Болезни Военный билет Призыв

Роль сверхдержав в холодной войне. Холодная война. Начало процессов глобализации в Европе и мире

«Холодная война» - термин, которым принято обозначать период в мировой истории с 1946 по 1989 гг., характеризующийся противостоянием двух политических и экономических сверхдержав - СССР и США, являющихся гарантами новой системы международных отношений, созданной после Второй мировой войны.

Происхождение термина.

Считается, что впервые выражение «холодная война» употребил известный британский писатель - фантаст Джордж Оруэлл 19 октября 1945 г. в статье «Ты и атомная бомба». По его мнению, страны, обладающие ядерным оружием, будут главенствовать в мире, при этом между ними будет постоянно идти «холодная война», т. е. противостояние без прямых военных столкновений. Его прогноз можно назвать пророческим, поскольку на момент окончания войны США обладало монополией на ядерное оружие. На официальном уровне это выражение прозвучало в апреле 1947 г. из уст советника президента США Бернарда Баруха.

Фултоновская речь Черчилля

После окончания Второй мировой войны отношения между СССР и западными союзниками стали быстро ухудшаться. Уже в сентябре 1945 г. Объединенный комитет начальников штабов одобрил идею нанесения США первого удара по потенциальному противнику (имелось в виду использование ядерного оружия). 5 марта 1946 г. бывший премьер-министр Великобритании в своей речи в Вестминстерском колледже города Фултон в США в присутствии американского президента Гарри Трумэна сформулировал цели «братской ассоциации народов, говорящих на английском языке», призвав их сплотиться для защиты «великих принципов свободы и прав человека». «От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике опустился над Европейским континентом железный занавес», а «Советская Россия хочет…безграничного распространения своей силы и своих доктрин». Фултонская речь Черчилля считается поворотом к началу «холодной войны» между Востоком и Западом.

«Доктрина Трумэна»

Весной 1947 г. президент США обнародовал свою «Доктрину Трумэна» или доктрину «сдерживания коммунизма», согласно которой «мир в целом должен принять американскую систему», а Соединенные Штаты обязаны вступить в бой с любым революционным движением, любыми притязаниями Советского Союза. Определяющим при этом был конфликт двух образов жизни. Один из них, по словам Трумэна, базировался на правах личности, свободных выборах, законных институтах и гарантиях от агрессии. Другой - на контроле над прессой и средствами массовой информации, навязывании воли меньшинства большинству, на терроре и угнетении.

Одним из инструментов сдерживания стал американский план экономической помощи, объявленный 5 июня 1947 г. государственным секретарем США Дж. Маршаллом, заявившего об оказании безвозмездной помощи Европе, которая будет направлена «не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, бедности, отчаяния и хаоса».

Первоначально СССР и страны Центральной Европы проявили заинтересованность в плане, но после переговоров в Париже, делегация 83 советских экономистов во главе с В.М. Молотовым покинула их по указанию В.И. Сталина. Примкнувшие к плану 16 стран получили значительную помощь с 1948 по 1952 гг., его реализация фактически завершила раздел сфер влияния в Европе. Коммунисты потеряли свои позиции в Западной Европе.

Коминформбюро

В сентябре 1947 г. на первом совещании Коминформбюро (Информационное бюро коммунистических и рабочих партий) прозвучал доклад А.А. Жданова об образовании в мире двух лагерей - «лагерь империалистический и антидемократический, имеющий своей основной целью установление мирового господства и разгром демократии, и лагерь антиимпериалистический и демократический, имеющий своей основной целью подрыв империализма, укрепление демократии и ликвидации остатков фашизма». Создание Коминформбюро означало появление единого центра руководства мировым коммунистическим движением. В Восточной Европе коммунисты полностью берут власть в свои руки, многие оппозиционные политики уезжают в эмиграцию. В странах начинаются социально-экономические преобразования по советскому образцу.

Берлинский кризис

Этапом углубления «холодной войны» стал Берлинский кризис. Еще в 1947г. западные союзники взяли курс на создание на территориях американской, английской и французской оккупационных зон западногерманского государства. В свою очередь СССР попытался вытеснить союзников из Берлина (западные сектора Берлина представляли собой изолированный анклав внутри советской зоны оккупации). В результате произошел «берлинский кризис», т.е. транспортная блокада западной части города со стороны СССР. Однако в мае 1949 г. СССР снял ограничения на перевозки в Западный Берлин. Осенью того же года произошло разделение Германии: в сентябре была создана Федеративная республика Германия (ФРГ), в октябре Германская демократическая республика (ГДР). Важным последствием кризиса стало основание руководством США крупнейшего военно-политического блока: 11 государств Западной Европы и США подписали Североатлантический договор о взаимной обороне (НАТО), согласно которому, каждая из сторон обязалась оказывать немедленную военную помощь, в случае нападения на любую страну, входящую в блок. В 1952 г. к пакту присоединились Греция и Турция, в 1955 г. - ФРГ.

«Гонка вооружений»

Другой характерной чертой «холодной войны» стала «гонка вооружений». В апреле 1950 г. была принята директива Совета национальной безопасности «Цели и программы США в области национальной безопасности» (СНБ-68), которая основывалась на следующем положении: «СССР стремится к мировому господству, советское военное превосходство все более увеличивается, в связи с чем переговоры с советским руководством невозможны». Отсюда делался вывод о необходимости наращивания американского военного потенциала. Директива ориентировалась на кризисную конфронтацию с СССР «до тех пор, пока не произойдет изменения в характере советской системы». Таким образом СССР был вынужден включиться в навязанную ему гонку вооружений. В 1950-1953 гг. произошел первый вооруженный локальных конфликт с участием двух сверхдержав в Корее.

После смерти И.В. Сталина новое советское руководство, возглавляемое Г.М. Маленковым, а затем , предприняло ряд крупных шагов для смягчения международной напряженности. Заявив, что «нет такого спорного или нерешенного вопроса, который не мог бы быть разрешен мирным путем», советское правительство договорилось с США об окончании Корейской войны. В 1956 г. Н.С. Хрущев провозгласил курс на предотвращение войны и заявил, что «фатальной неизбежности войны нет». Позднее в Программе КПСС (1962 г.) подчеркивалось: «Мирное сосуществование социалистических и капиталистических государств - объективная необходимость развития человеческого общества. Война не может и не должна служить способом решения международных споров».

В 1954 г. Вашингтон принял военную доктрину «массированного возмездия», предусматривавшую использование всей мощи американского стратегического потенциала в случае возникновения вооруженного конфликта с СССР в любом регионе. Но в конце 50-х гг. ситуация резко изменилась: в 1957 г. Советский Союз запустил первый искусственный спутник, в 1959 г. ввел в строй первую подводную лодку с атомным реактором на борту. В новых условиях развития вооружения ядерная война утрачивала свой смысл, поскольку заранее не имела бы победителя. Даже принимая во внимание превосходства США в количестве накопленного ядерного оружия, ракетно-ядерного потенциала СССР было достаточно для нанесения США «неприемлемого ущерба».

В обстоятельствах ядерного противостояние произошла череда кризисов: 1 мая 1960 г. над Екатеринбургом был сбит американский самолет-разведчик, пилот Гарри Пауэрс попал в плен; в октябре 1961 г. разразился Берлинский кризис, появилась «берлинская стена», а через год случился знаменитый Карибский кризис, поставивший все человечество на грань ядерной войны. Своеобразным итогом кризисов стала наступившая разрядка: 5 августа 1963 г. СССР, Великобритания и США подписали в Москве договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, а в 1968 г. договор о нераспространении ядерного оружия.

В 60-е гг. когда «холодная война» была в самом разгаре, в условиях противостояния двух военных блоков (НАТО и Организация Варшавского договора с 1955 г.) Восточная Европа находилась под полным контролем СССР, а Западная Европа в прочном военно-политическом и экономическом союзе с США, основной ареной борьбы двух систем стали страны «третьего мира», что нередко приводило к локальным военным конфликтам по всему миру.

«Разрядка»

К 70-м годам Советский Союз достиг примерного военно-стратегического паритета с США. Обе сверхдержавы по совокупности ракетно-ядерной мощи приобрели возможность «гарантированного возмездия», т.е. нанесения ответным ударом неприемлемого ущерба потенциальному противнику.

В послании конгрессу от 18 февраля 1970 г. президент Р. Никсон обозначил три составных части внешней политики США: партнерство, военная сила и переговоры. Партнерство касалось союзников, военная сила и переговоры — «потенциальных противников».

Новым здесь стало отношение к противнику, выраженное в формуле «от конфронтации к переговорам». 29 мая 1972 г. между странами был подписаны «Основы взаимоотношений между СССР и США, подчеркивающие необходимость мирного сосуществования двух систем. Обе стороны взяли на себя обязательства делать все возможное для предотвращения военных конфликтов и ядерной войны.

