Болезни Военный билет Призыв

Революция мэйдзи в японии. Гражданская война по-японски

В 1868 г. в Японии произошло событие, которое резко изменило ход исторического развития этой страны. Впервые после XII в. была восстановлена императорская власть. Закончился не просто сегунат Токугава, начавшийся в 1603 г. Рухнула вся система сегуната, просуществовавшая в Японии почти семьсот лет.

Преобразования в Японии

Новое правительство встало на путь реформ и преобразований, которые неузнаваемо изменили облик Японии. Из отсталой средневековой страны она превратилась в современную державу на Дальнем Востоке. Это поистине революционное событие свершилось при жизни одного поколения, на глазах всего изумленного мира. Стремительный рывок Японии до сих пор интересует не только ученых, но и просто любознательных людей.

Из серии Тридцать шесть видов горы Фудзи», 1823-1829. Кацусик о Хокусай (1760-1849). Именно эта серия произведений сделала художника знаменитым, а гора Фудзи стала символом Японии

Кризис сегуната Токугава

В первой половине XIX в. многие государства Европы встали на путь промышленного развития. Япония в отличие от них оставалась отсталой феодальной страной. Верховная власть по-прежнему была в руках военных правителей - сегунов из княжеского рода Токугава. Императорская семья находилась под их контролем и не принимала участия в управлении государством. По-прежнему проводилась политика «закрытия» страны, или изоляции от внешнего мира. Европейские корабли уже давно бороздили моря и океаны, заплывая в самые отдаленные уголки Земли. Японцы же не имели своего флота и располагали лишь небольшими рыбацкими лодками.

Экономическое положение страны с ее 30-миллионным населением было очень тяжелым. Площадь обрабатываемых земель не расширялась, оставаясь такой же, какой была в начале XVIII в. Сбор риса, основного продукта питания, не увеличивался. Рождаемость превышала смертность всего на один процент в год. Страшной трагедией для японцев обернулся неурожай 30-х гг. XIX в.


В результате голода умерло около 1 млн человек. Неудивительно, что крестьянские и городские восстания буквально сотрясали токугавскую Японию. Всего их в первой половине XIX в. произошло около одной тысячи. Народные массы по-своему, по-плебейски, добивались справедливости и лучшей жизни. Разорялись и представители самурайского сословия, в особенности те, которые получали от сегуна и князей мизерные пайки риса за военную службу. Не находя себе применения, самураи бродили по стране в поисках средств к жизни.

При этом они нередко возглавляли выступления крестьянской и городской бедноты. Где, в истории какой еще страны можно встретить подобное?

Формирование антисегунской оппозиции

В этих условиях все больше свою враждебность к сегуну и симпатии к императору стали проявлять князья - высшие представители самурайского сословия. Некоторые из них уже не считались с суровыми указами сегунов о «закрытии» страны и позволяли себе то, чего не могли позволить раньше. Например, втайне от правительства было построено несколько небольших кораблей по европейскому образцу, а также предприятий по производству стекла и железа. Ранее подобные нарушения указа о самоизоляции карались смертной казнью. Теперь же это сходило с рук, потому что сегуны потеряли свое былое влияние и могущество. Многие самураи, в том числе и некоторые князья, все больше задумывались о восстановлении императорской власти и проведении реформ по европейскому образцу. Толчком к их выступлению стало насильственное «открытие» Японии западными державами в 50-х гг. XIX в.

Насильственное «открытие» Японии и его последствия

В середине XIX в. капиталистические державы Запада резко усилили свое давление на Японию. Они настойчиво стремились покончить с самоизоляцией этой страны, которая по-прежнему отказывалась от контактов с иностранными державами. Особенно активными в этом стремлении были Соединенные Штаты Америки и Россия.

Американцы были первыми, кто под угрозой применения силы навязал Японии неравноправные договоры: первый - в 1854 г. и второй - в 1858 г. Их примеру тотчас последовали Англия, Голландия, Франция и Россия. Иностранцы получили право неограниченной торговли, на их товары устанавливались низкие таможенные пошлины.

Европейцы активно вывозили из Японии медь и чай, хлопок и рис, фарфоровые изделия, шелковые ткани и шелксырец, которого не хватало даже для внутреннего потребления. Правительство попыталось ограничить вывоз ценного сырья, но безуспешно.

Свержение сегуната

Патриотически настроенные самураи были недовольны сегуном и иностранцами. Выдвинув лозунг восстановления императорской власти, они объединились вокруг 15-летнего императора Муцухито. В ночь со 2 на 3 января 1868 г. в истории Японии произошло важнейшее событие - был оглашен указ о «реставрации» (восстановлении) императорской власти, упразднении сегуната и учреждении нового правительства. Сегун не подчинился, и в стране разразилась гражданская война. Летом 1869 г. сегун признал себя побежденным. Военно-феодальная система сегуната прекратила свое существование.


Восстановление власти императора вошло в историю под названием «реставрация Мэйдзи». Мэйдзи в переводе с японского означает «просвещенное правление». (Вспомните, где вы уже слышали о нем.) Именно такое название получила эпоха правления императора Муцухито (1868-1912). Иногда эти события называют революцией Мэйдзи.


Муцухито (1852-1912) - первый после свержения сегуната Токугава император Японии. После смерти стал именоваться императором Мэйдзи

Реформы 1868–1873 годов

Свержение сегуната было действительно революционным событием. Реформы 1868- 1873 гг. положили начало превращению Японии из страны феодальной в страну капиталистическую.

Упразднялось деление страны на княжества. Вместо них создавались новые территориально-административные единицы - префектуры, подчинявшиеся императорскому правительству. Было объявлено о ликвидации сословий и равенстве всех перед законом. Привилегии дворянства - самураев отменялись и разрешались браки между лицами разных сословий. Вводилась свободная торговля и свобода передвижения по всей стране. Крестьяне без ограничений могли возделывать любые сельскохозяйственные культуры и заниматься торговлей. Все натуральные налоги заменялись денежными.

Важным преобразованием явилась аграрная реформа. Она устанавливала частную собственность на землю с правом купли-продажи и ее заклада. Большинство крестьян получило небольшие участки в собственность без выкупных платежей. Однако высокий налог на землю привел к быстрому разорению мелкого и среднего крестьянства. К концу XIX в. около 70 % крестьян лишились своей земли и стали арендаторами. От аграрной реформы больше всех выиграли деревенские богачи, городские торговцы и ростовщики, превратившиеся в помещиков.

Огромные последствия для Японии имела военная реформа. Самурайские ополчения были преобразованы в регулярную армию, которая подчинялась императорскому правительству и комплектовалась на основе всеобщей воинской повинности. Руководящую роль в армии играли самураи. Только они имели право назначаться на офицерские должности. В основу воспитания солдат и офицеров был положен кодекс чести самурая - бусидо (путь воина). Все это придавало японской армии особенно воинственный и агрессивный характер.


Реформы 1868-1873 гг. были умеренными и носили буржуазный характер. Их значение заключалось в том, что они открывали дорогу капиталистическому развитию Японии.

Японская вежливость

Японцы, даже мои друзья, не говорят - нет, этого не допускают их традиции,- и когда надо сказать - нет, они не понимают и не слышат меня. (Борис Пильняк, 1927)

На Западе люди либо говорят вам правду, либо лгут. Японцы же почти никогда не лгут, однако им никогда не придет в голову говорить вам правду. (Боб Данхэм, 1964)

Одна из основных черт японского национального характера - вежливость. Правила вежливого поведения сложились в далекие средневековые времена. Их нарушение всегда считалось в Японии тягчайшим преступлением. Следы этой древней традиции и доныне сохраняются в поведении японцев.

