Болезни Военный билет Призыв

Роль общения в жизни общества кратко. Значение общения в жизни людей. Основные подходы к определению понятия общения. Характеристики коммуникабельной и некоммуникабельной личности

С одной стороны, все люди понимают, что такое общение. Общение – это когда люди разговаривают друг с другом. С другой стороны, когда мы посмотрим повнимательнее на некоторые виды общения, то закрадывается некоторое сомнение – общение ли это?

    заказ железнодорожных билетов по телефону,

    разговор с информатором по телефону 09 (вы узнаете телефон знакомого),

    диалог с продавцом, когда вы покупаете хлеб,

    обмен приветствиями со знакомым на ходу (- Здравствуйте! - Здравствуйте!),

    разговор в транспорте: - Когда же будет нормально ходить транспорт?! –И не говорите!

Определение общения представляет значительную трудность, поскольку общение, с одной стороны, очень многоаспектное явление, а с другой стороны, существует много явлений, которые сходны с общением, но, строго говоря, общением не являются.

Общение можно определить через перечисление его основных признаков. С этой точки зрения общение выступает как осознанный ,рационально оформленный, целенаправленный информационный обмен между людьми, сопровождающийся индивидуализацией собеседников, установлением эмоционального контакта между ними и обратной связью.

Как видно из приведенного определения, общение в полном смысле слова предполагает:

1. Обмен информацией

Это означает, что в процессе общения информация должна передаваться друг другу всеми участниками общения, то есть должна иметь место взаимность информирования – обе стороны передают и получают информацию. Если один говорит, а другие только слушают – это не общение. Телевидение, газета, сигнал СОС, светофор, телефонный автоответчик, компьютер передают информацию, но мы с ними не общаемся. Нельзя считать общением и такие ситуации: один выговаривается, а другой выступает только как слушатель; один кричит на другого, а тот молчит; люди находятся вместе, но не разговаривают друг с другом («он молчал, а я слушала»).

2. Осознанность информационного обмена

Информационный обмен должен осуществляться собеседниками осознанно. Передача информации должна входить в намерение обоих собеседников.

Если мой собеседник догадался о чем-либо, касающемся меня, хотя я совсем не намеревался ему об этом сообщать - это тоже не результат общения. Это результат интерпретации слов собеседника, результат догадки или интуиции (ср. диалог из фильма «Ирония судьбы»: – Вы замужем? – Какое это имеет значение? –Значит, не замужем!»)

3. Целенаправленность передачи информации

Если мы слышим разговор, адресованный не нам, то мы не общаемся с тем, кто говорит – ведь он осознанно не направляет свое сообщение нам. Подслушивание разговора других – не акт общения с ними. Информационное сообщение в процессе общения должно быть адресовано конкретному собеседнику, конкретной аудитории. Возглас «Кто-нибудь, отзовитесь! «Ау!», «Помогите!» – это не акт общения с кем-либо, а попытка найти собеседника, с которым можно было бы вступить в общение, обратиться за помощью и т.д.

Целью участников общения является целенаправленная передача информации друг другу. Если человек возмущается чем-либо себе под нос, а мы спрашиваем его: - Вы что хотите сказать? , а он отвечает: - Да это я так… , общение не состоялось.

Деятельность общения и речевая деятельность, речевая ситуация и ее компоненты, виды речевого взаимодействия в зависимости от ситуации общения.

    Деятельность общения и речевая деятельность.

Вся жизнь человека проходит в общении. Случайная или намеренная изоляция – тяжелейшее испытание для людей, почему-либо лишенных возможности общаться. Вспомним, в связи с этим, переживания невольных «робинзонов», состояние космонавтов-«одиночек», ужас одиночного заключения, тяготы добровольного затворничества, жестокость наказания бойкотом. Дело в том, что общение является одной из главных потребностей человека, связано с самой его сущностью: человек – общественное существо.

В качестве синонима термину «общение» в науке используется термин «коммуникация». Коммуникация возможна не только между людьми. Информационные процессы имеют место и в животном мире, в технических системах – всюду, где происходит передача и получение информации. Когда же речь идет о собственно человеческой коммуникации (общение между людьми, человеко-машинное общение, общение человека с животным) пользуются преимущественно словом «общение».

Общение пронизывает всю нашу материальную и духовную деятельность, поддерживает, обеспечивает ее. Нетрудно обнаружить, что любая производственная деятельность включает в себя те или иные виды непосредственного или опосредованного общения. Работающие коллективно (служащие, обучающиеся и т.д.), как и члены семьи, группы друзей постоянно координируют свои усилия, обмениваясь устными или письменными сообщениями, поддерживают связь между собой в виде определенных отношений. Даже если человек трудится в одиночку, он не выключен полностью из общения: его намерения, цели, орудия труда и приемы работы в значительной мере созданы другими и переданы ему социальной традицией. Его формы мышления, его знания, их речевое воплощение, вся материальная и духовная культура связывают его с другими людьми, составляя часть опосредованного общения, не менее необходимого, чем непосредственное.

Мы рассмотрим виды и формы общения с учетом той важной роли, которую играет общение в жизни человека.

Роль общения в нашей жизни чрезвычайно велика. В общении и через него совершается усвоение человеком организации и норм коллектива, принятых средств связи, языка, культуры. В процессе общения происходит вхождение в коллектив, социализация. В общении осуществляется и воздействие на коллектив , в общении оформляются и черты личности.

Жизненные успехи отдельных людей и общества в целом зависят от развития их коммуникативных средств и умения общаться. Это особенно справедливо для современного общества, в котором роль информационных процессов настолько усилилась, что многие философы определяют его теперь как «информационное общество».

Общаются, как известно, и животные. Люди, в отличие от них, наследуют приемы общения не биологическим (генным) путем, а через подражание и обучение: наши коммуникативные возможности не являются частью биологической природы человека, его «натуры» - они составляют важную часть культуры или традиции, имеют социальный характер. Умение общаться человек получает в ходе самого общения от других людей, и направлено общение также прежде всего на других, на социум. Известны случаи воспитания человеческих детенышей животными (15- волками, 5- медведями, 1- павианами, 1 – леопардами, 1 – овцой и др.). Естественно, во всех случаях дети не имели ни человеческой речи ни навыков человеческого общения. Все они демонстрировали животное поведение.

Общение так важно для людей, что оно совершается не только в составе какой-либо другой деятельности, но и образует самостоятельный вид деятельности – деятельность общения (дружеские и официальные встречи, визиты, приемы, вечеринки, пикники, семейные праздники и т.д.).

Деятельность общения опирается в своей основе на речевую деятельность. Механизмы возникновения речи изучаются специальной дисциплиной – психолингвистикой. Рассмотрение круга ее проблем не является нашей специальной задачей, поэтому ограничимся для понимания поставленной проблемы схематичным рассмотрением процессов перехода мыслительной деятельности в речевую.

