Болезни Военный билет Призыв

Русские женщины воительницы. Знаменитые женщины воительницы. Агнесс Рэндольф или черная Агнесс

Имя Иуда для всякого современного человека является нарицательным — так звали новозаветного предателя, благодаря которому родоначальник христианства оказался схваченным римлянами и впоследствии казненным.

И на протяжение всей истории христианства Иуду клеймили как христоубийцу. Хотя на самом деле об Иуде нам известно очень и очень мало…

Иуда в Евангелиях носит добавочное имя Искариот. В русском языке это однозначно переводится как Иуда из Кариота, следовательно, Кариот — это такое место или такой город. Но никакого Кариота, как говорят историки, тогда не существовало. Единственный городок подходит хотя бы по созвучию — Крайот в Иудее, но является ли он родиной Иуды — вопрос открытый. Кроме места рождения, еврейское «иш-керийот» может также переводиться как «муж из пригорода», потому что «керийот» — это пригород. Так что наш Иуда мог быть родом не из неизвестного Кариота, а просто из села рядом с Иерусалимом.

Официальная история

В том же Новом Завете, кроме Иуды Искариота, есть еще Иуда Симонов. И некоторые ученые считают, что наш Иуда Искариот — это и есть Иуда Симонов. Правда, кто такой этот Симон, столь же темно — то ли отец, то ли старший брат.

Одно об Иуде известно точно: он -один из двенадцати учеников Иисуса и по совместительству казначей этой маленькой общины. Вот тут-то и становится понятным употребление к Иуде уважительного «муж»: казначей — должность ответственная и так просто на нее не назначали. Также известно, что Иуда был бережлив и плохо отзывался о бесполезных или необоснованных тратах, он знал цену деньгам.

Ученикам Иисуса вряд ли это нравилось, они его упрекали в скупости, а потом родилась легенда и о том, что Иуда крадет из общей казны. Скорее всего, это неправда: вор не удержался бы на должности казначея при живом Иисусе. А то, что он не любил расточительность, вполне понятно: ученики были людьми небогатыми, они на благотворительные сборы кормились.

Официальная история Иуды очень короткая. Неизвестно, как и откуда он пришел в ученики Иисуса, мы сразу видим его казначеем и даже становимся свидетелями его упреков Марии из Вифании в расточительстве, когда она умастила ноги Иисуса миром за 300 динариев, на которые можно накормить нищих.

В другой раз нам предъявляют Иуду во время Тайной вечери, когда они едят за общим столом и обмакивают хлеб в общее блюдо, а Иисус произносит свою сакраментальную фразу о том, что один из учеников, сидящих за этим столом, его предаст, и он тот, кто вместе с Иисусом обмакивал хлеб в это блюдо. Поскольку обмакивали все, то воцарилась общая растерянность.


Дальнейшая судьба Иуды неоднозначна: по одной версии, он получил деньги за предательство и вернул их, раскаявшись в содеянном, а потом повесился, подругой — он получил деньги, купил себе на них поле, которое называется полем горшечника, потому что им прежде владел горшечник, и то ли умер от несчастного случая, то ли повесился.

Поскольку первая версия не была связана с покупкой поля, то евангельские тексты это быстро исправили: поле на возвращенные деньги купили члены синедриона и стали использовать как кладбище для странников. А смерть Иуды обставили красиво: он сунул голову в петлю, веревка его веса не выдержала (очевидно, действительно, «муж» и человек был крепкий), он свалился и внутренности у него выпали.
Но все в истории с Иудой крайне запутано.

Невнятные подробности

Во-первых, непонятна сама сумма в 30 сребреников, как непонятно даже, что это были за деньги. Если в виду имелась обычная мелкая серебряная монета, которой рассчитывались во времена Иисуса, то на 30 таких монет купить даже такое убогое поле было нельзя. Если это так называемые тирские тикли, то — увы! -тоже нельзя. Так что и поле странное, и стоимость его тоже.

Во-вторых, Иуда повесился на дереве (это считалось у евреев позорной смертью). Но на каком? Новый Завет в русском переводе дает однозначно осину. И даже указывает, что после этого у осины появилась особенность дрожать от пережитого страха. Но где в Иудее растут осины? Нигде. Поэтому на роль дерева для Иуды (а в тексте оно там не осина, а иудино дерево) христиане подбирали разные деревья, исходя из отечественного ландшафта — березу, бузину, рябину и т.п.


В-третьих, то ли он расшибся и «живот раскрылся, а сам он распух», то ли покончил с собой. Но если он умер от болезни, то себя не убивал. Если покончил с собой — отчего выпали внутренности? Вот эта смерть с выпавшими внутренностями наводит на одно странное обстоятельство дела: это при каких повреждениях могут выпасть внутренности? Да только в одном случае: если тело было вспорото от паха до горла, то есть если Иуда был убит кинжалом и повешен, а потом веревка не выдержала!

Но повесился ли Иуда? Или был повешен? Или ни то, ни другое?