Капитан российского флота В. М. Головнин, находившийся в плену у японцев в, 1811-1813 гг., отмечал в своих «Записках»:

«В обхождении японцы всякого состояния чрезвычайно учтивы: вежливость, с какою они обращаются между собою, показывает истинное просвещение сего народа. Мы жили с японцами, которые были не из лучшего состояния, но никогда не видали, чтоб они бранились или ссорились между собой. Горячо спорить почитается у японцев за великую неблагопристойность и грубость; мнения свои они всегда предлагают учтивым образом со многими извинениями и со знаками недоверчивости к своим собственным суждениям, а возражений никогда ни на что открыто не делают, но всегда обиняками и по большей части примерами и сравнениями».

И действительно, в разговоре японцы всячески обходят или сглаживают острые углы, избегают прямых утверждений, способных задеть чье-либо самолюбие. Не приемлют они излишней откровенности, прямолинейной манеры общения. В речи стремятся себя принизить, а собеседника возвысить. Нередко используют выражения, которые можно истолковать и как «да» и как «нет». Вежливость речи ценится выше ее доступности. Ведь важна не столько правдивость, сколько осмотрительность и учтивость. Поэтому средством общения часто становится молчание, которое бывает красноречивее слов. Особенно избегают японцы употребления слов «нет», «не могу», «не знаю». Даже отказываясь от второй чашки чаю, гость вместо «нет, спасибо» использует выражение, обозначающее: «мне уже и так приятно». Большой знаток Японии журналист Всеволод Овчинников подметил в своей книге «Ветка сакуры»: «Вежливость японцев подобна смирительной рубашке, стесняющей словесное общение между людьми».

Первый российский консул в Японии

Одним из основателей российского японоведения является наш земляк Иосиф Антонович Гошкевич (1814-1872) . Он родился на Минщине в семье священника. В 1839 г. закончил Петербургскую духовную академию и был отправлен в составе Русской духовной миссии в Пекин. Там он изучал культуру Китая, китайский, корейский и японский языки. С его участием был заключен русско-японский договор 1855 г. В 1858 г. И. А. Гошкевич назначается русским консулом в Японию. Он стал первым из иностранцев, которому разрешили посетить внутренние районы Японии и двор сегуна в Эдо (нынешний Токио). В 1865 г. Гошкевич вернулся с семьей на родину и жил в поместье Мали (ныне Островецкий район), где продолжал заниматься филологией. Им был издан первый в России «Японо-русский словарь», отмеченный премией Петербургской Академии наук. Его именем назван залив в Северной Корее (Чосанман).

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

Хоть соотечественники и обожествляли императора Японии, на деле он был номинальной фигурой. Реальная власть принадлежала полководцу — сёгуну. И более 200 лет Японией правил клан Токугава. Императоры же посвящали себя изучению наук и искусств, а также соблюдению обрядов, которые были призваны защищать страну. Дворец они практически никогда не покидали и о реальной жизни своих подданных знали мало. Между тем, в середине XIX века Японии грозило превращение в полуколонию из-за заключенных торговых договоров с европейцами. Япония отставала от Старого Света в военном, экономическом и социальном плане, а действия правительства сёгуна вызывали все большее недовольство элит.

Сёгун Токугава Ёсинобу

Радикальные реформы в Японии начались «сверху»

Тогда последний сёгун Ёсинобу нашел выход в том, что вернул реальные полномочия императору. В 1867 году власть перешла к 15-летнему императору Муцухито. Время его правления получило название Мэйдзи или «эпоха реформ». Ёсинобу не ожидал получить от юного монарха и его сторонников реальный отпор. Сёгун полагал, что формальное отстранение позволит его клану Токугава сохранить власть. Но новое правительство, состоявшее из противников Ёсинобу, от имени императора упразднило сёгунат, а сёгуна лишило земель и всех титулов. Он удалился из Киото и стал собирать армию. В Японии началась гражданская война. Продлилась она чуть более года, не повлекла за собой больших жертв и закончилась поражением сторонников сёгуната. Кстати, сам Ёсинобу не особо пострадал — его заключили под домашний арест, который впрочем потом сняли, ему вернули ряд привилегий, а в 1902 году даже пожаловали титул герцога и дали место в парламенте. Свои последние годы бывший сёгун посвятил фотографии, игре в го, стрельбе из лука, езде на велосипеде и охоте.


16-летний император в пути из Киото в Токио

Император Муцухито уже через три месяца своего правления объявил программу, которая и послужила началом кардинальных перемен в жизни Японии. Программа получила название «Клятвы пяти пунктов» и гласила:

1. Мы будем созывать совещания и управлять народом, считаясь с общественным мнением.

2. Люди высших и низших классов, без различия, будут единодушны во всех предприятиях.

3. Обращение с гражданскими и военными чинами будет таково, что они смогут выполнять свои обязанности, не испытывая неудовольствия.

4. Отжившие методы и обычаи будут уничтожены, и нация пойдет по великому Пути Неба и Земли.

5. Познания будут заимствоваться у всех наций мира, и Империя достигнет высшей степени расцвета.

Новым для Японии была не только программа правителя, но и его поведение. Император стал появляться на публике, покинул дворец, чтобы лично возглавить войско, путешествовал по стране. В 1868 году он переименовал город Эдо в Токио («восточная столица»), а 15 октября был коронован в Киото. После церемонии и провозглашения новой эпохи Муцухито отправился в Токио и, встречаясь с населением, щедро угощал их сакэ. В 1889 году Токио был провозглашен столицей.


Молодой император Мэйдзи с иностранными представителями

Теперь правителю предстояло заняться изменениями в стране, чтобы она могла конкурировать с европейскими государствами. Управлял Японией государственный совет министров, был введен пост премьер-министра. Император присутствовал на заседаниях, но редко выступал, доверяя своим подчиненным. Кроме сёгуната была упразднена и прежняя система административного деления. Вместо княжеств вводились 72 префектуры. Князья (даймё) должны были отдать земли императору добровольно, в противном случае их отнимали силой.

Во второй половине XIX века Япония выбрала путь вестернизации

В 1868 году были уничтожены цехи и гильдии, японцам предоставили свободу выбирать себе профессию. Население могло беспрепятственно передвигаться по стране, вводилось равенство всех сословий перед законом, устанавливался единый поземельный налог, армия стала перестраиваться на европейский манер. Бывшие княжеские войска, состоявшие из самураев, теперь подчинялись военному министру, милитаризация страны шла быстрыми темпами, вводилась всеобщая воинская повинность для мужчин, достигших 20 лет. Отдельно от армии была организована полиция.

Развивалось сообщение внутри страны, была построена первая железная дорога между Токио и Иокагамой, между этими же городами в 1877 году была проведена телефонная линия. В Японии приняли закон об образовании, который вводил школы по французскому и немецкому образцу, — теперь мальчики и девочки учились вместе. В Японии открывались университеты, создавались педагогические институты. Была проведена земельная и налоговые реформы, полным ходом шла индустриализация.


Аллегория борьбы нового и старого, картина около 1870 года

Жизнь японцев изменилась. На смену деревянным домам пришли каменные, появилась мода на европейскую жизнь и стиль одежды. В 1872 году Япония перешла на григорианский календарь. В крупных городах возникали газеты и журналы. Япония развивалась и обретала могущество, постепенно она стала требовать пересмотра ранее заключенных кабальных торговых договоров на международной арене. Закономерным итогом многочисленных реформ правительства Мэйдзи стал проект Конституции. Документ не только определял статус императора и органов власти, но также закреплял перечень прав и свобод обычных граждан. .