Для того, что бы заговорить человеку (в норме) нужен мотив или группа мотивов (мотивационный этап), затем осуществляется приспособление к обстановке (афферентация), учитываются возможные последствия. На третьем этапе речевое намерение превращается в речевую деятельность. В процессе подготовительных этапов осуществляется выбор языка, учитывается уровень усвоения языка, происходит ориентация на систему и норму. Важен также учет действия функционально-стилевого фактора, эмоциональности, индивидуальных особенностей говорящего – тяги к стереотипам или новообразованиям и т.д.

В результате реализации речевого намерения возникают условия для речевой ситуации.

    Речевая ситуация и ее компоненты

Компонентами речевой ситуации выступают: адресант (инициатор общения), адресат (пользователь информации), наблюдатель (случайный участник процесса коммуникации, характер отношений между адресантом и адресатом, цель общения, способ обеспечения контакта (слуховой, зрительный или их совокупность), код общения (вариант языковой системы, используемый говорящим), условия общения, включающие в себя также и средства связи.

Общение – это сложный процесс установления контактов между отдельными людьми и целыми группами. Без общения человеческое общество просто не будет существовать. С самого появления первого человека, оно стало причиной и залогом возникновения общества и цивилизации. Современные люди не могут обходиться без общения ни в одной сфере своей жизни и деятельности, несмотря на то, любит ли человек одиночество или компанию, экстраверт он или интроверт. Давайте попробуем вместе найти причины такому уникальному явлению как коммуникабельность, и ответить на вопрос, зачем человеку общение.

Роль общения в жизни человека

Ответ на вопрос, зачем человеку общение, приносит нам история первобытного общества. Именно из общения, которое у первых людей производилось путем жестов, и развилась человеческая речь, появились понятия и обозначения предметов, а позже и письменность. Именно благодаря общению и появился социум, человеческое общество, установились своеобразные правила общения между людьми.

Зачем нужно общение?

Потребность человека в общении определяется его естественной жизнью и постоянным нахождением в обществе, будь-то семья, коллектив сотрудников, школьный или студенческий класс. Если бы человек был лишен возможности общаться с рождения, он никогда не смог бы вырасти социальной личностью, цивилизованным и культурно развитым, напоминал бы человека лишь внешне.

Это доказывают многочисленные случаи так называемых «людей-маугли», лишенных человеческого общения в раннем детстве или сразу при рождении. Все системы организма развивались у таких личностей вполне нормально, но вот психика очень задерживалась в развитии, а то и вовсе останавливалась из-за отсутствия опыта общения с людьми. Именно по этой причине мы понимаем, зачем человеку необходимо общение с остальными людьми.

Искусство общения с людьми

Казалось бы, если общение вполне естественно для всех людей, то каждый из нас должен беспрепятственно контактировать и уметь это делать. Однако у некоторых порой возникает боязнь общения с людьми или, другими словами, социофобия. Этот страх возникает обычно в подростковом возрасте, самом сложном в жизни человека. Если первое осознанное вхождение в общество проходит негативно, то и в дальнейшем человек будет иметь проблемы в общении с людьми.

Навыки общения с людьми приобретаются с возрастом и тут самое главное овладеть этим искусством. В этом могут помочь древнейшие заповеди общения:

  1. Общаясь с человеком, делайте это наилучшим, по вашему мнению, образом.
  2. Проявляйте уважение к человеку, с которым вы разговариваете.
  3. Доверяйте тому, с кем общаетесь.

Со знакомым людьми у нас, как правило, не возникает никаких проблем в общении, мы хорошо знаем, как они реагируют на те или иные слова, реплики, новости. А вот разговаривая с незнакомыми людьми, стоит делать это всегда с положительной стороны, не проявлять никакого негатива, всегда быть доброжелательным. Разговаривайте с улыбкой, однако старайтесь, чтоб ваши слова и фразы были уместны. Смотрите человеку в глаза ясным и доброжелательным взглядом, проявляйте к собеседнику искренний интерес и внимание. Если вы не можете пересилить себя и сделать все вышеперечисленное по тем или иным причинам, лучше просто избегайте общения с человеком.

Обзор материала

Цель: Целью нашей работы является исследование степени влияния социальных сетей на процесс общения в современном обществе.

Задачи:

Выявить, как часто учащиеся среднего и старшего школьного возраста, а также родители и учителя учащихся пользуются социальными сетями;

Проанализировать, с какой целью представители выше указанных групп посещают социальные сети;

Узнать, какие плюсы и минусы видят участники опроса в общении в социальных сетях;

Установить, считают ли опрошенные общение в сети достойной заменой реального общения;

Сравнить результаты опроса между представителями разных возрастных категорий;

Методы: анализ различных источников по данной проблеме, анкетирование учащихся, родителей и учителей гимназии, сопоставление информации.

Предмет исследования: общение людей разных возрастных категорий в социальных сетях

Участники исследования: 105 человек в возрасте от 11 до 50 лет (учащиеся 6, 10 классов, родители и учителя).

Гипотеза: в современном обществе на общение в интернет-пространстве тратится все больше времени, что постпенно вытесняет из нашей жизни живое общение между людьми.

Актуальность: В современном мире люди не могут обходиться без общения. Любая общественная деятельность не обходится без него. Личность человека складывается в процессе общения. Общение помогает организовать совместную работу, построить личную жизнь человека. Через общение с другими людьми мы получаем важную информацию об окружающем мире, которая формирует наше мировоззрение и помогает нам стать культурными, воспитанными, нравственно развитыми и цивилизованными людьми.

Процесс коммуникации в современном мире стремительно развивается, предоставляя нам всё новые, улучшенные возможности. Интернет открывает в этом смысле значительные перспективы, позволяя человеку общаться в любой момент и с любой аудиторией. Для реализации этих возможностей были созданы социальные сети, которые занимают всё большее место в жизни современного общества. Социальные сети плотно вошли в нашу жизнь. Рассуждать на тему хорошо это или плохо можно долго. Если задуматься о том, что раньше их не было вообще, то сейчас представить день без посещения личной страницы в Интернете практически невозможно, складывается мнение об определенной степени зависимости. Возникает вопрос: заменили ли сети живое общение между людьми? Данный вопрос и определил выбор темы исследования и её актуальность. Мир вокруг становится более динамичным, а одним из главных ресурсов развития на сегодняшний день становятся коммуникация и информация. Наше исследование демонстрирует, что социальные сети - не только возможность создания новых знакомств и поддержания отношений, это один из способов отстраниться от реальной жизни на неопределённое время. Социальные сети – это предпосылки создания той виртуальной реальности, с которой возможно нам придется делить реальную жизнь в будущем. Чтобы не запутаться в происходящем, стоит задуматься о плюсах и минусах общения в социальных сетях уже сейчас.

Теоретическая часть.

Буквально 5-7 лет назад не многие знали о существовании социальных сетей, сегодня же они прочно вошли в нашу жизнь и стали ее неотъемлемой частью. Практически у каждого сейчас есть своя страничка в интернете.

Термин «социальная сеть» был введен социологом Дж. Барнсом в 1954 году. Ученый развил подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью визуальных диаграмм, в которых отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними - в виде линий.