Неканоническая биография

Согласно неканонической версии, Иуда родился в самый несчастливый день в году — 1 апреля, и перед его рождением мать видела страшный сон, что этот ребенок принесет гибель ее семье, поэтому, недолго думая, положила новорожденного в ковчежец и бросила в ближайшую реку. Иуда не погиб и точно исполнил предсказание: он вырос на острове Кариофе (вот вам и Кариоф!), вернулся домой и, как герой греческой трагедии Эдип, убил своего отца и вступил в кровосмесительную связь со своей мамой. Когда несчастный узнал,что за грехи он совершил (не будучи в этом виновным), то на протяжении тридцати трех лет каждый день ходил на гору с водой во рту и поливал там сухую палку, пока та не покрылась листвой. После этого он стал учеником Иисуса.


По другой легенде, Иуда и Иисус в детстве были соседями, и, поскольку мальчик был болезненный, мать привела его к маленькому Иисусу, о котором уже пошла слава как о целителе. Иисус начал лечить Иуду, на что последний разозлился и так куснул своего спасителя за бок, что у того навсегда остался шрам, а место, в которое его укусил Иуда, стало местом, куда римский легионер вогнал свое копье. Зато Иуда исцелился и стал учеником Иисуса, когда вырос. По этой версии, Иуда и вовсе был братом Иисуса, и очень завидовал ему. По другой версии — завидовал Иуде Иисус, а Иуда так любил брата, что сам делал все чудеса, а приобретенную за это славу отдавал Иисусу.

А по версии новообретенного Евангелия от Иуды, где о его жизни до встречи с Иисусом ничего не говорится, Иуда после смерти Иисуса с собой не покончил и от болезни не умер.

Скрытое Евангелие


В этом Евангелии Иуда предстоит совершенно не тем предателем и негодяем, каковым был для христиан все две тысячи лет. Иуда — вполне вменяемый человек и достойный ученик своего учителя. И то, что выглядит как предательство, таковым не является. Именно ему Иисус открывает самые тайные знания о мироздании и судьбе человечества. Именно он для Иисуса — самый преданный и верный ученик, и на него возложена страшная миссия предать своего учителя, чтобы свершилось его предназначение, и принести его человеческую сущность в жертву Отцу Небесному, и Иуда эту миссию исполняет, понимая, что останется для последователей новой веры презренным предателем, потому что ни этого приказа Иисуса, ни сути жертвы потомки не поймут.

Иисус дал Иуде войти в облако славы небесной, увидеть свою звезду и исполнить свое предназначение. И когда Иуда вошел в облако славы и увидел свою звезду, он все понял и пошел к первосвященникам, предал Иисуса и взял деньги.

Недаром после публичного ознакомления с этим апокрифом несколько крупных чиновников из Ватикана поставили вопрос о пересмотре отношения к Иуде. Правда, кроме восстановления справедливости по отношению к оклеветанному Иуде, они ставят и другую, более мирскую задачу — оправдав Иуду, покончить с антисемитизмом. Ведь одна из причин антисемитизма — обвинение христианами евреев именно в том, что они стали христопродавцами.

Ученые смогли доказать подлинность «Евангелия от Иуды»

Результатом новых исследований манускрипта «Евангелия от Иуды» с описанием ранее неизвестной версии библейских событий стало подтверждение подлинности древнего текста.

Евангелие от Иуды было обнаружено учеными в 2006 году. В манускрипте, написанном на древнеегипетском языке, говорится о том, что Иуда Искариот вовсе не был предателем Христа, а наоборот - его верным союзником в подготовке к воскрешению Спасителя. Согласно этому тексту, обратиться к властям Иуду попросил сам Иисус, надеясь на помощь, которая ему будет оказана при вознесении на небеса. В этой версии ни о предательстве, ни о 30 сребрениках не упоминается.

С целью определить подлинность текста группа американских ученых во главе с Джозефом Бараби из Иллинойса провели анализ чернил, которыми написано Евангелие, сравнив их с чернилами на египетских свидетельствах о браке, а также документах на недвижимость, датируемых тем же периодом.

В те времена египтяне использовали чернила, которые предварительно подвергались особой обработке, что, собственно и позволило экспертам доказать - Евангелие не поздняя подделка. И даже несмотря на то, что документ фрагментирован, подлинность его уже не вызывает никаких сомнений.

Бараби специализируется на проверке подлинности древних документов, а также различных предметов искусства. Они нередко помогают ФБР выявлять фальшивую живопись.

Мировая история полна примеров, когда женщины брали в руки оружие и совершали подвиги. Были представительницы прекрасной половины рода человеческого, которых язык бы не повернулся назвать «слабым полом», женщины - профессиональные воины, наравне с мужчинами несущие ратную службу и сражающиеся с врагами. Греки называли их амазонками. На Руси же такие девы-воительницы назывались поляницами.

Еще древние греки в свое время слагали легенды о женщинах-воинах, или амазонках. Якобы жили они где-то на северо-востоке Малой Азии, на южном побережье Черного моря. Амазонки жили отдельно от мужчин, в боях были храбры, попавших в плен мужчин, пожив с ними, убивали. Родившихся мальчиков калечили или превращали в рабов. Девочек же учили верховой езде, владению оружием.

Наследницы Скифии
Подробно об амазонках писал греческий историк Геродот. Он сообщал о том, что когда-то в бою амазонок захватили в плен греки в Малой Азии. По пути в Грецию амазонки восстали, перебили охрану, но оказалось, что они не умели управлять кораблями. В конце концов, три мятежных корабля прибило к побережью Меотиды (Азовского моря).

