Болезни Военный билет Призыв

Русская культура во второй половине XVIII века. Эпоха Екатерины II. Крепостная Россия во второй половине XVIII века

  • Укрепление централизованного русского государства и расширение его границ при Иване IV. Опричнина
  • "Смутное время" на русской земле
  • Русско–польская война 1654–1667 гг. И ее итоги. Добровольное воссоединение Украины с Россией
  • Начало модернизации России. Реформы Петра Великого
  • Крепостная Россия во второй половине XVIII века
  • Родословная таблица до Екатерины II
  • Крестьянская война 1773–1775 гг. Под предводительством е.И. Пугачева
  • Отечественная война 1812 года – патриотическая эпопея русского народа
  • Ордена Российской империи в порядке убывания иерархической лестницы и получаемой при этом степени дворянского состояния
  • Движение декабристов и его значение
  • Распределение населения по сословиям в Российской империи
  • Крымская война 1853-1856 гг.
  • Общественно–политические движения в России во второй половине XIX в. Революционные демократы и народничество
  • Распространение марксизма в России. Возникновение политических партий
  • Отмена крепостного права в России
  • Крестьянская реформа 1861 года в России и ее значение
  • Население России по вероисповеданию (перепись 1897 г.)
  • Политическая модернизация России 60–70–х годов XIX века
  • Русская культура XIX в
  • Русская культура в XIX столетии
  • Политическая реакция 80–90–х годов XIX века
  • Международное положение России и внешняя политика царизма в конце XIX века
  • Развитие капитализма в России, его особенности, причины обострения противоречий на рубеже XX века
  • Рабочее движение в России в конце XIX века
  • Подъем революции в 1905 году. Советы рабочих депутатов. Декабрьское вооруженное восстание – кульминация революции
  • Расходы по внешней защите страны (тыс. Руб.)
  • Третьеиюньская монархия
  • Аграрная реформа п.А. Столыпина
  • Россия в годы первой мировой войны
  • Февральская революция 1917 года: победа демократических сил
  • Двоевластие. Классы и партии в борьбе за выбор исторического пути развития россии
  • Нарастание революционного кризиса. КорнилоВЩина. Большевизация советов
  • Общенациональный кризис в россии. Победа социалистической революции
  • Второй всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов 25–27 октября (7–9 ноября) 1917 года
  • Гражданская война и иностранная военная интервенция в россии. 1918–1920 годы
  • Рост численности ркка в годы гражданской войны
  • Политика «военного коммунизма»
  • Новая экономическая политика
  • Национальная политика советской власти. Образование союза советских социалистических республик
  • Политика и практика форсированной индустриализации, сплошной коллективизации сельского хозяйства
  • Первая пятилетка в ссср (1928/29–1932 гг.)
  • Достижения и трудности в решении социальных проблем в условиях реконструкции народного хозяйства ссср в 20–30–е годы
  • Культурное строительство в ссср в 20–30–е годы
  • Основные итоги социально–экономического развития ссср к исходу 30–х годов
  • Внешняя политика ссср накануне великой отечественной войны
  • Укрепление обороноспособности ссср накануне немецко–фашистской агрессии
  • Великая отечественная война. Решающая роль ссср в разгроме фашистской германии
  • Трудовой подвиг советского народа в восстановлении и развитии народного хозяйства ссср в послевоенные годы
  • Поиск путей социального прогресса и демократизации общества в 50–60–е годы
  • Советский союз в 70–е – первой половине 80–х годов
  • Ввод в действие жилых домов (млн. Квадратных метров общей (полезной) площади жилищ)
  • Нарастание застойных явлений в обществе. Политический поворот 1985 года
  • ПроБлеМы развития политического плюрализма в переходном обществе
  • Кризис национально–государственного устройства и распад ссср
  • Численность и этнический состав населения республик в составе Российской Федерации
  • Экономика и социальная сфера Российской Федерации в 90–е годы
  • Промышленная продукция
  • 1. Топливно–энергетические отрасли
  • 2. Черная металлургия
  • 3. Машиностроение
  • Химическая и нефтехимическая промышленность
  • Промышленность строительных материалов
  • Легкая промышленность
  • Бытовые товары
  • Уровень жизни населения
  • Производство на душу населения, кг (в среднем за год)
  • Сельское хозяйство
  • Животноводство
  • Хронологическая таблица
  • Содержание
  • Лр № 020658
  • 107150, Г. Москва, ул. Лосиноостровская, 24
  • 107150, Г. Москва, ул. Лосиноостровская, 24
  • Крепостная Россия во второй половине XVIII века

    Во 2–ой половине XVIII в. Россия раздвинула свои границы на юге и западе, присоединив Причерноморье и Приазовье, бужско–днестровские земли, Белоруссию, часть прибалтийской территории.

    По сравнению с первой половиной XVIII в. к концу столетия население выросло в 2 раза и составило 36 млн. чел., причем только 4% населения проживало в городах, в России преобладающим населением было сельское. До половины населения – частновладельческие крестьяне.

    Освоение присоединенных территорий сопровождалось ростом феодально–крепостнических отношений вширь и вглубь.

    За 1783–1796 гг. крепостное право распространилось на украинские земли, Крым и Предкарпатье. Сельское хозяйство развивалось, в основном, экстенсивно, за счет новых российских земель и продвижения в пригодные районы Приуралья и Сибири.

    С усилением эксплуатации крестьян крепостничество расширялось вглубь. Указом 1765 г. помещикам разрешалось ссылать своих крестьян без суда и следствия на каторжные работы в Сибирь, что засчитывалось как выполнение рекрутской повинности. Широко была распространена продажа крестьян, жестокие наказания. По указу 1763 г. крестьяне сами оплачивали расходы, если признавались зачинщиками, за подавление волнений. Наконец, в 1767 г. Екатерина II издала указ, запрещающий крестьянам жаловаться на своих господ.

    Во 2 половине XVIII века в России определились два больших района с различными формами крепостнической эксплуатации. В черноземных губерниях с плодородной почвой и на юге преобладала барщина. Иногда помещик отбирал землю у крестьянина, и тот превращался фактически в батрака, работающего за скудную плату. В районах с неплодородной почвой преобладал денежный оброк. Некоторые помещики стремились поднять доходность своих имений, применяли технические устройства, вводили севообороты, внедряли новые культуры, завезенные из других стран – табак, картофель, подсолнечник, строили мануфактуры, используя затем на них труд своих крепостных. Все эти новшества были признаком начала разложения крепостнических отношений.

    В 1785 г. специальным "ремесленным положением" (из "Жалованной грамоты городам") регламентировалось развитие ремесла в городах. Ремесленники группировались по цехам, избиравшим старшин. Такая организация жизни ремесленников создавала лучшие условия для их труда и ученичества. Этим положением правительство рассчитывало превратить городских ремесленников в одно из сословий феодального общества.

    Наряду с городом ремесла получили широкое развитие в промышленных селах. Так, Иваново славилось текстильным производством, Павлово – металлическими изделиями, Хохлома – деревообработкой, Гжель – керамикой и т.д.

    Вторая половина XVIII в. для России –это дальнейший рост мануфактурного производства. Если в середине века было более 600 мануфактур, то в начале XIX в. до 1200. Преобладали мануфактуры с применением труда крепостных. Но появились мануфактуры с использованием и вольного труда, в частности в текстильном производстве. В роли вольнонаемных выступали крепостные крестьяне, отпущенные на оброк. Отношения вольного найма были отношениями капиталистическими.

    В 1762 г. было запрещено покупать крепостных крестьян к заводам, и мануфактуры, основанные после этого года, использовали уже вольнонаемный труд.

    В 1775 г. была разрешена крестьянская промышленность, что привело к увеличению числа владельцев предприятий из купцов и крестьян.

    Процесс складывания капиталистических отношений становился все более заметным и необратимым. Появился и стал расти рынок вольнонаемного труда. Однако новые отношения появлялись в стране, где.господствовало крепостничество, которое влияло на этот процесс.

    Во 2–й половине XVIII в. продолжал формироваться всероссийский рынок. Заметнее стала специализация районов: черноземный Центр и Украина производили хлеб, Поволжье поставляло рыбу, кожу, шерсть, Урал – железо, Новгород и смоленские земли – лен и пеньку, Север – рыбу, меха, Сибирь – меха и т.д. Все это обменивалось на торгах и ярмарках, число которых росло. Через порты Прибалтики и Причерноморья Россия вела активную внешнюю торговлю, вывозя свои товары – металл, лен, пеньку, парусное полотно, лес, кожи, хлеб. Ввозила Россия сахар, сукно, шелк, кофе, вина, фрукты, чай и др. Ведущим российским торговым партнером России в это время была Англия.

    Торговля в первую очередь обслуживала потребности государства и господствующий класс. Но она содействовала становлению капиталистического уклада в стране.

    Во 2–й половине XVIII в. укрепляется сословный строй страны. Каждая категория населения – дворянство, духовенство, крестьянство, горожане и др. – соответствующими законами и указами получала права и привилегии.

    В 1785 г. в развитии Манифеста о вольности дворянства (1762 г.) была издана Жалованная грамота дворянству, где подтверждалось исключительное право помещиков владеть землей и крестьянами. Дворяне освободились от обязательной службы и личных податей, получили право на особое представительство в уезде и губернии в лице предводителей дворянства, что повышало их роль и значение на местах.

    Укрепление сословного строя в XVIII в. было попыткой удержать власть господствующего класса, законсервировать феодальный строй, тем более, что это происходило в канун, Великой Французской революции.