Император на заседании парламента

Эпоха Мэйдзи оказалась для Японии переломной. Из отсталой аграрной страны империя превратилась в государство, которое могло конкурировать с европейскими державами на равных и даже диктовать свои условия. Мэйдзи заложил путь развития страны вплоть до Второй мировой войны. Все это стало возможным благодаря руководству императора Муцухито. Он скончался 30 июля 1912 года и лучше всего о нем написала газета «Нью-Йорк Таймс», охарактеризовав итоги революции и всех последующих лет: «Контраст между тем, что шло впереди похоронной повозки, и тем, что шло позади неё, был действительно поразительным. Перед ней шла старая Япония, за ней — новая Япония».

Сёгун () - в японской истории так назывались люди, которые реально (в отличие от императорского двора в Киото) управляли Японией большую часть времени с 1192 года до периода Мэйдзи, начавшегося в 1868 году. Правительство сёгуна называлось сёгунатом , или бакуфу ().

Слово «сёгун» - это заимствованное из китайского языка слово «цзянцзюнь» (, jingjn, "генерал"). «Цзян» («сё») по-китайски означает «держать в руке», «руководить», а «цзюнь» («гун») - «войско», «армия». Таким образом, «сёгун» - это «полководец», «командующий». Согласно «Японской исторической энциклопедии» («Кокуси дайдзитэн»), понятие «сёгун» определяется как «полководец, по приказу Императора становящийся во главе войска, которое подавляет какой-либо бунт или усмиряет варваров».

Однако в более позднее время «сёгун» - это не просто титул полководца, временно поставленного во главе какой-либо армии, а сокращение от более пространного титула - сэйи-тайсёгун (). Слово тайсёгун («главнокомандующий») первоначально означало полководца, командующего тремя армиями, каждая из которых управлялась простым сёгуном, но впоследствии стало обозначать любого командира, стоящего во главе самостоятельно действующей армии. Что же касается определения сэйи , то сэй означает «бить», «карать», а и () - это «человек, вооруженный луком» (в этом иероглифе можно разглядеть человека с натянутым луком), то есть «дикарь», «варвар». Японцы обозначали этим иероглифом эдзо (они же эмиси или эбису ) - дикие племена, жившие на северо-востоке Японии. Походы против северо-восточных варваров начались в Японии ещё в глубокой древности, при императоре Кэйко (71-130 годы). В VIII веке появилось официальное звание сэйи-тайсёгун ; оно присваивалось полководцу, которому поручалось возглавить поход против северо-восточных варваров. Впервые это звание было присвоено в 794 году Отомо но Отомаро. К началу X века эдзо были сильно ослаблены и перестали угрожать государству; походы против них прекратились, и назначать сэйи-тайсёгунов перестали. В течение некоторого времени это звание было как бы забыто и не использовалось, однако через некоторое время оно снова возникло, приобретя совершенно иной смысл.

В XII веке императорская власть в Японии сильно ослабела и фактически над страной властвовал то один, то другой выдвинувшийся род. В конце этого столетия власть над страной оспаривали друг у друга два рода: Тайра и Минамото. В 1184 году решительный перевес оказался на стороне клана Минамото, один из представителей которого, Минамото Ёсинака, вступил во главе многочисленной армии в Киото, тогдашнюю столицу Япония, откуда клан Тайра бежал с остатками своих приверженцев на юг. Тогда фактическая власть над страной почти целиком очутилась в руках рода Минамото и лично Минамото Ёсинака, в распоряжении которого была собственная сильная армия. Де-факто Ёсинака был полным хозяином своего войска, но де-юре он все же был самозванцем, полномочия которого не были санкционированы императорской властью. Поэтому в том же 1184 году он добился того, что император пожаловал ему титул сэйи-тайсёгун . К тому времени это звание уже не имело никакого отношения к походам против эдзо, которых, между прочим, было немало в армии того же Ёсинака. Дело было в другом. Походы против эдзо были связаны с громадным напряжением ресурсов государства и зачастую требовали сбора всей наличной военной силы страны, собирателем и распорядителем которой и становился сэйи-тайсёгун . Став сэйи-тайсёгуном , Ёсинака монополизировал право собирать войска и распоряжаться ими и тем самым исключил возможность появления в стране равного ему по силе противника.

Тем не менее, его двоюродный брат Минамото Ёритомо сумел собрать собственную, преданную ему армию, с помощью которой он уничтожил Ёсинака. Затем он покончил с остатками клана Тайра и предпринял поход против областей Муцу и Дэва, населенных уже замиренными эдзо, но ещё пользующимися некоторой самостоятельностью. После этого Ёритомо стал единоличным фактическим правителем всей страны. Однако ему также, чтобы не выглядеть самозванцем, необходима была санкция императора, поэтому Ёритомо потребовал и в 1192 году получил звание сэйи-тайсёгун , предлогом для чего и мог служить его поход против областей, населенных преимузщественно эдзо. С этого времени сэйи-тайсёгун (или просто сёгун ) из временного военного звания превратилось в постоянный и притом передаваемый по наследству титул фактического военного правителя страны.

Начиная с основания сёгуната в 1192 году и до его падения в 1867 году (то есть в течение почти семи столетий) титул сэйи-тайсёгун был наследственно-родовым, хотя формально и жаловался всегда императором. За семь веков существования титула сэйи-тайсёгун его носителями были несколько кланов:

Камакурский сёгунат - Камакура бакуфу (1192-1333)

Клан Минамото - 1192-1210 гг., 3 сёгуна

Клан Фудзивара - 1226-1252 гг., 2 сёгуна

Императорские принцы (синно) - 1252-1333 гг., 4 сёгуна

Киотский сёгунат - Муромати бакуфу (1338-1573)

Клан Асикага - 1338-1573, 16 сёгунов

Эдоский сёгунат - Эдо бакуфу (1603-1867)

Клан Токугава - 1603-1867, 15 сёгунов

В период с 1573 года по 1603 год в течение тридцати лет сёгунов не было, а страной управляли Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси. Они были такими же полновластными властителями, как и бывшие до них сёгуны, однако не получили титула сэйи-тайсёгун в силу сложившегося в то время представления, что сёгуны могут быть исключительно из рода Минамото.
Список сэйи-тайсёгунов

1 Отомо но Отомаро 793-794
2 Саканоуэ но Тамурамаро 797-804
- Бунъя но Ватамаро 811 сэйи-сёгун
- Фудзивара но Тадабуми 940 предположительно
3 Минамото но Ёсинака 1184
4 (1) Минамото но Ёритомо 1192-1199 В 1195 г. предположительно отказался от титула
5 (2) Минамото но Ёрииэ 1202-1203
6 (3) Минамото но Санэтомо 1203-1219
7 (4) Фудзивара но Ёриннэ 1226-1244 сёгуны-регенты Фудзивара
8 (5) Фудзивара но Ёрицугу 1244-1252
9 (6) Принц Мунэтака 1252-1266 сёгуны-принцы
10 (7) Принц Корэясу 1266-1289
11 (8) Принц Хисааки 1289-1308
12 (9) Принц Морикуни 1308-1333
13 Принц Мориёси 1333
14 Принц Нариёси 1335-1336
15 (1) Асикага Такаудзи 1338-1358
16 (2) Асикага Ёсиакира 1358-1367
17 (3) Асикага Ёсимицу 1367-1394 Одновременно садайдзин (левый министр), впоследствии дайдзё-дайдзин (верховный канцлер)
18 (4) Асикага Ёсимоти 1394-1423
19 (5) Асикага Ёсикадзу 1423-1425
20 (6) Асикага Ёсинори 1429-1441
21 (7) Асикага Ёсикацу 1442-1443
22 (8) Асикага Ёсимаса 1449-1473
23 (9) Асикага Ёсихиса 1473-1489
24 (10) Асикага Ёсики 1490-1493
25 (11) Асикага Ёсидзуми 1494-1508
26 (10) Асикага Ёсики 1508-1521 повторно
27 (12) Асикага Ёсихару 1521-1546
28 (13) Асикага Ёситэру 1546-1565
29 (14) Асикага Ёсихидэ 1568
30 (15) Асикага Ёсиаки 1568-1573
31 (1) Токугава Иэясу 1603-1605
32 (2) Токугава Хидэтада 1605-1623
33 (3) Токугава Иэмицу 1623-1651
34 (4) Токугава Иэцуна 1651-1680
35 (5) Токугава Цунаёси 1680-1709
36 (6) Токугава Иэнобу 1709-1712
37 (7) Токугава Иэцугу 1712-1716
38 (8) Токугава Ёсимунэ 1716-1745
39 (9) Токугава Иэсигэ 1745-1760
40 (10) Токугава Иэхару 1760-1786
41 (11) Токугава Иэнари 1787-1837
42 (12) Токугава Иэёси 1837-1853
43 (13) Токугава Иэсада 1853-1858
44 (14) Токугава Иэмоти 1858-1866
45 (15) Токугава Ёсинобу 1866-1867 Одновременно найдайдзин - хранитель печати