Амазонки нашли свободные земли на левом берегу Танаиса (Дона) и стали жить там. На другом же, правом берегу обитали скифы. Как-то раз скифы сразились с незнакомыми воинами, нападавшими на их земли. Когда же по убитым противникам было выяснено, что это молодые девушки, молодые скифы связались с амазонками и стали посещать их, а потом и жить с ними. От браков амазонок и скифских юношей произошли савроматы. Таков рассказ Геродота.

Можно не доверять тому, что сообщил древний историк. Но современные археологи во время раскопок в местах, где, по данным Геродота, обитали савроматы, находят женские погребения, в которых, как и в мужских, находится оружие. Выяснилось, что и у скифов существовали женщины-воительницы.

Женщины с оружием известны и у кочевников Средневековья. В русских народных сказаниях, былинах тоже есть образ женщины-воина -поляницы.

Словами былин
В былинах поляницы по своей удали и умению владеть оружием мало в чем уступают богатырям-мужчинам. А порой и превосходят их. Название «лоляница» происходит от слова «полякование». Так называли обычай, который заключался в следующем: ищущий чести и славы воин в одиночку выезжал в чисто поле и искал там «поединщика» себе под стать. В случае победы пленных не брали, трофеи -тоже, а подтверждением победы были головы супротивников, выставленные напоказ.

Вот как в былинах выглядит северная амазонка:

Едет поляница удалая,
Удалая поляничища великая,
Конь под нею как сильна гора,
Поляница на коне будто сена копна,
Она палицу булатную покидывает
Да под облако, под ходячее,
Одною рукой палицу подхватывает,
Как пером-то лебединым ею поигрывает.

С такой воинственной дамой остерегались связываться и Алеша Попович, и Добрыня Никитич. Последний, правда, сумел жениться на одной из поляниц. Это была Настасья Микулишна - дочь богатыря-пахаря Микулы Селяниновича.

Настасья была настолько сильна и могуча, что без труда одолела в единоборстве До-брыню Никитича. Поединок их протекал весьма своеобразно. Доблестный Добрыня решил «поединоборствовать» в чистом поле с поляницей на свой лад. Он подъехал к ней сзади и ударил ее два раза что есть мочи палицей по голове. Но Микулишна и не взглянула на наглеца и даже не почувствовала удара.

Ударил Добрыня Настасью еще сильнее. Оглянулась на него богатырша и говорит: «Я-то думала, комарики покусывают. Ан то русские богатыри пощелкивают!» Схватила Добрыню за кудри и засунула в мешок. Но ее добрый конь не захотел везти двух богатырей. Вынула тогда Микулишна Добрыню из мешка и говорит: «Если стар богатырь - голову срублю, Если млад богатырь - в полон возьму. Если мне в любовь придет - замуж пойду, Не прилюбится - в ладонь складу, другой прижму, сделаю богатыря в овсяный блин».

Но Добрыня ей понравился, и сказала она ему: «Как возьмешь меня, Добрыня, во замужество, сделаешь со мною заповедь великую - отпущу тебя». Добрыня, естественно, тут же согласился на женитьбу.

Супругой богатыря Дуная Ивановича стала другая поляница по имени Настасья. Сперва Дунай сразился с воинственной девой и победил ее. Но супружеская жизнь у четы богатырской закончилась трагически. На свадебном пиру Дунай хвастал своей храбростью, а Настасья - меткостью в стрельбе из лука. Дунай принял это как вызов и устроил проверку. Настасья трижды прострелила серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная.

Дунай оказался не в силах признать превосходство жены и приказал ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попала в Настасью, и она погибла. В горе Дунай бросился на свой меч и умер рядом с женой. Из его крови и берет начало Дунай-река.

В более поздние времена появилось сказание о боярине Ставре Годиновиче и его супруге Василисе Микулишне (тоже дочери Микулы Селяниновича). И хотя супруга боярина и не называется поляницей, но она побеждает воинов князя Владимира в стрельбе из лука и в борьбе. Чем не богатырша!

Есть женщины в русских селеньях...
В историческую эпоху, о которой мы можем судить не по народным преданиям, а по письменным документам, в Западной Европе традиции жен-щин-воительниц постепенно исчезли. Однако у славян в целом и на Руси в частности они пережили века. В походах князя Святослава, согласно Льву Диакону и Иоанну Скилице, принимали участие сначала русские, а затем и болгарские женщины-воительницы. Об их существовании враги узнавали лишь после сражений, когда, мародерствуя, снимали с убитых доспехи и одежду.

Русские летописи сообщают о женщинах, принимавших участие в обороне осажденных татаро-монголами, крестоносцами, литовцами и поляками городов. Причем участвовали они, не только поднося стрелы или поливая врагов со стен кипятком и смолой, но и с оружием в руках. Известно, что в 1641 году, во время известного «Азовского сидения» в сражениях с турками помимо воинов-мужчин участвовали и казачки-наездницы. Они прекрасно стреляли из лука и наносили туркам значительный урон.