    Таким образом, во 2–й половине XVIII в. резервы феодализма в стране еще не были исчерпаны, и он мог еще обеспечить продвижение вперед, несмотря на развитие капиталистических отношений.

    Екатерина II . Просвещенный абсолютизм 60–80 гг. XVIII в. Екатерина II (1762 – 1796 гг.), заняв престол в сложное время, выказала недюжинные способности государственного деятеля. И действительно, наследство ей досталось нелегкое: казна практически была пуста, армия давно не получала денег, большую опасность для господствующего класса представляли проявления постоянно растущего протеста крестьян.

    Екатерине II предстояло выработать такую политику, которая отвечала бы потребностям времени. Эта политика получила название просвещенного абсолютизма. Екатерина II решила опереться в своей деятельности на отдельные положения идеологов Просвещения – известного философского течения XVIII в., ставшего идейной основой Великой французской буржуазной революции (1789–1794 гг.). Естественно, Екатерина II ставила целью использовать только те идеи, которые могли способствовать укреплению крепостничества и феодальных порядков в стране.

    В России не было, кроме дворянства, других сил, способных олицетворять собой общественный прогресс.

    Французские энциклопедисты Вольтер, Дидро, Монтескье, Руссо разработали основные положения просветительства, затрагивающие проблемы общественного развития. В центре их раздумий была теория "естественного права", согласно которой все люди от природы были свободны и равноправны. Но человеческое общество в своем развитии отклонилось от естественных законов жизни и пришло к несправедливому состоянию, угнетению и рабству. Чтобы вернуться к справедливым законам, следовало просветить народ, считали энциклопедисты. Просвещенное общество восстановит справедливые законы, и тогда свобода, равенство и братство будут главным смыслом существования общества.

    Осуществление этой цели философы возлагали на просвещенных монархов, мудро пользующихся своей властью.

    Эти и другие идеи взяли на вооружение монархи Пруссии, Австрии, России, но подошли к ним с позиций крепостничества, связывая требования равенства и свободы с укреплением привилегий господствующего класса.

    Такая политика не могла быть долговременной. После Крестьянской войны (1773 – 1775 гг.), а также в связи с революцией во Франции наступил конец просвещенному абсолютизму, слишком очевиден стал курс на усиление внутренней и внешней реакции.

    Екатерина II вела с 1763 г. переписку с Вольтером и его единомышленниками, обсуждая с ними проблемы российской жизни и создавая иллюзию заинтересованности в применении их идей.

    Стремясь успокоить страну, укрепить свое положение на престоле, Екатерина II в 1767 г. создавала в Москве специальную комиссию в целях составления нового свода законов Российской империи для замены "Соборного положения" 1649 г.

    В работе Комиссии было задействовано 573 депутата – от дворян, различных учреждений, горожан, государственных крестьян, казачества. Крепостные крестьяне не участвовали в этой Комиссии.

    Комиссия собирала наказы с мест для определения народных нужд. Работа Комиссии строилась в соответствии с подготовленным Екатериной II "Наказом" – своеобразным теоретическим обоснованием политики просвещенного абсолютизма. Наказ был объемен, содержал 22 главы с 655 статьями, большая часть текста – цитатник из сочинений просветителей с обоснованием необходимости сильной монархической власти, крепостничества, сословного деления общества в России.

    Начав свои заседания летом 1767 г., Комиссия торжественно присвоила Екатерине II титул "великой, премудрой матери Отечества", тем самым заявив о признании ее русским дворянством. Но затем неожиданно в центре внимания оказался крестьянский вопрос. Некоторые депутаты критиковали систему крепостничества, были предложения прикрепить крестьян к особой коллегии, которая бы из крестьянских податей платила помещикам жалованье, в этом виден был намек на стремление освободить крестьян от власти помещиков. Ряд депутатов потребовали четко определить крестьянские повинности.

    Комиссия работала больше года и была распущена под предлогом начала войны с Турцией, так и не создав нового уложения.

    Екатерина II узнала из депутатских выступлений о настроениях в обществе и в дальнейшей законодательной практике исходила из своего "Наказа" и материалов этой Комиссии.

    Работа Уложенной Комиссии показала растущий критический, антикрепостнический настрой в русском обществе. Преследуя целью влиять на общественное мнение, Екатерина II занялась журналистикой, стала издавать в 1769 г. сатирический журнал "Всякая всячина", в котором, стремясь отвлечь внимание от критики крепостничества, предложила критику человеческих слабостей, пороков, суеверий вообще.

    С других позиций выступил русский просветитель Н.И. Новиков. В издаваемых им журналах "Трутень" и "Живописец" он выступил, отстаивая конкретную критику пороков, а именно бичевал неограниченный произвол помещиков, бесправие крестьян. Дорого обошлась Н.И. Новикову эта позиция, более 4–х лет ему пришлось провести в Шлиссельбургской крепости,

    Критика крепостничества и общественная деятельность Новикова внесли свой вклад в формирование антикрепостнической идеологии в России.

    Первым русским революционером – республиканцем принято считать А.Н. Радищева (1749 – 1802 г.). Его взгляды сложились под сильным воздействием внутренних и внешних обстоятельств. Это и Крестьянская война Е. Пугачева, и идеи французских и русских просветителей, и революция во Франции, и война за независимость в Северной Америке (1775 – 1783 гг.) и творчество Новикова, и высказывания депутатов Уложенной Комиссии.

    В произведении "Путешествие из Петербурга в Москву", оде "Вольность" и др. Радищев выступил с призывом уничтожения рабства и передачи земли крестьянам, за революционное свержение самодержавия.

    Екатерина II назвала Радищева "бунтовщиком хуже Пугачева". Он был арестован и приговорен к смертной казни, замененной 10–летней ссылкой в Сибирь (Илимский острог).

    Итак , Екатерина II – традиционный деятель, несмотря на отрицательное ее отношение к русскому прошлому, на то, что она внесла новые приемы в управление, новые идеи в общественный оборот. Двойственность тех традиций, которым она следовала, определяет и двоякое отношение к ней потомков. Историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно велико именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, развивавшиеся раньше.

    Внутренняя политика.

    Дворцовый переворот 28 июня 1762 г. привел на престол жену Петра III Екатерину II , урожденную принцессу Цербстскую. Образованная и мудрая Екатерина сумела расположить к себе не только приближенных, но и иностранных монархов, дипломатов, ученых. Придя к власти в результате дворцового переворота, Екатерина II была вынуждена вести гибкую политику, учитывая общественное мнение и интересы дворян. Одновременно перед ней стояла труднейшая задача укрепления режима личной власти и повышения ее авторитета. Для этого императрица призвала на службу французское Просвещение (идеи философов Вольтера, Монтескье, Дидро).

    В связи с этим время правления Екатерины называют периодом просвещенного абсолютизма, т. е. периодом, когда верховная власть укрепилась за счет использования передовых идей, а, кроме того, стремилась исправить варварские пережитки феодального строя. Российский вариант просвещенного абсолютизма представлял собой особый этап государственно-политического развития, связанный в социально-экономическом плане с разложением феодального уклада, в политическом плане - с поиском компромисса с дворянством и аристократией, бывшими основной движущей силой предшествовавших государственных переворотов.

    Ярчайшим проявлением политики просвещенного абсолютизма стал созыв уложено комиссии, одной из задач которой была замена устаревшего сборника законов (Уложения) 1649.

    30 июля 1767 г. в Грановитой палате Кремля Екатериной торжественно были открыты заседания Комиссии для сочинения проекта нового уложения (законодательное собрание). 565 депутатов представляли все сословия России, кроме частновладельческих крестьян и духовенства. Однако деятельность депутатов, главным образом из-за организационной неразберихи, потерпела полный крах. Уже на следующий год Комиссия была фактически распущена. Но, несмотря на неудачу Комиссии, ее деятельность имела некоторые положительные последствия. Депутаты разных сословий привезли с собой более тысячи наказов с мест, и эти наказы оказали определенное влияние на дальнейшую внутреннюю политику Екатерины.



    Вершиной дворянских привилегий стал манифест от 21 апреля 1785 о жалованные грамоты дворянству и городам. За дворянами юридически закрепляли крестьян с недвижимым имуществом; дворян освобождали от налогов, повинностей, телесных наказаний, обязанности нести военную и государственную службу и т.д. В городах создавались городские думы, а мещане разделялись на 6 разрядов по имущественным цензом.

    Дальнейшее укрепление абсолютизма потребовало концентрации власти в руках императрицы и максимального ограничения полномочий Сената. 15 декабря 1763 г. Сенат был разделен на 6 департаментов, два из которых были переведены в Москву. Раздробление функций Сената и наполнение его послушными чиновниками существенно ослабили его значение. Таким образом, уже в начале царствования были приняты меры, призванные пресечь любые ограничения самодержавия.

    Во второй половине XVIII в. значительно расширилось крепостническое законодательство. Указом 1765 г. помещикам разрешалось ссылать провинившихся крестьян на каторгу в Сибирь, а указом 1767 г. крестьянам запрещалось приносить жалобы на помещиков. Началась торговля крестьянами. Помещик мог отдать своего крепостного в солдаты. Также следует отметить, что одновременно шел процесс распространения крепостного права на территории, где раньше его не было. Вскоре последовал и ответ крестьянства: бунт, переросший в мощное крестьянское выступление - восстание под руководством Е.И. Пугачева (1773-1775). Правительству пришлось приложить максимум усилий для подавления восстания, охватившего восточные районы страны и Поволжье. Спешно был заключен мир с Турцией (1774), и войска с турецкой кампании были направлены на борьбу с восставшими. О серьезности положения свидетельствует и такой факт: один из лучших екатерининских полководцев А.В. Суворов на последнем этапе принимал участие в подавлении восстания. Восстание охватило огромную территорию - Южный и Средний Урал, Западную Сибирь, Башкирию, Пермский край, Поволжья и Дон. Кроме указанных, причинами войны были и притеснения яицкого казачества: введение государственной монополии на ловлю рыбы, добыча соли, продажи вика, сбор пошлины и т.д. Недовольство казаков привело к нескольких восстаний 1771-1772 годов, которые стали переднем войны.

