Болезни Военный билет Призыв

Ритм для скорочтения. Кто есть кто. Правила выстукивания ритма для подавления артикуляции

Патент России № 2109347

А. Ритм выстукивается карандашом, зажатым в пальцах правой руки, по твердой поверхности стола ударами в одну точку. Твердо, уверенно, четко.

Примечание. Левша должен выстукивать ритм одновременно двумя руками, так как у него наблюдается большая зависимость речи от функций обоих полушарий.

Б. Ритм выстукивается активным движением всей руки, а не только кисти. Локоть и кисть не должны лежать на столе.

В. При чтении с одновременным выстукиванием ритма главное – обеспечить непрерывность и правильность рисунка ритма.

Итак, вы разучили ритм. Попробуйте простучать его непрерывно в течение 2–3 мин. Вы не сбиваетесь. Отлично. Теперь проведем простой эксперимент. Начните выстукивать ритм, а затем одновременно с выстукиванием громко читайте вслух начало этой страницы сверху. Что у вас получилось? Вы сбились, читать вслух и одновременно выстукивать ритм – невозможно, это противоречит законам физиологии человека, которые мы разбирали. Теперь снова начните выстукивать и одновременно читайте начало этой страницы, но уже про себя. В этом случае удастся читать, но очень медленно, и трудно понять прочитанное. Это закономерно. Такова особенность этого упражнения.

С какими проблемами вы столкнетесь в процессе выполнения этого упражнения, как преодолеть их, какие фазы, стадии вы пройдете в процессе освоения упражнения «стук-ритм» – об этом будет подробно рассказано в следующем уроке. А пока обращаем ваше внимание, что освоение упражнения с выстукиванием ритма глубоко индивидуально. Но во всех случаях оно дает положительный результат только при условии правильного его выполнения.

Напоминаем обязательные компоненты правильного выполнения упражнения.

А. Текст читать про себя с одновременным выстукиванием ритма. В целях повышения эффективности упражнения рекомендуем всем учащимся выстукивать ритм при чтении про себя одновременно двумя руками после того, как вы начитаете с одновременным выстукиванием ритма одной рукой 10 часов.

Б. Обязателен постоянный слуховой контроль за правильностью и непрерывностью выстукивания ритма. Представьте себе, вы едете на велосипеде, мотоцикле, автомобиле. Вы уверенно держитесь и управляете своим транспортом. Но все же иногда вы обязательно осматриваете дорогу сзади, в зеркало заднего вида, все ли там в порядке.

Нечто подобное необходимо выполнять и здесь. В перерывах между абзацами текста прислушайтесь к ритму, все ли у вас правильно, а затем, как бы забыв о нем, вновь продолжайте чтение, концентрируя свое внимание на содержании читаемого текста.

Возможны два способа контроля ритма. На первом этапе, когда мы читаем до 10 часов, ставим задачу: ритм-стук слушать. А затем, на заключительном этапе, мы ставим задачу: ритм-стук слышать. Что значит слушать? Это значит вслушиваться, в каждый ритмический удар, контролировать каждый ритм. Это оправданно на начальном этапе. Уже после 10 часов, когда у вас вырабатывается автоматизм, вы как бы краем сознания, краем уха контролируете: правильно ли выстукиваете ритм, сосредотачивая внимание на выявлении смысла читаемого текста. Это и есть режим контроля, когда вы ритм слышите.

Исследователи, изучающие механизмы речи, разработали различные методы подавления артикуляции, из которых наиболее эффективным является метод центральных речевых помех, или метод аритмического постукивания. Этот метод разработан Н. И. Жинкиным и использован им при исследовании закономерностей внутренней речи. Суть его в следующем. Читая про себя, испытуемый постукивает кистью руки специальный ритм, не соответствующий обычной ритмике русской речи. Он включает в себя двухтактное постукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя — во втором и со значительным усилением удара на первом элементе каждого такта. Этот постоянно слышимый аритмический рисунок акустического воздействия разрушает привычный ритм естественных мелодических речедвижений при чтении русского текста, т. е. становится помехой для любой артикуляции — и внешней, и внутренней. Помеха здесь возникает в результате того, что слова в русском языке, составляющие речевой поток, обладают переменным, разноместным ударением. А аритмическое постукивание становится непреодолимой помехой внешней артикуляции.

Главная особенность этого метода в том, что на деятельность речевых органов (губы , язык, глотка, гортань) непосредственно никакого воздействия не оказывается. Глотка, язык, гортань, губы — все механизмы речи остаются свободными. При выстукивании рукой специального ритма вокруг соответствующих пунктов мозгового возбуждения в коре головного мозга возникает зона индуктивного торможения, которая делает невозможным произнесение читаемых слов, т. е. сокращает периферическую артикуляцию из центра. Чтобы разобраться в том, как это происходит, посмотрим, какие зоны мозга управляют процессами речи и ее пониманием.