Впрочем, казачкам всерьез воевать было не привыкать. Русский военный историк Василий Потто так писал о казачках: «Женщина, вечная труженица в мирное время, в минуты опасности являлась у казаков полноправным бойцом, как и ее отец, муж, сын или брат».

Юных казачек учили ездить на лошади и драться. Девочку-казачку воспитывали как будущую жену, мать, хранительницу домашнего очага, знавшую любую работу - в том числе и мужскую. До 13 лет они даже играли в одни игры с мальчиками, постигая некоторые военные премудрости, например езду на лошади. Девушка уже могла не просто скакать верхом, но и ловко владеть арканом, луком и самопалом. Чтобы выжить в условиях Кавказской войны, нужно было уметь защищаться.

Уже более двух столетий казаки отмечают 4 декабря (21 ноября старого стиля) День матери-казачки, выпадающий на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Учредила же «бабий праздник» императрица Екатерина Великая - в честь победы в битве за станицу Наурскую. В 1774 году станицу окружил девятитысячный отряд татар и турок. Строевые казаки были в походе, и на вал, чтобы отразить натиск, вышли полторы сотни женщин.

Как отчаянно они сражались, описал моздокский комендант: «Иные с ружьями, а прочие с косами... из баб оказались такие, кто из ружей стреляли зарядов до двадцати, а одна из них, будучи с косой, у неприятеля, при устремлении его на вал к рогатке, срезала голову и завладела его ружьем».

Женщины перетаскивали пушки, били картечью. Варили смолу, лили на головы захватчиков. В ход пошел, если верить преданиям, даже чан «кипящего свиного супа»... Екатерина II наградила отважных казачек медалями и учредила в их славу праздник.

Женщины на военной службе – явление необычное даже в настоящее время. А в былые времена тем более. Впервые женщины были привлечены к службе воинству российскому при Петре Первом в военных госпиталях, на хозяйственные и санитарные работы. Это было зафиксировано в Уставе 1716 года (гл. 34).

С древнейших времён женщины вставали в ряды защитников своего Отечества, однако ради этого им приходилось скрывать свой пол, переодеваться в мужскую одежду, называться мужским именем и быть наравне с мужчинами в бою. Например, в русско-японскую войну дочь солдата и вдова «Михаил Николаевич», надевшая шаровары и сапоги, черкеску и папаху, стала волонтёром в казачьем отряде. Прекрасно зная китайский язык, она приносила огромную пользу в разведке, при допросах, на переговорах с чиновниками, поставщиками. Свой след в истории оставили ещё три женщины, служившие в кавалерии. Это жёны командира 22-го полка Громова, офицера конно-горной батареи Щёголева, смотрителя дивизионного лазарета Макарова.

Н. А. Дурова.

Наиболее известна женщина-кавалерист Надежда Андреевна Дурова. Дочь гусарского ротмистра, она родилась в 1783 году в походе, росла и воспитывалась в полку под звуки труб, топот коней. Надежда выросла влюблённой в ратное дело и презирающей женский пол. Она не представляла себе жизни без коня, сабли и с детских лет мечтала уйти на военную службу. Однажды через город, где жила Надежда, проходил казачий полк, и Дурова, переодевшись в мужскую одежду и оставив на берегу реки своё платье (чтобы создать видимость, что утонула), ушла с казаками как юноша, желающий служить Родине на военном поприще.

В 19 веке военная служба была очень престижна, и многие юноши мечтали проявить себя в походах, сражениях, заслужить славу, почести, достичь чинов. Их привлекали блеск и красота мундира, романтика походной жизни, гусарская лихая удаль. Поэтому молодые горячие головы стремились в армейские ряды.

Дурова, наслышанная о благосклонном отношении армейских командиров к самовольно являвшимся в армию даже вопреки воле родителей, рассчитывала на снисходительное к себе отношение. Её надежды оправдались. Она достаточно легко поступила в конно-польский уланский полк рядовым, назвавшись мужским именем.

Хотя Надежда прекрасно ездила верхом, хорошо стреляла, имела навыки военного дела, ей с трудом давались приёмы боя, овладение тяжёлой пикой, саблей. Несмотря на тяготы походной жизни, юная девушка не только научилась держать в руках тяжёлое оружие, унимая дрожь от напряжения, но и искусно овладела им, уничтожая в бою врагов саблей, копьём, и даже, смело вступая в схватку с неприятелем, спасала жизнь товарищам. Она стала образцовым солдатом, которого ставили в пример другим.

Боевое крещение Дурова получила в 1807 году в сражении при Гутштадте, участвовала в боях при Гейльсберге, Фридланде, где, как и под Гутштадтом, она спасла раненого товарища. Во всех сражениях молоденький кавалерист проявлял бесстрашие и отвагу.

Страдая от мысли, что отец, которого она горячо любила, считает дочь утонувшей, Надежда написала ему письмо, умоляя простить и благословить на службу Отечеству. Отец рассказал об этом родственнику, и слух о том, что девица служит в кавалерии, дошёл до царя. Александр Первый, удивлённый столь необычным обстоятельством, потребовал её к себе. На аудиенции Дурова открылась государю и попросила разрешить ей носить мундир, иметь оружие и служить в сем виде Отечеству. Царь оставил её в армии и, наградив знаком отличия Военного ордена, деньгами, повелел называться его именем с условием, чтобы Александр Александров ничем не запятнал его чести.