    В 1775 г. Екатерина II провела областную реформу: вместо губерний, уездов и провинций вводилось деление страны на губернии (300-400 тыс. чел.) и уезды (20-30 тыс. чел.), в основе которого лежал принцип численности податного населения. Во главе администрации стоял наместник или генерал-губернатор. Губернские чиновники назначались правительством, а уездная администрация находилась в руках местного дворянства.

    В правление Екатерины своего наивысшего развития достигла крепостническая система хозяйства и появились первые признаки ее разложения. Важнейшим из них был подрыв дворянской собственности на землю. Во второй половине XVIII в. все больше земли сосредотачивалось в руках купцов и разбогатевших крестьян, причем не только в северных и восточных районах России, но и в губерниях, считавшихся цитаделью дворянского землевладения. Своего предела достигала эксплуатация крестьян в черноземных губерниях. Здесь помещики нередко переводили своих крестьян на месячину, тем самым подрывая основы крепостничества - хозяйство владельческих крестьян. В нечерноземных губерниях развивалось отходничество крестьян на заработки в город, их отрыв от сельскохозяйственных занятий. Уменьшился удельный вес натуральных платежей крестьян, возрос денежный оброк. С расширением товарных отношений сохранение крепостнических порядков становилось тормозом в дальнейшем развитии промышленности и сельского хозяйства.

    Внешняя политика.

    Во внешней политике Российской империи при Екатерине II отличались два этапа, разграничены французской революцией конца XVIII в.

    На первом этапе главной целью внешней политики Екатерины II было распространение влияния в Европе, где основным соперником на то время считалась Франция - самая могущественная европейская государство, а также присоединения новых земель за счет соседних государств.

    Поэтому основными направлениями внешней политики России, вокруг которых концентрировались усилия царского правительства, были:

    борьба против Османской империи с целью овладеть побережьем Черного моря с Крымом, выйти к Кавказскому хребту. Решение этой задачи открывало возможность осваивать Причерноморские степи, развивать внешнеторговые связи через Черное и Средиземное моря, ликвидировало опасность нападений Крымского ханства и Османской империи;

    Русско-турецкие войны 1768-1774 и 1787-1791 гг

    Первую русско-турецкую во времена Екатерины II войну развязала Турция, планировала мощными ударами выйти в Киев, Смоленск, Астрахани, ворваться на Кавказ.

    Осенью 1768 г. войска крымского хана опустошили некоторые районы Украины. Под ударами русских войск крымчане отступили, захватив большую добычу. В следующем году военные действия развернулись в Причерноморских степях, на Балканах и Кавказе. Российские войска всюду теснили противника. В 1769 г. русская армия во главе с выдающимся полководцем Петром Александровичем Румянцева разгромила турок под Хотином и заняла Хотин, Яссы, Бухарест, Таганрог. В 1770 г. русские войска одержали три блестящие победы: две на суше (около Ларго и Кагул) и одну на море (в Чесменской бухте.

    В 1774 г. война кончилась выгодным для России Кючук-Кайнарджийскому миру (заключено в болгарском поселке Кючук-Кайнарджи). К России отошли территории между Бугом и Днепром включая морским побережьем, крепости в Крыму - Керчь и Еникале, а также земли до Кубани. Крым и Кубань стали независимыми от Турции. Россия получила право контроля за ситуацией в дунайских княжествах Молдавии и Валахии, которые были в то время вассалами Турции. Российские суда получили право свободно плавать по Черному морю.

    В апреле 1783 г. Екатерина II издала манифест, в котором заявляла, что Крым, Таманский полуостров и "Вся Кубанская сторона приняты под державу Всероссийскую". Летом того же года в Крыму началось строительство базы российского Черноморского флота - города Севастополя.

    Потерпев поражение, Турция начала готовиться к новой войне против России. Поскольку большая часть северного побережья Черного моря оставалась в руках Турции, правительство Екатерины II также не считал конфликт исчерпанным. Оба государства развернули активную дипломатическую деятельность по поискам союзников. Россия заключила союз с Австрией.

    Военные действия снова начала Турция, за которой стояли Англия и Франция. Турецкий флот из десантом подошел к одному из главных пунктов российской обороны Причерноморье - Кинбурна, гарнизоном которого командовал Александр Васильевич Суворов. Бой 1 октября 1787 закончился почти полным уничтожением турецкого десанта: с 5 тыс. турок на корабли вернулось не более 500.

    Российские войска 1788 штурмом овладели сильной турецкой крепостью Очаков. В этой и других операциях успешно действовал молодой Черноморский флот под командованием адмирала Федора Федоровича Ушакова.

    В 1789 г. у реки Рымнику (приток Дуная) объединенный русско-австрийский корпус (7 тыс. россиян под руководством А. В. Суворова и 18 тыс. австрийцев) преградил путь стотысячной турецкой армии и 11 сентября получил блестящую победу "не числом, а умением". А в декабря 1790 г. Суворов и руководимые им войска достигли нового, неслыханного успеха, получив турецкую крепость Измаил в устье Дуная.

    Получение Измаила и победы на море (1791 г. в Керченском проливе, у острова Тендра, у мыса Калиакрия южнее устья Дуная, вблизи Варны) решили судьбу войны.

    В 1791 г. в Яссах был заключен мирный договор между Россией и Турцией. Россия получила земли между Южным Бугом и Днестром. Турция отказалась от своих претензий на Крым и признала его владением Российской империи. Все Черноморское побережье от устья Днестра в Крым оказалось в пределах России.

    противодействие попыткам Швеции вернуть утраченные земли;

    Война против Швеции 1788-1790 гг

    Король Швеции Густав III решил воспользоваться того, что Россия воевала против Турции, чтобы вернуть ранее утраченные земли. В 1788 г. шведская армия вторглась в Финляндию, но натолкнулась на сильное сопротивление российских войск, которые заставили ее отступить. В следующем году российские армия и флот перешли в наступление и овладели значительной частью Финляндии. В 1790 г. главные события развернулись на море. Шведский флот совершил две атаки на российский флот в районе Ревеля (Таллин) и Красной Горки, но неудачно. После этих поражений Густав III предложил мир; Россия согласилась.

    Русско-шведская война показала слабость Швеции и ее несостоятельность даже при благоприятных условий вести борьбу против России.

    участие в борьбе за покорение ослабленной Речи Посполитой, присоединение к России Правобережной Украины и Белоруссии.

    Участие России в разделах Польши

    Во второй половине XVIII ст. ослаблена Польское государство за постоянных шляхетские распри стала объектом вмешательства ее могущественных соседей - Австрии, Пруссии и России.

    Вопрос раздела польских земель давно уже обсуждался европейскими дипломатами. Однако решение данного вопроса не переходило в практическую плоскость. Ускорило распределение Польке победы русских в войне с Турцией 1768-1774 гг Пруссия и Австрия не желали еще большего усиления России, но не имея возможности его предотвратить, стремились выторговать себе владения в Польше, в обмен на неурегулирования в российско-турецкий конфликт. Россия, которая фактически контролировала Польшу опиралась развития событий таким образом. И сложившихся обстоятельств (Затяжной стала борьба с Барской конфедерации, Австрия грозилась вмешательством и в 1770 г. приступила к захватов Галичины, дипломатическое давление на Россию поступали Франция, Англия, Пруссия и другие государства), вынудили Россию пересмотреть свою позицию. Она согласилась на раздел Польши вместе с Австрией и Пруссией.

    У 1772 г. эти государства осуществили первый раздел Польши. Галичина отошла к Австрии, Восточная Белоруссия - В Россию, Западная Пруссия - До Прусского королевства. По второму разделу Польши 1793 г. Правобережная Украина отошла к России. Третий раздел Польши произошел 1795 г. Россия получила Западную Белоруссию, Западную Волынь, Литву и Курляндию; Австрия - Краковскую, Сандомирской и Люблинскую области, а Пруссия - Другие земли включая Варшавой. В результате трех делений государственную самостоятельность Польши была ликвидирована. Большую часть ее земель получила Россия.

    Реализация этих направлений имела свести на нет планы Франции ослабить и изолировать Российскую империю.

    Революция во Франции 1789-1794 гг внесла существенные коррективы во внешнюю политику России. Революция не только уничтожила французский абсолютизм, но и заставила других монархов Европы задуматься над тем, как не допустить распространения ее влияния на свои страны. Изменение ситуации в Европе превратила Россию в оплот абсолютизма. Екатерина II приняла активнейшее участие в борьбе против революционной Франции.

    История России с древнейших времен до конца XX века Николаев Игорь Михайлович

    Россия во второй половине XVIII в.

    Петр III и Екатерина II

    Вторую половину ХVIII века можно назвать эпохой Екатерины II. Подобно Петру I она удостоилась чести при жизни получить от подданных титул Великой.

    Екатерина II, как и Елизавета, стала императрицей в результате дворцового переворота. Причем воцарилась она при двух живых императорах – Иване Антоновиче (заключенном в Шлиссельбургскую крепость) и Петре III (ее муже, спустя неделю после переворота убитом в Ропше). Чтобы разобраться в этих событиях, необходимо вернуться в царствование Елизаветы Петровны.