Современная нейропсихология различает речь сенсорную — понимание того, что говорит партнер, и речь моторную — произнесение звуков речи. Конечно, обе эти формы речи очень тесно связаны между собой, но все же они различаются по механизмам реализации их основных функций. Важно для нас также и то, что сенсорная и моторная речь управляется разными отделами мозга.

В 1861 г. французский ученый П. Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобных извилин ( рис. 15) человек перестает членораздельно говорить и издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Здесь находится речевая моторная зона, или зона Брока . У пишущих правой рукой она находится в левом полушарии мозга, у левшей в большинстве случаев — в правом.


Рис. 15. Речевые зоны мозга

В 1874 г. другой французский ученый Э. Вернике установил зону сенсорной речи . Поражения верхней височной извилины приводят к тому, что человек слышит слова, но перестает их понимать. Здесь утрачиваются логические связи слов с предметами и действиями, которые эти слова обозначают. При этом больной может механически повторять слова, не понимая их смысла. Эту зону мозга назвали зоной Вернике.

В зоне Вернике, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные в течение жизни человека звуковые образы слов. Конечно, они находятся там не буквально в виде цепочки закодированных слов (такое хранение неэкономично), а в виде так называемых нейронных следов звуковых образов. Всю жизнь человек пользуется этой картотекой. На рис. 15 показаны пути нервных импульсов, идущих от речевых мышц, и импульсов, идущих от уха. Для нормальной работы мозга большое значение имеют точечные ощущения, возникающие при артикуляции.

Как мы знаем, для быстрого чтения сокращение артикуляции — обязательное условие . Очевидно, для его выполнения необходимо найти средство воздействия на зону Брока в процессе чтения с тем, чтобы преградить путь управляющим импульсам, поступающим из этой зоны для формирования артикуляции. Как же добиться этого? Как установили ученые, движения пальцев рук в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речью.

Исследования, проведенные в Ленинграде профессором М. М. Кольцовой, показали, что речевые области мозга у детей частично формируются и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 10—12 месяцев, она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончиках пальцев.

Известно, что речь — это вторая сигнальная система и она нам от рождения не дается. Если ребенка не учить говорить, он будет немым. М. М. Кольцова рекомендует специальные упражнения для тренировки пальцев рук детей 6—7-месячного возраста. В результате ребенок гораздо раньше начинает произносить полные слова, обычно трудные для этого возраста. Таким образом, существует прямая и естественная связь между движением руки и произнесением слов. Значит, здесь есть постоянное функциональное взаимодействие предметной и речевой информации, которое объяснено И. П. Павловым как взаимодействие первой (предметной ) и второй (речевой ) сигнальных систем.

Теперь можно привести примеры, показывающие три различных способа реализации коммуникации: зрительный, слуховой, двигательный .

Представьте себе, что вы беседуете с приятелем, который пришел к вам по делу. Обсудив все вопросы, вы распрощались с ним. И вдруг вы вспомнили, что забыли сказать нечто важное. Нужно вернуть его. Как же можно это сделать, используя каждый из названных способов коммуникации?

Зрительный. Быстро набросав фломастером плакатик: «Вернись , пожалуйста!», вы выходите на балкон и показываете его приятелю, который, выйдя из подъезда, обернулся на прощанье помахать рукой. Увидев вас, он удивился странной форме общения, но все же выполнил вашу просьбу.

Слуховой. Выйдя на балкон, вы просто крикните. «Вернись , пожалуйста!»


Рис. 16. Гомункулус

Двигательный. Выйдя на балкон, вы делаете выразительное движение рукой, призывающее приятеля вернуться.

Итак, три разных способа коммуникации, а результат один — сообщение принято, понято и реализовано. Разобранные примеры — прямая аналогия с чтением. Различие лишь в том, что при чтении мы принимаем сообщения, и от нас в принципе зависит, каким способом (в каком коде) этот прием реализовывать: зрительном, слуховом или двигательном. Вместе с тем из всего этого можно сделать вывод: если движения рукой позволяют реализовать речевые коммуникативные действия, то, очевидно, такие Движения безусловно возбуждают и определенные отделы коры головного мозга, посылая туда соответствующие импульсы. О том, что рука действительно играет большую Роль в организации различных функций мозга, можно судить по рис. 16 . Здесь показан условный человечек, так называемый гомункулус. Размеры различных частей его тела соответствуют той части коры головного мозга, которая связана с анализом тех или иных ощущений, поступающих в мозг от различных частей тела.