Дурова была переведена в самый лучший Мариупольский гусарский полк. Прослужив некоторое время в нём, она попросилась в уланы, мотивируя просьбу тем, что жизнь в гусарском полку ей не по средствам. По другой версии, более романтичной, в смелого кавалериста влюбилась дочь командира и требовала жениться на ней. Гусар Александров, не имея желания открывать свой пол, перевёлся в другой полк.

Дурова участвовала в Отечественной войне 1812 года в боях под Смоленском, Колоцким монастырём, в Бородинском сражении. Здесь она была ранена в ногу, контужена и уехала лечиться в Сарапул. После выздоровления в мае 1813 года она снова в действующей армии и опять отличается под крепостью Модлина и городами Гарбургом и Гамбургом. В 1816 году, дослужившись до чина штабс-ротмистра, Георгиевский кавалер Надежда Андреевна Дурова вышла в отставку. Как и всем офицерам, ей была назначена пенсия. Последнее время она жила в Елабуге, где скончалась в 1866 году.

Надо отметить, что Дурова не была первой женщиной, посвятившей свою жизнь ратному делу. В 1984 году «Неделя» писала о Татьяне Маркиной – предшественнице Дуровой. 20-летняя донская казачка из станицы Нагаевской, оставив на берегу реки свою одежду, переодевшись в мужское платье, поступила солдатом в пехотный полк в Новочеркасске. Волевая, энергичная, боевая, она дослужилась до чина капитана. Но её блестящей военной карьере помешало одно обстоятельство – по жалобе сослуживца ей грозил суд. Капитан Курточкин (так она называлась) вынужден был обратиться к императрице. Изумлённая Екатерина Вторая потребовала расследования с привлечением медиков. Капитан женского полка был оправдан, но военной службе пришёл конец. Получив отставку и пенсию, Татьяна вернулась в свою станицу. К сожалению, записок о себе, как Дурова, она не оставила.

В военном мундире с саблей на коне сражалась с врагами ещё одна женщина Александра Тихомирова. Заменив умершего брата – офицера гвардии, очень похожего на неё, она командовала ротой. Около 15 лет прослужила она в армии. Погибла в 1807 году, только тогда её боевые товарищи и командиры узнали, что это была женщина.

Женщин-воинов, сражавшихся в рядах русской армии были единицы. Но патриотический порыв и пылкое сердце звали многих из них если не с оружием в руках, то теплотой души и состраданием участвовать в защите Отечества. В качестве сестёр милосердия они прибывали на войну, работали в госпиталях.

Впервые целенаправленная подготовка женщин для ухода за больными и ранеными начала осуществляться Крестовоздвиженской общиной сестёр попечения о больных и раненых воинах России, учреждённой в сентябре 1854 года в Петербурге. Здесь готовились сёстры милосердия именно для работы в военных госпиталях как в мирное, так и в военное время.

В Крымскую кампанию 1853 – 1856 годов, на театр военных действий в ноябре 1854 года прибыло 120 сестёр милосердия этой общины (17 сестёр умерли при исполнении служебных обязанностей, 4 получили ранения). В основном это были представительницы высших кругов и интеллигенции. Среди них Е. Хитрово, Е. Бакунина, М. Кутузова, В. Щедрина и многие другие. Хорошо подготовленные в профессиональном отношении, исключительно добросовестные, они работали под пулями, обстрелом, вызывая удивление и восхищение у врачей-мужчин и защитников Севастополя. В дни штурма сёстры не отдыхали по двое-трое суток. Их выдержка и самоотверженность достойны поклонения. Одна из лучших сестёр милосердия Бакунина писала сестре: «Если бы я рассказала все ужасы, раны и мучения, которые я видела в эту ночь, ты бы не спала несколько ночей».

Женщины-врачи обучались в основном за границей. Но в 1872 году открылись Петербургские женские врачебные курсы, где слушательницы получали высшее медицинское образование. В сербско-турецкую войну 1867 года они уже служили врачами госпиталей и лазаретов. В числе женщин-медиков были В.М. Дмитреева, М. А. Зибольд, Р.С. Святловская. В добровольческих санитарных отрядах «частной помощи» в Сербии работали слушательницы женских врачебных курсов С. И. Бальбот, В. П. Матвеева. От Московской Александровской общины прибыло 36 сестёр во главе с княгиней Н.Б. Шаховской, награждённой медалью на Георгиевской ленте.

Н.Б Шаховская и Е.Г. Бушман. Жетон Крестовоздвиженской общины сестер милосердия Красного Креста.

Официально находиться в действующей армии на войне женщины получили право лишь в русско-турецкую войну 1877 – 1878 годов. Тогда около полутора тысяч сестёр милосердия выехали на фронт от общин Красного Креста и самостоятельно.

Русские медсестры на фронте, фото 1877 года.

