Болезни Военный билет Призыв

Ритуал: жрецы и жертвы (10). Клейнмихель, мария эдуардовна

Особняк Клейнмихель, один из любимых мною памятников эпохи романтизма, находится в северо-западной части Каменного острова, на берегу речки Крестовки. в 1893 году землю и дом (возведён для Э.Женьеса, руководителя французской театральной труппы в 1836 г. архитектором А. Штакеншнейдером) "сроком на 90 лет" приобрела 47-летняя графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель. долгое время мы знали его в одном облике (раньше стены его были зелёного цвета), но к 2007 году дом был восстановлен в первозданном виде. на сегодняшний день Каменный остров готовят под резиденцию президента России, в которую входит и особняк М.Э.Клейнмихель.

Мария Эдуардовна была женой полковника Преображенского полка Н. П. Клейнмихеля, который через пять лет после свадьбы скончался. его отец — граф, генерал-адъютант П. А. Клейнмихель за героизм, проявленный им во время пожара императорской резиденции в 1837 году, получил по именному указу Николая Первого право изобразить на своём гербе объятый пламенем Зимний. этот герб из камня можно и сегодня увидеть над входом в каменноостровский дом.

В 1904 году архитектор К. Г. Прейс перестроил дом Верховцевой, выделив парадный вход с обширным вестибюлем. окончательный облик особняк Кляйнмихель приобрёл в 1904 г., когда по проекту арх. И. Претро был перестроен с использованием элементов готики. особенно интересно решение крыши с высоким шпицем главного дома, угловой башенки и обрамление пинаклями лепного картуша над входом с гербом Клейнмихелей. три года спустя часть участка взяла в аренду Л. Чинизелли, дочь владельца цирка, для которой Ф. фон Постельсом в 1909 году был выстроен из дерева двухэтажный особняк в стиле модерн с высокой мансардой, увенчанной башенкой. вход в него вёл через парадный вестибюль дачи Клейнмихель. стилистическая разноголосица стоящих рядом домов Клейнмихель и Чинизелли стала причиной ещё одной перестройки дачи графини - в неоготическом стиле.

Неотъемлемой частью композиции дачи является ажурная кованая решётка с саламандрами, в звенья которой вплетены графически безупречно выполненные монограммы "МК" — Мария Клейнмихель. автором решётки, установленной в 1904 году, был К. Г. Прейс. в 1912 году на заводе "Сан-Галли" по проекту К. К. Мейбома выполнили неоготические ворота, круглые столбы которых увенчивались кованными фонарями. несохранившиеся до наших дней интерьеры дачи известны по серии фотографий К. К. Буллы для журнала "Столица и усадьба" (владелицей которого была сама графиня), а также благодаря исследованиям, выполненным сотрудниками Музея города в середине 1970-х годов.


К. К. Булла. Гостиная 1910-е г.


Книги по теме


(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)


(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

Мария Нащокина "Московский модерн"

В.А. Гиляровский "Москва и москвичи" (лучшее издание с фотографиями и репродукциями картин)

Место отдыха:

Санкт-Петербург, Ленинградская обл.

Вид отдыха:

Музеи. Интересные люди

Семейный, отдых с детьми

Количество дней:

Графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель была знаменита на весь Петербург. По словам великой княгини Ольги Александровны, сестры Николая II, о ее балах и маскарадах «говорил весь петербургский свет».

Портрет княгини Клейнмихель в музее Орсэ в Париже.

«Богатая, эксцентричная, чуть-чуть прихрамывавшая, графиня редко покидала свой особняк, и каждый, кто занимал хоть какое-то положение в обществе, считал честью быть приглашенным к ней в дом… Каким-то образом ей удавалось узнать сокровенные тайны почти всего петербургского общества. Ее особняк прослыл рассадником сплетен. Ко всему, она увлекалась оккультными науками…» (Йен Воррес «Последняя Великая Княгиня»).

Особняк графини Клейнмихель и сегодня стоит на Каменном острове. Он напоминает сказочный дворец, и неудивительно, что здесь любил бывать весь высший свет Петербурга.

Архитектурный облик особняка сложился не сразу, к созданию этого шедевра приложил руку не один архитектор.