Мэйдзи исин – «новое правление» или «реставрация» - незавершенная буржуазная революция. Реставрация – т.к. режим бакуфо свергли.

Причины Мэйдзи исин. Рост недовольства начинается от длительной политики изоляции длительного мира. За вот это длительное время в обществе растут противоречия. В частности, богатые не имели никаких гарантий и прав собственности. Купечество становится самым богатым, но при этом не имело прав. Предпосылки – восстания, крестьянские восстания, рисовый бунт и военных конфликтах – все это развивается с к.18в. На эти годы приходилось по 10-12 восстаний в год. Это очень много… в отдельных княжествах и эту цифру превышали - порядка 26 восстаний. До открытия они углубляют кризис и затем станут катализатором. Накануне открытия сложились все социально-политические силы. Восстания явились причиной реформы темпо. Реформы темпо – это последний клапан… последний шаг, чтобы спасти Японию от революции. Но они неудачны. Япония неизбежно встает на путь перемен. Начали экономить вовсю. Издали указ о крестьянах. Все реформы пытались укрепить сословные рамки, которые в это время трещали по швам.

ü В Эдо создают кредитную контору, а горожан обложили дополнительными налогами. Многие дайме погрязли в долгах. Решили простить им половину, а другую разрешили возвращать без процентов.

ü Роспуск кабунаками – указ вызвал недовольство купечества. Они хотели поправить свое положение. В сущности, это был указ о сосредоточении земель вокруг бакуфо: в радиусе 40 км собрали земли (ранее земли бакуфо были разбросаны по всей Японии). Многие обменяли на новые. Т.к. старые земли – почвы истощились. Т.о. укреплялось экономическое и политическое положение бакуфо. Но некоторые земли принадлежали даймё .

ü Однако вскоре добились отмены приказа. Все это привело к восстаниям. Правительство бакуфо на пути к катастрофе.

Одновременно с реформами проводили выходцы из бакуфо. Они были провинциальные низкоранговое самурайство. У них не было земли. Их положение ухудшилось, и оно способствовало их политизации. Их недовольство должностями, которые долгое время передавались по наследству, ранее было терпимо.когда денег хватало. Но сейчас они – нищета, это приводит к бунту. Теперь они рвутся к административному управлению. В ход шел любой повод. Вот эта борьба предоставляет отличную возможность. Сейчас включаются широкие самурайские слои. Ввиду причин распространения реформации самурайства, можно наблюдать отход самурая от сословных условностей и традиций, чтобы прокормить семью они продают свои мечи и делают корзины для сверчков, чтобы прокормиться. Их доход 5 коку риса. Они были голодные, но привилегиями своими поступить не могли: «самурай, не пообедав, важно держит зубочистку во рту». Вот эта японская поговорка берет начало с этих времен. Вообще для японца важно быть самураем. Быть самураем, значить выйти из крестьян, выйти в люди.



Период бакумацу – последний период правительства бакуфо. Он начинается с к.18в. (другие считают, что началось в середине 19в.. когда были заключены неравноправные договоры). В этот период выковывается новая аристократия. Антисёгунские настроения появились до открытия Японии. Открытия стало лишь катализатором.Школы: Нитто и Кокугаку – школы национальной исторической науки. Возникла еще в 17в. как реакция на реформы Токугава. Представители этих школ активно собирали японский фольклор, предания, мифы, литературные памятники. Все это делалось с целью показать, что император – единственный источник власти. Власть же сёгуна была скомпрометирована. В это же время создаются японские анналы, чтобы все это документально подтвердить. Существование династии. Есть еще момент – школы выступают за возрождение синто как подлинно японского духа, в то время как официальная религия Токугава – конфуцианство. Все это показывает, что школы против всего иностранного (в данном случае всего китайского). Этих ученых арестовывали и ссылали, многих приговаривали к харакири. Лозунг обозначался как «сонно» - почитание императора. Император сидит в Киото и не высовывается. «Сонно» с к.18в. оформляется. В последние годы правления Токугава, когда Япония открылась. Лозунги выходят из кабинетов.

Оппозиция растет. Ситуация в каждом княжестве отражает ситуацию в стране. С 1857г. на 1 место выходят внешнеполитические проблемы. Правительство сегуна стало проводить «политику заплат». В этой сложной ситуации глава бакуфо стал советоваться, докладывать куге(это родственники императора, императорский двор). Укрепление связей. Теперь взят курс на сотрудничество. Сёгунат так хотел, укрепить фундамент. Но куге теперь вмешивается в политику, а это уже приводит выдвижению сильных княжеств в центре. Все это приводит к росту политической борьбы. Вот здесь возникает обратный эффект. Они хотели роста авторитета и самим укрепиться. Но это восприняли как слабость бакуфо. Политика раскрытия чиновников вызывает критику. Антитокугавская коалиция вызывает лозунг «изгоним варваров». Борьба между сторонниками и противниками открытия. Но не стоит забывать, что это было открытие ради закрытия. Договор о дружбе – уступка Гонконга. Надо понимать, что и те, и те проводили одну и ту же политику, только тактика у них разная. У них была тактика успокоения основанная на обмане. Эта борьба отразилась на положении куге. Накапливая политический опыт, куге становится активным, но они были отстранены долгое время. Они разделились на сторонников и противников передышки. Итак, в целом. Сформировалось три политические силы:

1. Куге – они желали вернуться к власти.

2. Дайме: татдзама – посторонние князья – располагались ЮЗ княжества вдали от куге. Фудза – сторонники князя. Между ними борьба. Многие князья поддерживали лозунг изгнания варваров, пытались либо влиять на куге, либо избавиться.

3. Правительство сёгуна – они пытались использовать авторитет императора.

Это была борьба за власть. К этому времени многие куге были вынуждены заниматься. Вот это тяжкое положение куге. Все три силы пытаются использовать авторитет императора. В итоге Киото становится политическим центром. Ведущую роль стали играть княжества. Военное могущество княжества опиралось на дружины, а это требует огромных средств. Таяма Сидеки считает, что очень преувеличено развитие. Он установил контроль. Это прежде всего доходы промышленности (за счет дешевого рабского труда, который явно не согласуется с развитием капитализма) + прибыль от контрабанд – все это мало относится к капитализму. Безусловно, были сильные княжества в экономической силе. Здесь был очень жесткий феодальный режим. И княжество: самураи = 30% (это очень много! В 5 раз больше, чем надо). Развитие Японии шло не за счет капитализма, а за счет эксплуатации. Весь сельскохозяйственный процесс находился под жестким контролем самураев, а они в свою очередь пытались освободиться от контроля свыше. ЮЗ княжества Татзама и даймё – их главная цель – власть, но снимать феодальные пережитки или противостоять сторонникам правительства они не собирались.

