Болезни Военный билет Призыв

Роберт скотт краткая биография. Тайна экспедиции Роберта Скотта: как на самом деле погибли покорители Южного полюса. Новый жизненный период

П ервыми достичь Южного полюса удалось норвежцу Амундсену и англичанину Скотту.

Амундсен дошел до полюса раньше Скотта и благополучно вернулся обратно. Капитан Скотт, путешествие которого было исключительно трудным, погиб на обратном пути вместе со своими товарищами.

Экспедиция, отправленная на поиски, нашла спустя восемь месяцев палатку и в ней три замерзших трупа. Это были: капитан Скотт, Уилсон и Боуэрс. Двое других товарищей Скотта, Эванс и Оутс, умерли по дороге.

Уилсон и Боуэрс лежали в спальных мешках, по обыкновению, надвинутых на голову. Капитан Скотт, очевидно, умер последним. Верхнее платье на его груди было раскрыто и отвороты мешка сброшены. Одна рука его лежала на теле Уилсона. Под плечами у него нашли сумку с тремя записными книжками и письма к разным лицам. Кроме того, там же находилось его послание к публике, в котором он объяснял причины бедствия, постигшего их, исключительно дурной погодой, которая свирепствовала все время… «На обратном пути нам не выдалось ни одного хорошего дня, – говорит он в своем послании. – Я утверждаю, что все сделанные нами распоряжения вполне отвечали требованиям, но никто в мире в это время года не мог бы ожидать такого страшного холода и такой труднопроходимой поверхности льда!

Ночью температура понижалась до 47° , при непрерывном ветре. Все это было совершенной неожиданностью, и причиной нашей гибели, несомненно, является это внезапное наступление жестоких морозов, которому я не могу найти удовлетворительного объяснения… Последним ударом, завершившим наши бедствия, была метель, застигшая нас в одиннадцати милях от того склада, где мы рассчитывали найти топливо и запасы для остального пути. Мы застряли на этом небольшом расстоянии от нашего Однотонного лагеря, имея запас пищи всего на два дня, а топлива на один день!

Мы не могли выйти из палатки четыре дня. Кругом нас воет вьюга. Мы ослабели. Писать трудно, но я все-таки не жалею об этом путешествии. Оно указывает, что англичане и теперь, как и в прошлое время, способны переносить труды и лишения, помогать друг другу, как в былые времена… Пусть эту повесть о мужестве, выносливости и отваге моих товарищей расскажут мои черновые наброски и наши мертвые тела!»

Путешествие капитана Скотта исключительно по драматизму и действительно указывает, каким громадным запасом мужества и энергии обладали он и его товарищи, чтобы бороться до конца с ополчившимися на них силами природы. Цель была достигнута, хотя и с опозданием, но эти мужественные люди заплатили за нее жизнью.

Капитан Скотт вел дневник, в котором аккуратно, изо дня в день, до самой минуты смерти, записывал все, и, читая эти записи, можно проследить все его путешествие от самого начала и вплоть до трагического конца, когда слабеющей рукой он выводил последние строки.

Благоприятные предзнаменования. – Вид нагруженного судна. – Бедные животные. – Жизнь на корабле. – Плавучие льды. – Рождество на корабле. – Пингвины. – Жизнь подо льдом.

П утешествие началось при благоприятных предзнаменованиях. Капитан Скотт закончил в Новой Зеландии, в ноябре 1910 года, все свои приготовления, и его судно «Терра Нова» вышло в море 29 ноября. Свой дневник он начал писать с 1 декабря.

Описывая вид судна, нагруженного всем необходимым для такого путешествия, он говорит:

«Внизу, насколько мы могли ухитриться, все было плотно заставлено и упаковано… Пятнадцать лошадей стоят рядышком, лицом к лицу, семь с одной стороны и восемь с другой, а посередине помещается конюх. И все качается, качается непрерывно, повинуясь неправильному, ныряющему движению судна… Какая пытка для бедных животных выносить это день за днем, по целым неделям!

Собак всего тридцать три. Их нам поневоле приходится держать на цепи. Насколько возможно, они пользуются прикрытием, но положение их весьма незавидно. Волны беспрестанно ударяют о борт судна и рассыпаются дождем холодных брызг. Собаки сидят, повернувшись спиной к борту, но на них обрушивается холодный душ, и вода струей сбегает с них. Жалко смотреть на них, они ежатся от холода, и вся их поза выражает страдание. Иногда бедняжки даже взвизгивают, и вообще вся эта группа животных представляет очень унылую, печальную картину».

В кают-компании (общей каюте) было тесно, и все едва умещались за столом. На судне было 24 офицера, но обыкновенно двое или трое отсутствовали, потому что стояли на вахте.