Особняк был возведен в 1834-1835 годах для руководителя и актера французской театральной труппы Э. Женьеса, автором проекта был архитектор А. Штакеншнейдер. Позже домом владела жена серебряных дел мастера И. А. Верховцева. При ней особняк был перестроен, а с западной стороны пристроена обширная столовая из дерева (автор – архитектор А. Г. Трамбицкий).

Графиня Клейнмихель арендовала особняк «сроком на 90 лет» в 1893 году. Она была замужем за полковником Преображенского полка Н. П. Клейнмихеля. Его отец, генерал-адъютант П. А. Клейнмихель, за героизм, проявленный во время тушения пожара Императорской резиденции в 1837 году, получил право по именному указу императора Николая I изобразить на своем гербе Зимний дворец, объятый пламенем. Этот герб красуется над входом в дачу графини Клейнмихель.

В 1904 году архитектор К.Г. Прейс перестроил дом Верховцевой, выделив парадный вход обширным вестибюлем, а в 1909 году архитектором Ф. фон Постельсом был возведен двухэтажный деревянный особняк в стиле модерн с высокой мансардой, увенчанной башенкой. Дом построен для Л. Чинизелли, дочери владельца цирка.

По причине резкого контраста стилей, в которых были выполнены дома Клейнмихель и Чинизелли, решено было перестроить дачу графини в неоготическом стиле, что и было осуществлено в 1911 – 1912 годах архитектором К.К. Мейбомом. Именно ему принадлежит идея крыши с высоким шпицем, угловой башенки и обрамление пинаклями лепного картуша над входом с гербом Клейнмихелей.

Важнейшей частью композиции дачи является ажурная кованая решетка с калиткой и двустворчатыми воротами, в звенья которой вплетены монограммы «МК» (Мария Клейнмихель). Она была установлена в 1904 году по проекту К.Г. Прейса. А в 1912 году по проекту К. Мейоба были изготовлены неоготические ворота с круглыми стобами, увенчанными фонарями.

К сожалению, интерьеры особняка графини не сохранились до наших дней. Внутренний облик дома был не менее великолепен. Стены особняка декорированы дубовыми панелями. В Большой гостиной – камин с атлантами, изготовленный из белого мрамора, а перед ним - сфинксы на низких постаментах.

фото начала XX века

Из Большой гостиной в Малую, а затем в столовую вел переход в виде пологой арки. Там хранился коллекционный фарфор, а также живопись, гобелены и восточные ковры на полу. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, графиня Клейнмихель организовала в своём особняке госпиталь, а убранство интерьеров было перевезено в другой её дом, расположенный на Сергиевской улице (ныне – улица Чайковского).

В октябре 1917 года к дому пришли погромщики, однако до их прихода графиня повесила табличку с надписью "Вход воспрещен. Здание принадлежит Петроградскому совдепу. Графиня Клейнмихель заключена в Петропавловскую крепость". Таким образом она, можно сказать, спасла себе жизнь. В 1918 году графиня, продав дом и коллекцию, навсегда покинула Россию.

Дом графини Клейнмихель на Сергиевской улице

Дом графини на Сергиевской улице (ныне – улица Чайковского) менее известен, чем особняк на Каменном острове. Он был возведен в 1893 году архитектором В.Е. Патером. Графиня занимала 15 комнат на 2ом этаже.

Здесь также проходило множество мероприятий, куда была приглашена вся петербургская элита. Так, например, в этом доме отмечали золотую свадьбу князь Анатолий Александрович и княгиня Елизавета Михайловна (урождённая Волконская) Куракины.

На решетке одного из балконов сохранился вензель «МЭК» (Мария Эдуардовна Клейнмихель).

Адрес дома на Каменном острове : наб. реки Крестовки, 12 М. Крестовский Остров

Адрес дома на Сергиевской улице (ул. Чайковского) : ул. Чайковского, дом 33 – 37 М. Чернышевская

Особняк Марии Эдуардовны Клейнмихель, один из замечательных памятников эпохи романтизма, находится в северо-западной части Каменного острова, на берегу речки Крестовки.
Когда то на этом месте находился редкой красоты дом, построенный архитектором профессором Петербургской академии художеств Андреем Ивановичем Штакеншнейдером. В Таганроге есть дом авторства этого выдающегося архитектора, известный как Дворец Алфераки.