Структурными документами этих намерений стал Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), устанавливающее предел наращивания вооружений. Позднее, в 1974 г., СССР и США подписали протокол, по которому они согласились на противоракетную оборону лишь одного района: СССР прикрыл Москву, а США - базу для запуска межбаллистических ракет в штате Северная Дакота. Договор по ПРО действовал до 2002 г., когда США вышли из него. Итогом политики «разрядки» в Европе стало проведение Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки в 1975 г. (СБСЕ), провозгласившего отказ от применения силы, нерушимость границ в Европе, уважение прав человека и основных свобод.

В 1979 г. в Женеве на встрече президента США Дж. Картера и генерального секретаря ЦК КПСС был подписан новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2), сокращавший общее количество ядерных носителей до 2400 и предусматривающий сдерживание процесса модернизации стратегических вооружений. Однако после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г., США отказались ратифицировать договор, хотя его пункты частично соблюдались обеими сторонами. В то же время создавались силы быстрого реагирования, призванные защищать американские интересы в любой точке мира.

Третий мир

По всей видимости, в конце 70- х гг. в Москве сложилась точка зрения, что в условиях достигнутого паритета и политики «разрядки», именно СССР принадлежит внешнеполитическая инициатива: происходит наращивание и модернизация обычных вооружений в Европе, размещение ракет средней дальности, масштабное наращивание сил ВМС, активное участие в поддержке дружественных режимов в странах третьего мира. В этих условиях в США возобладал курс на конфронтацию: в январе 1980 г. президент провозгласил «Доктрину Картера», согласно которой Персидский залив объявлялся зоной американских интересов и допускалось использование вооруженной силы для ее защиты.

С приходом к власти Р. Рейгана была предпринята программа крупномасштабной модернизации различных типов вооружения с использованием новых технологий, имевшая целью добиться стратегического превосходства над СССР. Именно Рейгану принадлежат знаменитые слова о том, что СССР является «империей зла», а Америка - это «народ, избранный Богом» для осуществления «священного плана» - «оставить марксизм-ленинизм на пепелище истории». В 1981-1982 гг. были введены ограничения на торговлю с СССР, в 1983 г. принята программа стратегической оборонной инициативы или так называемых «звездных войн», призванная создать многослойную защиту США от межконтинентальных ракет. В конце 1983 г. правительства Великобритании, ФРГ и Италии дали согласие на размещение на своей территории американских ракет.

Окончание «Холодной войны»

Последний этап «холодной войны» связан с серьезными изменениями, произошедшими в СССР после прихода к власти нового руководства страны во главе с , проводившим политику «нового политического мышления» во внешней политике. Настоящим прорывом стали на высшем уровне между СССР и США в ноябре 1985 г., стороны пришли к единому мнению, что «ядерная война не должна быть развязана, в ней не может быть победителей», а их целью является «предотвращение гонки вооружений в космосе и прекращение ее на Земле». В декабре 1987 г. в Вашингтоне состоялась новая советско-американская встреча, закончившаяся подписанием Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (от 500 до 5,5 тыс. км.) в ядерном и неядерном оснащении. Эти меры включили регулярный взаимный контроль за исполнением договоренностей, таким образом впервые в истории уничтожался целый класс новейших вооружений. В 1988 г. в СССР была сформулирована концепция «свободы выбора» в качестве универсального принципа международных отношений, Советский Союз начал вывод своих войск из Восточной Европы.

В ноябре 1989 г. в ходе стихийных выступлений был разрушен символ «холодной войны» - бетонная стена, разделявшая Западный и Восточный Берлин. В Восточной Европе происходит череда «бархатный революций», компартии теряют власть. 2-3 декабря 1989 г. на Мальте состоялась встреча между новым президентом США Дж. Бушем и М.С. Горбачевым, на которой последний подтвердил «свободу выбора» для стран Восточной Европы, был провозглашен курс на 50 % сокращение стратегических наступательных вооружений. Советский Союз отказывался от своей зоны влияния в Восточной Европе. По итогам встречи М.С. Горбачев заявил, что «мир выходит из эпохи «холодной войны» и вступает в новую эру». Со своей стороны Дж. Буш подчеркивал, что «Запад не будет пытаться извлечь какие-либо преимущества из необычных перемен, происходящих на Востоке». В марте 1991 г. официально состоялся роспуск ОВД, в декабре произошел распад Советского Союза.

Холодная война, продлившаяся с 1946 до 1989 гг., не являлась обыкновенным военным противостоянием. Это была борьба идеологий, разных социальных систем. Сам термин «холодная война» появился в среде журналистов, но быстро стал популярен.

Причины

Вроде бы окончание ужасной и кровопролитной Второй мировой должно было привести к миру во всем мире, дружбе и единению всех народов. Но противоречия среди союзников и победителей только усилились.

Началась борьба за сферы влияния. И СССР, и страны Запада (во главе с США) стремились расширить «свои территории».

  • Западные были напуганы коммунистической идеологией. Они и представить себе не могли, чтобы частная собственность вдруг стала государственной.
  • Соединенные Штаты и СССР вовсю старались усилить влияние, поддерживая различные режимы (что порой приводило к локальным войнам по всему миру).

Прямого столкновения так и не произошло. Все боялись нажать «красную кнопку» и запустить ядерные боеголовки.

Основные события

Речь в Фултоне как первая «ласточка» войны

В марте 1946 г. премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль обвинил Советский Союз. Черчилль заявил, что он занимается активной мировой экспансией, нарушает права и свободы. Тогда же британский премьер-министр призвал западные страны дать отпор СССР. Именно с этого момента историки отсчитывают начало «холодной войны».

Доктрина Трумэна и попытки «сдерживания»

Соединенные Штаты решили начать «сдерживание» Советского Союза после событий в Греции и Турции. СССР требовал от турецких властей территории для последующего размещения военной базы в Средиземном море. Это сразу же насторожило Запад. Доктрина американского президента Трумэна ознаменовала полное прекращение сотрудничества между былыми союзниками по антигитлеровской коалиции.

Создание военных блоков и разделение Германии

В 1949 году был создан военный союз ряда западных стран – НАТО. Спустя 6 лет (в 1955) Советский Союз и страны Восточной Европы объединились в Организацию Варшавского Договора.

Также в 1949 году на месте западной зоны оккупации Германии появилась Федеративная Республика Германия, а на месте восточной – Германская Демократическая Республика.

Гражданская война в Китае

Гражданская война в Китае 1946–1949 годов также была следствием идеологической борьбы 2-х систем. Китай после окончания Второй мировой войны также был разделен на 2 части. Северо-восток находился под властью Народно-освободительной армии Китая. Остальная часть подчинялась Чан Кайши (лидеру партии Гоминьдан). Когда мирные выборы не удались, разразилась война. Победителем оказалась Коммунистическая партия Китая.

Корейская война

Корея также в это время была расколота на 2 зоны оккупации под контролем СССР и США. Их ставленники — Ким Ир Сен на севере и Ли Сынман на юге Кореи. Каждый из них хотел захватить всю страну. Вспыхнула война (1950-1953), которая кроме огромных человеческих жертв ни к чему не привела. Границы Северной и Южной Кореи практически не изменились.

Берлинский кризис

Самые тяжелые годы Холодной войны – начало 60-ых. Именно тогда весь мир оказался на грани ядерной войны. В 1961 генсек СССР Хрущев потребовал от американского президента Кеннеди кардинально поменять статус Западного Берлина. Советский Союз настораживала активность там западных разведок, а также «утечка мозгов» на Запад. Военного столкновения не случилось, но Западный Берлин был окружен стеной – главным символом «холодной войны». Многие немецкие семьи оказались по разные стороны баррикад.

Кубинский кризис

Самый напряжённый конфликт Холодной войны – кризис на Кубе в 1962. СССР в ответ на просьбу лидеров кубинской революции дал согласие на размещение на острове Свободы ядерных ракет среднего радиуса действия.

В результате любой городок в США мог быть стерт с лица земли за 2-3 секунды. Такое «соседство» не понравилось Соединенным Штатам. Чуть не дошло до «красной ядерной кнопки». Но и тут сторонам удалось договориться мирно. Советский Союз не стал размещать ракеты, а США гарантировали Кубе невмешательство в их дела. Также из Турции были выведены американские ракеты.

Политика «разрядки»

Не всегда «холодная война» протекала в острой фазе. Порой напряженность сменялась «разрядкой». В такие периоды США и СССР заключили важнейшие договоренности по ограничению стратегических ядерных вооружений и ПРО. В 1975 было проведено Хельсинкское совещание 2-х стран, в космосе дан старт программе «Союз-Аполлон».