Хотя в середине 19 века и бытовало мнение о том, что пребывание женщин на войне не только зазорно и бесполезно, но и опасно, женщины постепенно своим самоотверженным, подвижническим трудом добились права наравне с мужчинами работать врачами. Они самостоятельно оперировали, ничуть не уступая мужчинам. Об этом свидетельствует их деятельность, например, в 47-м военно-временном госпитале. «Состоявшими при нём женщинам-врачами было произведено много операций, как то: г-жа Бантле произвела ампутацию бедра и экзартикуляцию всех пальцев, Соловьёва – ампутацию бедра… Матвеева – резекцию локтя, ампутацию голени, плеча, операцию Лисфранка, Остроградская – ампутацию голени», - писал участник тех событий П.А. Глинский.

По окончании войны Александр Второй признал за женщиной право на звание врача и наградил особой серебряной медалью «За храбрость» шесть сестёр милосердия, наиболее отличившихся при оказании помощи раненым на поле боя: Бойэ, Духонину, Ольхину, Полозову, Эндельгардт, Юханцеву.

Признание и награды давались нечеловеческим трудом, порой ценой жизни. Умерли от эпидемии тифа студентка Петербургских женских врачебных курсов В.С. Некрасова, сёстры милосердия баронесса Ю.П. Вревская, О.К. Мягкова, П.В. Местергази-Селенкена, М. А. Ячевская.

В письмах с фронта, дневниках, воспоминаниях сёстры милосердия писали об обстановке на полях сражений, атмосфере, царившей в войсках, о личном отношении к событиям, настроении. Интересны записки сестры милосердия Петриченко. Она писала: «Вся площадь холма буквально покрыта ранеными, то лежащими без движения с искажёнными от муки лицами, то корчащимися в предсмертных судорогах; приходилось лавировать, проходя, чтобы не задеть кого из них; отовсюду раздавались раздирающие душу стоны.

… Работали всю ночь, при свете фонарей, переходя от одного раненого к другому, ни останавливаясь ни минуты, но что же это могло значить при такой массе раненых. Нас было три, да ночью ещё прибыло четыре сестры Крестовоздвиженской общины, и только… а раненые всё прибывали… Обмываешь и перевязываешь какую-нибудь страшную рану, а тут рядом, кругом воспалёнными устами то просят пить, то мучаются в агонии… Руки дрожат, голова кружится, и то сознания своего бессилия, от невозможности помочь всем в сердце какая-то острая боль… Многие из офицеров, заходившие к нам на полчаса, находили, что быть в огне, т.е. в сражении, несравненно легче…»

О трудностях и титанических нагрузках сестёр милосердия говорят цифры: в боях на Шипке было огромное количество раненых и больных, при этом всего 4 сестры приходилось на 3000 раненых. Медикаментов, перевязочных средств не хватало. Сёстры рвали на бинты свои платья, бельё, отдавали сапоги, оставаясь босыми, пищу, не жалели ничего для выздоровления больных и раненых. Не может оставить равнодушным, например, поступок сестры Лебедевой, которая добровольно позволила вырезать у себя 18 кусочков кожи для заживления ран генерала Комарова.

Знак отличия Красного креста первой и второй степени (женский).

19 февраля 1878 года учреждается знак отличия Красного Креста первой и второй степени с надписью «За попечение о раненых и больных воинах» на ленте ордена св. Александра Невского. В статуте его было записано, что лицам, пожалованным знаком отличия Красного Креста, дозволяется изображать его в гербах, если таковые имеются, и в печатях. Почти все сёстры – участницы русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов были награждены этим знаком.

По материалам Ю.Н. Иванова.

Наш список "топ-10 самых известных в мировой истории женщин-воинов" служит еще одним доказательством того, что женщина вполне способна сотворить не только салат, шляпку или скандал, а еще и защитить себя и свою землю и даже повести за собой целую армию.

В древнегреческой мифологии это было воинствующее племя, в которое входили исключительно женщины и во главе которого была царица. Амазонки занимались всем тем же, что и мужчины – охотой и набегами на соседние земли. Для продолжения рода им, конечно же, требовались мужчины, поэтому с этой целью они вступали в связь с представителями мужского пола из других племен. Само слово «амазонка» переводится с греческого, как безгрудая. Существует миф, что в раннем возрасте амазонки прижигали себе одну грудь для облегчения стрельбы из лука.

Существует несколько версий истории Орлеанской девы. По одной из них эта 17-летняя девушка пришла к дофину Карлу в самый разгар столетней войны и заявила, что была послана Господом, чтобы спасти Францию от англичан и возвести дофина на престол. Жанна возглавила французскую армию и одержала ряд важных военных побед. В результате предательства Жанна попала в плен к бургундцам и была продана англичанам. Судили Жанну по обвинению в колдовстве. Орлеанская дева была сожжена на костре, как ведьма. Впоследствии она была канонизирована и причислена к лику святых.

Агнесс Рэндольф или черная Агнесс

Леди Агнесс Рэндольф была женой графа Дунбара и принимала участие в сражениях, однако прославилась она в качестве защитницы своего родного замка. В 1334 году началась осада замка Дунбара, которую Агнесс успешно сдерживала в течение целых пяти месяцев. Чтобы показать свое презрение к захватчикам, леди Агнесс заставляла слуг вычищать зубцы и амбразуры замка после каждой попытки штурма.