В 1893 г. дом и право аренды земельного участка (сроком на 90 лет) приобрела графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель. М. Э. Клейнмихель - хозяйка великосветского салона в Петербурге, член редакции журнала "Столица и усадьба", человек глубокого ума и независимых мыслей. Дом был её перестроен, но это тот случай, когда на месте одного архитектурного шедевра появился шедевр другой, ничем не уступающий первому.


Облик усадьбы Клейнмихель формировался постепенно. В 1904 г. арх. К. Г. Прейс перестроил дом Верховцевой (прежней владелицы). Прейс выделил парадный вход с обширным вестибюлем в отдельный объем и увенчал его картушем с гербом Клейнмихель.

Окончательный облик особняк Кляйнмихель приобрёл в 1904 г., когда арх. И. А. Претро перестроил дом в готическом стиле: кровля с высоким шпицем над центральным двухэтажным объемом.

Интерьеры особняка Клейнмихель известны благодаря серии фотограий К. К. Буллы в журнале "Столицы и усадьбы". Стены вестибюля были обшиты дубовыми панелями, справа от входа находился массивный камин, облицованный узорчатой керамической плиткой. Лестница с резными перилами вела на галерею. Резные столбы лестницы были декорированы мужскими головками в широкополых шляпах. Анфиладу парадных помещений украшали коринфские пилястры, лепные фризы в виде венков с гирляндами.

В Большой гостиной находился мраморный камин с атлантами, перед ним на низких постаментах лежали два сфинкса с женскими головами. Переход в виде пологой арки вел в Малую гостиную, затем в гостиную, где огромный световой фонарь потолка овещал гобелены, живопись, наборный паркет.
Там хранился коллекционный фарфор, а также живопись, гобелены и восточные ковры на полу.

Монументальная решетка с двумя парадными воротами. По проекту К. Г. Прейса (1904) выковали великолепную ажурную кованую решетку с растительным орнаментом и саламандрами, калитку и двустворчатые ворота с монограммой "МК" (Мария Клейнмихель). Установлена в 1909 г.

В 1912 г. на заводе "Сан-Галли" по проекту К. К. Мейбома изготовили неоготические ворота, круглые столбы которых увенчаны кованными фонарями.

Мария Эдуардовна Клейнмихель (урожденная Келлер), родилась в 1846г. в Киеве.
Ее отец — гр. Келлер Эдуард Федорович (1819-1903), Минский губернатор, с 1863г. сенатор, действительный статский советник.
Русская ветвь Келлеров восходит к гр.Людвигу-Христсфору, прусскому посланнику в Санкт-Петербурге. Семья Келлеров была лютеранского вероисповедания.

Брат Марии Эдуардовны— гр. Келлер Федор Эдуардович (1850-1904), генерал-лейтенант, герой балканской и русско-турецкой войн, кавалер многочисленных боевых наград. Погиб смертью героя в русско-японскую войну.

В 1872г. Мария Келлер вышла замуж за Н.П.Клейнмихеля, полковника Преображенского полка. Через пять лет после свадьбы она овдовела.
К моменту покупки дома на Каменном острове графиня была известна в столице как гостеприимная хозяйка великосветского салона. Кроме того, она занималась коллекционированием, являлась членом редакции популярного глянцевого журнала «Столица и усадьба», который знакомил читателей с наиболее интересными памятниками архитектуры, художественными коллекциями, новостями искусства. Среди друзей Марии Эдуардовны были великие князья, дипломаты, политики, библиофилы и коллекционеры. Их привлекал её стойкий характер, глубокий и разносторонний ум.

"Петербургская газета" в июне 1910 г. писала: "...многолюдные собрания на Каменноостровской даче у графини Клейнмихель по четвергам, когда на площадке перед дачей весь вечер и за полночь многочисленные моторы и autocars ожидают разъезда гостей. Салоны любезной и гостеприимной хозяйки летом на даче, так же как и зимой, в приемные дни, наполняются многочисленными посетителями. Здесь собирается весь великосветский Петербург, все иностранные дипломаты, приезжающие из-за границы знатные лица, привлеченные как любезным и приветливым радушием приема, так и перспективой интересной беседы с хозяйкой дома и посетителями ее салона".