Что такое социальная сеть сейчас? В первую очередь, это сайты, разработанные с целью познакомить и собрать людей с общими интересами, дать им возможность общаться на различные темы, выкладывать и обсуждать фото и видео, добавлять друг друга в друзья или недруги, загружать и слушать музыку поиск давно потерянных друзей, родственников.

Первые социальные сети появились на западе. Самые популярные из них это Facebook, Twitter, MySpace, Badoo, Flickr, Last.fm, LinkedIn, XING, Bebo, Match.com, YouTube, MyAnimeList, HabboHotel, Google+, Tagged.com, Avaaz, Friendster.Вскоре и в России стали появляться аналоги, такие как ВКонтакте, Одноклассники.ru,Мой Мир@mail.ru, Гайдпарк, В кругу друзей, Привет.ру, Мой Круг и т.д.

Можно сказать, что социальная сеть сегодня – это, в первую очередь, инструмент для общения оn-line, который нам предлагает Интернет, и у каждого выбор, пользоваться им или нет. Социальные сети как форма коммуникации с самого своего появления стали оказывать огромное влияние на жизнь современного человека. Сегодня человечество фактически не представляет себе жизнь без общения в той или иной социальной сети.

В подтверждение выше приведенных тезисов представляем результаты проведенного анкетирования среди учащихся гимназии, а так же родителей и учителей.

Вопрос. С какой целью вы заходите в социальные сети?

Социальные сети используются в основном для общения и изучения новостей. Молодые люди 15-17 лет (50%) заходят в социальные сети для того,чтобы послушать музыку. Подавляющее большинство опрошенных 30-50 лет (81%) сообщили, что социальные сети используются ими для общения, хотя ребята 11-12 лет проводят время в сети ради развлечения (52%). Для работы и учебы интернет используют 81% респондентов 30-50 лет и 71% подростков 15-17 лет.

Подавляющее большинство респондентов заметили, что чаще всего заходят в социальную сеть «Вконтакте». Вместе с тем, часть опрошенных сообщили, что чаще всего заходят в социальную сеть «Instagram», «Одноклассники», «Twitter», «Facebook» [приложение 1].

Социальные сети, появившись не столь давно, безусловно, привлекают к себе подростков. По данным некоторых исследований, подростки являются преобладающей составляющей аудитории социальных сетей .

Социальная сеть - интерактивный многопользовательский сайт, контент (содержание) которого наполняется его посетителями, с возможностью указания какой-либо информации об отдельном че­ловеке, по которой аккаунт (страницу) пользователя смогут найти другие участники сети. Проще говоря, социальная сеть выступает неким социальным пространством, в котором общение как деятельность представлена не в традиционной «живой» форме, а приобретает черты простой коммуникации. Социальные сети способствуют, во-первых, организации социальных коммуникаций между людьми, и во-вторых, реализации их базовых социальных потребностей. Электронная коммуникация стала неотъемлемым компонентом активности в социальных сетях. Очень популярно стало сейчас знакомство в сети, так как общение в сети Интернет способствует снижению психологического барьера. Ведь гораздо проще и легче «добавить в друзья» или прокомментировать фотографию, чем подойти на улице и познакомиться. Информация представленная на странице пользователя заменяет ступени знакомства, так как сразу становятся известны интересы, увлечения и т.д. Получается, что первое впечатление складывается при просмотре страницы в социальной сети, но ведь не редко случается так, что информация оказывается вымышленной .

Мир виртуальной жизни, организованный социальными сетями, позволяет реализовать бессоз­нательные мотивы и помогает человеку прожить те сценарии, которые он, возможно, никогда не осмелится прожить в реальной жизни, позволяет ощутить себя в желаемом образе. Главными причинами, которые служат основой формирования нового интернет-образа и интернет-поведения, являются неуверенность в себе, неудовлетворённость собой, заниженная самооценка, желание вырваться из социального вакуума. Пользователь социальных сетей сам конструирует свой образ, собирая его подобно мозаике из своих фантазий, представлений о себе, мнений других, ожиданий социума. В социальных сетях Я-другой соз­дается по образу и подобию собственного Я.Эта новая, «идеальная» личность, созданная в виртуальном мире, очень скоро начинает влиять на реального человека. Это объясняется тем, что в социальных сетях пользователи видят только «виртуальную» сторону личности и начинают реа­гировать именно на нее.

Таким образом, социальные сети представляют человеку неограниченные возможности общения в реальном времени, становятся платформой проявле­ния креативности личности и в связи с этим трансформации личности благодаря киберсоциализации. Человек, который пробует себя в различных виртуальных образах, не только примеряет на себя желаемую маску и отрабатывает определенную модель поведения, он еще и изменяет свой внутренний мир. Человек в процессе нахождения в социальных сетях получает новый социальный опыт, становится активной частью виртуальных событий. Тем самым происходит творческая организация жизни человека, а именно возникновение креативной личности в социальных сетях.

2. СПОСОБЫ И ЯЗЫК ОБЩЕНИЯ В СЕТИ

Общество в целом и отдельный человек не могут обойтись без общения. Общение – это сложная, многофункциональная и многогранная составляющая человеческой жизни. Без общения невозможно взаимодействие социальных групп направленное на совместную трудовую деятельность, обмен опытом и навыками. Не меньшую роль играет общение в процессе формирования социальной личности, установки межличностных отношений, формирования человеческих индивидуальностей.

Подростковый возраст - возраст общения, возраст наибольшего стремления к получению одобрения со стороны сверстников и группы, значимой для подростка. Многие свои представления о социальных ролях и жизненных ценностях подростки получают именно в общении. Современная интернет-среда, позволяет подростку реализовывать те роли, проигрывание которых в реальной жизни представляется для него затруднительным.Именно в сетях отражаются реальные интересы современных подростков, идёт активный обмен информацией, так как там они не подвластны контролю со стороны взрослых. А для многих из них социальные сети являются необходимым условием для жизни, многие школьники уже не представляют своё существование без Интернета.

Однако средства коммуникации не стоят на месте и развиваются оченьбыстро. На протяжении всей истории эти средства совершенствовались и изменялись: от следов на земле и наскальных рисунков до телевидения и интернет-технологий. Вся жизнь современного общества наполнена компьютерными технологиями. Глобальная сеть Интернет занимает в процессе информатизации общественной жизни особое место. Как новая информационная сеть и система коммуникации, используемая для осуществления различных видов деятельности, Интернет предполагает специфические способы общения и способствует социальному взаимодействию индивидов и социальных групп .

Среди первых способов общения в сети Интернет была электронная почта. Почта - это конечно хорошо, но для того чтобы было с кем переписываться, надо найти тех, кто будет интересен для общения. Основными местами для знакомства традиционно являются форумы и чаты.Форумы хороши всем, и, прежде всего, взвешенностью помещаемых на нем мнений, но ритм жизни в них несколько замедленный. Для тех, кто хочет общаться более интенсивно, существуют чаты.Чаты бывают тематическими, но все же, как правило, это просто место, где собираются люди пообщаться на совершенно разные темы. Все бы хорошо в форумах или чатах, да много внимания они отнимают, не позволяя уделять достаточного времени другим делам – например работе.И тут незаменимы программы типа ICQ. ICQ (аська) - это интернет-пейджер, удобное и простое общение с теми пользователями, которые, как и вы, находятся сейчас в Интернете. В последние время приобрел огромную популярность способ общения в Интернет при помощи социальных сетей. И вряд ли Марк Цукерберг и другие разработчики подобных ресурсов, работая над их созданием, рассчитывали на столь ошеломляющую популярность собственных детищ.