Пища была простая, но питательная. «Удивительно, – восклицает Скотт, – как наши два буфетчика умудряются сделать всю работу вовремя, и посуду вымыть, и каюты убрать, и при этом они всегда готовы услужить каждому и неизменно веселы и приветливы».

Морская болезнь, конечно, давала себя чувствовать. Но большинство команды состояло из бывалых моряков, уже привыкших к ней. Больше всех, по-видимому, страдал от нее фотограф Понтин. Тем не менее он не прекращал работы, хотя и должен был неоднократно нагибаться к борту. Пластинки он проявлял, держа в одной руке ванну, где промывал их, а в другой – таз, на случай припадка морской болезни.

2 декабря был день тяжелых испытаний, свирепствовал сильный шторм и волны заливали палубу. В такие минуты приходилось цепляться руками за что попало, чтобы не быть унесенным за борт. Буря не унималась весь день и всю ночь. Опасность возрастала, потому что засорились насосы в машинном отделении и вода поднялась выше люков. Старший кочегар Лэшли, стоя по самую шею в бурлящей воде, упорно работал, стараясь прочистить насосы, но ничто не помогало: тяжело нагруженное судно сидело глубоко и могло погрузиться в воду сверх меры, а это было очень опасно. Все, стоя почти по пояс в воде, работали день и ночь, вычерпывая воду. Офицеры и команда не теряли, однако, бодрости и даже пели за своей работой. Ночью утонула собака и околела лошадь. Волной иногда уносит собаку, и ее удерживает только цепь. Но в таких случаях собаке грозит удушение, если не подоспеет помощь. Одну из них так и не смогли спасти – она задохнулась.

Другую волна унесла с такой силой, что цепь порвалась, и собака исчезла за бортом. Но следующая волна каким-то чудом принесла ее обратно и бросила на палубу. Собака эта осталась жива и здорова.

На другой день буря прекратилась, и можно было привести в известность ущерб, который она причинила. Погибли две лошади и одна собака и, кроме повреждения бортов судна, волнами унесло 10 тонн угля, много керосина и ящик спирта для научных препаратов.

Погода исправилась, но пострадавшие во время шторма лошади причинили Скотту большое беспокойство. «Сомневаюсь, чтобы они могли вынести еще такую бурю, не оправившись совершенно, – замечает Скотт. – Декабрь в море Росса, где мы находимся, должен быть хорошим месяцем и всегда был таковым, но все же надо быть готовым ко всему, и я очень беспокоюсь за наших животных».

Девятого декабря, в шесть часов утра, показались айсберги и сплошные плавучие льды. Скотт не ожидал встретить такой лед раньше 66-го градуса широты. Зато качка прекратилась, и все почувствовали облегчение после недавних бурных дней. Но этот лед грозил задержать плавание. Действительно, лед становился плотнее, и, казалось, невозможно было пробиться через него. Однако перемены наступали постоянно.

Роберт Скотт - английский полярник и первооткрыватель, значительную часть своей жизни посвятил и Южного полюса. Данный материал посвящается Роберту Фолкону Скотту и его четверым спутникам, весной 1912 года возвращавшимся с Южного полюса и погибшим от голода, неимоверного холода и физического истощения.

Происхождение и детство

Роберт Фолкон Скотт родился 6 июля 1868 года в английском портовом городке Девенпорте. Отец его, Джон Скотт, в отличие от своих братьев, служивших на флоте, имел слабое здоровье, что, возможно, помешало ему осуществить свои мечты. Джон владел пивоваренным производством и не бедствовал, однако он вряд ли был доволен своим существованием, на протяжении долгих лет грезя о более яркой и насыщенной жизни.

В детстве Роберт, который так же, как и его отец, не мог похвастаться крепким здоровьем, наслушавшись от своих дядей всевозможных рассказов о море, и сам воспылал романтикой дальних странствий. В своих детских играх он представлял себя бравым адмиралом, уверенно ведущим свое судно навстречу неизведанным землям. Он был упрямым малым, ленивым и даже несколько неряшливым, но по мере своего взросления нашел в себе силы перебороть эти недостатки.

Образование

Изначально Роберт Скотт обучался грамоте у гувернантки, а в восьмилетнем возрасте поступил в школу. Интересно, что в учебное заведение, расположенное в соседнем городке, мальчуган добирался самостоятельно, передвигаясь на пони, которые занимали в его жизни особо место.