В 1858г. толчком к открытой борьбе двух сил послужил вопрос сёгуна. Центр тяжести – верх одержали сторонники бакуфо. Но это лишь вначале. Они были вынуждены под дулом пушек подписать неравноправные договоры, это обостряет ситуацию. Начинается вывоз чая. Рост цен распространился и на другие предметы необходимости. Стали покупать более дешевые. Вот сейчас начинается генезис капитализма в Японии.

Подписание торговых договоров с Америкой (распространился и на благоприятствуемые страны – Англию и Францию). Если раньше борьба охватывала элиты, то теперь она спускается в низы. Их представители – низкоранговое даймё – движение дзюн (патриоты).

В отношение иностранцев: мелкие пакости – нападают, громят, многих убивают – убили 2х русских моряков. Иностранцу в Японии очень тяжко. Но патриоты стали нападать и на своих – на купцов, чиновников – всех тех, кто сотрудничал с варварами. Всех тех, кто поддерживал патриотов карали. Куге лишали чинов, у даймё отбирали должности. Патриотов же приговаривали к харакири. Это были настоящие репрессии! Убили около 100 человек. (Бля, незнакомы они с нашим Сталиным….). После убийства канцлера бакуфо проводит политику согласия. Теперь экономическая политика рубит сук, на котором сидит Япония. Режиму сёгуната приказали долго жить. Экономика также разрушает и традиционный строй. Страна на грани подчинения варварам. Голод и нищета. Активизируется агитация против бакуфо - оказывает сильное воздействие. Экономика Японии начинает приспосабливаться к открытию. В деревне усиливаются позиции зажиточных крестьян, помещиков. Теперь все наоборот. Бакуфо стремится к закрытию, но помещикам такая политика теперь выгодна, они поняли, что на ней можно неплохо заработать, они стремятся к открытию. К началу 1863г движение достигло своего апогея. Некоторые исследователи характеризуют как государственный переворот.. силы княжества Сацумо разгромили движение ниши.

Даймё и низшие самураи по-разному понимали лозунг императора. Самурайство более радикально настроенное хотели реставрации императорской власти на развалинах бакуфо. Князья решили устранить бакуфо. Было издано два императорских указа. Сначала вошел указ об изгнании варваров. Затем это движение дзюи было санкционировано. Спустя незначительное время, которое они отпустили, чтобы патриоты приступили к исполнению первого указа. Княжество тюсю немедленно начали исполнять указ. Все патриоты были объявлены мятежниками. Император подтвердил, что указ не был настоящим. В итоге руководство перешло в руки это го сторонника. Бакуфо начало питать надежду на восстановление. Бакуфо и князья поменялись местами. Князья начинают настаивать на открытии страны, но пять же с целью изгнания варваров. Пока бакуфо проводило политику стран. После события 1863, когда японцы обстреляли иностранные корабли, Англия решила изменить тактику. Пока правительство бакуфо проводили политику уступок. Они потребовали от сегуна и князя сацумо в августе 1863 в Симоно-секе открыли огонь в ответ предприняли бомбардировки в ответ. Англия, Франция, США и Голландия в ответ показали свои силы. В движении сонно-дзюи в 1863-1864 был сделан переворот в борьбе за свержение бакуфо. Лозунг Сонно остается на вооружении. Англия в этой борьбе стала на сторону княжества тюсю. А французы сделали ставку на сегуна.

Антисегунская коалиция не была однородной. Несегунская коалиция не была однородной. Там можно выделить два основных течения. Их объединяла вся антисегунская коалиция. Они боролись между собой и против бакуфо. Они выдвигали лозунги политического объединения страны. Их поддерживали богатые купцы и зажиточные крестьянства. Во главе течения княжество Сацумо. Сторонники другого течения, считали, что сегун дб добровольно отказаться от власти и передать ее императору. А все государственные дела будут решаться с представительным дворянским органом. Это течение принадлежало высшим княжеским дайме.

Летом в замке умирает сегун и сегуном становится бывший его опекун Кэйке. Страну охватывают массовые беспорядки. Массовые беспорядки распространяли слухи. Противники сегуна использовали эти беспорядки. Военные столкновения становятся неизбежным. Открытой борьбы между ними не велось. В к.1866 умирает император Кэмэй который поддерживал совместное управление дайме и императора. Он умер от оспы. Муцухито не мог выступить ни сторонником, ни противником течения. Было распространено мнение – кто держал эту драгоценность (императора), тот управлял страной. А тот, кто ее утратит. Тот мятежник государства. Сама драгоценность никого не интересовала. Настоящей борьбы между этими. а вассалы дома Токугава еще продолжали сопротивляться. В конце концов эта борьба завершилась победой. Сацумо оказалось хитрей. Сначала Кэйке вручили меморандум с передачей власти. Одновременно Сацумо добилось получения указов. Императорский указ был необычный. Он был не скреплен печатями, имена которых значились документами. Т.е. не была доказана ни подлинность ничего. Кэйке добровольно возвратил власть императору. Издали императорский рескрипт. Но должность сегуна еще сохранялась.

3 января обнародовали манифест «возвращение власти императору обещалось, что весь народ будет участвовать в обсуждении. После реставрации. Здесь княжество Сацумо предъявляло этот липовый указ. Противники сегуна, воспользовавшись указом». Вот это они пережить не могли. Вопросы решались военным путем. Власть его была еще сильна и в двух битвах его войска были сильны В мае 1869г. корабли императорского правительства захватили хокадато и ликвидировали. Вся эта борьба закончилась восстановлением императорской власти. Поэтому говорят революция 1867-1868гг. наступает период правления с 1868 по 1912 называют период правления Мэйдзи. Оно характеризовалось бурными переменами в жизни в ближайшие 20 лет.

Всего за период после реставрации можно насчитать более 800 указов. Первое десятилетие было отмечено самым большим количеством. В дальнейшем каждое десятилетие ознаменовывалось каждым десятком. Менялось и содержание указов. Многие рескрипты были посвящены конкретным и практическим делам страны. Император отмечал начало жд строительства между Токио и Тадамом. Император принимал самое активное участие. А уже с к.70-х все становится на круги своя. Они перестают быть связанными напрямую. Официальная пропаганда концентрировала усилия как верховного главнокомандующего. В начале, Мэйдзи – персональное участие императора сделало личность императора, сделало начало грандиозного направления нового – исин. Т.е. он выдвинул народ из отсталости. Император подавал личный пример своим подданным. Он первый обрезал косу. Начальные годы Мэйдзи и характеризуются открытием страны, и модернизация осуществлялась под лозунгом европеизации. По-японски это отход от Азии. Правительство номинально возглавлялось императором, никто передавать в руки власть императору. Участники свержения бакуфо желали, чтобы. Оппозиционеры хотели избавиться от сегуната. Они превратили Киото в задний двор. Преданность императору была залогом успеха будущих реформ. Новое правительство, сформированное в 1868г. провозгласило политику модернизации. В первые дни после реставрации была возвышение авторитета императора.

Необходимы были меры. Его нужно было превратить в первосвященника национальных пышных церемоний. В одном из первых указов нового правительства был провозглашен возврат. Соединение религии и политики. Он провел священнослужение, где сказал, что все важные решения будут принимать после широкого обсуждения, а дурные обычаи прошлого будут забыты. Император поклялся перед божествами – хартия клятвенных обещаний:

1. Дб созвано совещательное собрание и все госуд вопросы будут выносится на обсуждение

2. Всеми силами. Все военные и гражданские чиновники будут иметь возможность исполнять.

3. Все действия будут соответствовать принципам международного права

4. Знания будут приобретаться по всему миру, тем самым, способствуя развития фундамента государства.