Гвендолен была легендарной королевой Британии и женой короля Локрина. После смерти ее отца, воина Корина, Локрин провозгласил своей женой другую женщину. Однако Гвендолен не смирилась с решением мужа, а собрала в Корнуолле войско и выступила против него. Гвендолен победила в этой войне и единолично правила Британией в течение пятнадцати лет. Вот такое вот наказание на неверность и попытку развода!

Во время осады города Жанна де Дампьер, графиня де Монфорт, не стала отсиживаться в замке, а надела доспехи и собственноручно распределила своих людей для защиты крепости. Мало того, вооружившись мечом, она присутствовала в самых важных местах сражения, что помогло ей выйти из города с 300 людьми и дойти до Бреста, где она смогла набрать подкрепление и, вернувшись, полностью разбить врага.

Одна из самых известных правительниц древнего Египта. Влюбившись в знаменитого римского полководца Марка Антония, она смогла объединить свой флот с флотом полководца для противостояния римскому императору Октавиану Августу. После того, как Рим все-таки покорил Египет, Клеопатра покончила жизнь самоубийством. Она предпочла смерть участи жены Октавиана.

Будучи младшей дочерью короля Лира Британского, Корделия правила страной на протяжении пяти лет после смерти короля до совершеннолетия племянников, которые пошли на нее войной. Она лично участвовала во многих битвах. Попала в плен и подобно Клеопатре покончила жизнь самоубийством. Именно Корделия стала прототипом героини известной трагедии «Король Лир» Уильяма Шекспира.

С детства проходила обучение владению оружием. Ее первое сражение было в возрасте 15 лет. После смерти отчима, Дюка Годфри, она стала во главе армии и в течение 30 лет несла службу у Папы Григория и у Папы Урбана.

Олимпиада была женой Филиппа Второго и матерью знаменитого Александра Македонского. После смерти Александра Македонского она возглавила борьбу против Филиппа Третьего, а после его казни стала править от имени сына Александра Македонского, Александра Четвертого. Ее правление продлилось всего год, она была свергнута диадохом Кассандром и впоследствии казнена.

Древнеегипетская царица, которая основала Восемнадцатую династию фараонов Египта. Яххотеп считалась прославленной воительницей, а в ее гробнице были найдены боевые награды, которыми награждались лишь особо выдающиеся воины.

Вот вам и слабый пол!

О браз дев-воительниц - популярный сюжет в мировой литературе. Амазонки, валькирии, женщины-гладиаторы в Древнем Риме и русские «поляницы» - богатырши. Само слово произошло от глагола «поляковать» - ездить в поле на ратное дело, искать воинов и вступать с ними в поединки. «Культура.РФ» вспоминает отважных воительниц из русских былин.

Борис Ольшанский. Былина. 1999. Частное собрание

Василиса Микулишна

Сергей Соломко. «Василиса Микулишна». 1911

Илья Репин. «Василиса Микулишна». 1903-1904. Государственный Русский музей

Василиса Микулишна. Кадры из мультфильма. Реж.Роман Давыдов. 1975

Богатыршей была дочь Микулы Селяниновича Василиса, которая стала женой боярина Ставра Годиновича из земли Ляховицкой, Чернигова-града. На пиру у князя Владимира боярин хвалился перед гостями своей супругой:

Во третьем терему - молодая жена,
Молодая Василиса, дочь Никулишна.
У ней белое лицо ровно белый снег,
Ягодицы ровно маковицы,
Черные брови черна соболя,
Ясные очи ясна сокола,
Ретивым она сердцем хитра-мудра.

По совету завистливых бояр князь Владимир посадил Ставра в земляной погреб, а за чудной Василисой отправил богатырей Алешу Поповича и Добрыню Никитича. Узнав о насмешках и беде, случившейся с мужем, Василиса Микулишна отстригла русые косы, переоделась добрым молодцем и отправилась в компании с 50 всадниками в стольный Киев-град. По дороге встретила богатырей-посланников Владимира и, представившись грозным послом Василисы Микулишны Василием Васильевичем, развернула столичных гонцов.

Князь устроил молодцу честной прием, но княгиня Апраксия заметила, что под мужским именем скрывается женщина: «Это Василиса ровно дочь Микулишна; / По полу она идет тихошенько, / На лавку садится - коленцы жмет» . Отважной жене пришлось пройти испытания: Василиса парилась в жаркой «банюшке-парушке», играла в карты и боролась с другими богатырями. В результате потребовала у князя освободить из заточения Ставра Годиновича и отправилась домой вместе с мужем.

Настасья Микулишна

Николай Рерих. «Настасья Микулишна». 1943. Новосибирский государственный художественный музей

Константин Васильев. «Настасья Микулишна». 1968

«Поленица удалая, дочь Микулы Селяниновича». Эксиз иллюстрации к былине о Василии Буслаеве для журнала «Шут». 1898. Государственный Русский музей

Сестра Василисы, младшая дочь Микулы Селяниновича, была женой Добрыни Никитича. Встретились они во чистом поле, куда богатырь отправился после сражения со Змеем Горынычем. В пути он увидел богатыршу удалую, решил проверить «Или нет у Добрыни силы по-старому? / Или нет у него хватки по-прежнему?» :

Догнал Добрыня поляницу, богатыршу удалую,
Ударил поляницу булатной палицей,
Да ударил ее в буйну голову.
Поляница тут назад приоглянется,
Говорит поляница таковы слова:
- Я думала, меня комарики покусывают,
А это русский богатырь пощелкивает.