    Еще в 1742 г. Елизавета объявила своего племянника, внука Петра I, герцога Шлезвиг-Голштинского Карла Петера Ульриха, наследником русского престола. Вскоре состоялась его свадьба с принцессой Софьей Ангальт-Цербстской. Невеста приехала в Россию, приняла православие и была названа Екатериной Алексеевной. После смерти Елизаветы в декабре 1761 г. ее племянник вступил на престол под именем Петра Федоровича (Петр III).

    В начале царствования Петра III (18 февраля 1762 г.) был принят манифест, которого так долго добивалось российское дворянство – «О вольности дворянства». Документ имел огромное значение, так как завершил процесс превращения служилого сословия в привилегированное. По этому поводу В.О. Ключевский писал: «По требованию исторической логики и общественной справедливости на другой день, 19 февраля, должна была последовать отмена крепостного права; она и последовала на другой день, только спустя 99 лет». Дворянство, освобожденное от обязательной службы, именно со второй половины ХVIII в. резко усиливает свою власть над крестьянами, крепостное право достигает своего апогея.

    Манифест был встречен дворянством с восторгом, но очень быстро политика Петра III стала вызвать недовольство придворных кругов. Неожиданно заключенный мир и союз с недавним противником – прусским королем, приготовления к войне с Данией за интересы голштинской родины Петра, намерение послать на войну гвардию, угроза заключить жену в монастырь и многое другое создали благоприятную почву для заговора в пользу Екатерины. Ее же поступки и поведение были полной противоположностью тому, что делал Петр. Группа гвардейских офицеров составила заговор, в котором участвовала Екатерина и ряд высших сановников.

    МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ

    В дореволюционной русской историографии личность и деятельность Петра III единодушно оценивались крайне негативно. Этому долгое время способствовала официальная позиция властей в отношении Петра III. Советская историография вообще уделяла мало внимания личности монархов, считая степень их участия в управлении государством и их личные качества второстепенными в определении общей политики Российской империи. Попытки ряда современных отечественных и зарубежных историков придать личности Петра III более симпатичные черты, отмечая его увлечение игрой на скрипке и итальянской музыкой, любовь к живописи, простоту обращения с подданными и т. п., не могут, по всей видимости, изменить в лучшую сторону образ этого царя.

    Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

    Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

    Из книги История. История России. 10 класс. Углублённый уровень. Часть 2 автора Ляшенко Леонид Михайлович

    § 58. Состояние экономики во второй половине XVIII в Территория и население. Во второй половине XVIII в. территория России расширилась за счёт земель, отошедших к ней в результате разделов Польши, присоединения Северного Причерноморья и Приазовья, а также Крыма. Таким образом,

    автора

    Глава 3 РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. § 1. ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАХВАТА МОСКОВСКИМИ КНЯЗЬЯМИ СОСЕДНИХ КНЯЖЕСТВ В течение XIII–XV вв. в Восточной Европе повышались температура и влажность. Населению Северо-Восточной Руси это позволило приступить к освоению

    Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

    Глава 4 РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII В. § 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Во второй половине XVII в. в экономике существенных изменений не происходило. Сельское хозяйство по-прежнему было сосредоточено в зоне рискованного земледелия, что сдерживало отделение

    Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

    Глава 7 РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. В советской историографии вторая половина XIX в. определялась как время буржуазных преобразований. Действительно, для развития капитализма сделано было много. Однако если в Западной Европе реформы в значительной степени были

    Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

    Тема 9. Россия во второй половине XVIII века 9.1 Просвещенный абсолютизм Екатерины II Политика Екатерины II (1762–1796) получила название «просвещенный абсолютизм». Европейские политики того периода рассматривали Екатерину II как просвещенного главу государства и нации,

    автора Николаев Игорь Михайлович

    Россия во второй половине XVIII в. Петр III и Екатерина II Вторую половину ХVIII века можно назвать эпохой Екатерины II. Подобно Петру I она удостоилась чести при жизни получить от подданных титул Великой.Екатерина II, как и Елизавета, стала императрицей в результате дворцового

    Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

    Раздел VII. Россия во второй половине XIX в.

    Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

    Русская культура во второй половине XVIII в. Бо?льшая часть второй половины XVIII в. пришлась на эпоху правления Екатерины II. Пожалуй, никто на российском престоле ни до, ни после Екатерины не оказал такого влияния на развитие культуры и просвещения, как она. Никогда не было в

    Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

    Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

    Россия и мир в конце XVIII – первой половине XIX в. 1796–1801 Царствование Павла I Он родился в 1754 г. в семье наследника престола, великого князя Петра Федоровича (будущего императора Петра III), и великой княгини Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II). Отношения

    Из книги История России с древнейших времен до наших дней автора Сахаров Андрей Николаевич

    Глава 5. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в. § 1. Первые годы правления Екатерины IIВ первые годы правления не было предпосылок того, что взошедшая на русский престол честолюбивая немка станет великой русской царицей. Поначалу казалось, что она продержится на троне недолго.

    Из книги Благотворительность семьи Романовых, XIX - начало XX в. автора Зимин Игорь Викторович

    Питомцы императрицы. Призрение детей и юношества во второй половине XVIII – второй половине XIX вв. Важнейшим направлением работы благотворительных ведомств под покровительством дома Романовых было призрение детей и юношества. Для учреждений императрицы Марии это

    Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

    Из книги Великое прошлое советского народа автора Панкратова Анна Михайловна

    Глава VI. Россия во второй половине XVIII века 1. Участие России в Семилетней войне Пётр Великий умер в 1725 году. Он не назначил наследника. Среди столичных дворян, опиравшихся на гвардейские полки, началась борьба за власть. Это был период дворцовых переворотов, когда одни

    Татьяна Понька

    Архитектура . Ведущим направлением в архитектуре второй половины XVIII в. был классицизм, для которого было характерно обращение к образам и формам античного зодчества (ордерная система с колоннами) как идеальному эстетическому эталону.

    Значительным архитектурным событием 60-80-х гг. было оформление набережных Невы. Одной из достопримечательностей Петербурга являлся Летний сад. В 1771 ― 1786 гг. Летний сад со стороны набережной Невы был огражден решеткой, автором которой является Ю.М. Фельтен (1730―1801) и его помощник П. Егоров. Решетка Летнего сада выполнена в стиле классицизма: здесь господствует вертикаль: вертикально стоящие пики пересекают прямоугольные рамы, равномерно распределенные массивные пилоны поддерживают эти рамы, подчеркивая своим ритмом общее ощущение величавости и покоя. В 1780 ―1789 гг. по проекту архитектора А.А. Квасова сооружены гранитные набережные и спуски и подъезды к реке.

    Как и многие современники, Ю.М. Фельтен занимался переделкой интерьеров Большого Петергофского дворца (Белая столовая, Тронный зал). В честь славной победы русского флота над турецким в бухте Чесма в 1770 г. один из залов Большого Петергофского дворца был Ю.М. Фельтеном переделан в Чесменский зал. Главным украшением зала стали 12 полотен, исполненные в 1771―1772 гг. немецким живописцем Ф. Гаккертом, посвященных сражениям русского флота с турецким. В честь Чесменского сражения Ю.М. Фельтен построил в 7 верстах от Петербурга по дороге в Царское Село Чесменский дворец (1774-1777) и Чесменскую церковь (1777―1780). Дворец и церковь, построенные в готическом стиле, создают единый архитектурный ансамбль.

    Величайшим мастером русского классицизма был В. И. Баженов (1737/38―1799). Он вырос в Московском Кремле, где его отец был дьячком одной из церквей, учился в гимназии при Московском университете. Окончив в 1760 г. Академию художеств, В.И. Баженов поехал пенсионером во Францию и Италию. Живя за границей, он пользовался такой известностью, что был избран профессором Римской, членом Флорентийской и Болонской академий. В 1762 г. по возвращении в Россию он получил звание академика. Но в России творческая судьба архитектора сложилась трагически.

    В этот период Екатерина задумывает строительство в Кремле Большого Кремлевского дворца, и В.И. Баженов назначен его главным архитектором. Проект В.И. Баженова подразумевал реконструкцию всего Кремля. Это был, по сути, проект нового центра Москвы. В него входили царский дворец, Коллегии, Арсенал, Театр, площадь, задуманная наподобие античного форума, с трибунами для народных собраний. Сам Кремль благодаря тому, что Баженов решил продолжить три улицы проездами на территорию дворца, соединялся с улицами Москвы. В течение 7 лет В.И. Баженов разрабатывает проекты, готовится к строительству, но в 1775 г. Екатерина приказывает свернуть все работы (официально ― из-за нехватки средств, неофициально ― из-за негативного отношения к проекту общественности).

    Проходит несколько месяцев, и В.И. Баженову поручается создание дворцово-паркового комплекса зданий в селе Черная Грязь (Царицыно) под Москвой, где Екатерина II решила построить свою загородную резиденцию. Через десять лет все основные работы были закончены. В июне 1785 г. Екатерина приезжает в Москву и осматривает царицынские постройки, затем в январе 1786 г. издает указ: дворец и все постройки сломать, а В.И. Баженова уволить без жалования и пенсии. "Это острог, а не дворец", - таков вывод императрицы. Легенда связывает слом дворца с его внешним гнетущим видом. Возведение нового дворца Екатерина поручила М.Ф. Казакову. Но и этот дворец не был завершен.

    В 1784-1786 гг. В.И. Баженов для богатого помещика Пашкова построил усадьбу, которая известна как дом П.Е. Пашкова. Дом Пашкова расположен на откосе высокого холма, напротив Кремля, у впадения Неглинки в Москву-реку и представляет собой архитектурный шедевр эпохи классицизма. Усадьба состояла из жилого дома, манежа, конюшен, служебных и хозяйственных построек и церкви. Здание отличается античной строгостью и торжественностью с чисто московской узорчатостью.