После этого появился титул Мэйдзи. Клятва императорская – это клятва в присутствии придворной аристократии дайме. Нередко эту клятву рассматривают как источник конституционных методов. Император как живой бог провозглашался равным с великой богиней Аматерасу. Общественное мнение Японии -страна может объединиться только вокруг императора. В мае 1868г был издан декрет, который иногда называют конституцией правительства Мэйдзи. Был создан госуд совет, состоящий из 7 ведомостей: администрации, религии, финансов, военных дел, юстиции и консультативный совет.

Этот декрет лишал дайме возможности вступать в связи с другими дайме и др. Родилась парламентская система и принцип выборности чиновников. В верхней палате могу быть представители куге и дайме, а низшая - из нижних дайме и рыцарей. Декрет не предусматривал участие других сословий в правительстве. Но даже в таком ограниченном виде политика существовала не долго. И спустя полгода результативный совет был упрощен. Завершение военной компании явилась переломным моментом. Княжеские самураи возвращаются в свои княжества. Их военная мощь резко возросла. Они хотят вернуться к прежнему положению, независимому от центрального положения. Усиление военной мощи княжеств не означало усиление их политической власти. Новое правительство дб предпринять кл усилия, чтобы подчинить и объединит страну. И правительство решило ограничить численность княжеских войск. Сложился своеобразный политический кризис, сопровождавшийся крестьянскими восстаниями. Преодолеть этот кризис мб только объединением страны и объединением власти. Была задача упразднить феодальные княжества. Эта задача решалась в рамках административной реформы. Распространение осуществлялось очень осторожно.

Реформы Мэйдзи (1868-1873 гг.).

Ко времени реформ сложился своеобразный политический кризис, сопровождавшийся крестьянскими восстаниями. Преодолеть этот кризис мб только объединением страны и объединением власти. Была задача упразднить феодальные княжества. Эта задача решалась в рамках административной реформы. Распространение осуществлялось очень осторожно.

Административная реформа. Объединение страны под скипетром Токугава. Когда появилась необходимость объединить власть. В декабре 1868г. после капитуляции северных княжеств был введена новая система управления. Ее главная особенность – унификация. Они пытались свести единую для всех систему управления. Устанавливались посты управителя и советника. Все основные функции переходили от преданных представители княжеств дб присутствовать. Было создано бюро. Они дб доносить до населения княжества указы с другой стороны княжеские проблемы до императора. Правительство пыталось убедить императора, введя систему советников. Т.е. был установлен своеобразный контроль над княжеской администрацией. Затем император объявил, что все дайме дб вернуть ему документы дающие право на владение землями. Сначала главы четырех княжеств после того как и были обещаны щедрые компенсации решили подать пример все и добровольно подали петиции о возвращении прав своему императору. Император все эти просьбы удовлетворил и назначил всех дайме губернаторами. И вот тут станет проводить реорганизацию. Эта палата превратилась в орган императорских распоряжений. Устанавливал из жалования риса – очень высокая - десятая часть. Определялись военные расходы, оплату самураев и т.д. все это централизовано. Отменялась градация рыцарей. Изменилась система выплаты жалований княжеским самураям. Одновременно в каждом княжестве вводилась система духовного княжества. И были учреждены должности проповедников. Только тут уже решающий ура был нанесен 1871г., когда княжества устранялись и вместо них создавались префектуры. Это четыре добровольца не желали.

Император созвал всех в Токио (бывший Эдо) и отдал приказ о ликвидации княжеств. Многие княжества в то время нуждались в правительственных субсидиях. В стране образовалось 72 префектуры и 300 личных префектур. Правительство сместило всех бывших дайме с постов губернаторов. Пенсии разоряли казну, и в 1876г правительство принудительно капитализировало самурайские пенсии. Им выплачивали от 5 до 14-кратной суммы. Вот она и послужила поводом для окончательного выступления самурайской оппозиции. Капитализация самурайских пенсий – это призыв самураям «займитесь делом». Оно проводилось так, что бы максимально обеспечить интересы самураев. Большие средства были получены из казны, они были вложены в национальные банки. Значительная часть самураев оказалась непригодна ни к труду, ни к предпринимательству. Отсюда реакционная самурайская оппозиция. С другой стороны отсюда растут ноги японского капитализма и империализма. Княжества ликвидированы, страна объединена – это главный итог административной реформы.

Административная реформа – комплекс реформ. Все сопровождалось массой мероприятий для ликвидации излишеств. Устроили таможенные барьеры, ликвидировали собственность даймё на землю. Правительство принимает закон о равенстве сословий, делит общество на нобилитет (дворяне, бывшие самураи, простолюдины). Ликвидировали привилегии самурайства, но чисто формально. Простолюдинам дали фамилии, разрешили носить штаны, дали свободу торговли. Административная реформа сопровождалась мероприятиями, которые снимали напряженность.

Можно выделить одну основные тенденции, которая проходит по всем реформам:

· Стремление самураев к вестернизации

· Максимальное ограждение интересов самурайского сословия

В этом заключается успех Мэйдзи. Произошло это благодаря соглашению с прежней правящей элитой, компромисс нашла как новая, так и старая власти. Побудительным мотивом стали беды внутри и снаружи. Осознали интересы страны и прогресс при изменении. Всех крупных князей удалось добровольно уговорить, им предложили стать губернаторами, дали капитал для первоначального бизнеса. Бескровным был процесс объединения. Феодальная раздробленность ликвидировалась за 4 года. Самураи сформировали чиновничий аппарат. Выдвинув лозунг «богатое государство. Сильная армия». Административная реформа подорвала влияние даймё. Нб ликвидировать опору сепаратизма, создать сильную армию, чтобы предотвратить беды извне. Необходима была силовая опора. В период реформ складывались дестабилизационные силы: реакционные самураи против вестернизации – справа. Движение за права и свободу слева.

Император обещал конституцию, но никто не торопился. Второе движение помогло её принять. Внутри страны усмирять мятежников. Реформа военная была самой мирительной, т.к. военные занимали привилегированное положение. Не было единства о том, кто должен служить? Все было вокруг вопроса о распространении воинской повинности на крестьян. Предлагали оставить самураев в качестве единственного источника формирования армии, но самураи могли сделать самоубиение (харакири). Систему всеобщей воинской повинности считали основой государства. Распространение воинской обязанности – путь, который всех уравняет, преодоление сепаратизма княжеств. Борьба завершилась компромиссом: армия на основе всеобщей повинности, а самураи составили офицерский полк. 1882г. страну разделили на 6 военных округов. Но освобождались правительственные чиновники, студенты, те, кто мог откупиться в 270 тыс. йен. Срок службы 3 года, освобождались еще главы семей, единственные сыновья, внуки, наследники, чтобы сохранить семью как единицу обложения налогов. Это носит даже характер феодальной барщины, тесно связано с налогообложением. После этого прокатилась волна восстаний. Военную службу считали налогом кровью в прямом смысле. Народ все равно показывал протест и всячески хотел отмазаться. Для подавления восстания правительство посылало крестьян, самураев. В 1873г. открыли военную академию в Токио. Французы помогали создавать армию, а англичане – флот. На практике получалось, что только самураи составляли офицерский корпус. Хотя у европейцев и переняли, но были свои особенности. Патернализм, религия, самурайские кодексы. Отсюда последствия второй мировой войны - летчики-камикадзе, люди-смертники. Несмотря на компромисс, военная реформа вызвала наибольшее недовольство. Последней каплей был указ 1876г. – запрещение ношения мечей. Указ отменял последнюю привилегию самураев. Это стало поводом Сацумской войны.

