом, потому, что…

Зрительные опоры:

Школа дает образование. Школа по-настоящему готовит нас к жизни. Школа помогает справиться с недостатками. В школе работают только достойные люди. В школе нас любят. В школе мы развиваем свои способности. Школа учит труду и добру. Школа помогает определиться с профессией .

Воспитатель: У каждого из нас, друзья, есть сейчас возможность сказать школе спасибо. Видеоролик

Воспитатель: Подведем итог нашим размышлениям. Меня очень порадовали ваши высказывания. А согласитесь ли вы с таким утверждением «Любить школу значит любить Родину»? Можем ли мы назвать себя хоть немного патриотами? (ответы детей )

Школа – это тоже наша семья. Здесь мы живем, учимся, общаемся, и с каждым днем мы создаем историю и традиции нашей школы.

4. Верхнекамский район. Где родился, там и пригодился.

Воспитатель . Продолжаем размышления на тему «С чего начинается Родина?» Согласны ли вы с тем, что любовь к России, нашей большой Родине, начинается с любви к нашей малой родине?

Воспитатель: У каждого человека есть родная земля, то место, где он живет. У всех людей есть еще самое дорогое - это родная страна, малая родина. Родная страна - это место, где нам все дорого и близко, где все для нас родное, такое место по-другому еще называют - «Родина». За что мы любим нашу малую родину? (ответы детей)

Воспитатель : Что значит любить нашу малую родину?

разрушений.

Воспитатель: А достаточно ли мы трудимся на благо нашей малой родины?

Воспитатель: Предлагаю всем познакомиться с малой родиной каждого 6-классника. А 6-классники постараются узнать свою малую родину. Презентация родных мест Верхнекамья

Воспитатель : Вижу, что всем понравилось путешествие по родным местам. А ведь малая родина – это частичка нашей большой Родины.

Воспитатель: Все мы учимся в школе и приехали из разных населенных пунктов Верхнекамского района: п. Созим, п. Лесной, п. Пещёра, п. Светлополянск и г. Кирс - Вот из таких маленьких родных уголков и состоит наша общая и великая Родина.

Воспитатель: А теперь я предлагаю увидеть малую родину каждого из нас на карте нашей большой Родины России. (карта Кировской области )

Каждый прикрепляет название малой родины на карту России.

В народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Вашему вниманию представлены пословицы о родине, прочтите их, и выберите наиболее понравившуюся пословицу, и объясните ее смысл.

Работа с пословицами:

    Одна у человека мать, одна у него и Родина.

    Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

    Всякому мила своя сторона.

    Москва – царство, а наша деревня – рай.

    С родной земли умри – не сходи.

    Чужая сторона – дремучий бор.

    Кто Родине изменяет, того народ презирает.

    Кто за Родину горой – тот истинный герой.

    Береги Родину, как зеницу ока.

    Человек без Родины, что соловей без песни.

    Нет в мире краше Родины нашей.

    Жить – Родине служить

Воспитатель : Мы узнали, что в нашем районе есть много достопримечательностей, красивых мест. Есть свои известные люди, которыми мы гордимся, любим.

Подводим итог.

Сейчас нам прочитает стихотворение Олеся Вишневская «Что родиной моей зовется?»

Что Родиной моей зовётся?

Себе я задаю вопрос.

Река, что за домами вьётся,

Иль куст кудрявых красных роз?

Вон та осенняя берёзка?

Или весенняя капель?

А может радуги полоска?

Или морозный зимний день?

Всё то, что с детства рядом было?

Но это станет всё пустяк

Без маминой заботы милой,

И без друзей мне все не так.

Так вот что Родиной зовётся!

Чтоб были рядышком всегда

Всё, кто поддержит, улыбнётся,

Кому нужна и я сама!

Воспитатель: Занятие пора заканчивать. Возвращаясь к началу нашего занятия, обратимся к задачам, давайте, подведем итог и ответим на поставленные вопросы.

Что такое любовь к Родине?

Нужны ли патриоты семье, школе, малой родине и Отечеству?

С чего начинается Родина?

Воспитатель: Мы с вами выяснили, что такое патриотизм, выяснили, нужны ли малой родине патриоты. Конечно же, гимн поется в начале всех мероприятий, но мы выяснили все вопросы, хотелось бы закончить занятие гимном. ( Звучит гимн РФ)

Занятие закончено, благодарю за работу.

Тема: «С чего начинается Родина?»

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

Формировать у детей представление о России как о родной стране;

Формировать уважительное отношение к государственным символам;

Закрепить названия народных промыслов;

Воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

Возраст воспитанников: 6-7 лет

Материалы:

Карта мира, надувной мяч в виде глобуса, куклы в русских национальных костюмах, предметы декоративно – прикладного искусства, изображения президента РФ, гербов и флагов, наглядно-дидактические пособия, выставка рисунков, посвященных Великой Отечественной войне, нарисованный на ватмане военный самолет, цветная бумага, клей, кисточки, ножницы, салфетки.