Учеба давалась юному Роберту не слишком легко, тем не менее его родители вскоре приняли решение отдать его в военно-морское училище. Возможно, его отец рассчитывал на то, что сын, увлеченный таким образом проявит больше интереса к учебе и сможет получить достойное образование. Но тот все равно так и не стал прилежным учеником, что, впрочем, не помешало ему в 1881 году быть зачисленным в качестве гардемарина в Королевский военно-морской флот.

Юный Скотт ступает на путь моряка. Знакомство с Клементсом Маркемом

Два года Роберт ходил в плавание на учебном корабле Britannia, на котором он заслужил звание мичмана. В последующие годы он плавал на бронированном корвете Boadicea, а в 19-летнем возрасте попал на Rover, являвшийся кораблем учебной эскадры военно-морского флота. Несмотря на то, что Роберт Скотт - путешественник с рождения, множество времени проводил в море, служба не особо привлекала его, и он по-прежнему грезил о плаваниях в дальние края. Зато среди товарищей он пользовался определенным авторитетом и уважением, так как прослыл человеком, обладающим исключительно хорошими качествами.

И вот однажды на корабле эскадры появился Клементс Маркем, в значительной степени повлиявший на дальнейшую жизнь Роберта Скотта. Этот человек являлся секретарем Королевского географического общества, его интересовали молодые и талантливые люди. Тем временем были устроены гонки на шлюпках, победителем в которых вышел Скотт, после чего он познакомился с Маркемом, обратившим на него внимание.

В дальнейшем Роберт Скотт взялся за учебу, что помогло ему успешно сдать экзамены и получить звание лейтенанта. Далее он изучал навигацию и математику, лоцманское и минное дело и даже проходил курсы управления артиллерийским огнем.

В 1899 году умер отец Скотта, поэтому у молодого лейтенанта появилась масса новых забот, которые практически не оставляли ему свободного времени. В этот нелегкий для него период он встречает Маркема и узнает от него о готовящейся экспедиции в Антарктиду. При его содействии Роберт вскоре подает рапорт, в котором изъявляет свое желание возглавить данное предприятие.

Первая экспедиция в Антарктику

При поддержке Маркема в 1901 году Роберт Фолкон Скотт, который к тому моменту уже дослужился до звания капитана 2-го ранга, назначается руководителем Первой Британской Национальной Антарктической экспедиции, совершенной на судне Discovery. В 1902 году путешественникам удается преодолеть пояс и пробиться к побережью Земли Виктории. Так была открыта Земля Короля Экспедиция, длившаяся до 1904 года, провела многочисленные исследования.

Так как результаты этого похода оказываются весьма удовлетворительными, имя Скотта приобретает некоторую известность в определенных кругах. Исследователям удалось собрать массу интересного материала и даже найти окаменелости растений, относящихся к так называемому третичному периоду (65-1,8 млн лет назад), которые стали настоящей научной сенсацией. Одним словом, Роберт Скотт предоставил ученым достаточно много новой работы.

Новый жизненный период

С этих пор имя Роберта Скотта все чаще стало ассоциироваться с Антарктикой, в то время как сам он, набравшись опыта, принялся разрабатывать современные средства, предназначенные облегчить путешествия в полярных условиях. В перерывах между работой Роберт посещал званые обеды, на которые его весьма охотно приглашали. На одном из светских мероприятий он познакомился с Кэтлин Брюс (скульптором), в 1908 году ставшей его женой. В следующем году у них родился первенец, названный Питером Маркемом.

Подготовка новой экспедиции

Практически одновременно с рождением сына было объявлено о подготовке новой экспедиции Скотта, намеревавшегося покорить Южный полюс. Роберт Скотт высказывал предположения, что в недрах Антарктиды могут быть обнаружены полезные ископаемые, а в это же время в Америке происходила подготовка к аналогичному предприятию, однако собрать средства, необходимые для организации этого путешествия, оказалось не так-то просто.

Кампания по сбору средств на экспедицию Скотта оживилась после того, как знаменитый в 1909 году объявивший о покорении высказался о своем намерении достичь и Южного. Кроме того, стало известно, что немцы также намерены двигаться в этом направлении. Подготовка английской экспедиции шла полным ходом, неустанно работал и Роберт Скотт, биография которого, впрочем, рассказывает о нем как о человеке трудолюбивом и целеустремленном. Говорят, что в первую очередь он думал, скорее, о научных перспективах, чем о покорении Южного полюса.

Начало экспедиции Terra Nova

К осени 1910 года Роберту Скотту наконец-таки удалось основательно подготовиться к предстоящему путешествию, и уже 2 сентября корабль Terra Nova вышел в плавание. Судно экспедиции направилось в Австралию, затем прибыло в Новую Зеландию. 3 января 1911 года Terra Nova достигла залива Мак-Мердо, находящегося неподалеку от Земли Виктории. Вскоре путешественники обнаружили лагерь Руаля Амундсена (норвежского полярника-рекордсмена), впоследствии первым достигшего Южного полюса.