В поединке поляница одолела Добрыню. Они понравились друг другу, и богатырь к ней посватался: «Свадьбой провели да и окончили». Позже князь Владимир отправил Добрыню на заставу охранять Русь-матушку от степных наездников. Настасья Микулишна подобно Пенелопе ждала своего возлюбленного долгие 12 лет. За это время к ней несколько раз сватался другой небезызвестный богатырь - Алеша Попович. Через шесть лет Добрыниной службы он привез жене весть о его «смерти», а через 12 лет - приехал вместе с князем и княгинею, чтобы играть свадьбу с поляницей. В этот раз «не хотою взяли - неволею». Добрыня вовремя узнал о торжестве и приехал на пир гостем незваным с гуслями. Поколотил Алешу Поповича, забрал Настасью Микулишну и вернулся в свой терем белокаменный.

Да и стали жить с Настасьей Микулишной,
Уж и стали жить да лучше прежнего.

Настасья Окульевна

Сергей Соломко. «Марья Лебедь белая»

Иван Билибин. «Михайло Потык». 1902

Леонид Кипарисов. «Михайло Потык и Марья Лебедь белая». 2016

«Душа-девица» Настасья Окульевна - одна из героинь сказания о богатыре Михайло Потыке. Она спасла его от происков бывшей жены, Марьи Лебеди белой. Пока Михайло сражался с врагами в чистом поле, Марья стала возлюбленной царя и уехала с ним. Вернувшись, богатырь бросился за ней в погоню, попадая по пути в ловушки хитрой жены: пил сонное зелье-вино, проваливался в глубокую яму, был превращен в горючий камешек. В последний раз, напоив богатыря, распяла Марья его в подвале на каменной стене и оставила умирать. Тогда-то и спасла Михайлу сестра царя - Настасья Окульевна:

Как этая Настасья тут Окульевна
Скорым-скоро бежала в кузницу,
Взимала она клещи там железные,
Отдирала от стены городовые
А молода Михайлушку Потыка.

Излечила от ран, достала хитростью от брата саблю и палицу богатырскую, доброго коня. Возвратился Михайло к царским палатам, убил и бывшую жену, и царя. Женился на Настасье Окульевне и стал править.

Настасья Королевична

Николай Каразин. «Дунай Иванович убивает жену». 1885

Константин Васильев. «Рождение Дуная». 1974

Сергей Соломко. «Настасья Королевична»

Настасья Королевична - возлюбленная Дуная Ивановича. Богатырь встретился с ней, когда отправился в Литву сватать князю Владимиру королевну Апраксью. Отец Апраксьи, литовский король Данила Манойлович, не отдал дочь сватам, и тогда богатыри увезли ее силой. Вслед за «добывшими невесту» отправилась сестра Настасья.

Она ехала в погоню по чисту полю,
А скакала на коне богатырскоем
Да по славну раздолью чисту полю;
По целой версты конь поскакивал,
По колен он в земелюшку угрязывал,
Он с земелюшки ножки выхватывал,
По сенной купны он земелики вывертывал,
За три выстрелы камешки откидывал.

Дунай Иванович вступил с удалой поляницей в поединок и вскоре - как это случалось и в других былинах - сделал ей предложение. А Настасья Королевична приняла его.

В Киеве отпраздновали две свадьбы. Однако Дунай Иванович с молодой женой недолго прожили вместе. Богатырь как-то похвалился своей удалью, а Настасья Королевична ему возразила: «А ничем-то ведь я не хуже тебя: сила моя есть побольше твоей, а ухваточка моя удалее тебя» .

Такая фраза задела его честь - и он вызвал жену на поединок. Каждый должен был попасть стрелой в серебряное кольцо на голове соперника. Поляница попала, а вот Дунай Иванович убил жену. Узнав, что она носила в утробе младенца, богатырь от горя вонзил в себя копье. От его крови родилась Дунай-река, а от крови Настасьи Королевичны - река Непра.

Дочь Ильи Муромца

Виктор Васнецов. Богатырский скок. 1914. Дом-музей В.М. Васнецова

И сзаду не видеть шеи белоей.

Проезжая мимо, она насмехалась над богатырями. Илья Муромец предложил своим соратникам сразиться с удалой девицей. Однако никто не решился вступить в схватку с воительницей, которая «одною рукой палицу подхватыват, как пером-то лебединым поигрыват» . И тогда богатырь сам поехал на встречу с поляницей. Бились они долго - и палицами, и копьями, и врукопашную - и вдруг разговорились. Выспросив, откуда поляница, Илья Муромец признал в богатырше дочь свою, обнял и отпустил. Однако она вскоре вернулась обратно, задумав убить спящего отца. На этот раз богатырь одолел соперницу и скормил серым волкам и черным воронам.

В былинных сюжетах Илья Муромец не раз встречался с поляницами. Среди них - и жена богатыря Савишна, и Златыгорка, родившая ему сына.