Новый виток напряженности

Ввод советских войск в Афганистан в 1979 году привел к новому витку напряженности. Соединенные Штаты в 1980-1982 вели против Советского Союза комплекс экономических санкций. Началась установка очередных американских ракет в странах Европы. При Андропове прекратились все переговоры с Соединенными Штатами.

Кризис социалистических стран. Перестройка

К середине 80-х многие социалистические страны оказались на пороге кризиса. Помощи от СССР поступало все меньше. Потребности населения росли, люди стремились выехать на Запад, где обнаруживали для себя много нового. Сознание людей менялось. Они хотели перемен, жизни в более открытом и свободном обществе. Техническое отставание СССР от стран Запада все усиливалось.

  • Понимая это, генеральный секретарь СССР Горбачев пытался путем «перестройки» оживить экономику, дать народу больше «гласности» и перейти к «новому мышлению».
  • Компартии социалистического лагеря пытались осовременить идеологию, перейти к новой экономической политике.
  • Берлинская стена, которая была символом «холодной войны», пала. Произошло объединение Германии.
  • СССР начал выводить свои войска из стран Европы.
  • В 1991 году Организация Варшавского Договора была распущена.
  • СССР, не переживший глубокий экономический кризис, также распался.

Итоги

Историки спорят о том, стоит ли увязывать окончание Холодной войны и распад СССР. Все же завершение этого противостояния произошло еще в 1989 году, когда многие авторитарные режимы в Восточной Европе прекратили существование. Противоречия на идеологическом фронте были полностью сняты. Многие страны бывшего соцлагеря вошли в состав Евросоюза и Североатлантического Альянса

Введение.......................................................................................................... 3

1. Начало противостояния мировых сверхдержав.............................. 4

2. Военное противостояние сверхдержав............................................. 7

3. Попытки решения проблемы разоружения.................................... 11

4. Разрядка международной напряженности в 1970-е годы............. 13

5. Новый виток конфронтации и окончание «холодной войны»...... 16

Вывод............................................................................................................. 19

Литература.................................................................................................... 21

Введение.

Послевоенную международную ситуацию определяли советско-американские отношения. После 1945г. Советский Союз был признан мировой державой на международной арене. Усилиями советских и американских дипломатов удалось создать такие основополагающие структуры политического и экономического порядка, как ООН, Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк и др. СССР получил место постоянного члена Совета Безопасности ООН (наряду с США, Англией, Францией, Китаем). С 1946г. произошло обострение международных отношений . Главной осью конфронтации стал конфликт между двумя сверхдержавами - СССР и США. В послевоенной внешнеполитической доктрине выразилось стремление создать военный противовес США и закрепить контроль над Центральной и Юго-Восточной Европой. Со своей стороны, руководство США стремилось к проведению политики "с позиции силы", пытаясь использовать для давления на СССР экономическую и военно-политическую мощь США.

Принципиальное зна­чение в тот период имели возведенные в закон выводы XX съезда КПСС о возможности предотвращения войн в современную эпоху и о мирном сосуществовании государств двух социальных систем. Судьба систем зависела от результатов экономичес­кого соревнования, которое рассматривалось как новая фор­ма классовой борьбы в мировом масштабе. Предполагалось, что социализм, по образному выражению Хрущева, неиз­бежно «закопает» капитализм.

Нестабильность, контрастность советско-американских отношений в течение послевоенного 30-тилетия в основном определяли мировой внешнеполитический климат и сыграли важную роль в мировой истории.

В данной работе я попытаюсь наиболее полно и чётко изложить все проблемы "холодной войны". Цель этой работы состоит в том, что бы показать обстановку в мире после Второй мировой войны, во время "холодной войны" и постараться как можно глубже изучить, проанализировать то, что творилось на арене международных отношений во второй половине XX - го века. Основная часть работы освещает противостояние между двумя самыми могущественными государствами XX - го века – СССР и США.

1. Начало противостояния мировых сверхдержав.

Послевоенное развитие СССР шло в ожидании третьей мировой войны. Ее угрозу определила фултонская речь отставного премьер-министра Великобритании У. Черчилля. 5 марта 1946г. от собственно­го имени выступил в Вестминстерском колледже г. Фултон (штат Миссури, США) с докладом, который он назвал «Мус­кулы мира». Большую часть своего доклада Черчилль посвя­тил не обоснованию необходимости запретить оружие мас­сового поражения, а доказательству необходимости его эф­фективного политического использования. Это было вызва­но чрезвычайной озабоченностью западных держав ростом влияния СССР в послевоенном мире. Черчилль предложил использовать амери­канское атомное оружие как эффективное средство устра­шения советского правительства.

Утром 28 октября американцы предприняли акцию по уничтожению заграждений у контрольно-пропускного пун­кта в центре Берлина у Бранденбургских ворот с помощью бульдозеров и танков. Им перегородили дорогу советские танки. Столкновения не произошло. Танковым противосто­янием в центре Берлина кризис закончился. СССР добился признания де-факто установления границы и передал фун­кции ее охраны Германской Демократической Республике.

2. Военное противостояние сверхдержав.

Осью противостояния двух систем в эпоху «холодной войны» было советско-американское про­тивоборство, острота которого и определяла климат между­народных отношений. Самым грозным событием этого про­тивостояния в последние годы сталинского правления ста­ла корейская война

Корейская война гг. Вскоре после победы народной революции в Китае и про­возглашения Китайской Народной Республики (1 октября 1949 г.), чему в большой степени способствовала помощь СССР, руководство Северной Кореи (Корейской Народно-Демократической Республики, КНДР), поощряемое совет­ским руководством, сделало попытку вооруженным путем воссоединить страну, свергнув проамериканский режим Южной Кореи .

СССР вывел свои войска из Кореи в 1948 г., США - в 1949 г. Страна была разделена на две части по 38-й парал­лели. 25 июня 1950 г., ссылаясь на то, что войска Южной Кореи («лисынмановского режима») вторглись в КНДР, глава северокорейского правительства Ким Ир Сен прика­зал своим войскам перейти в контрнаступление. Начатую войну он объявил «войной за объединение, независимость, свободу и демократизацию родины».

Успешная на первых порах, операция потерпела пора­жение и грозила перерасти в мировую войну после вмеша­тельства в события войск США под флагом ООН. На стороне КНДР выступили вооруженные силы КНР («китайские добровольцы»). Совместными усилиями 4 ян­варя 1951 г. они заняли Сеул. СССР также принял актив­ное участие в войне, не вмешиваясь непосредственно в бое­вые операции. Советское правительство перебросило в Ки­тай несколько дивизий истребительной авиации, которые в течение двух с половиной лет участвовали в отражении американских налетов на КНР, передало Китаю большое количество самолетов и другой военной техники, содейство­вало созданию танковых, артиллерийских, зенитных и ин­женерных войск.

СССР снабжал корейскую народную армию и «китайс­ких добровольцев» оружием, боеприпасами , транспортом, горючим, продовольствием, медикаментами. Он подготовил «на крайний случай» пять дивизий для непосредственной отправки в Корею. Сталин настаивал на жесткой политике по отношению к противнику.

После смерти Сталина война была прекращена 27 июля 1953г. дипломатическими уси­лиями. Согласно заключенному перемирию, демаркацион­ная линия пролегла в соответствии с фактическим располо­жением войск обеих сторон, в основном по 38-й параллели.

Тем не менее в 1963 г. начатые в 1958 г. переговоры меж­ду СССР, США и Англией о запрете ядерных испытаний за­вершились подписанием в Москве договора о запрещении ядерных испытаний в трех сферах - в атмосфере, космосе и под водой. Он допускал подземные испытания ядерного оружия. Московский договор 1963 г. внушил надежду, что разоружение - реальная цель. Вскоре к нему присоедини­лось около 100 государств. Из крупных государств его не подписали Франция и Китай, ставшие ядерными держава­ми соответственно в 1960 г. и 1966 г.

В 1968 г. был подписан договор о нераспространении ядерного оружия, по которому ядерные государства обяза­лись не распространять ядерное оружие, а неядерные - не производить и не приобретать его. Договоры 1963 г. и 1968 г. стали первыми и важнейшими международными соглаше­ниями в области ограничения ядерного вооружения.

Советская программа разоружения от 01.01.01 г. в сентябре 1959 г. воплотилась в трехлетний план всеобщего и полного разоружения, который был представлен на XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН во время его первого официального визита в США.

План предусматривал, во-первых, полное разоружение, т. е. ликвидацию средств ведения войны, а именно: роспуск сухопутных армий, ВМФ, ВВС; упразднение генеральных штабов, военных министерств; закрытие военных учебных заведений; ликвидацию военных баз на чужих территори­ях; уничтожение атомного и водородного оружия, военных ракет. В распоряжении государств оставалась лишь мили­ция (полиция), вооруженная легким стрелковым оружием .