КОСТЮМИРОВАННЫЙ БАЛ 1914 ГОДА
На масленицу в конце января 1914г. графиня Клейнмихель устроила в своем особняке грандиозный бал-маскарад для трехсот персон, ставший событием в большом петербургском свете.
Дизайнерское решение бала выполнил сам Лев Бакст. Украшением бала стали роскошные восточные костюмы участников и шествие из «Тысячи и одной ночи»

Вот строки из «Петербургской газеты»: «Светлейшая княгиня Наталья Павловна Горчакова была в оригинальном серебряном с белым индийском костюме,выполненном по рисунку Бакста, с вставками из золота и серебра, изображавшими горельефные арабские орнаменты, широко вырезанный корсаж отделан синим бархатом bleu person с оригинальными наплечниками из белого лебяжьего пуха, на голове индийская чалма,ослепительно белая и легкая, с белыми токами и эспри, жемчугом и бриллиантами, обрамлявшими лицо по-восточному. Изумруды, сапфиры и
серебряные кисти и бульонэ, также по Баксту, дополняли сказочное впечатление этого оригинального костюма».

Сохранилась фотография вел.княгини Виктории и вел.князя Бориса Владимировича в восточных костюмах

Графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель оставила нам несколько прекрасных домов в Петербурге и книгу мемуаров "Souvenirs d"un Monde englouti" («Из потонувшего мира»). Отдельные главы этой интереснейшей книги вышли в издательстве «Петроград» в 1923г.

Лев Троцкий в «Истории русской революции» отзывался о книге так: «Циничные мемуары старой интриганки Клейнмихель с замечательной яркостью показывают, какой сверхнациональный характер отличал верхи аристократии всех стран Европы, связанные узами родства, наследования, презрения ко всему нижестоящему и... космополитического адюльтера в старых замках, на фешенебельных курортах и при дворах Европы».

В «великую и бескровную февральскую революцию» графиню, которой исполнился 71 год, арестовали. Она якобы стреляла с крыши дома из пулемета по революционным отрядам. Ее доставили в Думу, но вскоре отпустили, убедившись в абсурдности обвинения.

И она увидела результаты «революционного творчества масс». Винный погреб разграблен, повсюду беспорядок и разорение. Особенно старались солдаты Волынского полка — того, где унтер-офицер Кирпичников выстрелом в спину убил своего командира. В особняке на Каменном острове они устроили состязания по стрельбе на парадной лестнице, украшенной портретами Государей из Дома Романовых. В глаза Императрицы Елизаветы Петровны тыкали горящими окурками, у Екатерины II вырезали нос, немыслимо изуродовали портрет Александра I.

В конце 1918г. Клейнмихель уехала из России во Францию по паспорту, который с трудом получила через посольство Швеции.

В 1918 году дача была национализирована. Отремонтированную участниками коммунистических субботников, её передали Объединённому клубу домов отдыха для рабочих на Каменном острове. 19 июля 1920 года здесь побывал В. И. Ленин, и потому более полувека спустя дачу Клейнмихель включили в список памятных ленинских мест и поставили под охрану государства как памятник истории. Именно это и спасло её от неминуемого разрушения.
С 1986 по 1989 год на даче объединением «Реставратор» по проекту Н. В. Морозовой велись ремонтные работы. При этом был уничтожен дом Чинизелли (примыкающий), не были сохранены интерьеры особняка графини. В 1990 году здание передали Балтийскому речному пароходству для организации в нём базы отдыха.

В особняке снимался эпизод фильма «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон» - Особняк-зверинец чучельника Шермана («Сокровища Агры»). Сюда Ватсон был прислан сыщиком за псом по кличке Тори.

Потом была в частном владении, принадлежала Федеральной миграционной службе...

В 2006-2007 гг. была завершена новая реконструкция здания. Главный дом, служебный флигель и кованую ограду восстановили. Долгое время мы знали его в одном облике (раньше стены его были зелёного цвета), но к 2007 г. дом был восстановлен в первозданном виде. Дача Л. Чинизелли воссоздана. Каменный остров готовят под резиденцию президента России, в которую входит и особняк М.Э.Клейнмихель.

Сейчас это особняк Управления делами Президента РФ, именуемый Домом приемов.