    Еще одним талантливым русским архитектором, работавшим в стиле классицизма, был М. Ф. Казаков (1738―1812). Казаков не был пенсионером и античные и ренессансные памятники изучал по чертежам и моделям. Большой школой для него была совместная работа с пригласившим его Баженовым над проектом Кремлевского Дворца. В 1776 г. Екатерина поручает М.Ф. Казакову составление проекта правительственного здания в Кремле - Сената. Участок, отведенный под здание Сената, был неудобной продолговатой треугольной формы, со всех сторон окруженный старыми строениями. Так здание Сената получило общий треугольный план. Здание имеет три этажа и сложено из кирпича. Центром композиции стал внутренний двор, в который вела вход-арка, увенчанная куполом. Миновав вход-арку, вошедший оказывался перед величественной ротондой, увенчанной могучим куполом. В этом светлом круглом здании и должен был заседать Сенат. Углы треугольного здания срезаны. Благодаря этому, здание воспринимается не как плоский треугольник, а как цельный массивный объем.

    М.Ф. Казакову принадлежит также здание Дворянского собрания (1784―1787). Особенностью этого здания стало то, что в центре здания архитектор расположил Колонный зал, а вокруг него многочисленные гостиные и залы. Центральное пространство Колонного зала, предназначенного для торжественных церемоний, выделено коринфской колоннадой, а состояние праздничности усиливается сверканием многочисленных люстр и подсветкой потолка. После революции здание было отдано профсоюзам и переименовано в Дом Союзов. Начиная с похорон В.И. Ленина, Колонный зал Дома Союзов использовался в качестве траурного помещения для прощания с государственными деятелями и знаменитыми людьми. В настоящее время в Колонном зале проводятся общественные собрания и концерты.

    Третий крупнейший зодчий второй половины XVIII в.― И. Е. Старов (1744―1808). Он учился сначала в гимназии при Московском университете, затем в Академии художеств. Самое значительное сооружение Старова ― Таврический дворец (1782―1789) - огромная городская усадьба Г.А. Потемкина, получившего за освоение Крыма титул Таврический. Основу композиции дворца составляет зал―галерея, разделяющая весь комплекс интерьеров на две части. Со стороны парадного входа ― это ряд помещений, примыкающих к восьмиугольному купольному залу. С противоположной же стороны открывается большой зимний сад. Экстерьер здания очень скромен, но он скрывает ослепительную роскошь интерьеров.

    С 1780 г. в Петербурге работает итальянец Джакомо Кваренги (1744―1817). Его карьера в России сложилась очень успешно. Архитектурные творения в России представляют собой блестящее соединение русских и итальянских архитектурных традиций. Его вклад в русскую архитектуру заключался в том, что он вместе с шотландцем Ч. Камероном установил стандарты для архитектуры Петербурга того времени. Шедевром Кваренги стало здание Академии наук, построенное в 1783-1789 годах. Основной центр выделен восьмиколонным ионическим портиком, парадность которого усиливается благодаря типично петербургскому крыльцу с лестницей на два "всхода". В 1792-1796 гг. Кваренги строит Александровский дворец в Царском Селе, который стал его следующим шедевром. В Александровском дворце основным мотивом становится мощная колоннада коринфского ордера. Одной из замечательных построек Кваренги было здание Смольного института (1806―1808), который имеет четкую рациональную планировку в соответствии с требованиями учебного заведения. План его типичен для Кваренги: центр фасада украшен величественным восьмиколонным портиком, парадный двор ограничен крыльями здания и оградой.

    В конце 70-х годов в Россию приехал архитектор Ч. Камерон (1743―1812), шотландец по происхождению. Воспитанный на европейском классицизме, он сумел почувствовать всю самобытность русской архитектуры и полюбить ее. Талант Камерона проявился главным образом в изысканных дворцово-парковых загородных ансамблях.

    В 1777 г. у сына Екатерины Павла Петровича родился сын - будущий император Александр I. Обрадованная императрица подарила Павлу Петровичу 362 десятины земли вдоль реки Славянки - будущий Павловск. В 1780 г. созданием дворцово-паркового ансамбля Павловска занялся Ч. Камерон. В строительстве парка, дворца и парковых сооружений приняли участие выдающиеся архитекторы, скульпторы, художники, но первый период формирования парка под руководством Камерона был весьма значительным. Камерон заложил основы самого крупного и лучшего в Европе пейзажного парка в модном тогда английском стиле ― парка подчеркнуто естественного, пейзажного. После тщательных измерений им были проложены главные артерии дорог, аллей, тропинок, выделены места для рощ и полян. Живописные и уютные уголки соседствуют здесь с небольшими светлыми строениями, не нарушающими гармонии ансамбля. Подлинной жемчужиной творчества Ч. Камерона является Павловский дворец, который построен на высоком холме. Следуя российским традициям, архитектору удалось "вписать" архитектурные сооружения в живописную местность, объединить рукотворную красоту с естественным природным великолепием. Павловский дворец лишен вычурности, его окна с высокого холма спокойно смотрят не неспешно текущую речку Славянку.

    Последний по времени зодчий XVIII в. В. Бренна (1747―1818) по праву считается любимым архитектором Павла и Марии Федоровны. После вступления на престол в 1796 г. Павел I смещает Ч. Камерона с поста главного архитектора Павловска и на его место назначает В. Бренну. Отныне Бренна руководит всеми постройками в Павловске, участвует во всех значительных постройках павловского времени.

    Бренне Павел I доверил руководство работами во второй своей загородной резиденции ― Гатчине. Гатчинский дворец Бренны имеет скромный, даже аскетический спартанский вид, но внутреннее убранство величественно и роскошно. Одновременно начались работы в Гатчинском парке. На берегах озер и островов расположено большое количество павильонов, которые внешне выглядят очень просто, но их интерьеры великолепны: Павильон Венеры, Березовый домик (внешним видом напоминающий поленицу березовых дров), Порта Маска и Фермерский павильон.

    Павел I решил в Петербурге построить дворец в своем вкусе - в духе военной эстетики. Проект дворца был разработан В.И. Баженовым, но в связи с его смертью, строительство дворца Павел I поручил В. Бренне. Павел всегда хотел жить там, где он родился. В 1797 г. на Фонтанке, на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны (в котором родился Павел) состоялась закладка дворца в честь архангела Михаила ― покровителя небесного воинства ― Михайловского замка. Михайловский замок стал лучшим творением Бренны, которому он придал вид крепости. Внешний вид замка ― четырехугольник, обнесенный каменной стеной, с двух сторон вокруг дворца прорыты рвы. Попасть во дворец можно было через подъемные мосты, вокруг дворца в разных местах были размещены пушки. Первоначально наружный вид замка изобиловал украшениями: везде стояли мраморные статуи, вазы, фигуры. При дворце имелись обширный сад и плац, где в любую погоду проводились смотры и парады. Но в своем любимом замке Павел успел прожить только 40 дней. В ночь с 11 на 12 марта он был задушен. По кончине Павла I уничтожено было все то, что придавало дворцу характер крепости. Все статуи были переданы в Зимний дворец, рвы засыпаны землей. В 1819 г. заброшенный замок был передан Главному инженерному училищу, появилось его второе название ― Инженерный замок.

    Скульптура . Во второй половине XVIII в. начинается настоящий расцвет русской скульптуры, который связан, прежде всего, с именем Ф. И. Шубина (1740―1805), земляка М.В. Ломоносова. Окончивший Академию с большой золотой медалью, Шубин уезжает в пенсионерскую поездку, сначала в Париж (1767-1770), а затем в Рим (1770-1772). За границей в 1771 г. не с натуры Шубин создал бюст Екатерины II, за который по возвращении на родину в 1774 г. получает звание академика.

    Первое произведение Ф.И. Шубина после возвращения ― бюст А.М. Голицына (1773, ГРМ) ― одно из самых блестящих произведений мастера. В облике образованного вельможи читаются ум, властность, высокомерность, но в то же время и снисходительность, и привычка к осторожному "плаванию" на волнах переменчивой политической фортуны. В образе знаменитого полководца А. Румянцева-Задунайского за совсем не героической внешностью круглого лица со смешно вздернутым носом переданы черты сильной и значимой личности (1778, Гос. художественный музей, Минск).

    Со временем интерес к Шубину угасает. Исполненные без прикрас, его портреты все меньше нравились заказчикам. В 1792 г. по памяти Шубин создает бюст М.В. Ломоносова (ГРМ, Академия наук). В лице великого русского ученого нет ни чопорности, ни вельможной надменности, ни излишней гордости. На нас смотрит чуть насмешливый человек, умудренный житейским опытом, проживший жизнь ярко и сложно. Живость ума, одухотворенность, благородство, в то же время ― грусть, разочарование, даже скепсис - вот основные качества, присущие великому русскому ученому, которого Ф.И. Шубин очень хорошо знал.

    Шедевром портретного искусства Ф.И. Шубина является бюст Павла I (1798, ГРМ; 1800, ГТГ). Скульптору удалось передать всю сложность образа: надменность, холодность, болезненность, скрытность, но вместе с тем, страдание человека, с детства испытавшего всю жестокость венценосной матери. Работа Павлу I понравилась. Но заказов уже почти не было. В 1801 г. сгорели дом Ф.И. Шубина и мастерская с работами. В 1805 г. в нищете скульптор умер, его смерть осталась незамеченной.