Обратите внимание, какая большая часть коры головного мозга вовлекается в активную деятельность каждый раз, когда кисть руки выполняет определенные действия, например выстукивает ритм. При этом речедвигательный канал восприятия оказывается занят и пройти по нему встречным нервным импульсам уже нельзя. Теперь представьте себе, что, продолжая движения рукой (выстукивая ритм) и порождая при этом помеху в речедвигательном канале, вы начинаете читать про себя текст. Зону Брока охватывает отрицательная индукция из-за помехи, и канал для прохождения управляющих импульсов закрыт. В этом варианте читать можно только в том случае, если чтение не сопровождается артикуляцией. Как только произносится вслух читаемое слово, ритм сразу же сбивается. И наоборот, пока выстукивается ритм, проговаривать читаемое невозможно: зона Брока заперта, речедвигательный канал закрыт.

Приведенное объяснение, конечно, весьма условно, но оно отражает основную идею метода постукивания: ритмические движения рукой запирают речедвигательный канал и артикуляция практически становится невозможной. Естественно, возникает вопрос: неужели читающие быстро все время так и постукивают при чтении? Конечно, нет. Достаточно 20 часов почитать с постукиванием ритма, чтобы созрела и окрепла новая программа работы мозга , сформировался новый стереотипный код, обеспечивающий обработку поступающей по зрительному каналу в мозг информации без ее проговаривания.

Главное в освоении метода — правильно разучить и выстукивать ритм , для чего необходимо вначале внимательно прочитать правила выполнения этого несложного упражнения, затем простучать сам ритм и многократно повторить его. Следует помнить, что эффект метода проявляется только в том случае, если читатель самостоятельно работает с текстом — непрерывно выстукивает ритм и контролирует правильность звучания на слух. Читать текст с выстукиванием можно только после того, как выучен ритм. Для проверки правильности рисунка ритма надо контролировать его по нотной записи ( рис. 17) и использовать специальное графическое пособие: схема для проверки правильности выстукивания ритма .

Пособие для проверки правильности выстукивания ритма



Рис. 17. Нотная запись ритма

Как показывает опыт, при систематическом выполнении упражнений приведенных в конце главы, практически все обучающиеся достигают нужного эффекта. Для успешного подавления артикуляции, как правило, достаточно чтения с одновременным выстукиванием ритма в течение 20 ч. Однако в зависимости от типа нервной системы и других индивидуальных психофизиологических особенностей освоение упражнений протекает у некоторых обучающихся по-разному.

Современный и, прости за выражение, динамичный мужчина почти лишен возможности читать что-либо, помимо постов в соцсетях максимальной длиной в три абзаца. Однако же книги главным источником знаний, денег, карьерного роста, женщин и вообще всего. Ну ладно, может быть, всего, кроме женщин. А ведь есть еще журналы, сайты и соцсети, из которых тоже можно что-нибудь почерпнуть. Когда их читать? Плохие советчики сказали бы, что ты должен как-то находить время. Но мы не из их числа! Никакого дополнительного времени чтение не требует: достаточно овладеть навыками, описанными в этой статье, и ты сможешь по-прежнему читать урывками. Но какими интенсивными и насыщенными станут эти урывки!


Предуведомление

Для начала мы должны тебе сообщить, что, к сожалению, нельзя научиться читать быстро раз и навсегда. «Если человек после нескольких тренировок перестает заниматься, скорость чтения падает мгновенно. Эффект от занятий сохраняется всего два-три дня, - говорит наш эксперт Никита Петров, один из ведущих методистов и автор курса развития памяти и скорочтения ФТК . - Нужно повторять освоенные приемы 10–15 минут каждый день».

И тогда через три месяца ты будешь виртуозно пользоваться полученными навыками и буквально проглатывать книги за один прием. Далее мы расскажем о главных упражнениях, предложенных нашими экспертами.


Проблема большинства людей в том, что они еще со школы привыкают проговаривать слова про себя. «Чтение для таких бедолаг разбито на четыре этапа: видим слово, проговариваем его, слышим внутри головы и, наконец, подставляем зрительный образ», - говорит еще один наш консультант, эксперт по объединению методик скорочтения и мнемотехники Павел Палагин . Так что для ускорения достаточно сократить время перехода от букв к образам. То есть, увидев слово «грудь», ты должен моментально представить, к примеру, грудь нашей медсестры. В этом тебе поможет следующее упражнение.

Чтение с одновременным выстукиванием
ломаного ритма


Это базовое упражнение, и, если у тебя нет времени осваивать остальные, даже оно одно увеличит скорость твоего восприятия текстов.