Во-вторых, план предполагал учредить всеобщий и пол­ный контроль за всеобщим и полным разоружением. Хрущев предложил вести этот контроль национальными сред­ствами.

Ассамблея поддержала идею всеобщего и полного разо­ружения, приняла соответствующую резолюцию, за кото­рую проголосовали также США и Великобритания. Советс­кий же план был передан на детальное изучение в Комитет 10 государств по разоружению, который был создан летом того же года вместо Лондонского подкомитета. Однако вследствие провала в 1960 г. Комитета 10-ти из-за бойкота его деятельности со стороны СССР, план стал предметом изучения Комитета 18-ти, который был создан в сентябре 1961 г. в составе 5 социалистических, 5 западных и 8 непри­соединившихся стран. В новом комитете советский план разоружения был похоронен.

4. Разрядка международной напряженности в 1970-е годы.

1970-е годы вошли в историю международных отношений как период разрядки напряженности. Сотрудничество стран с разны­ми социально-экономическими системами временно вытес­нило конфронтацию, льды «холодной войны» начали таять.

Предпосылками разрядки стали прекращение вьетнам­ской войны, военно-стратегический паритет (равенство) СССР и США, достигнутый к началу 1970-х годов, урегули­рование отношений с ФРГ.

В 1969 г. к власти в ФРГ пришли социал-демократы в союзе со свободными демократами. Канцлером ФРГ стал председатель СДПГ Вилли Брандт. Он коренным образом изменил «восточную политику» своей страны: отказался от реваншизма прежней правящей коалиции ХДС-ХСС, при­знал послевоенные границы в Европе.

После 1975 г. встречи представителей 35 государств ста­ли называть Хельсинкским процессом, или движением СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе). В 1977-78 гг. состоялась Белградская встреча, в 1980-83 гг. и в 1985 г. - Мадридская встреча, в 1988-89 гг. - Венская встреча. Она приняла решение преобразо­вать движение СБСЕ в ОБСЕ, Организацию по безопаснос­ти и сотрудничеству в Европе.

Хельсинкское совещание стало символом разрядки меж­дународной напряженности 70-х годов. Важной составной частью разрядки стали советско-американские договоры и соглашения, подписанные во время возобновленных встреч на высшем уровне. Первая из них состоялась в Москве во время официального визита президента США Р. Никсона в Советский Союз 22-30 мая 1972 г. Ее итоги были закрепле­ны в десяти совместных документах, прежде всего в «Осно­вах взаимоотношений между Союзом Советских Социалис­тических Республик и Соединенными Штатами Америки», подписанных и Р. Никсоном. «Основы» регулировали отношения в области мира и безопасности в рамках ООН, в области разоружения, а также предусмат­ривали развитие политических, экономических, научно-технических и культурных связей двух стран.

В 1972г. был заключен первый договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), установивший пото­лок, выше которого нельзя было наращивать стратегичес­кие наступательные вооружения (межконтинентальные баллистические ракеты, ракеты на подводных лодках, стра­тегические бомбардировщики). Тогда же был заключен до­говор и по противоракетной обороне (ПРО). В 1974 и 1976 годах СССР и США подписали два догово­ра в области ядерных испытаний. Первый ограничил под­земные испытания ядерного оружия, запретив производить ядерные взрывы мощностью более 150 килотонн, второй регулировал подземные ядерные взрывы в мирных целях.

Наконец, в 1979 г. был подписан второй договор об огра­ничении стратегических вооружений (ОСВ-2), понизивший потолок допустимого наращивания указанного оружия.

Эффективность договоров 1974, 1976 и 1979 г. была сни­жена тем, что они не были ратифицированы, но тем не ме­нее соблюдались обеими сторонами.

Научно-техническим символом разрядки международ­ной напряженности и советско-американских отношений стал совместный полет космических кораблей СССР и США «Союз» - «Аполлон» в 1975 г. Советские руководители и лично считали, что разрядка необратима и «колесо истории нельзя повернуть вспять». Они заблужда­лись, выдавая желаемое за действительное.

5. Новый виток конфронтации и окончание «холодной войны».

В начале 80-х годов усилиями обеих сторон разрядка была свернута, льды «холодной войны» сомкнулись. Пер­вым признаком дестабилизации двусторонних отношений во второй половине 70-х годов стала повышенная активность президента США Дж. Картера в борьбе за права человека в СССР в ущерб экономическим отношениям двух стран.

Обострение международной напряженности. В первой половине 80-х годов международная обстановка резко обо­стрилась, положение СССР в мире ухудшилось, его внеш­неполитическая активность почти угасла. Это было вызва­но рядом причин.

В годах США развернули широкую кампа­нию по развертыванию в Западной Европе нейтронного ору­жия. Они доказывали «гуманность» этого вида оружия мас­сового поражения тем, что оно не разрушает, не сжигает, а только умерщвляет все живое. Кампания захлебнулась в мощной волне массового протеста, прокатившейся по стра­нам Запада.

Тогда новое руководство США во главе с президентом Р. Рейганом приняло решение разместить в Западной Евро­пе крылатые ракеты среднего радиуса действия, нацелен­ные на СССР и его союзников по ОВД. Ракеты могли дос­тичь Москвы за 8 минут, отклонившись при этом от цели всего на несколько метров. Из-за высокой точности попада­ния в цель их прозвали на Западе ракетами «персональной охоты за советскими руководителями». В гг. ракеты были размещены на территории ФРГ, Великобри­тании и Италии с согласия парламентов этих стран. В свою очередь, СССР по согласованию с правительства­ми ЧССР и ГДР разместил в 1984 г. в этих странах свои ядер­ные ракеты среднего радиуса действия. На Западе их назы­вали СС-20.

Самым серьезным шагом и самой крупной внешнеполи­тической ошибкой СССР стал ввод советских войск в Афга­нистан в декабре 1979 г. Решение было принято узким кру­гом руководителей (,) в ответ на неоднократные просьбы руководства Демократической Республики Афга­нистан оказать военную помощь в деле проведения револю­ционных преобразований общества и защиты страны от воз­можной интервенции.

СССР не только оказался втянутым в гражданскую вой­ну в ДРА, но и очутился в международной изоляции, как США во время вьетнамской войны. Абсолютное большин­ство стран - членов ООН решительно осудили вмешатель­ство СССР в дела Афганистана. США и их союзники оказа­ли непримиримой афганской оппозиции широкомасштаб­ную военную помощь. СССР стал нести ощутимые челове­ческие и материальные потери. Только по официальным данным, к 1988 г. в необъявленной афганской войне СССР потерял около 14 тыс. солдат, 35 тыс. человек было ранено, более 300 пропало без вести или попало в плен. Потери же афганского народа составили примерно 1 млн. человек.

Почти все ведущие капиталистические страны объяви­ли СССР и его союзникам научно-технический бойкот. Со­зданный по инициативе США в 1949 г. Комитет по экспорт­ному контролю (КОКОМ), который и прежде жестко конт­ролировал экспорт в социалистические страны, ввел запрет на ввоз в СССР широкого круга наукоёмкой продукции и технологии, поставлявшейся в нашу страну в годы разряд­ки. Советский Союз, несмотря на свой мощный потенциал, оказался в ловушке технологической зависимости от Запа­да по стратегическим поставкам.

Антисоветская кампания в мире приняла истерические формы осенью 1983 г. в связи со сбитым 1 сентября над тер­риторией СССР южнокорейским пассажирским самолетом. Спецслужбы США использовали его для проведения разведывательной операции. Тон кампании задал президент США Рейган, назвавший Советский Союз «империей зла», которую необходимо разрушить.

С приходом нового руководства в СССР в 80-х гг. и начала политики «перестройки» произошла смена внешнеполитической стратегии Советского Союза. Это коренным образом отразилось на противостоянии сверхдержав. Ситуация характеризовалась смягчением напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров сверхдержав о разоружении; урегулирование региональных конфликтов; признание существующего миропорядка и расширение экономических связей со всеми государствами. С приходом оформилась новая философско-политическая концепция, получившая название "новое политическое мышление". В 1989 г. СССР вывел войска из Афганистана. В том же году началась нормализация отношений с Китаем. В результате советско-американских переговоров было заключено соглашение об уничтожении ракет среднего и ближнего радиуса действия (Договор от 8 декабря 1987 г.). В 1991 г. был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-I), положивший конец периоду конфронтации. Были достигнуты соглашения о развитии гуманитарного сотрудничества, экономических отношений СССР с США. СССР выступил с целым рядом новых инициатив по разоружению: о ликвидации ядерного оружия к 2000 г.; об одновременном роспуске ОВД и НАТО (в первую очередь их военных организаций (май 1987 г.) и др. Свидетельством нового подхода к международным делам стало согласие СССР на объединение Германии (1990 г.). В Европе к 1990 г. ликвидировались советские и американские ракеты средней и меньшей дальности, причем они уничтожались, и не могли быть перебазированы в другие регионы. При этом СССР сохранял военное преимущество в танках и личном составе, а НАТО имели ядерное превосходство. Со своей стороны западные страны, прежде всего США и Англия, по-прежнему увязывали расширение торговых связей с политическими изменениями внутри СССР, включающими расширение гуманитарных связей, контактов между частными лицами. Правящая советская элита заявила о приверженности принципам коллективной безопасности и уважении суверенного права народов на вы­бор собственных путей развития. В 1987 г. руководители сверх­держав подписали договор об уничтожении ракет средней дальности. СССР отказался от подавления «бархатных» революций 1989 г. в странах Восточной Европы, с территорий которых стали выводиться советские войска. «Холодная война» по­степенно приближалась к своему завершению. Распад СССР в 1991 году фактически означал окончание «холодной вой­ны».