Интернет-опосредованные коммуникации наделены элементами обратной связи, представляют собой открытое и неограниченное общение людей, находящихся физически не рядом. Это ведёт к формированию и постоянному росту обществ, объединяемых общностью взглядов, интересов и целей, не учитывающих социальные, культурные, политические и другие различия между участниками. Интернет-общение – лёгкий способ наладить контакт. Межличностное взаимодействие происходит в условиях анонимности, раскрепощённости, отсутствия невербальной информации, ненормативности и некоторой безответственности участников общения. Человек в сети может проявлять большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.

Также для общения характерен свой социалект. Социалектом называют совокупность языковых особенностей, присущих какой-либо социальной группе – профессиональной, сословной, возрастной и т.д. В связи с чем в рамках данного направления можно изучать социалект детского интернет-общения, профессиональный «язык» тех, кто работает на компьютерах, литературный язык, в целом компьютерный сленг и т.д.

Неологизмы, наиболее употребляемые в Сети, условно можно разделить на следующие группы: компьютерные термины, интернет-сленг, компьютерный сленг или жаргон, молодежный сленг.

Лексический запас электронного языка постоянно попол­няется, в результате чего формируется индивидуальная коммуникативная гибкость. Характерной особенностью сетевого общения является возможность обратной свя­зи и своеобразное построение диалога: импровизация, ремарки, разговорная речь, шутливые реплики, иронические восклицания, цитаты и, как следствие, частое использование сленга, интернет-сленга (мемы). Распространивши­еся в сети Интернет мемы стали причиной формирования различных субкультур­ных сообществ, которые являются частью базовой культуры, но отличаются от нее языком, манерой поведения и т.д..Примерами мемов мо­гут быть музыкальные мелодии, анекдоты, шутки, модные тенденции, автомобиль­ные марки, картинки, смайлы, т.е. все что угодно.Каждый из сленгов, используемых в интернете, имеете свою историю происхождения. Взять к примеру смайлики, которые были изобретены в 1979 году Кевином Маккензи.

Интернет-язык распределён по возрастным и профессиональным категориям. Сленг заменяет подрастающему поколению сложные лингвистические конструкции, которые они еще не очень хорошо освоили. Кроме того, молодежи свойственно искать способы отличаться от других, отгораживаться от взрослых, иметь свои секреты, противопоставлять скучным традиционным устоям новые игровые формы, поэтому именно им принадлежит большинство лингвистических экспериментов и нововведений.

3.ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ОБЩЕНИЯ В СЕТИ.

Не секрет, что общение в виртуальном пространстве имеет свои особенности, скрывающие как положительные, так и отрицательные стороны. К плюсам бесконтактного общения, безусловно, относятся возможность пренебречь дальностью расстояния, разделяющего пользователей, что позволяет общаться с любым человеком из любого уголка планеты, конфиденциальность, способствующую реализации глубинных психологических потребностей человека, позволяющую ему проявить стороны характера, не востребованные в реальной жизни, возможность при помощи личного общения проникать в культуру других народов и рас, и многое другое. Общение в Интернет бесценно для людей с ограниченными возможностями, позволяя им получать полноценное образование, работу, общаться с людьми.

На вопрос «Какие есть плюсы у социальных сетей?» , наши респонденты дали следующие варианты ответов:

· Можно общаться со всеми своими друзьями. Причем полностью бесплатно и в любое время.

· Можно посмотреть, кто сейчас находится на сайте и написать ему.

· Можно публиковать свои фотографии, делиться информацией, ссылками, музыкой.

· Возможность быстро получать последнюю актуальную информацию. Это могут быть новости своей страны или мира, архитектуры, в городе, события у друзей и т.д.

· Есть множество приложений, которые помогают расслабиться. Это flash игры, тесты, опросы и т.д.

Оборотной стороной общения при помощи всемирной паутины является возможность доступа широких масс (в том числе детей) к нежелательной информации, способной нанести вред как данным пользователей (разнообразные вирусы), так и их моральным устоям (разного рода нецензурная информация). Кроме того, неконтролируемое «сидение» в сети чревато возникновением, так называемой интернет-зависимости, причем подвергается ей не только молодежь, но и вполне сложившиеся и успешные взрослые люди.

Приведём вопросы проведённого анкетирования и его результаты.

Вопрос. Как часто вы заходите в социальные сети?

38% респондентов отметили, что заходят в социальные сети ежедневно 4 и более раз в день, причём подавляющее большинство составили подростки 15-17 лет.

24% опрошенных отметили, что заходят в социальные сети 2-4 раза в день [приложение 2].

Вопрос. Сколько времени вы проводите в социальных сетях?

Результаты опроса показали, что больше всего времени в социальных сетях (более 4 часов в день) проводят подростки 15-17 лет (37 % опрошенных), а менее всего (меньше 1 часа в день) взрослые (71% опрошенных) [приложение 3].

Вопрос. Как долго вы можете обходиться без социальных сетей?

Полностью не могут отказаться от социальных сетей 14% респондентов, а вот подавляющее большинство людей 30-50 лет (57%) могут вообще обходиться без социальных сетей. 84% опрошенных могут обойтись без социальных сетей 1-2 дня [приложение 4].

Говоря об активности подростков в социальных сетях, отметим, что активное участие в социальных сетях принимают не только подростки, но и взрослые люди. Большинство опрошенных нами подростков использовали социальную сеть «ВКонтакте», тогда как доминирующей сетью взрослых является сеть «Одноклассники», «Мой мир», «Facebook». Однако, если для подростков данный вид интернет-активности является важнейшей частью их коммуникации, «жизненно необходимым» видом «связи с миром», то для взрослых данный ресурс не имеет столь важного значения, хотя и рассматривается ими как сфера межличностного общения и место проведения интересного досуга.

Зависимость от интернета может привести к тяжёлым проблемам в семье и учёбе. Исследователи отмечают, что лиц, зависимых от интернета, преследует чувство одиночества, им так же свойственны стыдливость, депрессия, социальное уединение. У лиц, зависимых от интернета, уровень социальной активности значительно ниже, чем у тех, у кого такой зависимости нет. Исследования показывают, что пользователи интернета, в случае, если не имеют доступа к сети, становятся расстроенными и беспокойными, излишне восприимчивыми и обидчивыми .

Некоторые темы и сайты в интернете с точки зрения родителей и более старого поколения считаются нетрадиционными. На них существуют определённые запреты, поскольку они не соответствуют религиозным традициям и морали, принятым взглядам. Таким образом, интернет способствует разладу между родителями и детьми .