Как это работает

Поначалу ломаный ритм усложняет чтение, так как из-за стука ты плохо слышишь слова, которые обычно проговариваешь про себя при чтении. Поэтому информация начинает хуже усваиваться. «Но у нас есть еще один канал восприятия - визуальный, - говорит Павел. - Так что слова можно не проговаривать, а узнавать!» Если ты упорствуешь, в конце концов канал включается, и ты начинаешь узнавать слова: их образы сами собой встают перед глазами. Потренировавшись читать под стук, ты будешь сначала узнавать слова, а потом уже блоки слов и целые предложения. Со временем стук не понадобится.


Что делать

Возьми ручку и попробуй одновременно читать и выстукивать неправильный ритм (футбольные кричалки, простые быстрые мелодии вроде Jingle Bells или «Песни о Щорсе»). Поначалу у тебя будет получаться что-то одно: либо читать, либо выстукивать ритм. Затем удастся выстукивать и читать, но не запоминать. Потом чтение под стук станет привычным и приятным, и ты начнешь скользить глазами по тексту, воспринимая его не словами, а образами. Важно не бросать занятия в этот момент и еще какое-то время (две-три недели) продолжать стучать. Только так ты научишься «смотреть» книги, а не прослушивать и проговаривать. И лишь затем переставай стучать.

Упарженине на зрячетсь


«Обычно область зрительного охвата составляет 15%, если ее не развивать. Но существуют упражнения, позволяющие растягивать периферийное зрение до 35 процентов», - говорят наши эксперты.

Наверняка тебя не раз упрекали в том, что ты пялишься на особу противоположного пола. А ты видел хоть раз, чтобы в подобном обвиняли девушку? При этом девушки так же часто рассматривают мужчин, как и мы их, но благодаря более развитому от природы периферийному зрению им необязательно делать это в открытую.


Что делать

Как тебе сообщит любая энциклопедия (теперь-то их будешь читать, не боясь толщины, ведь правда?), задняя стенка глазного яблока содержит около 130 миллионов фоторецепторов, обеспечивающих черно-белое зрение, и 7 миллионов конических клеток, отвечающих за восприятие цветов. Источником конических клеток служат Х-хромосомы. У мужчин такая хромосома всего одна, у женщин - две. Поэтому они видят и воспринимают гораздо больше зрительной информации одновременно.

Чтобы хоть как-то исправить эту несправедливость и, в частности, научиться лучше схватывать страницы книги, воспользуйся таблицами Шульте.

Если ты в курсе, что это, сразу переходи к упражнению. Если нет, напомним: смысл состоит в том, чтобы, удерживая внимание в центре квадрата, посчитать в возрастающем порядке все цифры, расположенные в таблице. При этом горизонтальные и вертикальные движения глаз запрещены. В Интернете полно готовых таблиц для тренировки периферийного зрения.

Для начала можешь воспользоваться нашим примером. Зафиксируй взгляд четко в центре квадрата, на единице. Не отрывая от нее взгляда, с помощью периферийного зрения постарайся найти все остальные числа от 2 до 25. После десятка тренировок у тебя начнет получаться, и тогда ты можешь вместо квад­рата 5 на 5 нарисовать 7 на 7, затем 9 на 9 - и так до тех пор, пока не дойдешь до размеров книжной страницы.

Упарженние на всоприяите

По сути, это еще один способ расширить зрительный диапазон. Но помимо тренировки периферийного зрения он улучшает еще и восприятие информации. Читая с карандашом в руках, отметь, сколько слов удается прочесть за один прием. Скорее всего, их количество будет изменяться в зависимости от сложности и структуры текста. «Но чаще всего мозг за каждый присест проглатывает по одному слову, не больше»,- говорит Павел.

Твоя / задача /
попробовать /
расширить / свои /
зрительные рамки /
в этот / момент /
и заставить /
мозг воспринимать /
информацию блоками, /
постоянно увеличивая /
количество
слов, прочитанных /
за одну фиксацию.

Конечно, ты вряд ли сможешь сразу читать по нашей схеме, но со временем у тебя получится. Кстати, чтобы ты вдруг не начал страдать от новых комп­лексов, спешим заметить, что узкое («тоннельное») зрение свойственно всем мужчинам. И помимо чисто физиологической причины у него есть еще и эволюционная. Тебе, как охотнику (гипотетическому), нужно увидеть добычу, проследить за ней и догнать. Часто добыча пробегает на довольно большом расстоянии, и в этот момент ее важно не упустить из поля зрения. Отвлекаться на разных птичек и вывески «Скидки 30%» охотнику при этом нельзя. Неудивительно, что мужчины из-за этого по сей день видят дальше, но уже женщин. Им-то с незапамятных времен приходилось следить, чтобы мамонт не залез на шкаф, а ребенок равномерно пропекся (лучше наоборот).