    В это же время в России работал французский скульптор Э.-М. Фальконе (1716-1791; в России ― с 1766 по 1778). Фальконе работал при дворе французского короля Людовика XV, затем в парижской Академии. В своих работах Фальконе следовал господствовавшей при дворе моде на рококо. Подлинным шедевром стала его работа "Зима" (1771). Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой грусти.

    Но Фальконе всегда мечтал о создании монументального произведения, воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро Екатерина поручила скульптору создание конного памятника Петру I. В 1766 г. Фальконе прибыл в Петербург и начал работу. Он изобразил Петра I верхом на вздыбленном коне. Голову императора венчает лавровый венок - символ его славы и побед. Рука царя, указывающая на Неву, Академию наук и Петропавловскую крепость, символически обозначает главные цели его правления: просвещение, торговлю и военную мощь. Скульптура возвышается на постаменте в виде гранитной скалы весом 275 т. По предложению Фальконе на пьедестале выбита лаконичная надпись: "Петру первому Екатерина вторая". Открытие памятника состоялось в 1782 г., когда Фальконе уже не было в России. За четыре года до открытия памятника у Э.-М. Фальконе возникли разногласия с императрицей, и скульптор покинул Россию.

    В творчестве замечательного русского скульптора М.И. Козловского (1753 ―1802) сочетаются черты барокко и классицизма. Он также был пенсионером в Риме, Париже. В середине 90-х годов по возвращении на родину начинается самый плодотворный период в творчестве Козловского. Главная тема его произведений ― из античности. С его произведений в русскую скульптуру пришли юные боги, амуры, прекрасные пастушки. Таковы его "Пастушок с зайцем" (1789, Павловский дворец-музей), "Спящий амур" (1792, ГРМ), "Амур со стрелой" (1797, ГТГ). В статуе "Бдение Александра Македонского" (вторая половина 80-х годов, ГРМ) скульптор запечатлел один из эпизодов воспитания воли будущим полководцем. Самым значительным и крупным произведением художника стал памятник великому русскому полководцу А.В. Суворову (1799―1801, Петербург). Памятник не имеет прямого портретного сходства. Это скорее обобщенный образ воина, героя, в военном костюме которого соединены элементы вооружения древнего римлянина и средневекового рыцаря. Энергией, мужеством, благородством веет от всего облика полководца, от его гордого поворота головы, изящного жеста, с которым он поднимает меч. Другим выдающимся произведением М.И. Козловского стала статуя "Самсон, раздирающий пасть льва" - центральная в Большом каскаде фонтанов Петергофа (1800―1802). Статуя была посвящена победе России над Швецией в Северной войне. Самсон олицетворял Россию, а лев ― побежденную Швецию. Мощная фигура Самсона дана художником в сложном развороте, в напряженном движении.

    Во время Великой Отечественной войны памятник был похищен фашистами. В 1947 г. скульптор В.Л. Симонов воссоздал его на основании сохранившихся фотодокументов.

    Живопись . Во второй половине XVIII в. в русской живописи появляется исторический жанр. Его появление связано с именем А.П. Лосенко. Он окончил Академию художеств, затем в качестве пенсионера был направлен в Париж. А.П. Лосенко принадлежит первое произведение из русской истории ― "Владимир и Рогнеда". В ней художник избрал тот момент, когда новгородский князь Владимир "испрашивает прощения" у Рогнеды, дочери полоцкого князя, на землю которого он пошел огнем и мечом, убил ее отца и братьев, а ее насильно взял в жены. Рогнеда театрально страдает, возведя глаза; Владимир также театрален. Но само обращение к русской истории было очень характерно для эпохи высокого национального подъема второй половины XVIII столетия.

    Историческую тематику в живописи разрабатывал Г.И. Угрюмов (1764―1823). Основной темой его произведений стала борьба русского народа: с кочевниками ("Испытание силы Яна Усмаря", 1796-1797, ГРМ); с немецкими рыцарями ("Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немецкими рыцарями победы", 1793, ГРМ); за безопасность своих границ ("Взятие Казани", 1797- 1799, ГРМ) и пр.

    Наибольших успехов живопись второй половины XVIII в. достигает в жанре портрета. К самым замечательным явлениям русской культуры второй половины XVIII в. принадлежит творчество живописца Ф.С. Рокотова (1735/36―1808). Он происходил из крепостных крестьян, но получил вольную от своего помещика. Мастерство живописи он постигал на работах П. Ротари. Молодому художнику повезло, его покровителем стал первый президент Академии художество И.И. Шувалов. По рекомендации И.И. Шувалова Ф.С. Рокотов в 1757 г. получил заказ на мозаичный портрет Елизаветы Петровны (с оригинала Л. Токке) для Московского университета. Портрет имел такой успех, что Ф.С. Рокотов получает заказ на портреты великого князя Павла Петровича (1761), императора Петра III (1762). Когда на престол взошла Екатерина II, Ф.С. Рокотов был уже широко известным художником. В 1763 г. художник написал императрицу во весь рост, в профиль, среди красивой обстановки. Рокотов написал и другой портрет императрицы, поясной. Он очень понравился императрице, она считала, что он ― "из самых похожих". Екатерина портрет пожаловала Академии наук, где он находится и поныне. Вслед за царствующими особами портреты Ф.С. Рокотова пожелали иметь Орловы, Шуваловы. Порой он создавал целые галереи портретов представителей одного рода в различных его поколениях: Барятинских, Голицыных, Румянцевых, Воронцовых. Рокотов не стремится подчеркивать внешние достоинства своих моделей, главным для него внутренний мир человека. Среди работ художника выделяется портрет Майкова (1765). В облике крупного государственного чиновника за томной изнеженностью угадываются проницательность, иронический ум. Колорит портрета, построенный на сочетании зеленого и красного, создает впечатление полнокровности, жизненности образа.

    В 1765 г. художник переезжает в Москву. Москва отличается большей свободой творчества, чем официальный Петербург. В Москве складывается особая, "рокотовская" манера живописи. Художник создает целую галерею прекрасных женских образов, среди которых самым замечательным является портрет А.П. Стуйской (1772, ГТГ). Стройная фигурка в легком серо-серебристом платье, высоко взбитые пудреные волосы, длинный локон, ниспадающий на грудь, утонченный овал лица с темными миндалевидными глазами - все сообщает загадочность и поэтичность образу молодой женщины. Изысканная колористика портрета - зеленовато-болотный и золотисто-коричневый, блекло-розовый и жемчужно-серый - усиливает впечатление загадочности. В XX в. поэт Н. Заболоцкий посвятил этому портрету замечательные стихи:

    Ее глаза - как два тумана,

    Полуулыбка, полуплач,

    Ее глаза - как два обмана,

    Покрытых мглою неудач.

    Удачное воплощение образа А. Струйской в портрете послужило основой для легенды, согласно которой художник был неравнодушен к модели. На самом деле, имя избранницы С.Ф. Рокотова хорошо известно, а А.П. Струйская была счастлива в браке со своим мужем и была обыкновенной помещицей.

    Еще одним величайшим художником XVIII столетия был Д.Г. Левицкий (1735―1822) ― создатель и парадного портрета и великий мастер камерного портрета. Он родился на Украине, но с рубежа 50-60-х годов начинается петербургская жизнь Левицкого, навсегда отныне связанная с этим городом и Академией художеств, в которой он многие годы руководит портретным классом.

    В своих моделях он стремился подчеркнуть незаурядность, наиболее яркие черты. Одним из наиболее известных работ художника является парадный портрет П.А. Демидова (1773, ГТГ). Представитель известной семьи горнозаводчиков, П.А. Демидов был баснословным богачом, странным чудаком. На оригинальном по замыслу парадном портрете Демидов изображен стоящим в непринужденной позе на фоне колоннады и драпировок. Он стоит в пустынной торжественной зале, по-домашнему, в ночном колпаке и алом шлафроке, указывая жестом на свои забавы - лейку и горшок с цветами, любителем которых он был. В его наряде, в его позе ― вызов времени и обществу. Все смешано в этом человеке ― доброта, оригинальничанье, стремление реализоваться в науке. Левицкий смог сочетать черты экстравагантности с элементами парадного портрета: колонны, драпировка, пейзаж с видом на Воспитательный дом в Москве, на содержание которого Демидов жертвовал огромные суммы.

    В начале 1770-х гг. Левицкий исполняет семь портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц ― "смолянок" (все в ГРМ), славящихся своей музыкальностью. Эти портреты стали высшим достижением художника. В них с особой полнотой проявилось мастерство художника. Е.Н. Хованская, Е.Н. Хрущова, Е.И. Нелидова изображены в театральных костюмах во время представления ими изящной пасторали. В портретах Г.И. Алымовой и Е.И. Молчановой одна из героинь играет на арфе, другая показана сидящей рядом с научным прибором с книгой в руке. Помещенные рядом, эти портреты олицетворяли пользу «наук и художеств» для разумной, мыслящей личности.

    Высшей точкой зрелого творчества мастера стал его знаменитый аллелогический портрет Екатерины II, законодательницы в храме Правосудия, повторенный художником в нескольких вариантах. Это произведение занимает особое место в русском искусстве. В нем воплотились высокие представления эпохи о граждансвенности и патриотизме, об идеальном правителе ― просвещенном монархе, неустанно пекущемся о благе своих подданных. Сам Левицкий так описывал свое произведение: «Средина картины представляет внутренность храма богини правосудия, перед которую, в виде Законодательницы, е.и.в., сжигая на алтаре Маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя».