Предварительная работа:

Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

Сведения об участнике:

Ф.И.О.: Демченко Елена Николаевна

Место работы: МБДОУ детский сад 38

Образование: юридическое (Хабаровский государственный технический университет, юрист)

Должность: воспитатель

Педагогический стаж работы: 4 года

Ход мероприятия:

Воспитатель. У каждого человека есть родная земля, то место, где он живет. Есть мама, которая дала ему жизнь, - это самый дорогой и близкий ему человек. У всех людей есть еще самое дорогое - это родная страна. Как называется наша родная страна? (Ответы детей) Родная страна - это место, где нам все дорого и близко, где все для нас родное, такое место по-другому еще называют - «Родина». Послушайте песню (Воспитатель включает запись песни «С чего начинается Родина»)

Воспитатель. В народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине?

Дети.

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

На чужой стороне Родина милее вдвойне.

Родину-мать учись защищать.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Жить – Родине служить

Береги Родину, как зеницу ока.

Родная земля и в горсти мила.

Воспитатель. А сейчас послушайте ребята стихотворение, которое называется «Родная земля».

ребенок читает стихотворение:

Родная земля

Холмы, перелески,
Луга и поля -
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей -
Частица великой
Отчизны моей.

Воспитатель. Посмотрите ребята на карту. Покажите мне, пожалуйста, где расположена наша Россия (выходит ребенок и показывает). Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. В России не одна тысяча городов, их очень много, а самые крупные из них: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург и много других. Реки России большие и полноводные. Какие реки вы уже знаете? (ответы детей) Обь, Енисей, Лена, Волга. Ребята, самое глубокое озеро находится в России и называется Байкал. Населяют Россию люди разных национальностей. А мы сейчас поиграем и узнаем, людей каких национальностей вы знаете, воспитатель бросает мяч, а ребенок ловит его и дает ответ)

Воспитатель. Всех их объединяет язык общения – русский. А хотите, ребята, больше узнать о России? Тогда я предлагаю отправится в путешествие, но не на поезде и не на самолете, пойдем мы сегодня пешком, а путь нам укажет стрелочка. Надо только сказать:

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель. Первая остановка называется «Историческая». Посмотрите, ребята, кто нас здесь встречает, это куклы Ваня и Маша, а какие они нарядные. Расскажите, в какие костюмы они одеты, опишите их наряд (ответы детей).

Воспитатель. На голове женщины носили головной убор, который называется кокошник. Кокошники носили замужние женщины, а девушки- венки, ленточки и повязки.

Раньше основными частями женского костюма были рубаха и сарафан.

Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой. Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость.

Основными частями мужского костюма были - косоворотка, порты, онучи, лапти.

Косоворотка – она длинная. Рукава длинные и широкие. Не закатав рукава работать невозможно (есть выражение «работать спустя рукава, т.е. плохо»).

Вниз костюма одевали брюки.

Как они назывались – порты.

На ноги наматывали онучи и обували лапти.

Всю одежду подпоясывали опояском (у богатых опояски – широкие, украшены бисером, мехом; у бедных - узкий).

Стихотворение:

Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.

Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки.

Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.)

– Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)
– Следующая загадка.

Эта роспись – просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. (Гжель.)

Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите какая красота.

Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)

Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская игрушка.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете изделия Российских промыслов. Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. И мы поиграем сейчас в русскую народную игру «Селезень и утка». А вы, ребята, какие знаете русские народные игры? (дети перечисляют)

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель. Станция называется «Государственная». Ребята, как называется столица нашей Родины? (Москва)

Стихотворение:

Я люблю подмосковные рощи
И мосты над твоею рекой.
Я люблю твою Красную площадь
И Кремлевских курантов бой.
В городах и далеких станицах
О тебе не умолкнет молва,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Воспитатель: Президентом нашей страны является…? (Д. А. Медведев.)

– Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.)

– Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.)

Стихотворение:

Белый цвет – березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет

Воспитатель: А сейчас найдите герб нашей страны. (Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных герб России.)

Стихотворение:

У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.

Воспитатель: А что же такое гимн? (Гимн это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя и т.д.)

– Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России.

(Прослушивание отрывка гимна.)

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель. А теперь мы приехали на станцию «Праздничная»

– Ребята, какой праздник наш народ будет отмечать в мае? (День Победы.)

– Да, ребята, День Победы – великий, важный праздник всего нашего народа. В этот день мы вспоминаем всех, кто отдал свои жизни за нашу Родину, за нас с вами. Мы говорим слова благодарности тем ветеранам, кто еще жив. Этому празднику мы посвятили нашу выставку рисунков. (Показ выставки.)