Сегодня времена изменились, и это дополнительный повод пойти наперекор природе и приучить глаза к новым задачам. Как ты уже понял, они гораздо лучше следят именно за движущимся объектом. Поэтому совет нашего эксперта - взять острую ручку или хорошо заточенный карандаш и вести им под строчкой во время чтения. Ускоряя движен ие ручки, ты заставишь быстрее двигаться глаза и в итоге начнешь быстрее читать текст. Главное - не забывать следить за тем, чтобы ты не перестал понимать и запоминать, что читаешь.

Алогритым заопминаиня


Из десяти произнесенных вслух случайных слов средний человек способен запомнить (по порядку) не более четырех


Если ты внимательно следовал указаниям наших экспертов и тренировался последние две недели, скорость твоего чтения уже увеличилась в несколько раз. Но этого мало. «Наш мозг привык лениться и воспринимать информацию по одному слову, а как только вы обучаетесь технике скорочтения, в голову начинает поступать огромное количество информации в сжатые сроки, объясняет Павел. - Мозг к такому просто не привык. Поэтому вначале вы не можете запомнить все, что прочитали». Чтобы убедиться, что эксперт не пытается тебя унизить, пройди простой тест.

Прочти внимательно этот текст. Но только один раз!

«Шестого марта около Клермон-Феррана произошел занятный случай. Днем груженый состав поезда сошел с рельс при приближении к пакгаузу. В составе поезда было 28 вагонов; в десяти было машинное масло, в двенадцати - виски. Три цистерны с маслом по 40 куб. м и две цистерны с виски были пробиты, и смесь из машинного масла и виски вылилась на шоссейную дорогу, что стало главной причиной падения в реку семитонного грузовика, перевозившего молоко. К счастью, происшествие обошлось без пострадавших.

Теперь ответь на следующие вопросы:

1. Куда направлялся поезд? 2. Каких вагонов было больше - с маслом или с виски? 3. Сколько цистерн с виски было повреждено? 4. Чего больше разлилось - виски или масла? 5. Сколько было всего вагонов? 6. В какое время суток произошло крушение?

Проверь результаты

Если ты смог ответить на все вопросы - поздравляем. Ты от природы обладаешь развитой рельефной памятью, и тренировать ее дальше незачем. Большинство людей, отвлекаясь на цифры, упускают из текстов самую суть. Павла сменяет эксперт Никита - и что же, может, он тебя простит? Нет, он тоже неумолим и советует скорее выработать «алгоритм чтения». «Читайте с карандашом в руках», - говорит Никита, не зная, что это уже советовал на предыдущей странице Павел. «Перед тем как прочесть статью в журнале или страницу книги, обведите все слова, начинающиеся с большой буквы и все цифры в кружочек».

Глупость, казалось бы. Однако теперь, когда ты будешь читать текст, отмеченные факты уже улягутся в голове, и ты сможешь не спотыкаться на них, лучше схватывая контекст.

Повинмаетльнее!


«Чаще всего мы не можем запомнить текст из-за невнимательности, - поделился своей болью Никита. - Но существует отличное упражнение, чтобы это исправить». Вот оно.

Включи погромче телевизор, посмотри на свои часы и сконцентрируйся на секундной стрелке, если она есть (если нет - тебе нужны новые часы). Попробуй следить за ней минуту, не отрываясь и не думая больше ни о чем. «У вас это получится после двух-трех тренировок», - обещает Никита.

Если у тебя действительно получилось, усложни себе задачу.

Раздели внимание на две равные части. Одну часть продолжай фокусировать на стрелке, а вторую - на руках. Думай о руках и о стрелке одновременно. Если тебе и это удалось, переходи к следующей части упражнения.

Теперь удели одну половину внимания секундной стрелке, а другую - абстрактной числовой последовательности. То есть каждую секунду мысленно называй про себя цифры, идущие через один и тот же интервал. Например, если ты выбрал интервал два, считай так: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14... 60, а затем проговори ту же последовательность, но в обратном порядке. «Через несколько тренировок, как только у вас начнет получаться, вы почувствуете в голове два механизма, работающих автономно друг от друга», - уверяет наш эксперт.

Легендарный американец Ким Пик при чтении тратил на страницу текста 4–5 секунд. К концу жизни он помнил наизусть более 12 тысяч книг и карты всех городов и автомагистралей США. А также Мог сказать, на какой день недели приходится любая дата в диапазоне 2000 лет.


«Теперь, следя за секундной стрелкой и проговаривая про себя последовательность, вслух начните напевать или читать какую-нибудь старую, давно знакомую песню или начало стихотворения, четыре-пять строк», - продолжает инструктаж Никита. Сгодится что угодно, от «не лепо ли ны бяшеть, братие, начати старыми словесы» до «два кусочека колбаски».