Вывод.

Итак, противостояние сверхдержав и "холодная война" возникли вскоре после окончания Второй Мировой войны, когда союзники принялись подводить ее итоги: Во-первых, пол-Европы оказалось в советской зоне влияния, и там лихорадочно возникали просоветские режимы, Во-вторых, возникла мощная волна освободительного движения в колониях против метрополий, В-третьих, мир быстро поляризовался и превращался в двухполюсной, В-четвертых, на мировой арене сформировались две сверхдержавы, военно-экономическая мощь которых давала им существенное превосходство над другими. Плюс ко всему, интересы стран Запада в различных точках земного шара начинают наталкиваться на интересы СССР. Из этой войны союзники вышли настолько сильными, а средства ведения войны стали столь разрушительными, что стало ясно: выяснять отношения прежними методами слишком большая роскошь. Инициатива начала "холодной войны" принадлежит странам Запада, для которых мощь СССР, ставшая очевидной в ходе Второй Мировой войны, оказалась очень неприятным сюрпризом. Для "холодной войны" и противостояния сверхдержав было характерно частое появление "горячих" точек. Каждый локальный конфликт выносился на мировую арену, благодаря тому, что противники по "холодной войне" поддерживали противоборствующие стороны.

Важным итогом противостояния можно назвать то, что не смотря на очень сильные противоречия, стороны смогли выяснить отношения не прибегая к силе оружия. Оно впервые заставило противоположные стороны вести переговоры и вносить определенные правила игры в само противостояние (целая система договоров по ограничению гонки вооружений тому доказательство).

Гонка вооружений, как следствие противостояния, уносила огромные материальные ресурсы, но, как и любое явление, имела и оборотную сторону. В данном случае можно говорить о "золотом веке” естественных наук, без бурного развития которых ни о какой гонке вооружений нельзя было бы и думать.

Но главным итогом можно назвать то, что основная составляющая, которая определила победу одной из сторон - это общечеловеческие ценности, перевесить которые не смогло ни фантастическое развитие техники, ни изощренное идеологическое воздействие.

Литература.

1. Арсланов лекций: "История Отечества."/ , // ред. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://humanities. *****/, 19.02.2009 15:48.

2. Капустин проблемы мирового общественного развития. М., 1991.

3. Мальков Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии: Историко-документальные очерки. М., 1988.

4. Мунчаев Советского государства./ , : Учебник для вузов. – М.: Норма, 2002. – 704 с.

5. Терещенко России XX - начала XXI вв. / - Филологическое общество «Слово»; Ростов на/Д.: Изд-во «Феникс», 200с.

Как вы помните, сайт решили начать цикл статей, которые мы посвятили достаточно глубоким и серьёзным темам. В прошлый раз мы рассматривали вопрос, почему распалось СССР, на этот раз мы хотим рассмотреть не менее серьёзный, а с историко-аналитической точки зрения очень интересный эпизод под названием «Холодная война». Многие представители молодого поколения слышали об этом, а кто-то даже был очевидцем этих события и помнит все напряжённые моменты этого конфликта. Сейчас многие данное понятие используют как нарицательное, в ситуации «худого мира», но, тем не менее, на сегодняшний день в политическом аспекте Холодная война опять актуальна, но это тема для отдельной статьи. Сегодня же мы рассмотрим кратко Холодную войну периода отношений СССР и США.

Что такое холодная война

Холодная война - это период времени, когда между двух сверхдержав была конфронтация, и как вы понимаете была она между СССР и США. Это понятие было использовано потому, что обе страны не вели оружейной войны. А всеми иными, в большей части мирными способами. Вроде бы между странами поддерживались дипломатические отношения, и иногда пики конфронтации спадали, между тем постоянно велась тихая борьба, во всех сферах и направлениях.

Годы холодной войны считаются с 1946 по 1991. Начало Холодной войны пришлось на окончание Второй мировой войны, а окончание – на распад СССР. Суть холодной войны заключалась в том, чтобы установить мировое господство одной из стран и победить другую.

Причины Холодной войны

После окончания Второй мировой войны, когда обе сверхдержавы считали себя победителями в этой войне, они хотели по своему усмотрению построить мировую конъюнктуру. Каждый из них хотел господствовать в мире, при этом и одна и другая страны имели диаметрально противоположные системы государственного правления и идеологии. Впоследствии такая конфронтация станет частью идеологии двух стран, в Советском союзе хотели уничтожить Америку и установить коммунизм во всём мире, а США хотели «спасти» мир от СССР.

Если проанализировать всё произошедшее, то можно с уверенностью сказать, что это искусственный конфликт, так как любая идеология должна иметь своего врага, причём как США для СССР, так и СССР для Америки - были идеальными вариантами в качестве врага. Причём советские люди ненавидели мифических врагов-американцев, хотя самих жителей Америки нормально воспринимали, ровно как и американцы - боялись мифических «русских», которые не спят, а думают как бы завоевать и напасть на Америку, хотя против самих жителей союза не имели ничего против. Поэтому можно с уверенностью сказать, что Холодная война – это конфликт руководителей и идеологий, раздутый из-за собственных амбиций.

Политика холодной войны

В первую очередь обе страны пытались заручиться поддержкой других стран в своём курсе. США поддерживали все страны западной Европы, когда СССР поддерживали страны Азии и латинской Америки. По сути, в период холодной войны мир разделился на два конфронтационных лагеря. Причём нейтральных стран было единицы.

Больше всего обострение политической обстановки вызвали конфликты холодной войны, в частности выделим только двое из них это: Берлинский и Карибский кризисы. Именно они стали катализатором ухудшения ситуации, причём мир реально находился на грани ядерной войны, которую к огромному счастью удалось предотвратить и разрядить обстановку.

Постоянная гонка, и во всём, была также частью Холодной войны. В первую очередь была гонка вооружений, обе страны разрабатывали различные виды оружия: новую военную технику, оружие (в большей части массового поражения), ракеты, шпионскую технику и т.п. Также была пропагандистская гонка по телевидению и в иных источниках, постоянно велась ожесточённая пропаганда против противника. Гонка была и не только в военной сфере, но и в науке, культуре и спорте. Каждая страна стремилась обогнать другую.

Обе страны постоянно следили друг за другом, причём и в той и в другой сторонах присутствовали шпионы и агенты разведок.

Но, наверное, в большей степени холодная война проходила на чужой территории. При накоплении обстановки обе страны устанавливали ракеты дальнего действия в странах, соседствующих с врагом, для США это была Турция и страны западной Европы, когда для СССР это были страны латинской Америки.

Итоги холодной войны

Многие очень часто задумываются, кто же победил в Холодной войне? Наверное. В холодной войне победила Америка, так как закончилась данная война падением её врага, да и главная причина окончания холодной войны – распад СССР, не факт что не дело рук американских спецслужб.

Если говорить об итогах, то ни одна из стран (США и Россия) не вынесли никаких полезных уроков, кроме тех, что противник не дремлет и всегда наготове.

Если бы не было холодной войны, то весь огромнейший потенциал двух стран можно бы было пустить в мирные цели: разведка космоса, новые технологии и т.п. Возможно, что мобильные телефоны, интернет и т.п. появились бы на 20 лет раньше, учёные, вместо разработки оружия занимались бы разгадкой различных мировых загадок, коих огромное количество.

Глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками - с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов.

Одной из главных составляющих конфронтации была идеология. Глубинное противоречие между капиталистической и социалистической моделями является основной причиной холодной войны. Две сверхдержавы - победительницы во Второй мировой войне пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам. Со временем конфронтация стала элементом идеологии двух сторон и помогала лидерам военно-политических блоков консолидировать вокруг себя союзников «перед лицом внешнего врага». Новое противостояние требовало сплоченности всех членов противоположных блоков.

Выражение «холодная война» впервые употребил 16 апреля 1947 года Бернард Барух, советник президента США Гарри Трумэна, в речи перед палатой представителей штата Южная Каролина.