В социальных сетях участились так называемые «фейковые аккаунты», которые используют не всегда с безобидной целью. Находящаяся на странице информация может оказаться ложью. Однако любопытство берёт верх, поэтому молодые люди засиживаются допоздна, стараясь не упустить обновления новостей, и постепенно впадают в зависимость. Подобный феномен чреват отрешением от внешнего мира, дезориентацией в реальной жизни. Человеку становится дискомфортно вне сети .

Однако вышеперечисленное ни к коей мере не умаляет положительного влияния, которое Интернет оказывает на современного человека. Просто каждый из нас должен обозначить собственную четкую грань между миром виртуальным и объективной реальностью, помня о том, что ни одна социальная сеть не заменит общения с близким и дорогим человеком.

Интернет, наряду с реальной жизнью, открывает подростку широкое поле возможностей, расширяя пространство для удовлетворения его изменившихся потребностей и стремлений. Причем открываются они абсолютно всем, вне зависимости от личностных характеристик, социального статуса и других особенностей. В отличие от реального мира, социальный мир ограничивает его как социальный объект (границами пола, возраста, национальности, профессиональной принадлежности и пр.), информационный мир принципиально безграничен. Такая особенность Интернета как анонимность позволяет пользователям Интернета создавать сетевую идентичность, которая может отличаться от реальной идентичности.

Мы решили выяснить, какую пользу от общения в социальных сетят видят наши респонденты.

Вопрос. Как вы считаете, приносят ли социальные сети реальную пользу людям? 50% респондентов считают, что социальные сети приносят реальную пользу людям. 12% опрошенных считают, что социальные сети не приносят реальную пользу людям. 38% респондентов затрудняются ответить [приложение 5].

Вопрос. Как вы считаете, какую главную пользу приносят социальные сети?

Подавляющее большинство респондентов отметили, что наибольшую пользу социальные сети приносят в общении с людьми. С этим ответом согласились 78% ребят 11-12 лет, 66% подростков, 67% взрослых. Самым непопулярным оказался ответ игры, так считают только 17% всех опрошенных (ими оказались ребята 11-12 лет).

Вывод: Поколение прошлое, настоящее и будущее… Мы - представители разных времён. И учащиеся, и их родители, и учителя сегодня являются представителями разных поколений. То, что люди из разных поколений по-разному смотрят на вещи, - неоспоримый факт. Для нас же важно полное взаимопонимание в совместной деятельности, которое достижимо с помощью внутренних коммуникаций.

Внутренние коммуникации менялись, меняются и будут меняться. Потому что меняются взгляды, ценности и потребности целевой аудитории. Для поколенияY – так социологи называют людей, родившихся с 1981 по 2003 год, источником информации в большей степени является Интернет, формат материала – картинки, фото, видео и короткие текстовые сообщения. Поколение Y потребляет информацию в любое время суток, потому что смартфоны и планшеты – это неотъемлемая часть образа жизни. Это как ключи, без которых не выйти и не войти в дом. Только в данном случае планшеты и смартфоны – это ключ в бездонный мир онлайн .

Сегодня у исследователей нет однозначного ответа на вопрос, являются ли социальные сети однозначно положительным явлением или, наоборот, они скорее вредныдля общения между людьми. Да и вряд ли его удастся найти. Ведь противоречия свойственны нашему общению и в реальной жизни. Социальный психолог Сьюзан Ньюман говорил: «Мы только начинаем осмыслять, как «лайки» и «твиты» влияют на нашу психику. Все новое и неизученное вызывает отторжение именно поэтому – потому что еще не выработаны правила, традиции, нет четких границ между «можно» и «нельзя». И определить их можно только опытным путем».

Наш опыт исследования показал, что отвечая на вопрос: «Какое общение вы предпочитаете?» , 86% респондентов отметили, что предпочитают прямое общение, 14% опрошенных предпочитают общение в социальных сетях [приложение 6].

На вопрос: «Какой вариант общения для вас является лучшим: прямое общение или через социальную сеть?», 46% опрошенных отметили, что им легче общаться в жизни,10% респондентов признались, что им легче общаться в социальной сети, 44% опрошенных отметили, что для них не имеет значения, является ли общение прямым или опосредованным [приложение 7].

Таким образом, проанализировав результаты опроса мы пришли к выводу, что, действительно, XXI век стал веком сетевым. Много людей, независимо от возраста и рода занятий используют Интернет и социальные сети для общения с другими людьми, люди старшего поколения используют сети для работы или учебы. Изучив данные опроса мы пришли к выводу, что больше всего времени в социальных сетях проводят подростки 15-17 лет.

Однако, 86% всех опрошенных предпочитают прямое, живое общение общению в социальных сетях, и это не может не радовать, т.к. это значит, что мы ещё долго сможем смотреть людям в глаза, когда общаемся с ними, чувствовать прикосновение. А значит в конце фразы «современное общение людей- общение в сети» мы все ещё можем поставить знак вопроса.

Вывод: интернет-общение должно дополнять жизнь, а не быть основой всей нашей деятельности. Социальные сети могут принести много пользы. Но злоупотребление общественными сетями может привести к зависимости, потери внимания, трате времени, отчуждению и отупению. Социальные сети - это и хорошо и плохо. В наших силах брать от них только хорошее и отсеивать плохое. Для того, чтобы социальные сети не нанесли вред здоровью и психике, каждый человек должен регламентировать свое времяпрепровождение в виртуальном пространстве.

Приложения

Презентация

Приложения:

Скачать материал
  1. Виды общения
  2. Функции общения
  3. Жесты и движения при общении
  4. Культура общения за столом
  5. Беседа за столом
  6. Заключение
  7. Список литературы

Введение

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

Цель общения отвечает на вопрос: «Ради чего существо вступает в акт общения?». Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Средства общения: способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому.

Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.

Общие понятия культуры общения

Культура общения - это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов.

Общение, если понимать его как установленный порядок поведения, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Поэтому основную функцию или смысл общения делового человека, можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

Второй по значению функцией общения является функция удобства, то есть целесообразность и практичность. Начиная с мелочей и до самых общих правил, общение представляет собой приближённую к повседневной жизни систему.

Одно из первейших правил, определяющих сам общение – поступать так стоит не потому, что так принято, а потому, что или целесообразно, или удобно, или просто уважительно по отношению к другим и самому себе.

Общение является одним из главных "орудий” формирования имиджа. В современном бизнесе лицу фирмы отводится немалая роль. Те фирмы, в которых не соблюдается общение, теряют очень многое. Там, где присутствует общение, выше производительность, лучше результаты. Поэтому всегда нужно помнить один из главнейших постулатов, который знают бизнесмены всего мира: хорошие манеры прибыльны. Гораздо приятнее работать с той фирмой, где соблюдается общение. Практически во всём мире он стал нормой деятельности. Это потому, что общение в силу своей жизненности создаёт приятный психологический климат, способствующий деловым контактам.

Нужно запомнить, что общение помогает нам только тогда, когда нет внутреннего напряжения, рождающегося из попытки сделать по правилам общения то, что раньше мы никогда не делали.