Особняк Клейнмихель это замечательный памятник архитектуры, находится в северо-западной части Каменного острова, на берегу р. Крестовки, притока Малой Невки, разделяющей Каменный и Крестовский острова. Освоение этих территорий началось после проведения в 1810-х гг. больших землеустроительных работ, в результате которых подтопляемые участки Каменного острова были осушены.
К 1827 г. около 1-го Елагина моста сформировался архитектурный ансамбль Театральной площади. В него входили Летний или Каменноостровский театр, дом театральной дирекции, дача для воспитанниц Театрального училища, домики для смотрителя театра и охраны, Кофейный домик и Дача Э. Женьеса. Именно Женьес, руководитель и актёр французской труппы, выступления которой пользовались успехом в Летнем театре, стал в 1834 г. первым владельцем участка, где позднее появился особняк М. Э. Клейнмихель. Позднее дача Женьса принадлежала Н. А. Верховцевой
В 1893 г. Дачу Верховцевой и право аренды земельного участка (сроком на 90 лет) приобрела графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель. М. Э. Клейнмихель — хозяйка великосветского салона в Петербурге, член редакции журнала «Столица и усадьба», человек глубокого ума и независимых мыслей.
Мария Эдуардовна (урожденная фон Келлер, род. в 1846 г.) была женой полковника Преображенского полка Н. П. Клейнмихеля, скончавшегося через пять лет после свадьбы. Его отец — граф, генерал-адъютант П. А. Клейнмихель за героизм, проявленный им во время пожара императорской резиденции в 1837 г., получил по именному указу Николая Первого право изобразить на своём гербе объятый пламенем Зимний. Этот герб из камня можно и сегодня увидеть над входом в каменноостровский дом.
Клейнмихель Петр Андреевич (1793-1869) Участник войны 1812 и заграничных походов. В 1839 возведен с нисходящим потомством в графское Российской империи достоинство. Генерал от инфантерии (1841). С 1842 главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями. Женат дважды. Первая жена Варвара Александровна Кокошина. Развод. Вторая жена Ильинская Клепатра Петровна (1811-1865). От второго брака семь детей:
Елизавета по мужу Пилар-фон-Пильхау (1833-1896) Урожденная графиня, баронесса. Похоронена в с. Ивня Обоянского уезда
Александра (1835-1912), фрейлина, муж Федор Федорович (Фридрих) Козен (умер в 1906),
Николай (1837-1878), генерал-майор, жена Келлер Мария Эдуардовна (1846-1931), родилась в Киеве, в семье вице-губернатора Эдуарда Келлера.
Облик усадьбы Клейнмихель формировался постепенно. В 1904 г. арх. К. Г. Прейс перестроил дом Верховцевой. Прейс выделил парадный вход с обширным вестибюлем в отдельный объем и увенчал его картушем с гербом Клейнмихель.
Окончательный облик особняк Кляйнмихель приобрёл в 1904 г., когда арх. И. А. Претро перестроил дом в готическом стиле: кровля с высоким шпицем над центральным двухэтажным объемом.
В 1907 г. часть участка арендовала жена известного владельца цирка Л. Чинизелли. Для нее в 1909 г. арх. Ф. Ф. фон Постельс выстроил двухэтажный деревянный особняк в стиле модерн с высокой мансардой, увечанной башенкой. Вход в особняк вел через парадный вестибюль дачи Клейнмихель.
Архитектурная разноголосица домов стала причиной еще одной перестройки дачи графини в неоготическом стиле в 1911-1912 гг. по проекту арх. К. К. Мейбома. Здание украшает крыша с высоким шпицем и угловая башенка.
В 1914 г. графиня организовала в своем особняке госпиталь, которай сама финансировала. Убранство дома было перевезено в ее дом на Сергиевскую ул. (ул. Чайковского, 33-37) В 1918 г. Клейнмихель покинула Россию, продав коллекцию и городской дом.
В 1918 г. дачу национализровали. Весной 1920 г. особняк, отремонтированный участниками коммунистических субботников, был приспособлен под объединенный клуб домов отдыха на Каменном острове. Именно здесь на маленьком концерте вечером 19 июля 1920 г. побывал В. И. Ленин, знакомясь с первым опытом организации домов отдыха для рабочих в нашей стране (Ленинград. Путеводитель). Благодаря этому событию в 1976 г. особняк Клейнмихель включили в список памятных ленинских мест и поставили под охрану государства.
С 1986 по 1989 г. объединение «Реставратор» проводило работы по реконструкции по проекту арх. Н. В. Морозовой. При этом были уничтожены интерьеры дома графини. Пока разрабатывался проект реконструкции дачи Клейнмихель, в 1978 г. дачу Л. Чинизелли разобрали.
В 1990 г. здесь открылась База отдыха Балтийского морского пароходства.
В 2006-2007 гг. (?) была завершена новая реконструкция здания. Главный дом, служебный флигель и кованую ограду восстановили. Долгое время мы знали его в одном облике (раньше стены его были зелёного цвета), но к 2007 г. дом был восстановлен в первозданном виде. Дача Л. Чинизелли воссоздана. Каменный остров готовят под резиденцию президента России, в которую входит и особняк М.Э.Клейнмихель.
Сейчас это особняк Управления делами Президента РФ, именуемый Домом приемов.
В особняке снимался эпизод фильма «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон» — Особняк-зверинец чучельника Шермана («Сокровища Агры»).
Адрес Особняка графини М. Э. Клейнмихель:
г.Санкт-Петербург
наб. реки Крестовки, 12