2 ноября началось сложнейшее продвижение к полюсу. Моторные сани, на которые путешественники возлагали большие надежды, пришлось оставить, так как они оказались непригодными для продвижения по торосам. Пони также не оправдали возложенных на них надежд, поэтому их пришлось усыпить, а люди были вынуждены тянуть на себе тяжелый груз, необходимый для совершения похода. Роберт Скотт, чувствовавший себя ответственным за своих товарищей, принял решение отправить семерых из них обратно. Дальше пошли пятеро: сам Роберт, офицеры Генри Бауэрс, Лоуренс Отс и Эдгар Эванс, а также врач Эдуард Уилсон.

Достижение цели или проигрыш?

Путешественники достигли своей цели 17 января 1912 года, однако каково же было их разочарование, когда они увидели, что экспедиция Амундсена побывала здесь незадолго до них, а именно - 14 декабря 1911 года. Норвежцы оставили Скотту записку, в которой просили его, чтобы в случае их гибели он сообщил об их достижении. Неизвестно, какие чувства преобладали в сердцах англичан, но нетрудно догадаться, что они были измотаны не только физически, но и морально, о чем писал в своем дневнике Роберт Скотт. Фото, представленное ниже, было сделано 18 января - в день, когда путники отправились в обратный путь. Этот снимок стал последним.

Но нужно было еще преодолеть обратную дорогу, поэтому экспедиция Terra Nova, выполнив все необходимые действия и водрузив английский флаг рядом с норвежским, направилась в северном направлении. Впереди их ждали почти полторы тысячи километров тяжелого пути, на протяжении которых было организовано десять складов с припасами.

Смерть путешественников

Путники продвигались от склада к складу, постепенно обмораживая конечности и теряя силы. 17 февраля погиб Эдгар Эванс, который перед этим упал в трещину и сильно ударился головой. Следующим ушел из жизни Лоуренс Отс, чьи ноги были сильно обморожены, из-за чего он попросту не мог продолжать идти дальше. 16 марта он сказал товарищам, что хочет пройтись, после чего навсегда ушел в темноту, не желая задерживать остальных и быть для них обузой. Его тело так и не нашли.

Скотт, Уилсон и Боуэрс продолжили путь, но всего в 18 км от основного пункта их настиг сильный ураган. Съестные припасы были на исходе, а люди настолько обессилели, что уже не могли двигаться дальше. Метель никак не утихала, и путешественники были вынуждены оставаться и ждать. 29 марта, пробыв в этой точке около девяти дней, все трое погибли от голода и холода. К сожалению, экспедиция Роберта Скотта к Южному полюсу закончилась весьма трагическим образом.

Обнаружение погибшей экспедиции

Спасательная экспедиция, отправившаяся на поиски пропавших полярников, нашла их лишь спустя восемь месяцев. Палатка, укрывавшая их от холода, ветра и снега, в конце концов стала их могилой. То, что увидели спасатели, потрясло их до глубины души: изможденные путники все это время несли с собой ценнейшую геологическую коллекцию, вес которой составлял приблизительно 15 кг. Они так и не решились бросить отягощавшие их экспонаты. Согласно свидетельствам спасателей, Роберт Скотт погиб самым последним.

В последних своих записях в дневнике Скотт призывал не оставлять их близких. Также он просил, чтобы дневник был передан его жене. В последние минуты жизни он понимал, что больше никогда ее не увидит и написал для нее письмо, в котором просил Кэтлин предостерегать их маленького сына от лени. Ведь он сам когда-то был вынужден бороться с этим пагубным состоянием. Впоследствии сын Роберта Питер Скотт добился больших результатов, став известным ученым-биологом.

Заключение

Англичане, узнав о случившейся трагедии, проявили сочувствие к своим геройски погибшим соотечественникам. Посредством сбора пожертвований была собрана сумма, достаточная для того, чтобы обеспечить семьям полярников безбедное существование.

Экспедиции Роберта Скотта описаны в нескольких книгах. Первую из них - «Плавание на Дискавери» - он написал собственноручно. Также были изданы другие, основывающиеся на дневниковых записях Скотта и описывающие его экспедицию к Южному полюсу, например, «Последняя экспедиция Р. Скотта» Хаксли и «Самое ужасное путешествие» Э. Черри-Говарда.

Остается только добавить, что полярники, возглавляемые Робертом Скоттом, совершили поистине геройский подвиг, поэтому их имена всегда останутся в памяти людей.