Ребенок читает стихотворение:

Красоту, что нам дарит природа,
Отстояли солдаты в огне.

Стал последнею точкой в войне.
Без потерь нет ни роты, ни взвода.
Ну а те, кто остался в живых,
Майский день сорок пятого года
Сохранили для внуков своих.

Воспитатель. В годы войны была традиция у наших летчиков и танкистов за каждый сбитый танк или самолет рисовать звездочку на своей боевой машине. Я предлагаю вырезать из бумаги звездочки и наклеить их на наш самолет.

Работа детей.

Дети складывают и вырезают (по схеме вырезания пятилучевой звезды) из бумаги звездочки и наклеивают их на самолет.

Итог занятия:

Ребята, чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось?

«С чего начинается Родина»

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять…

(М.Матусовский)

Родина- это огромный мир, разнообразный звуками и красками, впечатлениями и открытиями. Родина-это земля, на которой мы родились и растём. Моя Родина - это цветущая, неунывающая Россия. Родина - это огромная часть меня, тогда как я - малая из множества часть своей Родины.

Родители всегда учили меня любить Родину так, как любят её сами. Стараться быть честным и справедливым, гордиться своей Отчизной. С самого раннего детства мне говорили о бережном отношении к родной земле, к красоте полей, лесов, озёр и рек, к бескрайним просторам родного края.

Для каждого человека Родина разная. Это и родной город, родная улица. Это и старый домик в деревне. Это и огромная страна с городами и сёлами, бескрайними полями и лесами, с заводами и дорогами. Но для каждого из нас Родина начинается с нашей мамы, с нашей школы, с нашего великого и могучего русского языка, с великой русской литературы.

С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь над этим, слышу шум листвы, птичий щебет и ощущаю, как солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Открываю глаза и вижу утро. Оно ласкает меня и обещает погожий денёк, поэтому ко мне возвращается ощущение полноты жизни. Моё понимание Родины восстанавливает душевное равновесие, воодушевляет.

Вспоминаются красивые слова поэта А.Межирова:

« Что означает Родину любить?

Во - первых, отовсюду к ней тянуться,

Чтобы в конечном счёте к ней вернуться-

Не прерывать связующую нить…»

Чувство Родины прорастает, как всё большое, из малого зёрнышка. Этим зёрнышком в детстве могла быть речка, зелёный косогор с берёзами, лесная опушка. Родина- это очень много. Мы должны беречь это всё, чтобы грядущее поколение смогло бы любоваться такой красотой и гордиться ею.

« Птицы считают своей родиной то место, где они, впервые поднявшись на крыло, увидели лес, речку, кусты, приютившие их гнёзда. Сюда они всю жизнь будут стремиться. То же самое – у людей!»- так писал В. Песков. И действительно, у нас, у людей, то же самое….

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нём умещается ровно полмира-

Мама и папа, соседи, друзья,

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котёнок …. и я!

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щёчке родинка-

Это тоже Родина!

(Т.Бокова)

Мне очень нравятся поэтические строки Михаила Лобова:

«Чтобы стать мужчиной - мало им родиться, чтобы стать железом – мало быть рудой… ты должен переплавиться, разбиться и, как руда, пожертвовать собой!..»

И это так точно сказано… Ведь каждый из нас обязан защищать Родину! Ведь мы здесь родились и живём.

Зачем это нам? Это идёт ещё с тех давних времён, когда наши далёкие предки защищали наши земли от врагов, передавая новым поколениям патриотизм и мужество стойко стоять за свою державу, за землю Русскую….

Русская культурная традиция свято хранит образы русских защитников от былинного Ильи Муромца до наших современников – это то, что воспитывает в нас патриотизм, стремление служить Отчизне и никогда не забывать о том, что она – наш отчий дом.

Великие полководцы Руси - А.Невский, Д.Донской, А.Суворов. Они, как и многие другие, по сегодняшний день своими подвигами учат нас, современных детей, быть всегда на страже границ своей страны и помнить о ней, где бы ты ни был.

Я горжусь, что мой земляк, А. Прохоренко, стал Героем России. Он погиб в чужой земле, но защищал он нас всех. Он проявил высокий героизм, мужество, выполняя воинский долг. Даже Запад восхитился его подвигом, назвав его Русским Рэмбо.

Жить по совести, не предавать интересов страны, быть верным идеалам своего народа - это то, главное, что воспитывают в нас с самого детства. Уважать веру отцов, уметь жертвовать собой, любить свою Родину, трепетно относиться к природе - все эти добродетели пришли к нам от героев былых времён и мы обязаны это беречь и приумножать.

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали

Со старой отцовской буденовки,

Что где то в шкафу мы нашли…

А может она начинается

Со стука вагонных колёс,

И клятвы, которую в юности

Ты ей в своём сердце принёс….