Общение - совокупность связей и взаимовлияния людей складывающихся в их совместной деятельности. Оно предполагает некоторый результат - изменение поведения и деятельности других людей. Каждый человек выполняет определенную роль в обществе. Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение - ролевые конфликты. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается межличностным конфликтом.

В деятельности причины конфликта: предметно-деловые разногласия, расхождения личностных интересов.

Причина возникновения конфликта - непреодолимые смысловые барьеры в общении.

Конфликт - это предельный случай обострения противоречий. Это явление закономерное - им можно и нужно управлять.

Структура конфликта:

  1. Носители противоречий - оппоненты;
  2. Возможности их определяются рангом:
    • первый ранг - представляет себя и свой цели в конфликте;
    • второй ранг - группы и групповые цели;
    • высший ранг - человек защищающий законы государства.

В акт общения входит сами коммуниканты (>2 чел.), осуществляющие коммуникативные действия. Сообщения характеризуются содержанием.

Схема коммуникативного акта:

К - С - П (коммуникатор, сообщение, реципиент].

Для коммуникатора (говорящего) смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), т.к. он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для реципиента смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Включает:

  1. Обмен информацией между участниками.
  2. Обмен в процессе речи действиями и поступками.
  3. Восприятие общающихся людей друг другом.

Важным компонентом выступают мотивы участников общения, их цели и намерения. Человек может говорить одно, а думать другое. Положения в коммуникативном акте диссоциации (рассогласования) - формы содержания сообщения. Распознается при наблюдении за поведением собеседника - выражением лица, мимикой, жестами и т.д. Для того, чтобы нас правильно поняли, необходимо, чтобы форма, смысл и содержание сообщения совпадали. Надо выбрать оптимальную громкость голоса, дистанцию общения, поведение в зависимости от содержания беседы.

Виды общения

Выделяются различные виды общения.

  1. Возрастные.
  2. Половые.
  3. Профессиональные.
  4. Общекультурные.
  5. Образовательные.

Важный признак - уровень сформированности культуры общения.

Типы и виды коммуникативных актов.

  1. По содержанию:
    • производственные;
    • практико-бытовые;
    • межличностно-семейные;
    • научно-теоретические;
    • научно-практические;
  2. По форме контактирования:
    • прямые;
    • опосредованные (переписка).
  3. По типу связи:
    • двунаправленные (письмо);
    • однонаправленные (книги).
  4. По степени взаимодействия коммуникантов:
    • высокая;
    • удовлетворительная;
    • незначительная;
    • неудовлетворительная;
    • отрицательная.
      При неудовлетворительной степени говорят о коммуникативной несовместимости, т.к. не совпадают интересы, манеры разговаривать и общаться в целом.
  5. По результатам:
    • негативный, совершенно превратно понят;
    • нулевой, никак не можем понять друг друга;
    • позитивный.

Характеристики коммуникабельной и некоммуникабельной личности.

Коммуникабельная - хотеть и уметь говорить, быть инициативным в общении, уметь склонять к общению, экстраверт.

Некоммуникабельный - интроверт.

Психологический климат коллектива.

Коллектив - группа людей с межличностными отношениями и занимающаяся совместной деятельностью.

Интеграция - психологическое единство данной общности. Коллективистическое самоопределение - это первый феномен коллектива, обеспечивающий эту интеграцию. Это преобладающий способ реакции личности на групповое давление, выступает как особое качество межличностных отношений.

Сплоченность коллектива - важнейшая характеристика, мера его единения, вызванного осознанием обязанности цели, задач и идеалов, а также межличностными отношениями, имеющими характер товарищества, взаимопомощи.

Показатели сплоченности коллектива:

  1. Ценностно-ориентационное единство - это сближение оценок в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам совместной деятельности.
  2. Адекватность возложения ответственности за результаты совместной деятельности - носят в основном объективный характер - вклад каждого члена коллектива в общее дело в независимости от конечного успеха или неудачи совместной деятельности.

Функции общения

Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими функциями, которое оно выполняет. Во-первых, в общении осуществляется обмен информацией между людьми. Информационно-коммуникативная функция в той или иной форме и степени связана со всеми формами деятельности людей. Даже мыслительные процессы, по мнению некоторых ученых, протекают более результативно при условии непрекращающегося информационного общения.

Общение выполняет так называемую регуляционно-коммукативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей. Не удивительно, что именно в общении человек познает и переживает свою значимость.

Общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку и в конечном счете формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляется наша деятельность и который в немалой степени определяет само мироощущение. Эта функция общения в социальной психологии получила название аффекно-коммуникативной. В реальном общении все его функции органически сливаются, независимо от его формы.

Жесты и движения при общении

Манера держаться – это такой же способ проявлять уважение к окружающим людям, как опрятная одежда, вежливое обращение в разговоре, тактичность.

В манере поведения достаточно велика роль привычек. Они могут как подчёркивать достоинства человека, так и сводить к нулю самые лучшие черты.

Иногда человек ведёт себя неестественно и при этом теряет не меньше, чем в предыдущем случае. Быть естественным – одно из главных условий делового человека, так как попытка выглядеть иначе наиболее заметна со стороны.

Жесты и движения являются частью имиджа. Очень часто случается так, что именно жест показывает настроение, лицо человека даже тогда, когда он сам этого не хочет.

Движения не должны быть резкими и быстрыми. Не нужно при разговоре опускать надолго глаза или сидеть в расслабленной позе. Можно расслабить в часы досуга, но в рабочее время подтянутость – неотъемлемая черта бизнесмена.

Если вы находитесь среди людей, которые старше вас, то в манере держаться стоит быть более собранным, более тактичным, чем среди людей вашего возраста.

Походка не должна быть вялой. Но и не стоит размахивать руками и делать широкие шаги. Наилучший вариант – размеренные движения, прямая осанка.

Сидя на стуле, не нужно раскачиваться, садиться на край,

Привычки машинально раскачивать ногой, ёрзать на стуле, периодически постукивать по нему каблуком относятся к разряду "неудобных”. Это может быть воспринято как нежелание продолжать разговор и др.

Беседуя, сидеть лучше всего прямо, не наклоняясь и не откидываясь назад. Наиболее приемлемая для деловой женщины посадка: колени вместе, ступни одна возле другой, голень повёрнута немного наискосок.

Подпирать голову рукой при разговоре некрасиво. Это может означать скуку или усталость.

Скрещивание рук на груди в принципе допустимо, но этот жест воспринимается собеседником как недовольство или желание прекратить разговор.

Поднятые плечи или втянутая голова означают напряжённость, производят впечатление замкнутости.

Для расположения собеседника нужно склонить набок голову. Наклон головы создаёт впечатление, что человек внимательно слушает.

Не стоит делать то, что может быть рассуждено как затягивание времени в разговоре (закуривание сигареты, протирание стекол очков). Это выглядит попыткой уйти от ответа.

Если женщина садится в машину, она должна сначала сесть на сиденье, а затем втянуть ноги.

Выходя из машины, женщина сначала вытягивает ноги, а затем уж вылезает.