Фонарь-дракон, дача Марии Клейнмихель, Каменный остров, Санкт-Петербург

Фонарь-дракон на даче Клейнмихель и Чинизелли на Каменном острове в Санкт-Петербурге.

Не правда ли, смотрится по-сказочному? А теперь пару слов о самой даче Марии Клейнмихель.

Особняк Клейнмихель, один из прекраснейших памятников эпохи романтизма, находится в северо-западной части Каменного острова, на берегу речки Крестовки. в 1893 году землю и дом (возведён для Э.Женьеса, руководителя французской театральной труппы в 1836 г. архитектором А. Штакеншнейдером) "сроком на 90 лет" приобрела 47-летняя графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель. долгое время мы знали его в одном облике (раньше стены его были зелёного цвета), но к 2007 году дом был восстановлен в первозданном виде. на сегодняшний день Каменный остров готовят под резиденцию президента России, в которую входит и особняк М.Э.Клейнмихель.

Особняк М. Э. Клейнмихель


Мария Эдуардовна была женой полковника Преображенского полка Н. П. Клейнмихеля, который через пять лет после свадьбы скончался. его отец — граф, генерал-адъютант П. А. Клейнмихель за героизм, проявленный им во время пожара императорской резиденции в 1837 году, получил по именному указу Николая Первого право изобразить на своём гербе объятый пламенем Зимний. этот герб из камня можно и сегодня увидеть над входом в каменноостровский дом.

В 1904 году архитектор К. Г. Прейс перестроил дом Верховцевой, выделив парадный вход с обширным вестибюлем. окончательный облик особняк Кляйнмихель приобрёл в 1904 г., когда по проекту арх. И. Претро был перестроен с использованием элементов готики. особенно интересно решение крыши с высоким шпицем главного дома, угловой башенки и обрамление пинаклями лепного картуша над входом с гербом Клейнмихелей. три года спустя часть участка взяла в аренду Л. Чинизелли, дочь владельца цирка, для которой Ф. фон Постельсом в 1909 году был выстроен из дерева двухэтажный особняк в стиле модерн с высокой мансардой, увенчанной башенкой. вход в него вёл через парадный вестибюль дачи Клейнмихель. стилистическая разноголосица стоящих рядом домов Клейнмихель и Чинизелли стала причиной ещё одной перестройки дачи графини - в неоготическом стиле.

Неотъемлемой частью композиции дачи является ажурная кованая решётка с саламандрами, в звенья которой вплетены графически безупречно выполненные монограммы "МК" — Мария Клейнмихель. автором решётки, установленной в 1904 году, был К. Г. Прейс. в 1912 году на заводе "Сан-Галли" по проекту К. К. Мейбома выполнили неоготические ворота, круглые столбы которых увенчивались кованными фонарями. Несохранившиеся до наших дней интерьеры дачи известны по серии фотографий К. К. Буллы для журнала "Столица и усадьба" (владелицей которого была сама графиня), а также благодаря исследованиям, выполненным сотрудниками Музея города в середине 1970-х годов.

Саламандры украшают кованую ограду старой дачи, а драконы держат в пастях фонари.