Аграрная реформа 1873-1876гг. причиной были крестьянские волнения, но еще главнее – необходимость создания прочной финансовой базы. Финансы были в ужасающем состоянии. 1694 вида денег, вместо этого ввели единую денежную единицу – йены. Правительство Мэйдзи получило пустую казну, тяжким бременем были выкупы и создание армии. Средств не хватало. Доход 4 млн. расход – 30 млн. правительство прибегало к принудительным займам, но главное – обложение крестьянства, взимали налоги вне зависимости от урожая, установить налогоплательщика юридически ответственным. Для этого и нб ввести ЧС. Это соответствовало интересам крупных крестьян, которые обладали значительными наделами. Отменили запрет на куплю – продажу в 1640г. и принято решение о закреплении ЧС кому земля принадлежала. Это означало признание всех земельных сделок, которые раньше были запрещены. Земли получили новые помещики, все, кто имели земли, получали собственность. Но большинство земельных наделов были мелкими. Арендодатели теряли свою землю. Эта реформа – экспроприация земли новым собственником, правительство захватывало поля и пастбища. Сначала составили земельный кадастр: частные и правительственные земли.

Все земли, которые не имели ЧС, переходили к государству, они продавались с торгов. Мероприятия вели к расширению за счет крестьян, которые не могли сохранить свой надел. Завершая этот закон о земельных налогах, правительство не могло упустить этот источник. Заменили множество налогов одним. Налогооблагатели только те, которые внесли в земельный кадастр, но не арендаторы. Арендаторы и арендодатели жили в собственных отношениях. Налог – 30% от стоимости земли, а не с риса или количества урожая. Размер налога унифицирован. Платили налог деньгами ниже прежнего на 4-5%. Цена на землю устанавливалась на основании заявления самих владельцев земли. Ориентировочная цена определялась сверху, заявление в форме присяги и заверялось регатами других жителей. Чиновники сверяли эти сведения с официальными. Если цены занижали, то в первый раз – выговор, во второй – землю отбирали. Вследствие широкой распространенности, налог составил 60%, но это еще мало. Налог был выгоден тем, кто землю сдавал, рис мог перепродать в благоприятное время и получить наибольшую выгоду в отличие от мелких собственников. Крестьяне облагались и здесь, началось изъятие земли. Именно налоговая реформа настроила крестьян против Мэйдзи. Слабая промышленность не могла поглотить разоренных. В целом налог составлял 80% госбюджета. В результате реформы в Японии не создали фермерства, развитие пошло по прусскому пути. Это обусловило особенности японского капитализма и империализма. Сх отставало от промышленности, но реформа ввела ЧС, и дайме потеряли свой статус, перестали быть опорой государства.

Женщины больше сохранили национальную одежду, но жены европейцев ходили в европейских платьях. Приказ был отрезать косы, изменение прически позволило носить головные уборы вместе с кимоно главное потрясение японского костюма - носить штаны – раньше была привилегией самураев. Правительство встало на путь внедрения науки и образования. Внедрялись теперь из США. Грамотность всегда была высокой – 40% среди мужчин, 10% среди женщин. В обществе не было барьеров перед образованием. 1872 – начальное образование, 1886 4 летнее, 1907- 8 летнее образование. Около трети бюджета уходило на зп иностранцам, в основном инженеры и преподаватели. Реформы способствовали становлению национального образования.

Это были большие темпы роста, т.к. начинали с нуля. Но весь прогресс завершился атомными бомбардировками. В дальнейшем вывоз капитала, он связан со стремлением к колониальным захватам. Особенностью было многообразие политических форм: колонии, полуколонии, финансово-зависимые страны.