Таким образом, у тебя будут задействованы сразу три механизма: два речевых (внешнее проговаривание и внутреннее проговаривание) и один визуальный (слежение за стрелкой). «Даже если у вас ничего не будет получаться, сама попытка подобного напряжения существенно повысит способность к концентрации внимания. Тренироваться я рекомендую по 10 минут в день 3–4 дня подряд, а потом делать однодневный перерыв». Это, как ты понял, были слова Никиты.

Особенонсти пеермщенеия

«Когда вы читаете одну строчку, глаза автоматически совершают ненужное движение в момент перескакивания на начало второй.

Это микросекунды, которые практически незаметны, но попробуйте не сразу перескакивать к началу второй строчки, а вначале просмотреть ее слова задом наперед. Просто просмотрите», - советует Никита.

К своему удивлению, ты заметишь, что содержание второй, третьей и так далее строчек начнет гораздо лучше застревать в памяти, ведь эти слова ты уже видел, пусть и задом наперед. Тебе не нужно их проговаривать, остается только еще раз просмотреть.

Зритлеьная паямть


«Как правило, 80% информации к нам поступает через зрение, 15 % - через слух, лишь оставшиеся жалкие 5% - по другим каналам. Конечно, эти пропорции в случае каждого конкретного человека могут меняться, но в целом так», - рассказывает наш эксперт Павел. Поэтому для восприятия текста тебе пригодится фотографическая память, которая обычно дремлет даже у заклятых визуалов.

Для тренировки фотографического зрения возьми любую картинку и за короткий промежуток времени (5–10 секунд) попробуй запомнить 3–4 детали. Затем убери картинку и мысленно воспроизведи образ. Теперь сравни его с оригиналом. Не брани себя за ошибки, а лучше попробуй запомнить еще 2–3 детали, которые не отметил в первый раз. Снова убери картинку и представь ее мысленно. На этот раз образ получится полнее. «Проделывайте упражнение до тех пор, пока не сможете воспроизвести мысленно картинку максимально достоверно», - напутствует наш эксперт. Через некоторое время ты сможешь запоминать с первого раза 7–8 деталей, затем 9–10, и так по нарастающей.

В один прекрасный день ты сможешь играючи схватывать целые куски текста и увязывать их друг с другом или, например, во мгновение ока находить десять отличий в книжках малолетнего племянника.

И псолденее

В зависимости от вида текста (художественное произведение или отчет по работе) будет меняться и скорость чтения. Послушайся наших экспертов: перед чтением реши, в какой степени важен для тебя этот текст и зачем ты его вообще читаешь. Заранее определив круг вопросов и дав самому себе примерные ответы на них (кто убийца, где скрываются тайные кабальные условия контракта), ты начнешь усваивать текст гораздо лучше. «Зафиксируйте ответы на свои же вопросы до чтения, а потом бросайтесь с головой в омут букв. Если информация в тексте будет отличаться от ваших предположений, возникнет шок, эмоциональная встряска, которая поможет все быстрее и лучше усвоить». Удчаи!


Кто есть кто

Не знаем, стоило ли как-то заключать эту статью. Возможно, нужно было вывалить на тебя эту обескураживающую информацию заранее. Так или иначе, по мнению Павла Палагина, важно определить твой основной тип восприятия, то есть понять, кто ты: кинестетик, визуал или аудиал. Это поможет узнать, какой способ запоминания наспех схваченной информации тебе ближе.

Вспомни прямо сейчас, где ты отмечал прошлый Новый год. Если сейчас твой взгляд скользнул:

вверх-налево - ты наверняка представлял себе образы того праздника: зелень хвои, зелень абсента, зелень купленных по дешевке мандаринов. Ты визуал; вниз-вправо - при попытке вспомнить что-либо ты устанавливаешь контакт со своими рецепторами: на пальцах, языке и под ногтями. Приговор - кинестетик; прямо перед собой или в сторону (как бы пытаясь увидеть свое красивое ухо) - ты, судя по всему, пытаешься вызвать в памяти звуковые образы. Аудиал, да.

«Есть и другие тесты, более точные, но их методика слишком сложна, чтобы уместиться в абзац. Если простой тест вам не помог, поищите в Интернете по словам «тест тип восприятия», - советует Павел. - Это необходимо для дальнейших тренировок».

Например, если ты аудиал, старайся при чтении и переваривании информации добавлять к образам звуки (или подставлять разную музыку, как в «Томе и Джерри»). Если визуал, то наполняй образы красками (будто смотришь фильм с выкрученной цветностью). Кинестетикам сложнее всего: им нужно мысленно щупать или жевать объекты - это съедает немало умственных сил.