Внутренняя логика противостояния требовала от сторон участия в конфликтах и вмешательства в развитие событий в любой части мира. Усилия США и СССР направлялись, прежде всего, на доминирование в военной сфере. С самого начала противостояния развернулся процесс милитаризации двух сверхдержав.

США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками - НАТО и Варшавский договор. Хотя Соединённые Штаты и СССР никогда не вступали в прямое военное противостояние, их соперничество за влияние часто приводило к вспышкам локальных вооружённых конфликтов по всему миру.

Холодная война сопровождалась гонкой обычных и ядерных вооружений, то и дело угрожавшей привести к третьей мировой войне. Наиболее известным из таких случаев, когда мир оказывался на грани катастрофы, стал Карибский кризис 1962 года. В связи с этим в 1970-е годы обеими сторонами были предприняты усилия по «разрядке» международной напряжённости и ограничению вооружений.

Нарастающее технологическое отставание СССР, наряду со стагнацией советской экономики и непомерными военными расходами в конце 1970-х - начале 1980-х, вынудили советское руководство пойти на политические и экономические реформы. Объявленный Михаилом Горбачёвым в 1985 году году курс на перестройку и гласность привёл к утрате руководящей роли КПСС, а также способствовал экономическому коллапсу в СССР. В конечном итоге СССР, обремененный экономическим кризисом, а также социальными и межнациональными проблемами, распался в 1991 году.

В Восточной Европе коммунистические правительства, лишившись советской поддержки, были смещены ещё раньше, в 1989-1990 годах. Варшавский договор официально прекратил свое действие 1 июля 1991 года, что можно считать окончанием холодной войны.

История

Начало холодной войны

Установление по завершении Второй мировой войны советского контроля над странами Восточной Европы, в особенности создание просоветского правительства в Польше в противовес польскому эмигрантскому правительству в Лондоне, привело к тому, что правящие круги Великобритании и США стали воспринимать СССР как угрозу.

В апреле 1945 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль распорядился о подготовке плана войны против СССР. Заданию предшествовали выводы, которые Черчилль представил в своих мемуарах:

Во-первых, Советская Россия стала смертельной угрозой для свободного мира;
во-вторых, немедленно создать новый фронт против её стремительного продвижения;
в-третьих, этот фронт в Европе должен уходить как можно дальше на восток;
в-четвёртых, главная и подлинная цель англо-американских армий - Берлин;
в-пятых, освобождение Чехословакии и вступление американских войск в Прагу имеет важнейшее значение;
в-шестых, Вена, по существу вся Австрия должна управляться западными державами, по крайней мере на равной основе с русскими Советами;
в-седьмых, необходимо обуздать агрессивные притязания маршала Тито в отношении Италии…

План операции был подготовлен объединённым штабом планирования британского военного кабинета. В плане дана оценка обстановки, сформулированы цели операции, определены привлекаемые силы, направления ударов войск западных союзников и их вероятные результаты.

Составители плана пришли к двум основным выводам:

Начиная войну с СССР, необходимо быть готовым к длительной и дорогостоящей тотальной войне, и к вполне возможному поражению
численный перевес советских войск на суше делает крайне сомнительной возможность достижения победы одной из сторон быстрым путём.

Следует указать, что Черчилль указал в комментариях на представленный ему проект плана, что он является «предупредительной мерой» на, как он надеется, «чисто гипотетический случай».

В 1945 году СССР предъявил территориальные претензии Турции и потребовал изменения статуса черноморских проливов, включая признание права СССР на создание военно-морской базы в Дарданеллах.

В 1946 году активизировались греческие повстанцы, руководимые коммунистами и подпитываемые поставками оружия из Албании, Югославии и Болгарии, где уже находились у власти коммунисты. На Лондонском совещании министров иностранных дел СССР потребовал предоставления ему права на протекторат над Триполитанией (Ливией), чтобы обеспечить себе присутствие в Средиземноморье.

Во Франции и Италии компартии стали самыми крупными политическими партиями и коммунисты вошли в состав правительств. После вывода из Европы основной части американских войск, СССР превратился в доминирующую военную силу в континентальной Европе. Всё благоприятствовало установлению полного контроля Сталина над Европой, если бы он пожелал этого.

Часть политических деятелей Запада стала выступать за умиротворение СССР. Наиболее четко эту позицию выразил министр торговли США Генри Уоллес. Он считал претензии СССР обоснованными и предлагал пойти на своеобразный раздел мира, признав за СССР право на доминирование в ряде районов Европы и Азии. Другой точки зрения придерживался Черчилль.

Формальным началом холодной войны часто считается 5 марта 1946 года, когда Уинстон Черчилль (на тот момент уже не занимавший пост премьер-министра Великобритании) произнёс свою знаменитую речь в Фултоне (США, штат Миссури), в которой выдвинул идею создания военного союза англосаксонских стран с целью борьбы с мировым коммунизмом. Фактически обострение отношений между союзниками началось раньше, но к марту 1946 года оно усилилось из-за отказа СССР вывести оккупационные войска из Ирана (войска были выведены только в мае 1946 под нажимом Великобритании и США). Речь Черчилля очертила новую реальность, которую отставной английский лидер, после заверений в глубоком уважении и восхищении «доблестным русским народом и моим товарищем военного времени маршалом Сталиным», определил так:
…От Штеттина на Балтике до Триеста в Адриатике, железный занавес протянулся поперёк континента. По ту сторону воображаемой линии - все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы. (…)Коммунистические партии, которые были очень небольшими во всех восточных государствах Европы, дорвались до власти повсюду и получили неограниченный тоталитарный контроль. Полицейские правительства преобладают почти повсеместно, и пока, кроме Чехословакии, нигде нет никакой подлинной демократии.
Турция и Персия также глубоко встревожены и обеспокоены требованиями, которые предъявляет к ним московское правительство. Русские сделали попытку в Берлине создать квазикоммунистическую партию в их зоне оккупации Германии (…) Если теперь советское правительство попытается отдельно создать прокоммунистическую Германию в своей зоне, это причинит новые серьёзные трудности в британской и американской зонах и разделит побеждённых немцев между Советами и западными демократическими государствами.
(…) Факты таковы: это, конечно, не та освобождённая Европа, за которую мы боролись. Это не то, что необходимо для постоянного мира.
Черчилль призвал не повторять ошибок 30-х годов и последовательно отстаивать ценности свободы, демократии и «Христианской цивилизации» против тоталитаризма, для чего необходимо обеспечить тесное единение и сплочение англосаксонских наций.

Неделей позже И. В. Сталин в интервью «Правде» поставил Черчилля в один ряд с Гитлером и заявил, что в своей речи тот призвал Запад к войне с СССР.

1946-1953

12 марта 1947 года президент США Гарри Трумэн заявил о намерении предоставить Греции и Турции военную и экономическую помощь в размере 400 миллионов долларов. Одновременно он сформулировал задачи политики США, нацеленной на помощь «свободным народам, сопротивляющимся попыткам закабаления со стороны вооруженного меньшинства и внешнему давлению». Трумэн в этом заявлении, кроме того, определил содержание начинающегося соперничества США и СССР, как конфликта демократии и тоталитаризма. Так появилась на свет доктрина Трумэна, ставшая началом перехода от послевоенного сотрудничества СССР и США к соперничеству.

В 1947 году по настоянию СССР социалистические страны отказались от участия в плане Маршалла, согласно которому США предоставляли экономическую помощь странам, пострадавшим от войны, в обмен на исключение коммунистов из состава правительства.

Усилия СССР, в частности советской разведки, были направлены на то, чтобы ликвидировать монополию США на обладание ядерным оружием. 29 августа 1949 года в Советском Союзе были проведены первые испытания ядерной бомбы на Семипалатинском ядерном полигоне. Американские учёные из Манхэттенского проекта и раньше предостерегали, что со временем СССР обязательно создаст свой собственный ядерный потенциал - тем не менее, этот ядерный взрыв оказал ошеломляющее воздействие на военно-стратегическое планирование в США - главным образом, поскольку военные стратеги США не ожидали, что им придётся лишиться своей монополии так скоро. В то время ещё не было известно об успехах советской разведки, сумевшей проникнуть в Лос Аламос.

В 1948 году США принимают «резолюцию Ванденберга» - официальный отказ США от практики неприсоединения к военно-политическим блокам за границами Западного полушария в мирное время.

Уже 4 апреля 1949 года создается НАТО, и в октябре 1954 г. ФРГ принимают в Западноевропейский Союз и НАТО. Это шаг вызвал негативную реакцию СССР. В ответ СССР принялся за создание военного блока, который бы объединил восточноевропейские страны.

Конец 40-х - в СССР начинаются репрессии на инакомыслящих, в США - «охота на ведьм».