япон. - обновление Мэйдзи, реставрация Мэйдзи) - в широком смысле политич. события и социально-экономич. преобразования в Японии сер. и 2-й пол. 19 в., в результате к-рых была ликвидирована феод. система и образовалось централизов. бурж. гос-во. В узком и наиболее употребит. значении - незавершенная бурж. революция в Японии 1867-68. В период Бакумацу, предшествовавший М. и., фактич. правителем Японии являлся диктатор - сегун, из наиболее могуществ. владетельного феод. дома Токугава. Император практически был отстранен от участия в политич. жизни страны. Сегунат имел вместе со своими прямыми вассалами в собств. владении ок. 1/4 зем. угодий страны. Остальная земля находилась в ленном пользовании князей (дайме) (примерно 260 кн-в в 18-19 вв.). Дайме имели своих вассалов из низшего дворянства - самураев, к-рые редко наделялись землей; служа в дружинах князя, они получали в виде жалованья рисовые пайки. С упадком кн-в положение самураев ухудшалось, их рисовые пайки урезывались. Многие из них уходили в города и превращались в мелких торговцев и служащих, учителей, ремесленников и т. д. Япон. крестьяне не являлись собственниками земли, а были лишь ее наследств. держателями. Купля-продажа земли была запрещена. Широко развился заклад земли. Крест. земля часто переходила в руки кредитора, т. н. "нового помещика" (син дзинуси, госи), а крестьянин превращался в бесправного арендатора. Помимо подати своему дайме (до 50% урожая), крестьяне стали платить и арендную плату кредитору (иногда более 20% урожая). Возросший феод. гнет вызывал мощные восстания сотен тысяч крестьян, проходившие под лозунгом "Ёнаоси" ("исправление мира", "исправление жизни"), требовавшим уравнит. землепользования, свободных выборов деревенской администрации и т. д. В 19 в. произошло ок. 600 восстаний (крупнейшие - в Сацума, 1858, Будзен, Айдзу и Ивами - 1867). Развитие товарно-ден. отношений привело к дифференциации крестьянства. Выросла значит. прослойка зажиточных крестьян (гоно). Подобно "новому помещику", зажиточный крестьянин являлся одновременно местным скупщиком, купцом, предпринимателем. Товарное произ-во, достигшее сравнительно высокого уровня развития в период Бакумацу, подрывало экономич. основы феодализма и вызывало разложение феод. сословной организации общества. Сильно выросла гор. торг. буржуазия (тенин). Формировавшаяся япон. пром-сть была представлена гор. цеховым ремеслом, мануфактурой (рассеянной) и крест. домашней пром-стью. Накануне М. и. в стране насчитывалось 420 мануфактур в различных отраслях произ-ва. В 1830-1844, а затем в 1865-68 по городам Японии прокатилась волна восстаний гор. низов (утиковаси), вызванных ростом дороговизны, обесцениванием денег (крупнейшие - восстание Осио в Осака 1837 и восстание 1866 в Эдо). В сер. 19 в., т. о., усилилось экономич. и политич. разложение феод. системы. Расшатывался политич. строй: в связи с ослаблением центр. пр-ва усилился сепаратизм отд. кн-в. Внутр. кризис в Японии обострился в 50-60-х гг. 19 в. насильств. "открытием" страны иностр. державами (в первую очередь США), навязавшими Японии неравноправные договоры (Ансэйские договоры). Движение за нац. независимость стало сочетаться с выступлениями против сегуната. Борьбу против феод. раздробленности, за свержение сегуната, за ликвидацию отсталости страны возглавили юго-зап. кн-ва (Тесю, Сацума, Хидзен, Тоса), выступившие с требованием восстановления власти императора. В кн-ве Тесю радикальные представители низшего самурайства, опираясь на поддержку зажиточных крестьян (гоно), купцов и предпринимателей, создали свои собств. вооруж. силы - "плебейскую армию" (кихэйтай), во главе с Такасуги Синсаку, и в янв. 1865 стали контролировать адм. аппарат кн-ва, во главе к-рого встали выходцы из самураев Кидо, Иноуэ, Ито, Номура и др. В других юго-зап. кн-вах адм. аппарат также перешел в руки низшего самурайства, вследствии чего создались предпосылки для образования антиправительств. коалиции. В марте 1866 был заключен воен. союз между юго-зап. кн-вами Тесю и Сацума, ставший стержнем движения за свержение пр-ва сегуна (Табаку ундо). Предпринятый с помощью Франции в июле 1866 воен. поход сегуната против кн-ва Тесю был отражен коалицией юго-западных княжеств. Этому способствовали также волнения крестьян в тылах сегунской армии (в районах Канто, Кинки, а также в провинциях Суо, Аки, Ивами). Для похода на Эдо - адм. ц. сегуната в кн-вах началось формирование различных добровольч. отрядов (нохэй) из сыновей сел. самураев (госи) и зажиточных крестьян (гоно). Зарождавшаяся пром. буржуазия, тесно связанная с с. х-вом и не сложившаяся в самостоят. политич. силу, не могла и не хотела возглавить борьбу крестьянства и гор. бедноты за ликвидацию феод. строя. Во главе движения оказалось низшее самурайство, к-рое, хотя и подвергалось сильному бурж. влиянию, все же являлось частью господствующего дворянского сословия. Лидеры юго-зап. коалиции, опираясь на вооруж. силы, сосредоточенные в Киото, 3 янв. 1868 от имени 15-летнего императора Муцухито, вступившего на престол в 1867, объявили о свержении пр-ва сегуна и образовании нового пр-ва во главе с императором. Сегун и его сторонники, стянув свои войска в Осака, выступили против Киото, но были разбиты в битве при Тоба и Фусими (р-н Киото) в конце янв. 1868. В мае сегун Кэйки, укрывшийся в эдоском замке, капитулировал, и войска нового (императорского) пр-ва без боя вступили в Эдо. В конце октября штурмом был взят замок Вакамацу (Айдзу), где сосредоточились верные сегуну войска, а затем были уничтожены мелкие отряды сегунских войск, рассеявшиеся по Сев. Хонсю. Конец гражд. войны, охватившей три четверти страны, наступил в июне 1869, с падением крепости Горекаку (Хакодате), оборонявшейся войсками адм. Эномото. Победа революции открыла путь к бурж. социально-экономич. преобразованиям, но феод. пережитки в значит. степени были сохранены, вследствие чего эта революция оказалась незавершенной. В 1868 были распущены цеховые монополии, отменена феод. сословная система (1871), провозглашена свобода купли-продажи земли (1872), выбора профессии, места жительства и др. бурж. свободы, облегчившие образование нац. рынка. Ликвидация кн-в (путем выкупа князья стали получать денежную пенсию, примерно равную 10% прежнего валового дохода их владения) и введение системы префектур (1871), реформа гос. аппарата, введение всеобщей воинской повинности (1872), системы нар. образования (1872) и т. д. положили конец феод. раздробленности, привели к образованию централизов. бурж. гос-ва. Реформа зем. налога 1873-79 (замена многочисл. феод. податей единым денежным налогом, взимаемым центр. пр-вом) способствовала ликвидации феод. собственности, ввела бурж.-помещичью собственность на землю, укрепила позиции новых помещиков и зажиточного крестьянства. Хотя эти реформы носили компромиссный, половинчатый характер, они создали предпосылки для развития капитализма. Пр-во Мэйдзи в 70-80-х гг. 19 в. стало содействовать развитию капиталистич. отношений (система гос. протекционизма, строительство т. н. образцовых предприятий на гос. средства и т. д.). До 2-й мировой войны в япон. историографии господствовала казенная, или династийная, школа, излагавшая историю М. и. в отрыве от социально-экономич. истории как борьбу между императорским домом и сегунатом, между сегунатом и юго-зап. кн-вами и т. д. Однако уже в 20-30-х гг. 20 в. в Японии сложилась довольно влиятельная марксистская ист. школа, рассматривавшая М. и. как закономерный результат обществ. развития. Важным стимулом для изучения истории М. и. послужила дискуссия о япон. капитализме и характере предстоящей революции в Японии, развернувшаяся среди япон. марксистов в 20-30-е гг. Историки, считавшие, что в Японии предстоит социалистич. революция, доказывали, что М. и. была бурж. революцией, возникшей под влиянием зап. капитализма, вторгшегося в Японию в сер. 19 в. (Сакисака, Ямакава, Оути, Иномата, Путия и др., группировавшиеся вокруг журнала "Роно" ("Рабочий и крестьянин"), к-рый издавался с дек. 1927 по апр. 1932 (No 1-52) в Токио под ред. Кобори и Инамура). Историки, считавшие, что Япония должна пройти через этап бурж.-демократич. революции, наоборот, доказывали, что М. и. не являлась революцией. В период этой дискуссии историк Хаттори Сисо впервые разработал концепцию, трактующую М. и. как переход от одной формы правления феод. власти - сословной монархии, к другой - абсолютизму (гл. представители этой концепции - Хаттори Сисо, Норо Эйтаро, Хани Горо, Хориэ Хидэйти, издавшие в 30-х гг. труд по истории развития япон. капитализма (Нихон сихонсюги хаттацу-си Кодза, ред. Норо Эйтаро, в. 1-42, Токио, 1932-35)). Большинство совр. япон. прогрессивных историков (Иноуэ Киеси, Тояма Сигэки, Исии Такаси, Нарамото Тацуя, Хориэ Хидэйти и др.) определяет М. и. как процесс образования абсолютизма, а пр-во Мэйдзи - как последнюю ступень феод. власти (см. Мэйдзи исин-си кэнкю кодза. (Очерки исследования истории Мэйдзи исин, т. 3, Токио, 1958, с. 61-68)). При этом они ссылаются на то, что во главе этого движения находились представители господств. дворянского сословия - низшие самураи, что оно не сопровождалось аграрной революцией, и т. д. (см. там же, с. 71-72). В политич. плане они излагают историю М. и. преимущественно как борьбу двух группировок внутри господств. феод. класса за гегемонию в движении за установление абсолютизма, хотя и признают, что эта внутр. борьба была вызвана подъемом антифеод. борьбы нар. масс снизу. Первой бурж. революцией в Японии историки этого направления считают движение за свободу и нар. права (Дзию минкэн ундо), развернувшееся в 70-80-х гг. 19 в. Это движение, направл. против абсолютизма, не увенчалось успехом, вследствие чего возникшая в результате М. и. абсолютная монархия, несмотря на бурное развитие япон. капитализма, по мнению этих историков, продолжала оставаться феодальной вплоть до военного поражения Японии во 2-й мировой войне. В послевоен. историографии М. и. вместе с тем существует и второе направление япон. историков, с новых позиций характеризующее М. и. как бурж. революцию (историки Кадзиниси, Като, Осима и Оути Тикара). Они считают, однако, что в период Бакумацу в Японии еще не было предпосылок для бурж. революции, что она произошла "преждевременно", под влиянием зап. капитализма. В сов. историографии (см. лит. к статье) распространена характеристика М. и. как незавершенной бурж. революции, при этом в ее изучении главный акцент делается на внутр. причины, обусловившие как М. и., так и ее половинчатый, незавершенный характер. Лит.: Жуков Е., Революция и преобразования мэйдзи в Японии. Стеногр. лекции, М., 1941; Топеха П., Падение сегуната, в кн.: Япония. Вопросы истории, М., 1959; Эйдус Х., Мэйдзи исин, как незавершенная буржуазная революция в Японии, в кн.: Доклады делегатов СССР на XXV Международном конгрессе востоковедов в Москве. 9-16 авг. 1960, т. 5, ч. 2, М., 1960-61; Тояма Сигэки, Мэйдзи исин (Крушение феодализма в Японии), М., 1959; Иноуэ Киеси, Мэйдзи исин, Токио, 1954; Мэйдзи исин-си кэнкю кодза (Очерки исследования истории Мэйдзи исин), т. 1-6, Токио, 1958-59. П. П. Топеха. Москва. -***-***-***- Япония периода революции Мэйдзи