Телефонные переговоры, как неотъемлемая часть в жизни современного человека

Считается, что самое простое в деловом общении – телефонный разговор. На самом деле это далеко не так. Звонок по телефону должен так же подчиняться требованиям краткости, как деловая переписка и отправка факса.

Первым всегда представляется тот, кто звонит. Если на месте нет того абонента, с которым Вы хотели связаться, то представляться не обязательно. Достаточно будет поздороваться и попросить пригласить к телефону интересующего Вас человека. Если его нет – узнать, когда он будет на месте, или попросить что-либо передать ему и повесить трубку. Не нужно долго держать трубку, если на другом конце никто не отвечает. Не стоит спрашивать, с кем Вы говорите, можно лишь уточнить, правильно ли Вы набрали номер и дозвонились ли туда, куда хотели.

Поручать сотруднику или секретарю дозвониться до интересующего вас человека позволительно.

Если к телефону просят Вашего коллегу, то нельзя выяснять, кто его спрашивает.

Если вы ошиблись номером, то при следующем его наборе сразу уточнить, тот ли это номер, что Вам нужен.

В том случае, если Вы очень заняты, то телефон лучше отключать или попросить секретаря отвечать на телефонные звонки.

Заканчивает разговор тот, кто позвонил.

Культура общения за столом

Поведение в ресторане имеет ряд специфических особенностей.

Например, если Вы идёте в ресторан со своей спутницей, и решение это возникло спонтанно, то мужчина находит свободные места. Если же встреча была назначена заранее, то мужчина должен прийти немного раньше женщины, раздеться в гардеробе и узнать у официанта, где находится заказанный столик. Всё это необходимо делать до прихода приглашённой дамы. После это Вы встречаете женщину, помогаете ей раздеться и провожаете в зал.

Обычно перед входом в зал посетители осматривают себя в зеркало.

Перед зеркалом можно только поправить причёску, одежду, это касается и мужчин и женщин. Дефекты одежды и причёски устраняются в туалете.

В зал ресторана первым входит мужчина, а его спутница следует за ним. Если же первой в зал вошла женщина, то по пути к столику мужчина немного опережает её, показывает места и помогает занять самое удобное место.

Наиболее удобными местами обычно считаются: у стены – лицом к залу, в середине зала – лицом ко входу.

Мужчина садится после того, как села дама.

Не стоит садиться за столик к знакомым, если они первыми Вас не пригласят. Поблагодарите знакомых за приглашение и садитесь за др. столик.

Если Вы подсаживаетесь за столик к людям, которых не знаете, то знакомиться не обязательно. Необходимо лишь поздороваться и пожелать приятного аппетита.

Меню мужчина должен предложить женщине или прочесть сам. Если Вы пришли в ресторан с компанией, то читает кто-то один, и заказывает каждый индивидуально.

Не стоит громко звать официанта, стучать вилкой, ложкой или ножом по бокалу, выкрикивать что-нибудь. Лучше всего дождаться, когда официант будет поблизости от Вас, и жестом показать, что он Вам нужен.

Сидя за столиком нельзя причёсываться, насвистывать, петь. Не нужно играть попавшими под руку предметами.

Считается нетактичным переговариваться с сидящими за соседним столиком. Если возникла необходимость обсудить что-либо с людьми, сидящими за соседним столом, то лучше всего на пару минут подсесть к ним. Если мимо вашего столика проходят знакомые, то их нужно приветствовать, не вставая с места. Встать нужно, если завязался разговор.

Если Вы пришли со спутницей, и если стол большой, женщину следует посадить справа от себя, если стол маленький, то напротив.

В большой компании рассаживаться следует с учётом круга интересов и возраста (при условии, что это не банкет).

Если Вы пришли в компании, но без спутницы, то уделяйте внимание женщине, сидящей справа от Вас. На танец можно пригласить всех женщин. Если вы приглашаете на танец незнакомую женщину, не стоит быть навязчивым и приглашать её на танец более двух раз.

Во время танцев нельзя курить. Разговаривать желательно, но не обязательно. В случае, если женщина находится в ресторане со своим спутником, необходимо спросить у него разрешения пригласить даму на танец.

Покинуть ресторан первым обычно предлагает инициатор встречи.

Расчёт производится, когда все закончили есть.

При оплате счёта обычно придерживаются следующих правил:

  • если приглашение в ресторан исходило от одного человека, то обычно расплачивается он.
  • мужчина платит за приглашённую женщину. Однако женщина может расплатиться сама за себя.
  • если решение пойти в ресторан родилось в компании, то порядок расчёта необходимо оговорить заранее. Можно оплатить "вскладчину”, либо каждый за себя.

Недопустимо вести какие-либо дискуссии на эту тему после того, как счёт уже оплачен.

Требуемая сумма кладётся на тарелочку, на который подан счёт. Не привлекайте внимания к себе, когда Вы расплачиваетесь – это некрасиво. Мужчина должен помочь даме одеться.

Желательно проводить женщину до дома.

Беседа за столом

Наиболее общее правило – говорить за столом нужно о чём-либо спокойном, не следует затрагивать острых тем, предпочтительна остроумная и лёгкая беседа. За столом принято говорить на темы, повышающие аппетит.

Не стоит затрагивать вопрос о стоимости блюд и напитков.

За столом считается невежливым шептать на ухо вашему собеседнику.

Беседовать за столом желательно не только со своим партнёром, но и с ближайшими соседями. Любую беседу нужно вести так, чтобы не мешать еде.

Если необходимо что-либо сказать другому лицу, сидящему за вашим соседом, то говорят за его спиной. Разговор "через соседа” не должен быть долгим, он может состоять из реплики, шутки, небольшой фразы, но всё это в случае необходимости.

Не дотрагивайтесь до собеседника с целью привлечь его внимание.

Если во время беседы Вы хотите чихнуть, постарайтесь сделать это негромко и извиниться перед своим собеседником. Если же чихнул кто-нибудь из присутствующих, оставьте это без внимания, не нужно говорить: "Будьте здоровы!”

Не поворачивайтесь спиной, если намерены поговорить с соседом.

В беседе не стоит рассказывать о причинах, побуждающих не есть какое-либо блюдо – достаточно отказаться.

Самое подходящее время для того, чтобы произнести застольную речь или тост – перерыв или пауза между блюдами, когда присутствующие за столом не едят. Речь не должна быть долгой или слишком вычурной. Человек, который хочет взять слово, встаёт, слегка стучит по своей рюмке для того, чтобы привлечь внимание гостей и начинает говорить. Застольная речь заканчивается тостом.

Перед началом речи говорящий может попросить наполнить рюмки.

Невежливо продолжать есть или переговариваться со своими соседями в то время, как кто-нибудь говорит речь. Слушать надо молча.

Соотношение общения с этикетом

Слово «этикет» французского происхождения и означает «ярлык», «этикетка». В европейских языках в т.ч. и в русском, оно стало общепринятым, употребляется для обозначения внешних форм культурного поведения.

Этикет – это «установленный порядок поведения, формы обхождения в кА ком-либо общении». Первоначально этикет обозначал правило дворцового церемониала при французском королевском дворе, затем распространился в аристократических кругах.