Хотя СССР теперь тоже располагал ядерным потенциалом, США были далеко впереди как по количеству зарядов, так и по числу бомбардировщиков. При любом конфликте США легко смогли бы нанести бомбовый удар по СССР, тогда как СССР с трудом смог бы ответить на это.

Переход к широкомасштабному использованию реактивных истребителей-перехватчиков несколько изменил эту ситуацию в пользу СССР, снизив потенциальную эффективность американской бомбардировочной авиации. В 1949 Кертис Лемэй (en:Curtis LeMay), новый командующий Стратегическим авиационным командованием США, подписал программу полного перехода бомбардировочной авиации на реактивную тягу. В начале 1950-х на вооружение стали поступать бомбардировщики B-47 и B-52.

Наиболее острый период противостояния двух блоков (СССР и США с их союзниками) пришёлся на годы Корейской войны.

1953-1962

С наступлением хрущёвской «оттепели» угроза мировой войны отступила - особенно это было характерно для конца 1950-х гг, увенчавшегося визитом Хрущёва в США. Однако на эти же годы приходятся События 17 июня 1953 года в ГДР, события 1956 г. в Польше, антикоммунистическое восстание в Венгрии, Суэцкий кризис.

В ответ на численное увеличение советской бомбардировочной авиации в 1950-е годы США создали вокруг крупных городов довольно крепкую эшелонированную систему ПВО, предусматривающую использование самолётов-перехватчиков, зенитной артиллерии и ракет «земля-воздух». Но во главе угла всё же стояло строительство огромной армады ядерных бомбардировщиков, которым было предназначено сокрушить оборонительные рубежи СССР - поскольку считалось невозможным обеспечить эффективную и надёжную защиту столь обширной территории.

Такой подход прочно укоренился в стратегических планах США - считалось, что причин для особого беспокойства нет, пока стратегические силы США своей мощью превосходят общий потенциал советских Вооружённых сил. Более того - по мнению американских стратегов, советская экономика, разрушенная в годы войны, вряд ли была способна на создание адекватного контрсилового потенциала.

Однако СССР быстро создал собственную стратегическую авиацию и испытал в 1957 году межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) Р-7, способную достигать территории США. С 1959 года в Советском Союзе началось серийное производство МБР. (В 1958 году свою первую МБР «Атлас» испытали и США). С середины 1950-х годов в США начинают осознавать, что в случае ядерной войны СССР сумеет нанести ответный контрценностный удар по американским городам. Поэтому с конца 1950-х годов военные эксперты признают, что тотальная ядерная война США с СССР становится невозможной.

Скандал с американским самолётом-шпионом U-2 (1960) привёл к новому обострению отношений СССР и США, пиком которого явились Берлинский кризис 1961 г. и Карибский кризис (1962).

1962-1979 (Разрядка)

Продолжавшаяся гонка ядерных вооружений, сосредоточение управления ядерными силами Запада в руках США и ряд инцидентов с носителями ядерного оружия вызвали усиливающуюся критику ядерной политики США. Противоречия в принципах управления ядерным оружием в командовании НАТО привели к выходу Франции в 1966 из участия в формировании вооруженных сил этой организации. 17 января 1966 года произошёл один из крупнейших инцидентов с ядерным оружием: после столкновения с самолётом-заправщиком бомбардировщик B-52 ВВС США произвёл аварийный сброс четырёх термоядерных бомб над испанским селением Паломарес. После этого инцидента Испания отказалась осудить выход Франции из НАТО и ограничила военную деятельность ВВС США на территории страны, приостановив испано-американский договор 1953 года о военном сотрудничестве; переговоры о возобновлении этого договора в 1968 году окончились неудачей.

Относительно соревнования двух систем в космосе Владимиром Бугровым отмечалось, что в 1964-м главным оппонентам Королева удается создать у Хрущева иллюзию, что можно высадиться на Луну раньше американцев, по мнению ученого гонка если и была, то между главными конструкторами.

В ФРГ приход к власти социал-демократов во главе с Вилли Брандтом ознаменовался новой «восточной политикой», результатом которой стали Московский договор между СССР и ФРГ 1970 г., зафиксировавший нерушимость границ, отказ от территориальных претензий и декларировавший возможность объединения ФРГ и ГДР.

В 1968 году попытки демократических реформ в Чехословакии (Пражская весна) вызвали военную интервенцию СССР и его союзников.

Однако Брежнев, в отличие от Хрущёва, не питал склонности ни к рискованным авантюрам за пределами чётко очерченной советской сферы влияния, ни к экстравагантным «мирным» акциям; 1970-е годы прошли под знаком так называемой «разрядки международной напряженности», проявлениями которой стали Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки) и совместный советско-американский полёт в космос (программа «Союз-Аполлон»); тогда же были подписаны договоры по ограничению стратегических вооружений. Во многом это определялось экономическими причинами, так как СССР уже тогда начал испытывать всё более острую зависимость от закупок потребительских товаров и продовольствия (для которых требовались валютные кредиты), Запад же в годы нефтяного кризиса, вызванного арабо-израильским противостоянием, был крайне заинтересован в советской нефти. В военном отношении базой «разрядки» стал сложившийся к тому времени ракетно-ядерный паритет блоков.

17 августа 1973 года министр обороны США Джеймс Шлезингер выдвинул доктрину «ослепляющего», или «обезглавливающего» удара: поражение командных пунктов и узлов связи противника с помощью ракет средней и меньшей дальности, крылатых ракет, обладающих лазерными, телевизионными и инфракрасными системами наведения на цели. Такой подход предполагал выигрыш в «подлётном времени» - поражение командных пунктов до того момента, как противник успеет принять решение об ответно-встречном ударе. Упор в средствах сдерживания смещался со стратегической триады на средства средней и меньшей дальности. В 1974 г. этот подход был закреплен в ключевых документах по ядерной стратегии США. На этой основе США и другие страны НАТО начали модернизацию средств передового базирования (Forward Base Systems) - американского тактического ядерного оружия, размещенного на территории Западной Европы или у её побережья. Одновременно США начали создание нового поколения крылатых ракет, способных максимально точно поражать заданные цели.

Эти шаги вызвали опасения в СССР, поскольку средства передового базирования США, а также «независимые» ядерные потенциалы Великобритании и Франции были способны поражать цели в европейской части Советского Союза. В 1976 году министром обороны СССР стал Дмитрий Устинов, который склонялся к жесткому ответу на действия США. Устинов выступал не столько за наращивание сухопутной группировки обычных вооруженных сил, сколько за совершенствование технического парка Советской Армии. Советский Союз начал модернизацию средств доставки ядерного оружия средней и меньшей дальности на европейском театре военных действий.

Под предлогом модернизации устаревших комплексов РСД-4 и РСД-5 (SS-4 и SS-5) СССР приступил к развертыванию на западных границах ракет средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20). В декабре 1976 года ракетные системы были развернуты, а в феврале 1977 года - поставлены на боевое дежурство в европейской части СССР. Всего было развернуто около 300 ракет подобного класса, каждая из которых была оснащена тремя боевыми разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Это позволяло СССР в считанные минуты уничтожить военную инфраструктуру НАТО в Западной Европе - центры управления, командные пункты и, особенно, порты, что в случае войны делало невозможным высадку американских войск в Западной Европе. Одновременно СССР модернизировал размещенные в Центральной Европе силы общего назначения - в частности, модернизировал дальний бомбардировщик Ту-22М до стратегического уровня.

Действия СССР вызвали негативную реакцию стран НАТО. 12 декабря 1979 года было принято двойное решение НАТО - развёртывание американских ракет средней и меньшей дальности на территории стран Западной Европы и одновременно начало переговоров с СССР по проблеме евроракет. Однако переговоры зашли в тупик.

1979-1985

Новое обострение наступило в 1979 году в связи с вводом советских войск в Афганистан, что на Западе восприняли как нарушение геополитического равновесия и переход СССР к политике экспансии. Обострение достигло пика осенью 1983 г., когда советскими силами ПВО был сбит южнокорейский гражданский авиалайнер, на борту которого, по сообщениям СМИ, находилось около 300 человек. Именно тогда президент США Рональд Рейган назвал СССР «империей зла».

В 1983 году США разместили на территории ФРГ, Великобритании, Дании, Бельгии и Италии баллистические ракеты средней дальности «Першинг-2» в 5-7 минутах подлета от целей на европейской территории СССР и крылатые ракеты воздушного базирования. Параллельно в 1981 году в США началось производство нейтронного оружия - артиллерийских снарядов и боеголовок ракеты малой дальности «Ланс». Аналитики предполагали, что это оружие может быть использовано для отражения наступления войск Варшавского договора в Центральной Европе. США также начали разработку программы космической противоракетной обороны (так называемая программа «звёздных войн»); обе эти широкомасштабные программы крайне беспокоили советское руководство, тем более что у СССР, с большим трудом и напряжением для экономики поддерживавшего ракетно-ядерный паритет, не было средств для адекватного отпора в космосе.