    В 1787 г. Левицкий оставляет преподавание и уходит из Академии художеств. Одним из поводов для этого послужило увлечение художника мистическими течениями, получившими достаточно широкое распространение в России конца XVIII в. и его вступление масонскую ложу. Не без влияния новых идей в обществе около 1792 г. был написан портрет друга Левицкого и его наставника в масонстве Н.И. Новикова (ГТГ). Удивительная, не свойственная героям портретов Левицкого живость и выразительность жеста и взгляда Новикова, фрагмент пейзажа на дальнем плане ― все это выдает попытку художника овладеть новым, более современным изобразительным языком, присущим уже иным художественным системам.

    Еще одним замечательным художником этого времени был В. Л. Боровиковский (1757―1825). Он родился на Украине, в Миргороде, учился иконописи у отца. В 1788 г. В.Л. Боровиковский был привезен в Петербург. Он упорно учится, оттачивая вкус и мастерство, и вскоре стал признанным мастером. В 90-е годы он создает портреты, в которых в полной мере выражены черты нового направления в искусстве ― сентиментализма. Все "сентиментальные" портреты Боровиковского-это изображения людей в камерной обстановке, в простых нарядах с яблоком или цветком в руке. Лучшим из них является портрет М.И. Лопухиной. Его нередко называют высшим достижением сениментализма в русской живописи. С портрета смотрит молодая девушка. Ее поза непринужденна, простое платье свободно облегает стан, свежее лицо исполнено очарования и прелести. В портрете все в согласии, в гармонии друг с другом: тенистый уголок парка, васильки среди колосьев спелой ржи, увядающие розы, томный, чуть насмешливый взгляд девушки. В портрете Лопухиной художник смог показать подлинную красоту ― душевную и лирическую, присущую русским женщинам. Черты сентиментализма проявились у В.Л. Боровиковского даже в изображении императрицы. Теперь это не репрезентативный портрет "законодательницы" со всеми императорскими регалиями, а изображение обыкновенной женщины в шлафроке и чепце на прогулке в Царскосельском парке вместе со своей любимой собачкой.

    В конце XVIII в. в русской живописи появляется новый жанр ― пейзаж. В Академии художеств был открыт новый, пейзажный, класс, и первым профессором пейзажного класса стал С. Ф. Щедрин. Он и стал родоначальником русского пейзажа. Именно Щедрин первым отработал композиционную схему пейзажа, которая надолго стала образцовой. И на ней С.Ф. Щедрин выучил не одно поколение художников. Расцвет творчества Щедрина приходился на 1790-е гг. Среди его работ наиболее известны серии видов Павловского, Гатчинского и Петергофского парков, виды Каменного острова. Щедрин запечатлел конкретные виды архитектурных сооружений, но главную роль отводил не им, а окружающей природе, с которой человек и его творения оказываются в гармоническом слиянии.

    Ф. Алексеев (1753/54-1824) положил начало пейзажу города. Среди его работ 1790-х гг. особенно известны "Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной" (1793) и "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794). Алексеев создает возвышенный и одновременно живой образ большого, величественного, индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя счастливо и свободно.

    В 1800 г. император Павел I дает Алексееву задание написать виды Москвы. Художник увлекся старой русской архитектурой. Он пробыл в Москве больше года и привез оттуда ряд картин и множество акварелей с видами московских улиц, монастырей, предместий, но главным образом ― разнообразные изображения Кремля. Эти виды отличаются большой достоверностью.

    Работа в Москве обогатила мир художника, позволила по-новому взглянуть и на жизнь столицы, когда он возвратился туда. В его петербургских пейзажах усиливается жанровость. Набережные, проспекты, баржи, парусники заполняются людьми. Одна из лучших работ этого периода ― "Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова" (1810-е годы, ГРМ). В ней найдена мера, гармоническое соотношение собственно пейзажа и архитектуры. Написанием этой картины завершилось складывание так называемого городского пейзажа.

    Гравюра . Во второй половине века работают замечательные мастера―граверы. "Подлинным гением гравюры" был Е. П. Чемесов. Художник прожил всего 27 лет, от него осталось около 12 работ. Чемесов работал в основном в жанре портрета. Гравированный портрет развивается в конце столетия очень активно. Помимо Чемесова можно назвать Г.И. Скородумова, известного пунктирной гравюрой, создавшей особые возможности "живописной" трактовки (И. Селиванов. Портрет вел. кн. Александры Павловны с оригинала В.П. Боровиковского, меццо-тинто; Г.И. Скородумов. автопртрет, рисунок пером).

    Декоративно-прикладное искусство . Во второй половине 18 века высокого художественного уровня достигла гжельская керамика ― изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. В начале XVII в. крестьяне гжельских деревень стали выделывать из местной глины кирпич, однотонную светлую поливную посуду, игрушки. В конце XVII в. крестьяне освоили изготовление "муравленой", т.е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью. О гжельских глинах стало известно в Москве, и в 1663 г. царь Алексей Михайлович повелел начать исследование гжельских глин. В Гжель была послана специальная комиссия, в которую входили Афанасий Гребенщиков, владелец керамического завода в Москве и Д.И. Виноградов. Виноградов пробыл в Гжели 8 меяцев. Смешав оренбургскую глину с гжельской (черноземной), он получил настоящий чистый, белый порцелин (фарфор). В то же время гжельские мастера работали на заводах А. Гребенщикова в Москве. Они быстро освоили производство майолики, и начали изготавливать у себя квасники, кувшины, кружки, чашки, тарелки, украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневыми красками по белому полю. С конца XVIII в. в Гжели происходит переход от майолики к полуфаянсу. Меняется и роспись изделий ― от многоцветной, характерной для майолики, к одноцветной росписи синей (кобальтом). Гжельская посуда была широко распространена по всей России, в Средней Азии, на Ближнем Востоке. В период расцвета гжельской промышленности работало око 30 фабрик по производству посуды. Среди известных фабрикантов были братья Бармины, Храпунов-новый, Фомин, Тадин, Рачкины, Гуслины, Гусятниковы и др.

    Но самыми удачливыми были братья Терентий и Анисим Кузнецовы. Их фабрика возникла в начале XIX в. в деревне Ново-Харитоново. От них династия продолжала семейное дело до революции, покупая все новые и новые заводы и фабрики. Во второй половине XIX в. происходит постепенное исчезновение гжельского промысла с ручной формовкой и росписью, остаются только крупные фабрики. С начала 1920 г. возникают отдельные гончарные мастерские, артели. Подлинное возрождение гжельского производства начинается в 1945 г. Была принята одноцветная синяя подглазурная (кобальтом) роспись.

    В 1766 году в селе Вербилки близ Дмитрова под Москвой обрусевший англичанин Франс Гарднер основал лучший из частных фарфоровый завод. Он утвердил свой престиж первого среди частных фарфоровых производств, создав в 1778―1785 г. по заказу Екатерины II четыре великолепных орденских сервиза, отличающихся чистотой и строгостью декора. Завод также выпускал фигурки персонажей итальянской оперы. Начало XIX в. знаменовало новый этап в развитии гарднеровского фарфора. Художники завода отказались от прямого подражания европейским образцам и попытались найти свой собственный стиль. Огромную популярность приобрели гарднеровские чашки с портретами героев Отечественной войны 1812 г. В 1820 г. началось производство жанровых статуэток, изображающих народные типы по рисункам К.А. Зеленцова из журнала "Волшебный фонарь". Это были мужики и бабы, занятые привычной крестьянской работой, крестьянские детишки, городской трудовой люд - сапожники, дворники, торговцы-разносчики. Этнографически точно делались фигурки народов, населяющих Россию. Статуэтки Гарднера стали зримой иллюстрацией истории России. Ф.Я. Гарднер нашел свой стиль изделий, в котором ампирные формы сочетались с жанровостью мотивов и цветовой насыщенностью декора в целом. С 1891 г. завод принадлежал М.С. Кузнецову. После Октябрьской революции завод стал называться Дмитровским фарфоровым заводом, а с 1993 г. ― "Фарфор Вербилок".

    Федоскинская миниатюра . В конце XVIII в. в подмосковном селе Федоскино сложился вид русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше. Федоскинская миниатюра возникла благодаря одной вредной привычке, которая была распространена в XVIII веке. В те давние времена было очень модно нюхать табак, причем этим занимались все: знать, простолюдины, мужчины, женщины. Табак хранили в табакерках из золота, серебра, черепаховой кости, фарфора и других материалов. И вот в Европе стали делать табакерки из прессованного картона, пропитанного растительным маслом и просушенного при температуре до 100°C. Этот материал стали называть папье-маше (жеваная бумага). Табакерки покрывали черным грунтом и черным лаком, в росписи использовали классические сюжеты. Такие табакерки были очень популярны в России, поэтому в 1796 году в сельце Данилково в 30 км от Москвы, купец П.И. Коробов начал производство круглых табакерок, которые украшали наклеенными на их крышки гравюрами. Гравюры покрывали прозрачным лаком. С 1819 года фабрикой владел зять Коробова П.В. Лукутин. Вместе со своим сыном А.П. Лукутиным он расширил производство, организовал обучение русских мастеров, при нем производство перевели в село Федоскино. Федоскинские мастера табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере. На лукутинских изделиях XIX века в технике масляной живописи выполнены виды Московского Кремля и других архитектурных памятников, сцены из народной жизни. Особенно были популярны катания на тройках, гуляния или крестьянские пляски, чаепития за самоваром. Благодаря творчеству русских мастеров, лукутинские лаки приобрели самобытность и национальный колорит, как в сюжетах, так и в технологии. Федоскинская миниатюра исполняется масляными красками в три - четыре слоя - последовательно выполняются замалевок (общий набросок композиции), пропись или перемалевка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах). Оригинальной федоскинской техникой является "письмо по сквозному": на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал - металлический порошок, поталь или перламутр. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Кроме табакерок на фабрике изготавливались шкатулки, очешники, игольницы, обложки для семейных альбомов, чайницы, пасхальные яйца, подносы и многое другое. Изделия федоскинских миниатюристов были очень популярны не только в России, но и за ее пределами.