Простукивание ритма при обучении навыку скорочтения позволяет подавить внутреннее проговаривание слов

Человеческий мозг при простейшем чтении (проговаривании про себя) пропускает через себя речевую информацию. Для избавления от нее недавно вычитал упражнение. Во время чтения следует взять ручку и начать выбивать определенный такт. Такт подобран таким образом, что он не может быть совместим с русской речью.

Важно чтобы сам читающий выбивал его. Первые минуты очень сложно читать с одновременным выстукиванием ритма, но постепенно чтение убыстряется, а внутренний голос затухает. Через 1-3 часа можно столкнуться с таким фактом, что читатель не может вспомнить все прочитанное. Это походит через несколько часов непрерывного чтения подобным образом. Всего же для полного пропадание артикуляции требуется около 20-ти часов чтения подобным образом. Теперь такт(извиняюсь за безграмотность в музыкальном деле, но по другому не могу) 1 2-3 4-5 6 7 8 т.е. раз, раз-раз, раз-раз, раз раз раз. (при этом разница между 1 и 2 примерно 0,5 с, а между 2 и 3 0,05 с. Таким же образом и дальнейшее простукивание) Вот и все высказанное по ентому поводу. До скорого

Ритм Вы можете выдумать сами. Стучать нужно так, чтобы вы не могли ничего читать при этом. Не произносить текст - нельзя! можно его свернуть, т.е. произносить только ключевые слова.

Акртикуляция текстов при чтении. Как увеличить скорость чтения

Артикуляция в скорочтение не самое главное! и попробуйте найти в текстах главную мысль. Зачем быстро читать, если ты правильно не понимаешь текст.

Еще одно из самых грамотных упражнений для подавления артикуляции это либо считать про себя, или в слух от 0 до бесконечности, или рассказывать стих.

Если вы знаете наизусть небольшой кусок "Евгения Онегина", то можно и его. Я

Подумайте о чтении на другом языке, ведь можно освоить язык не зная произношения слов.

Чтобы понять механизм чтения попробуйте почитать на

    украинском

    английском

    немецком (если вы его НЕ знаете)

Следите за собой. Как вы произносите или не произносите слова.

Расширение угла зрения

По поводу скорочтения процесс охватывания всей строчки называется зрением зеленой точки, был он предложен очень давно и заключается в том, что каждый день по 10 минут предлагалось смотреть на лист А4 с зеленой точкой в центре. При этом смотрящий должен быть расслаблен и сосредоточиться только на созерцание листа бумаги.

Ответ2

Чтение можно разделить на два типа

1) это когда нужно узнать что-то новое

22) когда нужно что-то освоить. В первом случаем ещё можно использовать скорочтение, а вот во втором это переходит в пустую трату времени. Если вы читаете книгу чтобы узнать что-то новое то вы в принципе уже знакомы с темой, и большинство терминов используемых в данной литературе уже Вами поняты. Например профессор по физике, вполне может скорочитать какой-нибудь учебник, так-так он действительно знаком с данной темой. Но вот во втором случае когда нужно что-то выучить, вряд ли логично скорочитать, ведь в этом случае большинство встречаемых терминов, не отработаны, плохо понимаются, поэтому в таком случае нужен другой тип чтения, направленный на усвоение материала.

ИИ я думаю что не стоит смешивать мнемо и чтение, ибо мнемо сделано больше для не логичного текста.

Это упражнение на многозадачность. Оно не только увеличивает число Миллера, но и помогает повысить уровень внимательности и скорость мышления. Одной рукой вы придерживаете книгу, читая вслух, а второй рукой – какой вам удобнее – отстукиваете ритм. Если у вас есть музыкальное образование – хотя бы основы – вы быстро освоитесь. Но даже если и нет, при некотором упорстве вы достигните результата уже через несколько попыток. Один мой студент, предприниматель, зовут его Иван, рассердился на себя из-за того, что у него с первого раза ничего не вышло. Попросил неделю перерыва между встречами, чтобы идеально отрепетировать движения руки, отбивающей ритм. Через несколько дней он позвонил мне и сказал, что будет заниматься самостоятельно целый месяц и только потом приступит к следующему этапу обучения. Всем бы такое упорство! Кстати говоря, Иван очень успешный бизнесмен. Видимо, сказывается характер.

Ритм

Вначале читайте вслух под простой ритм наподобие ритма метронома. Оптимален ритм с частотой два удара в секунду. Вы его без труда освоите. Главное – не помогать себе головой при этом, как Мама Лошадь. Одна часть вашего мозга следит за движением руки и правильностью ритма, а другая – за чтением. Представляете, как легко вам будет читать, когда отпадет потребность выстукивать ритм? В каком-то смысле это упражнение напоминает тренировки лыжника, преодолевающего подъем коньковым шагом с мешочками песка – утяжелителями на ногах. Без утяжелителей бежать становится намного легче, как будто гора с плеч падает. Ту же роль выполняют гантели. Не поленитесь и прокачайте свой мозг по полной. Читайте под ритм!