В ответ в ноябре 1983 года СССР вышел из проходивших в Женеве переговоров по евроракетам. Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов заявил, что СССР предпримет ряд контрмер: разместит оперативно-тактические ракеты-носители ядерного оружия на территории ГДР и ЧССР и выдвинет советские атомные подводные лодки ближе к побережью США. В 1983-1986 гг. советские ядерные силы и система предупреждения о ракетном нападении находились в состоянии повышенной боевой готовности.

Согласно имеющимся данным, в 1981 году советские разведслужбы (КГБ и ГРУ) начали операцию «Ракетно-ядерное нападение» (операция РЯН) - наблюдение за возможной подготовкой стран НАТО к началу ограниченной ядерной войны в Европе. Тревоги советского руководства вызвали учения НАТО «Able archer 83» - в СССР опасались, что под их прикрытием НАТО готовится к запуску «евроракет» по целям в странах Варшавского договора. Аналогично в 1983-1986 гг. военные аналитики стран НАТО опасались, что СССР нанесет упреждающий «разоружающий» удар по местам базирования «евроракет».

1985-1991

С приходом к власти Михаила Горбачёва, провозгласившего «социалистический плюрализм» и «приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми», идеологическое противостояние быстро потеряло свою остроту. В смысле военно-политическом, Горбачёв поначалу пытался проводить политику в духе «разрядки» 1970-х гг., предлагая программы ограничения вооружений, но довольно жёстко торгуясь вокруг условий договора (встреча в Рейкьявике).

Однако развитие политического процесса в СССР в сторону отказа от коммунистической идеологии, а также и зависимость экономики СССР от западных технологий и кредитов в связи с резким падением цен на нефть привели к тому что СССР пошёл на широкие уступки во внешнеполитической сфере. В 1988 году начинается вывод советских войск из Афганистана. Падение коммунистической системы в Восточной Европе в 1989-1990 гг. привело к ликвидации советского блока, а вместе с ним - и к фактическому прекращению «холодной войны».

Тем временем сам Советский Союз переживал глубокий кризис. Центральные власти начали терять контроль над союзными республиками. На окраинах страны вспыхивали межнациональные конфликты. В декабре 1991 г. произошёл окончательный распад СССР.

Проявления холодной войны

Острое политическое и идеологическое противостояние между коммунистической и западной либеральной системами, охватившее практически весь мир;
создание системы военных (НАТО, Организация Варшавского договора, СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС, АНЗЮК) и экономических (ЕЭС, СЭВ, АСЕАН и др.) союзов;
создание разветвлённой сети военных баз США и СССР на территории иностранных государств;
форсирование гонки вооружений и военных приготовлений;
резкий рост военных расходов;
периодически возникающие международные кризисы (Берлинские кризисы, Карибский кризис, Корейская война, Вьетнамская война, Афганская война);
негласный раздел мира на «сферы влияния» советского и западного блоков, внутри которых молчаливо допускалась возможность интервенции с целью поддержания угодного тому или иному блоку режима (советская интервенция в Венгрию, советская интервенция в Чехословакию, американская операция в Гватемале, организованное США и Великобританией свержение антизападного правительства в Иране, организованное США вторжение на Кубу, американская интервенция в Доминиканскую Республику, американская интервенция в Гренаду)
подъём национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах и территориях (отчасти инспирированный СССР), деколонизация этих стран, формирование «третьего мира», Движение неприсоединения, неоколониализм;
ведение массированной «психологической войны», целью которой была пропаганда собственной идеологии и образа жизни, а также дискредитация в глазах населения «вражеских» стран и «третьего мира» официальной идеологии и образа жизни противоположного блока. С этой целью создавались радиостанции, вещавшие на территорию стран «идеологического противника» (смотри статьи Вражеские голоса и Иновещание), финансировался выпуск идеологически направленной литературы и периодических изданий на иностранных языках, активно использовалось нагнетание классовых, расовых, национальных противоречий. Первое главное управление КГБ СССР осуществляло так называемые «активные мероприятия» - операции по воздействию на зарубежное общественное мнение и политику иностранных государств в интересах СССР.
поддержка антиправительственных сил за рубежом - СССР и его союзники поддерживали материально коммунистические партии и некоторые другие левые партии в странах Запада и развивающихся странах, а также национально-освободительные движения, включая террористические организации. Также СССР и его союзники поддерживали движение за мир в странах Запада. В свою очередь, спецслужбы США и Великобритании поддерживали и использовали в своих интересах такие антисоветские организации как Народно-трудовой союз. США также с 1982 г. тайно оказывали материальную помощь Солидарности в Польше, а также оказывали материальную помощь афганским моджахедам и «Контрас» в Никарагуа.

Сокращение экономических и гуманитарных связей между государствами с различными социально-политическими системами.

Бойкоты некоторых Олимпийских игр. Например, США и ряд других стран бойкотировали летние Олимпийские игры 1980 в Москве. В ответ СССР и большинство социалистических стран бойкотировали летнюю Олимпиаду 1984 в Лос-Анджелесе.

Уроки холодной войны

Джозеф Най, профессор Гарвардского университета (США), выступая на конференции «От Фултона до Мальты: как начиналась и как закончилась холодная война» (Горбачёв-Фонд, март 2005 года), указал на уроки, которые следует извлечь из «холодной войны»:

Кровопролитие как средство урегулирования глобальных или региональных конфликтов не является неизбежным;
существенную сдерживающую роль сыграло наличие у противоборствующих сторон ядерного оружия и понимание того, каким может стать мир после ядерного конфликта;
ход развития конфликтов тесно связан с личными качествами конкретных лидеров (Сталин и Гарри Трумэн, Михаил Горбачёв и Рональд Рейган);
военная мощь имеет существенное, но не решающее значение (США потерпели поражение во Вьетнаме, а СССР - в Афганистане); в эпоху национализма и третьей индустриальной (информационной) революции управлять враждебно настроенным населением оккупированной страны невозможно;
в этих условиях гораздо большую роль приобретает экономическая мощь государства и способность экономической системы приспосабливаться к требованиям современности, способность к постоянным инновациям.
значительную роль играет использование мягких форм влияния, или soft power, то есть способности добиться от других желаемого, не принуждая (запугивая) их и не покупая их согласие, а привлекая на свою сторону. Сразу же после разгрома нацизма, СССР и коммунистические идеи обладали серьёзным потенциалом, но бо́льшая часть его была утрачена после событий в Венгрии и Чехословакии, и этот процесс продолжался по мере использования Советским Союзом своей военной мощи.

Память о Холодной войне

Музеи

Музей холодной войны:

Музей холодной войны - военно-исторический музей и музейно-развлекательный комплекс в Москве.
Музей холодной войны (Великобритания) - военно-исторический музей в графстве Шропшир.
Музей холодной войны (Украина) - военно-морской музейный комплекс в Балаклаве.
Музей холодной войны (США) - военно-исторический музей в Лортоне, штат Виргиния.

Медаль «За победу в холодной войне»

В начале апреля 2007 года в обе палаты конгресса США был внесён законопроект об учреждении новой воинской награды за участие в холодной войне (Cold War Service Medal), поддержанный группой сенаторов и конгрессменов от демократической партии во главе с нынешним госсекретарём США Хиллари Клинтон. Медалью предлагается награждать всех служивших в вооружённых силах или работавших в государственных ведомствах США в период со 2 сентября 1945 года по 26 декабря 1991 года.

Как заявила Хиллари Клинтон, «Наша победа в холодной войне стала возможной только благодаря готовности миллионов американцев в военной форме отразить угрозу, исходившую из-за железного занавеса. Наша победа в холодной войне стала огромным достижением, и те мужчины и женщины, которые проходили службу в то время, заслуживают награды».

Конгрессмен Роберт Эндрюс, представлявший законопроект в палате представителей, сказал: «Холодная война была глобальной военной операцией, крайне опасной и порой смертельной для храбрых солдат, моряков, лётчиков и морских пехотинцев, участвовавших в этой кампании. Миллионы американских ветеранов, которые служили по всему миру, чтобы помочь нам победить в этом конфликте, заслуживают получения уникальной медали в знак признания и уважения за их службу».

В США существует Ассоциация ветеранов холодной войны, которая также требовала от властей признания своих заслуг в победе над СССР, но сумела добиться лишь выдачи сертификатов министерства обороны, подтверждавших участие в холодной войне. Ассоциация ветеранов выпустила собственную неофициальную медаль, дизайн которой был разработан ведущим специалистом Института геральдики при армии США Нэйдином Расселом.