    Таким образом, во второй половине XVIII века ― в век «Разума и Просвещения» в России была создана неповторимая, во многом уникальная художественная культура. Этой культуре была чужда национальная ограниченность и замкнутость. Она с удивительной легкостью впитала и творчески переработала все ценное, что было создано трудом художников других стран. Родились новые виды и жанры искусства, новые художественные направления, яркие творческие имена.

    В 1783 г. был подписан Георгиевский трактат, по которому Россия приняла под свое покровительство Восточную Грузию. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. Летом 1787 г. Турция потребовала возвращения Крыма и открыла военные действия. А. В. Суворов разгромил враг. Россия одержала ряд блестящих побед. Черное море стало свободным для русского флота. В 1791 г. турецкий флот был уничтожен. Турция обратилась к России с предложением заключить мир. Был подписан Ясский мирный договор по нему Турция признавала Крым владением России.Турция признавала российское покровительство Грузии, установленное Георгиевским трактатом 1783 г. Русско-шведская война 1788-1790 гг В 1788 г. Швеция решила вернуть земли, утраченные еще в Северной войне. Военные действия проходили вблизи Петербурга, когда основные русские армии сражались на юге против Турции. Наступление шведов на суше не дало результатов, и вскоре шведский король и его войска покинули пределы России. Более того, русские войска заняли значительную часть шведской Финляндии. Сражения на море шли с переменным успехом. В 1790 г. был подписан Верельский мир, сохранявший прежние границы. Разделы Польши. Речь Посполитая переживала тяжелый кризис, причина которого лежала в антинациональной политике польских магнатов, доведших страну до развала. Тяжелым положением Польши воспользовались ее соседи: монархи Пруссии, Австрии и России. В 1772 г. состоялся первый раздел Польши. Австрия ввела свои войска в Западную Украину (Галицию), Пруссия - в Поморье. Россия получила восточную часть Белоруссии до Минска и часть латвийских земель.В 1793 г. состоялся второй раздел Польши. К России отошли Центральная Белоруссия с Минском, Правобережная Украина. Пруссия получила Гданьск, часть земель по рекам Варта и Висла.В 1794 г. польские патриоты под руководством Тадеуша Костюшко, стремившиеся сохранить суверенитет Польши, подняли восстание. Екатерина II подавила его, послав войска под командованием А. В. Суворова. Это предопределило третий раздел Польши. В 1795 г. Центральную Польшу с Варшавой получила Пруссия, Южную Польшу с Люблином и Краковом - Австрия. К России отошли Литва, Курляндия, Волынь и Западная Белоруссия. В результате разделов Польша более чем на столетие потеряла государственность и суверенитет. Польский король отрекся от престола и переехал в Россию. Война с революционной Францией. Павел I продолжил борьбу с Францией, стремившейся утвердить свое господство в Европе. В 1798 г. Россия оказалась в антифранцузской коалиции европейских держав во главе с Англией. Русский флот под командованием Ф. Ф. Ушакова осенью 1798 г. вошел в Средиземное море, а затем в Адриатическое, где от французских войск были освобождены Ионические острова. Ф. Ф. Ушаков штурмом овладел главной базой французов. Греческое население с воодушевлением встретило русских моряков. В следующем, 1799 г., Ф. Ф. Ушаков освободил от французских войск Неаполь и Рим. Русскую сухопутную армию возглавил А. В. Суворов. Войска под его командованием в течение пяти недель очистили от французских солдат Северную Италию, триумфально вступив в Милан и Турин (Итальянский поход). Однако успешными действиями А. В. Суворова были недовольны австрийские союзники, претендовавшие на Северную Италию. Павел I распорядился перебросить войска А. В. Суворова в Швейцарию на соединение с корпусом генерала А. М. Римского-Корсакова и австрийской армией. Русские чудо-богатыри во главе с 70-летним полководцем совершили невиданный подвиг. С трудными боями, особенно за Сен-Готардский перевал и у Чертова моста, где были разбиты французские войска, русская армия совершила свой легендарный переход через Альпы (Швейцарский поход). Вскоре в связи с обострением противоречий внутри антифранцузской коалиции Россия вышла из ее состава. Русские войска были отозваны.

    Культура России в 18в.

    В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревой башни (называлась в честь стрелецкого полка полковника Сухарева, размещавшегося рядом) была основана Школа математических и навигацких наук. Вслед за Школой математических и навигацких наук были открыты Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы. Петр запретил даже жениться дворянам, уклонявшимся от учебы. Огромным шагом вперед в развитии просвещения и светской школы оказались введение в 1708 г. гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского и переход от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам. В условиях военного времени была велика потребность в специалистах, поэтому в первые петровские школы набирали «робяток всякого рода, опричнин (кроме) помещичьих крестьян». Однако со второй четверти XVIII в. правительство перешло к созданию замкнутых сословных учебных заведений. Вскоре в Петербурге открылись Смольный институт благородных девиц (1764), а также благородные пансионы. Дворянские дети получали образование также через систему частного обучения. Дети духовенства учились в духовных академиях. Рекрутские дети обучались в солдатских школах, готовивших для армии унтер-офицерский (сержантский) состав.Таким образом, к середине XVIII в: в России сложилась система замкнутых сословных школ. Только в конце века (1786) в каждой губернии открылись формально бессословные четырехклассные главные народные училища, а в каждом уезде - двухклассные малые народные училища. Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 г. первого в России Московского университета по инициативе и проекту М. В. Ломоносова По инициативе И. И. Шувалова в 1757 г. была создана Академия художеств, до переезда в Петербург в 1764 г. состоявшая при Московском университете. Наука и техника. Важнейшим результатом деятельности Петра I в области науки стало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук, указ об основании которой были подписан годом раньше. В состав Академии вошли университет и гимназия для подготовки кадров. В первой четверти XVIII в. были начаты изучение природных условий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли богатейшие рудные залежи на Урале. Обследовались внутренние районы Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана, Средняя Азия. Эти работы подготовили издание в середине XVIII в. географом И. К. Кирилловым «Атласа Российского. Экспедиции В. Беринга достигли пролива между Азией и Америкой, названного его именем. Имена С. Челюскина, двоюродных братьев Д. и X. Лаптевых навсегда остались на картах мира как свидетельства их географических открытий. В 60-70-е годы были организованы Академические экспедиции П. С. Палласа, С. Г. Гмелина. Во второй половине века свои исторические труды создали историки М. М. Щербатов и И.Н. Болтин. Ряд оригинальных станков и механизмов сконструировал механик А. К. Нартов. Во второй половине века выдающийся ученый-самоучка И. И. Ползунов на 20 лет раньше англичанина Д. Уатта создал паровую машину. Однако в условиях крепостничества это изобретение не получило практического использования и было забыто. В петровские времена открылся первый русский естественно-исторический музей - Кунсткамера (1719). В конце XVIII в. покупка Екатериной II ряда частных коллекций произведений искусства в Европе положила начало одному из крупнейших и наиболее значительных музеев мира - Эрмитажу. Собственных кадров ученых в России было недостаточно, и на первых порах в Академию наук приглашались иностранные специалисты. Быт и нравы. После посещения стран Европы и возвращения из Великого посольства Петр I со свойственной ему нетерпеливостью собственноручно начал стричь бороды у встречавших его бояр и обрезать длинные рукава и полы боярских одежд. Он приказал коротко стричь волосы и брить лицо (бояре жаловались, что лица у них стали «босые»). Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Желавшие сохранить бороду должны были платить особый налог, о чем свидетельствовал специальный медный «бородовой знак». Повсеместно вводилась более практичная европейская одежда. Разрешалось курение, которое ранее, по Соборному уложению 1649 г., расценивалось как уголовное преступление. Архитектура. В XVIII в. новое развитие получила архитектура. В области строительства был совершен переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке, для которой характерны геометрическая правильность, симметричность, установление единых правил и приемов в застройке улиц, определенное соотношение размеров и высоты зданий. Все это нашло воплощение в строительстве новой столицы Российской империи - Санкт-Петербурга. Продолжалось развитие деревянного зодчества. В начале XVIII в. наивысшим его достижением стало возведение Кижского ансамбля на одном из островов Онежского озера с 22-главой центральной Преображенской церковью. Вслед за Петербургом принципы регулярной планировки распространились на старые русские города. Господствующим архитектурным стилем в первой половине XVIII в. был барокко. Во второй половине XVIII в. на смену пышному, яркому барокко пришел строгий и величественный классицизм. Для классицизма характерны ясность форм, простота и в то же время монументальность. Петербург принимал «строгий, стройный вид». Во второй половине XVIII в. архитектор И. Е. Старое построил здание Таврического дворца, Троицкий собор Александро-Невской лавры, В. И. Баженов - Каменноостровский дворец и Арсенал. Так же как и в других видах искусства, в скульптуре первой половины XVIII в. господствовал барроко, во второй половине - классицизм.Из мастеров барокко крупнейшим был Б. К. Растрелли - отец знаменитого архитектора. К числу его лучших работ относятся бюсты Петра I и А. Д. Меншикова, портретная статуя в рост императрицы Анны Иоанновны с арапчонком. В живописи в основном преобладают портреты представителями были Матвеев,Никитина и др.