Не нужно проговаривать про себя ритм. Рука должна работать как автономно. Идеально, если интервалы между ударами были одинаковы. При этом динамика вашего чтения не может быть все время постоянной, ведь вы не робот. Будут появляться паузы, в некоторых местах, напротив, скорость чтения возрастёт; иногда мы «подвисаем», задумавшись. Всё это будет

происходить при чтении вслух. А вот руке вашей не позволяйте филонить. Она должна работать над ритмом подобно автомату. Как бы ни менялась скорость проговаривания слов, рука знай, делает свое дело. Я иногда даже советую вообразить красный пульсирующий центр в голове, который управляет рукой по радиосвязи.

Получилось? Уверена, что да. Это относительно просто. Второй этап – усложнение ритма:

Раз, пауза, раз-два!

Раз, пауза, раз-два!

Этот ритм похож на стуки колес поезда. После освоения этого ритма берем более сложный.

Раз, пауза, раз-два-три!

Раз, пауза, раз-два-три!

Возможно, так вам будет понятнее:

Тук, пауза, тук-тук-тук!

Если после просмотра видео вам все равно не понятно, что такое чтение под ритм, объясню иначе. Помните анекдот:

- “Бабка, а ты правда живешь на стадионе?

Да-да-да!

Да-да-да-да!

Патент России № 2109347

А. Ритм выстукивается карандашом, зажатым в пальцах правой руки, по твердой поверхности стола ударами в одну точку. Твердо, уверенно, четко.

Примечание. Левша должен выстукивать ритм одновременно двумя руками, так как у него наблюдается большая зависимость речи от функций обоих полушарий.

Б. Ритм выстукивается активным движением всей руки, а не только кисти. Локоть и кисть не должны лежать на столе.

В. При чтении с одновременным выстукиванием ритма главное – обеспечить непрерывность и правильность рисунка ритма.

Итак, вы разучили ритм. Попробуйте простучать его непрерывно в течение 2–3 мин. Вы не сбиваетесь. Отлично. Теперь проведем простой эксперимент. Начните выстукивать ритм, а затем одновременно с выстукиванием громко читайте вслух начало этой страницы сверху. Что у вас получилось? Вы сбились, читать вслух и одновременно выстукивать ритм – невозможно, это противоречит законам физиологии человека, которые мы разбирали. Теперь снова начните выстукивать и одновременно читайте начало этой страницы, но уже про себя. В этом случае удастся читать, но очень медленно, и трудно понять прочитанное. Это закономерно. Такова особенность этого упражнения.

С какими проблемами вы столкнетесь в процессе выполнения этого упражнения, как преодолеть их, какие фазы, стадии вы пройдете в процессе освоения упражнения «стук‑ритм» – об этом будет подробно рассказано в следующем уроке. А пока обращаем ваше внимание, что освоение упражнения с выстукиванием ритма глубоко индивидуально. Но во всех случаях оно дает положительный результат только при условии правильного его выполнения.

Напоминаем обязательные компоненты правильного выполнения упражнения.

А. Текст читать про себя с одновременным выстукиванием ритма. В целях повышения эффективности упражнения рекомендуем всем учащимся выстукивать ритм при чтении про себя одновременно двумя руками после того, как вы начитаете с одновременным выстукиванием ритма одной рукой 10 часов.

Б. Обязателен постоянный слуховой контроль за правильностью и непрерывностью выстукивания ритма. Представьте себе, вы едете на велосипеде, мотоцикле, автомобиле. Вы уверенно держитесь и управляете своим транспортом. Но все же иногда вы обязательно осматриваете дорогу сзади, в зеркало заднего вида, все ли там в порядке.

Нечто подобное необходимо выполнять и здесь. В перерывах между абзацами текста прислушайтесь к ритму, все ли у вас правильно, а затем, как бы забыв о нем, вновь продолжайте чтение, концентрируя свое внимание на содержании читаемого текста.

Возможны два способа контроля ритма. На первом этапе, когда мы читаем до 10 часов, ставим задачу: ритм‑стук слушать. А затем, на заключительном этапе, мы ставим задачу: ритм‑стук слышать. Что значит слушать? Это значит вслушиваться, в каждый ритмический удар, контролировать каждый ритм. Это оправданно на начальном этапе. Уже после 10 часов, когда у вас вырабатывается автоматизм, вы как бы краем сознания, краем уха контролируете: правильно ли выстукиваете ритм, сосредотачивая внимание на выявлении смысла читаемого текста. Это и есть режим контроля, когда вы ритм слышите.