Этикет в современном обществе имеет ряд разновидностей: дипломатический, военный, деловой, повседневного неформального общения. Этикет – это формализованные, согласованные, принятые в данном обществе или социальной группе правила поведения, посредством которых выражается уважительное отношение к личности, ее достоинству, создается удобство общения, обеспечивается его соответствие эстетическим вкусам.

Этикет позволяет нам не только совершать правильные поступки в массовых, повторяющихся ситуациях, но и предписывает им определенные нормы речевого общения.

Этикет определяет и правила поведения в особых обстоятельствах жизни. Так, на похоронах недопустимо веселье, но необходимо выразить родным и близким сочувствие, соболезнование. На свадьбе, вечеринке принято быть веселым, дружелюбным, общительным и не портить другим настроение скорбным видом.

Во все времена и во всех сложившихся обществах поведение людей регламентируется правилами, которые соответствуют конкретной ситуации общения. Когда произносят слово "этикет", хочется добавить: "придворный", так часто встречается словосочетание "придворный этикет". И сразу в памяти всплывают пышные картины церемоний, блестящие наряды придворных дам с веерами и вельмож со шпагами, и с перьями на шляпах. Кавалеры низко склоняются в замысловатых поклонах и совершают сложные и ловкие движения шляпами, подметая перьями сверкающий пол; дамы приседают, склоняя головы в париках. Слышится музыка неторопливых менуэтов и обращения: "О, сударыня, если бы мне было позволено высказать свое восхищение!…" Понятно, что и вызов на дуэль должен был быть обставлен эффектным швырянием перчатки к ногам обидчика со словами вроде: "Имею честь предложить вам, сударь, скрестить вашу шпагу с моей, завтра же на рассвете у левой стены монастыря Сен-Жермен!" А вызываемый должен был подобрать брошенную перчатку, что означало бы: "вызов на дуэль принят", и ответить так, например: "Я всегда мечтал об удобном случае, сударь, чтобы преподнести вам урок фехтования именно в том месте и в то время, которые вы сами изволили назначить".

Но мы сейчас поговорим не об этикетах давно минувших дней, знакомым по романам Дюма или Вальтера Скотта, не будем останавливаться и на церемонии раскуривания трубки мира в североамериканских племенах индейцев. Существует много книг, рассказывающих нам о правилах хорошего тона, о поведении в общественных местах, о том, как надо правильно сервировать стол, обращаться с вилкой и ножом, и т.д., как пригласить на танец, и уступить место в трамвае. Совокупность всех правил поведения и словесного обращения и составляет то, что называется этикетом. Каждое действие, каждое обращение необходимо, как Вы знаете, сопровождать уместными к случаю ритуалами: "волшебными словами": пожалуйста, благодарю вас и т.д. Можно, конечно, забыть (если уж так случилось) о той или иной словесной формуле, сопровождающей услугу, найдя что-нибудь другое, не менее подходящее. Важно лишь всегда помнить, что сущность и значение этикета определяются внутренней готовностью одного человека помочь другому и тем, что называется деликатностью, тактичностью. Другими словами, не навязывать своего общества, оставаясь вежливым; стремление не мешать другим, оставаясь свободным в совершении собственных действий. А это значит, в конце концов, что нельзя шуметь и перебивать в разговоре других. Желая высказать свое мнение (в том числе и возражение, несогласие со словами или действиями других), надо предварительно осведомиться, сказал ли собеседник все, что он хотел, готов ли он выслушать Вас. Этикет, как вы уже догадываетесь, включает в себя не только словесные формы выражения вежливости, сочувствия. Этикет слова и действия не должны вступать в противоречие с внешним видом человека, его одеждой. Иными словами, этикет полностью не соблюден, если при всей правильности и вежливости поведения, молодые люди являются в театр в джинсах и пестрых майках. Еще хуже, если в яркой экстравагантной одежде кто-нибудь присоединится к похоронной процессии.

Даже одеваясь (и еще раньше, приобретая одежду), надо иметь в виду, что одежда, походка, манера стоять, сидеть, даже смеяться, образуют своеобразную знаковую систему; так или иначе одетый человек о чем-то заявляет, что-то сообщает о себе другим. Например, свадебное платье, праздничный костюм - знаки предстоящего торжества; спортивный костюм, теннисная ракетка в руках "говорят", что человек - спортсмен; небрежная прическа и неопрятные джинсы - о том, что человек пренебрегает эстетическими чувствами других. Грязь под ногтями и запачканная одежда вовсе не сигнализирует о принадлежности человека к рабочему классу. Это просто признаки неряхи, которому недоступны ни правила личной гигиены, ни понятия об эстетике внешнего вида. Громкие переговоры во время киносеанса, неснятая в помещении шапка - признаки невоспитанности и эгоизма.

"По одежде встречают, по уму провожают", гласит русская народная мудрость. Иными словами, в общении важны и внешний вид, и сказанные Вами слова. Этикет, как мы уже говорили, регулирует общение, взаимодействие людей. Надо серьезно, с умом относится к этикету, к умению общаться. Правило довольно простое: то, что может быть неприятно Вам, неприятно окружающим.

Итак, что же все-таки необходимо, чтобы правильно общаться? Надо, в первую очередь уважать собеседника, слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться, не "зашумлять" каналы связи. Необходимо, так же, выглядеть соответствующим образом, чтобы не было рассогласования, стараться говорить только то, что думаем, дабы не вносить диссоциации. Все это если не универсальные способы общения, то, по крайней мере, они помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми.

Пренебрежительное отношение к этикету, нежелание следовать ему – показатель недостаточного культурного развития человека, затрудняющего его взаимоотношения с другими людьми. Соблюдение же этикетных правил создает атмосферу дружелюбия, уважительности, доверия, теплоты, особого психологического климата, преодолевающего отчужденность людей.

Заключение

Культура общения должна быть не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого человека. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому человеку, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями.

В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.

Беседа как метод получения психологической информации.

Беседа позволяет выявить индивидуально-психологические особенности личности: склонности, интересы, вкусы и другое.

Сущность беседы является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы. Беседа всегда должна быть планово организованна в соответствии с задачами исследования. Вопросы, задаваемые в беседе, могут представлять собой как бы задания направленные на выявление качественного своеобразия изучаемого процесса, но при этом такие задания должны быть максимально естественным и нестандартны. Будучи таковой беседа не должна носить шаблоно-стандартный характер, она всегда должна быть максимально идеализирована.

Список литературы

  1. «Культура общения», Чернышева М.А., «Знание», 2006 г.
  2. «Общение делового человека» М. Максимовский.М.,2001 г.
  3. «Психология и этика делового общения». Под ред. В.Н.Лавриненко. М., 2007 г.
  4. «Культурология в вопросах и ответах», «Феникс», Ростов на Дону, 2000 г.
  5. Ночевник М.Н. «Человеческое общение». - М.: Политиздат, 2000 г.
  6. Войкунский А.Е. «Я говорю, мы говорим...»: Очерки о человеческом общение. - М.: Знание, 1999 г.

Похожие материалы